Бог холода: Холодные боги | Веселовские Вести

Содержание

боги-персонификации зимы — Порог миров

Японские легенды гласят, что зимнее время — именно тот период, когда боги приходят на землю и давние мечты одиноких людей — мечты о любви, жене, детях — сбываются. Только очень обманчиво это счастье, и может растаять вместе со снегами по весне. И все же какие они — зимние боги? Страшные и жестокие или суровые, но справедливые? Чего они ждут от людей, а люди — от них?

Родственник афинян

В Древнюю Грецию зиму приносил на могучих крыльях северный ветер Борей. Был он старшим из четырех братьев-ветров, сыновей титана Астрея и богини зари Эос. Греки представляли себе Борея в облике сильного и жестокого мужчины, с взъерошенными, покрытыми инеем волосами и бородой, огромными птичьими крыльями за спиной, и, конечно же, суровым нравом. Жил грозный бог не где-нибудь, а в Гиперборее, то есть стране «Под Северным Ветром», где обитали великаны и вообще царило вечное счастье. Впрочем, по слухам, сказочная Гиперборея находилась не на далеком-предалеком севере, а прямо под носом у греков — во Фракии, на юго-западном побережье Черного моря.

По легенде, однажды седому и неукротимому Борею довелось влюбиться в смертную. Звали красавицу Орифия и была она дочерью афинского царя. И так она покорила в буквальном смысле ветреного бога, что тот смиренно молил ее о взаимности и всячески старался ей угодить. И только когда понял, что в этих сентиментальных штучках, по-видимому, не силен и прекрасная царевна его знать не желает, перешел к более решительным действиям. И, в лучших традициях античности, похитил девушку, унес в свою родную Гиперборею и там взял ее силой.

Тем ни менее, афиняне не только не обиделись на Борея за такой произвол, но даже стали считать его своим «родичем». И когда Афинам угрожала армия персидского царя Ксеркса, жители города горячо молились богу северного ветра о спасении. И сказывают, что тот услышал их мольбы: поднял на море шторм и потопил четыре сотни персидских кораблей.

Еще по одной версии мифа, все четыре ветра (включая Борея) — это крылатые скакуны в конюшнях бога Эола. Борей же особенно прославился в этой ипостаси тем, что оплодотворил двенадцать кобылиц царя Эрихтония, породив двенадцать чудесных жеребцов, что могли бежать, не приминая травы под ногами. Да и любая кобыла, поставленная в стойла задом к северу, по верованиям греков, могла понести и родить от северного ветра.

Хозяйка Скандинавии

В скандинавской мифологии самой зимней богиней была дочь инеистого великана Тьяци, «лучезарная невеста богов», охотница Скади. Не в пример другим дочерям ётунов, большинство из которых красотой не блистали, Скади была прекрасна и отважна, хотя при этом своенравна и мстительна. Когда асы убили отца Скади, похитившего богиню Идунн, юная великанша разгневалась, надела шлем и кольчугу, взяла в руки оружие и пошла войной на обитель богов Асгард. И то ли была она столь ужасна во гневе, то ли напротив — столь прекрасна, что боги Асгарда не пожелали сражаться с ней, а попросили взять с них виру — выкуп за убийство. Скади потребовала себе в мужья одного из асов по своему выбору. А в придачу — боги должны были ее рассмешить. Что представлялось задачей непростой, все-таки богиня скорбела об отце…

Асы согласились. Правда, немного сжульничали и как бы и позволили Скади выбрать мужа самой, но видела она при этом только босые ноги претендентов на ее руку и сердце. Самые красивые ноги оказались у морского бога Ньёрда. Скади была несколько разочарована, потому что полагала, что выбрала Бальдра, сына верховного бога Одина и прекраснейшего из богов.

Ну а смешить «несмеяну» взялся, конечно же, пройдоха Локи. Для этого он проделал крайне рискованную манипуляцию (не пытайтесь повторить это дома!): привязал один конец веревки к бороде козла, а второй — к собственным гениталиям. После чего устроил своеобразную игру в перетягивание каната, сопровождаемую пронзительными криками обоих соревнующихся. Когда Локи наконец, в изнеможении, упал богине на колени, Скади не выдержала и рассмеялась.

В замужестве с Ньёрдом дочь гор оказалась несчастлива: она тосковала по родным краям и не могла уснуть на зыбком ложе волн, под надоедливые крики чаек. Ньёрд было согласился переехать в ее горную страну, но также не смог остаться там надолго — горы были ему отвратны. По-видимому, в конце концов, пара рассталась. Говорят, что Скади после сошлась с самим Одином и родила ему множество сыновей. Вероятно, что спала она и с проказником Локи — по крайней мере, он этим бесстыдно похвалялся.


Скади считается богиней гор, зимы, холода, покровительницей лыжников, лучников и охотников. По некоторым версиям, именем этой богини назван и сам полуостров Скандинавия — «остров Скади». Либо с точностью наоборот: имя Скади произошло от слова Скандинавия, что, тем ни менее, дает основания видеть ее персонификацией не только зимы и снегов, но и всей северной земли.

Зимушка-кумушка

В славянском фольклоре и в особенности славянском неоязычестве персонификацией зимы считается богиня или, по другим версиям, злой дух, демон по имени Маржана. Разумеется, подлинных славянских мифов о Маржане, также именуемой Мореной, Марой, Мораной, Морой, Муравой, Муриеной, Мармуриеной и другими именами, практически не сохранилось. Ныне она известна исключительно как фольклорный персонаж, символизирующий зиму и смерть в народных обрядах: соломенная кукла, торжественно сжигаемая или потопляемая в ознаменование прихода весны. Однако то, что обряды эти, всегда схожие по своему характеру, распространены во всех славянских и даже некоторых неславянских странах (с небольшим процентом славянского населения), дает основания полагать, что культ Мары или Маржаны когда-то был повсеместным и весьма значимым.

Имя Маржаны, скорее всего, производно от праиндоевропейского корня mar-, mor- в значении «смерть». Интересно, что во многих, как славянских, так и германских языках и культурах Мара также появляется в облике призрака или злого духа. Например, в современном украинском сохранилось название привидения «примара», а в английском ночной кошмар называется nightmare, что можно перевести как «ночная мара». Слово «мара» присутствует и в заимствованном из французского «кошмар», буквально что-то вроде «мара-душительница», поскольку в европейской мифологии «марой» называлась злобная фея или троллиха, которая душит человека во сне или навевает страшные сны.

Традиция наряжать соломенную куклу, именуемую Марой, а иногда и попросту Бабой, Смерткой или даже Бабой Ягой и Масленицей, известна с Раннего Средневековья. Христианская церковь, как водится, пыталась бороться с этим языческим обычаем, запрещая его или предлагая новую трактовку (так, к примеру, чучело Маржаны пробовали заменить фигурой Иуды, которую следовало сбрасывать с колокольни перед днем Пасхи), но безуспешно. С ритуалом сжигания, потопления или другого уничтожения Мары связано множество поверий. Например, части разорванной куклы могли подарить плодородие и хороший урожай земле, где будут похоронены, а тот, кто прибежит в деревню последним после сожжения чучела зимы — скоро умрет. Дурная примета также коснуться тонущей Маржаны — рука отсохнет, или оглянуться на обратном пути — к болезни, или споткнуться и упасть — к верной смерти.

В современных трактовках Маржану представляют как богиню не только смерти, но и жизни, а ее потопление видят символическим нисхождением в подземный мир мертвых для последующего возрождения.

Королева кельтской зимы

Кельтскую божественную старуху, олицетворяющую собой зимнее время года, зовут двумя именами: Калех, что буквально означает «скрытая под капюшоном» и Бейра (вероятно, от древнеирландского berach — «рогатая»). Второе имя вместе с титулом Королева Зимы за ней закрепилось стараниями шотландского фольклориста Дональда Маккензи только в начале двадцатого века, но в фольклорных источниках ее так тоже иногда называют.

Маккензи считал Бейру одноглазой великаншей с синей кожей, белыми волосами и ржаво-желтыми зубами. По его сведеньям, она построила все горные массивы Шотландии с помощью волшебного молота и сделала самую высокую гору Бен-Невис своим троном. Он также отождествлял кельтскую Королеву Зимы с греческой богиней земли Геей и германоскандинавской Ёрд.

По другой легенде, Калех или ее двойник Бейра создала горы не вырубая их молотом, а всего лишь ненароком обронив несколько камешков из своей плетеной корзинки. Ей же обязаны шотландцы появлением всех рек и озер: случилось это, когда, утомившись пасти свои стада оленей, Калех задремала, присев на вершине горы Бен Круахан, и воды находившегося там источника, вытесненные из берегов, хлынули вниз в долины.

Но все же чаще всего Калех Бейр упоминают в связи с ее вечным противостоянием богине весны Бригид. День, когда Бейра либо пьет из волшебного колодца юности и оборачивается прекрасной девой Бригид, либо уступает ей землю, превращаясь в камень до новой зимы, в разных частях Британских островов отмечают в разное время: в день Имболка 1-го февраля, в день весеннего равноденствия или даже на Бельтайн 1-го мая. Существует поверье, что если в этот день погода будет безоблачной и теплой, Калех соберет сухих дров для своего очага и останется еще надолго. Если же льет как из ведра — старуха будет сидеть дома, запасы ее вскоре иссякнут и придется ей убираться восвояси, давая дорогу весне.

А на западном побережье Шотландии еще рассказывают легенду о том, что каждую осень старуха Калех три дня подряд стирает свой большой плед в водах залива. И пока она занята стиркой, на всю округу ревут яростные шторма. А когда она закончит, ее плед будет белоснежно-чист, и этим пледом она и укроет землю.

Через Атлантику

В мифологии ацтеков богом зимы, холода и смерти был Ицтлаколиуки, имя которого традиционно переводится как «Кривой обсидиановый клинок». Существует однако и альтернативная версия перевода: «Мороз-Убийца-Растений» или «Всё согнулось от холода». По легенде, когда-то Ицтлаколиуки был богом утренней звезды, а до того — тольтекским правителем по имени Се-Акатль Накшитль Топильцин Кецалькоатль. Последний стал богом после смерти, когда бросился в костер и пепел его вознесся к небесам.

Бог утренней звезды Тлауицкальпантекутли, судя по всему, был дерзок и смел, а из мира мертвых Миктлана он принес с собой смертоносные дротики. Однажды бог Солнца Тонатиу не пожелал выйти на небосвод, требуя при этом от других богов повиновения и жертвоприношений. Тлауицкальпантекутли возмутился высокомерием бога Солнца и метнул в него дротик. Но Владыка Рассвета промахнулся. А Тонатиу не замедлил выстрелить в ответ, пронзив Утренней Звезде голову.

С тех пор Ицтлаколуики и стал богом холода, смерти и обсидиана. А вместо дротика его атрибутом стала метла, символизирующая очищение: так смерть очищает дорогу для новой жизни, а зима — для новой весны.

В верованиях алгонкинских племен североамериканских индейцев жестокий дух зимы, холода и голода носит имя Вендиго. Выглядит это вечно голодное чудовище как невероятно тощий великан с пепельно-серой кожей и глубоко ввалившимися глазами. От него несет духом разложения и смерти.

Питается вендиго человеческой плотью, но никогда не может насытиться. Сколько бы он ни съел, желудок его остается пустым, потому что с каждой кормежкой его костлявое исполинское тело вновь вырастает. И вендиго вновь рыщет в поисках новой добычи, в тщетной надежде утолить вечно терзающий его голод.

Согласно многим поверьям, вендиго может стать человек, которым овладеет дух жадности. Также ненасытный людоед мог оказаться жертвой магического проклятья или напротив — злобным колдуном, деградировавшим под влиянием собственной магии и по причине употребления человечины в пищу.

Морозный парень

Происхождение персонажа английского фольклора Джека Фроста достаточно туманно и точно не установлено. По некоторым гипотезам, его образ пришел из скандинавской мифологии, и был Джек Фрост поначалу инеистым великаном по имени Йокуль Фрости, сыном великана Кари — персонификации ветра, внуком великана Форньота, имя которого, вероятно, истолковывается как «Древний великан». Впрочем, на самом деле Йокуль и Фрости — два альтернативных варианта имени сына ветра, и вместе они нигде не попадаются.

В английских же поверьях Джек Фрост встречается примерно с шестнадцатого века, и уже скорей в образе шалунишки-эльфа, который перекрашивает листву в желтые и красные осенние цвета, рисует морозные узоры на стеклах домов и щиплет за пальцы и носы тех, кто вздумает высунуться из дому в холодное время года.

По еще одной версии имя свое Морозный Джек получил исключительно по той причине, что слово jack в простонародном английском языке носит еще и значение «парень» или «работяга». Ну и еще оно обозначает карту «валет» в игральной колоде. Так что, надо думать, Джек Фрост — это такой простоватый паренек, хотя и мастер морозной магии.

Кстати, не менее знаменитый Джек С Фонарем, вероятно, получил свое имя по той же причине.

В английской литературе его образ начинает появляться в конце восемнадцатого века. Первая же известная иллюстрация с его изображением датируется 1861-м годом и создал ее тот же человек, что впервые нарисовал Санта Клауса — Томас Наст.

А еще Джека Фроста часто сравнивают и даже отождествляют с русским Дедом Морозом или сказочным персонажем Морозко. И даже известный советский фильм-сказка Александра Роу «Морозко» в американском прокате шел именно под названием «Jack Frost».

Холодная любовница

Снежная дева Юки-онна — не совсем божество, а скорее ёкай, то есть дух или демон. Кожа ее так бела, что сливается с заснеженным пейзажем, длинные черные волосы обрамляют нечеловечески прекрасное лицо, губы — цвета неба, а походка так легка, что ножки ее не оставляют следов на снегу. Порой красавица носит белоснежное кимоно, а порой и вовсе не надевает одежд… Да и отпечатков ее шагов не остается совсем неспроста: поговаривают, что ног-то у нее, как и одежды, попросту нет. Она — грозный дух снега, зимы, метелей, и взгляд ее прекрасных глаз повергает людей в ужас.

Чаще всего Юки-онну представляют как злобного, коварного духа, которому нравится замораживать беспечных путников в горах или воровать и убивать детей. Например, ее излюбленная шутка — предложить наивному смертному подержать на руках ребенка, вместе с которым она появляется. Если человек согласится — странный ребенок будет становиться с каждой секундой тяжелее и тяжелее, пока не придавит несчастного своим весом, а «добрая мамаша» Юки-онна превратит новую «сиделку» малыша в ледяную глыбу.

Впрочем, говорят, что тот, кто умудрится с честью пройти это испытание, обретет огромную физическую силу или будет щедро одарен Снежной Девой.

Но еще больше любит Юки-онна являться в дом к истосковавшимся по женской ласке холостякам. Обычно лишь для того, чтобы полакомиться их жизненной энергией, выпив ее посредством поцелуя или совокупления. Но иной раз ледяная красотка может и впрямь полюбить мужчину, стать ему женой и матерью его детей. И только если муж нарушит какой-либо ее запрет или сделает что-то ей неприятное, Юки-онна покидает его, пригрозив жестокой расправой, ежели с детьми случится по его вине хоть какая-то беда.

А потому, если вас полюбила (или просто пожалела и не стала убивать) Юки-онна, никому не рассказывайте о ней (в особенности, если она вам сама запретила), не упоминайте при ней само ее имя и главное: никогда не предлагайте ей принять горячую ванну или выпить горячего чаю! Она может просто растаять…

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

методология, концепты, образы (на примере культурных традиций коренных народов севера и Арктики)

Антропология холода: методология, концепты, образы (на примере культурных традиций коренных народов севера и Арктики)

Е.Н. Романова, О.Э. Добжанская

Снежная королева, 1957

В статье на материалах культурных традиций народов Арктики (северных саха, коренных этносов Таймыра) обсуждается новая для отечественной гуманитарной мысли проблематика, связанная с антропологией холода. Холод выступает как многомерная экзистенциальная категория, концепт, метафора и образ-архетип, благодаря которым формируются жизненные миры человеческих сообществ и отдельных людей. Междисциплинарный дискурс позволяет рассматривать феномен холода как перспективный креативный ресурс и символический капитал развития территорий «вечной мерзлоты», формообразующую модель пространства северных городов, основу для конструирования позитивной траектории северной идентичности.

Данная статья основана на научных результатах работы Лаборатории комплексных геокультурных исследований Арктики (Институт гуманитарых исследований СО РАН, Арктический государственный институт культуры и искусств), руководителем которой является Дмитрий Николаевич Замятин. Лаборатория комплексных геокультурных исследований Арктики – проект, поддержанный Российским научным фондом в 2014–2016 гг., впервые представила анализ ментальной карты холодного мира [1].

В современной науке вечная мерзлота рассматривается не только как природное явление, которое во многом определяет условия, культуру и образ жизни в холодном регионе, но и как метафора всех гиперпроцессов и гипер-явлений, которые являются определяющими для существования человека. Холод выступает как многомерная экзистенциальная категория, концепт, метафора и образ-архетип, благодаря которым во многом формируются жизненные миры человеческих сообществ и отдельных людей. Междисциплинарная парадигма научной проблематики позволяет исследовать феномен холода как формообразующую модель пространства северных городов, изучить новые подходы к конструированию позитивной траектории северной идентичности, репрезентирующей холод как креативный ресурс и символический капитал развития территорий вечной мерзлоты.

Ученые Лаборатории развивают тему воображения Севера и Арктики в контексте антропологического дискурса, где образы холода и вечной мерзлоты рассматриваются в когнитивном измерении. В контексте данного дискурса будет интересным сравнить две модели воображения холода на материале северных тюрков – саха и коренных народов Таймыра, самого северного полуострова Евразии (его территория почти полностью расположена за полярным кругом), где зима длится 9 месяцев в году.

Важным является и то, что в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе проживают 5 коренных малочисленных народов Севера: долганы; ненцы, нганасаны, эвенки; энцы. Языки коренных народов Таймыра репрезентируют разные языковые группы, что указывает на различие происхождения и этнической истории народов: языки нганасан, энцев, ненцев принадлежат к самодийской группе уральской языковой семьи, долганский язык – к тюркской группе, а эвенкийский – к тунгусо-манчжурской группе алтайской языковой семьи. Каждый народ Таймыра обладает своей системой мировоззрения и культурных традиций.

Анализ пространственного текста культуры на Севере позволил выявить концептуальные метафоры холода, связанные с образом календарного и социального времени.

Первая метафора: «Люди, засыпающие на зиму». Легенды о «сонливых» людях Севера упоминаются еще в сочинениях Геродота, в средневековой литературе среди чудес Севера описываются народы, засыпающие на зиму и пробуждающиеся только весной. Они будто бы засыпали там, где их заставала зима, из носа у них потоком шла вода, которая застывала в виде сосульки, приковавшей спящего к земле. Если кто-нибудь задевал примерзшего и отламывал сосульку, тот сразу же пробуждался и немедленно умирал [2]. В фольклорной традиции якутов известны сюжеты о людях, которые зимою, когда из носа опускались вниз сосульки, умирали, весною же, когда льдинки оттаивали, воскресали [3]. Показательно, что их жизнь была соотнесена с ритмами Природы. Зима воспринималась в якутской картине мира как Время символического умирания, Время снов. В работе А.Ф. Миддендорфа можно обнаружить особенность якутской жизни зимой, когда якуты приглашали друг друга в гости на «парадное спанье», где сон выполнял адаптивную и ритуальную функции [4]. Очевидно, что образ Севера кодирует холод и темноту. Технологией зимнего темного времени у якутов выступал эпос Олонхо. Так, в самые холодные зимние ночи приглашали в дом сказителя слушать сказание о победе богатыря солнечного мира над богатырем нижнего мира абаасы как оппозиции теплое / холодное, светлое / темное, доброе / враждебное. Победа богатыря айыы означала начало рождения нового светлого Времени, приход весны. Символично, что в якутском олонхо нет описания зимы, здесь царит вечное лето. Эпическое пространство выступало календарным ритуалом «укрощения» зимнего времени и было соотнесено в якутской картине мира с «Временем сновидений». Показательно, что сказители исполняли олонхо с закрытыми глазами. Этот ритуальный сон можно рассматривать как особый «тип общения» с духами. Зимой якуты совершали гадания, где разыгрывали роли «спящих» или «умерших» и от их имени предсказывали будущее. Гадали и по снегу: ночью выходили и падали навзничь на гладкий снег, если следа не оставалось и снег бывал таким же гладким, как и до этого, – к смерти [5. С. 298]. В свете сказанного тема символического умирания и пробуждения приобретает высокий семиотический статус в обрядах посвящения шаманов во сне (сон как пере- ход между мирами, временами года, социальными нормами).

«Время сновидений» («Dream time») – мифическое время творения, где мифические предки совершают свой жизненный цикл, сотворив людей, животных и растения, они устанавливают обычаи. У народов Севера мифические предки «оживают» в обрядах и снах в зимнее время, период холода и стужи. Яркой иллюстрацией «оживления» мифического предка является Медвежий праздник у хантов, посвященный мифическому первопредку Медведю, присутствие которого обыгрывается в использовании разных медвежьих атрибутов. В прошлом он устраивался зимой в течение 7 лет подряд, начинался в декабре (22 декабря) и завершался в марте. Медвежьи ритуалы включали сакральные песни и сказания о медведе, танцы предков генеалогических или родовых групп, здесь разыгрывались священные представления с изображением главных духов хантыйского пантеона [6]. Итак, зимний Медвежий праздник, являющийся ядром традиционной культуры хантов и манси, проецирует Время «сновидений и пробуждения».

Возвращаясь к коренным народам Таймыра, обратимся к архаичной мифологической модели нганасан, потомкам наиболее древнего аборигенного населения арктической зоны Средней Сибири – арктических охотников на дикого северного оленя [7]. Здесь в роли создателя-творца выступает Белое (Ледяное) божество: «Земли не было, был один лед без растительности. Там стоял один ледяной чум. В нем жил один мужчина. Он был совершенно белым. Не имел ни одного друга» [8]. Далее повествуется о том, что белый человек Сыраǯа ӈуо ‘Белое божество’ пошел к женщине Немы ӈуо ‘Ма- тери-богине’, дающей людям глаза. Дающая людям глаза мать рождает белому человеку веточку тальника (кустарника), а через некоторое время маленького комолого (безрогого) олененка, которому отец затем приставляет рога из бивня мамонта и каменной сказы. Постепенно от тальника на земле появляется растительность, из сброшенной с рогов оленя кожуры формируется ландшафт (горные хребты), а из рогов выросшего оленя – метеорологические явления (северное сияние, грозовые и снежные облака).

Восприятие холода здесь реализуется через северные образы: олененок, бивни мамонта, северное сияние, снежные облака. Другой вариант этого сказания, записанный Б.О. Долгих от Салопте Турдагина [9], более развит: в нем появляется мотив детей-близнецов, рожденных Матерью- богиней и Белым богом (от них затем происходят люди, разные народы). Сын богов Моу-та ‘Земли олень’ становится стражем земли и ее божеством. По просьбе мыши, на которую охотятся хищники – песцы и горностаи, Моу-та творит снег: он бросает вверх свой каменный рог и появляются снежные и дождевые облака [9]. Длинная зима также устанавливается им по просьбе мыши, которая прячется в снегу от своих врагов: «Пусть так будет: зима долгая, а лето короткое. Это тебе помощь, мышка» [9]. От подброшенного в небо мамонтового рога Моу-та небо становится чистым, настает сильный мороз [9].

Как видим, осмысление образов холода, льда и зимы у нганасан связано с космогоническими мифами: рождением жизни, появлением растительности, животных и людей, устроением земного миропорядка, сезонов и погоды. Особенно важен образ Белого божества изо Льда, родоначальника жизни на земле. В нганасанской мифологии образ Холода (Льда) связан с мифологическим первоначалом и имеет скорее философское значение (может осмысливаться как некая одушевленная праматерия, из которой возникает земной мир). Нужно акцентировать, что в мифологических текстах Холод, Лед, Мороз не осмысливаются в этических категориях как нечто враждебное человеку. Семантика зимнего времени формирует у коренных народов Севера созидательный код.

Якуты же формируют образ Зимы в контексте «культуры воспоминаний» о степном юге, где Север и холод несут негативные коннотации. В якутском календарном мифе при сотворении мира бог спросил у человека: «Что мне сделать длиннее – лето или зиму?». Право выбрать предоставляется коню и быку. Первым спросил бог коня: «Ты бы как хотел, чтобы зима была длиннее лета или лето длиннее зимы?» – «Я бы хотел, – ответил конь, – чтобы лето было длинным, а то зимой очень мерзнут мои копыта». Тогда бог спросил быка: «А ты что скажешь: что для тебя удлинить и что укоротить?». Бык ответил: «Лучше бы удлинить зиму, у меня в летнюю жару мокнет нос». Бог так и сделал: зима стала длинной, а лето коротким [10].

Бинарная оппозиция лошадь / бык реализует семантическую оппозицию лето / зима, что согласуется с комплексом представлений о календарных сим- волах Лета и Зимы, восходящих к мифологическим образам Белой Лошади и Быка зимы как неотвратимой природной стихии. Технологией летнего тепло- го времени выступал главный ритуал якутской традиции Ысыах – ритуал первотворения. Преобразование кризисной ситуации (Холода) в порубежную ситуацию ритуального пробуждения мира (возжигание нового огня на Ысыа- хе как символ Тепла) органично вписывается в календарные установления якутов – делить год на две половины: летнюю и зимнюю.

Итак, в якутской картине мира существовала двусторонняя модель ритуальной коммуникации как протяженной памяти: зимний ритуал Олонхо как «Время сновидений» и летний ритуал Ысыах как «Пробуждение». Следующая метафора: «Шепот звезд и холодное дыхание Земли». В морозные ночи на ясном небе бывает множество звезд, в белом безмолвии холодных ландшафтов слышен только небольшой шорох, потрескивание (климатологи объясняют это образованием кристаллов в воздухе), которое народ связывал со старинным поверьем, что это шепчут живые существа – звезды. Во многих северных мифологиях звезды приносят холод и стужу. В якутской астральной мифологии представлены архаичные сюжеты о том, как люди старались уменьшить холод, срубив звезды. Так, в самом начале жизни Малая Медведица была очень велика, она закрыла солнце и луну. Настал страшный холод, людям грозила опасность совсем замерзнуть. Тогда девушка-шаманка взялась спасти людей. Перед камланием она просила, чтобы ни одна женщина не смотрела на нее, иначе она может упасть в обморок или умереть на месте. Камлая, девушка-шаманка вознеслась на небо и стала разбивать Малую Медведицу на мелкие частицы. В момент, когда она, собрав искрящиеся осколки, мелкие частицы в рот, опрыскивала ими небо, устанавливая систему звезд, одна женщина не смогла удержать своего любопытства и тайком взглянула через окно на небо. Девушка-шаманка впала в обморок, и Медведица осталась не до конца разбитой. Якуты верили, что когда-нибудь Малая Медведица увеличится в объеме, и тогда наступит конец жизни на земле [11]. В этом мифологическом тексте шаманка, разбивающая созвездие Малой Медведицы, наделяется способностью укрощения холодной стихии. Так, происхождение звездных объектов на ночном небе связано с шаманской деятельностью. В корпусе астральных мифов сохранились и мифы о Венере (Чолбон) и Плеядах, насылающих холод. Показателен сюжет о первом из якутов шамане Чачыгыыр таас, который в холодную зиму по велению богатого родоначальника Улуу Кудангса рубит закрепу Чолбона (Венеры) к Небу в надежде избавить народ от вечной и лютой зимы [11]. Осуществить до конца свой обряд он не смог опять же из-за любопытства девушки. Но с тех пор, как говорят, зима стала мягче. В произведении «Улуу Кудангса» Платона Ойунского шаман предупреждает своего господина, что он нарушил ход Природного времени и будет в будущем жестоко наказан.

Уильям Натт. «Черная змея». Мрамор, известняк, 2002

Что касается самодийской традиции, то холод здесь насылают мифические персонажи. Пургу у ненцев и нганасан олицетворяет злая старуха с длинными седыми волосами, когда она их расчесывает, перхоть превращается в снег [12]. В восприятии ненцев и энцев холод посылает гигантский Бык севера, живущий в ледовитом море, у северной кромки неба. Зимой его дыхание проявляется в пламени (северном сиянии). Когда бык сбрасывает вылянившую шерсть – идет снег, когда дует – поднимается холодный ве- тер, когда стоит на месте – царит холод, а когда движется – теплеет. Присутствие в холодовой символике Быка севера у ненцев и Быка зимы у якутов с их общим локусом проживания (Ледовитый океан) наводит на мысль об общей модели формирования данного образа на Севере.

Третья (ключевая) метафора: «Растапливающие вечную мерзлоту». В самодийской традиции, переходя от изучения мифа к обрядовым шаманским текстам и фольклорным жанрам (сказкам), мы замечаем изменение осмысления образов Холода, Льда, Зимы. В обрядовом и сказочном фольклоре эти образы напрямую связаны с Нижним миром (подземным миром мертвых). Обратимся к записанным в 1989 г. камланиям нганасанского шамана Тубяку Костеркина: «…Особенно часто целью камланий было предотвращение пагубной деятельности божеств зла Котурə (от коту – „убить“) и Сырəǯə (от сырəǯə „вечная мерзлота“ – бог страны подземной мерзлоты, мира мертвых) [13]. Как видим, здесь Сырəǯə – злое божество, иногда он именуется как бог голодной смерти. В тексте шаманского камлания Демниме Костеркина (запись 1977 г.) присутствует важный образ белых трав, где сыр нётə (белые травы) являются метафорой смерти, их образ сопутствует образу погребального чума (нган. маталир) [14]. В дальнейшем изложении выясняется, что противоположные по цвету белым травам темные или черные (сочные) травы являются признаком живого. Путешествия шаманов в подземный мир в поисках души больного означали проникновение в ледяные толщи вечной мерзлоты, в фольклорных текстах сохранились сюжеты, где северный шаман горячим (раскаленным) поленом, огнем оттаивает замерзшу землю и оживляет людей и оленей. Якутские шаманы на Севере во время ночных камланий превращались в птиц и зверей, чтобы обнаружить следы затерявшихся зимой людей. Своими ритуальными действиями они могли изменить погоду и остановить стихии: прекратить пургу и снегопад.

Осмысление северного шаманизма в рамках опыта адаптации населения к экстремально низким температурам и природным условиям в зимний период позволяет раскрыть психоментальную структуру деятельности шамана. Онтология воображения Холода в шаманских системах народов Севера репрезентируется через разные тексты культуры. Когнитивный анализ шаманских текстов у северных якутов и коренных народов Таймыра обнаружил единую модель знаково-символической коммуникации шамана с холодным ландшафтом. Культурные архетипы древнего населения Севера и Арктики проецируются в символических образах шаманского костюма как «нового» тела шамана, возрожденного после обряда посвящения, где телесность репрезентируется телом, душой (мать-зверем) и духом-предком шамана [16]. Ритуальные подвески на шаманском костюме северных шаманов (якуты, долганы, эвенки) моделировали холодный мир, таким образом соединяя «телестность и пространственность» в фигуре шамана. Главные природные сим- волы на шаманском костюме пришивались сзади, на спине, что обозначало подземный мир, мир умерших. Образы щербатой Луны и продырявленного Солнца как знаки Ночи и неполного Света репрезентировали Тьму как одну из особенностей холодного мира. Символично, что на шаманских атрибутах народов Севера можно было встретить изображения звезд, ночного неба, оленей. Моделирование ночного зимнего пространства на шаманском костюме реализовывалось через образы птиц и животных северного ландшафта (гагара, собака, медведь, волк). Логично, что спереди нашивались полные изображения Солнца и Луны, символизирующие победу Света над Тьмой и отображающие движение календарного цикла с холода на тепло. Покрой шаманского костюма символизировал образ близкой к Небу, Солнцу птицы – орла (прилет орла у якутов был сопряжен с небесным, Верхним миром, Теп- лом и приходом Весны, с этого времени бык зимы отступал).

Путешествие по мирам шамана в «новом» теле формирует трансцендентальную модель диалога Макро- и Микрокосма. Символический анализ космических и зооморфных объектов на шаманском костюме дает возможность предположить, что шаманский костюм у якутов – как воображаемая пространственная телесность – манифестирует неразрывную целостность Восприятия Космоса-Природы и Человека. Освоив многовековой духовный опыт адаптации к низким температурам, шаманы в своей ритуальной практике совершали символические действия по «укрощению» холода, где концепты холод / тепло обыгрывались в едином пространстве культуры. Креативный потенциал шамана формировал адаптивную стратегию и стрессоустойчивость в суровых условиях вечной мерзлоты.

Краткая панорама представленного нами многомерного образа Холода в метафорах календарного и социального времени на примере двух моделей якутов и коренных народов Таймыра, безусловно, требует дальнейшего когнитивного исследования не только в рамках разрабатываемого направления «Антропология холода», где образ Холода рассматривается на материале разновременных северных текстов культуры через призму культурных представлений, устных и визуальных повествований, символических практик и предметного мира, но и как искусствоведческая проблема.

Осмыслить фольклор арктических скотоводов, охотников и оленеводов как метапоэтическое пространство современного искусства – одна из сложных задач гуманитарного знания и творческих практик. Понимание культурного кода через реалии науки и искусства и актуализация северной идентичности в современном мировом культурном процессе дают возможность говорить о новом контексте высказывания и рецепции «переживаемого» холодного мира.

Если говорить о пространстве Севера и Арктики, то оно всегда воспринималось в общепринятом представлении как белый мир, холодный, далекий, нежилой и необитаемый. Фольклорные тексты коренных народов Севера прекрасно демонстрируют «наполнение» и «жизненность» северного пространства, звучащих ландшафтов Арктики голосами людей, богов и духов, разрушают стереотип о пустоте и безмолвии холодного мира, долгие годы господствовавший в российской науке и современном искусстве. Языковая картина жителей арктического региона не имеет обозначения «пустота» для описания северной Земли, архаичная мифология народов Севера содержит синкретические образы, в которых сливаются природный объект и его «дух», где мир реальный и мир сакральный есть одно протяженное пространство.

Литература

1. Романова Е.Н., Замятин Д.Н. Холодный мир – два измерения // Геокультуры Арктики : методология анализа и прикладные исследования / отв. ред. Д.Н. Замятин, Е.Н. Романова. М. : Изд-во «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2017. С. 6–12.
2. Петрухин В. Мифы финно-угров. М. : Астрель, АСТ, Транзиткнига, 2005. 464 с.
3. Исторические предания и рассказы якутов / под ред. А.А. Попова. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1960. Ч. 1. 322 с.
4. Миддендорф А.Ф. Путешествие на север и восток Сибири. СПб. : Имп. акад. наук, 1878. Ч. 2, отд. 6. С. 619–833.
5. Попов А.А. Материалы по истории б. Вилюйского округа // Сб. МАЭ. Л., 1949. Т. 11.
6. Электронная антология. Культурное наследие Югры [Электронный ресурс]. URL: http://hmao.kaisa.ru (дата обращения: 01.08.2019).
7. Симченко Ю.Б. Культура охотников на оленей Северной Евразии. Этнографическая ре- конструкция. М. : Наука, 1976. 311 с.
8. Попов А.А. Нганасаны : Социальное устройство и верования / отв. ред. Г.Н. Грачева, Ч.М. Таксами. Л. :Наука. Ленингр. отд-ние, 1984. 152 с.
9. Мифологические сказки и исторические предания нганасан / Запись и подготовка тек- стов, введ. и коммент. Б.О. Долгих. М. : Наука, 1976. 341 с.
10.Якутские народные сказки [Электронный ресурс]. URL: http://hobbitaniya.ru/yakut/ yakut26.php (дата обращения: 01.08.2019).
11. Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. М.: Наука, 1974. 404 с.
12. Мифы народов мира. Энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. С.А. Токарев. М. : Советская эн- циклопедия, 1982. Т. 2. 720 с.
13. Костеркина Н.Т., Хелимский Е.А. Малые камлания большого шамана. Первое камла- ние. Второе камлание // Таймырский этнолингвистический сборник. М., 1994. Вып. 1. С. 17–107.
14. Добжанская О.Э. Песня Хотарэ. Шаманский обряд нганасан: опыт этномузыковедческого исследования. СПб. : Дрофа, 2002. 224 с. 15.
15. Грачева Г.Н. Шаманы у нганасан // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1981. С. 69–89.
16. Прокофьева Е.Д. Шаманские костюмы народов Сибири // Религиозные представления и обряды народов Сибири в ХIХ – начале ХХ века. Л., 1971. С. 5–100. (Сб. Музея антропологии и этнографии. Т. 27).

Ekaterina N. Romanova, Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North, Russian Academy of Sciences, Siberian Branch (Yakutsk, Russian Federation).
E-mail: [email protected]
Oksana E. Dobzhanskaya, Arctic State Institute of Culture and Arts (Yakutsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul’turologiya i iskusstvovedeniye – Tomsk
State University Journal of Cultural Studies and Art History, 2019, 35, р. 255–263.

8924-173-44-93
8964-416-00-01
[email protected]

15 Великих снежных богов [Боги льда, зимы и снега и как им поклоняться]

Листья начинают меняться, приближается осень, так что пора задуматься о лыжном сезоне. Что важнее свежего снега? Ничего. Как нам получить больше снега? Поклонение Уллу было популярным среди лыжников способом принести больше снега. Есть ли еще какие-нибудь снежные боги, которым мы должны поклоняться или научиться не оскорблять? Давайте посмотрим на Улла и остальных снежных богов и богинь зимы.

Содержание

  1. Кто все эти снежные боги и богини?
    • 1 – Уллр – скандинавский бог снега
    • 2 – Скади – скандинавская богиня лыж – произносится как skahd-ee
    • 3 – Борей – греческий бог холодного северного ветра
    • 4 – Хиона – греческая богиня снега
    • 5 – Хейкки Лунта – финский бог снега
    • 6 – Бейра – королева зимы гэльской мифологии
    • 7 – Морана – богиня зимы, смерти и рек – славянский
    • 8 – Ицтлаколиуки – ацтекский бог снега
    • 9 – Хуно – бог снега инков
    • 10 – Локул Фрости – саксонский бог мороза
    • 11 – Шакок – бог зимы северных гор – индеец
    • 12 – Полиаху – гавайская богиня снега
    • 13 – Донг Да Шен – китайский бог зимы
    • 14 – Кураоками – японский дракон и синтоистское божество дождя и снега
    • 15 – Ао Шун – дракон-король северного моря – китайский
  2. Как поклоняться снежному богу или богиня?
    • Огонь
    • Жертва Алкоголя
    • Жертва денег во имя зимы
    • Танец на снегу
    • Делать что-либо в купальном костюме (или голышом) на снегу
    • Слепить снеговика
    • Посетить Ullr 90 09 09
    • Когда следует поклоняться снежным богам?
    • Вам также может понравиться:

Кто все эти снежные боги и богини?

Вот несколько популярных снежных богов и богинь, которым вы можете поклоняться или не оскорблять. Уллр, скандинавский бог снега, является наиболее известным из богов зимы и снега. Есть много других добрых снежных богов, которым не мешало бы воздать должное этой осенью. Командная работа — это хорошо, не так ли? Если один хорош, больше должно быть лучше.

1 — Уллр — скандинавский бог снега

Уллр — самый популярный снежный бог, связанный с лыжным спортом. Он сын Сиф и пасынок Тора, бога грома. Согласно скандинавским ученым и Прозаической Эдде , Улл никогда на самом деле не назывался богом чего бы то ни было. Он был очень искусным лыжником и охотником. На самом деле настолько хорош, что заработал репутацию бога лыж и снега. Традиция гласит, что для того, чтобы призвать удачу Улла, нужно поклясться кольцом.

На горнолыжных курортах Северной Америки проводится множество фестивалей, посвященных Уллу. Самый большой и известный из них — Breckenridge Ullr Fest, который проводится каждый январь. Нажмите здесь, чтобы узнать больше об Ullr.

2 — Skaði — скандинавская богиня лыж — произносится как skahd-ee

Скади или Скади — скандинавская богиня лыж. Иногда ее также называют богиней прогулок на снегоступах викингов. Ее считали жестокой охотницей и лыжницей. Она была дочерью ледяного великана Тиази, изменяющего форму, а позже стала разведенной женой Ньёрда, Морского бога. Она любила горы и не хотела жить у океана. Она также отвечает за размещение змеи с Веномом над головой Локи, которая вызывает землетрясения.

3 — Борей — греческий бог холодного северного ветра

В греческой мифологии есть 4 бога ветра, которые представляют 4 времени года. Борей — бог северного ветра или бог зимы. Каждую зиму он спускается с гор Траки, принося с собой ледяной воздух и снег. Он также известен тем, что разбил флот персидского царя Ксеркса у берега Сепиаса, помогая спасти древних греков от персидского вторжения. Он также отец Хионы, греческой богини снега.

4 – Хиона – греческая богиня снега

Хиона или Хиона была дочерью Борея и Орифии, повелительницы горных бурь. О Хионе мало что говорится, за исключением того, что она была одной из супруг или любовниц Посейдона. Она живет одинокой жизнью на вершинах гор и, как известно, время от времени превращает людей в ледяные скульптуры. Определенно не бог, которого вы хотите разозлить, находясь на склонах.

5 — Хейкки Лунта — финский бог снега

История Хейкки Лунта или «Хэнк Сноу» возникла у финских поселенцев на верхнем полуострове Мичигана. Они не хотели поклоняться Уллу, поэтому привезли Хейкки Лунту из Финляндии. Легенда гласит, что 1970-ю ежегодную гонку на снегоходах, организованную Range Snowmobile Club of Atlantic Mine, собирались отменить из-за отсутствия снега.

Человек по имени Дэвид Риутта создал «Песню о снежном танце Хейкки Лунта» и показал ее по местному радио. Снег начал падать. Уровень снега вернулся к норме. Гонка была спасена. Впоследствии он написал песню «Heikki Lunta Go Away» после того, как той зимой выпало слишком много снега. Об этой песне по большей части забыли, и ее больше никогда не услышат. Нажмите здесь, чтобы узнать больше о Хейкке Лунта.

6 — Бейра — королева зимней гэльской мифологии

Бейра, также известная как Кайлич, — старая ведьма-божественность, известная созданием пейзажей и зимних бурь. Ее имя буквально переводится как «Старая ведьма». Она отвечала за создание горных пейзажей Шотландии. 1 февраля, или Là Fhèill Brìghde, она собирает дрова на остаток зимы. В этот день она сделает его ярким и солнечным, если хочет, чтобы зима длилась дольше. Ей нужно больше дневного света, чтобы собрать больше дров для поддержания зимы.

7 – Морана – Богиня Зимы, смерти и рек – славянская

Морана – славянская богиня смерти, правящая Землей зимой и дающая возрождение миру весной. Она чем-то похожа на женщину-мрачного жнеца. Летом она проводит время в аду. Она действительно может понять, как крутые лыжники чувствуют себя в теплые месяцы. У нее нет детей. Она известна как крестная мать всех славянских народов.

8 — Ицтлаколиуки — ацтекский бог снега

Ицтлаколиуки — ацтекский бог мороза, холода, греха, смерти, страданий и безжизненности. Его имя означает «все согнуто холодом» или «мороз-убийца растений». Его часто изображают изогнутым черным камнем обсидиана. Он олицетворяет холод и страдания зимы, которая убивает все, оставляя жалкую холодную пустошь. Ацтеки не любили кататься на лыжах, что могло бы объяснить чудовище смерти, которое они создали для бога снега. Пожалуй, лучше оставить это в покое. Узнать больше об этом несчастном персонаже можно здесь.

9 — Куно — бог снега инков

Кхона — бог снега и бури инков. Легенда гласит, что бог Солнца Инти создал растение коки, чтобы утолить голод своего народа и дать им энергию для работы. Он попросил свою жену Маму Киллу, богиню Луны, посадить его во всех долинах, чтобы его люди могли иметь его в изобилии.

Кхона, бог снега и бури, расстроился, что люди сжигают вещи и растапливают его снег. В приступе ярости он сжег всю растительность в долинах, кроме растений коки. Он оставил плантацию коки, чтобы у них хватило сил пережить холод. Мораль этой истории в том, что Куно не хочет, чтобы вы топили снег, и дал вам экстракт коки (кокаин), чтобы дать вам энергию и тепло, чтобы вы оставили снег в покое.

10 — Локул Фрости — саксонский бог мороза

Локул Фрости, также известный как Джек Фрост или Старик Зима, является олицетворением зимы. Не совсем бог, чтобы сказать. Он был известен тем, что красил листья в коричневый, красный и золотой цвет осенью, а затем рисовал иней на окнах в зимние месяцы. Его также иногда называют великаном, охраняющим горы.

11 – Шакок – бог зимы северной горы – коренной американец

Ко-чин-не-на-ко, дочь правителя Акомы, вышла замуж за Шакока, духа зимы. После переезда зимы стали холодными и негостеприимными. Снег падал сильнее и держался дольше. Еду стало трудно выращивать, и ее стало не хватать. Однажды, пытаясь найти еду среди холодных зимних страданий, она столкнулась с Миочином, духом лета. Он ей нравился гораздо больше, чем Шакок. Он был теплым и приятным.

Шакок и Миочин решили сразиться, кто мог бы получить Ко-чин-не-на-ко. У них был долгий бой, который в конце концов закончился перемирием. Шакок и Миочин решили, что у каждого из них будет Ко-чин-не-на-ко на полгода, что даст нам зиму и лето. Узнать больше об истории Шакока можно здесь.

12 — Полиаху — гавайская снежная богиня

Полиаху — снежная богиня Мауна-Кеа, самой высокой горы/вулкана на Гавайях. Она является заклятой соперницей своей сестры Пеле, гавайской богини огня. Легенда гласит, что Полиаху и ее сестры участвовали в соревнованиях по катанию на санях по склонам Мауна-Кеа. Подошел незнакомец и попросил присоединиться к соревнованию. Полиаху выиграл соревнование. Незнакомка оказалась Пеле, их второй сестрой. В ярости от потери она начала разливать потоки лавы по горе. Полиаху покрыл гору снегом, чтобы заморозить лаву. Подробнее о гонке можно узнать здесь.

13 — Донг Да Шен — китайский бог зимы

Донг Да Шен — один из 8 членов божественного царства, известного как Ба Цзя Цзян. Они произошли от 8 генералов, проводивших экзорцизм для императора Вуфу. Донг Да Шен представлен Черным Базальтом, сочетанием черепахи и змеи. Его благочестивые обязанности — угрожать и пугать заключенных. Известно, что у него близкие отношения с китайскими и тайваньскими гангстерами, так что остерегайтесь этого. Вы можете узнать больше о Ba Jia Jiang здесь.

14 — Кураоками — японский дракон и синтоистское божество дождя и снега

Кураоками, также известный как Оками — японский дракон и бог дождя и снега. Изанаги, один из первых богов Японии, породил бога огня Кагуцучи. Жена при этом сгорела. Изанаги убил своего сына, бога огня, и распространил его кровь по Японии, создав 8 вулканов, чтобы мучить людей огнем, убившим его жену. Чтобы восстановить равновесие в мире, кровь, все еще стекающая с меча Изанаги, превратилась в Кураоками, снежного дракона. Вы можете узнать больше о Кураоками здесь.

15 — Ао Шун — Король Драконов северного моря — Китайский

Ао Шунь — один из 4 Королей Драконов 4 морей. Ао Шун известен как Хейлонг или Черный Дракон, Темный Дракон или Таинственный Дракон. Он живет в Северном море, известном сегодня как озеро Байкал в южной Сибири.

Как поклоняться снежному богу или богине?

Давайте поговорим о нескольких популярных методах поклонения и подношения снежным богам и богиням.

Огонь

Разожги костер и станцуй снежные танцы, пой снежные песни. В давней традиции использовать дым и огонь для подношения. Сделайте это до того, как пойдет снег. Как мы видели с Куно, таяние снега вашим огнем может оскорбить некоторых снежных богов.

Алкоголь в жертву

Выпейте немного во имя Уллра и остальных снежных богов. Не гонитесь за дешевизной. Сейчас не время для случая Natty Light. Это серьезный бизнес. Так что потратьте немного и получите немного качества, чтобы показать им, что вы действительно имеете в виду это. Посмотрите на небо на рассвете или закате, поднимите тост (или выстрел) и помолитесь о большем количестве снега. Это можно делать каждый лыжный день во время апреса. Соберите друзей на палубе и проведите раунд во имя вашего лыжного дня и нескольких снежных богов. Это не может повредить.

Жертвовать деньгами во имя зимы

Забронируйте лыжную прогулку, купите сезонный абонемент, заранее купите билет на подъемник, купите новое лыжное снаряжение. Чем больше вы потратите на зиму, тем больше снежные боги увидят вашу приверженность и жертву зиме.

Танцуй со снегом

Это не повредит. Посмотрите видео ниже с примером танца на снегу Хейкки Лунта, который поможет вам начать.

Делать что-либо в купальном костюме (или голышом) в снегу

Сделать снежных ангелов, прежде чем прыгать в джакузи. Снимите куртку и немного побегайте вокруг дома по снегу. Не сходи с ума и не причини себе вреда, не обморожения, не раздевайся в городе и не попади в тюрьму. Это может оскорбить снежных богов тем, что вы сделали что-то, что помешает вам насладиться их снегом этой зимой. Покажите свою любовь к холоду, чтобы получить снег.

Слепить снеговика

Никогда нельзя таять снег. Делая вещи из снега, вы показываете свою любовь к снегу и удовольствие от него. Что может быть лучше, чем сделать самого большого снеговика. Было весело в детстве в снежный день. Почему бы не сделать это сейчас, чтобы принести немного любви к зимней погоде.

Посетить праздник Уллра

На многих горнолыжных курортах, кроме Брекенриджа, есть свои праздники Уллра. Скорее всего, он есть на вашем местном курорте или в горнолыжной зоне.

Когда следует поклоняться снежным богам?

Если вы серьезно настроены, как только закончится зима. Вы должны начать работу к началу осени. Не стоит ждать зимнего солнцестояния, когда на земле уже должен лежать снег. Не откладывайте такие важные дела на последний момент. Если к концу декабря снега еще не было, пришло время поднять ситуацию на ступеньку выше и попытаться загладить свою вину за то, что вы сделали, чтобы оскорбить снежных богов.

Endlessrushoutdoors.com не несет ответственности за любой ущерб, который вы причините себе, своему имуществу или другим лицам, совершая подношения или жертвоприношения снежным богам.

Вам также может понравиться:

  • Обзор лыжных очков OutdoorMaster Pro – отличные очки менее чем за 50 долларов
  • Могут ли люди с избыточным весом кататься на лыжах? 8 полезных советов для более тяжелых лыжников
  • Что означают рейтинги лыжных трасс? Полезное руководство для начинающих
  • Smith I/O Mag Review – отличные очки менее чем за 300 долларов
Кейт Райан

Соучредитель и редактор

Кейт из Тайваня, она приехала в США после встречи со своим мужем Дугом. Она имеет степень в области дизайна одежды и маркетинга. Ей нравится кататься на лыжах почти так же, как и ему. (может быть, немного больше, но не говорите ему об этом). Она часто бьет его до конца пробега. Она любит удовольствие от катания на лыжах по длинным идеально подготовленным трассам и иногда отваживается отправиться в альпийские горы.

[email protected]

Berchta, Odin, Cailleach и другие

Почему мы устраиваем пиры, дарим подарки и развлекаемся зимой? Нашим предкам нужен был беззаботный подход и отдых от суровых зим прошлого. До электричества и современных удобств нашим предкам приходилось терпеть холод, голод, болезни и многое другое. Они праздновали зимнее солнцестояние, самую длинную ночь в году, потому что это означало, что солнце вернется на следующий день. Зима также была сезоном почитания сезонных божеств, включая тех, кто олицетворял Зиму, и тех, кто представлял смерть и солнце. Вот наши 12 любимых зимних богов и богинь из разных пантеонов на 12 дней Рождества.

6 богов зимы

Этот список богов зимы просто царапает сезонную поверхность. Почти в каждой культуре, которая пережила зиму, и особенно суровую зиму, была своя собственная версия зимних божеств. Некоторые даже считались олицетворением Зимы.

1. Один (Вотан)

Санта-Клаус… или Один Всеотец? Скажем так, Один был частью зимних праздников задолго до появления Санта-Клауса. И все же они ужасно похожи, не так ли? Санта едет на санях, запряженных 8 северными оленями. Один летает на своем верном восьминогом коне Слейпнире. И Санта, и Один спускаются по дымоходам и раздают детям конфеты и подарки. В германских преданиях Вотан (Один) возглавлял Дикую Охоту, которая представляет собой своего рода духовную кавалькаду, летящую по небу зимними ночами. Иногда Дикая Охота собирала заблудшие души, а иногда человек присоединялся к Дикой Охоте во сне (несомненно, через астральную проекцию). В скандинавских странах люди приносили жертвы Одину в зимние месяцы, чтобы обеспечить безопасность и процветание. Не забирайте Одина из Рождества, ребята.

2. Джек Фрост: скандинавский и англо-саксонский бог зимы, превратившийся в фольклор Рисунок

Хотя технически Джека Фроста нельзя считать «богом», он сам по себе является могущественным духом. Дед Мороз — олицетворение мороза, льда, мокрого снега и снега. В Англии и скандинавских странах люди говорили, что их посетил Джек Фрост, когда на их окнах оставались узоры изморози. Многие считают, что когда-то он был богом зимы, который с течением веков стал фольклорной фигурой. Он восстановил популярность в конце восемнадцатого века и стал больше похож на стихийного трикстера. Он может быть тем же духом или ответвлением Старика Винтера.

3. Вакх и Дионис

Да, у греков тоже были свои боги Зимы. Как и римляне. Бахус — римский эквивалент греческого бога вина Диониса. Хотя он наиболее известен тем, что правит вином, Дионис гораздо больше. Он руководит циклами жизни, смерти и возрождения. Этот бог является божественным шаманом и учит своих приверженцев экстатическому трансу, необузданной первобытной дикости и многому другому. Его праздники проходят в течение зимних месяцев: Дионисия в конце ноября, еще один праздник через месяц, затем снова в январе и феврале. Из-за этого некоторые считают его богом зимы. Я не против немного вина и вечеринки в зимнее время.

4. Уллр: скандинавский бог зимы

Интересно, что многие скандинавские язычники почитают Уллра как бога зимы. Тем не менее ученые говорят, что Улл нигде в Эддах не упоминается как бог. Но скорее мифическая фигура. Я говорю, только потому, что Снорри написал это, не означает, что это была полная правда. Есть археологические свидетельства большого святилища в Швеции, которые позволяют предположить, что люди действительно почитали Улла как бога. Но во что бы вы ни верили, Уллр — это своего рода божественная фигура, которая приносит зиму своему народу. Его область также включает в себя катание на лыжах, зимние виды спорта и северное сияние. Легенда гласит, что брызги от лыж Улла создали северное сияние. Подробнее об Ульре читайте здесь.

5.

Борей: Зимний Бог Северного Ветра

Борей кажется хорошим богом Зимы для работы, но имейте в виду. Он также известен как Пожиратель. Он дух Зимы и может быть как жестоким, так и доброжелательным. В зависимости от человека и ситуации. Греки считали, что он пришел с севера, будучи северным ветром, и из-за этого считался фракийцем по происхождению. Он изображен с двумя ликами — спереди и сзади. Джудика Иллес предполагает, что это означает, что он может видеть прошлое и будущее. Я считаю, что это означает, что у него есть доброжелательная и недоброжелательная сторона, и он всегда, так сказать, «прикрывает его спину».

6. ​​Морозко

Узнайте истинную природу этого старого бога Зимы, прочитав трилогию Кэтрин Арден «Зимняя ночь». Он показан как сложный персонаж в этой серии книг, и лично я один из моих самых больших книжных увлечений всех времен. Морозко — русская сказка, и его имя означает Дед Мороз. История Короля Мороза представлена ​​в Желтой книге сказок Эндрю Лэнга и рассказывает сказку об этом зимнем божестве. В других сказках его зовут Дед Мороз, и он является восточнославянской версией Деда Мороза и Святого Николая. Он приносит подарки хорошо воспитанным детям в зимние месяцы, особенно 31 декабря.

6 Зимние богини

Любая богиня, олицетворяющая Зиму, Смерть или Зимние праздники, может почитаться в это время года. Есть определенные языческие божества, которые веками почитались в день зимнего солнцестояния, но помните, что вы можете сделать свой Зимний шабаш своим собственным. Вот 6 наших любимых богинь Зимы из разных традиций:

1. Берхта

Я считаю, что Берхта вдохновила меня на написание этой статьи о богинях Зимы… возможно, чтобы она могла снова получить свое имя. Я не против ее продвижения. Она замечательная богиня Зимы, с которой можно работать и чтить в своей практике. Кто такая Берхта? Это древняя германская (возможно, кельтская) альпийская богиня, которую с незапамятных времен почитали на германских зимних праздниках. Она считалась богиней мертвых, особенно детей и заблудших душ, которую церковь демонизировала в средние века. Они превратили ее в ведьму, пожирающую детей. Ее банда духов называется Перхтен, и парады Перхтенов до сих пор проходят в Австрии и других горных районах. Узнайте больше о Берхте здесь.

2. Bona Dea: «Добрая» зимняя богиня Древнего Рима

Bona dea берет свое начало в Древнем Риме. Хотя технически никто не знает, была ли изначально Бона Деа одной богиней или многими. И в какой-то момент она стала группой женских духов, похожих на скандинавских Дизир. Bona Dea почитались только женщинами и считались мистическим культом. Мужчин не пускали. Ее также часто связывают с богиней Фауной, защитницей и правительницей диких животных и сельской местности. Праздничные дни Bona Dea варьируются в зависимости от источника, но приходятся либо на 3 декабря, либо на 1 мая.

3. Скади

Скади — йотунская богиня в скандинавской традиции. Йотун означает, что она великанша и живет в Йотунхейме (одно из царств скандинавского Мирового Древа – Иггдрасиль). В Эддах и сагах она упоминается как богиня зимы, охоты из лука, катания на лыжах и гор. Скади фигурирует в историях с Одином, Локи и Ньордом, среди прочих. Она даже ассоциируется со снегоступами, а в более поздних историях говорится, что она вышла замуж за Одина и родила ему много детей.

4. Кайлех: Божественная зимняя ведьма

Кайллич, также известная как Бейра, Королева Зимы, является древним божественным предком ирландских и шотландских кельтских народов. Ее имя буквально означает «старуха» и «ведьма». Именно она приносит Зиму в Шотландию, Ирландию и на остров Мэн. Она правит землей в зимние месяцы, а Бригитта правит в летние месяцы. Существуют сотни легенд о Кайлеаке, десятки мест, названных в ее честь, и немало связанных с ней божеств. Некоторые ирландские семьи заявляют о своем происхождении от Кайлича, в том числе: Флинн, Коффи, О’Коннелл и другие. Узнайте больше об ирландских фамилиях, связанных с Cailleach, здесь.

5. Сунна: Богиня Солнца и Святая Люси

Вы, наверное, удивляетесь, почему я упоминаю богиню Солнца в посте о зимнем божестве. Что ж, боги и богини солнца на самом деле велики в зимний сезон. Почему? Потому что наши древние предки праздновали возвращение солнца после самой длинной ночи в году – зимнего солнцестояния. Итак, что интересно, день святой Люсии (покровительницы Швеции) приходится на 13 декабря. Раньше по григорианскому календарю это было зимнее солнцестояние. И угадайте, у кого еще есть праздник в день зимнего солнцестояния? Да, богиня солнца скандинавских/германских народов – Сунна. Ее еще зовут Сол. Многие считают, что Святая Люси является христианизированным продолжением Сунны в наше время.

6. ​​Морана: славянская богиня смерти и зимы

Морана, также известная как Морена, Мара или Мора, является славянской богиней смерти, зимы и цикла жизни, смерти и возрождения. Она также тесно связана со снами. Вероятно, ее культ утопил чучело в реке в день весеннего равноденствия, чтобы попросить ее положить конец суровому зимнему сезону. Сегодня традиция Marzanna все еще осуществляется в городах Центральной и Восточной Европы в виде чучел, прогулок по роще и многого другого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *