Бог Монту (Древний Египет) — Русская историческая библиотека
Город Фивы, ставший столицей Древнего Египта в эпоху Нового царства, выделился и разросся далеко не сразу. В будущем Фиванском номе (IV ном Верхнего Египта) кроме самих Фив (поначалу мелкой деревушки) было еще три поселения: 1) древнее Джарти (современный Тод) – на некотором расстоянии от Нила, на восточном его берегу; 2) древнее Маду (современный Медамуд) также на восточном берегу и 3) древнее Иуни-Монту, т. е. Иуни бога Монту (Иуни было созвучно с древним названием города Гелиополя). В наше время Иуни-Монту (в 13 км к югу от Луксора, на западном берегу Нила) называется по-арабски Армантом, а по-коптски Гермонтом.
Боги Древнего Египта. Видео с иллюстрациями для детей и взрослых
В этих трех поселениях, а поначалу и в Фивах, главным богом в глубокой древности был Монту. Изображался он в виде человека с головой сокола и, возможно, являлся разновидностью общеегипетского соколиного бога Хора. В Гермонте его женой считалась богиня Чененет или богиня Иунит. Иногда она называется Раттауи. Первая часть этого имени – «Рат» – форма женского рода имени бога солнца Ра, а «тауи» значит «Обеих Земель» (т. е. Верхнего и Нижнего Египта). Такой эпитет богини, равно как и древнеегипетское название Гермонта (Иуни-Монту), созвучное с древнеегипетским названием Гелиополя (Иуни), свидетельствует о несомненном влиянии на Гермонт
Бог Монту
Монту считался богом воинской доблести, который приносит победу над врагами в битве. Его основным атрибутом было копье. Монту изображали в виде человека с головой сокола. На ней была надета корона с солнечным диском и двумя перьями. По некоторым предположениям, первоначально Монту был солнечным богом (что как раз и сближало верования Гермонта с гелиопольским культом, сосредоточенным вокруг Ра).
Намёк на древний «солнечный характер» Монту даёт и его имя, которое в переводе означает «кочевник» (солнце постоянно движется по небосводу). Но в связи с палящим эффектом солнечных лучей Монту приобрёл облик грозного разрушителя – и постепенно трансформировался в бога войны и битв.Город Гермонт, а вместе с ним и культ Монту, возвысились в начале Среднего царства. Отсюда происходила XI династия фараонов, начавшая воссоединять Египет после Первого переходного периода. Трое ее царей носят имя Ментухотеп (Монтухотеп), означающее «Монту доволен»
На территории трех вышеназванных поселений и Фив цари XI династии возводили храмы. В храме Тода сохранился рельеф, который изображает фараона XI династии Небхепетра (Ментухотепа I) приносящим жертвенные дары богу Монту. На туринской стеле казначея Меру говорится, что именно бог «Монту дал Обе Земли царю Небхепетра» (речь идет о фактическом объединении Верхнего и Нижнего Египта под эгидой этого царя, восстановившего единство страны после эпохи междоусобиц и смут).
При XII династии фараонов Гермонт был оттеснён с положения гегемона Египта соседними Фивами. Одновременно и Монту оказался в тени фиванского бога Амона. Однако культ Монту не угас совсем. Этот бог был перенесён в Фивы. Лишившись главного места в пантеоне, он остался весьма почитаемым.
- Назад
- Вперёд
- Вы здесь:
- Мифология
- Бог Монту (Древний Египет)
Ещё по теме…
Монту | Bestiary.us
Монту
Монту — древнеегипетский бог войны, сокологоловое олицетворение мужества и победы
Монту — древнеегипетский бог войны, сокологоловое олицетворение мужества и победы
Монту — древнеегипетский бог войны, сокологоловое олицетворение мужества и победы
Монту — древнеегипетский бог войны, сокологоловое олицетворение мужества и победы
Монту — древнеегипетский бог войны, сокологоловое олицетворение мужества и победы
Menthu вариант написания имени «Монту» латиницейвариант написания имени «Монту» латиницейвариант написания имени «Монту» латиницейвариант написания имени «Монту» латиницейвариант написания имени «Монту» латиницей
Mont вариант написания имени «Монту» латиницейвариант написания имени «Монту» латиницейвариант написания имени «Монту» латиницейвариант написания имени «Монту» латиницейвариант написания имени «Монту» латиницей
Month вариант написания имени «Монту» латиницейвариант написания имени «Монту» латиницейвариант написания имени «Монту» латиницейвариант написания имени «Монту» латиницейвариант написания имени «Монту» латиницей
Monthu вариант написания имени «Монту» латиницейвариант написания имени «Монту» латиницейвариант написания имени «Монту» латиницейвариант написания имени «Монту» латиницейвариант написания имени «Монту» латиницей
Monthu вариант написания имени «Монту» латиницейвариант написания имени «Монту» латиницейвариант написания имени «Монту» латиницейвариант написания имени «Монту» латиницейвариант написания имени «Монту» латиницей
Montju вариант написания имени «Монту» латиницейвариант написания имени «Монту» латиницейвариант написания имени «Монту» латиницейвариант написания имени «Монту» латиницейвариант написания имени «Монту» латиницей
Montou вариант написания имени «Монту» латиницейвариант написания имени «Монту» латиницейвариант написания имени «Монту» латиницейвариант написания имени «Монту» латиницейвариант написания имени «Монту» латиницей
Montu вариант написания имени «Монту» латиницейвариант написания имени «Монту» латиницейвариант написания имени «Монту» латиницейвариант написания имени «Монту» латиницейвариант написания имени «Монту» латиницей
Монт вариант написания имени «Монту» кириллицейвариант написания имени «Монту» кириллицейвариант написания имени «Монту» кириллицейвариант написания имени «Монту» кириллицейвариант написания имени «Монту» кириллицей
Монту — древнеегипетский бог войны, сокологоловое олицетворение мужества и победы.
Изначально Монту был солнечным богом города Гермонт (египетское название — Армант, что значить «земля Монту») в фиванском номе и, как многие египетские солярные божества, изображался с головой сокола (*): при царях XI династии (XXI век до н.э.) он считался одним из главных богов пантеона. Во время Среднего царства (2055-1650 годы до н.э.) культ этого божества получил широкое распространение и влияние по всей стране благодаря победам фараонов XI династии, происходившей из Фив (**).
При фараонах XII, избравших себе в небесные патроны бога Амона, позиции Монту несколько ослабли, однако он сохранил свое значение как «господин Фив» и бог войны. Монту на правах приемного сына входит в состав «Фиванской триады» Амон-Мут-Хонсу (*).
Также большое влияние его культ имел в эпоху Нового царства при фараонах XVIII династии, когда Фивы являлись столицей Египта. Когда он стал все больше связываться с богом солнца Ра, то появилась такая его божественная форма, как Монту-Ра; получила распространение и такая ипостась этого божества как Амон-Монту-Ра.
Монту изображался в виде человека с головой сокола, увенчанной короной с двумя голубыми перьями и солнечным диском. Вообще, на берельефах и в пластике изображения Монту легко принять за изображение Гора. Оба этих божества обычно изображаются в виде сокола или человека с головой сокола. Однако Монту чаще всего изображается в головном уборе, состоящем из двух перьев и солнечного диска с двойным уреем (изображение двух кобр). Двойной урей — редкий мотив в изображении древнеегипетских божеств, потому может служить отличным маркером именно бога Монту.
Один из основных атрибутов этого бога — копье. Видимо, данное обстоятельство способствовало тому, что его иногда отождествляли с богом Сетхом (Сетом), стоящим на носу ночной лодки бога Ра и убивающего копьем врагов солнечного бога (**). В «Текстах пирамид» говорится, что сокол-Монту возносил умершего царя на небо (174).
Кроме того, со времен XI династии (около 2040 годов до н.э.) Монту изображали в обличье быка или с головой быка, эта иконография продолжала свое существование вплоть до эпохи Птолемеев (***).
Интересно, что хотя в образе Монту очевидно преобладали качества безжалостного божества войны, для древних египтян он выступал также в роли покровителя и опекуна счастливой семейной жизни. Он упомянут в брачных документах как гарант соблюдения каждой стороной своих обязательств: в частности, супружеская неверность описывается как «отвращение Mонту» и осуждается (**). Супругой Монту считалась богиня материнства и пивоварения Тененет.
ИсточникиКрыніцыŹródłaДжерелаSources
Мифы народов мира. В 2-х тт. — М.: Советская энциклопедия, 1980 (174)
М.Мюллер «Египетская мифология» — М.: Центрполиграф, 2007 (1244)
Онлайн источникиАнлайн крыніцыŹródła internetoweОнлайн джерелаOnline sourcesВикипедия (ru): Монту (*)
Сайт «Пирамиды навсегда» (**)
Сайт «Про Египет» (***)
Статус статьиСтатус артыкулаStatus artykułuСтатус статтіArticle status:
Форматка (почти готовая статья, на завершающей стадии оформления материала)
Подготовка статьиПадрыхтоўка артыкулаPrzygotowanie artykułuПідготовка статтіArticle by:
Геннадий КоршуновГенадзь КоршунаўGenadiusz KorszunowГеннадій КоршуновHenadz Korshunau
Адрес статьи в интернетеАдрас артыкулу ў інтэрнэцеAdres artykułu w internecieАдрес статті в інтернетіURL of article: //bestiary. us/montu
Культурно-географическая классификация существ: Культурна-геаграфічная класіфікацыя істот: Kulturalno-geograficzna klasyfikacja istot: Культурно-географічна класифікація істот: Cultural and geographical classification of creatures:
Египетская мифологияЕгіпецкая міфалогіяMitologia egipskaЄгипетська міфологіяEgyptian mythology
Псевдо-биологическая классификация существ: Псеўда-біялагічная класіфікацыя істот: Pseudo-biologiczna klasyfikacja istot: Псевдо-біологічна класифікація істот: Pseudo-biological classification of creatures:
ИнокефалыИнокефалыAnothcephalusИнокефалыAnothcephalus
Физиологическая классификация: Фізіялагічная класіфікацыя: Fizjologiczna klasyfikacja: Фізіологічна класифікація: Physiological classification:
ЧеловекЧалавекCzłowiekЛюдинаHuman, СоколСоколСоколСоколСокол, БыкБыкBykБикBull
Форумы: Форумы: Fora: Форуми: Forums:
О каждом в отдельностиО каждом в отдельностиО каждом в отдельностиО каждом в отдельностиО каждом в отдельности
Монту | Описание и история
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Связанный контент
Монту, солнечный и бог-воин
Египет: Монту, солнечный и бог-воин
Джимми Данн, пишущий как Тейлор Рэй Эллисон
Во всем мире в древние времена люди поклонялись солнцу. Мы находим памятники богам солнца по всему миру, но в Египте мы действительно начинаем чувствовать, как солнце доминировало в ранней теологии. В Египте, в разных местах и, по-видимому, несколько независимо, поклонение солнцу развивалось с богами с разными именами. Так много египетских божеств были так или иначе связаны с солнцем, что их трудно идентифицировать, а их различные формы стали очень сложными. Монту, которого мы обычно идентифицируем как древнего бога войны в Египте, на самом деле возник в форме местного солнечного бога в Верхнем (южном) Египте, по-видимому, в Гермонтиде (Городе Солнца). Его поклонение, кажется, было экспортировано в Фивы во времена 11-й династии.
Из-за ассоциации этого бога с преуспевающим королем Небхепетре Монтухотепом I (или II, тем же королем), правившим во время 11-й династии Египта, Монту (Менту) достиг ранга государственного бога. Монтухотеп I воссоединил Верхний и Нижний Египет после хаоса Первого промежуточного периода. Его связь с Монту очевидна из его имени, что означает «Монту доволен».
Однако к 12-й династии Монту стал подчиняться Амону, другому божеству, которое, вероятно, возникло в Верхнем Египте и позже будет известно как «Царь богов». Именно в этот период роль Монту в египетской религии приобрела истинные атрибуты бога войны.
На самом деле почитание Монту как бога войны восходит к Истории о Синухе, где Монту восхваляет герой сказки после того, как он победил «силача» Ретжену. К Новому Царству фараоны 18-й династии, некоторые из которых следовали очень военным традициям, специально стремились подражать Монту. Например, стела Гебель Баркал Тутмоса III, которого часто называют Наполеоном Египта, описывает царя как «доблестного Монту на поле битвы». Позже, в Новом Королевстве, он настолько лично отождествлялся с Рамсесом II, что культовая статуя, носящая тронное имя короля, Усермааре Сетепенре, с эпитетом «Монту в двух землях», почиталась в честь Рамсеса II при его жизни. Когда таких королей, как Рамсес II, называют «могучими быками», они заявляют, что Монту ассоциируется с его сыном.
Следует также отметить, что Монту имел связь с египетским хозяйством и, вероятно, считался защитником счастливого дома. Его часто цитировали в брачных документах. Один документ из Дейр-эль-Медины вызывает гнев мужа на свою неверную жену словами: «Это мерзость Монту!»
Карнакский храм, Святилище Монту
Монту был отмечен культовыми центрами в ряде мест. В частности, ему поклонялись в четырех местах в фиванском регионе. Центры культа включали Армант (древнегреческий Гермонтис), к юго-западу от современного Луксора (древние Фивы) на западном берегу Нила, Медамуд (древний Маду) к северо-востоку от Луксора, Тод (древнегреческий Туфиум), к юго-западу от Луксора на восточном берегу. , и в Карнаке, который находится к северо-востоку от современного Луксора. Большинство из этих культовых центров, за исключением Карнака, были основаны во времена Среднего царства. Там самый ранний памятник относится к Новому царству, а именно к правлению Аменхотепа III.
Гимн со стелы Арманта говорит о нем, как о «неистовом, который побеждает змея-демона Ника», и о том, «кто заставляет Ре плыть в своем парке и кто низвергает своего змея-врага». Поэтому, возможно, неудивительно, что древние египетские военные корабли были оснащены фигурами шагающего Монту, держащего булавы или копья. Каждая из этих статуй была оформлена как бог одного из его четырех основных культовых центров.
Остатки храма Монту в Медамуде
Монту обычно изображают в виде человека с головой сокола, увенчанной солнечным диском. Он носит двойной урей, за которым вертикально простираются два высоких перья. Позже он стал ассоциироваться с культами быка, такими как Бучис в Арманте, и поэтому его изображают с головой быка и в солнечном головном уборе с перьями. Другому быку, посвященному Монту, также поклонялись в Медамуде.
Как и ряд других божеств, Монту также стал ассоциироваться с Ре в форме Монту-Ре. Он также был в паре с солнечным Атумом Нижнего Египта и в этом облике часто изображался сопровождающим царя в присутствии Амона. Другие документальные свидетельства свидетельствуют о том, что он также иногда был в паре с Сетом (Сетом), возможно, действуя как контролируемый божественный агрессор, чтобы уравновесить хаотические атрибуты Сета.
Колонны разных типов в храме Птолемея VII в Монту в Медамуде
Монту также иногда сопровождает одна из его супруг в древних сценах. Известны три, состоящие из Тьененет, Юнит и Реттави (или Рэттави). Реттави — женский аналог Ра, и ее изображают, как Хатор, в виде коровы с солнечным диском на голове. Через Реттави Монту связан с Гором и, таким образом, с королем, поскольку их сыном был Гарпократ (Гор-ребенок).
Поклонение Монту продолжалось много лет, и в конце концов греки стали считать его формой их бога войны Ареса.
Каталожные номера:
Название | Автор | Дата | Издатель | Справочный номер |
Древние боги говорят: Путеводитель по египетской религии | Редфорд, Дональд Б. |