Конспект урока по внеклассному чтению «Басни Крылова» 5 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Керчи Республики Крым «Школа №17 имени Веры Белик»
План-конспект открытого урока по литературе в 5 классе по теме: « Басенный мир Ивана Андреевича Крылова»
Составитель:
учитель русского языка и
литературы Аблязимова
Л. М.,
г. Керчь, 2017 год
Внеклассное чтение. Тема: «Басенный мир Ивана Андреевича Крылова».
Цель урока:
— обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях И. А. Крылова;
Задачи:
Образовательные:
обобщить знания о жанре басни;
продолжить выработку умений анализировать, находить главную мысль и определять мораль басни;
продолжить работу по составлению характеристик героев басен.
Развивающие:
способствовать развитию творческого осмысления произведения, воображения и творческих способностей;
развивать устную монологическую речь;
развивать память, внимание.
Воспитательные:
расширить читательский интерес учащихся;
воспитывать нравственные качества через образы героев басен;
воспитывать
чувство трудолюбия.
Тип
урока: комбинированный, обобщающий.
Форма урока: игра.
Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность,
объяснительно-иллюстративный.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная,
групповая, коллективная.
Вид урока: урок-игра
Средства наглядности:
— зрительная наглядность «Презентация к уроку»
Оборудование: карточки с названиями произведений, карточка
со словами, произведения И.А.Крылова, компьютер.
Оформление: портрет И.А.Крылова , иллюстрации детей к басням, выставка книг И.А. Крылова.
Используемые образовательные технологии: компьютерная презентация к уроку.
Эпиграф:
Люблю, где случай есть, пороки пощипать.
И.А.Крылов
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие.
2.Вступительное слово учителя. (Слайд 1)
-Ребята,
мы с вами на протяжении нескольких уроков знакомились с творчеством
замечательного русского баснописца И.А.Крылова. И сегодня нам предстоит
вспомнить и закрепить полученные знания.
— Кто такой И.А.Крылов? Что мы о нём узнали?
— Что такое басня?
— Кто герои басен?
— А где находится самый красивый памятник русскому баснописцу? 3.Активизация
познавательной деятельности учащихся. Слово о баснописце
И.А.Крылове. (Слайд 2)
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова. М.Исаковский
— Согласны ли вы со словами поэта М.Исаковского?
— Почему крыловские слова называют «крылатыми»?
4. Повторение литературоведческих терминов. (Слайды 3)
Что такое басня?
Басня — короткие занимательные рассказы в стихах и прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы.
Учитель: Можно дать и другое понятие термину “ басня”.
Басня — небольшое произведение нравоучительного характера, которое высмеивает людские пороки”.
А какое художественное средство используется в басне? Ответ: ( Аллегория)
Учитель: Так в образе Лисы показывается хитрость, в образе Медведя — неуклюжесть, в образе Осла — глупость, упрямство, в образе Муравья — трудолюбие.
Каждая басня что-либо высмеивает или осуждает. Вспомним, что осуждает басня “ Лебедь, Рак и Щука”? (Разобщенность в дружбе).
Басня “ Волк и ягненок?” ( Трусость).
А как по- иному называют строки, заключающие в себе смысл басни?
Ответ: (Мораль).
Мораль
— нормы поведения людей, нравственное наставление автора.
5. Викторина. Конкурс-разминка.
—
Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
— У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»? (у Стрекозы)
— Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»? (Моська)
— Кого «по улицам водили как будто на показ»? (Слона)
— Какого цвета было для стрекозы лето? (Красное)
— На дереве какой породы восседала ворона? (Ель)
— Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (Шея)
6. Продолжите крылатые слова. Ты всё пела? Это дело … (Так поди же попляши)
А вы, друзья, как ни садитесь … (Всё в музыканты не годитесь)
Кукушка хвалит Петуха … (За то, что хвалит он Кукушку)
Когда в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет)
Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я совсем без драки … (Могу попасть в большие забияки)
7. Конкурс.
Дети нарисовали иллюстрации к басням. «Картинная галерея»
8. Конкурс «Угадай басню Задача: узнать, из какой басни взяты строчки.
Цитаты:
· «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» («Квартет»)
· «У сильного всегда бессильный виноват…» («Волк и ягнёнок»)
· «А Васька слушает да ест…» («Кот и Повар»)
· «А Ларчик просто открывался…» («Ларчик»)
· «И в сердце льстец всегда отыщет уголок…» («Ворона и Лисица»)
· «Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;
· Да только воз и ныне там» («Лебедь, Щука и Рак»)
9. Конкурс. Инсценирование басни.
Обучающиеся представляют инсценировку басни, которую готовили к уроку.
Инсценирование басни «Ворона и Лисица».
— Объяснение морали басни. (В басне высмеиваются лесть, тщеславие и глупость. Мораль сводится к тому, что «лесть гнусна, вредна»).
Инсценирование басни «Свинья под дубом».
Чему учит нас эта басня? (Осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие ,глупость, лень.)
Инсценирование басни «Волк на псарне».
—
Как перекликаются строчки басни с реальными событиями войны 1812 года? (В басне
«Волк на псарне» Крылов рисует картину дружного отпора врагу, показывая
ошибочный расчет Волка, думавшего попасть в овчарню, а очутившегося на псарне.
Псарня — общенародное движение, стремящееся победить врага. Волк – Наполеон
злобен и коварен, он понял, что ему не уйти от расплаты за свои преступления, и
потому предлагает мирные переговоры. Здесь идет речь о фактическом событии: в
лагерь Кутузова Наполеон послал бывшего посла в России Лористона для
переговоров.
10. Физкультминутка.
Вспоминаем устное народное творчество. Называются фольклорные герои. Если в большинстве сказок этот персонаж отрицательный, дети вытягивают прямые руки вперед перед собой (отталкиваем героя), если положительный – руки скрещиваются на груди (обнимаем героя).
Василиса Премудрая, Баба Яга, Иван — царевич, Змей Горыныч, Иван – крестьянский сын, Кикимора, Марья – искусница, Кощей Бессмертный, Лихо одноглазое, Василиса Прекрасная, Чудо Юдо.
11.
Анаграмма.Загадочные животные (на доске записаны слова.)
Составьте и запишите асли оранво
райвеум
акр маркатыш сретзаок ведьмед ковл снол
12. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Объявление
результатов. Оценивание актеров.
13. Заключительное слово учителя. Учитель. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!
Вопрос классу. Чему нас учат басни Крылова?
Учитель. Действительно,
и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими
персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука,
горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться,
то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не
бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие
– с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень
надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.
Чтение стихотворения П.Вяземского
Забавой
он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
Как
вы понимаете строки?
Согласны ли вы с автором?
Нравятся ли вам басни И.Крылова и почему?
14.
Домашнее задание:
1. Выразительное чтение полюбившейся басни.
2. По желанию выучить любую басню.
Урок окончен, всем — спасибо!
Контрольная работа по теме «Басни И. А. Крылова»
6 класс
«Басня как эпический жанр. Басни И. А. Крылова»:
тематическая проверка знаний и умений
1. Басня – это:
а) короткое смешное стихотворение;
б) небольшое стихотворное произведение нравоучительного характера;
в) сказка в стихах;
г) короткий рассказ о животных, говорящих и действующих по-человечески.
2. Что такое мораль в басне:
а) особое начало басни, похожее на зачин в сказке;
б) поучительный вывод;
в) заключительные строки в басне;
г) характеристика персонажей басни.
3. Назовите знаменитого древнегреческого создателя басен, имя которого дошло до нас.
4. Назовите пять известных вам басен И. А. Крылова.
5. Как ведёт себя в споре с Ягнёнком Волк? Докажите с помощью текста.
6. Напишите два крылатых выражения из басни И. А. Крылова «Волк и Ягненок».
7. Какой смысл вложил И. А. Крылов в мораль басни «Квартет»?
8. Какие человеческие пороки осуждает И. А. Крылов в басне «Свинья под дубом»?
9. Докажите, что басня – это эпическое произведение.
10. Зависит ли от времени написания мораль басни? О чём это говорит?
6 класс
«Басня как эпический жанр. Басни И. А. Крылова»:
тематическая проверка знаний и умений
1. Басня – это:
а) короткое смешное стихотворение;
б) небольшое стихотворное произведение нравоучительного характера;
в) сказка в стихах;
г) короткий рассказ о животных, говорящих и действующих по-человечески.
2. Что такое мораль в басне:
а) особое начало басни, похожее на зачин в сказке;
б) поучительный вывод;
в) заключительные строки в басне;
г) характеристика персонажей басни.
3. Назовите знаменитого древнегреческого создателя басен, имя которого дошло до нас.
4. Назовите пять известных вам басен И. А. Крылова.
5. Как ведёт себя в споре с Ягнёнком Волк? Докажите с помощью текста.
6. Напишите два крылатых выражения из басни И. А. Крылова «Волк и Ягненок».
7. Какой смысл вложил И. А. Крылов в мораль басни «Квартет»?
8. Какие человеческие пороки осуждает И. А. Крылов в басне «Свинья под дубом»?
9. Докажите, что басня – это эпическое произведение.
10. Зависит ли от времени написания мораль басни? О чём это говорит?
КЛЮЧ
6 класс
«Басня как эпический жанр. Басни И. А. Крылова»:
тематическая проверка знаний и умений
1. б.
Басня – это:
а) короткое смешное стихотворение;
б) небольшое стихотворное произведение нравоучительного характера;
в) сказка в стихах;
г) короткие рассказы о животных, говорящих и действующих по-человечески.
2. б
Что такое мораль в басне:
а) особое начало басни, похожее на зачин в сказке;
б) поучительный вывод;
в) заключительные строки в басне;
г) характеристика персонажей басни.
3. Назовите знаменитого древнегреческого создателя басен, имя которого дошло до нас.
(Эзоп)
4. Назовите пять известных вам басен И. А. Крылова.
(«Волк и Ягненок», «Квартет», «Свинья под Дубом», «Демьянова уха», «Осёл и Соловей», «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Ларчик», «Мартышка и Очки», «Собачья дружба», «Слон и Моська», «Лебедь, Щука и Рак», «Кукушка и Петух», «Кот и Повар»)
5. Как ведёт себя в споре с Ягнёнком Волк? Докажите с помощью текста.
Волк злой, грубый, наглый, лицемерный. Он ведет себя так, потому что чувствует силу перед беззащитным Ягнёнком. Он заранее знает, что Ягнёнок ни в чём не виноват. Ягнёнок возражает Волку, а тот все больше злится, старается найти причину, чтобы съесть Ягнёнка. В речи Волка – пренебрежительная, эмоционально-оценочная лексика (Я голову с тебя сорву; негодный; нечистым рылом; наглец; молчи, щенок – в значении мальчишка).
6. Напишите два крылатых выражения из басни И. А. Крылова «Волк и Ягненок».
«У сильного всегда бессильный виноват», «Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!», «Ах, чем я виноват?», «Молчи, устал я слушать», «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
7. Какой смысл вложил И. А. Крылов в мораль басни «Квартет»?
Результата не будет и не может быть, если собрались не просто неумейки, а самонадеянные невежды, явно взявшиеся не за свое дело.
8. Какие человеческие пороки осуждает И. А. Крылов в басне «Свинья под дубом»?
К Свинье обратился Дуб, обвинив ее в неблагодарности. В басне высмеиваются невежество, грубость и неблагодарность Свиньи, которая не видит ничего дальше своего рыла. В конце басни автор сравнивает Свинью с невеждами, которые ругают все новое, прогрессивное, не понимая, что достижения науки направлены на то, чтобы облегчать жизнь им же. Невежество — недостаток знаний, необразованность, отсталость. Невежда — тёмный, необразованный человек.
9. Докажите, что басня – это эпическое произведение.
В басне, как и во всех эпических произведениях, рассказывается о событиях и поступках героев. По типу речи это всегда повествование. Басня состоит из вступления, описания событий и морали. В баснях мало описаний и много действия.
10. Зависит ли от времени написания мораль басни? О чём это говорит?
Нет, не зависит. Басня жива, потому что живы характеры и обстоятельства, которые она отображает. Басня актуальна, потому что человеческая натура остается почти неизменной, ей свойственны те же слабости, недостатки, пороки, что и много веков назад.
«Басня как эпический жанр. Басни И. А. Крылова»:
тематическая проверка знаний и умений
1. Басня – это:
а) короткое смешное стихотворение;
б) небольшое стихотворное произведение нравоучительного характера;
в) сказка в стихах;
г) короткий рассказ о животных, говорящих и действующих по-человече- ски.
2. Что такое мораль в басне:
а) особое начало басни, похожее на зачин в сказке;
б) поучительный вывод;
в) заключительные строки в басне;
г) характеристика персонажей басни.
3. Назовите знаменитого древнегреческого создателя басен, имя которого дошло до нас.
4. Назовите пять известных вам басен И. А. Крылова.
5. Как ведёт себя в споре с Ягнёнком Волк? Докажите с помощью текста.
6. Напишите два крылатых выражения из басни И. А. Крылова «Волк и Ягненок».
7. Какой смысл вложил И. А. Крылов в мораль басни «Квартет»?
8. Какие человеческие пороки осуждает И. А. Крылов в басне «Свинья под дубом»?
9. Докажите, что басня – это эпическое произведение.
10. Зависит ли от времени написания мораль басни? О чём это говорит?
Иван Крылов Басни на русском Книжное веселье Иллюстрированный русский
Нажмите, чтобы увеличить
Редкая находка
Цена: 22,59 сингапурского доллара
Изначальная цена: 25,10 сингапурских долларов (скидка 10%)
Загрузка
Доступен только 1
Включены местные налоги (где применимо)
Звездный продавец
Звездные продавцы имеют выдающийся послужной список в обеспечении отличного обслуживания клиентов – они постоянно получали 5-звездочные отзывы, вовремя отправляли заказы и быстро отвечали на любые полученные сообщения.
| 7601 продаж |
5 из 5 звездВы можете сделать предложение только при покупке одного предмета.
Продавец звезд. Этот продавец стабильно получал 5-звездочные отзывы, вовремя отправлял заказы и быстро отвечал на все полученные сообщения.
Доступна подарочная упаковка.
Смотрите подробности
Подарочная упаковка OneEraLate
ТОЛЬКО для ЧАСОВ: красная или черная бархатная коробка для срочной доставки и прочная бумажная коробка с золотистой бумажной упаковкой и атласным ремешком для обычной доставки
Исследуйте похожие запросы
коллекционная книга
Исследуйте другие похожие поисковые запросы
Внесен в список 06 февраля 2023 г.
63 избранных
Сообщить об этом элементе в Etsy
Выберите причину… С моим заказом возникла проблемаОн использует мою интеллектуальную собственность без разрешенияЯ не думаю, что это соответствует политике EtsyВыберите причину…
Первое, что вы должны сделать, это связаться с продавцом напрямую.
Если вы уже это сделали, ваш товар не прибыл или не соответствует описанию, вы можете сообщить об этом Etsy, открыв кейс.
Сообщить о проблеме с заказом
Мы очень серьезно относимся к вопросам интеллектуальной собственности, но многие из этих проблем могут быть решены непосредственно заинтересованными сторонами. Мы рекомендуем связаться с продавцом напрямую, чтобы уважительно поделиться своими проблемами.
Если вы хотите подать заявление о нарушении прав, вам необходимо выполнить процедуру, описанную в нашей Политике в отношении авторских прав и интеллектуальной собственности.
Посмотрите, как мы определяем ручную работу, винтаж и расходные материалы
Посмотреть список запрещенных предметов и материалов
Ознакомьтесь с нашей политикой в отношении контента для взрослых
Товар на продажу…не ручная работа
не винтаж (20+ лет)
не принадлежности для рукоделия
запрещено или с использованием запрещенных материалов
неправильно помечен как содержимое для взрослых
Пожалуйста, выберите причину
Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила. Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила.
Читать книгу Ивана Андреевича Крылова Крылов и его басни онлайн бесплатно (страница 5 из 12)
В связи с обнаружением несостоятельности он обновил старые указы
Петра Великого и Екатерины II. Первый, опубликованный
в 1714 г., постановляет, что все лица, уличенные в вымогательстве денег
и получении взяток, должны быть подвергнуты суровым телесным наказаниям,
должны быть конфискованы все их имущество и должны быть «обращены как негодяи,
и исключены из списка». честных людей». Второй,
от даты 1763 года предписывает, чтобы они были «не только
изгнаны из рядов честных людей, но исключены
из всего рода человеческого». Но, несмотря на все эти
энергичные декларации, запрещенные практики оставались неконтролируемыми; и до конца царствования Александра каждый год
МЕДВЕДЬ СРЕДИ ПЧЕЛОВ. 53
был издан новый указ по этому вопросу. В 1816 г., особенно в 1816 г. , была предпринята энергичная попытка провести реформу и перестроить страну.Сценарий 0103 был адресован министру юстиции, предложив ему
увидеть, что суды должны быть предоставлены средства
поддержания справедливости, а не подтверждения неправильности; и чтобы помощь оказывалась слабым и нуждающимся в их
воззваниях против угнетения. Но слишком часто случалось так, что, когда
какой-нибудь великий человек уличался в грабеже бедняков, единственным наказанием, которому он подвергался, было
наказание его высылали в его поместья, где он наслаждался, подобно Медведю, плодами своего
0103 подлость, и подождал, пока временный дурной ветер
не унесет.]
ЛОШАДЬ И СОБАКА.
СОБАКА и Лошадь, которые служили одному крестьянину,
начали обсуждать заслуги друг друга, однажды. «Дорогой сосед, я сыт по горло».0016
«Ничего, только тарелку. Поверьте, суп
варится на славу.»
«Но я уже выпил три тарелки.»
«Ну, какое это имеет значение? Если тебе это нравится и
тебе идет на пользу, то почему бы не съесть все это? Что это за суп! Как
он наваристый! Он будто янтарем посыпан.
Вот лещ, вот стерлядь. Возьми еще немного,
милый, добрый друг. Еще ложечку я Жена, приди и
угости его.
Так Демиан угощает своего соседа Фоку, не давая
ему ни минуты передышки. Фока чувствует, как влага стекает по его лбу; тем не менее он берет еще одну тарелку,
атакует ее со всей оставшейся силой, и каким-то образом
умудряется проглотить ее целиком.
» Вот такие друзья мне нравятся ! — восклицает Демьян.0016
Но, услышав это, наш бедный Фока, как ни любил
уху, схватившись за шапку и пояс, убегает домой
36 КРИЛОВ И ЕГО БАСНКИ.
не оглядываясь. И с того дня и по сей день
он не переступал порог Демьяна.
[Однажды в доме поэта
Державина состоялось собрание членов «Общества любителей русской словесности
«. Крылов обещал прийти и прочесть
одну из своих новых и еще не опубликованных басен; но он
появился очень поздно. Когда он прибыл, кто-то
читал чрезвычайно длинное стихотворение, которое продолжалось и
до тех пор, пока аудитория не утомилась окончательно. Наконец, однако,
подошло к концу. Затем Крылова попросили прочитать его стихотворение;
, поэтому он сунул руку в карман, достал листок бумаги
и прочитал «Рыбный суп Демиана». Легко себе представить, как
глубоко оценила его
публика, только что
претерпевшая пытки от литературного Демьяна —
один из тех авторов, которые, когда они однажды добились слушания по делу
, никогда не знают, когда пора остановиться.]
/ I
ВОЛКИ И ОВЦЫ.
Овцы не могли жить спокойно из-за
Волков, и зло возросло до такой степени, что в
наконец повелителям зверей пришлось предпринять энергичные шаги навстречу
вмешательству и спасению жертв. С этой целью был созван совет
. Правда, большинство его членов 9Об волках не говорят плохо.
Известны Волки, и то часто (такие случаи
никогда не забываются), которые проходили мимо стаи
вполне мирно — когда совсем наелись. Так почему же номер
не должен занимать места в совете Волков? Хотя
было необходимо защищать Овец, все же не было причин для
полного подавления Волков.
AV Итак, встреча состоялась в густом лесу. Думали, думали, рассуждали и, наконец, составили указ.
Вот оно, слово в слово: — «Как только Волк
потревожит стадо и начнет беспокоить
Овцу, тогда Овце будет позволено, без уважения
к лицам, схватить ее. за шкирку отнести
в ближайшую чащу или лес и там доставить
в суд».
Этот закон — все, что только можно пожелать. Только я
заметил, вплоть до настоящего времени, что хотя Волки
58 КРИЛОВ И ЕГО БАСНКИ.
нельзя оставлять безнаказанно, но во всех делах
, будь то истцом или ответчиком Овца, Волк
всегда уверен, несмотря на все сопротивление, увести
Овцу в лес.
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ТЕНЬ.
ТАМ был некий оригинал, который, должно быть, нуждался в желании
поймать свою собственную Тень. Он делает шаг или два к ней, но она удаляется перед ним. Он ускоряет свой темп 90 103; он делает то же самое. Наконец он начинает бегать; но
чем быстрее он идет, тем быстрее бежит и Тень,
категорически отказываясь сдаваться, как если бы это было сокровище
. Летучая мышь видит! наш эксцентричный друг вдруг поворачивается
и уходит от него. И вот он смотрит
назад; Теперь Тень бежит за ним.
Прекрасные дамы, я часто замечал, как вы думаете,
? — нет, нет; Уверяю вас, что я не буду говорить о
оо КРИЛОВЕ И ЕГО БАСНЯХ,
вас, что Фортуна относится к нам подобным образом. Один мужчина
изо всех сил пытается завладеть богиней, но теряет только
свое время и свои проблемы. Другой, по всей видимости,
бежит из ее поля зрения; но нет: она сама находит удовольствие в том, что преследует его.
ВОЛК И ЕГО ДЕТЕНЬК.
ВОЛК, который начал приучать своего
детеныша к
пропитанию профессией отца, послал его однажды
дня рыскать по опушкам леса. В то же
раз он приказал ему обратить все внимание на то, чтобы3 было бы невозможно, даже ценой небольшого греха,
для них обоих приготовить завтрак или обед на
счет того или иного пастуха. Ученик возвращает
домой и говорит —
«Пошли, скорей! Наш обед ждет нас: ничего
не может быть безопаснее. У подножия вон того холма пасутся
овцы, одна толще другой.
только для того, чтобы выбрать, что унести и съесть; а стадо
так велико, что трудно было бы пересчитать его еще раз»
«Подождите, — говорит Волк. — Прежде всего я должен знать
, что за человек пастырь этого стада.
» Говорят, что он хороший — старательный и
умный. Но я обошел стаю со всех сторон и
осмотрел собак: они совсем не толстые и кажутся
бездуховными и ленивыми. привлеки меня к стаду. Ибо, несомненно, если стадо
62 КРИЛОВ И ЕГО БАНИ.
хороший, он не будет держать при себе плохих собак. Там можно очень скоро попасть в беду. Но пойдемте со мной: я возьму
вас в стадо, где нам будет меньше опасности потерять
шкуры. Правда, за этим стадом наблюдает очень много собак; но пастух сам глупец. А где
пастух дурак, там и собаки мало чего стоят.»
РЫБЫ ТАНЦЫ.
ИМЕЯ в своих владениях не только леса, но и воды,
Лев созвал зверей на совет, чтобы
решить, кто должен быть назначен правителем Рыбы.
Они проголосовали в обычном порядке, и
была выбрана Лиса. Ну, Лис сел на место губернатора и заметно порхнул. У него был Мужик как друг, родственник и сплетник,
, и они оба имели обыкновение класть головы вместе. Fox
вел дела и выносил судебные решения на берегу
; а тем временем его сплетни устремились вслед за Рыбой, и,
как верный товарищ, поделился со своим другом пойманным.
Но у мошенников не всегда получается. Лев как-то
64 КРИЛОФ И ЕГО. БАСНЯ.
заподозрил неладное из-за дошедших до него слухов о том, что весы были
фальсифицированы в его судах; так, найдя свободное время, он решил исследовать состояние своих владений.
Выйдя на берег, он обнаружил, что добрый сплетник
наловил рыбы и разжег костер у реки-
, намереваясь полакомиться ими со своим товарищем.
Бедные рыбки подпрыгивали в воздух, спасаясь от
зноя, каждая в меру своих сил: каждая, видя свой
конец близкой рукой, бросалась из стороны в сторону, глазея на Мужика.
«Кто ты и что ты делаешь?» сердито спросил
Лев.
«Великий король!» — отвечает главный мошенник — у Лисы всегда
есть уловка в запасе — «великий король!» это мой главный
секретарь, уважаемый всей нацией за свою честность;
а это карпы, все обитатели водоемов. Мы собрали всех
, чтобы поздравить тебя, наш добрый король, с твоим
прибытием. »
«Ну, как здесь вершится правосудие? Ваш округ
доволен? «
» Великий король! здесь они не просто живут; они в
Парадайз. Если бы только продлилась твоя царская жизнь!» (Все
на этот раз рыбы прыгали в кастрюле.)
«Но скажи мне, — сказал Лев, — почему они бросают их-
себя таким образом переворачивает с ног на голову? »
«О мудрый лев, — ответил Лис, — они пляшут от
радости видеть тебя». музыка для его
ТАНЦУЮЩАЯ РЫБА. 65
предметы, под которые можно было танцевать, заставила секретаря и губернатора
петь под его когтями.0016
«О мудрый лев, — ответил Лис, — они пляшут от
радости видеть тебя». Тогда Лев, ласково похлопав старосту
по груди, продолжил свой путь.
Но цензор возразил, что это казалось отражением
императора Александра, который тогда — это было в
году 1824 — совершал то, что ему суждено было стать последним,
путешествием по России. он изменил басню и добавил
строки, которыми он теперь завершается.
Существует предание, что во время одного из своих путешествий по
недрам император Александр I ночевал в том или ином
городе в доме губернатора. На следующее утро,
как раз когда он собирался продолжить свой путь, он случайно
выглянул в окно и увидел большую
толпу, собравшуюся перед домом. Губернатор на вопрос
о причине этого, ответил, что это была депутация
0103 жителей, пожелавших поблагодарить Императора за
счастливых жизни, которые они прожили. Так как Император торопился убрать
, он отказался принять депутацию и уехал.
Потом выяснилось, что люди пришли к
жаловаться на своего правителя, который их ужасно притеснял.]
ЩУКА.
В отношении Щуки подана апелляция к правосудию на том основании, что
она сделала пруд непригодным для жизни.
Целая воза доказательств была предложена в качестве доказательства; и
виновник, как и подобало, был доставлен в суд в
большом корыте. Неподалеку собрались судьи, поставив
пастись на соседнем поле. Их имена
до сих пор сохранились в архивах. Там было два осла,
пара старых лошадей и две или три козы. Фокс
также был добавлен к их числу в качестве оценщика, чтобы бизнес
мог вестись под компетентным надзором.
Теперь в популярном отчете говорится, что Щука раньше поставляла 9как не помочь ему. Вынесен приговор
, приговаривающий Щуку к позорному наказанию —
. Чтобы напугать других, его нужно было повесить на дереве
.
«Уважаемые судьи», так заговорила Лиса,
«повешение — это пустяк. Я хотел бы приговорить
виновного к такому наказанию, какого здесь
еще не видели среди нас. Для того, чтобы негодяи может впредь жить в страхе,
и подвергаться страшному риску, я бы утопил его в реке».
«Отлично!» кричат судьи и единогласно принимают
предложение.
Вот и Щуку бросили — в реку.
ГУСИ.
КРЕСТЬЯНИН с длинной палкой в руке гонял
гусей в город, где их должны были продать;
и, по правде говоря, не слишком вежливо с ними обращался. В
надежде заключить хорошую сделку, он спешил дальше, чтобы
не потерять базарный день (а когда дело касается выгоды,
гуси и люди одинаково склонны страдать). Я не виню
крестьянин ; но гуси говорили о нем в другом
духе и, встречая прохожих, ругали его
им в таких выражениях, как:
«Можно ли найти каких-нибудь гусей более несчастных, чем
мы?
I — 2
68 КРИЛОВ И ЕГО БАСНКИ. что мы благородные потомки тех гусей, которым 9Да ведь наши предки «
» Я это знаю — я про это все читал; но я хочу
знать это — к чему вы были сами? «
» Да ведь наши предки спасли Рим! «
» Совершенно верно: но что вы сделали? »
«Мы? Ничего.»
«Тогда какая в тебе заслуга? Пусть ваши предки
упокоятся с миром — они справедливо получили почетную награду; но
вы, друзья мои, только на жару годны!
Нетрудно было бы сделать эту басню еще более понятной;
но я боюсь рассердить Гусей.
ЛЕВ И ПАНТЕРА.
ОДНАЖДЫ, в давние времена, Лев поддерживал
очень долгое состязание с Пантлье по поводу определенных
спорных лесов, долин и пещер. Обращаться в суд о
своих правах — это было не в соответствии с их характерами; ибо в вопросах, касающихся права, сильные часто бывают слепы. Для таких дел у них есть свое правило, — «Кто
побеждает, тот и прав». Но, наконец, чтобы они не могли вечно
ссоры, с когтями, которые становятся все более тупыми, наши герои
решили передать свой спор в суд. Их намерение
состояло в том, чтобы положить конец их драке, уладить все военные действия,
а затем, как это принято, заключить мир, который должен
длиться непрерывно — до следующей ссоры.
«Давайте выберем себе секретаря сразу, — предлагает
Пантера Льву, — и решим, как посоветуют два секретаря. Я, например, выберу Кота.0103 не очень красивый зверек; но тогда его содержание ясно. Но вы, со своей стороны, назначите
осла, потому что он принадлежит к выдающемуся ордену в штате;
и, по правде говоря, у вас будет в нем очень завидный
зверь. Доверься мне в этом как другу. Весь ваш двор и совет
вместе взятые едва ли стоят своих копыт. Примем
любые договоренности, которые он и мой Кот могут сделать».схема 0103 без оппозиции; только он выбрал Лиса вместо
Осла, чтобы представлять его в обсуждении, сказав после этого самому
: «Воистину, мало пользы можно получить от того
, которого рекомендует враг».
РАСЧЕТКА.
ЛЮБЯЩАЯ мама купила хорошую крепкую расческу, чтобы
содержать волосы своего мальчика в порядке. Ребенок никогда не выпускал из рук свой новый подарок
. Играя или изучая
свой алфавит, он всегда любовно пропускал расческу через
вьющиеся локоны развевающихся золотых волос, мягких, как тонкий лен.
А какой это был гребень! Оно не только не вырвало ему
волос, но даже ни разу не зацепилось за них; так гладко и легко
скользнуло сквозь его замки. В глазах ребенка это была бесценная расческа
. Но, наконец, однажды, 90 103, случилось так, что расческа затерялась. Наш мальчик пошел играть и
72 КРИЛОВ И ЕГО БАСНКИ.
возился, пока его волосы не запутались.
Едва няня его коснулась, как он завыл,
«Где моя расческа?»
Наконец она нашлась; но когда
попытались провести его сквозь его кудри, то оно не могло двигаться ни назад, ни вперед:
оно только и вырывало ему волосы с корнем, что
вызывало у него слезы на глазах.
«Какой ты злой, плохой Гребень!» — кричит мальчик.
Но Гребень отвечает:
«Дорогой мой, я такой, каким всегда был, только у твоих волос
запутались.»
Тогда наш юный друг, поддавшись ярости и досаде,
швырнул свой гребень в реку. И теперь наяды
расчесывают им волосы.
В свое время я часто видел мужчин
вести себя так же по отношению к правде.Пока у нас чистая совесть,
истина нам приятна, мы чтим ее свято, мы слушаем ее и
повинуемся ей; но как только человек начал насиловать свою совесть, истина становится чужда его ушам. 0103 каждый похож на мальчика, который не любил расчесывать свои
волосы после того, как они спутались.
АВТОР И Грабитель.
В сумрачном царстве суадоввс два грешника предстали
перед судьями для вынесения приговора в одно и то же время.
Один был Разбойник, собиравший дань на шоссе
и дошедший, наконец, до виселицы; другой
автор, овеянный славой, который влил в свои произведения тонкий яд
, пропагандировал атеизм и проповедовал
безнравственность, будучи, как и Сирена, сладкоголосой и, как и
Сирена, опасной. В Аиде судебные церемонии кратки;
бесполезных слоёв не бывает. Приговор был вынесен немедленно. Два огромных железных котла были подвешены в воздухе на двух огромных железных цепях; в каждом из них помещался один из
грешников. Под Разбойником была навалена большая куча
дров, а потом одна из Фурий сама подожгла
ее, разжигая такое страшное пламя, что сам камень в
0103 крыша адских залов начала трескаться. Приговор
Автору не показался суровым. Под ним сначала едва тлел
огонек; но чем дольше он горел, тем больше становился
.
Прошли века, но огонь
не погас. Под Разбойником пламя давно погасло; под Автором с каждым часом становится все хуже и
хуже. Видя, что нет облегчения его мучениям.
74 КРИЛОВ И ЕГО БАНИ.
писатель наконец восклицает среди них, что среди богов нет справедливости
; что он наполнил мир своей славой;
и что, если он писал слишком вольно,
он был за это слишком сильно наказан; и что он не думал, что
согрешил больше, чем Разбойник. Тогда перед ним, во всех своих
украшениях, со змеями, шипящими в волосах, и с
кровавыми бичами в руках, предстала одна из трех Адских
Сестры.
«Негодяй!» — восклицает она. — Ты упрекаешь Провидение?
Ты сравниваешь себя с этим разбойником? Его преступление
ничто по сравнению с твоим. Только пока он жил
, его жестокость и беззаконие причиняли ему вред. Но ты
— кости твои давно обратились в прах, а солнце
никогда не восходит, не вынося на свет новых зол,
причиной которых ты являешься. Яд твоих писаний не только не
ослабляет, но, распространяясь за границу, становится все пагубнее, чем
.Проходит 0103 года. Взгляни туда!», и на мгновение она позволяет ему взглянуть на мир; «узрите преступления, бедствия,
причиной которых вы являетесь. Посмотрите на тех детей, которые
навлекли позор на свои семьи, которые довели
своих родителей до отчаяния. Кем были испорчены их головы и
сердца? По тебе. Кто стремился разорвать
узы общества, высмеивая, как детские глупости, все идеи
святости брака и права власти и закона,
и возложение на них ответственности за все несчастья человечества?
Ты мужчина! Не удостоил ли ты неверия
именем просветления? Разве ты не относил порок и страсть к самому очаровательному и манящему свету? И
АВТОР И ГРАБИТЕЛЬ. 75
теперь смотри! — целая страна, извращенная твоим учением, полна
убийств и грабежей, раздоров и мятежей и
ведётся тобою вперёд к гибели. За каждую каплю 9 этой страны0103 слезы и кровь ты виноват. И теперь осмеливаешься ли ты
обрушивать свои богохульства на богов? Сколько зла
твои книги еще принесут миру? Продолжай же
страдать; ибо здесь мера твоего наказания будет
по заслугам твоим». Так говорила разгневанная Ярость, и
захлопнула крышку котла.
написал эту несколько жестокую обличительную речь.0103 «Мы предпочитаем верить, — говорит французский переводчик Крылова,
в примечании к этому отрывку, — что, несмотря на свои заблуждения,
апостол всеобщей терпимости, ярый сторонник столь
многих полезных и гуманных реформы, ревностный
защитник стольких невинных людей, найдет в своем реальном
Судье меньшую суровость, чем здесь, в Миносе из басни». ее любимые оленята и
с еще полным молоком выменем нашла двух молодых
волчат, заброшенных в лесу, и немедленно начала
выполнять священный долг матери по отношению к ним, кормя их
своим молоком. Дервиш, населявший тот же лес,
пораженный ее поступком, воскликнул:
«Неблагоразумное ты создание! Какому животному
ты отдаешь свое молоко? На что ты
тратишь свое молоко?» неужели ты можешь ожидать
благодарность от таких как они ? Или ты не знаешь
их злую природу? Когда-нибудь, может быть, они будут пить твою кровь. Только как мать
я хочу чувствовать себя сейчас; и мое молоко было бы мне в
тягость, если бы я не кормила этих малышей».0103 компенсация. Для действительно благодетельных их изобилие было бы
тягостно, если бы они не могли поделиться им с теми, кто
нуждается.
СОБАКА ДРУЖБА.
ПОД кухонным окном лежали Барбос и Полкан, греясь на солнышке. В них
было бы уместнее охранять дом у ворот перед
двором. Но они наелись досыта,
и, кроме того, вежливые собаки ни на кого не лают днем- 901:03 время. Так они предавались дискуссии о всяких
вещах — о своей собачьей службе, о добре и зле,
и, наконец, о дружбе.
«Что, — говорит Полкан, — может быть приятнее, чем жить сердцем
сердцем с другом? — во всем предлагать взаимное обслуживание;
не спать и не есть без друга, а защищать его
78 КРИЛОФ И ЕГО БАСНИ
тело изо всех сил , наконец, чтобы друзья смотрели в один
чужие глаза, и каждый думает, что это только счастливый час
, когда он может порадовать или развлечь своего друга, и вложить
все свое счастье в удачу своего друга! Предположим, например,
, что мы с вами подружимся.
Осмелюсь сказать, что мы не можем сказать, как быстро
летит время.»
» Это правда. Так и быть, — отвечает Барбос. — Давно мне было
грустно, любезный Полкан, что мы, собаки
одного двора, не можем провести ни дня без боязни.0103 реллинг: а зачем это? Благодаря нашему хозяину нас
не держат взаперти и не кормят скудно. Кроме того, это действительно
скандально. С древнейших времен собака была типом дружбы;
«Давайте проявим пример этого в наше время», — говорит Полкан.