Рафаэль санти кратко: Краткая биография Рафаэля Санти и творчество художника

Рафаэль Санти — Биография: 6 шагов от славы к смерти

Чья мысль восторгом угадала,

Постигла тайну красоты?

Чья кисть, о небо, означала

Сии небесные черты?

Ты, гений!.. Но любви страданья

Его сразили. Взор немой

Вперил он на свое созданье

И гаснет пламенной душой.

А.С. Пушкин

Рафаэль — один из самых великих художников эпохи возрождения. Будучи сыном художника при дворе одного из герцогов, родившись в Умбрии, он завершает свою карьеру в Риме, одном из самых великих городов эпохи Возрождения. Его жизнь и творчество — это целая эпоха в искусстве, эпоха Санти.

В статье будут рассмотрены особенности творчества, самые яркие, самые главные его творения. Попробуем осмыслить, как в его творчестве проявились черты гуманизма.

Содержание

  1. Начало пути
  2. Шаг 1. Гений родился (Детство и юность)
  3. Шаг 2. Первый заказ и сотрудничество с Пинтуриккио
  4. Шаг 3. Флорентийский период
  5. Шаг 4. Римский период
  6. Шаг 5. Последние годны жизни
  7. Шаг 6. Смерть художника
  8. Произведения Рафаэля
  9. Интересные факты о  картинах
  10. Фрески Художника
  11. Картины художника

Начало пути

Историки и биографы расходятся во взглядах по поводу однозначного ответа на вопрос: кто такой Рафаэль Санти. Для одних, это скромный робкий, со спокойным характером творец, погруженный только в свои работы. Другие считают его умным и проницательным гением, с жилкой предпринимателя, стремящегося к богатству, умеющего найти подход к «власть имущим».

Но все сходятся в одном, он был не только талантлив от рождения, на пути к известности ему потребовалось много лет упорного труда, чтобы добиться тех высот, которых он достиг.

Рафаэль с жадностью впитывает все возможное у своих учителей. У первого из них Перуджино знакомится с картинами таких великих мастеров, как Леонардо да Винчи и Микеланджело. Вбирает в себя как «губка» их технику и приемы. Это впоследствии станет прочным фундаментом его будущего процветания и успеха.

Постараться описать его жизнь — это значит ненадолго попасть в эпоху Возрождения, увидеть начало и рассвет одного из самых прекрасных периодов в жизни культуры и всего человечества, узнать о новых открытиях в искусстве, сделанных мастером.

Если другие художники оставались в рамках своих познаний, то он умел возвыситься над собой, выйти за пределы воображения. В нем органично сплетались, вкус, умеренность, живое воображение, поэзия и вдохновение от бога.

Шаг 1. Гений родился (Детство и юность)

В одной из областей восточной Италии в маленьком городе Урбино появляется на свет красивый мальчик под именем Рафаэлло. Его родителями были художник Джованни Санти и его супруга Марждии Чарлы.

Отец часто берет подросшего ребенка к себе на работу, где он расписывает стены. Мальчик не просто наслаждается работой отца, в нем просыпается любовь к искусству, желание рисовать.

Рафаэль жадно впитывает все увиденное. Хотя нет достоверных свидетельств тому, что отец давал сыну пробовать рисовать свои заказы (большинство работ Джованни не сохранились), но, замечая в сыне желание рисовать, он без сомнения учил, вероятно, даже доверяя некоторые мелкие работы.

В восьмилетнем возрасте он теряет мать. Отец снова женится. Его женой становится Бернардина, которая была «не ангельского нрава». У них с пасынком сразу устанавливаются плохие отношения.

Через два года (в двенадцать) он теряет отца. Родственники занялись дележкой наследства. Его дядя Бартоломео, дабы избавить его от «грязи и дрязг», определил его в 1495 году в ученики к Пьеторо Вануччи, прозвище которого было Перуджино.

Работая рядом с таким великим художником как Леонардо да Винчи, Перуджино был довольно знаменитым живописцем, владевшим собственной школой, в которую многие желающие стремились попасть. Рафаэль был счастлив учиться у такого художника. Он начал упорно трудиться, осваивая технику учителя, подражая ему.

Его пребывание в этой школе не омрачалось ничем. Он помогал своим товарищам, не показывая своего превосходства. Ученики видели, что он одарен намного больше, чем они, но благодаря своему характеру, он не вызывал в них зависти, а с некоторыми был даже очень дружен.

Один из учеников, Гауденцио Феррари, был так предан Рафаэлю, что дружба их (за исключением нескольких лет) продолжалась до самой смерти великого мастера. 

Около четырех лет проходит его обучение основам живописи. Периодически он навещает свой родной Урбино, где пытается уладить споры о наследстве родственников. Несмотря на плохие отношения с мачехой, пасынок, тем не менее, выделяет ей достойное жалование из остатков своего наследства.

Шаг 2. Первый заказ и сотрудничество с Пинтуриккио

В 1500 году случилось одно из ярких событий в жизни Санти. Он получает свой первый заказ в качестве маэстро (такой титул присуждался только тем, кто имел собственную мастерскую).

В 18 лет юноша, владея мастерской отца, сумел заслужить почет и уважение, а иначе ему не доверили бы такую ответственную работу, как рисунок для домашнего алтаря одного из торговцев шерстью Барончи под названием «Коронование Блаженного Николая Толентийского, победителя сатаны».

Фрагмент первой картины Рафаэля «Ангел» — один из фрагментов разобранного алтаря «Коронование Блаженного Николая Толентинского, победителя Сатаны» домашней капеллы в церкви Сант-Агостино в Читта де Кастелло

Уже в этом наброске видна тщательная внимательность к деталям. «снисходительный» наклон головы бога, «живые» позы рук. Все это говорит о нарастающем таланте молодого мастера, который будет проявляться еще больше в дальнейшем.

В отличие от других художников у молодого маэстро была уникальная способность передавать внутренние переживания персонажей, их чувства и эмоции в свойственной только ему манере.

Между 1502 и 1504 годом он по-видимому очень много ездит, выполняя различные заказы.   Но в 1502 году он оказывается в подмастерьях у такого великого художника своего времени как Бернардино ди Бетто по прозвищу Пинтуриккьо (из-за небольшого роста).

После яркой работы над алтарем он мог бы получать хорошие заказы для своей мастерской и ни о чем не думать. Рафаэль устраивается в мастерскую этого художника не просто так, а для того, чтобы перенять его технику и мастерство. Продолжая внутри себя «перемалывать» полученные знания, используя их затем в собственных произведениях, он создает свои оригинальные и интересные картины.

Для  Пинтуриккьо он сделал небольшой набросок одной из фресок в библиотеке Пиколомини в Сиенне — «Отьезд Энеи Сильвио по направлению к Базелю», который так покорил пожилого мастера, что он использовал идею молодого помощника, но неудачно.

Все остальные фрески имеют идеальную симметрию, в каждой из них композиция организована вокруг центрального предмета или фигуры. В наброске же Рафаэля главное — небо. Динамизм картине придает всадник, в нем чувствуется уверенность, энергия. Он как бы приветствует зрителей. Во всем наброске видно живое движение, даже хвост лошади от ветра завихрился.

Окончательный вариант Бернардино ди Бетто выглядит на его фоне безжизненным, статичным. Все пропорции и перспектива соблюдены, но лошадь не развернется, а всадник просто вяло сидит на лошади и не помашет вам вслед (в отличие от рисунка справа). Это то, чем привлекает его творчество, отличаясь от других художников.

Отьезд Энеи Сильвио по направлению к Базелю

Еще одной замечательной его работой того времени по праву считается «Обручение девы Марии». Здесь художник решил состязаться на расстоянии со своим учителем Перуджино, показав своим мастерством, что нужны новые подходы в создании картин, что кисть учителя уже «отслужила свое».

В 1504 году влиятельное семейство Альбицини заказало у него  «Обручение девы Марии». Он взял за основу работу своего учителя, которую тот писал для одного из соборов в Перудже. По композиции, использованным декорациям эти картины практически идентичны, но картина молодого мастера превосходит его учителя, что видно невооруженным взглядом.

Картина Санти более живая и естественная, видны эмоции и внутренние переживания героев сцены. Они не просто статисты, а реальные участники тех событий. Позы персонажей (в отличие от Ваннучи) смотрятся более естественно и гармонично.

«Обручение девы Марии»

Шаг 3. Флорентийский период

1504 год становится для мастера поворотным, он переезжает во Флоренцию, где трудится над заказами для частного сектора. Здесь работают такие великие мастера, как Микеланджело, Леонардо да Винчи.

У него есть возможность посещать их мастерские, видеть их труды и произведения. Узнавая их манеру, техники, секреты мастерства, он еще быстрее прогрессирует в своих работах.

Но Рафаэль не останавливается на месте, он все время в поисках новых заказчиков и заказов. Он пишет портреты и другие произведения «малых форматов». В них очевиден прогресс, но все же остаются следы некоторых приемов Пинтуриккьо.

«Св. Георгий, побеждающий дракона», «Св. Михаил и дьявол», фреска для капеллы в Перудже «Святая троица со святыми» и другие работы позволяют сказать, что он ни на миг не останавливается в своем развитии, постоянно совершенствуясь и обучаясь новому.

С 1505 года в его портфолио появляется целая вереница картин, посвященных богоматери и младенцу («Мадонна в зелени», «Мадонна со щеглом», «Мадонна Бриджуотер», «Мадонна Каниджани»). В большинстве этих произведений прослеживается вдохновляющее влияние работ да Винчи, а в некоторых из них можно усмотреть даже копирование технических приемов, ощущения гармонии в композиции.

В этих малых форматах он еще больше оттачивал свое мастерство. Это позволяло ему смелее экспериментировать. В конечном итоге все привело к тому, что даже Флоренции ему стало мало.

Шаг 4. Римский период

Несмотря на то, что флорентийский период дал очень много художнику в повышении его мастерства, он ждал крупных и дорогих заказов, чтобы получить еще больше признания.

Такой шанс подвернулся. Юлию II, новому папе, понадобилось расписать апартаменты. Один из архитекторов, отвечающих за строительство собора святого Петра (Донато Браманте), пригласил своего соотечественника для росписи (он тоже был из Урбино). Скорее всего он видел картины Санти и понял, что это великий итальянский художник.

Ему доверили роспись библиотеки понтифика («станца делла Сеньятура»). Свод уже был разбит на зоны для различных религиозных сюжетов. Первый из сюжетов, к которому он приступил, был такой, где «перводвижения», астрономия, мифология и религия смешиваются друг с другом, порождая тот мир, в котором все существуют.

В этой фреске Рафаэлю Санти удалось применить все могущество своей кисти и знания всех накопленных лет. Богиня астрономии Урания выглядит настолько реалистично, объемно, что кажется вот-вот сойдет с фрески. Ее мягкость и в тоже время сила видны невооруженным взглядом, а два ангелочка, чувствуя это, как будто бы пытаются убежать.

Богиня астрономии Урания

Следующей его фреской стал «Суд Соломона» из четырех персонажей. В их позах и движениях ему удалось раскрыть целую историю. В этой небольшой сценке, по положению тел сразу становиться ясно, кто истинная мать малыша, которого собираются убить.

«Суд Соломона»

Понтифик был настолько поражен увиденным, что выгнал других художников, которые должны были работать с Санти, отдал всю работу лишь ему одному.

Но дарование великого мастера не могло остановиться только в великолепных фресках и картинах. Каждый художник того времени обладал незаурядными знаниями и в смежных видах искусств. (непревзойденный Буанаротти знаком нам не только как художник, но и как скульптор).

В 1514 году после смерти земляка Донато Браманте ему передали честь окончить строительство собора Святого Петра, с чем он также отлично справился.

На протяжении всей жизни в Риме он продолжает упорно трудиться, создавая уникальные шедевры, поражающие своей красотой и натуральностью: «Триумф Галатеи», «Донна Велата» и другие уникальные произведения, в которых очень четко переданы характеры героев, а также их душевное состояние.

«Донна Велата»

Шаг 5. Последние годны жизни

Заказав картину «Преображение» для стены главного кафедрального собора, кардинал Джулио Медичи желал украшать собор только полотнами известных мастеров.

Рафаэль понимал всю ответственность, которая легла на его плечи. Библейский сюжет был очень сложным. Он хотел не просто рассказать историю, но вложить в умы и сердца людей идеи гуманизма, заложенные в христианстве.

Иисус решил показать свой истинный облик самым приближенным апостолам (Иакову, Иоанну и Петру). Когда они пришли на гору, его лик изменился, он стал подобен солнцу, весь засиял в лучах непередаваемого света.

Увидев это чудо, вера их еще более укрепилась. Когда же они пришли с горы к людям, к ним подошел человек, сказав при этом, что в его сына вселился бес. Иисус изгнал беса и тем самым вылечил мальчика.

Так как эта картина считается незаконченной, то у ученых возникают споры, кто после смерти ее доработал. Одна версия говорит о том, что самим мастером написана только главная сцена: апостолы и Иисус. Остальные части завершены его учениками.

«Преображение»

По другой считается, что почти весь холст сотворен рукой мастера, и лишь отдельные фрагменты руками учеников.

В каждом творении он тщательно продумывал все элементы, не оставляя ничего случайного в композиции. Жесты рук, позы — вся картина полностью передает сюжет в мельчайших деталях. Его педантизм доходил до крайности, но именно это и делает данные труды и произведения искусства такими завораживающими и захватывающими.

Шаг 6. Смерть художника

Что касается его смерти, то тут биографы расходятся во мнении. Одни считают, что он вел слишком разгульную жизнь в последние годы жизни, а другие считают, что он простудился, пока ожидал встречи с папой Львом X.

Как бы то ни было, в свой день рождения, он неожиданно почувствовал озноб и вскоре ушел из жизни. Его поклонники и почитатели таланта долго не могли оправиться от такой утраты. Ушел великий художник в таком молодом возрасте (37 лет).

Если бы не эта сильнейшая лихорадка, он мог бы написать еще много чудесных картин, удивляя и поражая своим искусным владением кистью, переплавляя в себе техники и методы своих учителей, воплощая основные идеи и открытия.

Произведения Рафаэля

Произведения Рафаэля Санти одновременно вобрали в себя наиболее традиционные черты искусства эпохи Высокого Возрождения и собственный авторский стиль. Основные штрихи, по которым можно узнать произведения Санти – это яркие эмоции, определенно читаемые на каждом изображенном лице, выразительная динамика фигур, а также мягкие формы и рассеянный свет на изображениях людей.

Российским любителям искусства хорошо знаком почерк художника. Некоторые из его известных работ находятся в Эрмитаже Санкт-Петербурга. Если попросить посетителя этого музея, — «Укажите написанные Рафаэлем картины», — он практически безошибочно укажет на «Святое семейство» и «Мадонну Конестабиле». А самые пожилые посетители могут припомнить еще и легендарную «Сикстинскую Мадонну», гостившую в Советском Союзе почти 10 лет после Второй Мировой Войны.

Сикстинскую Мадонну» гостившая в Советском Союзе

Если представить список самых известных картин, какие написал Рафаэль, он бы выглядел приблизительно следующим образом:

  1. Сикстинская Мадонна;
  2. Битва св. Георгия с драконом;
  3. Три грации;
  4. Сон рыцаря;
  5. Святой Михаил и Дьявол;
  6. Святое семейство под дубом.

Это основные работы, узнаваемые даже людьми, далекими от искусства. Не меньшее значение имеют и фрески, написанные внутри нынешних архитектурных памятников, главным образом в Ватикане. «Афинская школа», «Адам и Ева», «Триумф  Галатеи» — сюжеты христианской и греческой мифологии получили рождение в виде изображений, написанных рукой мастера и его учеников.

В своих картинах Рафаэль заимствует штрихи почерка величайших мастеров Возрождения. Обучаясь у художника Перуджино, он усвоил композиционные особенности его картин, а после переезда во Флоренцию познакомился с методом Леонардо да Винчи. Художник осваивает анатомию, механику движений, а также ритмический рисунок композиции, который удерживает взгляд зрителя, плавно «водя» его по полотну.

Сон рыцаря

Приведем краткий список, перечисляющий самые известные картины с названиями и их описание:

  • Сикстинская Мадонна. Это, пожалуй, самая знаменитая из тех, что написал Санти. Эта работа была написана Рафаэлем для монастыря святого Сикста. Она имеет «алтарную» композицию, т.е. фигура Мадонны расположена аналогично традиционным статуям в католической традиции. На картине изображена дева Мария с младенцем Христом на руках, папа Сикст II и святая Варвара. У ног Марии находятся два ангела с детскими лицами, а на заднем фоне, позади всех фигур и занавеса, ангельские лики. Произведение находится в галерее Дрездена.
  • Три грации. Картина, написанная в пару к «Сну рыцаря». Одна из ранних работ художника. На холсте изображен античный сюжет, изображающий трех дочерей Юпитера – Красоту, Любовь и Удовольствие.  Она хранится в Шантильи, музее Конде.
  • Сон рыцаря. На картине изображен спящий под деревом рыцарь, отсылающий к мифу о Геракле, который совершает выбор между Доблестью и Наслаждением. Лежащий рыцарь занимает центральное место в композиции, а по обе стороны от него изображены женщины, одна из которых предлагает меч и книгу, а другая – цветущую ветвь. Существует легенда, по которой художник написал ее после того, как та приснилась ему во сне. Вероятно, это первая работа художника, которая написана не на библейский сюжет. Полотно хранится в Лондоне, в Национальной галерее.
  • Святое семейство, или Мадонна с безбородым Иосифом. Картина, изображающая в идеалистической манере семью Иисуса. Все линии полотна пропитаны светом, очертания мягки и округлы, лица практически лишены собственных черт, что характерно для изображений Рафаэля. Интересно то, что Мария с младенцем на руках за счет композиционного и цветового решения выглядит гораздо монументальнее и даже массивнее Иосифа, цветовая гамма которого идентична пейзажу на фоне. Эта картина находится в России, в Эрмитаже Санкт-Петербурга.
Освобождение апостола Петра из темницы

Одно из самых известнейших творений – «Преображение Христово» — увы, технически не принадлежит кисти Рафаэля Санти. В последние годы жизни творец был настолько перегружен заказами, что делал только наброски, а сами изображения выполнялись его учениками под присмотром маэстро.

В этой картине отражен также кризис возрожденческого изобразительного искусства: работа гораздо «тяжелее» на вид и наполнена пафосом библейского сюжета. Сейчас она находится в Ватикане.

К «Преображению» имеет отношение рисунок-рекордсмен. Им является созданный в начале работы над произведением набросок «Голова молодого апостола» — рисунок, проданный за рекордную стоимость в своей категории изобразительных произведений.

К сожалению, самая дорогая и загадочная работа мастера была утеряна. Это «Портрет молодого человека», утраченное по завершении Второй Мировой Войны. Оно было изъято германскими солдатами у одной из аристократических польских семей, и после исчезло без следа.

Редкий гость в творчестве Рафаэля Санти  – произведения не-библейского содержания. Одна из таких картин – «Автопортрет с другом», который находится в Лувре, где находятся и многие другие работы Рафаэля.

Интересный факт: анализ творчества Рафаэля показал, что за всю творческую карьеру (около 20 лет) он написал свыше 40 «Мадонн» по заказу различных религиозных деятелей и просто богатых людей.

Сколько еще подобных религиозных сюжетов из ранних лет автора остались неучтенными, доподлинно неизвестно.

Интересные факты о  картинах

Факт 1. Одной из самых загадочных картин в его творчестве, является портрет «Форнарины». Существовала ли эта девушка в реальности — никому не известно. Но живет легенда, по которой однажды Санти, прогуливаясь по Риму, увидел очень привлекательное лицо молодой девушки (дочери булочника), он был сражен ее красотой, влюбился и стал бредить только ею.

«Форнарина»

Впоследствии она стала его моделью. Правдива эта легенда или нет — доподлинно неизвестно. Личная жизнь мастера всегда была покрыта тайной. Известно, что действительно такой булочник жил в то время, и у него была дочь. Но доказать, что это именно она изображена на картине невозможно.

Ясно только одно, что художник действительно испытывал к девушке на портрете сильные чувства. На одной из ее рук есть браслет с именем художника. Значит ли это, что таким образом он хотел показать право собственности над ней?

Нужно отметить, что портреты «Донна Велата», и «Форнарина» удивительно схожи. Некоторые ученые утверждают, что это одна и та же женщина. Портреты отражают разные стороны личности «развратную» и «скромную». Как бы то ни было, но это все лишь предположения.

Факт 2. На стене дома-музея Рафаэля в Урбино есть одна фреска. Там изображена Мадонна с младенцем. Историки утверждают, что изображена на ней мать великого художника Марджа Чарла, а лицо красивого младенца — это сам Санти-младший.

Мадонна с младенцем

Таким образом отец хотел запечатлеть «на века» лик любимой жены и сына, которыми одарила его судьба. 

Факт 3. Так как Микельанджело и Санти могли встречаться в Риме, то среди народа ходила одна легенда. Однажды они повстречались в одном из многочисленных зал Ватикана. Буанаротти шел в одну сторону, а Рафаэль со своими учениками в другую.

Микельанджело ему с иронией заметил, что тот шествует с приближенными, как генерал. На что Рафаэль ему ответил: «А вы, как палач». История умалчивает о том, обидел ли такой ответ Микельанджело. Одно совершенно ясно: если Санти такое сказал старому мастеру, то это выглядело не очень хорошо. Хотя Рафаэль был молод и возможно даже не думал, что его слова способны задеть.

Факт 4. Говорят, когда художник уже был при смерти, он указал на картину «Преображение», подсказывая ученикам, стоящим рядом с ним, дорисовать ее.

Фрески Художника

Не менее известными, чем картины, являются фрески Рафаэля, расположенные на стенах самых разных помещений, главным образом имеющих отношение к католической церкви. Самой известной фреской, которую многие называют гениальной, является «Афинская школа», написанная в апартаментах папы римского в Ватиканском дворце. Изображение прославилось классической композицией, а также изображением всех известных философов античности.

Другая известная работа – «Адам и Ева». Это роспись на мотив библейской истории, расположенная в покоях понтифика. Фреска примечательна не только высоким уровнем исполнения, но и тем, что рядом с ней расположилась другая работа Рафаэля – «Победа Аполлона над Марсием». Считавшееся в Средневековье богохульным соседство языческих античных богов и элементов христианской мифологемы нашло свое отражение в свободных нравах Возрождения, в соседстве светского и духовного.

«Триумф Галатеи» — еще одна примечательная работа Санти, написанная на стене виллы богатого банкира. Галатея, согласно мифу убитая ревнивым мужем, изображена на этой фреске в бурном торжестве жизни. Она несется на водной колеснице, запряженной дельфинами, а вокруг нее предаются утехам тритоны, наяды и другие мифологические существа.

Таким образом, Рафаэль стал уникальной, знаковой фигурой для изобразительного искусства своего времени. Не случайно художественную манеру Возрождения делят на «прерафаэлитовскую» и «пострафаэлитовскую». Влияние художника, обладающего особой манерой письма и объединяющего языческие и христианские сюжеты, навсегда изменило мир искусства.

Картины художника

Афинская школа Рафаэля Санти- описание картины, философы изображенные на ней

«Автопортрет»

«Агония в Гефсиманском саду»

«Аллегория Грамматики»

«Алтарь Бальони. Пределла «Богословские добродетели. Любовь и два ангела»

«Алтарь Бальони. Пределла «Богословские добродетели». Надежда и два ангела»

«Алтарь Бальони. Пределла «Богословские добродетели». Вера и два ангела»

«Алтарь Бальони. Пределла «Богословские добродетели»»

«Алтарь дома Колонна, центральная часть: Мадонна на троне с младенцем Христом, младенец Иоанн Креститель, справа Св. Павел, слева Св. Петр, Св. Екатерина и Св. Сесилия»

«Алтарь дома Колонна: Мадонна с младенцем на троне и со святыми (Мадонна в алтаре)»

«Амур, стреляющий из лука (школа Рафаэля)»

«Афинская школа»

«Благовещение. Алтарь Одди. Пределла»

«Благословляющий Бог-Отец и ангелы»

«Благословляющий Христос»

«Бог-Отец с ангелами. Этюд к мозаике купола Капеллы Киджи»

«Большая Мадонна Каупера»

«Большое святое семейство Франциска I (Мадонна с младенцем и святыми)»

«Введение во храм. Алтарь Одди. Пределла»

«Венера и Адонис (школа Рафаэля)»

Рафаэль Санти — интересные факты из жизни художника

Рафаэль Санти один из величайших живописцев эпохи «Высокого Возрождения». За 37 лет своей жизни он написал более 200 картин. Особенно знаменита его прекрасная серия мадонн. Он первый кто придал мадоннам не отстраненное, а нежное само погруженное выражение.

Рафаэль тонко чувствовал женщин, в 8 лет он рано потерял мать. Ее изображение он позже видел на фреске своего отца, придворного художника, Джованни Санти. Всю жизнь он находился в поиске недополученного материнского тепла. Работы Рафаэля пропитаны материнской добротой, грацией, человеческой близостью библейских персонажей.

Его картины были настолько прекрасны, что их владельцы не могли оторваться от созерцания. Например Герцог Лотарингский Фердинанд III, после того как получил картину «Мадонна Грандука» никогда не расставался с ней. Куда бы он ни ездил, он брал ее с собой, он поместил ее в своей спальне. Видя ее, герцог испытывал чувство расслабления, умиротворения, благодати. Как же сформировался талант этого художника?

Домашнее воспитание

Рафаэля никогда не отдавали няням, служанкам. Мать кормила его грудью, родители воспитывали ребенка сами, хотя это было не принято по традициям того времени. Отец Рафаэля, Джованни Санти, был не только придворным художником и поэтом, но и образованнейшим человеком своего времени. Он стал чем-то вроде министра просвещения при дворе герцога Урбинского.

Обучая своего сына мастерству художника, Джованни скоро стало понятно, что мальчик быстро развивается, все схватывает.  Когда Джованни передал ему все свои умения и понял, что ничему научить больше не может, он отвез сына в Перуджу, обучаться у самого прославленного художника Италии того времени — Пьетро Перуджино.

Друзья и покровители

Отец мальчика умер рано, когда Рафаэлю было всего 11 лет. Лишившись обоих родителей, Рафаэль продолжал часто приезжать в Урбино. Ему нравилась атмосфера Урбинского двора, где под покровительством просвещенной Герцогини Елизаветы Гонзага собирались философы-гуманисты, поэты, художники. Там образовался центр культуры ренессанса, где Рафаэль был всеобщим любимцем. Исслеователи  ку Эта атмосфера предопределила судьбу Рафаэля. Возможно тогда Рафаэль стал гностиком, что  позднее отразилось  в символизме его картин.

Художник- особый стиль мышления

Для художников того времени было принято владеть разными творческими профессиями- архитектора, скульптора, художника и поэта. Считалось что художник — это не только умение рисовать, это особый стиль мышления. Чтобы стать знаменитым художником, необходимо было быть умным. И Рафаэлю это удавалось.

Магия его картин заключается в сложном математическом построении пространства, моделировании ситуации и направлении внимания, он заинтриговывает и погружает в сюжет, сопровождая вас изяществом, грацией, очарованием и певучестью линий. В его работах есть сакральное состояние, обеспечивающее доступ к возвышенному.

Жажда новых знаний

Рафаэль в 17 лет стал уже признанным художником, участвовал в росписи разных храмов и имел много частных заказов. В 1505 году он почувствовал, что исчерпал возможности обучения у Перуджино.   Рафаэль был постоянно настроен на обучение. Он обладал невероятной жаждой новых смыслов. Когда до него дошли слухи что во Флоренции существует мощная кагорта художников,  он бросил все и отправился туда обучаться.

Дружба с Леонардо да Винчи и Микеланжело

Во Флоренции он был чужеземцем. Художники порой обладают сложными, неуживчивыми характерами и с большой осторожностью встречают новых людей, но Рафаэль был человеком настолько доброжелательным, умным и учтивым, что легко влился в их компанию и стал завсегдатаем встреч художников «Общества Горшка».

Во Флоренции он получал заказы на портреты от местной знати, которые он уже писал, используя законы открытые Леонардо да Винчи в построении композиционной перспективы и цветовых решений. Рафаэль в своем творчестве объял все что было до него и пришел к совершенству. Именно во Флоренции он создал свою серию из 42 мадонн, где воспел состояния материнства и беззащитного нежного существа.

Важно, что несмотря на то, что Рафаэль уже был признанным профессионалом, он был готов учиться в любой момент времени. У Микеланжело он учится пластике и драматическим поворотам, сложным ракурсам, но в характере у него не было мятежного духа, строптивости как у Микеланжело.

Мудрое решение остаться самим собой

Рафаэлю хвалило мудрости понять, что это не его манера.  Он любил музыку, любил красиво одеваться, любил женщин. Художник сориентировался и стал изображать анатомические рельефы с помощью драпировки, Рафаэль понял, что ему не удаются батальные сцены и портреты людей с жестким властным характером. Он берет другим, гармонией и безмятежностью. Овалы, ритм, внутренняя музыка присуща картинам Рафаэля.

Картина «Дама с единорогом»

Благодарность учителям

С 1508 года по приглашению папы Юлия II Рафаэль перебрался в Рим для росписи залов Ватиканского дворца. В 1511 году Рафаэль писал фреску «Афинская Школа«. В его сердце всегда было полно благодарности своим великим учителям.  На центральных позициях он изобразил Леонардо и Мекеланжело, отдавая им дань уважения.

Афинская Школа

Примечательно, что, когда Рафаэль показал эскиз этой работы папе Юлию, она ему настолько понравилась, что он будучи человеком резким и решительным, приказал сбить с уже расписанной стены фрески другого художника и поместить туда картину Рафаэля.

Романтическая, загадочная и трагическая история любви великого художника

Рафаэль всегда был любимцем женщин, многие знатные особы оказывали ему знаки внимания, многие семьи мечтали получить в зятья прославленного, состоятельного художника. Он долго избегал брака, поговаривали, что Рафаэль мечтал стать кардиналом.

Однако была в его жизни женщина, которую он считал своей музой, это Маргарита Лути, дочь булочника. Она позировала для портрета Форнарина и самой знаменитой картины Рафаэля — «Сикстинская Мадонна».

Сикстинская Мадонна

Агостино Киджи, банкир и друг Рафаэля из Рима, пригласил его расписать стены своего дворца Фарнезино. По одной легенде Рафаэль, страдая от любви и ревности даже не мог работать над фресками, Киджи уговорил его даму быть с ним постоянно, где бы он не находился, таким образом Рафаэль закончил работу.

По одной из легенд Рафаэль купил Маргариту Лути у ее отца за 3 000 золотых, в период, когда она была помолвлена. Она изменяла Рафаэлю с Агостино Киджи, учениками художника, и, впоследствии, стала самой знаменитой куртизанкой Рима. По другой версии у них было сильное взаимное чувство, она была его возлюбленной и натурщицей на протяжении 12 лет, до самой его смерти. Умер Рафаэль в ее постели. На картине Фарнарина на рентгене было обнаружено рубиновое кольцо, символ обручения. Вскоре поле смерти возлюбленного, Фарнарина скончалась в монастыре, где была записана как вдова Рафаэля.

Смерть Рафаэля

Когда Рафаэль болел, папа шесть раз посылал справляться о его здоровье. Он умер 6 апреля 1520 года в 37 лет, в тот же день когда и родился. Художник немного не дожил до тех дней, когда папа сделал бы его кардиналом.

Рафаэль | Великие итальянские художники

19 мая 2017 г.

Кто такой Рафаэль? Краткий взгляд на художника.

Если Леонардо да Винчи был великим безумным ученым эпохи Возрождения, а Микеланджело — мастером величия и драмы, то Рафаэль Санцио да Урбино был воплощением элегантности и изящества эпохи Возрождения. Родившийся в городе Урбино в 1483 году, Рафаэль с ранних лет был окружен искусством. Его отец, придворный художник герцога Урбино, научил его основам живописи. С самого начала было ясно, что он вундеркинд. Он привлек внимание успешного художника эпохи Возрождения Перуджино, и в возрасте 17 лет Рафаэль уехал из Урбино в Перуджу, чтобы провести четыре года, обучаясь в мастерской Перуджино. Его стремительный взлет к славе продолжался, и в возрасте 21 года он начал проводить время во Флоренции, художественном центре эпохи Возрождения. Там Рафаэль черпал вдохновение у Леонардо да Винчи и Микеланджело, изящно перенимая элементы их стилей и создавая работы, которые явно были его собственными. В 1508 году папа Юлий II поручил Рафаэлю написать серию, в которую войдет его великий опус «Афинская школа». Оставшиеся годы Рафаэль провел в Риме под покровительством Юлия II и его преемника Льва X. Он продолжал писать некоторые из своих величайших работ и даже углубился в архитектуру после того, как Лев X назначил его главным архитектором Ватикана. Рафаэль неожиданно скончался 6 апреля 1520 года в возрасте 37 лет. Хотя истинная причина его смерти неизвестна, предположительно его болезнь была вызвана его печально известными чрезмерными сексуальными привычками.

Шедевр Рафаэля | «Брак Девы Марии»

Ряд величайших произведений Рафаэля до сих пор находится в Италии. Брак Богородицы, написанный в начале его карьеры для церкви Сан-Франческо в Читта-ди-Кастелло, был вдохновлен Перуджино. Это прекрасный пример его собственного зарождающегося таланта с его тщательным вниманием к перспективе и мягким, естественным позам фигур в противоположность чопорности, которая была популярна в период расцвета Перуджино. Сегодня Брак Богородицы стоит в Пинакотеке Брера в Милане.

Шедевр Рафаэля | «Погребение Христа»

«Погребение Христа» знаменует собой переход в его карьере. Готовясь к картине, он изучил «Оплакивание Христа» Перуджино, но начал расширяться и изучать работы других художников, особенно Микеланджело. Влияние Микеланджело привнесло в «Гробницу» Рафаэля новое ощущение трагедии и драмы. Сейчас картина находится в Галерее Боргезе в Риме. «Триумф Галатеи» — один из лучших образцов живописи Высокого Возрождения. Созданный по заказу богатого банкира для его летнего дома в Риме, он вызывает легкое и игривое чувство. Фигуры находятся в позах, вдохновленных Микеланджело, но Рафаэль придал им изящество, которое мог осуществить только он. Галатея до сих пор находится в своем первоначальном доме на вилле Фарнезина в Риме.

В нескольких своих картинах Рафаэль передал дух Микеланджело с такой элегантностью и изяществом, как в «Афинской школе», его шедевре. Пока Рафаэль работал над своей первой серией картин в Ватикане, Микеланджело писал свои легендарные фрески Сикстинской капеллы. Вопреки воле Микеланджело архитектор Донато Браманте рассказал Рафаэлю о прогрессе Микеланджело. Рафаэль был потрясен. Грандиозность глубоко повлияла на его отношение к Афинской школе. Итальянцы считали древнегреческие интеллектуальные и художественные достижения самой вершиной человечества, и он рисовал среди них узнаваемых современных деятелей (включая Микеланджело и себя). Он привнес в сцену чувство удивления и исследования. Картина является ярким заявлением о том, что он и его собратья-итальянцы снова привели человечество к этим великим высотам. Пять веков спустя она стоит именно там, где он ее написал, в Ватикане в Риме.

 Великое соперничество | Рафаэль против Микеланджело

Микеланджело не всегда благосклонно относился к Рафаэлю, заимствовавшему его стиль. На самом деле Микеланджело утверждал, что всем своим успехом Рафаэль обязан ему. Эти двое были естественными соперниками: Микеланджело был бурным и сварливым, а Рафаэль был покладистым и обаятельным. Жизнь Микеланджело была наполнена бурными отношениями, и он был склонен к самоизоляции. Рафаэль жил яркой общественной жизнью. Его любили и уважали как за его искусство, так и за его личность. Микеланджело мало интересовался творчеством Рафаэля, по крайней мере внешне. Рафаэль не пытался скрыть свой интерес к творчеству Микеланджело или кого-либо из его коллег-художников. Он был мастером подражать своим сверстникам, привнося в смесь свой собственный вкус. Как бы ни были похожи технические детали, вроде позы его фигур, на картины Микеланджело, только Рафаэль мог рисовать людей с такой чуткостью и легкой жизненностью.

  Именно благодаря этому безмятежному человечеству Рафаэль запомнился как художник. Хотя художественные тенденции маньеризма и барокко благоприятствовали чрезмерному стилю Микеланджело сразу после смерти Рафаэля, художники, которые не одобряли эти чрезмерные стили, смотрели на Рафаэля как на идеальный контрапункт. Интерес к его искусству возрос в конце 17 века, и его влияние даже превзошло влияние Микеланджело. По сей день Рафаэль считается эталоном уравновешенного художника. Он остается мастером сдержанности, гармонии и грации.

Рафаэль, художник эпохи Возрождения, приведший в движение современный мир

Чтобы понять, каково было оказаться в Италии эпохи Возрождения, когда Европа перешла от Средневековья к современности, просто представьте себе, что вы сидите в первом ряду стадиона «Битлз». показать, но вместо того, чтобы воспринимать искусство через гитары и микрофоны, изобразить взрывную панораму возвышающихся портретов, божественных потолков и электрических цветов, которые привлекли красоту, боль и надежду человеческого опыта в новый фокус.

Частично благодаря Рафаэлю (Рафаэлло Санцио) мы можем оказаться в том уголке времени 15-го и 16-го веков, когда искусство, философия и инновации направляли нас на путь к миру, в котором мы живем сегодня; и еще более удивительно: мастер-художник дожил всего до 37 лет, но каким-то образом оказал неизгладимое влияние, поскольку его искусство продолжает пульсировать в сердцах и умах тех, кто смотрит на него.

Молодой человек из обнесенного стеной города Урбино, инкубатора эпохи Возрождения, который сейчас является объектом Всемирного наследия, родился в 1483 году и скончался в 1520 году от малярии.

Пятьсот лет спустя кураторы собрались в Риме, чтобы создать Scuderie del Quirinale, выставку-блокбастер, посвященную его жизни и революционному вкладу. Его работы ниже предлагают лишь отблеск его вдумчивой точности, прекрасно обнажённой на гипсе и холсте.

Знаменитая капелла Киджи, спроектированная Рафаэлло, в базилике Санта-Мария-дель-Пополо в Риме, Италия. Монд Распятие, 1502–1503, очень в стиле Перуджино. Великолепный потолок базилики Санта-Мария-дель-Пополо в Риме, Италия. Венчание Богородицы, самый сложный алтарь Рафаэля этого периода. Святая Екатерина Александрийская, 1507 г., возможно, перекликается с позой Леды Леонардо.

Рафаэль появился в тени Микеланджело и Леонардо да Винчи, но вырос и стал самым уважаемым художником своего времени среди европейской элиты и католических сановников.

Мадонна ди Сан-Систо — картина Рафаэля, написанная маслом. Картина была заказана в 1512 году папой Юлием II для церкви Сан-Систо в Пьяченце. Полотно стало одной из последних Мадонн, написанных Рафаэлем.

Известный своей обаятельной личностью, широко популярный художник считался королем живописцев вплоть до конца 19 века, когда критики начали насмехаться над его идеализмом.

Портрет Юлия II работы Рафаэля, 1511–1512 гг. Папа Юлий II (годы правления 1503–1513) заказал в Ватикане ряд очень влиятельных художественных и архитектурных проектов. Роспись потолка Сикстинской капеллы Микеланджело и различных комнат Рафаэля в Апостольском дворце считаются шедеврами эпохи Высокого Возрождения в Риме. Его решение восстановить собор Святого Петра привело к строительству массивной базилики, которую мы видим сейчас.

Однако грехопадение было недолгим, когда несколько десятилетий спустя сюрреалисты, такие как Сальвадор Дали и Пикассо, использовали стиль итальянского художника для создания собственных шедевров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *