Игорь Сухих — Михаил Васильевич Ломоносов читать онлайн
12 3 4 5
Михаил Васильевич Ломоносов1
1711-1765
Годы: от рыбака до академика
Современники и потомки не скупились на характеристики Ломоносова. Его сравнивали с античными одописцами Пиндаром и Вергилием, со знаменитым живописцем эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, с Галилеем и Гёте.
Ломоносову находили и русские параллели. “Петром Великим русской литературы” назовет его В. Г. Белинский. Ф. М. Достоевский предложит уже собственно литературный ряд: “Бесспорных гениев, с бесспорным “новым словом” во всей литературе нашей было всего только три: Ломоносов, Пушкин и частью Гоголь” (“Дневник писателя”. 1877. Июль–август. Глава вторая).
А сам бесспорный гений следующей эпохи, много думавший как об императоре Петре, так и о Ломоносове, оставил восторженные и в то же время точные отзывы о нем. “Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образцы классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытия Франклина, учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художества мозаическими произведениями и, наконец, открывает нам истинные источники нашего поэтического языка…” (А. С. Пушкин. О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И. А. Крылова, 1825).
Через десятилетие поэт предложил другую замечательную формулу: “Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом” (А. С. Пушкин. Путешествие из Москвы в Петербург, 1834).
Уникальность ломоносовской судьбы — не только в разнообразии занятий и достижений, благодаря которым его сравнивали с титанами эпохи Возрождения. Она и в другом, в поразительной борьбе с неблагоприятными обстоятельствами, в невероятной жизненной траектории, уложившейся всего в 53 года.
Михаил Васильевич Ломоносов был единственным сыном зажиточного крестьянина-помора. Он родился на севере, близ села Холмогоры Архангельской губернии 8 (19) ноября 1711 года. Судьба вроде бы предначертала ему путь обычного выходца из крестьянской семьи. Он рано начал заниматься каждодневным сельским трудом: пас скот, помогал в поле и на постройках. Уже с десяти лет он начал ходить на отцовском судне на рыбный промысел.
Биографии многих знаменитых писателей и ученых начинаются с неистового увлечения книгой. По легенде, обучавший мальчика дьячок вскоре упал перед ним на колени, признавшись, что больше ничему не может его научить.
Поначалу любимым чтением Ломоносова были жития святых, но в доме односельчанина обнаружились и две светские книги, которые мальчику с большими трудами удалось получить: “Грамматика” М. Смотрицкого и “Арифметика” Л. Магницкого. “От сего самого времени, — вспоминал современник, — не расставался он с ними никогда, носил везде с собою и, непрестанно читая, вытвердил наизусть. Сам он потом называл их вратами своей учености” (М. И. Веревкин. Жизнь покойного Михайла Васильевича Ломоносова, 1784).
На почве чтения произошел и семейный конфликт. Через много лет в письме покровителю Ломоносов будет вспоминать: “Я <…> имеючи отца, хотя по натуре доброго человека, однако в крайнем невежестве воспитанного, и злую и завистливую мачеху, которая всячески старалась произвести гнев в отце моем, представляя, что я всегда сижу по пустому за книгами. Для того многократно я принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных местах и терпеть стужу и голод, пока не ушел в Спасские школы” (И. И. Шувалову, 31 мая 1753 года).
Рассказанное Ломоносовым напоминает сказочную фабулу: добрый, но слабохарактерный отец, злая мачеха (родная мать умерла, когда мальчику было семь или восемь лет), трудолюбивый, жаждущий учения отрок, вынужденный бежать из дома. Но других источников о жизни Ломоносова в эти годы нет. Можно лишь догадываться, что подтолкнуло юношу (ему уже 19 лет) совершить один из главных поступков в жизни. В конце 1730 года Ломоносов уходит с караваном мороженой рыбы в Москву.
Ровно через столетие Пушкин торжественным гекзаметром опишет это событие в коротком стихотворении-эпиграмме “Отрок”:
Невод рыбак расстилал по брегу студеного моря;
Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!
Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:
Будешь умы уловлять, будешь помощник цapям.
Этот уход (или побег) стал возможен в том числе и по социальной причине: Русский Север никогда не знал крепостного права, там жили свободные крестьяне. “Родись Ломоносов в какой-нибудь помещичьей деревне центральной России, ему, пожалуй, не пришлось бы сопровождать своего отца дальше, чем до господской усадьбы и до господской пашни, — с полным основанием предположил Г. В. Плеханов. — Ему чрезвычайно помогло то обстоятельство, что он был именно архангельским мужиком, мужиком-поморцем, не носившим крепостного ошейника” (“М. В. Ломоносов”, 1915).
Тем не менее при поступлении в Славяно-греко-латинскую академию (ее также называли Спасскими школами) Ломоносову пришлось выдать себя за сына дворянина. Потом он побывает и сыном поповича и лишь после специального следствия вынужден будет назвать свое истинное происхождение.
Москва и академия стали началом новой жизни. Странствия по северным морям сменились скитаниями по России и Европе. Теперь ломоносовская жизнь напоминает уже не волшебную сказку или балладу, а приключенческий роман или “роман испытания”.
На первых порах в Москве великовозрастный ученик терпит лишения, преодолевает многочисленные преграды, но его страсть к познанию, “алчное любопытство” (А. Н. Радищев) лишь укрепляется. “Обучаясь в Спасских школах, имел я со всех сторон отвращающие от наук пресильные стремления, которые в тогдашние лета почти непреодоленную силу имели, — вспоминал Ломоносов. — С одной стороны, отец, никогда детей кроме меня не имея, говорил, что я, будучи один, его оставил, оставил все довольство (по тамошнему состоянию), которое он для меня кровавым потом нажил и которое после его смерти чужие расхитят. С другой стороны, несказанная бедность: имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил. С одной стороны, пишут, что, зная моего отца достатки, хорошие тамошние люди дочерей своих за меня выдадут, которые и в мою там бытность предлагали; с другой стороны, школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотри де, какой болван лет в двадцать пришел латине учиться!” (И. И. Шувалову, 10 мая 1753 года).
Читать дальше
12 3 4 5
Биография Ломоносова для детей кратко
М. В. Ломоносов (1711–1765)
Михаил Васильевич Ломоносов — человек-легенда в национальном сознании. Его имя известно каждому с раннего детства, равно как и история его замечательной жизни. Вспомним строки Н.А. Некрасова из стихотворения «Школьник» (1856):
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и Божьей воле
Стал разумен и велик.
С 1940 года Московский университет с гордостью носит имя М.В. Ломоносова. Пожалуй, только к середине XX столетия каждый школьник огромной новой страны — СССР — узнал о разуме и величии «архангельского мужика». Рассказы о жизни великого русского учёного вдохновляли молодёжь страны. В 1953 году состоялось торжественное открытие Главного здания Московского государственного университета. Имперское величие архитектуры здания сравнимо со спокойным величием холодной, разумной архитектуры эпохи классицизма —сравнимы и образы двух эпох. Ломоносов — истинный классицист, при этом смельчак и новатор. Молодёжь минувшего века оставила первые следы на новой, доступной всем тропе знаний, тем самым продолжив путь Ломоносова. Сегодняшних школьников и студентов, внуков и правнуков этих людей, можно смело назвать последователями Михаила Васильевича Ломоносова.
Детство
Родился в ноябре 1711 года в деревне Мишанинской (с 1911 — село Ломоносово) близ Холмогор (Архангельская губерния) в семье государственного крестьянина. Первыми учителями Ломоносова были грамотный крестьянин Иван Шубный, отец скульптора Федота Шубина, и дьяк Семен Сабельников.
Его университеты
Ломоносов чувствовал в себе силы постичь нечто большее, получить систематическое образование. В девятнадцать лет в декабре 1730 года он отправился в Москву с рыбным обозом. Так, скрыв своё происхождение, он оказался в стенах Славяно-греко-латинской академии. В 1735 году был откомандирован в петербургскую Академию наук, а оттуда — в Германию (университеты Марбурга и Фрейберга), где провёл ещё пять лет. Пора европейских странствий Ломоносова — время, когда он изучал естественные науки наряду с занятиями литературой, иностранными языками и рисованием, а также это время активной научной деятельности. 1741 год — возвращение в Россию. Вскоре становится адъюнктом физики, затем — профессором химии. Тогда же начинает преподавательскую деятельность.
Общественная деятельность
Для человека эпохи классицизма важно самоопределение «гражданин». Ломоносов не просто достиг невероятных успехов практически во всех областях научного знания и искусства, но был также энергичным общественным деятелем. В январе 1755 года Елизаветой Петровной был подписан указ об основании Московского университета. Были сформулированы основные принципы нового учебного заведения: доступность представителям разных сословий, связь с гимназической системой, автономность университета. Именно Ломоносовым разработан в 1754 году проект университета и принят при поддержке И.И. Шувалова Сенатом. Управлял гимназией и университетом при Академии наук, Историческим собранием, Географическим департаментом. Елизаветой Петровной Ломоносову был пожалован чин коллежского советника, Екатериной Великой — статского советника. Умер в апреле 1765 года. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Филолог и поэт
Обосновал силлабо-тоническую систему стихосложения (основная поныне) в «Письме о правилах русского стихотворства». Доказательство актуальности — приложенная к «Письму…» «Ода на взятие Хотина» (1739) — сочинение самого Ломоносова.
1757 год — издана «Российская грамматика», где Ломоносовым были систематизированы правила и законы современного ему русского языка, впервые русский язык был отделен от церковнославянского. В работе «О пользе книг церковных в российском языке» открыта и объяснена теория «трёх штилей» (высокий, средний, низкий).
5 / 5. 1
.
биография, семья и интересные факты / Paulturner-Mitchell.com
Михаил Васильевич Ломоносов — одна из тех исторических личностей, чей вклад в отечественную науку трудно переоценить. Знаменитый ученый никогда не стремился предавать огласке свою семейную жизнь, поэтому сведений о его отношении к жене очень мало. Еще меньше сведений можно найти о младшей из дочерей ученого, хотя, волею судьбы, Елена Михайловна Ломоносова стала единственной продолжательницей своего рода.
Брак родителей
Если бы в 1711 году поморскому рыбаку Василию Дорофеевичу Ломоносову сказали, что его новорожденный сын Михайло когда-нибудь женится на дочери марбургского пивовара и по совместительству с городским старостой Генрихом Зильхом, то он, вероятно, не имел бы поверил. Однако судьбоносная встреча молодых людей все же состоялась, когда в Германию на учебу приехали трое студентов из России.
Вдова Цильхи, Катарина Элизабет, была стеснена в средствах и, чтобы прокормить сына и дочь, решила сдать часть дома в аренду. Она приютила М.В. Ломоносов, Д.И. Виноградова и Г.У. Райзер, и вскоре молодые люди подружились с ее детьми. Со временем женщина заметила, что русский студент Михаил и ее дочь Елизавета влюблены друг в друга, и потребовала либо прекратить отношения, либо пожениться. При этом Ломоносов оказался в достаточно тяжелом положении, так как не имел средств на содержание семьи. Кроме того, препятствием была принадлежность влюбленных к разным конфессиям. Однако отступать было некуда, так как в ноябре 1739 г.у пары родилась дочь Екатерина Елизавета, которая в документах была записана как внебрачная. Так или иначе, летом 1740 г. Михаил Ломоносов женился на Е. К. Цильх в кирхи реформаторской общины Марбурга, а через год уехал в Россию, оставив жену, беременную вторым ребенком, ухаживать за больной матерью.
Братья и сестры
Помимо Екатерины Елизаветы, у М.Ломоносова в 1741 году в Германии родился сын Иван (Иоганн). Елена Михайловна никогда не видела своих брата и сестру, так как они оба умерли до ее рождения. Иван Ломоносов прожил всего несколько месяцев и был похоронен в Марбурге, а Екатерина Елизавета умерла от болезни в 1743 году сразу после приезда с матерью и дядей Иоганном Цильхом в Петербург.
Детство
Елена Ломоносова, родители которой к тому времени уже могли официально оформить свои отношения в России, родилась 21 февраля 1749 года в Санкт-Петербурге, в Боновом доме на Васильевском острове, в квартире, отданной отцу со стороны Академии наук. Когда девочке исполнилось 8 лет, ее семья наконец-то обзавелась собственным домом на Мойке. В этом доме, построенном по типовому проекту специально для Ломоносова, она провела большую часть своей недолгой жизни.
Видимо, вечно занятой отец не уделял достаточно времени для формирования единственной дочери. Когда Елена Михайловна Ломоносова немного подросла, долгое время ее мать была учительницей, которая обучала ее немецкому языку. При этом девочка росла в окружении воспитанников отца, которые часто бывали в их доме, и общение с образованнейшими людьми того времени не могло не сказаться на ней благотворно.
Смерть отца
Михаил Васильевич Ломоносов умер в 1765 году от воспаления легких. Жена его, Елизавета Андреевна, пережила мужа лишь на год с небольшим. После смерти мужа женщина была крайне обеспокоена судьбой единственной дочери. Ведь Елена Михайловна Ломоносова не получила от отца богатого наследства, да и влиятельных родственников у нее не было. Сама Елизавета Андреевна часто болела и понимала, что дни ее сочтены. Все ее мысли были о том, чтобы найти для дочери достойного супруга, но не желавшего связывать себя узами брака с беспризорницей.
Свадьба
Неожиданно для всех летом 1766 года Елена Михайловна Ломоносова (1749) узнала от матери, что Алексей Алексеевич Константинов просил ее. Мужчина был старше девушки на 20 лет, но Елизавета Андреевна считала его хорошей стороной, так как в то время он занимал должность личного библиотекаря Екатерины II и пользовался особым расположением императрицы.
Более того, самочувствие Е.А.Ломоносовой ухудшалось с каждым днем, поэтому 15 сентября 1766 года пара обвенчалась. Таким образом, через месяц после скромной свадьбы Елизавета Андреевна тихо ушла в мир иной, будучи уверенной, что устроила судьбу дочери наилучшим образом.
Брак
Вряд ли 17-летняя Елена Михайловна Ломоносова-Константинова испытывала страстную страсть к мужу. Однако ее недолгий брак не был несчастливым, тем более что в семье с родителями она не привыкла к роскоши и редко бывала во дворце. По этой же причине Елена Михайловна Ломоносова не была обременена постоянным пребыванием дома из-за последующих беременностей и забот о детях.
Дети
За 6 лет брака Елена Михайловна Ломоносова, биография которой так же коротка, как и ее жизнь, родила 4 детей. Ее единственный сын Алексей родился через год после свадьбы и умер в возрасте 7 лет. Кроме того, Елена стала матерью троих дочерей. Из них самая интересная судьба досталась Софье. Что касается двух других, то Константиновы ничего не знают о Екатерине (1771-1846) и Анне (1772-1864). Единственное, что о них можно сказать с уверенностью, так это то, что у женщин не было потомства.
Дети Софьи Алексеевны
Все внуки Елены Михайловны были детьми известного героя Отечественной войны генерала Раевского, за которого в 1794 году С.А. Константинова вышла замуж. Всего она родила двух сыновей и пять дочерей:
- Александра (1795-1868), дослужившегося до чина полковника.
- Екатерина (1797-1885, жена декабриста М. Ф. Орлова, фрейлина).
- Николай (1801-1843, основатель Новороссийска и ряда крепостей на Северном Кавказе).
- Софья (около 1802 г.), умершая в возрасте нескольких месяцев.
- Елена (1803-1852, фрейлина при дворе Николая II).
- Мария (1805-1863, жена С. Г. Волконского).
- Софья (1806-1883, фрейлина).
Оба внука Елены Ломоносовой стали военными и отличились в годы Отечественной войны. Не менее интересная судьба ждала и правнучку великого ученого — Марию. Она не только стала одной из Муз Александра Сергеевича Пушкина, но и явила миру образец безграничной взрослости и преданности, пройдя каторгу за его супругом — Сергеем Волконским. Кстати, ее сестра Екатерина Николаевна тоже была замужем за одним из участников восстания декабристов и лучшие годы жизни провела в ссылке.
Теперь вы знаете, какую жизнь прожила Елена Михайловна Ломоносова. Семья великого ученого вела скромный образ жизни, поэтому о ней мало что известно. Однако нельзя отрицать, что именно надежный тыл, обеспеченный ему Екатериной Андреевной и Еленой Михайловной, позволил М. В. Ломоносову стать величайшим светилом русской науки.
Кто такой Михаил Ломоносов: биография и творчество
Именно неуемная страсть к знаниям помогла сыну крестьянина стать основоположником таких областей науки, как естествознание, химия, астрономия, инженерия, география, металлургия, геология, филология . Ломоносов — один из самых ярких примеров восхождения по социальной лестнице снизу до самого верха.
Ранние годы
Родился Ломоносов Михаил Васильевич 8 (19) ноября 1711 года в станице Мишанинской Туротрасслийского прихода Двинского уезда Архангельской губернии. Ныне город носит имя великого ученого – село Ломоносово.
Отец – зажиточный крестьянин Василий Дорофеевич. Мать, Елена, умерла, когда мальчику было всего девять лет.
Семья владела довольно большим участком земли. Основной доход приносил рыбный промысел. Семья Ломоносовых принадлежала к опытным морякам. Уже десятилетний и юный Миша принимали участие в походах. Наряду с рыбалкой мальчик любил читать. Хитрому делу его научил пономарь местной церкви. Тогда этот мальчик и написал на бумаге свое полное имя Михаил Ломоносов. Биография ученого говорит о том, что работа его мастера заключалась в написании писем, прошений и переписки.
Когда мальчику исполнилось тринадцать лет, его отец женился в третий раз. С мачехой отношения разладились. А через год, в суровую зиму, Ломоносов, кратко описать биографию которого очень сложно, тихонько вышел из дому. Ему повезло — в нужном направлении поехала рыбная тележка, к которой присоединился будущий ученый. Мальчик отправился покорять Москву, где еще никто не знал, кто такой Ломоносов.
Рекомендуем
Происхождение славян. Влияние разных культур
Славяне (под этим названием), по мнению некоторых исследователей, появились в истории только в 6 веке н.э. Однако язык народности носит архаичные черты индоевропейской общности. Это, в свою очередь, говорит о происхождении славян…
Трудный выбор
В царской России высшее образование было доступно только в трех крупных городах. Конечно, это были Москва, Санкт-Петербург и Киев. Из представленных вариантов Михаил Ломоносов выбрал первый. Его путь к знаниям занял более трех недель.
Начать обучение
В январе 1731 года мальчик был успешно зачислен. Учителя знают, кто Ломоносов: прежде всего прилежный ученик, всей душой стремившийся к наукам. Все свободное время он тратил на изучение библиотечных книг.
За обучение даже платили очень маленькую зарплату, можно было купить разве что немного хлеба и кваса. Временами Ломоносов горевал о постигшей его нищете, но никогда всерьез не думал о том, чтобы бросить школу и вернуться в родную деревню, где отец хотел, чтобы он женился на одной из местных красавиц.
Будущий ученый был явно более продвинутым, чем его сверстники. Так что за год он мог перепрыгнуть два или три класса. Хорошо владеет латынью и греческим языком.
Санкт-Петербург
В 1735 г. в составе двенадцати наиболее успешных учеников переведен на учебу в Петербургскую Академию наук. Кто такой Ломоносов, смогли стать свидетелями света науки. В школе были представлены все основные дисциплины.
Жизнь была более чем скромной. Но Академия давала одежду, и комнаты были обставлены просто.
Каждое утро начиналось с урока усиленного изучения немецкого языка. Кроме филологии и поэзии ученый изучал математику, физику, химию, минералогию.
Прилежный ученик, быстро примелькавшийся, и очень скоро ни у кого из преподавателей не возникало вопроса о том, кто Ломоносов.
Немецкий период жизни
В 1736 году группа студентов, в которой был Михаил Васильевич, была отправлена на учебу в Германию.
Основной целью было обучение горному делу с целью дальнейшего обучения в учреждениях. Никто не удивился, что в группе был Ломоносов.
Следующие пять лет жизни ученого прошли в Германии и частично в Голландии. Итогом этого периода стали глубокие познания в физике, химии, горном деле. Даже жизнь в долг и впроголодь не разочаровала Михаила Васильевича в правильном направлении.
Семейная жизнь
В 1739 году, после ссоры с учителем, Ломоносов, биография которого представлена в статье, оставляет образование и пытается вернуться обратно в Россию. Это невозможно. Он женился на дочери хозяйки дома, где снимал дом, — Елизавете Зильч. В том же году у молодой пары родилась дочь. К сожалению, девочка прожила недолго, умерла в 1743 году.
В декабре 1741 года рождается мальчик Иван. Но, не прожив и двух месяцев, ребенок умер. В феврале 1749 г. родилась дочь Елена.
Возвращение в Россию
В июне 1741 г. Ломоносов вернулся в родную Академию наук и вместе с профессором И. Амманом начал собирать минералы и окаменелости. Он растет как поэт. Переводит статьи из немецких журналов. Начинает проводить эксперименты как изобретатель. Вскоре получает возможность преподавать и участвовать в заседаниях академического собрания. Вскоре мир увидел первую диссертацию по физике и химии.
В июне 1745 года Михаил получил звание профессора химии Петербургской академии. По личной просьбе академика оборудовали химическую лабораторию, которая была завершена через два года.
В 1748 г. открывается исторический отдел, в котором Ломоносов принимает самое деятельное участие.
В том же году Михаил стал журналистом. Деятельность началась с переводов иностранных писем для газеты «Санкт-Петербургские ведомости».
Дальнейшая деятельность
После рандеву с фаворитом императрицы, Иваном Шуваловым, Ломоносов получает возможность продвигать свои идеи на самом высоком уровне.
Так, под его влиянием в 1755 г. был открыт Московский университет с обучением иностранного образца.
Уже в 1756 году Ломоносов начал активную борьбу за обучение в гимназиях и университетах детей низшего сословия. Отчасти ему это удается.
В 1758 г. он стал начальником географического ведомства. Проделал огромную работу по созданию Атласа России.
В 1763 году Екатерина II произвела ученого в статские советники.
В этом же году получает звание члена Академии художеств за работу с мозаикой.
Память
В 1765 году Михаил тяжело болен. К сожалению, восстановить его не удалось. Великого ученого не стало 4 (15) апреля 1765 года. Похоронен на Лазаревском кладбище в Петербурге.
Ломоносов – уникальный ученый, сумевший проявить себя практически во всех отраслях науки: физике, химии, литературе, языках. Кроме того, мир увидел множество его изобретений. Он один из немногих, кто смог разгадать секрет окрашивания стекла в красный цвет. Его работа с мозаикой долгое время поражала умы современников. Работа была очень долгой, напряженной и кропотливой. Использовались различные оптические приборы собственного изготовления. Ярый борец с несправедливостью. Ученый-практик, который отличался не только критикой, но и достойным предложением замены не удовлетворительной гипотезы. Работы по горному делу и металлургии и по сей день могут представлять интерес для специалистов. Вообще Михаил Ломоносов был человеком неординарным.
Память о нем еще долго будет передаваться из поколения в поколение.
…
АР: https://www.tostpost.com/ar/education/1698-who-is-mikhail-lomonosov-biography-and-works.html
БЫТЬ: https://www.tostpost.com/be/adukacyya/2934-hto-tak-m-ha-l-vas-l-ev-ch-lamanosa-b-yagraf-ya-tvorchasc.html
Германия: https://www.