Рассказы полководцев: боги и богини любви — Conqueror’s Blade
14.02.2022
Небожители-свахи спешат на помощь!
Валентинов день — праздник любви и романтики, и кому, как не профильным небесным специалистам, лучше всего разбираться в таких делах? В мифологиях многих народов существуют боги и богини любви, призванные помогать (или мешать…) смертным найти свои вторые половинки. Если вы полагаете, что в этот День св. Валентина вам понадобится помощь богов — обратитесь к нашему списку лучших экспертов!
Афродита/Венера (Греция/Италия)Афродита — древнегреческая богиня любви, страсти и (согласно как минимум служителям ее культа) идеал женской красоты. Бурные романы с другими богами (и брак с богом-кузнецом Гефестом) не мешали периодически обращать внимание и на смертных любовников. Всецело доверять ей в сердечных делах, впрочем, не стоит, ведь Афродита частенько шла на поводу собственных страстей и гордыни.
В конце концов, Троянская война началась во многом из-за нее, когда она подкупила царевича Париса подсудить ей в споре с другими богинями. Она обещала Парису руку и сердце прекрасной Елены, если тот назовет ее самой красивой из богинь (а спорили с Афродитой Афина и Гера, все очень серьезно). Сама же Елена уже была замужем за царем Спарты. Так что когда Парис похитил ее, все завертелось — кони, люди…
Римляне называли Афродиту Венерой, и, хотя две богини во многом схожи, есть между ними и различия. Венеру легко узнать на знаменитой картине, где изображено ее рождение из морской пены, символизирующее возрождение цивилизации. Но и она может не отозваться на призыв о помощи в любовных делах, поскольку занята оплакиванием своего смертного любовника, Адониса. Венере приснился пророческий сон, в котором ей открылось, что Адонис погибнет на охоте, и она поспешила предостеречь его. Адонис же к прорицанию оказался глух и отправился на охоту, где его и задрал дикий вепрь. Что греки, что римляне — сплошная трагедия. Такие дела.
Рождение Венеры (ок. 1482–1486), Сандро Боттичелли
Еще одно божество в нашем списке, состоящее в пантеонах двух народов. В древнегреческой мифологии Эрос был спутником и помощником, а по некоторым версиям и вовсе сыном Афродиты. Отвечал он за любовное влечение и тем самым обеспечивал продолжение жизни на земле. Со временем (и уже в римском варианте) божество приобрело знакомые нам сегодня внешность и род занятий: пухлый мальчуган с луком, незримо парящий над миром смертных, чьи стрелы будят в пораженных любовные чувства. Звучит хорошо, но на деле у Купидона довольно дурное чувство юмора, и, развлекаясь, он не раз сводил вместе, мягко говоря, странные пары. «Любовь зла» — это про него. Так что, возможно, на этот День всех влюбленных стоит обойтись без него.
Победа Эроса (1750–1755), Ангелика Кауфман
Фригг (Скандинавия)Если греко-римские божества вам не подходят, возможно, поможет жена Одина? Фригг была германской и скандинавской богиней брака и домашнего очага, в честь нее в германских языках назван день недели «пятница» (англ. Friday, нем. Freitag). Согласно некоторым поверьям, именно в этот день лучше всего жениться. Сказания приписывают Фригг способность к ясновидению. Впрочем, в отличие от смертных прорицательниц, видения частенько подводят ее. В ее обязанности на божественном посту входило сватовство для подходящих пар, гарантирующее счастливые браки, но в сказаниях ни разу не упоминается, чтобы она была занята чем-то таким. Чаще всего она спорила с Одином или разбирала кавардак, устроенный ее детьми. Видимо, и Фригг лучше не отвлекать просьбами.
Бог Мак Ок (он же Энгус и еще несколько имен) пришел в шотландские сказания из ирландской мифологии. Отвечал он за любовь, юность и лето — лучше комбинации не придумаешь! Шотландцы описывали его как прекрасного юношу, играющего на золотой арфе, и указывали, что божество частенько увлекает за собой молодежь в лес. В целом присоединиться к громадному хороводу — не такой уж и плохой способ провести День св. Валентина, если бы не репутация Энгуса. Ведь бог этот был забывчивый, легкомысленный и, скажем прямо, с придурью: с него станется позабыть о ваших романтических стремлениях и увлечься каким-нибудь другим занятием (строить пакости и насмехаться над другими богами, например).
Энгус Мак Ок (1908), Джон Дункан
Если вы всерьез намереваетесь найти любовь на этот Валентинов день, на помощь этих богов не стоит рассчитывать. Как и смертные, боги не лишены изъянов, а значит — лучше уж положиться на собственные силы.
А пока, чтобы задать тон и настроение, вы можете обратиться к нашему тематическому плейлисту.
Венера и Адонис: история божественной любви
21.04.2015
Более трехсот лет назад в апреле родился голландский художник Николас Верколье, известный в России тем, что создал прижизненный портрет Петра Великого в период пребывания русского государя в Голландии. Портрет был атрибутирован специалистами в Государственной Третьяковской галерее. Сам же мастер пределы своей исторической родины никогда не покидал. В Большом собрании изящных искусств ASG хранится работа Верколье «Венера и Адонис».
Николас Верколье «Венера и Адонис» Голландия, XVII век. Дерево, масло. БСИИ ASG Инв.№ 04-2222
Николас Верколье был сыном художника и гравера Яна Верколье, который стал заниматься рисованием в детстве. Будущий живописец играл в дарст и поранил ноги, которые начали гноиться. Десятилетнему ребенку посоветовал сделать копии игральных карт художник и гравер Ян Бронхорст. Мальчик справился с задачей прекрасно, после чего начал самостоятельно изучать основы живописи. Ян Верколье был успешным художником, после женитьбы в 1672 году он переехал в Делфт, где в 1673 году стал членом гильдии Святого Луки. Верколье Старший писал портреты, картины на исторические и бытовые сюжеты. Умер Ян Верколье на пике славы, прожив всего сорок три года и оставив после себя трех дочерей и двоих сыновей – Николаса и Яна II, последние пошли по пути отца.
Николас Верколье работал в жанре портрета, создавал картины на различные сюжетные темы. Работал над гравюрами меццо-тинта. Это так называемая «черная манера» — вид гравюры на металле, основным отличием которой от других видов офорта является не создание углублений с помощью штрихов и точек, а выглаживание светлых мест на зернёной доске. В собрании Эрмитажа есть две работы Верколье – «Целомудренный Иосиф» и «Фамар и Амнон». «Венера и Адонис» из Большого собрания изящных искусств ASG представляет собой произведение на популярную в живописи и скульптуре историю любви Адониса и Венеры (Афродиты).
Все знают, что богиня любви родилась из пены морской около острова Киферы, после чего легкий ветер перенес ее на остров Кипр, где юные Оры окружили богиню, одели ее в прекрасные платья и увенчали венком из благоухающих цветов. Где ни ступала богиня – везде расцветали цветы. Венера олицетворяет собой божественную красоту и неувядающую юность. Ее спутники Оры и Хариты, богини красоты и грации, которые прислуживают ей. Венера будит любовь в сердцах богов и смертных. Благодаря этой власти она царит над всем миром.
Но богине любви не удалось избежать страданий. Ей пришлось оплакивать любимого ею Адониса, сына царя Кипра и Мирры. Адонис правил порядком вещей на земле.
Жил на Кипре справедливый и мудрый царь Кинир. Он родился в Библосе и перенес на Кипр достижения финикийской культуры. Кинир обучил жителей острова Кипр родной музыке, танцам и многим полезным ремеслам.
Кинир (Кинирас) — кипрский царь, сын Аполлона, отец Мирры (Смирны), отец и дед Адониса.
Однажды жена Кинира похвасталась, что ее дочь Мирра прекраснее самой Венеры. Богиня не стерпела такого оскорбления и внушила Мирре страсть к родному отцу. Однажды ночью, когда ее кормилица так напоила Кинира, что тот уже ничего не соображал, Мирра забралась к нему в постель.
Кинир, узнав о том, что его дочь обманом зачала ребенка, которого скоро должна была родить, от него же самого, так разъярился, что выхватил меч, и испуганная Мирра бросилась прочь из дворца.
Когда отец настиг ее у обрыва, Венера спешно превратила ее в мирровое дерево, и родительский меч расколол его ствол пополам. Из трещины выпал крошечный Адонис.
Венера, уже сокрушаясь о содеянном, заключила Адониса в ларец и передала его Персефоне — царице мертвых, попросив припрятать в укромном месте.
Сгоравшая от любопытства Персефона открыла ларец и обнаружила в нем Адониса. Он был так мил, что она взяла его на руки и отнесла в свой дворец, где и воспитала его.
Однажды Венера спустилась в Аид и спросила Персефону, что сталось с тем ларцом, что когда-то был ей дан на хранение. Персефона подозвала к себе юношу неземной красоты. Юный Адонис был так прекрасен, что Венера тут же загорелась страстью и потребовала вернуть его. Но Адонис уже был тайным любовником Персефоны, и та наотрез отказалась.
Тогда Венере пришлось обратиться к Зевсу. Но тот не захотел решать споры не поделивших красавца богинь и передал его на рассмотрение суду под председательством музы Каллиопы.
Та признала за Венерой и Персефоной равные права и решила, что он будет проводить время с каждой по очереди. Но чтобы Адонис имел отдых от посягательств любвеобильных богинь, Каллиопа разделила год на три равных части, одну из которых Адонис должен был проводить с Персефоной, вторую — с Венерой, а третью — по своему усмотрению.
Но Венера, пользуясь своей властью над любовью и поясом, сотканным из вожделения, пользовалась также и свободным временем юного бога, который по собственному желанию оставался с Афродитой.
Венера родила от Адониса сына Голга, основателя Голгов на Кипре и дочь Берою, основательницу фракийской Берои. Все время проводила Венера с возлюбленным. С ним охотилась Венера в горах и лесах Кипра, подобно деве Артемиде. Но иногда приходилось ей покидать возлюбленного, чтобы побывать на Олимпе. И Адонис охотился в одиночку.
Персефона же, узнав о том, что Венера нечестно проводит с Адонисом вдвое больше времени, решила отомстить. Она отправилась к любовнику Венеры Аресу и заявила ему, что Пеннорожденная предпочитает ему, великому Аресу-Эниалию, какого-то смертного, женоподобного, смазливого Адониса. Воспылав ревностью, но, не желая ссоры с Афродитой, Арес превратился в дикого вепря и направился к местам охоты соперника. Когда собаки Адониса напали на след громадного кабана, юноша радовался такой богатой добыче. Он не предчувствовал, что это его последняя охота. Вепрь набросился на него и смертельно ранил.
Когда Венера узнала о смерти Адониса, то, полная невыразимого горя, сама пошла она в горы Кипра искать тело любимого юноши. По крутым горным стремнинам, среди мрачных ущелий, по краям глубоких пропастей шла Венера.
Острые камни и шипы терновника изранили нежные ноги богини. Капли ее крови падали на землю, оставляя след всюду, где проходила богиня.
Наконец, нашла Венера тело Адониса. Горько плакала она над рано погибшим прекрасным юношей. Чтобы навсегда сохранилась память о нем, велела богиня вырасти из крови Адониса нежному анемону.
С тех пор эти два цветка стали растениями Афродиты, и влюбленные часто украшали себя венками из них.
Сжалился Зевс-громовержец над горем богини любви и велел он брату своему Аиду и жене его Персефоне отпускать каждый год Адониса на землю из печального царства теней умерших. С тех пор полгода остается Адонис в царстве Аида, а полгода живет на земле с богиней Венерой. Вся природа ликует, когда возвращается на землю к ярким лучам солнца юный, прекрасный любимец златой Венеры Адонис.
Эта история изложена по поэме Овидия «Метаморфозы», но сюжет пользовался популярностью во все времена. Например, у Лопе де Вега есть пьеса «Венера и Адонис», у И. Гундулича «Адонис» и т.д. Нашел свое воплощение миф и в поэзии, в частности, знаменитая поэма В. Шекспира с одноименным названием.
Адонис — один из самых популярных персонажей античной живописи (помпейские фрески, вазопись) и пластики (рельефы саркофагов, погребальных урн и др. ). Европейское искусство обращается к мифу в средневековой книжной миниатюре (иллюстрации к Овидию). С начала XVI века миф находит воплощение во множестве произведений живописи; наибольшее распространение приобрели сюжеты: «Венера и Адонис» (Питер Пауль Рубенс, 1630), «Гибель Адониса» (Бакер Якоб Андрианс, 1650), «Венера оплакивает Адониса» (Холштейн Корнелиус, 1655). К мифу обращались Джорджоне, Тициан, Тинторетто, Аннибале Карраччи, Веронезе, Рени, Пуссен и другие художники. В XVIII-XIX столетиях миф находит воплощение главным образом в пластике («Венера и Адонис» скульптуры Антонио Кановы и Бертеля Торвальдсена; «Умирающий Адонис» Огюста Родена).
На картине Николаса Верколье из Большого собрания изящных искусств ASG показана сцена, на которой Венера как будто что-то хочет сказать Адонису. Подобные же сцены мы можем увидеть на полотнах других западноевропейских художников. Венера на картине Верколье смотрит на Адониса с любовью, а внимательный зритель заметит и охотничьи атрибуты, такие как рог, изображены и собаки, конечно, присутствуют и традиционные «спутники» Венеры – купидоны.
Это не единственная картина на данный сюжет из Большого собрания изящных искусств ASG. Стоит сказать, что в коллекции хранятся еще три полотна, рассказывающие о любви Венеры и Адониса. Первое – это полотно французского художника Пьера Жака Казе. В центре экспозиции – Адонис, полулежащий на земле. Он облачен в синюю одежду, его взгляд обращен на парящую над ним Богиню Любви, которая одета в белое платье и красный плащ. Одной рукой она посыпает голову Адониса анемонами – цветами, которые выросли по легенде там, где пролилась кровь юноши. В нижней части изображена собака, стоящая на задних лапах. Наверху в облаках парит купидон с урной в руках, из которой льется нектар.
Второе – это полотно Анри Антуана де Фаванна с одноименным названием, в центре изображена Венера, обнимающая Адониса, который отстраняется от нее. Можно предположить, что это сцена, в которой богиня отговаривает юношу идти на охоту, так как предчувствует беду. Оба героя на картине одеты в золотистые одежды.
Анри Антуан де Фаванн «Венера и Адонис» Франция, XVIII век. Холст, масло. БСИИ ASG Инв.№ 04-2768(1)
И, наконец, третье — это полотно Жан-Жака Лагрене Младшего «Венера и Адонис», на котором показана трагическая смерть Адониса и горе Венеры, которая предупреждала возлюбленного об опасности, но он не послушал ее. На картине в центре две фигуры, непременные атрибуты сюжета – купидоны, позади героев – облака, две белых птицы и деревья. Надо сказать, что стилистически полотно близко работе А.П. Лосенко «Смерть Адониса» (1764 год).
Жан-Жак Лагрене Младший «Венера и Адонис» Франция, 1774 год. Холст, масло. БСИИ ASG Инв. № 04-0976(4)
Таким образом, по коллекции Большого собрания изящных искусств ASG можно проследить историю любви Венеры и Адониса: от счастья влюбленных до гибели молодого охотника.
Алина ЕРШОВА
Источники:
en. wikipedia.org
www.liveinternet.ru
Поделиться:
Будьте в курсе последних новостей из мира искусств:Венера: Мать Рима и Богиня Любви и Плодородия
Существует рейтинг, показывающий, насколько ласковы жители определенной страны. КПК Рейтинги, аббревиатура от Public Displays of Affection, измеряют, как часто жители определенной страны держатся за руки, обнимаются и целуют друг друга.
Некоторые страны Южной Америки являются хорошим примером самых страстных, но также и одна очень специфическая страна в Европе является хорошим примером. Есть предположения, кто находится на вершине списка?
Действительно, итальянцы — одни из самых страстных людей в мире. Распространение их любви, страстный и красноречивый язык и буйные жесты рук — обычная часть каждого разговора. Спрашивается, действительно ли им нужны жесты, чтобы передать страсть?
Что ж, страсть, безусловно, имела большое значение в истории страны. Очаровательные, разочаровывающие и всепоглощающие эмоции помогли Риму подняться из маленького городка на вершине холма в одну из самых могущественных империй в истории нашего мира.
Неудивительно, что одно из самых важных божеств древних римлян олицетворяло именно эту страсть: римская богиня Венера.
Содержание
Венера: римская богиня любви и мать Рима
Венера — олицетворение всего, что связано со страстью. Ее часто изображали обнаженной, но страсть не обязательно была связана только с чем-то вроде сексуальной любви. Страстная любовь может применяться и проявляться во многих формах. Подумайте о материнской любви, а также о сексуальной любви. Но если бы вы спросили любого из древних римлян, вы, вероятно, не получили бы единого ответа о том, что олицетворяла Венера.
Действительно, для нее едва ли существует согласованная серия последовательных черт характера, почти до такой степени, что кажется, что она является отдельными персонажами в разных мифах. На самом деле это может быть отчасти правдой, как мы увидим позже.
Венера сама кокетничала. Ее текучая сексуальность была воспринята как мужчинами, так и женщинами. Она также была опекуном любовников и проституток и важной фигурой в римской религии. Венера была адаптирована от богини древней Греции Афродиты, с которой она разделяла мифологические традиции.
Во время Пунических войн второго и третьего веков до нашей эры считалось, что Венера оказывает помощь римлянам и обеспечивает их победы над карфагенянами. Вскоре после этого ее значение как объекта поклонения достигло пика, хотя ее продолжали почитать до появления христианства в четвертом веке. Так что в общей сложности она пользовалась высокой актуальностью около 700 лет.
Венера и земледелие
Хотя в настоящее время она в основном признана богиней любви, она также связана с ростом и возделыванием полей и садов. Однако источники, объясняющие, почему это так, очень ограничены. Возможно, хорошим объяснением может быть то, что выращивание сельскохозяйственных культур несет в себе определенную форму плодородия. Без плодородной почвы, опыления и (человеческой) любви растения не будут расти.
Одна из самых ранних связей между Венерой и сельским хозяйством, как ни странно, возникла примерно за 18 000 лет до того, как Венера стала связана с сельским хозяйством. Как Венера может датироваться так далеко, мы вернемся к этому позже.
Рождение Венеры
Если следовать мифам, описанным в Теогонии Гесиода, и поэзии в Метаморфозах Овидия, рождение Венеры было результатом поражения изначального бога по имени Уран. На самом деле Урана убили его собственные дети, более известные как Титаны.
Так как же он был побежден? Ну его кастрировали. Действительно, создание Венеры было результатом морской пены, возникшей после того, как Сатурн кастрировал своего отца Урана и его кровь упала в море.
Тем не менее, некоторые считают эту теорию рождения Венеры довольно популярной и утверждают, что история, вероятно, развивается иначе. Таким образом, точное происхождение Венеры, рожденной в результате кастрации, несколько оспаривается. Например, такой привилегией пользовались и Фурии. Помимо того, что это отличный способ войти в жизнь, рождение от кастрации также означало бы, что Венера намного старше многих других богов римского пантеона, включая Юпитера, короля пантеона и бога неба.
Любовники Венеры
Будучи богиней любви, нетрудно представить, что у Венеры не было особых проблем с поиском любовников. У многих римских богов на самом деле было несколько любовников и любовников, как и у удачливой Венеры. Ее любовников можно разделить на две категории: божественные любовники и смертные любовники.
Божественные любовники: Вулкан и Марс
У богини плодородия было два главных божественных любовника: ее муж Вулкан и еще один римский бог по имени Марс. Таким образом, высказывание «мужчины с Марса, женщины с Венеры», очевидно, имеет глубокие корни в римской мифологии.
Однако ее отношения с Марсом были больше похожи на роман в рамках брака Венеры с Вулканом. Кроме того, было бы слишком далеко называть брак между Вулканом и Венерой отношениями, в которых было много любви.
То есть в некоторых мифах говорится, что любовной связи между Венерой и Марсом способствовал сам Вулкан, который хитростью заманил их в постель сеткой. Ведь даже мифы о самых древних римских богах говорят нам, что брак не обязательно должен равняться любви.
С Марсом у нее было двое детей. Венера родила Тимора, олицетворение страха, который сопровождал Марса на поле боя. У Тимора был близнец по имени Метус, олицетворение ужаса.
Помимо этих двух сыновей, у Венеры было несколько дочерей от Марса. Прежде всего, Конкордия, которая была богиней гармонии и согласия. Кроме того, она родила Купидонов, которые представляли собой набор крылатых божеств любви, которые представляли различные аспекты любви.
Другие божественные дети Венеры
Помимо детей, которых она родила от Марса, есть пара других божеств, приписываемых Венере и имеющих от нее детей. Во-первых, она рассматривается как мать второстепенного божества Приапа, бога плодородия. Считается, что отцом Приапа был Бахус.
Вакх на самом деле был римским богом, от которого у римской богини Венеры было более одного ребенка. Например, Грации, которые являются олицетворением изящества и красоты, также считались детьми этой пары. Вместе с купидонами грации будут олицетворять романтику, любовь и соблазнение.
Итак, кто был этот Бахус? И почему он смог соблазнить богиню любви? Ну, Бахус на самом деле бог вина и чувства опьянения. Да, для этого есть бог. Кажется, этот факт дает вам ответ на вопрос, почему Бахус смог соблазнить Венеру.
Бахус — сын Юпитера и Семелы. Юпитер фактически усыновил его, так как он убил мать Бахуса одним из своих ударов молнии. Возможно, самое меньшее, что он мог сделать после такого события, — это действительно усыновить его и убедиться, что он будет жить хорошо. И жил хорошо, среди изобилия вина.
Смертные любовники Венеры
Как указывалось ранее, у Венеры также была пара смертных любовников. Самые известные любовники Венеры, то есть смертные, носят имена Анхиза и Адониса. Первый также известен как троянский принц Дардании.
Венера использовала довольно изящный трюк, чтобы соблазнить его. Она переоделась фригийской принцессой и соблазнила его. Только через девять месяцев Венера раскрыла свою божественную сущность. Она подарила Анхису их сына Энея.
Быть соблазненным богиней Венеры, очевидно, неплохое хвастовство. Но Венера предупредила Анхиса никогда не хвастаться своим романом. Если бы он еще хвастался этим, его бы поразила молния Юпитера. К сожалению, Анхиз хвастался и был искалечен стрелой Юпитера. Ну, по крайней мере, он может похвастаться перед своими товарищами, что встречается с богиней.
Дополняя этот список, Венера также считалась любовницей короля Бутеса, от которого у нее был сын по имени Эрикс. Тем не менее, она еще не закончила после Бутеса, так как у нее тоже был сын от другого смертного мужчины. Сына зовут Астиноус, а отцом считается Фаэтон.
Трудно представить, что у богини любви было время, чтобы управлять всеми другими любовными делами, которые происходили в мире. Но, возможно, это потому, что она богиня, способная делать то, с чем у обычных людей немного больше проблем.
Поклонение Венере, римской богине любви и плодородия
Итак, мы уже пришли к выводу, что Венеру не обязательно называют богиней страсти. Она больше богиня любви: олицетворение легкомысленной, страстной, импульсивной и до известной степени ревнивой любви. Кроме того, мы пришли к выводу, что сами римляне на самом деле не знали, что именно она представляла.
Титулы Венеры
Этот последний вывод также отражен во многих титулах Венеры. Действительно, «одной» Венеры не существует, и ей поклоняются за самые разные вещи. Римские храмы, построенные для Венеры, называли ее по-разному.
Первый известный храм Венеры относится к Venus Obsequens , что переводится как снисходительная Венера. Великолепный храм был возведен в 295 г. до н.э., и легенда гласит, что храм финансировался за счет штрафов, наложенных на римских женщин или людей в целом за сексуальные проступки.
Второй формой, в которой она была удостоена чести, была Венера Вертикордия : Превращательница сердец. Способность изменять сердца только укрепляет ее претензии на звание богини любви. Venus Verticordia был предметом первого храма Венеры, построенного в Лацио 18 августа 293 г. до н.э. Под тем же именем она защищала людей от грехов.
Хотя принято считать, что прототипом Венеры обязательно должна быть Афродита, жители Древнего Рима узнали об этом только в 217 году до нашей эры. Это был год, когда был построен первый храм на Venus Erycina был построен греками, которые чтили римское толкование своей богини Афродиты.
Кроме того, Венера также была связана с другим римским богом по имени Клоацина, которая была богиней максимальной клоаки. Несколько сомнительная честь, поскольку cloaca maxima — главная канализационная система Древнего Рима.
Наконец, Венеру любили и римские государственные лидеры, и римский народ. Юлий Цезарь и Август были одними из ведущих фигур в этом. Из-за своей страсти к Венере она даже стала почитаться как мать Рима, или Венера Генетрикс . Юлий Цезарь был первым, кто действительно воздвиг храм для новой матери Рима.
Некоторые другие титулы, общие для Венеры: Venus Felix (счастливая Венера), Venus Victrix (победоносная Венера) или Venus Caelestis (небесная Венера).
Почитание Венеры
Храмы Венеры использовались по-разному, и самое известное из них принадлежит самому Юлию Цезарю. Он не только считал Венеру матерью Рима, но и считал ее потомком. Смертный человек, вдохновивший название вашего любимого салата, утверждал, что он сын троянского героя Энея, одного из детей Венеры.
Поскольку Цезарь так любил Венеру, он широко использовал ее изображение, например, в гражданской архитектуре и в качестве лица на древнеримских монетах. Фигура Венеры вообще стала символом римской власти во всей империи.
Праздники Венеры
Апрель был месяцем Венеры. Это начало весны и, следовательно, начало нового плодородного года. В этом месяце также проводились самые известные фестивали в честь Венеры.
1 апреля прошел праздник в честь Venus Verticordia называется Veneralia . 23-го числа Vinalia Urbana состоялся винный фестиваль, принадлежащий как Венере, так и Юпитеру. Vinalia Rusticia состоялась 10 августа. Это был самый старый фестиваль Венеры, связанный с ее формой как Venus Obsequens. 26 сентября было датой праздника Венеры Прародительницы , матери и защитницы Рима.
Римская богиня Венера, греческая богиня Афродита или месопотомская богиня Иштар
Римская богиня Венера почти всегда упоминается в одном ряду с греческой богиней Афродитой. Люди обычно более знакомы с историей Афродиты, что, вероятно, объясняет, почему почти любой источник прямо упоминает Афродиту, говоря о Венере.
Но есть еще одно божество, о котором следует упомянуть. Месопотамское божество, носившее имя Иштар
Кем была Афродита?
Итак, Венера и Афродита на самом деле очень тесно переплетены. Многие имена, связанные с греческой Афродитой, действительно встречаются в историях о римской Венере. В другие времена имена, относящиеся к Афродите, переводились в другое имя, но все же широко считались римской версией фигур из греческой мифологии.
Греческая Афродита — богиня любви, красоты и сексуальности, сопровождаемая Грациями и Эросом. Обе эти сущности часто изображаются рядом с ней. Афродита часто рассматривается как состоящая из двух половинок, составляющих единое целое: Афродита Пандемос , чувственная и земная сторона, и Афродита Урания , божественная, небесная Афродита.
Иштар: месопотамское божество, вдохновившее Афродиту и Венеру
Хотя считается, что богиня Венера основана на богине Афродите, на самом деле у нее есть еще один слой. Он приходит в форме Иштар, месопотамской богини. И не просто богиня.
Иштар была, как Венера и Афродита, одним из самых важных божеств Месопотамии. Иштар была богиней сексуальности и войны, ею все восхищались и в равной степени боялись. Это потому, что считалось, что она олицетворяет как горячие страсти любви и секса, так и страсти битвы.
У Иштар было относительно много поклонников, что должно быть очевидно для одной из самых прославленных богинь. Различные культы, посвященные поклонению Иштар, появились еще в 4-м тысячелетии до нашей эры и быстро начали распространяться по Ближнему Востоку, достигнув Греции к 3000 году до нашей эры.
Однако, когда божество Иштар распространилось по Греции, ее значение немного изменилось. То есть практически все военные связи были удалены или изменены. В основном это связано с тем, что древние греки очень любили гендерные роли или, по крайней мере, относились к ним по-другому по сравнению с территориями, которые мы сегодня знаем как Ирак, Иран, Турция и Сирия.
Греки считали войну и битву исключительно мужской ролью. Поэтому греки создали Афродиту: богиню, которая как раз имела отношение к любви и красоте. Однако время от времени она встречалась с божеством, связанным с войной. Тем не менее, идея заключалась в том, чтобы она максимально избегала прямой войны.
Римляне заимствовали элементы мифологии греков и включили их в свою собственную. Однако у Венеры было несколько новых черт, которых не было у Афродиты
Афродита, Венера и их сходство.
Если мы посмотрим на сходство между Афродитой и Венерой, то оно в основном обнаруживается в самой концепции. То есть в основном считается, что римляне переняли концепцию Афродиты и сами назвали ее.
Римляне очень интуитивно давали своим богам и богиням имена звезд или планет. Итак, чтобы подтвердить ваши подозрения, римская Венера действительно названа в честь планеты Венера.
Несмотря на то, что у них разные имена, считается, что они обладают многими схожими характеристиками. В основном это связано с тем, что мы относительно уверены, что римляне переняли божество из греческой мысли, слегка приспособив его к древнеримским принципам.
Тем не менее, греческая Афродита определенно пришла раньше, по крайней мере, согласно исторической литературе, доступной нам сегодня.
Афродита, Венера и их различия
Самые большие различия между греческой богиней Афродитой и римской богиней Венерой можно найти в основном в различиях между греками и римлянами.
Во-первых, то, что они представляют, определенно отличается. Кто-то может сказать, что Венера на самом деле представляет собой более величественный образ, чем Афродита. Если мы чисто посмотрим на то, что они якобы представляют, это становится очевидным.
Как указано, Афродита считается греческой богиней любви, красоты и сексуальности. Венера, с другой стороны, считается римской богиней страсти, плодородия, растительности и покровительницей проституток.
Действительно кажется, что работа Венеры была немного более рассеянной, а также связана с миром природы, что не так очевидно в ее греческом аналоге. Венера считалась защитницей дома и садов, что делало ее чем-то вроде домашней богини.
Самым примечательным дополнением Венеры, сделанным римлянами, было восстановление многих ее военных связей, разорванных греками, поскольку римляне также считали Венеру богиней победы в битвах. Опять же, Юлий Цезарь был весьма влиятельным в этом отношении, как и практически во всем, что он делал.
Кроме того, это правда, что Венера имела гораздо более явные отношения как мать других богов и богинь. Мы уже обсуждали многочисленных любовников и детей Венеры и ее роль матери Рима. Как одно из самых ранних римских божеств, она связана с гораздо большим количеством богов, чем описано в этой статье.
Но если мы хотим узнать всю родословную Венеры, мы должны глубоко изучить несколько эпических поэм, в которых фигурирует Венера. Однако это не станет намного яснее, если мы это сделаем.
Многие истории мифологии в целом развиваются со временем и интерпретируются по-разному. Поэтому придерживаться наиболее очевидных взаимосвязей — это, вероятно, лучший способ передать историю Венеры, не вызывая у вас головной боли.
Матерь Рима засыпает
С падением Римской империи или римского государства в конце 5-го века значение Венеры также исчезло. Это не значит, что ее история больше не актуальна, поскольку многие мифы несут в себе ценный урок.
Урок Венеры, возможно, заключается в том, что любовь — это не только то, что нужно дарить другим людям на этой земле. Это, безусловно, возможно, сочетая семейную любовь, любовь к своим партнерам и любовь к своим друзьям.
Но сочетание богини плодородия и земледелия, возможно, также может сказать нам, что эта любовь должна быть применима не только к людям, но и к другим существам в этом мире. Потому что в противном случае они могут быть потеряны, и жизнь для нас также будет намного тяжелее. Или на самом деле невозможно.
Венера: эротизированная богиня любви, плодородия, земледелия… и неверности?
Согласно римской мифологии, Венера была богиней, которая больше всего ассоциировалась с любовью, красотой и плодородием. Менее известно, однако, что Венере также поклонялись как богине возделываемых полей и садов. На самом деле это была ее первоначальная роль, до того как римляне приравняли ее к греческой богине Афродите.
Хотя Венера стала главной богиней в римском пантеоне, кажется, что они не поклонялись ей в начале своей истории. Однако ей поклонялись другие латинские племена. Венера оказала неизгладимое влияние на западную цивилизацию, поскольку различные произведения искусства с изображением этой богини создавались не только в классический период, но и в последующие эпохи европейской истории.
Происхождение Венеры среди латинских соседей Рима
Предполагается, что имя «Венера» связано с санскритским словом vanas , которое переводится как «прелесть», «тоска» или «желание». Более конкретно, имя этой богини происходит от латинского существительного venus , означающего «любовь». Это существительное указывало на специфически эротическую любовь или желание. Имя этой богини также напрямую связано с латинским глаголом venerari , означающим «любить или благоговеть», и, возможно, с существительным 9.0033 venenum , что означает «яд», «очарование», «зелье» или даже «афродизиак».
- Пять женщин-олимпийцев Древней Греции: хорошая, плохая и безобразная
- Молитва о жизни – 10 лучших древних богинь плодородия
Венеру можно рассматривать как часть традиции эротизированных женских божеств, которая была распространена как в древней индоевропейской, так и в ближневосточной культурах. Помимо греческой богини Афродиты, с которой со временем стала отождествляться Венера, другие божества, принадлежащие к этой традиции, включают египетскую Хатор, шумерскую Инанну, месопотамскую Иштар и этрусского Турана. Как и эти другие богини, Венера представлена как чрезвычайно привлекательная женщина, чьи владения включали любовь, сексуальность и плодородие.
Изначально Венера не входила в римский пантеон, на что указывает Маркус Теренций Варрон, древнеримский ученый, живший между 2-м и 1-м веками до нашей эры. Варрон упомянул, что не смог найти упоминания об этой богине в старых записях. Это подтверждается тем фактом, что в древнейшем римском календаре у Венеры не было ни специального праздника, посвященного ей, ни фламена (жреца, служившего определенному божеству). Тем не менее Венере уже поклонялись латинские соседи римлян. Среди латинян Венера считалась богиней возделываемых полей и садов.
Похоже, что Венера уже была очень древней богиней среди латинян, и ей было посвящено как минимум два храма: один в Лавиниуме, а другой в Ардее. Считается, что культ Венеры был перенесен в Рим из последнего города. Поскольку Венере уже поклонялись латинские соседи Рима, возможно, не так уж удивительно, что культ в конце концов добрался до Рима. С другой стороны, неясно, как Венера, изначально связанная с сельским хозяйством, стала главной богиней, отвечающей за любовь и красоту.
Венера и Анхис Уильяма Блейка Ричмонда. ( Общественное достояние )
Принятие Венеры в римский пантеон
Считается, что Венера была принята в римский пантеон в 3 веке до н.э. Кроме того, считалось, что эта богиня оказывала поддержку римлянам в их конфликтах с карфагенянами во время Пунических войн 3-го и 2-го веков нашей эры. Римляне приписывали свою победу над карфагенянами вмешательству Венеры. Поэтому популярность этой богини чрезвычайно возросла после этих войн.
Вера в то, что Венера поддерживала римлян, может быть связана с героем Энеем, которого римляне считали основателем своей расы. Согласно классической мифологии, Эней был сыном смертного отца Анхиса и божественной матери Венеры или Афродиты в оригинальной греческой версии истории. В этой сказке Афродита была наказана Зевсом за то, что заставила богов влюбиться в смертных женщин. В этом наказании Афродита влюбилась в Анхиса, троянского принца. Следовательно, Афродита родила Энея.
Эней участвовал в Троянской войне, защищая Трою от греков. Он был одним из немногих троянцев, переживших войну, и его история была подхвачена римскими авторами, прежде всего Вергилием, в его эпической поэме « Энеида ». В одном из эпизодов «Энеиды » рассказывается о романтической встрече Энея с Дидоной, королевой-основательницей Карфагена. Однако, когда Эней покидает Карфаген, Дидона совершает самоубийство, проклиная Рим и Карфаген на вечную вражду. Таким образом, считается, что Венера помогала своим потомкам, римлянам, в их борьбе с извечным врагом во время Пунических войн.
Статус Венеры как римской богини был еще выше в ранние дни Римской империи. Юлии-Клавдии, давшие Риму первых пять императоров, утверждали, что являются прямыми потомками Венеры. Род Юлий утверждал, что является потомком Юла (известного также как Асканий), сына Энея, и, следовательно, был связан с Венерой. Это заявление о божественном происхождении использовалось в качестве политического инструмента амбициозным Юлием Цезарем, а также его приемным сыном и наследником Августом.
Рождение Венеры Александра Кабанеля. ( Общественное достояние )
Рождение Венеры в греческой мифологии
Хотя эти мифы были преимущественно римскими, существовали также мифы, окружающие Венеру, которые больше напоминают мифы о ее греческом аналоге. Например, история рождения Венеры была заимствована римлянами у греков. Между прочим, известны две версии истории рождения Венеры в греческой мифологии: одна от Гомера, а другая от Гесиода. В первом Венера, или, вернее, Афродита, была дочерью Зевса и Дионы, титанисой.
История, рассказанная Гесиодом в его Theogony , однако, является более известной из двух и принята римлянами. Согласно этому мифу, Венера родилась при чрезвычайных обстоятельствах и не имела ни отца, ни матери. В мифе фигурируют первобытное божество Уран и его сын, титан Сатурн (Хронос у греков). В мифе мать Сатурна, Гея, хотела, чтобы ее сыновья кастрировали отца, чтобы он перестал заниматься с ней сексом. Только Сатурн был готов совершить поступок.
После того, как Сатурн кастрировал Урана, Сатурн выбросил яички своего отца в море. В воде образовалась белая пена, и из нее вышла Венера на раковине морского гребешка. Богиня была взрослой, обнаженной и была самым прекрасным существом из когда-либо созданных. Миф о рождении Венеры изображался художниками на протяжении веков, самым известным из которых, пожалуй, является картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры ». Эта картина, созданная в конце 15 -го -го века, сегодня выставлена в галерее Уффици во Флоренции.
Рождение Венеры Сандро Боттичелли. ( Общественное достояние )
Брак Венеры: величайшее несоответствие в классической мифологии
Как и ее греческий коллега, Венера была замужем за богом кузнецов Вулканом (Гефест в греческой мифологии). Это соглашение было сделано Юпитером (Зевсом для греков), так как все другие боги были поражены ее красотой, и каждый хотел жениться на ней. Чтобы избежать полномасштабного конфликта между богами, Юпитер поспешно выдал богиню замуж за Вулкана.
Вероятно, это было величайшее несоответствие в классической мифологии, поскольку с физической точки зрения Вулкан был полной противоположностью Венере, будучи хромым и уродливым. Это, вероятно, сделало этот брак несчастливым и могло быть фактором, способствовавшим неверности Венеры. Действительно, Венера была печально известна тем, что завела множество любовников, как смертных, так и бессмертных, самым известным из которых был Арес (Марс в греческой мифологии), бог войны.
В одном мифе Венера и Марс регулярно встречались за спиной Вулкана. Однажды об их романе узнал Меркурий (Гермес у греков), который сообщил об этом Вулкану. Хотя бог был в ярости, он не сразу отправился противостоять влюбленным. Вместо этого он пошел в свою мастерскую и создал сеть, которая была настолько тонкой, что ее не могли обнаружить ни смертные, ни бессмертные. Он накинул его на свою кровать, как ловушку для жены и ее любовника, и стал ждать. В конце концов Венера и Марс прибыли на свидание, и Вулкан запустил свою ловушку, поймав влюбленных, как пару рыб. Затем он пригласил остальных богов поиздеваться над обнаженными влюбленными.
Марс и Венера удивлены Вулканом на картине Иоахима Втеваля. (Франц Вандевалле / CC BY-NC 2.0 )
Венера: неверность и ее любовь к Адонису
Тем не менее, кажется, что этот унизительный опыт не помешал Венере продолжать свои измены. В другом мифе у богини роман с Адонисом, смертным, известным своей привлекательной внешностью. Вариант этого мифа можно найти у Овидия в Метаморфозы . Согласно пересказу мифа Овидием, Адонис был сыном Мирры через ее кровосмесительные отношения с ее отцом, царем Кипра по имени Кинирас.
Когда Кинирас узнал, что он сделал, он хотел убить свою дочь. Однако Мирре удалось бежать с Кипра и бродить по Аравии, где боги в конечном итоге превратили ее в мирровое дерево. Мирра родила после своего превращения в дерево. Адонис, который уже в младенчестве был очень привлекательным, вырос красивым юношей и привлек внимание Венеры. Следовательно, богиня проводила большую часть своего времени с Адонисом.
Молодой человек любил охотиться, но богиня предостерегала его от смелых животных, таких как кабаны и львы. Однако Адонис не внял предупреждению Венеры. Однажды Адонис охотился на вепря и сумел ударить его копьем в бок. Раненый зверь дал отпор и вонзил бивень Адонису в пах. Травма оказалась смертельной. Когда Адонис лежал в его крови, Венера, возвращавшаяся на Кипр, услышала его стоны и немедленно вернулась к нему. Богиня была бессильна спасти Адониса, и он умер у нее на руках. Тем не менее, Венера смогла превратить кровь своего возлюбленного в цветок анемона.
Существуют вариации этого мифа, в которых вепрь был послан одним из богов, чтобы убить Адониса. Например, одна из версий гласит, что Прозерпина (Персефона для греков) была ответственна за его смерть. В этой версии Венера нашла Адониса младенцем и отдала его на воспитание Прозерпине. Когда ребенок вырос, он стал чрезвычайно красивым, и Венера хотела его вернуть. Однако Прозерпина этого не допустила.
Проблема была решена Юпитером, который постановил, что Адонис будет проводить треть года с Венерой, другую треть года с Прозерпиной и последнюю треть года с кем он пожелает. Поскольку молодой человек решил проводить две трети года с Венерой, Прозерпина завидовала ему и послала вепря убить его.
Венера, оплакивающая Адониса, сэр Питер Пауль Рубенс. ( Общественное достояние )
Множественные дети Венеры
С таким количеством любовников неудивительно, что у Венеры было много потомков. Эней, например, является одним из них. По одной из версий мифа, у Венеры и Адониса было двое детей, Голгос и Берое. Помимо них, у Венеры также были дети благодаря ее отношениям с богами. Например, от Марса у Венеры было целых восемь детей, включая Фобоса и Деймоса, и четверо Эротов. Другой из эротов, гермафродиты, был потомком Венеры и Меркурия. Между прочим, у Венеры и ее мужа Вулкана не было детей, хотя последний стал отцом нескольких потомков благодаря своим отношениям с другими женщинами.
- Айнэ: сияющая кельтская богиня любви, лета и суверенитета
- Распутывание корней Геры, гневной богини брака
На протяжении истории западного искусства Венера была популярным предметом среди художников. Например, на месте Помпеи были обнаружены фрески с изображением богини. Кроме того, в древние времена производились скульптуры богини, одной из самых известных из которых является Венера Милосская . Интересно, что эта скульптура была создана в эллинистический период греческим скульптором по имени Александрос Антиохийский и обнаружена на греческом острове Милос.
Однако скульптура была названа не греческим именем богини, а ее римским именем. Эта скульптура II века до нашей эры сейчас выставлена в Лувре в Париже, Франция. Можно добавить, что, хотя современные историки искусства называют такие скульптуры «венерами», они, возможно, изначально предназначались для изображения смертных женщин, а не служили культовой статуей богини.
Венера Милосская в Лувре в Париже. (дальбера/ CC BY 2.0 )
Неудивительно, что популярность Венеры в искусстве снизилась после прихода христианства. Однако в эпоху Возрождения популярность Венеры как предмета искусства возродилась и сохранялась в последующие века. Некоторые известные произведения искусства, изображающие Венеру, включают Тициана Венера и Адонис (16 век), Рубена Венера и Купидон (17 век) и скульптуру Кановы Венера Победоносная (19 век).
Влияние Венеры ощущается и сегодня, а не только в области классических исследований и истории искусств. Например, вторая планета от Солнца называется Венера. В западной цивилизации Венеру до сих пор помнят как богиню любви и красоты, связанную с другими эротическими женскими божествами, такими как шумерская Инанна, сиро-палестинская Астарта и скандинавская Фрейя. Наконец, группа доисторических статуэток, в первую очередь верхнего палеолита, но также были обнаружены образцы неолита и бронзового века, называются фигурками Венеры, хотя они старше этой богини на много тысячелетий.
Верхнее изображение: фреска Венеры в храме Венеры в Помпеях, Италия. Источник: Борис Строуйко / Adobe Stock
Ву Минжэнь
Ссылки
Апель, Т., 2021. «Венера» в Mythopedia. Доступно по адресу: Доступно по адресу: https://mythopedia.com/roman-mythology/gods/venus/
Anderson, WS 2020. «Эней» в Britannica. Доступно по адресу: https://www.britannica.com/topic/Aeneas
New World Encyclopedia, 2021. «Венера (мифология)» в New World Encyclopedia.