Гоголь вечер накануне ивана купала: Николай Гоголь — Вечер накануне Ивана Купала читать онлайн

Николай Гоголь — Вечер накануне Ивана Купала читать онлайн

12 3 4 5

Николай Васильевич Гоголь

ВЕЧЕР НАКАНУНЕ ИВАНА КУПАЛА

За Фомою Григорьевичем водилась особенного рода странность: он до смерти не любил пересказывать одно и то же. Бывало, иногда если упросишь его рассказать что сызнова, то смотри, что-нибудь да вкинет новое, или переиначит так, что узнать нельзя. Раз, один из тех господ — нам простым людям мудрено и назвать их — писаки они, не писаки; а вот то самое, что барышники на наших ярмарках. Нахватают, напросят, накрадут всякой всячины, да и выпускают книжечки, не толще букваря, каждый месяц или неделю. Один из этих господ и выманил у Фомы Григорьевича эту самую историю, а он вовсе и позабыл о ней. Только приезжает из Полтавы тот самый панич в гороховом кафтане, про которого говорил я и которого одну повесть вы, думаю, уже прочли; привозит с собою небольшую книжечку и, развернувши посередине, показывает нам. Фома Григорьевич готов уже был оседлать нос свой очками, но, вспомнив, что он забыл их подмотать нитками и облепить воском, передал мне.

Я, так как грамоту кое-как разумею и не ношу очков, принялся читать. Не успел перевернуть двух страниц, как он вдруг остановил меня за руку. «Постойте! наперед скажите мне, что это вы читаете?» Признаюсь, я немного пришел в тупик от такого вопроса. «Как что читаю, Фома Григорьевич? вашу быль, ваши собственные слова». — «Кто вам сказал, что это мои слова?» — «Да чего лучше, тут и напечатано: рассказанная таким-то дьячком». — «Плюйте ж на голову тому, кто это напечатал! бреше, сучый москаль. Так ли я говорил? Що-то вже, як у кого черт ма клепки в голови! Слушайте, я вам расскажу ее сейчас». Мы придвинулись к столу, и он начал:

ВЕЧЕР НАКАНУНЕ ИВАНА КУПАЛА Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви

Дед мой (царство ему небесное! чтоб ему на том свете елись одни только буханци пшеничные, да маковники в меду) умел чудно рассказывать. Бывало, поведет речь — целый день не подвинулся бы с места, и все бы слушал. Уж не чета какому-нибудь нынешнему балагуру, который как начнет

москаля везть,[1] да еще и языком таким, будто ему три дня есть не давали, то хоть берись за шапку, да из хаты. Как теперь помню — покойная старуха, мать моя, была еще жива, — как в долгий зимний вечер, когда на дворе трещал мороз и замуровывал наглухо узинькое стекло нашей хаты, сидела она перед гребнем, выводя рукою длинную нитку, колыша ногою люльку и напевая песню, которая как будто теперь слышится мне. Каганец, дрожа и вспыхивая, как бы пугаясь чего, светил нам в хате. Веретено жужжало; а мы все, дети, собравшись в кучку, слушали деда, не слезавшего от старости, более пяти лет, с своей печки. Но ни дивные речи про давнюю старину, про наезды запорожцев, про ляхов, про молодецкие дела Подковы, Полтора-Кожуха и Сагайдачного не занимали нас так, как рассказы про какое-нибудь старинное чудное дело, от которых всегда дрожь проходила по телу и волосы ерошились на голове. Иной раз страх, бывало, такой заберет от них, что все с вечера показывается Бог знает каким чудищем. Случится, ночью выйдешь за чем-нибудь из хаты, вот так и думаешь, что на постели твоей уклался спать выходец с того света. И чтобы мне не довелось рассказывать этого в другой раз, если не принимал часто издали собственную положенную в головах свитку за свернувшегося дьявола.
Но главное в рассказах деда было то, что в жизнь свою он никогда не лгал; и что, бывало, ни скажет, то именно так и было. Одну из его чудных историй перескажу теперь вам. Знаю, что много наберется таких умников, пописывающих по судам и читающих даже гражданскую грамоту, которые, если дать им в руки простой часослов, не разобрали бы ни аза в нем, а показывать на позор свои зубы — есть уменье. Им все, что ни расскажешь, в смех. Эдакое неверье разошлось по свету! Да чего, — вот, не люби Бог меня и Пречистая Дева! вы, может, даже не поверите: раз, как-то заикнулся про ведьм — что ж? нашелся сорви-голова, ведьмам не верит! Да, слава Богу, вот я, сколько живу уже на свете, видел таких иноверцев, которым
провозить попа в решете
[2] было легче, нежели нашему брату понюхать табаку; а и те открещивались от ведьм. Но приснись им, не хочется только выговорить, что такое, нечего и толковать об них.

Лет — куды! более чем за сто, говорил покойник дед мой, нашего села и не узнал бы никто: хутор, самый бедный хутор! Избенок десять, не обмазанных, не укрытых, торчало то сям, то там, посереди поля. Ни плетня, ни сарая порядочного, где бы поставить скотину или воз. Это ж еще богачи так жили; а посмотрели бы на нашу братью, на голь: вырытая в земле яма — вот вам и хата! Только по дыму и можно было узнать, что живет там человек Божий. Вы спросите, отчего они жили так? Бедность, не бедность; потому что тогда козаковал почти всякой и набирал в чужих землях не мало добра; а больше оттого, что незачем было заводиться порядочною хатою. Какого народу тогда не шаталось по всем местам: крымцы, ляхи, литвинство! Бывало то, что и свои наедут кучами и обдирают своих же. Всего бывало.

В этом-то хуторе показывался часто человек, или лучше дьявол в человеческом образе. Откуда он, зачем приходил, никто не знал. Гуляет, пьянствует и вдруг пропадет, как в воду, и слуху нет. Там, глядь — снова будто с неба упал, рыскает по улицам села, которого теперь и следу нет и которое было, может, не дальше ста шагов от Диканьки. Понаберет встречных козаков: хохот, песни, деньги сыплются, водка как вода… Пристанет, бывало, к красным девушкам: надарит лент, серег, монист — девать некуда! Правда, что красные девушки немного призадумывались, принимая подарки: Бог знает, может, в самом деле перешли они через нечистые руки.

Родная тетка моего деда, содержавшая в то время шинок по нынешней Опошнянской дороге, в котором часто разгульничал Басаврюк, так называли этого бесовского человека, именно говорила, что ни за какие благополучия в свете не согласилась бы принять от него подарков. Опять, как же и не взять: всякого проберет страх, когда нахмурит он, бывало, свои щетинистые брови и пустит исподлобья такой взгляд, что, кажется, унес бы ноги Бог знает куда; а возьмешь — так на другую же ночь и тащится в гости какой-нибудь приятель из болота, с рогами на голове, и давай душить за шею, когда на шее монисто, кусать за палец, когда на нем перстень, или тянуть за косу, когда вплетена в нее лента. Бог с ними тогда, с этими подарками! Но вот беда — и отвязаться нельзя: бросишь в воду — плывет чертовский перстень или монисто поверх воды, и к тебе же в руки.

В селе была церковь, чуть ли еще, как вспомню, не святого Пантелея. Жил тогда при ней иерей, блаженной памяти отец Афанасий. Заметив, что Басаврюк и на Светлое Воскресение не бывал в церкви, задумал было пожурить его — наложить церковное покаяние.

Куды! насилу ноги унес. «Слушай, паноче! — загремел он ему в ответ. — Знай лучше свое дело, чем мешаться в чужие, если не хочешь, чтобы козлиное горло твое было залеплено горячею кутею!» Что делать с окаянным? Отец Афанасий объявил только, что всякого, кто зазнается с Басаврюком, станет считать за католика, врага Христовой церкви и всего человеческого рода.

Читать дальше

12 3 4 5

Краткое содержание Гоголь Вечер накануне Ивана Купала за 2 минуты пересказ сюжета

Краткие содержания за 2 минуты

  • Краткие содержания
  • Гоголь
  • Вечер накануне Ивана Купала

Жуткую быль поведал дед Фомы Григорьевича. А ему все рассказала родная тетка. История эта столетней давности. В ту пору села еще не было, был нищий хутор.

Повадился на хутор дьявол в образе человеческом, Басаврюк. Пил, гулял, дарил гостинцы девчатам. Только от подарков были проблемы – бусы душили ночью, снились кошмары, да и казалась ночью всякая нечисть в хате. А отделаться от презентов не выходило – они назад как завороженные возвращались.

У зажиточного казака Коржа была дочь Пидорка и батрак Петрусь Безродный. Пидорка и Петрусь влюбились. Корж застал их при поцелуе, хотел побить наймита, но упросил за него малый брат девушки, Ивась.

К Коржам начал ходить зажиточный лях. Отец стал готовить свадьбу дочки и ляха. Ивась сообщил Петру об этом.

Петр с горя напился в шинке. Басаврюк решил ему помочь, если парень пообещает выполнить одно желание нечистого. Петр согласился.

Басаврюк привел хлопца в лес и помог найти цветок папоротника. С цветком в руке он увидел сначала избушку Бабы Яги, потом превращения: собаки — в кошку, кошки — в ведьму. Колдунья пошептала на цветок и поплыл цветок по воздуху, упал на землю. В том месте сказала старуха копать. Петр раскопал клад в железном ларце. Но клад убегал ниже в землю. Ведьма возжелала крови людской. Привела малое дитя, дала нож и приказала отделить голову.

Петр поднял простыню и узнал в мальце Ивася. Парень не хотел, но увидев золото, открывшееся в сундуке, убил Ивася. Ведьма выпила крови…

Как полоумный, Петр прибежал домой и свалился там. Пришел в себя через двое суток. Возле него было два мешка с золотом.

Выяснилось, что пропал Ивась, причем в день договора Петра с Басаврюком. Пидорку отдали замуж за Петруся. Жили они в достатке.

Спустя месяц Петр изменился – усох и стал блеклым. Все силился что-то вспомнить. Хирел на глазах. Через полгода от переживаний за него и Пидорка стала вянуть.

В канун праздника Ивана Купала Пидорка привела к мужу колдунью из Медвежьего оврага. Петр узнал в ней ведьму и хотел убить топором. Вместо нее показалось дитя – Ивась, весь в крови. В ужасе Пидорка выбежала из дома. Когда сбежались люди на ее крики, в хате был дым, а вместо Петра – горстка пепла, вместо золота – глиняные черепки.

Пидорка ушла на богомольство. Хутор забросили. В селе рядом тоже были случаи чертовщины.

В этой были поднята тема раскаяния за грехи.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Гоголь. Все произведения

  • Вечер накануне Ивана Купала
  • Вечера на хуторе близ Диканьки
  • Вий
  • Девяносто третий год
  • Женитьба
  • Заколдованное место
  • Записки сумасшедшего
  • Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка
  • Игроки
  • История создания комедии Ревизор
  • История создания повести Тарас Бульба
  • История создания поэмы Мертвые души
  • Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
  • Коляска
  • Король забавляется
  • Майская ночь или Утопленница
  • Мёртвые души
  • Мертвые души по главам
  • Миргород
  • Невский проспект
  • Нос
  • Ночь перед Рождеством
  • Петербургские повести
  • Повесть о капитане Копейкине
  • Портрет
  • Пропавшая грамота
  • Ревизор
  • Рим
  • Сорочинская ярмарка
  • Старосветские помещики
  • Страшная месть
  • Тарас Бульба
  • Шинель

Вечер накануне Ивана Купала.

Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Песнь о Роланде

    Семь лет французский король Карл вместе со своей многотысячной армией пытался завоевать Испанию. Много городов и крепостей было захвачено. Оставшихся в живых сарацин обращали в христианскую веру.

  • Краткое содержание Оперы Чайковского Евгений Онегин

    Сначала действие разворачивается в поместье небогатых дворян Лариных. Летним вечером две сестры, Татьяна и Ольга, сидят в саду и поют романс.

  • Краткое содержание Куприн Колесо времени

    Главный герой Михаил живет и работает во Франции. Он бывший русский военный. После войны он и многие другие русские остались работать на заводе. Михаил со своми хорошими знакомыми прекрасно живут в чужой стране.

  • Краткое содержание Пушкин Бахчисарайский фонтан

    В Тавриде, во дворе, опустив глаза, сидел свирепый хан. Весь его двор молча наблюдал за вспышками гнева на его лице. По взмаху руки хана, его оставили в одиночестве, чтобы дать ему подумать. Какие же мысли крутились у него в голове?

  • Краткое содержание Кассиль Черемыш — брат героя

    Пятиклассник Геннадий (Геша) Черемыш живет в детском доме и переходит учиться в новую школу. Для того чтобы расположить к себе одноклассников, Геша говорит, что он брат Героя Советского Союза летчика Климентия Черемыша.

Краткое содержание вечера накануне Ивана Гоголя. Волшебная ночь на Ивана Купалу

Служащий Фома Григорьевич говорит, что повторяет эту историю не раз.

Дедушка сказал ему.

Некий Басаврюк, бесцельно бродивший по хутору Диканька, никогда не ходил в церковь, из-за чего был прозван чертом и с тех пор считался на хуторе Антихристом. Подарки, которые он преподносил девушкам, кусали их по ночам и таким образом наводили ужас.

У казака Коржа была красавица дочь и преданный работник Петрусь Безродный. Между Петрусьем и дочерью Коржа завязались любовные отношения. Такой поворот поверг Коржа в ярость — Петрус отправляется в ссылку. Красавицу просят выйти замуж за богатого и красивого поляка.

Басаврюк предлагает Петрюсу деньги за редкий цветок папоротника. Он объясняет, что это чудо можно встретить только в ночь на Ивана Купалу. Также нужно отправиться за цветком в определенное место — к оврагу, по прозвищу Медведь.

Когда Петрус приходит в овраг в назначенное время, он легко находит папоротник. Когда он срывает его, то видит отовсюду тянущиеся руки нечистой силы. Вот и появляется избушка, как из сказки — на курьих ножках. Потом происходят страшные метаморфозы: превращение животных друг в друга, например, собаки в кошку, в кошку — в волшебницу. Ведьма заколдовывает папоротник и заставляет Петруса бросить цветок.

В том месте, где упал цветок, превратившийся в шар из огненного сгустка, Петрус роет яму и находит сундук. Но разразившийся за его спиной смех приводит к тому, что сундук снова уходит под землю. Далее ведьма требует, чтобы Петрус принес в жертву человеческую кровь, и заставляет его убить маленького ребенка. В облике этого мальчика герой с ужасом узнает черты Иваса, младшего брата своей девушки. Но он не хочет его убивать, как бы не диктовала ему нечисть. Но сознание его помутнело, он не заметил, как это случилось, что он все-таки зарезал Иваса. Последнее, что он помнит, это фонтан крови, бьющий в разные стороны.

Ему кажется, что он бежит через красное пространство. Проснувшись дома, он ничего не помнит из событий той страшной ночи. Однако у кровати он находит мешки с золотом. На эти деньги Петрус устраивает пышную свадьбу со своей невестой. Ивас отсутствует на свадьбе. Петрус, в свою очередь, совсем его не помнит.

Впоследствии Петрус рассердился, потому что не мог вспомнить ночь перед Иваном Купалой. Его жена приводит старуху из Медвежьего оврага. Она провела ритуал, и девушка увидела Иваса в белой простыне и в крови. Она испугалась, и ей пришлось бежать.

Утром находят только пепел и осколки — все, что осталось от Петруса и его мешков с золотом. Бедная девушка становится паломницей и отправляется в Киев.

А Басаврюк продолжает свои нечистые дела.

Иван Купала — древний праздник летнего солнцестояния у восточных славян, отмечаемый в ночь с 6 на 7 июля (24 июня по старому стилю). Эта ночь считается волшебной: травы вступают в силу, наступает время гадания. История праздника Ивана Купалы уходит своими корнями в глубь тысячелетий. Так что Купала, пожалуй, один из самых древних праздников.

Смотри, Петро, ​​ты как раз вовремя созрел: завтра Иван Купала. Только этой ночью в году цветут папоротники. Не пропустите!

Н.В. Гоголь «Вечер накануне Ивана Купалы»

По легенде, Купала, еще в раннем детстве птица Сирин, унесенная от его сестры Костромской, поднял венок сестры, проплывая мимо на лодке, и, по обычаю, они должны были пожениться. Кострома не признала родного брата. И только после свадьбы жених и невеста поняли, что они брат и сестра. Тогда они решили покончить жизнь самоубийством и утопились в реке. Кострома превратилась в русалку (мавку), а бог неба Вышень сжалился над Купалой и превратил ее в цветок Купалу-да-Мавку, названного впоследствии Иваном-да-Марьей.

Павлович-Флорчук Оксана.

Ночь на Ивана Купалу — летний праздник, когда плетут венки и пускают по реке, гадают и прыгают через костер. Купала всем легко и весело, чертовщину изгоняла, сжигала, открывая дорогу беззаботному веселью, играм и хороводам. Купалу празднуют в лесу, и все его обитатели, в том числе и леший, тоже присоединяются к общим пляскам и гаданиям. Купальская ночь одновременно окутана тайной, неизвестностью и присутствием иного мира, и в то же время это один из самых шумных и оживленных дней языческого календаря.

Томашевский В.

В старину матери сжигали на купальских кострах одежду больных детей, чтобы вместе с ней сжечь и сами болезни. Роса, выпавшая на Иванов день, считалась целебной. Им мылись, чтобы избавиться от болезней. Народное поверье гласит, что в ночь на Ивана Купалу расцветают волшебные просветы – трава и папоротник, способные указать на зарытые клады.

Светлана Глебова. «В ночь на Ивана Купалу». Батик.

На Ивана Купалу издавна принято гадать с помощью самых разных предметов или растений. В теплую волшебную ночь особенно удачны гадания на Ивана Купала и привороты.

Гадание по венку

Спустив венок по реке, наблюдают за его поведением. Тонущий венок был дурным предзнаменованием: «Венок утонул — милый обманул». Если венок распустился, вытянулся в цепочку или распался на отдельные цветы, значит, девушке в этом году не суждено выйти замуж. Если его выбросило на берег, не ждите свадьбы в ближайшее время. Чем дальше и дольше плывет венок, тем быстрее девушка выйдет замуж.

Вышинский Вадим. «Утро, день Ивана Купалы».

Гадание по огню

В праздничную ночь на Ивана Купалу разводят большой костер и прыгают через него. Если пламя не коснулось джемпера, это благоприятный знак, предвещающий девушкам — скорое и счастливое замужество, парням — удачу в делах и любви.

Гадание на ромашке

Налейте воду в широкую и неглубокую емкость. Поместите в него два бесстебельных цветка ромашки. Если цветы плывут в разные стороны — друг от друга — влюбленные расстанутся. Если они продолжат плыть бок о бок, вы будете вместе всю жизнь.

Ляшко Екатерина Владимировна

Гадание по кругам на воде

В широкую и глубокую чашу наливается вода. На закате они шепчут воде свое желание и бросают небольшой камешек. Если количество кругов на воде четное, то желание сбудется, если нечетное, то желание не сбудется.

Гадание по березовым веткам

Возьмите семь маленьких березовых веточек (примерно одинаковой длины). Смешайте их вместе. Не глядя, выберите один. Какую ветку выдернешь, такой и будет твое будущее — ровное и гладкое или изогнутое и с бугорками-препятствиями.

Э. Курбала. «В ночь на Ивана Купалу». Триптих.

От Аграфены до Ивана, ночью собирал траву.
Завтра ты будешь плавать.
Сплети мне венок…
Созревает земляника, рыжие девушки зовут в лес.

Завтра ты будешь плавать.
Ты завтра придешь к костру?
Распустившийся «огненный цвет» играет огнями в темноте.
Завтра ты будешь плавать.
Завтра я приду к реке!
Сергей Софер.







Boris Olshansky. Ночь на Ивана Купалу.

Древний языческий праздник Купало — великий день очищения водой и огнем, который проходит в день летнего солнцестояния. Слово «купало» означает горячее, пылкое, кипящее существо, а значит, солнце. Этот день языческого божества совпал с христианским праздником — Рождеством Иоанна Предтечи — Св. Иоанна Предтечи. Это совпадение и слияние праздников привело к изменению названия праздника — Иван Купала.

Николай Сперанский. Купальский хоровод 1992

С образом божества связана любовная легенда.

Разлученный в детстве с родной сестрой, Купало, не зная, что это его родная кровь, впоследствии женился на ней. И закончилось это трагически: брат и сестра покончили жизнь самоубийством, утопившись. Отсюда и эротический характер праздника. Считалось, что пройдя через все это, человек очищается. Чтобы привести себя в желаемое состояние, славяне-язычники пили специальные отвары трав. В этот день, день сбора урожая, зажигали костер из жертвенных трав, и вокруг этого костра с песнями плясали все без исключения, независимо от пола и возраста. Интересно, что богу Купале приносилась своеобразная жертва: купание.

Семен Кожин. Гадание на венках.

Существует мнение, что ведьмы отмечают свой праздник на Ивана Купалу. Он заключается в усилении причинения зла людям. Считалось, что ведьмы хранили кипяченую воду с пеплом купальского огня, брызгая ею на себя на Ивана Купалу, ведьма могла запросто улететь, куда ей вздумается. По поверьям крестьян, в Купалу, самую короткую ночь, нельзя спать, так как вся нечисть оживает и становится особенно активной — ведьмы, оборотни, русалки, змеи, колдуны, домовые, водяные, лешие .

Купальская ночь: таможня

От Карпат до севера России в ночь с 6 на 7 июля все праздновали этот мистический, загадочный,
но в то же время дикий и веселый день Иван Купала. Иванов день наполнен обрядами, связанными с водой. Купание в Иванов день является всенародным обычаем, но в некоторых регионах крестьяне считали такое купание опасным, так как в этот день именинник сам является водным человеком, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им утопит любую неосторожность.

В. Корольков.

Основная функция Купальская ночь- очистительные огни. Они плясали вокруг них, прыгали через них: кто удачливее и выше, тот и счастливее. Кое-где скот прогоняли через купальский огонь, чтобы уберечь от моровой язвы. На купальских кострах матери сжигали снятые с больных детей рубашки, чтобы вместе с этим бельем горели и болезни. Молодежь и дети, прыгая через костры, устраивали шумные веселые игры и скачки. Обязательно поиграйте в бернеры.

Всеволод Иванов. В ночь перед праздником Купалы.

В этот день бросают в реку венок из березы: утонет — смерть, выплывет — к замужеству, если выбросит на берег — незамужней. Также существует обычай париться с цветами иван-да-марьи и есть кутью, которую варят из ячменя и заправляют маслом. В дореволюционной России Иван Купала был одним из самых почитаемых и важных праздников в году, в нем принимало участие все население, а традиция требовала активного включения каждого участника торжества во все обряды и обязательного выполнения ряд правил, запретов и обычаев.

Генрих Семирадский. Ночь на Ивана Купалу.

Даже Симеон Полоцкий в 17 веке. писал о вере народа в то, что солнце прыгает и играет в купальские дни. Этнографы зафиксировали множество поверий, что в день Ивана Купалы и в Петров день «солнце играет на восходе, переливается всеми цветами радуги, прыгает, ныряет в воду и вновь появляется». Те же идеи выражены в купальских песнях: «Солнце рано заиграло на Ивана…»; «Солнце садится за горизонт…».

Соколов И.И. Ночь на Ивана Купалу. 1856.

Наблюдения за «играющим» солнцем продолжались до дня святого Петра (Купалы), который, очевидно, следует считать днем ​​прощания с солнцем, постепенно уменьшающимся после летнего солнцестояния. Существовал обычай «сторожить солнце». Вечером, захватив еду, молодежь, а в первой половине 19 в. и пожилые крестьяне, отправились на холм, где гуляли всю ночь, разжигали костры и ждали восхода солнца, чтобы увидеть игру солнца.

Всеволод Иванов. Сенич. Июнь.

А в других странах…

Праздник Ивана Купалы присущ многим славянским народам. В Польше он известен как Соботки, в Украине — Купало или Купайло, в Литве — как Ладо. Одни народы отмечают так называемый праздник Росы, другие наряжают ивы и танцуют вокруг нее, третьи взбираются на высокую гору и устраивают там грандиозный ведьмин слет.

В Литве Иванов день отмечается как день летнего солнцестояния и приходится на 24 июня. Существует поверье, что в эту самую короткую ночь в году растения и вода обретают чудодейственную способность излечивать все болезни и повышать плодородие земли. Люди жгут костры, пускают по реке венки и идут в лес на поиски цветка папоротника.

Вера Донская — Хилько. Ночь на Ивана Купалу. 2005

Японцы верят, что небесный свод опоясывает Великую Реку (Млечный Путь), на разных берегах которой стоят любящие мужчина и женщина. Они стремятся друг к другу, но только раз в году, 7 июля, когда Великая река мелеет, они могут перейти ее вброд и встретиться. Этот день японцы почитают как большой праздник — праздник Звезды.

Конец июня для испанцев — время борьбы с ведьмами. Ночь священных огней, магии и предзнаменований начинается в Испании с 23 на 24 июня. По всей Испании зажигают костры, хозяйки пекут праздничный торт из коки, а шампанское кава льется рекой.

Педер Северин Кройер. Костер Святого Иоанна на пляже Скагена. 1903 год.

Незабываемый праздник проходит в горном селе Исиль. В ночь на Сан-Хуан туда съезжается чуть ли не половина Испании и Франции (остальное время 30 человек живут в поселке Исиль). Мужчины разводят костер на большой горе, танцуют вокруг нее, а потом спускаются вниз, где веселятся до утра: пьют, поют песни, танцуют и играют.

Кстати, русалки тоже водятся в зарубежных водоемах, но название у них несколько другое. В Греции это сирены, в Сербии — вилы (крылатые красавицы, способные убить одним взглядом), в Германии — ундины, в Ирландии — мерроу, иногда выходящие на берег в виде небольших лошадок.

Иван Купала: приметы

рецепт красоты.
Вам нужна чистая скатерть, с которой нужно идти на поляну рано утром. На полянке скатерть тащат по мокрой траве, а затем отжимают в приготовленную емкость, росой моют лицо и руки, чтобы отогнать всякую болезнь и чтобы на лице не было ни прыщей, ни прыщей. Роса служит не только для здоровья, но и для чистоты в доме: купальской росой окропляют грядки и стены дома, чтобы не водились жучки и тараканы.

Проверка супруга.
В ночь на Ивана Купалу девушки опускают на волны реки венки с зажженной лучиной или свечами, завивают венки Ивана-да-Марьи, лопуха, богородичной травы и медвежьего уха. Если венок сразу тонет, значит, суженый разлюбил и не может выйти за него замуж. У кого дольше проплывет венок, тот будет счастливее всех, а у кого дольше прогорит заноза, та проживет долгую-долгую жизнь!

Защита от атаки.
В летнюю ночь ведьмы становятся опаснее, а потому на пороге и на подоконниках следует расставить крапиву, чтобы защитить себя от их нападения.

Защита от взлома.
Если в эту ночь сорвать цветок Ивана-да-Марьи и поставить его по углам избы, вор не придет в дом: брат и сестра (желтые и фиолетовые цветы растения) будут разговаривать друг с другом, и это покажется вору, что в доме разговаривают хозяева.

Николай Васильевич Гоголь

ВЕЧЕР НАКАНУНЕ ИВАНА КУПАЛА

У Фомы Григорьевича была особая странность: он не любил до смерти пересказывать одно и то же. Бывало и такое, что иногда если просишь его еще раз что-то рассказать, то смотри, не подкинет ли он что-нибудь новое, или изменит так, что узнать невозможно. Раз один из тех господ — нам, простым людям, сложно их назвать, — они писаки, а не писаки; но то же самое, что торговцы лошадьми на наших ярмарках. Хватают, просят, воруют всякое и издают книжечки, не толще букваря, каждый месяц или неделю. Один из этих господ выманил у Фомы Григорьевича эту самую историю, а тот совсем о ней забыл. Только тот паникёр в бушлате родом из Полтавы, о котором я говорил и о котором вы, я думаю, один рассказ уже читали; приносит с собой небольшой буклет и, раскрыв его посредине, показывает нам. Фома Григорьевич готов был оседлать нос очками, но, вспомнив, что забыл обмотать их ниткой и залепить воском, подал мне. Я, так как букву как-то понимаю и очков не ношу, начал читать. Не успел я перевернуть и двух страниц, как он вдруг остановил меня за руку. «Ждать! Скажи мне заранее, что ты читаешь? Признаюсь, я немного озадачен этим вопросом. «Как я читаю, Фома Григорьевич? свой рассказ, свои слова». — «Кто тебе сказал, что это мои слова?» — «Да что лучше, здесь напечатано: рассказано таким-то дьяконом». — «Плюнь на голову тому, кто распечатал это! Бреше, сука Москвичка . Это то, что я сказал? Что-то уже, типа у кого, черт возьми, посохи в голове ! Слушай, я тебе сейчас скажу.» Мы подошли ближе к столу и он начал:

ВЕЧЕР НАКАНУНЕ ИВАНА КУПАЛА рассказал дьякон *** церкви

Дедушка мой (царство ему небесное! Пусть на том свете ест только хлебы пшеничные, а в меду мак) умел рассказывать замечательно. Бывало, вел речь — целый день с места не двигался, и все слушали. Это не как какой-нибудь нынешний шутник, который как только начинает возить москвича , да еще с таким языком, как будто ему три дня еды не давали, то хоть за шапку хватайтесь, но из хаты. Как сейчас помню — покойная старуха, мать моя, была еще жива — как будто в долгий зимний вечер Когда на дворе затрещал мороз и замуровал наглухо узкие стекла нашей избы, она сидела перед гребнем, дергая вытягивает длинную нить рукой, покачивая ногой колыбель и напевая песню, которую, кажется, сейчас слышно. Каганец, дрожа и вспыхивая, как бы испугавшись чего-то, светил нам в избе. Веретено загудело; и все мы, дети, собравшись в кучу, слушали деда, не слезавшего от старости более пяти лет, с его печки. Но никакие дивные речи о давних временах, о набегах казаков, о поляках, о доблестных подвигах Подкова, Полтор-Кожухи и Сагайдачного не интересовали нас так, как рассказы о каком-то старом чудном деле, из у которого дрожь всегда проходила по телу и трепало волосы на голове. Иногда страх отнимал у них так много, что вечером все представлялось бог знает каким чудовищем. Бывает, ночью выходишь за чем-нибудь из шалаша, так думаешь, что на твоей постели лег спать выходец из потустороннего мира. И чтобы мне не пришлось рассказывать об этом в другой раз, если я часто не принимал свой собственный свиток, помещенный у меня в голове, за свернувшегося в кольцо дьявола. Но главное в дедовских рассказах было то, что в жизни своей он никогда не лгал; а что, бывало, он не говорил, именно так и бывало. Сейчас я расскажу вам одну из его замечательных историй. Я знаю, что найдется немало таких мудрецов, строчащих в судах и даже читающих гражданские грамоты, которые, если дать им в руки простую часовую книгу, не разберут в ней ни одного элемента, и оскалят зубы до стыда это навык. Все, что вы им говорите, смехотворно. Какое-то неверие распространилось по миру! Почему, — вот, Бог не любит меня и Пресвятую Богородицу! можно даже не поверить: однажды как-то намекнули на ведьм — ну? был слезоточивый, в ведьм не верит! Да, слава Богу, сколько я живу на свете, я видел таких неверующих, которые носить окурок в сите было проще, чем нашему брату нюхать табак; и они также отрицали ведьм. Но мечтать о них, просто не хочется говорить, что это такое, о них и говорить нечего.

Лето — где! больше сотни, говорил мой покойный дед, никто бы не узнал нашу деревню: хутор, беднейший хутор! Десять изб, не оштукатуренных, не крытых, торчали кое-где посреди поля. Ни плетня, ни приличного амбара, куда скотину поставить или телегу. Так жили богатые; а глядели бы на нашего брата, на цель: яма, выкопанная в земле, — вот вам изба! Только по дыму можно было узнать, что там живет человек Божий. Почему они так жили, спросите вы? Бедность, а не бедность; потому что в то время почти все были казаками и собирали много добра в чужих краях; а больше потому, что не было нужды заводить приличную хату. Какой только народ тогда не кочевал повсюду: крымчане, поляки, литвины! Бывало, что на своих кучей набегают и своих сдирают. Все случилось.

На этой ферме часто появлялся человек, а лучше дьявол в человеческом обличии. Откуда он взялся, зачем пришел, никто не знал. Ходит, напивается и вдруг исчезает, как в воду, и слуха нет. Там, о чудо, опять оно как будто с неба упало, бродя по улицам села, которого теперь нет и в помине и которое было, быть может, не дальше ста шагов от Диканьки. Подхватит встречных казаков: смех, песни, деньги льются, водка, как вода… Раньше к красным девкам приставал: ленточки даст, сережки, монист — некуда деваться! Правда, рыжие девушки немного подумали, когда принимали дары: бог знает, может быть, они действительно прошли через нечистые руки. Тетка моего дедушки, которая в то время держала трактир по нынешней Опошнянской дороге, в котором часто бродил Басаврюк, так звали этого бесовского человека, она сказала, что ни за какое благополучие на свете она не согласится принимать от него подарки . Опять же, как не брать: всяк будет одолевать от страха, когда он бывало хмурил свои колючие брови и пускал такой взгляд из-под бровей, что, кажется, Бог знает, куда бы он ноги брал; а если возьмешь, то в следующую же ночь какой-нибудь друг с болота, с рогами на голове, потащится в гости, и давай задушим шею, когда на шее монисто, укусим за палец, когда на нем кольцо , или потяните за косу, когда в нее вплетена лента. Бог с ними тогда, с этими дарами! Но вот беда — и от него не избавиться: если бросить в воду — проклятое кольцо или монисто всплывает на поверхность воды, и в руки.

В селе была церковь, почти, насколько я помню, не св. Пантелея. Потом жил с нею священник блаженной памяти отец Афанасий. Заметив, что Басаврюк не был в церкви даже в пасхальное воскресенье, он решил упрекнуть его — наложить церковное покаяние. Где! силой взял его за ноги. «Слушай, паноче ! — загремел он в ответ. — Лучше знай свое дело, чем в чужие вмешиваться, если не хочешь, чтобы тебе козлиная глотка накрылась горячей кутьей!» Что делать с окаянным?Отец Афанасий только объявил, что всякий, кто возгордится с Басаврюком, будет считаться католиком, врагом Христовой Церкви и всего человеческого рода.

День Ивана Купалы

«Купальская ночь такая короткая. У нас Купала на улице»

Это праздник летнего солнцестояния, который отмечался 24 июня по старому (7 июля — новому) стилю: midsommar (середина лета) — в Швеции, Saint Jean (Сен-Жан) — во Франции, flakagajt (день огонь) – для албанцев, соботка – для поляков, кресу ден (день огня) – для словенцев, Яновден – для болгар, Ивана Купала – для восточных славян.

Этот праздник символизирует рождение летнего солнца – Купало. История христианской церкви может нам ответить, как языческое божество Купало получило имя Иван. В IV веке нашей эры этот день был провозглашен праздником рождения Иоанна Крестителя — предтечи Иисуса Христа. В результате христианизации языческого праздника название «Купала» соединилось с христианским «Иваном». На территории Украины на протяжении многих веков менялись купальские обычаи, всегда существовали местные различия, они не везде одинаково сохранялись — большинство сохранилось на Полесье как одной из архаичных зон славянского мира.


Купало под запретом

Празднование дня Ивана Купалы на Южном Буге. Фото 1970-х годов, город Винница.

из фонда Учебно-научной лаборатории этнологии Подолья при кафедре истории и культуры Украины Винницкого государственного педагогического университета имени Михаила Коцюбинского

Празднование дня Ивана Купалы на Южном Буге. Фото 1970-е годы, город Винница

Фонд Учебно-научной лаборатории этнологии Подолья при кафедре истории и культуры Украины Винницкого государственного педагогического университета имени Михаила Коцюбинского

Первое письменное упоминание праздника Купало в Украине было на Волыни (1262 г.) и Густыни (около 1620 г.) летописей и в «Синопсисе» (1674 г. ). В XVIII веке появился ряд документов, свидетельствующих об ожесточенной борьбе церкви и светских властей с купальским обрядом. Например, в 1719 г.Гетман Войска Запорожского, председатель Казачьего государства Левобережной Украины Иван Скоропадский издал указ «О гуляниях, кулачных боях, сходках в праздник Ивана Купалы и т. бить палками) и отлучить от Церкви всех участников купальских игр. В 1723 году в Перемышльском соборе Березова запретили танцы и увеселения у Купальского огня. В 1769 году Екатерина II издала указ о запрете праздника. И несмотря на все запреты, языческий характер народных обрядов был силен. Церковь также не запрещала праздник, хотя и старалась наполнить его христианским содержанием.

Именно языческая сущность, мистицизм, брачно-эротические мотивы купальского обряда привлекали внимание многих исследователей и художников. Благодаря публичному обряду такие художественные шедевры, как опера «Иван Купала» С. Писаревского; фольклорное произведение Л. Украинки «Купала на Волыни»; повесть М. Гоголя «Ночь на Ивана Купалу»; фильм Юрия Ильенко «Ночь на Ивана Купалу»; Народная опера Ю. Санковича «Когда цветет папоротник». Последний на протяжении 40 лет находился под запретом, и только в 2017 году состоялась его мировая премьера на сцене Львовской оперы.



Три «кита» Купалы

Спуск венков по воде

Прыжки через костер

УНИАН

В начале ХХ века Купальский обряд стал постепенно исчезать. Сегодня он существует в «возрожденной», а точнее «внедренной» в советское время (в ходе антирелигиозной борьбы) форме постановочного обряда. И хотя магический смысл обрядов нивелировался, а празднование приобрело художественную ценность, все же до нас дошли основные языческие обрядовые действия — плетение девушками венков и пускание их в воду; чествование купальской елки с танцами; разжигание огня и прыжки через огонь; ритуальное купание; сжигание или затопление деревьев; сжигание мешков с соломой или мягких кукол; торжественный ужин. Интересно, что и праздник, и ритуальный огонь, и украшенное дерево называются «Купало», «Купайло» или «Купайлица». Это также основные элементы ритуалов, в основе которых лежит культ огня, воды и растительности. Ритуалы, символизирующие союз мужской (огонь) и женской (воды) стихий, проводились с целью обеспечения продуктивности, здоровья, продолжения рода.



Пожар

«Лежать, Купало в красном огне!»

Купальское горящее колесо на фестивале «Спивоче поле», село Пирогов под Киевом.

Национальный музей народной архитектуры и быта Украины

Хоровод на Ивана Купалу

Ритуальный костер в праздник Ивана Купалы связан с культом солнца, поэтому место для него выбирали, как правило, на холмах, чтобы пламя поднималось на высоту возможный. Также люди катили горящие колеса, обмотанные соломой, с вершины гор. Для костра люди собрали всю сорную солому, старую одежду, колеса. При всем этом «нечистую силу» нужно было сжечь. Все присутствующие должны были принести что-нибудь к огню, иначе этого человека могли там избить: «Кто пришел без бревна, тот и вернется без колена». Купальский огонь зажигала, как правило, женщина или девушка, как наделенная детородной функцией, и огонь обладал оплодотворяющей силой. Поэтому, чтобы иметь возможность продолжить род, всем девушкам и девушкам обязательно нужно было быть на празднике. Самый главный ритуал в этот день – «очищение» огнем. Люди не спали всю ночь, плясали у костра. Мальчики и девочки, взявшись за руки, прыгали через костер. Иногда скот прогоняли домой через купальские костры, чтобы уберечь животных от болезней. Люди могли сжечь в огне рубашку больного ребенка, чтобы малышу стало лучше. Ветка, обожженная в огне «Купальская ветвь», была жертвоприношением главному богу-солнцу.



Вода

«В купальскую ночь ласточка купалась»

Гадание на венке

Подобно огню, вода также обладала силой «очищения», «восстановления». Так что купание в этот день было ритуалом и было известно всем народам Европы. В народе была распространена вера в целебные свойства купальской росы, ею умывались лица. Девушки опускают венки в воду, гадая о своей судьбе. Затем девушки раздевались и купались, чтобы «прибраться». Ритуал утопления Купальского дерева, Марены и Ивана представляет собой симуляцию старинных жертвоприношений воде. По народному поверью вода в день Ивана Купалы требовала жертв и считалась опасной. Поэтому человеческое жертвоприношение было заменено его символическим изображением – купальским деревом.


Растительность

«Сижу на вербе и зову девиц на купальское пиршество»

Марена. Фестиваль «Спивоче поле», село Пирогов под Киевом

Национальный музей народной архитектуры и быта Украины

Орнамент ивы с полевыми цветами

вн.20минут.ua

Это был особый день чествования растений. Главной купальской травой считался папоротник, отважные люди отправлялись искать загадочный цветок в лес в ночь на Купалу. Тот, кто найдет его, будет здоров и богат. Существовал также обычай собирать на Купалу лекарственные растения; украшать дома зеленью, папоротником, лопухом; изготовить «Купало»/»ветку» — праздничное дерево (чаще всего из вербы). По смыслу она близка к свадебной «ветви», ведь в древности именно Купало знаменовало начало брачного периода. Существует предание, что в эту ночь праздновали свадьбу Купалы и Марены как символ сочетания две стихии – вода и огонь, мужское и женское. «Купало-ветка» украшалась девушками букетами полевых и садовых цветов, ягодами, конфетами, баранками, разноцветными лентами, верхушка закреплялась венком из барвинка, иногда цветком крапивы и чертополоха, чтобы ребятам было трудно ее сломать. Фигурки «Иванов» и «Маренады» тоже делали из вербы, вечером их приносили топить или сжигать — так люди приносили жертву богу солнце и бог воды, чтобы был богатый урожай. И сегодня женщины кладут ветки надломленного «Купало» по всему огороду для хорошего урожая. 


Проверьте свои знания!

Верим, что на нашем сайте Вы нашли для себя много нового и интересного, а, возможно, стали настоящим знатоком и готовы и дальше передавать другим знания и традиции украинского народа. Чтобы быть уверенным, мы рекомендуем вам пройти тест.

Хотите узнать больше? Советуем ознакомиться с

  1. Традиции и жизнедеятельность этноса: на материалах празднично-обрядовой культуры украинцев. Киев: УНИСЕРВ, 2000. 191 р.
  2. Гончаренко Г. Купальские огни // Украинская культура. 1999. № 6. С. 34-35.
  3. Клинец Ю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *