Битва на Марне (Марнское сражение) :: Первая мировая война
Цитата
Быстрое наступление германской армии на Париж
В период от 25 августа до 5 сентября 1914 года германская армия торжествовала победу. Солдатам казалось, что труднейшая битва на Западном фронте была переломной.
Францию не считали серьезной помехой. Немцы рассчитывали быстро захватить Париж без единой пули, как это случилось с Бельгией. Французы не успели создать серьезные оборонительные сооружения, поэтому немцы быстро оказались у стен Парижа.
Ход боевых действий
Во французских и английских войсках была полная разобщенность. Отступление казалось единственным спасением. Мародерство захватило солдат, местные жители были напуганы и бежали. На пути войск было много селений. Местные жители на обозах спешно покидали дома, толпы беженцев смешивались с обозами и солдатами. Зрелище печальное и страшное. Что говорить, если даже французские и английские генералы были пессимистично настроены и готовились к отступлению. Сам Френч 30 августа передавал в Лондон сообщение о своем неверии в способности Жоффра проводить успешные боевые действия и пытался самостоятельно отступать, обходя Париж с восточной стороны.
Противнику тоже пришлось нелегко. В дневнике одного из германских офицеров: «Наши люди дошли до крайности. Солдаты валятся от усталости, их лица покрыты слоем пыли, мундиры превратились в лохмотья… Солдаты шли с закрытыми глазами и пели, чтобы не заснуть на ходу. И только уверенность в предстоящем триумфальном марше в Париже поддерживала в них силу».
Интересные факты
Начало сентября 1914 года. Немцы совсем рядом с Парижем с юго-востока преследовали отступавших в спешке через реку Марна англичан.
Туда же, к Марне, с севера гонимые другой немецкой армией, двинулись французы.
Командующий парижской обороной Галлиени получил разведданные, что армия фон Клюка продвигается, оставив фланг и тыл незащищённым.
К 5 сентября фронт состоял из неровного участка в 610 км между Парижем и Бельфором. Сражение на Марне происходило на участке длиной 210 км в месте Верден-Бельфор. Пространство было ограничено реками Сеной и Маасом. Рельеф очень разноуровневый, от Аргонских гор до равнин реки Марна. Множественные селения с постройками способствовали упорству боев. Сражались 6 союзных армий из 550000 бойцов. Германские войска составляли около 470000 бойцов.
5 сентября 5 и 6 французские армии нанесли удар по правому флангу германцев, а 3 армия ударила по тылу. 4 и 9 армии держали центр. Силы сторон были почти равны, но в ударе по правому флангу немецкой армии французы превосходили их вдвое по живой силе.
6 сентября сражение вошло в кульминацию. На реке Урк сошлись 6 французская и 1 немецкая армии.
5 французская армия и англичане ударили между 1 и 2 германскими возле Монмирая. Самые жестокие бои прошли в районе Сен-Гондских болот между 2, 3 германскими армиями и 9 французской.
Подвиг Галлиени
Генерал Жоффр был склонен сдать Париж и сражаться за рекой Сеной. Германские войска стояли уже в 40 километрах от Парижа, командование бросило город на произвол судьбы, защищать его остался лишь смертельно больной военный комендант Жозеф Симон Галлиени. Он заявил: «Я получил мандат и буду защищать свой город до конца».
6 сентября войскам был зачитан приказ: «Каждый должен помнить, что теперь не время оглядываться назад: все усилия должны быть направлены к тому, чтобы атаковать и отбросить противника. Войсковая часть, которая не будет в состоянии продолжать наступление, должна во что бы то ни стало удерживать захваченное ею пространство и погибнуть на месте, но не отступать».
Галлиени не только готов был умереть, защищая родину, но и умел мыслить нестандартно. Он использовал парижское такси и железную дорогу для переброски на передовую свежих сил (резервной марокканской армии). И тогда полиция собирала такси по всему городу, возле дома Инвалидов более шестисот машин начинали свой путь к реке Марна. Двумя рейсами удалось перевезти около 6000 солдат. Остальных направили по железной дороге. Немецкое наступление было остановлено.
Памятник марнским такси
Памятник марнским такси, спасшим Париж во время Первой мировой, установлен в бывшем предместье Леваллуа (там размещалось большинство парижских таксомоторных компаний). Марнским такси посвящены памятные доски, установленные по пути следования колонны, одна такая машина экспонируется в Доме инвалидов. Уже в нашем веке в муниципалитете Леваллуа на площади имени 11 ноября 1918 года (дата капитуляции Германии в Первой мировой) был установлен мраморный памятник автомобилю Renault AG-1 – именно эти машины работали тогда парижскими такси.
Переломный момент в сражении
7 сентября все ждали переломного момента в сражении. Фон Клюк направил две дивизии на реку Урк для поддержки, и французы были практически сломлены.
8 сентября фон Клюк перебросил с Марны ещё два корпуса и между флангами немецкой армии образовалась брешь, заполнить которую было нечем. Англичане могли ударить по немецким тылам и флангу, но они практически не продвигались вперед.
9 сентября фон Клюк нанес стремительный удар по левому флангу французов. И все равно брешь между 1 и 2 армиями не удалось заполнить. В западном районе Марнской битвы стратегическое положение германских армий было невыгодным. Генералы Клук и Бюлов были разобщены, не имели резервов для сокращения разрыва 1 и 2 флангов армий. 3 армия выполняла функции поддержки соседей. 4 и 5 армии были опасны захватом внешних флангов у Вердена и Витри-ле-Франсуа. Немцам пришлось отступить, чтобы французская армия не ударила с незащищённый тыл Бюлова и не окружила их. Это отступление посеяло панику в немецких войсках. Они уже были так измотаны, что французы брали их в плен спящими. Французы тоже были без сил и несли огромные потери, больше 250 тыс. человек убитыми и ранеными. У них не было сил ни сражаться, ни даже преследовать отступающего противника.
После победы на Марне союзники получили преимущество, но использовать его так и не вышло.
Описание подготовлено по книге А.М. Зайончковского «Мировая война 1914–1918», изд. 1931 г.
Война моторов. Легенда о «Марнском такси» (ч.2)
К 100-летию начала Первой мировой войны
Станислав Кирилец (Stanislav Kiriletz, Германия)
Иллюстрации из коллекции автора, Bibliothèque nationale de France, Delcampe, Musée de la Grande Guerre, Musée de l’Armee, Parisienne de photographie.
Часть 1 Часть 2
В сентябре 1951 г. в Париже, в бывшем предместье Леваллуа на площади Имени 11 ноября 1918 г., названой так в честь даты капитуляции Германии в Великой войне, был открыт памятник «Марнскому такси» работы итальянского скульптора Маурицио Тоффолетти. Марку машины из мрамора узнать несложно – «Рено».
На войну в такси
Первая мировая война внесла значительные коррективы в развитие автомобильного дела, отразилась она и на таксомоторном промысле. Перед войной в составе французской армии было всего лишь 170 автомобилей. В первые недели войска получили по мобилизации 2500 легковых машин, 6000 грузовиков и 1049 автобусов. Большей частью эта техника была задействована для перевозки личного состава в тылу и прифронтовой полосе, однако её не хватало. Потребность в дополнительных автомобилях в тылу первоначально покрывалась за счёт найма частных машин с водителями, в том числе и такси. Жозеф Симон Галлиени (Гальени), военный комендант Парижа, в сентябре 1914 г. имел в своём распоряжении не только армейские автомобили, но и 150 таксомоторов, нанятых на постоянной основе по твёрдому тарифу. На этом месте придётся повторить историю, описанную уже десятки тысяч раз, без излишней лирики, опираясь на неопровержимые факты.
В августе 1914 г. германская армия неудержимо двигалась к Парижу. К сентябрю передовые отряды немцев достигли реки Марна и приблизились к важной железнодорожной магистрали в нескольких десятках километров от Парижа. Вскоре положение стало критическим – судьба столицы Франции буквально повисла на волоске, 2 сентября французское правительство покинуло столицу… Однако немцы ещё 26 августа сняли с парижского направления два корпуса пехоты и кавалерийскую дивизию для переброски в Восточную Пруссию для отражения наступления Русской армии. Об этом узнали французы. 4 сентября французский главнокомандующий генерал Ж. Жоффр отдал приказ нанести контрудар по правому крылу германских войск на Марне. Фронтовые части срочно нуждались в подкреплениях. Необходимо было за сутки перебросить из Парижа к Марне прибывшую в столицу и пополненную там резервистами Марокканскую дивизию, а железная дорога могла перевезти за такое время не более бригады.
На следующий день начальник транспорта обороны Парижа генерал Лод отдал приказ о формировании нескольких колонн общей численностью до 1200 автомобилей для перевозки солдат на фронт. Часть машин было решено нанять у транспортных предприятий и частных лиц. Незамедлительно начался сбор легковых автомобилей на площади Инвалидов, разработка маршрутов и обеспечение промежуточных пунктов горючим. 6 сентября объявлен сбор автобусов и грузовых машин на окраине Парижа, полиции дан карт-бланш на принудительную реквизицию таксомоторов, в первую очередь тех, которые «замечены в поездках с праздной публикой и дамами сомнительного поведения». Первая колонна, состоящая из 150 таксомоторов комендантского резерва и десяти мобилизованных такси выехала из Парижа вечером 6 сентября. По другим данным, в ней было 250 ма-шин, из них 100 мобилизованных, начальник колонны лейтенант А. Лефа в своём первом официальном рапорте написал цифру 10, жалуясь, что больше вечером было не найти, но позже увеличил количество реквизированных такси до ста. В ночь на 7 сентября в направлении передовых позиций на Марне выехало ещё несколько колонн. Большинство историков сходятся на общем количестве автомобилей, участвовавших в переброске войск на различные участки фронта на Марне: 600 машин, из них около 400 такси.
На эту тему действительно написано так много противоречащих друг другу исследований, что уже вряд ли возможно узнать точные цифры.
В пути шофёры таксомоторов, не имевшие практики движения в колоннах и не знавшие военной дисциплины, вели свои машины довольно легкомысленно: превышали предписанную в 16 км / ч скорость движения, предпринимали рискованные обгоны, что привело к многочисленным столкновениям, на остановках парковали свои машины в два ряда, создавая заторы на дороге, имели место и случаи пьянства за рулём. Некоторые из таксистов совершили по два рейса за сутки, пройдя более 200 км, всего автомобили перевезли на фронт около 6000 военнослужащих. Кроме того, по прибытии резервистов к линии фронта французскому командованию потребовалось несколько часов, чтобы собрать воедино перемешавшиеся в пути подразделения, прежде чем дивизия смогла вступить в бой. Тем не менее поставленную задачу автомобили выполнили, и свежие силы подоспели своевременно. Необходимо напомнить, что эта перевозка войск осуществлялась не бесплатно. «Таксисты-патриоты» работали по тарифу, равному 27 % от показаний счётчиков и получили за поездку в среднем по 130 франков. К такому компромиссу между патриотизмом и коммерческой выгодой пришли владельцы таксомоторных предприятий. С компанией CGO, предоставившей автобусы, расплатились по специально утверждённым тарифам. Двадцать лет спустя советский военный историк А. И. Милковский в своей работе «Автомобильные перевозки по опыту Западного фронта империалистической войны 1914–18 гг.» отметил: «Эта переброска получила большую известность, во-первых, по той причине, что таинственный сбор и уход такси из Парижа вызвал шумиху среди парижского населения, дополненную фантастическими рассказами шофёров по их возвращении, и, во-вторых, потому что всё же это была первая автомобильная переброска войск более или менее крупного характера, приоткрывшая возможности, какими обладала Франция в виде своего автотранспорта».
Но вот что странно. Все говорят только о «Марнских такси» и упоминают только марку Renault. Хотя в операции участвовали не только такси, а среди такси не только Renault. Анализ многочисленных фотографий с места событий даёт интересный результат: прославленный на века таксомотор Renault AG-1, если и был участником тех событий, то второстепенным. Повторюсь, в Париже имелось в то время 10 000 такси! Очевидно, монополистам было выгоднее катать на прогулки дам, чем везти по ухабистым дорогам защитников родины за треть счётчика. Впрочем, это не помешало французам возвести такси Renault (только этой марки и главным образом из компании G7) в статус «национальной легенды» о героическом самопожертвовании водителей парижских таксомоторов – настоящих патриотов Франции. Сразу же после «Чуда на Марне» (под таким названием вошёл в историю успех французов в сентябрьской битве 1914 года) с лёгкой руки журналистов и пропагандистов парижские таксисты стали одним из важных символом нации в её борьбе с германскими захватчиками.
В течение всей войны таксомоторы продолжали свою работу в Париже, правда, в 1918 году на линию выезжало не более 3000 машин. Многих водителей призвали в армию, подорожал бензин, вместе с ним повысились и тарифы на перевозки, а основная масса парижан богаче не стала, спрос на услуги упал.
Национальная легенда
«…История шепнёт ещё «merci»
Всем дебютантам странного этюда…
Пока же перегруженным шасси
Скрипя, войне излюбленное блюдо,
Везёт колонна «Марнского такси» –
По счётчику оплаченное чудо».
Борис Требин, 2014
Красива история о «Марнском такси». Позже она обросла самыми невероятными подробностями. 9 сентября 1914 года немецкая армия начала отступление от Парижа, битва на Марне решилась в пользу французов. К этому времени в город возвратились почти все автомобили, участвовавшие в переброске войск, таксисты вернулись к своим рабочим будням. С собой они привезли рассказы о своих приключениях. В молодости я работал водителем такси в СССР и ФРГ, публику эту изучил неплохо – независимо от времени и страны проживания, таксисты везде одинаковы. Большинство коллег словоохотливы и любят рассказывать так называемые «таксисткие байки». Мне часто приходилось слышать рассказы товарищей о приключениях на работе, причём каждый раз одна и та же история подавалась в иной интерпретации, обрастая новыми подробностями. И общительным пассажирам они охотно рассказывают свои «байки»…
Читатель вправе сам определить значимость эпизода с «Марнскими такси» в отражении германского наступления на Париж. Я не ставил цель развенчать «национальную легенду» Франции, но несколько вопросов задать придётся!
Зачем понадобилась демонстративная реквизиция малой части парижских таксомоторов на улицах с высадкой катающейся в них праздной публики? Нельзя было заказать такси по телефону? Точнее, приказать подать машины в определённое время? Комендант Парижа имел на это полное право, как говорится, «по законам военного времени». А зачем вообще понадобилось привлекать такси к операции по переброске войск? В городе находилось много грузовиков и автобусов, перевозка солдат на них была бы гораздо удобнее и намного экономичнее. Впрочем, автобусы и грузовики в операции тоже участвовали, но слава досталась не им. Вероятно, генерал Галлиени имел и другие цели, пропагандистского и морального характера. Посудите сами – неожиданная реквизиция, сбор автомобильных колонн в центре Парижа, организованная отправка бравых резервистов – всё это не могло остаться без внимания изрядно деморализованных неудачами своей армии французов. Настроения парижан были на грани паники, в этот момент было необходимо показать павшим духом жителям, что город не собирается сдаваться, и даже имеющие не самую лучшую репутацию таксисты должны и согласны внести свой вклад в сопротивление врагу. Что ж, надо отдать должное комендатуре – направленная на подъём патриотического настроения граждан акция удалась. Особенно по возвращении «героев-таксистов», вслед за которыми пришло и известие о первой победе – «Чуде на Марне». Можно себе представить, какие «байки» привезли в Париж шофёры и с какой скоростью они распространились среди населения. Бойкая парижская пресса незамедлительно подхватила патриотические рассказы, ещё больше приукрасив их, а затем и репортёры всех стран Антанты.
Газетчики перепечатывали друг у друга подробности марша на Марну. Кто-то из них процитировал слова отправившего к линии фронта автомобили генерала Галлиени: «Чёрт возьми, по крайней мере, это оригинально…» Говорил ли он это или нет? Неважно, главное, что эту фразу подхватила пресса всего мира и продолжает повторять уже 100 лет… Вот и я её повторил.
Несомненно, привлечение автомобилей-фиакров к военным целям можно считать гениальным решением. Так и рождаются национальные легенды!
Когда закончилась война, легенда стала стремительно набирать обороты. Многие энциклопедии и учебники истории уделяют ей гораздо больше внимания, чем битвам под Верденом и на Сомме. Шофёры, участники поездки, получили высокие награды, на маршрутах «Марнского такси» установили мемориальные доски, а в Париже даже памятник, разумеется, таксомотору «Рено». В военных музеях выставлены «Рено» из автопарка «придворной» компании G7. Позвольте, а как же другие машины, принявшие участие в операции? Не вспоминают ни о военных машинах, ни об автобусах «Де Дион-Бутон», ни о других таксомоторах. Многие известные ранее марки французских автомобилей, задействованные в «Чуде на Марне», давно исчезли с рынка, заступиться за них уже некому. Постепенно фирма «Рено» монополизировала и саму легенду и до сих пор весьма успешно использует её в рекламных целях, постоянно напоминая, что именно её такси «победили» в Великой войне. А о наступлении Русской армии в Восточной Пруссии, которое закончилось неудачей, но вынудило германцев перебросить огромное количество войск с Западного фронта на Восток, и вовсе забыли. А ведь даже Уинстон Черчилль вспоминал то наступление как: «Самоотверженный порыв русских армий, спасший Париж в 1914 году…»
Вправе ли мы осуждать французов за культ «Марнского такси»? Ни в коем случае! Каждый народ должен чтить своих героев. Но возникает ещё один вопрос: а стоит ли считать героическим поступком почти что обыденное исполнение водителями своей привычной работы? Преклоняясь перед «подвигом» таксистов, французы практически забыли о настоящих героических делах своих военных автомобилистов во время Первой мировой войны. Неужели водители грузовиков и санитарных машин, доставлявшие под огнём противника боеприпасы к передовым позициям и вывозившие оттуда раненых, не заслужили почестей? А как же шофёры специальных машин, участвовавших непосредственно в боях? Например, водители самоходных зенитных установок (кстати, их делали на шасси «Де Дион-Бутон»), расчёты которых сбили более тысячи немецких аэропланов? К концу войны во французской армии имелось около 100 000 автомобилей, но об их водителях мало кто вспоминает. Забыты даже военные шофёры, сложившие свои головы на полях сражений, забыты в угоду красивой легенде и напористой рекламной кампании крупнейшего французского концерна…
А что же в России? Тут легенда о «Марнских такси» также широко известна. Досадно то, что действия военных автомобилистов Русской армии во время Первой мировой войны незаслуженно обойдены вниманием. А в их работе были эпизоды не менее значительные, с примерами истинного героизма, особенно в боевых действиях бронеавтомобильных частей. Зачастую и работа линейных автомобильных рот решала исход сражений. Например, массовые перевозки резервных частей и оружия на грузовиках позволили 9-й армии остановить немецко-австрийское наступление в Галиции в мае 1915 года. Не меньшее значение имел своевременный подвоз боеприпасов при помощи автомобильного транспорта в декабре того же года во время боёв на Стрые. И таких примеров было немало. К сожалению, до сих пор в России нет ни одного памятника, ни одной мемориальной доски шофёрам Первой мировой войны.
Подвиги водителей Великой Отечественной войны 1941–1945 годов в России не забыты. Мы по праву почитаем героев-автомобилистов, в первую очередь шофёров «Дороги жизни», спасавших блокадный Ленинград. Их Подвиг не имеет аналога в мировой истории, мы помним это! Не забыли мы и «полуторки» ГАЗ, доставлявшие в осаждённый город оружие и продовольствие и выво-зившие оттуда жителей. Как хорошо, что «Группа ГАЗ» не использует Подвиг водителей «Дороги жизни» в рекламных целях!
За помощь в подготовке материала автор благодарит Геннадия Канинского, Александра Кульчицкого и Бернда Дитриха Лозена (Bernd Dietrich Loosen)
Часть 1 Часть 2
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.
Первая битва на Марне Перезагрузите ожидания от Первой мировой войны
Когда-то считавшаяся «войной, которая положит конец всем войнам», Первая мировая война велась с 28 июля 1914 года по 11 ноября 1918 года. себя в союзные державы (Великобритания, США, Франция, Российская империя, Италия, Япония, Португалия, Греция, Сербия и Черногория) и центральные державы (Германская империя, Австро-Венгерская империя, Османская империя, и Болгария), Германия начала агрессивную двустороннюю атаку. План Шлиффена, названный так в честь стоявшего за ним стратега, немецкого фельдмаршала Альфреда фон Шлиффена, предполагал, что Германия вторгнется во Францию на западе, а затем быстро столкнется с Россией на востоке.
Связанный: 14 Увлекательные книги о войне, которая положит конец всем войнам
План Шлиффена должен был не только принести Центральным державам победу, но и исключительно быструю. Это наступление привело к значительным поражениям франко-британских войск в битве при Шарлеруа и битве при Монсе. Эти силы союзников начали так называемое «Великое отступление» — отход к реке Марна. По пути 5-я французская армия предприняла попытку контрнаступления в Первой битве при Гизе, но их неудача привела к продолжающемуся отступлению.
Только после Первой битвы на Марне ход войны начал меняться.
Подготовка к битве
Немецкий генерал Гельмут фон Мольтке издал 2 сентября 1914 года Генеральную директиву, которая подготовила почву для судьбоносной Первой битвы на Марне, которая происходила с 6 по 12 сентября. Немецкие войска проникают прямо в Париж, теперь город нужно было обойти. Вместо этого немцам было приказано сковать французские войска между Парижем и Верденом.
Связанный: Битва при Белло Вуд была одной из самых важных, забытых битв Первой мировой войны
План состоял в том, чтобы 2-я немецкая армия действовала в качестве основной ударной силы, в то время как 1-я армия следовала за ней для защиты фланга. . Но когда связь между двумя немецкими войсками оборвалась, ослабла и их железная хватка за победу. Командующий 1-й армией Александр фон Клюк проигнорировал изменение приказа Мольтке, сохранив свой путь на юго-восток в ожидании проведения наступательного удара, а не усиления на западе. Когда Клак сообщил о своих планах Мольтке два дня спустя, 4 сентября, Мольтке в ответ проигнорировал Клака.
Тем временем французский главнокомандующий Жозеф Жоффр принял решение сместить генерала Шарля Ланрезака с поста командующего 5-й армией. Он заменил его командиром I корпуса Луи Франше д’Эспере, который призвал к внезапной контратаке немецких войск.
Французские войска получают преимущество
На западном фланге 4 сентября Жоффр отдал приказ 6-й армии атаковать на восток в сторону Шато-Тьерри. Британский экспедиционный корпус (BEF) продолжил движение к Монмирайю, в то время как 5-я армия начала атаку на север, прикрываясь правым флангом 9-й армии.й армии.
5 сентября произошла битва при Урке между 6-й армией и 4-м немецким резервным корпусом. В то время как IV резервному корпусу удалось отбросить 6-ю армию, Клак услышал новости об атаке и перенаправил свои войска на запад. Однако из-за плохой связи во время этого маневра в немецких войсках образовалась быстро увеличивающаяся брешь, которую быстро заметили воздушные силы союзников. Это была возможность, которой они были готовы воспользоваться.
Связанный: Во время Первой мировой войны истребители и пулеметы были идеальной командой
Союзники направили BEF и 5-ю армию, чтобы использовать слабое место между немецкими армиями. 6 сентября 5-я армия сковала 2-ю армию в битве при Двух Моринах. В то время как BEF двигались невыносимо медленными темпами для генерала д’Эспере, им все же удалось захватить мосты через Марну и создать плацдарм. А к 8 сентября приход 5-й армии в Пти-Морен вынудил отойти правый фланг 2-й армии.
9-го числа 5-я армия снова форсировала реку Марна, на этот раз взяв курс на немцев. Немцы надеялись разгромить 6-ю армию, но пришли в уныние, увидев, что она получила подкрепление. Этот блестящий ход добавил 10 000 французских солдат резервной пехоты из Парижа, 3 000 из которых были солдатами 7-й дивизии, доставленными на передовую на парижских такси, реквизированных генералом Галлиени.
Связанный: 22 фильма о Первой мировой войне, которые переносят зрителей в окопы
Все это время между Мольтке, Клаком или Бюлов не обменивались отчетами. Пока 6-я армия удерживала свои позиции, 5-я армия начала внезапное наступление на 2-ю армию. 1-я и 2-я армии начали поспешное отступление. Когда Мольтке, наконец, услышал новости об опасности, у него случился нервный срыв, и его подчиненным пришлось координировать отступление.
Последствия
Более двух миллионов солдат участвовали в Первой битве на Марне. Потери французов и немцев составили около 250 000 человек на человека, из них 80 000 французов предположительно были убиты и около 67 000 немцев убиты. Британцы потеряли 13 000 человек, в том числе 1700 человек погибли.
Хотя историки сходятся во мнении, что Первая битва при Марне была стратегической победой союзников, масштабы этой победы горячо обсуждаются. Верно, что благодаря этому противостоянию французы не только спасли Париж от захвата центральными державами, но и сохранили себя в войне с шансом на победу. Однако Германия продолжала оккупировать значительную часть Северной Франции и Бельгии.
Одно можно сказать наверняка об этом важном конфликте: его неожиданный исход привел обе стороны к войне, которая оказалась более продолжительной и разрушительной, чем они рассчитывали. Битва на Марне далека от быстрого и решительного завершения конфликта, за ней последуют еще четыре года мучительной войны на истощение, которая унесет миллионы жизней.
Источники: History.com
Первая мировая война.com — Битвы
состоялось первое сражение на Марне. с 6 по 12 сентября 1914, в результате чего закончилась война движение, господствовавшее в Первой мировой войне с начала Август. Вместо этого, когда немецкое наступление было остановлено, патовая ситуация и завязалась окопная война.
Вторгшись в Бельгию и северо-восточную
Франция, немецкая армия подошла к Парижу на 30 миль. Их
прогресс был быстрым, успешно отбив бельгийские, французские и
Британские войска продвигаются вглубь северо-восточной Франции. Их
продвижение преследовало цели
план Шлиффена, основной
в центре внимания было быстрое поражение Франции на западе, прежде чем обратить внимание
русские войска на востоке.
Когда немецкие войска подошли к Парижу, французы столица приготовилась к осаде. Обороняющиеся французские войска (Пятая и Шестая армии) — и англичане — были на грани истощение, отступающее непрерывно в течение 10-12 дней при повторных Немецкая атака до тех пор, пока под руководством Жозеф Жоффр, француз Главнокомандующий, они вышли к югу от реки Марна.
С победой, казалось бы, близкой, Александр фон Немецкой 1-й армии Клюка было приказано окружить Париж с востока. Французское правительство, так же ожидавшее падения столицы, оставило Париж вместо Бордо.
Жозеф Жоффр, невозмутимый перед лицом
кризис, разрешенный 4 сентября для нанесения контрнаступательного удара под
по рекомендации военного губернатора Парижа,
Галлиени при содействии
англичане под
Сэр Джон Френч (последний только после подсказки
британский военный министр,
Лорд Китченер).
Жоффр уполномоченный Шестая армия генерала Монури, насчитывавшая 150 000 человек, атаковать правый фланг 1-й немецкой армии в начавшемся бою утром 6 сентября. При повороте навстречу французской атаке 30 В немецких позициях между Первой и Второй армии, последней командовал осторожный генерал Карл фон Бюлов.
Союзники быстро воспользовались прорывом. в немецких позициях, отправив войска британского экспедиционного корпуса (BEF) присоединиться к 5-й французской армии в прорыве через брешь между двух немецких армий, причем правое крыло 5-й армии одновременно атаковало Вторая немецкая армия.
Тем не менее, немецкие войска были близки к достижение прорыва против осажденных сил Монури между 6-8 сентября и были спасены только 7 сентября с помощью 6000 французов. резервные пехотные войска переправлялись из Парижа потоками такси, 600 в все.
На следующую ночь, 8 сентября,
агрессивный французский командующий генерал
5-я армия Франше д’Эспере начала наступление.
внезапное нападение на 2-ю немецкую армию, что еще больше расширило
разрыв между 1-й и 2-й германскими армиями. Д’Эспери недавно
назначение, Жоффр дал ему командование 5-й армией вместо
уволен
Генерал Ланрезак, которого считали слишком осторожным и нерешительным
«наступательный дух».
На 9 сентября немецкие армии начали отступление по приказу германского главнокомандующего. Посох Гельмут фон Мольтке. Мольтке опасался прорыва союзников из-за плохой связи с его линии на Марне.
Отступающие армии преследовались французами и англичанами, хотя темпы наступления союзников были медленными — всего 12 миль за один день. Немецкие армии прекратили отход через 40 миль к северу от р. Река Эна, где Первая и Вторая армии окопались, готовя окопы. которые должны были длиться несколько лет.
Одержав стратегическую победу в Первой битве при
Марна, которая закончилась 10 сентября, французские войска — при содействии
англичане — сумели отбросить немецкое наступление, отбить
потерял позиции в процессе. Что еще более важно, битва закончилась любым
надежды немцев на то, что они эффективно перенесут войну на Западном фронте
к раннему закрытию.