Ораторы древней греции: Ораторское искусство в античности. Ораторы Древней Греции. Ораторы Древнего Рима -Риторика и речевая культура

Семь великих ораторов

Семь великих ораторов
  • 4

    13819

  • mix» data-ping-position=»2″ data-featured-url=»https://kudago.com/msk/list/6-kontsertov-dlya-vlyublyonnyih-v/» data-item-url=»https://kudago.com/msk/list/6-kontsertov-dlya-vlyublyonnyih-v/» data-featured-path=»/msk/best/»>

    41

    94653

  • com/msk/list/kuda-shodit-s-detmi-9/» data-item-url=»https://kudago.com/msk/list/kuda-shodit-s-detmi-9/» data-featured-path=»/msk/best/»>

    13

    46188

  • com/msk/list/organnaya-muzyika-v-moskve/» data-featured-path=»/msk/best/»>

    132 150409

  • kudago.com/list/rasshiryaya-granitsyi-poznavatelnyie/» data-featured-path=»/msk/best/»>

    3 2710

  • 06.2022″ data-item-url=»» data-featured-path=»/msk/best/»>
  • 243

    48090

Фото: uploads. knightlab.com

Владимир Серов. Ленин провозглашает Советскую власть

Фото: dimanos.livejournal.com

Выступление Льва Троцкого

Фото: diletant.media

Выступление Уинстона Черчилля

Фото: junglefox.me

Фото: yourspeech.ru

Жан Леконт дю Нуи. Демосфен, упражняющийся в ораторском искусстве

Фото: salesgu.ru

Необычные концерты в Соборе Петра и Павла. 12+

Джаз, средневековая и классическая музыка на органе.

Смотреть расписание

Демосфен

Как известно, ораторское искусство зародилось в Древней Греции, и, стало быть, первые мастера красноречия появились именно там. На весь мир известна история Демосфена. С юных лет он был косноязычен, обладал слабым голосом и коротким дыханием, однако мечтал выступать на публике и доносить до народа свои мысли. Работая над своими недостатками, он набирал в рот камешки и произносил речи на берегу моря, стараясь звучать громче волн. Эти и другие тренировки сделали его одним из величайших риторов всех времён.

Лисий

Афинянин Лисий был замечательным ритором. История гласит, что его речи отличались выразительностью, оригинальностью, чёткостью, логичностью, краткостью, продуманностью. Он часто использовал юмор и иронию, что особенно нравилось публике. По сей день Лисий является эталоном для ораторов со всего света, в особенности судебных.

Авраам Линкольн

XVI президент США Авраам Линкольн славился красноречием. Из-за бедственного положения семьи он учился в школе совсем недолго и многое (в том числе ораторское мастерство) постигал самостоятельно. Известно, что темы будущих выступлений он обсуждал чуть ли не с каждым встречным, в результате чего настолько привыкал к своей речи, что на публике она звучала как импровизация.

Уинстон Черчилль

Репетируя выступления, Уинстон Черчилль продумывал не только текст, но и мимику, жесты и даже положение ног, зная, что может оказывать влияние на публику как словесно, так и невербально. Свои легендарные высказывания он сочинял заранее. В целом же его речь отличалась обилием метафор, естественностью, эмоциональностью.

Анатолий Кони

На заседаниях с участием Анатолия Кони всегда собиралось много людей, мечтавших вживую услышать знаменитого судебного оратора. Легендарный юрист начала XX века говорил живо и образно, гармонично соединял факты и эмоции. Он никогда не употреблял непонятных широкой публике слов, высказывался ясно и чётко.

Лев Троцкий

Ещё один выдающийся отечественный оратор — Лев Троцкий. Он обладал мощным звучным голосом, его речь была слышна издалека. Говорил он напористо и уверенно, строя последовательные монологи. Увлечённый и красноречивый, он мог выступать на публике по два-три часа кряду. Лозунги, которые он придумывал, мгновенно улетали в толпу.

Владимир Ленин

Культовый персонаж отечественной истории предлагал народу то, во что верил сам, и потому его идеи так заражали публику. Он говорил эмоционально и конкретно, тонко чувствовал настрой толпы, вёл со слушателями диалог, активно жестикулировал. Он использовал короткие речевые формулы, которые легко воспринимались и запоминались людьми.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+


Ораторы Древней Греции — презентация онлайн

Свое начало ораторское искусство берет в Греции. Секреты
великих ораторов той поры сохранились до сих пор.
Длинный список из них начинается с жителей Афин. Это
знаменитые Перикл, Лисий, Демосфен, Аристотель и другие.
Важное внимание они уделяли позам рук и ног. Особенно
знамениты были судебные ораторы.
ЛИСИЙ
— афинский оратор, логограф.
Его отец Кефал (известен по диалогам
Платона) был метеком. Его семья приехала из
Сиракуз (Сицилия) по приглашению афинского
политического деятеля Перикла. Будущий
оратор учился в южноиталийском городе Фурии,
где слушал курс риторики у известных
софистов.
Лисий считал, что речь оратора должна
походить на импровизацию. И его собственные
речи действительно напоминали импровизацию,
но только напоминали, так как на самом деле
они были всегда строго продуманы и тщательно
отработаны. Образное повествование, юмор,
отсутствие
ложного
пафоса,
экономия
изобразительных и выразительных средствлучшие качества речи Лисия.
ДЕМАД
— афинский оратор и политик.
Сын
рыбака,
малообразованный,
но
красноречивый. Приобрёл известность в 338 до н. э.
благодаря своей промакедонской ориентации. Часто
выступал
на
народных
собраниях
против
Демосфена, не придерживаясь при этом никакой
определённой политики.
Был замешан в деле Гарпала, казначея
Александра Великого, вынужден был удалиться в
изгнание. Возвратился в 322 г. после поражения в
войне с Македонией, и добился смертного приговора
Гипериду и Демосфену. В 319 (или 318) г., будучи
обвинён в предательстве интересов Македонии, был
убит по приказу Кассандра.
Демад
обладал
врождённым
ораторским
талантом
и
большими
способностями
к
импровизации. Он стал также знаменит благодаря
шутливым рассказам, образцы которых сохранились
у позднейших авторов. Речи Демада были утрачены
ещё в I. до н. э.
ДЕМОСФЕН
Самым замечательным оратором Древней
Греции был Демосфен. Слава его была столь
велика, что само имя Демосфен сделалось
синонимом к слову оратор. Любопытна и
поучительна история его жизни. Родившись в
384 году до нашей эры, Демосфен уже в
юношеские годы выступил на суде с
обвинительной речью против своих опекунов.
Афиняне в то время были очень избалованы по
отношению к ораторам: от оратора требовались
не только внутреннее содержание, но известная
мимика, разные приёмы рук, пальцев,
положение тела во время речи, игра
физиономии. Между тем Демосфен был
косноязычен, имел слабый голос, короткое
дыхание, привычку подергивать плечом и пр.
Настойчивостью и энергией он победил все эти
недостатки.
Он учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки и камешки,
произнося речи на берегу моря, при шуме волн, заменявших в данном случае шум
толпы; всходил на крутизны, громко читая поэтов; упражнялся в мимике перед
зеркалом, причём спускавшийся с потолка меч колол его всякий раз, когда он, по
привычке, приподнимал плечо. Изучая образцы красноречия, Демосфен по
неделям не выходил из комнаты, обрив себе половину головы, во избежание
соблазна. Его первые попытки говорить публично не имели успеха; но,
ободрённый актёром Сатиром, Демосфен продолжал работать над собой.
Демосфен горячо любил свою родину, и все его речи носили пламенный,
патриотический характер. Противники Демосфена называли его «диким зверем»,
столь страстной была манера его речи, отличавшаяся высоким пафосом, разящей
убедительностью и разнообразием. Он тщательно готовился к каждому
выступлению и до глубокой ночи засиживался перед своими речами, каждая из
которых была орудием политики, направленной на защиту своей родной страны.
Опыт Демосфена убеждает нас в том, какое огромное значение имеет тема и
главная цель выступления. Демосфен доказал, что даже те, у кого имеются
физические недостатки, могут избавиться от них путём вдохновенного труда и
стать хорошими ораторами.
РИТОРИКА АРИСТОТЕЛЯ
Интерес к публичным выступлениям в Древней Греции, острая
необходимость в таких выступлениях способствовали созданию теории
ораторского искусства, которая нашла наиболее яркое выражение в
риторике Аристотеля. Гениальный мыслитель, философ и ученый,
Аристотель уделяет огромное внимание стилю речи. По его мнению
смешение разных стилей в речи оратора-крупнейший недостаток,
избавиться от которого нужно в первую очередь
Главным достоинством стиля Аристотель
считал ясность мысли и умение донести её до
слушателя простыми точными словами. Стиль
должен соответствовать предмету речи. и
правильно выражать «чувства и характер»
оратора. По мнению Аристотеля, оратор не
должен говорить «слегка» о важных вещах и
торжественно о пустяках, не должен уснащать
свою речь большим количеством эпитетов,
сравнений и метафор.
Огромное значение придаёт Аристотель
содержанию речи и её структуре (построению).
Он рекомендует придерживаться некоторых
элементов ораторского искусства:
1. Изобретение (тщательная подготовка)
материала.
2. Форма (план) расположения материала.
3. Запоминание (освоение) материала.
4. Правильное словесное выражение материала.
5. Правильное произнесение (интонирование)
материала.
Кроме того Аристотель высказал много
ценных и тонких замечаний об умении оратора
обращаться с аудиторией, возбуждать её
внимание остроумной шуткой, лирическим
отступлением и т. п. Многое из того, что
предлагал Аристотель, не потеряло своей силы
и до сих пор и может быть с успехом
использовано для овладения мастерством
устной речи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На протяжении всего периода античной культуры риторика
предопределяла не только стиль речи, но и в значительной степени образ
мыслей и поведения, т. е, философию жизни. Труды древних ораторов по
риторике оказали огромное влияние на все дальнейшее развитие теории
ораторского искусства, они внесли значительный вклад и на развитие
практического красноречия.

10 величайших мастеров риторики в древних Афинах —

On By Willy MartinezIn Блог художественной литературы, поп-культура, писатели и риторика

Аристофан Византийский назвал 10 величайших греческих мастеров риторики из Афин самыми влиятельными ораторами Древней Греции в 5-м и 4-м веках до нашей эры. Эти авторы судебной истории — то, что следует за великой литературой легенд, такой как «Илиада» или Гомер. Их называют аттическими ораторами из-за их регионального местонахождения и рождения; государство Аттика в Греции, в котором расположены Афины. Многие из этих ораторов работали логографами (сочинителями речей) и учителями, а некоторые, как говорят, написали свои собственные трактаты по риторике. Десять ораторов — Антифонт; Андоцид; Лисий; Исократ; Исей; Демосфен; Эсхин; Ликург; Гиперид и Динарх (Эдвардс).

О риторике: фото из «Илиады»

Понимание того, что Аристофан написал истории об этих «александрийских десятках», заставляет современных историков называть их так, потому что группа возникла во время правления Александра. Работа аттических ораторов вдохновила более позднее риторическое движение аттикизма, подхода к композиции речи, подчеркивающего простой, а не витиеватый стиль, потому что они были против «избытка стиля эллинистической прозы» (Кеннеди 330).

Когда Дионисий Галикарнасский представляет свой труд «О древних ораторах», он упоминает шестерых из десяти «александрийских» ораторов, трое из которых будут здесь изучаться специально: Лисия, Демосфена и Эсхина. Хотя Дионисий не согласен с этой группировкой, Квинтилиан и Плутарх следуют традиции Десяти.

Греческая эпоха аттических ораторов (риторика)

Ораторы и риторика: Демосфен практикует свое ремесло с камнем во рту ораторское искусство в судах. Экклесия была главным собранием демократии в древних Афинах во время ее Золотого века (480–404 г. среднее жюри, и для того, чтобы стать присяжным, не требовалось специальной подготовки. При этом присяжных было легче убедить эмоциональными призывами (Эдвардс 4) 9.0007

Каждый гражданин имел право публично привлечь виновного к ответственности посредством публичного иска. Эти разные дела были переданы мировому судье, который действовал так же, как сегодня действовал бы судья; они соблюдают городские законы, предлагая штрафы и наказания. «Идеалистическое утверждение» о том, что для решения первостепенной важности, такого как начало войны или выбор магистрата, необходимо собрать кворум в 6000 человек по вопросам, касающимся «политического ядра». Но повседневных уголовных дел было гораздо меньше, отражая в среднем 500, отмеченных выше в работе Эдвардса.

Гречанки в древнегреческой риторике
Гомер писал о греческих ораторах/риторике

Живущих гречанок в пятом и четвертом веках не всегда уважали и почитали, как когда-то в эпоху Илиады , мы узнаем, что «Во времена Перикла и позже [женщины] рассматривались и обращались с ними как с совершенно низшими существами, неспособными заявить о себе или оказать какое-либо благотворное влияние в доме», — с ужасом заявляет Карл в своей диссертации «Афинская семья: социологическое и социологическое исследование». Юридический кабинет» (22). Прискорбно сообщать об этом отставании в знаниях, но надо понять, кого принимали и не принимали при дворе и кого учили риторике.

Читать Демосфен, великий греческий оратор

Чарльз отмечает, что нигде в произведениях греческих авторов нет упоминаний об учебных заведениях для женщин. Таким образом, женщинам разрешалось присутствовать в суде только в том случае, если они были нужны в качестве свидетелей или в поддержку слабости тяжущейся стороны. Что касается бытовых ситуаций, мы также знаем, что граждане спали в разных помещениях. Свидетельством этого является первая речь Лисия («Об убийстве Эратосфена»), в которой стороны утверждали, что не обращают внимания на его неверную жену, потому что она спала внизу с их ребенком. Женщины в это время даже не считались полноправными гражданами.

Если вам понравилась эта статья, у нас есть похожий контент, посвященный изучению коммуникации с точки зрения теории дискурса, здесь.
Ораторы/Риторики были известны своими философскими и юридическими дебатами.

Только взрослые мужчины были «полномочны принимать решения в собрании» после того, как прослужили не менее 2 лет в армии, и поэтому речи должны были быть направлены на обращение к «представлениям о мужественности», добавляет автор Джозеф Ройсман в . Риторика Мужественность (1). И эта идеология мужественности была построена из их моральных идеологий и противоположных контекстов различий между хорошим и плохим человеком. Хороший афинянин — позитивный лидер, мужественный на войне, конкурентоспособный, а также полезный для друзей. Плохой афинянин, конечно, противоположен им.

Греческое слово, обозначающее дисциплину и самообладание, — «Софросина» (7,8). Самообладание и умеренность были добродетелью, которую восхваляли и к которой стремились все афиняне. Грек оставался мальчиком примерно до четырнадцати лет. Он будет считаться юношей, пока ему не исполнится двадцать один год. Ожидалось, что в молодости он пойдет в армию, пока не достигнет совершеннолетия около тридцати (11) лет. После службы стране ему разрешили посещать суды и выступать за должности в Сенате.

Если вам понравилась эта статья, у нас есть похожий контент, посвященный изучению коммуникации с точки зрения теории дискурса, здесь.

Вероятный процесс найма логографа, конечно же, начнется с консультации. Затем речь будет написана спичрайтером. Писатель создавал аргумент, одетый в призывы и риторические приемы. Затем клиент попытается выучить речь, если это возможно. Память была ценным искусством в ту эпоху, поэтому она не была редкостью. Истец также «снабжался его спичрайтером различными банальными просьбами, противопоставляя его собственную неопытность и уходящий характер с извращенной сообразительностью», чтобы привлечь присяжных (Ашер 32).

Во время Афинского суда было два представления, по одному для каждой стороны. Ни одному тяжущемуся или истцу не разрешалось говорить во время речи другого, и в качестве «способа следить за временем водяные часы капали, пока не кончились» (Wolff 98). В спектакль были вставлены любые доказательства, а также допрошены свидетели. Сразу после рассмотрения дела проголосовало жюри (Wolff 98). Говорят, что типичная речевая аранжировка состоит из следующих четырех частей:

  1. введение / проэм
  2. повествование/диегезис
  3. пруф/писц
  4. заключение/эпилогос

Мы обещаем не рассылать вам спам и не делиться вашей информацией с нежелательными пользователями. Вы можете отменить подписку в любое время.

Обработка…

Успех! Вы в списке.

Упс! Произошла ошибка, и мы не смогли обработать вашу подписку. Пожалуйста, обновите страницу и попробуйте еще раз.

Присоединяйся к племени!

Вот так:

Нравится Загрузка…

Демосфен | Греческий государственный деятель и оратор

Демосфен

Все медиа

Дата рождения:
384 г. до н.э. Афины древняя Греция
Умер:
12 октября 322 г. до н.э. Калаврия древняя Греция

См. все связанные материалы →

Демосфен , (род. 384 г. до н. э., Афины [Греция] — умер 12 октября 322 г., Калаврия, Арголида), афинский государственный деятель, признанный величайшим из древнегреческих ораторов, подстрекавший Афины к противодействию Филипп Македонский, а затем и его сын Александр Македонский. Его выступления содержат ценную информацию о политической, социальной и экономической жизни Афин 4-го века.

Наследие и молодежь

Демосфен, современник Платона и Аристотеля, был сыном богатого оружейника. Его отец умер, когда ему было семь лет, оставив большое наследство, но недобросовестные опекуны мальчика воспользовались своим положением, и когда он достиг совершеннолетия, Демосфен получил очень мало своего имущества. Его сильное желание подать в суд на своего опекуна Афоба в сочетании с хрупким телосложением, которое мешало ему получить обычное греческое гимнастическое образование, побудило его выучиться как оратор. Он также изучал юридическую риторику. В его Параллельные жизни Плутарх, греческий историк и биограф, рассказывает, что Демосфен построил подземный кабинет, где упражнялся в голосе, обрив половину головы, чтобы не выходить на публику. Плутарх добавляет, что у Демосфена был дефект речи, «невнятное и заикающееся произношение», которое он преодолел, говоря с камешками во рту и декламируя стихи на бегу или запыхавшись. Он также практиковался в выступлении перед большим зеркалом.

Подробнее по этой теме

Александр Македонский: Жизнь

…афиняне, подстрекаемые Демосфеном , проголосовали за помощь. За 14 дней Александр прошел 240 миль от Пелиона (около современной Корчи,…

Несмотря на эту программу самосовершенствования, его первые юношеские выступления в публичном собрании потерпели неудачу; над ним смеялись зрители. Его судебные процессы против Афоба и двух других опекунов в 363 г. были более успешными; они приносили мало денег, но он многое узнал о стратегии речи и методах аргументации. Сохранились три его речи против Афоба и две против скульптора Антенора.

Демосфен как спичрайтер

В возрасте 20 лет молодой Демосфен оказался без своего состояния, без торговли или профессии и, казалось бы, с небольшими перспективами успеха в какой-либо области. Но его риторические способности были замечены. В демократических Афинах 4-го века каждый гражданин, желавший возбудить судебное дело или защитить себя от обвинения, должен был говорить сам. Не каждый гражданин, конечно, обладал достаточным умением писать собственные речи, что и породило практику найма спичрайтера (логографа) для подготовки речи для таких случаев. Мастерство Демосфена в его речах против Афоба было признано более богатыми людьми, нуждавшимися в логографе; вскоре он приобрел богатых и влиятельных клиентов, готовых хорошо платить за его услуги. Так началась пожизненная карьера, которую он продолжал даже во время своего самого интенсивного участия в политической борьбе против Филиппа Македонского, подобно тому, как современный юрист мог бы вести частную практику, занимаясь государственными делами.

Демосфену было уже 30 лет, когда в 354 году он произнес свою первую крупную речь перед Собранием. Речь «О военно-морских коллегиях» имела заметный успех. Ассамблея или Экклесия (Ekklēsia), законодательный орган, состоящий из всех взрослых афинских граждан мужского пола, собралась для рассмотрения слухов об угрозе Афинам со стороны царя Персии. Аргументированная речь Демосфена помогла убедить афинян спокойно наращивать военно-морскую мощь, чтобы показать персам, что, хотя Афины не будут атаковать, они готовы сражаться. Он указал, что, хотя у Афин не будет союзников, если они нападут первыми, любой другой греческий город-государство присоединится к Афинам, если персы нападут первыми. Здесь Демосфен впервые затронул тему, которой суждено было пройти через всю его общественную деятельность, — политику, согласно которой Афины могли лучше всего сохранить свою демократическую свободу, оставаясь независимыми от всех других городов, и, с другой стороны, будучи готовыми временно союзы всякий раз, когда угрожает опасность. В той же речи, раскрывая свою склонность к тщательному финансовому планированию, он предложил тщательный пересмотр метода, используемого для сбора налогов с богатых, чтобы собрать деньги для кораблей.

Лидер демократической фракции

С этого момента (354) карьера Демосфена фактически представляет собой историю афинской внешней политики. Вскоре его ораторское мастерство фактически сделало его лидером того, что сегодня можно было бы назвать демократической партией. Некоторые круги, особенно богатые, предпочли бы олигархию демократии; многие купцы предпочли бы мир почти любой ценой. Хотя они соглашались с тем, что македонцы были варварами, большинство афинских граждан не доверяли другим греческим городам-государствам, таким как Фивы и Спарта. Афинское собрание было слабо организованным, часто шумным органом, насчитывавшим до 6000 граждан мужского пола; он был способен перекричать говорящего, который ему не нравился, или разгромить его смехом. Говорить мог любой гражданин, но критерии были настолько высоки, что долго выживали только лучшие ораторы. На этой бурной арене Демосфен выделялся. Современники называют его «пьющим воду»; то есть суровая и, возможно, неприступная личность. Хотя обзывания были обычной практикой в ​​Ассамблее, остроумие Демосфена было исключительно едким; защищаясь в своей речи «О короне» от нападок своего давнего соперника Эсхина, он не постеснялся назвать его «хитрым зверем», «праздным болтуном», «придворным халтурщиком» и «нечистым». Демосфен не просто лучше других обращался с оскорблениями; он также осознал преимущество того, что публика теряет уважение к своему противнику.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Он усердно изучал греческую историю, использовал подробные исторические параллели почти во всех своих публичных выступлениях и, как сообщается, восемь раз переписывал Фукидида Историю Пелопоннесской войны , чтобы улучшить свое владение языком и усвоить его историю. Он постоянно просил афинян вспомнить свою собственную историю, вспомнить свою прошлую веру в демократию и напомнить себе, как сильно они ненавидят тиранов. Его любовь к демократии придает его речам гуманистическую широту, которая делает их интересными и сегодня. Демосфен также был чрезвычайно трудолюбив. Плутарх говорит, что у него была привычка садиться ночью и прокручивать разговоры и речи, которые он слышал в течение дня, экспериментируя с различными ответами или речами, которые можно было произнести. Он преуспевал всякий раз, когда мог заранее тщательно подготовить свои речи, но природа афинской политической жизни, должно быть, часто заставляла его отвечать оппоненту под влиянием момента. К сожалению, поскольку все сохранившиеся речи представляют собой тщательно отредактированные тексты, невозможно установить, как часто Демосфен говорил импровизировано.

Его знаменитая речь в 354 «О флотских коллегиях» была обращена к угрозе с Востока. Тем временем в Македонии, на севере, молодой царь Филипп, почти ровесник Демосфена, постепенно присоединял к себе греческие города к югу от своих границ. В 356 г. Филипп захватил афинское владение во Фракии, обманув афинян обещаниями защитить город, а в 354 г. он захватил еще одно афинское владение. К 353 году и Спарта, и Аркадия просили у Афин военной помощи против Филиппа. Когда он продолжал двигаться на юг, используя подкуп и угрозы, а также военную силу, афиняне послали небольшой отряд, чтобы перекрыть проход в Фермопилах. Хотя Филипп свернул к побережью Фракии, избегая прямого столкновения с Афинами, его намерения были ясны. Тем не менее многие афиняне продолжали верить, что угроза Филиппа была временной.

Филиппины. В начале 351 г. Демосфен произнес речь против Филиппа, так называемую «Первую филиппийскую», которая сделала его лидером оппозиции имперским амбициям Македонии. В течение следующих 29 лет Демосфен никогда не колебался; как говорит Плутарх: «Целью, которую он избрал для себя в государстве, была благородная и справедливая защита греков от Филиппа». В «Первом Филиппийском» он напомнил афинянам, что они когда-то победили спартанцев, таких же сильных, как Филипп, и саркастически указал, что Филипп никогда бы не завоевал их территории, если бы он был таким робким, каким казались афиняне. В заключение он призвал своих соотечественников взять свои дела в свои руки, а не позволить Филиппу победить по умолчанию.

Эта подстрекательская речь, тем не менее, не пробудила афинян. Филипп двинулся в Халкидики, угрожая городу Олинфу, который апеллировал к Афинам. В 349 г. Демосфен произнес три волнующие речи («Олинфиаки»), призывая на помощь Олинфу, но в следующем году город пал без существенной помощи со стороны Афин. Наконец, Филипп и афиняне договорились в апреле 346 г. о Филократовом мире; Демосфен, отчасти для того, чтобы выиграть время для подготовки к долгой борьбе, которую он видел впереди, согласился на мир и отправился в качестве одного из послов для переговоров по договору с Филиппом. Во время переговоров Филипп, увидев в красноречии Демосфена угрозу своим планам, проигнорировал его и вместо этого обратился к своему коллеге-послу Эсхину. Двое мужчин вернулись из посольства злейшими врагами, Демосфен осуждал Эсхина, а Эсхин уверял всех в добрых намерениях Филиппа.

В своей речи «О мире» в конце 346 г. Демосфен, хотя и осуждал условия договора Филократа, утверждал, что его необходимо соблюдать. Тем временем Филипп продолжал свою тактику противопоставления друг другу греческих городов-государств, таких как Фивы и Спарта. Демосфен был одним из нескольких послов, отправленных в тщетную поездку по Пелопоннесу, чтобы заручиться поддержкой против Филиппа. В отместку Филипп выразил протест Афинам по поводу некоторых заявлений этих послов. «Вторая филиппика» Демосфена в 344 г. возразила, что он никогда бы не согласился на мир Филократа, если бы знал, что Филипп не сдержит своего слова; более того, утверждал он, Эсхин и другие внушили афинянам ложное чувство безопасности. Дело дошло до публичного суда осенью 343 г., когда Демосфен в своей речи «Ложное послание» обвинил Эсхина в ложных донесениях, даче дурных советов, неповиновении инструкциям и склонности к взяточничеству. Однако суд оправдал Эсхина.

Запутанная схема угроз и контругроз продолжалась до 341 года, пока афинский полководец не навлек на себя гнев Филиппа за то, что действовал слишком близко к одному из его городов в Херсонесе. Филипп потребовал его отзыва, но Демосфен ответил в речи «О Херсонесе», что мотивом «заговоров и замыслов» македонянина было ослабить волю афинян противостоять завоеваниям Филиппа. «Филипп воюет с нами, — заявил он, — и нарушил мир». Вскоре после этого Демосфен произнес свою «Третью филиппику», пожалуй, самую успешную речь в своей долгой кампании против Филиппа. В результате Демосфен стал контролером флота и, таким образом, смог провести военно-морские реформы, предложенные им в 354 году. Кроме того, против Филиппа был заключен великий союз, включающий Византию и бывших врагов Афин, таких как Фивы. Последовала нерешительная война: Афины были сильны на море, а Филипп был почти непреодолим на суше. Македонская армия была хорошо организована под командованием одного блестящего командира, который использовал кавалерию в координации с высокодисциплинированной пехотой, в то время как греческий союз зависел от того, что по сути представляло собой группу гражданского ополчения.

Катастрофа произошла в 338 году, когда Филипп разбил союзников в решающей битве при Херонее в северо-центральной Греции. Согласно Плутарху, Демосфен участвовал в битве, но бежал, бросив оружие. Опозорил он себя таким образом или нет, народ выбрал именно Демосфена, чтобы произнести надгробную речь над телами павших в битве. После мира, заключенного афинским оратором и дипломатом Демадом, Филипп действовал сдержанно; и хотя промакедонская фракция, естественно, значительно усилилась благодаря его победе, он воздержался от оккупации Афин. Демосфен подвергся нескольким формам тонких законодательных нападок со стороны Эсхина и других.

В 336 году Греция была ошеломлена известием об убийстве Филиппа. Когда ему наследовал его сын Александр, многие греки считали, что свобода вот-вот будет восстановлена. Но в течение года Александр доказал, что он был еще более непримиримым врагом, чем его отец, ибо, когда город Фивы восстал против него в 335 году, он разрушил его. Череда побед побудила Александра потребовать, чтобы Афины выдали Демосфена и семерых других ораторов, выступавших против его отца и его самого; только специальному посольству к Александру удалось отменить этот приказ. Вскоре после этого Александр начал свое вторжение в Азию, которое довело его до Индии и оставило Афины без прямой военной угрозы с его стороны.

Тем не менее, в 330 г., полагая, что проалександрийская фракция все еще сильна в Афинах, Эсхин выдвинул свои обвинения в непристойности против Ктесифона — впервые выдвинутые шестью годами ранее — за предложение наградить Демосфена золотой короной за его заслуги перед государством. Настоящей целью был, конечно, Демосфен, поскольку Эсхин обвинил Ктесифона в ложном заявлении, когда он восхвалял патриотизм оратора и общественную службу. Возникшее в результате ораторское противостояние Эсхина и Демосфена вызвало интерес во всей Греции, поскольку под судом находился не только Демосфен, но и афинская политика последних 20 лет. В таких случаях требовалось минимальное количество присяжных из 500 граждан, но на дебаты стекалась большая толпа других афинян и даже иностранцев.

Доставка «На короне». Речь «О короне», ответ Демосфена на обвинения Эсхина в колебаниях в политике, взяточничестве и проявлении трусости в бою, общепризнана как шедевр риторического искусства. Он охватывает все два десятилетия отношений Греции с Филиппом и Александром, противопоставляя политику Демосфена в каждом случае тому, что он называет предательством Эсхина как агента македонцев. Как всегда, его владение историческими деталями впечатляет. Снова и снова он спрашивает свою аудиторию, что нужно было сделать в кризис и кто это сделал. Обращаясь непосредственно к Эсхину, он говорит: «Ваша политика поддерживала нашего врага, мою, нашу страну». Его язвительные эпитеты изображают Эсхина презренным перебежчиком, наемником Филиппа. Вердикт присяжных был предельно ясен: Эсхин не получил даже пятой части голосов и, таким образом, был вынужден отправиться в изгнание. Демосфен и его политика получили массовое одобрение народа.

Заключение и ссылка

Однако шесть лет спустя он был осужден за тяжкое преступление и вынужден бежать из тюрьмы, а сам отправиться в изгнание. Его обвинили в том, что он забрал 20 талантов, переданных в Афины Гарпалом, беженцем от Александра. Демосфен был признан виновным, оштрафован на 50 талантов и заключен в тюрьму. Обстоятельства дела до сих пор неясны. Демосфен вполне мог намереваться использовать деньги в гражданских целях, и, возможно, важно, что суд оштрафовал его только в два с половиной раза больше, чем в 10 раз, обычно взимаемых в таких случаях. Его побег из тюрьмы сделал невозможным его возвращение в Афины, чтобы собрать деньги на штраф. Бывший лидер афинян теперь был беженцем от своего народа.

Однако уже на следующий год, когда умер Александр, произошел еще один драматический поворот. Мощь македонцев казалась окончательно сломленной; против них был заключен новый союз. Афиняне отозвали Демосфена из ссылки и дали деньги на выплату штрафа. Но при приближении Антипатра, преемника Александра, Демосфен и другие ораторы снова бежали из города. Затем его бывший друг Демад убедил афинян приговорить Демосфена к смерти. Спасаясь от солдат Антипатра, он покончил с собой, приняв яд. После его долгой службы государству, которая, тем не менее, закончилась отказом непостоянного афинского населения, смерть Демосфена можно рассматривать как символ упадка афинской демократии.

Влияние и репутация

Почти 30 лет Демосфен сплачивал граждан Афин против военной мощи Филиппа Македонского и сына Филиппа Александра Македонского. Речь Демосфена «О короне», в защиту его карьеры, произнесенная в 330 г., была названа «величайшей речью величайшего оратора в мире». В течение столетия после его смерти ученые Александрийской библиотеки тщательно редактировали рукописи его знаменитых речей. Его слава была такова, что, когда римский оратор Цицерон в 44 г. до н. э. произнес серию речей против Марка Антония, при обстоятельствах, мало чем отличавшихся от тех, в которых Демосфен выступил против Филиппа, речи Цицерона также были названы филиппинскими. Римские школьники изучали речи Демосфена как часть собственной ораторской подготовки. В средние века и эпоху Возрождения его имя было синонимом красноречия. Современные ученые, такие как Вернер Ягер, представляют более беспристрастную точку зрения, указывая на очень сложные политические вопросы, которые Демосфен решал с помощью своего ораторского мастерства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *