Внешняя политика ссср в 1980 годы: Внешняя политика СССР во второй половине 1980-х гг.

Внешняя политика СССР во второй половине 1980-х гг.

В годы «перестройки» внешнеполитический курс СССР претерпел серьезные изменения. Причиной этому стало снижение темпов экономического роста и стагнация экономики в первой половине 1980-х годов. Советский Союз был более не в состоянии выдерживать гонку вооружений, навязываемую США. М.С. Горбачев в книге «Перестройка для нашей страны и для всего мира» и своих многочисленных выступлениях предложил концепцию «нового политического мышления», стержнем которой становится приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми. Подчеркивалось, что в мире накоплен огромный ядерный потенциал, способный многократно уничтожить нашу планету, поэтому предлагалось исключить из международных отношений применение силы, а в вооружениях исходить из принципа разумной достаточности. Отмечалось, что все человечество тесно взаимосвязано. В мире существуют глобальные проблемы выживания, решить которые не под силу одной или нескольким странам (экология, здравоохранение, проблема питания и т.

п.). Подчеркивалась необходимость широких контактов СССР со всеми станами мира, независимо от их общественного строя. Признавались допущенные ошибки в отношениях с Китаем и некоторыми другими странами.

Смена курса вызвала смену руководителя внешнеполитического ведомства. В 1985 г. вместо А.А. Громыко министром иностранных дел стал бывший первый секретарь компартии Грузии Э.А. Шеварднадзе. В рамках «нового политического мышления» были определены три главных направления во внешней политике: преодоление конфронтации между Востоком и Западом и ослабление международной напряженности; мирное урегулирование региональных конфликтов; осуществление тесных контактов со всеми странами мира независимо от идеологических предпочтений. Во внешней политике периода «перестройки» выделяют два этапа: 1985 — 1988 и 1989 — 1991 гг. Первый характеризовался сближением и демонстрацией максимальной открытости между Западом и СССР, налаживанием мостов и достижением первых договоренностей, которые способствовали ослаблению международной напряженности.

Второй совпал с распадом социалистической системы, ликвидацией ОВД и СЭВ. Фактически он характеризовался односторонними уступками СССР.

Основной формой внешнеполитической деятельности советского руководства стали встречи на высшем уровне. Огромное внимание в них уделялось встречам между М.С. Горбачевым и президентами США Р. Рейганом (Женева, ноябрь 1985 г.; Рейкьявик, октябрь 1986 г.; Вашингтон, декабрь 1986; Москва, июль 1988 г.) и Д. Бушем. В ходе этих встреч была достигнута договоренность о ликвидации в Европе советских и американских ракет средней и малой дальности. Создавалась система взаимного контроля. Уступки Советского Союза были более значительными, чем уступки США. Если США ликвидировали 869 ракет, то СССР — 1752. Советские ракеты малой дальности ликвидировались не только на европейской части страны, но и на советских военных базах в ГДР и Чехословакии, а также на территории Сибири и Дальнего Востока. Правительство СССР в одностороннем порядке объявило мораторий на испытание ядерного оружия.

По мере ухудшения экономической ситуации в стране советское руководство рассматривало сокращение вооружений и военных расходов как способ решения финансовых проблем, поэтому не требовало от своих партнеров гарантий и адекватных шагов, теряя при этом свои позиции на международной арене. Весной 1989 г. в СССР было принято решение о сокращении на 500 тыс. человек армии и на 14,2% расходов на оборону. Началась конверсия военного производства, т.е. перевод военных заводов на выпуск мирной продукции.

Важное место в ослаблении международной напряженности и прекращении «холодной войны» занимали усилия по разрешению региональных конфликтов, и прежде всего войны в Афганистане. В 1987 г. на переговорах М.С. Горбачева с Р. Рейганом была достигнута договоренность о прекращении американской помощи моджахедам и выводе советских войск из Афганистана. Вывод войск проводился почти в течение года (с мая 1988 по февраль 1989 гг.).

15 февраля 1989 г. мост через Аму-Дарью на границе с Афганистаном последним перешел командующий советскими войсками генерал — лейтенант Б. Громов. В декабре 1989 г. II Съезд народных депутатов осудил афганскую войну и признал участие в ней советских войск грубой политической ошибкой.

Советский Союз прекратил также помощь вьетнамским войскам в Камбодже, сократил численность своих войск на советско-китайской границе и начал их вывод с территории Монголии. Это послужило основой для нормализации отношений с Китаем. Они еще более улучшились после визита М.С. Горбачева в Пекин летом 1989 г.

Во второй половине 1980-х годов СССР прекращает поддерживать революционные силы в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа. Сокращаются объемы помощи странам «третьего мира». Они начинают ориентироваться на помощь Запада, что приводит изменению расстановки сил на международной арене в пользу США.

Серьезные перемены происходят в отношениях СССР с социалистическими странами. Он отказывается от вмешательства в дела союзников по ОВД, смешивая идеологические и стратегические приоритеты внешней политики. В 1988 — 1989 годах начинается спешный вывод советских войск с территории этих государств. Лишенное поддержки Советского Союза руководство этих стран не смогло противостоять растущему недовольству. В 1989 г. в ГДР, Болгарии, Румынии, Чехословакии прошли массовые выступления оппозиции за восстановление демократических свобод. Рухнули прежние режимы в Польше, Венгрии, Югославии и Албании. Свержение социалистических правительств в этих странах происходило мирным путем, что дало повод назвать эти события

«бархатными революциями». Практически во всех этих странах к власти пришла оппозиция. Создаются демократические органы власти. Начинается переход к рыночной экономике и приватизация предприятий. Во многих странах это приводит к ухудшению экономической ситуации.

Политика «невмешательства», которую заняло советское руководство в этих событиях, привело к нарушению стратегического равновесия в Европе и усилению НАТО. Отказ стран Восточной Европы от социалистической модели развития привел к роспуску в 1991 г. СЭВ и ОВД. Советский Союз теряет своих традиционных стратегических партнеров. Его влияние в Европе и мире в целом слабеет. Исчезает биполярная модель мира (Восток — Запад).

Меняется политическая карта Европы. Югославия распалась на независимую Словению, Хорватию и Македонию. Сербия и Черногория остались в составе Югославии, в Боснии и Герцеговине началась война на почве межнациональных противоречий. Серьезным политическим просчетом и уступкой Западу со стороны СССР можно считать объединение Германии в 1990 г. Еще в ноябре 1989 г. была разрушена берлинская стена. Во время встречи с канцлером Г. Колем (февраль 1990 г.) М.С. Горбачев предложил ему «взять процесс объединения Германии в свои руки» и согласился на объединение Германии без всяких условий. В результате объединенная Германия стала членом НАТО, что укрепило этот блок. Взамен СССР получил экономическую помощь в размере 10 млрд марок на обустройство выводимых с территории Германии советских войск, которые, кстати, впоследствии осели в коммерческих банках и до военнослужащих так и не дошли.

С распадом СЭВ Советский Союз теряет своих торговых партнеров. Доля стран Восточной Европы во внешнеторговом обороте СССР сокращается с 50 до 16%. Не следует забывать, что в рамках СЭВ существовала экономическая интеграция, ликвидация которой тяжело отразилась на народном хозяйстве. В условиях углубления экономического кризиса в СССР в начале 1990-х годов Горбачев был вынужден обратиться к финансовой помощи стран Запада. Активизировались государственные связи Советского Союза и стран Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС). Он был принят в Международный валютный фонд. Однако Запад не торопился оказывать эффективную экономическую помощь Советскому государству.

В годы «перестройки» советские дипломаты пытаются наладить тесные экономические и политические контакты с большинством стран. Межгосударственные отношения установились с Южной Кореей. Между двумя странами были достигнуты договоренности о совместных работах по освоению природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока.

Были заключены дипломатические отношения и расширены экономические контакты с Израилем. Со Швецией, Норвегией и Финляндией были подписаны договоры о совместном освоении природных богатств Кольского полуострова и континентального шельфа Баренцева моря.

В заключение следует подчеркнуть, что к началу 1990-х годов в мире произошли серьезные перемены, суть которых заключалась в прекращении «холодной войны», исчезновении социалистического содружества и ослаблении позиций СССР на мировой арене.

48. Внешняя политика ссср в 1980-е гг. Изменения в мировой системе в связи с окончанием «холодной войны».

(2)В апреле 1985г. руководителем страны стал М.С. Горбачёв. К этому времени стало ясно, что как внешняя, так и внутренняя политика страны зашла в тупик. Необходимо было срочно менять ориентиры. Во внешнеполитической деятельности была выдвинута концепция „нового политического мышления”. Её основные положения были сформулированы в 70-х – начале 80-х гг. движением „зелёных”, в работах А.

Д. Сахарова и др. после ХХVII съезда КПСС (1986) эта концепция была официально взята на вооружение партией и правительством. Суть ее в том, что в связи с развернувшейся в мире научно-технической революцией коренным образом изменились реалии всего общественного развития. С одной стороны, возможности человечества неизмеримо возросли – появились шансы ликвидировать большинство болезней, устранить тяжелый физический труд. С другой стороны, появились новые глобальные проблемы, ставящие под угрозу само существование человечества. В середине 80-х гг. в арсеналах ядерных держав находилось более 50 тыс. ядерных боеголовок общей мощностью более 13 тыс. мегатонн. Накопленный ядерный потенциал позволял уничтожить все живое на Земле от 10 до 15 раз. Исследования показали, что в ядерной войне не может быть победителей. Даже если бы агрессору обезопасить себя от ответного удара, он все равно погиб бы от последствий своего собственного – радиации, выбросов пепла в верхние слои атмосферы и др. Ядерная война, таким образом, превращалась бы в коллективное самоубийство, а, следовательно, изготовление, накопление и испытание ядерного оружия становилось бессмысленным.
Невозможной в современных условиях становится и широкомасштабная „обычная война”. В случае даже неядерного конфликта разрушение ядерных реакторов, а их в Европе свыше 200, а в мире около 20 тыс., вызвало бы последствия, сопоставимые с ядерной войной. Все большую опасность для человечества представляет состояние окружающей среды. В атмосферу ежегодно выбрасывается 250 млн. т. пыли, 20 млрд. т. окиси углерода, окислов азота, двуокиси серы и других вредных веществ. Идет интенсивное разрушение озонового слоя, защищающего Землю от солнечной радиации. Уничтожено 40% тропических лесов, на 25% за последние 30 лет выросло содержание в атмосфере углекислого газа. Состояние окружающей среды вызывает появление новых болезней. Однако любые меры по защите природы могут быть эффективны только если принимаются совместно, всеми странами мира. Рост численности населения планеты привел к резкому обострению продовольственной проблемы. Ежегодно в мире от голода умирает 50 млн. человек – столько же, сколько погибло за годы второй мировой войны. Решить проблемы голода можно только совместными усилиями всех стран.

Все эти глобальные проблемы, угрожающие самому существованию цивилизации, невозможно решить в условиях противостояния. На первый план вышли интересы не отдельных классов, народов, государств, а проблемы общечеловеческие. Спасти себя от самоуничтожения цивилизация может лишь объединив усилия и ресурсы всех стран. Новое политическое мышление ставит во главу угла задачи обеспечения выживания человечества, сохранения жизни на Земле. Суть его – признание приоритета общечеловеческих ценностей над всеми остальными – классовыми, национальными, государственными; конструктивное, равноправное взаимодействие государств и народов в масштабах всей планеты. Исходя из этого основным направлением деятельности Советского правительства стала борьба за прекращение гонки вооружений, за разоружение и мир. В заявлении Правительства СССР от 15 января 1986г. была выдвинута программа поэтапной ликвидации ядерного оружия к 2000г. Раз применение ядерного оружия невозможно, то вполне логично ставить вопрос о его ликвидации. Это предложение было воспринято на Западе как чисто пропагандистское. Поворотным пунктом в мировой политике явилась встреча президента Р. Рейгана и Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачёва в Рейкъявике в октябре 1986г. впервые конкретно обсуждались проблемы ликвидации ядерного оружия. СССР внес предложение о ликвидации ракет среднего радиуса действия, о 50% сокращении стратегических ракет, о контроле за ядерными испытаниями, о недопущении милитаризации космоса. Все эти вопросы планировалось решать в комплексе. По первым двум проблемам соглашение было достигнуто, по третьей СССР согласился допустить международный контроль за испытаниями на своей территории. Тем самым этот вопрос, бывший камнем преткновения много лет, был снят. Однако переговоры зашли в тупик по вопросу о недопущении милитаризации космоса – Рейган не хотел отказываться от программы стратегической оборонной инициативы (СОИ). Соглашение в Рейкьявике подписано не было. Правительство СССР продолжало поиск компромиссного решения. В Заявлении М.С. Горбачева от 1 марта 1987 года было выдвинуто предложение – выделить проблему ракет средней дальности в Европе из блока вопросов и заключить по ней отдельное соглашение. Соглашение было подписано во время визита М.С. Горбачева в США в декабре 1987 года. По этому соглашению СССР ликвидировал 826 ракет средней дальности и 926 ракет меньшей дальности; США – 689 РСД и 170 РМД. Историческое значение этого соглашения трудно переоценить. Хотя сокращено было менее 5% ядерных арсеналов СССР и США, но впервые за всю историю международных отношений было заключено соглашение о ликвидации целого класса ракетно-ядерных вооружений. В июле 1991 года во время визита президента Д. Буша (старшего) было подписано новое соглашение – о 40-процентном сокращении стратегических вооружений СССР и США. После распада СССР линию на ликвидацию ядерных вооружений продолжило правительство России. Во время визита в США президента Б.Н. Ельцина в июне 1992 года было достигнуто соглашение о сокращении стратегических вооружений России и США к 2000 году более, чем в 3 раза (с 21 тыс. боеголовок до 6-7 тыс.). Россия в одностороннем порядке обязалась снять с боевого дежурства ракеты СС-18, основу советского стратегического потенциала. Этот смелый шаг означал, по существу, отказ от военно-стратегического паритета, полностью был выдержан в духе нового мышления. В январе 1993 года во время визита Д. Буша в Россию был подписан новый договор о взаимном сокращении ядерных боезарядов до 3-3,5 тыс. Одновременно активизировались переговоры по сокращению обычных вооружений в Европе. СССР в одностороннем порядке принял решение о сокращении вооруженных сил на 500 тыс. чел. Начался вывод военных войск из Венгрии, Чехословакии, ГДР, Монголии. Новое политическое мышление сыграло решающую роль в ликвидации ряда очагов международной напряженности, локальных конфликтов. В мае 1988 года начался вывод советских войск из Афганистана. Он был полностью завершен 15 февраля 1989 года. Советская дипломатия приложила много усилий для ликвидации очагов войны в Камбодже и Анголе, созданий там коалиционных правительств. Важнейшим ее достижением стала нормализация отношений с Китаем. Отношения между нашими великими державами испортились в 60-е годы и продолжали стабильно оставаться плохими. Дело доходило до вооруженных конфликтов. Переговоры с КНР велись много лет, но правительство Китая выдвигало в качестве условий нормализации отношений вывод советских войск из Афганистана и Монголии, вывод вьетнамских войск из Камбоджи. Теперь эти требования были выполнены. В мае 1989 года М.С. Горбачев посетил Китай. Это был первый визит советского лидера за 30 лет. В ходе визита был подписан ряд соглашений об экономическом и культурном сотрудничестве.

Падение Берлинской стены: контрреволюция в советской внешней политике и конец коммунизма

  • Аггарвал, Винод и Пьер Аллан. «Конец холодной войны»., Конец холодной войны: оценка теорий международных отношений . Под редакцией Пьера Аллена и Кьелла Гольдманна. Норвелл, Массачусетс: Kluwer Academic, 1992.

    . Google Scholar

  • Альбрехт, Ульрих. «Роль общественных движений в крахе Германской Демократической Республики». Глобальное общество 10 (1996): 145–165.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Андерсон, Шелдон. Приговорен к повторению: «Уроки истории» и разработка политики США по сдерживанию холодной войны . Лэнхэм, Мэриленд: Lexington Books, 2008.

    Google Scholar

  • Аслунд, Андерс. Борьба Горбачева за экономическую реформу . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, 19.89.

    Google Scholar

  • Батт, Джуди. «Конец коммунистического правления в восточноевропейской политике». Правительство и оппозиция 26 (1991): 368–390.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Бисли, Ник. Конец холодной войны и причины распада СССР . Нью-Йорк: Palgrave Macmillan, 2004.

    CrossRef. Google Scholar

  • Блейкер, Роланд. «Прогуляйтесь сквозь стену: повседневная поэтика политики холодной войны». Альтернативы 25 (2000): 391–408.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Блюм, Дуглас В. «Советская система взглядов на внешнюю политику: убеждения, политика и результаты внешней политики». Ежеквартальный журнал международных исследований 37 (1993): 373–394.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Боукер, Майк. «Объяснение советской внешней политики в 1980-е гг.», От холодной войны к коллапсу: теория и мировая политика в 1980-е гг. . Под редакцией Майка Боукера и Робина Брауна. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1993.

    . Google Scholar

  • Боукер, Майк. Внешняя политика России и окончание холодной войны . Олдершот: Дартмут, 1997.

    Google Scholar

  • Брукс, Стивен Г. и Уильям Г. Вулфорт. «От старого мышления к новому мышлению: качественные исследования». Международная безопасность 26 (2002): 93–111.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Брукс, Стивен Г. и Уильям Г. Вулфорт. «Власть, глобализация и окончание холодной войны: переоценка знаменательного аргумента в пользу идей». Международная безопасность 25 (2000/2001): 5–53.

    перекрестная ссылка Google Scholar

  • Банс, Валери. «Империя наносит ответный удар: эволюция Восточного блока от советского актива к советскому обязательству». Международная организация 39 (1985): 1–46.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Кэмпбелл, Роберт В. Провал советского экономического планирования: система, эффективность, реформа . Блумингтон: Издательство Индианского университета, 19.92.

    Google Scholar

  • Черни, Филип Г. «Глобализация и меняющаяся логика коллективных действий». Международная организация 49 (1995): 595–625.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Чекель, Джеффри Т. Идеи и международные политические перемены: поведение СССР/России и окончание холодной войны . Нью-Хейвен, Коннектикут: издательство Йельского университета, 19.97.

    Google Scholar

  • Чернофф Фред. «Конец холодной войны: советское отступление и наращивание вооруженных сил США». Международные отношения 67 (1991): 111–126.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Коллинз, Рэндалл. «Предсказание в макросоциологии: случай распада СССР». Американский журнал социологии 100 (1995): 1552–1593.

    перекрестная ссылка Google Scholar

  • Дейл, Гарет. «Очень упорядоченное отступление»: демократический переход в Восточной Германии, 1989–90. Дебаты 14 (2006): 7–35.

    Google Scholar

  • Дьюдни, Дэниел Г. и Г. Джон Икенберри. «Международные источники советских изменений ». Международная безопасность 16 (1991): 74–118.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Дьюдни, Дэниел Г. и Г. Джон Икенберри. «Советская реформа и окончание холодной войны: объяснение крупномасштабных исторических изменений». Обзор международных исследований 17 (1991): 225–250.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Добрынин Анатолий. Конфиденциально: посол Москвы при шести президентах Америки времен холодной войны ( 1962–1986 ). Нью-Йорк: Рэндом Хаус, 1995.

    Google Scholar

  • Друкер, Питер Ф. Посткапиталистическое общество . Нью-Йорк: Harper Business, 1993.

    . Google Scholar

  • Даффи, Гаван и Брайан Фредеркинг. «Изменение правил: анализ речи об окончании холодной войны». Ежеквартальный журнал международных исследований 53 (2009): 325–347.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Эллман, Майкл и Владимир Конторовичи. Разрушение советской экономической системы: взгляд изнутри . Армонк, Нью-Йорк: ME Sharpe, 1998.

    Google Scholar

  • Инглиш, Ричард. «Власть, идеи и новые доказательства окончания холодной войны: ответ Бруксу и Вулфорту». Международная безопасность 26 (2002): 70–92.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Инглиш, Ричард. Россия и идея Запада: Горбачев, интеллектуалы и конец холодной войны . Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 2000.

    . Google Scholar

  • Евангелиста, Матфей. «Нормы, ерестетика и конец холодной войны». Журнал исследований холодной войны 3 (2001): 5–35.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Евангелиста, Мэтью. Невооруженные силы: транснациональное движение за прекращение холодной войны . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, 1999.

    . Google Scholar

  • Гэддис, Джон Льюис. Холодная война: новая история . Нью-Йорк: Пингвин, 2005.

    . Google Scholar

  • Гэддис, Джон Льюис. «Висячая крутая окупилась». Бюллетень ученых-атомщиков 45 (1989): 11–14.

    Google Scholar

  • Гэддис, Джон Льюис. Соединенные Штаты и окончание холодной войны: последствия, пересмотры, провокации . Нью-Йорк: Брукингс, 1992.

    . Google Scholar

  • Гэдди, Клиффорд Г. Цена прошлого . Вашингтон, округ Колумбия: Брукингс, 1997.

    . Google Scholar

  • Галецкий, Лукаш. «Германская Демократическая Республика: революция, которой не было». Восточноевропейская политика и общества 23 (2009): 509–517.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Гартофф, Рэймонд Л. «Почему возникла холодная война и почему она закончилась?», Конец холодной войны: ее значения и последствия . Под редакцией Майкла Дж. Хогана. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1992.

    Google Scholar

  • Гольдман, Маршалл И. Что пошло не так с перестройкой . Нью-Йорк: Нортон, 1991.

    . Google Scholar

  • Гольдманн, Кьелл. «Введение: три дебата об окончании холодной войны», Конец холодной войны: оценка теорий международных отношений . Под редакцией Пьера Аллана и Кьелла Гольдманна. Норвелл, Массачусетс: Kluwer Academic, 19 лет.92.

    Google Scholar

  • Гончаров Сергей, Джон В. Льюис и Сюэ Литай. Неопределенные партнеры: Сталин, Мао и Корейская война . Стэнфорд: издательство Стэнфордского университета, 1993.

    . Google Scholar

  • Горбачев Михаил. Мемуары . Нью-Йорк: Doubleday, 1996.

    . Google Scholar

  • Гулд-Дэвис, Найджел. «Переосмысление роли идеологии в международной политике во время холодной войны». Журнал исследований холодной войны 1 (1999): 90–109.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Гуревич Петр. «Второе перевернутое изображение: международные источники внутренней политики». Международная организация 32 (1978): 881–911.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Хаас, Марк Л. «Соединенные Штаты и окончание холодной войны: реакция на сдвиги в советской власти, политике или внутренней политике?» Международная организация 61 (2007): 145–179.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Холлидей, Фред. «Холодная война: уроки и наследие». Правительство и оппозиция 45 (2010): 1–28.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Герман, Роберт Г. «Идентичность, нормы и национальная безопасность: советская внешнеполитическая революция и конец холодной войны», Культура национальной безопасности: нормы и идентичность в мировой политике . Под редакцией Питера Катценштейна. Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 1996.

    . Google Scholar

  • Хиршман, Альберт. «Выход, голос и судьба Германской Демократической Республики: очерк концептуальной истории». Мировая политика 45 (1993): 173–202.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Хаф, Джерри Ф. Демократизация и революция в СССР, 1985–1991 . Вашингтон, округ Колумбия: Брукингс, 1997.

    . Google Scholar

  • Кеннеди, Пол. Взлет и падение великих держав: экономические изменения и военный конфликт 1500–2000 гг. . Нью-Йорк: Рэндом Хаус, 1987.

    Google Scholar

  • Козловски, Рей и Фридрих В. Кратохвиль. «Понимание изменений в международной политике: распад Советской империи и международная система». Международная организация 48 (1994): 215–248.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Кратохвиль, Фред. «Затруднение перемен: неореализм как наука о реальной политике без политики». Обзор международных исследований 19 (1993): 63–80.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Куран Тимур. «Сейчас из никогда: элемент неожиданности в восточноевропейской революции 1989 года». Мировая политика 44 (1991): 7–48.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Ларсон, Дебора Уэлч и Алексей Шевченко. «Ярлык к величию: новое мышление и революция в советской внешней политике». Международная организация 57 (2003): 77–110.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Лебоу, Ричард Нед. «Долгий мир, конец холодной войны и крах реализма». Международная организация 48 (1994): 149–278.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Леффлер, Мелвин П. Во имя души человечества: Соединенные Штаты, Советский Союз и холодная война . Нью-Йорк: Хилл и Ван, 2007.

    . Google Scholar

  • Легволд, Роберт. «Революция в советской внешней политике», Советская система: от кризиса к краху (пересмотренное издание). Под редакцией Александра Даллина и Гейл В. Лапидус. Боулдер, Колорадо: Westview, 1995.

    Google Scholar

  • Левеск, Жак. Загадка 1989 года: СССР и освобождение Восточной Европы . Беркли: University of California Press, 1997.

    . Google Scholar

  • Маличи, Акан. «Рейган и Горбачев: чередование в конце холодной войны», Убеждения и лидерство в мировой политике: методы и приложения анализа операционного кода . Под редакцией Марка Шефера и Стивена Г. Уокера. Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2006.

    . Google Scholar

  • Маличи, Акан. Когда лидеры учатся, а когда нет: Михаил Горбачев и Ким Ир Сен в конце холодной войны . Олбани: Государственный университет Нью-Йорка, 2008 г.

    . Google Scholar

  • Макдональд, Дуглас Дж. «Расширение коммунистического блока в начале холодной войны: вызов реализму, опровержение ревизионизма». Международная безопасность 20 (1995/96): 152–188.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Майер, Чарльз С. Распад: кризис коммунизма и конец Восточной Германии . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1997.

    . Google Scholar

  • Марковиц Инга. «Переход к конституционной демократии: Германская Демократическая Республика». Анналы Американской академии политических и социальных наук 603 (2006): 140–154.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Мюллер, Джон. «О чем была холодная война? Доказательства его окончания». Ежеквартальный журнал политических наук 119 (2004/05): 609–631.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Николс, Томас М. Завоевание мира: уроки холодной войны для будущего Америки . Вестпорт, Коннектикут: Прегер, 2002.

    Google Scholar

  • Одом, Уильям Э. Крах советской армии . Нью-Хейвен, Коннектикут: издательство Йельского университета, 1998.

    Google Scholar

  • Одом, Уильям Э. «Советская политика и после: старые и новые концепции». Мировая политика 45 (1992): 66–98.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Опп, Карл-Дитер и Кристиана Герн. «Диссидентские группы, личные сети и спонтанное сотрудничество: восточногерманская революция 1989». American Sociological Review 58 (1993): 659–680.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Уиме, Мэтью Дж. Взлет и падение доктрины Брежнева в советской внешней политике . Чапел-Хилл: Университет Северной Каролины, 2003.

    Google Scholar

  • Патман, Роберт Г. «Рейган, Горбачев и появление «нового политического мышления»» Обзор международных исследований 25 (1999): 577–601.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Пфафф, Стивен. «Коллективная идентичность и неформальные группы в революционной мобилизации: Восточная Германия в 1989 году». Социальные силы 75 (1996): 91–118.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Пфафф, Стивен. «Динамика выхода-голоса в коллективных действиях: анализ эмиграции и протеста в восточногерманской революции». Американский журнал социологии 109 (2003): 401–444.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Пфафф, Стивен. «Политика мира в ГДР: независимое движение за мир, церковь и истоки восточногерманской оппозиции». Мир и перемены 26 (2001): 280–300.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Поллак, Детлеф. «Давление масс, реакция элиты — корни демократизации: случай ГДР». Коммунистические и посткоммунистические исследования 35 (2002): 305–324.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Поваски, Рональд. Холодная война: Соединенные Штаты и Советский Союз, 1917–1991 гг. . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1998.

    . Google Scholar

  • Ремник, Дэвид. Могила Ленина: Последние дни советской империи . Нью-Йорк: Винтажные книги, 1993.

    Google Scholar

  • Риссе-Каппен, Томас. «Идеи не распространяются свободно: транснациональные коалиции, внутренние структуры и окончание холодной войны». Международная организация 48 (1994): 185–214.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Робертс, Джеффри. Сталинские войны: от мировой к холодной войне, 1939–1953 гг. . Нью-Хейвен, Коннектикут: издательство Йельского университета, 2007.

    Google Scholar

  • Roßteutscher, Sigrid. «Конкурирующие нарративы и социальная конструкция реальности: ГДР в переходный период». Немецкая политика 9 (2000): 61–82.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Родер, Филип Г. Красный закат: Крах советской политики . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1993.

    . Google Scholar

  • Румберг, Дирк В. В. «Гласность в ГДР? Влияние политики реформ Горбачева на Германскую Демократическую Республику». Международные отношения 9 (1988): 197–227.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Сакс, Джеффри. «Экономическая трансформация Восточной Европы: пример Польши». Экономика планирования 25 (1992): 5–19.

    Google Scholar

  • Саротт, М. Э. «Непримиримость элиты и конец Берлинской стены». Немецкая политика 2 (1993): 270–287.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Снайдер, Джек. Мифы империи: внутренняя политика и международные амбиции . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, 1991.

    . Google Scholar

  • Снайдер, Роберт С. «США и революционные государства третьего мира: понимание разрыва отношений». Ежеквартальный журнал международных исследований 43 (1999): 265–290.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Террилл, Дэймон А. «Утраченная толерантность: недовольство, инакомыслие и революция в Германской Демократической Республике». East European Quarterly 28 (1994): 349–379.

    Google Scholar

  • Томпсон, Марк Р. «Выхода нет: «национальность» и демократизация в Германской Демократической Республике». Политические исследования 44 (1996): 267–287.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Тисманяну Владимир. «Зарождающееся гражданское общество в Германской Демократической Республике». Проблемы коммунизма 38 (1989): 90–111.

    Google Scholar

  • Тоффлер, Элвин. Третья волна . Нью-Йорк: Бантам, 1981.

    . Google Scholar

  • Тримбергер, Эллен Кей. «Теория элитных революций». Исследования в области сравнительного международного развития 7 (1972): 191–207.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Тведт, Курт-Хеннинг. «Восточногерманская переходная игра». Журнал коммунистических исследований и политики переходного периода 20 (2004): 73–97.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Фёлькер, Беате и Хенк Флап. «Слабые связи как ответственность: пример Восточной Германии». Рациональность и общество 13 (2001): 397–428.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Уолтц, Кеннет Н. Теория международной политики . Рединг, Массачусетс: Addison-Wesley, 1979.

    Google Scholar

  • Вендт, Александр. «Анархия — это то, что из этого делают государства: социальная конструкция политики власти». Международная организация 46 (1992): 391–425.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Вестад, Одд Арне. «Тайны Второй мировой: Российские архивы и переосмысление истории холодной войны». Дипломатическая история 21 (1997): 259–271.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Уайт, Тимоти Дж. «Историография холодной войны: новые свидетельства за пределами традиционных типографий». International Social Science Review 75 (2000): 35–44.

    Google Scholar

  • Видмайер, Уэсли В., Марк Блит и Леонард Сибрук. «Экзогенные шоки или эндогенные конструкции? Значение войн и кризисов». Ежеквартальный журнал международных исследований 51 (2007): 747–759.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Зеликов, Филипп и Кондолиза Райс. Объединенная Германия и преобразованная Европа: исследование по управлению государством . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1995.

    . Google Scholar

  • Зубок, Владислав и Константин Плешаковы. Внутри Кремлей Холодная война: от Сталина до Хрущева . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1996.

    . Google Scholar

  • Учебное пособие Рональда Рейгана: внешняя политика: 1981–1989

    Когда Рейган стал президентом, у него был только один четко определенный цель внешней политики: сдерживание Советского Союза, или «злая империя», как он однажды назвал ее. Прежде всего он хотел остановить СССР от разрастания (как он пытался сделать, когда вторгся Афганистан в 1979 г. ) и удержать другие некоммунистические страны от становится коммунистом. Ему не нравилась десятилетняя разрядка, начатая Президент Никсон и продолженный президентом Фордом намеревались облегчить отношения с Советами. Рейган твердо верил, что СССР использовал разрядку и переговоры по ОСВ, чтобы воспользоваться Соединенными Штатами. Рейган настаивал, что «окно уязвимости» быстро приближается. когда Москва сможет нанести упреждающий первый удар по Вашингтон и уничтожить системы ядерной обороны США.

    По этой причине Рейган рассудил, что США необходимо подготовить свои системы военной обороны к этому натиску. Он верил что только с помощью военной подготовки мир может достичь стабильный мир. Его госсекретари генерал Александр Хейг и Джордж Шульц, а также его министр обороны Каспар Вайнбергер, среди прочих, помогал Рейгану в разработке этого холодного Стратегия войны. Во время двух администраций Рейгана численность вооруженных сил США увеличилась. до беспрецедентного для мирного времени уровня. Администрация также потратила миллиарды долларов на оборонные контракты на исследования и разработки новое оружие и военная техника. Военные увеличили производство ядерного оружия и развернули его по всему западному миру. Непомерная сумма денег, потраченная Рейганом на оборону, способствовала к огромному национальному дефициту в 1980-е годы.

    Самая известная из программ, в которые инвестировал Рейган была Стратегическая оборонная инициатива (СОИ), более известная как программа «Звездных войн» со ссылкой на популярную науку 1980-х годов. трилогия фантастических фильмов. СОИ была разработана как национальная оборона. сеть ракет, которые могли бы нацеливаться и уничтожать любые приближающиеся вражеские ракеты до того, как они достигли территории США. К сожалению, «Звездные войны» были в основном фантастикой — прототипами технологии «найти и уничтожить». часто проваленные испытания проходят с треском. Что еще хуже, оценка SDI цена составила почти 1 триллион долларов, цифра, которая беспокоила многие демократы и американские граждане в течение десятилетия рецессии. Многие американцы также опасались, что консерватизм Рейгана, холодная война идеология приведет только к войне. В 1982 800 000 американцев собрались в Нью-Йорке, чтобы заставить администрацию прекратить создавать больше ядерное оружие. Рейган назвал этих протестующих миролюбивыми. «голуби» и продолжили развитие арсенала вооружений США.

    Однако полностью игнорировать этих «голубей» Рейган не мог. Политическая цена игнорирования миллионов американцев была слишком велика. особенно для президента первого срока, возможно, стремящегося к переизбранию. Чтобы успокоить тех, кому не нравились его оборонные программы, Рейган инициировал СНВ. или переговоры по сокращению стратегических наступательных вооружений с Советским Союзом в середина 1982. Неудивительно, что эти переговоры быстро провалились, потому что язык переговоров требовал от СССР значительно сократить свой ядерный арсенал, но позволить США продолжать строительство своего арсенал.

    Сюрприз пришел в 1985 году, однако, когда Михаил Горбечев стал лидером Советского Союза и активно добивался как политических, так и экономических реформ в СССР а также ослабление напряженности между США и Советский Союз.

    Впервые с начала холодной войны советский лидер обратился к Соединенным Штатам, чтобы серьезно обсудить возможный мир. С этой инициативой выступила администрация Рейгана. совершенно неожиданно, но Рейган быстро ответил тем же. Многочисленные встречи на высшем уровне между высшими советскими и американскими официальными лицами проводились во время правления Рейгана. второй срок. В конце концов, даже сами Горбечев и президент Рейган несколько раз сидели вместе в Вашингтоне и Москве выбивать соглашения. С обеих сторон было сделано много уступок: в 1987 Горбечев согласился вывести большую часть своего ядерного арсенала и войска из контролируемых Советским Союзом государств в Восточной Европе и уйти из Афганистана, в то время как Рейган в конце концов отказался свои планы «Звездных войн» и согласился сократить количество американских ядерное оружие. Горбечев инициировал столько реформ, что в через три-четыре года после того, как Рейган покинул свой пост, Советский Союз развалилась и распалась на отдельные государства, фактически окончание холодной войны.

    Несмотря на расцвет отношений Америки с Советским России во время второго срока Рейгана президенту все же приходилось решать многие вопросы в других странах мира, а именно на Среднем Восток и Латинская Америка. В 1980-е годы, отношения США со многими государствами на Ближнем Востоке были в лучшем случае спорными, прежде всего потому, что Рейган продолжал обещать поддержку молодому еврейскому государству. Израиля за счет многих палестинцев-мусульман, живущих в регионе. Почти каждое второе ближневосточное государство выступало против существование Израиля и поддержал Освобождение Палестины Организация, или ООП, возглавляемая Ясиром Арафатом. Когда Израиль напал Штаб-квартира ООП в Бейруте, Ливан, 1982 г., президент Рейган направил в страну несколько тысяч морских пехотинцев США для службы в качестве миротворцев. В отместку пропалестинский террорист-смертник взорвал посольство США в Бейруте и убил 239 человек.Морские пехотинцы. Соединенные штаты тут же отступил.

    Президент Рейган не отступил от теракта в Ливии однако на американских войсках в Германии. Ливия тоже недолюбливала американских причастность к Ближнему Востоку и финансирование многих террористических организаций который пообещал уничтожить Соединенные Штаты. Узнав о теракт в Германии, Рейган начал ракетную кампанию по Ливии, и даже разбомбили личную резиденцию правителя Ливии Муаммара Каддафи. Каддафи пережил нападение, но отступил от антиамериканских террористические движения.

    Администрация Рейгана также стала активно в различных горячих точках по всей Латинской Америке, особенно в тех областях, где еще бушевала борьба с коммунизмом. На протяжении всего своего первого срок пребывания у власти, федеральное правительство при Рейгане финансировало антикоммунистическую партизан и политиков в маленьком штате Сальвадор. Рейган также направил 10 000 американских солдат на остров Гренада в 1982 г. сражаться с несколькими сотнями деревенских воинов, пытавшихся свергнуть правительство и создание социалистического государства. Как только Прибыли американские солдаты, конфликт был исчерпан за несколько часов. Удивительно, но американская общественность решительно одобрила действия Рейгана. решение об отправке в армию США. Рейган отправил войска всего на два дней после 239Морские пехотинцы в Бейруте погибли, а американец победа в Латинской Америке только подняла настроение общественности. Более того, в СМИ появились кадры спасенных американских заложников в Гренаде, которые усиление поддержки вторжения.

    Однако главной заботой Рейгана в Латинской Америке было Никарагуа. В 1979 году президент Картер поддержал Социалистическую Сандинистское движение, свергнувшее диктатора Никарагуа. Рейган, однако яростно выступал против притязаний сандинистов на власть и Коммунистические связи. В 1981, Рейган уполномочил Центральную разведку Агентство по обучению армии из 10 000 никарагуанских «борцов за свободу». или контрас, чтобы бороться с сандинистами.

    Конгресс быстро пришел в ярость и забеспокоился, что Рейган может непреднамеренно привести США к еще одному ужасному антикоммунистическому война в Никарагуа, как Кеннеди и Джонсон во Вьетнаме. Конгресс принял поправку Боланда, запрещающую помощь США контрас на ближайшие несколько лет. Тем не менее администрация Рейгана проигнорировал приказ и продолжал тайно поддерживать никарагуанскую Контрас. ВМС США заминировали гавани, окружающие Никарагуа и уничтожил запасы нефти в стране. Администрация заказала Подполковник Оливер Норт продолжит тайный сбор средств попытки помочь контрас. В фонд было отправлено более 30 миллионов долларов. страна. По иронии судьбы, большая часть этих денег действительно пришла из Ирана, одного из самых опасных врагов США: полковник Норт согласился продать Ирану оружия на несколько миллионов долларов в обмен на заложников, удерживаемых в Ливане иранскими агентами.

    Американские граждане были возмущены сделкой по продаже оружия для заложников просочилась в средства массовой информации в 1987 году. Мало того, что администрация не подчинился Конгрессу, но он также торговал оружием с нацией, которая открыто заявляла о своей ненависти к Соединенным Штатам.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *