Аристотель форма и материя: 5. Учение Аристотеля о материи и форме.

Содержание

Форма и материя. Большая российская энциклопедия

Термины

Области знаний:
Классическая античная философия

Фо́рма и мате́рия [греч. εἶδος (ἰδέα, μορφή) καὶ ὕλη, лат. forma et materia], в философии Аристотеля две из четырёх «причин», или «принципов» («начал» – греч. «архе»), бытия. Другие синонимы формы-эйдоса (помимо ἰδέα, μορφή) у Аристотеля: логос, οὐσία – «сущность, субстанция», и труднопереводимый термин τὸ τί ἦν εἶναι – «что-значит-быть-тем-то-и-тем-то» или «то-что-делает-вещь-тем-что-она-есть» (схоластическое quiditas – «чтойность»). Теория формы и материи впервые разработана Аристотелем в первой книге «Физики» в связи с анализом «становления» (γένεσις) в виде учения о «трёх принципах»: материальный субстрат (ὑλη, ὕποϰείμενον), форма (εἶδος), лишённость формы (στέρησις). Становление протекает не от абсолютного небытия к бытию, но от акцидентального небытия-чем («Сократ необразован») к положительному обладанию (ἕξις) эйдосом («Сократ образован»), причём субстрат изменения («Сократ») не возникает и не уничтожается. Форма и материя – имманентные структурные элементы (στοιχεῖα) вещи, которые «неотделимы» от неё и не обладают самостоятельной реальностью в качестве данного нечто; таковой обладает только результат их синтеза – «целостность» (τὸ σύνολον). При этом форма и материя соотносительны акту и потенции: материя есть потенция формы, а форма – актуализация материи. Нераздельность формы и материи (принцип, называемый гилеморфизмом) нарушается только дважды, и оба раза в пользу «формы»: в космологии – признанием трансцендентного ума-нуса – перводвигателя, в антропологии – признанием «отделимости» и бессмертия высшей духовной способности – «активного ума». В теории элементов «каждое вышележащее тело относится к находящемуся под ним как форма к материи» (Аристотель. О небе. 310b 14), и, например, вода выступает как «форма» по отношению к земле, но как «материя» по отношению к воздуху.

В средневековой философии наиболее распространённой была концепция формы и материи, разработанная в сочинениях Дионисия Ареопагита и имеющая неоплатонические корни, но исходящая из библейского представления о сотворении мира «из ничего»: формы-прообразы существуют в уме Бога, материя не вечна и не существует до формы. В результате распространения аристотелевского понимания формы и материи в арабском (с 9 в.), а затем в европейском мире (13 в.) возникают дискуссии об индивидуации, о множественности и единстве субстанциальных форм и др. Ибн Сина вводит понятие «формы телесности», или «общей формы», первой формы, предшествующей другим и делающей материю телом, обладающим определёнными количественными измерениями, поскольку неопределённая материя не может быть основой для различия индивидов. Согласно же Ибн Рушду, один субъект может обладать только одной субстанциальной формой, основанием индивидуации он считал «материю с неопределёнными измерениями». В созданной Ибн Гебиролем концепции «универсального гилеморфизма» все сотворённые вещи, в том числе и духовные субстанции, состоят из формы и материи (этой концепции придерживались Бонавентура, Р. Бэкон, Дж. Пеккам и др., её подверг критике Фома Аквинский). Учение об универсальном гилеморфизме явилось основой для теории множественности сущностных форм, позволявшей объяснять в физике – процесс смены форм, в антропологии – наличие в человеческой душе различных потенций, в христологии – статус тела Христа в период между смертью и воскресением. Теория единственности субстанциальной формы, выдвинутая Иоанном Бландом в 1230 г., получила развитие у Фомы Аквинского и его последователей: одно сущее оформляется одной сущностной формой, при этом более высокая форма, например интеллектуальная душа человека, может выполнять действия более низших форм. В отличие от традиции понимания материи как чистой потенции, Иоанн Дунс Скот (и вслед за ним У. Оккам) считал материю актуальной сущностью и полагал, что Бог может сотворить материю и без формы. Оккам, признавая реальное существование только индивидуальных вещей, отрицал наличие универсальных форм как в вещах, так и в божественном уме.

Лебедев Андрей Валентинович, Бандуровский Константин Владимирович

Дата публикации:  19 января 2023 г. в 22:16 (GMT+3)

НОУ ИНТУИТ | Лекция | Философия Аристотеля

Аннотация: В данной лекции рассмотрены биография, основные произведения, философское учение Аристотеля.

Ключевые слова: вершина, ПО, истина, отношение, пространство, значение, энергия, знание, индукция, доказательство, умозаключение, Закон противоречия, определение, место, класс, представление

intuit.ru/2010/edi»>Цель лекции: познакомить студента с философским учением Аристотеля.

Аристотель

(384-322 гг. до н.э.)

Философия Аристотеля — это вершина развития античной философии. Отличительной чертой философии Аристотеля является высокая для своего времени культура мышления, структурированность и систематизация философской концепции, доказательность и аргументация (насколько это возможно для философии).

Аристотель был рожден в г. Стагире в 384 г. до н.э.. Его отец был придворный врач. В возрасте 17 лет Аристотель приехал в Афины, где на протяжении 20 лет посвятил себя знаниям. Он был учеником, а затем преподавателем платоновской Академии. Более того, его ранние философские идеи являются продолжением философии Платона. Однако, со временем Аристотель приобретает все большую свободу мышления и создает философскую концепцию, отличную от учения Платона.

После смерти своего учителя Аристотель покинул Афины и много путешествовал по Греции, был в Египте, Италии. Аристотель на протяжении 3-х лет был учителем Александра Македонского, которому преподавал латынь, политические и общественные науки.

В 335 г. до н. э. Аристотель вновь прибыл в Афины, где прожил еще 12 лет. В Афинах Аристотель основал свою философскую школу — Ликей. За год до смерти в 323 г до н.э. Аристотель покинул Афины, так как имел сильные идеологические разногласия с правящей партией. В 322 г до н.э. Аристотель умер в г. Эвбеи.

Основные произведения Аристотеля.У Аристотеля было много трудов. Философская часть трудов Аристотеля называется «Метафизика«. Что в переводе с греческого означает » после физики «. Такое название дал историк и систематизатор учения Аристотеля Андронник Родосский, когда работал над рукописями Аристотеля. Сам Аристотель выделял «первую философию» — где сосредоточены философские идеи его произведений, и «вторая физика» — где содержатся физические и натурофилософские идеи.

К трудам Аристотеля относят произведения по формальной логике : » Первая аналитика «, » Вторая аналитика «, » Топика «, » Категории «, » Опровержение софизмов «. Труды по физике: » Физика «, » О небе «; по биологии — » История животных «, » О происхождении животных «, по экономике » Экономика » и политике »

Политика «, по этике — » Никомахова этика «, » Эвдемова этика » и » Большая этика «.

Онтология.Главным предметом изучения философии, по мнению Аристотеля, должно быть изучение первоосновы бытия. Философия Аристотеля ближе к идеализму, чем материализму, однако ее уже нельзя назвать воинствующим объективным идеализмом, которой была философия Платона. Более того Аристотель подверг последовательной критике идеализм Платона. «Платон мне друг, но истина дороже» — так, немного перефразируя, можно выразить отношение Аристотеля к философии Платона.

Аристотель считал, что невозможно существование идеального бытия идей, оторванного от материального мира. Аристотель считал, что идеи (эйдосы) не могут предшествовать материальным чувственно воспринимаемым вещам. Идеи, по мнению Аристотеля, не могут существовать отдельно от вещей материального мира.

Основа бытия, по мнению Аристотеля, — это перво-материя. Это материя есть неопределенная субстанция. Эта материя еще не есть бытие, такую перво-материю еще даже нельзя назвать составляющей бытия. Перво-материя — это первая категория бытия. Перво-материя определяется через четыре основных элемента — воду, огонь, воздух, землю. Эти четыре элемента составляют первую ступень между перво-материей, которая чувственно не воспринимаема и реальным воспринимаемым бытием. Эти четыре элемента обладают свойствами, которые воспринимаются чувственно. Каждый из этих стихийных элементов обладают противоположными свойствами. Так, огонь есть сочетание теплого и сухого, воздух представляет собой сочетание теплого и влажного, вода есть сочетание холодного и влажного, а земля — это сочетание холодного и сухого.

Эти элементы, по мнению Аристотеля, представляют основу всех вещей. Но они могут заменять один другой, т.е. модифицироваться. Сами эти стихийные перво-элементы есть модификация перво-материи.

Любая вещь и реальное бытие, воплощенные через стихийные перво-элементы, обладают двумя сущностями:

  1. Первая сущность — это индивидуальное чувственно-познаваемое бытие
  2. Вторая сущность — это относится к родовому определению вещи. Аристотель их также называл видовые определения.

Первая сущность может быть постигнута чувствами и эмпирическим опытом. Таким образом, Аристотель в отличие от Платона признавал чувственное познание.

Вещи материального мира есть комбинация четырех стихийных перво-элементов.

Любая вещь это соединение материи и формы. Материя — это потенция существования вещей, вещество, из которых они создаются. Материя приводится в движение формой. Материя без формы пребывает в состоянии не-бытия, потенции. Действительность материи невозможна без формы. В вещах окружающего нас мира материя и форма соединены. Форма — это идеальное духовное начало в философии Аристотеля. Форма — это активное движущее начало.

Аристотель считал, что движение не существует отдельно от вещей. Движение не отделимо от самих вещей. Движение, присущее самим вещам, есть самодвижение. С другой стороны Аристотель выделял перводвигатель, которым является идеальная категория Бог. Бог служит внешней причиной всякого движения.

Всего Аристотель выделял 6 основных видов движения:

  • intuit.ru/2010/edi»>Возникновение
  • Гибель
  • Увеличение
  • Уменьшение
  • Перемена
  • Изменение

Внутреннее движение, присущее вещам, связано с изменением. Такое движение осуществляется благодаря наличию противоположностей в самом предмете. За счет движения осуществляется переход потенции в действительность.

Категории времени и пространства Аристотель также считал движением. Время — это движение по отношению к базовому моменту, пространство связано с перемещением тел друг относительно друга. Таким образом, пространство — это субъективная категория в философии Аристотеля.

Аристотель разработал концепцию причинности. Он считал, что существует четыре вида причин движения материи:

  • Материальная причина- связана с наличием самой материи
  • Формальная причина — связана с оформлением материи, перехода перво-материи в действительность
  • Активная причина- связана с движением, переходом возможности в действительность
  • Конечная (целевая) причина — это целенаправленное движение материи. Целевую, или конечную, причину можно понимать двояко. Либо это действие божественного сознания, того самого ума-перводвигателя, либо же это результат сознательной деятельности человека

Эта концепция Аристотеля есть первое в науке целенаправленное исследование причинно-следственных связей. Аристотель считал, что познание природы невозможно, если не известны причины движения, возникновения материи. Аристотель полагал, что для каждого явления или процесса характерен свой вид причинности. Каждая наука, следовательно, занимается определенным видом причинно-следственных связей.

Таким образом, для Аристотеля имеет значение не сама материя или форма (идея), но движение материи, возможное за счет формы. Таким образом, в философии Аристотеля мы видим текуче-сущностоное становление идеи. Идея несет оформляющую силу, за счет формы материя приобретает зрительно-ощутимый и смысловой образ. Основные онтологические принципы учения Аристотеля можно свести к следующим тезисам:

  • Каждая вещь есть материя
  • Каждая вещь есть форма
  • Каждая вещь имеет свое целевое назначение — энтилехию

Следовательно, каждая вещь рассматривается не сама по себе, а как то, что должно быть.

Космогония. Космос материальный, следовательно, также прибывает в движении. Внешней причиной движения космоса является Бог. Бог — это ум-перводвигатель, энергия космоса. Этот ум является самостоятельной категорией и не зависит от космоса. Этот ум охватывает решительно все в космосе. Для него не нужна внешняя причина существования, он сам себя мыслит и сам является причиной самого себя. Этот ум есть идеальное начало в философии Аристотеля, который трактуется как единое духовное целое, которое оформляет и осмысляет все материальное.

Следовательно, чувственно — материальный космос, приводимый в движение божественным умом — вечной идеей, все еще является главной категорией в философии Аристотеля. При этом активная движущая идея космоса есть творческое становящееся идеальное начало в учении Аристотеля.

Учение о душе.Аристотель считал, что душа не существует без материи. Душа, по мнению Аристотеля, есть основа движения для человека. Душа является и причиной существования тела. Аристотель, также как и Платон, осуществлял классификацию душ. Он выделял следующие виды души:

  • Вегетативная — душа растений и минералов
  • Чувственная душа — душа животных
  • Разумная душа- душа человека

Форма и Материя — Энциклопедия Нового Света (иметь значение). Широко распространено мнение, что такая двойственность существует, но определения формы и материи различались на протяжении всей истории философии; следовательно, точное определение каждого из них будет различаться в зависимости от конкретной философской системы.

Однако в целом термины «форма» и «материя» происходят из классической философии, в первую очередь от Платона и Аристотеля. У Платона форма происходит от греческого слова eidos и часто переводится как идея или сущность и относится к основному «что» вещи. Аристотель также связывает форму с сущностью, но проводит различие между формой и материей, где форма относится к сущностному определению или органической структуре вещи, а материя — к тому, из чего вещь сделана. Схоласты включили использование формы и материи при определенных разработках.

Содержимое

  • 1 Платон
  • 2 Аристотель
  • 3 Схоластика
  • 4 Современная философия
  • 5 Последние тенденции
  • 6 Каталожные номера
  • 7 Внешние ссылки
    • 7.1 Общие источники по философии
  • 8 кредитов

Современная философия в значительной степени отвергла классическую аристотелевскую концепцию. Эмпиризм не чувствовал потребности в этом классическом подходе. В философии Канта форма и материя переходят в область гносеологии и познания; форма вещей определяется больше нашим разумом или пониманием, которое формирует материю, данную нашими чувствами. Классическая аристотелевско-схоластическая концепция еще больше пришла в упадок на протяжении девятнадцатого века из-за сциентизма, материализма и гуманизма. Но появление новых школ, таких как витализм, панпсихизм, объективный идеализм и неотомизм, свидетельствует об общей переоценке его по-новому, особенно в двадцатом веке.

Платон

У Платона форма часто переводилась как идея (эйдос) , что является основой знаменитой «Теории форм» Платона. Короче говоря, для Платона Форма или Идея есть постоянная реальность, которая делает вещь такой, какая она есть. Это контрастирует с особенностями этой Формы, которые конечны и поэтому подвержены изменениям. Хотя именно Аристотель первым явно провел различие между формой и материей, может быть полезно провести это различие здесь, поскольку оно подразумевается в платоновской теории форм. Для Платона любая конкретная материальная вещь, например настоящая собака, подвержена изменениям; ибо конкретная собака может умереть, и когда это происходит, это уже не «собака» — это просто мертвая материя. Идея собаки (Dogness), однако, не меняется. Это вечно. Таким образом, для Платона Идея или Форма обладают более высоким (кажущимся онтологическим) статусом. Таким образом, отдельные или все действительные собаки просто участвуют в одной неизменной и вечной Форме.

Хотя эту теорию может быть трудно понять, часто бывает полезно подумать о ней в связи с математикой, с которой сам Платон часто связывал эту теорию. Можно представить идеальный треугольник, точное определение которого — это трехсторонняя фигура, сумма углов которой составляет ровно 180 градусов. Все отдельные треугольники, нарисованные на бумаге или построенные из какого-либо материала, всегда будут далеки от совершенства. Ибо самые точные инструменты покажут, что линии или углы не вполне точны, даже если только с малейшей погрешностью. По этой причине частные, материальные «треугольники» не являются «настоящими» треугольниками; поскольку они, строго говоря, не соответствуют определению треугольника. Таким образом, единственный настоящий треугольник — это совершенный или идеальный треугольник, который человек знает в своем уме. Платон использовал ту же теоретическую модель, чтобы противопоставить все отдельные вещи (деревья, кошки, люди), которые преходящи, и их идеи или формы, которые непреходящи. Понимал ли Платон эти Формы как реально существующие отдельно от всех конкретных примеров (в какой-то высшей Сфере) или как просто умопостигаемую природу неизменных физических законов, является предметом споров, которые ученые продолжают обсуждать сегодня.

Аристотель

Как уже упоминалось, различие между формой и материей впервые стало явным у Аристотеля. Для Аристотеля форма и материя являются сопринципами, из которых состоят все реальные или действительные вещи (субстанции). Аристотель критиковал теорию форм Платона за постулирование этого высшего царства, где должны были существовать вечные Идеи. Напротив, Аристотель утверждал, что формы (которые он часто отождествлял с сущностями) существуют в реальных вещах. Человеческий разум наделен рациональной способностью абстрагировать эти сущности от реальных вещей, чтобы познать их (как универсальные). Таким образом, для Аристотеля форма есть определенная структура.0010 (morphe) , который придает вещам их основные характеристики или атрибуты. Материя, с другой стороны, является конечным субстратом или «материалом» (hyle) , из которого сделаны все (физические) вещи. Исходя из этого, Аристотель развил свою теорию гилеморфизма, которая объясняет все реальные вещи или субстанции с точки зрения принципов формы и материи.

Однако в аристотелевской метафизике предпочтение отдается форме, а не материи. Ибо хотя материя есть недифференцированный первоэлемент, из которого сделаны все вещи, сама она не является «вещью». Ибо для того, чтобы быть вещью, она должна иметь какую-то форму. Таким образом, материя без формы не может существовать. Или, выражаясь более аристотелевским языком, материя — это чистая потенциальность, а не действительность. Чистая, или «первичная», материя — это потенциал, из которого развиваются или возникают вещи, не будучи самими реальными вещами. Развитие отдельных вещей из этой зародышевой материи состоит в дифференциации, т. е. в приобретении особых форм или природ, составляющих всю умопостигаемую вселенную. Таким образом, Аристотель развил свою теорию причинности в терминах формальной причинности и материальной причинности. И то, и другое способствует возникновению конкретных особенностей конкретных видов. Опять же, материя — это материал, из которого сделаны вещи, а форма — это то, что придает им определенную форму и структуру и определяет их различные силы и функции. Аристотель приводит пример рождения животных или людей, когда менструальная жидкость самки дает материал, а семя самца дает форму. Вместе они образуют новое существо определенного вида. Аристотель может объяснить вечную природу этих форм (сущностей видов), не впадая в платоновский идеализм, потому что он следовал древней космологии, рассматривая вселенную как вечную. Следовательно, всегда были деревья, птицы и люди. Более того, совершенство формы вещи есть ее энтелехия, благодаря которой она достигает наиболее полного осуществления своей функции. Таким образом, энтелехия тела есть душа, которая обеспечивает определенную структуру и таким образом актуализирует (формирует) потенциал (материю). В конечном итоге приоритет формы, как и начало процесса дифференциации, находится в первичный двигатель (или «неподвижный двигатель»). Перводвигатель — это чистая форма, полностью отделенная от всей материи, она вечна и неизменна. Это его собственная деятельность, а также и действующая (или движущая) причина, которая движет все вещи, и конечная причина (telos) , к которой все вещи направлены.

Схоластика

Аристотелевская концепция формы и материи была принята схоластиками. Наиболее известное присвоение и дальнейшее развитие основных метафизических категорий Аристотеля было сделано св. Фомой Аквинским (1225-1274). Фома Аквинский утверждал, что именно материя обеспечивает принцип индивидуации. То есть то, что отличало одну собаку от другой, заключалось в ее материи, а не в ее форме. Таким образом, отдельная собака отличается всеми случайными признаками, которые могут быть отнесены к ее материальному строению (ее цвет, размер и т. д.), в отличие от ее существенных признаков, вытекающих из ее формы (ее способности ощущения, движения, репродукция и др. ). Более того, Аквинат выделял материальный мир, который населяют врожденные формы , существующие только в сочетании с материей (воплощенные существа этого мира), из духовного мира, который населен субстанциальными формами (formae separatae) нематериальны и поэтому отделены от материи (духовные существа или ангелы). Однако, в отличие от Аристотеля, Аквинский утверждал, что, хотя эти духовные существа нематериальны, они тем не менее обладают потенциалом. Ибо, хотя всякая материя обладает потенциалом, не всякий потенциал включает в себя материю. Однако, поскольку ангелы нематериальны, а материя является принципом индивидуации, каждое нематериальное существо должно быть своей собственной формой или сущностью; другими словами, видов столько же, сколько нематериальных существ. Напротив, святой Бонавентура (1221–1274), современник Фомы Аквинского, хотел отстаивать индивидуальность каждого духовного существа в духовном мире; так, он считал, что каждое духовное существо представляет собой соединение формы и некоего «духовного тела».

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) был одним из первых философов-практиков современного научного метода, который отверг аристотелевский и схоластический подход к философии. Напротив, Бэкон утверждал, что все истинные исследования должны ограничиваться эмпирическим методом индукции, с помощью которого ищут истинную форму физических вещей, таких как свет, тепло и т. д., путем анализа внешней формы, данной в восприятии. Таким образом, можно раскрыть основную структуру явлений, разбивая их на более простые формы и различая их различия. Например, Бэкон собрал все возможные экземпляры горячих вещей, чтобы обнаружить то, что присутствует во всех них. Исключая акцидентальные качества каждого, он мог определить форму или сущность тепла по оставшемуся остатку, и это было общим во всех случаях. Такой метод обязательно является открытым, поскольку какой-то будущий случай, положительный или отрицательный, может повлиять на данные и, таким образом, изменить определенную форму конкретного исследуемого явления. Другие современные эмпирики, такие как Томас Гоббс (1588-1679 гг.) и Джон Локк (1632-1704), также бросили вызов гиломорфизму. Излишне говорить, что дуализм души и тела Рене Декарта (1596-1650), рационалиста, также сыграл важную роль в преодолении взаимозависимости формы и материи.

Философ эпохи Просвещения Иммануил Кант (1724-1804) радикально перенес понятие формы и материи через свой трансцендентальный метод, с помощью которого он анализировал условия возможности опыта. Рассматривая эти условия опыта, он приписывал чистую форму тому, что ум или разум привносят (априори) в совокупность человеческих восприятий и суждений. Чистые формы чувственности (пространство и время) определяют или формируют весь чувственный опыт. В противоположность форме Кант называл материей многообразие чувственных созерцаний, которые люди получают от внешних вещей. Материя этого многообразия чувственных созерцаний не имеет сущностного порядка, и поэтому, когда их получают, именно разум упорядочивает или синтезирует их в особую форму понимания. Кант разделил чистые формы нашего понимания на двенадцать категорий, по три в каждой под заголовками количества, качества, модальности и отношения.

Последние тенденции

Аристотелевско-томистическое изложение формы и материи продолжало приходить в упадок, возможно, до конца девятнадцатого века из-за эмпирических, научных, материалистических и гуманистических подходов, преобладавших в этот период. Но в то же время можно заметить, что она постепенно переоценивалась благодаря возникновению таких движений, как витализм, панпсихизм, объективный идеализм и неотомизм. Чарльз Пирс (1839–1914) и Альфред Норт Уайтхед (1861–1919).47), понимание важности духа так же, как и материи, представляло собой объективный идеализм. В двадцатом веке появились респектабельные философы-неотомисты, такие как Жак Маритен (1882–1973), Этьен Жильсон (1884–1978) и Ив Конгар (1904–1995), которые вновь представили актуальность гилеморфизма.

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • Аристотель, Основные труды Аристотеля . Эд. Ричард МакКеон. Нью-Йорк: Рэндом Хаус, 1941.
  • Бэкон, Фрэнсис. Очерки Фрэнсиса Бэкона . Нью-Йорк: The Peter Pauper Press, 1955.
  • .
  • Кант, Иммануил. Критика чистого разума . Перевод Нормана Кемпа Смита. Нью-Йорк: St. Martin’s Press, 1965. ISBN 0312450109
  • Платон. Сбор диалогов . Под редакцией Эдит Гамильтон и Хантингтон Кэрнс. Принстон: Princeton University Press, 1961. ISBN 0691097186

Внешние ссылки

Все ссылки получены 19 апреля., 2017.

  • Коэн, С. Марк. Аристотель о субстанции, материи и форме.
  • Коэн, С. Марк. PDF-файл метафизики Аристотеля.
  • Коэн, С. Марк. Очерк метафизики Z.
  • Метафизика Аристотеля, Стэнфордская философская энциклопедия.

Общие источники по философии

  • Стэнфордская философская энциклопедия
  • Интернет-энциклопедия философии
  • Проект Пайдейя Онлайн
  • Проект Гутенберг

Авторы

Энциклопедия Нового Света писатели и редакторы переписали и дополнили статью Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Упоминание должно быть выполнено в соответствии с условиями этой лицензии, которая может ссылаться как на авторов New World Encyclopedia , так и на самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования. История более ранних вкладов википедистов доступна исследователям здесь:

  • Форма история

История этой статьи с момента ее импорта в New World Encyclopedia :

  • История «Form and Matter»

Примечание. На использование отдельных изображений, лицензированных отдельно, могут распространяться некоторые ограничения.

Форма и Материя — Энциклопедия Нового Света из (материи). Широко распространено мнение, что такая двойственность существует, но определения формы и материи различались на протяжении всей истории философии; следовательно, точное определение каждого из них будет различаться в зависимости от конкретной философской системы.

Однако в целом термины форма и материя происходят из классической философии, в первую очередь из Платона и Аристотеля. У Платона форма происходит от греческого слова eidos и часто переводится как идея или сущность и относится к основному «что» вещи. Аристотель также связывает форму с сущностью, но проводит различие между формой и материей, где форма относится к сущностному определению или органической структуре вещи, а материя — к тому, из чего вещь сделана. Схоласты включили использование формы и материи при определенных разработках.

Содержимое

  • 1 Платон
  • 2 Аристотель
  • 3 Схоластика
  • 4 Современная философия
  • 5 Последние тенденции
  • 6 Каталожные номера
  • 7 Внешние ссылки
    • 7.1 Общие источники по философии
  • 8 кредитов

Современная философия в значительной степени отвергла классическую аристотелевскую концепцию. Эмпиризм не чувствовал потребности в этом классическом подходе. В философии Канта форма и материя переходят в область гносеологии и познания; форма вещей определяется больше нашим разумом или пониманием, которое формирует материю, данную нашими чувствами. Классическая аристотелевско-схоластическая концепция еще больше пришла в упадок на протяжении девятнадцатого века из-за сциентизма, материализма и гуманизма. Но появление новых школ, таких как витализм, панпсихизм, объективный идеализм и неотомизм, свидетельствует об общей переоценке его по-новому, особенно в двадцатом веке.

Платон

У Платона форма часто переводилась как идея (эйдос) , что является основой знаменитой «Теории форм» Платона. Короче говоря, для Платона Форма или Идея есть постоянная реальность, которая делает вещь такой, какая она есть. Это контрастирует с особенностями этой Формы, которые конечны и поэтому подвержены изменениям. Хотя именно Аристотель первым явно провел различие между формой и материей, может быть полезно провести это различие здесь, поскольку оно подразумевается в платоновской теории форм. Для Платона любая конкретная материальная вещь, например настоящая собака, подвержена изменениям; ибо конкретная собака может умереть, и когда это происходит, это уже не «собака» — это просто мертвая материя. Идея собаки (Dogness), однако, не меняется. Это вечно. Таким образом, для Платона Идея или Форма обладают более высоким (кажущимся онтологическим) статусом. Таким образом, отдельные или все действительные собаки просто участвуют в одной неизменной и вечной Форме.

Хотя эту теорию может быть трудно понять, часто бывает полезно подумать о ней в связи с математикой, с которой сам Платон часто связывал эту теорию. Можно представить идеальный треугольник, точное определение которого — это трехсторонняя фигура, сумма углов которой составляет ровно 180 градусов. Все отдельные треугольники, нарисованные на бумаге или построенные из какого-либо материала, всегда будут далеки от совершенства. Ибо самые точные инструменты покажут, что линии или углы не вполне точны, даже если только с малейшей погрешностью. По этой причине частные, материальные «треугольники» не являются «настоящими» треугольниками; поскольку они, строго говоря, не соответствуют определению треугольника. Таким образом, единственный настоящий треугольник — это совершенный или идеальный треугольник, который человек знает в своем уме. Платон использовал ту же теоретическую модель, чтобы противопоставить все отдельные вещи (деревья, кошки, люди), которые преходящи, и их идеи или формы, которые непреходящи. Понимал ли Платон эти Формы как реально существующие отдельно от всех конкретных примеров (в какой-то высшей Сфере) или как просто умопостигаемую природу неизменных физических законов, является предметом споров, которые ученые продолжают обсуждать сегодня.

Аристотель

Как уже упоминалось, различие между формой и материей впервые стало явным у Аристотеля. Для Аристотеля форма и материя являются сопринципами, из которых состоят все реальные или действительные вещи (субстанции). Аристотель критиковал теорию форм Платона за постулирование этого высшего царства, где должны были существовать вечные Идеи. Напротив, Аристотель утверждал, что формы (которые он часто отождествлял с сущностями) существуют в реальных вещах. Человеческий разум наделен рациональной способностью абстрагировать эти сущности от реальных вещей, чтобы познать их (как универсальные). Таким образом, для Аристотеля форма есть определенная структура.0010 (morphe) , который придает вещам их основные характеристики или атрибуты. Материя, с другой стороны, является конечным субстратом или «материалом» (hyle) , из которого сделаны все (физические) вещи. Исходя из этого, Аристотель развил свою теорию гилеморфизма, которая объясняет все реальные вещи или субстанции с точки зрения принципов формы и материи.

Однако в аристотелевской метафизике предпочтение отдается форме, а не материи. Ибо хотя материя есть недифференцированный первоэлемент, из которого сделаны все вещи, сама она не является «вещью». Ибо для того, чтобы быть вещью, она должна иметь какую-то форму. Таким образом, материя без формы не может существовать. Или, выражаясь более аристотелевским языком, материя — это чистая потенциальность, а не действительность. Чистая, или «первичная», материя — это потенциал, из которого развиваются или возникают вещи, не будучи самими реальными вещами. Развитие отдельных вещей из этой зародышевой материи состоит в дифференциации, т. е. в приобретении особых форм или природ, составляющих всю умопостигаемую вселенную. Таким образом, Аристотель развил свою теорию причинности в терминах формальной причинности и материальной причинности. И то, и другое способствует возникновению конкретных особенностей конкретных видов. Опять же, материя — это материал, из которого сделаны вещи, а форма — это то, что придает им определенную форму и структуру и определяет их различные силы и функции. Аристотель приводит пример рождения животных или людей, когда менструальная жидкость самки дает материал, а семя самца дает форму. Вместе они образуют новое существо определенного вида. Аристотель может объяснить вечную природу этих форм (сущностей видов), не впадая в платоновский идеализм, потому что он следовал древней космологии, рассматривая вселенную как вечную. Следовательно, всегда были деревья, птицы и люди. Более того, совершенство формы вещи есть ее энтелехия, благодаря которой она достигает наиболее полного осуществления своей функции. Таким образом, энтелехия тела есть душа, которая обеспечивает определенную структуру и таким образом актуализирует (формирует) потенциал (материю). В конечном итоге приоритет формы, как и начало процесса дифференциации, находится в первичный двигатель (или «неподвижный двигатель»). Перводвигатель — это чистая форма, полностью отделенная от всей материи, она вечна и неизменна. Это его собственная деятельность, а также и действующая (или движущая) причина, которая движет все вещи, и конечная причина (telos) , к которой все вещи направлены.

Схоластика

Аристотелевская концепция формы и материи была принята схоластиками. Наиболее известное присвоение и дальнейшее развитие основных метафизических категорий Аристотеля было сделано св. Фомой Аквинским (1225-1274). Фома Аквинский утверждал, что именно материя обеспечивает принцип индивидуации. То есть то, что отличало одну собаку от другой, заключалось в ее материи, а не в ее форме. Таким образом, отдельная собака отличается всеми случайными признаками, которые могут быть отнесены к ее материальному строению (ее цвет, размер и т. д.), в отличие от ее существенных признаков, вытекающих из ее формы (ее способности ощущения, движения, репродукция и др.). Более того, Аквинат выделял материальный мир, который населяют врожденные формы , существующие только в сочетании с материей (воплощенные существа этого мира), из духовного мира, который населен субстанциальными формами (formae separatae) нематериальны и поэтому отделены от материи (духовные существа или ангелы). Однако, в отличие от Аристотеля, Аквинский утверждал, что, хотя эти духовные существа нематериальны, они тем не менее обладают потенциалом. Ибо, хотя всякая материя обладает потенциалом, не всякий потенциал включает в себя материю. Однако, поскольку ангелы нематериальны, а материя является принципом индивидуации, каждое нематериальное существо должно быть своей собственной формой или сущностью; другими словами, видов столько же, сколько нематериальных существ. Напротив, святой Бонавентура (1221–1274), современник Фомы Аквинского, хотел отстаивать индивидуальность каждого духовного существа в духовном мире; так, он считал, что каждое духовное существо представляет собой соединение формы и некоего «духовного тела».

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) был одним из первых философов-практиков современного научного метода, который отверг аристотелевский и схоластический подход к философии. Напротив, Бэкон утверждал, что все истинные исследования должны ограничиваться эмпирическим методом индукции, с помощью которого ищут истинную форму физических вещей, таких как свет, тепло и т. д., путем анализа внешней формы, данной в восприятии. Таким образом, можно раскрыть основную структуру явлений, разбивая их на более простые формы и различая их различия. Например, Бэкон собрал все возможные экземпляры горячих вещей, чтобы обнаружить то, что присутствует во всех них. Исключая акцидентальные качества каждого, он мог определить форму или сущность тепла по оставшемуся остатку, и это было общим во всех случаях. Такой метод обязательно является открытым, поскольку какой-то будущий случай, положительный или отрицательный, может повлиять на данные и, таким образом, изменить определенную форму конкретного исследуемого явления. Другие современные эмпирики, такие как Томас Гоббс (1588-1679 гг.) и Джон Локк (1632-1704), также бросили вызов гиломорфизму. Излишне говорить, что дуализм души и тела Рене Декарта (1596-1650), рационалиста, также сыграл важную роль в преодолении взаимозависимости формы и материи.

Философ эпохи Просвещения Иммануил Кант (1724-1804) радикально перенес понятие формы и материи через свой трансцендентальный метод, с помощью которого он анализировал условия возможности опыта. Рассматривая эти условия опыта, он приписывал чистую форму тому, что ум или разум привносят (априори) в совокупность человеческих восприятий и суждений. Чистые формы чувственности (пространство и время) определяют или формируют весь чувственный опыт. В противоположность форме Кант называл материей многообразие чувственных созерцаний, которые люди получают от внешних вещей. Материя этого многообразия чувственных созерцаний не имеет сущностного порядка, и поэтому, когда их получают, именно разум упорядочивает или синтезирует их в особую форму понимания. Кант разделил чистые формы нашего понимания на двенадцать категорий, по три в каждой под заголовками количества, качества, модальности и отношения.

Последние тенденции

Аристотелевско-томистическое изложение формы и материи продолжало приходить в упадок, возможно, до конца девятнадцатого века из-за эмпирических, научных, материалистических и гуманистических подходов, преобладавших в этот период. Но в то же время можно заметить, что она постепенно переоценивалась благодаря возникновению таких движений, как витализм, панпсихизм, объективный идеализм и неотомизм. Чарльз Пирс (1839–1914) и Альфред Норт Уайтхед (1861–1919).47), понимание важности духа так же, как и материи, представляло собой объективный идеализм. В двадцатом веке появились респектабельные философы-неотомисты, такие как Жак Маритен (1882–1973), Этьен Жильсон (1884–1978) и Ив Конгар (1904–1995), которые вновь представили актуальность гилеморфизма.

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • Аристотель, Основные труды Аристотеля . Эд. Ричард МакКеон. Нью-Йорк: Рэндом Хаус, 1941.
  • Бэкон, Фрэнсис. Очерки Фрэнсиса Бэкона . Нью-Йорк: The Peter Pauper Press, 1955.
  • .
  • Кант, Иммануил. Критика чистого разума . Перевод Нормана Кемпа Смита. Нью-Йорк: St. Martin’s Press, 1965. ISBN 0312450109
  • Платон. Сбор диалогов . Под редакцией Эдит Гамильтон и Хантингтон Кэрнс. Принстон: Princeton University Press, 1961. ISBN 0691097186

Внешние ссылки

Все ссылки получены 19 апреля., 2017.

  • Коэн, С. Марк. Аристотель о субстанции, материи и форме.
  • Коэн, С. Марк. PDF-файл метафизики Аристотеля.
  • Коэн, С. Марк. Очерк метафизики Z.
  • Метафизика Аристотеля, Стэнфордская философская энциклопедия.

Общие источники по философии

  • Стэнфордская философская энциклопедия
  • Интернет-энциклопедия философии
  • Проект Пайдейя Онлайн
  • Проект Гутенберг

Авторы

Энциклопедия Нового Света писатели и редакторы переписали и дополнили статью Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *