Анна ахматова стихотворение: Читать лучшие стихотворения Анны Ахматовой о жизни на РуСтих

Все стихи Ахматовой по категориям: удобный поиск

Лучшие стихи Ахматовой

  1. Все мы бражники здесь, блудницы…
  2. Есть в близости людей заветная черта…
  3. Проводила друга до передней…
  4. Я научилась просто, мудро жить…
  5. Песня последней встречи
  6. От любви твоей загадочной…
  7. Столько просьб у любимой всегда…
  8. Сероглазый король
  9. А, ты думал – я тоже такая…
  10. Двадцать первое. Ночь. Понедельник…
  11. Молюсь оконному лучу…
  12. Сердце к сердцу не приковано…
  13. Мне с тобою пьяным весело…
  14. Настоящую нежность не спутаешь…
  15. Я с тобой не стану пить вино…
  16. В последний раз мы встретились тогда…
  17. Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни…
  18. Смятение
  19. 9 декабря 1913 года
  20. Ты всегда таинственный и новый…

Стихи Ахматовой пронзают точностью слова и поражают глубиной образов каждого, кто решит окунуться в них. Сказать многое всего одной фразой — так творила поэтесса на протяжении всей своей жизни.

Начните читать все стихи Ахматовой подряд, и вы многое узнаете о ней. Сильная личность, она сама выбирала свой путь: кем быть, что говорить и кого любить. На ее долю выпало много испытаний, боли, страданий. Но и радость, и слава не обошли ее стороной.

Ее стихи, прежде всего о любви, пусть не всегда счастливой. О Родине, о Петербурге. О жизни и смерти. О войне, которой на ее век выпало не мало. И, конечно, знаменитые поэмы.
В ее произведениях ее судьба.

Анна Ахматова — все стихотворения



Анна Ахматова — все стихотворения
Анна Ахматова

Все стихотворения

А «А в книгах я последнюю страницу. ..»
«А Смоленская нынче именинница…»
«А ты думал — я тоже такая…»
«А ты теперь тяжелый и унылый…»
А умирать поедем в Самарканд…
«…А человек, который для…»
«А! Это снова ты. Не отроком влюбленным…»
Алиса
«Ангел, три года хранивший меня…»
Античная страничка

Б Бежецк
«Безвольно пощады просят…»
Белой ночью
Белый дом
«Бессмертник сух и розов. Облака…»
Бессонница
«Бесшумно ходили по дому…»
Библейские стихи
«Божий ангел, зимним утром…»

«Будешь жить, не зная лиха…»
«Буду тихо на погосте…»
«Буду черные грядки холить…»
«Был блаженной моей колыбелью…»
«Был он ревнивым, тревожным и нежным…»

В Вместо посвящения
«В каждых сутках есть такой…»
«В последний раз мы встретились тогда…»
В разбитом зеркале
«В ремешках пенал и книги были…»
В тифу
В тот давний год, когда зажглась любовь…
В Царском селе
В Выборге
«Ведь где-то есть простая жизнь и свет. ..»
«Веет ветер лебединый…»
Венеция
Венок мертвым
Вереница четверостиший
«Вечерние часы перед столом…»
Вечерняя комната
Вечером
Видел я тот венец златокованый…
«Вижу выцветший флаг над таможней…»
«Вижу, вижу лунный лук…»
«Вместо мудрости — опытность, пресное…»
Вместо послесловия
«Вновь подарен мне дремотой…»

Воспоминание (Ты выдумал меня…)
Во сне
Воронеж
«Вот и берег северного моря…»
«Вот она, плодоносная осень…»
«Все мы бражники здесь, блудницы…»
«Все отнято: и сила и любовь…»
Встреча
«Всё мне видится Павловск холмистый…»
«Всё обещало мне его его…»
Всё обещало мне его…
«Всё опять возвратится ко мне…»
«Всё расхищено, предано, продано…»
Вторая годовщина
Выбрала сама я долю…
«Высокие своды костела…»
«Высоко в небе облачко серело…»
«Высокомерьем дух твой помрачен…»

Г «Где, высокая, твой цыганенок…»
«Годовщину последнюю празднуй. ..»
Голос памяти
Городу Пушкина
«Горят твои ладони…»
Горят твои ладони…
«Господь немилостив к жнецам и садоводам…»
Гость

Д «Дал Ты мне молодость трудную…»
Данте
Два отрывка из сказки «О черном кольце»

Два стихотворения
«Двадцать первое. Ночь. Понедельник…»
«Дверь полуоткрыта…»
Двустишие
«Долгим взглядом твоим истомленная…»
«Долго шел через поля и села…»
Дорогою ценой и нежданной…
Другая песенка (Как сияло там и пело…)
Другой голос
«Думали: нищие мы, нету у нас ничего…»
«Дьявол не выдал. Мне всё удалось…»

Е Если б все, кто помощи душевной…
«Если плещется лунная жуть…»
«Есть в близости людей заветная черта…»
«Еще весна таинственная млела…»
Еще одно лирическое отступление

Ж «Ждала его напрасно много…»

З «За озером луна остановилась…»
За тебя я заплатила…
«Заболеть бы как следует, в жгучем бреду…»
Забудут? – Вот чем удивили.. .
Заклинание
«Заплаканная осень, как вдова…»
«Заснуть огорченной…»

Зачем вы отравили воду…
«Зачем притворяешься…»
«Здесь все то же, то же, что и прежде…»
«Здесь Пушкина изгнанье началось…»
«Здравствуй! Легкий шелест слышишь…»
Земля хотя и не родная…
«Земная слава как…»
«Земной отрадой сердца не томи…»
«Знаю, знаю — снова…»

И «И в Киевском храме Премудрости Бога…»
«И в памяти, словно в узорной укладке…»
«И в тайную дружбу с высоким…»
«И вот одна осталась…»
И вот: наперекор тому…
«И когда друг друга проклинали…»
«И мальчик, что играет на волынке…»
«И мнится — голос человека…»
И на ступеньки встретить…
«…И на ступеньки встретить…»
И увидел месяц лукавый…
«И упало каменное слово…»
«И целый день, своих пугаясь стонов…»
Ива
Из «Черных песен»
Из Книги Бытия
«Из памяти твоей я выну этот день…»
Из цикла «Ташкентские страницы»
Из цикла «Юность»
Исповедь
Июль 1914

К Кавказское
«Каждый день по-новому тревожен.

..»
«Как белый камень в глубине колодца…»
«Как в трапезной — скамейки, стол,…»
«Как вплелась в мои темные…»
Как и жить мне с этой обузой…
«Как люблю, как любила глядеть…»
«Как мог ты, сильный и свободный…»
«Как невеста, получаю…»
Как ни стремилась к Пальмире я…
«Как площади эти обширны…»
«Как соломинкой, пьешь мою душу…»
«Как страшно изменилось тело…»
«Как ты можешь смотреть на Неву…»
Киев
Клевета
Клеопатра
«Когда в мрачнейшей из столиц…»
«Когда в тоске самоубийства…»
«Когда лежит луна ломтем чарджуйской…»
«Когда о горькой гибели…»
Когда погребают эпоху…
«Когда человек умирает…»
Кого когда-то называли люди…
«Кое-как удалось разлучиться…»
Колыбельная

Л Ленинград в марте 1941 года
Летний сад

«Лучше б мне частушки задорно выкликать…»
«Любовь покоряет обманно…»
Любовь

М Майский снег
«Мальчик сказал мне: «Как это больно… »
Мартовская элегия
Маскарад в парке
Маяковский в 1913 году
Мелхола
«Меня покинул в новолунье…»
Милому
«Мне больше ног моих не надо…»
Мне ни к чему одические рати…
«Мне с тобою пьяным весело…»
Многим
Моей сестре
Молитва
«Молюсь оконному лучу…»
«Муж хлестал меня узорчатым…»
«Муза ушла по дороге…»
Муза
Музе
Музыка
«Мурка, не ходи, там…»
«Мы не умеем прощаться…»

Н «На пороге белом…»
На смоленском кладбище
«На шее мелких четок…»
Над водой
Надпись на книге «Подорожник»
Надпись на книге
Надпись на неоконченном портрете
Надпись на портрете
«Нам встречи нет. Мы в разных станах…»
«Нам свежесть слов и чувства простоту…»
Нас четверо
Наследница
«Настоящую нежность не спутаешь…»
«Наше священное ремесло…»
Наяву
«Не будем пить из одного стакана…»
«Не бывать тебе в живых…»
«Не в лесу мы, довольно аукать…»
«Не прислал ли лебедя за мною. ..»
«Не с теми я, кто бросил землю…»
Не стращай меня грозной судьбой…
Не тайны и не печали…
«Не хулил меня, не славил…»
«Небо мелкий дождик…»
«Небывалая осень построила купол высокий…»
Нет, царевич, я не та…
«Ни в лодке, ни в телеге…»
Новогодняя баллада
Ночью

О «О нет, я не тебя любила…»
«О тебе вспоминаю я редко…»
«О, есть неповторимые слова…»
«О, жизнь без завтрашнего…»
«О, знала ль я, когда в одежде белой…»
«О, это был прохладный…»
Обман
«Один идет прямым путем…»
«Одни глядятся в ласковые взоры…»
«Он длится без конца — янтарный, тяжкий день…»
Он любил…
«Они летят, они еще в дороге…»
Опять подошли «незабвенные даты»…
«От тебя я сердце скрыла…»
Ответ
Отрывок

П Памяти 19 июля 1914
Памяти В. С. Срезневской
Памяти Сергея Есенина
«Память о солнце в сердце слабеет…»
Первое возвращение
«Первый луч — благословенье Бога. ..»
«Перед весной бывают дни такие…»
Песенка (Я на солнечном восходе…)
Песенка (Таинственной невстречи…)
Песенка
Песня и песне
Песня последней встречи
Петербург в 1913 году
«Петроград,…»
«Пленник чужой! Мне чужого не надо…»
«Плотно сомкнуты губы сухие…»
«По неделе ни слова ни с кем не скажу…»
«По твердому гребню сугроба…»
По той дороге, где Донской…
Побег
Под Коломной
«Под крышей промерзшего пустого жилья…»
«Под навесом темной риги жарко…»
Подвал памяти
«Подошла. Я волненья не выдал…»
Подражание И. Ф. Анненскому
Подумаешь, тоже работа…
Пока не свалюсь под забором…
«Покорно мне воображенье…»
Полночные стихи
«Помолись о нищей, о потерянной…»
«После ветра и мороза…»
Последнее возвращение
Последнее стихотворение
Последний тост
Последняя роза
«Потускнел на небе синий…»
Похороны
«Почернел, искривился бревенчатый мост…»
Почти в альбом
Поэма без героя
Поэт
Предсказание
При непосылке поэмы
«Привольем пахнет дикий. ..»
«Приду туда, и отлетит томленье…»
Призрак
Приморский Парк Победы
Приморский сонет
Причитание
Про стихи Нарбута
«Проводила друга до передней…»
Прогулка
«Пророчишь, горькая, и руки уронила…»
Простишь ли мне эти ноябрьские дни…
«Просыпаться на рассвете…»
«Протертый коврик под иконой…»
«Прошло пять лет,— и залечила раны…»
«Пустых небес прозрачное стекло…»
«Пусть голоса органа снова грянут…»
Пусть кто-то еще отдыхает на юге…
Путем всея земли
«Путник милый, ты далече…»
Пушкин

Р Разлука
Разрыв
Реквием
Рисунок на книге стихов
Родная земля
Рыбак

С «С грозных ли площадей Ленинграда…»
Сад
Северные элегии
«Сегодня мне письма не принесли…»
«Сердце к сердцу не приковано…»
Сероглазый король
«Сжала руки под темной вуалью…»
«Сказал, что у меня соперниц нет…»
Сказка о черном кольце
«Сколько просьб у любимой всегда…»
«Слаб голос мой, но воля не слабеет. ..»
«Сладок запах синих виноградин…»
«Словно ангел, возмутивший воду…»
«Слух чудовищный бродит по городу…»
Смятение
«Со дня Купальницы-Аграфены…»
Соблазна не было. Соблазн в тиши живет…
Согражданам
Сожженная тетрадь
Словно тяжким огромным молотом…
Сон
Сонет-эпилог
«Сослужу тебе верную службу…»
«Сразу стало тихо в доме…»
Стансы
Стихи о Петербурге
Стоит на небе месяц, чуть живой…
«Столько раз я проклинала…»
«Страх, во тьме перебирая вещи…»
«Судьба ли так моя переменилась…»

Т Так не зря мы вместе бедовали…
«Так отлетают темные души…»
«Так раненого журавля…»
«Там тень моя осталась и тоскует…»
Ташкент зацветает
«Твой белый дом и тихий сад оставлю…»
Творчество
Тебе покорной? Ты сошел с ума…
«Теперь никто не станет слушать песен…»
«Теперь прощай, столица…»
«Течет река неспешно по долине…»
«То пятое время года…»
«Тот август как желтое пламя. ..»
«Тот голос, с тишиной великой споря…»
«Тот город, мной любимый с детства…»
Третий Зачатьевский
«Третью весну встречаю вдали…»
Три осени
«Три раза пытать приходила…»
Три стихотворения
«Туманом легким парк наполнился…»
«Ты знаешь, я томлюсь в неволе…»
«Ты мне не обещан ни жизнью, ни Богом…»
«Ты мог бы мне снится и реже…»
Ты напрасно мне под ноги мечешь…
«Ты письмо мое, милый, не комкай…»
«Ты поверь, не змеиное острое жало…»
«Ты пришел меня утешить, милый…»
«Ты — отступник: за остров зеленый…»
«Тяжела ты, любовная память…»

У «У меня есть улыбка одна…»
«Углем наметил на левом…»
Уединение
«Умирая, томлюсь о бессмертье…»
Утешение

Х «Хорони, хорони меня, ветер…»
«Хорошо здесь: и шелест, и хруст…»
«Хочешь знать, как всё это было…»
Художнику

Ц Царскосельская ода
Царскосельская статуя
«Царскосельские строки…»
«Цветов и неживых вещей. ..»
«Целый год ты со мной неразлучен…»

Ч «Чем хуже этот век предшествующих? Разве…»
Через много лет
«Черная вилась дорога…»
«Чернеет дорога приморского сада…»
Черный сон
Четвертая
Читатель
Читая «Гамлета»
Что нам разлука? — Лихая забава…
«Что ты бродишь неприкаянный…»
«Чугунная ограда…»

Ш «Шепчет: «Я не пожалею…»
«Широк и желт вечерний свет…»
«Широко распахнуты ворота…»

Э Эпиграмма (Могла ли Биче словно Дант творить…)
Эпические мотивы
«Эта встреча никем не воспета…»
«Это просто, это ясно…»
«Это рысьи глаза твои, Азия…»
Эхо

Я «Я гибель накликала милым…»
«Я живу, как кукушка в часах…»
Я знала, я снюсь тебе…
«Я знаю, ты моя награда…»
«Я и плакалась и каялась…»
«Я научилась просто, мудро жить…»
«Я не была здесь лет семьсот…»
«Я не знаю, ты жив или умер…»
«Я не любви твоей прошу…»
«Я окошка не завесила…»
«Я пришла к поэту в гости. ..»
«Я пришла сюда бездельница…»
«Я пришла тебя сменить, сестра…»
«Я с тобой не стану пить вино…»
Я с тобой, мой ангел, не лукавил…
«Я слышу иволги всегда печальный голос…»
«Я сошла с ума, о мальчик странный…»
«Я спросила у кукушки…»
«Я так молилась: «Утоли…»
«Я улыбаться перестала…»
Явление Луны

8 8 ноября 1913 года

9 9 декабря 1913 года




О проекте

Анна Ахматова: Реквием | Голоса в военное время

Поэма «Реквием» («Реквием») — самое известное произведение Анны Ахматовой. Это композиция, состоящая из нескольких коротких стихотворений, отражающих страдания русского народа в годы гонений при Иосифе Сталине. Ахматова не решалась доверить стихотворение бумаге, поэтому поэт и несколько ее доверенных друзей выучили его наизусть. Она была опубликована в 1960-е годы, после смерти Сталина. Хотя стихотворение относится к гнетущему правлению Сталина, важно помнить, что стихотворение также было написано во время войны. Другие стихи в этом разделе были написаны по завещанию советского правительства, чтобы предостеречь немцев от осады Ленинграда и их вторжения в Советский Союз. Сталин попросил Ахматову написать стихи о «Блокаде», чтобы передать их народу по радио. Ахматова была эвакуирована из города в 1943 году Советской армией для ее безопасности.

Реквием

Не под иностранным небом
, ни под защищенными иностранными крыльями —
Я разделил все это с моими людьми
, где не покинули нас.
[1961]

Вместо Предисловия

В страшные годы ежовского террора I
просидел семнадцать месяцев в тюремных очередях в
Ленинграде. Однажды кто-то каким-то образом «вытащил меня».
При этом позади меня стояла женщина,
с синими от холода губами, которая, конечно, ни разу в жизни
не слышала моего имени. Вырвавшись из свойственного всем нам
оцепенения, она сказала мне на ухо

(там все шептались) — «Можно ли это когда-нибудь описать
?» И я ответил: «Я могу». Именно тогда
что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что раньше
было просто лицом.
[1 апреля 1957 года. Ленинград]

Посвящение

Горы падают перед этим горем,
Могучая река останавливает свое течение,
Но двери тюрьмы остаются на запоре
Закрывая каторжные норы
И тоска близкая к смерти.
Кому-то нежно дует свежий ветер,
Нежные закаты согревают насквозь; мы этого не знаем,
Мы везде одни и те же, слушая
Скрип и поворот ненавистных ключей
И тяжелую поступь марширующих солдат.
Раннее пробуждение, как на раннюю мессу,
Прогулка по столице одичавшая, опустевшая,
Встретимся — мертвые, безжизненные; солнце,
Ниже каждый день; Нева, туманнее:
Но надежда еще поет вечно вдали.
Вердикт. Сразу же поток слез,
За ним полная изоляция,
Словно бьющееся сердце больно вырвано, Или,
Ударенная, она лежит зверски положенная,
Но все же умудряется идти, нерешительно, одна.
Где вы, мои невольные друзья,
Пленники моих двух сатанинских лет?
Какое чудо вы видите в сибирской метели?
Что за мерцающий мираж по кругу луны?
Я посылаю каждому из вас приветствие и прощание.
[Март 1940]

Введение

[Прелюдия]
Так бывало, когда только мертвые
Улыбались, радовались освобождению, кусок.
Пронзительно и резко запели паровые свистки
Короткие прощальные песни
В ряды осужденных, обезумевших от страданий,
Как они полками шли —
Звезды смерти стояли над нами
Как извивалась невинная Россия
Под окровавленными сапогами и покрышками
Из черная Мария.

I
Тебя увезли на рассвете. Я последовал за тобой
Как делают, когда уносят труп.
В затемненном доме плакали дети.
Свеча вспыхнула, освещая Богородицу. . .
Холод иконы был на губах твоих, холод смертельный
пот
На челе твоем — никогда этого не забуду; Я соберусь
Плакать с женами убитых стрельцов (1)
Безутешно, под башнями Кремля.
[1935. Осень. Москва]

II
Тихая река Дон
Желтая луна тихонько смотрит на
Валяется в кепке набекрень
Видит в окно тень от тебя
Тяжело больна, совсем одна
Луна видит женщину, лежащую на дом
Ее сын в тюрьме, ее муж мертв.
Вместо этого помолитесь за нее.

III
Это не я, страдает кто-то другой. Я не мог.
Не так. Все, что случилось,
Накройте черной тканью,
Тогда пусть уберут факелы. . .
Ночь.

IV
Хихикая, шутливая, всеобщая любимица,
Беззаботный грешник Царскосельский (2)
Если бы ты мог предвидеть
Что с тобой сделает жизнь —
Что бы ты стоял с посылкой в ​​руках,
Под крестами (3), трехсотый в
ряду,
Обжигающий новогодний лед
Горячими слезами твоими.
Взад-вперед качается тюремный тополь
Без звука — сколько невинных
Невинных жизней отнимают. . .
[1938]

В
Семнадцать месяцев я кричу,
Зову тебя домой.
Я бросился в ноги мясникам
За тебя, мой сын и мой ужас.
Все запуталось навсегда —
Я больше не могу различать
Кто животное, кто человек и как долго
Можно ждать казни.
Теперь только пыльные цветы,
Звяканье кадила,
Следы откуда-то в никуда
И, глядя мне в лицо
И угрожая скорою гибелью,
Огромная звезда.
[1939]

VI
Недели летят незаметно. И все же,
Я не могу понять, что возникло,
Как, мой сын, в твою тюрьму
Белые ночи так блестят.
Теперь снова они горят,
Глаза, что сосредотачиваются, как ястреб,
И, на твоем кресте, речь
Снова о смерти.
[1939. Весна]

VII
Вердикт
Слово упало с каменным стуком
В мою еще бьющуюся грудь.
Никогда не мое, я приготовился,
С остальным обойдусь.

У меня сегодня много работы;
Мне нужно убить память,
Превратить мою живую душу в камень
Тогда снова научись жить. . .
Но как. Жаркое лето шумит
Словно карнавал за моим окном;
Я давно это предчувствие
Светлый день и покинутый дом.
[22 июня 1939 г. Лето. Фонтанный Дом (4)]

 

Мертвых на кладбище

VIII
На смерть
Ты все равно придешь — так почему бы не сейчас?
Я жду тебя; все стало слишком тяжело.
Я выключил свет и открыл дверь
Для тебя так просто и так прекрасно.
Принимайте любую форму. Взорвался в
Словно оболочка ядовитого газа. Подкрадись ко мне
Как опытный бандит с тяжелым оружием.
Отрави меня, если хочешь, тифозным выдыханием,
Или сказкой простой, приготовленной тобой
(И известной всем до тошноты), возьми меня
Перед командиром синих шапок и дай мне
мельком
Перепуганное белое лицо домоправителя.
Мне уже все равно. Река Енисей
Вращается. Горит Полярная звезда.
Голубые искры любимых глаз
Закрой и скрой последний ужас.
[19 августа 1939. Фонтанный Дом]

IX
Безумие своими крыльями
Накрыло половину моей души
Оно питает меня огненным вином
И манит в бездну.

Вот тогда я понял
Слушая мой инопланетный бред
Что я должен отдать победу
Ей.

Как бы я ни пил
Как бы ни просил
Не даст мне забрать
Одно лишь прочь:

Не пугающие глаза моего сына —
Страдание, застывшее в камне,
Ни часы свиданий в тюрьме
Или дни, заканчивающиеся бурями

Ни сладкую прохладу руки
Тревожная тень лип
Ни светлый далекий звук
Последних утешительных слов.
[14 мая 1940. Фонтанный Дом]

X
Распятие

Не плачь обо мне, матушка.
Я жив в своей могиле.

1.
Хор ангелов прославил час великий,
Небеса растаяли в пламени.
Он сказал своему отцу: «Почему ты оставил меня!»
Но матери: «Не плачь обо мне. . .’
[1940. Фонтанный дом]

2.
Магдалена билась в себя и плакала,
Любимая ученица обратилась в камень,
Но туда, где мать молча стояла,
Ни один человек не смел взглянуть.
[1943. Ташкент]

Эпилог

1.
Я узнал, как падают лица,
Как из опущенных глаз вырывается ужас,
Как страдание вытравливает жестокие страницы
Из клинописных знаков на щеках.
Я знаю, как тёмные или пепельно-русые пряди волос
Могут внезапно побелеть. Я научился узнавать
Угасающие улыбки на покорных губах,
Дрожащий страх внутри глухого смеха.
Вот почему я молюсь не за себя
А за всех вас, кто стоял со мной
Сквозь лютейший холод и палящий июльский зной
Под высокой, полностью слепой красной стеной.

2.
Настал час помянуть усопших.
Я тебя вижу, я тебя слышу, я тебя чувствую:
Тот, кто сопротивлялся долгому волочению к открытому окну;
Та, которая больше не чувствовала удар знакомой
почвы под ногами;
Та, которая, мотнув головой, ответила:
‘Я прихожу сюда, как домой!’
Я хотел бы назвать вас всех по именам, но список
Убран и больше негде искать.
Итак,
Я соткала для тебя этот широкий саван из скромных
слов,
подслушанных тобой. Везде, навсегда и всегда,
Я никогда не забуду ни одной вещи. Даже в новых
горе.
Даже если зажмут мой измученный рот
Сквозь который кричат ​​сто миллионов людей;
Вот как я хочу, чтобы они помнили обо мне, когда я умру
Накануне дня моей памяти.
Если кто-нибудь когда-нибудь в этой стране
Решит поставить мне памятник,
Я даю согласие на этот праздник
Но только при условии — не строить
У моря, где я родился,
Я разорвал с морем последние связи;
Ни в Царском парке у священного пня
Где безутешная тень меня ищет;
Построить здесь, где я простоял триста часов.
И никто не открывал задвижку.
Слушай, даже в блаженной смерти я боюсь
Что я забуду Черную Марию,
Забуду, как ненавистно хлопнула дверь и старуха
Выла, как раненый зверь.

Из моих неподвижных бронзовых век
И пусть вдали воркует тюремный голубь
Пока по реке тихо плывут корабли.
[март 1940. Фонтанный дом]

Сноски

  1. Элитный гвардеец, поднявший восстание против Петра Великого в 1698 году. Большинство из них были казнены или сосланы.
  2. Императорская летняя резиденция под Санкт-Петербургом, где Ахматова провела свои ранние годы.
  3. Тюремный комплекс в центре Ленинграда у Финляндского вокзала, названный Крестами из-за формы двух корпусов.
  4. Ленинградский дом, в котором жила Ахматова.

Сопротивление в поэзии Анны Ахматовой

Писатели во всем мире и во все времена использовали свое искусство, чтобы выразить свое несогласие. Их слова несут в себе силу и вес, влияние которых могут почувствовать их читатели. Эти слова вызывали революции, вызывали протесты, заставляли правительства действовать, сплачивали людей, а также давали им надежду.

Анна Ахматова, русская поэтесса 20 века, была одной из таких писательниц, решивших писать стихи, которые стали инструментом русского сопротивления. Она использовала свои слова, чтобы поддержать народ своей страны, описывая страдания простого человека, чтобы все видели и помнили, как ее страна переживала бурные времена, начиная с большевистского восстания и заканчивая сталинским режимом.

Она продолжала писать, несмотря на то, что Сталин запретил ей публиковать свои стихи. Ее стихи представляют собой, как утверждает Джеймс С. Скотт в своей работе, «повседневные формы сопротивления», которые были частью скрытого сопротивления. Ее стихи, широко распространенные среди близких друзей, помогли создать чувство солидарности между людьми и художественным сообществом того времени.

Но ее работа была не просто выражением несогласия. Она использовала свои стихи, чтобы выразить надежду через правдивое изображение испытаний и невзгод, через которые пришлось пройти русскому народу, что сделало ее одним из самых сильных голосов, появившихся в этот период.

Политический сценарий

Тематика ее стихов связана с растущим тоталитаризмом в России того времени. Большевики захватили власть в результате Октябрьской революции (1917 г.), когда Сталин пришел к власти к 19 г.24. Его режим стал свидетелем создания по всей России печально известных ГУЛАГа и исправительно-трудовых лагерей. Любой, кто выступал против его диктатуры, был арестован и заключен в лагеря .

Это тоже был период, когда литература должна была служить интересам советского руководства. «Искусство ради искусства» не существовало. Следовательно, поэты и писатели дореволюционной эпохи, такие как Ахматова, подвергались цензуре и считались проблематичными из-за их расходящихся и революционных идей, и их часто запугивали, заставляя писать стихи, восхваляющие Сталина и партию.

Эта тираническая атмосфера сильно отличалась от той, что была в первые дни творчества Ахматовой, когда нормой был вызов литературному или политическому статус-кво страны. Несмотря на то, что она находилась под постоянным наблюдением, она решила написать о страданиях и буднях русского населения после революции. Сделав это, она решила стать политической, оставаясь при этом верной совести своей страны.

Государство косвенно наказало ее за инакомыслие, казнив ее мужа в 1921 по сфабрикованным обвинениям, а также арест и заключение ее сына в страшные ГУЛАГа с 1949 до середины 1950-х годов. Но Ахматова не бежала из своей страны, даже перед лицом преследований, в отличие от многих других. Вместо этого она решила остаться, потому что ее желание заявить о бедах своей страны было сильнее, чем железный кулак государства.

Одно из ее ранних безымянных стихотворений (1922) из ​​ Anno Domini изображает это упорство жить в России:

Я не из тех, кто покинул свою страну
Чтобы волки разорвали его на части.

Она гордится своей стойкостью и сеет героическую надежду:

Но здесь, в пламени, смрад,
Мрак, где это осталось
Молодость умирает, мы не дрогнем
Когда нас бьют удары , опять и опять.
….Есть
Нет никого проще, чем мы, или с
Больше гордости, или меньше слез.

Ее гордость проистекает из ее решения остаться, наблюдать и писать о страданиях, оставаясь непоколебимой перед лицом жестокости. Для Ахматовой патриотизм означал сомнение в несправедливости, навязанной народу, а не слепое следование слову партии. Как утверждает Томас Венцлова в Магнитный Север: Беседы с Томасом Венцловой , «она стояла за иерархию ценностей: добро и зло нужно было называть своими именами, и точка».

Надежда как сопротивление

Сопротивление в ее поэзии проистекает из изображения боли ее страны, а также из бесконечной надежды, пронизанной строками ее стихов. Это сопоставление обнажает угнетение ее народа. Тем не менее, в ее стихах всегда говорится о надежде и о том, что в конце темного туннеля есть свет. Это можно увидеть в ее безымянном стихотворении (упомянутом выше) от Anno Domini , где она говорит о поэтическом правосудии, отмеренном тем, кто сеет террор:

И мы знаем, что будет расплата,
Отчет за каждый час

Надежда в конечном счете противоположна любому тоталитарному режиму это скорее нарисует розовую картину страны, косвенно распространяя сообщение о том, что инакомыслие непатриотично. Такой режим не хотел бы, чтобы люди знали правду или стремились к чему-то лучшему.

Надежда — опасный и мощный инструмент. Стихи Ахматовой являются зеркалом угнетенного общества, тем самым показывая людям, что страх можно рассеять мужеством, поступками и достоинством.

Ее самый сильный призыв к действию содержится в стихотворении Мужество , включенном в Седьмая книга . Она подчёркивает необходимость преемственности русской культуры и языков и призывает народ беречь её:

Что, если бы покойникам было тесно, каждый к каждому,
Что, если бы наши дома были разрушены? –
Сохраним тебя, русское слово,
Сохраним тебя, великое русское слово.
Мы передадим вас нашим сыновьям и наследникам
Свободным и чистым, а они в свою очередь своим,
И так навсегда.

И она призывает их быть смелыми перед лицом мрачной беспомощности:

Мы знаем……..
Что нужно сделать.
Час мужества. Если ничего не поможет,
С мужеством мы не без мебели.

Таким образом, Ахматова ловко объединяет призыв к мужеству с национальным долгом гражданина, заявляя, что врожденное мужество, присущее каждому человеку, может способствовать переменам. Для нее это означает сохранение сущности страны в форме ее культуры и свободы выражения своего мнения, а также возможность бесстрашно выступать против авторитарных правителей. Она занимается патриотизмом не просто ради этого — то, что мы видим сегодня в Индии, где люди имеют полярные взгляды на то, что считается националистическим, и где инакомыслие подавляется, игнорируется или клеймится как антинациональное.

(трудовые лагеря ГУЛАГа; изображение из истории)

«Реквием» и роль поэта

Среди всех ее стихов «Реквием», несомненно, является ее произведением сопротивления . Он был составлен как реакция на правление Сталина, особенно на Большую чистку, безжалостную спонсируемую государством кампанию по заключению в тюрьму и казни инакомыслящих в России, начавшуюся в 1930-х годах. Она писала это на протяжении многих лет – записывала стихи, запоминала их, а потом сжигала. Ее настойчивость в запоминании и передаче стихотворения своим друзьям свидетельствует о ее вере в силу протеста.

«Реквием» состоит из десяти коротких стихотворений, предисловия, посвящения, пролога и эпилога. Стихотворение повествует о ее собственном опыте около 17 месяцев, когда она стояла в очереди за тюремной стеной в Ленинграде, ожидая новостей о своем заключенном сыне. Благодаря этому она может идентифицировать себя со многими матерями, которые, как и она, также проводили этот ритуал. Таким образом, стихотворение воплощает в себе то, как изображение правды может показать людям, что они не одиноки в своей борьбе против угнетения — мысль, которая подчеркивается в предисловии к стихотворению.

Шэрон М. Бейли назвала «Реквием» «элегией для России». Это уместно, так как стихотворение в едином душераздирающем крике открыто говорит об отвратительном положении народа, половина которого сидела в тюрьме, а другая половина беспомощно, но с надеждой ждала известий о них.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *