Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
В середине XIX века в Российской империи начинает зарождаться идеологическое течение среди разночинной интеллигенции – народничество. Название оно получило от своей основной идеи – сближения интеллигенции с народом.
Истоки народничестваГлавной задачей, стоящей перед властью и обществом в середине XIX столетия, было решение крестьянского вопроса. В среде интеллигенции предлагалась масса проектов дальнейшего развития страны, и все они первостепенной целью определяли отмену крепостного права.
О своем видении решения проблемы первым заговорил А. Герцен, который предложил теорию общинного социализма. Он считал, что социализм в России появится на базе крестьянской общины. Его главный сторонник Н. Чернышевский доработал эту концепцию и считал, что община – это только переходный этап к коллективной форме производства и потребления.
Идеи общинного социализма легли в основу идеологии народничества:
– Россия должна идти по своему пути.
– Капитализм чужд развитию России.
– Русское общество не содержит социальной основы для самодержавия.
– Россия придет к социализму, не проходя период капитализма.
– Новое социалистическое общество будет опираться не на семью, а на общину.
– Крестьянством должны руководить профессиональные революционеры.
– Крестьяне уже созрели до социалистических идей.
– Только революция способна провести социальные идеи.
Идеи общинного социализма совпадали с мыслями разночинной интеллигенции. Крестьянская реформа 1861 года так и не решила многих вопросов, что все более подталкивало к активным действиям. Еще одним поводом для недовольства стало введение платы за получение высшего образования, из-за чего в университетах не могло учиться большинство разночинной молодежи. Вот они и стали главной социальной опорой народничества в XIX веке.
Цели народничестваСвоей главной задачей народники считали полное изменение общества на основе социалистических принципов.
Основные направления движения народничестваНародничество не было однородным. И если главная идея была «общинный социализм», то пути следования к этой цели были самые разные.
Одним из направлений было пропагандистское. Во главе этого движения стояли П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский. Они считали, что недопустимо насильственное переустройство, а социальная революция должна готовиться постоянной пропагандистской работой интеллигенции.
Другое направление носило название бунтарского или анархического. Это движение отрицало государство и хотело заменить его обществами на принципе автономии. Здесь главным лидером и идеологом был М. А. Бакунин. Представители этого направления считали, что большой революционный взрыв может подготовить череда постоянных бунтов и восстаний.
Еще одно направление было социально-революционное, или заговорщицкое. Его идеологи считали, что только революция может дать народу просвещение, равенство и братство. Не надо тратить время на просвещение, необходимо создавать организацию революционеров и захватывать власть. Лидер движения П. Н. Ткачёв был сторонником сильного государства, способного превратить страну в большую коммуну.
Деятельность народниковВ 1860 году легальные и нелегальные объединения народников появились в Москве и Санкт-Петербурге. Одной из самых крупных организаций стала «Земля и воля», появившаяся в Санкт-Петербурге в 1861 году. В этой организации была разработана первая народническая программа переустройства общества, но в 1864 году организация самораспустилась.
Соратники «Земли и воли» создали тайное общество Н. А. Ишутина (ишутинцы), члены которого собирались подготовить крестьянскую революцию. Они за несколько лет установили связь с подпольными организациями в других городах, открыли в Москве бесплатную школу, несколько мастерских и даже готовили побег Н. Чернышевского с каторги.
4 апреля 1866 года Д. Каракозов, член этой организации, по собственной инициативе организовал покушение на Александра II. Покушение было неудачным, организация – разгромлена, многие ее члены – арестованы.
К концу 60-х годов XIX века организации народников появились во многих городах России. Именно в это время состоялись первые «хождения в народ». Народники предприняли попытку лично пообщаться с народом. Молодые люди отправлялись в деревни, работали учителями, фельдшерами, писарями и по совместительству вели агитацию среди крестьян. Пропагандистская работа закончилась провалом. Крестьяне не очень рвались беседовать с чужаками. В результате около 1500 человек были арестованы и получили срок за антиправительственную агитацию.
В 1876 году была создана вторая организация «Земля и воля». Она имела свои филиалы во многих городах, в основном на юге России. Участниками организации был совершен целый ряд покушений на жандармских и полицейских чиновников. Но террор как средство борьбы разделяли не все участники. Против были В. Засулич, Г. Плеханов, Л. Дейч. В 1879 году в организации произошел окончательный раскол.
Противники террора объединились в организацию «Черный передел», а сторонники террора – в «Народную волю», во главе которой встали А. Желябов, В. Фигнер, С. Перовская и другие. Главной задачей они считали убийство императора Александра II.
Члены «Народной воли» в период с 1879 по 1 марта 1881 года совершили пять неудачных покушений на императора, но в итоге им удалось добиться своей цели. Руководители были арестованы и казнены. По делу народовольцев прошло более 10 000 человек. Репрессии подорвали силы народников, и они уже не представляли серьезной угрозы.
Значение народничестваНародничество прочно заняло свое место в истории классовой борьбы. Были опробованы различные методики политических столкновений. Практика показала, какой должна быть революционная организация, и в дальнейшем этот опыт был взят на вооружение следующим поколением революционеров – социал-демократов. Здесь уместно вспомнить ленинскую фразу: «Мы пойдем другим путем».
Народничество серьезно повлияло на общественную жизнь страны и сумело вовлечь в нее большое количество молодежи. По сути, народничество стало инициативой, которая заставила власть считаться с мнением общества, пусть пока и небольшой его части.
Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
В середине XIX века в Российской империи начинает зарождаться идеологическое течение среди разночинной интеллигенции – народничество. Название оно получило от своей основной идеи – сближения интеллигенции с народом.
Истоки народничестваГлавной задачей, стоящей перед властью и обществом в середине XIX столетия, было решение крестьянского вопроса. В среде интеллигенции предлагалась масса проектов дальнейшего развития страны, и все они первостепенной целью определяли отмену крепостного права.
О своем видении решения проблемы первым заговорил А. Герцен, который предложил теорию общинного социализма. Он считал, что социализм в России появится на базе крестьянской общины. Его главный сторонник Н. Чернышевский доработал эту концепцию и считал, что община – это только переходный этап к коллективной форме производства и потребления.
Идеи общинного социализма легли в основу идеологии народничества:
– Россия должна идти по своему пути.
– Капитализм чужд развитию России.
– Русское общество не содержит социальной основы для самодержавия.
– Россия придет к социализму, не проходя период капитализма.
– Новое социалистическое общество будет опираться не на семью, а на общину.
– Крестьянством должны руководить профессиональные революционеры.
– Крестьяне уже созрели до социалистических идей.
– Только революция способна провести социальные идеи.
Идеи общинного социализма совпадали с мыслями разночинной интеллигенции. Крестьянская реформа 1861 года так и не решила многих вопросов, что все более подталкивало к активным действиям. Еще одним поводом для недовольства стало введение платы за получение высшего образования, из-за чего в университетах не могло учиться большинство разночинной молодежи. Вот они и стали главной социальной опорой народничества в XIX веке.
Цели народничестваСвоей главной задачей народники считали полное изменение общества на основе социалистических принципов.
Основные направления движения народничестваНародничество не было однородным. И если главная идея была «общинный социализм», то пути следования к этой цели были самые разные.
Одним из направлений было пропагандистское. Во главе этого движения стояли П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский. Они считали, что недопустимо насильственное переустройство, а социальная революция должна готовиться постоянной пропагандистской работой интеллигенции.
Другое направление носило название бунтарского или анархического. Это движение отрицало государство и хотело заменить его обществами на принципе автономии. Здесь главным лидером и идеологом был М. А. Бакунин. Представители этого направления считали, что большой революционный взрыв может подготовить череда постоянных бунтов и восстаний.
Еще одно направление было социально-революционное, или заговорщицкое. Его идеологи считали, что только революция может дать народу просвещение, равенство и братство. Не надо тратить время на просвещение, необходимо создавать организацию революционеров и захватывать власть. Лидер движения П. Н. Ткачёв был сторонником сильного государства, способного превратить страну в большую коммуну.
Деятельность народниковВ 1860 году легальные и нелегальные объединения народников появились в Москве и Санкт-Петербурге. Одной из самых крупных организаций стала «Земля и воля», появившаяся в Санкт-Петербурге в 1861 году. В этой организации была разработана первая народническая программа переустройства общества, но в 1864 году организация самораспустилась.
Соратники «Земли и воли» создали тайное общество Н. А. Ишутина (ишутинцы), члены которого собирались подготовить крестьянскую революцию. Они за несколько лет установили связь с подпольными организациями в других городах, открыли в Москве бесплатную школу, несколько мастерских и даже готовили побег Н. Чернышевского с каторги.
4 апреля 1866 года Д. Каракозов, член этой организации, по собственной инициативе организовал покушение на Александра II. Покушение было неудачным, организация – разгромлена, многие ее члены – арестованы.
К концу 60-х годов XIX века организации народников появились во многих городах России. Именно в это время состоялись первые «хождения в народ». Народники предприняли попытку лично пообщаться с народом. Молодые люди отправлялись в деревни, работали учителями, фельдшерами, писарями и по совместительству вели агитацию среди крестьян. Пропагандистская работа закончилась провалом. Крестьяне не очень рвались беседовать с чужаками. В результате около 1500 человек были арестованы и получили срок за антиправительственную агитацию.
В 1876 году была создана вторая организация «Земля и воля». Она имела свои филиалы во многих городах, в основном на юге России. Участниками организации был совершен целый ряд покушений на жандармских и полицейских чиновников. Но террор как средство борьбы разделяли не все участники. Против были В. Засулич, Г. Плеханов, Л. Дейч. В 1879 году в организации произошел окончательный раскол.
Противники террора объединились в организацию «Черный передел», а сторонники террора – в «Народную волю», во главе которой встали А. Желябов, В. Фигнер, С. Перовская и другие. Главной задачей они считали убийство императора Александра II.
Члены «Народной воли» в период с 1879 по 1 марта 1881 года совершили пять неудачных покушений на императора, но в итоге им удалось добиться своей цели. Руководители были арестованы и казнены. По делу народовольцев прошло более 10 000 человек. Репрессии подорвали силы народников, и они уже не представляли серьезной угрозы.
Значение народничестваНародничество прочно заняло свое место в истории классовой борьбы. Были опробованы различные методики политических столкновений. Практика показала, какой должна быть революционная организация, и в дальнейшем этот опыт был взят на вооружение следующим поколением революционеров – социал-демократов. Здесь уместно вспомнить ленинскую фразу: «Мы пойдем другим путем».
Народничество серьезно повлияло на общественную жизнь страны и сумело вовлечь в нее большое количество молодежи. По сути, народничество стало инициативой, которая заставила власть считаться с мнением общества, пусть пока и небольшой его части.
История русского народничества дает важные уроки для сегодняшнего дня
«Когда народ бьют палкой, он не намного счастливее, если это называется народной палкой».
Популизм витает в воздухе: это злободневная тема, которую все хотят обсуждать, оспаривать, восхвалять или ненавидеть и осуждать. Журналисты и ученые по понятным причинам сосредотачиваются на американских и европейских делах (Трамп, Ле Пен, Хофер и все такое), однако многое о популизме можно узнать из других источников и путем тщательного изучения его истории.
Русский популизм — важный тому пример. Зародившийся в 1860-х годах популизм в этой стране остается интересным и важным по нескольким причинам. Он подчеркивает, что популизм является разновидностью политического гипноза, когда разговоры о «народе» превращают реальных, дышащих и мигающих людей в фантомы. Российский случай также показывает, почему популизм тесно связан с насилием и почему интеллектуалы, которые должны знать лучше, часто склонны развивать эстетическую привлекательность предмета и сути популизма.
Российский случай также напоминает нам о том, что идеология популизма соблазнительна, поскольку обладает «демократическими» качествами. Российский популизм XIX века, известный в местном масштабе как народничество , был местной заменой представительной демократии в американском, британском и французском стиле. Русское народничество, защищаемое интеллигенцией, считавшей себя единственным свободным существом в политическом строе рабов, призывало к русскому единству и управлению через русский народ, в противовес объединенной власти и авторитету царя, церкви и дворянства-землевладельца.
. Народничество порождено не просто плохой местной реакцией на революционные идеалы «представительной демократии», которые войска Наполеона пытались (и не смогли) силой навязать русским землям. Русский популизм зафиксировал и впитал эти идеалы, признав, что с простолюдинами больше нельзя обращаться как с отбросами. Он хвалил их и постоянно говорил о narod («народ», «народ») и «народная воля».Глубоко в политике популизма повсеместно зарыто простодушие, тревожное стремление справляться со сложностью мира с помощью преднамеренно упрощенных формул. Российский случай был одним из первых примеров. Он процветал на метафизическом, почти апокалиптическом предположении: чистый революционный разрыв с прошлым необходим и возможен, а народные волнения приведут к упразднению дегуманизирующих властных структур. За этим переворотом последует очищение, прояснение истинной природы вещей, что приведет, наконец, к полному освобождению человека.
Народники подчеркивали деревенские, земные качества людей. Русские народники вообще не любили индустриализацию. Они не были друзьями технического прогресса и отвергали как ложную всю современную идею освобождения человечества через господство над природой, движимое рынком и наукой. Народники не видели нужды в представительских механизмах, ибо мыслили себя носителями неизменной сущности русского народа. Вот почему государственно-организованный капитализм, руководимый парламентской демократией, был для них жалкой химерой, неработающей фантазией, которая на практике должна была породить заблуждение и несчастье, основанное на рабстве.
Петр Ткачев (1844-1886)Какой тогда была политическая альтернатива? Русские популисты часто вгрызались себе в горло; общепринятого видения не возникло. Хотя они доминировали в оппозиции царизму во второй половине девятнадцатого века, особенно с 1870-х годов, народники никогда не создавали организованной политической партии и отказывались от последовательной доктрины.
Это было движение, включавшее различные организации и фракции, в том числе анархистов, нигилистов и эсеров. В их ряды входили цареубийцы, антикапиталисты и эксцентричные деятели, такие как Петр Ткачев (1844-1886), который, как сообщается, призывал к возрождению России, уничтожая всех людей старше 25 лет. Народники часто терпели политические неудачи, как, например, летом 1874 года, когда крестьяне не смогли принять отведенную им роль «народа» и сдали в руки царской полиции студентов-народников-агитаторов, одетых в крестьянские одежды. Тем не менее суровые реалии царизма поддерживали их, иногда объединяя прежде всего в решительном неприятии монархии и «буржуазной» представительной демократии.Российские народники обычно называли себя «аполитичными», имея в виду, что они не имеют ничего общего с плутократией, мелкобуржуазной или буржуазной избирательной политикой и соответствующей ей фантазией о том, чтобы занять места в парламенте. Народники возлагали надежды на новый революционный субъект — крестьян и мелких производителей — и были убеждены, что Россия может перешагнуть через век промышленного капитализма и представительного правления. Типичным народником был Янус, В.И. Ленин писал: «Одним лицом в прошлое, другим в будущее». Большинство народников восприняли вариант альтернативного — изначально средневекового — взгляда Александра Герцена на естественную гармонию XIX века.0005 мир
, свободная ассоциация крестьян, уполномоченная периодически перераспределять пахотные земли и своими решениями предоставляющая каждому крестьянину равное право голоса в определении того, как жить своей жизнью на равных. Народничество выступало за защиту народа в мир мир . Она представляла себе новую Россию как децентрализованную конфедерацию самоуправляющихся единиц, как постдемократию нового типа, освобожденную от пороков крепостничества, индустриализма, капитализма и насилия территориального государства. Сергей Коровин, Мирский сход (1893)Суть в том, чтобы изменить мир, перевернув старую Россию. Десятки тысяч молодых народников вняли призыву (впервые прозвучавшему в 1868 г. , в известной статье Михаила Бакунина в эмигрантском журнале «Народное дело ») «идти в народ». Другие, известные как якобинцы, пришли к выводу, что «народ» неспособен к самоосвобождению. Из этого вытекало, что, поскольку их роль всегда могла быть только негативной, разрушительной силой, народ нуждался, как лев нуждается в укротителе, в сильном лидерстве, обеспечиваемом сплоченным авангардом, который помог бы модной революции выйти из хаоса. вызвали народные восстания. Потом были народники, настолько убежденные в том, что российское государство (как объяснял Петр Ткачев) «повисло в воздухе» и «совершенно абсурдно и абсурдно абсолютно», что его правители заслуживают убийства.
Первые две их попытки одним сильным ударом убить царя и царский строй — заговор с целью взорвать поезд императора и взрыв в Зимнем дворце, подготовленный Степаном Халтуриным (1857 — 1882), — потерпели неудачу.
Степан Халтурин (1857 — 1882)Это был третий удачный удар. 1 марта 1881 года бомба, брошенная обрусевшим поляком Игнатием Гриневецким (1856–1881), членом подпольной партии «Народная воля», поразила и убила Александра II. Многие популисты были вне себя от радости; но вскоре их настроение упало. Режим Александра III арестовал и казнил пятерых сообщников (Гриневицкий был убит собственной бомбой), категорически отверг призывы к свободно избранному Национальному собранию, затем закрутил гайки репрессий. Популистское насилие подпитывало деспотизм, за ним последовала революция, а затем еще больше деспотизма. Россияне были вынуждены ждать в очереди на конституционную представительную демократию — там, где они ждут до сих пор, два поколения спустя.
Арест пропагандиста (1892) Ильи Репина. Государственная Третьяковская галерея, Москва.Серия «История современной России Блумсбери» Кристофер Эли Блумсбери Академик
Автор
Кристофер Эли
Кристофер Эли — профессор истории в Уил…
Отзывы
Д-р Эли написал доступную для студентов книгу о народническом движении среди образованных русских после отмены крепостного права в 1861 году. общество, и их надежды на прогрессивное будущее России. Книга варьируется от терроризма до популистской литературы, искусства и музыки. Прослеживая происхождение движения до 1861 года, исследуя его теорию и практику, его наследие в 19Революций 05 и 1917 года, а также метко сравнивая с американским народничеством, автор вдыхает в тему новую жизнь.
Дэвид Мун, заслуженный профессор Йоркского университета, Великобритания
Российский популизм давно нуждается в пересмотре, и Кристофер Эли привносит в эту задачу новые исследования и свежие идеи. Выходя за рамки традиционного определения популизма исключительно как формы революционной идеологии, Эли подходит к нему как к культурному феномену, охватывающему весь политический спектр и проявляющемуся во всех формах творческого самовыражения. Его отчет представляет собой богатую, но краткую интеллектуальную и культурную историю, в которой рассматриваются важные вопросы, вызывающие интеллектуальные дебаты и политическую борьбу в позднеимперской России. Благодаря ясному и доступному стилю книга представляет собой ценный синтез для студентов, а также предлагает ученым убедительный взгляд на тему, которая часто оказывалась неуловимой.
Натаниэль Найт, профессор истории, Университет Сетон Холл, США
ОНЛАЙН-РЕСУРСЫ
Коллекции Bloomsbury
Эта книга доступна в коллекциях Блумсбери, к которым есть доступ в вашей библиотеке.