Биография Сумарокова Александра Петровича | Биографии известных людей
| ФИО: | Сумароков Александр Петрович |
| Дата рождения: | 14 (25) ноября 1717 г. |
| Место рождения: | Москва |
| Знак зодиака: | Стрелец |
| Деятельность: | Поэт, драматург, критик |
| Дата смерти: | 12 октября 1777 г. (59 лет) |
Содержание:
- Годы детства и учебы
- Хронология жизненных перипетий
- Частная жизнь и взаимоотношения
- Литературное наследие
Годы детства и учебы
Сумароков Александр Петрович – поэт, сочинитель трагедий и комедий, од и песен середины восемнадцатого столетия.
Появился на свет в финском местечке Вильманстранд в 1717 году, 25 ноября, где семья проживала в связи со службой отца, который был в чине прапорщика.
Многодетная семья Сумароковых насчитывала 6 детей, Александр был вторым ребенком.
Корнями род уходит в древнее аристократическое, несколько обедневшее дворянство с богатыми традициями. Отца звали Петр, Петр I был его крестным отцом. Воинскую службу закончил в чине полковника, гражданская служба проходила в различных ведомствах, последнее место – Канцелярия конфискации с 1737 года.
Происхождение матери поэта, Прасковьи Приклонской, тоже благородное. Древний дворянский род был обласкан власть предержащими.
Первым учителем будущего поэта был сам отец, который учил детей грамоте. Впоследствии, в соответствии с дворянскими традициями, детям нанимали иностранных гувернеров. Среди учителей юного Александра были и известные педагоги, например, Иван Зейкан, который обучал наследника престола. Склонность к сочинительству проявилась у мальчика еще в детские годы.
В пятнадцатилетнем возрасте он и его брат Василий были приняты в учебное заведение для высшего дворянства «Сухопутный шляхетский кадетский корпус».
В аристократических кругах это учебное заведение именовалось «Рыцарской академией», поскольку оно ставило себе целью воспитывать российских наследников высшего дворянства в соответствии с духом гуманитарной культуры Европы. Там преподавались история, иностранные языки и другие науки. Курсанты занимались также риторикой, декламацией, этикетом, танцами, фехтованием. Они с удовольствием участвовали в литературном обществе, театральном кружке, библиотеке, получающей европейские новинки и зарубежные газеты и журналы.
Учеба легко давалась Александру Петровичу, у него все блестяще получалось, он состоял во многих объединениях и кружках, много читал. По тем временам, он получил отличное образование, знал немецкий и французский языки, немного владел итальянским. Уже в конце учебы в корпусе у него вышла отдельная брошюра с двумя одами, которые были посвящены императрице Анне Иоанновне, их высоко оценила литературная общественность.
Портрет кисти А. Лосенко
Хронология жизненных перипетий
- 1740 – окончание кадетского корпуса.

- 1742 – назначение помощником фаворита императрицы Елизаветы Петровны, графа А. Разумовского, приближение к сильным мира сего, участие в приемах и светских салонах.
1744 – теоретический спор с Василием Тредиаковским о стихосложении в союзе с М. В. Ломоносовым.- 1747 – опубликовано произведение, относящееся к трагическому жанру, где речь шла о древней Руси «Хорев», принесшее ему популярность. Вышла «Эпистола о стихотворстве», в ней поэт четко поставил перед собой литературные задачи на будущее, проанализировал состояние российской поэзии и определил, к чему должен стремиться любой пишущий человек.
- 1748 – «Гамлет», написанный под впечатлением от одноименного произведения Шекспира.
- 1756 – руководитель и автор первого постоянного публичного российского театра. В основе репертуара Русского театра были драматические произведения Сумарокова.
- Январь 1759 – начал издавать первый российский частный журнал «Трудолюбивая пчела».

- Декабрь 1759 – закрытие издания. В последнем выпуске было напечатано стихотворение поэта «Расставание с музами».
- 1761 – покинул театр, так как не смог ужиться с сотрудниками.
- 3 октября 1762 – «Речь на день Коронования … Екатерины II».
- 1766 – развод и повторная женитьба.
- 1769 – переезд в столицу, написание новых произведений.
- 1769 – письмо Вольтеру с критикой российских произведений комедийного характера и о делах и проблемах в российских театрах.
- 1771 – публикация целого ряда литературных творений: «О благородстве», в данной сатире поэт обличает пороки и недостатки дворянства; «Рогоносец по воображению», комедия нравов; «Вздорщица», «Мать – совместница дочери».
- 1777, 11 октября – смерть поэта.
Портрет кисти Ф. Рокотова (1762)
Частная жизнь и взаимоотношения
Александр Петрович был неординарной личностью.
На протяжении всей жизни он был окружен слухами и сплетнями. В отношениях с людьми был конфликтным вспыльчивым человеком. 3 раза женился.
Первой супругой была Иоганна Балк, фрейлина в услужении Екатерины II, немка по национальности. Она родила двоих дочерей, которых ее родственники после развода и смерти супруги хотели отобрать, лишив Сумарокова родительских прав. Поэт процесс выиграл, дети остались с ним.
В 1766 году брак распался, Сумароков взял в жены свою любовницу, от которой у него уже были мальчик и девочка, Веру Прохорову, значительно младше его. Детей признали законными 8 лет спустя. Вторая супруга погибла.
Александр сочетался браком в третий раз с ее племянницей Еленой Гавриловной, которая была на 30 лет младше его.
Многочисленные судебные тяжбы, прогрессирующая слепота, безалаберное ведение хозяйства привели к полному разорению. Поэт все чаще искал утешение в алкоголе. 11 октября 1777 года он скончался после непродолжительной болезни, не оставив наследства.
Его похоронили артисты московского театра на свои деньги на кладбище Донского монастыря.
Литературное наследие
Будучи дворянином, Александр Сумароков принимал участие в литературной жизни страны. Политика тоже не была ему чужда. Он задумывался о том, какие реформы следует провести, какие законы принять, чтобы страна стала демократическим государством.
Сумароков внес большой вклад в теорию и практику стихосложения. Он продолжил идеи Ломоносова, но через какое-то время они разошлись во взглядах. Александр Петрович считал, что стихи надо писать просто, как песни, избегая обилия красивостей и эпитетов. Утверждал классицизм на русской почве, как теоретически, так и практически.
Литературные критики считают его выдающимся драматургом и поэтом своего времени, преданным литературному делу. Очень плодовитый и старательный поэт. Поэзию и сочинительство он считал главным делом своей жизни, в отличие от других аристократов, занимающихся поэтическим творчеством.
Издатель первого частного литературного журнала «Трудолюбивая пчела», директор первого русского профессионального театра. Во всех своих разнообразных произведениях он обличает пороки, высмеивает безграмотность, невежество.
Александр Петрович Сумароков 1717-1777 — презентация онлайн
Похожие презентации:
Иван Алексеевич Бунин и Липецкий край
Биография Карамзина Николая Михайловича (1766 — 1826)
Авиценна Ибн Сина
Бауыржан Момышулы (1910-1982)
Аль-Фараби
Жан Жак Руссо
Леонардо да Винчи
Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого
Ахмет Байтурсынов
Зигмунд Фрейд
1. Александр Петрович Сумароков 1717-1777
Презентацию сделалиФоров Никита и Семёнова
Дарья
г. Белгород
2019
2. Биография
Поэт и драматург принадлежал к дворянскомуроду Сумароковых, возвышение которого
началось во второй половине XVII века.
Александр родился на территории Финляндии,
где тогда находился его отец по делам службы.
30 марта 1732 года вместе с братом Василием
(1715—1767) Александр был принят в первый
набор Сухопутного шляхетского кадетского
корпуса. Сумароков любил и умел учиться, в
корпусе он приобрёл отличное по меркам своего
времени образование, овладел немецким и
французским языками и началами
итальянского.
3. ОБРАЗОВАНИЕ
С 1726 года Пётр Сумароков служил в Петербурге и был первым учителем своего сына.Сумароков-старший с 1702 года обучался у известного русинского педагога Ивана
Зейкана который в дальнейшем давал уроки наследнику престола, будущему
императору Петру II, и участвовал в образовании Александра Сумарокова. Семейная
легенда свидетельствовала о том, что Александр очень рано стал сочинять стихи . 30
марта 1732 года вместе с братом Василием (1715—1767) Александр был принят в
первый набор Сухопутного шляхетского кадетского корпуса.
Корпуса носилиторжественное имя «Рыцарской академии».
4. Карьерные взлёты и падения
Дворцовый переворот 1741 года неповлиял на карьеру Сумарокова. В конце
1745 года майор Сумароков был назначен
заведующим канцелярией Лейб-кампании.
В 1751 году он получил чин полковника,
на Рождество 1755 года-бригадирский
чин. 30 декабря 1756 года Сумароков,
оставленный в армейском штате, получил
назначение директором Российского
театра. В июле 1761 года он был уволен с
сохранением жалованья и с тех пор нигде
не служил.
5. Цель Творчества
Принадлежащий к древнему дворянскомуроду и воспитанный на идеалах
благородства и чести, он считал, что все
дворяне должны соответствовать этой
высокой планке. Целью своего творчества –
и драматургии, и поэзии – Сумароков считал
воспитание у дворян благородных черт
характера. Он рисковал даже поучать
монарших особ, поскольку они не
соответствовали нарисованному им идеалу
6.
Конфликт с Ломоносовым и тредиаковскимПервый поэтический спор Тредиаковского, Ломоносова и Сумарокова прошёл в 1743—1744 годах, главнымсвидетельством чего стала небольшая книжка «Три оды парафрастические псалма 143 «. Летом 1743 года трое
писателей встретились и обсудили проблему: Тредиаковский утверждал, что героический стих должен быть
непременно хореическим,Сумароков и Тредиаковсий считали,что произведение должно быть ямбом.
Рациональные аргументы не устраивали обе стороны, поэтому вместо обмена контраргументами Сумароков
предложил поэтам сочинить одическое переложение, причём сам Сумароков и Ломоносов должны были сделать
его ямбом, а Тредиаковский хореем. То есть, если недостаточно индивидуальной эстетической оценки
стихотворца, судьёй должен был выступить «свет». Данный спор не кончился ничем, поскольку все трое
признали друг друга равноправными в «согласии разума».
7. Последние годы жизни
Злоупотребление алкоголем, нервное расстройство на почве постоянных стрессов, начинающаясяслепота давали о себе знать.
Причиной смерти поэта стала непродолжительная болезнь,осложненная сопутствующими факторами. Он скончался 11 октября 1777 года, не оставив детям
наследства. У литератора остались две дочери от первого брака, а также дочь и сын от союза со
второй супругой. Злоупотребление алкоголем, нервное расстройство на почве постоянных стрессов,
начинающаяся слепота давали о себе знать. Причиной смерти поэта стала непродолжительная
болезнь, осложненная сопутствующими факторами. Он скончался 11 октября 1777 года, не оставив
детям наследства. У литератора остались две дочери от первого брака, а также дочь и сын от союза со
второй супругой.
English Русский Правила
Краткая биография: Сумароков Александр Петрович. А. П. Сумароков
Александр Петрович Сумароков (1717–1777) — русский поэт, писатель и драматург 18 века.
Родился 14 (25) ноября 1717 г. в Петербурге в дворянской семье. Учился дома, продолжил образование в Сухопутном дворянском корпусе, где начал заниматься литературным творчеством, переписывая псалмы в стихах, сочиняя от имени кадетов «поздравительные оды» императрице Анне, песни — по образцу французских поэтов и В.
Тредиаковский (Тредьяковский). По окончании корпуса в 1740 году он был зачислен сначала в военно-полевой канцелярии графа Миниха, затем адъютантом к графу А. Г. Разумовскому.
Многословие свойственно человеческой глупости.
Сумароков Александр Петрович
Известность ему принесла опубликованная в 1747 году и сыгранная на дворе его первая трагедия «Хорев». Его пьесы ставились при дворе труппой Ф. Г. Волкова, заказанной из Ярославля.
Когда в 1756 году был основан постоянный театр, Сумароков был назначен директором этого театра и долгое время оставался главным «поставщиком» репертуара. За Хоревым последовали восемь трагедий, двенадцать комедий и три оперных либретто.
Параллельно Сумароков, работавший чрезвычайно быстро, развивался и в других областях литературы. В 1755–1758 годах он был активным сотрудником академического журнала «Ежемесячные сочинения», а в 1759 году издавал собственный сатирически-нравоучительный журнал «Трудолюбивая пчела» (первый частный журнал в России).
В 1762–1769 вышли сборники его басен, с 1769 по 1774 — ряд сборников его стихов.
Восприятие чужих слов, и особенно без необходимости, есть не обогащение, а ухудшение языка.
Сумароков Александр Петрович
Несмотря на близость ко двору, покровительство дворян, похвалу поклонников, Сумароков не чувствовал себя оцененным по заслугам и постоянно жаловался на невнимание, придирки цензуры и невежество общественности. В 1761 году он потерял контроль над театром. Позднее, в 1769 году, он переехал в Москву. Здесь, покинутый покровителями, разоренный и пьяный, он скончался 1 (12) октября 1777 г. Похоронен на Донском кладбище в Москве.
Творчество Сумарокова развивается в рамках классицизма, в том виде, который он принял во Франции XVII — нач. XVIII век Современные почитатели поэтому не раз провозглашали Сумарокова «наперсником Буало», «северным Расином», «Мольером», «русским Лафонтеном».
Литературная деятельность Сумарокова приковывает внимание своим внешним разнообразием.
Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна.
Сумароков Александр Петрович
Однако классицизм Сумарокова отличается, например, от классицизма его старшего современника Ломоносова. Сумароков «редуцирует» классическую поэтику. «Понижение» выражается в стремлении к менее «высокой» теме, во введении в поэзию мотивов личного, интимного порядка, в предпочтении «средних» и «низких» жанров над «высокими».
Сумароков создает большое количество лирических произведений в жанре любовных песен, произведений многих сатирических жанров — басни, комедии, сатиры, эпиграммы.
Сумароков ставит перед сатирой дидактическую задачу — «насмешкой поправить нрав, рассмешить ее и воспользоваться ее прямым уставом»: Сумароков высмеивает пустое сословное чванство («не по званию, на деле должен быть дворянином»), предостерегает против злоупотребления помещичьей властью (см.
в частности «Припев к извращенному миру», где «синица» говорит, что «за границей людьми не торгуют, деревень на карту не ставят, кожу не сдирают крестьян»).
Сумароков — один из инициаторов русской пародии, автор цикла «Бессмысленные оды», высмеивающий «буйный» одический стиль Ломоносова.
Сумароков Александр Петрович фото
Более известен как «отец русского театра».
Первый литературный опыт Александр Петрович Сумароков получил, опубликовав несколько поздравительных стихов императрице Анне Иоанновне.
После окончания кадетского корпуса был распределен в Русский театр, где на его плечи легла вся структура театра. Сумароков вернулся к литературной деятельности только после отъезда.
Александр Петрович был сторонником монархии и отказа от крепостного права. Но требования были слишком велики. Она проходит как нить через его произведения. В них он указывал, что император должен быть образован и эрудирован, должен соблюдать законы своего государства и быть далек от человеческих страстей.
Дворянство же должно верно служить обществу, чтобы по праву иметь свои регалии, быть просвещенным, иметь адекватное человеческое отношение к крепостным. Но существующая действительность оказалась далека от требований Сумарокова, они не соответствовали. А стихи его принимали резко сатирический характер и имели обличительную направленность. По своему взгляду на жизнь и окружающую действительность он был рационалистом. Любовные стихи Сумарокова пользовались в обществе большим успехом, хотя и довольно условным.
(1717 — 1777)
Сумароков Александр Петрович (1717 — 1777), поэт, драматург. Родился 14 ноября (25 н.с.) в Москве в старинной дворянской семье. До пятнадцати лет он получал образование и воспитывался дома.
В 1732 — 40 учился в Сухопутном дворянском корпусе, где начал писать стихи, подражая Тредиаковскому. Служил адъютантом у графа Г. Головкина и графа А. Разумовского и продолжал писать, находясь в это время под сильным влиянием ломоносовских од.
Через какое-то время находит свой жанр — песни о любви, которые получили общественное признание и разошлись в списках. Он разрабатывает поэтические приемы изображения душевной жизни и психологических конфликтов, которые впоследствии применяет в трагедиях.
Лирика Сумарокова была неодобрительно воспринята сторонником гражданской тематики Ломоносовым. Полемика между Ломоносовым и Сумароковым по вопросам поэтического стиля представляла собой важный этап в развитии русского классицизма.
В 1759 году издавал первый русский литературный журнал «Трудолюбивая пчела», выступавший на стороне придворной группы, которой руководила будущая императрица Екатерина II.
В начале царствования Екатерины II литературная слава Сумарокова достигает апогея. Молодые сатирики, группирующиеся вокруг Н. Новикова и Фонвизина, поддерживают Сумарокова, пишущего басни против чиновничьего произвола, взяточничества, бесчеловечного обращения помещиков с крепостными.
В 1770 г. после переезда в Москву Сумароков вступил в конфликт с московским главнокомандующим П. Салтыковым. Императрица приняла сторону Салтыкова, на что Сумароков ответил издевательским письмом. Все это ухудшало его общественное и литературное положение.
В 1770-е годы он создал свои лучшие комедии («Рогоносец по воображению», «Шут», 1772) и трагедии «Дмитрий Самозванец» (1771), «Мстислав» (1774). Участвовал как режиссер в работе театра при Московском университете, издал сборники «Сатира» (1774), «Элегия» (1774).
Последние годы жизни отмечены материальными лишениями, потерей популярности, что привело к пристрастию к спиртным напиткам. Это послужило причиной смерти Сумарокова 1 октября (12 нс.
) 1777 г. в Москве. Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Ярчайшим представителем классика был Александр Сумароков (1717 — 1777). Однако уже в его творчестве есть отличия от высокого «штиля», который он декларировал. В «высокую трагедию» он вносил элементы среднего и даже низкого стиля. Причиной такого творческого подхода было то, что драматург стремился вдохнуть жизнь в свои творения, вступая в противоречие с предшествующей литературной традицией.
Принадлежа к древнему дворянскому роду и воспитанный на идеалах благородства и чести, он считал, что все дворяне должны соответствовать этому высокому стандарту. Воспитание в шляхетском корпусе, дружба и общение с другими молодыми дворянами-идеалистами только укрепили его идею. Но реальность не совпала с мечтами. Драматург повсеместно сталкивался с ленью, малодушием в высшем свете, был окружен интригами и лестью. Это его очень разозлило. Необузданный характер юного дарования часто приводил писателя к конфликтам с дворянским обществом.
Например, Александр запросто мог швырнуть в помещика тяжелый стакан, который восторженно рассказывал о том, как он наказывает своих крепостных. Но будущему гению многое сходило с рук, так как он снискал славу придворного поэта и пользовался покровительством монархов.
Сумароков А.П., ст. Ф. Рокотов
Целью своего творчества — и драматургии, и поэзии — Сумароков считал воспитание у дворян благородных черт характера. Он даже рисковал учить царских особ, потому что они не соответствовали нарисованному им идеалу. Постепенно наставничество автора стало раздражать суд. Если в начале своего творческого пути драматург обладал особым иммунитетом, то в конце жизни драматург лишился покровительства даже Екатерины II, которая так и не простила ему злобных эпиграмм и посланий. Александр Петрович умер в одиночестве и в нищете в возрасте 61 года.
Его драматургия носила откровенно дидактический характер. Но это не значит, что это было неинтересно или неоригинально. Пьесы Сумарокова написаны блестящим языком.
Драматург получил известность среди современников
«северный Расин», «наперсник Буало», «русский Мольер».
Конечно, в этих пьесах есть некоторое подражание западным классикам, но избежать этого было практически невозможно. Хотя русская драматургия XVIII века была глубоко самобытна, она не могла не использовать лучшие западные образцы для создания русских драматических произведений.
Трагедии Сумарокова
Перу Александру Петровичу принадлежит 9 трагедий. Литературоведы делят их на две группы.
К первой относятся трагедии, написанные в 1740-1750 гг.
Это Хорев (1747), Гамлет (1748), Синав и Трувор (1750), Аристон (1750), Семира (1751), Димиза (1758).
Вторая группа трагедий написана после 10-летнего перерыва:
«Ярополк и Димиза» (1768) (переработка «Димиза» 1958) «Вышеслав» (1768), «Дмитрий Самозванец» (1771), «Мстислав» (1774).
От трагедии к трагедии нарастает тиранический пафос произведений автора.
Герои трагедий в соответствии с эстетикой четко делятся на положительных и отрицательных. В трагедиях практически минимум действия. Основную часть времени занимают монологи главных героев, часто обращенные к зрителю, а не к происходящему на сцене. В монологах автор со свойственной ему прямотой излагает свои нравоучительные мысли и принципы нравственности. Благодаря этому трагедии теряют в динамике, но суть пьесы оказывается заключенной не в действиях, а в речах персонажей.
Первая пьеса «Хорев» была написана и поставлена драматургом еще во время учебы в шляхетском корпусе. Она быстро завоевала признание и популярность. Сама императрица Елизавета Петровна любила его смотреть. Действие пьесы перенесено в эпоху Киевской Руси. Но «историчность» пьесы весьма условна, это всего лишь ширма для выражения вполне современных для эпохи драматурга мыслей. Именно в этой пьесе автор утверждает, что не народ создан для монарха, а монарх существует для народа.
Трагедия воплощает характерный для Сумарокова конфликт между личным и общественным, между желанием и долгом.
Главный герой пьесы, киевский царь Кий, сам виноват в трагическом исходе конфликта. Желая проверить верность своего подданного Хорева, он поручает ему выступить против отца своей возлюбленной Осмельды, Завлоха, некогда изгнанного из Киева. Финал трагедии мог бы быть счастливым (как в вольном переводе «Гамлета» с измененным финалом), но возлюбленную губят придворные интриги. По мнению Александра Петровича, причиной тому деспотизм и высокомерие царя.
Идея тиранноборста наиболее ярко воплотилась в его последней трагедии «Димитрий Самозванец». В пьесе присутствуют прямые призывы к свержению царской власти, изложенные устами второстепенных персонажей: Шуйского, Пармена, Ксении, Георгия. Насколько сильный резонанс вызвала публикация и инсценировка трагедии, можно судить по реакции Екатерины II, прочитавшей очерк и сказавшей, что это «чрезвычайно вредная книжечка». При этом эта трагедия шла в театрах до 20-х годов 19-го века.век.
Комедия Сумарокова
Авторские комедии, несмотря на то, что их художественные особенности слабее «высоких трагедий», имеют большое значение в становлении и развитии русской драматургии.
Как и трагедии, его комедийные пьесы написаны в «воспитательных», просветительских целях, отличаются обличительным пафосом. Комедии, в отличие от трагедий, написаны прозой и не очень велики по объему (1-2, реже 3 действия). В них часто отсутствует четкий сюжет, происходящее в них похоже на фарс. Главные герои комедий драматурга — люди, которых он замечал в обычной жизни: священники, судьи, крестьяне, солдаты и т. д.
Величайшей силой комедии был их красочный и глубоко оригинальный язык. Несмотря на то, что на создание комедий автор потратил гораздо меньше времени, чем на трагедии, ему удалось передать колорит современной народной жизни. Из 12 написанных им комедий самая известная комедия наз. «Рогоносец по воображению», в котором драматург высмеивал дремучесть и деспотизм помещиков.
О значении деятельности драматурга в создании и развитии русского театра —
Вам понравилось? Не скрывай от мира свою радость — поделись
Проект МУЗА — Вольтер для России: Путь А.
П. Сумарокова от поэта-критика к русскому философу (рецензия)Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:
SEER, 91, 4, ОКТЯБРЬ 2013 872 который опирался главным образом на понятие этнической принадлежности. Как показывает Камуселла, словацкий путь к самореализации стал более проблематичным из-за исторического подчинения говорящих на словацком языке Венгрии и сложных асимметричных отношений Словакии с чешскоязычными землями. Сравнительно короткий вывод (стр. 905–55) служит в первую очередь для обобщения наиболее важных тем первой и второй частей основного текста. Некоторым читателям этот раздел сам по себе может предложить полезный дайджест необходимого им материала. Большинство других, скорее всего, захотят просмотреть оставшуюся часть исследования в поисках разделов, относящихся к их собственной специализации, а не читать книгу от корки до корки. Огромный объем и объем этого тома иногда могут затруднить для читателей изучение более узко определенных областей интересов, но этот факт никоим образом не умаляет общих достоинств исследования Камуселлы.
Его исчерпывающее эмпирическое исследование является бесценным справочным источником для лингвистов, историков и политологов и дополняет другие более теоретические работы в этой области. Следует надеяться, что эта публикация появится в других изданиях в мягкой обложке (возможно, с некоторыми незначительными изменениями) и что в конечном итоге она может быть доступна на других языках, помимо английского. Университет Вулверхэмптона Том Дикинс Юингтон, Аманда. Вольтер для России: Путь А. П. Сумарокова от поэта-критика к русскому философу. Исследования по русской литературе и теории. Издательство Северо-Западного университета, Эванстон, Иллинойс, 2010. xiv + 260 стр. Примечания. Приложения. Избранная библиография. Индекс. $790,95. Первой реакцией читателя на название книги доктора Юингтона о русском поэте и драматурге XVIII века А. П. Сумарокове «Вольтер для России» может быть недоверие. Можно ли утверждать, что литературные и драматические сочинения Сумарокова сравнимы с собранием сочинений Вольтера по качеству содержания, жанровому диапазону и тематике или хотя бы по количеству? Нет и его подзаголовка «А.
Путь П. Сумарокова от поэта-критика к русскому философу», более правдоподобно. Где доказательства такой эволюции авторской личности Сумарокова? Однако именно благодаря мастерству доктора Юингтон в представлении и интерпретации своих доказательств к концу своей книги она, вероятно, завоюет симпатии большинства читателей. Фактический фон не внушает оптимизма. Хотя Сумароков и Вольтер умерли с разницей в год, на самом деле они не встречались: Сумароков никогда не ездил во Францию или Швейцарию, а Вольтер никогда не ездил в Петербург. Недостаток физического контакта они также не компенсировали долгой и интимной перепиской. Был только один обмен письмами, который произошел между концом 1768 и началом 1769 года., и существует только вольтеровская сторона. Письмо, которым Сумароков инициировал обмен и которое он поручил князю Ф. А. Козловскому передать Фернею, не сохранилось (стр. 47–51). Однако ответ Вольтера от 26 февраля 1769 года был всем, на что Сумароков мог надеяться, и всю оставшуюся жизнь он использовал его для подтверждения своих притязаний на первенство среди своих собратьев-русских поэтов и драматургов.


