Августовский политический кризис был вызван: Августовский кризис 1991 г. это

Причины и итоги Августовского путча

Августовский путч — политические события, происходившие в августе 1991 г., охарактеризованные руководством страны как незаконный захват власти и государственный переворот, в результате которого начался процесс развала СССР.

Августовский путч происходил с 19 по 21 августа 1991 г. в Москве и стал основным событием в череде различных столкновений, приведших в итоге к свержению действующей власти и распаду СССР. Главенствующее положение в результате переворота хотел занять Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) — новый самопровозглашенный государственный орган, в состав которого входили некоторые должностные лица из высшего управленческого состава СССР. Однако этого так и не случилось.

Основная причина путча — недовольство политикой перестройки, которую проводил М.С. Горбачев.

Причины Августовского путча

После эпохи застоя экономика СССР оказалась не в лучшем положении, страна была в кризисе, необходимо было срочно начать реорганизацию. Стоявший у власти М.С. Горбачев принял несколько попыток нормализовать ситуацию, проводя разнообразные реформы. Этот период получил название «перестройка». Хотя реформы, проводимые Горбачевым, были встречены довольно хорошо, нужного результата они не приносили: кризис усиливался, социальная сфера разваливалась, росло пьянство и безработица.

В результате эти реформы привели к тому, что возник острый кризис доверия к Горбачеву, причем как со стороны его оппонентов, так и со стороны его бывших соратников. Горбачева считали плохим руководителем, который не способен спасти страну, тонущую в кризисе и срочно нуждающуюся в новой экономике. В высшем партийном аппарате началась борьба за власть, нашлось немало сторонников свержения Горбачева.

Одной из последних капель стало желание Горбачева преобразовать СССР в Союз Суверенных Государств, который был содружеством уже независимых государств, что не устраивало многих консервативных политиков. После отъезда Горбачева в правительстве начали готовить заговор, который должен был вернуть полноценную власть КПСС и центру и не дать республикам получить независимость.

Августовский путч. Хронология событий

Путч начался 19 августа и продолжался всего три дня, в ходе которых удалось полностью изменить систему управления страной. В первый день руководители государственного переворота огласили заранее составленные документы о создании нового органа управления страной. Прежде всего был зачитан указ за подписью вице-президента СССР Г. Янаева о том, что действующий руководитель страны Михаил Горбачев больше не может исполнять обязанности из-за тяжелого состояния здоровья, поэтому сам Янаев занимает его место и провозглашает себя «исполнителем обязанностей Президента СССР».

Затем было зачитано Заявление советского руководства, в котором говорилось о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению, в состав которого входили:

  • О.Д. Бакланов — первый заместитель Председателя Совета Обороны СССР;
  • В.А. Крючков — председатель КГБ СССР;
  • В.С. Павлов — премьер-министр СССР;
  • Б.К. Пуго — министр внутренних дел СССР;
  • А.
    И. Тизяков — президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР.

После того как был зачитан документ о создании ГКЧП, члены нового правительства обратились к гражданам с заявлением о том, что перестройка и реформы, затеянные Горбачевым, потерпели полный крах, поэтому необходимо в срочном порядке изменить ситуацию в стране. В ходе этой речи было отмечено, что свободами, которые предоставил Горбачев, воспользовались экстремистские организации, преследуя своей основной целью развал СССР и силовой захват власти, чтобы уничтожить страну.

В этот же день было выпущено первое постановление КГЧП, в котором говорилось о том, что поставлен запрет на деятельность любых организаций и структур власти, не узаконенных в соответствии с Конституцией СССР. Была приостановлена деятельность многих политических партий, движений, объединений, стоявших в оппозиции к КПСС, были закрыты многие газеты, восстановлена цензура. Новый порядок должны были поддерживать силовые структуры.

19 августа ГКЧП приняло решение о введении войск на территорию Москвы для поддержания порядка. Лидером сопротивления путчистам стал председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин, который выступил с обращением к гражданам СССР и выпустил указ, согласно которому все исполнительные органы власти должны были перейти в подчинение главе РСФСР. Это дало возможность незамедлительно организовать оборону в Белом доме.

20 августа разрешилось противостояние между властями России и ГКЧП — Ельцин и его правительство смогло переломить ход путча и взять события под свой контроль.

21 августа все члены КГЧП были арестованы, а в Москву вернулся Горбачев. Ему тут же был предъявлен ряд ультиматумов. В результате Горбачев вынужден был согласиться почти на все: были распущены КПСС, союзный кабинет министров и другие партийные структуры, а сам Горбачев отказался от поста председателя ЦК КПСС. Начался планомерный распад всех старых государственных структур.

Итоги и значение Августовского путча

Августовский путч запустил механизм по развалу Советского Союза, который до этого находился в глубоком экономическом и политическом кризисе. Хотя члены ГКЧП не хотели допустить распада страны, они сами во многом его спровоцировали. После ухода Горбачева распалась правящая структура партии, республики постепенно начали получать независимость и отделяться. Советский Союз перестал существовать и уступил место Российской Федерации.

4. Четвертый (Августовский) кризис.

Связан с корниловским мятежом, когда 25 августа 1917г. верховный главнокомандующий отдал приказ снять с фронта верные ему дивизии и двинуть их на Петербург, с целью установления военной диктатуры. Они были остановлены не без помощи находящихся в подполье большевиков, т.к. эта угроза заставила А.Ф.Керенского обратиться за поддержкой к народу и даже пойти на сотрудничество с большевиками. Против корниловщины выступили все социалистические партии, Советы и подчинявшиеся им отряды рабочей Красной гвардии. К 30 августа мятежные войска остановлены, Л.Г.Корнилов арестован.

В результате провала мятежа изменилась политическая обстановка, правые разгромлены, престиж А.

Ф.Керенского и кадетов упал. Напротив же, влияние большевиков усилилось, численность партии стремительно росла (до 350 тыс. членов).

Заключение.

За неполные восемь месяцев существования Временного правительства произошли четыре правительственных кризиса, из которых каждый последующий был глубже и длительнее предыдущего.

Временное правительство, с одной стороны, и большевики — с другой, предотвратили попытку переворота, предпринятую Корниловым, но правительство не пошло на принятие неотложных мер. В корниловские дни в глазах масс потерпела поражение идея коалиции с буржуазией, которая определяла линию меньшевистского центра, поэтому и сам факт корниловского выступления в сознании значительной части масс явился аргументом против меньшевиков.

В ходе голосований в Петроградском и Московском Советах в конце августа и начале сентября впервые после февраля были отвергнуты меньшевистские резолюции и приняты резолюции большевиков.

Результат — большевизация советов. Петроградский и Московский Советы перешли на позиции большевиков и приняли резолюцию о взятии всей полноты государственной власти.

В ответ была предпринята попытка усиления центральной высшей власти и стабилизация обстановки. 30 августа создано новое правительство — Директория в составе 5 человек во главе с министром А.Ф.Керенским. Однако его власть становилась все более призрачной. Правительство утратило поддержку правых, которые обвиняли его в пособничестве “революционной анархии”, развале армии, беспомощности и политиканстве. Лидеры Советов критиковали Керенского за союз с кадетами. Все это означало, что революция вступила в новую фазу. Большевики во главе с В.И.Лениным начали подготовку к захвату политической власти.

Раскрепощение революционной стихии, начало самоорганизации масс. Февральская революция обнажила небывалые по глубине социально-экономические, политические и духовные противоречия России начала XX столетия. Огромная страна была поднята «на дыбы», события развивались стремительно, подчиняясь своей логике. Лишенные сдерживающих начал режима, рухнувшего в одночасье, самые различные социальные группы поспешили заявить о своих интересах, о безотлагательном решении накопившихся проблем. Все это привело к активизации существовавших и появлению новых организаций, объединений, которые стремились оказывать давление на зыбкую пока еще власть.

Вслед за Петроградом по всей стране стали возникать Советы. В марте 1917 г. только в губернских, уездных и промышленных центрах их было создано около 600. Опираясь на поддержку масс, они действовали как органы народовластия: отменяли распоряжения и приказы бывших царских чинов, производили аресты полицейских и жандармов, регулировали зарплату рабочих, вводили явочным порядком 8-часовой рабочий день, руководили снабжением населения продовольствием, решали другие экономические вопросы. Возникновение большого числа Советов и значительный размах их деятельности объективно диктовали необходимость координации их усилий.

Поэтому в конце марта — начале апреля в Петрограде было проведено Всероссийское совещание Советов рабочих и солдатских депутатов. На основе его решений началось создание областных объединений Советов: к осени 1917 г. их было в России 13. Совещание избрало представителей в исполком Петросовета, который до созыва съезда стал центральным органом Советов страны.

Огромное значение для будущего России имели происходившие в армейской среде процессы. На основе «приказа № 1» Петроградского Совета (издан 1 марта) в войсках началось формирование ротных, батальонных, полковых — вплоть до армейских — солдатских комитетов. Наиболее важным в приказе был третий пункт, предписывающий воинской части во всех политических выступлениях подчиняться Совету рабочих депутатов и своим солдатским комитетам. Этим подрывался основной принцип функционирования армии — единоначалие. Не командиры, а солдатские комитеты становились реальными хозяевами воинских частей. Армия из важнейшего государственного института превращалась в мощный инструмент политической борьбы.

Создание стройной системы солдатских организаций завершилось в мае 1917 г. Число солдатских комитетов на фронте приближалось к 50 тыс., в них состояло до 300 тыс. солдат и офицеров. Высокой степенью организованности отличались моряки Балтийского флота. В конце апреля они создали Центробалт (Центральный комитет Балтийского флота) — высший выборный орган матросских масс. Его возглавил большевик П. Е. Дыбенко. На состоявшемся I съезде Балтийского флота в июне был принят устав, согласно которому Центробалт становился высшей инстанцией флота. Без его санкции ни один приказ командования (кроме оперативных) или Временного правительства не имел силы.

После Февральской революции активно шла самоорганизация рабочего класса. Помимо участия в создании Советов, рабочие промышленности и транспорта образовывали фабрично-заводские комитеты (ФЗК). Их главной задачей стало осуществление рабочего контроля за производством и распределением. ФЗК явочным порядком вводили 8-часовой рабочий день, решали вопросы расценок и зарплаты, приема и увольнения, снабжения рабочих продовольствием.

Выясняли они также причины закрытия предприятий, сокращения объемов производетва. В середине июня 1917 г. состоялась первая конференция ФЗК Петрограда и его окрестностей, представлявшая 337 тыс. рабочих. На ней был избран Центральный совет (ЦС) ФЗК Петрограда, в котором доминировали большевики (19 из 25).

Создавались такие комитеты и в других городах, а петроградский ЦС стал всероссийским центром ФЗК. К осени 1917 г. его объединения существовали более чем в 50 промышленных центрах.

В конце марта — начале апреля 1917 г. в ряде крупных городов (Петрограде, Москве, Харькове, Одессе и др.) началось формирование отрядов Красной гвардии на основе добровольного участия рабочих. Инициатива в организации отрядов принадлежала районным организациям РСДРП (б) и ФЗК. Во внеурочное время рабочих обучали пользованию стрелковым оружием и военному строю. Создана была и рабочая милиция, которая к июлю 1917 г. влилась в Красную гвардию. К этому времени ее ряды только в Петрограде превышали 5 тыс.

человек, а в октябре здесь было уже более 20 тыс. красногвардейцев. Причем Красная гвардия имела достаточно стройную структуру управления.

Победа Февральской революции создала благоприятные условия для организации профсоюзов и их деятельности. К июню в стране существовало около 2 тыс. таких объединений. В отличие от ФЗК, объединявших рабочих одного предприятия, профсоюзы строились по профессионально-цеховому признаку (металлистов, печатников, кожевенников и т.п.). У руководства большинства организаций стояли меньшевики и эсеры, а это вело к концентрации внимания профсоюзов в основном на экономической борьбе. Однако в совместных акциях с ФЗК неизбежно происходила политизация и этих организаций. Для координации деятельности всех профсоюзов в пределах городов создавались соответствующие бюро, которые летом 1917 г. были переименованы в Советы профсоюзов. В июле они объединяли около 70% всех членов профсоюзов.

После Февральской революции закономерно стало развиваться и крестьянское движение. В первые месяцы оно имело преимущественно мирные формы: у многих была уверенность, что созываемое Учредительное собрание наконец-то по справедливости решит аграрный вопрос. Эту уверенность подпитывала выступавшая от имени крестьян партия эсеров. Они и народные социалисты («энесы») много сделали для создания органов, выражающих интересы жителей села. В деревнях создавались Советы, крестьянские комитеты. Воссоздан Всероссийский крестьянский союз. В итоге была выстроена снизу доверху система Советов крестьянских депутатов. I Всероссийский съезд крестьянских депутатов, на котором рассматривались наиболее животрепещущие вопросы тех дней (о текущем моменте, об отношении к Временному правительству, аграрный, продовольственный, транспортный и т.д.), прошел организованно и почти на месяц раньше Съезда рабочих и солдатских депутатов.

Ослабление центральной власти в России привело к активизации зародившихся еще в начале XX в. и вновь возникших национальных движений. Спектр самых различных требований, выдвигаемых национальными партиями, Советами, комитетами был широк: это и предоставление независимости, автономии, и установление федеративного устройства государства, и учреждение национально-культурной автономии.

В марте 1917 г. Временное правительство согласилось на требование предоставить независимость Польше, которая, правда, в то время была оккупирована Германией. В июле финляндский сейм принял закон, провозглашавший переход законодательной и исполнительной власти на территории Финляндии к сейму. В марте украинские националисты сформировали Центральную раду, которая 10 июня 1917 г. вопреки желанию Временного правительства провозгласила национально-территориальную автономию, а фактически — независимость Украины. Созданная в июле Белорусская рада добивалась предоставления автономии Белоруссии в рамках Российской Республики. Самые разные планы обособления обсуждались в Закавказье: от требований предоставления автономии в рамках России до создания независимых Великой Армении, Великой Грузии и Великого Азербайджана с существенным расширением их границ.

Заметную тенденцию к консолидации проявило 20-миллионное мусульманское население России. В мае 1917 г. на Всероссийском мусульманском съезде была принята резолюция о государственном управлении. Она гласила: «…признать, что формой государственного устройства России, наиболее обеспечивающей интересы мусульманских народностей, является демократическая республика, построенная на национально-территориально-федеративных началах; причем национальности, не имеющие определенной территории, пользуются культурной автономией». Был создан Всероссийский мусульманский совет.

С падением самодержавия невиданный размах приобрел регионализм. В апреле на съезде кубанского казачества в Екатеринодаре была образована Кубанская краевая войсковая рада, избравшая свое правительство и атамана. Было введено военное положение, сформированы дружины из офицеров, юнкеров, зажиточного казачества. Позже правительство объявило себя верховной властью области.

1917 г. открыл новый этап в развитии сибирского областничества. Среди жителей края была популярной мысль о том, что Сибирь в качестве автономной единицы должна обладать всей полнотой власти на своей территории. Намечалось создание Сибирской областной думы, кабинета министров, судебных органов (в том числе с учетом национальных особенностей), местного самоуправления и контроля.

Февральская революция открыла ранее неизвестные в России возможности для деятельности различных политических партий. В течение нескольких месяцев возникло более 50 партийных объединений. Им предстояло соотнести свои программные установки с изменившейся ситуацией, предложить ответы на стоявшие перед страной наиболее остро вопросы, ввести революционную стихию в определенное русло. В реальной политической жизни 1917 г. будущее страны определяли четыре политические партии: кадеты (полное название — Конституционно-демократическая партия), эсеры (Партия социалистов-революционеров), а также большевики и меньшевики. До 1917 г. две последние формально действовали в рамках единой Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), но в 1917 г. произошло их окончательное организационное обособление: ленинцы объединились вокруг Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков) — РСДРП(б), а меньшевики — вокруг Российской социал-демократической рабочей партии (объединенной).

Кадеты превратились из оппозиционной в партию, играющую главную роль в правительстве. Поэтому в первые послефевральские месяцы от проводимой ими политики зависело наведение порядка и осуществление очевидно необходимых преобразований. Поведение кадетов в правительстве диктовалось их программными установками. Как и представители подавляющего большинства партий, они полагали, что основы политического и социально-экономического строя России должно определить Учредительное собрание, выступили за провозглашение России демократической и парламентской республикой. Кадеты в целом негативно относились к Советам, отстаивая идею единой власти Временного правительства.

На местах, по мнению лидеров этой партии, власти Советов должны были противостоять городские думы и земства. Кадеты твердо и последовательно стояли за продолжение участия России в войне и за полное выполнение обязательств перед союзниками. Только по ее окончании считалось возможным созвать Учредительное собрание, поэтому решение всех проблем сознательно откладывалось (затягивалось) до завершения военных действий. По аграрному вопросу в программу был внесен туманный пункт о том, что земля должна принадлежать всему «трудовому земледельческому населению», т.е. ведущим хозяйство помещикам, кулакам и трудящемуся крестьянству.

Признав летом 1917 г., в обстановке острого кризиса, необходимость государственного регулирования экономики, кадеты призывали делать это осторожно, не ущемляя частных собственников. Сами же на введение этих мер так и не пошли. Они отказались (в связи с войной) от введения 8-часового рабочего дня, противодействовали росту заработной платы, установлению рабочего контроля. Кадеты в принципе были сторонниками широкой политической, экономической и культурной вестернизации России. Будучи самой «образованной» партией, включавшей специалистов высокого класса (управленцев, ученых, политиков), они демонстрировали редкостную нечувствительность к чаяниям подавляющего большинства населения.

Наибольшей популярностью после свержения царизма пользовались социалистические партии. Социализм рассматривался преимущественно как антитеза существовавшему порядку вещей с его самодержавием, деспотизмом, несправедливостью, экономическим неравенством, культурной отсталостью. Поэтому сторонников различных течений социалистической мысли можно было встретить среди рабочих и крестьян, а не только интеллигенции.

Заметное место в политической жизни столицы и других крупных городов занимали меньшевики. Н. С. Чхеидзе стал председателем Петроградского Совета. Меньшевики составляли в его исполкоме большинство — 14 членов из 36. Наряду с другими умеренными социалистами они во многом определяли линию поведения столичного, а также большинства провинциальных Советов. Меньшевики считали, что в России произошла буржуазная революция, а на ближайшее время перед страной стоит задача упрочения и развития буржуазно-демократического строя на основе «единения всех живых сил нации», включая буржуазию. В лице Временного правительства ей отводилась роль основного двигателя реформ, Советы же рассматривались как органы «максимального давления» и контроля.

Первоначально меньшевики не предъявляли никаких претензий на власть, затем проявили серьезные колебания относительно вхождения в правительство. Они выступали за установление демократического мира, но вместе с тем считали необходимым участие России в войне, которая, по их мнению, приобрела революционно-оборонительный характер. Выдвигая «правильные» идеи — установить рабочий контроль за производством, вести подготовку земельной реформы, обложить налогом военные сверхприбыли буржуазии, ускорить созыв Учредительного собрания, меньшевики при этом не смогли добиться от Временного правительства проведения этих мер. Характерными чертами меньшевистской части российской социал-демократии были организационная рыхлость, разобщенность входивших в партию групп и объединений.

Одной из наиболее активных и массовых была партия эсеров. Ее численность росла высокими темпами и к лету 1917 г. достигла 800 тыс. человек. Эсеры принимали деятельное участие в создании Советов, солдатских комитетов, различных крестьянских организаций. Их стратегической целью в 1917 г. стал созыв Учредительного собрания, в котором они рассчитывали получить большинство, с тем чтобы мирным, демократическим путем реализовать свою программу. После Февраля эсеры поддержали как Временное правительство, так и Советы. Вопроса о двоевластии для них не существовало. Во Временном правительстве они видели главный орган власти и государственного управления страной, Советы же рассматривали как «связующий центр народных и социалистических сил», подталкивающий правительство к проведению реформ и контролирующий его деятельность.

Осознавая важность прекращения войны, они выдвинули лозунг: «Демократический мир — всему миру». Однако на практике категорически отвергали сепаратный мир, выступали за сохранение «стратегического единства фронта с союзниками», разделяли идеи революционного оборончества. Особенно много внимания эсеры уделяли аграрной проблематике. Они оставались верными своему требованию уничтожения частной собственности на землю, перехода ее в общенародное достояние без выкупа, при уравнительном трудовом пользовании угодьями. Хотя окончательное решение аграрного вопроса откладывалось до Учредительного собрания, это не мешало эсерам активно участвовать в подготовке законопроектов, реализация которых могла заметно продвинуть реформу.

Кроме того, они выступали за государственное регулирование производства и потребления, установление контроля за внешней и внутренней торговлей и финансами. Однако подавляющее большинство эсеровских инициатив правительством было провалено. В то же время лидеры эсеров не стремились к немедленному овладению властью. Когда в августе 1917 г. одна из них, М. А. Спиридонова, предложила установить в стране единовластие партии эсеров как наиболее массовой и влиятельной, ее идея была отвергнута. Руководителям партии явно не хватало политической воли и решительности. Не было у эсеров и должного организационного единства, сплоченности. К осени 1917 г., по утверждению лидера эсеров В. М. Чернова, существовали «не одна, а по меньшей мере три партии». Все это ослабляло партию как инструмент борьбы за политическую власть.

Сразу после Февральской революции партия большевиков существенно уступала меньшевикам и эсерам по численности (24 тыс.) и влиянию: в Советах они составляли очевидное меньшинство. Однако благодаря ряду объективных и субъективных обстоятельств произошел стремительный рост авторитета и массовости именно этой партии. Рубежом в ее истории можно считать возвращение в Россию В. И. Ленина в апреле 1917 г. До его приезда лидеры большевиков одобряли эсеро-меньшевистский курс условной поддержки Временного правительства. Считая Февральскую революцию буржуазной, они предостерегали от «форсирования событий»; в партийной среде сильны были тенденции объединения с меньшевиками на платформе умеренной оппозиции войне.

Приезд Ленина радикально изменил ситуацию. Его речь перед соратниками «О задачах пролетариата в данной революции» (оформленная в виде статьи, она получила известность как «Апрельские тезисы») содержала утверждение, что буржуазный этап революции в.

России закончился и необходим переход к следующей ее фазе — социалистической. Основными элементами этого перехода были: прекращение войны и поддержки Временного правительства с передачей всей власти Советам; замена регулярной армии народной милицией; конфискация помещичьей собственности и национализация всей земли, контроль за промышленным производством и распределением со стороны Советов. Ленин коренным образом переосмыслил и роль Советов. Он рассматривал их как рабочее по сути своей правительство, выражающее интересы пролетариата и всей беднейшей части городского и сельского населения. Из этого вытекала новая партийная стратегия большевиков: борьба за передачу власти от Временного правительства Советам, с одной стороны, и борьба большевиков за преобладание в Советах — с другой.

Первоначально ленинская позиция вызвала смятение соратников и протесты других социалистов. Тем не менее в течение нескольких недель Ленину удалось переломить ситуацию, и на апрельской конференции большевиков основная часть его идей была одобрена. Последующее развитие событий и расстановка политических сил подтвердили основные ленинские прогнозы, что способствовало росту авторитета и влияния вождя большевиков.

К числу их несомненных преимуществ перед другими партиями относились: наличие централизованной, с высоким уровнем дисциплины организации, яркий харизматический лидер, способный чутко улавливать настроения пришедших в движение народных масс, формулировать понятные лозунги, ставить четкие задачи и не боявшийся овладеть властью. Большевики не гнушались будничной, кропотливой работы в созданных революцией объединениях. При ЦК партии было сформировано Бюро фронтовых и тыловых организаций; в Советах действовали большевистские фракции; большое внимание уделялось работе в фабзавкомах и профсоюзах. Большевистские агитаторы старались максимально использовать возможности митингов, манифестаций, стачек и других народных выступлений. Огромное значение придавалось печатной пропаганде. С лета 1917 г. выходила тиражом 90 тыс. экземпляров «Правда», а общий тираж большевистских газет составил 320 тыс. Результаты сказались уже в июне, когда численность большевиков выросла в 10 раз, достигнув 240 тыс. человек.

Политические беспорядки в России, август 1998 г.

98-725 F
28 августа 1998 г.
Отчет CRS для Конгресса
Получено через Интернет CRS
Политические беспорядки в России, август 1998 г.
(имя удалено) 9 0003 Специалист по России
Иностранный Отдел по делам и национальной обороне
Резюме
Отставка президентом России Ельциным премьер-министра Кириенко и назначение им
бывшего премьер-министра Черномырдина знаменуют усиление политических потрясений. Это было
, вызванный финансовым кризисом и лежащей в его основе экономической депрессией. Эти политические и экономические события
имеют серьезные последствия для стабильности России, преемственности после Ельцина
, а также для интересов и политики США в отношении России. Этот отчет будет обновлен
, если это будет оправдано событиями в России.
Вопросы1
Ельцинские перестановки в правительстве
23 августа 1998 г. президент России Борис Ельцин отправил в отставку премьера Сергея
Кириенко и его правительство и назначил бывшего премьер-министра Виктора Черномырдина
его преемником. У российской Думы есть неделя, чтобы подтвердить или отклонить выдвижение Черномырдина
. Черномырдин ведет переговоры с законодателями и потенциальными министрами.
Эти политические беспорядки, последние в череде тревожных событий в России, усиливают
опасения по поводу политической, экономической и социальной стабильности и перспектив реформ в России.
Финансовый кризис в России
Увольнение Кириенко было вызвано тяжелым финансовым кризисом, который заставил его
правительство объявить де-факто 50%-ную девальвацию рубля и временную приостановку
погашения и реструктуризации коммерческого и государственного долга — что
составил технический дефолт по внешним долгам на миллиарды долларов. Девальвация
и приостановка выплат были вызваны неспособностью правительства
обслуживать свой быстрорастущий внутренний и внешний долг и непосредственной перспективой
краха.0003 банковской системы — несмотря на подписанное МВФ кредитное соглашение на сумму 22,6 млрд долларов США в июле
года 1998 года. Причины финансового кризиса в России возникли еще до того, как Кириенко недолго занимал пост главы
1 Информация для этого отчета взята из различных источников, включая радио. Бесплатно
Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС), Reuters, ТАСС и интернет-сайт, список России Джонсона.
Исследовательская служба Конгресса ˜ Библиотека Конгресса


CRS-2
правительство, и можно проследить до премьерства Черномырдина (с декабря 1992 г. по март
1998 г.) и, в конечном итоге, до Ельцина. По многим оценкам, команда Ельцина опасается, что девальвация
рубля и ожидаемая инфляция цен будут восприняты общественностью как
сведение на нет наиболее значительных экономических достижений режима, под чьим
руководством ВВП сократился на
раз. около 50%, сопровождаемый экономическим кризисом
хуже, чем Великая депрессия 1930-х годов в США для большей части населения России
человек. Многим наблюдателям увольнение Кириенко кажется попыткой переложить ответственность за финансовый кризис на экс-премьера. Администрация Клинтона приветствовала правительство Кириенко как самое компетентное и ориентированное на реформы российское правительство за последние годы. Некоторые наблюдатели ожидают, что Черномырдин займет более государственническую позицию,
что, возможно, замедлит экономический переход России к функционирующей рыночной системе.
Американо-российская встреча на высшем уровне2
В июле 1998 года администрация Клинтона договорилась о встрече на высшем уровне Клинтон-Ельцин
в Москве, которая теперь запланирована на 1-3 сентября. После увольнения Кириенко представители Администрации
заявили, что саммит состоится в запланированные сроки. Некоторые
критиков администрации
сомневаются в целесообразности проведения саммита на фоне такой политической и экономической неопределенности в Москве. Другие утверждают, что отмену или отсрочку
можно рассматривать как вотум недоверия США российскому правительству9.0003 еще больше подорвало ее тяжелое экономическое положение, президентство Ельцина и
перспективы реформ. Экономические вопросы, несомненно, будут занимать видное место в повестке дня саммита.
Политическая неразбериха
Кажется, что режим Ельцина периодически колеблется от одного политического кризиса к другому.
Например, во время президентской избирательной кампании 1996 года неожиданный союз Ельцина
с генералом Александром Лебедем помог победить. За переизбранием Ельцина последовала его
продолжительная болезнь и открытая борьба за престол. 19 октября96, Ельцин уволил Лебедя.
В марте 1997 года назначение Ельциным «молодых реформаторов» Анатолия Чубайса и Бориса
Немстова, казалось, затмило Черномырдина. Зимой 1997-1998 годов Ельцин поддержал
Черномырдинское понижение рейтинга Чубайса и Немцова. В марте 1998 года Ельцин поразил
наблюдателей увольнением Черномырдина и всего правительства и спровоцировал ожесточенную конфронтацию с Думой, настояв на назначении премьером малоизвестного 35-летнего технократа Кириенко. Спустя пять месяцев, на фоне углубления финансово-экономической 9Кризис 0003 года, Ельцин уволил Кириенко и переназначил Черномырдина.
Увольняя Черномырдина в марте, Ельцин сослался на хроническую экономическую несостоятельность и потребность в более динамичной команде для ускорения экономических реформ и возрождения. Многие, однако,
считают, что Ельцин был обеспокоен открытым присвоением Черномырдиным роли преемника Ельцина
и нуждался в козле отпущения за прошлые экономические неудачи.3 Ельцин еще больше унизил
2 См. CRS Report 98-704, 1-3 сентября, 1998, A Preview , August
24, 1998.
3 Официальные представители Кремля демонстративно оставили открытой возможность третьего срока для Ельцина, несмотря на конституционное ограничение в два срока для президента. Сторонники Ельцина утверждали, что с момента его первого
(продолжение…)

CRS-3
Черномырдина, публично критикуя объявление экс-премьером своей кандидатуры на пост президента
в 2000 году. Не имея собственной политической базы, Кириенко должен был быть зависимым и послушным Ельцину.
Кириенко с одобрения Ельцина собрал ориентированную на Запад экономическую команду и
проводил экономическую политику, поддерживаемую администрацией Клинтона, Большой семеркой и МВФ.
Но экономические условия и рейтинги одобрения правительства и Ельцина продолжали
ухудшаться. Забастовки и рабочие протесты, в том числе блокирование основных железнодорожных путей, участились в 90 003 раз, как и публичные призывы к отставке Ельцина. В июне Дума начала официальную процедуру импичмента Ельцину
раз.Кризис 0003, девальвация рубля и реструктуризация долга, одобренные Ельциным, обрушили
Кириенко. В пятницу, 14 августа, Ельцин заверил общественность в телеобращении
, что рубль не будет девальвирован. Девальвация, которая несколькими днями ранее, как он сказал, на
сведет на нет самые тяжелые экономические достижения режима, была невозможна.
В понедельник утром, 17 августа, было объявлено о де-факто девальвации. Парламентская оппозиция, средства массовой информации и общественность отреагировали на это насмешками и презрением. Один популярный 9Рефрен 0003 года состоял в том, что Ельцин и правительство девальвировали не только рубль, но и самих себя.
Рейтинг общественного одобрения Ельцина, составлявший всего 4% до этих событий, упал почти до нуля.
Ельцин неделю мало говорил на публике. Затем, 23 августа, он сделал краткое заявление
об увольнении Кириенко и выдвижении Черномырдина.
Некоторые считают, что, увольняя Кириенко, Ельцин стремился переложить ответственность за политически непопулярную
девальвацию на бывшего премьера. Такое козло отпущения было
обычная ельцинская тактика в прошлом. Вариант на эту тему состоит в том, что Ельцин болен,
политически оторван от общества, и его
кремлевское окружение манипулировало или заставило его бросить Кириенко. Другая версия состоит в том, что Кириенко был свергнут банковскими олигархами
, которые убедили Ельцина — через свою дочь и своего начальника штаба — уволить премьера
, который сопротивлялся их плану государственной помощи их банкам, находящимся в опасности.
Некоторые считают эту модель повторяющихся кризисов прямым результатом стиля руководства Ельцина,
дистанцируется не только от повседневного управления, но и от важных политических решений,
становится лично вовлеченным только во время кризиса. Конституция, сформированная
Ельциным и для него, склоняет политический баланс в подавляющем большинстве случаев в пользу президента. Но Ельцин
неоднократно показывал, что либо не хочет, либо не может осуществлять эту власть на рутинной
основе. Он также постоянно отказывался допустить появление могущественного подчиненного
, который мог бы эффективно владеть властью. Он может рассматривать такое развитие событий как угрозу своему
мощность. С этой точки зрения кажется, что Ельциным движет прежде всего личная воля к власти.
Результатом стало неэффективное руководство, характеризующееся соперничеством между конкурирующими
подчиненными, противоречивой политикой, а иногда и политическим параличом. В то время как некоторые восхищаются тактической проницательностью Ельцина, его стратегическая позиция кажется сильно подорванной.
«Большая игра»
3(…продолжение)
срок начинался по старой советской Конституции, по новой Конституции России он не засчитывался.
4 Действия Думы могут носить в основном символический характер. Ельцинская Конституция крайне затрудняет импичмент президенту
года.

CRS-4
Есть еще одно запутанное измерение политических потрясений в России. То, что на первый взгляд кажется
«нормальной» конкуренцией между политиками и партиями, фракциями и
движениями различных идеологических оттенков, по мнению некоторых, маскирует более глубокое соперничество
— «Большую игру». С этой точки зрения партийная политика и предполагаемая идеологическая
разногласия между политическими соперниками — это в значительной степени фарс, скрывающий продажную конкуренцию между
соперничающими элитами за захват огромных, ранее принадлежавших государству активов. Сторонники этой интерпретации
рассматривают приватизацию как сочетание прямого воровства и крупнейшей в истории распродажи
. Считается, что соперничающие элиты используют политическую власть для создания экономических империй
для себя. Ставки столь велики, что большинство «обычных» политических соображений,
даже по вопросам национальной безопасности, затмевает «Большая игра». Черномырдин,
, бывший глава гигантской, до сих пор частично принадлежащей государству газовой монополии «Газпром», широко распространено мнение, что
является главным игроком в этой игре. Его решительно и открыто поддерживает один из самых агрессивных и откровенных финансовых олигархов Борис Березовский. Некоторые предполагают, что
замена технократа Кириенко «игроком» Черномырдиным может быть отчасти проявлением
«Большой игры».
Экономический и финансовый кризис
Финансовый кризис в России, вызвавший увольнение Кириенко, имеет много причин. 9Основные источники 0003 обсуждаются в другом месте5. Большинство аналитиков сходятся во мнении, что непосредственный кризис
был спровоцирован неспособностью России собрать достаточные налоговые поступления, огромным коммерческим и государственным долгом, который стал буквально неприемлемым, экономическими проблемами Азии и падением мировой экономики. цены на нефть. Многие из этих факторов взаимосвязаны.
Большинство экономических аналитиков согласны с тем, что постоянные бедствия во многих странах Азии,
особенно в странах с развитой экономикой, заставили инвесторов изъять средства
резко по сравнению с другими развивающимися рынками, включая Россию. Российский рынок ценных бумаг, имевший в 1997 г. самые высокие в мире темпы роста, в 1998 г. потерял около 80% своей стоимости
в результате бегства иностранного и отечественного капитала. В то же время цены на нефть и газ,
основных статей российского экспорта и валютных поступлений, резко упали. В августе 1998 г. российская нефть
продавалась по цене менее 12 долларов за баррель. Затраты на добычу в России оцениваются примерно в 15 долларов за баррель. Экономические проблемы Азии снизили мировой спрос на нефть и помогли
снижают цены. Сокращение доходов от нефти и газа в России, в свою очередь, оказало большое негативное влияние на российский рынок ценных бумаг, который относительно невелик и сильно ориентирован на энергетический сектор.
После распада Советского Союза Россия страдает от хронической нехватки налогов
. Среди причин этого — хаотичное налоговое законодательство, неэффективная и коррумпированная налоговая служба, культура уклонения от уплаты налогов физическими и юридическими лицами, рост бартера и долговых обязательств.0003 свопов на коммерческих биржах и снижение прибыли в энергетическом секторе. После катастрофической инфляции в 2500 % в 1992 г., когда цены вышли из-под контроля, Москва, подталкиваемая Большой семеркой и МВФ, в целом следовала монетаристскому курсу, который делал упор на стабилизацию рубля и контроль над инфляцией, которая снизилась примерно до 8 %. к середине 1998 года.
Эта монетаристская политика в сочетании с постоянным субсидированием убыточных предприятий
5 Подробный анализ экономической ситуации в России см. в отчетах CRS 97-1013,
Экономические условия и реформы в России , 21 ноября 1997 г.; и 98-578, Российский финансовый кризис
: анализ тенденций, причин и последствий
, обновлено 27 июля 1998 г. и сделало Россию очень зависимой от помощи МВФ.
Но болезненного средства отсрочки выплаты заработной платы и пенсий было недостаточно,
чтобы закрыть дефицит бюджета. Преисполненные решимости избежать инфляционной эмиссии валюты, 9Правительство 0003 г. в значительной степени полагалось на заимствования, особенно внутренние заимствования посредством краткосрочных
казначейских векселей, называемых ГКО. Большой бюджетный дефицит и политическая нестабильность вынудили правительство
предложить высокие процентные ставки (обычно 30-50%), чтобы привлечь покупателей даже на 90-дневные
ГКО. Правительство смогло погасить эти векселя с помощью средств, полученных от продажи новых
казначейских векселей, дополненных кредитами МВФ и других иностранных правительственных и коммерческих кредиторов. Пока правительство продолжало выполнять свои
, ГКО были привлекательной, а для многих российских банкиров неотразимой инвестицией
. Поскольку азиатский экономический кризис, падение цен на нефть, падение российского фондового рынка на 90 003 и продолжающаяся политическая нестабильность вызвали тревогу инвесторов, ставки по ГКО подскочили до 90 003 150%. Объявление от 21 июля о пакете займов под руководством МВФ на сумму 22,6 млрд долларов успокоило рынки лишь на несколько недель6. К августу почти 40% бюджетных расходов пошло на обслуживание долга. Это тревожное событие привело к еще большему росту процентных ставок, что привело к
неустойчивая долговая спираль, которая окончательно вынудила Кириенко прибегнуть к девальвации рубля и
приостановке выплат по государственным и коммерческим долгам.
Финансовый кризис, однако, не закончился. Российские банки, в том числе многие крупные коммерческие банки, брали крупные кредиты для инвестирования в ГКО. Большая часть этих займов была получена от
иностранных кредиторов. Теперь неосторожные российские банки оказались с крупными валютными
долгами, «обеспеченными» девальвированными рублями. Большинство экспертов предсказывают массовые банкротства банков — отсутствуют
большая государственная помощь. Заместитель директора Центрального банка России заявил, что даже
крупнейших коммерческих банка России могут разориться. Некоторые опасаются массового краха банковской системы. Предотвратить это — одна из главных задач Черномырдина.
Другие говорят, что правительство должно использовать свои скудные ресурсы для выполнения обязательств по внешнему долгу
или рискует потерять иностранные инвестиции в будущем.
Последствия
Политические и экономические потрясения в России имеют серьезные последствия для России и
США. До сих пор неясно, утвердит ли и при каких условиях Дума
Черномырдина, каковы могут быть состав и политика правительства Черномырдина
. Российские СМИ сообщают, что Черномырдин согласился сформировать коалиционное правительство
, представляющее основные фракции Думы. Коммунистов и ультранационалистов
в большинстве. Это старое думское требование, которое ранее Ельцин игнорировал.
Недавние политические и экономические потрясения бросают тень на будущее Ельцина, пост-
Преемственность Ельцина и, кроме того, политическая стабильность в России. Многие комментаторы
утверждают, что Ельцин тяжело ранен, что у него нет шансов на переизбрание в 2000 году, а
может быть вынужден уйти в отставку или остаться подставным лицом. Другие предупреждают, что нельзя недооценивать волю к власти
Ельцина или его способность преодолевать, казалось бы, безнадежные трудности. Телевизионное выдвижение Ельциным
Черномырдина 24 августа указывало на необходимость «обеспечения
» 6 Первоначальные вливания в размере 4,8 млрд долларов были почти полностью израсходованы Центральным банком России
за 2-3 недели защиты рубля.

CRS-6
преемственность власти в 2000 году». Хотя сейчас Черномырдин может быть выбранным Ельциным преемником
, он считается тусклым лидером и плохим участником кампании, который никогда не выигрывал
выборов. Другими видными кандидатами в президенты являются Юрий Лужков. , мэр Москвы
, Александр Лебедь, нынешний губернатор Красноярского края, и Геннадий Зюганов, глава Коммунистической партии
. Большинство наблюдателей сходятся во мнении, что в России демократическая 9Реформаторы 0003 были еще больше дискредитированы и политически ослаблены.
Некоторые критики политики США в отношении России обвиняют ее в том, что она слишком тесно связана с Ельциным
и воспринимается рядовыми россиянами как поддерживающая Ельцина и непопулярную экономическую политику
, которую они обвиняют в том, что она привела страну к краху. Защитники политики США отвечают, что Ельцин
направил Россию по правильному, хотя и болезненному, пути. Нынешние беспорядки в России
вновь поднимают вопрос о том, служит ли интересам США наличие ослабленного президента
Ельцин останется у власти по крайней мере до 2000 года — возможной ценой затяжной политической
и экономической нестабильности. Обратной стороной может быть более сильная и стабильная, хотя, возможно, и более авторитарная и националистическая Россия с другой рукой у руля. Это не единственные возможные результаты, но кажется полезным рассмотреть некоторые последствия для национальной безопасности этих двух обычно сопоставляемых альтернатив.
Слабая и нестабильная Россия может с меньшей вероятностью представлять агрессивную военную угрозу
своим соседям. Обычные вооруженные силы России, уже значительно сократившиеся, могут продолжать ухудшаться. С другой стороны, нестабильность, вероятно, повышает риск различных сценариев «рассыпания ядерного оружия»
и повышает вероятность распространения оружия массового уничтожения
(ОМП). Кроме того, продолжающаяся политическая и экономическая нестабильность увеличивает риск
некоторых мучительных потрясений с возможными насильственными или радикальными последствиями.
Более стабильная, хотя и более авторитарная и националистическая Россия могла бы быть более
эффективен в противодействии распространению ОМУ. Но он также может быть склонен к более напористой, возможно, империалистической политике, особенно в отношении некоторых других бывших советских государств. Однако его способность делать это эффективно и возродить свои вооруженные силы будет в значительной степени зависеть от его экономического положения. Большинство экспертов сходятся во мнении, что любой реалистичный план быстрого восстановления российской экономики требует снижения нагрузки на оборону. Следовательно, даже авторитарная
и националистическая Россия может быть не в состоянии быстро восстановить свои вооруженные силы.7 Долгосрочная
угроза, конечно, вполне возможна.
Наконец, иностранные банки и правительства имеют непосредственный экономический интерес в том, что
новое правительство будет делать в отношении реструктуризации и погашения долга. 17 августа
Кириенко приостановил на 90 дней погашение казначейских векселей
и облигаций на сумму около 40 миллиардов долларов (из которых 11 миллиардов долларов принадлежат иностранцам), подлежащих погашению к концу 1999 года. долг и переложить часть стоимости
для иностранных инвесторов, призывает кредиторов обменять свои векселя на новые обязательства, которые будут предлагать более длительный срок погашения и/или значительно более низкие процентные ставки. Это грозит
иностранным инвесторам в российские облигации большими потерями. Считается, что немецкие кредиторы
наиболее уязвимы, и этот фактор может повлиять на переизбрание канцлера Гельмута
Коля на всеобщих выборах в Германии 27 сентября 1998 г.
7 CRS Report 97-820, на грани краха?
4 сентября 1997 г., с. 47-48.

EveryCRSReport.com
Исследовательская служба Конгресса (CRS) — это федеральное агентство законодательной власти, расположенное в Библиотеке Конгресса
и отвечающее за предоставление беспристрастных рекомендаций Конгрессу США по
вопросам, которые могут быть рассмотрены Конгрессом.
EveryCRSReport.com повторно публикует отчеты CRS, доступные всем сотрудникам Конгресса. Отчеты
не засекречены, и члены Конгресса обычно делают отдельные отчеты доступными для
общественность.
Перед публикацией мы отредактировали имена, номера телефонов и адреса электронной почты аналитиков
, составивших отчеты. Мы также добавили эту страницу в отчет. Мы не вносили намеренно
каких-либо других изменений ни в один отчет, опубликованный на EveryCRSReport.com. Отчеты
CRS, как работа правительства США, не подлежат защите авторских прав в
США. Любой отчет CRS может быть полностью воспроизведен и распространен без разрешения
CRS. Однако, поскольку отчет CRS может включать защищенные авторским правом изображения или материалы из
третьим лицом, вам может потребоваться получить разрешение правообладателя, если вы хотите скопировать или
использовать материал, защищенный авторским правом.
Информация в отчете CRS не должна использоваться для целей,
отличных от общественного понимания информации, которая была предоставлена ​​CRS
членам Конгресса в связи с институциональной ролью CRS.
EveryCRSReport.com не является государственным веб-сайтом и не связан с CRS. Мы не претендуем на авторское право
на какой-либо отчет CRS, который мы переиздали.

Что стоит за взрывоопасным политическим кризисом в Ираке?

cms.cnn.com/_components/editor-note/instances/editor-note-b59a1d9a63c4c0b11627451e72cf6632@published» data-editable=»text» data-component-name=»editor-note»> Примечание редактора: Версия этой истории впервые появилась в информационном бюллетене CNN «Тем временем на Ближнем Востоке» — три раза в неделю заглядывают в самые важные новости региона. Подпишите здесь.

Си-Эн-Эн —

Ирак переживает самый тяжелый и самый продолжительный политический кризис за последние годы. В центре этого перегретого конфликта стоит иракский политический лидер Муктада ас-Садр и конкурирующий блок партий, имеющих тесные связи с соседним Ираном.

Демонстрируя силу, сторонники шиитского священнослужителя Садра на прошлой неделе дважды штурмовали хорошо укрепленную зеленую зону Багдада, в которой расположены правительственные здания и западные посольства, а в воскресенье устроили длительную сидячую забастовку в парламенте.

В то время как сторонники Садра выступают против назначения нового премьер-министра, эти протесты также представляют собой глубокий политический раскол между соперничающими шиитскими блоками Ирака и влиятельной рукой, которую, по мнению аналитиков, Иран играет издалека.

«Иран будет стороной в этом конфликте», — сказал Ихсан аль-Шаммари, профессор политики Багдадского университета и глава Иракского центра политической мысли.

«И Садр осознает, что Иран может быть тем, кто подталкивает Координационные рамки к попытке увеличить свое влияние на политической сцене в Ираке», — добавил он.

Сторонники священнослужителя Муктады ас-Садра размахивают флагами в парламенте Ирака, в зеленой зоне строгого режима Багдада, протестуя против выдвижения кандидатуры конкурирующего блока на пост премьер-министра, 30 июля 2022 года.

Ахмад Аль-Рубайе/AFP/Getty Images

Более 100 человек получили ранения в результате столкновений в Багдаде во время штурма парламента Ирака демонстрантами

В шиитский блок, поддерживающий Иран и выступающий против Садра, входят политики, связанные с Тегераном, в том числе бывший премьер-министр Нури аль-Малики. Сюда также входят военизированные группы, хорошо вооруженные Ираном.

Последние беспорядки последовали за девятью месяцами политического тупика, споров и обвинений, которые препятствовали формированию правительства после того, как Садр стал крупнейшим победителем на парламентских выборах в октябре.

Победа Садра угрожала отодвинуть на второй план шиитские блоки, связанные с Ираном, которые десятилетиями доминировали в иракской политике.

В ходе того, что было названо «тектоническим сдвигом» в иракской политике, Садр в июне попросил свой политический блок уйти из парламента после того, как не смог сотрудничать с противостоящими блоками. Этот шаг показал истинную силу Садра: его способность мобилизовать сторонников на улицах в большом количестве и с большой силой.

В качестве потенциально эскалационной меры, Координационная структура в воскресенье призвала протестующих также выйти на улицы в понедельник.

«Политическая система Ирака находится на грани непоправимого краха, и страна движется к гражданской войне между Садром и его сторонниками Ирана», — сказал Рандж Алаалдин, внештатный научный сотрудник программы внешней политики Брукингского института, аналитического центра в Вашингтон, округ Колумбия.

Выступая на еженедельной пресс-конференции, официальный представитель МИД Ирана Нассер Канаани заявил, что ситуация в Ираке вызвана внутриполитическими спорами, сообщило в понедельник государственное информационное агентство ИРНА. Комментарии Канаани, похоже, развеяли слухи о роли Тегерана в нынешнем кризисе в Багдаде.

В то время как некоторые эксперты говорят, что нынешний политический тупик глубоко укоренился в уровне влияния Ирана на своего соседа, другие не верят, что Иран является движущей силой конфликта.

«Я думаю, что мотивы этого конфликта в первую очередь внутренние, а не разногласия по поводу Ирана», — сказал Мохаммед Шуммари, председатель Sumeria Foundation в Багдаде.

«В иракской политике происходят преобразования и растут амбиции различных партий, желающих консолидировать власть», — сказал Шуммари, добавив, что обвинения в связях с Ираном стали инструментом, который в основном используется блоками, не входящими в состав Ирана, для дискредитации их соперники.

Хотя Садр в течение многих лет позиционировал себя как против Ирана, так и против Соединенных Штатов, популярный священнослужитель не всегда занимал последовательную позицию по отношению к Тегерану.

Когда-то он скрывался от сил США, которые пытались арестовать его в Ираке. Считалось, что Садр скрывался в Иране с 2007 года. Он вернулся в Ирак в 2011 году после заключения сделки с иракским правительством, находившимся у власти в то время.

Иракский шиитский священнослужитель Муктада ас-Садр выступает после объявления предварительных результатов иракских парламентских выборов в Наджафе, Ирак, 11 октября 2021 г.

Алаа Аль-Марджани/Reuters

Самый влиятельный политик Ирака только что вызвал «тектонический сдвиг»

Когда в среду протестующие впервые ворвались в парламент, они осудили кандидатуру Мохаммеда Шия аль-Судани на пост премьер-министра — фигуру, выдвинутую Координационными рамками и которую многие считают союзником проиранского Малики.

Но настоящие проблемы выходят далеко за рамки назначения аль-Судани, говорит Аль-Шаммари, добавив, что недовольство в первую очередь сосредоточено вокруг того, что воспринимается как попытки шиитских блоков, связанных с Ираном, изолировать Садра и исключить его из политики.

В заявлении в Твиттере Садр призвал политиков прислушиваться к требованиям протестующих, заявив, что теперь есть «прекрасная возможность положить конец коррупции и несправедливости».

Садр предупредил, что если требования протестующих не будут выполнены, то он не виноват в последующем хаосе.

«Нынешняя революция — садристская», — написал он в Twitter. «Если вы упустите эту возможность, не вините меня».

cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_44C9B7C4-551E-EF09-BED5-59EE7FEFF118@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»> Несмотря на усилия по снижению напряженности, Алаалдин считает, что будет трудно увидеть отступление Садра, «если ему не будет предоставлено правительство, которого он изначально хотел».

«Это остается самым продолжительным политическим тупиком [в Ираке] с 2003 года», — сказал Аль-Шаммари, добавив, что даже если он будет разрешен, вряд ли это будет последний кризис, с которым столкнулась богатая нефтью страна.

«Политическая система сталкивается с большим параличом», — сказал он, предупредив, что «достижение момента столкновения будет означать, что этот раскол достиг беспрецедентного уровня».

Первое судно с украинской кукурузой направляется в Ливан

Министр обороны Турции Хулуси Акар заявил в понедельник, что первое зерновое судно, отправившееся из черноморского порта Одесса с первых дней войны на Украине, доставит украинскую кукурузу в Ливан.

  • Предыстория : В интервью государственному турецкому информационному агентству Anadolu Акар сказал, что судно, первым отправившееся в рамках экспортной сделки при посредничестве ООН, бросит якорь у берегов Стамбула около 15:00 Стамбула. время во вторник. Затем судно проинспектирует Объединенный координационный центр, который курирует экспорт украинского зерна. Акар добавил, что он перевозит более 26 000 метрических тонн кукурузы. После досмотра он направится к своему конечному пункту назначения в Триполи, Ливан.
  • Почему это важно: Измученный экономическим кризисом, смертоносным взрывом в Бейруте в 2020 году и бременем пандемии Covid-19, в Ливане в этом году число людей, остро нуждающихся в поддержке, увеличилось на 46%. заявила ООН. До вторжения России Ливан зависел от Украины в отношении более половины импорта пшеницы.

Число погибших в результате наводнения в Иране возросло до человек.

По меньшей мере 69 человек погибли в результате наводнений и оползней, повредивших города по всему Ирану, сообщил в пятницу иранский Красный Полумесяц в Твиттере.

  • Предыстория : По крайней мере 45 человек все еще числятся пропавшими без вести в Тегеране и трех других провинциях, по словам Нежада Джахани, заместителя заместителя иранской организации по управлению кризисными ситуациями. Джахани также сказал, что около 20 000 домов были повреждены во время недавнего наводнения. Иран уже две недели борется с проливными дождями, смертоносными наводнениями и оползнями. Красный Полумесяц заявил, что ущерб в южной провинции Фарс был вызван наводнением из-за плотины на реке Родбал недалеко от города Эстабан.
  • Почему это важно : Исследование воздействия изменения климата на Иран показало, что экстремально влажные и засушливые периоды становятся более частыми, а периоды экстремально высоких температур и более частые наводнения страна. В 2019 году более 70 человек погибли в Иране из-за наводнения после рекордных осадков.

Иран отвечает на предложение ЕС спасти ядерную сделку

cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_0E9ABE42-212D-33CE-A759-59EFE370EA9C@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»> Заместитель министра иностранных дел Ирана Али Багери Кани заявил в воскресенье, что Тегеран отреагировал на предложение ЕС активизировать ядерную сделку 2015 года на фоне сообщений о быстром прогрессе Ирана в его ядерной программе.

  • Предыстория : На прошлой неделе глава ЕС по иностранным делам Жозеп Боррель заявил, что он предложил новый проект текста для активизации ядерной сделки, официально известный как Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД). «Мы поделились предложенными нами идеями, как по существу, так и по форме, чтобы подготовить почву для скорейшего завершения венских переговоров, направленных на исправление разрушительной сложной ситуации, вызванной односторонним и незаконным выводом войск США», — написал Кани в Twitter. Министр не сообщил подробностей о предложенных Ираном идеях.
  • Почему это важно : В настоящее время Иран обогащает уран намного выше предела в 3,67%, установленного ядерной сделкой. Поскольку переговоры продолжают буксуть, Мохаммед Эслами, глава агентства по атомной энергии страны, в понедельник повторил комментарии, сделанные старшим советником верховного лидера Камалем Харрази в июле, заявив: «Как упомянул г-н Харрази, у Ирана есть технические возможности для построить атомную бомбу, но такая программа не стоит на повестке дня».

Тысячи протестующих собрались в столице Судана Хартуме в воскресенье, призывая к прекращению военного правления, после расследования CNN, которое разоблачило хищение Россией золота в африканской стране.

Столкновения вспыхнули после того, как сотни демонстрантов попытались направиться к Республиканскому дворцу — резиденции президента Судана — но были встречены полицией, которая в ответ применила против протестующих слезоточивый газ.

Протесты начались после того, как расследование CNN, основанное на многочисленных интервью с высокопоставленными суданскими и американскими официальными лицами и массивах документов, изученных CNN, нарисовало картину сложной многолетней российской схемы по извлечению богатств Судана в попытке укрепить Россию против Западные санкции становятся все более жесткими и поддерживают военные усилия Москвы в Украине.

Доказательства, обнаруженные CNN, также свидетельствуют о том, что Россия вступила в сговор с военным руководством Судана, позволив миллиардам долларов золотом обойти суданское государство и лишив бедную страну сотен миллионов государственных доходов.

Расследование получило широкое распространение в Судане и вызвало общественный резонанс. Через несколько часов после того, как отчет был показан в эфире, сообщения начали распространяться в WhatsApp и других социальных сетях, используемых активистами, выступающими за демократию.

Нима Эльбагир, CNN

На снимке с воздуха видны сильно поврежденные зернохранилища в порту столицы Ливана Бейрута, 31 июля.

AFP/Getty Images

Ливан: #Beirut_Port

cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_34BEC050-58C7-5D2B-5F8F-59F24B42D62E@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»> За четыре дня до второй годовщины смертоносного взрыва в Бейруте 4 августа порт города стал популярным в ливанских социальных сетях по другой причине.

В воскресенье в порту обрушились два силоса для пшеницы. Строения, выдержавшие последствия мощного взрыва в 2020 году, тлели и горели в течение нескольких недель, наполняя часть столицы Ливана запахом дыма.

Возгорание произошло из-за повышения температуры в стране.

По данным государственных СМИ, обрушившаяся часть была самой хрупкой после взрыва и должна была упасть.

Это подтвердил Али Хамье, министр общественных работ и транспорта Ливана, который сообщил телеканалу Al Jadeed, что два бункера рухнули, и ожидается, что другие бункеры также развалятся.

Взрыв 2020 года унес жизни более 200 человек и ранил более 6500 человек. Ударные волны пронеслись по городу, переворачивая автомобили, разбивая стекла и разрушая некоторые дома.

По словам тогдашнего премьер-министра Хасана Диаба, взрыв был вызван 2750 метрическими тоннами аммиачной селитры, взрывоопасного материала, хранившегося в порту без предупредительных мер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *