Игорь Святославич — годы правления князя, кратко, что сделал для Руси
На протяжении нескольких столетий русскими и близлежащими землями правили князья. Примечательна личность Игоря Святославовича — героя «Слово о полку Игореве.
Чей сын князь Игорь: происхождение
Годы жизни — (2.04.1151-1201). Князь Новгород-северский, Черниговский. Происходит из рода Олеговичей, является сыном Святослава Ольговича. Получил имя в честь дяди — Игоря черниговского и Киевского. Главный герой «Слова о полку Игореве».
Краткая биография
Биографические сведения об Игоре Святославовиче кратко:
1169 — поход 11 князей под предводительством Андрея Боголюбского, в противовес Мстиславу Изяславовичу — князю Киевскому.
1171 — поход с северскими дружинами за р. Ворсклу, одержал сокрушительную победу над силами ханов Кобяка и Кончака, освободил племенных, отнял добытые богатства.
Личная жизнь
В личной жизни князь был счастлив. Женат единожды. Супруга — Ефросинья Ярославовна. В браке родилось 6 детей: 5 мальчиков и девочка. Дочь князя — жена Давыда Ольговича, мать его 3-х сыновей. Как звали княжну, неизвестно.
Брачные союзы
В браке с княжной Ефросиньей Ярославной. Имел 5 сыновей и дочь.
Годы правления
12 в — период борьбы с племенами половцев. Государство было ослаблено междоусобными войнами, которые имели место между князьями, борющимися за власть. Уязвимое место — Черниговское княжество: причина — его местоположением по отношению к половецких племенам и территориям, находящимся под их управлением (юг государства).
Вопрос пополнения дружины рядами воинов решался за счет наемных половцев. Воины дополнительный резерв для разрешения конфликтных ситуаций между князьями. Игорь с двоюродным братом объединились, заключили договорённость с соперниками (для найма людей), отправились на территорию Смоленска, где правили Ростиславовичи.
Первые годы правления Игоря Святославовича — мир и спокойствие до 1184 года. Количство междуусобных войн уменьшалось, а соперничающие князья подумывали об объединении и заключении перемирия. Им удалось договориться и объединить силы в единую армию и в таком составе двинулись на половецкие территории. Командующие — Рюрик Овручский и Святослав Киевский.
Князь Игорь Святославович курировал разведку вместе с Владимиром Переяславским. Князья поругались: Игорю не понравилось, что Владимир опережает его: князь считал себя старшим и более опытным, поэтому хотел быть впереди. Владимир обиделся и отправился с ратниками на земли, которыми правил Игорь. Игорь не вернулся во владения, продолжил противостояние. Итог — победа над половецкими племенами, объединение с Олеговичами и разгром противника Главный поход — сражение на р. Орели. Большая часть воинов противника убита, пленены ханы половецких племен: князю захотелось большего. Игорь отличался честолюбием, завидовал соседу.
Походы на половцев
Междоусобные воины прекращались, а соперничающие князья задумывались о заключении мира. Они достигли договоренности и объединили войска и в таком составе двинулись на половецкие территории. Армией командовали — Рюрик Овручский и Святослав Киевский.
Князь Игорь Святославович занимался разведкой вместе с Владимиром Переяславским. Между князьями возник конфликт: Игорю не понравилось, что Владимир движется впереди него: нужно было пропустить Игоря как старшего и опытного. Владимир обиделся и отправился грабить с ратниками земли, принадлежащие Игорю. Игорь не вернулся во владения, продолжил движение. Итог — победа над половцами, объединение с Олеговичами и нанесение противнику сокрушительного удара .Главный поход — сражение на р. Орели. Значительная часть противников убита, пленены ханы половецких племен: князю этого показалось мало. Игорь отличался честолюбием, завидовал соседу.
Решающий бой — весна 1185. Игорь потерпел поражение из-за спешки и стремления опередить остальных князей.
Между учеными ведутся споры об истинных мотивах князя. Выделятся несколько:
- Возрождение Тмутараканского княжества на р. Тамани.
- Стремление получить признание со стороны других князей, личное обогащение.
Князь впервые реформировал войско. До этого на Руси ничего похожего не случалось. В момент битвы произошло лунное затмение, предшествующие разгрому русских войск половцами у р. Каялы. Князь попал в окружение вместе с сыном и соратниками, был пленен. Половцы отправились грабить Русь. Сына Владимира и князя Игоря Святославовича судьба разделила на несколько лет. Только по прошествии большого количества времени Владимир пришел к отцу, женатым на половецкой девушке.
Смерть
1198 — смерть Ярослава Всеволодовича, приемник — Игорь Святославович. Правил 3 года, умер в возрасте 50 лет. О причинах смерти ничего неизвестно.
Упоминание в искусстве и память
Литературное произведение рассказывает об Игоре как о смелом и мужественном воине. Не показывается князь в бою. Описываются военные подвиги его брата Всеволода буй-Тура. Храбрость на грани отчаяния всех княжеских особ из рода Ольговичей показывается автором при помощи словесных средств. Даже, говоря «золотое слово» отец укоряет Игоря за то, что не дал возможность ему вести борьбу со степными племенами. Особое внимание в характеристике Игоря отводится братолюбию и привязанности к брату. Автором произведения осуждается недальновидность Игоря.
Поэма стала основой для создания балета «Князь Игорь».
Картина «После побоища Игоря Святославовича с половцами».
Образ Игоря (Слово о полку Игореве) – сочинение по теме
Молодой древнерусский князь
Игорь – князь небольшого города Древней Руси. Он управлял Новгород-Северским, расположенным в Черниговской области (земле). Князь женат на дочери князя Ярослава, правящего на Галицких землях. Годы жизни князя – 02.04.1151г – 1201 (1202)г.
Характеристика персонажа складывается из сюжета произведения. Игорю во времена описываемых событий 34 года. Автор считает, что это молодой князь:
«молодых настало время», «загубили юность».
Для современного восприятия это несколько спорно, но если знать возраст отцов, то 34 года – это только становление мужчины. Игорь – удивительный человек. Его так сильно любит Ярославна, что ее плач слышат не только люди, но и ветер, солнце, река. Отношение к князю меняется после плача жены. Читатель понимает, насколько дорог Игорь его семье, княжеству.
Правление князя Игоря
После смерти Рюрика власть перешла к князю Олегу от имени Игоря в связи с его малолетством. Игорь уважительно относился к своему дяде и не претендовал на власть, пока тот был жив. В 903 году князь Игорь женился на девушке Ольге. Принято считать, что она была родом из Пскова.
В 912 году, со смертью князя Олега, Игорь стал полноправным правителем Руси. Первые его шаги в качестве князя были связаны с войной. Первое самостоятельное действие его было направлено на подавление восстания древлян, которые попытались выйти из-под власти киевского князя.
Игорь – воин
Автор не показывает, как бьется князь, он подбирает для него эпитеты: удалой, храбрый, отважный. Опора Игоря – мужество. В награду за победу князь берет саблю и поверженный стяг. В бою князя ранили. Автор пишет о стойкости мужчины: израненный он пытается вернуть в строй испуганных дружинников, обращается к воинам со славами поддержки. Нет слов о страхе, жажде власти, порабощении пленных. Игорь воин – патриот. Ему нужна свобода для русских земель. Его цель – заставить хана перестать «гулять по русским землям», устраивая «кровавые пиры».
Большинство исследователей считают, что Игорь – эгоистичен. Он захотел быстрой славы. Ему уже представлялось, как о нем будут складывать песни, восхваляя доблесть и отвагу:
«нашу славу силой мы возьмем, а за ней поделим и былую».
Новгород-Северского князя больше интересует своя слава, чем честь Руси. Об Игоре сложили «Слово …», но в не трагизм и горе, а поход стал примером необдуманного поступка молодых князей, воспитанных на славе отцов. Князь – любимый муж, смелый полководец, крепкий семьянин, настоящий брат. Князь – эгоистичный мужчина, неверующий человек, хитрец и лжец. Именно такое соединение в одном человеке противоположных качеств привело его сначала в плен, а потом к переоценке своих действий.
История России
С 912 г. княжить на Руси стал Игорь, сын Рюрика. После смерти великого князя Олега древляне попытались обособиться от Киева. Князь Игорь Рюрикович усмирил их и обложил еще большей данью, чем при Олеге. Воевода Свенельд за покорение угличей и взятие их города Пересечен получил в награду от Игоря древлянские подати.
Внутренняя политика князя Игоря в основном была направлена на усмирение возмущений разных славянских племен.
В 913 г. Игорь наметил совершить набег на прикаспийских жителей. Путь лежал через хазарские владения по Волге. За обещание отдать половину добычи хазарский каган пропустил руссов. Но на обратном пути победителей хазары решили завладеть всей добычей, и большая часть русской рати была истреблена, а спасшиеся почти все погибли в борьбе с болгарами.
В конце IX века по соседству со славянскими племенами появились орды кочевников – печенегов, и князю Игорю первому пришлось оборонять свои области от них. В 915 г. князь Игорь заключил с ними мирный договор, который длился 5 лет, а позднее (в 944 г.) вступил с ними в союз против греков. Но в основном в русско-греческих отношениях печенеги выступали на стороне греков.
В 941 г. князь Игорь решил, по примеру Олега, совершить большой поход на Византию, в этот раз на азиатские берега империи. Но дунайские болгары, увидев русские суда в Черном море, сообщили об этом императору. Греки собрали силы, снарядили корабли и выступили против врага. В жестоком морском бою русские не выдержали «греческого огня» и потерпели поражение.
Игорь хотел загладить стыд своего поражения и в 944 г., наняв печенегов, снова двинулся на Грецию. На этот раз византийский император не стал вступать с русскими в бой, а откупился богатыми дарами. На следующий год князь Игорь заключил с греками мирный договор.
Во внешней политике князь Игорь преследовал торговые выгоды и разные льготы для русских купцов в Византии.
Под старость Игорь Рюрикович не ходил сам на полюдье (сбор дани), а поручил это дело Свенельду, на что возмутились его дружинники. Послушав их, князь Игорь пошел на землю древлян собирать дань, причем он и его дружина прибегали к насилию. На обратном пути в Киев, решив, что недостаточно собрали дани, они решили вернуться на повторные поборы.
Такой поход князя Игоря на древлян привел его к гибели. Древляне перебили его отряд и убили самого князя. Есть известие, будто древляне, пригнув стволы двух деревьев, привязали к ним князя, отпустили их, и он был разорван на две части.
После смерти князя Игоря в 945 г. управление взяла его жена княгиня Ольга, т.к. их сын Святослав был еще мал. Она была очень умна, решительна, твердого нрава. Ольга, прибегнув к хитрости, жестоко отомстила древлянам за убийство князя Игоря.
Великая княгиня Ольга Александровна »
Смысл похода
Игорь стремится напасть на половцев. Он надеется на легкую победу. Должен сработать план неожиданно наглый. Игорь идет в половецкие земли. Он думает, что его там не ждут, и победа будет быстрой. Гордость, решительность перемешиваются с молодецкой самонадеянностью, непредусмотрительностью. Видно из текста, что князь Игорь вспыльчив. Он не способен трезво оценивать ситуацию. Что предлагает автор «Слова…»? Совет старших, единство сил. Игорь должен был взять в союзники не одного брата, а предложить всем русским князьям. Если 2 войска бились 3 дня, и полчища половцев не могли их одолеть даже на своей земле, то бой единой Руси длился бы час. Исторические документы перечисляют всех князей, принявших участие в походе: Всеволод, Святослав (г. Рыльск), Владимир (г.Путивль), дружина ковуев. В тексте «Слова…» автор уделяет внимание только братьям. Он выводит на первый план тему братства, воинского и семейного. Тесные родственные узы на Руси всегда подтверждались крепкой дружбой и поддержкой. Обратись князь Игорь к Святославу, нашлись бы смельчаки, не оказалась бы русская дружина одна в половецкой степи. Вражьих полков было столько, что автор сравнил их количество с лесом.
Смерть
Отдельного внимания заслуживает смерть князя Игоря. В 945 году его дружинники стали жаловаться, что им не хватает денег, что они материально не благополучны. Воины уговорили правителя отправиться собирать полюдье в древлянские земли. Они брали дань сверх назначенной меры, совершали насилие над жителями.
«Смерть Игоря», художник Борис Чориков
На обратной дороге в Киев во время привала Игорь неожиданно решил вернуться к древлянам за дополнительной данью. Князь отпустил часть войска с уже собранным полюдьем в Киев. А сам с малым числом дружинников отправился назад.
Как только древляне услышали о возращении князя, они решили мирным способом урегулировать ситуацию, но Игорь отказался покидать земли. Поэтому древляне во главе с их правителем, князем Малом, решили восстать против Игоря, так как деятельность его нарушала нормы установленного уклада.
«Казнь князя Игоря», художник Федор Бруни
Игорь был в меньшинстве, его дружинников древляне быстро поразили, князя взяли в плен, а вскоре казнили. По данным византийского летописца Льва Диакона, убийство князя было совершено с особой жестокостью. Игоря привязали к верхушкам согнутых деревьев и разорвали тело на части.
После его кончины на престол взошла княгиня Ольга, так как сын Святослав был слишком мал. Став во главе государства, Ольга решила отомстить за смерть мужа.
«Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря», художник Василий Суриков
Князь Мал прислал княгине сватов. Древляне приплыли по Днепру на лодке. Ольга приказала воинам нести на руках лодку вместе с гостями до дворца, таким образом оказав им честь. Но к тому времени во дворе вырыли яму, в которую скинули сватов вместе с лодкой, а после закопали живьем. Вскоре к Ольге приехали послы от Мала. Женщина сказала, чтобы те сначала помылись с дороги. Мужчины зашли в баню, ее тут же закрыли и подожгли.
Князя Игоря похоронили недалеко от города Искоростеня, Ольга решила отправиться с дружиной на могилу мужа. Княгиню встретили древляне, но сразу поинтересовались, где послы, которых ей отправил князь. Женщина их убедила, что те идут следом с киевской дружиной. На поминальном пиру она без меры поила древлян, а когда они были уже до неприличия пьяны, приказала дружинникам порубить их всех.
«Мщение Ольги против идолов древлянских», художник Федор Бруни
Ольга осадила Искоростень, но сдаваться древлянский народ не собирался. Поэтому княгиня решила взять их хитростью. Она сообщила им, что ее муж отмщен, и потребовала от жителей Искоростеня условную дань: три воробья и три голубя со двора. Горожане, ничего не подозревая, с явным облегчением, исполнили требование княгини.
Ольга велела своим воинам привязать к ноге каждой птицы зажженный трут и отпустить их. Птицы вернулись в свои гнезда и подожгли город. Древляне бежали, но тут же попадали в руки Ольги. Некоторых убивали на месте, других брали в плен, а после продавали в рабство.
Поступки княгини Ольги, мстившей за смерть мужа, ужасают. Но те времена отличались своей жестокостью, так что ее деяния соответствовали нравам эпохи.
Предзнаменование свыше
Автор показывает интересное природное явление — солнечное затмение. Природа предупреждает дружину – быть беде. Затмение настолько сильное, что сложно ему не придать значения.
«Пало князю на ум хотение (желание), И жажда (славы) ему знамение застила (закрыла)».
Игорь не верит приметам, с призывом о предстоящей битве обращается к своей дружине и идет в земли врагов. Предостережение требовала сконцентрироваться, оценить происходящие вокруг события. Стихия и животный мир сначала не союзники, а противники князя. В конце повествования Игорь бежит из плена, а природа, птицы и звери показывают ему путь и помогают добраться до родных земель.
Князь Игорь. Краткая биография
В 912
году умер великий князь Олег, и правление взял в свои руки его приемник Игорь. Подражая во всех своих делах политике опекуна Олега, Игорь в первое время своего правления не отличался оригинальностью, все навыки и поступки его походили на опыт славного Олега. Игорь настолько сильно подражал умершему князю Олегу, что аналогично вершил суд в государстве, принимал похожие решения и властвовал в схожем стиле. Единственной проблемой у обоих князей была непреклонность древлян, которые не желали подчиняться этим правителям. Но в
882
году князь Олег при помощи его опекаемого Игоря все же подчинили своеобразный нрав восточных славян. После смерти Олеги древляне не раз поднимали бунт против нового князя, но славный Игорь с легкостью подавил волнения и закрыл этот вопрос. Однако, помимо проблематичных отношений с восточными славянами, у Игоря была и иная дилемма. Дали о себе знать печенеги, которые намеревались захватить и ограбить Киев. Дело в том, что греки имели обиду на Русь еще со времен нападения вторых на Константинополь, и при помощи подкупи печенегов они пытались ослабить русские войска, захватить Киев и опустошить все имеющиеся дары. Печенегам такое соглашение естественно было на руки, их кочевой и разбойный образ жизни не позволял иметь богатства и стабильную жизнь. Однако такой план греков и печенегов пошел ко дну. Князь Игорь утвердил огромное войско перед печенегами, и те не решились дать отпор киевским войскам. Было заключено мирное соглашение, оно длилось около пяти лет. Далее из истории ничего неизвестно, но летописец Нестор в своих записях относит эти события примерно к
920
году. Князь Игорь прекрасно развивал внешнеторговую политику. При его правление были торговые походы в Италию, в Византию и ближние страны. В целом история в период правления князя Игоря характеризуется мирными совершенствованиями, особо крупных военных походов у него не было. Есть упоминание лишь об одном, когда Игорь собрал войско и произошел поход на Константинополь. Армия тогда была огромной – около
10
000 ладей. Русский князь отдавал приказ о большом уничтожении храмов и церквей, ограблении селений, пока терпение византийского правителя Романа Лакапина не лопнуло. Он дал приказ Феофану Протовестиарию о сильнейшем разгроме русский войск. Приказ был выполнен, погибло много человек, уничтожено было полвойска Игоря. При попытке ухода русских войск в сторону Малой Азии, там ожидала их новое пехотное войско византийского народа. Нужно было признать поражение киевского войска. Князь Игорь затаил обиду и намеревался отомстить врагу. В
942
году появился на свет наследник Игоря – Святослав, после чего русский князь вновь задумал поход. Теперь же его войском были солдаты из варяг, печенег и других свирепых народов. Князь Киевской Руси нацелился уничтожить Константинополь, но правитель Византии Лакапин пошел на мирные переговоры. Вопрос решился материально и войска русского народа отступили. Со временем Игорь угомонился, практически перестал ходить в военные походы и собирать дань с населения, если бы не один злосчастный случай. В осень
945
года он направился собирать дань в Коростене и завысил свои требования. Древляне совместно с их старшиной Малом были возмущены такой наглостью и просто убили князя Игоря, разорвав его на две половины, уничтожили его людей. Так закончилось тридцатидвухлетнее правление славного князя Игоря. За его правление произошло много совершенствования, улучшилась внешнеэкономическая политика, появилась первая азбука, были введены интересные реформы, получило развитие религиозное направление.
Prince Igor
Conductor:
Pavel Smelkov
Igor Svyatoslavich: Yevgeny Nikitin
Yaroslavna: Tatiana Pavlovskaya
Vladimir Igorevich: Yevgeny Akimov
Prince Galitsky: Vadim Kravets
Khan Konchak: Sergei Aleksashkin
Konchakovna: Olga Borodina
The Мариинский театр посвящает спектакль «Князь Игорь» памяти известной советской оперной певицы Евгении Целовальник, народной артистки России. 19 октября исполнилось 80 лет со дня рождения великого певца.
Евгения Целовальник (1938–1997) родилась на берегу Черного моря, в городе Поти, Грузия. Окончила музыкальное училище Батуми. Целовальник продолжила обучение в Тбилисской консерватории у профессора Нины Бахуташвили. Ее голос был признан, когда она присоединилась к Ленконцерту после окончания консерватории. Вскоре певицу пригласили в Малый оперный театр, где она смогла в полной мере проявить свои великолепные актерские способности, редкую нюансированную интонацию и тембр голоса. Евгения Целовальник исполнила множество ролей в Ленинградском государственном академическом Малом оперном театре (МАЛЕГОТ): Иоланта, Елизавета в Дон Карлос и Леонора в Трубадур , Дездемона, Тоска, Донна Эльвира, Чио-Чио-Сан, Мими, Татьяна и Земфира. Она также появилась в роли очаровательной Бесс в музыкальной драме Гершвина, спела в недавно сочиненной Слонимским « Виринея ».
Целовальник была уже известной певицей, когда пришла в Мариинский театр. Дебютировала в бывшем Кировском театре в главной роли в спектакле « Манон Леско » Пуччини, поставленном под руководством молодого Валерия Гергиева в 1980. Ее красивое, мощное и объемное драматическое сопрано сделало ее лучшей Леонорой, Ярославной и Аидой своего времени. Она появилась как Ортруда, Мария в Мазепа , Леонора в Трубадур и Сила судьбы , Иродиада, Фата Моргана, Любава, Наина, Марцеллина, Сусанна и Хозяйка гостиницы (в Борис Годунов 900) . Ее интерпретация роли Ярославны поистине уникальна; в последние годы жизни она часто появлялась в этой роли как в своем домашнем театре, так и на гастролях. Голос Целовальника в сцене с набатом был голосом отчаяния и мужества, что добавляло невероятный колорит и энергию апокалиптической картине.
Все, кому посчастливилось встречаться с Евгенией Целовальник в жизни или работать с ней на сцене, вспоминают ее с большой теплотой и характеризуют как хорошего, искреннего и доброго человека. В программе, которая была выпущена к 25-летию со дня ее дебюта в «Трубадур «, было много предложений от ее коллег и партнеров по сцене, в том числе от Валерия Гергиева. Он всегда ценил талант певицы, ее преданность искусству и театру: «Красота ее голоса сравнима только с красотой ее души».
АКТ I
ПРОЛОГ
Площадь в древнерусском городе Путивле
Князь Игорь вместе с сыном своим Владимиром и войском воинов готовится к походу против кочевых половцев, которые совершая опустошительные набеги на девственные земли России. Народ приветствует Игоря и воинов и желает им победы.
Внезапно темнеет — начинается солнечное затмение. Народ, князья и бояре считают это дурным предзнаменованием, неблагоприятным знаком и советуют Игорю отложить поход. Жена князя Ярославна тоже умоляет его остаться дома. Но князь Игорь непреклонен. Он уверен, что его дело правое — он будет защищать Россию.
Принц прощается с женой и нежно утешает ее, заверяя, что ей не о чем беспокоиться и она должна ждать его победоносного возвращения. Он поручает Ярославну на попечение ее брата, князя Владимира Галицкого, которого назначает своим наместником в Путивле.
Незаметно два воина, Скула и Ерошка, покидают войско Игоря; они намерены поступить на службу к князю Галицкому.
Получив благословение, Игорь и его отряд отправились в поход.
УВЕРТЮРА
Вечер в половецком таборе
Половецкие девицы пытаются развлечь Кончаковну, дочь хана Кончака, песнями и плясками. Все ее мысли сосредоточены на пленном юноше — князе Владимире.
Кончаковна с нетерпением ждет момента, когда сможет его увидеть.
Появляется сын Игоря Владимир, очарованный Кончаковной.
Но князь Игорь и слышать не хочет о женитьбе Владимира. Однако Кончак соглашается выдать свою дочь замуж за русского князя.
Князь Игорь не может уснуть. Его угнетают мрачные мысли. Нелегко преодолеть позор поражения и плена. Трудно смириться с мыслью о порабощении родной земли. Игорь страстно жаждет свободы, чтобы освободить Россию. Он с нежностью вспоминает свою любимую жену Ярославну.
Неожиданно к нему подходит Овлур, крещеный половец. Он предлагает Игорю свою помощь в побеге из плена. Но последний отказывается – русскому князю не следует бежать.
Половецкий хан Кончак оказывает высокие почести Игорю как своему почетному гостю. Он обещает освободить его, если тот согласится никогда больше не поднимать меч на половцев. Но Игорь отвергает предложение Кончака и не скрывает своих намерений: освободившись, он соберет свои силы и снова пойдет войной на половцев.
Гордость и доблесть русского князя восхищают Кончака.
По приказу хана пленные женщины и воины развлекают Игоря, чтобы рассеять его мрачные мысли танцами, прославляющими могучего Кончака.
АКТ II
Половецкий стан
Хан Гзак, посланный в поход Кончаком, возвращается с пленными русскими и богатой добычей. Зная о бедствии, постигшем его родной Путивль, князь Игорь сожалеет о содеянном и призывает русских князей соединиться воедино. Чтобы спасти родную землю, Игорь придумывает план побега. Кончаковна бьет тревогу. Но Игорю и Овлуру удается укрыться. Разгневанные половцы требуют смерти его сына Владимира, но Кончак не только дает ему помилование, но и решает, что Кончаковна может выйти замуж за Владимира в придачу.
Городские стены Путивля
Утром Ярославна, потеряв всякую надежду на возвращение Игоря, оплакивает его утрату. Обращаясь к ветру, солнцу и реке Днепр, она ждет их ответа: где Игорь и что с ним случилось? Плач Ярославны повторяет заунывная песня жителей села, оплакивающих разорение и опаление земли.
Двор князя Владимира Галицкого
Князь Галицкий пирует за богато накрытым столом со своими слугами во главе со Скулой и Ерошкой. Власть его ограничена – он хотел бы отправить Ярославну в женский монастырь и стать князем Путивля, свергнув с престола князя Игоря.
Во двор вбегают взволнованные девицы. Они умоляют князя Галицкого освободить их подругу, взятую воинами в палату для увеселения. Но князь выгоняет девиц на потеху пьяной толпе.
Запой достигает кульминации. Скула и Ерошка, подкупленные князем Галицким, вместе с воинами, чья удаль растет от кутежа, подстрекают народ к мятежу: «Игоря свергнем, а Владимира на престол возведем! Чего нам бояться?»
Комната Теремного дворца Ярославны. Тревога
Принцесса чувствует себя неловко. Тревожные сны и мрачные предчувствия остаются с ней день и ночь. У нее давно не было вестей от принца. И она видит распри и козни вокруг нее со стороны князей, даже родной брат ее Владимир задумал какое-то злое дело, надеясь свергнуть с престола князя Игоря и стать князем путивльским.
Внезапный приезд девушек, которых князь Галицкий изгнал от двора, отвлекает Ярославну от грустных мыслей. Девушки умоляют принцессу защитить их от обидчика. Ярославна обвиняет брата в измене и предательстве, но не может его образумить. Вызванный княгиней к ответу, князь Галицкий ведет себя дерзко, претендуя на власть в Путивле.
Бояре прибывают с нерадостными известиями: войско Игоря разбито, а сам князь с сыном в заточении; русские князья погрязли в инакомыслии, а полчища половцев идут на Русь. Обеспокоенная услышанным, Ярославна желает сама допросить посланных. Тем временем князь Галицкий и его слуги пользуются моментом и поднимают восстание. Раздается тревожный звон, возвещающий опасность — половцы подходят к Путивлю. Бояре и народ полны решимости защищать свои земли.
Мировая премьера: 23 октября (4 ноября) 1890 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург
Возрождение постановки 1954 года: 8 декабря 2001 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург
Продолжительность: 3 часа 45 минут
Спектакль с одним антрактом
Опера «Князь Игорь»: краткое содержание. «Князь Игорь»
Имя Александра Бородина блистает в истории русской музыки. Его опера «Князь Игорь» (краткое содержание которой рассматривается в статье) получила широкое признание. До сих пор она ставится на оперной сцене. Ее выступления воспринимаются публикой с большим успехом. Арии, каватины и др. часто исполняются отдельными номерами в концертах классической музыки.
Бородин А.
П. «Князь Игорь»Александр Порфирьевич Бородин — великий русский композитор 19 века, ученый-химик. Его имя занимает достойное место в истории музыкальной культуры. Известный критик В. Стасов отмечал, что композитору равносильны разные жанры: опера, симфония, романс. Гениальный музыкант, талантливый ученый обладал и литературным талантом.
Опера «Князь Игорь» Бородина — замечательное творение композитора. Он сам отмечал, что его опера по направлению ближе к «Руслане и Людмиле» Глинки, нежели к «Каменному гостю» Даргомыжского. По предложению В. Стасова в качестве сюжета он выбрал «Слово о полку Игореве». Чтобы лучше почувствовать дух старины, Александр Порфирьевич отправился в Путивль (под Курском). Там он внимательно изучал древние сказания, летописи, различные исследования о половцах, музыку их предков, эпические песни и былины.
Либретто оперы «Князь Игорь» было написано самим композитором параллельно с сочинением музыки. Он пытался сосредоточиться на народных эпических чертах, а не на политических фактах первоисточника. В результате ему удалось приблизить образ Игоря к былинным богатырям.
Идею создания оперы, на удивление самого композитора, поддержали все члены «Могучей кучки». В том числе М.П. Мусоргский (реалист и ультрановатор) и Н.А. Римский-Корсаков (приверженец музыкальных традиций).
Опера «Князь Игорь» Бородина создавалась восемнадцать лет. Ее прервала внезапная смерть Александра Порфирьевича. Закончили работу Глазунов и Римский-Корсаков. На основе имеющихся у композитора материалов была написана партитура, обработан ряд эпизодов и незавершенных сцен. Премьера оперы состоялась в Петербурге в 1890 году.
Увертюра. Пролог. Введение
Опера «Князь Игорь». Сводка пролога
Из русских князей остался только Игорь. В своем родном городе Путивле он собирает воинов для похода на половцев и защиты Русской земли, родного края, от вражеских войск. Народ торжественно прославляет князя Игоря, превозносит сына его Владимира, провожает добрыми словами, желает им скорейшей победы. Игорь и его боевая дружина отправляются в поход. И тут вдруг стемнело, тьма окутала землю, началось солнечное затмение. Бояре и весь народ считают это дурным признаком и уговаривают князя Игоря отказаться от предприятия. Жена его Ярославна тоже умоляет мужа остаться. Но тщетно. Он заботится о своей жене Владимире Галицком, брате Ярославны. Скула и Ерошка (два воина) дезертируют и идут на службу к Галицкому.
Характеристики первого действия
Опера «Князь Игорь». Краткое содержание 1-й и 2-й фотографии. I действие
Князь Владимир Галицкий пирует вместе со своей свитой в рясах за разбойничьими столами. Вот и предатели Скула и Ерошка, всячески восхваляющие Галицкого. Владимиром овладела жажда власти. Он хочет отправить Ярославну в монастырь, навсегда избавиться от Игоря и занять его место. Она поет: «Просто подожди меня, чтобы почтить».
Во дворе встревоженные девушки. Они умоляют Владимира Галицкого отпустить их девушку из театра, куда ее забрали дружинники. Но он их выбрасывает под пьяный смех толпы. Скула и Ерошка замышляют мятеж против Игоря.
Вторая картина переносится в комнату в комнате Ярославны. Очень тяжело и тревожно на душе у принцессы. И днем и ночью ее тревожат дурные предчувствия и страшные сны. Она давно не получала вестей от Игоря. Он окружен множеством раздоров и неразберихи. Даже брат враждебен. Ариозо Ярославна передает свои чувства.
Внезапно вошли девушки со словами «Мы вам принцессы» отвлекли ее от грустных мыслей. Они ищут защиты у Ярославны. Но принцесса бессильна. Она требует ответа Галицкого, но он осмеливается и угрожает расправой. В финале первого действия приходят бояре с плохими новостями.
В это время Владимир Галицкий устраивает бунт. Половцы подходят к Путиву.
Характеристика второго действия
Опера «Князь Игорь». Сводка II д
Половецкие девушки поют и танцуют, пытаясь отвлечь и развеселить дочь хана Кончака. Но она думает только о пленном Владимире. Каватина Кончаковна передает все свои чувства. С волнением девушка ждет свидания с парнем. Появляется страстно влюбленный в нее Владимир. Они мечтают о свадьбе. Но князь Игорь и слышать об этом не хочет. Кончак соглашается выдать свою дочь замуж за русского князя. Я не могу спать с Игорем. Он тяжело переживает свое поражение и не может смириться с мыслями о захваченной родине. Поет «Нет сна, нет покоя измученной душе». Это, кстати, самая лучшая и известная ария из оперы «Князь Игорь». Предложение Овлура о побеге он отвергает.
Половецкий хан принимает Игоря как самого дорогого гостя и предлагает ему свободу за обещание не поднимать меча. Но он не принимает предложение Кончака. Он твердо и решительно заявляет о своих намерениях идти на войну с полученной свободой. Мужество, честность и гордость удивляют и восхищают хана. Аранжирует песни и танцы.
Содержание оперы «Князь Игорь». III акция
Со всех сторон собираются половцы и ждут прихода хана Гзака. Он появляется со своими солдатами, русскими пленными и добычей. Кончак встречает его. Князь Игорь, Владимир и другие пленники в стороне наблюдают за происходящим.
Марш половцев прославляет ханов. Гордо поет свою песню Кончак. Русские пленные сообщают, что их город был захвачен, разграблен, села сожжены, дети и жены в плену. Владимир и другие пленники уговаривают князя Игоря бежать с Овлуром и спасти Русь. Кончаковна умоляет Владимира остаться. Хан оставляет его живым и готовым принять зятя.
Характеристика четвертого действия
IV e. Возвращает нас в Путивль. Ярославна думает, что потеряла Игоря навсегда, и оплакивает его утром. Ее ария «Ах! Я плачу». Она обращается к солнцу, ветру и Днепру и просит вернуть любимого. Грустная песня жителей деревни вторила плачу принцессы.
И вдруг появляются Игорь и Овлур. Счастью Ярославны нет предела. В это время Скула и Ерошка высмеивают попавшего в плен князя, не подозревая о его возвращении. Внезапная встреча с Игорем приводит их в изумление. Они бьют в колокол и возвещают о приезде принца, чтобы отвлечь всеобщее внимание и избежать заслуженного наказания.