Александр невский композитор: 15. Кантата «Александр Невский» Сергея Прокофьева | «Образование Ямала»

15. Кантата «Александр Невский» Сергея Прокофьева | «Образование Ямала»

Степанова Наталья Анатольевна

МБУ ДО ДШИ им. С. В. Рахманинова г. Новый Уренгой

 

Историческое прошлое русского народа наполнено национальными героями. Имена их с особым уважением и почтением остаются в памяти потомков. Одним из ярчайших примеров самоотверженности в защиту родины является новгородский князь — Александр Ярославович (XIII век), который совершил много военных подвигов. В 1240 году одержав победу над шведами на Неве – реке народ прозвал князя Невский. Величайший полководец, которого можно охарактеризовать с разных сторон. Во время его правления Русь защитила свою независимость от католического Запада, где князь действовал очень жестко.  В   отношениях с Востоком он проявил себя настоящим дипломатом, благодаря чему удалось сохранить Русскую землю в условиях татаро — монгольского нашествия. Все события, связанные с именем князя отражены в произведениях разных искусств. Мы более подробно рассмотрим сочинение композитора — Сергея Прокофьева кантату «Александр Невский».

Прокофьев Сергей Сергеевич (1891-1953 гг.) – советский  композитор, пианист и дирижёр. Родился в семье агронома, управляющего имением. Родители создали особую атмосферу тепла одарённому мальчику для духовного созревания. Детство проведённое в деревенской усадьбе среди великолепия пейзажей природы , крестьянских традиций заложили основу гармонического мировосприятия композитора. Все образы нашли  отражение в будущих  произведениях. Также важной составляющей творчества Прокофьева является обращение к исторической теме. Ему свойственно удивительно верное ощущение исторической эпохи. Кантата написана в 1939 году на тексты Владимира Луговского получилась поистине монументальным произведением. Возникла она из музыки к одноименному фильму кинорежиссера Сергея Михайловича Эйзенштейна (1938г.), где Сергей Прокофьев выступил композитором. 

В год создания кантаты часть Европы уже была заражена вирусом фашизма. Суровый эпос XIII века и тема любви к Родине представленные в музыке и кино незадолго до Великой Отечественной войны, помогли приподнять патриотическое настроение советского народа.

Определение кантата произошло от итальянского cantata, от латинского саntare — петь — вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра. Как правило, состоит из нескольких законченных номеров. В основу произведения входят достаточно объемные поэтические или прозаические литературные тексты [2].

Композиционно кантата выстроена как стройно развертывающийся 7-частный цикл музыкальных картин — монументальных симфонических фресок, выдержанных в масштабах гораздо более значительных, чем это обычно бывает в театрально-изобразительной музыке. Такие фрагменты, как например 5-я и 7-я части, представляют собой развитые многочастные ораториальные формы. Богатейшее разнообразие жанровых форм, использованных композитором (инструментальные ландшафты, батальные сцены, обобщенная характеристика русских бойцов — героев, эпический образ девушки-патриотки), свидетельствует о необычайно смелом расслоении музыкальной ткани на контрастирующие жанровые элементы, и — как следствие этого — о расслоении самой композиции произведения на органические элементы, находящиеся, с точки зрения ревнителей чистоты стиля, в противоречивом отношении друг к другу и создающие опасность чисто механического сопоставления [1; 12]. Но обладая безупречным художественным вкусом, композитор использует противоречие жанров для цельной структуры музыкальных образов.

В кантате семь частей:

I. Русь под игом монгольским;

II. Песня об Александре Невском;

III. Крестоносцы во Пскове;

IV. Вставайте, люди русские;

V. Ледовое побоище;

VI. Мёртвое поле;

VII. Въезд Александра во Псков.

«Русь под игом монгольским» — симфонический пролог, который вводит слушателя  мрачной звуковой палитрой  в атмосферу разоренной древней Руси. Монотонная «монгольская» тема тубы на основе двух нот открывает кантату. Повторяющие интонации, большое расстояние между низкими и верхними голосами, подчёркнутая ровность ритма, тремоло средних голосов, «всхлипывающие» форшлаги — создают образ  восприятия  жестокого  времени  истории. (см. прил. 1 прим.1)

«Песня об Александре Невском» — для мужского хора, дополненная альтами и оркестром. Основная мысль второй части — это тема великой и непобедимой Руси. Хор «А и было дело на Неве — реке» с эпично – торжественным распевом – отражает подвиг Александра Невского в борьбе со шведами. (см. прил.1 прим 2) Оригинальная трактовка Прокофьева воспроизводит звучность народных инструментов посредством симфонического оркестра. Мелодия отличается переменностью размера (2/4 и 3/4), соответствующей ритму стиха. Гармонический склад всей части строго диатоничен и основан на плагальном соотношении I и IV ступеней (крайние разделы) или I и VI ступеней (начало середины) и применением септаккорда II ступени вместо доминанты.

«Крестоносцы во Пскове» — картина народного бедствия и тирании, передающая слушателю чувство ненависти к противнику и показывающая весь   ужас обличия врага. В третьей части представлены противоборствующие образы, воинствующе – угрожающие крестоносцы с резкими созвучиями в противопоставление скорбно — трепетным напевам струнных инструментов, олицетворяющие народное горе.  Выбранные композитором изобразительные средства поражают дерзостным сочетанием архаических элементов (культовая музыка и лагерные сигналы, выдержанные в пределах примитивной пентатоники), — с развитыми хроматическими образованиями и сложной гармонической техникой. (см. прил. 1 прим. 3)  И в этом нет ничего парадоксального, ничего эклектического, случайного. Именно органичность созданного Прокофьевым музыкального образа предполагает (и объясняет) необычайную гибкость его музыкальной палитры, масштаб и характер выбранных им изобразительных средств.

«Вставайте, люди русские» — фактура четвёртой части имеет наступательно – боевой характер музыки с переплетением среднего эпизода обаятельно – задушевной мелодией женского хора. Мощь и народная сила, призыв идти на смертный бой за русскую землю достоверно передаётся музыкально – выразительными средствами композитора (внезапные паузы, постоянно растущая динамика, чередование сильных и слабых долей).  Важно отметить, хор «Вставайте, люди русские» часто звучал по радио во время Великой Отечественной войны. (см. прил.1 прим. 4)

«Ледовое побоище» — пятая часть – кульминационный номер всего произведения, в нем слышны все предыдущие драматические темы с добавлением новых тематических линий масштабного эпоса. (см. прил. 1 прим. 5) Музыкальная картина Ледового побоища — выдающийся шедевр симфонического батального жанра. Как это свойственно произведениям, написанным в плане батальной звукописи, изобразительная сторона в «Ледовом побоище» целиком подчинена характеристике самого процесса битвы. Музыка выражает динамику сражения в столь ощутимой форме, что слушатель легко представляет себе особенности ее основных фаз, ее развитие, наступающий перелом и исход. Таковы сила и выразительность ее мелодического языка, моторной стремительности ее ритмов [1; 9].

«Мертвое поле» — с особой трогательностью и лиризмом звучит тема женского голоса меццо – сопрано и оркестра в шестой части. Оплакивание погибших на поле брани – благородный образ русской женщины. Мажорные аккорды на II ступени (от с-moll) и минорные на III с выразительной интонацией и широким дыханием фразы,  несомненно, точно изображают символику скорби Родины,  переданную Прокофьевым. (см. прил.1 прим. 6)

«Въезд Александра во Псков» — величавая, заключительная часть кантаты – въезд князя во Псков. Приветствие национального героя и несокрушимое чувство любви к Родине. Торжественность отчетливо передаёт оркестр, путём имитации колокольного звона (колокольные звучности тромбонов, арфы, усиленные блеском тарелок) и яркой инструментальной интермедией. Лиричными интонациями присоединятся хор, который плавно переходит в коду.  Грандиозный размах достигает Прокофьев в коде, оставляя глубокое   впечатление у слушателя. (см. прил. 1 прим. 7)

Кантата «Александр Невский» обладает близким родством  с традициями русской классики – применение национальных тем и общая направленность всего  сюжета рисующего  пейзажи. Прокофьев большую работу проделал над партитурой, наполнив яркой оркестровой палитрой и изобретательностью своё произведение. Автор смело применяет новые приемы, дополнительные тембры.  Удивительным  разнообразием тембровых градаций проработана хоровая партия. Кантате присуще чувство современности, ведь все образы XIII века  воспроизведены через призму событий тридцатых годов. Композитор предрёк победу советского народа над фашизмом. Показал отвагу и мощь русского народа в крайне жесткой борьбе с противником на родной земле. Жестокость побеждена человечностью.

Список литературы

1. Дмитрий Кабалевский. «Ровесники». Беседы о музыке для юношества. Выпуск 1. Москва.: Музыка, 1980 – 45с.

2.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B0

Сайт учителя музыки Пономаревой Е.Н.

Здравствуйте, ребята!

Начнём урок с просмотра видеоролика!

Далее откройте тетрадь.

Напишите тему урока и текст, выделенный красным цветом.

Тебе уже знакомо имя великого полководца и святого земли Русской — Александра Невского.

Ему посвятил свою кантату композитор Сергей Сергеевич Прокофьев (на слова В. Луговского).

Кантата — это многочастное музыкальное произведение, в котором все части связаны одной темой. Кантаты обычно исполняют в концертном зале хор, оркестр и певцы-солисты.

Кантата «Александр Невский» состоит их 7 частей:

  1. «Русь под игом монгольским»

  2. «Песня об Александре Невском»

  3. «Крестоносцы во Пскове»

  4. «Вставайте, люди русские»

  5. «Ледовое побоище»

  6. «Мёртвое поле»

  7. «Въезд Александра во Псков»

Послушай хор «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский» (часть №4)

Открывает номер звучание набатного колокола. С давних пор на Руси существовал обычай – возвещать о важных событиях ударами набатного колокола.

Набат – удары в колокол как сигнал к сбору людей в случае пожара, тревоги.

1. Вставайте, люди русские,

На славный бой,

На смертный бой.

Вставайте, люди вольные,

За нашу землю честную!

Живым бойцам почёт и честь,

А мёртвым — слава вечная.

За отчий дом, за русский край

Вставайте, люди русские!

Вставайте, люди русские,

На славный бой,

На смертный бой.

Вставайте, люди вольные,

За нашу землю честную!

2. На Руси родной,

На Руси большой

Не бывать врагу!

Не бывать врагу!

Поднимайся, встань,

Мать родная, Русь!

На Руси родной,

На Руси большой

Не бывать врагу!

Не бывать врагу!

Поднимайся, встань,

Мать родная, Русь!

3. Вставайте, люди русские,

На славный бой,

На смертный бой.

Вставайте, люди вольные,

За нашу землю честную!

Врагам на Русь не хаживать,

Полков на Русь не важивать!

Путей на Русь не видывать,

Полей Руси не таптывать

Вставайте, люди русские,

На славный бой,

На смертный бой.

Вставайте, люди вольные,

За нашу землю честную!

Вопросы после слушания музыки (устно)

  1. Какой музыкальный инструмент звучит в начале?

  2. Как называется такой звон?

  3. Выбери слова, которые подходят по характеру к этой музыке: мужественная, напевная, сильная, торжественная, тревожная, весёлая, ласковая, грозная.

Если вы были внимательны, то заметили, что мелодия в начале (в первой части) и в конце (в третьей части) была одинакова, а в середине (во второй части) — отличалась от них. Музыка во второй части распевная и плавная, её исполняют сначала женские, потом мужские голоса, что сближает ее с русской народной песней.

Домашнее задание.

  1. Подумайте, что общего между музыкальными жанрами «кант» и «кантата» и что их отличает.

  2. Выучите определение «Кантата» наизусть.

Музыкальные размышления: Прокофьев — Александр Невский Кантата

Всего за несколько дней до начала Второй мировой войны в 1939 году нацистская Германия и СССР подписали пакт о ненападении, согласно которому две страны не будут предпринимать военных действий друг против друга в течение 10 лет. . Дата была 23 августа, Германия вторглась в Польшу 1 сентября, тем самым начав Вторую мировую войну.

Соглашение с самого начала было шатким. Германия хотела попытаться удержать Россию от войны, и из-за Великой чистки, начавшейся в 1934 (где было казнено более миллиона российских лидеров, граждан и военнослужащих) Россия была слаба в военном отношении, поэтому Сталин подписал пакт, чтобы попытаться выиграть время для перевооружения. Любой, кто не прятал голову в песок, знал, что Германия рано или поздно вторгнется в Россию.

В 1938 году, когда оба народа позировали и бушевали, русский композитор Сергей Прокофьев вместе с режиссером Сергеем Эйзенштейном создавали фильм «

Александр Невский ». Невский был настоящим новгородским князем 13 века, возглавлявшим армию, разгромившую вторгшихся тевтонских (немецких) рыцарей в битве на Чудском озере в 1242 году. Фильм был больше, чем исторический эпос. Он стал инструментом патриотической пропаганды после того, как советские воротилы увидели готовый продукт. Власти были в восторге от фильма и того, что его привезли на пять месяцев раньше срока.

Режиссер и композитор отлично поработали вместе. Оба подпитывали друг друга идеями, и фильм стал больше, чем советским пропагандистским фильмом. После войны фильм стал классикой. Чтобы музыку можно было услышать не в кинотеатре, Прокофьев через несколько месяцев после премьеры фильма аранжировал большую часть музыки в кантату для смешанного хора, солиста меццо-сопрано и оркестра. Кантата состоит из семи частей, оригинальный текст на русском языке, за исключением третьей части на латыни:

Памятник Александру Невскому в Санкт-Петербурге

I.  Россия под монгольским игом — Введение относится к периоду 13 в. под господством монгольских татар, которые властвовали над русскими и заставляли их платить дань. Александр Невский был отдан монгольским правителям в заложники. Он вырос среди их лидеров и понимал работу их культуры. Он женился на дочери монгольского вождя и был назначен предводителем Владимирского княжества.

II. Песня об Александре Невском — Невский был призван новгородцами к князю после высадки шведских захватчиков на окраине этих мест. Невский командовал небольшой армией, которая застала врасплох шведских захватчиков и предотвратила полномасштабное вторжение. Невский приобрел власть и политическое влияние, а в сочетании с его связью с монгольскими захватчиками конфликт с местными боярами заставил его покинуть Новгород. В этой песне хор воспевает Невского и призывает его вернуться и победить тевтонских захватчиков:

Это случилось у реки Невы, у больших вод .
Там вырубаем вражеских воинов шведской армии.
О, как мы дрались, как мы их рубили!
Как мы режем их корабли на куски!
Взмахнули топором и показалась улица , мы воткнули копья и открылся проход .
Мы вырубаем шведских захватчиков, как траву на пересохшей земле.
Мы никогда не отдадим нашу русскую землю. Те, кто нападут на Россию, встретят свою смерть.
Вставай, Россия, на врага,


Вставай на оружие, славный Новгород!

III. Крестоносцы в Пскове —  Крестовые походы христиан против ислама с целью вернуть Святую Землю на Ближнем Востоке хорошо известны, но многие не осознают, что в Восточной Европе также проводились христианские крестовые походы против язычников. Эти крестовые походы были похожи на походы по возвращению Святой Земли в том смысле, что не все действия крестоносцев были чисто религиозными. Политическая выгода, личная выгода и захват земли играли большую роль. Тевтонские рыцари были сформированы в 12 веке для помощи христианам, сражающимся на Ближнем Востоке, и для создания больниц. После того, как христиане потерпели поражение на Святой земле, орден перебрался в Восточную Европу, чтобы помочь защитить католические страны и обратить языческие. Немецкие крестоносцы изображены в медленной, утомительной, тяжелой музыке, перемежающейся перкуссионным диссонансом. Слова поются на латыни, но в переводе не имеют никакого смысла: 
Как иностранец, я ожидаю, ноги обуть в цимбалы.

Возможно, Прокофьев выбрал слова (взятые из латинской Вульгаты Библии) случайно или по их иностранному звучанию:

Peregrinus expectavi, pedes meos in cimbalis

IV. Вставайте, русские люди — Призыв к оружию против захватчиков в исполнении хора:

Вставайте, русские люди,
В бой справедливый, бой насмерть;
встаньте, люди свободные и храбрые
на защиту нашей справедливой родины!
Живым воинам низкий поклон,
бессмертная слава павшим воинам!
За родину, за Русскую Землю,
встань, народ русский!
В нашей великой России, в родной
России ни один враг не будет жить: Вооружись,
восстань, родная матушка Россия!

По Русской земле не пройдёт враг,
никакие иностранные войска не должны совершать набеги на Россию;
незримы пути в Россию,
ни один враг не разорит русских полей.

Кадр из фильма Александр Невский

В. Ледяная Нева Две армии встречаются26 Встреча двух армий на льду — 900 Эта битва также упоминается в истории как Битва на льду . Прокофьев создает напряжение и строит драму с оркестром, который медленно набирает темп и скорость. Когда армии сталкиваются, тевтонские рыцари повторяют свой гимн с добавлением слов:

Иностранец, жду ноги быть обутым в цимбалы.
Да победит оружие крестоносцев! Да погибнет враг!

После долгих творческих оркестровок и развития тем гимн крестоносцев, наконец, уступает место темам, восхваляющим Невского. Традиционная история битвы гласит, что вес коней и доспехов тевтонского рыцаря сломал лед, и многие крестоносцы утонули в холодной воде, а те, кто не провалился под лед, были убиты Невским и его войском.

VI. Поле мертвых —  Последний бой звучит меццо-сопрано женщины, идущей среди мертвых:

Я пойду по заснеженному полю,
Я полечу над полем смерти .
Я буду искать доблестных воинов,
Моих суженных, моих доблестных юношей,
Здесь лежит срубленный дикой саблей;
лежит пронзенный стрелой.
Из их ран кровь падала
дождем на нашей родной земле, на русских полях.
Павший за Россию благородной смертью
будет благословлен моим поцелуем в его глаза и к


храбрецу который остался жив,
я будет верной женой и любящим другом.
Я не выйду замуж за красивого мужчину;
земное обаяние и красота быстро увядают и умирают.
Я выйду замуж за храброго мужчину.
Обратите внимание на это, храбрые воины!

VII. Въезд Александра во Псков — Героя Невского встречает крестным ходом ликующий народ:

В великий поход Россия шла на войну.
Россия подавила вражеские войска.
В нашей родной земле не будет жить враг.
Враги, которые придут, будут преданы смерти!
Празднуй и пой, родная Матушка Россия.
В нашей родной земле никогда не будут жить враги,
Никогда не увидят враги русских городов и полей.


Те, кто идет на Россию, будут преданы смерти.
Враги никогда не увидят русских городов и полей.
В нашей России великой, в нашей родной России не будет жить врагу.
Празднуй и пой, родная Матушка Россия.
На праздник с торжеством пришли все русские.
Празднуй, радуйся, празднуй и пой, Родина наша!

Конечно, пакт о ненападении между двумя тоталитарными диктаторами в конечном итоге не стоил той бумаги, на которой он был написан, поскольку 22 июня 1941 года нацистская Германия начала крупнейшее в истории вторжение в Россию. Участие России в войне привело к 20 и 40 миллионов русских смертей от всех причин, и Германию постигла та же участь других сил в истории, которые пытались вторгнуться в страну; рухнуть под огромными размерами России, ее суровой погодой и огромным населением, не говоря уже о безжалостности их лидера Сталина.

Прокофьев Александр Невский; Sinderella Suite № 1

Подробная информация о записи и художниках

Композитор или директор: Sergey Prokofiev

Метка: Philips

Мастеринг:

DDD

Каталожный номер: 434 070-2PH

Треки:

Состав Авторский кредит
Александр Невский Сергей Прокофьев, Композитор
Марьяна Липовсек, меццо-сопрано
Оркестр Парижа
Парижский хор
Семен Бычков, дирижер
Сергей Прокофьев, Композитор
Люкс «Золушка» № 1 Сергей Прокофьев, Композитор
Оркестр Парижа
Семен Бычков, дирижер
Сергей Прокофьев, Композитор

Кантата Прокофьева « Александр Невский » — побочный продукт сталинизма, который не собирается выходить из моды. Тем не менее, он не является нерушимым, и для того, чтобы оказать должное воздействие, требуется нечто большее, чем тщательная подготовка. Не такой мягкий и утонченный, как Шарль Дютуа, Семен Бычков все же менее успешен, чем Ростропович, в воссоздании жестокого холода русской зимы на чужой земле, менее терпелив, чем Превин, в построении медленно горящей симфонической структуры из материала, который Шостакович чувствовал разрушенным. художественные нормы с таким количеством физически громкой иллюстративной музыки. Проблема Бычкова не столько в его парижском оркестре — ощутимо галльские духовые звучат здесь смутно «аутентично», — сколько в его хоре, который просто не шумит9.0007 достаточно . Возможно, Артур Олдхэм, опытный хормейстер, в 1971 году имел в своем распоряжении большую группу певцов для Previn. Как бы то ни было, эта нынешняя французская группа звучит явно слабо и натянуто. Есть также несколько удивительных оркестровых балансов, хотя на этот раз они кажутся в большей степени выбором Бычкова, чем выбором инженеров. Запись Philips, сделанная в Salle Pleyel, первоклассна, образ четкий и правдивый.
Результаты более изучены, чем атмосферные; интерпретации не хватает естественного эпического течения, достигнутого Ростроповичем, Превином и Ярви. Характерно, что третья часть, «Крестоносцы во Пскове», кажется недостаточно мотивированной, скорее напряженной, чем зловещей во внешних частях, и все же излишне напирающей в средней части, так что резонанс зала запутывает взаимодействие соперничающих мотивных нитей. Великолепный эпизод «Битвы на льду», как это часто бывает, подчеркивает любые недостатки. Равновесие может быть неубедительным, первое вступление припева не производит впечатления, а ощущение непрерывности сохраняется лишь с перерывами. Марьяна Липовсек может показаться отличным актерским составом, но ее эффективность в качестве плакальщицы в «Поле мертвых» сдерживается неожиданно непринужденным темпом Бычкова, общим впечатлением скорее задумчивым, чем трагическим, скорее колыбельным, чем плачем. Напротив, «Въезд Александра в Псков» скорее тяжелый, чем ликующий, с хором, затопленным оркестром (особенно перкуссией) в конце.
На любой окончательный выбор будут влиять муфты. После всего лишь семисекундного перерыва у Бычкова появляется первая из собственных сюит композитора из балета «Золушка ». Он может быть не вполне чувствителен к его фантастическому, сказочному звуковому миру: его оркестр не самый утонченный в мире, его струны с трудом сочетают экспрессивную теплоту с серебристым блеском на крайних частотах и ​​он не всегда дайте музыке дышать. С другой стороны, это своевременное напоминание о том, что помимо вездесущих 9 партитур балета Прокофьева есть и другие.0007 Ромео и Джульетта и Бычков никогда не бывает вялым или скучным. Без сомнения, он выглядел бы более убедительно, если бы звук был менее тяжелым. Соперник Ростроповича Невский идет в тандеме с мрачно затянутой ораторией Иван , так что то, что, возможно, является самым захватывающим цифровым вариантом, также является и самым дорогим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *