Библия царь дарий: Кто такой Дарий Мидянин

Кто такой Дарий Мидянин

Библейская книга Даниила описывает царя по имени «Дарий Мидянин», сына Артаксеркса, который принял власть над Нововавилонской империей после падения Вавилона от мидо-персидских войск (Даниила 5:31). Дарий Мидянин — главный персонаж в Даниила 6, и, как говорят, видение, описанное в Даниила 9, произошло во время его правления. Однако при попытке идентифицировать Дария Мидянина в древней внебиблейской литературе возникает проблема. Основываясь на внебиблейских источниках, современные историки считают, что Кир Персидский завоевал Мидию ок. 553 г. до н.э. и низложил последнего мидийского царя. Согласно этой версии истории, Кир, как царь Персии, правил как верховный правитель всей (Мидо-)Персидской империей, когда Вавилон пал в 539 году до нашей эры.

Ученые ответили на проблему идентификации Дария Мидянина во внебиблейских источниках семью способами, описанными ниже.

​ Дарий Мидянин — вымысел

Изложение точки зрения: эта точка зрения отрицает историческое существование Дария Мидянина и историчность книги Даниила.

Сторонники. Это стандартная точка зрения среди ученых-критиков со второй половины девятнадцатого века, хотя есть несколько ученых-критиков, которые следуют одному из исторических отождествлений Дария Мидянина. Примеры сторонников теории Дария Мидянина как вымысла — Драйвер, Роули и Граббе.

Обоснование. У этой точки зрения есть два вида мотивов: исторические и теологические. Исторический мотив заключается в том, что существуют внебиблейские источники, которые рассказывают версию истории Кира, которая не признает существование Дария Мидянина. Основным внебиблейским источником, которому следуют критики в отношении Дария Мидянина, является греческий историк Геродот. Различные клинописные тексты приводятся в подтверждение написанного Геродотом. Большинство критиков просто утверждают, что эти источники доказывают несуществование Дария Мидянина, не обращаясь к идентификации Дария Мидянина, предложенной другими учеными. По сути, критики отвергают книгу Даниила как исторический источник. Это связано с теологическими мотивами: критики хотят доказать, что книга Даниила не является Словом Божьим, а, по сути, является художественным произведением. Таким образом, каждый раз, когда кажется, что внебиблейские источники противоречат утверждениям в книге Даниила, критики доверяют этим внебиблейским источникам и отрицают то, что говорится в книге Даниила.

Возражение №1. Эта точка зрения имеет богословские мотивы, и по этой причине не относится к книге Даниила беспристрастно, а скорее стремится опровергнуть ее. Мотивы и предположения критиков определяют их выводы.

Возражение №2. Эта точка зрения не анализирует Геродота и другие древние источники достаточно критически, признавая наличие предрассудков и противоречий также и в этих источниках.

Возражение №3. Эта точка зрения должна отрицать не только историчность книги Даниила, но также и различные важные внебиблейские источники, которые, похоже, согласуются с книгой Даниила.

Возражение №4. Эта точка зрения не признает возможность совместного правления Кира и Дария Мидянина, что допускало бы правление Дария Мидянина во время правления Кира.

Возражение №5. Этот взгляд не может быть принят теми, кто верит Библии, поскольку он явно противоречит утверждениям, сделанным в книге Даниила.

 


Дарий Мидянин — Гобряс

Изложение точки зрения. Эта точка зрения отождествляет Дария Мидянина с «Гобрясом» и/или «Угбару», правителем Гутиума, который был в союзе с Киром и был назначен Киром правителем Вавилона.

Сторонники. Большинство евангельских ученых, писавших в первые три четверти двадцатого века, следовали этой теории. Классическое описание этой точки зрения было дано Уиткомбом. Ши изменил эту точку зрения в ответ на проблемы, обнаруженные в связи с ее классической формулировкой.

Обоснование. Эта теория была создана после открытия клинописных текстов, которые считались подтверждением версии Геродота истории Кира. В поисках фигуры в этой версии истории, которая могла бы соответствовать Дарию Мидянину, многие евангельские ученые отождествляли Дария с Губару (также называемым Угбару и Гобряс). Этот человек упоминается Ксенофонтом, Хрониками Набонида и текстами вавилонских договоров. Кир был назначен правителем Вавилона, и из-за своего высокого положения Губару отождествлялся с Дарием Мидянином. Эта теория частично основана на отождествлении «царства халдеев» (Даниил 9:1, KJV) с землей халдеев, хотя на самом деле правление (царство) халдеев охватывало гораздо большую территорию, чем просто Вавилонию.

Теория Уиткомба и ее проблема. Уиткомб утверждал, что Губару был другим человеком, чем Угбару, потому что Хроники Набонида говорят, что Угбару умер через три недели после падения Вавилона. Что касается Губару, в текстах вавилонских контрактов, датируемых с четвертого года правления Кира до пятого года правления Камбиса, Губару упоминается как губернатор Вавилонии. Уиткомб отождествил Дария Мидянина с этим губернатором по имени «Губару». Проблема в том, что Уиткомб предполагал, что Губару также был губернатором в первые годы правления Кира. Однако в текстах контрактов правителем Вавилона в те годы был назван другой человек, и этим человеком был тот же вавилонский правитель, который был правителем до падения Вавилона. Таким образом, Губару Уиткомба не может быть человеком, который «получил царство» сразу после падения Вавилона (Даниил 5:31).

Теория Ши и ее проблема. Ши утверждает, что человек, названный «Угбару» в Хрониках Набонида, — это тот же человек, которого Хроники называют «Губару», и Ши отождествляет с этим человеком Дария Мидянина. Однако данные «Хроник» позволяют сделать вывод, что Губару не мог удерживать власть более недели после падения Вавилона. Это так потому, что Кир вошел в Вавилон через две недели после падения города, и Ши предположил, что Кир назначил губернатором Губару в то время; однако через восемь дней Губару скончался. Ши пытается утверждать, что все события 6 и 9 главы Даниила могли произойти всего за одну неделю, но это очень сомнительный аргумент.

Общее возражение №1. Нет никаких свидетельств того, что Губару назвали «Дарием».

Общее возражение №2. Нет никаких свидетельств того, что отца Губару звали «Артаксеркс» (царское имя).

Общее возражение №3. Человек, которого Ксенофонт назвал «Гобриас», явно соответствует человеку по имени «Губару» и «Угбару» в Хрониках Набонида, и Ксенофонт говорит, что этот человек был «ассирийцем», то есть уроженцем Вавилонии. Невозможно утверждать, что Губару был мидянином, не противореча Ксенофонту.

Общее возражение №4. Нет никаких внебиблейских источников, описывающих Губару как «царя». Хотя Даниила 6:1-7 использует два слова для обозначения «правителя» (פחה и אחשדרפן) несколько раз, эти слова никогда не применяются к Дарию Мидянину. Вместо этих слов термин «царь» применяется к Дарию Мидянину в книге Даниила тридцать раз, а в Даниила 6:25-27 Дарий даже издает указ для всего мира. Трудно представить, как Дарий Мидянин мог быть простым местным правителем.

Общее возражение №5. В Даниила 6:7-9 Дарий Мидянин издает указ, запрещающий кому-либо подавать прошение к какому-либо Богу или человеку, кроме него самого. Такой указ мог издать только высший правитель, а не губернатор. Это подтверждается в Даниила 6:8, 12, 15, где говорится, что никто в царстве не мог отменить указ, изданный Дарием Мидянином. Таким образом, сама книга Даниила противоречит всем теориям, отождествляющим Дария Мидянина с местным правителем.

 

Дарий Мидянин — Кир

Изложение точки зрения: эта точка зрения отождествляет Дария Мидянина с персидским царем Киром.

Сторонники. Эта теория была популярна среди евангельских ученых, писавших в последней половине двадцатого века, начиная с Уайзмана в 1965 году.

Обоснование. Эта точка зрения может принять общепринятую версию истории Кира и все же подтвердить историчность Дария Мидянина. Она имеет преимущество: сопоставляет Дария с кем-то, кто, бесспорно, носил титул «царь» после падения Вавилона. Согласно этой теории, стих Даниила 6:28 должен быть переведен так: «И этот Даниил процветал во время правления Дария, то есть во время правления Кира Персидского» (ср. 1 Пар. 5:26). Мать Кира была дочерью мидийского царя Астиага, и поэтому Кира можно было назвать либо «мидянином», либо «персом».

Возражение №1. В книге Даниила всегда проводится различие между «Киром Персидским» и «Дарием Мидянином». Нет хорошего объяснения использования этих двух имен и описаний в книге Даниила, если оба относятся к одному и тому же человеку.

Возражение №2. В своих надписях Кир всегда называет себя персом, а не мидянином.

Возражение №3. Нет никаких внебиблейских свидетельств того, что Кира называли «Дарием» или что его отца (Камбиса I) звали «Артаксеркс».

Возражение №4. Геродот, Ксенофонт и Цилиндр Набонида делают утверждения, указывающие на то, что Киру было меньше 62 лет, когда он завоевал Вавилон, что не соответствует описанию Дария Мидянина в Даниила 5:31.

Возражение №5. Эта точка зрения безоговорочно принимает общепринятую историю Кира, то есть она следует только истории Геродота и источникам, которые, кажется, согласны с Геродотом. Она не учитывает возможность того, что другие внебиблейские источники, рассказывающие иную историю, могут быть правильными.

 

Дарий Мидянин — историческая, но не определенная личность

Изложение точки зрения. Эта точка зрения подтверждает, что Дарий Мидянин реальная историческая личность, но невозможно узнать, кем он был из внебиблейских источников.

Сторонники. Таково было мнение Э. Б. Пьюзи во второй половине девятнадцатого века. Во второй половине двадцатого века большинство евангельских комментаторов придерживались этой точки зрения.

Обоснование. Эта точка зрения признает проблемы отождествления личности Дария Мидянина с Губару/Угбару, а также отождествления Дария Мидянина с Киром, но, тем не менее, поддерживает вдохновение и авторитет книги Даниила. Комментаторы, которые не знали, какая теория может быть правильной, но тем не менее были убеждены в достоверности книги Даниила, приняли эту точку зрения.

Возражение. В некоторых случаях такая точка зрения может быть законной, но в других она может свидетельствовать о безразличном отношении к предполагаемым историческим трудностям в Библии.

Дарий Мидянин — Камбис II

Изложение точки зрения: эта точка зрения отождествляет Дария Мидянина с Камбисом II, сыном и преемником Кира.

Сторонник. Есть только один ученый, который предложил эту теорию, Чарльз Бутфлауэр.

Обоснование. Существуют клинописные тексты, которые описывают Камбиса II как соправителя Кира в течение первого года после падения Вавилона. Поскольку Камбису был присвоен титул «царь», он мог выполнять роль царя Дария, получившего Нововавилонское царство после падения Вавилона (Даниил 5:31).

Возражение №1. Имена не совпадают. То есть нет никаких доказательств того, что Камбиса звали «Дарием» или что его отца Кира звали «Артаксеркс».

Возражение №2. Хотя мать Кира была мидянкой, Камбис и его отец всегда назывались персами, а не мидянами, во внебиблейских источниках.

Возражение №3. Камбис не мог издать указы в Даниила 6:7-9 и 6:25-27, пока его отец был верховным правителем.

Возражение №4. Камбису было меньше 62 лет, когда пал Вавилон, что не соответствует описанию Дария Мидянина в Даниила 5:31. Бутфлауэр предполагает, что оригинальный арамейский текст этого стиха был изменен, но письменных свидетельств, подтверждающих это предположение, нет.  

 

Дарий Мидянин — Астиаг

Изложение точки зрения: эта точка зрения отождествляет Дария Мидянина с Астиагом, дедушкой Кира по материнской линии.

Сторонники. Только несколько ученых предложили эту теорию, в том числе Джон Лайтфут, Уэсткотт и Альфринк. Она также отражена в первом стихе апокрифической книги «Бел и Дракон».

Обоснование. Геродот утверждает, что Астиаг был последним мидийским царем и не имел сына. Если согласиться с этим утверждением, то естественно попытаться отождествить Дария Мидянина с Астиагом. Геродот говорит, что Кир низложил Астиага, но не убил его. Можно предположить, что Астиаг был восстановлен в царстве Киром, когда Кир сделал своего сына Камбиса своим соправителем. В этом сценарии Астиаг стал бы третьим соправителем, чтобы быть наставником Камбиса, и ему можно было бы дать тронное имя «Дарий».

Возражение №1. Эта точка зрения противоречит Ксенофонту, который утверждает, что Астиаг умер до того, как Кир начал свои завоевательные походы. Ксенофонт далее утверждает, что Астиага сменил сын по имени Киаксар, который правил как соправитель Кира. Источники, поддерживающие Ксенофонта, также свидетельствуют против отождествления Дария Мидянина с Астиагом.

Возражение №2. Предположения, сделанные на основе этой точки зрения, являются очень спекулятивными, учитывая, что ни один из древних источников ничего не говорит о восстановлении Астиага на его троне.

 

Дарий Мидянин — Киаксар II

Изложение точки зрения: эта точка зрения отождествляет Дария Мидянина с Киаксаром II, сыном и преемником Астиага, согласно греческому историку Ксенофонту.

Сторонники. Это было мнение большинства иудейских и христианских ученых от Иосифа Флавия и Иеронима до Кейля в 1870-х годах, но оно было оставлено после обнаружения клинописных текстов, которые, казалось, подтверждали версию Геродота о воцарении Кира, что не допускает существования Киаксара II, описанного Ксенофонтом. Тем не менее, описание Киаксара II в Киропедии Ксенофонта хорошо согласуется с описанием Дария Мидянина в книге Даниила. Учитывая, что идентификация Дария Мидянина, основанная на версии истории Геродота, имеет много проблем, отождествление Дария Мидянина с Киаксаром II снова привлекло внимание библеистов. Я (Стивен Андерсон) написал свою докторскую диссертацию (2014; pdf, pdf, книга) на тему личности Дария Мидянина, выступая за отождествление Дария Мидянина с Киаксаром II. Некоторые ученые-евангелисты, такие как Кирк МакГрегор и Пол Таннер, впоследствии последовали моим аргументам.

Обоснование. Ксенофонт описывает Киаксара II как последнего мидийского царя и дядю Кира. Согласно Ксенофонту, Киаксар II был царем Мидии, а Кир — царем Персии, и эти двое были союзниками в едином конфедеративном правительстве. Такое разделение власти предлагает, как можно согласовать библейские тексты (например, Исаия 45:1-3) и внебиблейские тексты, которые описывают Кира как завоевателя царств, с утверждением книги Даниила о том, что когда пал Вавилон, был царь выше Кира. По словам Ксенофонта, Киаксар II жил в течение двух лет после падения Вавилона, что вполне достаточно для событий Даниила 6. Поскольку Киаксар не имел наследника мужского пола, а Кир женился на его дочери, Кир унаследовал положение Киаксара после его смерти и объединил царства Мидии и Персии на едином троне. Хотя Ксенофонт использует только имя «Киаксар», есть свидетельства из других источников, что Киаксар принял тронное имя «Дарий». Есть также свидетельства того, что отец Киаксара, которого греческие историки называли «Астиаг», принял тронное имя «Артаксеркс» (= Ксеркс). Ксенофонт не называет точного возраста Киаксара, но его утверждение, что Киаксар был старше Кира, согласуется с утверждением в Даниила 5:31 о том, что Дарию Мидянину было 62 года, когда пал Вавилон. Таким образом, Киаксар Ксенофонта очень близко соответствует описанию Дария Мидянина в книге Даниила. В своей диссертации я осуществил подробное исследование других внебиблейских источников, которые предоставляют информацию относительно Кира и Дария Мидянина, и я нашел убедительные доказательства в поддержку существования Киаксара II / Дария Мидянина.

Возражение №1. тексты вавилонских договоров датируются периодом правления Кира после падения Вавилона, без промежуточного правления Дария Мидянина.

Ответ. В текстах договора также не упоминается Валтасар, которого Даниил правильно называет «царем». Это связано с тем, что в текстах контрактов не всегда упоминаются все сопутствующие агенты. В случае соправления Кира и Дария Мидянина, было естественно датировать тексты вавилонских договоров правлением царя, который вошел в Вавилон как его завоеватель (Кир). Тем не менее, возможно, что существуют тексты договоров, датируемые периодом правления Дария Мидянина, поскольку современные ученые отождествляют эти тексты с периодом правления одного из трех Дариев, правивших позже.

Возражение №2. Киропедия Ксенофонта не является надежным источником истории Кира.

Ответ. Эта оценка Киропедии основана на предположении, что Киаксар II является вымышленным. Если принять историчность Киаксара II, то Киропедия окажется гораздо более надежной. Более того, Ксенофонт оказался более точным, чем Геродот, в том, что касается его описания царского воспитания Кира, существования Валтасара, существования Гобрия и брака Кира с дочерью Киаксара.

Чтобы прочитать более подробную информацию об отождествлении Дария Мидянина с Киаксаром II и древних источниках, подтверждающих это отождествление, см. мою статью: Дарий Мидянин: решение вопроса его личности.

Дарий — ОНЛАЙН-БИБЛИОТЕКА Сторожевой башни

ДА́РИЙ

В Библии этим именем называются три царя — один мидийский и два персидских. По мнению некоторых, «Дарий», по крайней мере в случае Дария мидянина,— это не личное имя, а титул или тронное имя.

1. Дарий мидянин, который в 62 года принял царство халдейского царя Валтасара, после того как войска персидского царя Кира завоевали Вавилон (Дан 5:30, 31). Также о нем говорится как о «сыне Ахашвероша из рода мидян» (Дан 9:1).

Дарий назначил над всем царством 120 сатрапов, а над ними — трех сановников, которые действовали в интересах царя. Вероятно, все это было сделано главным образом из экономических соображений, поскольку одной из главных обязанностей сатрапов был сбор поступлений в царскую казну. (Ср. Езд 4:13.) Одним из трех сановников был Даниил, который настолько выделялся среди сановников и сатрапов, что Дарий собирался сделать его вторым лицом в государстве. Два других сановника вместе с сатрапами решили поймать Даниила в ловушку с помощью закона. Очевидно, ими двигала зависть, или, возможно, они были недовольны тем, что честность Даниила препятствовала коррупции и взяточничеству. Толпой войдя к царю, они предложили ему подписать указ, якобы одобренный всеми высокопоставленными чиновниками (однако они ничего не сказали о Данииле). Этот указ запрещал в течение 30 дней обращаться «с просьбой к какому-либо богу или человеку», кроме Дария. Нарушителя указа следовало бросить в подземелье со львами. Создавалось впечатление, что составители указа желали упрочить положение Дария, чужеземца, в качестве нового царя и выразить ему свою преданность и поддержку (Дан 6:1—3, 6—8).

Дарий подписал указ. Последствия не заставили себя ждать, причем такие, что он сразу понял скрытую цель указа. Поскольку Даниил продолжал молиться Иегове Богу, он, как первый нарушитель указа (ср. Де 5:29), был брошен в подземелье со львами, несмотря на искренние старания Дария обойти непреложный закон. Дарий выразил уверенность, что Бог Даниила силен спасти его. Проведя ночь без сна и пищи, он поспешил к подземелью со львами и очень обрадовался, увидев, что Даниил цел и невредим. Тогда царь приказал бросить обвинителей Даниила и их семьи львам и повелел объявить во всех владениях своего царства, чтобы «люди трепетали и благоговели перед Богом Даниила» (Дан 6:9—27).

Согласно историческим сообщениям, с древних времен месопотамских царей обожествляли и поклонялись им. Многие комментаторы Библии считают, что запрет в указе Дария обращаться к кому-либо с просьбами касался не всех просьб, а только тех, которые имели религиозный характер. Существование в Вавилоне «подземелья со львами» подтверждается древними надписями, судя по которым правители Востока часто содержали зверинцы. В одном труде говорится: «Известно, что персы переняли у ассирийских царей обычай держать этих животных в зоопарках» (Soncino Books of the Bible. Daniel, Ezra and Nehemiah / Под ред. A. Cohen. Лондон, 1951. С. 49).

После 6-й главы Даниила Дарий упоминается в Библии только в связи с событиями «первого года» его правления. В тот год Даниил понял, что запустение Иуды должно было длиться 70 лет, а также получил откровение о 70 пророческих неделях и приходе Мессии (Дан 9:1, 2, 24—27). Позднее ангел, показавший Даниилу видение о противоборстве «северного царя» и «южного царя», сообщил ему, что в первый год Дария мидянина он стал для кого-то опорой и крепостью (Дан 11:1, 6). Обычно библеисты понимают эти слова так, что ангел помогал Дарию. Но кажется более вероятным, что он оказывал помощь Михаилу, о котором в предыдущем стихе (Дан 10:21) говорится, что он боролся вместе с этим ангелом. Вдвоем они противостояли князю Персии, демону, который пытался помешать осуществлению намерений Иеговы (Дан 10:13, 14).

Установление личности Дария мидянина. Дарий мидянин не упоминается вне Библии — ни в надписях, ни в трудах древних светских историков, живших до Иосифа Флавия (иудейский историк I в. н. э.). На основании этого многие критики называют Дария мидянина вымышленным персонажем.

Некоторые ученые считают, что вскоре после завоевания Вавилона Кир сделал «царем Вавилона» своего сына Камбиза II. Очевидно, Камбиз присутствовал в Вавилоне в качестве представителя своего отца во время ежегодных празднований Нового года, но в остальное время он, по-видимому, жил в Сиппаре. Исследование клинописных текстов показало, что Камбиз, вероятно, принял титул «царь Вавилона» не ранее 1 нисана 530 г. до н. э., когда он стал соправителем Кира. В то время Кир отправился в военный поход, из которого не вернулся. Попытки отождествить Дария с Камбизом II, сыном Кира, не согласуются с тем фактом, что во время падения Вавилона Дарию было «около шестидесяти двух лет» (Дан 5:31).

Предположение, что Дарий — это другое имя самого Кира, противоречит тому, что Дарий был «мидянином» «из рода мидян», следовательно, его отец Ахашверош был мидянином. Кир же называется «Персидским», и, хотя его мать, как утверждают некоторые историки, могла быть мидянкой, его отцом, согласно надписи на цилиндре Кира, был перс Камбиз I (Дан 9:1; 6:28).

Другие ученые отождествляют Дария с неким «дядей» Кира, которого греческий историк Ксенофонт называет «Киаксаром, сыном Астиага». Ксенофонт сообщает, что Киаксар унаследовал престол мидийского царя Астиага, но позднее отдал свою дочь, а с ней и всю Мидию своему племяннику Киру (Ксенофонт. Киропедия. I. 5. 2; VIII. 5. 19). Однако рассказу Ксенофонта противоречат сообщения Геродота и Ктесия (греч. историки, жившие примерно в то же время, что и Ксенофонт). Геродот утверждает, что у Астиага не было сыновей. Согласно хронике Набонида, Кир стал царствовать над мидянами, после того как одержал победу над Астиагом. К тому же если Дарием был Киаксар II, то Астиаг также должен был называться Ахашверошем, поскольку Дарий мидянин был «сыном Ахашвероша» (Дан 9:1). Как видно, такая точка зрения безосновательна.

Кто на самом деле был Дарием мидянином?

В некоторых справочных трудах Дарий отождествляется с Губару (которого, как правило, отождествляют с Гобрием, упомянутым в «Киропедии» Ксенофонта), ставшим правителем Вавилона, после того как этот город захватили мидяне и персы. Такое отождествление основывается на следующих рассуждениях.

В древнем клинописном документе, известном как хроника Набонида, в рассказе о падении Вавилона сказано, что Угбару, «наместник страны Гутиум, и армия Кураша [Кира] вступили в Вавилон без боя». Далее в хронике говорится, что спустя 17 дней Кир вступил в Вавилон, а затем — что Губару, «его наместник, назначил областеначальников в Вавилонии» (Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1980. Ч. 2. С. 18; ср.: Whitcomb J. C. Darius the Mede. 1959. С. 17). Стоит отметить, что Угбару и Губару — это разные имена. Хотя они похожи, в клинописном тексте знак, обозначающий первый слог в имени Угбару, значительно отличается от первого знака в имени Губару. В хронике Набонида сказано, что Угбару, наместник страны Гутиум, умер через несколько недель после захвата Вавилона. В других клинописных текстах сказано, что после того Губару еще 14 лет был правителем не только Вавилона, но и всей Вавилонии и Заречья, в которое входили Сирия, Финикия и Палестина до границы с Египтом. Таким образом, Губару правил всей территорией Плодородного Полумесяца, которая, по сути, совпадала с территорией Вавилонской империи. Следует помнить, что о Дарии мидянине говорится как о том, кто «был поставлен царем над царством халдеев» (Дан 5:31; 9:1), а не как о «царе Персии» — так обычно называли царя Кира (Дан 10:1; Езд 1:1, 2; 3:7; 4:3). Итак, по крайней мере создается впечатление, что Губару правил той же областью, что и Дарий.

Поскольку Губару нигде не называется Дарием, было выдвинуто предположение, что Дарий — это его титул или тронное имя. У. Ф. Олбрайт отмечает: «Мне кажется весьма вероятным, что, в то время как Кир участвовал в военной кампании на востоке, Гобрий [Губару] на самом деле принял царскую власть, а также имя Дарий — возможно, древнеиранский царский титул» (Journal of Biblical Literature. 1921. Т. 40. С. 112. Сноска 19). Отвечая на возражение о том, что нигде в клинописных табличках о Губару не говорится как о царе, сторонники его отождествления с царем Дарием указывают на то, что в этих табличках Валтасар тоже не называется царем, хотя в клинописном документе, известном как памфлет о Набониде, ясно сказано, что Набонид «поручил царство» своему сыну.

Также и профессор Уитком указывает на сходство отрывка из хроники Набонида, в котором говорится, что Губару, поставленный Киром областеначальник, «назначил областеначальников в Вавилонии», со словами из Даниила 6:1, 2 о том, что Дарий поставил «над царством сто двадцать сатрапов». По мнению Уиткома, поскольку Губару был правителем над правителями, его подданные, вероятно, обращались к нему как к царю (Darius the Mede. С. 31—33). Сказав о том, что Губару (Гобрий) управлял обширным регионом, А. Олмстед отметил: «Этим огромным плодородным краем Гобрий [Губару] правил почти как независимый монарх» (Олмстед А. История Персидской империи. М., 2012. С. 75).

Подобным образом некоторые ученые считают, что Дарий мидянин вполне мог быть наместником, который правил халдейским царством и подчинялся Киру, монарху Персидской империи. А. Олмстед говорит: «В коммерческих сделках со своими вавилонскими подданными Кир был „царем Вавилона, царем земель“. Утверждая тем самым, что древний род монархов не прервался, он льстил их тщеславию, завоевывал их верность… […] Но после отъезда царя именно сатрап Гобрий стал представлять собой царскую власть» (История Персидской империи. С. 91). Те, кто считают, что библейский Дарий на самом деле был наместником, подчинявшимся монарху, в качестве доказательства приводят слова Библии о том, что Дарий «принял царство» и «был поставлен царем над царством халдеев» (Дан 5:31; 9:1; ср. Дан 7:27, где говорится, что «Всевышний», Иегова Бог, дает Царство «святым»).

Хотя сведения, известные о Губару, во многом, как кажется, совпадают с тем, что известно о Дарии, и хотя Дарий действительно мог быть наместником Кира, нельзя утверждать, что отождествление Дария с Губару окончательно. Нет исторических сведений ни о национальности, ни о происхождении Губару, которые подтверждали бы, что он был «мидянином» и «сыном Ахашвероша». То, что о нем известно, не позволяет сделать вывод, что он обладал такой властью, какая была необходима, чтобы издать указ, подобный описанному в Даниила 6:6—9. Кроме того, судя по Библии, Дарий правил Вавилоном недолго и затем власть над Вавилоном принял Кир. Но возможно, что они были соправителями и что Даниил упомянул только тот год, в который Дарий занял видное положение в Вавилоне (Дан 6:28; 9:1; 2Лт 36:20—23). Губару же занимал свой пост 14 лет.

Почему историческое отождествление неокончательно. Правдивость библейского сообщения не зависит от того, подтверждают ли его светские источники. Часто случалось так, что критики объявляли «неисторическими» людей или события, о которых говорится в Библии, но спустя время их историчность полностью подтверждалась, и поэтому исследователям Слова Бога не нужно придавать серьезного значения враждебной критике. (См. ВАЛТАСАР, 1; САРГОН.) Хотя в ходе раскопок на Ближнем Востоке были найдены сотни тысяч клинописных табличек, они предоставляют весьма обрывочные исторические сведения. Что же касается других источников, то это в основном копии трудов (многие из них сохранились лишь в виде фрагментов) древних историков, которых было не так уж много, большинство из которых были греками и жили спустя сто, двести и более лет после событий, описанных в книге Даниила.

Однако наиболее вескую причину того, что в вавилонских источниках ничего не говорится о Дарии, можно найти в самой книге Даниила. В ней сообщается, что Дарий назначил Даниила на высокий пост в правительстве, и это очень не понравилось остальным чиновникам. Когда их заговор против Даниила провалился, Дарий казнил обвинителей Даниила и членов их семей. Скорее всего, этим он навлек на себя ненависть оставшихся чиновников. Повеление Дария, согласно которому все жители царства должны были трепетать и благоговеть перед Богом Даниила, несомненно, вызвало сильное недовольство и возмущение у могущественных вавилонских жрецов. И поскольку писцы находились под властью чиновников и жрецов, нет ничего удивительного в том, что их записи были изменены и сведения о Дарии из них исчезли. В те времена подобные случаи не были редкостью.

Итак, следует с должным уважением относиться к упоминанию в Библии о двойственной форме мидо-персидского правления (Дан 5:28; 8:3, 4, 20). Хотя светские историки приписывают ведущую роль Киру и персам, Библия показывает, что персы и мидяне действовали сообща и что существовавшие в царстве законы были законами «мидян и персов» (Дан 6:8; Эсф 1:19). Мидяне сыграли большую роль в завоевании Вавилона (Иса 13:17—19). Можно также отметить, что в своем пророчестве Иеремия (Иер 51:11) назвал среди тех, кому предстояло напасть на Вавилон, «мидийских царей [мн. ч.]». Одним из них мог быть Дарий.

2. Дарий I Гистасп, также называемый Дарием Великим. Он считается одним из выдающихся правителей Персидской империи. Дарий называл себя «сыном Гистаспа, Ахеменидом, персом, сыном перса, арийцем из арийского рода» (История Персидской империи. С. 144). Таким образом, он утверждал, что имел с Киром Великим общего предка, хотя они и происходили из разных семей.

В 522 г. до н. э., возвращаясь из Египта, умер Камбиз II, и персидский престол на короткое время занял его брат Бардия (или, возм., маг по имени Гаумата). С помощью шести знатных персов Дарий убил его и захватил власть. Свою версию этих событий Дарий повелел запечатлеть на трех языках в огромной надписи, высеченной на скале в Бехистуне. Эта надпись видна из долины, через которую проходил главный караванный путь из Багдада в Тегеран. Согласно этой надписи, Гаумата был узурпатором, выдававшим себя за убитого брата Камбиза. Большинство современных ученых считают это сообщение (в котором часто повторяется заверение Дария: «Это — правда, а не ложь») в целом правдивым, но некоторые полагают, что Дарий был «великим лжецом» и что, судя по имеющимся фактам, именно он был узурпатором. Как бы то ни было, когда Дарий пришел к власти, империя была охвачена мятежом, и, как полагают, следующие два года он подавлял восстания в разных частях своих владений. Примерно в 519—518 г. до н. э. он вновь покорил Египет, который до того сбросил персидское иго. Впоследствии Дарий расширил границы империи до Индии на В. и до Фракии и Македонии на З. Он также известен тем, что провел важные преобразования в административной системе империи, составил имперский свод законов, который назвал «Сводом добрых правил», и восстановил канал между Нилом и Красным морем.

В Библии Дарий I Гистасп упоминается главным образом в связи с восстановлением Иерусалимского храма. Основание храма было заложено в 536 г. до н. э., однако в 522 г. до н. э. на восстановительные работы был наложен запрет, и они «не возобновлялись до второго года царствования персидского царя Дария» (520 до н. э.) (Езд 4:4, 5, 24). В тот год пророки Аггей и Захария побудили иудеев возобновить строительство, и работы продолжились (Езд 5:1, 2; Аг 1:1, 14, 15; Зх 1:1). Это вызвало вопросы у правителя Фафная, представлявшего интересы царя на З. от Евфрата, и у других чиновников, и они написали Дарию письмо. В этом письме они сообщили ему о строительстве, пересказали слова иудеев о законности их работ и попросили поискать в царских архивах документ, подтверждавший право иудеев на восстановление храма (Езд 5:3—17). То, что иудеи в своем объяснении противопоставили действия халдея Навуходоносора, разрушившего храм, указу перса Кира, разрешившего его восстановить, должно было понравиться Дарию, поскольку в первый год своего правления он подавил два мятежа, предводители которых называли себя Навуходоносорами, утверждали, что были сыновьями Набонида, и боролись за независимость Вавилона от Персидской империи (они известны как Навуходоносор III и Навуходоносор IV).

В результате поисков в архиве в Экбатане, древней мидийской столице, был найден документ Кира. Тогда Дарий повелел правителю Фафнаю, чтобы он и другие чиновники не только не мешали работам в храме, но и оплачивали расходы на строительство «из царской казны, а именно из налога, который собирается в Заречье», а также предоставляли иудеям животных и все необходимое для жертвоприношений. Всякого, кто нарушил бы этот указ, следовало повесить на столбе, «а его дом превратить в общественную уборную» (Езд 6:1—12).

Заручившись поддержкой царя, ободряемые пророками иудеи (Зх 7:1; 8:1—9, 20—23) успешно завершили восстановление храма «в третий день лунного месяца адара, то есть в шестом году царствования Дария», или 6 марта 515 г. до н. э. (Езд 6:13—15). Как следует из надписей Дария, он был преданным служителем Ахурамазды. Поэтому ясно, что его решение, хотя и содействовало исполнению намерения Иеговы Бога и, несомненно, было принято под его руководством, объяснялось главным образом уважением Дария к незыблемости мидо-персидских законов и его приверженностью политике толерантности, проводившейся правительством Дария, о которой свидетельствуют некоторые из его надписей.

Военные действия в Греции. На рубеже веков различные ионийские города в Греции восстали против персидского господства. Этот мятеж был подавлен, но Дарий решил наказать Афины и Эретрию за то, что они поддерживали восставшие города. Войска Дария вторглись в Грецию, но потерпели поражение в битве при Марафоне в 490 г. до н. э. Дарий стал тщательно готовиться к следующему походу против Греции, но в 486 г. до н. э. он умер, так и не успев его осуществить. Преемником Дария стал его сын Ксеркс.

3. В Неемии 12:22 говорится, что «в дни Елиашива, Иоиады, Иоханана и Иаддуя» левиты «были записаны по главам родов до царствования персидского царя Дария». Исходя из того, что в то время, когда Неемия пришел в Иерусалим, первосвященником был Елиашив (Не 3:1) и что ко времени второго прихода Неемии в этот город (после 32-го года правления Артаксеркса [443 до н. э.]) у Иоиады был женатый сын (Не 13:28), можно сделать вывод, что под Дарием здесь, вероятно, подразумевается Дарий II Ох (также называемый Нотом), который правил с 423 по 405 г. до н. э.

В письме, найденном среди папирусов Элефантины, которое датируется концом V в. до н. э., упоминается, что в то время первосвященником в Иерусалиме был Иоханан.

Кто такой царь Дарий Библейский в Библии?

Библейские короли могут сбивать с толку. Царь Дарий в Библии ничем не отличается. Как и в других королевских родах, древние месопотамские цари часто носили имена предыдущих царей или носили похожее имя. Например, уследить за всеми Иродами в Новом Завете может быть много работы. Короли также могли быть известны под разными именами на разных территориях.

Не было израильского царя по имени Дарий, но в Ветхом Завете было по крайней мере два царя по имени Дарий, которые повлияли на евреев. Один царь Дарий недолго царствовал в Вавилоне и оказал незабываемое влияние на великого пророка Даниила. Другой царь Дарий правил при Кире, великом персидском царе, который позволил еврейскому народу вернуться в Землю Обетованную после изгнания.

Где в Библии впервые упоминается царь Дарий?

Первый царь Дарий, упомянутый в Библии, царь Дарий I или Дарий Великий, встречается в Ездре 4. Этот отрывок объясняет, как евреи столкнулись с противодействием при восстановлении Иерусалима. Оппозиция старалась «разрушить их совет во все дни Кира, царя Персидского, даже до царствования Дария, царя Персидского» (Ездра 4:4-5).

Однако было несколько царей с именем Дарий. Первым царем Дарием хронологически был Дарий Мидянин, упомянутый в книге Даниила.

Записано, что оба короля правили евреями во время Рассеяния или изгнания. После поколений повторяющегося цикла послушания, за которым следовали грех и идолопоклонство, за которыми следовали страдания, затем покаяние и снова послушание, Бог предпринял действие, о котором Он предупредил через пророков. Он позволил Израилю потерпеть поражение от его врагов, вавилонян.

Вавилоняне опустошили Израиль и рассеяли евреев по всей их территории, а разные цари либо принуждали их к ассимиляции, либо позволяли ограниченное исповедание их веры. Мидо-персы победили вавилонян. Во времена Персидской империи царь Кир разрешил остаткам евреев вернуться в Израиль. Ездра был частью этого возвращения в Израиль, пришедшего во второй волне после волны, возглавляемой Зоровавелем.

Даниил был подростком, которого забрали в Вавилон, когда царь Навуходоносор победил Израиль. Даниил проявил великую мудрость и служил советником царя. Потомок Навуходоносора, Валтасар, последовал за ним, и Даниил служил ему советником. Правление Дария последовало за смертью Валтасара. Даниил состарился в изгнании, но оставался верным Богу до конца своих дней.

Какой империей правил царь Дарий?

Хотя царь Дарий I, или Дарий Великий, упомянутый в книге Ездры, был правящим монархом дольше, в библейской истории он менее известен. Наряду с Киром царь Дарий сыграл важную роль в оказании помощи евреям под руководством Зоровавеля в восстановлении, особенно храма. Похоже, он был великодушен и поддерживал оставшихся, которые вернулись.

Царь Дарий, о котором большинство читателей Библии вспоминает в первую очередь при упоминании этого имени, — это царь из книги Даниила.

Царь Дарий, Дарий Мидянин, был древним царем во времена Персидской империи. В Библейском словаре Истона говорится: «После смерти Валтасара Халдея он «получил царство» Вавилона как наместник от Кира».

Чтобы понять запутанную путаницу королей, лидеров, сатрапов и т. д. в этот период, хорошо помнить, что общение в древние времена требовало времени.

Местные правители были назначены для наблюдения за тем, как завоеватели пронеслись через области и победили людей. Таким образом, хотя правящим королем часто был один, этот король не мог проводить телеконференции или проводить виртуальные встречи. Под ними было много уровней правителей, отчитывавшихся по цепочке. Это устройство продолжалось от халдеев до вавилонян, затем через мидо-персов, Персидскую империю, Греческую империю и Римскую империю. Это помогает связать библейских царей с историями, записанными евреями.

Навуходоносор бросил трех друзей Даниила в раскаленную печь.

Его потомок, Валтасар, известен «надписью на стене». Устраивая большой пир для тысяч дворян, он восхвалял «богов золота и серебра, бронзы, железа, дерева и камня». Именно тогда таинственный палец (Бог) написал сообщение на стене пиршественного зала (Даниила 5:25).

Даниил был не единственным человеком, который мог прочитать то, что написал перст Божий. Он также мог указать значение: Бог нашел Валтасара слабым и положит конец его царству, когда его разделят мидяне и персы (Даниил 5:26-28). В конце Даниила 5 говорится, что Валтасар умер в ту ночь и что в возрасте 62 лет Дарий стал царем.

Дарий сейчас наиболее известен как царь, который бросил Даниила в ров со львами.

Дэниел служил королям с отличием на протяжении десятилетий, начиная с юности. Он был восьмидесятилетним ко времени царя Дария. Он пользовался уважением, но также известен тем, что несколько раз в день возносил молитвы своему Богу из своего окна. Дарий сделал Даниила одним из трех уполномоченных, наблюдающих за частями своего царства, и Даниил отличился в этом, поскольку на нем лежала вся ответственность в его жизни. Конечно, это вызывало зависть у окружающих.

Почему царь Дарий просил людей молиться только ему?

Другие уполномоченные и сатрапы сговорились найти повод обвинить Даниила в царе Дарии, но не нашли. Зная рвение Даниила и его усердные ежедневные молитвы своему Богу, они поняли, что единственный способ унизить его — запретить его религиозные обряды. В Даниила 6: 6-9 они обращаются к Дарию с идеей, что он должен издать закон, согласно которому в течение 30 дней все должны будут молиться только ему или встретиться лицом к лицу со львами.

Когда Даниил узнал, что они сделали, он помолился на своем обычном месте у открытого окна. Заговорщики выдали его царю Дарию. Несмотря на свое восхищение Даниилом и Богом Даниила, царь подчинялся своему собственному эдикту.

Даниил 6:16-18 говорит, «Тогда царь отдал приказ, и Даниил был приведен и брошен в ров со львами. Царь сказал Даниилу: «Бог твой, Которому ты постоянно служишь, Сам спасет тебя». И принесли камень и положили его на отверстие рва; и запечатал его царь перстнем своим и перстнями вельмож своих, чтобы ничего не изменилось в отношении Даниила. Тогда царь пошел во дворец и провел ночь в посте, и не было ему угощений; и сон его убежал от него».

Утром царь Дарий бросился к львиному рву, но обнаружил, что Бог Даниила действительно защитил его. Даниила вывели из рва, а царь приказал бросить заговорщиков и их семьи львам, где их тут же растерзали.

Даниил 6 завершается этими словами в стихах 25-28, «Тогда царь Дарий написал всем народам, племенам и народам всех языков, которые жили по всей земле: «Да будет велик мир ваш! Я издаю указ, что во всем царстве Моем люди должны трепетать и бояться перед Богом Даниила;

Ибо Он есть Бог живой и пребывающий вовеки,

И царство Его не разрушится,

И Его владычество будет вечным.

Он спасает, спасает и совершает знамения и чудеса

На небе и на земле,

Тот, кто также спас Даниила от власти львов. успех в царствование Дария и в царствование Кира Персидского».

Этот царь Дарий прослужил всего два года (538-536 до н.э.), но какое влияние на библейскую историю!

Знаем ли мы, что случилось с царем Дарием после книги Даниила?

Некоторые историки считают царя Дария из истории Даниила литературной фигурой, а не историческим царем. Другие, однако, идентифицируют его как «Астиага», упомянутого греческими историками. Третьи ждут археологических открытий, подтверждающих библейский текст, как это произошло с бесчисленным множеством других библейских отсылок, когда-то считавшихся литературными приемами.

Во всех царях, которые изначально были врагами Израиля, интересно то, что Израиль пережил их царства. Много раз завоеватели, диктаторы и короли стремились уничтожить еврейский народ только для того, чтобы оказаться в сносках истории, в то время как Израиль процветает по сей день.

Это урок для любого из нас, кто стремится строить свои собственные царства отдельно от Бога, что мы мудры, чтобы сначала искать Царства Божьего. Это единственное царство, обещающее вечные награды. Преходящая природа земных королей и королевств лучше всего отражена в навязчивой поэме Шелли «Озимандиус».

Я встретил путешественника из древней земли,

Который сказал: «Две огромные и лишенные ствола каменные ноги

Стойте в пустыне. . . . Рядом с ними, на песке,

Полузатонувший разбитый лик лежит, чей хмурый взгляд,

И сморщенная губа, и ухмылка холодная повелевающая,

Скажи, что его скульптор хорошо читает 903 0904 те страсти8 Которые еще уцелели, отпечатавшись на этих безжизненных вещах,

Рука, насмехавшаяся над ними, и сердце, питающее;

И на пьедестале появляются эти слова:

Меня зовут Озимандиас, Царь Царей;

Взгляните на Мои Дела, Могучие, и отчайтесь!

Ничего кроме не осталось. Вокруг распада

Из этого колоссального Обломка, бескрайнего и голого

Одинокие и ровные пески простираются далеко.

Фото предоставлено: Getty Images/Christine_Kohler

Лори Стэнли Ролевелд — блогер, спикер, тренер и возмутитель хоббитов, которому нравится заставлять христиан опаздывать к ужину. Она является автором четырех обнадеживающих и тревожных книг, в том числе «Бегство от сумасшедшего» и «Искусство жестких разговоров». Она высказывает свое мнение на сайте www.loriroeleveld.com.


Эта статья является частью нашего каталога «Люди христианства», в котором представлены истории, значение и значение известных людей из Библии и истории. Вот некоторые из самых популярных статей для знакомства с важными деятелями христианства:

Как умер апостол Павел?
Кто такие николаиты в Откровении?
Кем была Девора в Библии?
Кем был Моисей в Библии?

История царя Соломона в Библии
Кем была жена Лота в Библии?
Кем была Иезавель в Библии?
Кем был блудный сын?

Дарий I Персидский – удивительная библейская хронология со всемирной историей

Кир Великий был первым правителем Персидской империи, которая была создана около 559 г. до н.э. и он был первым правителем персидской династии Ахеменидов. Дарий, я пришел к власти около 522 г. до н.э. где он появляется на Библейская хронология со всемирной историей. Он был третьим монархом династии Ахеменидов.

Дарий, я также был известен как Дарий Великий, и он правил Персидской империей в период расцвета ее могущества. Кир Великий был жив и сражался за расширение Персидской империи, когда Дарий был еще молодым человеком и служил в его армии. Когда Кир ушел, чтобы подчинить себе больше людей, он сделал своего сына Камбиса II соправителем на случай, если тот не вернется с битвы.

[Эта статья продолжается после сообщения авторов]

Эти статьи написаны издателями Удивительной библейской хронологии


Быстро просмотреть 6000 лет Библии и всемирной истории вместе

Уникальный круговой формат – подробнее см. меньше места.
Узнайте факты , которые вы не можете узнать, просто прочитав Библию
Привлекательный дизайн идеально подходит для вашего дома, офиса, церкви …

Ограниченное по времени предложение! Узнайте больше прямо сейчас! >

Дарий I Персидский

Историки утверждают, что когда Кир отсутствовал, наблюдая за битвой, ему приснился странный сон, в котором он увидел Дария с крыльями, стоящими над Европой и Азией. Сны и видения были обычным явлением для персидских правителей в ту историческую эпоху, и казалось, что Бог посылает Киру Великому еще одно послание.

Кир Великий победил вавилонян вскоре после того, как Бог изгнал евреев и израильтян на эту территорию за их непослушание. Библия утверждает, что до того, как Кир занял трон, Бог открыл Киру Великому, что он станет могущественным правителем и завоевателем. Это откровение, вероятно, пришло во сне, и царь Сайрус знал, насколько важны эти сны и что он не должен просто игнорировать их.

Кир приказал одному из своих командиров вернуться в Персию, чтобы присматривать за своим сыном, чтобы Дарий не узурпировал его трон. Когда Камбиз II стал правителем, Дарий не причинил ему вреда и, по сути, стал старшим улан в его личной гвардии.

История не знает точно, как царь Дарий пришел к власти, но ученые и археологи собрали воедино историю прихода царя Дария к власти. Когда Камбиз II занял место своего отца, он решил убить всех других наследников и соперников на престоле. Он убил своего брата Бардию и скрыл свое убийство от народа. Каким-то образом узурпатор по имени Гаумата понял, что произошло, и решил использовать этот инцидент для захвата Персии. Поэтому он выступил вперед и притворился Бардией.

Царь Камбиз, должно быть, не был эффективным правителем, потому что люди восстали под его властью. Гаумата решил использовать восстание, чтобы стать новым лидером Персии, убив царя Камбиса. Народ согласился с его действиями и хотел, чтобы он правил ими вместо царя. Гаумата был теперь королем, и он укрепил свою власть, и никто не бросил ему вызов. В конце концов Дарий и несколько других сторонников убили Гаутаму через семь дней после того, как он занял трон.

После того, как Гаумата был убит, Дарий и высшие чиновники, которые помогали ему в свержении узурпатора, решили и дальше управлять царством царями. Некоторые дворяне хотели олигархию, при которой группа правителей управляла бы вместе. В конце концов Дарий зарекомендовал себя как новый правитель империи, и люди согласились.

Сайрус так и не вернулся из битвы с племенами, которые он пытался контролировать, поскольку он умер во время конфликта.

Когда Дарий был у власти, он подавил последние восстания в империи и завоевал территории внутри Египта, долины Инда и Скифии. Сражения между Персией и Грецией овеяны легендами, и эти две великие армии впервые встретились на поле битвы во время правления Дария I. Во время своего правления он также разделил империю на 25 сатрапий, чтобы каждая завоеванная земля последовательно приносила ему дань. . Он создал стандартную валюту, которая будет использоваться во всей его империи. Он построил шоссе, дороги, почтовые отделения и использовал финикийцев для развития зарубежных торговых путей. Дариус усовершенствовал систему налогообложения, чтобы оптимизировать доходы королевства, и с помощью этой новой процедуры была создана одна из первых в мире банковских систем.

Дарий I продвигал зороастризм и продолжал чтить традиционных персидских богов. Он также позволил людям, которых он завоевал, продолжать поклоняться своим богам.

Дарий, я родился у Гистаспа, правителя Персии, около 550 г. до н.э. и он был старшим из пяти братьев. Он прожил раннюю часть своей жизни в роскоши, прежде чем пойти в армию в молодости. Его отец Гистасп также был военачальником в армии царя Кира и дворянином при его дворе. Дарий, я умер в 486 г. до н.э. по состоянию здоровья.

Ссылки:
http://en.wikipedia.org/wiki/Darius_I#Early_reign http://www.findingdulcinea.com/features/profiles/d/darius-i.html http://www.nndb .com/people/994/000092718/ http://www.newworldencyclopedia.org/entry/Darius_I_of_Persia https://en.wikipedia.org/wiki/File:Darius_In_Parse.JPG

Эти статьи написаны издателями Удивительная библейская хронология со всемирной историей

. Быстро просмотреть более 6000 лет Библии и всемирной истории вместе

  • Уникальный круговой формат — более 1000 наименований у вас под рукой на этом замечательном помощнике в учебе
  • Откройте для себя интересные факты .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *