Ахматова творчество стих: Анна Ахматова — Творчество: читать стих, текст стихотворения полностью

Тайны ремесла — Ахматова. Полный текст стихотворения — Тайны ремесла

1. Творчество

Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо…
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки, —
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.


2.

Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.


3. Муза

Как и жить мне с этой обузой,
А еще называют Музой,
Говорят: «Ты с ней на лугу…»
Говорят: «Божественный лепет…»
Жестче, чем лихорадка, оттреплет,
И опять весь год ни гу-гу.


4. Поэт

Подумаешь, тоже работа, —
Беспечное это житье:
Подслушать у музыки что-то
И выдать шутя за свое.

И чье-то веселое скерцо
В какие-то строки вложив,
Поклясться, что бедное сердце
Так стонет средь блещущих нив.

А после подслушать у леса,
У сосен, молчальниц на вид,
Пока дымовая завеса
Тумана повсюду стоит.

Налево беру и направо,
И даже, без чувства вины,
Немного у жизни лукавой,
И все — у ночной тишины.


5. Читатель

Не должен быть очень несчастным
И, главное, скрытным. О нет! —
Чтоб быть современнику ясным,
Весь настежь распахнут поэт.

И рампа торчит под ногами,
Все мертвенно, пусто, светло,
Лайм-лайта позорное пламя
Его заклеймило чело.

А каждый читатель как тайна,
Как в землю закопанный клад,
Пусть самый последний, случайный,
Всю жизнь промолчавший подряд.

Там все, что природа запрячет,
Когда ей угодно, от нас.
Там кто-то беспомощно плачет
В какой-то назначенный час.

И сколько там сумрака ночи,
И тени, и сколько прохлад,
Там те незнакомые очи
До света со мной говорят,

За что-то меня упрекают
И в чем-то согласны со мной…
Так исповедь льется немая,
Беседы блаженнейший зной.

Наш век на земле быстротечен
И тесен назначенный круг,
А он неизменен и вечен —
Поэта неведомый друг.


6. Последнее стихотворение

Одно, словно кем-то встревоженный гром,
С дыханием жизни врывается в дом,
Смеется, у горла трепещет,
И кружится, и рукоплещет.

Другое, в полночной родясь тишине,
Не знаю, откуда крадется ко мне,
Из зеркала смотрит пустого
И что-то бормочет сурово.

А есть и такие: средь белого дня,
Как будто почти что не видя меня,
Струятся по белой бумаге,
Как чистый источник в овраге.

А вот еще: тайное бродит вокруг —
Не звук и не цвет, не цвет и не звук, —
Гранится, меняется, вьется,
А в руки живым не дается.

Но это!.. по капельке выпило кровь,
Как в юности злая девчонка — любовь,
И, мне не сказавши ни слова,
Безмолвием сделалось снова.

И я не знавала жесточе беды.
Ушло, и его протянулись следы
К какому-то крайнему краю,
А я без него… умираю.


7. Эпиграмма

Могла ли Биче, словно Дант, творить,
Или Лаура жар любви восславить?
Я научила женщин говорить…
Но, боже, как их замолчать заставить!


8. Про стихи

Владимиру Нарбуту

Это — выжимки бессонниц,
Это — свеч кривых нагар,
Это — сотен белых звонниц
Первый утренний удар…

Это — теплый подоконник
Под черниговской луной,
Это — пчелы, это — донник,
Это — пыль, и мрак, и зной.


9.

Осипу Мандельштаму

Я над ними склонюсь, как над чашей,
В них заветных заметок не счесть —
Окровавленной юности нашей
Это черная нежная весть.
Тем же воздухом, так же над бездной
Я дышала когда-то в ночи,
В той ночи и пустой и железной,
Где напрасно зови и кричи.
О, как пряно дыханье гвоздики,
Мне когда-то приснившейся там, —
Это кружатся Эвридики,
Бык Европу везет по волнам.
Это наши проносятся тени
Над Невой, над Невой, над Невой,
Это плещет Нева о ступени,
Это пропуск в бессмертие твой.
Это ключики от квартиры,
О которой теперь ни гугу…
Это голос таинственной лиры,
На загробном гостящей лугу.


10.

Многое еще, наверно, хочет
Быть воспетым голосом моим:
То, что, бессловесное, грохочет,
Иль во тьме подземный камень точит,
Или пробивается сквозь дым.
У меня не выяснены счеты
С пламенем, и ветром, и водой…
Оттого-то мне мои дремоты
Вдруг такие распахнут ворота
И ведут за утренней звездой.

1960 г.

А Ахматова «Творчество»📜 — анализ текста и аудио

Стихи Анны Ахматовой, анализ Дмитрия Кубракова

Полный текст

1

Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо…
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки, —
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.

5 ноября 1936, Фонтанный Дом

2

Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.

1936 год.


Стихотворение «Творчество» написано Анной Ахматовой в 1936 году и состоит из двух частей, которые связаны между собой единой темой. Произведение показывает творчество глазами поэтессы и срывает пыльную завесу таинства над процессом стихосложения.

Рождение строк по Ахматовой

📜 В первом стихотворении мы видим несколько вариантов, когда на письменный стол присаживается Муза. Это может быть момент духовной истомы, когда вдали грохочет гром, но доминантой в ушах звучит бой часов.

Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук.

☝ Это звук, рожденный на фоне «неузнанных и пленных голосов», и есть строки стиха.

Создается впечатление, что это не сама лирическая героиня создает бессмертные вирши, а кто-то таинственный диктует ей на ухо строфы и автору остается только записать их пером на белой бумаге.

Во второй части стихотворения автор делится своим видением процесса написания строк. Далеко не всегда для них нужен вдохновляющий пример и герой-победитель, часто строфы рождаются из обычного жизненного сора:

Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

К☝ то знает точно, когда приходит к поэту вдохновение, иногда строки рождаются из смеси дегтя, сердитого окрика и плесени на стене. Составные части строф всегда загадка, главное результат, главное, когда рожденные стихи приносят радость и автору, и читателю.

На радость вам и мне.

 

Сжатый анализ

📜 Стихотворением «Творчество» Ахматова показывает нам, что без помощи внешних ничего годного не напишешь, а сам процесс стихосложения – это скорее мистический обряд, чем трудовой час.

Перовая часть стиха подана автором в одну строфу, вторая разбита на 3 четверостишья, но обе имею перекрестную рифмовку (истома – часов – грома – голосов).

✔ Отметим олицетворение: «пленных голосов», «идет с котомкой лихо», «строчки ложатся», «растут стихи, не ведая стыда», «встает один, все победивший звук».

✔ Метафоры:

  1. Одические рати.
  2. Элегических затей.

✔ Сравнения:

  1. Как желтый одуванчик у забора,
  2. Как лопухи и лебеда (растут стихи).

✔ Эпитеты: «желтый одуванчик», «сердитый окрик», легкие рифмы.

Напоследок рекомендуем стих Д Кубракова «Писать надо так», в котором вы найдете ещё один взгляд на магический и суровый процесс стихосложения.


Док фильм «Анна Ахматова. Вечное присутствие»


 


 

ТОП русской поэзии

  • 💔 Анна Ахматова
  • 🍷 Александр Блок
  • 👀 Борис Пастернак
  • ☝ Владимир Маяковский
  • ✨ Зинаида Гиппиус
  • ✔ Иосиф Бродский
  • 🩸 Николай Гумилёв
  • 💕 Николай Заболоцкий
  • 😢 Марина Цветаева
  • 🩸 Осип Мандельштам
  • 💕 Сергей Есенин
  • 🍂 Иван Бунин
  • 📝 Федор Тютчев
  • ✨ Игорь Северянин
  • 👼 Константин Бальмонт
  • 💕 Афанасий Фет

 

Анна Ахматова, оценка.

Чем важно наследие Анны Ахматовой? Что было постыдным в карьере Хорхе Луиса Борхеса? Как Коко Шанель стала известной? Именно такие вопросы ставит уважаемый критик Клайв Джеймс и дает на них ответы в своей новой книге « Культурная амнезия » — сборнике интеллектуалов, художников и мыслителей, сформировавших -й век. В совокупности эссе, представленные в формате от А до Я, предлагают убедительную альтернативную историю прошлого века и борьбу либерального гуманизма против тоталитаризма: «Если гуманизм, который делает цивилизацию цивилизованной, должен быть сохранен в этом новом столетии, потребуются защитники», — пишет Джеймс. «Этим защитникам понадобится память, и часть этой памяти должна относиться к эпохе, в которой они еще не жили». В течение следующих восьми недель

Slate будет содержать эксклюзивную алфавитную подборку этих эссе, адаптированных и сокращенных для этих страниц.

Это лирическое богатство Пушкина…
— Анна Ахматова, «Пушкинский Каменный призрак »
Анна Ахматова

Родившаяся в Одессе, получившая образование в Киеве и вошедшая в поэтическое бессмертие как прекрасное воплощение дореволюционного Петербурга, Анна Ахматова (1889–1966) была самой известной русской поэтессой своего времени, но время было не в порядке. До большевистской революции 1917, Анна Андреевна Горенко, прозванная Ахматовой, уже носила самые блестящие в русском литературном мире французские словесные украшения: Здесь произведение было авангардным, а в жизни она была

роковой женщиной . Любовь к ее носатой красоте была обычным явлением среди поэтов-мужчин, за одного из которых, Николая Гумилева, она вышла замуж. После революции Гумилев стал одной из первых жертв нового режима среди литераторов: преследование художников, которое до сих пор считается сталинской специальностью, началось при Ленине. Позже, уже при Сталине, Ахматова включила упоминание о судьбе Гумилева в наиболее часто цитируемый раздел своего стихотворения «Реквием»: «Муж умер, сын в тюрьме/ Помолись обо мне».

На последнем издыхании царской эпохи она не знала гонений хуже, чем рутинное непонимание ее импрессионистической поэзии и осуждение женщинами за ее влияние на их мужчин. Но Россия Ленина и Сталина сделала ее сначала трагической, а затем героической фигурой. После 1922 года она была осуждена как буржуазный элемент и строго ограничена в том, что она могла публиковать. После Второй мировой войны, в 1946 году, ее лично осудил Андрей Жданов, сталинский урод, курировавший культуру. Ей не разрешалось публиковать ничего нового, а все, что она когда-либо писала в стихах, отвергалось как «далекое от социалистической реконструкции».

com/_components/slate-paragraph/instances/cq-article-7257ab6683e0a827e129fb76a069bb09-component-6@published»> Ее престиж за границей помог ей выжить дома, но также сделал ее жизнь никогда не комфортной: ее делом всегда занималась полиция безопасности. В 1950-х годах она была реабилитирована до такой степени, что было официально опубликовано цензурированное издание сборника ее стихов. («Реквием» был среди отсутствующих стихотворений: Исайя Берлин, посетивший ее в Москве в 1946 году, был прав, когда предсказал, что оно никогда не будет опубликовано в России, пока существует Советский Союз.) Однако неофициально ее произведение было всегда распространялись, будь то в

самиздат или, в этом свойственном русскому данью величию, из уст в уста, по памяти. Ахматова была воплощением русского либерального наследия, которому авторитаристы чувствовали себя обязанными продолжать угрожать еще долго после того, как оно сдалось. Как таковая, она была вдохновляющим символом, но когда поэт становится более известным, чем ее стихи, это обычно означает, что ее по внешним причинам приносят в жертву на алтарь ее собственной славы. В случае с Ахматовой посторонние причины были политическими. Это должно быть признаком разумной политики, что такая женщина, как она, не призвана быть героиней.

Некоторые языки по своей природе красивее других, и русский язык — один из самых красивых. Для того, кто изучает русский язык, такая фраза, как «лирическое богатство» из эссе Ахматовой « Каменный призрак Пушкина », звучит со страницы, как ария из двух слов из оперы Мусоргского. Я записал это, как только увидел. В 1968 году западногерманское издательство, называвшее себя Inter-Language Literary Associates, выпустило великолепное двухтомное собрание произведений Ахматовой в стихах и прозе. Я купил эти книги в Лондоне в 1978 лет, когда я был на первом этапе обучения чтению на языке. Я так и не добрался до последней стадии или близко к ней; но я дошел до того, что мог читать эссе без особой помощи словаря.

(Памятка любому студенту, совершающему набег на культуру другого языка: эссе всегда самый легкий путь.) Читая эссе Ахматовой, скоро убеждаешься, что она была бы прекрасным штатным литературным критиком, если бы ей дали разрешение. Но, конечно же, она не была, что сразу же подводит нас к сути.

Если бы большевистской революции 1917 года не случилось, то в этой дискуссии, вероятно, доминировали бы петербургские и московские кафе. Петербург, в частности, мог бы соперничать с Веной. (Если бы нацисты так и не пришли к власти, Вена и Берлин продолжали бы соперничать с Парижем, но это другой вопрос.) Русский культурный подъем в предреволюционные годы был настолько мощным, что после революции потребовалось время, чтобы замедлиться. . Во многом потому, что новому режиму потребовалось некоторое время, чтобы очиститься от аппаратчиков со вкусом к художественной жизни, революция, унаследовавшая беспрецедентный культурный расцвет, провела свое первое десятилетие или около того, выглядя благожелательным хранителем сбывшейся мечты.

Левые культуристы на Западе могли спустя десятилетия обманывать себя тем, что тоталитарный режим каким-то образом открыл новые возможности для превращения искусства в политическое оружие в вечной борьбе за освобождение творческой воли людей. Ярко раскрашенные агитпоезда и наспех отредактированные кинохроники Дзиги Вертова воспринимались как признаки энергии, которой они были, и истины, которой они не были.

Среди апологетов Советского Союза на Западе было распространено мнение, что, в то время как ссыльный Стравинский, без сомнения, наслаждался своей личной свободой, Прокофьев и Шостакович выиграли от того, что власть, которая заплатила им, считала их важными, и что это мнимо плодотворное Связь между творчеством и централизованным государством установилась в первые послереволюционные годы. На самом деле интеллигенция уже была обречена, просто потому, что нарком культуры Анатолий Луначарский имел над художниками абсолютную власть.

Благожелательно пользоваться им он мог только при снисхождении начальства, которое было отозвано в 19 г.29-го года кошмар начал разворачиваться безошибочно даже для тех, кто был унесен, когда думал, что это был сон. (Осознание могло быть фатальным: Маяковский, поэт, наиболее известный тем, что передал государственную политику через произведения искусства, застрелился не потому, что был безумен, а потому, что он уже не был безумен — он вдруг очнулся от ужасного факта, что его творческий энтузиазм использовалась для приукрашивания массовых убийств.)

Ахматова, надо отдать ей должное, всегда старалась держаться в стороне от революции. Но Революция вряд ли окажет ей любезность и отстранится от нее. Уже в 1922, ее поэзия была правильно определена как политически бесполезная. Запрет на публикацию новых произведений был временно ослаблен в 1940 году, но мы должны помнить, что Ахматовой как поэту никогда по-настоящему не давали действовать. Она зарабатывала на жизнь в основном переводами и подработками в прозе. (Как следствие, угроза исключения ее из Союза писателей в 1947 году была равносильна смертному приговору.) Восхваление Пушкина, как она это сделала в эссе, в котором говорилось о его «лирическом богатстве», было настолько близко, насколько ей было позволено. чтобы сказать что-то подрывное. Ценить специфически поэтический дар поэта можно было до тех пор, пока поэт считался образцом — или, в случае Пушкина, предвестником — правильного политического направления.

Но если бы ее поймали даже на мысли о «лирическом богатстве», скажем, Осипа Мандельштама, у нее было бы еще больше неприятностей, чем обычно. Осип Мандельштам был убит Сталиным в 1938 году. Было время, когда Осип, как и большинство поэтов-мужчин его поколения, был влюблен в Ахматову. Она ответила ему взаимностью, к большому неудовольствию его жены Надежды, которая в своей важной книге « Надежда против надежды » прощает Ахматову за отчуждение привязанностей Осипа. Надежда Мандельштам знала, что гламурной Ахматовой, как и толстовской Наташе Ростовой, нужно поклоняться: она была женщиной-вамп по натуре. Если бы не революция, Ахматова могла бы сделать свою обольстительную натуру своим предметом, в манере Эдны Сент-Винсент Миллей, но с еще большим эффектом. История отказала ей в возможности сублимировать свои слабости. Вместо этого она превратилась в героиню. В сталинской России были и более жестокие судьбы, но и эта была достаточно жестокой.

Мы должны понять, что это не должно было случиться с ней. Вот что такое история: история всего, что не должно было быть таким. Мы также должны понять, что искусство доказывает свою ценность тем, что все еще имеет значение для людей, лишенных всякой другой свободы; действительно, вместо того, чтобы иметь меньшее значение, оно имеет большее значение. Для русских Ахматова была культовой не только из-за того, что она сделала, но и из-за величия того, что ей не позволили сделать. В восхитительной книге Нины Берберовой о ее жизни в русской эмиграции, Курсив мой (1991), она рассказывает историю Библиотеки писателей, книжного магазина в Москве, где книги старой интеллигенции обменивались на еду после революции. Если бы не революция, Библиотека писателей осталась бы одним из самых очаровательных книжных магазинов в мире. Там можно было поесть, выпить, написать стихотворение, влюбиться и, главное, свободно поговорить. Это было литературное кафе. Таких мест в российских городах очень скоро не осталось. Некуда было вести жизнь разума, кроме как в уме. Эта мысль привела бы нас в отчаяние, если бы не свидетельство того, что гуманистические ценности реальны, а не воображаемы: они сохраняются даже в условиях преднамеренной депривации. 1947 год был для Ахматовой особенно неудачным. Были приложены все усилия, чтобы лишить ее почти всего, кроме жизни. И все же она могла назвать себя богатой. При пушкинском чтении у нее оставалось еще «лирическое богатство». Вера в то, что такое богатство является нашим настоящим и неугасимым богатством, лежит в основе этого проекта.


Оглядываясь назад на «Реквием» Анны Ахматовой

Когда в 1988 году Советский Союз захлестнула волна гласности, многие писатели и мыслители были «сняты с запрета», и их книги снова стали доступны. Публиковалась литература, считавшаяся «антисоветской», вроде «9» Василия Гроссмана.0051 Жизнь и судьба , Доктор Живаго Бориса Пастернака и Реквием Анны Ахматовой .

Рассказывают, что с 1935 по 1940 год русская поэтесса Ахматова сочинила в уме цикл стихов Реквием . Свидетельствуя о тысячах людей, схваченных и отправленных в ГУЛАГ, она сохранилась только в памяти нескольких близких друзей, которым она ее рассказала. В сталинские времена слова, о которых она думала, считались «слишком важными и слишком правдивыми», чтобы их можно было записать. Впервые он был опубликован в 1963 Общества русских писателей-эмигрантов, возможно, из самиздата (подпольная рукопись), но так и не увидел свет в Советском Союзе до его распада.

Страдание с ними

Позднее британский писатель и поэт Д. М. Томас и множество других писателей, включая Стивена Капю, перевели «Реквием », «Поэму без героя » и другие стихи Ахматовой. В предисловии к ее собранию сочинений You will Hear Thunder , Томас утверждает, что было два способа справиться с ужасами — один путем нагромождения деталей, как это сделал Александр Солженицын в Архипелаг ГУЛАГ, о сибирских трудовых лагерях, а другой — ахматовская «интенсивность преуменьшения». », как показано в Реквием .

После массовых арестов 1930-х годов Ахматова провела 17 месяцев в длинных очередях у ленинградской тюрьмы, чтобы узнать, что случилось с ее сыном, задержанным во время чистки. Рядом с ней стояло много других женщин с продуктовыми передачами, надеясь услышать что-нибудь о своих близких. Ахматова начинает Реквием такими строками: «Нет, не под чужим небом/ Ни под кровом чужого крыла,/ С народом моим стоял я/ С ними, в их страданиях».

Убийство памяти

Далее она описывает трагедию, постигшую семью после ареста близкого человека: «Эта женщина нездорова/ Эта женщина совсем одна. / Муж в могиле, сын в тюрьме./ Пожалуйста, предложите молитва обо мне»; или беспомощность, которую должны чувствовать заключенные: «Для кого-то где-то дует свежий ветер,/ Для кого-то где-то будит заря —/ Мы не знаем, мы здесь всегда одни,/ Мы только слышим Ки шквалами, угрюмыми,/ И один только тяжелый шаг часового».

«Ахматова провела 17 месяцев в длинных очередях у ленинградской тюрьмы, чтобы узнать, что случилось с ее сыном»

В «Приговоре» она рассказывает, как люди принимают страдания: «Сегодня так много нужно сделать: , убей боль,/ обрати сердце в камень/ и все же приготовься жить снова». «Эпилог» — это торжественная молитва Ахматовой памяти, говорящая нам, почему надо не забыть: «Я хотела бы назвать вас всех по именам,/ Но они потеряли списки…» Она говорит, что соткала «великую плащаницу». » из «бедных слов», которые она слышала о потерянных близких. «Я их помню всегда и везде,/ И если они закроют мой измученный рот,/ Которым плачет сто миллионов моего народа,/ Пусть помнят и меня…»

Родилась в Одессе, Анна Андреевна (Горенко) (1889-1966) изучала литературу в Санкт-Петербурге и опубликовала свою первую книгу стихов, Вечер , в 1912 году, используя фамилию Ахматова, взятую у ее прабабушки-татарки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *