Ахиллес где родился – Ахилл — Википедия

Ахилл — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Ахиллес (значения).
Ахилл
Ἀχιλλεύς

Ахилл. Греческий античный барельеф
Мифология Древнегреческая мифология
Пол мужской
Отец Пелей
Мать Фетида
Супруга Деидамия
Дети Евфорион[d] и Неоптолем
Упоминания Илиада
 Медиафайлы на Викискладе

Ахи́лл, или Ахилле́с — в героических сказаниях древних греков является храбрейшим из героев, предпринявших под предводительством Агамемнона поход против Трои.

Греческий поэт Алкей именует Ахиллеса «владыкой земли скифской»[1].

Имя a-ki-re-u[2] зафиксировано в древнем Кноссе, его носили рядовые люди[3].

Содержание

  • 1 Мифы об Ахилле
    • 1.1 Детство Ахилла
    • 1.2 Воспитание Ахилла и начало войны против Трои
    • 1.3 Ахилл в «Илиаде»
    • 1.4 Смерть Ахилла
    • 1.5 Последующие предания
  • 2 Происхождение образа

ru.wikipedia.org

Ахиллес родился в Тамани. газета Новороссийский Рабочий

Откуда родом знаменитый герой Троянской войны Ахиллес? Ученые не едины в этом вопросе. Инструктор японского фехтования Игорь ГАРШИН считает, что его родиной была станица Тамань.

- Лет восемь назад мне попалась статья болгарского ученого о том, что Ахилл был славянским князем, - рассказывает Гаршин. - Автор ссылался на то, что сами греки называли его "скифом", примерно таким, какого мы и увидели в исполнении Брэда ПИТТА в голливудской «Трое». Официальная наука считает, что Ахиллес вышел из фессалийского города Фтия на северо-востоке Греции. Меня же заинтересовала версия происхождения его из Причерноморья. Но скифов тогда там не было. Думаю, Ахилл – из тех греков, которые жили в Причерноморье еще до их переселения в Грецию через Фракию 4000 лет назад. И лишь потом они стали «заново» заселять землю предков, которую поэтому и называли «Великой Грецией», основывая колонии – возможно, на месте древних своих городов. Неспроста греки отлично знали далекую от них Колхиду – современную Грузию.

В исследовании Игорю помогают серьезные увлечения лингвистикой, отчасти проливающие свет на тайну происхождения и переселения древних народов. У него также есть много солидных книг и новейших исследований о Троянской войне.

- Подтверждение своей версии происхождения Ахиллеса я нашел неожиданно. Мой товарищ-краевед сказал мне про мыс Ахиллеон на Тамани. Побывав в Таманском казачьем музее, я увидел на карте город Мирмекий за Керченским проливом напротив мыса Ахиллеон. Тебе это ничего не напоминает? - Ахиллес ведь командовал мирмидонским войском?

- Именно! Порывшись в книгах, я узнал, что нынешняя Тамань и была городом Ахиллеоном

, переименованным позже в Гермонассу. А до Ахиллеона город назывался Мирмидон или Мирмикон. Арриан пишет в своем «Описании морского берега», что Ахилл происходил из городка Мирмикон, лежащего у Меотидского (Азовского) моря, откуда его изгнали за необузданный нрав. Поэтому он и уехал в Фессалию, куда раньше переселился его отец Пелей. Страбон также подтверждает: «Дальше от Мирмикия на азиатской стороне лежит деревня, называемая Ахиллиум». Упоминается и его накидка, скрепленная на манер кочевников фибулой, привычка сражаться пешим, белокурые волосы, светло-синие глаза. Известно, что сражаться пешим в крови у греков, но никак не у конных скифов. Это также подтверждает, что Ахилл – не скиф, а просто житель «скифских» мест. Замечу также, что в устье Днепра имеется остров Тендра и Джарылгач, называемых раньше «Ахиллов Бег». Значит, Мирмидонское царство Ахилла охватывало весь северо-восточный берег Черного моря с Крымом, напоминая будущее
Боспорское царство
.

И еще меня удивляет, что Ахилл похож на катафрактария.

- Знаменитого воина древности, закованного в броню? Прообразом рыцаря?

- Да. Думаю, он был полностью в броне, в отличие от других греков. Это, в какой-то мере объясняет и миф об Ахиллесовой пяте. Пятки были едва ли не единственным открытым местом у катафрактариев. К тому же Гомер описывает, что Патрокла, облаченного в доспехи Ахилла, приняли за самого Ахилла – значит, открытых мест в броне не было. Странно это. Ведь такие доспехи ковались для конных воинов и из железа, которое дешевле бронзы. Есть версия, что хетты переняли секрет ковки железа на Кавказе у халибов. А когда Хеттскую империю после взятия Трои смели европейские племена, секрет железа попал к кельтам. А сам обычай сплошных доспехов перешел в Европу от сарматов – предков осетин.

- Почему-то вспомнились мирмики - жуткие воинственные муравьи из детской книги "Баранкин, будь человеком!".

- "Мирмекс" по-гречески и означает муравей. Мирмекий, как и Мирмидон, можно перевести как "муравьиный". Возможно, из-за густонаселенности. О муравьином народе и древнегреческий миф есть, где Зевс превратился в муравья, вполз в полюбившуюся ему женщину Эвримедузу и от этой связи народились мирмидоняне - муравьиный народ. Считай, народ Ахилла. Про муравьиный народ сохранилась даже древнерусская былина "О князе Волхве Всеславьевиче". В ней рассказывается, как князь с войском пошел на «Индейское царство». Полагаю, это страна Синдика - Тамань, названная по имени реки Синд (Кубань в то время). Столицей синдикетов иногда называют Анапу (Синдская гавань), но, возможно, ею был будущий Мирмидон (ст. Таманская). Войско Волхва покорило столицу лишь после того, как превратилось в муравьев и вползло в город... Думаю, речь идет о разгроме синдов греками, после которого синды (индоарии) ушли в Сирию (царство Митанни), а потом в Индию. Но это уже тема другого моего исследования, как и поиск в районе Азовского моря древней столицы

Асгард, откуда предки германцев ушли на север. Пока же готовлю полную версию исследования по Ахиллесу, которую размещу в Интернете (http://www.garshin.ru) и хочу опубликовать в журналах.

Интервьюировал Денис Куров.

www.garshin.ru

Происхождение Ахиллеса. Наши герои в Троянской войне?

На экранах российских кинотеатров идет фильм "Троя". О том, что может связывать наш регион с этим эпосом читайте ниже:

* * *

ТАМАНСКАЯ ЗАНОЗА В ПЯТКЕ АХИЛЛЕСА

«Когда бы не Елена,
Что Троя вам, ахейские мужи ?!»
Осип Мандельштам

И по сей день есть на Тамани Киммерийский остров, что за станицей Фонталовской (раньше Фонтаны). Там экспедиции ученых обнаружили своего рода «таманские Помпеи» — античную деревню Ахиллеон на одноименном мысе. Там же на землях бывшего колхоза «Искра» раскопали святилище Ахилла, горельеф которого экспонируется в Таманском археологическом музее. Напротив, через Киммерийский Боспор, ныне Керченский, археологами найден городок Боспора Мирмекий, что в переводе с греческого значит Муравьиный.

По мифам, «муравьиным» народом, т. е. трудолюбивым и бесчисленным, как муравьи, по-гречески мирмидонами, управлял Ахилл. С ними он отправился по авторской воле Гомера, автора эпической поэмы «Илиада», на Троянскую войну. После гибели в Трое Ахилл стал божеством в Аиде, в подземном царстве теней, вход куда был через жерла вулканов. Поэт-киммериец (в античном мире имя часто давали по национальной принадлежности или по месту рождения) помещал Аид на Тамани (от индоарийского «тама» — «тьма», страна мглы, сумерек).

Кавказоведы хорошо знают в Меотиде (от Ахы Мыутэ — «мутное море» по-адыгски) фатеев, иначе псатов, псессов, — предков адыгов. Ахилл — меот? Да. «Пелоид Ахилл был родом скиф из Мирми-киота, стоявшего близ озера Меотиса», — повторяет летописец Лев Дьякон вслед за историком Аррианом. Происхождение героя часто связывали с греческим городом Фтия. Однако языковед Р. Кречмер в «Исследовании мифических имен» показывает, что Фтию нужно переводить как страну мертвых, «фти-мена», а мирмидонов возводить к «мурмос», «призракам» Аида. Любопытно, что именно «фтиотийских ахейцев из войска Ясона», ясоалана Восточного Приазовья, великий географ античности Страбон помещает на Черноморском побережье: «в этой Ахее, земле керкетов, зихов и всадников», т. е. в земле черкесов.

Размещение мирмидонов в Фессасалониках — поэтическая условность. Изначально они жили близ Азовского моря и на Дону. (Слово «дон» по-осетински — река, вода, то же, что и Тана, по-адыгски — «мелководье»). В часто цитируемом в местной краеведческой литерату­ре отрывке из поэмы «Одиссея» («...пришли мы к... водам Оке­ана, там киммеров печальная область») содержится еще и отзвук исходного пребывания арьев-всадников за Полярным кругом, где «несветящее, слепое солнце восходит на звездное обильное небо», где «ночь безотрадная окружает живущих полгода». В некоторых рукописях «Одиссеи» вместо киммерийцев упомянуты керберии, народ Кербера (Цербера), пса, охранявшего спуск в Аид и плененного Гераклом. На индоарийском языке согласно словарю М. Фасмера наше море изначально Ахкшая — «черное, темное».

Греки назвали Понт Аксинским, позже — Эвкинским, т. е. вначале Негостеприимным, а затем, когда пошла удача в торговле и путь был мореходами освоен, Понт стал Гостеприимным. Двусмысленность Не- и Гостеприимного моря в греческом наименовании в какой-то мере отражает и представление мифографов о Понте как о пространстве, за которым лежит страна их умерших предков, которая принимает всех, но принимает неласково. Есть тайна в имени Ахилла, ее следует открыть. Только на основе адыгского языка, но никак не греческого (как установила известный языковед М. В. Федорова) проясняется непротиворечивая прозрачная этимология (история проис­хождения) имени Ахилла: «муж моря», поморянин, по контрасту и соседству с «поречанами» — синдами и дандариями Анапы. Смысл его имени точно соответствует месту и деталям рождения героя на Тамани. Ахилл — сын Пелея, т. е. по отцу он как бы Пелоид, что по-гречески означает «грязь». На Таманском и Керченском полуостровах много грязевых вулканов.

Мать Ахилла — величайшее в архаике женское божество воды — Фетида, иначе Тетис, супруга Океана. Многие знают, что море Тетис в далекие геологические эпохи покрывало нынешний бассейн Азовского, Черного и Каспийского морей и далее простиралось до Индии. На этом гигантском протяжении одинокими островками торчали вершины высочайших гор альпийско-гималайского горно­го пояса, в том числе и будущего Кавказа (Одисса): Арарат, Казбек и Ошхымаф (Эльбрус). Все не случайно в корнях имен и в нахождении их изначального простого и понятного смысла. Ученые считают, что имя Ахилла можно сразу возвести к ахеям, «жителям морского побережья» (от адыгского «ахы» — «море»). Сравните: абхазские «ахы» — «начало, голова, владыка, вождь». Обратите внимание на созвучие черкесских слов самоназванию греков-ахейцев, т. е. «победивших вождей». Некоторые возводят имя героя к «Ахелос», древнему имени Океана, на «другом береге» которого («а-даг», т. е. адыги) находится Элизиум (Эвлисия), царство блаженных душ предков. Геродот размещал его на Кавказе, «в городе Ад, в земле ахейцев-фтиотов».

Историки возводят его имя и к реке Ахерон (Стикс), те­ъкущей в стране мертвых, в холодные воды которой Фетида сразу окунула родившегося Ахилла, держа его за пятку, что­бы закалить и сделать его тело неуязвимым для оружия. Это очень напоминает обстоятельства рождения и закаливания нарта Савсорука (Саусырыко), уязвимого только в коленях героя, воспетого в адыгском эпосе «Нарты».

Еще одно доказательство таманского происхождения Ахилла. Ближайшим другом его был Патрокл, чье имя сразу отсылает нас к имени городка Патрей на том же Киммерийском острове Тамани. Такой античный город здесь был. Патрокл погиб под стенами Трои. А сам Ахилл гибнет от стрелы Париса, лук которого направил в пресловутую «ахиллесову пяту» сам олимпийский бог Аполлон.

Следует обратить внимание и на то, что Ахилла оплакали и сожгли по обычаю скифов, насыпав над могилой «холм погребальный великий», куда воткнули меч Арея. Среди двух тысяч курганов на Тамани без сомнения есть и могила Ахилла. В Северном Причерноморье сложился культ героя. «В соседней деревне Ахиллея есть святилище его, а в нем — статуя его с серьгой в ухе». Эта серьга сразу заставляет вспомнить киевского князя Святослава и запорожских казаков, пришедших на Тамань...

Вот сколько местных заноз, оказывается, можно вытащить из «пятки Ахиллеса»! Моряки, по Павсанию, плавающие по Понту на север от Босфора, часто слышали, как Ахилл где-то за морем, на Белом острове (название «Ахтанизовский» лиман на Тамани переводится как «белое море») читает стихи Гомера, и звук его голоса сопровождают топот копыт, крики воинов и звон оружия. Это перекликается с адыгским эпосом «Нарты», где в легенде «Смерть Саусырыко» богатырь продолжает жить под землей, и слышен его голос:

...подняться бы на семь дней,
появиться бы на дунай —
на земле стоящий мрак
я рассеял бы.

«Дунай» на черкесском и древнерусском языке означает «мир». Возможно, со временем удастся постепенно развеять тысячелетний мрак традиционной истории нашей местности и в рамках принципиально другой многовариантной истории вернуть своих земляков на их историческую малую родину.

* * *

Версии историка В. Чащина

По книге: Легенды и мифы Древней Анапы. – Краснодар.: Советская Кубань, 2003 - стр. 100-104

www.anapafuture.ru

Ахиллес — герой Троянской войны

Ахиллес — это один из самых великих героев Троянской войны. Его отцом был царь мармидонян Пелей, а матерью морская богиня Фетида. Чтобы Ахиллес был неуязвимым, то есть бессмертным, каждую ночь Фетида закаляла его в огне, а днем натирала амброзией.

По одной версии, когда Пелей увидел своего маленького сына в огне, он вырвал его из рук матери. По другой версии, Фетида купала Ахилла в водах подземной реки Стикс, чтобы он стал неуязвимым. При этом она держала его за пятку, поэтому только лишь она осталась уязвимой. Отсюда и появилось выражение «Ахиллесова пята».

Фетида была оскорблена вмешательством Пелея. Она покинула мужа, и тот отдал Ахилла на воспитание мудрому кентавру Хирону. Хирон выкормил его внутренностями львов, медведей и диких вепрей, а также обучил игре на кифаре и пению.

Ахилл был самым юным их всех будущих участников Троянской войны. Он не входил в число женихов Елены и не должен был участвовать в походе. Согласно другим версиям, от сватовства его удержал Хирон, у которого был дар предвидения. Мать Ахилла знала, что ему суждено погибнуть под Троей, она всячески стремилась спасти его. Фетида даже спрятала Ахилла во дворце царя Ликомеда на острове Скирос. Там он жил одетый в женские одежды среди дочерей Ликомеда. Юноша втайне женился на дочери царя Деидамии, от брака с которой у него родился сын Пирр. Когда ахейским вождям было предсказано жрецом Калхантом, что без участия Ахилла поход на Трою будет неудачным, они отправили на Скирос посольство. Во главе посольства стоял Одиссей.

Ахиллес перевязывает Патрокла (такой сцены в «Илиаде» нет, видимо, она из «Киприй»)

Одиссей пошел на хитрость. Он и его спутники приняли облик купцов и разложили перед всеми, кто собрался, украшения вперемежку с оружием. Одиссей велел своим воинам сыграть сигнал тревоги. Испуганные девушки разбежались, а вот Ахилл сразу схватил в руки оружие и бросился навстречу врагу. Так Ахилл и был опознан греками. Он стал участником похода на Трою. В Авлиду он прибыл на 50 кораблях во главе ополчения мармидонян. К этому времени относят и его участие в жертвоприношении Ифигении. Согласно Еврипиду, Атриды, чтобы вызвать Ифигению в Авлиду, сообщили ей о том, что она будет сочетаться браком с Ахиллом. Этой хитростью они решили заманить Ифигению для принесения ее в жертву. Когда Ахилл об этом узнал, то готов был с оружием в руках защищать Ифигению.

Однако согласно другой версии, более ранней, Ахилл сам был заинтересован в том, чтобы с Ифигенией быстрее расправились, и он скорее отплыл под Трою. Герой прославился уже в первые годы войны. Греки совершили несколько неудачных попыток взять Трою штурмом, после чего приняли решение разорять ее окрестности и совершать многочисленные экспедиции против соседних городов Малой Азии и островов. Ахилл разорил города Лирнесс и Педас, плакийские Фивы — родину Андромахи, Метимну на Лесбосе. Во время одной из экспедиций Ахилл взял в плен прекрасную Брисеиду и Ликаона.

Образ Ахилла обстоятельно дан в «Илиаде». Поведение Агаменона, который украл у него Брисеиду, вызвал у Ахилла яростный гнев. Если бы не вмешалась богиня Афина, кровопролития было бы не избежать. Тем не менее, это событие способствовало отказу Ахилла продолжать войну. Агамемнон пытался примириться с ним, однако герой отверг эту попытку. Троянцы, конечно же, одерживали все больше и больше побед над ахейскими войсками. Как только Агамемнон узнал об этом, он объявил Ахиллу, что вернет ему Брисеиду, даст ему в жены одну их своих дочерей, а в приданое множество городов. Ахилл сменил гнев на милость и, получив от бога Гефеста новые доспехи, устремился в бой. В решающем поединке с Гектором Ахилл одержал победу, которая, кстати, предвещала его собственную гибель.

Смерть Ахиллеса от стрелы Париса

Что касается дальнейшей судьбы Ахилла, то о ней известно из пересказа эпической поэмы «Эфиопида», которая не дошла до нас. После сражений, в которых Ахилл вышел победителем, он ворвался в Трою, где у Скейских ворот погиб от двух стрел Париса, которые были направлены рукой Аполлона: первая стрела попала в пяту, она лишила Ахилла возможности устремиться на противника, и Парис сразил его второй стрелой в грудь.

sitekid.ru

Керчь — место рождения Ахилла, героя Троянской войны

Ахиллес, некий блондин «родом скиф», рожден был, по одной из легенд на берегах Керченского пролива.

Страбон, «География», VII, 4: «С левой стороны, если вплывать из моря в Киммерийский Боспор, в двадцати стадиях от Пантикапея, находится городок Мирмекий. Дальше на двойном таком расстоянии от Мирмекия лежит деревня Парфений. Против нее находится самая узкая часть пролива на протяжении примерно двадцати стадиев. Здесь на противоположном азиатском берегу пролива расположена деревня, называемая Ахиллей

Предшественниками пролива Боспор Киммерийский в разные времена были: Акмонайский ров от Феодосии к Каменке у основания Арабатской стрелки, затем Узунларский (Ассандров) вал от горы Опук к с. Новоотрадное. Уже в ранне-античное время удобный проход для морских судов из Черного моря в Азовское существовал из нынешнего озера-лимана Чурбаш к озеру Чокрак.

Можно лишь говорить о чрезвычайно высокой динамике тектоники, рельефа, речной сети и береговой полосы Керченского полуострова. Это связано, прежде всего с тем, что в основании керченских известняков, достаточно плотных и тяжелых, лежат пластичные глины. Каждое катастрофическое землетрясение (а, в среднем, это происходило сотни раз за историческое время с периодичностью примерно в 80 лет) помимо тектонических нарушений приводило к тому, что глины увлажнялись морскими и речными водами. В контакте известняков и глин образовывались так называемые «зеркала скольжения»: по влажной поверхности глины под действием сил тяжести и силы Кориолиса (вращение Земли) крупные блоки известняка, песчаника и других плотных пород скользили, смещались вниз и к западу, разрывались трещинами и разломами. Одновременно с этими процессами постоянно происходит и пододвигание плиты Черного моря с юга под основание Русской равнины. Это определяет подъем блоков земной коры с плотными осадочными породами: на юге образуются обрывы, а северные склоны плавно переходят в равнины или в дно Азовского моря.

Реки Дон и Кубань выносят огромное количество осадочных отложений, который оказывают давление на земную кору и вызывают прогибание континентального шельфа.

О раннем периоде колонизации берегов Керченского пролива и вообще региона Керчи данные может получить, в основном, подводная археология. При этом надо отдавать себе отчет, что древние  артефакты уже давно уничтожены землетрясениями и подводными оползнями.
В мифе об Ахилле важнее другое:

  1. Ахилл не был греком. Его белокурые волосы обращали на себя внимание в той же мере, как и особые приемы боя, не известные ни грекам-ахейцам, ни троянцам.

  2. Ахилл не был скифом, поскольку во времена Троянской войны (той самой главной) до появления в Северном Причерноморье скифов было еще несколько сот лет. Ахилл не ездил верхом – таким образом, нельзя утверждать, что он принадлежал к арийским (северо-иранским) народам юга Русской равнины, где впервые в мире была освоена верховая езда. Скифы никогда не обозначили себя в истории, как умелые мореплаватели. Из истории Средних веков известно, что коренное население обоих берегов Керченского пролива обеспечивало морские перевозки готов, аланов, гуннов, россов для набегов на города Малой Азии и Средиземного моря. Есть смысл считать Ахилла выходцем из коренной общности циркумпонтийских народов (фракийцы, тавры, колхи).

  3. В скандинавских сагах утверждается, что легендарная родина викингов Асгард находилась у южного моря. Известный исследователь-экспериментатор древних морских путей Тур Хейердал доказал, что страна Асгард находилась в нижнем течение реки Дон у Азовского моря. Само по себе слово «ас» означает профессионального воина и в германских, и в тюркских, и в адыго-абхазских языках.

  4. Белокурых сираков (одно из приазовских племен) упоминают надежные исторические источники уже и в начале средних веков. Современная генетика также утверждает, что именно в Северном Причерноморье в результате мощного мутационного воздействия (возможно, совпавшего по времени с так называемым Черноморским, или Девкалионовым потопом) около 7 тысяч лет назад впервые на Земле появились голубоглазые блондины.

  5. Самое важное: экономические, а точнее транспортно-географические причины союзнических отношений между Ахиллом с его северными воинами и эллинами. Как показывает достоверная история Боспорского царства и его отношений с Афинами, основой многовекового сотрудничества была торговля зерном, прежде всего пшеницей твердых сортов. Из «Илиады» вполне ясно видно, что ментальность Ахилла резко отличалась от культурных и психологических стереотипов его греческих союзников. Но Ахилл был послан своим народом, чтобы устранить «лишнее звено» в лице Трои на пути поставок пшеницы в страны Средиземного моря. Вполне понятна и роль Хитроумного Одиссея с нищего по природным ресурсам островка Итака. И грекам, и «скифам» Ахилла нужна была «победа, одна на всех».

Ахиллес участвует в войне ахейцев против Трои (1156-1136 г. до н.э.). Троянские войны на самом деле составляли огромную эпоху в развитии эллинских цивилизаций на Балканах и в Малой Азии. Если принимать во внимание реальные артефакты из археологических раскопок Трои (курган Гисарлык в Турции), то столица троянцев разрушалась по крайней мере 9 раз. Иногда по сейсмическим причинам, но основные причины были в том, что троянцы обогащались за счет торговых пошлин при поставках пшеницы твердых сортов из черноземной зоны юга Русской равнины в регионы Средиземного моря. Разрушение Трои (Илиона) около 1140 года археологически соответствует седьмому слою, то есть это Троя-7. Троя-1 разрушена еще 5 тысяч лет назад, уже тогда южнорусские черноземы давали самую лучшую в мире пшеницу, а высокие пошлины за ее транспортировку в Средиземноморье давали повод к войне.

Лев Диакон Калойский в «Истории», ссылаясь на Флавия Арриана, пишет: «Пелеев сын Ахилл был родом скиф из небольшого города Мирмикиона, стоявшего близ озера Меотиса (Азовское море), и уже после, изгнанный скифами за необузданность, жестокость и высокомерие духа, он поселился в Фессалии. Ясным доказательством этому служат покрой его плаща с пряжкой, привычка сражаться пешим, светло-русые волосы, голубые глаза, безусловная отвага, вспыльчивость и жестокость». Далее Лев Диакон называет Ахилла тавроскифом. Еще во времена Овидия на рубеже новой эры Северное Причерноморье называлось Ахилловой землей. Описывая события русско-византийской войны Лев Диакон сообщает о трупосожжении в войске Святослава Игоревича и говорит, что русские «приняли… эти эллинские таинства от товарищей Ахилла». Да и Гомер, описывая этого героя, постоянно подчеркивает: «не стригущий власов», «длиннокудрый» — это характерная черта в описании северных «варваров» у греческих, а позже и у римских авторов. Понятно, что эта черта приписывается тому, что Ахилл посвятил свои волосы Сперхею и должен был постричб их в определенное время, но, тем не менее, существует и такая точка зрения.

kerchland.com

АХИЛЛЕС - это... Что такое АХИЛЛЕС?

АХИЛЛЕС (АХИЛЛ) ( герой поэмы Гомера «Илиада» (между Х-VIII вв. до н.э.). В греческой мифологии А. - сын морской богини Фетиды и Пелея, царя города Фтии в Фессалии. По имени отца в «Илиаде» А. именуется Пелидом или Пелеевым сыном. Мифы рассказывают, что А. была предсказана гибель в сражении от стрелы, пущенной врагом. Стремясь уберечь сына и сделать его тело неуязвимым, Фетида держала младенца над огнем, погружала в воды Стикса, реки подземного царства мертвых. При этом она держала А. за пятку, которая и осталась единственным его уязвимым местом. Так возникло выражение «ахиллесова пята». Воспитывал А. мудрый кентавр (человек с туловищем коня) Хи-рон, взрастивший таких героев, как Геракл и Ясон. Прорицатель Калхас предсказал, что греки выиграют войну с Троей, первопричиной которой было похищение Парисом, сыном троянского царя Приама, жены царя Менелая Прекрасной Елены, только в том случае, если в сражениях будет участвовать А. Когда Менелай и его брат Агамемнон начали собирать войско, Фетида спрятала А. во дворце царя Ликомеда на острове Скиросе. А. жил здесь среди дочерей царя, одетый в женскую одежду. Но прорицатель Калхас разгадал замысел Фетиды. Соратники Менелая Диомед и Одиссей, царь Итаки, отправились на Скирос, взяв с собой богатые подарки для царевен: ткани, расшитые золотом одежды, ожерелья и другие украшения. Все это принесли в покои царевен, разместив между подарками также оружие и воинские доспехи. Именно последние подарки и выбрал А. Узнав о готовящемся походе против Трои, А. с радостью согласился участвовать в нем. Вместе с ним отправился его друг Патрокл. Отплыв из гавани Авлиды, корабли греков отправились к Трое. Но пристали они к берегам Мизии, где царствовал Те-леф, сын Геракла. Приняв мизийцев за троянцев, греки вступили с ними в битву. А., сражаясь с Телефом, обратил его в бегство. Обнаружив ошибку, греки снова отправились в путь, но буря разметала их корабли, и они принуждены были вернуться в Авлиду. Здесь они поняли, что правильный путь в Трою им может указать лишь Телеф, которого тяжело ранил А. Пифия - предсказательница из города Дель-фы - сказала, что рану может исцелить лишь А., что последний и сделал, посыпав язву железом, которое соскреб со своего копья. Но отплыть из Авлиды все же не удалось, ибо не было попутного ветра. Калхас предсказал, что ветер появится только в том случае, если в жертву богам будет принесена дочь Агамемнона Ифигения. Девушку привезли в Авлиду, сказав ее матери Клитемнестре, что с нею хочет обручиться А. Узнав об этом, А. начинает помогать Ифигении, которую в последний момент перед жертвоприношением спасает богиня Артемида. Обо всем этом рассказано в трагедии Еврипида «Ифигения в Авлиде» (V в. до н.э.).

х Греки осаждали Трою в течение 10 лет. Главным героем Троянской войны стал А., которого «Илиада», рассказывающая о последнем годе осады, именует «благородным», «быстроногим», «бессмертным подобным», «любимцем богов». «Илиада» начинается описанием гнева А., у которого Агамемнон отнял его пленницу Брисеиду. Главный герой троянцев, сын царя Приама Гектор убивает друга А. Патрокла. А. тяжело переживает его гибель и клянется отомстить. Один из кульминационных пунктов поэмы - битва А. с Гектором, описанная в книге XXII «Илиады». Убив Гектора, А. оплакивает и погребает Патрокла. Этим и заканчивается поэма Гомера. Образ А. в «Илиаде» противоречив. Он и благороден и вместе с тем предельно жесток. О дальнейшей судьбе А. рассказывают мифы и литературные произведения древнегреческих и римских пи-/ сателей. В т.н. киклической поэме «Эфиопи-да» (VIII в. до н.э.), приписываемой Арктику, сыну Телеса из Милета, и дошедшей до нас лишь в позднем пересказе, рассказано о пришедших на помощь к троянцам женщинах-воительницах амазонках во главе с царицей Пен-фесилеей. А. убивает ее, но, стоя над ее телом, проникается к ней любовью. Сюжет этот затронут в поэмах Овидия «Героини» и Вергилия «Энеида». В «Эфиопиде» рассказано и о битвах с эфиопами, которых их царь Мемнон привел на помощь троянцам. Мемнон погибает в поединке с А. Но и героя ждет неминуемый, заранее предсказанный ему конец. Он погибает от стрелы Париса, которую бог Аполлон, покровительствовавший троянцам, направил в пятку А., - единственное его уязвимое место. Греки и поднявшаяся из морской пучины Фетида оплакивают героя и, согласно древним обычаям, на восемнадцатый день сжигают его тело на погребальном костре. Золотая урна с прахом А., Патрокла и еще одного героя - Антилоха, была погребена в высоком кургане. Скрываясь на острове Скиросе, А. полюбил Дайдамию, одну из дочерей царя Ликомеда. От их союза родился уже после отплытия греков к Трое сын Неоптолем. После гибели отца его привозят к стенам Трои, и он участвует во взятии города, убивает Приама и многих его сыновей. В XI песне «Одиссеи» рассказано, как Одиссей, спустившись в царство мертвых, встречает там тень А. и рассказывает своему погибшему другу о подвигах его сына. Образ А. неоднократно разрабатывался в изобразительном искусстве, начиная с древнегреческой вазовой живописи и кончая литографским циклом «Ахиллес», созданным немецким художником Максом Слефогтом в 1907г.

Е.Л.Немировский

Литературные герои. — Академик. 2009.

dic.academic.ru

АХИЛЛЕС — Энциклопедия литературных героев

АХИЛЛЕС (АХИЛЛ) ( герой поэмы Гомера «Илиада» (между Х-VIII вв. до н.э.). В греческой мифологии А. — сын морской богини Фетиды и Пелея, царя города Фтии в Фессалии. По имени отца в «Илиаде» А. именуется Пелидом или Пелеевым сыном. Мифы рассказывают, что А. была предсказана гибель в сражении от стрелы, пущенной врагом. Стремясь уберечь сына и сделать его тело неуязвимым, Фетида держала младенца над огнем, погружала в воды Стикса, реки подземного царства мертвых. При этом она держала А. за пятку, которая и осталась единственным его уязвимым местом. Так возникло выражение «ахиллесова пята». Воспитывал А. мудрый кентавр (человек с туловищем коня) Хи-рон, взрастивший таких героев, как Геракл и Ясон. Прорицатель Калхас предсказал, что греки выиграют войну с Троей, первопричиной которой было похищение Парисом, сыном троянского царя Приама, жены царя Менелая Прекрасной Елены, только в том случае, если в сражениях будет участвовать А. Когда Менелай и его брат Агамемнон начали собирать войско, Фетида спрятала А. во дворце царя Ликомеда на острове Скиросе. А. жил здесь среди дочерей царя, одетый в женскую одежду. Но прорицатель Калхас разгадал замысел Фетиды. Соратники Менелая Диомед и Одиссей, царь Итаки, отправились на Скирос, взяв с собой богатые подарки для царевен: ткани, расшитые золотом одежды, ожерелья и другие украшения. Все это принесли в покои царевен, разместив между подарками также оружие и воинские доспехи. Именно последние подарки и выбрал А. Узнав о готовящемся походе против Трои, А. с радостью согласился участвовать в нем. Вместе с ним отправился его друг Патрокл. Отплыв из гавани Авлиды, корабли греков отправились к Трое. Но пристали они к берегам Мизии, где царствовал Те-леф, сын Геракла. Приняв мизийцев за троянцев, греки вступили с ними в битву. А., сражаясь с Телефом, обратил его в бегство. Обнаружив ошибку, греки снова отправились в путь, но буря разметала их корабли, и они принуждены были вернуться в Авлиду. Здесь они поняли, что правильный путь в Трою им может указать лишь Телеф, которого тяжело ранил А. Пифия — предсказательница из города Дель-фы — сказала, что рану может исцелить лишь А., что последний и сделал, посыпав язву железом, которое соскреб со своего копья. Но отплыть из Авлиды все же не удалось, ибо не было попутного ветра. Калхас предсказал, что ветер появится только в том случае, если в жертву богам будет принесена дочь Агамемнона Ифигения. Девушку привезли в Авлиду, сказав ее матери Клитемнестре, что с нею хочет обручиться А. Узнав об этом, А. начинает помогать Ифигении, которую в последний момент перед жертвоприношением спасает богиня Артемида. Обо всем этом рассказано в трагедии Еврипида «Ифигения в Авлиде» (V в. до н.э.).

х Греки осаждали Трою в течение 10 лет. Главным героем Троянской войны стал А., которого «Илиада», рассказывающая о последнем годе осады, именует «благородным», «быстроногим», «бессмертным подобным», «любимцем богов». «Илиада» начинается описанием гнева А., у которого Агамемнон отнял его пленницу Брисеиду. Главный герой троянцев, сын царя Приама Гектор убивает друга А. Патрокла. А. тяжело переживает его гибель и клянется отомстить. Один из кульминационных пунктов поэмы — битва А. с Гектором, описанная в книге XXII «Илиады». Убив Гектора, А. оплакивает и погребает Патрокла. Этим и заканчивается поэма Гомера. Образ А. в «Илиаде» противоречив. Он и благороден и вместе с тем предельно жесток. О дальнейшей судьбе А. рассказывают мифы и литературные произведения древнегреческих и римских пи-/ сателей. В т.н. киклической поэме «Эфиопи-да» (VIII в. до н.э.), приписываемой Арктику, сыну Телеса из Милета, и дошедшей до нас лишь в позднем пересказе, рассказано о пришедших на помощь к троянцам женщинах-воительницах амазонках во главе с царицей Пен-фесилеей. А. убивает ее, но, стоя над ее телом, проникается к ней любовью. Сюжет этот затронут в поэмах Овидия «Героини» и Вергилия «Энеида». В «Эфиопиде» рассказано и о битвах с эфиопами, которых их царь Мемнон привел на помощь троянцам. Мемнон погибает в поединке с А. Но и героя ждет неминуемый, заранее предсказанный ему конец. Он погибает от стрелы Париса, которую бог Аполлон, покровительствовавший троянцам, направил в пятку А., — единственное его уязвимое место. Греки и поднявшаяся из морской пучины Фетида оплакивают героя и, согласно древним обычаям, на восемнадцатый день сжигают его тело на погребальном костре. Золотая урна с прахом А., Патрокла и еще одного героя — Антилоха, была погребена в высоком кургане. Скрываясь на острове Скиросе, А. полюбил Дайдамию, одну из дочерей царя Ликомеда. От их союза родился уже после отплытия греков к Трое сын Неоптолем. После гибели отца его привозят к стенам Трои, и он участвует во взятии города, убивает Приама и многих его сыновей. В XI песне «Одиссеи» рассказано, как Одиссей, спустившись в царство мертвых, встречает там тень А. и рассказывает своему погибшему другу о подвигах его сына. Образ А. неоднократно разрабатывался в изобразительном искусстве, начиная с древнегреческой вазовой живописи и кончая литографским циклом «Ахиллес», созданным немецким художником Максом Слефогтом в 1907г.

Е.Л.Немировский

Источник: Энциклопедия литературных героев на Gufo.me

gufo.me

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о