Биография философ диоген: Диоген биография и афоризмы философа кратко

Диоген Синопский — краткая биография.

Многие наши современники вспоминают о Диогене в первую очередь то, что он жил в бочке. На самом деле это далеко не «городской сумасшедший»: Диоген Синопский – известный древнегреческий философ, яркий представитель школы киников, ученик Антисфена, продолживший развивать его учение. Главным источником сведений о биографии Диогена является другой Диоген — Лаэртский, написавший трактат «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». Сейчас сложно оценить достоверность содержащихся в нем данных – равно как и другой информации об этом философе.

Родился Диоген Синопский около 412 г. до н. э. (в разных источниках даты разнятся) в Синопе, в семействе знатного и богатого банкира Гикесия. В молодости он стал изгнанником: горожане выгнали его за то, что он помогал отцу делать фальшивые деньги его чеканной мастерской. Согласно одной легенде, пребывающий в сомнениях Диоген искал совета у оракула Аполлона, отправившись в Дельфы. Совет «сделать переоценку ценностей» Диоген воспринял как указание на допустимость того, что предлагал тему отец. По другой версии, в Дельфах Диоген оказался уже после его с отцом разоблачения и бегства и не пытался разрешить сомнения, а спрашивал о путях к известности. Получив вышеупомянутый совет, будущий философ превратился в странника и много путешествовал по своей стране. Примерно в 355-350 г. до н. э. он оказался в столице, где примкнул к числу учеников философа Антисфена, основавшего школу киников. У Диогена Лаэртского можно найти сведения о 14 философско-этических работах Диогена Синопского, дававших представление о системе взглядов их сочинителя. Кроме того, он считается автором семи трагедий.

Воззрения этого древнегреческого философа, его образ жизни, манера поведения в глазах других людей были весьма оригинальными и даже эпатирующими. Единственное, что признавал Диоген, — это аскетическая добродетель, в основе которой лежит подражание природе. Именно в ней, ее достижении и состоит единственная цель человека, а путь к ней лежит через труд, упражнения и разум. Диоген называл себя гражданином мира, ратовал за то, чтобы дети и жены были общими, говорил об относительности авторитетов, в том числе в области философии. Например, в знаменитом Платоне он видел болтуна. Детищем демагогов он считал и государство, общественные законы, религиозные институты. Идеальным ему представлялось первобытное общество с его простыми, естественными нравами, не обезображенными цивилизацией, культурой. В то же время он считал, что людям нужна философия — в качестве врача или рулевого. Диоген проявлял полное равнодушие к общественной жизни, ко всему, что обычные люди считали благами и нормами морали. В качестве жилья он выбрал объемный сосуд для хранения вина, носил отрепье, прилюдно справлял самые интимные потребности, общался с людьми грубо и прямолинейно, невзирая на лица, за что получил от горожан прозвище «Пес».

Привычки, способы выражения негативного отношения к обществу и морали, высказывания Диогена, вероятнее всего, впоследствии были преувеличены, и сегодня никто не может сказать, что в многочисленных анекдоты и историях о Диогене является правдой, а что мифом, вымыслом. Как бы там ни было, Диоген Синопский является одним из ярчайших представителей античной эпохи, а его взгляды оказали заметное влияние на позднейшие философские концепции.

Легенда гласит, что Диоген лишился жизни добровольно путем задержки дыхания. Случилось это в Коринфе 10 июня 323 до н. э. На могиле философа-оригинала установили памятник из мрамора, изображающий собаку.

Диоген Биография, Диоген биография читать, Диоген биография читать онлайн

Биография

Диоген Синопский родился ок. 412 до н. э., Синоп. Дата смерти 10 июня 323 до н. э., Коринф. Древнегреческий философ, ученик Антисфена, основателя школы киников.

Биография
Согласно Диогену Лаэртскому, философ Диоген был сыном менялы Гикесия. Оказавшись в Дельфах, он вопросил оракул чем ему заниматься, на что получил ответ: «переоценкой ценностей» (греч. παραχάραττειν τὸ νόµισµα). Первоначально он понял это изречение как «перечеканка монет», однако, будучи изгнанным, он осознал свое призвание в философии. В Афинах примкнул к Антисфену. Своё жилище он устроил в глиняной бочке (пифосе) возле афинской агоры, однако мальчишки разбили его дом. Но афиняне предоставили ему новую бочку.
Споры с Платоном
Диоген неоднократно спорил с Платоном. Однажды топча циновку, он восклицал: «Топчу спесь Платона». Когда Платон изрек, что человек — это «двуногое без перьев», то Диоген ощипал петуха и назвал его платоновским человеком. Платон, в свою очередь, называл его «сумасшедшим Сократом». Возражая учению Платона о сущности вещей, Диоген говорил: «чашу вижу, а чашности — нет». Видя скудный образ жизни Диогена, Платон заметил, что даже в рабстве у тирана Сиракуз Дионисия он не мыл сам овощи, на что получил ответ, что если бы мыл овощи сам, то не оказался бы в рабстве.

Рабство у Ксениада
Участвовал в Херонейской битве, но попал в плен к македонцам. На невольничьем рынке на вопрос, что он умеет, ответил: «властвовать людьми». Купил его некто Ксениад в качестве наставника своим детям. Диоген научил их верховой езде, метанию дротиков, а также истории и греческой поэзии. Умирая, он попросил своего хозяина похоронить его лицом вниз.

Эпатаж
Диоген эпатировал современников, принимая пищу на площади и публично мастурбируя, говоря при этом: «Вот кабы и голод можно было унять, потирая живот!». Однажды Диоген на городской площади начал читать философскую лекцию. Его никто не слушал. Тогда Диоген заверещал по-птичьи, и вокруг собралась сотня зевак. — Вот, афиняне, цена вашего ума, — сказал им Диоген. — Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы слушаете меня разинув рот. Диоген считал афинян недостойными называться людьми. Он насмехался над религиозными церемониями и презирал верящих снотолкователям. Демагогов и политиков он считал льстецами черни. Себя объявил гражданином мира; пропагандировал относительность общепринятых норм морали.

Смерть
Умер, согласно Диогену Лаэртскому, в один день с Александром Македонским. На его могиле был воздвигнут мраморный памятник в виде собаки, с эпитафией:

Пусть состарится медь под властью времени — всё же
Переживёт века слава твоя, Диоген:
Ты нас учил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,
Ты указал нам путь, легче которого нет.

Сочинения
Диоген Лаэртский всё же сообщает, ссылаясь на Сотиона, о 14 сочинениях Диогена, среди которых представлены как философские работы («О добродетели», «О добре» и т. д.), так и несколько трагедий. Обратившись, однако, к обширному числу кинических доксографий, можно прийти к заключению о существовании у Диогена вполне сформированной системы взглядов.

Аскетизм
Диоген провозглашал идеал аскетизма на примере мыши, которая ничего не боялась, ни к чему не стремилась и довольствовалась малым. Жизнь Диогена в бочке, использование плаща вместо постели иллюстрировали этот принцип. Из вещей он имел лишь суму и посох. Иногда его видели ходящим босым по снегу. У Александра Македонского он попросил лишь, чтобы тот не загораживал ему солнца. Смысл аскетизма заключался в том, что подлинное счастье заключается в свободе и независимости.

Случаи из жизни Диогена
Однажды, уже будучи стариком, Диоген увидел, как мальчик пил воду из горсти, и в расстройстве выбросил из сумы свою чашку, промолвив: «Мальчишка превзошёл меня в простоте жизни». Он выбросил и миску, когда увидел другого мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба.
Диоген просил подаяние у статуй, «чтобы приучить себя к отказам».
Когда Диоген просил у кого-нибудь взаймы денег, то говорил не «дайте мне денег», а «дайте мои деньги».

Когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то, разумеется, захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» как и многие прочие. Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придет к нему выразить свое почтение, но философ преспокойно проводил время у себя. Тогда Александр сам решил навестить его. Он нашёл Диогена в Крании (в гимназии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце. Александр подошёл к нему и сказал: «Я — великий царь Александр». «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю». «А меня ты боишься?» — спросил Александр. «А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?» «Добро», — сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген и продолжил греться. На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном». По иронии судьбы Александр умер в один день с Диогеном 10 июня 323 года до н. э.
Когда афиняне готовились к войне с Филиппом Македонским и в городе царили суета и волнение, Диоген стал катать по улицам туда и сюда свою бочку, в которой жил. На вопрос, для чего он так делает, Диоген отвечал: «У всех сейчас хлопоты, потому и мне нехорошо бездельничать, а бочку я катаю, потому что ничего другого у меня нет».
Диоген говорил, что грамматики изучают бедствия Одиссея и не ведают своих собственных; музыканты ладят струны на лире и не могут сладить с собственным нравом; математики следят за солнцем и луной, а не видят того, что у них под ногами; риторы учат правильно говорить и не учат правильно поступать; наконец, скряги ругают деньги, а сами любят их больше всего.
Фонарь Диогена, с которым он бродил среди бела дня по людным местам со словами «Ищу Человека», стал хрестоматийным примером ещё в античности.
Однажды, помывшись, Диоген выходил из бани, а навстречу ему шли знакомые, которые только собирались мыться. «Диоген, — спросили они мимоходом, — как там, полно народу?». «Полно», — кивнул Диоген. Тут же ему встретились другие знакомые, которые тоже собирались мыться и тоже поинтересовались: «Привет, Диоген, что, много людей моется?». «Людей — почти никого», — покачал головой Диоген. Возвращаясь как-то раз из Олимпии, на вопрос, много ли там было народу, он ответил: «Народу много, а людей совсем мало». А однажды он вышел на площадь и закричал: «Эй, люди, люди!»; но когда сбежался народ, напустился на него с палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев».
Диоген то и дело занимался рукоблудием у всех на виду; когда афиняне по этому поводу замечали, мол, «Диоген, всё понятно, у нас демократия и можно делать что хочешь, но не перегибаешь ли палку?», он отвечал: «Вот бы и голод можно было унять, потирая живот».
Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», Диоген ощипал петуха и принёс к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» На что Платон к своему определению вынужден был добавить «…и с плоскими ногтями».
Однажды Диоген пришёл на лекцию к Анаксимену Лампсакскому, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Сначала обернулся один слушатель и стал смотреть на рыбу, потом другой, потом почти все. Анаксимен возмутился: «Ты сорвал мне лекцию!» «Но что стоит лекция, — сказал Диоген, — если какая-то солёная рыбка опрокинула твои рассуждения?».
Диоген, увидев, как рабы Анаксимена Лампсакского носили много­численные пожитки, спросил, кому они принадлежат. Когда ему ответили, что Анаксимену, он возмутился: «И не стыдно ему, владея таким имуществом, не владеть самим собой?».
На вопрос, какое вино ему пить вкуснее, он ответил: «Чужое».
Однажды кто-то привёл его в роскошное жилище и заметил: «Видишь, как здесь чисто, смотри не плюнь куда-нибудь, с тебя станется». Диоген осмотрелся и плюнул ему в лицо, заявив: «А куда же плеваться, если нет места хуже».
Когда кто-то читал длинное сочинение и уже показалось неисписанное место в конце свитка, Диоген воскликнул: «Мужайтесь, други: виден берег!».
К надписи одного новобрачного, написавшего на своём доме: «Зевесов сын, Геракл победоносный, здесь обитает, да не внидет зло!» Диоген приписал: «Сперва война, потом союз».
Увидев неумелого стрелка из лука, Диоген уселся возле самой мишени и объяснил: «Это чтобы в меня не попало».
Однажды Диоген просил подаяния у человека со скверным характером. «Дам, если ты меня убедишь»,— говорил тот. «Если бы я мог тебя убедить,— сказал Диоген,— я убедил бы тебя удавиться».
Кто-то попрекал его порчей монеты. «То было время,— сказал Диоген,— когда я был таким, каков ты сейчас; зато таким, каков я сейчас, тебе никогда не стать». Кто-то другой попрекал его тем же самым. Диоген ответил: «Когда-то я и в постель мочился, а теперь вот не мочусь».
Увидев сына гетеры, швырявшего камни в толпу, Диоген сказал: «Берегись попасть в отца!».
В большой толпе народа, где также находился Диоген, какой-то юноша непроизвольно выпустил газы, за что Диоген ударил его палкой и сказал: «Послушай, мерзавец, неужели не сделав ничего, чтобы дерзко вести себя на публике, ты начал показывать нам здесь свое презрение к мнениям [большинства]?».
Однажды философ Аристипп, который нажил состояние, восхваляя царя, увидел, как Диоген промывает чечевицу, и сказал: «Если бы ты прославлял царя, тебе не пришлось бы питаться чечевицей!» На что Диоген возразил: «Если бы ты научился питаться чечевицей, то тебе не пришлось бы прославлять царя!».
Однажды, когда он (Антисфен) замахнулся на него палкой, Диоген, подставив голову, сказал: «Бей, но ты не найдешь такой крепкой палки, чтобы прогнать меня, пока ты что-нибудь не скажешь». С этих пор он стал учеником Антисфена и, будучи изгнанником, повел самую простую жизнь.

Афоризмы
Обращайся с вельможами, как с огнём; не стой ни очень близко, ни слишком далеко от них.
Протягивая руку друзьям, не сжимай пальцы в кулак.
Бедность сама пролагает путь к философии; то, в чём философия пытается убедить на словах, бедность заставляет осуществлять на деле.
Неграмотных и непросвещенных вы обучаете так называемым изящ­ным искусствам, чтобы у вас, когда понадобятся, под руками были образованные люди. Почему же вы не перевоспитываете дурных, чтобы потом воспользо­ваться ими, когда появится нужда в честных людях, так же как вы нуждаетесь в головорезах, захватывая чужой город или лагерь?
Злословец есть самый лютый из диких зверей; льстец — самый опасный из ручных животных.
Быстрее всего стареет благодарность.
Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных; гадание и астрология — самым безумным; суеверие и деспотизм — самым несчастным.
Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.
Смерть — не зло, ибо в ней нет бесчестья.
Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы.
Я — гражданин мира.

Диоген | Биография, философия и факты

Диоген, широко известный как «Диоген Синопский», был образцовым и уважаемым греческим философом, который считается одним из основателей философии киников. Он был единственным учеником Антисфена и главным сторонником аскетизма и этических идеологий своего учителя. Диогену аплодируют за его философские учения, наполненные уместным и уникальным чувством юмора, которого нет в работах других философов на протяжении всей истории. Он был одним из немногих, кто публично оскорбил Александра Македонского и не подвергся его гневу. Жизнь Диогена была пронизана различными противоречиями, он был очень самоуверенным и всю свою жизнь занимался попытками принизить и обесценить социальные ценности и разоблачить институты коррумпированного общества. Диоген считал, что добродетель можно проявить только действиями, а не словами.

Диоген родился в 412 г. до н.э. в Синопе, греческой колонии, расположенной на южном побережье Черного моря. Его отец, Гикесий, был банкиром, и он призвал Диогена помочь ему, присоединившись к банковскому бизнесу. Диоген был изгнан из Синопа из-за скандала, в котором его и его отца обвинили в порче валюты. Затем Диоген решил поселиться в Афинах, подпитываемый амбициями высмеивать общественные ценности и обычаи. В Афинах он начал работу по разрушению «чеканки» установленных обычаев, и он считал, что люди не размышляют о реальной природе зла, а скорее довольствуются тем, что полагаются на заранее установленные общепринятые толкования. Диоген попал под влияние аскетических учений Антисфена, и, несмотря на отказ Антисфена брать учеников, настойчивость Диогена окупилась, и он стал учеником Антисфена. Диоген развил свои идеологии на основе учений Антисфена, а позже превзошел даже своего учителя, доведя свои теории до крайности.

Диоген практиковал все, что проповедовал, и он проповедовал идеологию открытого бунта против условностей и отвергал искусственные ценности, созданные коррумпированным обществом. Таким образом, Диоген жил в ванне в форме урны, которая была собственностью храма Кибелы. Этот образ жизни, очень похожий на мышиный, по словам Диогена, научил его приспособляемости. Говорят, что однажды Диоген разбил свою единственную деревянную чашу, увидев, как крестьянский мальчик пьет воду из его ладоней. В его биографиях можно найти несколько других случаев его нетрадиционного поведения, например; Диоген всегда ел на рыночной площади, хотя афинские обычаи не советовали этого делать. Его часто видели среди бела дня с лампой, и, спросив, он небрежно сказал:0007 «Я просто ищу честного человека» . Поиски Диогена честного и заслуживающего доверия человека встречались только с эгоистичными и злыми людьми.

Когда Платон получил огромную оценку за пересмотр сократовского определения человека как «бесперых двуногих» , Диоген принес курицу в Академию Платона и сказал: «Смотрите! Я привел тебе человека». После этого возмутительного поступка Платон был вынужден добавить к определению «с широкими плоскими ногтями» . Из-за своего возмущения конвенционализмом и откровенной критикой Платон публично назвал Диогена «Сократ сошел с ума». Диоген считал, что человеческая жизнь должна основываться на разуме, чтобы отличаться от жизни содержавшегося животного, которое постоянно нужно вести и привязывать. Он считал разум лучшим спутником человека и проповедовал, что разум и логика должны быть руководящим принципом при принятии решений.

Также сообщается, что во время путешествия на Эгину Диоген был схвачен пиратами и продан в рабство на Крите коринфянину Ксениаду. После этого Диоген прожил в Коринфе всю оставшуюся жизнь в качестве наставника двух сыновей Ксениада. Он посвятил свою жизнь проповеди принципов добродетельного самоконтроля. Сообщается также, что он читал лекции огромной толпе на Истмийских играх.

В Коринфе Диоген также встретился с Александром Македонским, и, по сообщениям различных историков, они обменялись несколькими словами. Их встреча описана в нескольких биографиях как отдельная история. В одном рассказе описывается Диоген, лежащий на солнце, и Александр, встретив уважаемого философа, спросил его, не хочет ли он какой-либо особой милости, на что Диоген ответил «Да, встань подальше от моего солнечного света» . Сообщается, что Александр, вместо того чтобы быть обиженным явным неуважением к своему положению, сказал:0007 «Если бы я не был Александром, то хотел бы быть Диогеном» . Однако другой отчет об их встрече передает события по-другому. Говорят, что Александр видел, как Диоген с предельной сосредоточенностью осматривал груду человеческих костей, и на вопрос Александра он сказал: «Я ищу кости вашего отца, но не могу отличить их от таковых раба».

Диоген умер в 323 г. до н.э. Жители Коринфа воздвигли столб, на котором покоилась собака из паросского мрамора, как дань его памяти.

Купить книги Диогена

Диоген Синопский > Отдельный философ > Философия

Введение | Жизнь | Работа | Книги
 

Диоген Синопский
(деталь римской статуи)
Введение

Диоген Синопский (он же Диоген Циник ) (ок. 412 — 323 до н.э.) был греческим философом сократовского (или классического) периода. Он был одним из основателей архетипическим практиком ) древнегреческой философской школы цинизма.

Он жил как нищий на улицах Афин и сделал добродетель крайней нищеты . Он учил презрению ко всем человеческим достижениям, общественным ценностям и институтам. Но его острый остроумие и язвительная сатира были очень эффективны в подчеркивании упадка , иррациональности и двойных стандартов афинского общества.

Диоген (произносится как die-O-jen-ees ) был , родившимся примерно в 412 г. до н.э. (или 404 г. до н.э., по некоторым данным) в г. Синопе г. (на черноморском побережье современной г. Турции г.), сын г. Трезия г., богатого менялы. Скорее всего ему изгнал из Синопа за фальсификацию монет, которые его отец чеканил из неблагородных металлов, и отправился в Афины с рабом по имени Манес , который бросил его вскоре после этого.

Он жил как нищий на улицах Афин, живя полуобнаженным в лохани у храма Кибелы , делая добродетелью свою крайнюю нищету .

Его привлекло аскетическое учение Антисфена (ок. 445 — 365 до н. э.), ученик Сократа. Диоген стал учеником Антисфена , несмотря на жестокость , с которой он был принят, и быстро превзошел своего учителя как в репутации , так и в аскетизме своей жизни. Он избегал всех земных удовольствий , и открыто пренебрегал тем, что считал глупостью , притворством , тщеславием , альпинизмом , самообманом и искусственность многих человеческих поступков.

Большая часть того, что мы знаем о его жизни , дошло до нас в виде анекдотов , особенно из «Жизнеописаний и мнений выдающихся философов» историка древнегреческих философов 3-го века,

Диоген Лартий . Например, он уничтожил свое единственное имущество, единственную деревянную миску , увидев, как крестьянский мальчик пьет из дупла его рук . Он ходил среди бела дня с лампой , потому что утверждал , что ищет честного человека . Он щедро восхвалял достоинства собак (которые едят что угодно , не беспокоятся о том, где спать , беззаботно выполняют естественные телесные функции на публике и знают инстинктивно кто друг и кто друг враг ), что делает их превосходящими людей по его мнению. В свое время он высмеял платоновскую характеристику человека как безперого двуногого , принеся в аудиторию ощипанного цыпленка. Ему также приписывают первое известное использование слова «космополит» , утверждая, что он
«космополит»
(«гражданин мира»).

Он показал свое неприятие «нормальных» представлений о человеческой порядочности едой на улице, мастурбацией на базаре, мочится на тех, кто оскорбил его, испражняется в театре и указывает на людей своим средним пальцем . Он был самопровозглашенным публичным ругателем , чьей миссией было продемонстрировать древним грекам, что цивилизация является регрессивной .

Согласно легендам, Диоген был захвачен пиратами и продан в качестве раба на Крите коринфянину по имени Ксениад , который был впечатлен своим остроумием и видением и нанял его в качестве наставника для двух своих сыновей. Он жил в Коринфе до конца своей жизни, которую он посвятил проповеди доктрин

добродетельного самообладания . В какой-то момент он предположительно встретил Александра Великого в Коринфе и произвел впечатление на великого лидера своей изобретательностью и мудростью , заставив Александра заметить: «Если бы я не был Александром, то я хотел бы быть Диогеном». .

Он умер в 323 г. до н.э. at Corinth , предположительно задержал дыхание , заболел от употребления в пищу сырого осьминога или перенес укус инфицированной собаки . Он оставил инструкции быть выброшенным за городскую стену после его смерти, чтобы дикие животные могли полакомиться его телом. Коринфяне воздвигли в его память столб , на котором покоилась собака из паросского мрамора.

Работа
Наверх

Ни одно сочинение Диогена не сохранилось , несмотря на то, что он, как сообщается, является автором нескольких книг . Все, что у нас есть, это анекдотов о его жизни и высказываний , приписываемых ему в ряде разбросанных классических источников , ни один из которых не является окончательным. (Для полного списка некоторых остроумных высказываний Диогена посетите веб-сайт Diogenes the Dog.)

Наряду с Антисфеном (ок. 445 — 365 до н. э.) и Фивским ящиком (ок. 365 — 285 до н. э.) Диоген считается одним из основателей школы цинизма. Доктрина цинизма утверждает, что цель жизни состоит в том, чтобы жить жизнью Добродетели в согласии с Природой (которая требует только предметов первой необходимости

, необходимых для существования). Это включает в себя отказ от всех обычных желаний здоровья , богатство , власть и слава , и жизнь без всего имущества и имущества .

Хотя Антисфен проповедовал жизнь в бедности , а Кратес даже отдал большое состояние , чтобы жить в бедности в Афинах, Диоген довел цинизм до его логических крайностей и доминирует в истории цинизма, как никакой другой фигуры. Он посвятил свою жизнь самодостаточность («автаркея»), аскетизм («аскесис») и бесстыдство («анаидия»), и прославился своей язвительной сатирой и остроумием . Его довольно шокирующий образ жизни и привычки никогда не были беспричинными , а использовались для тонкой иллюстрации его презрения к человеческим достижениям, общественным ценностям и институтам и для указания на иррациональность принятых

условностей .

Подобно Сократу, Диоген считал, что он может действовать как врач для человеческих душ и улучшать их морально , в то же время питая презрение к их тупости. Платон однажды назвал его «сумасшедшим Сократом». Диоген, в свою очередь, был особенно резким критиком Платона и его метафизических изысканий. В его антиплатоническом настойчивом утверждении, что разум должен заменить авторитет в управлении делами людей, и в его видении свободного сообщества без правительства , Диогена тоже можно считать протоанархистом.

Как философ Диоген воспринимал удивление серьезно , несмотря на его ударную тактику . Очевидно, он доказал к удовлетворению пришедших после него стоиков, что счастье не имеет никакого отношения к материальным обстоятельствам человека

, и они объявили его «софосом» или мудрецом . Изгнанник и изгой, человек без социальной идентичности , Диоген, несомненно, оставил след в сердцах своих современников , и его история продолжает очаровывать изучающих человеческую природу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *