Временные рамки киевская русь: Древнерусское государство (Киевская Русь) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Культура Киевской Руси

Курс Культурология. Разработано О. Г. Петровой Культура Киевской Руси

В истории славянского народа IX век открывает новую страницу. Начинается процесс собирания восточнославянских племен под единой княжеской властью с помощью военной силы и рождается в Гардарике молодое сильное государство, Начало эпохи Киевской Руси принято относить либо к летописному рассказу о призвании на княжение в Новгород в 862 г. варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, либо определять временем киевского похода легендарного вещего Олега в 882 г. Завершают период, как правило, княжением в Киеве Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.), иногда, правда, доводят до времени Владимира Мономаха (1113-1125 гг.). Таким образом, хронологические рамки эпохи Киевской Руси — середина IX — начало XII вв.

Важнейшим событием культурной жизни этого периода является

Крещение Руси — принятие Русью христианства. Характер исторического выбора, сделанного в 988 г. князем Владимиром, был, безусловно, не случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее различных цивилизаций плодотворно воздействовало на духовную жизнь и культуру русского народа. Однако неоднократно создавало и критические моменты в ее истории. Несмотря на географическую близость Западной Европы, основной обмен идеями и людьми для восточнославянских племен шел в северном и южном направлении, следуя течениям рек Восточно-Европейской равнины. По этому пути с юга, из Византии, христианство стало проникать на Русь задолго до его официального утверждения, что во многом предопределило выбор князя Владимира, так же как до него — княгини Ольги, а еще ранее — киевских князей Аскольда и Дира. Тесные экономические, политические и культурные связи с Византией, проникновение на Русь в качестве альтернативы язычеству христианства в его византийском варианте достаточно жестко обусловили выбор новой религии.

Не менее важным был и другой фактор, связанный с религиозной психологией народа, особенностями его художественно-эмоционального восприятия мира. Весьма примечательно, что именно на этом акцентирует внимание «Повесть временных лет». В ней приводится большой рассказ о сомнениях Владимира и его бояр при выборе веры. Рассказывается о прибытии миссионеров из Византии, мусульман — из Дунайской Болгарии, иудаистов — из Хазарии, о том, что князь был неудовлетворен проповедями всех, кроме византийца, о том, как он послал бояр в разные страны для выбора лучшей веры, а затем принял решение остановиться на христианстве византийского обряда. Византийское богослужение произвело на русских, впервые знакомившихся с христианством, сильное впечатление. По мнению игумена Иоанна Экономцева, столь свойственное русским образно-символическое восприятие мира, их максимализм, стремление достигнуть абсолюта одним порывом воли нашли благоприятную почву.

Около 988 г. Владимир крестился сам, крестил свою дружину и бояр и под страхом наказаний заставил креститься киевлян и всех русских вообще. В Новгороде Добрыня, который прежде учреждал культ Перуна, теперь крестил новгородцев.

По описанию «Повести временных лет» Владимир крестился в Новгороде, в церкви Святого Василия. После крещения он избавился от болезни глаз (слепоты), что еще больше укрепило его веру в Бога. Вернувшись в Киев, Владимир приказал принять крещение всему населению города.

Формально Русь стала христианской. Погасли погребальные костры, огни Перуна, но долго еще по деревням насыпали языческие курганы, молились огню — Сварожичу, справляли буйные праздники старины. Язычество начало свой долгий путь слияния с христианством. Служители древней религии — волхвы — упоминаются летописями еще в XII в. как организаторы киевского восстания 1113 г.

Для русского народа, сравнительно поздно вступившего на путь исторического развития, принятие христианства означало в то время приобщение к многовековой и высокой культуре Византии. Это так. Но вряд ли христианизация Руси может рассматриваться как единственная отправная точка окультуривания русского народа. Даже несмотря на то, что живопись, музыка, в значительной мере архитектура и почти вся литература Киевской Руси находились в орбите именно христианской мысли, внимательный взгляд на шедевры древнерусского искусства все же обнаружит глубокое их родство с наследием архаики: будь то заставки-инициалы текстов книг и летописей, фресковые и скульптурные орнаменты соборов, мелодический строй церковных песнопений.

Жители Киевской Руси постепенно усваивают мировоззрение, согласно которому чувственно воспринимаемый мир не обладает истинной реальностью. Он есть лишь отражение имеющего приснобытие (то есть вечное существование) мира высших истин, приблизиться к смыслу которых можно через божественное откровение с верой, посредством умного созерцания, мистического прозрения. Эти истины воспринимаются человеком как знаки, символы. Символ, таким образом, выступал способом познания, освоения мира и был по-существу единственной сохраненной связкой сакрального и мирского.

Важным было также и то, что христианство придает особое значение полярным категориям Добра и Зла и проводит линию раздела между ними через самого человека. Телесный мир человека, оскверненный грехопадением, должен быть преображен индивидуальными усилиями личности. Учение о грехе и о спасении (греч. — хамартиология) становится центром христианского богословия.

Фактором, подготовившем принятие христианства Русью, стало создание братьями Кириллом и Мефодием во второй половине IX в. славянской письменности на основе греческого уставного письма с добавлением нескольких букв. Они прибыли из Византии в Великоморавскую державу по приглашению князя Ростислава с миссионерскими целями в 863 г.

Договор 911г. между Олегом и Византией уже был написан на двух языках — греческом и славянском. О довольно широком распространении грамотности среди различных слоев общества свидетельствуют летописи и археологические находки, относящиеся к ХI в. , многочисленные новгородские берестяные грамоты

.

Русская литература родилась в первой половине XI в. в среде господствующего класса. Русская культура средневековья была элитарной. В Древней Руси ведущую роль в литературном процессе играла церковь. Наряду со светской широкое развитие получила литература церковная. Средневековая словесность на Руси существовала только в рамках рукописной традиции. Даже появление печатного станка мало изменило ситуацию вплоть до середины XVIII в. Материалом для письма служил пергамент — телячья кожа особой выделки. Бумага окончательно вытесняет пергамент только в XV-XVI вв. Писали чернилами и киноварью и вплоть до XIX в., используя гусиные перья. Дороговизной материала обусловлена экономия письма: текст подавался в одну строку без словораздела, часто встречавшиеся слова сокращались под титлами. Почерк XI-XIII вв. в науке называется уставом в силу своего четкого, торжественного характера.

Древнерусская книга — это объемистая рукопись, составленная из тетрадей, сшитых в деревянный переплет, обтянутый тисненой кожей. В XI в. на Руси появляются роскошные книги с киноварными буквами и художественными миниатюрами. Переплет их оковывался золотом или серебром, украшался жемчугом, драгоценными камнями, финифтью. Таковы Остромирово Евангелие (XI в.) и Мстиславово Евангелие (XII в.).

В основе литературного языка — живой разговорный язык Древней Руси, точнее — областные его диалекты (южные и северные) — Поднепровья и Новгорода Великого. Вместе с тем в процессе его формирования большую роль сыграл близкородственный ему, хотя и иноземный по происхождению, язык старославянский, или церковнославянский. Именно на этот язык Кириллом и Мефодием были переведены во второй половине IX в. книги Священного Писания. На его основе развивалась на Руси церковная письменность и велось богослужение. Будучи одним из диалектов староболгарского языка, церковнославянский обладал большим набором отвлеченных понятий, которые стали неотъемлемым достоянием русского языка: «пространство», «вечность», «разум», «истина».

Древнерусская литература представлена литературой переводной и оригинальной. Перевод рассматривался как часть собственной национальной словестности. Церковностью древнерусской литературы обусловлен выбор переводных сочинений, бытовавших в рукописной традиции. Начальный этап переводной древнеславянской письменности определялся наряду со Священным Писанием произведениями раннехристианских отцов церкви IV-VI вв.: Иоанна Златоуста (350-470), Василия Великого (ок. 330-379), Григория Нисского (ок. 335 — ок. 394), Кирилла Иерусалимского. Переводились также произведения массовой литературы: Хроника Иоанна Малалы, «Христианская топография» Косьмы Индикоплова, апокрифы, патерики. Наибольшей популярностью пользовалась 

Псалтырь, богослужебная и толковая.

Первые оригинальные сочинения, написанные восточнославянскими авторами, относятся к концу XI — началу XII вв. Среди них такие выдающиеся памятники, как «Повесть временных лет», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского», «Слово о законе и благодати». Жанровое разнообразие древнерусской литературы XI-XII вв. невелико: летописание, житие и слово. Деление произведений древнерусской литературы на жанры достаточно условно. Это происходит потому, что сами восточнославянские книжники не имели единых представлений о жанровых категориях. Одним и тем же, наиболее общим термином «слово» писатели называли и торжественную речь митрополита Илариона, и воинскую повесть.

Среди жанров древнерусской литературы летопись, развивавшаяся в течение восьми веков (XI-XVIII вв.), занимает центральное место. Ни одна европейская традиция не обладала таким количеством анналов, как русская. Преимущественно, хотя и не всегда, летописанием на Руси занимались монахи, прошедшие специальную выучку. Составлялись летописи по поручению князя, игумена или епископа, иногда по личной инициативе. Если летопись велась по прямому поручению, она носила более или менее официозный характер, отражая политическую позицию, симпатии и антипатии заказчика. Но не следует преувеличивать официозный характер древнерусского летописания, как это иногда делает историческая наука. В действительности же летописцы проявляли независимость мысли, отражая точку зрения широких масс на то или иное событие, нередко подвергали критике действия князей, отражая «вся добраа и недобраа» и «не украшая пишущаго».

Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» в оригинале имеет более пространное название: «Се повести времянных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Руская земля стала есть». Дошла до нас эта летопись в рукописных копиях не старше XIV в. Из них наиболее замечательны две: сборник 1377 г., условно называемый Лаврентьевской летописью (1377) по имени писца-монаха — Лаврентия, переписавшею ее для суздальского великого князя Дмитрия Константиновича (1323/24-1383) (в состав его вошли «Повесть», доведенная до 1110 г. и Суздальская летопись, заканчивающаяся описанием 1305 г.), и сборник начала XV в., получивший название Ипатьевской летописи по месту хранения — Ипатьевскому монастырю в Костроме (в состав этого сборника, кроме «Повести», входят Киевская летопись до 1201 г. и Галицко-Волынская, 1201-1292гг.). Главное различие между этими двумя списками «Повести» — в ее конце. Лаврентьевская летопись заканчивается оборванным на полуслове рассказом о чудесном явлении 11 февраля 1110 г. — огненном столпе над Киево-Печерским монастырем. В Ипатьевском списке этот рассказ закончен и за ним следует еще несколько сказаний, относящихся к 1111, 1112 и 1113 гг. Авторство «Повести» приписывают монаху Киево-Печерской лавры Нестору, создавшему ее около 1113 г. Основная идея произведения глубоко патриотична — это единство русской земли. Княжеские усобицы и кровавые распри, начавшие сотрясать тогда русскую землю, осуждаются летописцем. Таким образом, Киев стал местом возникновения первого общерусского летописного свода, повествующего об истории Русской земли в целом.

Другой распространенный жанр древнерусской литературы — житие — буквально соответствует греческому «жизнь» и латинскому «vita». Он представляет жизнеописания знаменитых епископов, патриархов, монахов-основателей тех или иных монастырей, реже — биографии светских лиц, но только тех, которые считались церковью святыми. Отсюда жития в науке часто обозначаются также термином «агиография» (от agios — святой и grafo — пишу). Составление житий требовало соблюдения определенных правил и стиля изложения: неторопливого повествования в третьем лице, композиционного соблюдения трех частей — вступления, собственно жития и заключения. Во вступлении автор просит прощения у читателя за свое неумение писать, а заключение обязательно должно было содержать похвалу герою, поэтому было наиболее ответственной частью, требовавшей от автора хорошего знания риторики. Главное действующее лицо изображалось непреложно святым, а отрицательный герой вводился для контраста, и действовал на заднем плане. Жанр жития неподвижен, он исключает описание становления характера и сводится обычно к подбору материала для иллюстрации святости героя. Агиография, таким образом, искусство дореалистическое, ближайшей параллелью которому может быть древнерусская иконопись. В человеке устранялись все черты его индивидуальности, «временности», он становился обобщенным воплощением либо добра, либо зла. По преданию, Нестору-летописцу принадлежит авторство всех трех первых дошедших до нас житий — двужитий первых христианских мучеников князей — братьев Бориса (?-1015) и Глеба (?-1015) — «Сказание о Борисе и Глебе» и житие игумена Феодосия (?-1074) — основателя Киево-Печерской лавры («Житие Феодосия Печерского»).

Речи, называвшиеся в старину «поучениями» и «словами«, относятся к жанру красноречия. «Золотой век» их развития на Руси приходится на XII в., но уже в XIII в. этот жанр приходит в упадок и совершенно исчезает из литературного обихода в XIV в. Все дошедшие до нас памятники церковного и светского красноречия Киевской Руси по содержанию и форме делятся на дидактические и эпидактические, то есть торжественные. Дидактическое красноречие — это область, доступная всем, кто владел пером или минимальным даром речи, Оно преследовало практические цели назидания, информации, полемики. Его ярким образцом является «Поучение Владимира Мономаха«, дошедшее до нас в Лаврентьевском списке «Повести временных лет» под 1096 г. В начале «Поучения» один из выдающихся князей своего времени Владимир Мономах дает своим сыновьям ряд моральных наставлений, в назидание выписав для них цитаты из Священного Писания. Однако очень скоро эта морализующая тема, заданная церковной традицией, перерастает в политическое завещание, в урок сыновьям, как княжить, управлять государством. Кончается «Поучение» автобиографией князя.

Торжественное красноречие — область творчества, требовавшая нетолько глубины идейного замысла, но и большого литературного мастерства. Древнейшим дошедшим до нас памятником этого жанра является «Слово о законе и благодати«, авторство которого приписывают первому киевскому митрополиту Илариону и датируют между 1037 и 1050 гг.

Под большим воздействием церкви находился другой вид древнерусского искусства — архитектура. С приходом на Русь христианства широко начинается строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Одним из первых центральных монастырей был Киево-Печерский, основанный в середине XI в. Антонием (983-1073) и Феодосием Печерскими (?-1074). Печеры, или пещеры — это места, где первоначально селились христианские подвижники, и вокруг которых потом возникало поселение, превращавшееся в общежительный монастырь. Наряду с Киевским известен также Ильинский подземный монастырь в Чернигове -уникальный историко-архитектурный памятник в толще Болдинской горы, по преданию основанный Антонием около 1069 г. Также знаменит Печерский монастырь под Изборском Псковской области.

Явление пещерного затворничества пришло на Русь вместе с христианством и связано с именем его апологета — преподобного Антония. Неординарнейшее явление христианской духовной культуры, называемое еще исихией (покой, безмолвие, отрешенность) — это путь преображения человеческого духа через аскетизм, уход от земного мира.

Подземные монастыри были очагами исихии на Руси, ибо здесь ни звуки мира, ни свет солнца не мешали молитвенной концентрации внимания. Традиционная жизнь в общежительных монастырях не была такой строгой. Люди, отрекавшиеся от обычной жизни и уходившие в монастыри, могли продолжать выполнять многие мирские обязанности. Игумены монастырей наравне с епископами выступали как дипломаты, судьи, посредники. Монастыри становились центрами распространения духовных знаний. Рядовой монах мог стать летописцем, зодчим, иконописцем. Несомненно, что именно монастыри сыграли определяющую роль в приобщении русского народа к культурным богатствам Византии, в распространении просвещения и создании крупных литературных и художественных ценностей.

После принятия христианства в конце X в. на Руси началось каменное строительство. Первые сооружения такого типа были построены византийскими мастерами. В 989 г. в Киеве была заложена Десятинная церковь Успения богородицы. На ее содержание была отпущена десятая часть доходов князя. Во время нашествия Батыя в 1240 г. она была разрушена. Археологические раскопки и исследование руин этого древнейшего храма Руси позволили установить, что эта постройка площадью около 900 кв.м, увенчанная, по словам летописи, 25 «верхами», т. е. главами, была грандиозной по замыслу и исполнению. Также многоглавным был 13-верхий собор Киевской Софии, возведенный во времена Ярослава Мудрого. Одноименность соборов Киева и Константинополя призвана была утвердить равенство Руси с Византией. Археологические раскопки обнаружили, что храм был окружен крепостной стеной митрополичьего замка. Софийский собор — памятник не только зодчества, но и изобразительного искусства. Во внутренних помещениях собора сохранились мозаики, мозаичным был и пол. Многие фрески написаны на русские сюжеты. Изображены семья Ярослава Мудрого, бытовые сцены: скоморошьи пляски, борьба ряженых, охота на медведя.

В 30-е годы XI в. были построены каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения. В этом же веке были построены храмы в Полоцке, Чернигове, Выдубицком и Киево-Печерском монастырях. В Вышгороде под Киевом в честь первых русских святых — князей Бориса и Глеба возводится грандиозный храм площадью около 600 кв. м. Выдающимся произведением зодчества Киевской Руси стал Софийский собор в Новгороде (1045-1050 гг.), в архитектурном облике которого уже угадываются некоторые черты будущего новгородского архитектурного стиля. Он значительно строже киевского, имеет пять куполов, расположенных в символическом порядке, гораздо мощнее и суровее сложенные из местного известняка стены. В интерьере нет ярких мозаик, атолько фрески, но не такие динамичные, как в Киеве, и избыток орнаментальных украшений языческой древности с ясно проглядывающимся рисунком узелкового письма.

В Киевской Руси были высоко развиты ремесла: гончарное, металлообработка, ювелирное и др. В X в. появляется гончарный круг, и до сих пор археологи на территории бывшего Киевского государства находят великолепные шиферные пряслицы, грузики для веретен. К середине XI в. относится первый известный меч с русской надписью: «Людота ковал». С этого времени русские мечи встречаются в археологических раскопках в Прибалтике, Финляндии, Скандинавии. Ювелирная техника русских мастеров была очень сложной, а изделия Руси пользовались большим спросом на мировом рынке того времени. Многие украшения выполнены в характерной технике зернения: на изделие напаивался узор, состоявший из множества шариков. Применялась также скань — рисунок наносили тонкой проволокой, напаянной на металлическую поверхность, а промежутки между тканными перегородками заполняли разноцветной эмалью. Так получались высокоценные ювелирные изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали, типично русские украшения.

Киевская Русь в домонгольское время превратилась в страну высокоразвитой культуры. Уже в XI в. она достигла уровня передовых стран Европы и насчитывала два столетия своей государственности. Под скипетром князей Рюриковичей в единую державу были объединены (на площади около 7000 км2) восточнославянские, летто-литовские прибалтийские и финно-угорские племена. Начинает складываться общность древнерусского народа, которая выражалась в выработке литературного языка, покрывавшего собой местные племенные диалекты, в национальном самоощущении единства всего народа, в формировании общей культуры. Высокий по тем временам уровень развития общественной мысли, национального самообразования демонстрируют русские летописи. В эпоху Киевской Руси был задан тип культурно-исторического развития русского народа, в котором тесно переплеталось христианство и язычество.

 

 

 

 

 

 

 

Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы

киевская русь (X-XII вв.) План

1. Великое переселение народов и проблема этногенеза восточных славян.

2. Образование Древнерусского государства

3. Политический и экономический строй Киевской Руси.

По первому вопросу выяснить:

  • Где «застаёт история» славян в начале первого тысячелетия?

  • Куда и когда расселялись славяне?

  • Культура славян. Язычество.

  • Роль общины в жизни славян.

По второму вопросу усвоить:

  • Понятие «государства» и государственности.

  • Элементы государства.

  • Проблему разделения властей.

  • Понятие демократии и охлократии.

  • Версию варяжского происхождения Древнерусского государства.

  • Роль торгового пути «из варяг в греки» в русской государственности.

  • Перемещение столицы из Новгорода в Киев.

  • Временные рамки династии Рюриковичей.

По третьему вопросу знать:

  • Хронологическую последовательность правления первых князей на Руси от Рюрика до Ярослава Мудрого. Краткую характеристика их деятельности.

  • Систему управления и право наследования Великого Киевского престола и удельных княжеств до Ярослава Мудрого, после него и после Всеволода Большое гнездо.

  • «Русскую Правду» как юридический документ.

  • Формирование русской аристократии (князей, бояр) как относительно независимого от власти сословия.

  • Формирование русского крестьянства как независимого класса.

  • Сравнительные характеристики русской аристократии и крестьянства по сравнению с западно-европейскими.

  • Принятие христианства и распространение ислама.

  • Византийско-древнерусские связи.

  • Восприятие Западом Киевской Руси как равного государства.

  • Память истории о Владимире Мономахе и Андрее Боголюбском.

Темы рефератов:

1. Культура славян.

2. Особенности славянской общины.

3. Медицинская практика в Киевской Руси.

Литература (основная):

  1. Гумилев, Л. Древняя Русь и Великая степь. — М., 1989

  2. История России. Учебник для вузов (под ред. Зуева М. и Чернобая А.) — М., 2003.

  3. Ключевский, В. Полный курс лекций. — М., 1997. — Кн. 1.

  4. Семеникова, Л. Россия в мировом сообществе цивилизаций. — М., 1994.

5. Снегирева, Л., Агибалова, М. Отечественная история. Курс Лекций. — Томск, 2006

Литература (дополнительная):

1. Арцибашева, Т. Славяне, русы, варяги – кто они? //Вопросы истории. – 2004. — № 4.

2. Заичкин, И., Толкаев, И. Русская история. Популярный очерк. — М., 1992.

  1. История России. Россия в мировой цивилизации. Курс лекций. — М., 2002.

  2. Карамзин, Н. История государства российского. — М., 2003. — Т. 1.

  3. Кондаков, И. Введение в историю русской культуры. — М., 1997.

6. Культура России: смысл, символы, ценности. Учебное пособие — Томск, 1996.

7. Левин, И. Двоеверие и народная религия в истории России. — М., 2004.

8. Лихачев, Д. Культура Руси. — Киев, 1990.

9. Рыбаков, Б. Язычество древних славян. — М., 1994.

10.Сахаров, А. Древняя Русь на путях к «Третьему Риму». — М., 2006.

  1. Семенихина, Л. Россия в мировом сообществе цивилизаций. — М., 1994.

12.Соловьев С. История России с древнейших времен. — М., 2001. -Т.1.

  1. Христианство и Русь. — М., 1997.

  2. Янин В. У истоков новгородской государственности.// Отечественная история. — 2000. — №6.

вещей, которые вы могли не знать о «Киевской Руси»

В наши дни Толкин не пользуется особой популярностью среди определенных читателей и издателей фэнтези. Быть названным «толкиновским» может быть даже слегка оскорбительно, как бы странно это ни звучало. Тем не менее, Толкин бросает тень на этот жанр, не в последнюю очередь потому, что он основывал свой воображаемый мир на реальной истории. В наше время всякое хорошее фэнтези берет за основу какую-нибудь реальную историческую культуру, будь то Китай для Гая Гавриэля Кея или древний Египет для Н. К. Джемисина.

Раннесредневековая Россия, период времени, называемый «Киевская Русь», является историческим местом действия моего фантастического мира. Это период времени, окутанный мифами, что делает его идеальным местом для эпического фэнтези. Тем не менее, существует достаточно реальной истории, чтобы обосновать эту фантазию суровой реальностью. Мне особенно нравится читать о случайных исторических фрагментах, которые затерялись в трещинах. Многие из них сами по себе являются маленькими историями. Вот несколько неожиданных фактов о том полумифическом времени.

Я уверен, что хотя бы некоторые из этих отрывков попадут в мои романы…

Неожиданные факты о «Киевской Руси»

Оказывается, «Киевской Руси» как таковой никогда не существовало. Название было изобретением 19 го века, которое соответствовало националистическим идеалам Российской империи. Он был призван вызвать в памяти древнее прошлое, когда разные города были объединены под властью одного «Великого князя». На самом деле княжества были независимы, разделены и постоянно находились в состоянии войны. Несмотря на то, что титул «Великий князь» был желанным, он был не более чем почетным.

Православные церкви с… органами?

Получается, что в России, стране, известной колокольным звоном, изначально в храмах могли быть органы, а не колокола. Колокола были только в крупных церквях крупных городов. Хотя следует отметить, что доказательства этому скудны. Одним из единственных указаний на это является фреска в древнем Софийском соборе в Киеве, на которой изображены шуты, играющие на органах в церкви. (Правда, не самое надежное доказательство!)

Как выглядели первые русские князья?

Есть определенный «образ», которым владеют в воображении русские князья — высокие, златовласые, голубоглазые. На самом деле, наверное, это было совсем не так. Киев и другие княжества с самого начала практиковали политические браки. Выбирались не только западноевропейские невесты, но и невесты из различных кочевых азиатских племен, постоянно притеснявших русские города. Так что иногда русские князья выглядели отчетливо неевропейскими.

Вече: демократическое собрание?

Русское народное воображение канонизировало вече, демократическое собрание горожан, избиравшее правителей в некоторых городах, особенно в Новгороде. На самом деле в этом было мало «демократии». Большинство людей в городах не были свободными людьми и не имели никаких гражданских прав. Большую часть времени демократическое «вече» представляло собой не более чем совет дворян.

Рабство?

Да, это малоизвестный факт, но одним из основных источников дохода на древней Руси было рабство. Продажа иностранных военнопленных в рабство была обычной практикой, но некоторые князья даже продавали в рабство других славян. Особой желанностью на восточных невольничьих рынках пользовались пленные славяне. Арабские рукописи десятого и одиннадцатого веков очень подробно описывают, как славянские рабы путешествовали из Руси в Халифат и Средиземноморье. Часто случалось, что если вы были должны деньги кому-то вышестоящему в пищевой цепочке, он мог законно продать вас работорговцам. Может показаться странным, что христианский народ продавал рабов, но на самом деле большинство городов Руси оставались языческими как минимум до XII века.

Киев — Третий Рим

До нашествия монголов Киев был чудом древнего мира. Он был больше одной квадратной мили (огромный для своего времени и места). Были сотни церквей. Это был первый город на Руси, в котором были организованы улицы и кварталы. Это впечатлило как европейских, так и арабских посетителей. Некоторые византийцы даже сравнивали его (явно гиперболизируя) с самим Константинополем. Но почти ничего не осталось от того славного времени, все было разрушено монголами и последующими войнами. Остались только церковь Святой Софии и несколько реконструированных ворот.

Кириллица никогда толком не использовалась

Ну, это не совсем так. Письменность, созданная св. Кирилла и Мефодия, которая была первоначальной «кириллицей» (теперь называемой глаголицей), так и не получила широкого распространения. Этот алфавит использовался как кодовый язык , даже после того, как люди перестали использовать его в качестве письменного языка. Первым историческим появлением того, что сегодня называется кириллицей, было загадочное слово («горушна») на глиняной урне. Никто не знает, что означает это слово, даже сегодня.

Алкоголизм не является исторически русской чертой

Употребление крепкого алкоголя вообще не было чем-то, что относилось к ранним русским. Даже вино появилось в общем употреблении только после монгольского нашествия (13 век и далее). Ведь в Киеве даже пивоварен не было! Какие бы «спиртные» напитки ни употреблялись — медовуха и квас — редко были крепче 1% или 2% по содержанию алкоголя.

Что касается еды, то простые люди никогда не ели некоторых вещей, без которых мы не можем жить: масла, сахара, даже горчицы. Даже чай (основной продукт в русских домах) не пили. Вместо этого варили лавровый лист, что кое-где еще делают, напиток теперь называется «Иван-чай». Они ели много мяса — голубя, кролика, оленину и кабана. Кроме того, они ели много сыра и сметаны.

Русь крестили в… двенадцатом веке?

Итак, князь Владимир крестил Киев и окрестности в 988-989 годах. Однако это было в большей степени локальным событием. Полоцк был крещен только в 11 -м веке. Что же касается Ростова и Мурома — в них было большое население финнов-язычников, — то они были крещены только в начале 12 9015-го года. Убедительным доказательством медлительности христианизации русских были неоднократные восстания языческих друидов, поддержанные большими слоями населения (одно в Суздале в 1024 г., одно в Новгороде в 1071 г.).

Если вам понравился этот пост, вам также может понравиться моя коллекция вдохновляющих историй из русской истории, Герои на все времена. Чтобы бесплатно скачать свою электронную книгу и получать больше вдохновляющих и поучительных историй из Интернета, обязательно присоединитесь к моему кругу историй. Просто дайте мне знать, куда отправить бесплатную электронную книгу:

Помощь Киеву? Россия обещает сократить масштабы вблизи столицы

КИЕВ, Украина (AP) — Россия объявила во вторник, что значительно свернет военные операции вблизи столицы Украины и северного города, поскольку в поле зрения стали видны контуры возможной сделки по прекращению изнурительной войны. на последнем раунде переговоров.

Делегация Украины на конференции, состоявшейся в Стамбуле, изложила рамки, в соответствии с которыми страна объявит себя нейтральной, а ее безопасность будет гарантирована множеством других стран.

Общественная реакция Москвы была положительной, и переговоры, как ожидается, возобновятся в среду, спустя пять недель после того, что превратилось в кровавую войну на истощение, когда тысячи человек погибли и почти 4 миллиона украинцев бежали из страны.

В ходе переговоров заместитель министра обороны РФ Александр Фомин заявил, что Москва приняла решение «принципиально… сократить военную активность в направлении Киева и Чернигова» для «повышения взаимного доверия и создания условий для дальнейших переговоров».

РЕКЛАМА

Он не сразу объяснил, что это будет означать на практике.

Объявление было встречено со скептицизмом в США и других странах.

Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что России нельзя доверять. Хотя сигналы от переговоров «положительны», они «не могут заглушить взрывы российских снарядов», — сказал он в видеообращении.

Еще от AP

  • Маккарти избран спикером Палаты представителей в шумном послеполуночном голосовании

  • Украина приветствует военную помощь США, так как CEASE-Fire, как говорят, со счетом

  • Объяснитель: как бронированные автомобили помогают Украине.
    В критическом времени

  • 9000 9000
    Приостановки Китая.

  • Зеленский сказал, что это украинские войска вынудили Россию, добавив, что «мы не должны ослаблять бдительность», потому что армия вторжения по-прежнему «имеет большой потенциал для продолжения атак против нашей страны».

    Украина продолжит переговоры, сказал он, но официальные лица не верят на слово стране, которая продолжает «борьбу за наше уничтожение».

    В то время как Москва представила это как жест доброй воли, ее наземные войска увязли и понесли тяжелые потери в попытке захватить Киев и другие города. На прошлой неделе и еще раз во вторник Кремль, похоже, снизил свои военные цели, заявив, что его «главная цель» сейчас — установить контроль над преимущественно русскоязычным регионом Донбасса на востоке Украины.

    Президент США Джо Байден на вопрос, является ли заявление России признаком прогресса в переговорах или попыткой Москвы выиграть время для продолжения наступления, ответил: «Посмотрим. Я ничего не читаю в этом, пока не увижу, каковы их действия».

    Госсекретарь США Энтони Блинкен предположил, что российские признаки отступления могут быть попыткой Москвы «обмануть людей и отвлечь внимание».

    Не в первый раз. В напряженной подготовке к вторжению российские военные объявили, что некоторые подразделения загружают оборудование в железнодорожные вагоны и готовятся вернуться на свои базы после завершения учений. В то время Путин проявлял интерес к дипломатии. Но через 10 дней Россия начала вторжение.

    РЕКЛАМА

    Западные официальные лица заявляют, что Москва в настоящее время усиливает войска на Донбассе, пытаясь окружить силы Украины. И смертоносная осада России на юге продолжается, мирные жители оказались в ловушке в руинах Мариуполя и других обстрелянных городов. На последних спутниковых снимках коммерческого поставщика Maxar Technologies видны сотни людей, ожидающих выхода из продуктового магазина на фоне сообщений о нехватке еды и воды.

    «Есть то, что Россия говорит, и есть то, что Россия делает, и мы сосредоточены на последнем», — сказал Блинкен в Марокко. «И то, что делает Россия, — это продолжающееся ожесточение Украины».

    Пока собрались переговорщики, силы президента России Владимира Путина взорвали зияющую дыру в девятиэтажном здании правительственной администрации в результате удара по южному портовому городу Николаеву, в результате чего погибли по меньшей мере 12 человек, сообщили экстренные службы. Поиски других тел в завалах продолжались.

    «Это ужасно. Они ждали, когда люди выйдут на работу», прежде чем нанести удар по зданию, заявил губернатор области Виталий Ким. «Я проспал. Я счастливчик.»

    Представитель Пентагона Джон Кирби заявил, что США обнаружили небольшое количество российских сухопутных войск, удаляющихся из района Киева, но, похоже, это была передислокация сил, а не «настоящий вывод».

    Он сказал, что еще слишком рано говорить о масштабах движения русских или о том, где будут передислоцированы войска.

    «Это не значит, что угроза Киеву миновала», — сказал Кирби. «Они все еще могут устроить массовую жестокость по стране, в том числе и по Киеву». По его словам, российские авиаудары по Киеву продолжаются.

    Роб Ли, военный эксперт базирующегося в США Института исследований внешней политики, написал в Твиттере о заявлении России: «Это больше похоже на признание ситуации вокруг Киева, где наступление России застопорилось на несколько недель, а украинские силы недавние успехи. У России нет сил окружить город».

    Встреча в Стамбуле стала первой за две недели очной беседой представителей России и Украины. Ранее переговоры велись очно в Беларуси или по видеосвязи.

    Между прочим, Кремль все время требовал, чтобы Украина отказалась от всякой надежды на вступление в НАТО.

    Делегация Украины предложила подробную схему мирного соглашения, в соответствии с которым безопасность нейтральной Украины будет гарантироваться группой третьих стран, включая США, Великобританию, Францию, Турцию, Китай и Польшу, по схеме, аналогичной договоренности НАТО атака на одного — атака на всех».

    Украина заявила, что также готова вести переговоры в течение 15 лет о будущем Крымского полуострова, захваченного Россией в 2014 году. предложения — это «шаг навстречу нам, явно положительный факт».

    Он предупредил, что стороны еще далеки от согласия, но сказал: «Теперь мы знаем, как двигаться дальше к компромиссу. Мы не просто топчемся на месте в переговорах».

    В других событиях:

    — В ходе скоординированных действий по борьбе с русским шпионажем Нидерланды, Бельгия, Чехия, Ирландия и Северная Македония выслали множество российских дипломатов.

    — В Украину прибыл глава Агентства ООН по ядерному надзору, чтобы попытаться обеспечить безопасность ядерных объектов страны. Российские силы взяли под свой контроль выведенную из эксплуатации Чернобыльскую АЭС, на которой в 1986 году произошла крупнейшая в мире ядерная авария, и действующую Запорожскую АЭС, здание которой было повреждено в ходе боевых действий.

    — Россия уничтожила более 60 религиозных зданий по всей стране чуть более чем за месяц войны, при этом большая часть повреждений была сосредоточена под Киевом и на востоке, заявили украинские военные.

    — В комнате переговоров в Стамбуле находился Роман Абрамович, давний союзник Путина, на которого распространяются санкции Великобритании и Европейского Союза. Представитель Кремля Дмитрий Песков заявил, что владелец футбольной команды «Челси» выступает в качестве неофициального посредника, одобренного обеими странами. Но тайна, окружающая его роль, усугубляется сообщениями в новостях о том, что он, возможно, был отравлен во время предыдущего раунда переговоров.

    За последние несколько дней украинские силы предприняли контратаки и отвоевали территорию на окраинах Киева и в других районах.

    Украинские солдаты собрались в окопе, чтобы сфотографироваться с генерал-полковником Александром Сырским, который сказал, что Украина вернула себе контроль над большей частью Ирпеня, ключевого пригорода к северо-западу от столицы, где произошли ожесточенные бои.

    «Мы защищаем нашу Родину, потому что у нас очень высокий боевой дух», — сказал Сырский, командующий обороной Киева.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *