Эразм Роттердамский и его время (ред. Л.С.Чиколини) | История философии, Возрождение | Книги по философии
- Подробности
- Категория: История философии, Возрождение
- Создано: 2014-03-18
- Автор: vasenok
- Просмотров: 949
Эразм Роттердамский и его время
Ответственный редактор доктор исторических наук Л. С. Чиколини
М.: Наука, 1989.—280 с.
ISBN 5-02-012716-7
DJVU 21 Мб
Качество: сканированные страницы + текстовый слой + оглавление
Язык: русский
В книге освещаются вопросы формирования и развития взглядов выдающегося мыслителя эпохи Возрождения, его вклад в развитие передовой европейской культуры. В приложении издания впервые публикуется полный перевод произведения Эразма «Жалоба Мира».
Для историков, философов, литературоведов, искусствоведов и всех, интересующихся историей культуры.
Имя Эразма Роттердамского (1469—1536) пользуется непреходящей славой в истории европейской и мировой культуры. Творчески переработав достижения гуманитарных наук XV —начала XVI вв., Эразм стал одним из крупнейших гуманистов эпохи Возрождения, властителем дум образованного общества в пору наивысшего расцвета ренессансной культуры и кануна Реформации.
СОДЕРЖАНИЕ
- К читателю 5
- Эразм Роттердамский и Северное Возрождение 9
- Прижизненные изображения Эразма в немецкой гравюре 20
- Значение парижского периода в формировании взглядов Эразма 37
- Эразм и итальянские гуманисты 47
- Библейская филология Лоренцо Валлы и эразмов перевод Нового завета 59
- Гуманистический идеал общежития: Фичино и Эразм 67
- Трактат Эразма «О воспитании детей» и итальянская гуманистическая педагогика первой половины XV в 78
- Эразм и парижское издание «Утопии» (1517) 91
- Отношение Эразма Роттердамского к собственности 112
- Переводы Эразма и Мора из Лукиана (издание Джунти) 120
- Спор Эразма и Гуттена 137
- Эразм Роттердамский и Лефевр д`Этапль 149
- Эразм и Кальвин 154
- Испанский перевод «Энхиридиона» и инквизиция 169
- «Энхиридион» Эразма и некоторые особенности его интерпретации в тюдоровской Англии 185
- Эразм и итальянская ересь XVI в 197
- Эразм и И. Агрикола 206
- Эразм и скептицизм XVI в 218
- «Адагии» Эразма и католическая цензура XVI —XVII вв. 227
- «Апологии» Эразма и рукописный материал Государственной публичной библиотеки им. M. E. Салтыкова-Щедрина 236
ПУБЛИКАЦИИ
- Эразм Роттердамский и его «Жалоба Мира, отовсюду изгнанного и поверженного». (Вступительная статья, перевод с латинского и комментарий) 244
- Письмо Эразма Роттердамского Эобану Гессу. (Вступительная статья, перевод с латинского и комментарий) 275
- Назад
- Вперёд
Скачать:
- прямая ссылка (DjVu)
- vk.com (PDF)
- yadi.sk (PDF)
Эразм Роттердамский, Библиологический словарь. Том 3
прот. Александр Мень
Библиологический словарь. Том третий. Р – Я
Э́пос в Би́блииЭ́рнести
Скачать
epub fb2 pdf Оригинал: pdf6Мб
Эра́зм Роттерда́мский (Erasmus Roterodamus), Дезидерий, священник (около 1469–1536), католический писатель, богослов, библеист, ученый-филолог. Родился в Роттердаме (Голландия). Рано осиротев, поступил в Августинский монастырь (1487) и вскоре был рукоположен (1492). Однако в 1494 добился разрешения выйти из монастыря и стал независимым ученым. Некоторое время Эразм Роттердамский жил во Франции, посещал Англию, где сблизился с Томасом Мором, работал в Альдинской типографии. В Италии ему присвоили степень доктора богословия. Деятельность Эразма Роттердамского получила одобрение папы. В эти годы к ученому-гуманисту стал прислушиваться весь образованный мир. «Ему изумляется, его воспевает и превозносит, – писал *Камерарий, – каждый, кто не хочет прослыть чужаком в царстве муз». Когда *Лютер начал свою борьбу, Эразм Роттердамский оказался в трудном положении. С одной стороны, он сочувствовал идее реформы Церкви, но с другой – осуждал религиозно-политические распри, вызванные Реформацией. Эразм Роттердамский не мог целиком встать и на сторону врагов Лютера, чем вызвал негодование в католическом лагере. Последние годы жизни Эразм Роттердамский провел в скитаниях по Европе, охваченной междоусобицами.
Поборник гуманности, просвещения и терпимости, Эразм Роттердамский противопоставлял евангельский идеал фанатизму, обскурантизму и клерикализму. В своей знаменитой сатире «Похвала глупости» (1509; рус. пер.: БВЛ, 1971, т.33), написанной в доме Т.Мора, Эразм Роттердамский выступал против светской власти духовенства и против насилия в делах веры. Хотя он предвосхитил все основные требования Реформации, он желал, чтобы церковное обновление совершалось без расколов и вражды. Как христианский мыслитель Эразм Роттердамский черпал вдохновение в Библии, особенно у апостола Павла и в полузабытых тогда писаниях греческих отцов Церкви. Философским дополнением к Писанию и патристике для Эразма Роттердамского служил христианизированный платонизм. С этой позиции он полемизировал с Лютером, в частности, в своем трактате «Диатриба, или Рассуждение о свободе воли» (1524; рус. пер., в его книге: Философские произведения, М.,1986). Главным предметом его критики был воинствующий лютеровский иррационализм.
«Чистая молитва, – писал Эразм Роттердамский, – ведет чувство на небо, словно в крепость, неприступную для врагов; знание укрепляет ум спасительными помыслами, так что не следует лишаться ни того, ни другого». Библейской тематике Эразм Роттердамский посвятил ряд своих поэтических произведений («Установление христианского человека», «Лирическая песнь о доме, в котором родился Христос» и другие, см. «Стихотворения», М.,1983).Эразм Роттердамский как библеист. Убежденный в *боговдохновенности Священного Писания, Эразм Роттердамский высоко ставил филологическую критику Библии, ведущую свое начало от отцов Церкви. Он принимал традиционную *атрибуцию священных книг, делая исключение лишь для Евр. и Откр., происхождение которых считал спорным вопросом. *Синоптическую проблему Эразм Роттердамский трактовал в духе *«взаимозависимости» теории (Мк. есть сокращение Мф.). В историю библейской текстологии Эразм Роттердамский вошел как редактор и издатель первопечатного греческого Нового Завета (Базель, 1516), который снабдил критическими комментариями.
В своих комментариях ученый частично опирался на труды Л.Валлы (см. статью *Ренессансная библеистика), выступавшего против *схоластической средневековой экзегезы, которая толковала Библию лишь по латинскому переводу (комментарии Валлы Эразм Роттердамскийиздал в 1505). Эразм Роттердамский язвительно высмеивал *фигуризм средневековых богословов, их злоупотребление методом *типологического толкования Библии и тенденцию искать в Писании то, чего там нет. Отвергая *вербализм, Эразм Роттердамский отдавал предпочтение *аллегорическому методу, хотя использовал его главным образом для выявления *тропологического смысла Писания. Чтобы избежать при этом произвола, нередко свойственного аллегоризму, Эразм Роттердамский стремился тщательно исследовать библейские *символы и способы их употребления («Ведь Божественный Дух имеет свой язык и свои образы»). Например, в Библии часто встречаются образы воды, источника, колодца, что, согласно Эразму Роттердамскому, указывает на истину, которая скрывается под «внешним словом», подобно воде, текущей в «артериях земли». Впрочем, ученый был далек от мысли считать истины Священного Писания чем-то эзотерическим, доступным лишь для узкого круга избранных. Нет особой касты людей, утверждал он, которой принадлежит исключительное право интерпретации Библии. Как каждый может с помощью Божьей стать благочестивым, так и каждый может стать богословом, если имеет чистое сердце и ясный разум. Лучшими руководителями в этом деле являются отцы Церкви.
«Из толкователей Священного Писания, – советовал Эразм Роттердамский, – более всего выбирай тех, кто дальше всего отходит от буквы. После Павла таковы прежде всего Ориген, Амвросий, Иероним, Августин. Ведь я вижу, что новейшие теологи весьма охотно цепляются за буквы и затрачивают больше труда на всякие хитрые тонкости, чем на раскрытие тайн, – словно Павел в действительности не говорил, что наш закон – духовен». У св. отцов Эразм Роттердамский заимствовал мысль о полезности для экзегезы изучения различных наук и древней литературы. Являясь возродителем святоотеческой *текстуальной критики, работая над уточнением первоначального священного текста, Эразм Роттердамский считал, что сущность Писания остается неприкосновенной. «Нет, – писал он, – ни одного человеческого учения, не испорченного какой-либо чернотой ошибок; только учение Христово совершенно белоснежно и чисто». Он называл евангельское учение «философией Христа», основой которой считал *этику.
Ей, в частности, Эразм Роттердамский посвятил свой назидательный трактат «Оружие христианского воина» (1503; рус. пер. в его книге: Философские произведения, М.,1986). Трактат построен на метафорическом описании жизни верующего у апостола Павла (Рим.13:12; Еф.6:10–17).Эразм Роттердамский не осуществил перевода библейских книг на какой-либо из народных языков, но способствовал осознанию необходимости подобных переводов. Тем самым он проложил путь для переводов, осуществленных деятелями *Реформации.
♦ Орега omnia, t.1–4, Amsterdam, 1969–73; в рус. пер.: Жалоба мира, в кн.: Трактаты о вечном мире, М., 1963; Разговоры запросто, М., 1969; Стихотворения, М., 1983; Философские произведения, М., 1986.
● Горфункель А.Х., Философия эпохи Возрождения, М.,1980; Григорьева И.Л., Античные источники антропологических представлений Эразма Роттердамского, в книге: Античное наследие в культуре Возрождения, М.,1984; Маркиш С., Никому не уступлю! Рассказы об Эразме из Роттердама, M. ,1966; eго же, Знакомство с Эразмом из Роттердама, М.,1971; его же, Эразм Роттердамский, КЛЭ, т.8; Осиновский И.Н., Эразм Роттердамский и Мартин Дорп, в книге: Культура и обществ. мысль, М.,1988; Пузино И., Значение диалога Эразма «Ciceronianus», ЖМНП, 1913, №11; Смирин М.М., Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии, М.,1978; Субботин А.Л., Наследие Эразма, в книге: От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела, М.,1969; Цвейг С., Триумф и трагедия Эразма Роттердамского, М.,1977; Эразм Роттердамский и его время, М.,1989; ЭСБЕ, т.40а; Ноlесzek Н., Нumanistische Bibelphilologie als Reformproblem bei Еrаsmus von Rotterdam, Thomas More and William Tyndale, Leiden, 1975; прочую иностранную библиографию см. в Enc.Kat., t.4, s.1062.
Э́пос в Би́блииЭ́рнести
Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. — Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. — 525, [2] с.
Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Страница не найдена
Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.
Поиск в Британике
Атмосфера: правда или вымысел?
9 зданий в Чехии, которые стоит посетить
Называть азиатов «роботами» — это расистский стереотип с долгой и тревожной историей.
Величайшие книги: Написано Эразмом
Величайшие книги- Войти
Национальность
- Голландский
Описание
Дезидериус Эразм Ротеродамус (; 28 октября 1466 — 12 июля 1536), известный как Эразм или Эразм Роттердамский, был голландским христианским гуманистом, который был величайшим ученым северного Возрождения. Первоначально получив образование католического священника, Эразм был важной фигурой в классической науке, писавшей в чисто латинском стиле. Среди гуманистов он пользовался прозвищем «Принц гуманистов» и был назван «венцом славы христианских гуманистов». Используя гуманистические приемы работы с текстами, он подготовил новые важные латинские и греческие издания Нового Завета, в которых поднимались вопросы, оказавшие влияние на протестантскую Реформацию и католическую Контрреформацию. Он также написал «О свободе воли», «Восхваление глупости», «Справочник христианского рыцаря», «О вежливости детей», «Копия: основы стиля изобилия», «Юлий Исключительный» и многие другие работы.
Эразм жил на фоне растущей европейской религиозной Реформации, но, хотя он критически относился к злоупотреблениям внутри католической церкви и призывал к реформам, он держался в стороне от Лютера, Генриха VIII и Жана Кальвина и продолжал признавать авторитет католической церкви. Папа, подчеркивая срединный путь с глубоким уважением к традиционной вере, благочестию и благодати, отвергая акцент Лютера только на вере. Эразм всю свою жизнь оставался членом Римско-католической церкви.
по-прежнему привержены реформированию церкви и борьбе со злоупотреблениями ее священнослужителей изнутри. Он также придерживался католической доктрины свободы воли, которую некоторые реформаторы отвергли в пользу доктрины предопределения. Его срединный путь («через СМИ») разочаровал и даже разозлил ученых обоих лагерей.