Биография хлодвига короля: Когда родился хлодвиг. Хлодвиг — король франков: биография и интересные факты о правлении

король франков: биография и интересные факты о правлении :: SYL.ru

Основатель королевства франков Хлодвиг взошел на трон, когда ему было пятнадцать. Он владел лишь небольшой территорией. Но после беспрерывных войн его государство превратилось в сильнейшее королевство. Оно достигло поистине колоссальных размеров. Отныне никто не мог не считаться с интересами Хлодвига — короля франков. Интересные факты из жизни этого правителя — в статье. Итак, все по порядку…

Гибель империи

Еще в конце пятого столетия власть наместников Римской империи в Галлии, в принципе, сохранялась. Но Рим, который уже ослабел изнутри, не был в состоянии противостоять напору варваров, которые наступали со всех сторон на имперские рубежи. Прежде всего это относилось к германцам.

В 476-м последнего императора Римской империи окончательно свергли. Это событие не произвело большого впечатления на галлов, ибо к этому времени империя и так была практически целиком разделена между вождями германцев. При этом многие из них давно не признавали римскую власть. По сути, лишь средняя полоса Галлии пока еще принадлежала Риму и управлялась наместником. Но к этому мы вернемся чуть позже.

В целом в Галлии господствовали 4 германских народа. Это были алеманы, вестготы, бургунды и, собственно, франки, которые считались самыми сильными. При одном появлении они наводили страшный ужас на чужестранцев.

Изначально дружины франков вторгались на территории с целью банального грабежа. Но со временем они стали создавать свои поселения.

Среди них были и салические франки, чье племя было одним из первенствующих. Название они получили от реки Салы. Над ними властвовал род Меровингов.

Потомки Меровея

Король франков Хлодвиг принадлежал к династии Меровингов. Все они должны были носить очень длинные волосы. Дело в том, что для этих вождей короткая прическа являлась страшным позором. Острижение волос для них означало не только их недееспособность, но и невозможность исполнять королевские функции.

Основателю рода Меровею удалось подчинить большую территорию, включая современную Бельгию. К этому времени столицей государства салических франков был Турне.

После смерти Меровея на трон взошел его сын по имени Хильдерик. Непоколебимая слава отца была скомпрометирована его поступками. Как минимум он слыл страшным распутником. Собственно, из-за этого Хильдерика изгнали свои же подданные. Он скрылся у турингов. Там он завел очередной роман. Его избранницей была королева Базина. Спустя некоторое время франки снова призвали властвовать любвеобильного короля.

От связи венценосных особ родился будущий король, основатель государства франков Хлодвиг.

Пятнадцатилетний король

Биография короля франков Хлодвига началась примерно в 466-м. Это франкское имя означает «прославившийся в бою».

Как Хлодвиг стал королем франков? Он взошел на престол в пятнадцатилетнем возрасте, когда его отец, Хильдерик, скончался. В наследство он получил небольшую территорию салических франков с городом Турне.

А большая часть Галлии, напомним, принадлежала римскому наместнику. В данном случае Сиагрию. Ему было суждено стать последним представителем этого великого государства. Столицей был город Суассон. Он граничил с франкскими владениями.

По большому счету, на протяжении пяти столетий этот народ верно служил Риму. Но ряд последующих событий показал, что им удалось перенять военный опыт у самих римлян. Впоследствии они с завидным успехом сумели его применить в войне со своим некогда могущественным соперником.

Молодой король франков Хлодвиг (краткая биография это подтверждает) отчетливо понял, что государство римского наместника обречено. С этой целью он сформировал армию и отправился на земли Сиагрия.

Суассон и его чаша

В войне против Сиагрия двадцатилетнего Хлодвига поддержал его родственник – король Рагнахар. В результате в решительном сражении при Суассоне их войска разгромили армию наместника. Ему пришлось бежать в Тулузу, где властвовал правитель вестготов Аларих II.

Спустя некоторое время по требованию молодого короля франков Сиагрий все-таки был выдан, и немногим позже несчастного наместника казнили.

Однако эта казнь вовсе не означала, что владения Сиагрия сразу же перешли к королю франков. На протяжении нескольких лет он был вынужден брать один город за другим.

К тому же франки были язычниками. Поэтому Хлодвигу пришлось выстраивать хорошие отношения с католическим духовенством. Это случилось, конечно, далеко не сразу. Тем более тогда франки занимались грабежом в церквях.

Есть легенда на этот счет. После победы при Суассоне франки начали дележ награбленного. Один из римских епископов узнал, что среди трофеев находится ценная для него и верующих церковная чаша. Он просил Хлодвига отдать сосуд в храм. Король был не против, да и все воины были согласны с этим решением. Но один из франков потребовал, чтобы Хлодвиг получил лишь то, что ему достанется по жребию. Более того, ратник разбил своей секирой чашу пополам. Властитель франков смолчал и приказал отослать трофей священнослужителю.

Всего лишь через один год проходил очередной военный смотр. Хлодвиг узнал того франка. Он бросил на землю его секиру и упрекнул, что в его руках это оружие очень плохо содержится. Когда несчастный начал нагибаться с целью поднять секиру, Хлодвиг убил его, сказав, что тот так же поступил и с чашей в Суассоне.

Честно говоря, это на всех подействовало. «Прославившегося в боях» начали бояться. Но вот духовенство оценило добрую волю самодержца. Представители католичества в этой римской провинции признали власть Хлодвига.

Очередной поход

Со временем Хлодвиг стал уже хорошим дипломатом. Ему удавалось не только заключать многочисленные союзы, но и продолжать вести активную завоевательную политику, которая шла практически беспрерывно.

При этом войско было довольно невелико. Количество воинов в армии Хлодвига составляло от трех до пяти тысяч человек. Но, напомним, она была отлично организована.

Так, король франков Хлодвиг (краткая биография которого изложена в статье) с войском успешно атаковал короля Бургундии Гундобальда. После этого отправился во владения алеманов. Битва против них произошла в районе Толбиака. Хлодвиг одержал убедительную победу. Земли алеманов перешли к франкам. Кроме того, данное сражение очень важно по своим последствиям. Дело в том, что супруга короля франков Клотильда — принцесса Бургундии и истовая христианка – с давних пор убеждала его оставить язычество. Однако сам Хлодвиг медлил, пока не случилась вышеупомянутая битва с алеманами…

Крещение короля франков

Когда началось сражение против алеманов, противник начал было одерживать победу. В этот момент Хлодвиг, по преданию, поклялся, что если франки выиграют-таки битву, то он покрестится. В армии короля уже было достаточно галло-римских христиан. Услышав слова правителя, они были воодушевлены его речью, и в результате стали победителями в этом ожесточенном поединке. Именно после этого события Хлодвиг в торжественной обстановке принял обряд крещения. Крестился он не один. Практически три тысячи его воинов сразу же были обращены в веру. Впоследствии все остальные франки также стали католиками.

Хотя многие соплеменники не смогли смириться с решением монарха. Но они хранили молчание, зная его своенравный характер. Но вот римляне приняли факт крещения короля как свою победу. Он навряд ли хорошо разбирался в новой религии и, скорее всего, не был образцовым и доброжелательным христианином. Но вот его поступок на поверку стал более чем мудрым. Ведь с этих пор римляне и франки начали сливаться в единый народ. Их уже не могла разделить никакая вера. Также, благодаря знакомству с христианским учением, франки стали приобщаться ко многим аспектам культуры Рима.

Кроме того, влиятельный галло-римский епископат начал оказывать всяческую поддержку Хлодвигу. Быть может, король и сам догадывался об очевидном преимуществе новой веры. А религия учила, что любая власть от Бога. У язычников такого постулата никогда не было. Соответственно, принятие христианства априори усилило влияние Хлодвига. А международный престиж государства значительно возрос. В конце концов молодого правителя заметили даже в Константинополе. Так, император Анастасий решил отправить к нему послов. Одним словом, для франкского государства эти шаги в очередной раз подтвердили легитимность власть Хлодвига.

Таким образом, заслуги правителя франков перед церковью были довольно велики как крестителя своего королевства. Жена монарха Клотильда вообще была канонизирована. Но вот Хлодвигу не стали давать нимб святости. По всей видимости, причина была одна — суровый нрав и циничные поступки короля. Характеристика Хлодвига, короля франков, содержит много негативных пунктов. Он в первую очередь всегда искал в христианстве практическую пользу. И став католиком, он с легкостью продолжал расправляться с соперниками.

«Крестовый поход» Хлодвига

В общем, крещение было выгодно для Хлодвига и в политическом плане. Король теперь считался защитником всех католиков Южной Галлии, которые находились под властью правителей Вестготского государства… Для него это был великолепный повод начать вести военные действия против этого королевства. По сути, война приняла характер настоящего «крестового похода».

Итак, в 507-м 41-летний король франков Хлодвиг из династии Меровингов вступил на территорию вестготов, которые, как и ариане, недолюбливали иноверцев. Поэтому в этих землях духовенство с завидной усердностью помогало завоевателю-католику.

В конце лета того же года на равнине Вуйе состоялась решающая битва с вестготами. В результате Хлодвиг в очередной раз одержал победу. Вестготская армия разбежалась, а король Аларих II был повержен на поле брани. После этого франки без особых осложнений продолжили продвигаться вглубь некогда крупнейшего королевства. Вскоре государство вестготов со столицей Тулуза вообще перестало существовать.

На следующий год Хлодвиг, король франков (фото, точнее портрет его, вы можете видеть в статье) перебрался в Париж. Этот город стал новой резиденцией короля. Выбор монарха был совершенно не случайным. В свое время в Париже был расположен римский гарнизон. Соответственно, там была возведена крепость. Кроме того, город также был резиденцией правителей Рима перед падением империи. Так что решение выбрать Париж в качестве резиденции носил довольно символический характер. Ведь теперь Хлодвиг стал жить в апартаментах во дворце бывших римских наместников.

Кроме того, переехав в Париж, он начал считаться консулом. Или даже августом, то есть императором.

Коварный король

Одним словом, со временем Хлодвиг превратился в настоящего короля и политика. Он всячески пытался сохранить свою власть и расширить франкское государство. И для этого он никогда не останавливался ни перед чем.

По большому счету, коварство короля франков Хлодвига (годы правления — 481-511) вообще не знало пределов. Как хладнокровный убийца, он приказывал уничтожать не только друзей и соратников, но зачастую даже и дальних родственников. Если он, конечно, чувствовал в них настоящих соперников. В результате разными способами ему удалось истребить их. Тем самым он присоединил эти территории к своему государству. А все богатство погибших, не стесняясь, присвоил себе.

Так, он решил убить родных братьев Ригномера и Рихара. А на правителя рипуарских франков Сигеберта, который правил в Кельне, натравил его отпрыска, который ликвидировал родного родителя. Правда, сын Сигеберта впоследствии также был умерщвлен посланцами франкского монарха. В итоге все эти владения перешли к Хлодвигу, который заявил о том, что он совершенно непричастен к этим трагическим событиям.

В иных случаях франкский король был вынужден прибегать и к военной силе. К примеру, после непродолжительных военных действий монарх Рагнахар, который правил в Камбрэ, был предан и выдан консулу франков, после чего Рагнахара казнили.

Также король Харарик и его сын были захвачены в плен. Хлодвиг насильно остриг им волосы и объявил Харарика священником, а сына – дьяконом. Спустя некоторое время основатель франкского государства счел это все недостаточным, после чего оба были убиты.

По большому счету, такие распри в венценосных семействах с давних пор случались у германцев. Но вот король франков Хлодвиг (годы жизни — 466-511) сумел придать им поистине колоссальный масштаб. Современники короля обратили внимание на это. Ведь в те времена среди родственников взаимопомощь и солидарность еще не были пустым звуком.

Правда, быть может, впоследствии Хлодвиг мучился от угрызений совести. Во всяком случае, по преданию, он сказал однажды, что теперь он чужой среди иноземцев и родственников, которые могли бы помочь ему, уже не существует…

Закат короля

В последние годы жизни Хлодвигу удалось захватить ряд мелких королевств и областей. В результате, на левом побережье Рейна не осталось больше независимых владений, помимо франкского государства.

Также был создан первый сборник законов. Он назывался «Салическая правда». Кроме того, за несколько месяцев до кончины императора созвали первый церковный собор. Он состоялся в Орлеане. В мероприятии участвовало более трех десятков епископов, среди которых половина были франками.

Прославленного короля Хлодвига не стало в самом конце осени 511-го. Он умер в Париже. Ему было всего лишь сорок пять. Его погребли по христианскому обычаю в соборе Святой Женевьевы. Кстати, этот храм был построен по его приказу. Он находился на том самом месте, где похоронили покровительницу Парижа.

Наследство

Когда Хлодвига не стало, его четыре сына разделили между собой государство. Это была дань франкской традиции. Затем дележ наследство продолжился и со стороны внуков умершего императора франков. Неизбежным следствием этого раздела стали очередные распри в семействе Меровингов. В этих междоусобицах всегда присутствовали вероломные убийства и прочие жестокости.

Клотильда, вдова короля, после кончины Хлодвига переехала в Тур. Именно там она начала прислуживать в монастыре Св. Мартина. Она редко посещала Париж и все дни проводила более чем скромно.

Она пережила своего супруга на тридцать три года. Ее похоронили вместе с ним…

Крещение Хлодвига (25 декабря 496 года? )

1539 ₽

В наличии 1 шт.

В корзину

Условия доставки

Автор Тессье Ж.
Издательство Евразия
Год издания 2019
Переплет Твёрдый
Страниц 352
Формат 155×220 мм
Язык Русский
ISBN 978-5-8071-0391-8
Серия clio
Артикул 1108879

  • О книге

Крещение франкского короля Хлодвига (предположительно 496 или 498 год) — ключевое событие в истории не только Франции, но и всей Европы. Ничто не предвещало его блестящей судьбы основателя самого могущественного варварского королевства Западной Европы. Вождь народа салических франков, проживавших на территории современной Бельгии, Хлодвиг, казалось, был вечно обречен играть второстепенную роль на европейской политической арене эпохи завершения Великого переселения народов. По сравнению с яркими наследниками гибнущей римской империи — вестготскими, потом остготскими и бургундскими монархами, Хлодвиг был скромным корольком без будущего. Ему оставалось использовать другие средства: политическую хитрость, полководческий талант, безжалостность по отношению к врагам. Крещение стало краеугольным камнем стратегии Хлодвига по расширению границ своего королевства. Подавляющее число варваров исповедовало арианство — одно из течений в христианстве, которое после Никейского собора было признано ересью. Таким образом, между новыми правителями позднеримской Европы, варварскими королями, и их римскими подданными существовала непреодолимая стена, мешавшая их слиянию.

Хлодвиг первым увидел возможность исправить эту ошибку. Союз с могущественным галло-римским епископатом позволил королю салических франков упрочить свою власть и найти общий язык с населением постримской Галлии. За время своего долгого правления в 481—511 годах Хлодвиг сумел построить новое государство — Франкское королевство, чье появление на бывших римских землях кардинально изменило равновесие сил на политической карте Европы того времени.

Подписка на рассылку

Раз в месяц будем присылать вам обзоры книг, промокоды и всякие-разные новости

Кловис. Король 481-511 гг. н.э.

г. Известные люди Средневековья: Хлодвиг. Король 481-511 гг.

Священные тексты Разное Индекс Предыдущий Следующий

Знаменитые люди Средневековья , Джон Генри Хаарен, [1904], на священных текстах.com


КЛОВИС

КОРОЛЬ ОТ 481-511 ГОДА Н.Э.

 

я

 

КОГДА могущество Римской империи шло на убыль, на берегах Рейна жило несколько диких тевтонских племен, называемых франками. Слово «франк» означает «свободный», и эти племена гордились тем, что их называли франками или свободными людьми.

 

Франки занимали восточный берег Рейна около двухсот лет. Затем многие племена перешли реку в поисках новых домов. Область к западу от реки в то время называлась Галлией. Здесь франки утвердились и стали могущественным народом. По их имени страна впоследствии стала называться Францией.

 

У каждого племени франков был свой король. Величайшим из всех этих королей был Хлодвиг, или Хлодвиг, как мы его называем, который стал правителем своего племени в 481 году, всего через шесть лет после того, как Теодорих стал королем остготов. Хлодвигу тогда было всего шестнадцать лет. Но, хотя он был так молод, он за очень короткое время доказал, что может управлять не хуже пожилых людей. Он был умен и смел. Никто никогда не знал, чтобы он чего-то боялся, даже когда он был еще ребенком. Его отец, которого звали Хильдерик, часто брал его на войны, которые франки вели с соседними племенами, и он очень гордился храбростью своего сына. Молодой человек был также смелым и искусным наездником. Он мог приручить и оседлать самого огненного коня.

 

Когда Хлодвиг стал королем франков, большая часть Галлии все еще принадлежала Риму. Тогда этой частью правил римский полководец по имени Сиагрий. Хлодвиг решил изгнать римлян из страны и обсудил этот вопрос с вождями своей армии.

 

«Мое желание, — сказал он, — состоит в том, чтобы франки владели каждой частью этой прекрасной земли. Я прогоню римлян и их друзей и сделаю Галлию империей франков».

 

II

 

В это время у римлян была большая армия в Галлии. Он расположился лагерем недалеко от города Суассон и находился под командованием Сиагрия. Хлодвиг решил атаковать его и сразу же повел свою армию к Суассону. Подойдя к городу, он призвал Сиагрия сдаться. Сиагрий отказался и попросил свидания с полководцем франков. Хлодвиг согласился встретиться с ним, и было решено, что встреча должна состояться на открытом пространстве между двумя армиями.

Когда Хлодвиг выступил перед своей армией в сопровождении нескольких свирепых воинов, Сиагрий также выступил вперед. Но как только он увидел короля франков, то громко расхохотался и воскликнул:0009

 

«Мальчик! Мальчик пришел сражаться со мной! Франки с мальчиком во главе пришли сражаться с римлянами.»

 

Кловис очень рассердился на эти оскорбительные выражения и закричал в ответ:

 

«Да, но этот мальчик тебя покорит.»

 

Затем обе стороны приготовились к битве. Римляне думали, что легко одержат победу, но ошиблись. Всякий раз, когда они нападали на франков, воины Хлодвига отбрасывали их назад. Сам молодой царь храбро сражался во главе своих людей и своим мечом поразил многих римлян. Он пытался найти Сиагрия и сразиться с ним; но римского полководца нигде не было. В начале битвы он бежал с поля боя, оставив своих людей защищаться как можно лучше.

 

Франки одержали великую победу. Под предводительством своего доблестного юного короля они погнали римлян перед собой и, когда битва закончилась, овладели городом Суассон.

Хлодвиг впоследствии победил всех других франкских вождей и сделал себя королем всех франков.

 

III

 

Вскоре после того, как Хлодвиг стал королем, он услышал о красивой молодой девушке, племяннице Гондебо, короля Бургундии, и решил жениться на ней. Ее звали Клотильда, и она была сиротой, потому что ее злой дядя Гондебо убил ее отца и мать. Хлодвиг послал одного из своих дворян в Гондебо, чтобы попросить у нее жену. Сначала Гондебо подумывал не отпускать девушку. Он боялся, что она может наказать его за убийство ее родителей, если она станет женой такого могущественного человека, как Хлодвиг. Но он также боялся, что своим отказом вызовет гнев Хлодвига; поэтому он разрешил отвести девушку ко двору короля франков. Кловис был в восторге, когда увидел ее; и они сразу поженились.

 

Клотильда была набожной христианкой, и она очень хотела обратить своего мужа, который, как и большинство его людей, был поклонником языческих богов. Но Хлодвиг не хотел отказываться от своей религии. Тем не менее Клотильда продолжала делать все возможное, чтобы убедить его стать христианином.

 

 

Вскоре после женитьбы Хлодвиг вступил в войну с племенем алеманнов. Это племя перешло Рейн из Германии и завладело некоторыми восточными провинциями Галлии. Хлодвиг быстро собрал своих воинов и выступил против них. Сражение произошло в месте под названием Толбиак, недалеко от нынешнего города Кёльна. В этой битве франки были почти разбиты, ибо алеманны были свирепыми и храбрыми людьми и искусными бойцами. Когда Хлодвиг несколько раз увидел, что его солдаты отброшены назад, он начал терять надежду, но в этот момент он подумал о своей благочестивой жене и о могущественном Боге, о котором она так часто говорила. Затем он воздел руки к небу и усердно помолился этому Богу.

 

«О бог Клотильды, — воскликнул он, — помоги мне в этот час нужды. Если Ты дашь мне победу сейчас, я поверю в Тебя».

 

Практически сразу же ход сражения стал меняться в пользу франков. Хлодвиг снова повел своих воинов вперед, и на этот раз алеманны в ужасе бежали от них. Франки одержали великую победу, и они верили, что это был ответ на молитву их короля.

 

Когда Хлодвиг вернулся домой, он не забыл своего обещания. Он рассказал Клотильде, как молил ее Бога о помощи и как его молитва была услышана, и сказал, что теперь он готов стать христианином. Клотильда очень обрадовалась, услышав это, и устроила крещение своего мужа в церкви Реймса на следующее Рождество.

 

Тем временем Хлодвиг издал воззвание к своему народу, в котором объявил, что он верующий во Христа, и приказал разрушить все изображения и храмы языческих богов. Это было немедленно сделано, и многие люди последовали его примеру и стали христианами.

 

 

Кловис был очень искренним и горячим новообращенным. Однажды епископ Реймский, обучая его доктринам христианства, описал смерть Христа. По мере того как епископ шел дальше, Хлодвиг пришел в сильное возбуждение и, наконец, вскочил со своего места и воскликнул:

 

«Если бы я был там с моими храбрыми Франками, я бы отомстил за Его обиды.»

 

В день Рождества огромное множество людей собралось в церкви в Реймсе, чтобы засвидетельствовать крещение короля. Одновременно крестилось большое количество его свирепых воинов. Служба была совершена с большой церемонией епископом Реймса, и Папа присвоил Хлодвигу титул «Самого христианского короля». Этот титул впоследствии всегда носили короли Франции.

 

Как и большинство королей и вождей тех грубых и варварских времен, Хлодвиг часто совершал жестокие и злые поступки. Когда Реймс был взят в плен, прежде чем он стал христианином, солдаты забрали из церкви золотую вазу. Епископ попросил Хлодвига вернуть его, и Хлодвиг велел ему подождать до раздела добычи. Все ценные вещи, взятые солдатами на войне, делились между всем войском, и каждый получал свою долю согласно чину. Такие вещи назывались трофеями.

 

 

Когда в следующий раз пришло время для раздела добычи, Хлодвиг попросил, чтобы он мог получить вазу сверх своей обычной доли, он намеревался вернуть ее епископу. Но один из воинов возразил, сказав, что король не должен иметь больше своей справедливой доли, и в то же время разбил вазу своим топором. Хлодвиг был очень зол, но в то время ничего не сказал. Вскоре после этого, однако, была проведена обычная проверка оружия солдат, чтобы убедиться, что оно находится в надлежащем состоянии для действительной службы. Хлодвиг сам принимал участие в допросе, и когда он пришел к солдату, разбившему вазу, он придрался к состоянию его оружия и одним ударом своего боевого топора сразил человека насмерть.

 

IV

 

Следующая война, в которую вступил Хлодвиг, была с некоторыми племенами готов, которые заняли страну под названием Аквитания, расположенную к югу от реки Луары. Он победил их и присоединил Аквитанию к королевству франков.

 

Хлодвиг впоследствии вступил в войну с другими народами Галлии и победил их. В конце концов все провинции от нижнего Рейна до Пиренейских гор были вынуждены признать его королем. Затем он поселился в городе Париже, который сделал столицей своего королевства. Он умер там в 511 г. н.э.

 

Династия или семья королей, к которой он принадлежал, известна в истории как династия Меровингов. Он был назван так по имени Меровея, отца Хильдерик и деда Хлодвига.

 

 


Далее: Юстиниан Великий. Император 527-565 гг. н.э.
г.

Крещение Хлодвига — 1500 лет католицизма во Франции — ОНЛАЙН-БИБЛИОТЕКА Сторожевой башни

Крещение Хлодвига — 1500 лет католицизма во Франции

«ВО ИМЯ Папы, бум», — гласило сообщение, которое сопровождало самодельную бомбу, обнаруженную во французской церкви, которую Папа Иоанн-Павел II должен был посетить в сентябре 1996 года. Это был крайний пример оппозиции, которая характеризовала его пятый визит в материковую Францию. Тем не менее около 200 000 человек прибыли в тот год во французский город Реймс, чтобы вместе с папой отметить 1500-летие обращения франкского короля Хлодвига в католицизм. Кто был этот король, чье крещение было названо крещением Франции? И почему его поминовение вызвало такие споры?

Угасающая империя

Хлодвиг родился около 466 г. н. э. в семье Хильдерик I, короля салианских франков. После покорения римлянами в 358   н. э. этому германскому племени было разрешено поселиться на территории современной Бельгии при условии, что они будут защищать границу и снабжать солдатами римскую армию. Последовавшие за этим тесные контакты с местным галло-римским населением привели к постепенной романизации этих франков. Хильдерик I был союзником римлян, сражавшимся против вторжений других германских племен, таких как вестготы и саксы. Это принесло ему благодарность галло-римского населения.

Римская провинция Галлия простиралась от реки Рейн на севере до Пиренеев на юге. Однако после смерти римского полководца Аэция в 454     н. э. в стране возник вакуум власти. Более того, падение Ромула Августула, последнего римского императора, в 476 г. н. э. и распад западной части Римской империи принесли региону большую политическую нестабильность. В результате Галлия была подобна спелой смоковнице, ожидающей, когда ее сорвет одно из племен, поселившихся в ее пределах. Неудивительно, что, унаследовав преемственность от отца, Хлодвиг начал стремиться расширить границы своего королевства. В 486 г. н. э. он победил последнего представителя Рима в Галлии в битве у города Суассон. Эта победа дала ему контроль над всей территорией между рекой Сомма на севере и рекой Луарой в центральной и западной Галлии.

Человек, который хотел стать королем

В отличие от других германских племен, франки остались язычниками. Однако женитьба Хлодвига на бургундской принцессе Клотильде оказала глубокое влияние на его жизнь. Горячая католичка, Клотильда неустанно добивалась обращения своего мужа. Согласно истории, записанной в шестом веке н. э. Григорием Турским, именно в 496 г. н.э., во время битвы при Толбиаке (Цюльпих, Германия) против племени алеманнов, Хлодвиг пообещал отказаться от язычества, если Бог Клотильды дарует ему победа. Хотя войска Хлодвига были на грани поражения, король алеманнов был убит, а его армия сдалась. Что касается Хлодвига, то Бог Клотильды дал ему победу. Согласно преданию, Хлодвига крестил «святой» Ремигий в соборе Реймса 25 декабря 49 г.6 г. н. э. Однако некоторые считают, что более поздняя дата, 498/9 г. н. э., более вероятна.

Попытки Хлодвига захватить Бургундское королевство на юго-востоке провалились. Но его кампания против вестготов увенчалась успехом, когда в 507  г. н. э. он разбил их при Вуйе, недалеко от Пуатье, победа, которая дала ему контроль над большей частью юго-западной Галлии. В знак признания этой победы Хлодвиг получил почетное консульство от императора Восточной Римской империи Анастасия. Таким образом, он имел статус выше всех других западных королей, и его правление было узаконено в глазах галло-римского населения.

Подчинив своему господству территорию рейнских франков на востоке, Хлодвиг сделал своей столицей Париж. В последние годы своей жизни он укрепил свое королевство, дав ему письменный правовой кодекс, Lex Salica, и созвав церковный совет в Орлеане для определения отношений между церковью и государством. После своей смерти, вероятно, 27 ноября 511 г. н. э., он стал единоличным правителем трех четвертей Галлии.

Новая Британская энциклопедия называет обращение Хлодвига в католическую веру «решающим моментом в истории Западной Европы». Почему обращение этого языческого царя было так важно? Значение заключается в том, что Хлодвиг выбрал католицизм в противовес арианству.

Споры об арианах

Около 320 г. н. э. Арий, священник из Александрии, Египет, начал распространять радикальные идеи о Троице. Арий отрицал, что Сын имеет ту же сущность или субстанцию, что и Отец. Сын не мог быть Богом или равным Отцу, так как имел начало. (Колоссянам 1:15). Что касается святого духа, то Арий считал, что это личность, но ниже как Отца, так и Сына. Это учение, получившее широкую популярность, вызвало ожесточенное сопротивление внутри церкви. В 325 году н. э. на Никейском соборе Арий был сослан, а его учение было осужденоa 9.0009

Однако на этом спор не закончился. Доктринальный кризис продолжался около 60 лет, и сменявшие друг друга императоры примыкали к той или иной партии. Наконец, в 392 г. н. э. император Феодосий I сделал ортодоксальный католицизм с его учением о Троице государственной религией Римской империи. Тем временем готы были обращены в арианство Ульфилой, германским епископом. Другие германские племена быстро приняли эту форму «христианства».b

Ко времени Хлодвига католическая церковь в Галлии переживала кризис. Арианские вестготы пытались подавить католицизм, отказываясь разрешить замену умерших епископов. Кроме того, церковь переживала два папских раскола, когда священники из противоборствующих фракций убивали друг друга в Риме. Эту путаницу усугубляло то, что некоторые католические писатели выдвинули идею о том, что 500 год н. э. станет концом света. Таким образом, обращение франкского завоевателя в католицизм рассматривалось как благоприятное событие, предвещающее «новое тысячелетие святых».

Но каковы были мотивы Хлодвига? Хотя нельзя исключать религиозные мотивы, он определенно имел в виду политические цели. Выбрав католицизм, Хлодвиг завоевал благосклонность преимущественно католического галло-римского населения и поддержку влиятельной церковной иерархии. Это дало ему решающее преимущество перед его политическими соперниками. В «Новой британской энциклопедии» отмечается, что «его завоевание Галлии превратилось в войну за освобождение от ига ненавистных арианских еретиков».

Кем был настоящий Хлодвиг?

В преддверии поминовения 1996 года архиепископ Реймса Жерар Дефуа назвал Хлодвига «символом продуманного и ответственного обращения». Однако французский историк Эрнест Лависс заметил: «Обращение Хлодвига никоим образом не изменило его характера; кроткая и мирная мораль Евангелия не коснулась его сердца». Другой историк заявил: «Вместо Одина [скандинавского бога] он призвал Христа и остался прежним». Напоминая поведение Константина после его так называемого обращения в христианство, Хлодвиг намеревался укрепить свое правление, систематически убивая всех соперников на престоле. Он истребил «всех своих родственников до шестой степени».

После смерти Хлодвига начался процесс мифотворчества, который превратил его из жестокого воина в известного святого. Рассказ Григория Турского, написанный почти столетие спустя, рассматривается как сознательная попытка отождествить Хлодвига с Константином, первым римским императором, принявшим «христианство». И, делая Хлодвига 30-летним при крещении, Григорий, похоже, пытается провести сравнение со Христом (Луки 3:23).

Этот процесс был продолжен в девятом веке Хинкмаром, епископом Реймса. В то время, когда соборы соперничали за паломников, биография, которую он написал о своем предшественнике, «святом» Ремигии, вероятно, была призвана увеличить известность его церкви и обогатить ее. По его словам, белый голубь принес пузырек с маслом, чтобы помазать Хлодвига при его крещении, что явно указывает на помазание Иисуса святым духом. (Матфея 3:16). Таким образом, Хинкмар установил связь между Хлодвигом, Реймсом и монархией и подтвердил идею о том, что Хлодвиг был помазанником Господа.c

Спорная память

Бывший президент Франции Шарль де Голль однажды сказал: «Для меня история Франции начинается с Хлодвига, избранного королем Франции племенем франков, давшим свое имя Франции». Однако не все так видят вещи. Празднование 1500-летия крещения Хлодвига вызвало споры. В стране, где церковь и государство были официально разделены с 1905 года, многие критиковали участие государства в том, что они считали религиозным празднованием. Когда городской совет Реймса объявил о планах заплатить за помост, который будет использоваться во время визита Папы, одна ассоциация отменила это решение в суде как неконституционное. Другие считали, что церковь пытается восстановить свою моральную и светскую власть во Франции. Еще больше усложнило поминовение то, что Хлодвиг стал символом крайне правого Национального фронта и фундаменталистских католических групп.

Другие критиковали поминовение с исторической точки зрения. Они говорили, что крещение Хлодвига не обратило Францию ​​в католицизм, поскольку эта религия уже прочно укоренилась среди галло-римского населения. И, утверждали они, его крещение не знаменует собой рождение Франции как нации. Они сочли, что это правильнее отнести к разделу королевства Карла Великого в 843 г. н. э., сделав Карла Лысого, а не Хлодвига, первым королем Франции.

1500 лет католицизму

Как сегодня обстоят дела с католицизмом во Франции после более чем 1500 лет существования в качестве «старшей дочери церкви»? До 1938 года во Франции было самое большое в мире количество крещеных католиков. Сейчас она находится на шестой позиции после таких стран, как Филиппины и США. И хотя во Франции 45 миллионов католиков, только 6 миллионов регулярно посещают мессу. Недавний опрос среди французских католиков показал, что 65 процентов «не обращают внимания на учение Церкви о сексуальных вопросах», и для 5 процентов из них Иисус представляет « вообще ничего». Именно такие негативные тенденции побудили папу спросить во время его визита во Францию ​​в 1980: «Франция, что ты сделала с обетованиями своего крещения?»

[Сноски]

а См. Сторожевая башня, 1 августа 1984 года, страница 24.

б См. Сторожевая башня, 15 мая 1994 года, страницы 8–9.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *