Теория Москва третий Рим – появление, идея и суть концепции кратко
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 107.
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 107.
Теория «Москва — Третий Рим;» была выдвинута в XVI веке при великом князе Василии III. Ее автором стал Филофей — старец Елеазарова монастыря в городе Пскове. Суть концепции в том, что наследником Римской империи и Византии является Россия — как оплот православия. Кратко появление теории изучают в школьном курсе истории 7 и 10 классов.
Появление концепции
По мере возвышения великого княжества Московского в XIV–XV веках в нём стали складываться представления о своем мессианском назначении.
Рис. 1. Москва — Третий Рим.Этому способствовал ряд событий:
- Установление автокефалии московской митрополии с 1448 года. Неприятие Флорентийской унии 1439 года между Римом и Константинополем.
- Прекращение периода ордынского ига. Распад прежнего грозного противника, Золотой Орды, на несколько ханств.
- Объединение русских княжеств и земель вокруг Москвы к 1520-м годам.
- Расширение связей с католической Европой.
- Брак Ивана III с Софьей Палеолог — племянницей последнего императора Византии Константина XI.
В Елеазаровом монастыре Пскова жил старец Филофей. Он родился около 1465 года и в 1523–1524 годах написал два послания. Первое — дьяку Михаилу Мунехину, а второе — великому князю Василию III. Идея была сформулирована в духе «два Рима пали по грехам своим, третий стоит, а четвертому не бывать».
Филофей ставил Василия III в один ряд с императором Константином Великим, который правил в первой трети IV века н. э. Он прославился тем, что ввел христианство как основную религию в Римской империи и перенес столицу в новый Рим — Константинополь.
Рис. 2. Москва — Третий Рим. Филофей.Связанные с ней события XVI века
В начале XVI века появилась легенда о византийском происхождении шапки Мономаха и других великокняжеских, а потом и царских регалий.
Якобы ее князю Владимиру прислал византийский император Константин Мономах, откуда и прозвище.Идея о «Третьем Риме» получила развитие в русской литературе XVI века. Она упоминается в «Повести о белом клобуке», где относится к Новгороду Великому. Сам клобук происходит от римского папы Сильвестра, его в первой трети IV века н. э. вручил император Константин.
Упоминается это словосочетание в «Казанской истории» — исторической повести 1560-х о походе Ивана IV на Казань. В декларации о провозглашении Московского патриархата 1589 года «Третьим Римом» имеют в виду не Москву, а царство Русское.
Идея об особом предназначении Москвы и России укрепилась в XVI веке под влиянием религиозных войн в Европе с появлением легенды о родословной князя Рюрика от Пруса — брата римского императора Августа.
Наследником Василия III стал Иван IV Грозный. Он венчался на царство в 1547 году, получив письменное благословение от патриарха в Константинополе.
Упоминание «Третьего Рима» можно встретить в «Повести о начале Москвы» XVII века и в челобитных, которые старообрядцы посылали русским императорам в XVIII веке.
Рис. 3. Василий III.Что мы узнали?
Теория «Москва — Третий Рим» способствовала усилению самодержавия в царстве Русском, а также сформировала идею о преемственности от Византии. Концепция нашла отображение в литературе XVI века.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка доклада
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 107.
А какая ваша оценка?
Третий Рим — Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 18 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
Концепцию «Третьего Рима» сегодня нередко поминают политики, журналисты, общественные деятели, говоря: еще в XVI веке было очевидно, что именно России предначертано стать господствующей мировой державой, что имперские притязания Москвы вполне оправдываются особой миссией наследницы Рима и Константинополя. Но о чем на самом деле говорил автор концепции «Третьего Рима» старец Филофей? Действительно ли концепция дает России моральный карт-бланш на политическую и военную экспансию? Кто и как использовал идеи Филофея в русской истории? Об этом наш разговор с Ниной Васильевной СИНИЦЫНОЙ — доктором исторических наук, автором монографии «Третий Рим: истоки и эволюция русской средневековой концепции»*.
— Нина Васильевна, для начала — личный вопрос. Вы как историк специализируетесь на теме Третьего Рима. А почему именно на ней? С чего начался Ваш интерес к этому?
— Тридцать лет назад — в 1981 году началась работа международного научного сообщества, которое именует себя «Международным семинаром исторических исследований “От Рима к Третьему Риму”». Основали его профессора Римского университета П. Каталано и П. Синискалько, чтобы исследовать развитие и распространение римской идеи. Заседания проходили ежегодно в Риме, а многие — также и в Москве, в Институте российской истории РАН. Я принимала участие в работе Семинара с 1982 года. В самом начале участниками была ясно осознана потребность в новом издании документов, текстов «Филофеева цикла» с изложением идеи Третьего Рима, и я принимала активное участие в подготовке этого издания. Кстати сказать, Семинар начал свою работу в разгар холодной войны, когда нашу страну на Западе многие представляли Империей Зла, — и Семинар способствовал преодолению такого стереотипа, разрабатывая собственную методику исследования империи и имперской идеи, с преобладанием юридического и филологического подхода. Чем лучше разные народы знают чужое прошлое — тем лучше складываются их отношения в настоящем.
— Давайте, прежде чем погрузиться в прошлое, поговорим о настоящем. Существуют ли в современном массовом сознании какие-то ложные стереотипы вокруг идеи Третьего Рима?
— К сожалению, существуют. Ярчайшее тому подтверждение — это сравнительно недавняя передача на телеканале «Культура», специально посвященная Третьему Риму.** Там присутствовали достаточно серьезные авторитетные ученые, добросовестно излагавшие предмет, — но другие участники транслировали разного рода штампы и попросту очевидные ошибки. А ведь эта программа явно выше массового уровня.
— А давайте все-таки попробуем перечислить эти штампы.
— Штамп самый главный, самый распространенный и самый неприятный — это убеждение, будто концепция Москвы как Третьего Рима была концепцией политической, даже внешнеполитической, то есть она якобы оправдывала претензии русских государей едва ли не на мировое господство. В уже упомянутой передаче один из выступавших вспомнил карту древней Римской империи на одной из площадей Рима, неподалеку от Капитолия. Это вертикальная стена, на которой разными цветами рельефно изображены последовательные завоевания Римской империи. На самом деле, если реально искать в «первом» Риме то, что предвозвещало «третий», находилось в историософском соприкосновении с ним, то это будет не карта роста Римской империи, а совсем другой римский памятник. На Капитолийском холме, слева от здания Капитолия (если смотреть снизу) стоит церковь Санта Мария ин Арачели. Она была основана в VI веке на месте, где, согласно легенде, император Август получил пророчество одной из сивилл***: когда она говорила, императору явилось чудо, небесное явление Богородицы с Младенцем на руках.
В основе этой легенды был текст Евангелия от Луки (Лк 2:9), рассказывающий о том, как двигалось в Вифлеем Святое Семейство, чтобы принять участие в объявленной Августом переписи населения. Именно этот образ из царства «первого» Рима вдохновил старца Филофея, когда он писал о «третьем», о чем я еще скажу. Один из моих докладов в Риме, повторенный потом в Москве, был посвящен проблеме «Две парадигмы императора Августа», вызвавший интерес разных слушателей. Речь шла об Августе — создателе империи, властелине вселенной, и об Августе, царство которого почтил Своим Рождением в его пределах Спаситель, где свершилось Воплощение Слова.Возвращаясь к штампам в интерпретации Третьего Рима, следует сказать и о том, что возникшая в XVI веке концепция Третьего Рима якобы была тщательно и подробно разработанной доктриной, неким «программным документом», охватывающим все стороны жизни. Разновидность этого штампа имеет прямо противоположный смысл: «учения» Филофея вовсе и не было, он написал всего две-три строчки, известные всем («два Рима пали…»).
Весьма распространен и третий штамп — о значении брака Ивана III с Софьей Палеолог и о теме «византийского наследия» в идее Третьего Рима, а более точно — о подмене «третьего Рима» «вторым Константинополем», о чем тоже речь впереди.
Фрагмент фрески Пьетро Каваллини в церкви Санта Мария ин Арачели в Риме. Церковь была основана в VI веке на месте, где, по легенде, императору Августу явилось видение Богородицы с Младенцем на руках
Конец истории
— Так что же было на самом деле? Когда, зачем и почему старец Филофей выдвинул эту концепцию?
— На вопрос «когда» ответить проще всего. Здесь тот редкий случай, когда можно назвать точную дату. Существует послание старца псковского Елеазарова монастыря Филофея, написанное около 1523–1524 года и адресованное великокняжескому дьяку в Пскове, Мисюрю Мунехину. Это был представитель центральной власти в Пскове, присоединенном незадолго до этого. А непосредственным поводом к написанию послания стали распространявшиеся тогда астрологические предсказания о якобы предстоящем в 1524 году новом всемирном потопе — точнее, о предстоящем глобальном изменении («пременении»), которое было истолковано как потоп.
Предсказание это пришло на Русь с Запада, оно было напечатано в астрологическом альманахе, изданном в Венеции в конце XV века и многократно переиздававшемся. Ужас охватил города Европы, а наиболее предприимчивые даже начали строить ковчеги. Эти предсказания пришли и на Русь, внеся беспокойство в церковные и правительственные круги. Естественно, требовалось их опровергнуть. Два образованнейших человека того времени, афонский монах Максим Грек и псковский монах Филофей писали такие опровержения. Но каждый — по-своему.
Максим Грек подошел к проблеме с богословских позиций. Он противопоставил астрологическому детерминизму тезис о свободе воли человека и о Божественном Промысле, который направляет всю жизнь человечества. Это не оставляет места влиянию небесных тел. Судьба человека определяется его свободным выбором, а не планетами и звездами.
Старец Филофей строил опровержение иначе. Он тоже коснулся темы звезд, но отмел ее небрежным замечанием: «Сия вся кощуны суть и басни». Главное он видел в причинах тех изменений, что происходят в истории стран и народов. Свершилось главное «изменение»: к Руси перешла функция неразрушимого христианского Ромейского (Римского****) царства. Царства, которое возникло в эпоху Августа, во времена земной жизни Спасителя, и потому новых глобальных перемен не будет.
Его построение находится в русле средневековых эсхатологических учений, предстает как историософия того времени, вовлекающая в свою орбиту разнообразные события и факты Священной и мировой истории. Он произнес пророчество о будущем России, перевел «стрелки» и направил в ее сторону гораздо более древнее пророчество, восходящее к ветхозаветным текстам, о Римской-Ромейской империи как последней империи, которой предстоит существовать до скончания мира. Факт ее существования является гарантом продолжения земной истории человечества, длительности исторического времени до «исполнения сроков». Вероятно, ему было известно толкование святителя Иоанна Златоуста, который так комментировал известное место из Второго послания к фессалоникийцам апостола Павла об «удерживающем» (2 Фес 2:7): «Когда прекратится существование Римского государства, тогда он (антихрист) придет. И справедливо, потому что пока будут бояться этого государства, никто не подчинится антихристу, но после того, как оно будет разрушено, воцарится беззаконие, и он будет стремиться похитить всю — и человеческую, и божескую власть».
По логике этого толкования, Римско-Ромейское царство служит залогом нерушимости, не допускающим того глобального «изменения, пременения и преиначения», о котором говорит астрологическое предсказание. Филофей производит операцию переименования «царства нашего государя» в Ромейское царство, исходя из факта падения и «старого», и «нового» Рима.
Ромейское царство трижды упомянуто в послании 1523–1524 гг. , и это — его ключевые фрагменты.
В первый раз говорится о неразрушимости царства: «Ромейское царство неразрушимо, ибо Господь записался в римскую власть». Это утверждение основано на том же тексте Евангелия от Луки (Лк 2:1-5), что и упомянутая ранее легенда о чудесном явлении Богородицы с Младенцем императору Августу. Христианский автор VI века Козьма Индикоплов в толковании этих стихов пишет о том, что Римская империя выполнила роль «слуги Христова строения». По словам участников римского Семинара К. Пицакиса и Г. Подскальского, «Ромейское царство», упомянутое у Козьмы Индикоплова, «представляет собой то нисходящее с небес вечное царство, которое мистически заключается в лоне языческой империи и приходит вместе с ней», «царство, имеющее тот же возраст, что и Христос».
Во второй раз Ромейское царство упомянуто, когда отвергаются претензии «латинян» на римско-ромейское имя; «падение» первого («старого») Рима у него означает не военно-политические события V века, захваты Рима варварами, но «отпадение» от истинной веры в результате разделения церквей в IX-X веках (1054 год был лишь завершением этого процесса). Действительно, претензии Западной империи на наследование древнего римского имени, соперничество с Константинополем по поводу того, какой император будет именоваться римским, началось с коронации Карла Великого в 800 году «римским императором» (столицей его стал Ахен). Римско-средиземноморский вектор был повернут на север. Византия продолжала именовать себя «империей ромеев». Ее «падение» 1453 года, по Филофею, тоже явление не столько военной, сколько духовно-конфессиональной сферы: катастрофа была Божьей карой за предательство веры на Ферраро-Флорентийском соборе 1438–1439 годов.
Третье упоминание Ромейского царства появляется в ключевых словах послания как характеристика «царства нашего государя».
— А сохранился ли оригинал послания Филофея, написанный его рукой?
— К сожалению, нет. Оригиналы сочинений ни Филофея, ни Максима Грека неизвестны — есть лишь сочинения, которые преподобный Максим правил своей рукой. Это касается большинства источников XVI–XVII веков — они сохранились благодаря усилиям переписчиков. Поэтому всегда необходимо исследовать, насколько авторитетна та или иная рукописная копия, насколько близка она к оригиналу.
Так вот, с посланием старца Филофея все непросто. Его научная публикация, состоявшаяся в 1901 году, основана на вторичной рукописи, где фрагмент текста о переименовании России в Ромейское царство был искажен. Такое же вторичное чтение сохранила и публикация в «Памятниках литературы Древней Руси». Впоследствии удалось найти более ранний и точный вариант: «<…> мала некая словеса изречем о нынешнем православном царстве пресветлейшего и высокостолнейшаго государя нашего, иже во всеи поднебеснеи единого христианом царя и броздодержателя святых Божиих престол святыя вселенскиа апостольскиа Церкве <…> Да веси, христолюбче и боголюбче, яко вся христианская царства приидоша в конец и снидошася во едино царьство нашего государя, по пророчьским книгам то есть Ромеиское царство. Два убо Рима падоша, а третии стоит, а четвертому не быти». В более поздних рукописях термин «Ромейское» заменен словом «Росийское»; в других рукописях, наоборот, производится расширительная контаминация: «<…> и снидошася во едино царство Российского государства, по пророческим книгам то и есть, рече, Ромейское царство Российския держава московского государя и всеа великия Росия, два убо Рима, рече, падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».
Эти же мысли, в перефразированном виде, изложены и в послании великому князю, написанном вскоре после послания дьяку Мунехину.
Совершенно очевидно, что «Третий Рим» — это не только и даже не столько Москва, сколько царство, держава, функция которой — служить гарантом длительности земной истории человечества. Эта функция возникает не как претензия, а как результат конкретной исторической ситуации, естественно сложившихся условий: потери политической независимости всеми православными славянскими и балканскими царствами, падения Византии, «отпадения» первого («великого», «ветхого») Рима.
А функция, предназначение православного царя — заботиться о православных христианах, оберегая Церковь и обеспечивая внешние условия для благочестивой жизни.
Мы уже говорили о том, что построения Филофея — это айсберг, автор афористически формулирует свои выводы, а механизм их получения остается как бы за кадром. Это разнообразные священные и святоотеческие тексты, события священной и мировой истории. Так, он упомянул «пророческие книги».
Задача исследователя в том и состоит, чтобы понять ход мыслей Филофея, понять, какие «пророческие книги» имел он в виду и почему из этих книг он сделал такие выводы.
— Кстати, а какие книги?
— Это книга пророка Даниила, что ясно из второго послания, адресованного уже непосредственно великому князю. Филофей имеет в виду эпизод, когда царь Навуходоносор просит пророка растолковать его сон (Дан 2:31–44).
Так вот, толкователи книги пророка Даниила объясняют, расшифровывают его слова как указание на четыре мировые империи, которые последовательно сменяют друг друга. Историософия древности и Средних веков исходила из представления о том, что существует одна-единственная мировая империя, которая может иметь разные воплощения, может менять свое географическое расположение, но остается той же империей. Самым древним ее воплощением считалась Вавилонская (или Ассиро-Вавилонская) империя, за ней следовали Мидийская (или Персидско-Мидийская), Греческая империя Александра Македонского, а последней — империя Римская, в которой в конце времен появится антихрист и будет уничтожен Иисусом Христом, после чего настанут «новое небо и новая земля», то есть вечное небесное царство Божие.
По этой логике Римская империя становится гарантом того, что вплоть до конца времен, до апокалиптических событий никаких великих потрясений в земной истории уже не произойдет. В теории translatio imperii (передача, перенос) империя — это, в сознании того времени, если можно так выразиться, «переходящий вымпел», поэтому многие государства стремились отождествить себя с Римской империей, присвоить римское имя.
— Традиционно считается, что Россия потому «Третий Рим», что наследует «Второму Риму», то есть Константинополю, точнее сказать, Византийской империи. Это не так?
— Я уже говорила о том, что одно из искажений, один из распространенных штампов — сведéние Третьего Рима ко второму Константинополю и утверждение о том, что брак с Софьей Палеолог, племянницей последнего византийского императора, находится у истоков идеи «Третьего Рима», дает московским правителям право на византийское наследие. Но это противоречит историческим реалиям того времени.
Во-первых, ни сам Иван III, ни его политики и идеологи никогда не ссылались на брак с Софьей, чтобы повысить авторитет великокняжеской генеалогии и державы — ни в дипломатических переговорах, ни в общении с подданными.
Во-вторых, сама мысль о «константинопольской вотчине» московских правителей — не русского, а западного происхождения. Впервые об этом в 1473 году Венецианский Сенат писал Ивану III, говоря о его правах, якобы возникающих на основе брака с представительницей императорского дома. А в 1518 году римский папа Лев X пытался привлечь московского великого князя к участию в очередном крестовом походе против турок, надеясь его соблазнить «константинопольской вотчиной». Это в плане реальной политики. Что касается историософии, то мысль о наследовании павшей империи была опасной: унаследовав ее судьбу, можно было повторить ее финал.
Умы и других мыслителей того времени занимал вопрос о будущих судьбах царства. Так, дипломат и публицист Ф. И. Карпов, современник Филофея, в послании к митрополиту Даниилу обсуждал вопрос, чтó необходимо для того, чтобы гарантировать «вечность царства», и отвечал, что «закон и правда» нужны ему прежде всего, а не терпение как норма политической жизни.
А Филофей возводил Третий Рим не к Византии. Размышляя о духовных путях, он находил более древние, а потому более прочные корни.
— А почему «четвертому не быти»? Филофей это как-то аргументировал?
— Специальной аргументации он не давал. Ведь Филофей излагал пророчество. А разве пророчество нуждается в аргументах?
Символы четырех царств древности: Вавилонского, Мидийского, Персидского и Македонского. Из греческой рукописи XI века
Что было дальше
— Мы разобрались, в чем суть концепции Третьего Рима. Но что она означала на практике для Московского царства? В какой степени она влияла на политическую реальность, была ли распространена?
— В XVI-XVII веках идея распространилась в церковной книжности, послания Филофея переписывались в многочисленных рукописных сборниках, при этом редакторы-составители и переписчики иногда строго и точно воспроизводили авторский текст, а иногда допускали «вольности», дополнения, а часто избирали отдельные фрагменты, содержание которых казалось им особенно важным и интересным.
Один из современников Филофея, писавший спустя полтора-два десятилетия после него, решился даже вступить с ним в полемику, подвергнуть сомнению прочность «стояния» Третьего Рима. Сочинение этого анонимного автора написано «Об обидах Церкви». «Хотя царство Третьего Рима и стоит верою в православии, но добрых дел оскудение, и неправда умножилась, святые церкви и честные монастыри обидимы <…> Да не будет дивное се жилище беззакония наполнено!».
— А насколько концепция старца Филофея была известна русским государям?
— Ни Василий III, ни Иван Грозный ни разу на эту концепцию не ссылались. Иван IV любил другое сочинение — «Сказание о князьях Владимирских» — о происхождении русских князей от императора Августа. В ней представлена другая парадигма Августа, нежели в построениях Филофея: здесь он — властелин вселенной. Август начал разделять вселенную, и часть ее получил некий Прус, от которого пошла Прусская земля, а далеким его потомком был князь Рюрик, основатель династии Рюриковичей, а позднее и князья Владимирские. Именно эти идеи использовались в ряде случаев в идеологическом обосновании внешней политики Ивана IV. А про Москву как Третий Рим у него нет ни слова.
Важной вехой в истории идеи была эпоха учреждения патриаршества. Уложенная грамота Московского поместного Собора 1589 года, будучи памятником древнерусского канонического права, закрепила на историко-каноническом уровне определение «Третьего Рима». Почти ровно 1200 лет прошло с тех пор, как на II Вселенском (Константинопольском) Соборе (381 г.) столица Восточной Римской империи (именуемой в историографии Византией) получила (в III каноне) почетный титул «Нового Рима». «От пророчества к праву» — этой проблеме было посвящено специальное заседание Римского семинара. В грамоте Московского собора 1589 года формула Третьего Рима изложена от лица Константинопольского патриарха Иеремии II: «<…> твое же, о благочестивый царю, великое Росейское царствие, третий Рим, благочестием всех превзыде».
В XIX веке начинается научное изучение идеи. Впервые послания старца Филофея были опубликованы в «Православном собеседнике» в 1861–1863 годах, тогда-то о них узнала образованная публика (хотя эта публикация еще не была строго научной). Затем можно упомянуть работу В. Н. Малинина «Старец псковского Елеазарова монастыря Филофей и его послания» 1901 года, где Третий Рим рассматривается как эсхатологическая идея по преимуществу. Очень хорошая, кстати, книга, ее стоило бы переиздать.
«Церковь старого Рима пала неверием Аполлинариевой ереси; церковные двери второго Рима, города Константинополя, внуки Агарян секирами и оскордами рассекли. Теперь же это — третьего, нового Рима, державного твоего царства святая соборная апостольская Церковь, которая во всех концах вселенной православной христианской верой во всей поднебесной сильней солнца светится» Фрагмент из Послания старца Псковского Елеазарова монастыря Филофея к великому князю Московскому Василию Иоанновичу
Двойной перевертыш
— А когда же сложились все те мифы, о которых мы с Вами уже говорили?
— Мифы эти позднего происхождения — возникли они уже в XX веке, после 1917 года, особенно в канун Второй мировой войны и послевоенные годы, когда концепция Третьего Рима — уже в искаженном виде — становится инструментом холодной войны.
Именно теперь начинает превалировать акцентировка тезиса об идее Третьего Рима как идее «византийского наследия», при этом сама Византия все более и более выступает с отрицательным знаком, как «презренная Византия»; в значительной степени воспроизводятся представления и оценки британского историка XVIII века Эдуарда Гиббона, собравшего большое количество негативных фактов и анекдотов из ее истории. В труде А. Тойнби, специально посвященном «византийскому наследию в России», названы три составные части этого наследия: тоталитаризм, цезарепапизм, ксенофобия. Вероятно, ему были известны работы Н. А. Бердяева, оказавшие большое влияние и на русскую эмиграцию, и на другие появившиеся на Западе труды. Суждения Тойнби вызвали дружную критику со стороны и его западных коллег, и представителей русского зарубежья (например, Д. Оболенского).
В работе Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма», опубликованной в 1938 году на трех языках, английском, французском и немецком, уже появляется трактовка идей старца Филофея как идей тоталитаристских. А в работе 1946 года «Русская идея» Бердяев пишет: «Империалистический соблазн входит в мессианское сознание», но никак этого не аргументирует. Точнее, он ссылается на русские духовные стихи, но политические идеи не выводимы из духовных стихов.
В истории идеи Третьего Рима в XX веке происходит как будто двойной перевертыш: сначала создается искаженное представление о самой Византии, а затем аналогичные оценки — через ее «наследие» — вписываются, вживляются в идею Третьего Рима, а через нее в русский менталитет как таковой. Следует отказаться от обеих крайностей в современной массовой культуре в отношении к Третьему Риму — и от тоталитаристских страшилок, и от панегирических воинственных построений. И то, и другое — всего лишь слабые человеческие мнения, искривление духовного пространства Третьего Рима. А как сказал анонимный современник Филофея, «всем страстям мати — мнение. Мнение — второе падение».
— Нина Васильевна, а как же, по Вашему мнению, современному православному человеку следует относиться к идее Третьего Рима? Можно ли сделать какие-то выводы?
— Подавляющее большинство тех, кто в наши дни публично обсуждает концепцию старца Филофея, вероятно, не прочитали его послание до конца. Заключительная его часть как раз и посвящена тому, как надо прожить период, предшествующий эсхатологическому концу, чем заполнить это историческое время. И он вводит понятие Божественного долготерпения. Господь потому долготерпит и не наказывает немедленно всякую неправду, что дает шанс каждому покаяться и спасти свою душу. Здесь уместно привести слова протоиерея Сергия Булгакова, сказанные в этой связи: «Конечно, никому не дано знать времена и сроки, когда Господь приидет, <…> и неизвестность времени конца истории не отменяет необходимости и обязанности жить,— ответственно и сознательно. Историю нужно прожить и изжить, а не то что кое-как окончить, пройдя чрез нее как чрез мрачный пустой коридор в Царствие Небесное»*****. Филофей исходит из слов Второго соборного послания апостола Петра (3:9, 14): Не медлит Господь исполнением обетования; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Потщитесь явиться перед Ним неоскверненными и непорочными в мире. Филофей предлагает путь подвижничества, путь нравственного и духовного совершенствования, путь, ведущий к храму.
* Синицына Н. В. Третий Рим: Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV—XVI вв.). М., 1998. — Ред.
** Телевизионная программа Александра Архангельского «Тем временем» от 1 февраля 2010 года. — Ред.
*** Сивиллы, по преданию, предсказали Рождение Христа. — Н. С.
**** «Ромейский» — греческая форма слова «римский» — Ред.
***** Булгаков С. Н. Православие: Очерки учения Православной Церкви. М., 1991. С. 375. — Ред.
стран, которые в какой-то момент объявили себя преемниками Рима – блестящие карты
Контекст
К 285 году нашей эры Римская империя стала настолько обширной, что управлять всеми провинциями из центрального Рима было уже невозможно. Император Диоклетиан разделил Империю пополам: Восточная империя управлялась из Византии (позже Константинополь), а Западная империя управлялась из Рима.
Западная часть рухнула в 476 г. н.э. (традиционно принятая дата), а в 480 г. н.э., со смертью западного императора Юлия Непота, восточный император Зенон стал единоличным императором Империи.
Восточная Римская империя (также известная как Византийская империя) существовала еще тысячу лет, пока Константинополь не был захвачен османскими войсками под командованием Мехмеда II в 1453 году. Восточной и Западной империй. Религиозные традиции сыграли важную роль в установлении таких связей, особенно после раскола в 1054 году между нынешними римско-католической и восточно-православной церквями.
Основание для претензий
Турция
После падения Константинополя в 1453 году Мехмед II провозгласил себя Кайзер-и Рум, буквально «Цезарь Рима». Заявление Мехмеда основывалось на концепции, что после падения Западной Римской империи Константинополь, которым он теперь правил, стал резиденцией Римской империи.
Россия
После падения Константинополя Москва стала главной православной столицей, породив концепцию Москвы как «Третьего Рима». Основание для претензии было как богословским (единство Восточной Православной Церкви), так и политическим (концепция московского князя как верховного государя и защитника христианских православных народов).
Идея возникла при Иване III (Иване Великом), великом князе Московском, который значительно расширил свою территорию и заложил основы Российского государства.
Иван III также имел некоторое отношение к византийскому престолу, поскольку женился на Софье Палеологине, племяннице Константина XI, последнего византийского императора. Его внук, Иван IV (Иван Грозный), стал первым царем России (царь или царь, что означает цезарь, — термин, традиционно применяемый славянами к византийским императорам). Его преемники поддержали идею о том, что Москва является законной наследницей Рима и Константинополя. Окончательно от этой идеи отказались во время русской революции 19 в.17.
Болгария
Притязания Болгарии, которые предшествовали притязаниям России, основывались на том факте, что Симеон 1 из Болгарии был коронован византийским царем в 913 г. н.э. и получил титул «Император и самодержец всех болгар и римлян». ». Однако этот титул был отозван последующим византийским правительством, хотя он продолжал получать некоторое признание как «Император болгар». В 14 веке, когда Византийская империя ослабла, Тырново, столица Второго Болгарского царства, была провозглашена «Третьим Римом» из-за его выдающегося культурного влияния в Восточной Европе. Однако к концу века Болгарская империя пала перед османами.
Сербия
В 14 веке сербский король Стефан Урош IV Душан завоевал большую часть юго-восточной Европы, став одним из самых могущественных монархов той эпохи. В 1345 году он провозгласил себя «императором (царем) сербов и греков» и был коронован как таковой в Скопье на Пасху 1346 года патриархами Сербии и Болгарии, архиепископом Охридским. Его императорский титул был признан Болгарией и другими соседями и торговыми партнерами.
Ссылка на греков обеспечивает связь с римской имперской традицией, поскольку Византийская или Восточная Римская империя была в основном грекоязычной. Однако его титул не был признан Византийской империей, и впоследствии Сербия была присоединена к Османской империи в 1459 году..
Греция
Претензии Греции как преемницы Рима были по существу желательными и воплотились в так называемой Мегалийской идее. Его целью было возродить Византийскую или Восточную Римскую империю путем создания греческого государства, которое охватило бы большую часть бывших византийских земель со столицей в Константинополе.
Этот термин был сформулирован в ходе дискуссий, приведших к конституции 1844 года, но концепция восходит к греческому сознанию намного раньше. Идея мегали доминировала во внешних отношениях и в значительной степени определяла внутреннюю политику греческого государства на протяжении большей части первого века его независимости. Однако официально от него отказались после обмена населением между Грецией и Турцией в 1923.
Германия
До этого момента все претензии основывались на установлении правопреемства Восточной Римской империи. Однако дело Германии основывается на правопреемстве Западной Римской империи и ее Римско-католической церкви, единственном римском институте, пережившем крах империи.
Ключевой фигурой в этом является Карл Великий, король франков и величайший из монархов Каролингов, которому папа Лев III в 800 г. пожаловал титул императора римлян. Карл Великий объединил большую часть Центральной и Западной Европы, дав поднимется к тому, что позже стало известно как Священная Римская империя.
Некоторое время этот титул оставался за каролингскими преемниками Карла Великого, но позже был оспорен Италией в серии войн. Титул был снова возрожден в 962 году, когда Оттон I был коронован императором, представив себя преемником Карла Великого и положив начало непрерывному существованию Империи на протяжении более восьми веков.
Священная Римская империя никогда не была единым целым, вместо этого она включала в себя большое количество полуавтономных территорий. Должность императора Священной Римской империи традиционно избиралась выборщиками-принцами, которые в основном были немецкими дворянами, хотя она часто контролировалась династиями, в первую очередь Габсбургами.
Империя распалась 6 августа 1806 года, когда Франциск II, последний император Священной Римской империи, отрекся от престола после военного поражения от французов под командованием Наполеона при Аустерлице. После 962 года Германская Конфедерация была крупнейшей территорией империи. Таким образом, когда Германия объединилась в 1871 году, она объявила себя «Третьим Римом» по линии Священной Римской империи.
Австрия
После распада Священной Римской империи в 1806 году Австрийская империя объявила себя ее наследницей и, следовательно, преемницей Рима. Основанием для утверждения было то, что австрийские Габсбурги постоянно занимали трон Священной Римской империи с 1438 г. до их исчезновения по мужской линии в 1740 г.
Франция
Когда Наполеон провозгласил себя императором Франции, он также назвал свою императорскую корону «Короной Карла Великого». После этого Наполеон заявил о своих претензиях на возрождение Римской империи, так как он объединил не только регионы империи Карла Великого, но также Италию и Испанию, дав ему контроль почти над всеми землями Западной Римской империи. В 1804 году он короновал себя императором в присутствии Папы в Париже и принял римского орла в качестве штандарта.
Франция также ранее претендовала на правопреемство Восточной Римской империи в том, что Андреас Палеолог, который был наследником византийского престола после того, как Константинополь пал от османов, продал свои права на престол нескольким европейским монархам, включая Карла VIII Франция.
Некоторое время сменявшие друг друга короли Франции продолжали претендовать на императорский титул, но после этого претензии вышли из употребления и закончились в 1566 году правлением Карла IX.
Италия
Италия может претендовать на роль преемника Рима на основании географии, поскольку Рим является ее столицей. Кроме того, на его территории также находится резиденция Римско-католической церкви. Хотя сейчас это ограничивается Ватиканом, Папа правил гораздо более обширной Папской областью с 8-го века до 1870 года. Во время Рисорджименто (движения за объединение Италии, завершившегося созданием Итальянского королевства в 1871 году) Джузеппе Мадзини, один из его лидеров, продвигал идею Италии как «Третьего Рима».
По словам Мадзини, «после Рима императоров, после Рима пап наступит Рим народа». Эту идею подхватили и другие, в том числе Бенито Муссолини, который также использовал термин «Третий Рим» для характеристики фашистской Италии и мечтал о создании Итальянской (Новой Римской) империи.
Однако эти мечты вскоре рассеялись и окончательно прекратились в июле 1943 года, когда был свергнут Муссолини.
Основная ссылка
Третий Рим: https://en.wikipedia.org/wiki/Third_Rome
«Москва — Третий Рим»: поворотный момент русской истории?
Мой первый роман Песнь Сирина представляет собой странный сценарий: что, если бы первые русские были избранным народом Божиим? Как бы это выглядело?
Может показаться, что это мой род русского триумфализма, но на самом деле все гораздо сложнее. Россия на протяжении всей своей истории проходила разные фазы «русской идеи». Иногда русские изолировались, иногда пытались приспособиться ко всем остальным. Но всегда русские видели себя носителями особого исторического призвания, каким бы оно ни было.
Это особенно очевидно в доктрине Москвы как Третьего Рима.
Выражение «Москва — Третий Рим» хорошо знакомо даже детям русской начальной школы. Говорят, под этим лозунгом Иван III собрал все княжества в сферу влияния Москвы. Затем его преемники расширили и укрепили свое правление благодаря идеологии «Третьего Рима». Однако оказывается, что история этой идеи сложна и очень увлекательна.
В 2001 году американский историк Маршалл По написал статью «Москва, Третий Рим: истоки и трансформации «поворотного момента». В этой статье он исследовал развитие идеи «Третьего Рима» от его первое упоминание в письмах монаха 16 -го -го века до его нынешнего употребления в новопатриотичной России. Арзамасская академия (оригинал русской статьи здесь) обобщила основные положения этой статьи, чтобы продемонстрировать, как фраза из личного письма монаха из Пскова стала национальным мифом. Ниже приводится мой перевод оригинального русского.
«Поворотный момент» и ошибки историков«Поворотные моменты» в истории нации наступают в критические моменты, когда нация или эпоха должны выбирать между двумя судьбоносными путями. Любое направление определяет существенное изменение в будущей истории нации. Однако нахождение поворотных моментов в истории часто является в большей степени вопросом эмоций, чем холодным поиском фактов. Драматизм истории иногда отвлекает историков от исторической действительности.
Вообще, несмотря на то, что такие «поворотные моменты» часто считаются ключами к пониманию современного мира, они иногда являются результатом одностороннего исторического уклона. Русская история дает прекрасный тому пример. Формирование учения о «Москве как Третьем Риме» — один из самых известных (и неверно истолкованных) эпизодов русской истории.
Монах Филофей открывает Третий РимНет абсолютно никаких свидетельств того, что Москва или Русь называли себя «Третьим Римом» в каком-либо тексте до 16 -й век. Первое упоминание о великой судьбе Москвы встречается в письме псковского монаха Филофея. В первые десятилетия 16 века он написал несколько писем великому князю московскому, в которых называл его «третьим Римом». Вот версия, дошедшая до наших дней:
Истинный смысл письма ФилофеяИ так знай это, христолюбец и боголюбец. Все христианские царства пришли к своему концу и соединились в едином царстве нашего господина. Это соответствует пророческим книгам. Это Римское царство: ибо два Рима пали, третий стоит, а четвертому не будет».
Эти слова часто интерпретируются как торжественная ода рождению новой империи. Однако в контексте фраза имеет совершенно иной смысл. Даже поверхностное прочтение письма показывает, что, хотя Филофей и упоминает «Третий Рим», он никоим образом не предлагает использовать эту фразу в глобальном смысле. Его письмо — подробное описание пороков астрологии и католицизма, а не ода будущему России.
На самом деле, это письмо — призыв уничтожать ереси и защищать чистоту Церкви. Рассмотрим его в историческом контексте. Недавно Византия пала перед мусульманами. Падение «Второго Рима» действительно означает, что Россия стала «Третьим Римом». Однако это сравнение с Византией имеет конкретную цель. Если Церковь в России рухнет, наступит конец света, ибо «четвертого не будет». По сути, Филофей намеревался использовать свою лесть, чтобы внушить страх, а не торжество.
Учение Филофея в 16 ом векеЦерковные круги восприняли идею Филофея в целях борьбы с внутренними инакомыслиями и ересями. Однако нет никаких доказательств того, что он сразу же стал краеугольным камнем московской имперской идеологии. Он действительно начал появляться в популярной литературе того времени. Например, в «Сказке о новгородце Белом Клобуке (шапка клирика)» она начинает терять свой первоначальный, апокалиптический контекст. Иными словами, ключевая фраза «четвертого не будет» начинает исчезать.
«Третий Рим» и старообрядцыИнтересно, что в 1667 году церковь официально запретила повесть «Белый клобук». Причина заключалась в том, что некоторые раскольнические группы использовали идеи этой истории для противодействия реформам патриарха Никона. Эти ранние версии старообрядчества первыми отождествили идею «Третьего Рима» с чистотой Русской Церкви. По сути, они использовали идею в противоположном смысле, чем тот, который предполагал ее автор.
Официальное принятие идеи «Третьего Рима» старообрядцами – важный исторический момент. Старообрядцы первыми восприняли развитие идеи «Третьего Рима» как поворотный момент в истории России. Они ярко продемонстрировали свою веру в учение Филофея. Когда Православную Церковь возглавил «антихрист» Никон, они вышли из церкви и унесли с собой Третий Рим. Это была вера, которую они продолжали исповедовать даже в 1990-129-м годах.0130 век.
Третий Рим, о котором все забылиВ отличие от старообрядцев, политическая элита эпохи объединения России считала аннексию Новгорода и коронование Ивана IV царем куда более важными политическими моментами . Некоторые историки усматривают влияние идеологии «третьего Рима» в экспансионистской политике Петра и Екатерины. Однако это был век классицизма. Сравнения с Римом были обычным явлением, и не только в России.
Например, в 1697 году греческие братья Лихуди написали оду Петру Великому, в которой назвали его «преемником престола в Константинополе». Однако ни в этой оде, ни в какой-либо другой подобной литературе нет ни слова о «Третьем Риме».
До 19 века учение о «Третьем Риме» оставалось забытым вне старообрядческих общин. Даже славянофилы, многие из которых считали, что Москва превзошла и Рим, и Константинополь, почти никогда не упоминают идею «Третьего Рима». Известный историк Николай Карамзин считал идею «Третьего Рима» учением, призванным способствовать формированию русского патриаршества, и ничем иным.
Толкование учения в церковных кругахБез сомнения, многие представители духовенства знали о существовании этого учения. Однако даже церковная литература почти никогда не использовала это учение как триумфальное оправдание величия Российской империи. Чаще упоминается в контексте старообрядческого раскола. Интересно, что в исторической энциклопедии церковных писателей, изданной в 1827 г., Филофей упоминается как автор письма «против астрологов». Но нет никаких упоминаний о его теориях относительно Третьего Рима.
Рост интереса к «Третьему Риму»После того, как Александр II стал царем в 1855 году, мы наблюдаем всплеск интереса к доктрине «Третьего Рима». В этот период было опубликовано несколько исторических рукописей, в которых Москва прямо упоминалась как «Третий Рим». В 1861 г. вышло новое издание «Письма против астрологов» Филофея. В официальном комментарии к письму упоминается, что Филофей предложил идею «Третьего Рима» против «извращения христианской церкви в странах, завоеванных язычниками». По сути, первоначальная цель письма — искоренить ересь в Русская церковь, была проигнорирована.
Только тогда, через несколько лет после публикации письма, впервые была предложена радикальная интерпретация учения. Историк Владимир Иконников считал, что концепцию Москвы как «Третьего Рима» следует исследовать в контексте зарождения московской имперской идеологии, а не очищения Церкви во времена Никона. Он интерпретировал ее появление в 16 годах как доказательство того, что она была связана с возвышением Москвы как единой и будущей имперской державы. Византия пала, ее место заняла Москва, и Филофей высказал эту мысль в своем письме.
По мнению Иконникова, апокалиптическая фраза «четвертого не будет» была образцом русской мессианской идеологии, а не пророчеством о конце света. Эта версия доктрины скоро станет более популярной в России.
Рост популярности «Третьего Рима»Учение о Третьем Риме в этой новой интерпретации стало появляться в исторических учебниках в конце 19 -го -го века. Это очень хорошо соответствовало подъему русского национализма в то время. К 1900 г. учение о «третьем Риме» прочно связалось в сознании образованных россиян с московским периодом русской истории. Однако не многие люди считали это учение важным для своего нынешнего исторического момента.
Заметным исключением было панславянское движение. Панславяне открыто использовали идею Москвы как «Третьего Рима» в своих призывах защитить своих «славянских братьев» от османов и даже в своих призывах завоевать Константинополь.
Апогей «Третьего Рима»: русская идеяК тому времени, когда Александр III стал царем, это учение стало очень влиятельным. Во время коронационного пира нового императора восхваляли как защитника славян, продолжателя дела Константина и «правителя Третьего Рима». Эта идея оказала глубокое влияние на философов-идеалистов конца XIX века. Владимир Соловьев, в частности, широко использовал это учение в своих работах, используя его для продвижения своих призывов к христианскому универсализму.
Центральным аргументом Соловьева была его мысль об особом призвании России в деле объединения Востока и Запада для образования нового органического целого, новой «мировой империи». Учение о «третьем Риме» подтверждало исторические корни особой миссии России и являлось, по сути, метафорой «русской идеи». Россия была не только третьим из Римов, но и олицетворяла собой «третье начало», самоотверженность, которая позволила ей соединить Восток и Запад.
В 1914 января Иван Кириллов написал книгу, в которой описал историческое развитие концепции «Третьего Рима». По мнению Кириллова, это учение было видимым свидетельством растущего самосознания русской нации. До Филофея у России не было общей цели. Однако это учение дало Московии и русскому народу ощущение своего уникального предназначения. В его версии истории старообрядцы были «хорошими парнями», сохранившими интуитивное, народное понимание «русской идеи». Они боролись с «чужеземными извращениями» доктрины.
После Петра и возникновения пропасти между элитами и простолюдинами идея «Третьего Рима» была «спрятана» в простонародье, пока не была вновь обнаружена в 19 веке славянофилами. По сути, книга Кириллова завершила трансформацию учения о «Третьем Риме» из апокалиптического пророчества безвестного монаха в «поворотный момент» русской истории.
Текущие толкованияПо сей день некоторые историки продолжают настаивать на том, что учение Филофея было официальной политической идеологией Московии. Это вполне понятно, поскольку многие россияне ищут основу для развития постсоветской «русской идеи». В этом смысле учение Филофея очень привлекательно. С другой стороны, в западной прессе это учение часто цитируется как исторический контекст для «русского мессианизма» и «постсоветского экспансионизма». Некоторые западные политические лидеры даже обнаружили, что политика Путина уходит корнями в доктрину Филофея.
Конечно, любая попытка найти корни текущих событий в «ключевом моменте» прошлого может привести к анахроничным интерпретациям истории. Учение Филофея — настолько гибкая идея, что ее использовали для оправдания почти всего. Например, Владимир Ламанский видел в нем корень панславизма.