биография и творчество кратко :: SYL.ru
Детство будущего поэта
В небольшом имении, расположенном в Орловской губернии, во Мценском уезде, родился Афанасий Афанасьевич Фет. Биография его интересна уже самим происхождением будущего поэта. Отец его работал в суде Дармштадта асессором, мать, Беккер Шарлотта Елизавета, оставила супруга на седьмом месяце беременности и тайно уехала в Россию с Афанасием Шеншиным. Когда мальчик родился, он был крещен по православному обычаю. Имя ему дали Афанасий. Записан он был как сын Шеншина. Шарлотта Елизавета Фет в 1822 году приняла православие, после чего обвенчалась с Шеншиным.
Учеба
Фет получил хорошее образование. Легко давалась учеба способному Афанасию. Он закончил в 1837 году в городе Верро, расположенном в Эстонии, частную немецкую школу. Уже в это время будущий поэт стал писать стихи, а также проявлял интерес к классической филологии и литературе. Для того чтобы подготовиться к университету, он после школы обучался у профессора Погодина в пансионате. Этот человек был журналистом, историком и писателем. Афанасий Фет в 1838 году поступил сначала на юридический, а затем на философский факультет университета в Москве.
Первый сборник стихов
Во время учебы в университете он сблизился с Аполлоном Григорьевым — одним из студентов, увлекавшимся поэзией. Вместе они начали посещать кружок, в котором занимались литературой и философией. Фет при участии Григорьева выпустил первый сборник своих стихов под названием «Лирический пантеон». Эта книга получила одобрение Белинского. Гоголь также отметил, что Фет является «несомненным дарованием». Для поэта это стало своего рода благословением, вдохновило на дальнейшее творчество. Его стихи в 1842 году были опубликованы в различных изданиях, включая такие популярные журналы, как «Москвитянин» и «Отечественные записки». В 1844 году закончил учебу в университете Афанасий Афанасьевич Фет. Биография его затем продолжилась военной службой.
Военная служба
Афанасий Афанасьевич в 1845 году покинул Москву и поступил в кирасирский полк, находящийся на юге России. Поэт считал, что военная служба необходима ему для того, чтобы вернуть себе дворянское звание. Через год получил звание офицера Афанасий Афанасьевич Фет. Биография его дополнилась в 1853 году еще одним важным событием: начинающего поэта перевели в гвардейский полк, расквартированный неподалеку от Петербурга. Афанасий Афанасьевич часто навещал столицу, встречался с Гончаровым, Тургеневым, Некрасовым, а также сблизился с редакцией «Современника», популярного в то время журнала. Воинская карьера в целом складывалась не очень успешно. Фет в 1858 году подал в отставку в чине штаб-ротмистра.
Творчество поэта
В краткой биографии Фета стоит отметить, что первые стихи были написаны им еще в юности. Поэзия Фета впервые публикуется в сборнике «Лирический пантеон» в 1840 году. С тех пор стихотворения Фета постоянно печатаются в журналах.
Стремясь всеми возможными способами вернуть себе дворянский титул, Афанасий Фет пошел служить унтер-офицером. Затем в 1853 году в жизни Фета происходит переход в гвардейский полк. Творчество Фета даже в те времена не стоит на месте. В 1850 году выходит его второй сборник, в 1856 – третий.
В 1857 году поэт женится на Марии Боткиной. Уйдя в отставку в 1858 году, так и не добившись возвращения титула, приобретает землю, посвящает себя ведению хозяйства.
Новые произведения Фета, опубликованные с 1862 до 1871 года, составляют циклы «Из деревни», «Записки о вольнонаемном труде». Они включают новеллы, рассказы, очерки. Афанасий Афанасьевич Фет строго разграничивает свою прозу и поэзию. Поэзия для него романтична, а проза – реалистична.
Николай Некрасов писал о Фете: «Человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнёт столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г.Фет».
А. А. Фет является автором замечательных стихов для детей. Их популярность у юных читателей вызвана тем, что стихотворения поэта добры и удивительно понятны даже самым маленьким.
Женитьба на Марии Боткиной
Афанасий Фет в возрасте 37 лет женился на дочери чаеторговца из обеспеченной семьи Марии Боткиной. Она не отличалась красотой и молодостью. Брак этот был по расчету. Поэт рассказал перед свадьбой невесте о своем происхождении, упомянул и о родовом проклятии, которое, по его мнению, могло бы стать препятствием для брака (о нем читайте ниже). Однако эти признания не испугали Марию Боткину, и в 1857 году состоялась свадьба. Вышел в отставку через год Афанасий Фет.
Биография (краткая) этих лет его жизни следующая. Поселился поэт в Москве, где стал заниматься литературой. Семейная жизнь Афанасия Афанасьевича была благополучной. Он приумножил состояние Марии Боткиной. Детей у этой пары не было. Афанасия Фета в 1867 году избрали мировым судьей. Жил он в своем имении как настоящий помещик. С новой силой начал работать поэт лишь после возвращения всех привилегий потомственного дворянина и фамилии отчима.
Творчество Фета
Значительный след в отечественной литературе оставил Афанасий Афанасьевич Фет. Краткая биография включает лишь основные его творческие достижения. Расскажем о них. Сборник «Лирический пантеон» был выпущен еще во время учебы в университете. Первые стихи Фета были попыткой уйти от тяжелой действительности. Он много писал о любви, воспевал в произведениях красоту природы. В его творчестве уже тогда появилась одна характерная черта: Афанасий Афанасьевич говорил о вечных и важных понятиях только намеками, умел мастерски передавать различные оттенки настроений, пробуждая у читателей светлые и чистые эмоции.
Любовная лирика Фета. Музыкальность поэтической речи
В написанной во время романтических встреч с Марией Лазич элегии «Шепот, робкое дыхание…» (1850 г.) переплетены между собой отдельные детали, говорящие о природе и любви человека: шепот влюбленных, вечер с соловьиными трелями, колыхание серебристой глади «сонного ручья», «ночные тени» и изменение выражения «милого лица», утренняя заря в дымке тучек, цвета которой переданы в метафорах «пурпур розы», «отблеск янтаря». При полном отсутствии глаголов есть динамика и развитие действия от заката до рассвета. Отдельные штрихи пейзажных зарисовок и любовного свидания, дополняя друг друга, передают гармоническое единение человека и природы.
Избегая автобиографичности, Фет о любви писал максимально отстраненно и обобщенно, но трагическая нота утраты любимой звучит почти в каждом произведении любовной лирики, что было отзвуком душевной драмы, связанной с гибелью Марии Лазич. В стихотворении «Когда читала ты мучительные строки» (1887 г.) поэт пытается представить последние мысли любимой, читающей послание о его пылающем сердце. Метафорический образ загорающейся зари в полуночной темноте перед ней, к которой«невольно взор тянуло», словно как предзнаменование, что без нее «там человек сгорел» душой, остался с выжженным сердцем.
Мария Лазич
В стихотворении «Alter ego» («Второе Я»), написанном в 1878 г.–обращение к любимой, которая своей «душой младенческой поняла» силу его поэтического дара, и осознание того, кем была для него та, без которой «суждено влачить» существование, но их «нельзя разлучить» и суждено встретиться на высшем суде.
Фету было уже почти семьдесят лет, но он сам писал, что не изменил своим чувствам, «до старости глубокой… раб твоей любви», хотя «память и твердит», что их «разлучила могила». Обращается к любимой, как к живой, верит, что и она его не забыла.
Даже в преклонные годы Фет писал о любви, как юноша, чем вызывал немало насмешек. Но у него были так живы и сильны воспоминания, что даже спустя сорок лет после романтического события в своей жизни он написал стихотворение «Качели», а критики, не понимая силы его памяти и особенностей любовной лирики,пошло злословили об «разыгравшихся старичках».
В лирике Фета звучание слова не менее важно, чем его значение, он использует звукопись, в том числе аллитерацию и ассонанс, ритмику, повторы, что придает стихотворениям песенное звучание и мелодичность. Так в стихотворении «Сияла ночь» передана игра на музыкальном инструменте и пение: «рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали», издавая «рыдающие звуки».
Многие композиторы создавали романсы на стихи Фета, в том числе и Чайковский, который отмечал музыкальность поэтической речи Фета, которую считал эталоном, а его самого назвал «поэтом-музыкантом», который не ограничен «пределами слова». Самыми знаменитыми романсами стали «На заре ты ее не буди», «Я пришел к тебе с приветом», «Уноси мое сердце в звенящую даль», «Я тебе ничего не скажу» и множество других.
«Талисман»
Творчество Фета после смерти Марии Лазич приобрело новое направление. Своей возлюбленной посвятил поэму под названием «Талисман» Афанасий Афанасьевич Фет. Краткая биография этой девушки будет представлена в конце этой статьи, когда мы расскажем вам о некоторых интересных фактах из жизни поэта. Исследователи предполагают, что ей же были посвящены и все последующие стихи Афанасия Афанасьевича о любви. «Талисман» вызвал живой интерес критиков и множество положительных отзывов. Фет в это время был признан одним из лучших поэтов современности.
Афанасий Афанасьевич считался одним из представителей так называемого чистого искусства. То есть в своих произведениях он не затрагивал важных социальных вопросов, оставаясь до конца жизни убежденным монархистом и консерватором. Фет в 1856 году выпустил свой третий поэтический сборник, в котором воспевал красоту. Именно ее он считал главной и единственной целью творчества.
Не прошли бесследно для поэта тяжелые удары судьбы. Афанасий Афанасьевич ожесточился, порвал отношения со многими приятелями, практически перестал творить. Поэт в 1863 году издал двухтомное собрание своих произведений, а затем наступил 20-летний перерыв в его творчестве.
Биография А.А. Фета
Афанасий Афанасьевич Фет родился в 1820 году. Загадочные обстоятельства его рождения составляли наиболее драматические переживания самого поэта и предмет специального изучения многих исследователей его творчества. Согласно разысканиям биографов, А.А. Фет был сыном амт-асессора Иоганна Петера Карла Вильгельма Фета, жившего в Дармштадте, и его жены Шарлотты. Но родился будущий поэт в России, в имении Афанасия Неофитовича Шеншина, русского офицера, который увез мать А. Фета из ее родного города и, добившись ее развода с первым мужем, женился на ней. До 14 лет Фет считался сыном А.Н. Шеншина и носил его фамилию. Открывшаяся истина лишила мальчика и права именоваться русским дворянином Шеншиным, и русского гражданства, и надежд на будущее.
Всю свою жизнь Афанасий Фет подчинил «идее-страсти» – вернуть фамилию Шеншин и именоваться русским дворянином. В борьбе с жизненными обстоятельствами молодой человек проявил незаурядное мужество, терпение, упорство. Правда, сам Фет был не склонен признавать только роль личной воли в человеческой судьбе. В своих воспоминаниях он утверждал: «<…> Какова бы ни была личная воля человека, – она бессильна выступить за круг, указанный Провидением». И далее еще более подчеркивал эту зависимость человеческих стремлений от высшей воли: «Мысль о подчиненности нашей воли другой высшей до того мне дорога, что я не знаю духовного наслаждения превыше созерцания ее на жизненном потоке». Но как бы то ни было, сам А.А. Фет действительно проявил незаурядные волю и терпение, добиваясь поставленной цели.
Служба в армии и получение офицерского чина были единственным путем к возвращению утраченных дворянского звания и гражданства, и Фет, окончив Московский университет и отказавшись от более близкой ему по духовным склонностям жизни в Москве, начинает службу в провинции. Несомненной жертвой на алтарь цели был и отказ Фета от женитьбы на Марии Лазич, дочери бедного херсонского помещика. «У нее ничего, и у меня ничего», – писал он Я. Полонскому, объясняя свое решение. Вскоре, в 1851 г., Мария Лазич трагически погибает.
Но офицерские чины, которые Фет получает за добросовестную службу, приносят не только удовлетворение, а и горькое разочарование. По высочайшему указу императора, дворянского звания с 1849 г. не давал только что полученный Фетом чин корнета, а с 1852 г. – присвоенный ему чин майора. Фет выходит в отставку в 1853 г., так и не добившись дворянского звания.
И все же Фет на склоне жизни возвращает фамилию Шеншин, становится камергером. Удалось этой цели достигнуть не благодаря воинской службе, а той известности, которую обретает его поэзия, правда, в кругах достаточно узких, хотя и влиятельных (например, учеником Фета считал себя великий князь Константин Константинович Романов, вошедший в русскую поэзию под псевдонимом К. Р.). Уже после смерти Фета, хорошо знавший его известный критик Н. Страхов писал С.А. Толстой: «Он был сильный человек, всю жизнь боролся и достиг всего, чего хотел: завоевал себе имя, богатство, литературную знаменитость и место в высшем свете, даже при дворе. Все это он ценил и всем этим наслаждался, но я уверен, что всего дороже на свете ему были его стихи и что он знал: их прелесть несомненна, самые вершины поэзии».
Несомненная сила воли понадобилась Фету не только на жизненных перепутьях, но и в его творческой судьбе. Литературная судьба Фета тоже не была безоблачной: ценителей фетовской поэзии было немного, хотя среди них были столь авторитетные судьи, как В.Г. Белинский, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Н.Н. Страхов, Ф.М. Достоевский, Вл. Соловьев. Широкого же признания у демократической критики или рядовых читателей Фет не получил. Поэту гораздо чаще приходилось слышать голоса критиков скорее насмешливые и недоброжелательные, чем восхищенные.
Недоброжелательство современной Фету критики объяснялось разными мотивами. Одна из причин коренилась в демонстративном непризнании Фетом гражданской тематики как предмета поэзии, что в эпоху господства Музы Некрасова, «печальной спутницы печальных бедняков», и подражавших Некрасову «скорбных» поэтов воспринималось как вызов настроениям радикально настроенного общества, жаждущего видеть в поэзии трибуну для обсуждения социальных и политических проблем.
В предисловии к третьему выпуску «Вечерних огней» Фет так объяснял неприятие «скорбных» поэтов и их поэзии, описывающей социальные язвы: «<…> Никто не предположит, чтобы, в отличие от всех людей, мы одни не чувствовали, с одной стороны – неизбежной тягости будничной жизни, а с другой – тех периодических веяний нелепостей, которые действительно способны исполнить всякого практического деятеля гражданской скорбью. Но эта скорбь никак не могла вдохновить нас. Напротив, эти-то жизненные тяготы и заставляли нас в течение 50 лет по временам отворачиваться от них и пробивать будничный лед, чтобы хотя на мгновение вздохнуть чистым и свободным воздухом поэзии». И далее Фет дает свое понимание поэзии как «единственного убежища от всяких житейских скорбей, в том числе и гражданских». По мысли Фета, «поэзия, или вообще художественное творчество, есть чистое восприятие не предмета, а только одностороннего его идеала. <…> Художнику, – полагает он в статье, посвященной стихотворениям Ф. Тютчева, – дорога только одна сторона предметов – их красота».
Несомненно, это было выстраданное убеждение. Фет тяжело переживал «безобразие всего хода нашей жизни», как утверждал Н.Н. Страхов после встречи с поэтом. Но мысль о «безобразии всего хода нашей жизни» не нашла последовательного поэтического воплощения. Определяя жизнь земную как «базар крикливый Бога», как «тюрьму» («Окна в решетках, и сумрачны лица», 1882), «голубую тюрьму» («Н.Я. Данилевскому»), поэт не видит свою задачу в том, чтобы выносить ей приговор или подробно описывать «житейские скорби». Признавая неидеальность социального устройства, Фет предметом своего творчества сделал красоту земного бытия: прелесть природы и поэзию человеческих чувств.
1880-е гг. – один из самых интенсивных, плодотворных периодов творчества А.А. Фета. В 1883 г. выходит его поэтический сборник «Вечерние огни», собравший лучшие его произведения, через каждые два-три года выходят еще три выпуска сборника. Фет работает над своими мемуарами, и в 1890 г. публикует два толстых тома «Моих воспоминаний». Третий том – «Ранние годы моей жизни» выходит уже после смерти поэта в 1893 г. Фет много переводит. Среди наиболее значительных его переводов – основной труд немецкого философа А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление», стихотворный перевод всех сочинений Горация (труд, начатый еще в юношеские годы). Менее высоко исследователи оценивают переводы других римских авторов, сделанные Фетом, но нельзя не поразиться целеустремленностью и увлеченностью русского поэта. Он переводит комедии Плавта, «Сатиры» Ювенала, лирические произведения Катулла, «Скорбные элегии» и «Метаморфозы» Овидия, эпиграммы Марциала. Перед смертью Фет работает над пятым выпуском «Вечерних огней».
В 1892 г. поэт умер.
►
«Вечерние огни»
Лишь после возвращения привилегий потомственного дворянина и фамилии отчима он занялся творчеством с новыми силами. Произведения Афанасия Фета к концу жизни приобретали все более философский оттенок, присутствовал в них так называемый метафизический реализм. Писал Афанасий Фет о единстве человека со всей Вселенной, о вечности, о высшей реальности. Афанасий Афанасьевич написал в период с 1883 по 1891 год более трехсот различных стихотворений, вошедших в сборник под названием «Вечерние огни». Данный сборник пережил четыре выпуска при жизни поэта, а пятый вышел после его смерти.
Последние годы жизни
В 1873 году Афанасию Фету было возвращено звание, а также фамилия Шеншин. После этого поэт занимается благотворительностью. На этом этапе стихи Афанасия Фета публикуются в сборниках «Вечерние огни», которых с 1883 по 1891 выходит четыре выпуска. Поэзия Фета содержит в основном две темы: природу, любовь.
Смерть настигла поэта 21 ноября 1892 года в Москве в своем доме на Плющихе. Фет скончался от сердечного приступа. Афанасий Афанасьевич был похоронен в родовом имении Шеншиных в с. Клейменово Орловской губернии.
Смерть Афанасия Фета
Великий поэт умер от сердечного приступа. Однако исследователи его творчества и жизни убеждены, что перед смертью им была предпринята попытка покончить с собой. Но точно нельзя сказать, была ли отмечена этим эпизодом жизнь такого человека, как Афанасий Фет. Биография, интересные факты о нем иногда вызывают у исследователей споры. Некоторые из них все же признаются большинством как достоверные.
Интересные факты о Фете
- Когда будущему поэту было 14 лет (в 1834 году) выяснилось, что он не является юридически сыном Шеншина, русского помещика, и запись об этом сделана была незаконно. Анонимный донос, сделанный неизвестным, стал причиной разбирательств. Как приговор прозвучало решение: Афанасий отныне должен носить фамилию матери, а также он лишался российского подданства и привилегий потомственного дворянина. Внезапно из богатого наследника он превратился в человека без имени. Как позор воспринял данное событие Фет. Навязчивой идеей стало для него возвращение утраченного положения. Его мечта сбылась лишь в 1873 году, когда Фету было уже 53 года.
- Тяжелым бременем была отмечена судьба такого поэта, как Афанасий Афанасьевич Фет. Биография для детей о нем обычно об этом не упоминает. Для поэта существовала опасность одной родовой болезни. Дело в том, что в его роду имелись сумасшедшие. Уже в зрелом возрасте два брата Фета потеряли рассудок. Под конец жизни его мать также страдала безумием. Эта женщина умоляла всех убить ее. Сестра Надя незадолго до брака Афанасия Афанасьевича с Марией Боткиной также попала в психиатрическую клинику. Ее там навещал брат, однако Надя не узнавала его. Часто замечал и за собой приступы тяжелой меланхолии Афанасий Фет, биография и творчество которого это подтверждают. Поэт все время опасался, что его постигнет та же участь, что и родных.
- В 1847 году во время военной службы в Федоровке поэт познакомился с девушкой по имени Мария Лазич. Ее очень полюбил Афанасий Афанасьевич Фет. Биография и творчество его во многом сложились под влиянием этой встречи. Отношения между влюбленными начались с легкого флирта, переросшего постепенно в глубокое чувство. Однако красивая, хорошо образованная Мария не могла все-таки стать хорошей партией для надеявшегося вернуть звание дворянина Фета. Поняв, что любит эту девушку по-настоящему, поэт все-таки решил, что не женится на ней. Девушка к этому отнеслась спокойно, однако решила через некоторое время разорвать отношения с Фетом. После этого поэту сообщили о трагедии в Федоровке. В комнате Марии вспыхнул пожар, на ней загорелась одежда. Девушка, пытаясь спастись, выбежала сначала на балкон, а затем в сад. Однако ветер лишь раздувал пламя. Умирала Мария Лазич несколько дней. Последние слова этой девушки были о Фете. Эту потерю тяжело перенес поэт. До конца жизни он сожалел о том, что не женился на Марии. Душа его опустела, и больше не было в его жизни настоящей любви.
Итак, вы познакомились с таким поэтом, как Афанасий Афанасьевич Фет. Биография и творчество кратко были представлены в этой статье. Надеемся, что эта информация вызывала желание у читателя познакомиться поближе с великим поэтом. Поэзию так называемого нового классицизма ознаменовало творчество такого автора, как Фет Афанасий Афанасьевич. Биография (полная) представлена Бухштабом Б.Я. Называется книга «А. А. Фет. Очерк жизни и творчества». По этой работе вы можете ближе познакомиться с таким великим русским поэтом, как Афанасий Афанасьевич Фет. Биография по датам в ней дается довольно подробно.
Основные этапы жизни и творчества
Не существует документально точной биографии Афанасия Фета. Это связано с его загадочным происхождением и некоторыми обстоятельствами жизни. Фет сам установил дату своего рождения 23 ноября 1820 г. и определил свою национальную принадлежность. В своем дневнике поэт написал, что «все страдания и горести» его жизни, полной драматизма и противоречий, можно назвать просто — «имя Фет».
Афанасий Афанасьевич появился на свет в усадьбе Новоселки под городом Мценском Орловской губернии в семье дворянина Шеншина, где жил до 14-летнего возраста, после был определен в немецкую частную школу-пансион в эстонском городе Выро. Он стал одним из лучших учеников, начал пробовать сочинять стихи. Тогда же он получил известие от отца, которое изменило всю его жизнь.По анонимному доносу было назначено расследование, и стали известны двусмысленные обстоятельства его рождения.
Его мать Шарлотта Фёт, проживавшая в немецком городе Дармштадте, познакомилась с отставным русским офицером Афанасием Шеншиным, находившемся там на лечении, и сбежала с ним от первого мужав Россию, где у нее родился сын. Мальчика крестили по православному обряду и записали сыном Шеншина, но обвенчаться его родители смогли лишь спустя 2 года, когда Шарлотта смогла добиться развода с Иоганном Фётом и принять православие как Елизавета Петровна. По законам Российской империи Афанасия признали незаконнорожденным, он был лишен российского подданства, дворянского звания, фамилии отца и права наследования его состояния, отныне вынужден был подписываться «иностранец Фёт».Так в одночасье произошел трагический перелом в жизни Фета: он лишился всего и почти сорок лет будет стремиться вернуть утраченное.
После окончания пансиона в 1838 г. продолжил обучение в Московском университете на юридическом факультете, после перевелся на философский. Там стал посещать студенческий кружок, где увлекались изучением литературы и философии, подружился с будущим историком Сергеем Соловьевым, поэтами Яковом Полонским и Аполлоном Григорьевым, при содействии которого выпустил в 1840 г.свою первую книгу стихов «Лирический пантеон». Литературный дебют молодого студента был одобрен Белинским, который сказал, что из всех московских поэтов «всех даровитее господин Фет», а Гоголь признал «несомненное дарование» начинающего литератора. Благодаря благословению таких литературных авторитетов его стихи стали публиковать в самых известных журналах.
Окончив университет в 1844 г., выбирает военную карьеру ради получения офицерского чина, чтобы вернуть себе утраченное дворянство. Службу проходит в южных провинциях России в кирасирском полку, после в кавалерийском полку, расквартированном возле Петербурга.
Фет в армии
В 1848 г. знакомится с миловидной 22-летней Марией Лазич, дочерью обедневшего херсонского помещика, сербского генерала в отставке, девушкой весьма образованной, начитанной и музыкально одаренной. Несмотря на сильные чувства, которые Фет испытывал к Марии, он не решился на женитьбу, считая их бедность препятствием для будущей семейной жизни. После их расставания, он узнал о страшной трагедии: в 1850 г. Мария погибла. От оброненной горевшей спички вспыхнул подол ее платья, огонь мгновенно охватил одежду и волосы. Хотя возгорание удалось потушить,через четыре дня девушка в мучениях скончалась от сильных ожогов. Перед смертью она просила сохранить письма Фета, последними ее словами были: «Он не виноват, а я…». Многие считали это самоубийством, а не несчастным случаем, потому что она в свои последние часы думала не о своем спасении, а о том, кого любила. Эту утрату Фет очень тяжело переживал, винил себя в смерти возлюбленной. Отношения с Марией Лазич и воспоминания о ней определят мотивы любовной лирики Фета.
В 1854 г. Фет знакомится с писателями литературного круга «Современника»: Тургеневым, Некрасовым, Гончаровым и др. При их поддержке издается второй сборник, но многие стихи правил Тургенев, делая их более понятными и доступными. Позже Фет признался, что после редакции Тургенева издание получилось «настолько же очищенным, насколько изувеченным».
В 1857 г. путешествует по Европе, в Париже обвенчался с Марией Боткиной, дочерью богатого купца-чаеторговца. В 1858 г., в чине штаб-ротмистра подает в отставку, так и не сумев выслужить дворянство. В 1860 г. покупает совершенно разоренное имение Степановку, которое за несколько лет превратил в образцовое и процветающее хозяйство с великолепным конным заводом, фермами, пасеками и плодородными угодьями. Тогда же сблизился с Львом Толстым, жившим недалеко в имении Ясная поляна, они часто навещают друг друга и переписываются. Толстому были близки взгляды поэта, он преклонялся перед творчеством Фета.
Мария Петровна Боткина
В 1863 г. Фет издает двухтомник стихотворений, регулярно печатает экономические статьи о состоянии сельского хозяйства в «Русском вестнике» и других журналах.Эту двойственность творчества Фета, «то публициста, то поэта» отметил в своем стихотворении А.Жемчужников: «Искупят прозу Шеншина стихи пленительного Фета». Многие критики обрушились на Фета с обличительными статьями, обвиняя, что под маской поэта-лирика скрывается душа «помещика-крепостника». Хотя его имения были куплены в пореформенное время, у него работали не крепостные, а наемные крестьяне, а он сам был рачительным хозяином, толковым агрономом и экономистом. Но его созерцательная поэзия, ее чрезмерная отвлеченность и мистицизм во времена повышенной социальной активности литературных кругов в 60-е годы XIX в. вызывала насмешки, часто на его стихи писали эпиграммы . Поэт и реальная личность воспринимались как разные люди.
Фет не писал стихов на злобу дня, поэтому как поэт был презираем демократической критикой. Наиболее резкой была оценка Писарева, который писал, что творчество Фета настолько бесполезно, что в листы его сборников будут заворачивать сыр или копченую рыбу, и тогда он будет приносить лишь какую-то «долю практической пользы». Некрасов, хотя и был демократом, признавал дарование Фета, «в высшей степени самобытное».
Фет придерживался консервативных взглядов и был убежденным монархистом.В 1867 г. его избирают мировым судьей, и он довольно ревностно относится к своим обязанностям почти 11 лет. В 1873 г. Фету императорским указом Александра II было возвращено дворянство и фамилия Шеншин, но он продолжает подписывать свои произведения фамилией Фет. В 1877 г. продает Степановку, чтобы приобрести дом в Москве и большое старинное имение Воробьевка в Курской губернии, которое тоже преобразит в «земной рай» и проведет там оставшиеся годы жизни.
Фет много времени уделял переводам произведений Гете, Гейне, Шиллера, Мицкевича, античных поэтов Ювенала, Овидия, Вергилия, Лукреция и др.; перевел всего Горация, труды немецкого философа Шопенгауэра. За свою переводческую деятельность был удостоен Пушкинской премии, в 1886 г. избран членом-корреспондентом Академии наук.
После двадцатилетнего перерыва, с 1883 г. публикует четыре выпуска стихотворного сборника «Вечерние огни», пятый выйдет после его смерти.
21 ноября 1892г., страдая от болезни легких, оставив предсмертную записку, пытался совершить самоубийство: ударил себя в область сердца ножом, но умер не от незначительного ранения, а от внезапного сердечного приступа. Погребен в родовом имении Клейменово Орловской губернии.
Фет Афанасий Афанасьевич, подробная биография
(настоящая фамилия — Шеншин)
(1820-1892) русский поэт
Афанасия Афанасьевича Фета называли не просто поэтом, а поэтом-музыкантом. Действительно, на его стихи было написано множество романсов, которые быстро завоевали широкую известность и до сих пор исполняются лучшими певцами. Читая его стихи, в которых всегда царит настроение покоя и какой-то особой умиротворенности, можно предположить, что и жизнь поэта была такой же ровной и безоблачной. На самом же деле это далеко не так.
Жизненный путь Афанасия Фета начался с тяжелого испытания. Его мать, Каролина Шарлотта Фет, оставила своего прежнего мужа, бросила семью и уехала в Россию вместе с русским дворянином А. Шеншиным, за которого вскоре вышла замуж, и родила сына. Для этого ей пришлось принять православие, и практически получилось так, что она оказалась замужем одновременно за двумя людьми.
Отец Шарлотты написал Шеншину гневное письмо, в котором сообщал, что отрекается от дочери и что фактический отец ребенка — Иоганн Фет, адвокат, служивший в суде Дармштадта. Тем не менее А. Шеншин сразу после рождения ребенка усыновил его.
Настоящая трагедия разразилась, когда будущему поэту исполнилось пятнадцать лет. В январе 1835 года орловская духовная консистория аннулировала усыновление и присвоила мальчику немецкую фамилию. Так в пятнадцать лет Афанасий стал гессен-дармштадтским подданным. Он остро переживал случившееся и большую часть жизни добивался восстановления своего русского имени. Но только в 1873 году особым указом императора Александра II ему было пожаловано русское дворянство с правом наследования и присвоена фамилия Шеншин. Однако он уже был известен в литературе под фамилией Фет, поэтому так и продолжал подписывать свои стихи.
Будущий поэт получил прекрасное образование. Вначале отец отдал его в немецкий пансион Кюммера в городе Верро (Выру) в Эстонии. Там он вскоре стал одним из лучших учеников, к тому же увлекся классической филологией и начал писать стихи. Через два года, закончив пансион с похвальным листом, Афанасий Фет поступает на словесное отделение Московского университета. Там он знакомится с известными профессорами, а его любимым учителем становится С. Шевырев, известный критик, редактор журнала «Москвитянин». С большой симпатией к Фету относился и Н. Погодин, известный историк и автор исторических сочинений. Афанасий даже прожил в доме своего учителя целый год. Но ближе всего Афанасий Фет сошелся с тогда еще молодым критиком А. Григорьевым. Под его влиянием юноша продолжил свои поэтические занятия, а в ноябре 1840 года выпустил первый сборник «Лирический пантеон».
Стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета регулярно появлялись в журналах «Москвитянин», «Отечественные записки», они получили благожелательные отзывы Виссариона Белинского и Николая Гоголя. Казалось, перед ним открывается путь в большую литературу. Однако в 1844 году после окончания Московского университета. он круто меняет свою судьбу и начинает службу в армии, поступив унтер-офицером в кирасирский полк.
Подобное решение, хотя и оказалось неожиданным для окружения молодого поэта, для него самого не было случайным. Военная карьера была единственным способом, с помощью которого можно было вернуть русское имя и дворянство. Вначале Фет служит в Херсоне, и вынужденное пребывание в маленьком городе тяготит его. Но надежда на будущий успех и желание побыстрее вернуть себе родовое имя помогают ему преодолевать все трудности. О его переживаниях тех лет мы узнаем из переписки с А. Григорьевым. Фет стал прототипом главного героя в повести А. Григорьева «Человек будущего», девизом которого стали слова, написанные поэтом в одном из писем: «Я живу одной ненавистью к прошедшему, одной любовью к будущему».
Движение к намеченной цели потребовало от Афанасия Фета еще одной жертвы: осенью 1848 года он встретил Марию Лазич, которую страстно полюбил, но поскольку она была бесприданницей, а Фет также был стеснен в средствах, свадьба не состоялась.
Не выдержав разлуки с любимым, Мария вскоре умерла. Через много лет, уже будучи богатым помещиком, Афанасий Фет вспомнит о своей любви к Марии и посвятит ей цикл лирических стихотворений, а также свою единственную поэму «Сон поручика Лосева».
Любопытно, что суровый армейский быт практически не нашел отражения в поэзии Фета. Автор как бы сознательно уходил в мир природы и возвышенных чувств. Кстати, в его лирике почти нет стихов и о Родине.
В 1853 году Афанасий Афанасьевич Фет добивается перевода в Петербург, в уланский полк. Переехав в столицу, поэт сразу же входит в литературный мир, знакомится с Тургеневым и Некрасовым и вскоре становится постоянным автором журнала «Современник». Он выпускает два сборника стихов, в основном посвященных лирическим описаниям природы. В то же время состоялось и его знакомство с Федором Тютчевым, который вскоре становится его близким другом. Фет оказался одним из немногих, кто поддержал Тютчева, покинувшего семью ради связи с Е. Денисьевой.
В 1858 году Афанасий Фет получает значительное наследство, которое позволяет ему выйти в отставку, покупает небольшое имение Степановка поблизости от Мценска и несколько лет занимается хозяйством.
В это время он практически порывает все связи с литературными кругами, однако стихи писать не перестает. В 1857 году поэт женится на М. Боткиной, сестре известного врача, которая становится не только матерью его детей, но и его музой. Именно к ней он обращается в своих стихотворениях, вошедших в известный сборник «Вечерние огни».
Хозяйственная деятельность Фета оказалась весьма успешной. Он развивал и увеличивал свое хозяйство, а в 1877 году купил обширное имение Воробьевка в Щигровском уезде Курской губернии. В нем Афанасий Афанасьевич Фет почти безвыездно прожил до 1881 года, а затем, приобретя дом в Москве, проводил в имении лишь весну и лето.
Его стихи регулярно печатаются в известнейших литературных журналах «Русский вестник», «Заря». Он становится всероссийски известным литератором. Одновременно со стихами Фет пишет и прозу, два цикла очерков «Из деревни» и «Записки о вольнонаемном труде». Свои блестящие наблюдения о жизни и людях, с которыми ему доводилось встречаться, он отражает в своих «Воспоминаниях». Из них-то и стало известно, что по совету И. Тургенева, с которым Фету доводилось встречаться в литературных редакциях, он начинает писать прозу, и Тургенев даже редактировал ее.
В последнее десятилетие своей жизни, Афанасий Афанасьевич Фет активно занимается переводами и наряду с лирикой Гёте, Гейне, Байрона, Мицкевича обращается к произведениям крупной формы. В частности, на протяжении ряда лет он работал над переводом «Фауста» Гёте. Причем Фауста воспринимал как своего духовного двойника.
Афанасий Афанасьевич Фет. Биография поэта
А.А. Фет – поэт, для творчества которого характерен уход от бытовой суеты в «царство грез». Природа и любовь – основное содержание его стихов. Они тонко передают настроение поэта, доказывают его художественное мастерство.
История рождения
До сих пор никто точно не знает, к какому роду принадлежит Фет Афанасий Афанасьевич. Биографию можно кратко изложить с помощью следующих известных фактов. Его мать, немка Шарлотта Беккер, в 1818 году стала женой Иоганна Фёта.
Примерно через год у них родилась дочь. А через 6 месяцев в Дармштадт прибыл на лечение Афанасий Неофитович Шеншин, обедневший русский помещик. Он влюбился в Шарлотту и тайно увез ее в свою страну. Во время побега она была беременна. Некоторые биографы утверждают, что от мужа, так как она родила вскоре после приезда в Россию. Другие считают, что все-таки от Шеншина. Сам И.Фет не признал этого ребенка в своем завещании. Мальчик родился в 1820 году. Он был крещен как православный и в метрике записан как сын Шеншина. Только через год Фоэт дал жене развод, и она смогла, приняв новую веру, выйти замуж за нового мужа. Афанасий, младший до 14 лет, рос и воспитывался рядовым барчуком.
Годы учебы и проба пера
С 14 лет жизнь будущего поэта круто изменилась. Отец возил его сначала в Москву, потом в Петербург, а потом, по совету друзей, определил для обучения в педагогическое заведение какого-то Круммера в глухом городке Верлаусе в Ливонии. Дело в том, что еще в 1835 году духовная консистория решила, что отцом мальчика должен считаться И. Фоэт.
У Шеншина появились враги, которые стремились использовать наличие внебрачного ребенка, чтобы навредить ему. Он старался обеспечить дальнейшее благополучие семьи. Отныне мальчик был обязан подписываться как Афанасий Афанасьевич Фет. Биография его при этом не изменилась, однако окружавшие его недоумение и немые вопросы были очень неприятны и смущали. В 1837 году юноша стал студентом философского факультета Московского университета. Учился 6 лет, как иностранец. В это время у него развился поэтический дар. Сборник его стихов был впервые опубликован в 1840 году. В 1842-1843 годах он продолжал публиковаться в «Москвитянине» и «Отечественных записках». В 1844 году матери поэта не стало. Его дядя, Петр Шеншин, обещал списать на племянника имение, но так как он умер в Пятигорске, а не на родине, то его наследство было разорено, а деньги украдены из банка. Чтобы получить хоть какие-то деньги и вернуть дворянский титул, Афанасий был вынужден пойти в армию. Через год он получил только первый офицерский чин.
Полезные знакомства
В 1848 году полк, с которым прибыл поэт, остановился в селе Красноселье. Там Афанасий познакомился с Бржеским, предводителем местной знати, а через него — с сестрами Лазич, в одну из которых влюбился. Но Фет решил, что нехорошо выдавать замуж нищего за бедняка. Вскоре во время пожара погибла Елена Лазич. Полк был переброшен ближе к столице. Во многом решающими оказались знакомства, которые Афанасий Афанасьевич Фет завел в Петербурге. Его творческая биография только выиграла от дружбы с Тургеневым, а через него — и со многими другими писателями.
Семейная жизнь
Свет увидел новый сборник стихов поэзии. Он имел колоссальный успех. В 1858 г. вышел указ Александра II, согласно которому дворянское звание можно было получить только в чине полковника. Фет понял, что доживет до него только до глубокой старости и тут же удалился на покой. Он переехал в Москву и там в том же году сделал предложение М. Боткину. Женщина, у которой был внебрачный ребенок, сразу же согласилась. Они жили хорошо.
Отец, купец, продавец чая, дал ей приданое. Получив деньги, с другой стороны показал себя Афанасий Афанасьевич Фет. Биография его, с появлением финансов, изменилась в лучшую сторону. В 1860 году писатель купил заброшенную усадьбу и превратил ее в богатую усадьбу. Реформу 1861 года поэт не поддержал. Фет оказался яростным защитником старых порядков. Теперь он думал только о приумножении богатства и скупал одно поместье за другим. В 1863 г. вышло двухтомное издание стихов А. Фета. Новое поколение его не приняло. У поэта творческий кризис, много лет он не написал ни строчки.
Долгожданное уважение
Соседи-арендодатели избрали Фета мировым судьей. Должность была довольно почетной. Следующие 17 лет на ней пробыл Афанасий Афанасьевич Фет. Биография поэта творческая, но переживала кризис. Фет перестал сотрудничать с журналом «Современник», так как там была установлена линия Чернышевского-Добролюбова. Но поэт не хотел принимать ни сторону демократов, ни взгляды либералов. В 1873 году Сенат издал указ о причислении Афанасия Афанасьевича к роду Шенпшиных. Супруги Фетовы могли даже купить богатый дом в Москве на Плющихе.
Последние годы жизни и творчества
Лишь в 1881 году поэт вернулся в литературу. Сначала он занимался переводами, потом снова начал писать стихи, а еще позже — мемуары. В 1889 году великий князь К. К. Романов, друг и поклонник поэта, пожаловал ему звание камергера. Последнее известное потомкам стихотворение было написано в октябре 1892 года. Окончательное издание произведений Фета вышло только в 1894 году. Поэт скончался в ноябре 1892 года от осложнений после бронхита. Так говорит официальная биография его последних дней. Афанасий Афанасьевич Фет, на самом деле, по свидетельству его близких, перед смертью просил выпить шампанского, пытался покончить с собой стилетом, и только тогда его ударили.
р>
3 Вокальные квартеты Антона Аренского по мотивам Афанасия Афанасьевича Фета : Интерлюдия
Портрет Афанасия Фета Ильи Репина, 1882 1892) считается «в числе лучших лириков русской литературы». Критик писал: «Такого лирического проникновения в самую суть человеческого чувства доселе не знала русская поэзия». Обстоятельства его рождения оказались исключительно травмирующим опытом. Он родился в России у Шарлотты Беккер, которая на седьмом месяце беременности бросила своего мужа Иоганна Фота, чтобы последовать за богатым русским помещиком Афанасием Шеншиным. Поскольку их брак в 1822 г.
Антон Аренский, 1910
В возрасте 14 лет ему больше не разрешалось носить фамилию отчима, и администраторы присвоили ему фамилию «Фет», случайный перевод имени его родного отца. Еще в 1873 году Фет писал жене: «Вы даже не представляете, как я ненавижу имя Фет. Умоляю вас никогда не упоминать об этом… Если бы кто-нибудь попросил меня назвать одним-единственным именем все испытания и невзгоды моей жизни, я бы, не задумываясь, сказал, что это имя Фет». Неудивительно, что его чувственная и меланхоличная лирика часто проникнута грустью и трагедией, и она, безусловно, вдохновляла многих композиторов, в том числе Антона Аренского (1861-1819).06).
Антон Аренский: 3 вокальных квартета, соч. 57 – № 1. Серенада (Дмитрий Миллер, виолончель; Российская государственная симфоническая капелла; Российский государственный симфонический оркестр; Валерий Полянский, дирижер)
Афанасий Фет , 1892
Фет в итоге смог реализовать свои социальные амбиции и сбросить клеймо незаконнорожденности. Получив повышение в армии в 1873 году, он, наконец, получил фамилию отчима, а вместе с ней и права и привилегии, связанные с принадлежностью к этому аристократическому русскому роду. Тем не менее, был один эмоциональный шрам, который так и не зажил. Осенью 1848 года Фет познакомился и полюбил 20-летнюю дочь бедного помещика Марию Лазич. Они страстно влюбились друг в друга, но о женитьбе на нищей девушке в его социальных условиях не могло быть и речи, и он ее бросил. Мария умерла в 1851 году, и было высказано предположение, что она намеренно подожгла свое платье. Через четыре дня она умерла от полученных ожогов, и ее последними словами были: «Он невиновен». Фет так и не смог преодолеть свою вину, и Мария часто упоминается в его стихах.
Жизнью терзаемой, И хитрой надеждою,
Когда моя душа сдается в битве с ними,
День и ночь Я сжимаю веки
И иногда даруют мне странные видения.
Мрак бытия сгущается,
Как после яркой вспышки осенней молнии,
И только в небе, как зов сердца,
Сверкают ресницы звёзд золотые.
———-
Во мраке и тишине таинственной ночи
Я вижу ласковую и приветливую искру,
Из хора сфер знакомые глаза
Сияют над забытой в степи могилой.
Трава поблекла, пустыня мрачна,
Одинокая гробница снится сиротским сном,
И только в небе, как вечная мысль,
Звёзд блестят ресницы златые.
И мне снится, что ты воскрес из мертвых,
Неизменный с тех пор, как ты покинул землю,
И мне снится сон: мы оба молоды,
И ты смотрел на меня, как тогда.
Антон Аренский: 3 вокальных квартета, соч. 57 – № 2. Умирающей звезде (Дмитрий Миллер, виолончель; Российская государственная симфоническая капелла; Российский государственный симфонический оркестр; Валерий Полянский, дирижер)
Портрет Антона Аренского работы Карла Тавастстержной, 1901
Чайковский писал , «Фет — исключительное явление. Нечего сравнивать его с другими первоклассными поэтами, ходить и анализировать Пушкина, Лермонтова, Толстого, Тютчева в поисках сходства.