Афанасий никитин моря: Хождение Афанасия Никитина за три моря: история и память

Зачем Афанасий Никитин ходил за три моря? | Биографии

Главной торговой «артерией» Руси в XV веке была Волга, по ней и отправился в путь в 1466 году тверской купец Афанасий Никитин «со товарищи». Запасшись подорожной грамотой от князя Михаила Тверского, на двух судах везли они российские товары в надежде выгодно продать их на берегах Каспия (моря Хвалынского).

В Нижнем Новгороде купеческий караван присоединился к возвращавшемуся из Москвы ширванскому посольству, которое, по словам Никитина, везло от великого князя Ивана III в подарок своему хану 90 кречетов. Путь был опасный, на Волге «шалили» татарские орды, и купцы надеялись на посольскую защиту.

Купеческий караван благополучно дошел до дельты Волги, но с астраханским ханом Касимом купцы договориться не смогли, не помогло и ширванское посольство. Купеческие суда были разграблены, часть купцов попали в плен, а остальные смогли на посольском судне добраться до Дербента.

Здесь Никитин задержался на год, начались длительные хлопоты по вызволению пленных и возвращению хотя бы части товара. Заступничеством ширван-шаха купцов удалось из неволи освободить, но товар им так и не вернули.

Возвращаться на родину Никитин не мог, так как большая часть товара была взята в долг под будущую торговую прибыль. Для него начался долгий путь по заморским землям в надежде заработать средства для возвращения долгов. Он перебрался в Баку, а затем через горы отправился на юг, занимаясь торговлей и изучением языков. К весне 1469 года Афанасий добрался до Ормуза — крупного порта на берегу Персидского залива, находившегося на пересечении торговых путей из Индии, Малой Азии, Египта и Китая.

«Велик солнечный жар в Ормузе, человека сожжет.

В Ормузе был я месяц, а из Ормуза после Пасхи в день Радуницы пошел я в таве с конями за море Индийское», — записал Никитин в путевом дневнике.

Купец, если хочет заработать, не может не рисковать, и Афанасий купил арабского жеребца в надежде выгодно продать его в Индии. Путь морем до индийского города Чаул занял шесть недель.

Индия произвела на Никитина неизгладимое впечатление:

«И тут Индийская страна, и люди ходят нагие, а голова не покрыта, а груди голы, а волосы в одну косу заплетены, все ходят брюхаты, а дети родятся каждый год, а детей у них много. И мужчины, и женщины все нагие да все черные. Куда я ни иду, за мной людей много — дивятся белому человеку. У тамошнего князя — фата на голове, а другая на бедрах, а у бояр тамошних — фата через плечо, а другая на бедрах, а княгини ходят — фата через плечо перекинута, другая фата на бедрах».

Сразу же продать коня не удалось. Не устраивала цена, и Никитин отправился вглубь Индии, занося увиденное в путевой дневник. Афанасий не упускает обычные бытовые подробности, описывая, как готовят пищу, чем кормят коней и домашний скот, во что одеваются, как и чем торгуют. А какой русский не поинтересуется местным питием и гостеприимством?

«Вино у них делают из больших орехов, кози гундустанские называются, а брагу — из татны. Варят гостям хозяйки, и постель стелют хозяйки, и спят с гостями».

Записи Афанасия Никитина стали первым подробным описанием быта Индии не только для России, но и для Европы.

В высокогорной крепости Джуннаре ему пришлось задержаться не по своей воле.

«И в том Джуннаре хан отобрал у меня жеребца, когда узнал, что я не бесерменин, а русин. И он сказал: «И жеребца верну, и тысячу золотых впридачу дам, только перейди в веру нашу — в Мухаммеддини. А не перейдешь в веру нашу, в Мухаммеддини, и жеребца возьму, и тысячу золотых с твоей головы возьму».

Никитина спас знакомый хорасанец Мухаммед, заступившийся за него перед ханом. Коня Афанасию вернули и понуждать к перемене веры не стали. Но Джуннар он поспешил покинуть.

Коня удалось с выгодой продать только в конце 1471 года в Бидаре. Живя в Бидаре, Никитин

«…со многими индусами познакомился. Открыл им веру свою, сказал, что не бесерменин я, а христианин, и имя мое Афанасий. И индусы не стали от меня ничего скрывать, ни о еде своей, ни о торговле, ни о молитвах, ни о иных вещах, и жен своих не стали в доме скрывать. Расспрашивал я их о вере, и они говорили мне: веруем в Адама, а буты, говорят, и есть Адам и весь род его. А всех вер в Индии восемьдесят и четыре веры, и все веруют в бута. А разных вер люди друг с другом не пьют, не едят, не женятся».

Вопросы веры Никитин поднимает в записках неоднократно, проявляя при этом мало свойственную тому времени деликатность.

Путевые записки свидетельствуют, что не чурался Никитин и земных радостей:

«В Индии же гулящих женщин много, и потому они дешевые: если имеешь с ней тесную связь, дай два жителя; хочешь свои деньги на ветер пустить — дай шесть жителей. Так в сих местах заведено. А рабыни-наложницы дешевы: 4 фуны — хороша, 6 фун — хороша и черна, черная-пречерная амьчюкь маленькая, хороша».

Еще полтора года путешествовал Никитин по Индии, пытался прикупить товара для вывоза на Русь, но безуспешно.

«Солгали мне псы бесермены, говорили, что много нашего товара, а для нашей земли нет ничего: все товар белый для бесерменской земли, перец да краска, то дешево. Те, кто возят волов за море, те пошлин не платят. А нам провезти товар без пошлины не дадут. А пошлин много, и на море разбойников много».

Весной 1473 года Афанасий Никитин из Дабула отправился в обратный путь. По пути в Ормуз он посетил Африку.

«В той земле Эфиопской были мы пять дней. Божией милостью зла не случилось. Много роздали рису, да перцу, да хлеба эфиопам. И они судна не пограбили».

Из Ормуза Афанасий отправился на север. Через Шираз, Исфахан, Кашан, Тебриз, Эрзинджан добрался до Трабзона. Казалось, великое путешествие подходит к счастливому концу. Но

«в том Трабзоне субаши и паша много зла мне причинили. Добро мое все велели принести к себе в крепость, на гору, да обыскали все. И что было мелочи хорошей — все выграбили».

Остался у Никитина только дневник да желание поскорее вернуться на родину. Денег на дорогу пришлось занимать, надеясь встретить в Кафе (Феодосии) русских купцов и с их помощью расплатиться.

В Кафу Афанасий добрался только поздней осенью 1474 года.

На этом его записи обрываются. Родную Тверь Афанасию Никитину увидеть уже не довелось. По свидетельству купцов, привезших его записи в Москву, он умер под Смоленском. Путевые записи Никитина попали к дьяку великого князя Василию Мамыреву. «Хожение за три моря» было включено в летопись. Видимо, записки купца были оценены по достоинству, так как до наших дней дошло шесть списков. Памятник Афанасию Никитину в Твери
Фото: Florstein, ru.wikipedia.org

Потомки сохранили память о смелом русском купце, открывшем для россиян Индию. Его именем названа вершина подводного горного массива в Индийском океане недалеко от экватора. В Твери на берегу Волги, где началось его необычное путешествие, на набережной, названной его именем, установлен памятник.

Теги: Индия, Хождение за три моря, Афанасий Никитин, торговый путь, русский купец, великое путешествие

Хождение за три моря | izi.

TRAVEL

Говорят, что нет пророка в своем отечестве. Но с купцом Афанасием Никитиным дела обстоят по-другому. Тверичи считают его самым знаменитым своим земляком. Его именем названа городская набережная, многопалубный теплоход и даже марка местного пива. И неважно, зачем Никитин ходил за три моря – был ли он шпионом, или просто любопытным купцом. Главное, что за 30 лет до португальского мореплавателя Васко да Гамы, он увидел и описал Индию.

Никитин хорошо знал персидский и несколько тюркских языков. Изъездил с товарами всю Русь и татарское Поволжье. Доходил до Кафы и Хорезма. Летом 1466 года тверские купцы выбрали его главой каравана, который отошел от волжских берегов в заморское плавание. Торговцы направлялись через Нижний Новгород, Казань, Астрахань, города Дербент и Баку в далекий Хорасан – закаспийскую державу тимуридов. На продажу они везли дорогие товары, в том числе меха, высоко ценившиеся на азиатских рынках.

Поначалу плавание складывалось благополучно. Но где-то под Астраханью, в одной из волжских проток, на караван напал отряд астраханского хана Касима. Татары засыпали купеческие струги стрелами. Несколько человек погибли, а одно судно с товарами потеряло управление и село на мель. Но на этом злоключения не закончились. В Каспийском море уцелевшие два корабля разметала буря. Один из них выбросило на берег в районе современной Махачкалы, где местные жители кайтаки разграбили судно и захватили купцов в плен.

Наконец, Никитин, лишившийся большей части своего имущества, добрался до Дербента (город в Дагестане). Прежде всего он начал хлопотать об освобождении пленных. Кайтаки купцов освободили, но награбленное не вернули. В Тверь Афанасий возвращаться не спешил. Как и большинство купцов, он покупал товары в долг и, вернувшись на родину с пустыми руками, вполне мог попасть в долговую яму. Никитин решил попытать счастья в далекой Индии, о которой много слышал от иноземных купцов. Так начались его странствия, которые продолжались шесть лет.

Из Дербента Никитин добрался до Баку, а оттуда до Апшерона. В местечке Сураханы он побывал в храме огнепоклонников, где из-под земли вырывалось пламя, а на высоких храмовых башнях горел огонь. Затем двинулся в персидский Мазендаран на южный берег Каспия и прожил там в городе Саре полгода, потом пересек всю Переднюю Азию, Иранское нагорье и вышел на побережье Персидского залива к Ормузу.

В оживленном порту Ормуза пересекались многие торговые пути. На волнах покачивались китайские джонки и индийские тавы, а на базарах продавали специи, ткани, жемчуг, золото, серебро. Здесь тверской купец решил поправить свои финансовые дела. Узнав, что в Индии дорого ценятся арабские скакуны, он купил породистого жеребца и сел на корабль, идущий в эту далекую загадочную страну.

Первым индийским городом, в котором оказался Никитин, был Чаул на Малабарском побережье к югу от современного Мумбая. Индийцы удивили Афанасия цветом кожи и почти полным отсутствием одежды. Лишь у тех, кто был побогаче и познатнее, на голове и на бедрах были куски материи. Но даже у бедных на руках и на ногах звенели золотые украшения. Никитин недоумевал, почему, если есть золото, нельзя купить хоть какую-нибудь одежду. В Чауле ему не удалось выгодно продать коня, и он на своем арабском скакуне продолжил путешествие через Западные Гаты вглубь страны.

В Джуннаре предприимчивый тверской купец хотел было продать коня местному хану. Но тот, соблазнившись превосходным скакуном, попытался отнять его силой. Узнав, что продавец иноверец, хан вызвал Никитина во дворец и потребовал от него принять ислам. В противном случае грозился отнять жеребца, а его самого продать в рабство. На размышление хан дал Афанасию четыре дня. Никитина спас случай – помог знакомый харасанский купец по имени Мухаммед, который уговорил хана сменить гнев на милость.

После сезона дождей, дождавшись, когда просохнут дороги, Никитин повел коня дальше в Алланд, где открывалась большая ярмарка и где он надеялся выгодно продать его. Но напрасно. На ярмарке собралось около 20 тысяч скакунов. Конкуренция была велика – бизнес не заладился. Только в Бидаре он наконец-то продал своего жеребца, которого пришлось кормить целый год, потратив на это немало денег.

Большой и многолюдный Бидар в то время был столицей мусульманского государства Бахмани. Он поразил Никитина тем, что по его улицам ползали большие змеи, а ночью город охраняли несколько сот вооруженных воинов султана.

File:RR5110-0018R commons.wikimedia.org
Автор:Банк России
Лицензия:

Рост подводной горы Афанасия Никитина и ее связь с хребтом 85° в.д., северо-восточная часть Индийского океана

NASA/ADS

Рост подводной горы Афанасия Никитина и ее связь с хребтом 85° в.д., северо-восток Индийского океана

  • Кришна К.С.
  • ;
  • Булл, Дж. М.
  • ;
  • Ишизука, О.
  • ;
  • Скраттон, Р. А.
  • ;
  • Джайшанкар, С.
  • ;
  • Банакар В.К.
Аннотация

Подводная гора Афанасия Никитина (АНС) представляет собой крупный структурный объект (400 км в длину и 150 км в ширину) в Центрально-Индийской котловине, расположенный на южной оконечности так называемого хребта 85° в.д. Комбинированный анализ новых многолучевых батиметрических, сейсмических отраженных и геохронологических данных вместе с ранее описанными магнитными данными дает новое представление о росте АНС во времени и его связи с хребтом 85° в.д. ВНС состоит из основного плато, возвышающегося на 1200 м над окружающим дном океана (4800 м), и второстепенных поднятий подводных гор, два из которых (лежащие на глубинах 1600 и 2050 м) имеют морфологию гайота, что позволяет предположить, что они были образуются выше или близко к уровню моря.

Непрерывная последовательность спрединговых аномалий с 34 по 32n.1, идентифицированных над ВНС, показывает, что основное плато ВНС было сформировано 80-73 млн лет назад, примерно в то же время, что и подстилающая океаническая кора. 40 Ar/ 39 Ar датировки двух образцов базальта, драгированных с поднятий подводных гор, в пределах погрешности соответствуют 67 млн ​​лет назад. Эти результаты вместе с опубликованными результатами реконструкции плит Индийского океана от позднего мела до раннего кайнозоя указывают на то, что горячая точка поднятия Конрад сформировала как основное плато АНС, так и поднятие Конрад (включая подводные горы Марион-Дюфрен, Обь и Лена) на 80-73 град. Ма, недалеко от системы Индийско-Антарктического хребта. Впоследствии поднятия подводных гор образовались в результате вулканизма поздней стадии c. 6-13 млн лет после основной фазы строительства подводного плато. Анализ изгибов показывает, что основные возвышения плато и подводных гор АНС согласуются с изостатической компенсацией типа Эйри, что предполагает размещение всей подводной горы в обстановке, близкой к центру спрединга. Это противоречит флексурной компенсации хребта 85° в.д. дальше на север, которая интерпретируется как внедрение во внутриплитную обстановку, т. е. на 25-35 млн лет позже, чем подстилающая океаническая кора. Таким образом, мы предполагаем, что АЮС и хребет 85° в. д. кажутся не связанными между собой, так как они образовались из разных мантийных источников, и что близость южной оконечности хребта 85° в. д. к АНС является случайной.


Публикация:

Журнал наук о системе Земли

Дата публикации:
Февраль 2014 г.
DOI:
10.1007/s12040-013-0392-х
Биб-код:
2014ДЖЕСС. .123…33K

афанасий никитин путешествие за три моря православный русский в

афанасий никитин путешествие за три моря православный русский в | DeepDyve
  • Открыть расширенный поиск

  • Авторизоваться
  • Дипдайв

С все слов или DOI:

Режим запроса DeepDyve по умолчанию: поиск по ключевому слову или DOI.

С точной фразой :

Требовать эти слова именно в таком порядке. Не заключайте термины в двойные кавычки («») в этом поле.

С  хотя бы одно из  слов:

Найдите любое из этих слов, разделенных пробелами

Без  слова:

Исключить каждое из этих слов, разделенных пробелами

Со словами в названии статьи:

Поиск этих терминов только в названии статьи

Опубликовано между годами:

В любое времяВ течение последнего годаВ течение последних 3 летПользовательский период

к

Со следующими авторами:

Наиболее эффективен как: Фамилия, Имя или Фамилия, FN

Со словами в названии журнала :

Поиск статей, опубликованных в журналах, в которых эти слова присутствуют в названии журнала

Сбросить фильтры

Получите более 20 миллионов полнотекстовых статей менее чем за 1,50 доллара США в день.

Начните 14-дневную пробную версию для себя или своей команды.

Узнать больше →

Для работы DeepDyve требуется Javascript. Чтобы продолжить, включите Javascript в браузере.

  • Ничего не найдено

    Ваш поиск афанасий никитин путешествие за три моря православный русский в не дал результатов.
    Пожалуйста, убедитесь, что все ваши слова написаны правильно, или подумайте о том, чтобы попробовать другие слова.

    DeepDyve постоянно добавляет новый контент в наш индекс, поэтому, пожалуйста, продолжайте проверять нас.


Прочитать статью

Резюме

Добавить эту статью в закладки. Вы можете увидеть свои закладки в библиотеке DeepDyve.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *