Азербайджан – СНГ — Azerbaijan.az
АЗЕРБАЙДЖАН
АЗЕРБАЙДЖАН – СНГ
Содружество Независимых Государств (СНГ) было создано на основе «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», подписанного 8 декабря 1991 года в Минске. 24 сентября 1993 года на заседании Совета глав государств СНГ было принято решение о вступлении Азербайджанской Республики в СНГ.
В рамках СНГ в основном действуют 9 направлений сотрудничества, и главной целью организации является развитие многостороннего сотрудничества в экономической, военно-политической и гуманитарной сферах.
В настоящее время в СНГ действует более 90 органов, в том числе 8 уставных органов, 69 органов отраслевого сотрудничества и 15 других органов.
Азербайджанская Республика заинтересована в сохранении отношений сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ), развитии на двусторонней основе отношений со странами СНГ в экономической, политической, правовой и гуманитарной сферах.
Решение Совета глав государств о Концепции дальнейшего развития СНГ от 5 октября 2007 года было подписано нашей страной с особым мнением, в котором нашли отражение основные принципы деятельности Азербайджанской Республики в рамках СНГ.
Хотя соглашение о зоне свободной торговли СНГ было подписано на заседании Совета глав государств СНГ в Санкт-Петербурге 18 октября 2011 года, Азербайджан не подписал данное соглашение.
15 октября 2015 года Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев принял участие и выступил на заседании Совета глав государств Содружества Независимых Государств. В своем выступлении он подчеркнул значимость Азербайджана как части коридоров Север-Юг и Восток-Запад и пригласил другие страны СНГ присоединиться к проектам
Несмотря на то, что ожидания от СНГ не оправдались в полной мере, Азербайджан по-прежнему считает целесообразным продолжение своей деятельности в рамках СНГ. Хотя вступление Азербайджана в эту организацию не привело к достижению всех целей, оно имело важное значение с точки зрения предотвращения определенных планов Армении.
Потому что СНГ не могло принять ни одного серьезного документа без согласия Азербайджана. Азербайджан смог наложить вето на многие документы СНГ с учетом армянского фактора. Демонстрация независимой позиции нашей страны, особенно по созданию системы безопасности, позволяет нам обуздать предвзятые политические намерения армян. Азербайджан предотвратил интеграцию стран в рамках СНГ, которая могла бы предотвратить их независимость.В настоящее время в СНГ действует более 90 органов, в том числе 8 уставных органов, 69 органов отраслевого сотрудничества и 15 других органов. Уставные органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Экономический Совет, Совет министров обороны, Совет командующих Пограничными войсками, Межпарламентскую Ассамблею, Экономический Суд. Среди вышеперечисленного Азербайджан представлен в Совете глав государств, Совете глав правительств, Совете министров иностранных де, Межпарламентской Ассамблеи, Совете министров обороны, Совете командующих Пограничными войсками.
Страны СНГ играют важную роль во внешней торговле Азербайджана. Велика роль безвизового режима и применения льготных таможенных тарифов между Азербайджаном и странами СНГ. Раньше основными торговыми партнерами Азербайджана были страны СНГ, но сейчас это соотношение изменилось в пользу Евросоюза. Среди стран СНГ Азербайджан имеет большой торговый оборот с Российской Федерацией.
Значимость СНГ для Азербайджана велика, но она не жизненно важна. Азербайджан способен сохранять свои приоритеты в рамках этой организации, избегает процессов, которые могли бы ограничить его независимость, а в определенных моментах протестует против процессов, демонстрируя конкретную позицию. СНГ является площадкой для Азербайджана с целью обсуждения и устранения результатов оккупантской политики Армении. СНГ играет важную роль в многовекторной и сбалансированной внешней политике Азербайджана.
Азербайджан предпочитает продолжать сотрудничество со странами СНГ на двусторонней основе, но в то же время заинтересован в сохранении СНГ в качестве площадки для диалога между государствами-членами. Как видно, в настоящее время Азербайджан характеризует СНГ не как особую модель интеграции, а как «площадку для диалога». Неслучайно Азербайджан старался максимально остаться в стороне от последних интеграционных (военно-безопасных, экономических и т.д.) процессов в рамках СНГ.
Государства-члены СНГ начали отдаляться от Содружества
АЛМАТЫ — Содружество Независимых Государств (СНГ) оказалось нефункционирующей организацией, неспособной разрешать политические споры между своими членами, считают наблюдатели..
Россия, Беларусь и Украина создавали СНГ в декабре 1991 года.
В настоящее время в него входят Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Туркменистан является ассоциированным членом.
Грузия вышла из СНГ в 2009 году, а Украина прекратила участие в 2018 году.
У обеих стран есть причины сторониться блоков во главе с путинской Россией, которая в 2008 году вторглась в Грузию, а в 2014 году — в Украину.
«Изначально СНГ задумывался как новый союз, конфедеративное объединение. Но потом страны СНГ разбежались по разным комнатам», — сказал директора Украинского института политики Руслан Бортник из Киева.
«Многие страны прекратили сотрудничество с организацией. Одним из ключевых факторов этого стало [низкое] качество российского руководства 1990-х годов», — заявил он в интервью РИА «Новости», опубликованном 8 декабря.
«Все увидели, что СНГ оказалось нефункционирующей организацией. Правовая база кое-где функционирует. Но политические проблемы на постсоветском пространстве СНГ оказалось не способно решать», — сказал Бортник.
«Все это привело к закату организации в целом и выходу Украины в частности», — добавил он.
Снижение лояльности к России
По словам политического обозревателя Газиза Абишева из Нур-Султана, СНГ функционировало как транзитная организация, когда страны переходили от слабого Советского Союза к статусу полноценных независимых государств.
Сейчас президенты встречаются в рамках СНГ, но уровень конфликтов внутри Содружества слишком высок, говорит он.
«Украина отошла, потому что стремится в НАТО и ЕС. У нее нет отношений с главной страной СНГ — Россией», — сказал Абишев.
«Такая же позиция у Грузии. Азербайджан тяготеет к Турции… Туркменистан в состоянии тотального нейтралитета».
«Большая часть остальных страны СНГ объединены другими организациями — ЕАЭС [Евразийский экономический союз], ОДКБ [Организация Договора о коллективной безопасности]», — добавил Абишев, имея в виду другие блоки, возглавляемые Россией.
По его словам, СНГ — всего лишь вывеска; организация продолжит двигаться к своему закату, если не возникнет новый импульс.
Например, лояльное к России поколение не появится на Украине, в Грузии или Азербайджане, считает обозреватель.
«Наш [первый казахстанский] президент Нурсултан Назарбаев выдвигал ряд инициатив в рамках СНГ, но [тогдашний президент России Борис] Ельцин был к этому холоден. Казахстан даже был выдавлен из рублевой зоны России», — сказал Абишев.
«Интеграционные взгляды Россия, которая считала, что окружающие ее страны — просто задворки и никуда не денутся, послужили ослаблению СНГ», — добавил он.
Вялотекущее существование
По прогнозам Мадияра Кенжебулата, ведущего научного сотрудника Центра макроэкономических исследований и прогнозирования из Нур-Султана, развала СНГ в ближайшем будущем не будет, но оно останется в нынешнем вялотекущем состоянии.
По его словам, наибольший вес в Содружестве принадлежит России, и у нее там есть зона повышенного интереса, поэтому для Москвы важно сохранить это объединение, тем самым продолжая влиять на государства-члены.
Также необходимо понимать, что у других государств СНГ есть свои интересы в принадлежности к объединению, сказал Кенжебулат, добавив, что уровень интеграции в СНГ у каждого государства разный.
Во-первых, есть небольшие страны, которые в долгосрочной перспективе не смогут устойчиво развиваться без интеграции с более сильными соседями.
«Перед странами Центральной Азии постоянно стоит выбор — быть с Россией или с Китаем, который в результате планомерной экспансии, без войны через несколько десятилетий может просто их “съесть”», — отметил Кенжебулат.
В Казахстане проживает всего 19 миллионов человек, и их покупательная способность невелика. Соответственно, вступление в различные экономические объединения расширяет рынки сбыта продукции страны, продолжил он. На это руководство страны и делало ставку, когда принимало решение вступить в ЕАЭС.
«Но… по разным объективным и субъективным причинам мы пока не смогли воспользоваться предполагаемыми преимуществами. Внутри ЕАЭС тарифные барьеры в виде таможенных пошлин убрали, но зато Россия часто пользуется нетарифными барьерами… РФ все больше и больше продает своих товаров на нашем рынке», — сказал Кенжебулат.
Во-вторых, страны СНГ убедились, что Россия всеми силами будет противостоять тому, чтобы бывшие советские республики вышли из-под ее влияния.
«Пример Украины и Грузии показал, что придется столкнуться с политическими, экономическими и военными мерами со стороны России», — добавил Кенжебулат.
Азербайджан — СНГ — Azerbaijan.az
АЗЕРБАЙДЖАН
АЗЕРБАЙДЖАН — СНГ
Содружество Независимых Государств (СНГ) образовано на основе «Договора о создании Содружества Независимых Государств», подписанного в Минске 8 декабря 1991 г. 24 сентября 1993 г. на заседании Совета СНГ глав государств принято решение о присоединении Азербайджанской Республики к СНГ.
В рамках СНГ действует 9 направлений сотрудничества, основной целью организации является развитие многостороннего сотрудничества в экономической, военно-политической и гуманитарной сферах.
В настоящее время в СНГ действуют 8 уставов, 69 органов отраслевого сотрудничества и 15 других органов, всего более 90 органов.
Азербайджанская Республика выступает за продолжение двустороннего сотрудничества со странами СНГ. В то же время Азербайджанская Республика заинтересована в продолжении сотрудничества в рамках СНГ по интересующим нашу страну вопросам в политической, экономической и гуманитарной сферах и сохранении этой организации как плоскости диалога между государствами-участниками.
Решение Совета глав государств о концепции перспективного развития СНГ от 5 октября 2007 года было подписано нашей страной с особым мнением, и это особое мнение отразило основные принципы деятельности Азербайджанской Республики. в пределах СНГ.
Соглашение о зоне свободной торговли СНГ было подписано на заседании Совета глав государств СНГ, состоявшемся в Санкт-Петербурге 18 октября 2011 года, но Азербайджан не подписал и этот договор.
В октябре 2015 года Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев принял участие и выступил на заседании Совета глав государств СНГ 16 октября. В своем выступлении он коснулся важной роли, которую Азербайджан играет в коридоров Север-Юг и Восток-Запад и пригласил другие страны СНГ присоединиться к проектам.
Несмотря на то, что ожидания в отношении СНГ не оправдались в полной мере, Азербайджан по-прежнему считает целесообразным продолжение своей деятельности в рамках СНГ. Хотя вступление Азербайджана в эту организацию не привело к достижению всех целей, оно было важным с точки зрения предотвращения определенных планов Армении. СНГ не могло принять никаких серьезных документов без согласия Азербайджана. Азербайджан смог наложить вето на ряд документов СНГ с учетом армянского фактора. В частности, независимая позиция нашей страны в вопросе создания системы безопасности позволяет нам сдерживать предвзятые политические намерения армян. Азербайджан воспрепятствовал интеграции в рамках СНГ, ограничив независимость республик, и вышел из процессов, которые не могли этому помешать.
В настоящее время в СНГ действуют 8 уставов, 69 органов отраслевого сотрудничества и 15 других организаций, всего более 90 организаций. Уставными органами являются Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Экономический суд, Межпарламентская ассамблея, Исполнительный комитет, Совет министров обороны, Совет министров. командиры пограничных войск. Уставными органами, представленными Азербайджаном, являются Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Межпарламентская ассамблея, Совет министров обороны и Исполнительный комитет. В целом Азербайджан участвует только в 30 органах отраслевого сотрудничества СНГ и в 11 других органах.
страны СНГ занимают важное место во внешней торговле Азербайджана. Большое значение в этом имеет использование безвизового режима и льготных таможенных тарифов между Азербайджаном и странами СНГ. Если раньше основными торговыми партнерами Азербайджана были страны СНГ, то сейчас это соотношение изменилось в пользу стран Евросоюза. Российская Федерация имеет самый большой товарооборот с Азербайджаном среди стран СНГ.
Азербайджан относится к СНГ как к важной, но не жизненно важной региональной организации, способен защищать свои приоритеты в рамках этой организации, далек от процессов, способных ограничить независимость, а в некоторых моментах, демонстрируя конкретную позицию, протестует против процессы. СНГ является площадкой для вынесения важнейшего для Азербайджана вопроса в повестку дня агрессивной политики Армении и усилий по ликвидации последствий оккупации. СНГ играет для Азербайджана роль одного из важных направлений многогранной и взвешенной внешней политики.
Азербайджан предпочитает продолжать сотрудничество с республиками СНГ на двусторонней основе, но в то же время заинтересован в сохранении СНГ как площадки для диалога государств-участников. Как видно, Азербайджан в настоящее время характеризует СНГ не как особый интеграционный режим, а как «плоскость диалога». неслучайно Азербайджан, один из последних интеграционных центров в рамках СНГ (военно-безопасный, экономический и т. д.), старался максимально оставаться в стороне от его процессов.
Азербайджан намерен оккупировать еще территории Армении, заявил премьер-министр Пашинян на саммите СНГ • MassisPost
АСТАНА — Выступая сегодня на саммите СНГ в столице Казахстана Астане, премьер-министр Армении Никол Пашинян обсудил правовые основы определения границ между Арменией и Арменией Азербайджан, сообщает пресс-служба Пашиняна.
Пашинян сообщил, что на встрече с президентом Азербайджана в Праге 6 октября с.г. при посредничестве президента Франции и председателя Европейского совета была достигнута договоренность о том, что в процессе делимитации границы Армения и Азербайджан будут руководствоваться основополагающими документами СНГ, в которых говорится, что бывшие административные границы советских республик стали государственными границами между независимыми государствами (возникшими после распада СССР).
Он указал, что это важный фактор с точки зрения сегодняшней повестки дня, «потому что мы также обсуждаем заявку СНГ на получение статуса наблюдателя при ОДКБ».
«Прежде чем принимать решение, я считаю важным решить следующие вопросы. Признает ли ОДКБ государственные границы стран СНГ, установленные в 1991 г. ее основополагающими документами? Это важный вопрос, поскольку речь идет о зоне ответственности ОДКБ и, скажем так, о функциональности самой организации. Если опираться на толкования, согласно которым границ между странами СНГ нет, потому что эти границы не делимитированы, то это означает, что зона ответственности ОДКБ не определена, то есть ее не существует. Это размывает функции ОДКБ», — сказал он.
Пашинян сказал также, что очень важно иметь четкий ответ на другой вопрос: уважают ли государства-участники СНГ границы друг друга, признанные основополагающими документами СНГ 1991 года.
«Однозначный и утвердительный ответ на этот вопрос очень важен для стабильности и безопасности в регионе СНГ. Без четкого прояснения этих вопросов решение о заявке СНГ на статус наблюдателя при ОДКБ считаю преждевременным», — сказал он.
Ниже текст выступления Пашиняна:
Уважаемые коллеги,
Как вы знаете, мы работаем над нормализацией наших отношений с Азербайджаном. Считаю необходимым отметить в этом контексте важность роли СНГ. Важное значение в процессе урегулирования имеет работа комиссий по делимитации и охране границы, формирование которых было согласовано 26 ноября 2021 года в ходе трехсторонней встречи Президентов России, Президентов Азербайджана и Премьер-министров Армении в Сочи.
В результате нашей встречи с Президентом Азербайджана, состоявшейся 6 октября в Праге при посредничестве Президента Франции и Председателя Европейского Совета, достигнута договоренность о том, что в процессе делимитации мы будем опираться на основополагающие документы СНГ, согласно которым бывшие административные границы советских республик стали государственными границами между уже независимыми государствами, в том числе между Арменией и Азербайджаном.
Хочу обратить ваше внимание на то, что вышеизложенное также является важным фактором с точки зрения нашей сегодняшней повестки дня, ведь мы также обсуждаем вопрос подачи заявки СНГ на получение статуса наблюдателя в ОДКБ .
Прежде чем принять решение, считаю важным прояснить следующие вопросы.
Признает ли ОДКБ установленные в 1991 году государственные границы стран СНГ основополагающими документами СНГ? Это важный вопрос, потому что речь идет о зоне ответственности ОДКБ и, скажем так, о функциональности самой организации. Если опираться на комментарии, согласно которым границ между странами СНГ нет, потому что эти границы не делимитированы, значит, зона ответственности ОДКБ не определена, то есть ее не существует. И это размывает функциональность ОДКБ.
Очень важно также дать четкий ответ на следующий вопрос: признают ли государства-участники СНГ границы, установленные между ними в 1991 году на основании основополагающих документов СНГ? Положительный ответ на этот вопрос очень важен для стабильности и безопасности на пространстве СНГ.
Без четкого прояснения данных вопросов считаю преждевременным принимать решение по запросу СНГ о получении статуса наблюдателя в ОДКБ. Эти вопросы приобрели для нас особое значение в связи с недавней военной агрессией Азербайджана против Армении.
13 сентября Азербайджан начал ничем не спровоцированную военную агрессию против Армении. Азербайджанские военные с применением тяжелой артиллерии, ракетных установок и ударных беспилотников обстреляли 36 населенных пунктов и общин суверенной территории Армении, в том числе города Горис, Джермук, Варденис, Капан, поселок Гегамасар. Хочу четко заявить, что это был не пограничный конфликт или столкновение, а прямое, бесспорное нападение на суверенитет и территориальную целостность Армении. Эта агрессия Азербайджана обсуждалась в Совете Безопасности ООН, большинство членов которого осудили незаконные военные действия Азербайджана. Агрессия была осуждена и международным сообществом.
Азербайджанская атака была преднамеренно направлена против гражданского населения и жизненно важных объектов гражданской инфраструктуры. Общее количество временно перемещенных лиц из Гегаркуникской, Вайоцдзорской и Сюникской областей Армении составило более 7600 человек, в основном женщины и старики, а также 1437 детей и 99 инвалидов.
Частично или полностью разрушено около 192 жилых домов, 3 гостиницы, 2 школы, 1 медицинское учреждение. Повреждено 7 объектов электроснабжения, 5 объектов водоснабжения, 3 газопровода, 1 мост. Были атакованы 2 машины скорой помощи и 4 частных автомобиля. Обстрелу подверглось и Кечутское водохранилище.
Число жертв и пропавших без вести в результате агрессии к настоящему времени превысило 210 человек, из них 3 мирных жителя погибли и 2 пропали без вести. Ранения получили 293 военнослужащих и 8 мирных жителей. Число пропавших без вести солдат – 28. Азербайджанская сторона сама распространяла шокирующие видео пыток, изувечивания тел пленных или уже погибших солдат, многочисленных случаев внесудебной расправы и жестокого обращения с армянскими военнопленными, убийств, а также унижающих обращение с телами умерших. Тела армянских женщин-военнослужащих были изуродованы с особой жестокостью, а затем «гордо» сняты на пленку азербайджанскими солдатами. Кадры этих очевидных военных преступлений и преступлений против человечности делятся и хвалят ряд азербайджанских пользователей социальных сетей.
Несомненно, совершение таких неописуемых злодеяний является прямым следствием многолетней политики политического руководства по насаждению ненависти к армянам и вражды в азербайджанском обществе
После этого нападения риторика официального Баку и других азербайджанских источников показывает, что Азербайджан имеет намерения оккупировать больше территорий Армении, что необходимо предотвратить.
Хочу подчеркнуть, что риск новой агрессии со стороны Азербайджана остается очень высоким, особенно учитывая, что Азербайджан продолжает последовательно нарушать режим прекращения огня, пытаясь приписать свои провокационные действия армянской стороне. Еще одним фактором дальнейшей эскалации может стать неадекватная реакция региональных силовых структур на создавшуюся ситуацию, вызвавшую очень острые вопросы в армянском обществе.
Уважаемые коллеги,
С момента подписания трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 года Азербайджан постоянно спекулирует вопросом репатриации военнопленных в целях достижения политических интересов.
В послевоенное время Азербайджан связывал освобождение пленных с предоставлением карт минных полей, хотя обязательство, вытекающее из трехсторонней декларации, заключалось в немедленном обмене абсолютно всех пленных. Армения предоставила Азербайджану все карты минных полей, которые у нее были, но это был жест с нашей стороны. После получения всех карт минных полей Азербайджан заявил, что точность этих карт составляет всего 25%. Армения выразила готовность проверить это заявление с привлечением международных экспертов. С другой стороны, даже если это утверждение верно, Республика Армения передала все свои карты Азербайджану, и у нее не осталось «лучших или более точных» карт.
Сейчас, после получения карт, Азербайджан пытается обусловить возвращение военнопленных, пленных и других задержанных лиц выяснением судьбы лиц, пропавших без вести в результате первой Нагорно-Карабахской войны. Хочу отметить, что после первой и второй арцахских войн с армянской стороны тоже были пропавшие без вести. 777 человек считаются пропавшими без вести после первой войны, а 217 человек считаются пропавшими без вести со второй войны, из них 196 военнослужащих и 21 гражданское население. В ходе наших встреч в начале этого года Армения выразила готовность в полной мере сотрудничать по всему спектру вопроса о пропавших без вести и уже в одностороннем порядке передала несколько карт захоронений и, после 44-дневной войны, останки сотен жертв Первая Нагорно-Карабахская война.
К сожалению, азербайджанская сторона, которая на протяжении 30 лет отвергала предложения о сотрудничестве в сфере разминирования или любой другой гуманитарной деятельности, вспомнила о своих пропавших без вести гражданах или минах только после агрессии против Нагорного Карабаха, после чего заговорил весь цивилизованный мир о военных преступлениях, совершенных азербайджанскими военными, или об армянских военнопленных, незаконно содержащихся в Азербайджане. Не вдаваясь в подробности, один этот факт ясно показывает истинные намерения Азербайджана.
В этом контексте хотел бы подчеркнуть, что до сих пор Азербайджан создает препятствия для вывоза тел погибших в ходе последней агрессии, в то время как тела нескольких наших солдат продолжают оставаться в межпозиционных зоны, расположенные на суверенной территории Армении. Есть договоренность организовать вывоз тел в ближайшие дни. Я надеюсь, что это соглашение будет выполнено.
Уважаемые коллеги,
В условиях разблокирования всех региональных коммуникаций постоянное хождение Азербайджаном «коридорной темы» есть не что иное, как искажение и саботаж реализации трехсторонней декларации от 9 ноября., 2020.
Хочу подчеркнуть, что слово «коридор» нигде и никоим образом не упоминается в статье 9 данного заявления. В заявлении от 9 ноября 2020 года слово коридор употребляется только в связи с Лачинским коридором в контексте обеспечения безопасности Нагорного Карабаха и не имеет никакого отношения к теме разблокирования транспортных сообщений, и мы рассматриваем любые параллели между этими соглашениями носят манипулятивный характер.
Манипуляции с текстом трехстороннего заявления от 9 ноября, 2020 год, к сожалению, стал политикой Азербайджана, и это также отражается в том, что, несмотря на то, что в заявлении четко упоминается о существовании Нагорного Карабаха, Азербайджан утверждает, что Нагорного Карабаха не существует.
Что касается реализации статьи 9 трехсторонней декларации, то этот вопрос полностью разъяснен в очередном трехстороннем заявлении от 11 января 2021 года в Москве. Более того, трехсторонняя рабочая группа под сопредседательством заместителей премьер-министров Азербайджанской Республики, Республики Армения и Российской Федерации приняла решение о том, что транспортные инфраструктуры, подлежащие восстановлению и строительству, должны функционировать под полным суверенитетом стран через территории, которую они проходят.
Официально заявляю, что на этом основании мы готовы как можно скорее открыть дороги. Более того, проект решения правительства РА об открытии трех контрольно-пропускных пунктов для обеспечения транспортного сообщения между западными районами Азербайджана и Нахичеванской Автономной Республикой давно находится в официальном обращении, но сам президент Азербайджана выступает против такого решения. И связано это со стремлением Азербайджана максимально изолировать передвижение людей, товаров и транспорта, что доказывает, что их не интересует логика установления прочного мира в регионе.
Что касается строительства новых транспортных коммуникаций, то мы готовы к этому согласно вышеуказанным принципам, но этому препятствует агрессивная политика Азербайджана и манипулирование текстом трехсторонних деклараций.
Азербайджан пытается создать впечатление, что строительство новых дорог является обязанностью Армении, но в трехстороннем заявлении говорится, что стороны должны прийти к согласию по этому вопросу. И мы готовы к такому соглашению, более того, мы в нем заинтересованы, и единственное, чего мы ждем от Азербайджана в этом вопросе, – это конструктивности.
Я также хочу ответить на некоторые высказывания президента Азербайджана. Что касается майнинга, то он полностью осуществляется на суверенной территории Республики Армения. И это наше право предпринять некоторые меры безопасности для защиты территориальной целостности нашей страны.
Еще хочу сказать, что попытки придать этой ситуации религиозный контекст недопустимы. Мы находимся в очень тесных отношениях со многими мусульманскими странами, и самым ярким доказательством этого является то, что большинство наших союзников по ОДКБ — мусульманские страны. У нас очень тесные отношения с Ираном и многими арабскими государствами, и проблема Нагорного Карабаха никогда не имела религиозной основы.
Меня просто удивляют заявления президента Азербайджана о том, что Армения организовала нападения на посольства Азербайджана в странах Европы и Соединенных Штатах Америки. Это совершенно безосновательные заявления, и я думаю, очевидно, что если бы такие факты были, то Азербайджан давно бы их опубликовал.
В целом хочу сказать, что Армения действительно искренне стремится к миру в регионе. Конечно, это не простой вопрос, это очень глубокий вопрос, но мне кажется, что по результатам нескольких встреч, которые мы провели как при посредничестве Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, так и других международных лидеров, мы пришли к общему пониманию, что мы должны стремиться и предпринимать конкретные шаги для установления мира и стабильности в нашем регионе.