Конспект урока Устное народное творчество. Былины. «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»
/data/files/c1600602938.mp3 (Физминутка)Тема урока: Произведения фольклора. Былины. «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»
Цель: Создание условий для повторения и закрепления понятия «былина», учить пользоваться литературоведческим понятием «былина» и определять ее особенности.
Образовательные | Развивающие | Воспитательные |
научить читать былины; Познакомиться со старинными словами; закрепить представление о жанрах фольклора; закрепить понятие «былина»; закрепить умение определять основную мысль былины. | Организовать деятельность по чтению былины; Сформулировать определение, былина. | высказывать собственное мнение и аргументировать его, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формировать умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность. |
Познавательные | Личностные | Коммуникативные | Регулятивные |
формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации; на основе наблюдения высказывать предположение о главной мысли былины, находить поучительный смысл. | Способствовать формированию устойчивых учебных мотивов, учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения | развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умение выражать свои мысли; осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах). | контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом; осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; планировать свою работу; формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия; |
Оборудование: авторские презентации: викторина, содержащая вопросы по содержанию произведения, кроссворд, содержащий устаревшие слова; наглядное пособие по УНТ (ромашка с жанрами)
Для учителя | Для обучающихся |
Методические рекомендации программы, реализация ЦОС, интерактивной доски | Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в двух частях; Ч I; Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. |
Этап урока | Содержание и деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. Организационный | Приветствие Здравствуйте, ребята! Быть должны всегда в порядке Ручки, книжки и тетрадки. А девиз у нас такой: Все, что нужно – под рукой! | -приветствуют учителя, -визуально контролируют свою готовность к уроку; -рассаживаются на рабочие места. — проверяют наличие необходимых предметов на столе. | Личностные: самоорганизация Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке |
II. Мотивация учебной деятельности | На доске приклеена ромашка, на лепестках которой написаны жанры устного народного творчества, перевернутые во внутрь. Рассмотрите цветок на доске. Как вы думаете, что должно быть написано на его лепестках? Назовите основные жанры фольклора. Дети называют жанры, учитель переворачивает лепестки ромашки Рассмотрите репродукцию картины Виктора Васнецова «Три богатыря» Кто изображен на картине? В каком жанре устного народного творчества встречаются эти персонажи? Сформулируйте тему урока | Отвечают на вопросы, воспринимают на слух задания, анализируют, дают ответы На лепестках должны быть написаны жанры фольклора. Сказка, загадка, былина, пословица, закличка, песня, потешка… В центре Илья Муромец, слева Добрыня Никитич, справа Алеша Попович. Персонажи встречаются в былинах. Былины и их герои. | Личностные: построение логических рассуждений Регулятивные: умение применять полученные знания на практике Познавательные: Актуализация опорных знаний учащихся, проверка, воспроизведение и коррекция знаний учащихся. Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой. |
III. Актуализация новых знаний | Сегодня вы познакомитесь с былиной, которая называется «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» Работа с учебником. Откройте учебники на с. 57. Мы уже знакомы с былинами «Добрыня и Змей», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Посмотрите на текст былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» Что вы заметили в изложении текста? Послушайте, как надо читать такую былину. Слушание. Работа с текстом. На какие основные части можно разделить текст былины? Давайте озаглавим эти части. Давайте прочитаем, о чем говорится в первой части былины. Прочитайте содержание второй части. О чем сказано в третьей части? Прочитайте. Чем заканчивается былина? Какие слова вам показались непонятными? Как называются слова, которые мы больше не используем в своей речи? В словаре, на с. 63 вы найдете пояснения непонятных слов. Чему учит нас это произведение фольклора? | Текст написан как песня или стихи. Текст былины можно разделить на четыре части. Первая часть «Три пути у горючего камня» Вторая часть «Встреча с князем Владимиром» Третья часть «Застолье» Четвертая часть «Битва Алеши с Тугариным Змеевичем» Чтение произведения по частям. Называют устаревшие слова. Такие слова называются устаревшими. Высказывают свои мысли, формулируют выводы. | Личностные: построение логических рассуждений Регулятивные: умение применять полученные знания на практике Познавательные: актуализация опорных знаний учащихся, проверка, воспроизведение и коррекция знаний учащихся. Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой. |
IV. Физминутка | Инструментальное сопровождение. | ||
V. Закрепление новых знаний | А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы викторины, которая поможет запомнить ключевые моменты былины. (презентация № 1) Как назывался славный красный город, из которого выехали два богатыря? Что лежало промеж трех дорог? Куда лежала первая дорога? Куда лежала вторая дорога? Куда лежала третья дорога? Какой дорогой поехали Алеша Попович и Яким Иванович? Кто правил в городе Киеве? Куда сел Алеша Попович, когда князь Владимир пригласил богатырей к столу? Как Алеша назвал Тугарина Змеевича? Почему он так назвал Тугарина Змеевича? Что сделал Тугарин Змеевич в ответ на такие слова? Почему Алеша Попович не позволил Якиму Ивановичу бросить кинжал в Тугарина Змеевича? Как сражались Алеша Попович и Тугарин Змеевич? Кто одержал победу? Как встретил Алешу Владимир-князь? Давайте проверим, как вы запомнили значения устаревших слов. Разгадайте кроссворд. (презентация № 2) Как называется брус, который располагается в стороне от стола? Быль, то, что было на самом деле. Народное название былины. Повод, за который привязывают коня. Кстати, он и сейчас так называется. Приемный зал в княжеских хоромах. Большой ломоть хлеба. Прекрасно! | Отвечают на вопросы викторины. Разгадывают интерактивный кроссворд. | Личностные: построение логических рассуждений Регулятивные: умение применять полученные знания на практике Познавательные: актуализация опорных знаний учащихся, проверка, воспроизведение и коррекция знаний учащихся. Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой. |
VI. Итог | Сегодня мы вспомнили, какие бывают жанры фольклора, познакомились еще с одной былиной, научились ее правильно читать, познакомились с устаревшими словами. | Записывают домашнее задание | Личностные: мотивация учебно-познавательной деятельности, ответственности, дисциплинированности |
VII. Рефлексия | С каким жанром фольклора вы сегодня работали? Зачем нужны былины? Кто автор былин? Что нужно знать, чтобы правильно читать былину? я узнал… я научился… мне было трудно… мне было интересно… | -рассуждают, — отвечают на вопросы, -дают самооценку результатам своей работы. | Личностные: углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности Коммуникативные: формулирование, высказывание и обоснование своих мыслей. |
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» | План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа):
Конспект по речевому развитию «Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» в подготовительной группе.
Направление образования и развития (образовательная область): речевое развитие.
Цель. Познакомить детей с русской народной былиной «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»
Задачи;
Образовательные;
-учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей, использовать в речи синонимы. — приобщать детей к былинному эпосу, к былинному складу речи
Развивающие;
— развивать умение самостоятельно отвечать на вопросы полным предложение, использовать в речи прилагательные и уметь их согласовывать с существительными в нужном числе, падеже.
— пополнять словарный запас детей; развивать память, мышление;
Воспитательные;
— воспитывать уважение к историческому героическому наследию родной страны, гордость за свою Родину. — воспитывать смелость, отвагу, честность
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие». Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная, музыкальная. Формы организации: фронтальная. Формы реализации детских видов деятельности, ответы на вопросы по картине, слушание былины, физкультминутка.
Ход НОД;
I Вводная часть;
Воспитатель собирает детей около себя.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем “Здравствуйте!” друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем “Привет!” и “Добрый день!”;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
— Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в волшебное путешествие в прошлое древнерусского государства. А сейчас закроем глаза и представим, что мы с вами попали в прошлое нашей страны. Одеваем свои шапки невидимки. раз,два, три. Вот и произошло волшебство.
II Основная часть;
Давным- давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живем, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Издавна на этой земле жили славяне. Их соседи — часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне свое государство, названное Русью.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?
Дети: Богатыри — это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.
Воспитатель: Богатыри — это защитники нашей Родины в древности. Дети, а как вы считаете, какие были богатыри?
Дети: Сильные, смелые, отважные, храбрые и т. д.
Воспитатель: Правильно, богатыри — это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов- стояли на заставе крепости.
Воспитатель: Дети, а с кем боролись герои -богатыри?
Дети: с Соловьем — разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.
Воспитатель: Чем вооружены богатыри? (воспитатель показывает детям отдельные иллюстрации с изображение оружия : щит, меч, булава, палица).
Давайте, вспомним, как зовут русских богатырей? (Илья — Муромец, Добрыня — Никитич, Алеша- Попович)
Рассматривание картины В. М. Васнецова » Богатыри»
В центре Илья — Муромец! Он прост и могуч. в нем чувствуется спокойная и уверенная сила.
Богатырь справа — самый младший и смелый — Алеша Попович. Он полон отваги. у него в руках лук с копьем, а седлу прикреплены гусли.
Третий богатырь — Добрыня Никитич — он может выполнить самые сложные поручения. Богатырей мы видим всех вместе. Это показывает народную силу и говорит о надежности этих защитников русской земли. а просмотре на каких конях они сидят? что вы скажите о них? А почему, если бы они были маленькими, выдержали бы они своих богатырей?
Физминутка.
Дружно встали — раз,два, три.
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже.
Поглядеть из- под ладошек,
И направо, и еще
Буквой Л расставим ноги.
Точно в танце — руки в боки
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
Ребята, что такое Былина? Былины — это древние сказания, которые дошли до наших дней. Поэтому они звучат так необычно для нашего уха, поэтому в них так много слов, которые мы уже не употребляем. слова эти называются устаревшими.
Чтение отрывка из Былины » Алеша Попович и Тугарин Змеевич».
Вопросы к тексту:
1. С кем отправился в Киев Алеша Попович? (Яким Иванович)
2. На чем отправился в путь Алеша Попович? (Поехал на коне)
3. Кто встречал Алешу Поповича в княжеском дворе? (Князь Владимир с княгиней)
4. Кто сел за стол рядом с князем и княгиней? (Алеша Попович и Тугарин Змеевич)
5. Какое блюдо Тугарин проглотил первым? (Жареную лебедь)
6. С помощью чего Алеша Попович победил Тугарина Змеевича?(Меча)
Игра » ДА — НЕТ»
Наша Родина сильна.
И у всех она одна.
На Руси богатыри есть.
Им всегда хвала и честь.
Илья Муромец герой.



; М., «Вентана – Граф», 2013;

Прочитайте про себя значения устаревших слов.


