Без чего по словам мудрого философа фомы аквинского монастырь как кухня без: Без чего, по словам мудрого философа Фомы Аквинского, монастырь как кухня без котла, как стол без яств, как сад без цветов, как кошелек без денег?

Содержание

Святой Фома Аквинский и его 5 доказательств существования Бога | Справка | Вопрос-Ответ

Екатерина Шевалье

Примерное время чтения: 7 минут

483808

Категория:  Досье

Святой Фома Аквинский и его 5 доказательств существования Бога

28 января Католическая церковь отмечает день памяти святого Фомы Аквинского (иначе Фомы Аквината, Томаса Аквината). Он признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, соединившим христианское вероучение с идеями Аристотеля.

Основной принцип философии Фомы Аквинского — гармония веры и разума. Он попытался рационально доказать существование Бога и отклонить возражения против истин веры.

Учение Фомы Аквинского было признано «единственно истинной философией католицизма». Оно оказало значительное влияние на духовную жизнь современного западного общества.

Фома Аквинский — покровитель римско-католических школ, колледжей, университетов, академий, апологетов, философов, богословов и продавцов книг.

Католики молятся святому Фоме о сохранении целомудрия, достижении успеха в учёбе, а также с просьбой сохранить во время шторма и молнии.

Триумф святого Фомы Аквинского. Франсиско де Сурбарана. 1631. Фото: Commons.wikimedia.org

Советник Людовика IX

Святой Фома Аквинский родился 25 января 1225 года. Начальное образование получил в монастырской школе, по окончании которой поступил в Неапольский университет. В 19 лет Фома вступил в орден доминиканцев. Затем его послали в Рим, чтобы отправить дальше учиться в Кёльн и Париж.

В 1252 святой Фома впервые стал преподавать в доминиканском монастыре Сент-Жак. Вернувшись в Париж в 1269 году, философ стал советником самого короля Людовика IX.

Фома Аквинский должен был принять участие во Всеобщем лионском Соборе, созванном для объединения греческой и римской церквей, но заболел по пути в Лион. Он умер в Цистерсианском аббатстве, недалеко от Рима. Мощи святого находятся в доминиканском монастыре в Тулузе.

Идеи и взгляды Фомы Аквинского

Святой Фома Аквинский известен своими философскими трудами, которые вошли в основу католического учения.

Одними из основных его произведений являются два обширных трактата в жанре суммы, охватывающих широкий спектр тем, — «Сумма теологии» и «Сумма против язычников».

Он строил все свои сочинения в виде вопросов и ответов, которые всегда представляют мнения возражающих, и старался показать то, что верно в каждом подходе.

Фоме Аквинскому удалось соединить идеи Блаженного Августина и философию Аристотеля.

Не прибегая к учению Церкви, философ на основании доводов разума и логики вывел доказательства бытия Бога.

Искушение святого Фомы Аквинского, Диего Веласкес. Ориуэла, Епархиальный музей. 1632. Фото: Commons.wikimedia.org

Пояс Фомы Аквинского

Существует легенда, что однажды во время трапезы в монастыре Фома Аквинский услышал голос, сказавший ему: «Здесь, в монастыре, все насыщены, но в Италии паства Моя голодает». Фома решил, что ему пора уехать из монастыря.

Семья Фомы противилась его решению быть доминиканцем. Его братья даже пошли на подлость, чтобы лишить Фому целомудрия. Святой стал молиться, и ему было видение. Ангел препоясал его поясом как символом вечного целомудрия, которое Бог ему даровал. Пояс и по сей день хранится в женском монастыре Шьери в Пьемонте.

Согласно легенде, Господь спросил святого Фому в конце его жизни, какую награду он хотел бы получить за свои труды. Фома ответил: «Только Тебя, Господи!».

5 доказательств существования Бога Фомы Аквинского

1. Доказательство через движение означает, что всё движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения.

2. Доказательство через производящую причину — это доказательство схоже с первым. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего — это Бог.

3. Доказательство через необходимость — каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог.

4. Доказательство от степеней бытия — люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее — этим является Бог.

5. Доказательство через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит, существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире, — это существо мы именуем Богом.

Рака с мощами Фомы Аквинского в тулузском монастыре якобитов. Фото: Commons.wikimedia.org / Felipeh

Как говорил Фома Аквинский

Любить кого-либо — то же самое, что желать этому человеку добра.

Мы должны искренне любить других ради их собственного блага, а не ради нашего.

Знание — настолько ценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.

То, что ты не хочешь иметь завтра, отбрось сегодня, а то, что хочешь иметь завтра, — приобретай сегодня.

Наш долг — ненавидеть в грешнике его грех, но любить самого грешника за то, что он — человек, способный на благо.

Человеку не следует считать свои богатства своей собственностью, но он должен относиться к ним, как к общему имуществу, чтобы без колебаний распределять их между теми, кто нуждается в помощи.

Счастливому человеку нужны друзья и не для того, чтобы извлекать из них пользу, ибо он и сам преуспевает, и не для того, чтобы восторгаться ими, ибо он владеет совершенными восторгами добродетельной жизни, но, собственно для того, чтобы творить добрые дела для этих друзей.

Смотрите также:

  • Житие Макария Оптинского. За что мы почитаем преподобного старца? →
  • Почему в России основной религией стало православие? →
  • Почему царь всегда хороший, а бояре — плохие? →

существование Богарелигия

Следующий материал

Также вам может быть интересно

  • Владимир Легойда: кроме свободы человека, есть еще свобода действий Бога
  • Почему Бог допускает зло и гибель детей?
  • Есть ли Бог?
  • Ко Дню славянской письменности: чем известны святые Кирилл и Мефодий?
  • Татаро-монгольское иго в школьных учебниках переименуют?

Новости СМИ2

житие и биография, учения и труды, взгляды

  • Детство и юность
  • Образование
  • Вступление в орден доминиканцев
  • Преподавательская деятельность
  • Последние дни жизни философа
  • Томизм
  • Основные принципы томизма
  • Самые известные труды
  • Размышления о человеке и обществе
  • Популяризация трудов Аристотеля
  • Достижения философской мысли Фомы Аквинского

Фома Аквинский (Фома Аквинат) был одним из выдающихся европейских мыслителей, философом и богословом. Он получил известность благодаря тому, что сформулировал основные принципы томизма и систематизировал средневековую схоластику.

Детство и юность

Родился философ в 1225 году в семье обеспеченного феодала. Его отцом был граф Ландольф Аквинский, который приходился троюродным братом императору. Фома был седьмым ребенком в семье, и его участь была предопределена с рождения — ему предстояло получить сан священника, в то время как старшие братья философа строили военную карьеру.

Фома Аквинский

Фоме пророчили успешное будущее и должность аббата бенедиктинской обители — такой сан уже занимал дядя мальчика в одном из монастырей. Так как молодой человек происходил из знатного рода, он мог в будущем даже стать Папой. С детства Фома воспитывался у дяди, при монастыре ордена бенедиктинцев.

В детстве Фома отличался высоким ростом, был грузным и неповоротливым мальчиком. Он был кротким и сдержанным, поэтому ему часто доставалось от сверстников. В юные годы другие студенты называли парня «сицилийским быком». Учитель Фомы, чтобы остудить пыл смеющихся студентов, сказал, что однажды этот бык взревет так громко, что его голос оглушит мир, и был прав.

Важно! Учения Фомы получили широкое распространение по всему миру. Впоследствии его стали называть всеобщим наставником и князем философов.

Образование

Аквинат обладал необычайно хорошей памятью, слова учителей он запоминал дословно. Позже он только совершенствовал свои навыки. К примеру, Фома составил сборник изречений отцов церкви о Евангелии. Когда молодой человек работал над этой темой, он пересмотрел множество источников.

При этом Фома не делал записей, а просто запоминал нужную информацию. Его память была настолько цепкой, что философ запоминал все, что ему довелось прочесть.

Интересно! Сам философ объяснял этот феномен тем, что он упорно работал над собой. По его словам, память подвластна разуму, поэтому следует располагать нужную информацию по частям в правильной последовательности. Тогда, вспомнив один фрагмент, разум сам подсказывает следующий.

Второй способ развить хорошую память — интересоваться тем, что ты делаешь. И конечно, стоит чаще обдумывать и повторять полученные знания. Фома прошел обучение сначала в Парижском, а затем в Кельнском университете.

В Париже он был одним из лучших учеников Альберта Великого. После Фома стал преподавателем теологии и написал свои первые философские труды. Античные труды манили его ум, хоть и противоречили общепринятым католическим истинам. Так Фома согласился на добровольное искушение знанием.

Вступление в орден доминиканцев

Во время обучения юноша пристрастился к науке. Несмотря на то, что доминиканцы были немногочисленным орденом, большинство монахов были очень образованными людьми. В средние века быть образованным человеком было даже опасно, таких людей обвиняли в ереси и называли слугами сатаны.

Бенедиктинский орден, куда хотели устроить Фому родители, поражал внешним величием, но не ставил своей целью познание истины и донесение ее до простых людей. Фома же считал такую жизнь бесполезной, поэтому он бежал из дома и присоединился к ордену доминиканцев.

Старшие братья похитили Фому по приказу родителей и привезли его в родовое поместье, где молодой человек просидел взаперти 2 года, прежде чем ему удалось сбежать. Во время заточения к нему даже подсылали блудниц, чтобы они совратили монаха, но он был непоколебим. Родители хотели, чтобы молодой человек одумался и отказался от служения науке, но не смогли добиться желаемого.

Преподавательская деятельность

По окончании обучения Фому призвали в Рим, где известный богослов стал советником при Папе Римском. Здесь же он читал лекции учащимся студиума. Аквинат занимался активной преподавательской деятельностью, вел лекции сразу по нескольким предметам, посвященным разным направлениям философии.

После 10 лет, прожитых в Риме, Фома вернулся во Францию, где взялся за популяризацию трудов Аристотеля, продолжая преподавать, но теперь уже во французском университете.

После того, как доминиканский орден основал университет в Неаполе, Фома вернулся туда в качестве магистра. Вести лекции там Аквинат смог недолго — из-за проблем со здоровьем ему пришлось оставить преподавательскую деятельность.

Еще о выдающихся церковных деятелях:

  • Житие Симеона Нового Богослова
  • Митрополит Михаил Киевский 
  • Авва Дорофей

Последние дни жизни философа

Папа Григорий Х попросил мыслителя поучаствовать в переговорах между католической и православной церковью. Мудрый богослов мог бы поспособствовать примирению церквей после раскола 1054 года. С этой целью Фома отправился в Лион, но не смог туда добраться. В дороге Фома Аквинский почувствовал себя плохо и остановился для отдыха в одном из римских монастырей. Там Аквинат и окончил свой земной путь.

Томизм

Учение Аквината впоследствии было названо томизмом. Решением Папы Римского томизм был объявлен официальной идеологией католиков.

Философ проводил дефиницию между философским и теологическим учением. Философия изучает вопросы, связанные с бытием человека и объясняет проблемы, доступные пониманию и человеческому сознанию.

Важно! В этом заключается ограниченность философского учения, познать Бога человек может только с помощью теологии.

Схоластика — раздел теологии, религиозное философское направление, направленное на научное обоснование веры. Схоласты доносили до слушателя смысл многих церковных догматов и христианских утверждений, не доступных широкому кругу верующих.

До Фомы Аквинского попытки рационально обосновать сакральные истины считались большим грехом. Божественные откровения нужно было принимать безусловно, не задумываясь о смысле. Аквинат считал, что одной веры, без рассуждений, не достаточно.

Основным принципом учения Фомы является гармония разума и веры

Томизм был призван доходчиво объяснить христианское вероучение, не опровергая его истинность. Таким образом возникла богословская мудрость, которая отражала свет истинного знания так, как сотворенная Вселенная отражает величие и мудрость Всевышнего.

Основные принципы томизма

Исходя из античного учения и христианских догматов, Фома выделил пять доказательств существования Бога:

  1. Перводвигатель. По мнению Аквината, все происходящее в мире происходит после толчка извне, все что движется, приходит в движение по воле Бога.
  2. Первопричина. Не существует такого события, которое было бы причиной самого себя, следовательно, за этим стоят высшие силы.
  3. Необходимость. Все, что мы считаем сущим, было создано с какой-то целью, с какой-то необходимостью. Эта необходимость лежит в нематериальной сфере.
  4. Степени бытия. Человечество стремится с каждым шагом к лучшей, новой степени бытия, отличной от предыдущей. Все сущее находится в стадии совершенствования, а высшее совершенство — это Творец.
  5. Целевая причина подразумевает существование того, кто полагает эту цель. Философ утверждал, что все в мире имеет цель и движется к ней.

В своем учении Фома Аквинский определял и принципы, которым подчиняется все сущее. Основные принципы бытия, согласно Аквинату:

  • Все существующее на земле состоит из материи и идеи;
  • Сущее есть не что иное, как единство материи и идеи;
  • Идея — это основа, а материя — лишь форма;
  • Идея существует в Божественном замысле, в собственной форме и в восприятии человека.
Важно! Многие церковные истины, такие как воскресение Христа, не поддаются рациональному объяснению, так как свидетельствуют о сверхъестественных качествах Бога.

Самые известные труды

Аквинат написал 12 церковных книг и книгу о притчах. Самыми популярными трудами стали «Сумма теологии» и «Сумма философии».

Труд «Сумма теологии» приобрел большую известность в кругах философов и богословов. Сейчас он считается классическим произведением богословия Средневековой Европы. Именно в нем философ обосновал пять доказательств бытия Бога. Кроме того, книга отвечает на многие религиозные вопросы того времени.

Книга Фомы Аквинского «Сумма теологии»

«Сумму философии» так же называют «Суммой против язычников». Эта книга была адресована христианским миссионерам, которые пытались убедить язычников в необходимости принять христианство. Основной идеей книги является убеждение о необходимости борьбы за душу каждого язычника. Книга состоит из четырех разделов.

Первый раздел содержит рассуждения о монотеизме, второй — о божественном провидении. В третьем разделе рассматривается сотворение мира, в четвертом — излагаются основные догматы христианства.

Трактат «О правлении государей» был основан на переосмысленной философии Аристотеля, в ней раскрывается суть человека, как члена общества. Малоизвестное произведение «О Единстве разума против аверроистов» также посвящено осмыслению философии античного мыслителя.

Размышления о человеке и обществе

Немало внимания мыслитель уделил и рассуждениям о человеческой душе.

Так же, как схоластика зависит от высших откровений, тело подчиняется бессмертной душе. Душа формирует личность, налагает на человека ответственность за поступки, а единение души и тела составляет человеческую природу.

Важно! Главная особенность человеческой души, делающая ее подобной Творцу — свобода выбора между светом и тьмой, добром и злом. Человек — не безвольное существо, не поле битвы, на котором Бог и дьявол борются за его душу.

Сама душа по своей природе христианка, поэтому она слышит голос Бога и отвечает на Его зов. Дьявол не может силой заставить человека отступить от Всевышнего, но может совратить, обманом столкнуть с пути. По мнению мыслителя, главный выбор в своей жизни человек делает сам.

Аквинат немало говорил и об общественном устройстве. По его мнению, нравственная суть человека — единственный источник права. Законы философ разделял на человеческие и божественные. Человеческие законы регулируют жизнь общества, а божественные — ведут к достижению блаженства после смерти.

Идеальное государственное устройство Аквинат видел в симбиозе церковной и светской власти, при условии главенства первой.

Популяризация трудов Аристотеля

Несмотря на то, что Аристотель был язычником, Церковь воспринимала его учения не враждебно, ведь в своих трудах он собрал лучшие мысли того времени. Кроме того, на Аристотеля ссылались оппоненты католиков — иудеи и мусульмане, а значит, католикам нужны были доводы для аргументированного спора.

Ранее во Франции пользовались трудами античного мыслителя, переведенными с арабского. Фома доказал, что этот перевод содержит много неточностей и искажает суть мысли философа, ему удалось добиться запрета издания трудов Аристотеля в этом переводе.

Основной чертой философии святого Фомы является аристотелизм

Труды Аристотеля во многом стали основой философской мысли Аквината. Он не только досконально изучил мысли античного философа, но и смог адаптировать их относительно христианского мировоззрения.

Аристотель считал, что есть 4 ступени познания истины — искусство, знание, опыт и мудрость. Фома ставил мудрость наивысшей ступенью, так как считал ее единственным способом Божественного познания.

Мудрость, в свою очередь, Фома разбивал на три этапа: мудрость благодати, мудрость богословская и метафизическая. Метафизическая мудрость относится к философии и помогает познать сущность бытия, а богословская мудрость помогает поверить в Бога.

Аристотель утверждал, что факт бытия подтверждает жизнь любого человека или другого живого существа. Фома же говорил, что возможность жить предоставляет только Бог.

Важно! Таким образом, бытие может быть самостоятельным и зависимым. Самостоятельное и истинное бытие присуще только Богу, все остальное зависит от Его воли и подчиняется Ему.

Достижения философской мысли Фомы Аквинского

Итогами деятельности Фомы Аквинского стали:

  • Доказательства существования Бога;
  • Систематизация схоластики;
  • Разделение понятия эссенции и экзистенции;
  • Доказательство господства идеи над материей, следовательно, божественного над сущим;
  • Разделение философии и теологии;
  • Доказательство истинности ряда утверждений теологии и схоластики;
  • Создание нового философского учения — томизма.
Важно! Под эссенцией подразумевается чистая идея, то есть замысел Господень, а под экзистенцией — сам факт бытия.

Благодаря трудам Фомы Аквинского, философия перестала быть служанкой богословия. Рациональное объяснение религиозных истин изменило привычную картину мироздания и обусловило научный подход к христианскому вероучению. Философские знания сделали христианство более понятным для простого человека, и тем самым укрепили его в вере.

Фома Аквинский

Провидение Божье (Prima Pars, Q. 22)

  1. Правильно ли возложено провидение на Бога?
  2. Все ли подчиняется божественному провидению?
  3. Заботится ли божественное провидение обо всем непосредственно?
  4. Налагает ли божественное провидение какую-либо необходимость на предвиденное?

Статья 1. Можно ли надлежащим образом приписать провидение Богу?

Возражение 1. Кажется, что провидение не к лицу Богу. Ибо провидение, согласно Туллию (De Invent. II), является частью благоразумия. Но благоразумие, поскольку, согласно Философу (Ethic. VI, 5, 9, 18), оно дает хороший совет, не может принадлежать Богу, Который никогда не сомневается, о чем Ему следует посоветоваться. Поэтому провидение не может принадлежать Богу.

Возражение 2. Далее, все, что есть в Боге, вечно. Но провидение не есть что-то вечное, ибо оно связано с существующими вещами, которые, согласно Дамаскину, не вечны (De Fide Orth. II, 29). Следовательно, в Боге нет провидения.

Возражение 3. Далее, в Боге нет ничего составного. Но провидение представляется чем-то составным, ибо оно включает в себя и разум, и волю. Следовательно, провидение не в Боге.

Наоборот, Сказано (Прем. 14:3): «Но Ты, Отче, всем управляешь провидением [Вульг. Но „Твоё провидение, Отче, управляет им“].»

Отвечаю, что Надо приписать провидение Богу. Ибо все доброе, что есть в тварях, сотворено Богом, как показано выше (I:6:4). В сотворенных вещах добро обнаруживается не только в отношении их сущности, но и в отношении их порядка к концу и особенно их последней цели, которая, как было сказано выше, есть божественная благость (I: 21:4). существующий в сотворенных вещах, сам сотворен Богом, но так как Бог есть причина вещей посредством Своего разума, то должно быть, чтобы прообраз всякого действия предсуществовал в Нем, как это ясно из предыдущего. (Я:19:4, необходимо, чтобы в божественном разуме предсуществовал прообраз порядка вещей, направленных к их цели: а тип вещей, устроенных к цели, есть, собственно говоря, провидение. Ибо это главная часть благоразумия, на которую направлены две другие части, а именно память о прошлом и понимание настоящего; поскольку из памяти прошлого и понимания настоящего мы собираемся, как позаботиться о будущем. Благоразумие же, согласно Философу (Ethic. VI, 12), заключается в том, чтобы направлять другие вещи к какой-либо цели, будь то в отношении к себе самому, как, например, говорят, что благоразумным считается человек, который хорошо распоряжается своими действиями по отношению к конец жизни — или в отношении других подвластных ему, в семье, городе или королевстве; в этом смысле сказано (Матфея 24:45): «верный и мудрый раб, которого господин его поставил над своим семейством». Таким образом, благоразумие или провидение можно надлежащим образом приписать Богу. Ибо в самом Боге ничто не может быть направлено к цели, поскольку Он есть последняя цель. Такой порядок в вещах к цели поэтому у Бога называется провидением. Откуда Боэций говорит (De Consol. 4, 6), что «Провидение есть сам божественный прообраз, восседающий в Верховном Правителе, который распоряжается всем сущим»: такое расположение может относиться либо к прообразу порядка вещей, направленного к цели, либо к типу порядка частей в целом.

Ответ на возражение 1. Согласно Философу (Ethic. VI, 9,10), «благоразумие — это то, что, строго говоря, повелевает всем, что «ebulia» правильно посоветовала и «synesis» правильно рассудила» [Ср. I-II:57:6]. Отсюда, хотя Богу и не подобает советоваться, но из того факта, что совет есть исследование сомнительных вещей, тем не менее отдать приказ о том, как упорядочить вещи к цели, верным основанием которой Он обладает, принадлежит Богу, согласно Псалму 147:6: «Он дал определение, и оно не прейдет». Таким образом, и благоразумие, и провидение принадлежат Богу. Хотя в то же время можно сказать, что самая причина того, что должно быть сделано, называется советом в Боге; не из-за необходимости какого-либо исследования, а из достоверности знания, к которому приходят путем исследования те, кто советуется. Откуда сказано: «Совершающий все по изволению воли Своей» (Ефесянам 1:11).

Ответ на возражение 2. Две вещи относятся к заботе о провидении, а именно, «причина порядка», которая называется провидением и расположением; и выполнение приказа, который называется правительством. Из них первая вечная, а вторая временная.

Ответ на возражение 3. Провидение пребывает в интеллекте; но предполагает акт воления конца. Никто не дает предписаний о том, что делается ради цели; если он этого не сделает. Следовательно, благоразумие предполагает нравственные добродетели, посредством которых, как говорит Философ, способность устремления устремляется к добру. Даже если бы Провидение имело равное отношение к божественной воле и разуму, это не повлияло бы на божественную простоту, так как в Боге и воля, и разум суть одно и то же, как мы сказали выше (ст. 19).).

Статья 2. Все ли подчинено промыслу Божию?

Возражение 1. Кажется, что не все подчинено божественному промыслу. Ведь ничто предвиденное не может произойти случайно. Если бы тогда все было предвидено Богом, ничего бы не случилось случайно. И таким образом исчезли бы случайность и удача; что противоречит общему мнению.

Возражение 2. Далее, мудрый кормилец исключает любой недостаток или зло, насколько он может, от тех, о ком он заботится. Но мы видим много существующего зла. Либо Бог не может воспрепятствовать этому и, следовательно, не всемогущ; иначе Он не заботится обо всем.

Возражение 3. Далее, все, что случается по необходимости, не требует провидения или благоразумия. Отсюда, согласно Философу (Ethic. VI, 5,9, 10,11): «Благоразумие есть правильная причина вещей случайных, относительно которых есть совет и выбор». Итак, так как многое происходит по необходимости, то не все может быть подчинено провидению.

Возражение 4. Далее, все, что предоставлено самому себе, не может быть подчинено провидению управляющего. Но люди предоставлены сами себе Богом в соответствии со словами: «Бог сотворил человека от начала и оставил его в руке его собственного совета» (Сир. 15:14). И особенно в отношении нечестивых: «Я отпущу их по желанию сердца их» (Пс. 80:13). Следовательно, все не может быть подчинено божественному провидению.

Возражение 5. Далее Апостол говорит (1 Коринфянам 9:9): «Бог не печется о волах [Вульг. ‘Заботится ли Бог о волах?’]»: и мы можем сказать то же самое о других иррациональные существа. Таким образом, все не может быть под опекой божественного провидения.

Наоборот, О Божественной Мудрости сказано: «Она простирается от края до края могущественно и все упорядочивает сладко» (Премудрость 8:1).

Я отвечаю, что, Некоторые люди полностью отрицали существование провидения, как Демокрит и эпикурейцы, утверждая, что мир был создан случайно. Другие учили, что только нетленное подвластно провидению, а тленное не по отдельности, а только по роду своему; ибо в этом отношении они неподкупны. Они представлены говорящими (Иов 22:14): «Облака — Его укрытие, и Он не думает о наших вещах, и Он ходит по полюсам неба». Рабби Моисей, однако, исключил людей из общего числа вещей, подверженных тлению, из-за превосходства ума, которым они обладают, но в отношении всего остального, что подвержено тлению, он придерживался мнения других.

Однако мы должны сказать, что все вещи подчинены божественному провидению не только вообще, но и в самих себе. Это становится очевидным таким образом. Ибо, поскольку каждый действующий фактор действует с определенной целью, порядок следствий, направленный к этой цели, простирается настолько, насколько простирается причинность первого действующего лица. Отсюда случается, что в действиях деятеля происходит нечто такое, что не имеет отношения к цели, потому что действие происходит от причины, отличной от намерения деятеля и находящейся вне его намерения. Но причинность Бога, Который есть первый действующий, распространяется на все сущее не только в отношении составляющих видов, но также и в отношении индивидуализирующих начал; не только о нетленном, но и о тленном. Следовательно, все вещи, которые существуют каким бы то ни было образом, необходимо направляются Богом к какой-то цели; как говорит Апостол: «То, что от Бога, хорошо устроено [Vulg. «Эти силы, которые есть, назначены Богом»: «Quae autem sunt, a Deo ordinatae sunt». Святой Фома часто цитирует этот отрывок и неизменно читает: «Quae a Deo sunt, ordinata sunt»]» (Римлянам 13:1). Итак, поскольку провидение Божие есть не что иное, как прообраз порядка вещей к цели, как мы сказали; отсюда с необходимостью следует, что все вещи, поскольку они участвуют в существовании, должны также подчиняться божественному провидению. Также было показано (I:14:6 и I:14:11), что Бог знает все вещи, как общие, так и частные. А так как Его знание можно сравнить с самими вещами, как знание искусства с предметами искусства, то все вещи неизбежно должны подчиняться Его порядку; как все вещи, созданные искусством, подчинены порядку этого искусства.

Ответ на возражение 1. Существует различие между общими и частными причинами. Вещь может избежать порядка определенной причины; но не порядок всеобщей причины. Ибо ничто не ускользает от порядка определенной причины, кроме как благодаря вмешательству и помехе какой-либо другой особой причины; как, например, древесина может быть предотвращена от возгорания под действием воды. Поскольку с тех пор все частные причины включаются в общую причину, не может быть, чтобы какое-либо следствие имело место за пределами этой всеобщей причины. В той мере, в какой следствие выходит за рамки определенной причины, говорят, что оно является случайным или случайным по отношению к этой причине; но если мы рассматриваем универсальную причину, вне пределов которой не может произойти никакого следствия, говорят, что она предвидима. Так, например, встреча двух слуг, хотя и кажется им случайным обстоятельством, вполне предвидена их господином, который нарочно послал встретиться в одном месте, так, что один не знает о том, Другой.

Ответ на возражение 2. Иначе обстоит дело с тем, кто заботится о чем-то конкретном, и с тем, чье провидение является всеобщим, потому что конкретный поставщик исключает все недостатки из того, что подлежит его заботе, насколько он может; тогда как тот, кто обеспечивает всеобщее, допускает, чтобы какой-то небольшой недостаток оставался, чтобы не было помехи общему благу. Поэтому говорится, что испорченность и дефекты в естественных вещах противоречат какой-либо особой природе; однако они соответствуют плану универсальной природы; поскольку недостаток одной вещи уступает место добру другого или даже всеобщему добру, ибо испорченность одного есть порождение другого, и благодаря этому род сохраняется в существовании. Таким образом, поскольку Бог обеспечивает универсальность всего сущего, Его провидению принадлежит допущение определенных дефектов в отдельных действиях, чтобы не было препятствий совершенному благу вселенной, ибо, если бы всякое зло было предотвращено, много хорошего отсутствовало бы в жизни. вселенная. Лев перестал бы жить, если бы не убивали животных; и не было бы терпения мучеников, если бы не было тиранических гонений. Так, Августин говорит (Энхиридион 2): «Всемогущий Бог никоим образом не допустил бы зла в Своих делах, если бы Он не был настолько всемогущ и так добр, что производил бы добро даже из зла». По-видимому, именно благодаря этим двум доводам, на которые мы только что ответили, некоторые были убеждены считать вещи тленными, т. е. случайные и злые вещи — как изъятые из-под опеки божественного провидения.

Ответ на возражение 3. Человек не есть автор природы; но он использует естественные вещи, применяя искусство и добродетель к собственной пользе. Следовательно, человеческое провидение не достигает того, что происходит в природе по необходимости; но божественное провидение простирается до сих пор, так как Бог есть автор природы. По-видимому, именно этот довод двигал теми, кто выводил ход природы из-под опеки божественного промысла, приписывая его скорее необходимости материи, как Демокрит и другие древние.

Ответ на возражение 4. Когда говорится, что Бог предоставил человека самому себе, это не значит, что человек свободен от божественного промысла; но только то, что у него нет предустановленной действующей силы, предназначенной только для одного эффекта; как в случае с естественными вещами, на которые действуют только так, как если бы они направлялись кем-то другим для достижения цели; и не действуют сами по себе, как если бы они направляли себя к цели, подобно разумным существам, благодаря обладанию свободной волей, благодаря которой они могут советоваться и делать выбор. Поэтому многозначительно сказано: «В руке своего советника». Но так как самый акт свободы воли восходит к Богу как к причине, то отсюда с необходимостью следует, что все происходящее из проявления свободы воли должно быть подчинено божественному провидению. Ибо человеческое провидение включено в промысел Божий, как частное во всеобщую причину. Бог, однако, простирает Своё провидение на праведных более совершенным образом, чем на нечестивых; поскольку Он предотвращает все, что может помешать их окончательному спасению. Ибо «любящим Бога все содействует ко благу» (Римлянам 8:28). Но из-за того, что Он не удерживает нечестивых от зла ​​греха, сказано, что Он оставляет их; иначе они обратились бы в ничто, если бы не были сохранены в существовании Его провидением. Это была причина, которая имела большое значение для Туллия, который отказался от заботы божественного провидения о человеческих делах, относительно которых мы советуемся.

Ответ на возражение 5. Поскольку разумное существо посредством своей свободной воли распоряжается своими действиями, как было сказано выше (I:19:10), оно особым образом подчинено божественному провидению, так что что-то приписывается ему как недостаток или как достоинство; и соответственно ему дается что-то в виде наказания или награды. Таким образом, апостол изымает волов из-под попечения Божия; как было мнение раввина Моисея.

Статья 3. Есть ли у Бога непосредственное провидение обо всем?

Возражение 1. Кажется, что Бог не имеет непосредственного провидения обо всем. Ибо все, что содержится в понятии достоинства, должно быть приписано Богу. Но достоинство короля состоит в том, что у него должны быть министры; через чье посредничество он обеспечивает своих подданных. Следовательно, тем более сам Бог не имеет непосредственного промысла обо всем.

Возражение 2. Далее, провидению принадлежит приведение всего к концу. Теперь концом всего является его совершенство и его благо. Но всякой причине свойственно направлять свое действие к добру; поэтому всякая действующая причина есть причина следствия провидения. Следовательно, если бы Бог имел непосредственное провидение обо всем, то все вторичные причины были бы устранены.

Возражение 3. Далее, Августин говорит (Enchiridion 17), что «лучше не знать некоторых вещей, чем знать их, например, низменные вещи», и Философ говорит то же самое (Metaph. XII, 51). Но то, что лучше, должно быть отдано Богу. Поэтому Он не имеет непосредственного провидения о плохих и мерзких вещах.

Наоборот, Сказано (Иов. 34:13): «Что другого Он поставил над землей? Кого поставил Он над миром, который сотворил?» Об этом отрывке Григорий говорит (Moral. 24, 20): «Он Сам правит миром, который Он Сам создал».

Я отвечаю, что Две вещи принадлежат провидению, а именно: порядок вещей, предопределенный к цели; и исполнение этого приказа, который называется правительством. Что касается первого из них, то Бог имеет непосредственное провидение обо всем, потому что Он имеет в своем разуме прообразы всего, даже самого малого; и какие бы причины Он ни приписывал определенным следствиям, Он дает им силу производить эти следствия. Откуда должно быть, что Он заранее имеет в уме прообраз этих действий. Что касается второго, то есть известные посредники божьего промысла; ибо Он управляет низшими вещами высшими не из-за какого-либо недостатка в Своей силе, а по причине изобилия Своей благости; так что достоинство причинности сообщается даже творениям. Таким образом, мнение Платона, переданное Григорием Нисским (De Provid. VIII, 3), опровергается. Он учил тройственному провидению.

Во-первых, тот, который принадлежит верховному Божеству, Которое в первую очередь позаботится о духовных вещах и, таким образом, о всем мире в отношении рода, вида и универсальных причин. Второе провидение, относящееся к индивидуумам всего, что может быть порождено и испорчено, он приписывал божествам, циркулирующим на небесах; то есть некоторые отдельные субстанции, которые перемещают телесные вещи в круговом направлении. Третье провидение, над человеческими делами, он возложил на демонов, которых платонические философы помещали между нами и богами, как говорит нам Августин (De Civ. Dei, 1, 2: viii, 14).

Ответ на возражение 1. Королевскому достоинству присуще иметь министров, исполняющих его провидение. Но тот факт, что он не имеет плана того, что они делают, происходит от недостатка в нем самом. Ибо всякая действующая наука тем совершеннее, чем больше она рассматривает частные вещи, с которыми связана ее деятельность.

Ответ на возражение 2. Непосредственное обеспечение всего Богом не исключает действия вторичных причин; которые являются исполнителями Его приказа, как было сказано выше (I:19:5 и я:19:8).

Ответ на возражение 3. Лучше нам не знать низких и низменных вещей, потому что они препятствуют нам в познании лучшего и высшего; ибо мы не можем понимать много вещей одновременно; потому что мысль о зле иногда извращает волю ко злу. Это не относится к Богу, Который видит все одновременно одним взглядом и воля Которого не может повернуться в сторону зла.

Статья 4. Налагает ли провидение какую-либо необходимость на предвиденное?

Возражение 1. Кажется, что божественное провидение налагает необходимость на предвиденное. Ибо всякое действие, имеющее причину per se , настоящую или прошедшую, за которой оно необходимо следует, происходит по необходимости; как доказывает Философ (Metaph. VI, 7). Но провидение Божие, поскольку оно вечно, предсуществует; и действие проистекает из него по необходимости, ибо божественное провидение не может быть нарушено. Поэтому божественное провидение налагает необходимость на предвиденное.

Возражение 2. Далее, каждый провайдер делает свою работу максимально стабильной, чтобы она не вышла из строя. Но Бог самый могущественный. Поэтому Он приписывает обеспеченным вещам постоянство необходимости.

Возражение 3. Далее Боэций говорит (De Consol. IV, 6): «Судьба из непреложного источника провидения связывает воедино человеческие дела и судьбы неразрывной связью причин». Таким образом, кажется, что провидение налагает необходимость на предвиденное.

Наоборот, Дионисий говорит, что (Div. Nom. IV, 23) «искажать природу — это не дело провидения». Но в природе некоторых вещей быть случайным. Следовательно, Божественное провидение не налагает на вещи никакой необходимости, чтобы разрушить их случайность.

Отвечаю, что Божественное провидение накладывает на некоторые вещи необходимость; не на всех, как считали некоторые раньше. Ибо провидению принадлежит упорядочивать вещи к цели. После божественной благости, являющейся внешней целью всех вещей, главным благом в самих вещах является совершенство вселенной; чего не было бы, если бы в вещах не обнаруживались все степени бытия. Поэтому божественному провидению принадлежит создание всех степеней бытия. Таким образом, для некоторых вещей она подготовила необходимые причины, так что они происходят по необходимости; для других случайные причины, чтобы они могли произойти случайно, в соответствии с природой их непосредственных причин.

Ответ на возражение 1. Действие божественного провидения заключается не только в том, что все должно каким-то образом происходить; но что они должны произойти либо по необходимости, либо случайно. Следовательно, все, что божественное провидение предписывает совершиться безошибочно и по необходимости, происходит безошибочно и по необходимости; и это происходит от случайности, что, согласно плану божественного провидения, происходит от случайности.

Ответ на возражение 2. Порядок божественного провидения неизменен и определен, поскольку все предвиденное происходит так, как было предсказано, будь то по необходимости или по случайности.

Ответ на возражение 3. Что нерушимость и неизменность, о которых говорит Боэций, относятся к достоверности провидения, которое не может произвести свое действие, и которое предвиденным образом; но они не относятся к необходимости следствий. Мы должны помнить, что, собственно говоря, «необходимое» и «случайное» являются следствием бытия как такового. Следовательно, модус как необходимости, так и случайности подпадает под предвидение Бога, который всеобщим образом обеспечивает все сущее; не под предвидением причин, которые предусматривают только определенный порядок вещей.

Фома Аквинский об одиночестве

СТАТЬИ → Солитьюд

Св. Фома Аквинский (1225-1274) ключевая интеллектуальная фигура в католической традиции, выражающая богословие, ставшее впоследствии схоластикой, а в 20 в. Томизм. Фома Аквинский — сторонник аристотелевства в философии. продвижение разума, сдерживаемое теологией, косвенно осуждающей неоплатонические и христианские духовные традиции.

В его монументальная Summa Theologica, Томас Фома Аквинский кратко затрагивает тему отшельничества и одиночества как аспект религиозная жизнь и порядок. Фома наследует средневековую церковную традиция противостояния монашества и духовенства; в качестве члена нового доминиканского ордена он вышел за рамки монашеских режимов. Томас выступает за отнесение отшельничества к допустимому исключению а не как норма в Церкви, тем самым поддерживая и расширяя Бенедиктинское правило.

тема рассматривается в Summa Theologica, вторая часть Второй Часть, Вопрос 188 (в восьми статьях): О различных видах религии Жизнь. Статья 8. «Должна ли религиозная жизнь отшельников предпочитается религиозной жизни тех, кто живет в общине?»


Sum Theol., II -II, 188, 8

Является ли религиозная жизнь тех, кто живет в сообщество более совершенное, чем у тех, кто ведет отшельнический образ жизни?

Возражение 1.


Казалось бы, религиозная жизнь тех, кто живет в сообщество более совершенное, чем у тех, кто ведет отшельнический образ жизни. Ибо написано (Еккл. 4:9): «Лучше… пусть будут двое вместе, чем один, ибо они пользуются преимуществом своего общества». Поэтому религиозная жизнь те, кто живет в общине, кажутся более совершенными.

Возражение2 .
Далее написано (Мф. 18:20): «Где двое или трое собрались во имя Мое, там Я среди них». Но ничто не может быть лучше, чем общение Христос. Поэтому, казалось бы, лучше жить в обществе, чем в одиночество.

Возражение 3.
Далее, обет послушания лучше других религиозные обеты; а смирение наиболее угодно Богу. Теперь послушание и смирение лучше соблюдать в обществе, чем в одиночестве; за Иероним говорит (Ep. cxxv ad Rustic. Monach.): «В одиночестве гордость быстро застает человека врасплох, спит сколько хочет, делает то, что хочет любит»; тогда как, наставляя того, кто живет в общине, он говорит: «Вы не можете делать то, что хотите, вы должны есть то, что вам велено есть, вы можете иметь столько, сколько получаете, вы должны подчиняться тому, кого вы предпочитаете не повиноваться, ты должен быть слугой своих братьев, ты должен бояться настоятель монастыря, как Бога, возлюби его, как отца».

Казалось бы, религиозная жизнь тех, кто живет в общине, совершеннее, чем у тех, кто ведет отшельнический образ жизни.

Возражение 4.
Далее, наш Господь сказал (Лк. 11:33): «Нет человек зажигает свечу и ставит ее в укромное место, ни под бушель.» Ныне те, кто ведет отшельнический образ жизни, как бы находятся в скрытом место, и не делать ничего хорошего для любого человека. Поэтому казалось бы, что их религиозная жизнь не более совершенна.

Возражение 5.
Далее, то, что соответствует природе человека, очевидно более относящийся к совершенству добродетели. Но человек по своей природе социальный животное, как говорит Философ [то есть Аристотель] (Politics. I, 1). Поэтому казалось бы что вести уединенную жизнь не более совершенно, чем вести общественная жизнь.

На напротив, Августин говорит (De oper. Monach. xxiii), что «те святее тех, кто держится в стороне от приближения всех и отдает весь свой разум к молитвенной жизни».

Я отвечаю, что, суть совершенства, а средство к этому. Следовательно, в конференциях отцов [Джона Кассиана] (Колл. I, 7) Аббат Моисей говорит, что «уединение», равно как и пост и тому подобное, «верное средство для обретения чистоты сердца». Теперь очевидно, что уединение есть средство, приспособленное не к действию, а к созерцанию, согласно Оси 2:14, «Я… уведу ее в уединение [или пустыня]; и я буду говорить к ее сердцу». Поэтому это не подходит для тех религиозных орденов, которые направлены на произведения будь то телесный или духовный деятельной жизни; за исключением, пожалуй, время, по примеру Христа, Который, как повествует Лука (6:12), «пошел на гору помолиться; и Он провел всю ночь в молитва Божия». С другой стороны, она подходит для тех религиозных приказы, направленные на созерцание.

Он должен, однако, Следует заметить, что одинокое должно быть самодостаточным само по себе. Такова вещь, «в которой нет недостатка ни в чем», и это принадлежит представление о совершенной вещи [Аристотель, Физика. III, 6]. Поэтому одиночество приличествует созерцателю, уже достигшему совершенства. Этот бывает двояко: одним даром только Божиим, как в случае Иоанна Крестителя, который «исполнился Духом Святым еще от чрево матери» (Лк. 1:11), так что он был в пустыне еще мальчиком; по-другому практикой добродетельных действий, согласно Евр. 5:14: «Сильный мясо для совершенства; для тех, кто по обычаю имеет свои чувства упражняются в различении добра и зла» 9.0017

Теперь человеку помогают в этой практике через общение с другими двумя способами. Во-первых, как относится к его интеллекту, в силу того, что он обучен этому что он должен созерцать; поэтому Иероним говорит (ad Rustic. Monach., Эп. cxxv): «Мне приятно, что у вас есть общение святых людей, и не учите себя». Во-вторых, что касается привязанностей, видя, что пагубные пристрастия человека сдерживаются примером и порицанием которые он получает от других; ибо, как говорит Григорий (Нрав. xxx, 23), комментируя слова: «Кому я дал дом в пустыня» (Иов 39:6): «Какая польза от одиночества тела, если уединение в сердце недостает?» Следовательно, общественная жизнь необходима для практики совершенство. Теперь одиночество подобает тем, кто уже совершенен; поэтому Иероним говорит (ad Rustic. Monach., Ep. cxxv): «Далеко не осуждая уединенную жизнь, мы часто хвалили ее. Но мы желаем солдаты, которые переходят из монастырской школы, чтобы быть такими, чтобы не быть сдерживаемый суровым послушником пустыни, и такие, которые дали доказательство их поведения в течение значительного времени».

Соответственно, просто как то, что уже совершенно, превосходит то, что обучается в совершенстве, так и жизнь отшельников, если ее правильно практиковать, превосходит общественную жизнь. Но если это будет предпринято без вышеуказанная практика, таит в себе очень большую опасность, если только благодать Божия восполнит то, что другие приобретают практикой, как в Дело блаженного Антония и блаженного Бенедикта.

Ответить на Возражение 1.
Соломон показывает, что два лучше, чем один, на счет помощи, которую один оказывает другому, либо «поднимая его» согревая его, то есть согревая его духовным теплом (Еккл. 4:10,11). Но тем, кто уже достиг совершенства, этого не требуется. помощь.

Ответить на Возражение 2.
Согласно 1 Ин. 4:16 «Тот, кто пребывает в любовь пребывает в Боге и Бог в нем». среди тех, кто объединился в братстве братской любви, так Он обитает в сердце человека, который посвящает себя к божественному созерцанию через любовь к Богу.

Ответить на Возражение 3.
Действительное повиновение требуется от тех, кому нужно обучаться в соответствии с указаниями других в достижении совершенство; но те, кто уже совершенны, достаточно «ведомы дух Божий», так что на самом деле им не нужно повиноваться другим. Тем не менее они имеют послушание в готовности ума.

Ответить на Возражение 4.
Как говорит Августин (De Civ. Dei xix, 19), «никто запрещено искать познания истины, ибо это относится к похвального досуга». То, что человека помещают «на подсвечник», касается не его, а его начальства, и, «если это бремя не возлагается на нам, — продолжает Августин (De Civ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *