Авторами программы 500 дней были: 500 дней программа Шаталина-Явлинского- краткое содержание, разработка, авторы, что предполагала

500 дней программа Шаталина-Явлинского- краткое содержание, разработка, авторы, что предполагала

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 70.

Обновлено 7 Декабря, 2020

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 70.

Обновлено 7 Декабря, 2020

Программа 500 дней была разработана в 1990 году советскими экономистами Григорием Явлинским и Станиславом Шаталиным. Она предполагала введение в стране ряда мер по переходу от плановой социалистической экономики к рыночной капиталистической. Практического применения она не получила. Рассмотрим краткое содержание этой программы.

Предыстория и ситуация в стране

В СССР с рубежа 1920–1930-х годов была плановая социалистическая экономика. Всего было реализовано 12 пятилетних планов.

Рис. 1. Программа 500 дней.

Последний из них пришелся на годы Перестройки, 1985–1990 гг. Собственно, по мере его реализации начался спад экономики, но в 1989 году он еще слабо ощущался, зато был очевиден кризис в снабжении городов. В 1990 году добавилось еще две проблемы:

  • распад социалистического блока в 1990 году: этот факт негативно повлиял на внешнюю торговлю;
  • начало процесса распада СССР, парад суверенитетов.

Группа по разработке программы была создана по решению Михаила Горбачева и Бориса Ельцина. Предполагалось, что переход к рыночной экономике в СССР будет происходить за счет государства, а не за счет простых граждан.

Председателем Государственной комиссии по экономической реформе стал относительно молодой экономист Григорий Явлинский 1952 года рождения.

Собственно программу предложил академик Станислав Шаталин. В его группе был один экономист-женщина — Татьяна Ярыга. Помимо этого, в разработке программы принимал участие Евгений Ясин, который позже, в 1994–1997 годах, возглавлял министерство экономики РФ.

Рис. 2. Программа 500 дней, Явлинский.

Особенности программы

Датой завершения работы над программой можно считать 1 сентября 1990 года. Она была утверждена Верховным Советом РСФСР и отправлена на рассмотрение Верховному Совету.

Согласно программе «500 дней», переход к рыночной экономике следовало проводить в четыре этапа:

  • Первый: 100 дней. Приватизация жилья и мелких предприятий.
  • Второй: 150 дней. Либерализация цен. Дело в том, что в 1990 году на руках у граждан было большое количество не обеспеченных товарной массой денег.
  • Третий: 150 дней. Стабилизация рынка.
  • Четвертый: 100 дней. Начало роста в различных секторах экономики.

В программе предполагался экономический союз республик на основе единой валюты, а также единого законодательства и обороны. Совет Министров СССР предполагалось ликвидировать, а руководство народным хозяйством передать совету глав правительств каждой республики да еще и с расширением автономии. Михаил Горбачев не поддержал программу из-за влияния ВПК.

Фактически в конце 1991 года был сделан выбор в пользу программы шоковой терапии. Ее автором стал молодой экономист Е. Т. Гайдар. Осуществление программы началось с января 1992 года, когда отпустили цены, но это вызывало высокий уровень инфляции. Гайдар краткий период на рубеже 1991–1992 года руководил Министерством финансов.

Одновременно с программой «500 дней» шла работа над проектом реформы экономики под авторством Николая Рыжкова — «Основные направления развития». В ее разработке принимал участие Леонид Абалкин. Он планировал шесть лет на введение рыночных механизмов.

Рис. 3. Явлинский Программа 500 дней.

Что мы узнали?

Авторами программы «500 дней» были С. Шаталин и Г. Явлинский. Ее целью был переход от плановой социалистической экономики к рыночной капиталистической. Программу 500 дней кратко изучают в школьном курсе истории 9 и 11 классов.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4. 2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 70.


А какая ваша оценка?

Экономическая программа «500 дней». Человек, свобода, рынок

Добавил: admin

Тема: Политика

Известная экономическая программа «500 дней» была предложена советским политикам в 1990 году академиком Станиславом Шаталиным и экономистом Григорием Явлинским, когда на самом высоком уровне встал вопрос о переходе к плановой экономике Советского Союза для преодоления экономического кризиса.

Авторы экономической программы «500 дней» Явлинский и Шаталин, а также группа работавших с ними опытных экономистов, социологов и политиков утверждала, что их программа, получившая впоследствии положительную оценку за рубежом, могла реализовать права граждан на лучшую, более достойную жизнь, в эти весьма сжатые сроки. Возможно, это была утопия, но попробовать стоило.

С точки зрения классической экономики, программа «500 дней» выглядела новаторски.

Программа «500 дней» была разработана с целью: «все, что возможно, взять у государства и отдать людям», «движение к рынку осуществлять за счет государства, а не за счет простых людей». Человек, свобода, рынок — триединая суть программы Явлинского — Шаталина.

Программа 500 дней предполагала приватизацию государственной собственности, децентрализацию управления экономикой и создание благоприятных условий для развития частного предпринимательства.

Поначалу Горбачев и Ельцин всячески приветствовали созданную программу «500 дней», но их старая коммунистическая закалка, долгие десятилетия «созидавшая» коррупционную систему экономического «развития» страны, воспрепятствовала спасению отечественной экономики. Совмин СССР во главе с министром Рыжковым занял непримиримую позицию, и было решено объединить две программы, предложенную Совмином и «500 дней».

Народ широко обсуждал экономические и социальные новшества, грядущие в стране: главное, что внушало надежду — это масштабное разгосударствление и приватизация всего госимущества. Люди горячо верили в предложенные программой «500 дней» внешнеэкономические преобразования и радикальные реформы в сферах ЖКХ, земельные реформы.

Явлинский и Шаталин в своей программе «500 дней» предлагали создать экономический союз республик, их единую валюту и оборону. Но предложение упразднить мощнейший экономический балласт в лице Совмина напугал политическую верхушку, так как предложенный совет глав правительств каждой республики предполагал большую автономию со свободой на местах. Это и явилось главной причиной отказа Горбачева от поддержки прогрессивной экономической программы «500 дней». Власть была под угрозой.

Как должна была работать программа «500 дней»?

Первый этап захватывал 100 дней, за этот период должны была осуществиться приватизация земли, предприятий и жилья, а крупные предприятия акционированы. Также предлагалась серьезная реформа Госбанка СССР с резервированием госсредств.

В последующие 150 дней должна была произойти либерализация цен. Далее предполагалась постепенная стабилизация рынка, и, в течение последних ста дней программы «500 дней» прогнозировалось начало экономического подъема.

Виктория Мальцева

Кликните на фото для просмотра Фото к статье: 5

Оценка: нет

План пятисот дней – семнадцать моментов советской истории

После четырех лет политической реформы и обещаний экономической либерализации показатели советской экономики начали ухудшаться по мере сокращения производства и увеличения дефицита. Ряд предложений по экономической реформе завершился планом «500 дней» августа-сентября 1990 года, представленным Горбачеву и Ельцину группой экономистов во главе с академиком Станиславом Шаталиным. Они предложили спасти экономику за счет быстрого деконтролирования, децентрализации и приватизации. План утратил силу, когда через месяц от него отказался Горбачев, но он послужил основой ельцинских реформ в России после краха союзного правительства в 1919 г.91.

Первоисточник: Известия, 4 сентября 1990.

Эта программа могла появиться только в условиях перестройки, и она целиком лежит в русле политики, начатой ​​в 1985 году. инициаторов его подготовки. Это может быть осуществлено только при их совместной поддержке.

В результате многолетнего господства тоталитарной общественно-политической системы наше общество оказалось в состоянии глубокого кризиса. Нерешительность правительства и допущенные им просчеты в экономической политике поставили страну на грань катастрофы. Жизнь людей становится все труднее, а надежды на лучшее будущее теряются. Преодолеть положение можно только продуманными и энергичными действиями, поддержанными народом и основанными на его солидарности и патриотизме…

Главной особенностью программы является то, что она основана на принципиально новой экономической доктрине. Движение к рынку будет прежде всего за счет государства, а не за счет простых людей.

Долгое время проводилась по сути антинародная политика: богатое государство с бедным народом. Государство сосредоточило в своих руках огромные ресурсы, практически всю собственность на средства производства. Ресурсы бездумно тратились на гигантские и неэффективные проекты, на наращивание военной мощи и на внешнеполитические авантюры с идеологической подоплекой, хотя все это уже давно нам не по карману.

Программа ставит задачу отобрать у государства все возможное и отдать людям. Есть серьезные основания полагать, что возврат народу значительной доли имущества и ресурсов на различных условиях обеспечит гораздо более эффективное и бережное использование этого имущества и этих ресурсов и позволит избежать при этом многих негативных явлений. перехода на рынок. Необходимо решительно сократить все государственные расходы, в том числе и на скрытые от общества статьи…

Никто никому не навязывает род или вид деятельности; каждый волен выбирать для себя сам, ориентируясь на свои желания и возможности: стать ли предпринимателем, наемным служащим в государственных структурах или руководителем акционерного предприятия, заниматься индивидуальным предпринимательством или стать членом кооператив. Реформа предоставляет гражданам право экономического самоопределения, устанавливая правила, соблюдение которых не позволит определенным субъектам (людям, группам людей, предприятиям или географическим территориям) обеспечивать свои интересы, ущемляя экономические права других. Именно свобода выбора является основой личной свободы человека, фундаментом раскрытия творческого потенциала личности. Это еще не правила будущей рыночной экономики, которые возникнут в ходе становления и развития этого общества. Экономическое содержание предлагаемой программы — переход к рынку, создание основ общества с новой экономической системой.

Право собственности реализуется путем разгосударствления и приватизации, путем передачи государственного имущества гражданам. Именно в возврате собственности народу прежде всего проявляется социальная направленность экономики. Это не акт мести, а восстановление социальной справедливости, форма закрепления права человека на свою долю в накопленном национальном богатстве страны и в богатстве, которое будет создано в будущем. Приватизация — и на этом следует особо подчеркнуть — есть форма распределения ответственности за состояние и уровень развития общества между всеми его членами, желающими взять на себя эту ответственность. Приватизация должна быть абсолютно добровольной и не должна быть похожа на коллективизацию наоборот.

Собственность в руках каждого — это залог стабильности общества, важное условие предотвращения социальных и национальных потрясений. Человек, имеющий собственный дом и участок земли, который он всегда может передать или оставить своим детям, человек, владеющий акциями или иными финансовыми активами, объективно заинтересован в стабильности общества, в социальном и национальном согласии. С другой стороны, наш печальный опыт показывает, насколько опасен для общества, для его нормальной жизни и развития человек, которому нечего терять.

Программа дает всем равные шансы. Однако это равенство шансов не следует воспринимать как зеркальное отражение уравниловки. Чтобы приватизация не превратилась в средство законного и чрезмерного обогащения немногих, сама процедура должна обеспечить участие в приватизации очень широких слоев населения: практически каждый, даже если он не имеет значительного начального капитала, должен в состоянии, если он того пожелает, получить свою долю национального богатства. Равенство возможностей будет обеспечиваться многообразием форм приватизации, что позволит сдавать имущество в аренду, покупать его в кредит, приобретать на акционерной основе и т. д.

Реформа направлена ​​на нормализацию состояния потребительского рынка путем либерализации ценообразования. Но в переходный период это будет осуществляться путем формирования товарных резервов, в том числе за счет импортных поставок, с учетом предстоящего поэтапного перехода на неограниченные цены на многие виды товаров. Будет введен неограниченный обменный курс на покупку и продажу иностранной валюты, будет развит рынок иностранной валюты. Ряд крупных банков получит право торговать иностранной валютой по рыночным ценам, а советским гражданам будет разрешено свободно хранить иностранную валюту в банках…

… Без структурной перестройки в принципе невозможно будет добиться существенного роста уровня жизни. Конечно, закрытие и перенастройка многих производств потребует временных увольнений и переобучения большого количества людей. Таким образом, будет сформирована новая, более эффективная структура занятости, будут сокращены тяжелые и вредные производства, ручной труд. И чем более квалифицированные работники на новых, высокоэффективных производствах, тем больше заработают.

Планируется реорганизация службы трудоустройства и введение выплаты пособий тем, кто по каким-либо причинам ищет новую работу. Когда люди ищут работу, при активном участии государственных служб они могут принимать участие в общественных работах: в строительстве дорог или домов, прежде всего домов для себя. Желающие смогут получить участок земли и возделывать его.

Планируется организация курсов и программ переподготовки и повышения квалификации рабочих и служащих, формирование системы добровольных общественных работ. Остроту проблемы занятости значительно облегчит создание дополнительных рабочих мест на новых производствах, в торговле и сфере услуг, стимулирование развития предпринимательства и малых предприятий.

Регулирование занятости должно обеспечивать не постоянное прикрепление работника к определенной работе, а создание условий для постоянного повышения квалификации и профессионального мастерства. Именно разработка такого непрерывно действующего механизма и его совершенствование в соответствии с возникающими проблемами и станет ядром государственной политики занятости.

… Экономическая свобода предприятий заключается в предоставлении им возможности действовать в интересах своих работников, акционеров-собственников и государства и в соответствии с рыночными условиями самостоятельно определять объем и структуру своего производства, объем продаж и цен на свою продукцию, а также выбирать себе партнеров …

Главный тезис в отношениях между республиками и центром заключается в том, что никто никому не должен направлять или отдавать приказы. Вся программа основана на уважении деклараций о суверенитете, принятых республиками. Нельзя проводить экономическую реформу на основе директив из центра, какими бы правильными они ни были. Народы больше не будут мириться с тем, чтобы коренные вопросы их жизни решались в центре, без их участия. Программа учитывает бурный рост национального самосознания, поэтому главная роль в осуществлении преобразований отводится республиканским правительствам и местным органам власти. Власть должна быть приближена к людям.

Реализуя свои права на экономический суверенитет, народы получат возможность самостоятельно распоряжаться национальными богатствами своих республик, не допускать бессмысленной траты ресурсов, сохранять окружающую среду и недра для грядущих поколений. Правительства республик теперь несут ответственность за развитие подведомственных им территорий и, соответственно, берут на себя большую часть полномочий по управлению экономикой…

Наше общество имеет безусловное право жить лучше уже сейчас, а не в отдаленном будущем, и предлагаемая программа перехода к рыночной экономике направлена ​​на максимально полную реализацию этого права.

Источник: Текущий сборник советской печати. XLII, № 35 (31 октября 1990 г.), стр. 4–7, 12.

500 дней. Семнадцать мгновений советской истории

Тексты     Изображения     Видео

 

Тема эссе: Джеймс фон Гельдерн0059

Кризис советской плановой экономики к 1991 году стал бесспорным. Централизованное планирование больше не функционировало, что привело экономику к перманентному застою. Горбачев нерешительно проводил реформы с 1985 по 1989 год, но бюрократическое сопротивление, разваливающаяся инфраструктура и советская народная психология обрекли реформу на провал. Собственная склонность Горбачева к противоречиям не помогла. Попытки децентрализации противоречили его собственному стремлению к контролю; бюрократическое вмешательство и конфискационные налоги подорвали его стремление к рыночной экономике. Бюджетный дефицит, вызванный реформами, и нерешительность в отмене субсидий, которые делали жизнь сносной в условиях советской экономики, подорвали и в конечном итоге дискредитировали рубль. Таким образом, демонтировав краеугольные камни централизованного планирования, Горбачев прервал рождение рынка. Большая часть торговли внутри советской экономики превратилась в бартерную систему между отдельными предприятиями, городами и областями. Современная экономика не может работать на такой основе, и граждане вскоре обнаружили, что такие продукты, как чай, мыло и мясо, стали нормироваться.

За хлебом и сигаретами, которые большинство россиян считали предметами первой необходимости, образовались длинные очереди.

Видимый коллапс экономики вдохновил робкое партийное руководство набрать команду искушенных экономистов, знакомых с западной рыночной практикой. Под руководством Станислава Шаталина команда летом 1990 года разработала план радикальной конверсии, получивший название «500 дней», на период, в который должны были быть введены меры. Краеугольные камни плана, который заручился поддержкой западных банкиров, чьи кредиты были необходимы для поддержания платежеспособности экономики, включали либерализацию цен, сопровождаемую жесткими ограничениями заработной платы; резкое сокращение субсидий промышленности и сельскому хозяйству; приватизация государственных активов, в том числе сельскохозяйственных угодий; капитальный ремонт налоговой и банковской систем; и либерализация внешней торговли, предполагающая конвертируемость рубля. Энтузиазм западных экономистов сопровождался беспокойством советских лидеров и граждан, что в конечном итоге привело к тому, что Горбачев отверг план в пользу более робкой версии, разработанной премьер-министром Николаем Рыжковым.

Опасаясь социальных волнений из-за аннулирования субсидий и отказываясь рассматривать возможность приватизации земли, Горбачев, возможно, был больше всего встревожен политической и экономической автономией, предоставленной пятнадцати советским республикам. Намеченная в плане децентрализация превратила бы Советский Союз в содружество, сделав президента России Бориса Ельцина лидером страны, а советского лидера Горбачева чем-то вроде министра иностранных дел, координирующего политику входящих в его состав республик.

Какими бы радикальными он ни казался, события следующих двух лет сделали Шаталина довольно консервативным экономистом. Выступая за современные инструменты, такие как компьютер, Шаталин был глубоко обязан таким советским экономистам-реформаторам, как Леонид Абалкин; и он считал своей конечной целью, как и Горбачев, возрождение советского образования. Тень 500 дней была ясно видна в распаде Советского Союза в декабре 1991 года, который представлял собой наиболее радикальный, но, возможно, наиболее неизбежный результат плана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *