Акмеизм в русской литературе и поэзии серебряного века, что такое, особенности, принципы, определения
Первые десятилетия прошлого столетия называют серебряным веком русской поэзии неслучайно: именно в это время на литературном небосклоне появилось большое число звездных стихотворцев и прозаиков. Среди множества творческих направлений, таких как футуризм, имажинизм, символизм, наиболее выделяется акмеизм.
Содержание
Акмеизм в поэзии «Серебряного века»
Суть понятия, как и многие литературоведческие термины, данное слово имеет греческие корни. Перевод звучит так: цветущая ветвь, острый конец.
Акмеизм – это модернистское течение, выделившееся в десятые годы двадцатого века из символизма и отличающееся от исходного направления ясностью художественных образов, простотой и понятностью языка.
Второе название: адамизм – по имени первого мужчины на Земле. Оба наименования использовались в качестве синонимов, но основным был первый термин. И в том, и в другом слове заложено преклонение перед расцветом, высшей степенью первозданности.
Художественная концепция акмеизма
Теория акмеизма была написана знаменитым поэтом и ученым Н. Гумилевым. Он подробно изложил ее в статье о положительных и отрицательных признаках наследия символизма, увидевшей свет в 1913 году, то есть тогда, когда практика нового направления уже существовала.
Манифест акмеизма был воспринят членами кружка как руководство к действию, так как документ полностью соответствовал их взглядам. Автор концепции подчеркнул приоритет действительности: важно то, что есть сейчас, без выдумок и ассоциаций.
Представители акмеизма, по мнению теоретика, должны видеть реальность без отнесенности к времени, истории. Талантливый исследователь мечтал, чтобы созданное им литературное течение стало ведущим в художественном пространстве. Под акмеизмом он понимал обращение стихотворцев к миру простых предметов, обычных вещей, понятных и ясных для всех людей, а не только для избранных.
Принципы акмеизма
В сравнении с избыточно развернутыми положениями символизма принципы акмеизма сформулированы четко, кратко, но лаконично:
- обязательность употребления слов в прямом значении;
- отрицательное отношение к идеализации в описаниях предметов;
- воспевание естественности в проявлении чувств и эмоций;
- особое внимание к нюансам;
- минимум тропов и фигур;
- преобладание простых синтаксических конструкций;
- уважительное отношение к мировой культуре;
- гармонизация взаимоотношений человека и природы;
- натуралистичность.
История возникновения и развития акмеизма
Направление акмеизм берет начало в русском символизме. Это своеобразная демонстрация поэтами, ранее поддерживающими условные знаки в творчестве, своего несогласия с крайностями подобной лирики. Молодые поэты, совсем недавно ярые приверженцы учения В. Брюсова, отличавшегося идеализацией, мистицизмом, надуманностью тем и персонажей, захотели быть понятыми читателями.
Они создали собственный кружок, занялись разработкой самобытной теории и стали издавать журнал «Гиперборей», даже название которого говорит о многом: ветер, отодвигающий тучи на пути к солнцу. В периодике мастера слова печатали свои стихи. Поэтический цех не был закрытым сообществом, на заседания могли приходить и другие стихотворцы, имеющие иную точку зрения на теорию, не совпадающую с мнением кружковцев.
Акмеизм в литературе существовал только несколько лет, так как поэты, проповедующие данное направление, были слишком талантливы, чтобы сдерживать свое творчество какими-либо рамками и рутинными обязанностями.
Например, Анна Ахматова писала подобные стихотворения только в период своего раннего творчества. То же самое можно сказать и об Осипе Мандельштаме, поздние произведения которого коренным образом отличались от литературных примеров, созданных им в начале двадцатого века.
Основные представители акмеизма
В литературе серебряного века данное направление представлено замечательными поэтами и теоретиками. В их число входили следующие талантливые стихотворцы:
- Николай Гумилев,
- Анна Ахматова,
- Осип Мандельштам,
- Георгий Иванов,
- Михаил Зенкевич,
- Михаил Лозинский,
- Владимир Нарбут,
- Сергей Городецкий и другие.
Анна Ахматова
На мобильном телефоне слайдер лучше смотреть в горизонтальном положении.
Все литераторы внесли бесценный вклад в развитие теории, языка и оставили после себя богатое творческое наследие. Сами же поэты считали для себя примером классика И. Анненского, также начинавшего свое творчество в среде символистов, но самостоятельно пришедшего к осознанию верного пути в литературе.
Основные черты акмеизма
Читая русскую поэзию, каждый любитель стихотворных текстов без труда может определить, что перед ним произведение, относящееся именно к этому литературному течению, если знает основные черты акмеизма:
- точность образов;
- ясность изложения;
- детальное описание предметов;
- понятность, близость темы и идеи;
- реалистичность описываемых событий;
- строгость композиции;
- сюжетность.
Таким образом, несмотря на непродолжительность существования в период серебряного века акмеизма, его значение для дальнейшего развития русской литературы трудно переоценить.
Стихотворения Н. Гумилева, А. Ахматовой, О. Мандельштама являются образцами истинной поэзии. Последователи их творчества стали относиться к слову бережно, вдумываясь в его главный смысл. Их стремление донести до читателей идею с помощью правильно выбранных рифм и стихотворных размеров, уникального построения произведений сыграло решающую роль для становления литературного творчества двадцатого столетия.
Акмеизм в литературе, смена эфемерных образов реальностью.
Для знатока литературы начала 20 века термин «акмеизм» скажет о многом, в памяти всплывут известные имена: Ахматова, Гумилёв, Мендельштам. Однако для человека не посвящённого, это литературное течение (от греч. акме -расцвет, высшая точка), вышедшее из символизма и официально сформировавшееся в 1912 году позволит открыть для себя новое направление в литературе. Акмеизм отрицал многие понятия символизма: чрезмерного пристрастия к «сверхреальному», сложной метафоричности образов, многогранности художественных объектов, поклонение мистике, размытости образов. Стремящиеся к достижению исключительной точности описываемого образа, их поэзия «земная», с реалистическим взглядом на вещи .Отличие от символизма прежде всего выражалось в стилистике.
Но как появилось это течение? Акмеисты- группа одарённых но абсолютно разных поэтов, их объединяла личная дружба и общность воззрений на проблемы литературы, а так же понимание того, что с началом нового века понятие символизма устарело. И даже название союза «Цех поэтов», несло ощущение нового веяния в литературе. Инициативная группа была создана в 1911 году. Возглавили её Николай Гумилёв и Сергей Городецкий. Участниками стали начинающие поэты: Анна Ахматова, В.Гиппиус, О. Мендельштам. Цех поэтов успел издать 4 альманаха, с 1921 по 1923 год, под символическим названием «Дракон».Официально о создании нового направления было объявлено в феврале 1912 года, в первом выпуске «Аполлона» была опубликована статья Гумилёва «Наследие символизма и акмеизм», где он писал:»Новое направление идёт на смену устаревшему символизму и какое бы название оно не носило, акмеизм ли, или адамизм (беспристрастный вгляд на жизнь, со всеми её разочарованиями и преимуществами), оно требует полного понимания субъектно-объектных отношений и большего баланса сил, чем в символизме.»
Символизм, по сути, был неразрывно связан с акмеизмом, что признавали идеологи нового направления подчеркивая, что в своих идеях отталкиваются от символизма.
В тексте «Наследия символизма и акмеизма» Гумилёв, отметив, что «символизм был достойным родителем», заявлял, что «теперь это направление прошло финальный круг развития и висит над пропастью». Николай Гумилёв пришёл к следующему выводу: «Быть последователем литературного акмеизма труднее, чем быть символистом, как труднее возвести храм, нежели башню. Главный принцип нового направления- Идти наперекор, по пути наибольшего сопротивления. Мы отказываемся жертвовать символу иные методы воздействия и ищем абсолютную сбалансированность.»
Рассуждая о философской составляющей отношения Вселенной и человеческого разума, Гумилёв просил «постоянно помнить о непознанном», в то же время «не оскорбляя своих мыслей о нём какими либо догадками». Символисты пытались понять тайный смысл бытия. Гумилёв же признавал самоценность «мудрой и ясной» реальности. Таким образом, в теории акмеисты остались приверженцами философского идеализма. Как писал Сергей Городецкий: «мир бесповоротно принят акмеизмом, со всего его красотой и неприязнью «. Несмотря на принятие проявлений действительности и попытках описать их в литературных произведениях, самым главным критерием осталось внимание к слову , к красоте стиха.
Современник Гумилёва, В.М. Жирмунский писал: » Напевность лирических строк, более не является основой художественного строения слов. Отныне это уготовано чёткости и реалистичности графических образов; поэзия настроений и домыслов сменилась мастерством точно вымеренных слов…и мне представляется наиболее вероятным сближение этого молодого направления уже не с музыкальной лирикой, а с искусством французского классицизма 18 века. Эмоционально нищим, всегда рассудочно отдающим себе отчёт, но графически с невообразимо богатым разнообразием и утончённостью зрительских эмоций, красок и форм. «
Несмотря на общие тенденции, у каждого талантливого автора была своя манера написания незабвенных строк: так в стихах Гумилёва акмеизм проявляется в стремлении познания новых миров, нестандартных образов и необычных сюжетов. Поэзия А. Ахматовой не тяготеет к экзотическим сюжетам, но своеобразный способ изложения Ахматовой, как поэта акмеиста, поражает умением показать » одухотворенную предметность». Благодаря поразительной точности описания материального мира Ахматова преподносит все его духовные составляющие. Поэзия Ахматовой могла передать «всю невообразимую сложность и психологическое разнообразие русского романа 19 века» (И.Мендельштам)
Кратко и ёмко можно охарактеризовать акмеизм выражением из любимого стихотворения Гумилёва «Искусство»,автор Теофиль Готье: «Жизнь- вот основа всех искусств, за неё можно простить всё что угодно. Меньше тщеславия и празднословия, надуманных суждений, нужна только реальность и ничего более».
Не взирая на множество заявлений, акмеизм так и остался непризнанным как отдельное и независимое направление в литературе. В качестве основной заслуги выделяют тот факт, что он смог объединить одаренных поэтов той эпохи. И хотя в будущем все они, включая основателя школы Н. Гумилёв «переросли» акмеизм, создав на его основе свои уникальные стили. Именно акмеизм дал их таланту вектор развития. И уже за это акмеизм достоин того, чтобы занять почётное место в русской литературе начала 20 века.
Добавить комментарий
Проект MUSE — Гольдберг, Стюарт.Мандельштам, Блок и границы мифопоэтического символизма (рецензия)
- Кэтрин Ходжсон
- Славянское и восточноевропейское обозрение
- Ассоциация современных гуманитарных исследований
- Том 92, номер 3, июль 2014 г.
- стр. 522-523
- Артикул
- Посмотреть цитату
- Дополнительная информация
Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:
SEER, 92, 3, ИЮЛЬ 2014 522 Реализм впервые был описан Робертом Расселом в статье, опубликованной в этом журнале 19 июля.82. Последняя глава Дралюка существенно расширяет аргументацию, изложенную Расселом тридцатью годами ранее, за что последний мог бы быть признан более явно; редкая оплошность в этой действительно увлекательной, исчерпывающе исследованной книге.



наш сайт. Без файлов cookie ваш опыт может быть небезупречным.
Русские поэты-модернисты – учебный план Беннингтонского колледжа, весна 2022 г.
Майкл Думанис
Период между 1890-ми и 1920-ми годами был известен как Серебряный век русской поэзии, время изобретений и инноваций на фоне революций, войн, социальных потрясений и возможного образования Советского Союза. Репрессивный авторитарный режим Советского Союза стремился искоренить художественные эксперименты и личное самовыражение, которые не служили пропаганде социалистического реализма. 30-х годов большинство этих жизненно важных, оригинальных голосов были заглушены. Этот курс предоставит обзор бурного политического и исторического контекста, поскольку он подробно рассматривает авангардные движения, которые развивались в течение этих десятилетий русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм и ОБЭРИУ), уделяя особое внимание творчеству Анны Ахматова, Александр Блок, Сергей Есенин, Даниил Хармс, Велимир Хлебников, Осип Мандельштам, Владимир Маяковский, Борис Пастернак, Марина Цветаева, Александр Введенский. Мы прочитаем все стихотворения в английском переводе (иногда несколько переводов) и рассмотрим особенности перевода стихов с русского на английский. Мы также рассмотрим авангардные направления русского изобразительного искусства, которые развивались в это же время. Дополнительно посмотрим и обсудим «19» Дзиги Вертова.29 немого документального фильма

Результаты обучения:
Каждый учащийся:
1) познакомится с русской поэзией начала 20-го века и поймет определенные эстетические школы и направления от символизма до футуризма и социалистического реализма
2) изучить политические и социальные последствия распада Российской империи и возникновения СССР
3) исследовать отдельных писателей и концепции и разработать презентацию их исследования
4) развивать свои навыки внимательного чтения и навыки критического письма
5) рассмотреть трудности перевода и сравнить несколько переводов одного и того же текста
Метод проведения: полностью лично
Предварительные требования: все студенты, заинтересованные в этом курсе, должны представить заявление о заинтересованности и краткий образец критического письма (3 -4 страницы — может быть выдержкой из более длинного материала), представленного через эту форму до 12 ноября.