Бруно джордано памятник: Monumento a Giordano Bruno | Sovrintendenza

Памятник Джордано Бруно на площади цветов Кампо-деи-Фиори в Риме — отзыв о круизе на Norwegian Epic по Средиземному морю



поделиться:

Небольшая площадь, называемая Piazza di Campo de’ Fiori (Кампо-деи-Фиори), переводится как “цветочная площадь” или “поле цветов”, находящаяся южнее Пьяцца Навона, произвела смешанное впечатление…

Издавна здесь был и до сегодняшних дней остался рынок. Сейчас тут бурлящая рыночная обстановка, торговцы, покупатели, туристы, палаточные ряды с рыбой, овощами, фруктами, продуктами, вином, цветами, одеждой, сувенирами и всякого другого товара — всё вперемешку. И надо всем этим в центре возвышается памятник Джордано Бруно… Потрясающая картина сочетания несочетаемого. Похоже, что кроме туристов, ни у кого здесь даже и в мыслях нет, что на этой площади заживо сожгли за ересь великого человека, своими знаниями на много веков опередившего то жестокое и примитивное время, в которое ему довелось жить…

Странная ситуация — построили площадь, чтобы торговать цветами и здесь же убивать еретиков, а потом снова спокойно заниматься “базарными делами”.

И сейчас всё словно вернулось “на круги своя” — памятник Бруно среди совершенно безразличных к нему торгашей, обывателей и зевак. На ум пришли строки из 2-х стихотворений с одинаковым названием “Аутодафе” (авторы Георгий Васильев и Нателла Болтянская):

 

Идите к чёрту, паруса и шхуны,

Я вспомнил Рим шестнадцатых веков,

Там на костре горел Джордано Бруно

На распрекрасной площади цветов…

 

И он горел, и пламя языками,

Его сжигая, билось о гранит,

И площадь в вопле с вздетыми руками:

Смотрите все, смотрите, он горит…

 

И я смотрел и видел, как клокочет

В горящем теле жар его крови.

Как мог не знать он, что толпа не хочет

Ни его мысли, ни его любви…

 

Он еретик — бесчестье и презренье!

Он еретик — проклятье и позор!

И поколенье шло за поколеньем,

Еретиков бросая на костер…

……………………………………………………. .

Закажут очистительную мессу,


Бродяги унесут остатки дров…


Еретики — горючее прогресса.


Господь, благослови еретиков!


 

Рассматривая статую Джордано Бруно, стоящего на пьедестале в монашеской рясе, со склонённой и покрытой капюшоном головой, с перекрещенными руками и книгой, невозможно было увидеть в его лице, обращённым к Ватикану, ни страха, ни внешнего героизма. И от этого было очень печальное впечатление о его сосредоточенном осознании своей искренней верности истине даже перед неумолимо близящейся смертью…

Памятник Джордано Бруно был установлен в 1887 году, через 287 лет после его сожжения. Его изваял скульптор-масон Этторе Феррари.

Так в камне увековечили память о великом монахе, философе, учёном, который факелом своего горящего тела осветил путь к Знанию для всего человечества… Помнит Рим своего вольнодумца…

Покидая Кампо-де-Фиори, мы с глубоким почтением и, как получается, спустя уже 416 лет (!!!) после его гибели, размышляли о большом значении в познании мироздания его теории гелиоцентризма, за которую Джордано Бруно расплатился жизнью…

 

А дальнейший путь вёл нас на Пьяцца-делла-Ротонда — к Пантеону.

Галина Романова

Назад:
Пьяцца Навона в Риме

Дальше:
Пантеон в Риме

поделиться:

поделиться:



Кампо деи Фиори в Риме – площадь, где сожгли Джордано Бруно

Площадь Кампо деи Фиори (Campo de’ Fiori) расположена в исторической части Рима и считается необычным объектом среди достопримечательностей Вечного города.

Композиционным центром площади предстаёт памятник известному всему миру Джордано Бруно (Giordano Bruno). Именно он привлекает к себе интерес туристов и почитателей таланта великого мыслителя и философа.

Мало кого оставит равнодушным место, где он последний раз взглянул на небесные светила перед тем, как был сожжён на костре инквизиции.

Содержание

История застройки и названия

Площадь имеет интересное прошлое, связанное со своим созиданием и преображением, яркими и мрачными событиями жизни города. У неё даже имеются собственные загадочные призраки, которые возникают в полночь, напоминая о своей боли и несправедливости мира.

Есть и иное толкование происхождения названия площади, согласно которому великий римский полководец Помпей (Gnaeus Pompeius Magnus) таким образом увековечил память о любимой женщине по имени Флора.

 

Менее романтичная версия относится к названию дороги, известной как Виа Флореа (Via Florea), которая соединяет мост замка Сан-Анжело (Castello di San Angelo) с небольшой церковью Сант’Анджело-ин-Пескерия (Chiesa di Sant’Angelo in Pesqueria).

С XIII века земли вокруг Кампо деи Фиори принадлежали римскому феодальному роду Орсини (Orsini). Вплоть до XV века здесь основными постройками были постоялые дворы и лавки мелких торговцев.

В 1456 году папа Каллистус III (Callistus PP. III) занялся благоустройством городского района Парионе (Parione), к которому относилась и Кампо деи Фиори. Площадь и примыкающие к ней улицы были вымощены камнями, началась активная застройка земель.

Появление в округе больших и красивых зданий, таких как Дворец Канчеллерия (Palazzo della Cancelleria) и Дворец Фарнезе (Palazzo Farnese), сделало площадь центром различных коммерческих и культурных мероприятий.

Она стала обязательным местом, через которые с почётными миссиями и важными поручениями следовали послы, кардиналы и другие представители власти. Это принесло определённое благосостояние в район Кампо деи Фиори: регулярно устраивались рыночные дни, вокруг стали появляться ремесленные мастерские, магазины и множество гостиниц.

Здание одной из них, Taverna della Vacca, некогда подаренной кардиналом Родриго де Борджиа (Rodrigo de Borgia) любовнице, стоит и сейчас в своём первозданном виде.

Дорога через площадь стала частью священного «пути папы». Вновь избранный понтифик следовал верхом на муле от Ватикана (Stato della Cittàdel Vaticano) до базилики Сан-Джованни-ин-Латерано (Basilica di San Giovanni in Laterano). Маршруты шествий главы римско-католической церкви проходили через несколько площадей и становились главными осями, вокруг которых развивалась общественная жизнь города.

  • Интересный факт: Кампо деи Фиори — это единственная площадь Рима без церкви.

Фонтан

В 1582 году по распоряжению папы Григория XIII (Gregorius PP. XIII) в целях снабжения города водой на площади появляется Фонтан делла Террина (Fontana della Terrina) работы известного римского архитектора Джакомо делла Порта (Giacomo della Porta) – ученика Микеланджело Буонарроти (Michelangelo di Buonarroti).

Чаша резервуара соответствовала стилю позднего ренессанса и была выполнена из белого мрамора с округлыми изящными краями. По форме фонтан представлял собой большую овальную фигуру с расположенными по бокам бронзовыми дельфинами, испускающими струи живительной влаги. Это сооружение было единственным источником питьевой воды в округе, и использовалось торговцами площади для своих целей, не всегда благопристойных. После того как отходы и испражнения превратили фонтан в мусорную свалку, Папа Грегория XV (Gregoria XV) приказал поместить на чашу травертиновую куполообразную крышку с ручкой посередине, что придало фонтану вид огромной посудины.

Неизвестный автор через 40 лет, в 1622 году, разместил у основания ручки странную надпись: «Люби Господа и не ошибайся, твори добро и говори свободно» (AMA DIO E NON FALLIRE. FA DEL BENE E LASSA DIRE. MDCXXII). Вероятно, он находился под сильным впечатлением от смертных приговоров и казней, свершаемых рядом на площади.

Подача воды стала осуществляться через проколы в месте декоративных роз, расположенных по бокам чаши. Бронзовые фигуры дельфинов, являвшиеся наиболее ценными элементами фонтана, были демонтированы, и с тех пор их судьба остаётся неизвестной.

Только в 1924 году оригинал творения Джакомо делла Порта извлекли из хранилища и установили на площади Кьеза Нуова (piazza della Chiesa Nuova) в 200 метрах от Кампо. Скульптуры дельфинов были заменены изваяниями черепашек, после чего римляне в шутку стали называть новое сооружение «Супница» из-за схожести со столовой посудой.

Одновременно на площади Кампо деи Фиори предпочли установить копию фонтана, который располагался уже на новом месте и не имел крышки. С тех пор его все знают, как Фонтан Кампо де Фиори (Fontana di Campo de’ Fiori).

С 1869 года на старинной площади находится оживлённый и живописный рынок, популярная атмосфера которого хорошо известна благодаря фильму 1943 года «Кампо де Фиори» с Анной Магнани (Anna Magnani) и Альдо Фабрици (Aldo Fabrizi).

С тех пор площадь неоднократно появлялась во многих итальянских фильмах. Посмотрите видео подборку моментов из фильмов:

  • Убей меня поцелуями (Straziami ma di baci saziami, 1968) режиссёра , с участием Нино Манфреди, Памелой Тиффин , Уго Тоньяцци;
  • Любовь в Риме (Un amore a Roma, 1960), также  Дино Ризи, с участием Милен Демонжо, Эльсой Мартинелли, Питером Болдуином, Клаудио Гора, Умберто Орсини;
  • Солнечные пятна (Macchie solari , 1975) режиссёра Армандо Криспино, с участием Мимзи Фармер, Барри Праймуса, Рэя Лавлока;
  • Проклятая путаница (Un maledetto imbroglio, 1959) режиссёра Пьетро Джерми ним же в главной роли, а также невероятной Клаудией Кардинале (Claudia Cardinale) и Франко Фабрици

Дворец Канчеллерия

Самым приметным и величественным сооружением рядом с Кампо деи Фиори стал Дворец Канчеллерия.

Заказчиком проекта был кардинал Рафаэль Риарио (Raffaele Riario), который являлся племянником папы Сикста IV (Papa Sisto IV). Ходили слухи, что деньги на постройку дворца он собрал за одну ночь в азартных играх.

Палаццо был построен в период между 1489 и 1513 гг. гениальным архитектором Донато Браманте (Donato Bramante) – основоположником римского классицизма в градостроении. К его работам относятся первый проект базилики Святого Петра (Basilica di San Pietro), сакристия церкви Санта Мария Прессо Сан Сатиро (Santa Maria presso San Satiro) в Милане и многое другое.

Некоторые историки опровергают причастность Донато Браманте к строительству и считают, что в проектировании здания участвовали другие менее известные архитекторы Франческо ди Джорджо (Francesco di Giorgio) и Баччио Понтелли (Baccio Pontelli).

Дворец Канчеллерия стал первым архитектурным сооружением Рима в стиле Ренессанса.

При строительстве, как это часто случалось, были использованы элементы разрушенных античных построек. Из находившихся рядом развалин Театра Помпея (Teatro Pompeo) в качестве строительного материала был использован травертин и 44 египетские гранитные колонны, которые установили во внутреннем дворике.

Справа от фасада здания, на месте раннехристианской церкви IV века, была возведена небольшая Базилика Сан-Лоренцо ин Дамазо (Basilica di San Lorenzo in Damaso).

В 1517 году Дворец Канчеллерия был конфискован первым папой из рода Медичи Львом X (Leo PP. X) и превращён в канцелярию священного государства.

Дворец и в настоящее время является Папской канцелярией и принадлежит Ватикану. Он включён в список объектов Всемирного наследия Юнеско и относится к «Историческому центру Рима и владений Ватикана, пользующихся правами экстерриториальности».

Наибольшую художественную ценность во дворце представляют настенные фрески Джорджио Вазари (Giorgio Vasari) – итальянского живописца, архитектора и писателя. Зал, в котором их можно увидеть, называется «Салон ста дней» в напоминание о том, что художник выполнил заказ за это короткое время. Автор отличался тем, что работал быстро и, конечно, не без помощи учеников – молодых дарований. Фрески поражают великолепием красок, одухотворённостью и сложной сюжетной композицией.

Музей Леонардо да Винчи

В палаццо находится музей Леонардо да Винчи (Museo Leonardo da Vinci). Удивительные машины и механизмы, которые нарисовал и спроектировал гений человеческой мысли, выполнены с большой аккуратностью и вниманием к мельчайшим деталям. Представленные экспонаты, от самых маленьких до огромных, работают, двигаются и воплощают первоначальный замысел творца. Для этого используются виртуальные эпизоды, воспроизводимые с помощью голограмм и 3D-изображения, которые удивительно реалистично погружают посетителей в мир открытий, опередивших века.

Мрачное прошлое

Мрачную славу Кампо деи Фиори обрела, как арена публичной казни и наказаний в Средние века. Долгое время площадь была свидетелем ужасных сцен с отрубленными головами и сожжёнными телами.

17 февраля 1600 года доминиканский монах Джордано Бруно по обвинению католической церкви в ереси за поддержку опальной гелиоцентрической теории Коперника и Галилея был привязан железной цепью к столбу и заживо сожжён на костре.

Его прощальными словами были: «Я умираю мучеником добровольно и знаю, что моя душа с последним вздохом вознесётся в рай!». Эта смерть и в наши дни наполнена глубочайшим драматизмом и не даёт забыть о невежестве человечества.

Позже расправы стали совершаться на окраине города, а площадь использовалась исключительно как место рыночной торговли.

Памятник Джордано Бруно

В 1884 году итальянскому скульптору Этторе Феррари (Ettore Ferrari) масоны Рима заказали памятник философу-пантеисту Джордано Бруно.

Проект вызвал много споров и не был одобрен городскими властями. Тем не менее скульптор выполнил работу бесплатно, после чего изваяние несколько лет пролежало в его мастерской невостребованным.

Вновь избранный муниципальный совет под влиянием общественного движения всё же пересмотрел и утвердил проект памятника. 9 июня 1889 бронзовая фигура Джордано Бруно была торжественно воздвигнута на украшенной цветами и флагами площади на месте бывшего фонтана.

Памятник изображает мыслителя, стоящим во весь рост, со скрещёнными и прижатыми руками, в которых он держит книгу – символ просвещения и мудрости. Взгляд философа устремлён в сторону Ватикана, как немой укор несправедливой власти силы. Некоторую печаль и таинственность придаёт капюшон, покрывающий голову скульптурного изваяния.

Пьедестал памятника имеет несколько тематических барельефов. На одном из них изображены исторические персонажи – последователи Джордано Бруно, разделявшие его взгляды и убеждения: Мигеля Сервета, Петра Рамуса, Томазо Кампанеллы, Джона Уиклифа, Яна Гуса, Аонио Палеарио, Паоло Сарпи и Джулио Чезаре Ванини. На других барельефах отражены важные моменты жизни Джордано Бруно: диспут в Оксфорде, вынесение смертного приговора и казнь через сожжение на костре.

Кровавый след в истории площади породил легенды о призраке Джордано Бруно, который уже более 400 лет приходит на место казни. Угрюмая фигура в широком плаще с низко надвинутым капюшоном действительно напоминает застывшее привидение из страшных легенд.

В 2000 году, спустя несколько столетий, Иоанн Павел II (Ioannes Paulus PP. II) принёс извинения за ошибки инквизиции и реабилитировал обвинённого в ереси и сожжённого на костре Джордано Бруно.

Жизнь и смерть философа и сегодня полна загадок. Его дело до сих пор хранится в Ватикане «за семью печатями». Неужели учение монаха о бесконечности Вселенной и множественности обитаемых миров в ней считается столь опасным и реальным?

Рынок сегодня

Мрачные воспоминания давно ушли в прошлое, а каждый день на площади наполнен яркой жизнью рыночной суеты. Под памятником Джордано Бруно расположились ряды торговцев с ароматными специями, итальянскими сырами, колбасками, свежими овощами и, конечно, цветами. Посмотрите видео:

Продуктовый рынок работает с раннего утра, а после обеда окрестности предоставлены для прогулок туристов и развлечений молодёжи.

Вокруг средневековой площади располагается множество ресторанчиков с римской, азиатской, европейской и другими кухнями мира, кафе и магазинов. Итальянцы любят назначать здесь встречи, а туристы посидеть с бокалом вина и осмыслить увиденное за день.

Как добраться

Площадь Кампо деи Фиори расположена между пьяцца Навона (Piazza Navona) и палаццо Фарнезе (Palazzo Farnese). Это мой любимый район Рима, тут история на каждом шагу. Посмотрите видео, чтобы оценить его красоту:

  • В этой части города нет метро, добираться удобнее всего пешком, ближайшие станции в 30 минутах ходьбы – Spagna или Ottaviano.
  • Недалеко от площади останавливаются автобусы: 23, 30, 40, 46, 62, 64, 70, 81, 87, 130F, 190F, 280, 492, 628, 916, 916F, 5, 6, 10, 15, 20, 25, C3.

Советую почитать статью: где центр Рима, как выбирать отель.

 

Где перекусить

Рядом с площадью есть множество атмосферных улочек и ресторанов, где можно ещё вкусно перекусить и отдохнуть. На самой площади, в основном, супер туристические рестораны.

Ristorante Isidoro

  • Адрес: Via di San Giovanni in Laterano 59/A, 00184 Рим, Италия

Ресторан расположен на улице, прилегающей к площади Кампо деи Фиори. По-домашнему уютное место пользуется спросом у жителей округи и туристов. Большое меню предлагает блюда европейской, итальянской и римской кухни, а также традиционные рецепты Лацио. Есть безглютеновое меню и предложения для вегетарианцев и веганов.

Virgilio

  • Адрес: Piazza Campo De’ Fiori 10/A

Ресторан находится на самой площади. В холодное время года столики на улице обогреваются. Романтическую атмосферу добавляю концерты приглашённых виолончелистов, гитаристов и даже скрипачей.

Специализируется на приготовлении пиццы, а также использует рецепты европейской, итальянской и римской кухни. Есть выбор безглютеновых блюд и меню для вегетарианцев и веганов.

Стоит попробовать пиццу Наполи, овощи на гриле, пасту с базиликом и томатом.

Forno Campo de’ Fiori

  • Адрес: Piazza Campo De’ Fiori 22

Для быстрого перекуса как нельзя лучше подойдёт небольшая лавка с пиццей и выпечкой навынос. Тут же можно понаблюдать за работой поваров. Здесь всегда много местных и туристов. Кроме пиццы в пекарне свежий хлеб, выпечка, сандвичи, напитки.

Статуя Джордано Бруно в Кампо деи Фьори

17 февраля 1600 года Бруно протащили по улицам Рима и сожгли на костре в центре Кампо деи Фьори.

На протяжении многих лет Кампо-деи-Фьори всегда была оживленной и оживленной площадью, на которой люди собирались для участия в гонках, шестах или ежедневном рынке. К сожалению, она также известна как площадь, на которой происходили казни в 15 -м веке. Напоминанием об этом темном периоде является статуя доминиканского философа и ученого Джордано Бруно, приговоренного к костру за выражение еретических убеждений.

Бруно был заживо сожжен на костре за то, что верил в идею Коперника о вселенной, в центре которой находится Солнце, что противоречило церковной идеологии вселенной, в центре которой находится Земля. Таким образом, статуя, построенная в 1888 году, представляет собой одну из многих жертв тоталитарной церкви, которая как таковая не допускала, чтобы ее истины могли быть подвергнуты сомнению.

  • Ворота для Джордано Бруно?

 Джордано Бруно родился в 1548 году в дворянской семье в городе недалеко от Неаполя и сразу же проявил склонность к учебе, став ученым. В 1565 году он присоединился к доминиканскому монастырю в Сан-Доменико-Маджоре в Неаполе, где стал священником, независимо от своей еретической идеологии.

  • 10 лучших продовольственных рынков в Риме

Он начал путешествовать по Франции, Англии и Германии, распространяя теории Коперника о природе и гелиоцентризме, противопоставляя веру Коперника в конечный мир его идее о бесконечности Вселенной. Его работы заинтриговали его аудиторию, но также вызвали споры и гнев среди местных ученых, что привело к его отлучению от церкви в 1591 году, когда его попросили вернуться в Италию.

В 1592 году по возвращении Бруно был донесен студентом, что стало причиной его ареста римской инквизицией и заточения в замке Сант-Анджело. Именно там Бруно провел последние восемь лет своей жизни, подвергаясь пыткам и допросам, оставаясь верным своим еретическим убеждениям, даже после того, как его приговорили к смертной казни. По словам Бруно, его смертный приговор был демонстрацией того, что церковь очень опасалась раскрытия его правды.

  • Порта Портезе Воскресный блошиный рынок в Риме

17 февраля 16:00 Бруно протащили по улицам Рима и сожгли на костре в центре Кампо деи Фьори, именно там, где сегодня стоит его статуя.

Память о Джордано Бруно связана с его настойчивостью в раскрытии правды и прославлением свободы мысли. Однако, по его мнению, религия имела положительную воспитательную и социальную функцию, а потому ее следовало утвердить как средство управления массами.

  • Посещение музеев Ватикана: все, что вам нужно знать

Неоспоримым фактом остается то, что Бруно, хотя и не был защитником общественной свободы мысли, в любом случае был жертвой тоталитарной церкви, навязавшей свою строгую идеологию остальной мир.

Статуя Джордано Бруно работы Этторе Феррари, Кампо деи Фьори, Рим

24.04.2019

 

Карта

Джордано Бруно Этторе Феррари

В центре Кампо деи Фиори возвышается бронзовая статуя Джордано Бруно (1548-1600), казненного здесь 17 февраля 1600 года. Бруно был доминиканским монахом. , философ, математик, поэт и космолог. Кроме того, в глазах католической церкви он был еретиком. В 1593 году Бруно был заключен в тюрьму по множеству обвинений в ереси, включая отрицание учения о пресуществлении. Его судила римская инквизиция, признала виновным и приговорила к смертной казни.

Почти 300 лет спустя, 9 июня 1889 года, в центре Кампо-деи-Фьори был открыт памятник Джордано Бруно работы римского скульптора Этторе Феррари (1845-1929). Первоначально статуя должна была быть обращена к солнцу, но в последний момент было принято решение установить ее лицом к Ватикану, расположенному на севере. В результате лицо монаха постоянно затенено, что придает ему меланхоличный вид.

Надпись на основании гласит: «A BRUNO — IL SECOLO DA LUI DIVINATO — QUI DOVE IL ROGO ARSE». («Бруно — от возраста, который он угадал — сюда, где горел огонь»). Три бронзовых барельефа изображают Бруно в Оксфордском университете, его приговор инквизиции и казнь.

Памятник также является памятником восьми другим деятелям, которые подвергались преследованиям со стороны католической церкви за свои убеждения: Паоло Сарпи, Томмазо Кампанелла, Пьетро Рамо, Джулио Чезаре Ванини, Мартин Лютер, Аонио Палеарио, Микеле Сервето, Джон Уиклиф. и Ян Гус. Единственным исключением является Микеле Сервето, сожженный на костре в Женеве по приказу кальвинистов. Восемь мужчин изображены в бронзовых медальонах.

Помимо публичных казней, C ampo dei’ Fiori  был также местом для ‘ tormento della corda ‘, ужасной формы пытки, которая заключалась в том, чтобы поднять человека со связанными за спиной руками, а затем уронить его. Это может привести к вывиху его плеч, вызывая мучительную боль. Упоминание об этом способе пытки есть в названии соседней улицы , виа дель Корда .

Статуя Джордано Бруно работы Этторе Феррари