Путь из варяг в греки проходил по: Из варяг в греки: славянский цивилизационный путь

Из варяг в греки: славянский цивилизационный путь

О легендарном торговом пути мы знаем из «Повести временных лет» (начало 12-го в.) — источника уникального и незаменимого, но не самого надёжного. Если верить летописцу, путь «из варяг в греки и из грек…», коим пользовался и апостол Андрей Первозванный, соединял «море Варяжское» и Царьград (а между ними Русь) и был водным. Он, однако, являлся участком более масштабной системы коммуникаций европейского Севера и Юга: из Царьграда плавали на Запад, там корабли проходили Гибралтар, огибали западное побережье Европы и шли снова на север и в Балтийское море.

Маршрут пути «из варяг в греки…» (более 2,5 тыс. км): «Варяжское море» (Балтийское) и Финский залив — «озеро Нево» (Нева) — Ладожское озеро — Волхов — озеро Ильмень — Ловать — Днепр — Чёрное море — Царьград (Константинополь).

Путь «из варяг в греки» (iamruss.ru)


По такому пути, который сложился в 9−10 вв. , ходить на варяжских кноррах и русских ладьях (долблёных однодерёвках) было не так-то просто. Из-за порогов и участков, не соединённых водою, часть его приходилось преодолевать по суше — волоком. Путешественники меняли одни суда на другие, переоборудовали их и продолжали движение. От Балтийского моря до Константинополя добирались, вероятно, не менее чем за три месяца.

Технические проблемы пути и данные географии и климатологии заставили учёных в 20-м в. сомневаться, что водный путь «из варяг в греки», обрисованный в «Повести временных лет», вообще мог существовать. Тысячу лет назад из-за сухого климата Ловать и Волхов были значительно мельче, а ведь по ним и сегодня на ладье двигаться очень трудно — с 1986 г. несколько научных экспедиций пытались пройти путь «из варяг в греки» с использованием древних технологий, но терпели неудачу. Одни историки считают, что в действительности значительная часть торговых коммуникаций Севера и Юга пролегала по суше, другие — что часть рек преодолевалась зимой.

«Заморские гости», худ. Н. Рерих. (Wikimedia Commons)


Ещё одной неприятностью были, конечно разбойники. Печенеги подстерегали русских у днепровских порогов, где ладьи нужно было перетащить по суше. Именно на порогах печенеги убили в 972 г. князя Святослава Игоревича, возвращавшегося в Киев из военного похода.

Летописные сведения довольно скудны, и точных, детально описанных маршрутов мы не знаем (они могли быть разными). Например, неясно, как переправлялись от Ловати до Днепра, или из Днепра в Западную Двину. Из-за этой неопределённости под понятием «путь из варяг в греки» принято понимать не один конкретный маршрут, а вообще систему существовавших и проходивших по территории Древней Руси транспортных связей между Византией, восточными славянами и Балтийским регионом.

«Волокут волоком», худ. Н. Рерих. (sibro.ru)


Сомнений, что эти связи не просто имели место, но и активно использовались, нет никаких. Купцы перевозили широкий набор товаров. Варяги и славяне везли на юг меха (соболиные, бобровые, лисьи, куницы…), мёд, воск, смолу, амбру, серебро и железо (возможно), кость, оружие, различные предметы искусства (в том числе ювелирного), хлеб, рабов… Из Византии на Русь доставляли оружие и драгоценности, ткани и вина, стекло и керамику, стремена, инструменты, статуэтки, иконы и книги…

В общем, торговали в огромных количествах и всем подряд — от фибул и сковородок до мечей и якорей. О развитости купеческих связей говорит тот факт, что в Скандинавии или в устье Невы археологами найдено немало арабских монет того периода. На Руси уже тогда было немало заморских товаров, и люди, пользующиеся достатком, на себе носили вещи, произведённые в разных уголках мира. К примеру, богатая женщина непременно имела южные бусы и подвески, стеклянные изделия, вероятно, также и «импортные» шёлковые ткани. Воины-дружинники обзаводились франкскими мечами с Рейна, хазарскими и византийскими поясами.

Византийские украшения 10−12 вв., ГИМ. (Каталог выставки ГИМ, М., 1996)


Торговля стимулировала развитие ремесёл — в 10−12 вв. активно развивались Новгород, Псков, Полоцк, Чернигов, Смоленск, Любеч, Киев и другие города. В них строили места для хранения товаров, постоялые дворы, мастерские. Разнообразие и высокий уровень ремесленного мастерства на Руси надолго подорвали затем монголо-татары, уводившие к себе русских ремесленников в большом количестве. Кроме того, развитие торговых коммуникаций способствовало политическому объединению Новгорода, Киева и вообще восточнославянских племён под началом сначала новгородского, а затем киевского князя. Путь «из варяг в греки» стал осью, вокруг которой складывалась и укреплялась Древняя Русь. Подлинное историческое значение пути «из варяг в греки» состоит также в культурном и политическом влиянии, которое оказали на Русь её торговые партнёры. Варяги дали Руси как минимум правящую династию Рюриковичей и (вероятно) название народа и государства.

Они же способствовали военным успехам, в результате которых с начала 10-го в. Русь торговала на выгодных условиях с Византией. Знакомство с Константинополем завершилось принятием христианства на Руси. По пути «из грек» восточным славянам доставляли первых священников и ремесленников, первые иконы и книги. Так Русь приобщилась к христианской цивилизации и ступила на новый исторический путь.

Наиболее активно путь «из варяг в греки» использовался в 10-м — первой половине 11-го вв. и на участке Новгород — Киев. После этого международные торговые коммуникации смещаются, лишь связи с Царьградом остаются ещё какое-то время интенсивными (варяжские и русские наёмники даже участвовали в обороне Константинополя от крестоносцев в 1204 г.). В 12-м в. падает роль норманнов и налаживаются сухопутные пути из Германии и Польши через Галицкую Русь. Новгород в то же время ориентируется всё больше на балтийскую торговлю (затем особенно активно — с ганзейскими городами), что было намного выгоднее.

А затем и Византию превзошли по богатству и торговой активности итальянские города. Опасные и трудные речные пути на территории Руси постепенно утратили актуальность. Но прежде путь «из варяг в греки и из грек» сполна выполнил своё историческое предназначение.


Сборник: «Философский пароход»

В 1922 году большевики выслали из Советской России десятки представителей интеллигенции.

  • Тесты
  • Европа
  • XX век

Кто ты на «философском пароходе»?

Кто ты на «философском пароходе»?

Выслать нельзя расстрелять… В 1922 году большевистские власти поставили в этой фразе запятую после первого слова. Кем их известных пассажиров «философских пароходов» ты мог бы быть?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Неужели мы всё же уедем? Неужели это не сон?»

«Неужели мы всё же уедем? Неужели это не сон?»

Воспоминания пассажиров «Философского парохода».

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Прощай, интеллигенция!

Прощай, интеллигенция!

Бердяев, Ильин, Трубецкой – вот лишь часть русских интеллектуалов, вынужденных покинуть Россию в 1922 году под давлением большевиков.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Екатерина Кускова: дорога меж двух огней

Екатерина Кускова: дорога меж двух огней

В 1922 году Кускова на «философском пароходе» покинула Россию. Ленин видел в ней угрозу для большевиков, а эмигранты осуждали за проповедь «возвращенчества».

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Вернувшиеся в СССР

Вернувшиеся в СССР

Агроном Александр Угримов, пассажир «философского парохода», мечтал вернуться в Россию, и ему это удалось. Но цена возвращения для его семьи оказалась высокой.

  • Статьи
  • Америка
  • XX век

Почему пароход был «философским»?

Почему пароход был «философским»?

На пароходе было много философов? Или философы в России — больше, чем философы?

  • Тесты
  • Европа
  • XX век

Кто ты на «философском пароходе»?

Выслать нельзя расстрелять.

.. В 1922 году большевистские власти поставили в этой фразе запятую после первого слова. Кем их известных пассажиров «философских пароходов» ты мог бы быть?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Неужели мы всё же уедем? Неужели это не сон?»

Воспоминания пассажиров «Философского парохода».

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Прощай, интеллигенция!

Бердяев, Ильин, Трубецкой – вот лишь часть русских интеллектуалов, вынужденных покинуть Россию в 1922 году под давлением большевиков.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Екатерина Кускова: дорога меж двух огней

В 1922 году Кускова на «философском пароходе» покинула Россию. Ленин видел в ней угрозу для большевиков, а эмигранты осуждали за проповедь «возвращенчества».

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Вернувшиеся в СССР

Агроном Александр Угримов, пассажир «философского парохода», мечтал вернуться в Россию, и ему это удалось. Но цена возвращения для его семьи оказалась высокой.

  • Статьи
  • Америка
  • XX век

Почему пароход был «философским»?

На пароходе было много философов? Или философы в России — больше, чем философы?

Рекомендовано вам

Лучшие материалы

  • Неделю
  • Месяц
  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Ангелоделы в юбках (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • XX-XXI вв.

Черномырдин: «Никогда такого не было, и вот опять»

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Последний причал командора Беринга

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Банда «Чёрная кошка». Кровавый след высокого блондина

  • Статьи
  • Европа
  • XIII-XV вв.

Доспех средневекового рыцаря — pro et contra

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII-XIX вв.

Александр I и история его последней болезни

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Дело о теле

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Как король Франции пытался выдать свою семью за русских

  • Статьи
  • Европа
  • XVII век

«Менины» Веласкеса

  • Тесты
  • Европа
  • XX век

Кто ты на «философском пароходе»?

  • Статьи
  • XX-XXI вв.

Секс-символы 1950-1960-х

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Коктейль Молотова»

  • Статьи
  • Европа
  • IV-V вв.

Роковая женщина Римской империи

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Измайловская ОПГ. Под крылом спецслужб

  • Статьи
  • Америка
  • XXI век

Как простой маляр устроил самый дорогой поджог в истории

  • Тесты
  • Европа
  • XVII век

«Три мушкетёра»

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Хаджи-Мурат: «призрачный» горский вождь

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII-XIX вв.

Мария Валевская, подарившая Бонапарту мужское счастье

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Казнь Емельяна Пугачёва

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Жизнь Никиты Хрущёва на пенсии

  • Неделю
  • Месяц
  • 📚 Статьи
  • 👀 153937
Ангелоделы в юбках (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 144148
Черномырдин: «Никогда такого не было, и вот опять»
  • 📚 Статьи
  • 👀 140066
Последний причал командора Беринга
  • 📚 Статьи
  • 👀 77015
Банда «Чёрная кошка». Кровавый след высокого блондина
  • 📚 Статьи
  • 👀 56108
Доспех средневекового рыцаря — pro et contra
  • 📚 Статьи
  • 👀 51144
Александр I и история его последней болезни
  • 📚 Статьи
  • 👀 46222
Дело о теле
  • 📚 Статьи
  • 👀 32426
Как король Франции пытался выдать свою семью за русских
  • 📚 Статьи
  • 👀 29405
«Менины» Веласкеса
  • 📚 Тесты
  • 👀 25503
Кто ты на «философском пароходе»?
  • 📚 Статьи
  • 👀 285661
Секс-символы 1950-1960-х
  • 📚 Статьи
  • 👀 232247
«Коктейль Молотова»
  • 📚 Статьи
  • 👀 228016
Роковая женщина Римской империи
  • 📚 Статьи
  • 👀 225430
Измайловская ОПГ. Под крылом спецслужб
  • 📚 Статьи
  • 👀 219617
Как простой маляр устроил самый дорогой поджог в истории
  • 📚 Тесты
  • 👀 215695
«Три мушкетёра»
  • 📚 Статьи
  • 👀 200202
Хаджи-Мурат: «призрачный» горский вождь
  • 📚 Статьи
  • 👀 193157
Мария Валевская, подарившая Бонапарту мужское счастье
  • 📚 Статьи
  • 👀 186885
Казнь Емельяна Пугачёва
  • 📚 Статьи
  • 👀 183542
Жизнь Никиты Хрущёва на пенсии

Путь из варяг в греки – что это такое, краткое описание маршрута и города на пути

4. 4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 226.

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 226.

В средневековой Европе существовало несколько основных торговых маршрутов. Часто они связывали северные и южные государства. Торговый путь из варяг в греки был одним из таких. Он соединял Скандинавию и Византию и проходил по землях восточных славян.

Краткое описание маршрута

Основная линия торгового пути шла от Ладоги и восточного побережья Балтийского моря на юге, по рекам Волхов и Ловать, через Новгород Великий и озеро Ильмень. И далее через территорию современной Тверской области в Днепр, а он впадает в Черное море.

Рис. 1. Путь из варяг в греки.

До конца XI века, то есть до турецкого вторжения на полуостров Малая Азия, южным берегом Черного моря владели византийцы. Западный берег контролировали болгары, а у степного северного кочевали тюрки, например, печенеги и половцы. Южный берег Крыма контролировали византийцы, а восточный берег Черного моря – Абхазское царство и черкесы.

Помимо этого, у маршрута было несколько боковых линий:

  • По реке Западная Двина, она соединяла Балтийское море и земли вблизи верховьев Днепра, где с 1067 года существовал город Орша.
  • От Новгорода Великого на юго-восток, по Волге в Каспийское море.
  • Из Балтики в Вислу и далее на юго-восток, через Карпаты и реку Днестр в Черное море.

“Путь из варяг в греки” – не единственное его название. Торговый маршрут также называли “Варяжский путь” или “Восточный путь”. Под своим наиболее популярным названием он впервые упоминается в “Повести временных лет” в 1116 году.

Рис. 2. Путь из варяг в греки карта.

Особенности торговли

Период существования торгового пути – с IX до середины XIII века. Его значение упало из-за монголо-татарского нашествия. К IX веку следует отнести такие события на торговом маршруте – поход Аскольда и Дира в Киев в 864 году и изгнание их оттуда князем Олегом в 882 году.

Пересечение торгового пути предполагало ряд трудностей:

  • Пороги на Неве и на Днепре.
  • Набеги степных кочевников, печенегов, половцев. В некоторые периоды еще торков, хазар и венгров.
  • Волоки. Сплошной водной артерии не было, в ряде мест требовалось тащить торговые суда волоком, отсюда и название города Волоколамск вблизи Москвы.

Экспортными товарами для Скандинавии и северных русских земель были железо, моржовая кость, изделия из китовой кожи, янтарь, оружие, мед, воск, смола меха и художественные изделия. Все перечисленное везли в южном направлении, а в обратном шли следующие товары: вина, специи, изделия из стекла и ювелирные украшения, иконы, книги.

Скандинавы плавали по торговому пути на небольших судах – кноррах и шнекеррах (на Руси их называли “шнеки”). Восточные славяне плавали на ладьях, в которых помещалось до 40 человек.

Основными городами на пути в пределах древнерусского государства были: Ладога, Новгород, Киев, Чернигов, Смоленск, Орша, Торопец, Гомель, Канев, Волоколамск, Витебск, Полоцк. Вне славянских земель к нему относились следующие города: Рига и Висбю и Сигтуна в Швеции.

Рис. 3. Торговый путь из варяг в греки.

Что мы узнали?

Следует понимать, что такое путь из варяг в греки и каково его значение в истории древнерусского государства, а также Византии и Скандинавии. Около 300 лет он был одним из главных торговых маршрутов Европы.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Розочка Ангелиночка

    5/5

  • Даша Семенова

    5/5

  • Наталья Панфилова

    4/5

Оценка доклада

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 226.


А какая ваша оценка?

средних веков — Сколько длился путь «из варяг в греки»?

В учебниках по истории России часто упоминается значение торговых путей «из варяг в греки», которые позволяли кораблям проходить из Балтийского в Черное море по сети водных путей и волоков. Меня интересуют некоторые практические детали этого путешествия.

Сколько времени в пиковый период использования речных путей обычно занимал путь из «варяг в греки»?

  • средневековье
  • россия
  • транспорт
  • викинги

2

Было совершено несколько путешествий на лодках, реконструированных из соответствующих времен. Я могу найти хорошие записи о лодке, известной как Aifur. В 1994 году он проехал из Сигтуны в Швеции в Новгород. Это заняло 41 день.

В 1994 году «Айфур» пересек Балтийское море и поднялся реки Нева и Волхов до Новгорода. Пройденное расстояние составило 1382 км. Эффективное время составило 307 часов, из них налет 19 часов.2 1/2 часа и время гребли, в т.ч. ручная буксировка, 114 1/2 часа.

В 1996 году продолжились из Новгорода. Это было в год, когда в реках было очень мало воды, так что это можно считать своего рода «худшим случаем»:

Расстояние пройдено 1568 км. Эффективное время составило 415 1/2 часов, из которых время в пути 113 1/2 часа, гребля, в т.ч. ручная буксировка, 264 часа и ручная буксировка по суше, 38 часов.

Общее время составило 113 дней. В другие годы, возможно, было бы быстрее, с большим количеством воды. Из Одессы это должно быть довольно быстрое плавание по Черному морю в Стамбул, но единственная аутентичная экспедиция, которую я могу найти, которая закончилась в Стамбуле, шла через Польшу (из-за политики).

Ссылка: http://web.comhem.se/aifur/varangians.html

Подробнее: http://web.comhem.se/aifur/vikingvoyages.pdf

5

Зарегистрируйтесь или войдите в систему

Зарегистрируйтесь с помощью Google

Зарегистрироваться через Facebook

Зарегистрируйтесь, используя адрес электронной почты и пароль

Опубликовать как гость

Электронная почта

Требуется, но не отображается

Опубликовать как гость

Электронная почта

Требуется, но не отображается

Нажимая «Опубликовать свой ответ», вы соглашаетесь с нашими условиями обслуживания, политикой конфиденциальности и политикой использования файлов cookie

Тирас — Белгород (Аккерман), на пути из Черного моря в Балтийское

Описание

Остатки древнего города Тиры лежат на высоком мысу западного берега Днестровского лимана (в пределах современного города Белгород-Днестровский). В средние века здесь было основано новое поселение, имевшее разные названия (Туррис, Белгород, Ак-Либа, Акча-Кермен, Монкастро, Аккерман). Тирас был основан в конце 6 век до нашей эры, и стал крупным торговым портом Древнего мира. Развитие Тиры происходило достаточно быстро благодаря экономическим контактам, в первую очередь, с гетским населением и кочевыми народами Поднестровья, а также посреднической торговле с Древним миром. Торговля велась по морским путям вдоль береговой линии и по реке Тирас (ныне Днестр). Торговый путь вдоль этой реки восходит к каменному веку. Город стал важным международным портом, соединяющим Восточную Европу со Средиземноморьем. Древний порт располагался на берегу реки в черте города Тиры. К третьему кварталу 5 9В 0069-м -м веке до нашей эры Тирас становится самым значительным центром региона. Во второй половине 4 века до н.э. Тира начинает чеканить полисные монеты, чтобы поддержать развитие торговли. Период между концом 5 и первой половиной 3 века до н. э. был временем роста Тиры. Город имел развитую систему обороны, каменное домостроение, мощеные улицы с дренажной системой. Согласно источникам, в городе были храмы, агора, где проходили народные собрания. В порт заходили корабли из разных древних городов (Афины, Родоса, Тасоса, Пергама, Александрии Египетской, Синопа, Гераклеи, Пантикапея, Ольвии, Херсонеса, Босфора и др.), привозя вино и оливковое масло, церемониальную посуду, терракоту, драгоценности. , металлы, стеклянные изделия и т. д., отняв взамен продукты скотоводства, гетских лошадей, рабов, соленую рыбу, зерно, мед. Изделия местных мастеров вместе с товарами, полученными из других античных центров, отправлялись как к степным кочевникам, так и в северном направлении по реке к земледельческим племенам Поднестровья.

Новый подъем Тиры был связан с Римской империей. Во время правления императора Клавдия Рим оказывал Тире экономическую помощь. При императоре Нероне в 56-57 годах нашей эры был принят специальный закон, регулирующий отношения между Римом и Тирой. Тира переживала экономический подъем, который был вызван усилением торговых операций между населением Приднестровья со всем Днепровско-Дунайским междуречьем и древним миром. Днестр, главный торговый путь Тиры, пересекает всю территорию современной Украины, беря начало в Карпатах. Здесь берет начало река Сиан, приток другой важной водной артерии — Вислы, впадающей в Балтийское море. Так единый торговый путь соединяет Балтийское и Черное моря.

Янтарный путь с древних времен был известен как один из главных европейских торговых путей. Янтарь перевозили с Балтийского побережья в различные районы Европы и Азии, что сделало Днестр одним из отрезков этого торгового пути. Этот драгоценный камень стал одним из самых прибыльных предметов торговли во времена правления Римской империи.

Таким образом, Тира находилась на пересечении морских и речных путей, протянувшихся с запада на восток вдоль побережья Черного моря вплоть до Средиземного моря, и с юга на север вдоль реки Днестр. Это было время, когда были созданы основные транснациональные торговые пути.

В начале 3 -го -го века нашей эры Тирас сохраняет свой статус важного морского и речного порта. На верфях, дислоцированных в дельте Днестра, строились корабли, использовавшиеся готами во время морского похода на Рим в 269-270 гг. История Тиры содержит значительный массив свидетельств для исследования отношений между древней цивилизацией и варварскими народами Восточной Европы. Помимо фортификационных сооружений, в Тире можно найти остатки древнегреческих, римских и византийских построек.

История раннесредневекового поселения на территории Тиры неясна. Однако письменные источники («История Юстиниановских войн с персами, вандалами и готами», 6 гг. историка Прокопия Кесарийского; «Об управлении империей», 9 гг. историк император Константин VII Пурпурнорожденный; путевые заметки Аль-Идриси, сделанные в 12 -м веке) свидетельствуют о продолжении жизни в районе Тираса. Древние летописи Киевской Руси упоминают о присутствии в этом районе славянских племен уличей и тиверцев. В 967 область Нижнего Днестра перешла под власть киевского князя, позднее, во второй половине 12 гг. она оказалась под властью галицийских князей. Последние контролировали торговый путь «Из варяг в греки», проходящий по Днестру. Город, тогда известный как «Белгород», был важным звеном на этом маршруте. Из Скандинавии привозили необработанное железо, оружие, амбру, моржовую кость, изделия из китовой кожи. Вино, специи, украшения, стеклянная посуда и шелк были импортированы из Византийской империи. Киевская Русь поставляла меха, лен, дерево, мед, воск, оружие, кожу, смолу, хлеб, различные ремесла и рабов.

Немалую роль в те времена играла и Великая Соляная дорога, протянувшаяся вдоль Днестра, от соляных копей в Прикарпатье, и проходящая через Белгород в другие земли. Еще одним крупным торговым путем был Великий шелковый путь, пролегавший еще до 1-го -го века нашей эры. Шелк, изобретенный в Китае, стал основным экспортным товаром. Восточные народы также поставляли фарфор, чай, лакированные изделия, драгоценные камни, рабов, хлопок, кожу и ковры. Великий шелковый путь имел три основных маршрута. Северный маршрут проходил по побережью Черного моря, включая порт Белгород. Меха, оружие, янтарь, мед и воск доставлялись с северных территорий в Византию, Китай, страны Аравии и Средней Азии. Белгородский порт был важным звеном этого торгового пути, особенно во времена Золотой Орды.

Золотоордынский период был очень важен в истории Белгорода (турецкое название — Акча Керман, греческое название — Аспрокастро, в европейских источниках упоминается как Маокастро, Маврокастро, Монкастро). Город был заселен несколькими этническими группами, в т.ч. в «Житии Иоанна Нового» (середина 14 -го -го века) и некоторых генуэзских источниках упоминаются итальянцы, евреи, «татары», «сарацины», «монголы», православная община (греки, болгары, русины). В 13 — 14 -й вв. Белгород был ремесленным центром, экспортировавшим местную продукцию в различные регионы. Так, в «Codex Latinus Parisinus» (1396 г.) Монкастро изображен как четырехбашенная цитадель. Эта крепость была предназначена в первую очередь для защиты порта. Белгород стал одним из крупнейших транзитных центров по реализации зерна в Европу. Между второй половиной 13 века и началом 14 века крымские ханы и итальянцы имели большое сотрудничество. Белгород становится одним из самых значительных портов побережья Черного и Средиземного морей, куда приезжают купцы из Италии, Испании, Византии и Северной Европы.

В конце 14 века Белгород (Аспрокастро) вошел в состав Молдавского княжества. На развалинах Тираса начинается строительство большой крепости. Самое раннее описание Белгорода было сделано в 1421 году французским послом Жильбером де Лануа, который писал: «Здесь я пришел в город на берегу Черного моря, который называется Монкастро или Белгород, на берегу реки, где генуэзцы , живут валашский и армянский народы».

В составе Молдавии город являлся привилегированным автономным сообществом, имевшим право чеканить собственную монету. Продуманная сеть укреплений обеспечивала прикрытие основных дорог, ведущих во внутренние районы страны. В 14 9В 0069-м -м веке появляется термин «Молдавский тракт», дорога, ведущая из Львова в Белгород. Значение этого морского и речного порта подтверждается не только многочисленными предметами торговли из разных стран, таких как Китай или Испания, но и монетами из восточной части Золотой Орды, арабских стран, Византийской империи, Молдавии, Валахии, Венгрии, Литва и Польша. Белгород стал частью оборонительной системы между Карпатами и Черным морем вместе с городами Арчи и Хотин. Эта оборонительная система также предназначалась для защиты торгового пути между Черным и Балтийским морями.

В турецкий период (с 1484 г.) город стал важным форпостом Османской империи и получил дальнейшее развитие как центр торговли. Османские султаны хотели захватить торговые порты на побережьях Дуная и Днестра, прежде всего Белгород и Килия. Эти два порта называли «Ключами к воротам в Польшу, Россию, Тартарию и все Черное море». В 1632 году итальянский монах Никколо Барси писал, что город был укреплен валами и стенами, а также крепостью. По хронологии строительства сама крепость состоит из трех разных частей. Юго-западная башня цитадели, Донжон, была построена первой. Затем были построены еще три башни, чтобы получилась цитадель, скорее всего, Дженовезе. Наконец, было построено Внешнее кольцо стен с тридцатью башнями. Таким образом, крепость состояла из нескольких частей — Цитадели, Южной, предназначенной для мирного населения; Северная часть, где располагался военный гарнизон, и западная часть, обеспечивающая деятельность порта. Снаружи крепость была защищена глубоким рвом. В южную часть крепости вели двое ворот с востока и запада; ворота соединялись южной и северной частями, еще одни ворота вели из северной части в цитадель. Во второй половине 1899 г.0069-го -го века турки начали восстанавливать крепость и подступы к ней, но крепость была захвачена войсками Российской империи в 1806 году, а с 1812 года, после перехода области под власть последней, перестала функционировать как военный объект.

Белгородская крепость – уникальное выдающееся произведение фортификационной архитектуры 14 – 17 веков в Юго-Восточной Европе. Крепость является крупнейшим по размерам и наиболее хорошо сохранившимся памятником инженерного искусства и оборонного зодчества Украины. В комплексе Белгородской крепости прослеживается несколько основных периодов строительства, связанных с развитием европейской фортификационной и инженерной мысли.

Крепость является крупнейшим по площади (9 га) и наиболее хорошо сохранившимся памятником инженерного искусства и оборонного зодчества Украины. В комплексе Белгородской крепости прослеживается несколько крупных строительных периодов, которые были связаны с развитием европейской фортификации и инженерии. В целом представляет собой сложную защитную систему фортификационных сооружений, как из камня, так и из земли, построенную для защиты порта и дельты Днестра, которые были частью трансграничного торгового пути из Средиземного и Черного морей в Балтийское море. .

Одной из главных особенностей объекта «Тирас-Белгород (Аккерман) – на пути от Черного и Балтийского морей» является то, что это открытый город-крепость, который с древнейших времен до 18 го века, неоднократно ремонтировался. На протяжении двадцати пяти веков он был главным портом, соединявшим Балтийское море со Средиземным морем.

Обоснование выдающейся универсальной ценности

«Тирас – Белгород (Аккерман), на пути от Черного моря к Балтийскому» – уникальный комплекс памятников, в котором остатки древнего города сочетаются с выдающимися средневековыми укреплениями. Место, стратегически расположенное на юге Украины, в устье реки Днестр, на пути из Балтийского моря в Средиземное через Черное море, играло значительную роль в политической и культурной жизни нескольких цивилизаций. как международный порт «река-море» на протяжении тысячелетий, связанный с важнейшими историческими событиями Юго-Восточной Европы.

Объект представляет собой многослойный комплекс памятников, образовавшийся в результате развития ряда цивилизаций в уникальном ландшафте Приднестровья. Расположение Тураса в степной местности, в устье Днестра, делало его привлекательным местом для расселения носителей разных языков и культурных традиций: греческих, восточнославянских, итальянских, русинских, молдавских, армянских, турецких. В частности, Тира была зоной соприкосновения античной цивилизации с варварским миром Юго-Восточной Европы, сыграла решающую роль в эллинизации кочевых и земледельческих народов всего региона и является уникальным образцом античного города. на территории которого в средневековый период был построен комплекс укреплений. Кроме того, Белгородская крепость является выдающимся образцом европейского инженерного знания и фортификационного искусства 14 -18 веков, прекрасно вписываясь в окружающий ландшафт. В то же время Белгород является прекрасным образцом хорошо сохранившейся крепости, защищавшей порт и контролировавшей торговый путь из Черного моря в Балтийское.

Выдающаяся универсальная ценность объекта заключается в неповторимом сочетании остатков древнего города, которому более 25 веков, с шедевром европейского фортификационного искусства, сформировавшимся на фоне уникального ландшафта, на торговой маршрут, соединявший Южную и Северную части Европы.

Критерий (ii): Территория, расположенная в восточной части современного города Белгород-Днестровский (Одесская область, Украина), использовалась древними народами для расселения с позднего палеолита. Античный полис Тира, сначала как древнегреческая колония, позднее как восточный форпост Римской империи, был местом контактов античных цивилизаций Средиземноморья и Причерноморья с варварским миром Юго-Восточной Европы. . Город был значительным древним портом «река-море», находившимся на пересечении морских и речных путей, протянувшихся с запада на восток вдоль побережья Черного моря, затем в Средиземное море, а также из с юга на север вдоль реки Днестр. Это было время, когда формировались основные транснациональные торговые пути. Расположенный на пересечении древних торговых путей, город испытывал постоянное воздействие различных культур Юго-Западной и Северной Европы, а также Востока. Жители Тиры, а затем и средневекового города Белгорода оказали большое влияние на культуру населения сопредельных территорий, сыграли решающую роль в эллинизации, а также в общем культурно-экономическом развитии скифов, гетов, сарматы, черняговцы и другие кочевые и земледельческие народы. Средневековый Белгород, в центре которого располагалась крупнейшая крепость Юго-Восточной Европы, продолжил эту традицию, став важным пунктом на торговых путях «Из варяг в греки», «Шелковом пути» и «Соляная дорога». Сочетание античного города со средневековой крепостью раскрывает влияние человеческих ценностей и производных социальных, экономических и культурных факторов на формирование, планировку и характер уникального городского комплекса и его культурного ландшафта.

Критерий (iv): Белгород-Днестровская (Аккерманская) крепость, построенная на месте античного города Тиры и раннесредневекового городища, является уникальным памятником средневекового оборонительного зодчества. Крепость раскрывает важные и самобытные культурные элементы геокультурного региона, хорошо сохранившиеся укрепления различных типов и примеры применения разнообразных и сложных строительных технологий. Таким образом, это выдающийся образец фортификационного сооружения и один из самых представительных и интересных памятников военной архитектуры и инженерного искусства не только на территории Украины, но и во всей Восточной Европе. По своим конструктивным и архитектурным особенностям крепость является одним из наиболее значительных образцов военного зодчества средневековой Европы, что позволяет увидеть несколько важных этапов развития фортификационных сооружений. В сочетании со своим культурным ландшафтом Белгород-Днестровская крепость, как наиболее выдающееся военное сооружение региона, являлась важным компонентом периферийных оборонительных систем как Молдавского княжества (с конца 14 в.0069-го века до 1484 года) и Османской империи (с 1484 года до конца 18 -го века). Архитектурно-художественные традиции византийцев, русинов, генуэзцев, молдаван, османов воплотились в стратегически расположенной крепости, органично сочетающейся с уникальным окружением. Этот важный памятник сохранился во всей своей аутентичности и целостности, как и окружающий ландшафт, основные черты которого практически не изменились на протяжении тысячелетий.

Критерий (vi): Памятники культурного наследия, расположенные в пределах объекта «Тирас – Белгород (Аккерман)», были непосредственно связаны с важными событиями, имевшими место во времена контактов античной и средневековой цивилизаций с древним населением Северного Причерноморья и Восточной Европы, а также в средневековый и современный периоды истории города. Разнообразные археологические и архитектурные памятники (остатки античного города и золотоордынского города, раннехристианский храм, остатки греческой и армянской средневековых церквей, крепость, источник Иоанна Трапезундского и Сучавского), созданные в разные периоды разными народами (древними славянами, византийцами, татарами, выходцами из Средней Азии, молдаванами, итальянцами, турками, украинцами), образуют уникальный поликультурный комплекс, сохраняющий высокую ассоциативную ценность для современных народов и этносов региона и всего Восточного Европа. Крепость и город стали свидетелями важнейших исторических событий 14 9 в.0069-й -19 вв., будучи постоянно вовлеченным, как объект и как субъект, в политическую и военную историю Северного Причерноморья, в частности в составе Галицко-Волынского, Великого Литовского , Молдавских княжеств и Османской империи. Здесь происходили многочисленные события, связанные с борьбой украинского и балканского народов против захватнической политики Османской Порты и Крымского ханства, за освобождение от турецкого ига, с походами украинских казаков и русско-турецкими войнами. Исторические памятники города Белгород-Днестровский тесно связаны с жизнью выдающихся исторических деятелей разных народов: Александра Македонского, римских императоров, православного святого Иоанна Трапезундского (Иоанна Нового), молдавских мастеров Стефана чел Маре, Александру И чел Бун (Добрый), султан Баязид Великий, казачьи атаманы Иван Сулима, Иван Сирко, Иван Палий, русские военные деятели Михаил Кутузов, герцог де Ришелье. На протяжении многих веков Белгородская крепость своим историческим содержанием и природным окружением вдохновляла выдающихся художников многих национальных культур на создание выдающихся произведений, в т.ч. «Житие Иоанна Нового», стихи Александра Пушкина, Леси Украинки, Михая Еминеску. Все эти памятники и художественные произведения способствовали превращению Белгорода-Днестровского в значительный семиотический центр историко-культурного наследия народов Причерноморья.

Сертификаты подлинности и/или целостности

Процесс исследования, изучения и публикации археологических и архитектурных памятников, входящих в состав комплекса «Тирас — Белгород (Аккерман), на пути от Черного моря к Балтийскому морю» , существует уже более 100 лет. Эти памятники являются аутентичными и подпадают под высший уровень национальной правовой охраны путем внесения в Государственный реестр недвижимого культурного наследия. Весь комплекс памятников находится на своем историческом месте, объект в целом имеет достаточный уровень сохранности. Артефакты, являющиеся результатом археологических исследований, хранятся в музейных коллекциях. Памятники Белгородской крепости в целом сохранили черты, свойственные времени ее образования (XIV-XVIII вв.), и обнаруживают высокий уровень достоверности. Целостность номинируемого объекта вместе с окружающим ландшафтом обеспечивается комплексной охраной.

Сравнение с другими подобными объектами

Участок «Тырас – Белгород (Аккерман), на пути из Черного моря в Балтийское» – древний порт «река-море», который располагался на пересечении речные и морские торговые пути, протянувшиеся с запада на восток, а затем в обратном направлении вдоль побережья Черного и Средиземного морей, а также с юга на север по реке Днестр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *