Биография матрены из рассказа матренин двор: Матрена («Матренин двор») — биография, образ и характеристика героини, цитаты

Образ и характеристика Матрены в рассказе Матрёнин двор Солженицына сочинение

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Образ и характеристика Матрены в рассказе Матрёнин двор Солженицына

В произведении Солженицына «Матренин двор»  представлен образ праведницы — это Матрена.

В своем рассказе автор передал свои взгляды на мир, он считал себя гуманистом, а Матрена показана доброй, светлой женщиной.

Полное имя главной героини — Григорьева Матрена Васильевна. О ее тяжелой жизни читатель узнает со слов рассказчика — Игнатича.

Главной героине около шестидесяти лет, она дружелюбна и рада видеть каждого, живет в сельской местности, поэтому с детства привыкла к труду. Она жила одна в доме, детей у нее не было. Ее одиночество скрасил новый постоялец, теперь для него она вставала рано, готовила, заботилась о нем, делилась своими переживаниями.

Матрена с виду была женщиной сильной и здоровой, но временами у нее были припадки, а лицо светилось желтым цветом. Когда случались припадки, героиня не могла ходить несколько дней и лежала дома, пропуская работу в колхозе.

Самым дорогим для героини были ее цветы и кошка. Она очень любила свои растения, ухаживала за ними, при пожаре спасла прежде всего их.

Матрена в молодости любила Фаддея, но из-за войны они не смогли быть вместе. Она перестала ждать своего возлюбленного, вышла замуж за его брата. Фаддей внезапно возвращается с войны, женится и создает семью. Все дети Матрены умерли, она решается удочерить девочку — дочку Фаддея. Но и она уходит от героини.

Матрена часто бескорыстно помогала свои родственникам и соседям, получав в ответ лишь осуждения, а не благодарность. Матрена — по-настоящему светлый человек, способный на самопожертвование. Несмотря на свою болезнь Матрена была готова прийти на помощь каждому, но только пенсию ей не платили, она работала за просто так.

Еще при жизни героини Фаддей начал делить ее имущество, заставляя отдать часть дома его дочери. Матрена умирает при переезде, никто не сожалеет о ее смерти, кроме постояльца.

Жители деревни назвали Матрену глупой и ничего не понимающей в жизни, они не ценили ее помощь и труд.

Матрена чиста душой, она не винит других людей в неуважительном отношении к ней, а наоборот помогает, радуется чужому урожаю или чужому счастью. Главная героиня — положительный герой, это отражается в ее поступках, мыслях.

Сочинение про Матрёну

Мастерство в изображении различных судеб людей и их характеров принадлежит ранее запрещенному писателю Александру Исаевичу Солженицыну. Одним из таких ярких произведений является рассказ Матренин двор, написанный в 1959 году. Он олицетворяет силу духа и способность к состраданию.

Мы видим описание быта и жизни деревни в послевоенное время. Главным героем в произведении является деревенская женщина Матрена Григорьевна. Всю жизнь она проработала в совхозе и всегда была трудолюбива. Из-за этой войны она потеряла мужа, замуж за которого вышла еще до революции. А своих детей она тоже потеряла и это дало огромный отпечаток в ее душе и в ее сердце. В рассказе мы видим ее при повествовании Игнатьича, когда он вернувшись из Казахстана начинает жить в доме Матрены. Ее доверие к простому человеку удивительно, ведь она жила в этом огромном и старом доме совершенно одна. Несмотря на это она старается поддерживать уют, тепло и домашний очаг. После ее смерти Игнатьич называет ее очень родным и добрым человеком, без которого трудно представить деревню. Вся последовательность действий придает произведению достоверность и правдивость.

Жизнь Матрены тяжела и непроста, но она не потеряла веру в людей. Эта деревенская женщина никогда и никому не отказывает в помощи. Даже если у нее есть неотложные дела, то она поставит на первое место просьбу того человека, который к ней обратится. Все ее страдания от той современной власти дает о себе знать в отчаянии, и она не падая духом находит отраду для души в постоянном труде и в работе. Она могла схватить лопату и пойти в огород, что бы отвлечься от тоски и уныния. Могла схватить корзину и пойти в лес за грибами или ягодами. Эту пустоту в семье она заменяла работой. 

Во второй части рассказа Александр Исаевич повествует нам о молодости героини. О том как она вышла замуж за родного брата своего любимого человека. Здесь образ Матрены противопоставляется Фаддею. Его накрывала ярость и злоба из-за предательства любимой девушки. Даже после смерти родственники Фаддея пытались оскорблять Матрену, называя ее нечистоплотной и небрежной.

Его видение многих проблем, отраженных в данном произведении, привносит в русскую литературу свой характер и свою непревзойденную манеру повествования. Здесь отчетливо видно отношение власти к народу, к его проблемам, а так же яростная борьба за выживание в жестоких условиях общества, а так же бескорыстное отношение Матрены ко всем нуждающимся.

Другие сочинения:

← Образ Мальчика Манолина (Старик и море, Хемингуэй)↑ ДругиеОбраз и характеристика Миньки в рассказе Ёлка Зощенко →

Образ и характеристика Матрены в рассказе Матрёнин двор Солженицына

Несколько интересных сочинений

Образ и характеристика Матрены в рассказе Матрёнин двор Солженицына сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Образ Матрены в рассказе Матренин двор Солженицына

В рассказе А. И.Солженицына «Матренин двор» повествование ведется от лица Игнатича. По воле судьбы он оказывается в доме главной героини, крестьянки Матрёны. Именно ему предстоит познакомить читателя с её нелегкой историей жизни.

Матрёна — женщина которая всю жизнь отдала, работая на благо других и не прося ничего взамен. Главная героиня простодушна и приветлива. Она бедна и живет одна, так как стала вдовой и потеряла всех своих детей. Появление Игнатича приносит разнообразие в её жизнь. Рассказчик акцентирует наше внимание на том, что женщина выглядит больной из-за желтизны лица и мутных глаз.

В молодости она была влюблена в Фаддея и хотела выйти за него замуж. Вскоре приходит весть о том, что он пропал без вести на войне. Матрена сильно горевала, но родные настояли на том, чтобы она вышла замуж за брата Фаддея. Трагедия заключается в том, что через некоторое время бывший возлюбленный возвращается домой живым. Он возненавидел Матрену за предательство. Теперь у каждого из них своя семья. Дети Матрены прожили недолго, а вся деревня считает, что на неё навели порчу.

Женщина берет на воспитание ребенка Фаддея, но приемная дочь выходит замуж и оставляет её.

Жизнь её заканчивается внезапно и трагично. Она погибает, когда помогая Фаддею его детям перетащить часть избы, которую завещала приемной дочери. Так они случайно приблизили смерть Матрены. Человек, которого она любила, оказался корыстным. На похоронах все думают не о женщине, а о том как быстрее поделить имущество.

Образ главной героини светлый и искренний, но в то же время трагичный. Несмотря на все тяготы жизни женщина помогает людям, продолжает работать и не просит за то деньги. Она до самой смерти так и не смогла добиться получения пенсии. Все испытания женщина переносила мужественно, не становясь озлобленной. К сожалению, родственники и односельчане просто пользовались добротой и простодушием. При этом они не видели души человека. Никто из них не понимал, что на таких людях как Матрена и держится село. Я считаю, что жизнь несправедлива к главной героине. Однако, с другой стороны именно это дает нам понять проблему нравственной жизни народа.

Вариант 2

Григорьева Матрёна Васильевна является главной героиней рассказа «Матренин двор» Александра Исаевича Солженицына. С помощью ее образа автор раскрывает проблему, существующую и в современном мире.

Матрёна была одинокой шестидесятилетней женщиной из деревни. От всех людей, которые ее окружали, она отличилась своей добротой и отзывчивостью. Женщина всегда приходила на помощь даже незнакомым людям, бесплатно трудилась с утра до ночи и при этом не просила ничего взамен, откладывала свои заботы на потом. Даже во время плохого самочувствия она не жаловалась и не обращалась за помощью. Все жители знали о мягком характере женщины и пользовались этим. Они вежливо себя вели с ней исключительно ради собственной выгоды.

В молодости Матрёна испытывала любовь к Фаддею, но молодой человек уходит в армию. Она верно ждала его возвращения несколько лет, но ни разу не получила от него письма. Поэтому ее выдают замуж за Ефима, младшего брата ее возлюбленного. Неожиданно возвращается Фаддей и очень бурно реагирует на данный брак, потому что он любил девушку.

Смирившись с обстоятельствами, он находит себе жену с именем Матрёна и живёт в браке счастливо, имеет шесть детей. У Матрёны же не было детей, все они погибали ещё в младенчестве. Ефим пропадает во время войны, и для того, чтобы не быть полностью одинокой, Матрёна удочеряет Киру, дочь Фаддея. К этому времени женщина начинает получать деньги и ее приданное начинает возрастать. Кира вырастает и уезжает, а Матрёна ей обещает передать часть избы после смерти. Фаддей узнает об этом и без разрешения начинает разбирать избу вместе с сыновьями. Они перетаскивали ее через железную дорогу, и, как ни странно, Матрёна помогает им даже здесь. Ее жизнь заканчивается под колесами поезда в тот момент, когда она делала людям добро. Даже на похоронах женщины ее родные сестры, которые не любили ее, делят имущество.

Таким образом, Матрёна является положительным персонажем рассказа Солженицына. Не просто так рассказчик говорит о том, что именно на таких людях держится весь мир. Деревня давно бы развалилась и духовно пала, не будь в ней лучика добра и любви в виде Матрёны, которая бескорыстно отдавала часть своей души народу.

Судьба

В задушевных беседах по вечерам хозяйка рассказывает квартиранту историю своей жизни. Муж Ефим погиб в войну, но прежде к ней сватался его брат. Она дала согласие, значилась его невестой, но во время Второй мировой войны он пропал без вести, и она его не дождалась. Вышла замуж за Ефима. Но Фаддей вернулся.

Ни один ребенок у Матрены не выжил. А затем она овдовела.

Конец ее трагичен. Она погибает по своей наивности и доброте. Этим событием и заканчивается рассказ «Матренин двор». Образ праведницы Матрены оттого печальнее, что при всех ее добрых качествах она остается непонятой односельчанами.

Сочинение про Матрёну

Ключевым персонажем произведения является Матрена Григорьева, шестидесятилетняя деревенская женщина.

Писатель представляет героиню в образе крестьянки, прожившей тяжелую, нелегкую деревенскую жизнь, но сохранившую отзывчивость, доброту, сострадание к окружающим. Вся жизнь Матрены связана с работой за трудодни на колхозном поприще.

Матрена рано лишилась матери, а проводив любимого человека Фаддея на службу, так и не дождалась его, пропавшего без вести на фронте. По требованию родственников Матрену выдают замуж за нелюбимого, родного брата Фаддея Ефима, с которым женщина живет несколько лет, так и не заведя детишек, поскольку все шестеро младенцев умирают во младенчестве.

Нежданно-негаданно в семью возвращается пропавший Фаддей, любивший Матрену, которого из-за ее вынужденного предательства охватывает гнев и ревность и только родство мужа Матрены с Фаддеем останавливают мужчину от братоубийства. Фаддей, смирившись с ситуацией, заводит собственную семью, в которой впоследствии появляются шестеро детей.

Потеряв на войне мужа и будучи бездетной, Матрена берет к себе на воспитание дочку Фаддея, Киру. Несмотря на испытания, выпавшие на ее жизненном пути, Матрена остается отзывчивой, приветливой женщиной, готовой прийти на помощь любому нуждающемуся, ничего не прося взамен. Женщина глубоко религиозна и не привыкла вызывать жалость у окружающих.

Даже будучи тяжело больной, Матрена старается не обременять местного врача, смиренно перенося боль.

За всю свою жизнь Матрена накопила небольшое состояние, состоящее из ее любимых домашних животных, растений, растущих в горшочках на окне части дома, которую она завещает воспитаннице Кире.

Фаддей, узнав о решении Матрены передать дом его дочери, начинает раздел имущества, разбирая сарай, избу, забор и перетаскивая бревна к себе во двор, находящийся по другую строну железнодорожных путей. Матрена, не способная быть в стороне, принимается помогать родственникам, перетаскивая имущество через рельсы, где попадает под колеса железнодорожного состава. Таков финал жизненного пути праведного и чистого человека, за всю свою жизнь не совершившего ни одного дурного поступка.

Повествуя о жизни обычной русской деревенской женщины, писатель раскрывает понятия бескорыстности, любви к ближнему, человечность в качестве главных людских черт характера.

Последняя праведница

Она умела радоваться чужому счастью. Не накопив за всю свою жизнь добра, не ожесточилась, сохранила способность сострадать. Ни одна тяжелая работа в селе не обходилась без ее участия. Несмотря на свою болезнь, она помогала другим женщинам, впрягалась в соху, забывая о своем преклонном возрасте и недуге, который ее мучил более двадцати лет.

Эта женщина никогда не отказывала ни в чем своим родственникам, и ее неспособность сохранить собственное «добро» привела к тому, что она лишилась горницы – единственного своего имущества, не считая старого прогнившего дома. Образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына олицетворяет бескорыстие и добродетель, которая отчего-то не вызывала ни уважения, ни ответной реакции со стороны окружающих.

Вариант 4

Рассказ «Матренин двор» (А. И. Солженицын) о нелегкой судьбе деревенской женщины, которая всю жизнь «пропахала» в колхозе «бесплатно», получая «палочки».

Рассказ повествует Игнатич, поселившийся в доме Матрены Васильевны. Чем же примечательна эта одинокая женщина? Она на войне потеряла мужа, шестеро ее детей умерли, а после того как сильно заболела — потеряла работу. Несмотря на то, что обстановка ее избы скудна, Матрена предстает перед читателями человеком, у которого безмерно добрая душа. Она видит чужую нужду и, отбросив свои дела, спешит на помощь.

Помогая другим, для себя Матрена хлопочет в последнюю очередь, например, не может накосить сена для своей козы-кормилицы, так как негде, или преодолевает бесконечный путь к сельсовету, в надежде выхлопотать пенсию. Еще одна проблема – топливо, которое полагалось только начальству или к нему приближенным. Брали деревенские женщины мешки и таскали торф украдкой. И у читателя создается впечатление, что вся жизнь Матрены Васильевны состоит только из помощи другим да обивания порогов в сельском совете?

Но нет, вторая часть рассказа посвящена молодости Матрены. Казалось бы, судьба не ласково поступила с юной Матреной, забрав любимого, который на войне пропал без вести, смерть его матери, ее вынужденное замужество за младшего брата Фаддея. Оправдываясь, Матрена снова жалеет всех, так как считает, что лишние руки не помешают. Однако и тут женщина получает от судьбы страшный удар в лице нежданно — негаданно вернувшегося Фаддея, больно ранившего сердце Матрены словами, что если бы это был не его родной брат, то он бы убил обоих.

С возвращением Фаддея Матрене вернулись прекрасные воспоминания из ее прошлого, чего не скажешь о Фаддее. Ни один мускул не дрогнул на его лице, когда он узнал о смерти Матрены. Похоронив когда-то любимую женщину, все его переживания свелись к разделу имущества. Получив забор и сарай, он успокоился. Сестра Фаддея также «подлила масла в огонь», называя Матрену «нечистоплотной, транжирой, глупой, помогающей другим бесплатно». Однако не все обладают таким качеством, как «бескорыстная помощь», а Матрена могло, так как она была «особенная», «не похожая на других». Итог подвел сам писатель, сказав о том, что как раз на таких людях держится вся наша земля.

Сюжет

Рассказ ведется от лица автора. Некий учитель и бывший лагерник направляется летом 1956 года наугад, куда глаза глядят. Его цель – затеряться где-нибудь в русской дремучей глубинке. Несмотря на десять лет, которые он провел в лагере, герой повествования все же надеется найти работу, учительствовать. Ему это удается. Он поселяется в деревне Тальново.

Образ Матрены в рассказе «Матренин двор» начинает складываться еще до ее появления. Случайная знакомая помогает главному герою найти пристанище. После долгих и неудачных поисков предлагает зайти к Матрене, предупреждая о том, что «она в запуще живет и болеет». К ней они и направляются.

Главные герои рассказа Солженицына «Матрёнин двор»

Игнатьич

, повествователь, — жилец Матрёны Васильевны, учитель математики в деревенской школе.

Образ его можно назвать автобиографичным. Рассказчик возвращается из пустынных мест Азии, где задержался лет на десять, то есть был в лагере. Он хотел учительствовать в какой-нибудь глухой деревне средней полосы России, где было нежарко и шумела листва. Несмотря своё на прошлое, получает место в глубинке.

В деревне оказалось далеко не так, как ему представлялось. Много вырублено лесов, люди вынуждены воровать торф, чтобы пережить зиму. Жизнь в колхозе тяжела для людей из-за установленных в нём порядков. В школе, где работает рассказчик, в погоне за процентом успеваемости переводят из класса в класс оболтуса, который совсем не учится. Принципиальный учитель математики ставит ему двойки.

Герой, много переживший и понимающий истинные ценности в жизни, прост, неприхотлив и терпелив. Он разглядел в Матрёне Васильевне душевно богатого и деликатного человека.

Матрена

— простая деревенская женщина. Ей лет шестьдесят, она уже больна, но живёт по-прежнему в трудах. Матрёна Васильевна одинока. Муж её не вернулся с Великой Отечественной войны, она родила шестерых детей, но все умерли в младенчестве. Жизнь Матрёны Васильевны наполнена крестьянскими заботами, труд возвращает ей хорошее настроение и светлую улыбку при всех невзгодах.

Всю жизнь она работала, не получая денег, за «палочки», трудодни. Героиня и в преклонном возрасте продолжала помогать колхозу, людям, радовалась бескорыстно, если у кого-то хороший урожай. Она никогда не брала денег за помощь, хотя питалась скудно. Повествователь отмечает деликатность Матрёны, которая старалась не мешать ему в вечерних занятиях, не проявляла женского любопытства и не задавала лишних вопросов.

Душа её чувствительна к прекрасному. Не приняв народные песни в исполнении Шаляпина («не по-нашему», и «голосом играет»), она прослезилась над романсами Глинки («по-нашему»). Матрёна Васильевна никогда не пускалась в пересуды, была молчалива, умела радоваться тому, что есть. Когда она умерла, жилец осознаёт праведность этой женщины, чего не понимали односельчане и родственники. Они только осуждали её за неумение жить.

Фаддей

— брат мужа Матрёны. Он был её женихом, но пропал без вести в Первую мировую войну, три года добирался домой из плена. Матрёна, потеряв надежду, вышла за его младшего брата. Фаддей был разгневан, женился на женщине с таким же именем. Характер у него тяжёлый, жену бил. Матрёну любил когда-то, но со временем охладел и обошёлся с ней бездушно.

Он настоял, чтобы Матрёна среди зимы от дома отделила горницу, которую она завещала его дочери Кире после своей смерти. В итоге это привело к трагедии. При перевозе горницы через железнодорожные пути погибли его сын и Матрёна. Фаддей не пришёл на похороны и поминки. У переезда остались сани с досками и латами, старик был обеспокоен только тем, как бы доставить сани домой.

Характеристика Матрёны

Матрёна – главная героиня в рассказе Александра Исаевича Солженицына «Матренин двор». Всем хорошо известно, что создатель произведения был писателем-гуманистом. Именно поэтому перед нами предстал образ чистой и доброй женщины.

Повествование ведётся не от автора, а из уст героя-рассказчика, который приехал в деревню «Тальново» работать учителем. С ним мы знакомимся со всеми персонажами и событиями произведениями.

Игнатич – так зовут рассказчика, вышел из тюрьмы и поселился в доме Григорьевой Матрены Васильевны. Женщина изначально не хотела, чтобы в её доме жил посторонний мужчина, настаивала переехать в другое место, но Игнатич не был привередливым, его устраивало его тихое скромное жилище.

Матрена была простодушной и доброй женщиной лет шестидесяти, жила она одна, потому что её муж не вернулся с войны, а все шестеро детей погибли ещё в младенческом возрасте. В её доме обитали только кошка, мыши и тараканы. В каком-то смысле, с приездом учителя жизнь Матрёны была уже не такой одинокой, отныне ей было с кем разговаривать, ради кого стряпать еду и прибираться в избе.

Игнатич описывает лицо Матрёны болезненным, желтые мутные глаза, усталый горький взгляд. Периодически неизвестная болезнь нападала на неё, от чего Матрёна могла по нескольку дней не вставать с печи. В молодости она хотела выйти замуж за Фаддея, но война забрала его на несколько лет, и тогда её пришлось свататься с его младшим братом. Когда Фаддей вернулся домой, Матрена была уже замужем, и тогда ему пришлось выбрать другую невесту, с которой они завели много детей. Так как все дети Матрены погибли, она взяла на воспитание дочь своего первого возлюбленного Киру. Но Кира выросла и ушла в дом жениха, муж умер, так бедная женщина осталась совсем одна.

Матрена –это женщина, которая не жила для себя, она жила для других. Она всегда помогала людям и работала, не взирая на свой возраст и болезненное состояние. В деревне все пользовались её простодушием и бескорыстием, они не понимали, зачем Матрёна отдаёт всё своё добро и всю себя чужим людям.

Закончила свою жизнь наша главная героиня очень трагично. Она погибла под поездом, когда помогала перевозить часть своей избы Кире. А во всём виноват был Фаддей. Её первый возлюбленный настоял на том, чтобы Матрёна отдала своё жильё Кире, не смотря на то, что это было её единственное имуществу, и то, что она прожила в этой избе почти всю свою жизнь.

Другие темы: ← Тема любви в русской литературе↑ РазныеАнализ драмы Фауст Гёте →

`

Чит матрёнин сводка по двору. «Матрёнин двор»

Летом 1956 года в ста восьмидесяти четырёх километрах от Москвы на железной дороге в Муром и Казань высадился пассажир. Это тот, чья судьба напоминает судьбу самого Солженицына (он воевал, но с фронта «задержался с возвращением на десять лет», то есть провел время в лагере, о чем свидетельствует и то, что когда рассказчик устроился на работу,каждая буква в его документе Мечтает работать учителем в глубинке России,вдали от городской цивилизации.Но пожить в деревне с чудесным названием Высокое Поле ему не удалось,т.к. хлеба не пекла и ничего съестного не продавала.А потом его перевели в деревню с чудовищным для слуха Однако, оказывается, что «не все вокруг торфодобычи» и есть еще села с названиями Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово…

Это примиряет рассказчика со своей долей, ибо обещает ему «квартиру в России». В одной из деревень под названием Тальново он поселяется. Хозяйку избы, в которой поселился рассказчик, зовут Матрена Игнатьевна Григорьева, или просто Матрена.

Судьба Матрены, о которой она не сразу, не считая интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает гостю, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в ее судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрены. Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрену и не бил ее, как деревенские мужья бьют своих жен. Но сама Матрена его почти не любила. Она должна была выйти замуж за старшего брата своего мужа Фаддеуса. Однако он ушел на фронт в Первую мировую войну и пропал без вести. Матрена ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за своего младшего брата Ефима. И вдруг вернулся Фаддей, находившийся в венгерском плену. По его словам, он не убивал Матрену и ее мужа топором только потому, что Ефим его брат. Фаддей так любил Матрену, что нашел себе новую невесту с тем же именем. «Вторая Матрена» родила Фаддею шестерых детей, а «первая Матрена» родила всех детей от Ефима (тоже шестерых) и умерла, не прожив и трех месяцев. Вся деревня решила, что Матрёна «избалована», и сама в это поверила. Затем она взяла на воспитание дочь «второй Матрёны» — Киру, воспитывала её десять лет, пока она не вышла замуж и не уехала в село Черусти.

Матрена всю жизнь прожила как бы не для себя. Она постоянно на кого-то работает: на колхоз, на соседей, при этом выполняет «крестьянскую» работу, и никогда не просит за это денег. У Матрёны огромная внутренняя сила. Например, она способна остановить мчащуюся на бегу лошадь, которую не могут остановить мужчины.

Постепенно рассказчик осознает, что именно на таких, как Матрена, отдающих себя другим без остатка, до сих пор держится все село и вся русская земля. Но это открытие вряд ли его обрадует. Если она держится только на самоотверженных старушках, что будет с ней дальше?

Отсюда и нелепо-трагический конец истории. Матрёна погибает, помогая Фаддею и его сыновьям перетащить часть их собственной хижины, висевшей вместе с Кирой, через железную дорогу на санях. Фаддей не хотел дожидаться смерти Матрены и решил взять наследство для молодых еще при ее жизни. Тем самым он невольно спровоцировал ее смерть. Когда родственники хоронят Матрену, они плачут больше от долга, чем от сердца, и думают только об окончательном разделе имущества Матрены.

Таддеус даже не приходит на поминки.

Нужно скачать эссе? Click and save — «Matryonin Dvor, in abbreviation. And the finished essay appeared in the bookmarks.

A.I. Solzhenitsyn

Name: Matrenin yard

Genre: Story

Duration: 8min 49sec

Аннотация:

1956 Автор возвращается после лагерей.Устраивается работать учителем во Владимирской области в местечко Торфяной продукт.Поселился жильцом у Матрёны Васильевны Григорьевой.Матрена-одинокая женщина. в свои 60 лет, измученная болезнью.живет очень бедно.пенсию государство ей не назначало,так как трудоднями работала в колхозе.и помочь ей некому,так как муж пропал во время войны, а дети все умерли.Осталась только бывшая воспитанница Киры,которую Матрёна растила десять лет,пока она не выросла и не создала свою семью.Кира была дочерью Фаддея,брата Матрия пропавший муж онаны.
Очень быстро жилец понял, что Матрена очень доброжелательный человек, никому не отказывает. Всякого, кто приходит к ней с просьбой о помощи, она считает нужным помочь.
Наконец-то ей стало жить легче — школа платила за жильца, а она все равно получала маленькую пенсию.
Однажды пришел Фаддеус и настоял на том, чтобы она разобрала часть своего дома — горницу — и отдала ее Кире. Кире нужно было построить какое-то жилище на участке земли, чтобы этот участок отдали ей. Жалко Матрене разбирать часть дома, в котором она прожила 40 лет. Тем не менее, она все еще предназначала это после своей смерти Кире. Поэтому, вздохнув, она позволяет разобрать комнату. 900:35 К трактору прицепили и увезли две сани. На железнодорожном переезде начали разваливаться одни сани. Матрена полезла помогать крестьянам, и их всех раздавил паровоз.
После смерти не было людей, чтобы сказать о Матрёне ласково, как она того заслужила. Она помогала всем безвозмездно, хотя у нее было слабое здоровье. Она не гналась за богатством и была щедрой. Мало кто понимал, что она и есть тот самый праведник, без которого село не устоит.

Полная версия 1 час (≈17 страниц формата А4), краткое содержание 3 минуты.

Heroes

Ignatic (narrator)

Matryona Vasilievna Grigorieva (the main character and the righteous)

Efim Mironovich Grigoriev (husband of Matryona)

Faddey Mironovich Grigoriev (Elder brother of Yefim , бывший любовник Матрены)

«Вторая Матрёна» (жена Фаддея)

Кира (дочь «второй» Матрёны и Фаддея, приёмная дочь Матрёны Григорьевой)

Муж Киры (водитель)

Сыновья Тэддеуса

Маша (близкий друг Матрины)

3 Сестры Матриона

на железнодорожном конне и kaz, и kaz, kazan out passenger out passenger, opt out passenger, а также kaz, kazan out passenger of opply out passenger, а также kaz. сто восемьдесят четыре километра от Москвы. Он был рассказчиком. Его судьба похожа на судьбу Солженицына. Был на войне, после войны около десяти лет был в лагере. По этой причине при приеме на работу все его документы были тщательно проверены. Он мечтал преподавать в русской глубинке, вдали от города. Но он не мог жить в деревне Хай-Филд, потому что там не продавали продукты и хлеб. Поэтому он перевелся в поселок Торфопродукт.

Поселился в деревне Тальново. Жил он в избе, принадлежавшей Матрене.


Со временем Матрена, так как считала это не интересным для своей гостьи, иногда по вечерам рассказывала о своей судьбе. Ее рассказы завораживали и ошеломляли рассказчика. Он заметил в ее судьбе смысл, которого не могли заметить жители села и Матренины родственники. Ее муж бесследно исчез в самом начале войны. Муж ее любил, пальцем не тронул, как и других мужей в деревне. Однако Матрена его не любила, ей предстояло стать женой Фаддея, старшего брата ее мужа. Но он участвовал в Первой мировой войне, где и пропал. Сначала его ждала Матрена, но в конце концов она была вынуждена стать женой Ефима. Но тут неожиданно вернулся ее суженый, который все это время находился в плену у венгров. Фаддей сказал, что не убил Матрену и ее мужа только по одной причине — потому что Ефим его брат. Старший брат очень любил свою невесту. Поэтому он нашел себе в жены девушку с таким же именем. У «второй» Матрены и Фаддея было шестеро детей. А у Матрены и Ефима все шестеро рожденных детей умерли, не дожив до трехмесячного возраста. В деревне решили, что стали говорить, что жена Ефима избалована. И сама Матрена стала в это верить. Она стала воспитывать дочь «второй» Матрёны. Девочку звали Кира. Ее воспитанием Матрена занималась десять лет. Потом Кира вышла замуж и стала жить в селе Черусти.

Матрена всю жизнь жила не для себя. Она всегда на кого-то работала: то на колхоз, то на соседей. При этом она выполняла мужскую работу и не просила за это плату. У Матрёны была очень большая внутренняя сила. Она могла, например, остановить бегущую лошадь. А мужчинам это не под силу.

Спустя какое-то время рассказчик стал понимать, что именно такие люди, как Матрена, отдавшие себя за других без остатка, становятся основой жизни села и русской земли в целом. Однако это открытие его не порадовало. Если государство держалось только на таких старушках, что с ним будет в будущем?

Матрёна погибла, когда помогала Фаддею и его сыновьям перетащить часть своей хижины, которую она завещала Кире, по железнодорожным путям на санях. Фаддей не хотел дожидаться смерти приемной матери собственной дочери и решил забрать наследство дочери еще при жизни Матрены. Этим он, сам того не зная, спровоцировал смерть Матрены. Родственники на похоронах Матрёны плакали. Однако это было больше по долгу службы, чем от меня самого. В тот момент думали только о разделе имущества умершей женщины.

Таддеус не явился на поминки.

Матрёнин двор

Летом 1956 года на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по железной дороге на Муром и Казань сошёл пассажир. Это сказочник, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (он воевал, но с фронта «опоздал с возвращением на десять лет», то есть провел время в лагере, о чем свидетельствует и то, что когда рассказчик устроился на работу, каждую букву в его документах «перепал»). Мечтает работать учителем в глубинке России, вдали от городской цивилизации. Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось, потому что там не пекли хлеб и не продавали ничего съедобного. А потом его переводят в деревню с чудовищным для его слуха названием Торфяной продукт. Однако оказывается, что «не все вокруг торфяной добычи» и есть еще села с названиями Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово…

Это примиряет рассказчика со своей долей, ибо обещает ему «кондо Россия». В одной из деревень под названием Тальново он поселяется. Хозяйку избы, в которой поселился рассказчик, зовут Матрена Игнатьевна Григорьева, или просто Матрена.

Судьба Матрены, о которой она не сразу, не считая ее интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает гостю, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в ее судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрены. Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрену и не бил ее, как деревенские мужья бьют своих жен. Но сама Матрена его почти не любила. Она должна была выйти замуж за старшего брата своего мужа Фаддеуса. Однако он ушел на фронт в Первую мировую войну и пропал без вести. Матрена ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за своего младшего брата Ефима. И вдруг вернулся Фаддей, находившийся в венгерском плену. По его словам, он не рубил Матрену и ее мужа топором только потому, что Ефим его брат. Фаддей так любил Матрену, что нашел себе новую невесту с тем же именем. «Вторая Матрена» родила Фаддею шестерых детей, а «первая Матрена» родила всех детей от Ефима (тоже шестерых) и умерла, не прожив и трех месяцев. Вся деревня решила, что Матрёна «испортилась», и сама в это поверила. Затем она взяла на воспитание дочь «второй Матрёны» — Киру, воспитывала её десять лет, пока она не вышла замуж и не уехала в село Черусти.

Матрена всю жизнь прожила как бы не для себя. Она постоянно на кого-то работает: на колхоз, на соседей, при этом выполняет «крестьянскую» работу, и никогда не просит за это денег. В Матрене огромная внутренняя сила. Например, она способна остановить мчащуюся на бегу лошадь, которую не могут остановить мужчины.

Постепенно рассказчик осознает, что именно на таких людях, как Матрёна, без остатка отдающих себя другим, держится до сих пор вся деревня и вся русская земля. Но это открытие вряд ли его обрадует. Если Россия держится только на самоотверженных старушках, что с ней будет дальше?

Отсюда и нелепо-трагический конец истории. Матрёна погибает, помогая Фаддею и его сыновьям перетащить на санях через железную дорогу часть собственной хижины, завещанную Кире. Фаддей не хотел дожидаться смерти Матрены и решил взять наследство для молодых еще при ее жизни. Тем самым он невольно спровоцировал ее смерть. Когда родственники хоронят Матрену, они плачут больше от долга, чем от сердца, и думают только об окончательном разделе имущества Матрены.

Таддеус даже не приходит на поминки.

Солженицын начал писать повесть «Матрена двор» в период с июля по август 1959 года, а закончил ее в декабре того же года. В основу рассказа положены рассказы женщины Матрена Тимофеевны Захаровой, с которой автор познакомился во время своего пребывания во Владимирской области. Первая публикация повести была в 1963 году в журнале «Новый мир». Первое название повести «Не стоит село без праведника» было заменено под редакцией на «Матрена двор». Редактор счел исходное название слишком поучительным для читателя.

главные герои

  • Игнатьич — мужчина средних лет, переезжает в дом Матрены;
  • Матрёна — одинокая старуха, ей около 60 лет;
  • Фаддей — бывший бойфренд Матрены, жадный старик.

Краткое содержание рассказа «Матрена двор» по главам

Повествование ведется исключительно от имени рассказчика Игнатьича. Во многом А. Солженицын сравнивает себя с рассказчиком. Повесть включает в себя 3 главы, описывающие жизнь женщины Матрёны.

Глава 1

Игнатьич возвращается из ссылки, которая длилась более 10 лет. Мужчина решает найти работу учителем математики. Он приходит в отдел кадров, и его отправляют по разным местам. После поиска подходящей работы Игнатьича отправляют работать в село Тальново. Прогуливаясь по базару, рассказчик встречает женщину. Он просит ее посоветовать, кто может снять комнату, женщина ведет его к Матрене. Дом Матрена хоть и была большая, но пришла в негодность — везде бегали мыши и тараканы, бревна сгнили. Матрёна не особо обрадовалась новому гостю, пожаловалась на свои болезни, но всё же оставила Игнатьича в живых. Рассказчику полагалась торфяная машина на зиму из школы. Этот газон был частью платы за номер. Жила Матрена бедно, без пенсии, родственники ей практически не помогали. Так с мышами и тараканами стал жить рассказчик у старухи. Старуха встала рано утром, подоила козу и приготовила завтрак жильцу — картошку в мундире и «картонный» суп. Из-за отсутствия продуктов в магазине посуду не меняли. Однажды Матрена Васильевна услышала от соседей, что вышел новый пенсионный закон, по которому она сможет получать пенсию. Женщина стала ездить по офисам и оформлять пенсию.

Важный! Игнатьич описывает русскую деревню — бедную, разваливающуюся и полуголодную. Даже ближайший торфоперерабатывающий завод «Торфопродукт» не влиял на сельскую жизнь. Все деньги от переработки достались начальству, рабочие спокойно унесли торф с завода.

Селяне любили Матрену Васильевну, часто просили ее помочь. Женщина была очень востребована, когда подошла работа в саду – все, что посадила Матрена, всегда росло и давало хороший урожай. Помогала Матрена и пастухам — раз в полтора месяца привозила им консервы, масло и сахар, хотя никогда не позволяла себе такой роскоши. После долгих блужданий по начальству Матрене удалось получить пенсию, старушке стали завидовать соседи. Матрена, не обижаясь на них, купила себе на первую пенсию валенки и пальто. Ее младшие сестры пришли к Матрене Васильевне на Крещение. Рассказчик думает, что они пришли только из-за пенсии, так как раньше он их не видел. Получив пенсию, старушка повеселела, перестала жаловаться на свои болезни, ее расстроило только одно мгновение, что кто-то утащил из церкви во время службы ее кувшин с освященной водой.

Глава 2

Жители села Тальново расспрашивают Матрену о ее жильце, она задавала все вопросы Игнатьичу, а потом передавала их соседям. Рассказчик мало говорит о себе, мы узнаем о том, что он сидел в тюрьме. В свою очередь жилец расспрашивает Матрену о ее жизни. Матрена Васильевна вышла замуж и переехала в этот дом с мужем. У нее было 6 детей, но ни один из них не прожил долго. Муж Матрены Васильевны погиб на войне.

Однажды Фаддей Миронович приезжает в гости к Игнатьичу, он просит перевести его сына Антошку, довольно глупого мальчика, в 6-й класс. О той же услуге просит и Матрёна рассказчика. Игнатьич удивляется, почему Матрена так заступается за Антошку. Женщина рассказывает, что перед войной, когда ей было 19 лет, за ней ухаживал Фаддей. Но его забрали на войну, и его не было более трех лет. Все думали, что он пропал или умер. Младший брат Фаддея, Ефим, попросил Матрену быть хозяйкой их дома, так как мать братьев умерла. Матрена Васильевна согласилась, вышла замуж за младшего брата Фаддея. Фаддей вернулся из плена, в котором провел 3 года. Фаддей, обидевшись на брата и Матрену, женился на одноименной женщине из другого села. Матрена считала, что смерть ее детей произошла из-за того, что Фаддей нанес порчу. У Фаддея тоже было 6 детей, и чтобы хоть как-то ему помочь, Матрена берет к себе племянницу Киру и завещает ей часть своего дома. Кира выросла и переехала в другую деревню, где вышла замуж за тракториста. Приезжает Кира и говорит, что им, как молодой семье, дают землю, но с условием, что там будет жилой дом. Фаддей настаивает на разборке пристройки, которую Матрёна завещала Кире. Матрена после двух бессонных ночей соглашается. Однажды Игнатьич возвращается поздно ночью с работы и видит, что Фаддей пригнал трактор, чтобы разобрать флигель. Фаддей погрузил бревна на сани и отправился в село Черусти. Расстроенная Матрена пошла за ними. Тракторист сказал, что не хочет терять время, поэтому повезет сразу двум саням с бревнами.

Важный! По дороге в другое село произошла трагедия, унесшая жизни сына Фаддея, Матрёны, и тракториста. Произошло это из-за того, что трос, к которому были привязаны сани, не выдержал нагрузки и лопнул прямо на железнодорожных путях. В это время, без опознавательных знаков, задом подъехали два локомотива.

Глава 3

От Матрены Васильевны почти ничего не осталось, цела была только одна правая рука. Кто-то из толпы скажет на похоронах, что Господь оставил ее для молитвы. Жители деревни начинают собираться на похороны. Искренне ревет только Кира и ее мама. Три сестры Матрены уже мысленно делили дом и хозяйство своей сестры между собой, Фаддей же думал только о том, как бы ему собрать остатки бревен и перевезти их в Черусти. В воскресенье умерших хоронили. Забор и сарай Фаддей разобрал. В дом въехала одна из невесток старухи, которая считала Матрёну глупой из-за того, что она помогает другим, и что у неё за всю жизнь не было ни свиньи, ни скопившихся денег. Автор размышляет в конце рассказа о том, насколько далеко может быть человек от своего ближайшего родственника, и насколько он может быть близок к совершенно незнакомому человеку. Для Матрены было важно, чтобы она помогала другому человеку бескорыстно, ее не интересовали ни деньги, ни нажитое имущество, она хотела жить по совести, прежде всего перед самой собой. И даже когда Матрена рассказала Игнатьичу о пожаре, случившемся в ее избе, для нее не имело значения сам дом, она спасла фикусы. В видео вы также найдете аудиоверсию содержания этого произведения вкратце.

СОЛЖЕНИЦЫН Александр (Исаевич) (ЛИТЕРАТУРА)

Родился: Кисловодск, Россия, 11 декабря 1918 г. Образование: Среднее образование в Ростове-на-Дону; Ростовский университет, 1936-41 гг., диплом физико-математического факультета 1941 г. ; заочный курс филологии, Московский университет, 1939-41. Военная служба: Служил в Советской Армии, 1941-45 гг.: капитан; дважды украшен; арестован и лишен звания, 1945 г. Семья: женат 1) Наталья Алексеевна Решетовская в 1940 г. (в разводе 1950 лет, повторно женился в 1957 г., развелся в 1972 г.), трое сыновей; 2) Наталья Светлова 1973 года рождения, один пасынок. Карьера: Учитель физики средней школы, г. Морозовск, 1941 г.; осужден к 8 годам лишения свободы за антисоветскую агитацию, 1945 г.: в тюрьмах Москвы, 1945-50 гг., исправительно-трудовых лагерях Казахстана, 1950-53 гг.; освобожден из тюрьмы и сослан в Кок-Терек, Сибирь: учитель математики, 1953-56; освобожден из ссылки в 1956 г., поселился в Рязани в 1957 г. преподавателем, затем штатным писателем; не может публиковаться с 1966 г .; обвинен в государственной измене и выслан из СССР, 19 лет74; жил в Цюрихе с 1974 по 1976 год и в Кавендише, штат Вермонт, с 1976 по 1994 год; восстановлен в Союзе советских писателей, 1989 г.; восстановление советского гражданства, 1990 г. ; официально сняты обвинения в государственной измене, 1991 г .; вернулся в Россию в 1994 г. Награды: премия «Зарубежная книга» (Франция), 1969 г.; Нобелевская премия по литературе 1970 г.; Премия Темплтона, 1983 г. Доктор литературы: Гарвардский университет, Кембридж, Массачусетс, 1978 г. Член Американской академии искусств и наук, 1969 г.; Почетный член Гуверовского института войны, революции и мира, 1975 г.

Публикации

Художественная литература

Один день Ивана Денисовича. 1962; как «Один день из жизни Ивана Денисовича» в переводе Ральфа Паркера, 1963; также переведен Максом Хейвордом и Рональдом Хингли, 1963; Бела фон Блок, 1963 год; Гиллон Р. Эйткен, 1971 г., исправленное издание, 1978 г .; Harry T. Willetts, 1990.


Для использования дела. 1963; как «Во благо дела» в переводе Дэвида Флойда и Макса Хейворда, 1964.

Случай на станции Кречетовка; Матренин двор [Происшествие на станции Кречетовка; Дом Матрены]. 1963; как мы никогда не делаем ошибок , перевод Пола В. Блэкстока, 1963.

Этюды и крохотные рассказы . 1964 год; как «Рассказы и стихи в прозе» в переводе Майкла Гленни, 1971 г .; как стихи в прозе в переводе Гленни, 1971; как «Матренин дом и другие рассказы» в переводе Гленни, 1975.

Вкруге первом. 1968; восстановленное полное издание, 1978 г.; как «Первый круг» в переводе Томаса П. Уитни, 1968 г .; также переведено Майклом Гайбоном, 1968; Макс Хейворд, Маня Харари и Майкл Гленни, 19 лет88.

Раковый корпус. 1968; как Cancer Ward, перевод Николаса Бетелла и Дэвида Берга, 2 тома, 1968–69; как «Раковое отделение» в переводе Ребекки Франк, 1968. Шесть этюдов в переводе Джеймса Дж. Уокера. 1971.

Август четырнадцатого. 1971; по состоянию на август 1914 г., перевод Майкла Гленни, 1972 г .; увеличенная версия, как Красное колесо 1, 1983; исправленное издание, в составе Красного колеса, 1983-86. Красное колесо: повествование в отмеренных сроках:

Узел 1: Августа четырнадцатого. 2 тома, 1983; как «Красное колесо: повествование в дискретных периодах времени», перевод Гарри Т. Уиллеттса, 1989. Узел 2: Октябрь шестнадцатого. 2 тт., 1984. Узел 3: Март семнадцатого. 2 т., 1986. Узел 4: Апрель семнадцатого. 1991. Рассказы. 1990.

Пьесы

Олень и шалашовка. 1968; как «Любовница и невинность» в переводе Николаса Бетелла и Дэвида Бурга, 1969; как Республика труда, в Собрании сочинений, 1981.

Свеча на ветру . 1968 год; как « Свеча на ветру» в переводе Кейта Армса и Артура Хаджинса, 1973 г .; как Свет, короты, в тебе, 1981.

Пир покупателей. 1981; как Victory Celebrations (постановка 1990 г.), перевод Хелен Рэпп и Нэнси Томас, 1983 г.

Пленники. 1981; as Prisoners, перевод Хелен Рэпп и Нэнси Томас, 1983.

Пьесы и киносценарии (пьесы и киносценарии ). 1981.

Стих

Прусские ночи: Поэма написанная в лагере в 1950. 1974; как «Прусские ночи», перевод Роберта Конквеста, 1977.

Другое

Les Droits de l’ecrivain . 1969.

Собрание сочинений. 6 томов, 1969-70.

Нобелевская лекция по литературе. 1972; как Нобелевская лекция, отредактированная и переведенная Ф.Д. Рив, 1972 год; переводится как «Одно слово правды», 1972.

Архипелаг ГУЛАГ: 1918-1956. 3 тома, 1973-76; как «Архипелаг ГУЛАГ» в переводе Томаса П. Уитни, 3 тома, 1974–78; сокращенное издание в одном томе под редакцией Эдварда Эриксона-младшего, перевод Уитни и Гарри Т. Уиллеттс, 1985.

Из-под глыб и др. 1974; как «Из-под завалов» в переводе А.М. Брок и др., 1975.

Мир и насилие. 1974.

Письмо вождям Советского союза . 1974 год; как Письмо советским лидерам, перевод Хилари Штернберг, 1974.

Солженицын, Голос Свободы (два выступления). 1975.

Бодался теленок с дубом (автобиография). 1975; как «Дуб и теленок» в переводе Гарри Т. Уиллеттса, 1980.

Ленин в Цюрихе. 1975; как Ленин в Цюрихе, перевод Гарри Т. Уиллеттса, 1976.

Разрядка: перспективы демократии и диктатуры . 1975.

Америка, умоляем вмешаться (выступления). 1975.

Американские речи. 1975.

Предупреждение западному миру (интервью). 1976.

Разделенный мир (адрес), перевод Ирины Альберти и Алексиса Климоффа. 1978.

Собрание сочинений. 1978-.

Александр Солженицын говорит с Западом (выступления), под редакцией Алексиса Климоффа, перевод Харриса Л. Коултера и Натали Мартин. 1978.

Смертельная опасность: Как заблуждения о России угрожают Западу, перевод Алексис Климофф и Майкла Николсона. 1980.

Восток и Запад (разное). 1980.

Исследования новейшей русской истории . 1980-.

Публицистика: статьи и речи (статьи и выступления). 1981.

Как нам обустроить Россию. 1990; как «Восстановление России: к некоторым формулировкам», перевод Алексиса Климоффа, 19 лет.91.

Незримые . 1992.

Наши плюралисты: Отрывок из второго тома «Очерков литературной жизни» (май 1982). 1992.

Невидимые союзники, в переводе Алексис Климофф и Майкла Николсона. 1995.

Русский вопрос: В конце двадцатого века, перевод и аннотации Ермолая Солженицына. 1995.

Ред. Русский словарь языкового расширения. 1990.

Критические исследования:

Александр Солженицын Георга Лукача, 1970; Александр Солженицын: Главные романы Авраама Ротберга, 1971; «Александр Солженицын» Дэвида Бурга и Джорджа Фейфера, 1973 год; Александр Солженицын: критические очерки и документальные материалы под редакцией Джона Б. Данлопа и других, 1973 г., переработанное издание, 1975 г .; Александр Солженицын Кристофера Муди, 1973 г., исправленное издание, 1976 г .; Александр Солженицын: Сборник критических очерков под редакцией Кэтрин Фойер, 19 лет76; Солженицын: Политика и форма Фрэнсиса Баркера, 1977; «Политика Солженицына» Стивена Картера, 1977; «Александр Солженицын» Стивена Аллабака, 1978 год; «Солженицын и тайный круг» Ольги Андреевой Карлайл, 1978; Солженицын и Достоевский: этюд в полифоническом романе Владислава Краснова, 1980; Солженицын, Твардовский и «Новый мир» Владимира Лакшина, 1980; Солженицын: Моральное видение Эдварда Э. Эриксона, 1982; Традиционное воображение Александра Солженицына Джеймса Кертиса, 19 лет84; Солженицын Жоржа Нива, 1984; Александр Солженицын: биография Майкла Скаммелла, 1984; Александр Солженицын в изгнании: критические очерки и документальные материалы под редакцией Джона Б. Данлопа, Ричарда С. Хо и Майкла Николсона, 1985; Александр Солженицын: Миф и реальность А. Флегона, 1986; «Солженицын и современный мир» Эдварда Эриксона-младшего, 1993; Файлы Солженицына: секретные советские документы раскрывают борьбу одного человека против монолита, отредактировано с предисловием Майкла Скаммелла, перевод Кэтрин А. Фицпатрик, 1995; Солженицын «Один день Ивана Денисовича» Роберта Портера, 1997; «Солженицын: Душа в изгнании» Джозефа Пирса, 1999. о русской революции и написал несколько ее глав. В то время Солженицын верил в ленинизм, одобряя Октябрьскую революцию. Опыт советских тюрем и исправительно-трудовых лагерей заставил его изменить свою политическую ориентацию, и он взял на себя мессианскую задачу разоблачения жестокости, лживости и нелегитимности коммунистического правления в России.

Один день Ивана Денисовича (Один день из жизни Ивана Денисовича), называвшийся на Западе романом, но на самом деле рассказом, был его первым опубликованным произведением. Написанный лаконично и эффектно, он представляет советский лагерь глазами заключенного-крестьянина, которому удается сохранить свою неприкосновенность в бесчеловечных условиях. История вышла только потому, что Хрущев посчитал ее полезной для своей антисталинской кампании. Этот факт способствовал изданию «Случая на станции Кречетовка», «Матренин двор» и «Для пользы дела». Первая история демонстрирует, как молодого лейтенанта развращает усиленная пропаганда бдительности, призванная оправдать отечественные репрессии. Во втором рассказе Солженицын рисует впечатляющий портрет доброй и бескорыстной крестьянки, типа праведника, составляющего нравственную основу России. Третьему рассказу, демонстрирующему черствое бюрократическое пренебрежение к рядовым советским гражданам, не хватает глубины и остроты.

Последним произведением Солженицына, опубликованным перед его изгнанием из СССР, стал рассказ «Мешочек Захар», посвященный сохранению исторических памятников.

Романы «В кругепервом » и «Раковый корпус» во многом опираются на личный опыт Солженицына — один на жизнь в специальной тюрьме для ученых, другой на пребывание в онкологической клинике. В обоих романах Солженицын поднимает вопросы человеческой судьбы, нравственности, свободы, счастья, любви, смерти, веры, социальной несправедливости и политических репрессий. С нематериалистической точки зрения человек рассматривается как хранилище образа вечности, который должен руководствоваться своей совестью. Полный 96-главная версия «В круге первом», впервые изданная на русском языке в 1978 году, имеет более сильную политическую окраску, чем ее 87-главная версия, переведенная на многие языки.

Как и во всей солженицынской прозе, в в обоих романах действие происходит в очень короткий промежуток времени. Персонажи хорошо индивидуализированы. В передаче разных точек зрения Солженицын в значительной степени опирается на горячие диалоги, усиливая их динамичность короткими вопросительно-восклицательными предложениями, ссылками на жесты, взгляды, тембры голоса и мимику персонажей. Солженицын любит освежать русский литературный язык колкими народными выражениями, поговорками и пословицами. Романы богаты метафорами, особенно «Раковый корпус», в которых образы животных приобретают символическое значение. В конце романов читатель остается в неведении относительно окончательной судьбы персонажей. Но для Солженицына это не имеет большого значения. Значение имеет нравственное поведение персонажа в критический момент его жизни, когда он раскрывает свою истинную ценность.

Август четырнадцатого (август 1914 г.) был первым опубликованным «узлом» в цикле романов «Красное колесо», в который входят Октябрь шестнадцатого, Март семнадцатого и Апрель семнадцатого, и изображающий историю русской Революция, сосредоточив внимание на ее решающих событиях. В августе 1914 года таким событием является поражение русских войск в Восточной Пруссии, которое, по мнению Солженицына, стало первым в череде военных катастроф, приведших в итоге к революции. Солженицын отождествляет революцию с бессмысленным разрушением России, спасение которой заключалось в постепенной социально-экономической эволюции с упором на индивидуальную нравственность.

Вне художественной литературы Уникальным достижением Солженицына является «Архипелаг ГУЛАГ» («Архипелаг ГУЛАГ»), исчерпывающая картина советской пенитенциарной системы с момента ее зарождения до середины 1960-х годов. Прибегая к метафорам и иронии, Солженицын рассказывает об арестах, допросах, расстрелах, лагерях и ссылках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *