БЕРДЯЕВ Николай Александрович — биография, новости, фото, дата рождения, пресс-досье. Персоналии ГлобалМСК.ру.
Русский философ
Дата рождения: 24 марта 1948 года
Возраст: 74 года
Знак зодиака: Овен
Профессия: Философ
Подписаться
Содержание
- 1. Биография
Биография
Биография
Николай Бердяев – выдающийся мыслитель, чья философия сочетала подходы Канта и Шопенгауэра, противник избранности и сторонник личностной свободы. Будучи человеком религиозным, считал, что и коммунизм, и фашизм предполагают отречение от моральной и религиозной совести. Его идеи, высказанные на заре 20 века, настолько актуальны, что цитаты из сочинений философа использовал в послании к российскому парламенту глава государства.
Детство и юность
Николай родился в марте 1874 года под Киевом, в родовом имении, пожалованном прадеду императором Павлом I. Семья была аристократическая. Отец Александр Михайлович – потомок татарских князей Бахметьевых. Предки матери Александры Сергеевны, в девичестве Кудашевой — представители древних родов Мнишек, Потоцких и даже короля Франции Луи VI.
Николай и старший брат Сергей получили начальное домашнее образование, владели несколькими иностранными языками. Подросший Коля учился во Владимирском и Киевском кадетских корпусах. Затем, согласно семейной традиции, должен был поступить в пажеский корпус, но предпочел заняться самообразованием. В 1894-м Бердяев получил аттестат зрелости Киево-Печерской гимназии.
В том же году Николай поступил в Университет Святого Владимира, на физико-математический факультет, через год перевелся на юридический. Но получить диплом учебного заведения Бердяеву не довелось: за участие в студенческом марксистском кружке саморазвития и Киевском «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса» его исключили из университета. До этого молодого человека уже дважды арестовывали за участие в антиправительственных демонстрациях.
Николай Бердяев в молодости
В 1900 году Николая выслали в Вологодскую губернию под полицейский надзор. Там молодой философ написал книгу «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии». Известный публицист и экономист Петр Струве перед своим отъездом в Германию подготовил к ней предисловие. Бердяев вступил в организованное Струве с соратниками политическое движение «Союз освобождения».
Биография Бердяева отражала время, в котором он жил: революционное движение, поиски новых идеалов, метание из крайности в крайность. Николай Александрович стал свидетелем и одним из творцов того процесса, который назвал «русским ренессансом начала ХХ века».
Философия
Философские воззрения Николая Бердяева основывались на отрицании или, во всяком случае, критике телеологии и рационализма. Эти концепции, с его точки зрения, разрушительно влияют на свободу личности, а именно в освобождении личности заключается смысл существования.
Николай Бердяев в молодости
Личность и индивидуум – понятия противоположные. Мыслитель полагал, что первая – это категория духовная, этическая, вторая – природная, часть общества. Личность по сути своей не поддается влиянию и не относится ни к природе, ни к церкви, ни к государству. Свобода для Бердяева – это данность, она первична по отношению к природе и человеку, независима от божественного. Если же она нарушает «божественную иерархию бытия», появляется зло.
В работе «Человек и машина» рассматривает технику как способ освобождения духа человека, но опасается, что может произойти подмена ценностей, и человек лишится духовности и доброты. И тогда возникает вопрос, а что же подарят будущему миру люди, лишенные этих качеств. Ведь духовность – это не только связь с Богом, это в первую очередь связь с миром и то, как человек отражает этот мир через самого себя.
Философ Николай Бердяев
Возникает парадокс. Технический прогресс двигает вперед культуру, искусство, меняет нравственные устои. Да и жизнь есть движение вперед. С другой стороны, чрезмерное поклонение техническим новшествам лишает человечество стимула в достижении культурного прогресса. И здесь снова поднимается тема свободы духа
В начале своих философских изысканий Николай Александрович восхищался идеями Карла Маркса. Однако позднее, размышляя о развитии коммунистических идей в России, в книге «Истоки и смысл русского коммунизма» прямо заметил, что одного марксизма в данном случае недостаточно.
Портрет Николая Бердяева
В труде «Русская идея» философ попытался ответить на вопрос, что же это такое – таинственная русская душа. Бердяев использует яркие образы и аллегории, исторические параллели и афоризмы. В качестве примеров приводятся события широких временных рамок – от протопопа Аввакума до Владимира Ленина, от крещения Руси до Октябрьской революции.
По Бердяеву, русский народ не склонен слепо следовать догмам закона, куда больше смысла и веса вкладывается в содержание, чем в форму. Идея «русскости» заключается в «свободе любви в глубоком и чистом смысле слова».
Личная жизнь
Жена Бердяева, Лидия Юдифовна Трушева, происходила из семьи знатного юриста, почетного гражданина Харькова. Девушка получила образование в пансионе в Швейцарии, а после того как вместе с сестрой Евгенией провела месяц в тюрьме по подозрению в политической деятельности, мать отправила их в Париж, в Русскую высшую школу общественных наук.
Николай Бердяев и его жена Лидия
На момент знакомства с Бердяевым Лида состояла в браке с потомственным дворянином и сторонником социал-демократических идей Виктором Раппом. Этому веянию поддалась и Трушева. После очередного ареста Лидию с мужем выслали из Харькова в Киев, где в феврале 1904 года она познакомилась с Николаем.
Осенью того же года Бердяев предложил женщине уехать с ним в Петербург, и с тех пор пара больше не расставалась. Однако Лида и Николай не жили как муж и жена в традиционном смысле, а, по словам сестры Трушевой – Евгении, как «первые апостолы», словно брат с сестрой.
Гораздо больше смысла Бердяевы вкладывали в брак духовный. Об этом писала в дневниках и Лидия Юдифовна, подчеркивая, что ценность их союза заключалась в отсутствии «чего бы то ни было чувственного, телесного, к которому относимся и всегда относились с одинаковым презрением».
Николай Бердяев с женой и друзьями
Сферой деятельности для себя Лида избрала благотворительность, помогала Николаю в работе, делала корректурную правку его трудов. Не чуждо было Бердяевой и творчество – писала стихи и заметки, но печататься не стремилась.
В 1922-м семья Бердяевых уехала из страны. Выслали Николая Александровича, а Лидия, конечно же, не могла оставить его одного. К тому же в 1917-м она сменила веру – перешла в католичество, в советской России начинались преследования католиков. Поначалу Бердяевы, а также мать и сестра Лиды жили в Берлине, потом перебрались во Францию, где друг семьи Флоранс Вест оставила в наследство дом. Там Николай написал автобиографию «Самопознание», которая вышла в свет после его смерти.
Смерть
Русский философ умер на чужбине, в пригороде Парижа — Кламаре, в марте 1948 года. За три года до этого от рака скончалась Лидия Юдифовна. По дому помогала ее сестра Евгения. Она и нашла Бердяева в кабинете за письменным столом. До последней минуты мыслитель работал – готовил рукопись книги «Царство духа и царство кесаря».
Могила Николая Бердяева
Дом Николай Александрович завещал Русской православной церкви за рубежом. Отпевание по православному обычаю провели несколько священников. Они лично знали Бердяева и захотели проводить его в последний путь. На могиле философа установлен всего лишь обычный крест.
Библиография
1909 – «Вехи»
1913 – «Гасители духа»
1915 – «Душа России»
1918 – «Из глубины»
1924 – «Новое средневековье»
1931 – «Христианство и классовая борьба»
1931 – «Русская религиозная психология и коммунистический атеизм»
1934 – «Я и мир объектов (Опыт философии одиночества и общения)»
1939 – «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии»
1940 – «Самопознание»
Рейтинг ГлобалМСК.ру
Занимает место
№76
в рейтинге
Личности
Сфера
Занимает место
№11
в рейтинге
Философ
Профессия
Родились в один день
Смотреть все
Статистика профиля
Рейтинг компаний
МТС
46 персон
ГлобалМСК.ру уделяет особое внимание деятельности известных персон: политиков, чиновников, бизнесменов, банкиров, деятелей культуры и спорта. Их мнение во многом определяет развитие политической, общественной и экономической жизни Москвы и Московской области. Раздел постоянно редактируется нашими журналистами на предмет актуальности информации. Здесь можно найти информацию о генеральных директорах и президентах топовых Московских компаний, чиновниках и общественных деятелях, которые играют ключевую роль в развитии региона.
Цель проекта – создать комфортное информационное пространство для всех субъектов рынка, а также познакомить читательскую аудиторию с деловыми людьми Москвы.
Мы создали внушительную базу персон в Москве, в которой содержится информация о карьерном пути, образовании и другие важные сведения о человеке.
Благодаря автоматическому подсчету количества упоминаний персоны в новостях разделов «Московские новости» и «Московские пресс-релизы» на портале формируется рейтинг популярности и влияния персон. Коллектив ГлобалМСК.ру отслеживает изменения рейтинга и поощряет участников проекта за успехи. В целом рейтинг участников строится на основе глубокого анализа активности PR-служб известных людей, а также отражает качественное состояние информационного поля, формируемого СМИ и пресс-службами вокруг организации.
«Деловые люди Москвы» — проект о персонах, которые своими идеями, словами и поступками оказывают большое влияние на развитие и процветание Москвы.
Потапова Алёна
Директор по развитию
Подписаться на персону
БЕРДЯЕВ, НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ | Энциклопедия Кругосвет
БЕРДЯЕВ, НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1874–1948), русский философ и публицист. Родился 6 (18) марта 1874 в Киеве. Учился в Киевском кадетском корпусе. В 1894 поступил на естественный факультет университета Святого Владимира (Киев), через год перевелся на юридический факультет. Увлечение марксизмом, участие в социал-демократическом движении стали причиной ареста Бердяева и исключения из университета (1898). Марксистский период в его биографии оказался сравнительно коротким. Уже в работе Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К.Михайловском (1901) признание марксистского историзма соседствует с критической оценкой «материализма». Участие Бердяева в сборнике Проблемы идеализма (1902) ознаменовало окончательный переход мыслителя на позиции метафизики и религиозной философии. В 1904–1905 он редактирует религиозно-философские журналы «Новый путь» и «Вопросы жизни». Происходит его сближение с Д.С.Мережковским, впрочем, оказавшееся непродолжительным. В идеях последнего он в конечном счете увидит проявление «декадентства» и «религиозного сектантства». В автобиографии Самопознание, написанной в конце жизни, он скажет о духовной атмосфере, царившей в кругу идеологов «серебряного века», что это было «возбуждение», лишенное «настоящей радости». Вполне последовательная религиозно-метафизическая ориентация Бердяева нашла отражение в его работах Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные, литературные и Новое религиозное сознание и общественность (обе – 1907), а также в известной статье в сборнике «Вехи».
В годы после первой русской революции Бердяев постоянно критикует различные варианты российского радикализма, как «левого», так и «правого» толка (сборник Духовный кризис интеллигенции, статьи Черная анархия, Казнь и убийство и др.). Эпохальными, с точки зрения определения собственной философской позиции, стали для Бердяева его книги: Философия свободы (1911) и Смысл творчества (1916). Во время Первой мировой войны Бердяев, не разделяя взглядов, которые ему представлялись «крайностями» патриотизма (он спорил по этому поводу, в частности, с В. В.Розановым, С.Н.Булгаковым, В.Ф.Эрном), был далек и от настроений антигосударственных и тем более антироссийских. Итогом его размышлений этих лет стала книга Судьба России (1918, переиздана – М., 1990). Отношение к Февральской революции у него с самого начала было двойственным: падение монархии он считал неизбежным и необходимым, но и «вступление в великую неизвестность» послереволюционного будущего воспринималось как чреватое хаосом, падением в «пучину насилия». Последние настроения вскоре возобладали: на первый план в размышлениях Бердяева выходит тема роковой опасности революции, приводящей к разрушению органической иерархии общественной жизни, «низвержению расы лучших», уничтожению культурной традиции (статья Демократия и иерархия, книга Философия неравенства и др.). Последовательное неприятие большевизма не помешало Бердяеву проявлять исключительную активность в послереволюционные годы: он выступал с публичными лекциями, преподавал в университете, был одним из руководителей Всероссийского союза писателей, организовал Вольную академию духовной культуры, вел семинар о творчестве Достоевского. Вся эта деятельность оборвалась в 1922, когда Бердяев был выслан за границу.
Европейскую известность принесла философу его книга Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы (Берлин, 1924). Осмысляя трагический опыт русских революций и тенденции европейского развития, Бердяев провозглашает в этой работе завершение «безрелигиозной», «гуманистической эпохи» и вступление человечества в «сакральную» эпоху «нового средневековья», характеризующуюся религиозным возрождением и религиозными конфликтами, столкновением христианских и антихристианских идей. В идейной борьбе 20 в., по Бердяеву, позиции безрелигиозные уже не играют существенной роли. Любая значимая идея неизбежно принимает религиозный смысл. Это касается и коммунистической идеологии: «коммунистический интернационал есть уже явление нового средневековья». С 1925 по 1940 Бердяев был редактором журнала «Путь» – ведущего издания религиозно-философской мысли русского зарубежья. В «Пути» публиковали свои сочинения и видные представители европейской религиозной философии (Ж. Маритен, П.Тиллих и др.). В эмиграции Бердяев был активным участником европейского философского процесса, постоянно поддерживая отношения со многими западными мыслителями: Э.Мунье, Г.Марселем, К.Бартом и др. Среди наиболее значительных трудов Бердяева эмигрантского периода – О назначении человека. Опыт парадоксальной этики (1931), О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии (1939), Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация (1947). Уже после смерти философа увидели свет его книги: Самопознание. Опыт философской автобиографии, Царство Духа и царство Кесаря, Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого и др. В 1947 Бердяеву была присуждена степень доктора теологии в Кембриджском университете. Умер Бердяев в Кламаре близ Парижа 23 марта 1948.
Своеобразие философии, по Бердяеву, состоит в том, что она не сводится к системе понятий, представляет собой не столько «знание-дискурс», сколько «знание-созерцание», говорящее на языке символов и мифов. В мире символов его собственной философии ключевая роль принадлежала свободе и творчеству, с которыми в конечном счете связаны все прочие идеи-символы: дух, чье «царство» радикально, онтологически противостоит «царству природы»; объективация – бердяевская интуиция драматизма судьбы человека, не способного (культура – «великая неудача») выйти из пределов «царства природы»; трансцендирование – творческий прорыв, преодоление, хотя бы на миг, «рабских» оков природно-исторического бытия; экзистенциальное время – духовно-творческий опыт личной и исторической жизни, имеющий метаисторический, абсолютный смысл и сохраняющий его даже в эсхатологической перспективе. При этом именно свобода определяет содержание «царства духа», смысл его противостояния «царству природы». Творчество же, которое всегда имеет своей основой и целью свободу, фактически исчерпывает позитивный аспект человеческого бытия в бердяевской метафизике и в этом отношении не знает границ: оно возможно не только в опыте художественном и философском, но также и в опыте религиозном и моральном («парадоксальная этика»), в духовном опыте личности, в ее исторической и общественной активности.
Бердяев придал свободе онтологический статус, признав ее первичность в отношении природного и человеческого бытия и независимость от бытия божественного. Свобода угодна Богу, но в то же время она – не от Бога. Существует «первичная», «несотворенная» свобода, над которой Бог не властен, которая «коренится в Ничто извечно». Эта же свобода, нарушая «божественную иерархию бытия», порождает зло. Тема свободы, по Бердяеву, важнейшая в христианстве – «религии свободы». Иррациональная, «темная» свобода преображается Божественной любовью, жертвой Христа «изнутри», «без насилия над ней», «не отвергая мира свободы». Богочеловеческие отношения неразрывно связаны с проблемой свободы: человеческая свобода имеет абсолютное значение, судьбы свободы в истории – это не только человеческая, но и божественная трагедия.
В неспособности воспринять глубочайший и универсальный трагизм христианства Бердяев был склонен усматривать коренной недостаток традиционных теологических систем, постоянно указывая на их чрезмерный рационализм и оптимизм. Наиболее близкими себе религиозными мыслителями прошлого он считал Экхарта, Баадера, позднего Шеллинга и в особенности Беме. Основное же направление европейской метафизики, восходящей к Платону, находится, по Бердяеву, в русле онтологического монизма, утверждает фундаментальную первичность бытия (в его различных формах) и уже потому враждебно идее человеческой свободы и соответственно персонализму. «Нужно выбирать между двумя философиями – философией, признающей примат бытия над свободой, и философией, признающей примат свободы над бытием… Персонализм должен признать примат свободы над бытием. Философия примата бытия есть философия безличности» (О рабстве и свободе человека, 1939). С этой позицией было связано критическое отношение Бердяева к современному философскому «онтологизму» и, в частности, к фундаментальной онтологии М.Хайдеггера.
Сочинения Н.А.Бердяева, не указанные в статье: Сочинения, тт. 1–4. Париж, 1983–1991; Философия свободного духа. М. , 1994; Истина и откровение. СПб, 1996.
Бердяев Николай Александрович (1874–1948) | Encyclopedia.com
Николай Александрович Бердяев, русский религиозный философ, родился в Киеве в семье старинного дворянства. Учился в Киевском военном училище. В 1894 г. он поступил в Киевский университет св. Владимира на естествознание, но через год перевелся на юридический факультет. Увлечение марксизмом и участие в социал-демократическом движении привели к его аресту, исключению из университета (в 1898), и трехлетняя ссылка в Вологду. Это был разрыв с аристократической средой, к которой он привык, разрыв, который он впоследствии назвал основным фактом своей биографии, не только внешней, но и внутренней.
Марксистский период Бердяева длился недолго; за короткий срок он прошел эволюцию, характерную для многих русских мыслителей начала ХХ века, — от марксизма к идеализму к богоисканию. Бердяев был одним из инициаторов создания трех сборников очерков, получивших известность и вызвавших бурную полемику: Проблемы идеализма (Вопросы идеализма; 1902), Вехи (Вехи; 1909), Из глубины (De Profundis, Из глубины; 1918). Падение монархии в феврале 1917 года Бердяев встретил с большим воодушевлением, но Октябрьскую революцию он оценил иначе — как торжество деструктивного начала в русской революции. Участвовал в работе Владимира Сергеевича Соловьева (Соловьева) Религиозно-философского общества, был основателем Свободной академии духовной культуры (1918–1922), который стал немарксистским духовным центром и продолжил традиции русского Серебряного века после большевистского переворота. В 1919 году Бердяев был избран профессором Московского университета. Несмотря на то, что Бердяев был далек от реальной политической борьбы, в 1922 году он и другие выдающиеся деятели русской культуры были насильственно депортированы из Советской России в Германию.
В 1922 г. Бердяев основал в Берлине Религиозно-философскую академию, а в 1923 г. стал деканом Русского научного института, созданного в Берлине для воспитания русской эмиграции. Также в 1923 года стал членом совета Русского студенческого христианского движения, в котором участвовал до 1936 года. В 1924 году переехал во Францию, где редактировал религиозно-философский журнал «Путь » («Путь»; 1925–1940). Основанная им Религиозно-философская академия также переехала в Париж, и там он читал курсы лекций «Проблемы христианства», «Судьбы культуры», «Человек, мир и Бог» и т. д. Бердяев был одним из немногих русских мыслителей-эмигрантов, не замыкавшихся в эмигрантской среде. За свою жизнь он написал великое множество книг, которые были изданы не только на русском, но и на других языках. Его религиозный экзистенциализм нашел отклик у ряда западноевропейских мыслителей; его философские идеи были высоко оценены такими деятелями, как Жак Маритен, Габриэль Марсель, Эрнст Блох и Карл Барт. Бердяев оказал особое влияние на философские кружки, собравшиеся вокруг журнала Esprit , который был основан Эммануэлем Мунье в 1932 году и положил начало французскому персонализму. В 1947 году Кембриджский университет присвоил Бердяеву звание «Honoris causa». Бердяев умер в 1948 году в пригороде Парижа.
Метафизика свободы
Большое влияние на религиозно-философское учение Бердяева оказали идеи Соловьева, Иммануила Канта, Федора Михайловича Достоевского и немецкого мистика XVII века Якоба Беме. Отличительной чертой философии, по Бердяеву, является то, что она не сводится к системе понятий, а представляет собой знание, говорящее на языке символов и мифов. В его собственной философии центральная роль принадлежала свободе и творчеству. Бердяев (как и Беме) придавал свободе онтологический статус; он считал, что свобода имеет первенство по отношению к природному и человеческому бытию и что она независима от бытия Бога. Бердяев часто использовал термин Беме Ungrund (беспочвенность или бездонность) для описания такой доонтической свободы. Бог выражает только светлую или лучистую сторону этой свободы, и созданный им мир тоже мог быть лучезарным и добрым. Но Бог не может заставить мир быть добрым, и свободный выбор человека не всегда в пользу добра (такова трактовка Бердяевым библейского мифа о грехопадении человека). Так возникает зло в мире. Трудно понять, почему Бог не создал мир без греха, болезней, детских слез и страданий. Ответ прост: в таком мире не было бы свободы, которая лежит в основе мироздания и которую Бог хочет ограничить и не может ограничить.
Бердяев проследил парадоксальную и трагическую диалектику добра и свободы: с одной стороны, очевидно, что нельзя быть принужденным к добру, но с другой стороны, свобода добра предполагает и свободу зла в мир. Подобно Достоевскому, Бердяев восстал против принудительной гармонии, навязанной человеку извне. Без свободы греха, зла, испытаний и страданий нельзя понять ни гармонии, ни Царства Божия. Из-за этой трагической диалектики мир должен пройти «испытание свободой», чтобы его выбор в пользу добра был свободным; и судьба мира совпадает, в конечном счете, с судьбой свободы в мире. Тезис о том, что свобода имеет нетварный и доонтический характер, является основополагающим для философии Бердяева, ибо если предположить, что свобода имеет тварный характер, то окажется, что сам Бог ответственен за зло мира. Однако для Бердяева Бог открывается людям, а люди через свое свободное следование судьбе открываются Богу; и Откровение, таким образом, является взаимным процессом.
Христианство Бердяева было трагическим и не вполне православным. Он остро чувствовал присутствие зла в мире и субстанциальность зла. Это привело его к постановке проблемы теодицеи, к попытке понять причины, по которым в мире дозволено зло. Если первый этап духовной эволюции Бердяева носил марксистский, а второй идеалистический характер, то третий этап начинается именно с постановки проблемы теодицеи. Его можно охарактеризовать как христианский период Бердяева.
Персонализм
В мировоззрении Бердяева свобода и дух противопоставлены несвободе и необходимости, материальному «миру предметов». Для него это два вида реальностей, взаимодействующих друг с другом. Мир, в котором живешь, падший именно потому, что в нем господствует не свобода, а необходимость. В окружающей нас реальности все регулируется законом и несвободно. (Здесь позиция Бердяева сходится с позицией других экзистенциалистов.) Разум и рациональное познание не могут помочь освободиться от навязанной извне необходимости, так как разум и рациональное познание означают лишь приспособление к миру предметов.
Свободные люди оказываются в мире, где правит необходимость. И, естественно, они стремятся убежать от власти низшей реальности, где все регулируется законом и предсказуемо. Но они могут спастись только через творческую деятельность, которая всегда является свободным выражением их самих. В творческом акте человек вновь ощущает себя богоподобным существом, не скованным законами материального мира. Люди призваны к творческой деятельности, к продолжению творения мира, ибо мир принципиально незавершен. Примат свободы над бытием определяет и смысл жизни человека: цель людей не спасение, а творческая деятельность; творческий акт имеет внутреннюю ценность.
Бердяев провозгласил, что целью творческой деятельности является не накопление культурных ценностей, а уничтожение падшего мира необходимости. Для Бердяева социальная реальность есть лишь объективация (символизация или материализация) субъективного личного духа. Он по-своему переосмысливает Канта, соглашаясь с признанием Кантом другой реальности, более глубокой и скрытой за объективированным миром.
Для Бердяева социальные проблемы (например, голод, нищета, неравенство) вторичны по сравнению с проблемами духовными. Уничтожение голода и нищеты не освободит людей от таинства смерти, любви и творчества. Более того, конфликты между личностью и обществом, человеком и космосом, историей и вечностью только обостряются в случае более рационально устроенного общества. Люди призваны к творческой деятельности, но всякая творческая деятельность неизбежно является неудачной, так как результаты такой деятельности объективируются и участвуют в порабощении человека. «Пылкий творческий дух» не может узнать себя ни в произведениях искусства, ни в книгах, ни в теориях — в своих продуктах. Результаты творческой деятельности отчуждены от творца. По Бердяеву, творческая деятельность есть «восхождение из мира», но полный разрыв с миром невозможен; и в этом заключается трагический характер человеческого существования.
Историософия
По Бердяеву каждый человек живет не в одном времени, а как минимум в трех временах: Поскольку люди одновременно существа природные, социальные и духовные, то и для них существуют три времени: космическое, историческое и экзистенциальное. Бердяев использует геометрические фигуры для описания этих трех времен: окружности, линии и точки. Космическое время следует естественной и регулярной логике кругового движения; это время оперирует не днями и годами, а эпохами и тысячелетиями. Напротив, историческое время следует прямой линии и оперирует более мелкими временными категориями. Однако наиболее значительные события происходят в экзистенциальном времени; именно в последнем совершаются творческие акты и свободный выбор. Для экзистенциального времени продолжительность события относительна: иногда для человека день длиннее и значительнее десятилетия, а иногда год пролетает незаметно. Само земное время человека есть только фаза, период внутри вечности; оно уходит корнями в вечность. Вечное воплощается во времени; она вторгается во время (как небесная история вторгается в земную), и история становится историей борьбы вечного с временным. Но силы не равны. Вечное восторжествует над всем тленным и преходящим: Объективный мир погибнет. Всякая творческая деятельность есть выход из цепи причин и следствий, поэтому всякое творческое действие сотрясает основы космической необходимости. Точка зрения Бердяева — эсхатологическая; он полагает, что смысл истории в ее конце, в торжестве свободного духа над объективацией. Земная история есть путь в мир иной; эта история слишком узка и ограничена для воплощения идеала; проблема истории может быть решена только за пределами земной истории, в вечности.
Пытаясь осмыслить трагический опыт русской революции и тенденции европейского развития, Бердяев провозгласил, что религиозно-гуманистическая эпоха достигла своего завершения и что человечество вступило в сакральную эпоху нового Средневековья, характеризующуюся религиозным ренессансом и религиозные конфликты. Бердяев утверждал, что в ХХ веке все значимые идеи неизбежно приобретают религиозный смысл. Это касается и коммунистической идеологии: на примере Советской России он показал, что эта страна вступила в эпоху нового Средневековья, ибо считал русский марксизм разновидностью религиозной веры с ее спасителем (пролетариатом), пророками ( Маркса, Фридриха Энгельса и Владимира Ильича Ленина), «учение о падении человека» (история возникновения частной собственности), рая (коммунизм) и т. д. Россия находилась как бы на переднем крае исторического процесса; а после революции русская идея приобрела всеобщее значение.
Бердяев выделил шесть основных этапов мировой истории. Первый этап был периодом античности, когда люди были погружены в пучину природной необходимости. Второй этап Бердяев связывал с судьбой еврейского народа, с его мессианским сознанием, благодаря которому на смену статичному древнему приходит историческое отношение к действительности. Третий этап был этапом преодоления двух предыдущих этапов христианством, которое внесло в человеческое сознание идею эсхатологии. Четвертый этап — эпоха Возрождения, когда зарождается гуманизм и начинается отпадение людей от Бога. Реакцией на это стала Реформация, пятый этап, когда в противовес духу Возрождения отрицалась самостоятельность людей и провозглашалась их полная зависимость от божественного промысла. Шестой этап, по концепции Бердяева, был связан с социализмом, с попыткой осуществить Царство Божие на земле.
Волею судеб Россия, не пережив некоторых из этих исторических этапов, стала испытательным полигоном человечества для реализации тоталитарно-социалистического идеала. Но, по мнению Бердяева, русский социализм стал и знаком перехода к седьмому этапу, к новому Средневековью, периоду религиозно-социального синтеза. Бердяев предложил свою версию социализма, сходную со своим марксистским аналогом только в одном: принципиальной антибуржуазной установке. Для Бердяева социализм имеет двойственную природу: он может создать либо новое свободное общество, либо новое рабство. Сам Бердяев был сторонником персоналистического христианского социализма.
См. также Барт, Карл; Блох, Эрнст; Беме, Якоб; Коммунизм; Достоевский, Федор Михайлович; Энгельс, Фридрих; Зло; Экзистенциализм; Гуманизм; Идеализм; Кант, Иммануил; Ленин, Владимир Ильич; Марсель, Габриэль; Маритен, Жак; марксистская философия; Маркс, Карл; Персонализм; Реформация; Ренессанс; русская философия; Социализм; Соловьев (Соловьев) Владимир Сергеевич.
Библиография
работы Бердяева
Смысл истории . Перевод Джорджа Риви. Лондон: Г. Блес, 1936.
Происхождение русского коммунизма . Перевод Р. М. Френча. Лондон: Г. Блес, 1937.
Русская идея . Перевод Р. М. Френча. Лондон: Г. Блес, 1947.
Значение творческого акта . Перевод Дональда А. Лоури. Лондон: В. Голланц, 1955.
работ о Бердяеве
Лоури, Дональд Александр. Мятежный пророк: Жизнь Николая Бердяева . Нью-Йорк: Харпер, 1960.
Валлон, Мишель Александр. Апостол свободы: жизнь и учение Николая Бердяева . Нью-Йорк: Философская библиотека, 1960.
Ольга Волкогонова (2005)
Перевод Бориса Якима
Бердяев, Николай | Encyclopedia.com
Николай Александрович Бердяев (1874—1948) родился 6 марта в Киеве, Россия, стал ведущим критиком позитивизма и сциентизма среди русской интеллигенции. Вынужденный коммунистами покинуть страну в 1922 марта Бердяев (также транслитерируемый как Бердяев, с именем, часто англизированным как Николай) умер в Кламаре, Франция, 23 марта. поведение выбора или индивидуализм, как описано в частных перспективах социальных наук. На основе своего персонализма Бердяев выступает против поверхностной псевдорелигиозной веры в силу науки и техники, веры, которую он находит выражением в идеологии материалистического детерминизма, преобладавшей среди русской интеллигенции XIX и начала XX веков. В
В своем более раннем Значение творческого акта (1916) Бердяев считает творчество центральным элементом человечества и побуждается библейским описанием человека как созданного по образу Божию, чтобы приводить доводы в пользу творческого отклика на все аспекты жизнь. Основа смысла лежит скорее в свободной реакции на явления, чем в их объективных описаниях. Действительно, само познавательное знание включает в себя интуитивный символический реализм, родственный ортодоксальному восприятию икон, которые понимаются как символы, сопричастные реальности, которую они символизируют, и в присутствии которых открывается истина. Кроме того, вопреки философским традициям, восходящим к греческой мысли, Бердяев видит бытие частью динамичного духовного и откровения. С этой точки зрения мировая история делится на три великие эпохи: одна, в которой обнаруживается существование греха, другая, когда искупление от греха становится возможным благодаря божественному усыновлению, и третья, когда сами люди становятся обожествленными сотворцами реальности.
В «Судьба человека » (1937) Бердяев опирается на мысль немецкого мистика Якоба Беме (1575–1624) о Urgrund или небытии, из которого Бог творит в вечности. Изначальная нетварная свобода человека происходит от Urgrund; свобода не сотворена Богом, хотя Бог свободно участвует с людьми в Богочеловеческом Христе и трагическом процессе искупления мира от зла, страданий и смерти. Бердяев также адаптирует мысль Беме о София для развития, пожалуй, более ортодоксального богословия, чем, например, в эротическом мистицизме Владимира Соловьева (1853–1900). Рабство и свобода (1939) содержит самые обширные размышления о человеке и необходимости отношения к другим, подробно описывая при этом человеческое самопорабощение (недобросовестность Гегеля) различным соблазнам природы и культуры. Здесь мысли Бердяева аналогичны найденным в I и Thou (1923) еврейского мыслителя Мартина Бубера (1878–1919 гг. ).65).
Будучи одним из первых мыслителей, осознавших, как наука и техника могут ставить особые проблемы для христианской культуры, в эссе «Человек и машина» (1934) Бердяев утверждает, что наука и техника уничтожают земноцентристское, теллурическое или автохтонное формы религиозной жизни и угрожают заманить в ловушку человеческую свободу в обезличенном мире. В таких условиях духовное становится важнее, чем когда-либо. Техническая цивилизация призывает к духовному обновлению, чтобы бросить вызов ограничениям науки и техники точно так же, как наука и техника бросили вызов ограничениям природы.
Благодаря своему обширному творчеству Бердяев приобрел аудиторию за пределами узкого круга русской эмиграции во Франции. Он стал широко читаемым в Советском Союзе
СТИВЕН ЯНОС
СМ. ТАКЖЕ Христианские взгляды .
Аллен, Эдгар Леонард. (1951). Свобода в Боге: Путеводитель по мысли Николая Бердяева. Нью-Йорк: Философская библиотека.
Бердяев Николай. (1934). «Человек и машина». В Буржуазный ум и другие очерки. Нью-Йорк: Шид и Уорд. Собирает четыре журнальные статьи. Перепечатано в Philosophy and Technology , eds. Карл Митчем и Роберт Макки (Нью-Йорк: Free Press, 1972).
Бердяев Николай. (1937). Судьба человека , пер. Натали Даддингтон. Лондон: Г. Блес.
Бердяев Николай. (1944 [1939]). Рабство и свобода пер. Р. М. Френч. Нью-Йорк: Сыновья К. Скрибнера.
Бердяев Николай. (1962 [1916]). Значение творческого акта , пер. Дональд А. Лоури. Нью-Йорк: Кольер.
Бердяев Николай. (1992 [1946]). Русская идея , пер. Р. М. Френч. Хадсон, Нью-Йорк: Книги Линдисфарна.
Лоури, Дональд А. (1974). Мятежный пророк: Жизнь Николая Бердяева.