Биография огюст конт кратко: Огюст Конт биография философа кратко

вклад в науку, основные работы по социологии и философии

Биографии

12.11.21

14 мин.

Одним из ярких представителей философии начала XIX столетия является Огюст Конт, биография и интересные события его жизни помогут лучше узнать особенности философского учения. Он является основоположником позитивизма, а также выделил социологию как самостоятельный предмет. Его основное достижение — создание «Закона трех стадий», именно по ним проходят в развитии все стороны жизни человека: государство, общество, наука.

Оглавление:

  • Юность и детство
  • Первые работы
  • Проблемы с психикой
  • Последующие труды
  • Годы перед смертью
  • Особенности учения
  • Семейная жизнь

Юность и детство

Огюст Конт (полное имя Marie Auguste François Xavier Comte) родился 19 января 1798 г. во французском городке Монпелье. Его отец был сборщиком налогов, никакой биографии о матери не сохранилось.

В лицее Конт лучше всего успевал в математических науках. После его завершения поступает в Политехническую школу, которая выпустила множество знаменитых математиков, химиков и физиков. Все преподаватели уже в то время отмечали уникальные умственные способности Огюста.

Политехническая школа все время тесно переплеталась с историей Франции, особенно с революцией и Бонапартом. Многие молодые люди поддерживали Наполеона, не признавали Реставрацию. Действующее правительство пыталось усмирить студентов, даже был уволен преподаватель по математике Монжа, который является верным поклонником Бонапарта. Это вызвало сильное недовольство: ученики открыто ругали правящие круги, устраивали беспорядки в городе.

В 1816 г. возмущенные одним из преподавателей Политехнической школы ученики потребовали его отставку. Ультиматум был написан Контом. Разъяренное правительство полностью закрыло школу и уволило многих педагогов и студентов, в частности Огюста, которого отправили в Монпелье.

Но уже через год Конт возвращается в Париж. Он с трудом зарабатывает, работая репетитором по математике. Попытки отыскать более стабильное место работы завершаются неудачами. К примеру, молодой человек пробовал устроиться помощником к Перье, однако практически тут же поругался с банкиром.

Первые работы

Через время Конт знакомится с философом и композитором Сен-Симоном. Несколько лет он занимается с ученым. При этом Огюст пишет «Проспект научных работ, требуемых для реорганизации общества», а также первую главу произведения «Катехизиса промышленников».

Это обусловило серьезные разногласия с Сен-Симоном:

  1. Учитель говорил, что Огюст использует только научный подход (аристотелевский), а религиозная часть не описана.
  2. Ученик утверждал, что религиозные взгляды противоречат его принципам.

Интересно, что в конце жизни Огюст все-таки пришел к определенным канонам религии, при этом они сильно были похожи на убеждения Сен-Симона.

Невзирая на появившиеся разногласия в религиозных идеях, читатели положительно отнеслись к первому докладу Конта. Отзывы оставили ученый Карно, социолог Гегель, писатель Гизо. Успех подтолкнул Огюста на продолжение работы.

Проблемы с психикой

В 1826 г. Конт читает курс философии в своем доме. Его слушателями являлись математик Пуансо, биолог Блэнвиль, доктор Брусе, географ Гумбольдт. Но уже на третьей лекции Огюст в приступе помешательства бежит из столицы Франции в Монморанси. Основная причина — домашние проблемы и чрезмерное умственное перенапряжение.

Его помещают в психиатрическую больницу, оттуда его через время выпускают под попечительство матери и супруги. Домашняя обстановка помогла быстро вылечиться, хоть припадки иногда возвращались к философу. При одном из них Огюст даже бросился в речку Сена, однако его достали из воды.

Но все-таки в 1829 г. он полностью излечивается и возобновляет незаконченный курс философии. Через определенное время его повторяет для более широкой аудитории.

В 1830 г. Конт отказывается вступать в нацгвардию при короле Луи-Филиппе Первом из-за собственных республиканских взглядов. Это приводит к краткосрочному тюремному заключению.

В 1832 г. Огюст пробует добиться помещения для себя и кафедры математических наук. Для чего обращается к уже ставшему в то время министру просвещения Гизо, однако встречает отказ. Непосредственно политик, невзирая на свой положительный отзыв о первой работе философа, считал Огюста добросовестным, но ограниченным фанатом своего дела.

Последующие труды

В 1831 г. Огюст и ряд его соратников создают Политехническую ассоциацию, в ее обязанности входило просвещение трудящихся за счет бесплатных прослушиваний математических наук. Непосредственно Конт преподает астрономию. При этом он дает частные уроки, получает должность в Политехнической школе: вначале работает репетитором, после — экзаменатором.

В 1831 г. Огюст публикует 6 книг по «Курсу позитивной философии». Удивительно, что в это время философ не читает газеты или другую литературу, которая относилась к его тематике. Он предпочитал подлинные издания латинских, испанских, британских, немецких авторов, регулярно посещает оперу. Как считал сам философ, эта «мозговая гигиена» помогает думать самостоятельно.

Когда философский труд был закончен, ученный сосредотачивается на политических и религиозных проблемах. Это приводит к формированию «позитивной религии» и попыткам получить статус первосвященника. При этом Конт выступает против преподавателей из Политехнической школы, поскольку они были недовольны опубликованной в последней книге «Курса» руганью популярного математика Араго. Из-за разногласий Огюст бросает работу в школе, это приводит к материальным сложностям и необходимости использовать благотворительность преданных ему людей.

Еще одной значимой работой философа была «Система позитивной политики» в четырех томах.

Он ее написал в 1852 г. Непосредственно Конт считал этот труд главным в своей жизни. Здесь он развивает идею, что общественная и политическая реорганизация должна тесно связываться с новой религией, где первосвященником являлся Огюст. Он пытался убедить в этом орден иезуитов, высшего сановника Решида-пашу, царя Николая Первого. Однако его усилия были бесполезными. К примеру, Иезуиты не хотели вмешиваться в политику и иметь дело с человеком, который отрицает Иисуса.

Годы перед смертью

В 1853 г. Огюст расходится со своим последователем Литре, который принял позитивизм философа, но был против мистической части. Произошедшее ускорило смерть Конта.

В 1856 г. ученый указывает в завещании определенные пункты, которые оскорбляют его супругу. Литре вступается за девушку, от этого взаимоотношения между бывшими друзьями еще сильней обостряются.

В 1857 г. Огюст сильно начинает болеть. Литре опять хочет обсудить с философом завещание, однако последний отказывается изменять документ.

Из-за споров с Контом случается удар. Через время наступает незначительное улучшение, но, когда философа пришли навестить, то увидели, что он находится без сознания возле «алтаря Клотильды» — кресла умершей любовницы Огюста. Ночью 5 сентября 1857 года Конт умер.

После этого его жена получает жилье и имущество супруга, выкидывает реликвии и пробует в судебном порядке оспорить завещание, делает ссылку на то, что Огюст в последнее время потерял рассудок. Но суд отказал ей, оставив документ в силе, убрав лишь пункты, которые задевали честь женщины.

Особенности учения

Огюст является основателем позитивизма, он хотел придать философии научное обоснование. Непосредственно «позитивизм» обозначает «наука».

Философия, по его утверждению, основывалась на следующих понятиях:

  1. Нужно избавиться от оценочного статуса «царицы наук» — математики.
  2. Получить знания можно только с помощью эмпирического наблюдения.
  3. Знания обязаны быть только точными, выделить их можно лишь научным способом.

Его философия кратко отобразилась в законе двойной эволюции — умственной и технической. Он утверждал, что государственное, общественное и интеллектуальное развитие имеет 3 этапа. Они указаны в «Законе трех стадий». Краткое его содержание:

  1. Теологическая: детство, потребности человека примитивны и могут удовлетворяться простейшим способом. Все что происходит вокруг, объясняется в основном богами. Научных знаний нет, однако отмечается иллюзия познания всего мира. Соответствует военному господству.
  2. Метафизическая: характеризуется стремлением людей к познанию о первопричинах. Здесь божественные силы меняются на абстрактные, ученые уделяют внимание своим умозаключениям, нежели наблюдениям и научным доказательствам. Этап соответствует феодализму.
  3. Позитивная: новый этап. Характеризуется знаниями, научными работами и наблюдениями за реальностью. Развитие человека связано только с прогрессом и наукой. Соответствует промышленной цивилизации.

Как считал Конт, позитивную философию должны учить все студенты на начальном курсе. Это даст возможность определить, что такое принцип разделения труда.

Семейная жизнь

В юности философ не отличался верностью в любовных отношениях. В 1817 г. в 19 лет он сходится с женщиной намного старше его, через время у них появляется дочка.

В 1822 г. он знакомится с проституткой Каролиной Массен. Семейная жизнь с ней была сложной. Многие исследователи утверждают, что одной из причин приступов Конта была ревность. Когда Массен приехала за ним, Огюст в приступе кинул ее в реку и чуть не утопил. После лечения по велению матери Конт и Массен поженились, но в 1843 г. расстались.

В 1845 г. философ знакомится с Клотильдой де Во. Их взаимоотношения имели только платонический характер. В следующем году девушка скончалась, любовь стала для Конта мистическим культом, а через время легла в основу «позитивной религии».

Огюст Конт прожил сложную жизнь, но запомнился как создатель позитивизма и трехступенчатой стадии общественного и научного развития. Также философ внес огромный вклад в социологию, поскольку выделил ее как отдельную науку.

Философия Конта Огюста

Конт Огюст родился 19 января 1798 года в Париже. Он известен миру как французский философ и считается самим основателем социологии и позитивизма. Конт являлся последователем великого философа Сен-Симона, совместные разработки и взгляды учителя дали влияние на убеждения Конта. Он работал преподавателем в политехнической школе, читая лекции, он взял их за основу соей книги, под названием «Курс позитивной философии».
Главную задачу всей науки философии, Конт определял как описание человеческих мыслей, которые могут выразиться и оставить свой след в развитии данной науки. Самым главным, для философа стало первое изложение систематики истории естествознания. В основе появилось концепция, которая была разделена на три стадии. Именно Конт определил, что каждая наука во время своего развития проходит три этапа.

1.Теологический. Объясняет возможность человеческого ума, выразить понимание явлений природы важными действиями сил потустороннего мира.
2.Метафизический. Все силы мысли и понимания заменены принципами абстракции. Вместо понимания и обсуждения иных сил, рассматриваются естественные причины.
3.Позитивный. На этой стадии исследуются все факты и знания, полученные ранее и приводится одно, как считается верное решение.

Все науки мира, проходят каждую из стадий самостоятельно, без помощи окружения. Помимо этого, есть определенный порядок, по которому наука и развивается. Все это объясняется тем, что должна быть опора на факты, которые могут быть описаны в другой науке. Самой первой из всех наук, три стадии прошла астрономия. Она заключает в себе самые простые и общепринятые исследования. Второй по счету была физика. Все что заключено в ней, отталкивается от фактов астрономии. После нее идет химия, которая берет достижения физики, но только все уже достаточно сложней в явлениях.
Самая последняя из наук, которая прошла три этапа Конта – это биология. Ведь он считал, что все биологические термины не смогли бы утвердиться без опоры на химию. В каждом из исследовательских методов, по мнению философа, отмечается та иерархия, которая заложена в науке. К примеру: в астрономии – наблюдение, в физике и химии к наблюдению добавлен эксперимент. Вот только для биологии не один из вышесказанных свойств не подходит, ведь стоит, что-то неправильно сделать, как может разрушиться вся внутренняя структура науки. Для биологии больше подходит сравнение, в качестве исследовательского метода.
Метод сравнения, по мнению Конта, является самым важным и главным для науки социологии. В принципе, сам термин «социология» ввел сам философ. Он посвятил всю свою жизнь, чтоб разобраться в самой системе знания и сущности социологии. Но к великому сожалению, в самом конце своей жизни философ убедился в том, что все его научные теории и все подробное изложение науки социологии ничего не изменит в реальной жизни. Ведь не в каждом человеке заложено понимание социологических знаний и помимо этого, не все ученые смогут придти к общему единству в понимании науки.
Конт решил, что для мира просто необходим второй синтез теологии, как опора для духовности народов. Он размышляет и изучает другой вид социологии, которую описывает в своей книге «Система позитивной политики, или Трактат о социологии, устанавливающий религию человечества». Судя коротко по книге, автор убежден, что очень важную роль для жизни общества играет религия. На данной основе, у Конта проснулась в душе вера в Бога, но он решил заменить ее, на любовь ко всему человечеству.
Судя по всей философии Конта Огюста, разум человека очень контекстуален и способен принять любую реальность. Такая наука, как социология, должна быть очень важна для всего общества. В ней, каждый человек, должен видеть самое важное для себя и своей души. Для кого-то это будут просто интересные факты, а для кого-то смысл всей жизни. Для многих учения социологии будут и религией, и наукой, как выражается сам Конт «позитивной».
Если все будут заинтересованы наукой, то каждый ученый-социолог будет превозноситься. Все люди будут испытывать к нему доверие, сравнительно такое же, как в средних веках уважали церковь. На людей, которые идеально точно разбираются в социологии, будет возложена великая миссия – управление человечеством. Такие мысли и рассуждения Конта поддержали не многие ученые. Но к удивлению, по сей день прибегают к его исследованиям, опираясь на уже доказанные факты.
На закате своей жизни, Конт стал разрабатывать катехизис позитивной религии. Помимо этого, сам объявил себя первосвященником. Все идеи философа были довольно популярны в 19  веке, среди естествоиспытателей. Такой интерес был вызван благодаря работам Милля и Спенсера, которые обозначались как дух позитивной философии.

Добавить комментарий

Огюст Конт Биография — Жизнь французского философа

Огюст Конт был известным французским философом, наиболее известным как основатель дисциплины социологии. В некоторых случаях он также считается первым философом науки. Он даже разработал знаменитую позитивную философию в великой попытке излечить социальную болезнь Французской революции.

Молодость

Огюст родился 19 января 1798 года в Париже, Франция. Во времена его рождения современная наука и техника породили промышленную революцию. Отец Огюста был государственным налоговым чиновником, а мать была домохозяйкой. Они оба были набожными католиками. Еще учась в Университете Монпелье, он отказался от этих взглядов в обмен на республиканизм. Этот шаг был вдохновлен Французской революцией, которая позже повлияла на его работы в дальнейшей жизни.

В 1814 году Огюст Конт поступил в Политехническую школу. Здесь он показал себя очень умным математиком и ученым. Через некоторое время он бросил школу, не окончив ее, а затем решил поселиться в Париже. Он принял это решение, даже не имея средств к существованию. Он начал свою жизнь в Париже, преподавая математику и журналистику. За это время он также изучал историю, экономику и философию.

Когда ему исполнилось 19 лет, Конт познакомился с социальным теоретиком по имени Анри Симон. Конт стал его секретарем, а также сотрудником. В 1824 году это партнерство было прекращено из-за спора об авторстве того или иного произведения. Однако влияние Симона сохранялось на протяжении всей жизни Конта.

Философские труды и идеи

Огюст Конт разработал социальную доктрину, основанную на научных принципах. В 1826 году он начал читать лекции группе выдающихся французских интеллектуалов. Однако примерно после трети серии лекций у него случился нервный срыв. Помимо того, что он долгое время находился в больнице, ему все же удалось написать одну из своих главных работ. Это была шеститомная книга под названием «Курс позитивной философии ». В этой работе он утверждал, что, как и физический мир, общество действует по своим законам.

Его усилия также способствовали изучению общества и развитию социологии. Он зарабатывал себе на жизнь работой в Ecole Polytechnique, но, к сожалению, столкнулся с администраторами и был уволен в 1842 году. В том же году он развелся со своей 17-летней женой. После потери работы он начал зависеть от своих друзей, семьи и благотворителей, которые поддерживали его.

В 1844 году Конт познакомился с Клотильдой Во, французской аристократкой и писательницей. Поскольку она не была официально разведена со своим мужем, у них были платонические отношения, и большинство людей думали, что они глубоко влюблены. Во умерла в 1846 году, и после ее смерти Огюст Конт написал книгу под названием « Система позитивной политики . Он предложил религиозный порядок, основанный на разуме и человечности; он подчеркивал идею морали как краеугольного камня политической организации человека.

Религия человечества

В последние годы своей жизни Конт придумал религию человечества. В 1849 году он предложил великую реформу календаря, названную «позитивистским календарем». Однако эта система не имела успеха, поскольку была встречена публикацией Дарвина « о происхождении видов».0018 в 1859 году. Хотя английские последователи Конта, такие как Джордж Элиот, отвергали эту систему, им нравилась эта идея религии человечества. Его теории во многом повлияли на развитие светских гуманистических и религиозных гуманистических организаций в 19 веке.

Позитивизм Конта

Огюст Конт впервые описал свою идею позитивизма в ряде текстов, озаглавленных Курс позитивной философии . Эти тексты были опубликованы между 1830 и 1842 годами. После этого за текстами позже последовала его работа 1848 года под названием 9.0017 General View of the Positivism , который позже был опубликован на английском языке в 1865 году. Первые три тома были посвящены уже существовавшим физическим наукам (астрономии, химии, математике, биологии и физике). Два других тома посвящены становлению социальных наук.

Три стадии Конта

Закон трех стадий Конта гласит, что каждая без исключения отрасль человеческого знания в основном проходит через три теоретических условия. Условия являются фиктивными, абстрактными (или метафизическими) и положительными научными.

Последние годы и смерть

Работа Огюста Конта широко пропагандировалась многими интеллектуалами Европы. Его работа также повлияла на мышление Джорджа Элиота, Карла Маркса и Джона Милля.

5 сентября 1857 года Конт умер от рака желудка в Париже. Он посвятил себя улучшению общества.

Огюст Конт | Encyclopedia.com

РАБОТЫ КОНТА

РАБОТЫ О КОНТЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

Исидор Огюст Мари Франсуа Ксавье Конт (1798–1857), французский философ и социолог, происходил из католической и монархической семьи в Монпелье. Он отказался от католической веры в возрасте 13 лет. В 1814 году он поступил в Политехническую школу в Париже. Эта школа была тогда центром политического либерализма и прогрессивной мысли во Франции; математик Гаспар Монж был одним из его основателей, и он по-прежнему привержен развитию математики и естественных наук.

Хотя ясно, что Конт вскоре отошел от чистого либерализма, требуется тщательное исследование, чтобы установить его позицию по отношению к консерватизму и либерализму. Его ранние работы показывают, что у него было много общих идей с контрреволюционными и консервативными движениями начала девятнадцатого века; позже, в начале четвертого тома его Cours de philosophic Positive (1830–1842), он прямо признал эту близость, заявив, что частично согласен с философией Жозефа де Местра, но не принимает, однако, его политических взглядов. Вопреки некоторым взглядам (Hayek 1952; Salomon 1955; Spaemann 1959) это не означает, что Конта можно отождествлять с контрреволюционными мыслителями своего времени. В самом деле, его позиция отличалась от позиции консерваторов точно так же, как и Сен-Симон; оба пытались отвергнуть принципы Французской революции, не отказываясь в то же время от ее достижений. Эта двоякая позиция, подобная той, которую Гегель выразил несколько раньше, подтверждается позицией Конта во время революций 1830 и 1848 годов и его гуманитарной философией, которая со временем стала религией человечества: поклонением Богу.0065 Гранд Этре.

Связь Конта с Сен-Симоном, начавшаяся еще в 1817 году, сама по себе является еще одним свидетельством того, что он не принадлежит к консерваторам. Несмотря на более поздние заявления Конта о том, что он ничем не обязан Сен-Симону, несомненно, что он находился под сильным влиянием этого удивительно блестящего и вдохновляющего аристократа, посвятившего себя построению нового общества, основанного на принципе, что именно рабочий класс , в самом широком смысле, класс «производителей». Недавние исторические исследования (особенно Гуйе 1933–1941) установил, что их сотрудничество в период с 1817 по 1824 год было гораздо теснее, чем когда-либо признавал Конт. Изменения в личных чувствах Конта к Сен-Симону лучше всего можно проследить в его переписке со своим другом Валатом (1870 г. ), которая показывает, насколько сильно Сен-Симон первоначально стимулировал его и как он позже отказался от этих отношений.

Сен-Симон записал свои основные идеи еще до встречи с Контом в самой связной из своих брошюр, Mémoire sur la science de I’homme и Travail sur la gravitation Universelle, , оба написаны в 1813 году. Они содержат знаменитый «закон трех стадий»; хотя Сен-Симон был неспособен развить эту идею в всеобъемлющую и последовательную философию истории, как это сделал Конт в Cours, , идея, тем не менее, изначально принадлежала ему. Вообще Сен-Симон рассеивал свои идеи в бесчисленных письмах, листовках, проспектах и ​​памфлетах, выбрасывая бросающиеся в глаза формулы и лозунги, вместо того, чтобы развивать идеи шаг за шагом. Он был прекрасным оратором, ярким сторонником новых концепций, всегда скорее агитатором, чем философом или дисциплинированным ученым. Хотя ранние работы Конта следовали той же линии, что и работы Сен-Симона, его образ мышления был не только более последовательным, но и более глубоким.

Важным сходством между Контом и Сен-Симоном является их общее негативное отношение к экономическому либерализму и их критика Адама Смита (Mauduit 1929). Здесь оба подошли очень близко к Симонду де Сисмонди и его «Новым принципам» 1819 года и набросали первую историческую критику классической экономической теории.

Хотя влияние Сен-Симона на Конта не следует преуменьшать, не следует преуменьшать и различия между ними; это были различия не только в стиле мысли, но и в содержании этой мысли. Одно такое различие было обнаружено самим Контом в его переписке с Вала, когда он утверждал, что Сен-Симон, выступавший за политическое действие до того, как научная система позитивизма была достаточно развита, означал ставить телегу впереди лошади. Другое, более тонкое отличие обнаружилось, когда Конт в статье, опубликованной под именем Сен-Симона и в его журнале, Industrie, призывал к развитию светской системы морали и считал, что общество само является системой «общих моральных идей». Это было не чем иным, как открытием нормативности социального поведения, т. е. нравственной системы, присущей общественным отношениям. Конт утверждал релятивизм моральных представлений — что они различны в разных культурах и социальных системах — в противоположность представлению о том, что нормы уходят корнями либо в божественное откровение, либо в общий духовный порядок, отделенный от социальной жизни и не затронутый ею. Это четкое изложение того, что мы теперь называем культурным релятивизмом, вызвало значительное смятение среди подписчиков журнала, и в следующем номере Сен-Симон официально пообещал, что он «вернется к своей прежней манере» (Pereire 19).12). Сен-Симон никогда не сомневался в происхождении нравственных идей и был искренне убежден, что традиционные христианские нормы можно приспособить к новым условиям индустриализма, подчеркнув значение благотворительности ( Nouveau christianisme 1825). Таким образом, в отношении своей концепции ценностей Конт был более радикален, чем Сен-Симон.

Это не относится к концепции Конта о надлежащем устройстве общества. Как справедливо заметил Т. Х. Гексли, Конт и позитивизм могут быть истолкованы как «католицизм минус христианство», т. е. как всеобъемлющая иерархическая система общества, основанная на светских ценностях мистического, гуманитарного толка. Это, вместе с концепцией Конта о роли «консенсуса» в общественных процессах, сближает его ближе со взглядами консервативных мыслителей, чем с революционным требованием Сен-Симона о защите производящего класса (рабочих) от эксплуатации праздными людьми. или досуговый класс и что la classe la plus nombreuse et la plus pauvre быть эмансипированным. С этим требованием Сен-Симон стал предшественником Маркса, в то время как Конт остался верным в действенность чисто духовного порядка, лишь бы он был очищен от теологических и метафизических идей.

Никогда не оспаривалось, что Конт изобрел термин «социология», который он впервые употребил в печати в 1838 году, в начале четвертого тома своего «Курса ». Ранее, в общем введении к первому тому, он использовал термин physique sociale точно так же, как Сен-Симон использовал этот термин, взаимозаменяемо с такими терминами, как physiologic sociale или système de gravitation sociale. Относительно случайной причиной изменения терминологии Контом было то, что бельгийский статистик Кетле опубликовал в 1835 г. свою работу Physique sociale . Была, однако, и более глубокая причина: приняв в течение нескольких лет учение великого французского астронома с идеями которого он познакомился в технике Éicole Poly, Конт стал отвергать лидерство математики в развитии социальных наук. Методологию наук он заменил историческим подходом, разработанным в IX в.0065 Cours, и, таким образом, в значительной степени отказался от образования, которое он получил в технике école Poly.

Развитие социологии как науки происходит, по мнению Конта, в рамках общей переориентации человеческого мышления. Согласно «закону трех стадий», изложенному Контом в первых двух лекциях «Курса » ( после предыдущих попыток в его ранних работах), каждая отдельная отрасль человеческого знания должна пройти через три различных теоретических (или методологические) этапы его достижения зрелости: теологический или фиктивный; метафизический или абстрактный; и научная или положительная стадия. Функция второго этапа состоит в том, чтобы выступать посредником, так как первый и последний этапы явно настолько различны по своей общей картине, что перейти непосредственно от первого к третьему невозможно. На третьем этапе все явления рассматриваются как подчиненные неизменным законам природы, которые можно исследовать путем наблюдения и эксперимента.

Конт начал вторую часть этого нового подхода к человеческому мышлению с утверждения, что различные науки из-за разной степени сложности их соответствующих субстанций достигают стадии зрелости в разное время, и затем он продолжил локализовать все различные науки в зависимости от стадии их развития. Порядок, которому следует эта энциклопедическая система, является «естественным» или логическим порядком, начиная с наименее сложных или наиболее общих явлений, которые также наиболее далеки от человечества, и заканчивая теми, которые более важны для человека, как его исследует социальная наука. Таким образом, порядок наук — это астрономия, физика, химия, физиология и, наконец, социальная физика или социология. Наука математика представлена ​​как введение в энциклопедию и несколько в стороне от этого порядка; это самая важная из всех наук, поскольку она является самой общей формальной основой как науки, так и философии. Наука психология не фигурирует в этом перечислении. Конт был убежден, что психология в том виде, в каком она существовала в его время, еще не прошла метафизической стадии. Есть данные, что он думал о психологии как о приложении к социологии, которое должно быть развито только после года социология достигла положительной стадии.

Каким бы интересным ни казался этот «закон» на первый взгляд, он представляет собой не что иное, как набор предварительных и формалистических категорий и ни в коей мере не составляет суть мысли Конта. Действительно, эта часть творчества Конта оказалась наименее устойчивой к критике. Социология Конта была разработана главным образом как научное средство от затянувшегося социального, политического и культурного кризиса в Европе. 46-й урок Курсов был полностью посвящен социологическому анализу современного кризиса во Франции, явившегося следствием революции 1789 года. То, что осталось от дореволюционной системы, разрушалось непрекращающимся и неразрешимым спором между ordre и progrès. Именно эту «жалкую колебательную конституцию нашего общественного существования» Конт и стремился преодолеть, разработав с помощью научного анализа третий путь, который устранил бы «интеллектуальный анархизм» его времени. Поскольку консерватизм представлял партию ordre, и якобинство партия progrès, Конт, следуя собственной интерпретации истории, оторвался от обеих партий и попытался установить третий путь, не поддаваясь эклектизму, представленному Виктором Кузеном.

Стойкое двойственное отношение Конта к Французской революции уже лежало в основе его мыслей, когда над ним господствовали идеи Сен-Симона (см., например, его эссе 1822 г. «План научных исследований, необходимых для реорганизации общества»). ). Что нового в Cours был его попыткой решить эту проблему. Утверждалось, что его панацеей от кризиса своего времени был рациональный, научный подход, основанный на наблюдениях и экспериментах, и именно это он имел в виду под «позитивизмом». Но хотя есть свидетельства, особенно если ограничиться рассмотрением Cours, , что это был элемент его мысли, это был только один элемент и, может быть, не самый важный. Сам Конт несколько раз заявлял, что эмпиризм сам по себе не эквивалентен позитивизму (9).0065 Cours, Lecture 58) и что позитивизм предлагает синтез наших знаний, создавая тем самым новую систему мышления и новое измерение сознания. Эта очень важная точка зрения более явно выражена в «Рассуждении о положительном духе» (1844a), а также в его «Обращении к консерваторам» (1855), где он рассматривает различные значения термина «позитивизм».

Однако в том виде, в каком он был представлен в Cours , , позитивизм был неправильно понят как современными поклонниками, так и критиками: поклонники видели в нем безоговорочное одобрение эффективности науки, а критики осуждали его как «сциентизм». Это неверное истолкование получило широкое распространение в книгах о Конте Литтре (1863 г.), Милля (1865 г. ), Оствальда (1914) и другие. Таким образом, неверно истолковав Курс , , им стало необходимо отделить Графа Курса от Графа таких более поздних сочинений, как Система позитивной политики (1851–1854) и Катехизис позитивной религии . (1852), так как Система пронизана реформистскими идеями, а Катехизис новой религией. Наиболее распространенное объяснение «непоследовательности» его идей связано с перипетиями его личной жизни; поскольку Конт пережил один нервный срыв в 1826 году в возрасте 28 лет, «изменение» его мировоззрения было приписано влиянию другого личного кризиса, разрыву его отношений с Клотильдой де Во в 1846 году и ее смерти в 1847 году. предполагаемый резкий переход от его позитивистского и объективного подхода к новому «субъективизму» был связан с этим несчастливым эмоциональным опытом.

Объяснение было бы правдоподобным, если бы сдвиг действительно произошел. Однако оно основано на совершенно искаженном представлении о Cours и его общем значении, что легко можно продемонстрировать, отметив неоднократный акцент Конта в этой работе на необходимости всеобъемлющей нравственной и интеллектуальной реформы как предпосылки социальная реформа. Последние лекции Курса (56–60) целиком посвящены общей оценке достижений науки после полного осуществления стадии позитивизма. В самом деле, реформистские намерения, а не рациональный анализ, являются настолько основными для всей его философии, что он очень близко подошел к утверждению Маркса о том, что «философы только по-разному истолковали мир, дело в том, чтобы изменить его» (9).0065 Тезисы о Фейербахе 1845). В самом деле, «практика» была столь же важной целью для Конта, как и для Маркса, с той лишь разницей, что Конт пытался соединить этот подход с картезианским наследием, тогда как Маркс, в своем недоверии к разуму, разрушил самое основание философского рационализма и заменил его революционным прямым действием.

Как довольно рано оценил британский неогегельянский философ Эдвард Кэйрд (1885), гуманизм Конта и реальный смысл его «субъективного синтеза» основаны на том факте, что «природа осознает себя в человеке», так что, как выразился Конт, «человек суммирует в себе все законы мира». Поэтому «для того, кто понял весь смысл процесса, этот «субъективный синтез» будет и объективен» (см. также Марвин 1936). Различные термины, используемые для определения «метафизической стадии истории», дают схожие свидетельства. Этот этап также назывался Контом «негативным этапом», и его историческое значение состоит в преобладании критики и разрушении старых представлений о мире, а также об общественной жизни. Таким образом, интеллектуальное развитие человечества должно было пройти через века анархизма и революционного беспокойства, через истинное междуцарствие, как назвал его Конт. Междуцарствие характеризуется «негативной философией», которая является необходимым предшественником и предпосылкой установления «позитивной философии», или позитивизма, как его понимал Конт, ибо новый порядок не может быть достигнут до тех пор, пока не будут уничтожены остатки старой системы. полностью стерты.

Для адекватного понимания Конта необходимо рассмотреть всю его интеллектуальную карьеру, интегрируя его ранние сочинения с Cours, с последующими попытками самоинтерпретации (1844a; 1848), с Системой , и, наконец, с его наброском гуманитарной религии. Это был его особый ответ на общее гуманитарное течение в философии, искусстве и литературе его времени, начавшееся с Оноре де Бальзака и условно завершившееся системой гуманитарной метафизики, разработанной Пьером Леру, чье влияние в начале 1840-е годы во Франции имели гораздо большее значение, чем это признавалось до сих пор (König 1931). Конт не был ни «сумасшедшим» философом — Дюма (1905), Сельер (1924), Моррас (1905), Соколов (1961), несмотря ни на что, — ни сторонником «педантократии». Его главным и жизненным интересом была скорее систематизация социального фона человеческой истории в единый свод знаний, подготовка к практическому подходу к социальной реформе, основанной на прочном порядке, теоретические и моральные принципы которого он видел в развитии новая наука, социология.

Рене; Кениг

[Что касается исторического контекста творчества Конта, см. Позитивизм; Социология, статья о РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ; и биографии Ла-Плас, и Сен-Симон. Для обсуждения последующего развития его идей см. биографии Бэджхота; Бернард; Дюги; Дюркгейм; Гиддингс; Ле Плей; Мельница; Сорокин; Спенсер; Уорд, Лестер Ф.]

(1819–1828) 1883 Opuscules de philosophic sociale: 1819–1828. Париж: Леру.

(1822) 1883 План научных исследований, необходимых для реорганизации общества. Страницы 60–180 в Огюсте Конте, Opuscules de philosophic sociale: 1819–1828. Париж: Леру.

(1830–1842) 1877 Положительный курс философии. 6 тт., 4-е изд. Париж: Байер. → Том 1: Preliminaires généraux et philosophie mathématique. Том 2: Астрономическая философия и философия физики. Том 3: Химическая и биологическая философия. Тома 4–5: Социальная философия. Том 6: Дополнение к социальной философии и общим выводам.

(1830–1842) 1896 Позитивная философия Огюста Конта. В свободном переводе и сокращении Гарриет Мартино, с предисловием Фредерика Харрисона. 3 тт. Лондон: Белл. → Сокращенный и упрощенный перевод Cours de philosophie Positive.

(1844а) 1903 Беседа о положительном духе. Лондон: Ривз. → Впервые опубликовано на французском языке в качестве преамбулы к Traité philosophique d’astronomie populaire.

1844b Traité philosophique d’astronomie populaire. Париж: Карилиан-Гёри и Далмонт.

(1848) 1957 Общий взгляд на позитивизм. Нью-Йорк: Speller. → Впервые опубликовано как Discours sur I’ensemble du positivisme.

(1851–1854) 1875–1877 Система позитивной политики. 4 тома. Лондон: Лонгманс. → Впервые опубликовано на французском языке.

(1852) 1891 Катехизис позитивной религии. 3-е изд. обр. и корр. Лондон: Рутледж. → Впервые опубликовано на французском языке.

(1855) 1889 Обращение к консерваторам. Лондон: Трубнер. → Впервые опубликовано на французском языке.

(1856) 1891 Религия человечества: субъективный синтез, или универсальная система представлений, адаптированных к нормальному состоянию человечества. Лондон: Рутледж. → Впервые опубликовано как Синтез субъективного: Ou système Universel des Conceptions propres à l’etat normal de I’humanité.

1870 Письма Огюста графа М. Вала: 1815–1844 гг. Париж: Дюно.

1877 Письма графа Огюста Джона Стюарта Милля: 1841–1846 гг. Париж: Леру.

(1884) 1910 Исповедь и завещание Огюста Конта и его переписка с Клотильдой де Во. Ливерпуль: Молодой. → Впервые опубликовано на французском языке.

1889a Письма графа Огюста Генри Эдгеру и М. Джону Меткалфу. Париж: Апостол позитивист.

1889b Письма графа Огюста Ришару Конгреву. Лондон: Церковь Человечества.

1890 Письма графа Огюста Генри Дикса Баттона. Дублин: Понсонби и Велдрик.

1903–1904 Переписка inédite d’Auguste Comte. Париж: Société Positiviste.

1932 Lettres inédites à C. de Blignières. Париж: Врин.

1939 Nouvelles lettres inédites. Париж: Société Positiviste.

Аленгри, Франк 1900 Исторический и критический очерк социологии Огюста Конта. Париж: Алькан.

Арбусс-Бастид, Поль, 1957 Доктрина всеобщего образования в философии Огюста Конта: Принцип системного единства и основа духовной организации мира. 2 тома. Париж: Presses Universitaires de France.

Арон, Раймонд (1960) 1965 Основные течения социологической мысли. Том 1: Монтескье, Конт, Маркс, Токвиль: социологи и революция 1848 года . Нью-Йорк: Basic Books. → Впервые опубликовано на французском языке.

Borchert, Heinrich 1927 Der Begriff des Kulturzeitalters bei Comte: Nach dem Положительный курс философии unter Mitberücksichtigung der Jugendschriften. Галле (Германия): Джон.

Boyer De Sainte-Suzanne, Raymond De 1923 Essai sur la pensée religieuse d’Auguste Comte. Париж: Нурри.

Каир, Эдуард 1885 Социальная философия и религия графа. Нью-Йорк: Макмиллан.

Кантекор, Жорж (1904) 1930 Граф. Новое изд. Париж: Меллотте. → Впервые опубликовано как Le positivisme.

Крессон, Андре 1941 Огюст Граф: Sa vie, son oeuvre, avec un expose de sa philosophie. Париж: Presses Universitaires de France.

Дефурни, Морис 1902 Позитивистская социология: Огюст Конт. Париж: Алькан.

De Grange, McQuiLkin (1923) 1930 Кривая общественного движения: исследование природы социологии в свете позитивной политики Огюста Конта. Ганновер, Нью-Гэмпшир и Миннеаполис, Миннесота: Sociological Press. → Впервые опубликовано на французском языке.

Де Гранж, Маккуилкин 1931 Метод Огюста Конта: подчинение воображения наблюдению в социальных науках. Страницы 19–58 в Совете по исследованиям в области социальных наук, Комитет по научным методам в социальных науках, Методы в социальных науках: сборник примеров. Унив. из Чикаго Пресс.

Дельвольве, Жан 1932 Размышления о комтьенских мыслях. Париж: Алькан.

Деруазен, Ипполит П. 1909 Записки Огюста Конта: Par un de ses, ученики. Париж: Крес.

Дюбюиссон, Альфред 1910 «Интегральный позитивизм», foi, мораль, политика, d’après les dernières conceptions d’Auguste Comte. Париж: Крес.

Дюкассе, Пьер 1939 Метод и интуиция у Огюста Конта. Париж: Алькан.

Дюма, Жорж 1905 Психологические des deux messies positivistes: Сен-Симон и Огюст Конт. Париж: Алькан.

Дюпюи, Поль 1911 Le positivisme d’Auguste Comte. Париж: Алькан.

Dussauze, Walter 1901 Essai sur la Religion d’Après Auguste Comte. Сен-Арман (Франция): Шамбон.

Гуйе, Анри Г. 1931 Ла ви д’Огюст Граф. Париж: Галлимар. → Библиография появляется на страницах 289–300.

Гуйе, Анри Г. 1933–1941 Молодость Огюста Граф и формирование позитивизма. 3 тома. Париж: Врин. → Библиография произведений Конта появляется в томе 1, стр. 29.4–301.

Грубер, Герман 1889 Огюст Граф, der Begründer des Positivismus: Sein Leben und seine Lehre. Фрайбург-им-Брайсгау (Германия): Гердер.

Guilmain, Leon J. 1922 La sociology d’A. Граф: Ce qu’elle doit à la biologic du début du Xixe siècle. Алжир: Годе.

Харрис, Марджори С. 1923 Позитивная философия Огюста Конта. Хартфорд, Коннектикут: Дело.

Хокинс, Ричмонд Л. 1936 Огюст Конт и США: (1816–1853). Кембридж, Массачусетс: Гарвардский ун-т. Нажимать.

Лакруа, Жан 1956 Социология графа Огюста. Париж: Presses Universitaires de France.

Леви-Брюль, Люсьен (1900) 1903 Философия Огюста Конта. Нью-Йорк: Патнэм; Лондон: Зонненшайн. → Впервые опубликовано на французском языке.

Льюис, Джордж Х. (1883) 1904 Философия наук Конта: изложение принципов положительного курса философии . Лондон: Белл.

Литтре, Эмиль (1863) 1877 Огюст Конт и положительная философия. Париж: Бюро «Позитивная философия».

Литтре, Эмиль 1866 Огюст Конт и Стюарт Милль Париж: Байер.

Лоншам, Жозеф-Виктор 1900 Notification sur la vie et I’oeuvre d’Auguste Comte. Париж: Fonds Typographique de I’Exécution Testamentaire d’Auguste Comte.

Макинтош, Роберт 1899 От графа до Бенджамина Кидда: обращение к биологии или эволюции для руководства человека. Нью-Йорк и Лондон: Macmillan.

Маркузе, Александр 1932 Die Geschichtsphilosophie Огюст Конт. Берлин и Штутгарт: Котта.

Марешаль, Анри 1919 Les conceptions économiques d’A. Граф. Бар-сюр-Сен (Франция): Сайяр. Марвин, Фрэнсис С. 1936 Граф: Основатель социологии. Лондон: Чепмен и Холл.

Модюи, Роджер 1929 Огюст Граф и экономическая наука. Париж: Алькан.

Моррас, Шарль (1905) 1925 Огюст Конт. Страницы 89–127 в Charles Maurras, Romantisme et révolution. Париж: Новая национальная библиотека.

Мехлис, Георг 1909 Die Geschichtsphilosophie Огюст Граф kritisch dargestellt. Лейпциг; Эккард.

Milhaud, Gaston S. 1902 Le positivisme et le progrés de I’esprit: Études critiques sur Auguste Comte. Париж: Алькан.

Милль, Джон Стюарт (1865) 1961 Огюст Конт и позитивизм. Анн-Арбор: ун-т. из Мичиган Пресс. Милль, Джон Стюарт 1899 Письма о Джоне Стюарте Милле и Огюсте Конте. Опубликовано с ответами Конта. Париж: Алькан.

Монтескью-Фезенсак, Леон 1907 Политическая система Огюста графа. Париж: Новая национальная библиотека.

Negt, Oskar 1964 Strukturbeziehungen zwischen den Gcsellschaftslehren Comtes und Hegels. Франкфурт-на-Майне (Германия): Europäische Verlagsanstalt.

Оствальд, Вильгельм 1914 Огюст Граф: Der Mann und sein Werk. Лейпциг: Verlag Unesrna.

Роберти, Эжен Де 1894 Огюст Конт и Герберт Спенсер: вклад в историю философских идей Xixe siècle. Париж: Алькан.

Робине, Жан Ф. Э. 1860 Notification sur I’oeuvre et sur la vie d’Auguste Comte. Париж: Дюно.

Рувр, Шарль де 1917 L’amoureuse histoire d’Auguste Comte et de Clotilde de Vaux. Париж: Кальман-Леви.

Рувр, Шарль Де 1928 Огюст Граф и католицизм. Париж: Ридер.

Roux, Adrien 1920 La pensée d’Auguste Comte: Le passé», le present & I’avenir social. Париж: Хирон.

SeilliÉre, Ernest 1924 Огюст Граф. Париж: Алькан.

Соколов Борис 1961 «Безумный» философ Огюст Конт. Нью-Йорк: Преимущество.

Стиль, Джейн М. 1928 Огюст Конт: мыслитель и любовник. Лондон: Пол.

Ута, Мишель 1928a La loi des рыси états dans la philosophic d’Auguste Comte. Париж: Алькан.

Uta, Michel 1928b La théorie du savoir dans la philosophie d’Auguste Comte. Париж: Алькан.

Varney, Mecca M. 1931 L’influence des femmes sur Auguste Comte. Париж: Presses Universitaires de France.

Ваентиг, Генрих 1894 Огюст Граф и невод Bedeutung für die Entwicklung der Socialwissenschaft. Лейпциг: Дункер.

Уотсон, Джон 1895 Конт, Милль и Спенсер: Очерк философии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *