Грибоедов. Вопросы и задания
Лекция о Грибоедове
Спектакль Малого театра «Горе от ума», часть первая
Спектакль Малого театра «Горе от ума», часть вторая
I. История создания, проблематика и художественные особенности комедии «Горе от ума»
- Как возник замысел комедии?
- Какой конфликт положен в основу комедии? Как пересекаются общественная и любовная коллизии в комедии?
- В чём смысл названия комедии? Как название связано с конфликтом? Что понимается под словом «ум»?
- Какие черты классицизма можно отметить в «Горе от ума»? В чём Грибоедов отступил от канонов классицистической комедии?
- О чём «говорят» фамилии персонажей?
- Какие взгляды представителей «века нынешнего» и «века минувшего» противопоставляются в произведении? Каково отношение Чацкого (с одной стороны) и представителей «фамусовского общества» (с другой стороны)
- а) к крепостному праву;
- б) к жизненным целям и ценностям;
- г) к службе;
- д) к любви и семейному счастью?
7. Выпишите соответствующие цитаты из комедии.
8. Перечислите внесценических персонажей. Какую роль они играют в комедии?
II. Загадка Софьи
9. Почему Софья изменилась за время отсутствия Чацкого? Кто преподносил ей «уроки жизни»?
10. За что Софья полюбила Молчалина? В каких сценах раскрывается сила и искренность её чувств?
11. Почему Чацкий всякий раз отказывается верить в то, что Софья любит Молчалина?
12. Заслужила ли Софья наказание в финале комедии? Как, по вашему мнению, сложится её дальнейшая судьба?
III. Чацкий: победитель или побеждённый?
13. Меняется ли Чацкий в ходе словесных поединков с другими персонажами?
14. Письменное задание. Сформулируйте темы/проблемы, являющиеся предметом разногласий Чацкого и Фамусова. Выпишите ключевые цитаты, отражающие позиции Чацкого и Фамусова. Ответьте одним предложением на вопрос: кто проигрывает в первом столкновении Чацкого с Фамусовым (действие 2, явление 2)? Ответ аргументируйте.
Предмет спора | Высказывания Чацкого | Высказывания Фамусова |
15. Что выводит из себя Фамусова в споре с Чацким? Почему Фамусов раздражается?
16. Письменное задание. Есть ли победитель в беседе Чацкого с Молчалиным? Почему вы так думаете? В чём особенность речевой манеры Молчалина?
IV. Финал комедии
17. Месть Софьи Чацкому – это победа или поражение для неё? Какие чувства владеют Софьей в финале комедии?
18. Молчалин в финале пьесы терпит крах или это его временное поражение?
19. Какими эмоциями проникнут финальный монолог Чацкого? С какими чувствами Чацкий уезжает из Москвы?
20. Что вызвало гнев Фамусова в финальной сцене комедии? Насколько серьёзны его угрозы в адрес Софьи и Лизы? Чего он требует на прощание от Чацкого? Почему Фамусов считает свою судьбу плачевной?
V. «Горе от ума» в оценке критиков
21. Письменное задание. Выпишите цитаты из статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», опираясь на примерный план (2-3 предложения по каждому пункту):
- а) Место комедии «Горе от ума» в русской литературе. Сопоставление комедии с другими произведениями.
- б) Образ Чацкого: «роль, для которой родилась вся комедия». Оценка ума главного героя.
- в) Сравнительная характеристика Чацкого и представителей «фамусовского общества».
- г) Мастерство Грибоедова в обрисовке характеров.
- д) Софья в оценке Гончарова: «Ей достаётся свой мильон терзаний»
- е) Причины бессмертия образа Чацкого и комедии «Горе от ума».
22. Письменное задание. Выпишите высказывания А.С. Пушкина о комедии «Горе от ума», опираясь на план (2-3 предложения по каждому пункту):
- а) Какую оценку комедии в целом дал Пушкин?
- б) Почему Пушкин отказал главному герою произведения в уме?
- в) Что сказал Пушкин о мастерстве Грибоедова как писателя?
23. Чья точка зрения в этом вопросе вам ближе – Гончарова или Пушкина?
VI. Язык комедии: «половина стихов войдёт в пословицу»
24.Что имел в виду Пушкин, говоря о том, что половина стихов комедии Грибоедова «войдёт в пословицу»? Почему многие цитаты из комедии не только стали крылатыми фразами, но и по сей день не утрачивают актуальности?
25. Письменное задание. Выпишите фразы и реплики героев, ставшие «крылатыми выражениями»1 (не менее 30). При этом необходимо знать, кто из персонажей и в связи с чем произносит данное выражение.
Крылатое выражение | Кто произносит | В связи с чем (контекст высказывания) |
1. 2. 3. … |
26. Насколько язык комедии близок к живой разговорной речи? Приведите примеры. С какой целью Грибоедов написал комедию вольным ямбом?
27. Чтение художественного произведения предполагает понимание всех слов текста. Значение каких слов и выражений показалось вам непонятным при чтении комедии? Предлагаем вам проверить понимание языка комедии — см. файл «Устаревшая и заимствованная лексика в комедии «Горе от ума» внизу страницы.
28. Как Грибоедову удалось выразить индивидуализм речи каждого персонажа? Подготовьте анализ речевой манеры Чацкого, Фамусова, Софьи, Лизы, Скалозуба, обращая внимание на используемую героем лексику, на эмоциональность речи, выразительность, на характеристики, которые дают герои другим персонажам, на склонность к иронии, к категоричным высказываниям и т.п.
29.Выучите наизусть один из монологов Чацкого («А судьи кто?», «И точно, начал свет глупеть…» или «В той комнате незначащая встреча…») и один из монологов Фамусова («Петрушка, вечно ты с обновкой…», «Вот то-то, все вы гордецы…» или «Вкус, батюшка, отменная манера»). Монологи необходимо учить наизусть полностью.
30.Подготовьте инсценировку понравившихся вам эпизодов комедии (задание для учащихся, углублённо изучающих литературу).
VII. Сочинение по комедии «Горе от ума»
31. На уроке, посвящённом сочинению, вам будет предложено на выбор несколько тем, из которых вы должны выбрать одну и написать по ней сочинение. Если в вашем распоряжении ОДИН академический час, то минимальный объём сочинения должен составить 150 слов (за сочинения объёмом менее 150 слов выставляется оценка «неудовлетворительно»). Если в вашем распоряжении ДВА академических часа, минимальный объём увеличивается до 250 слов.
Сочинение — это творческая работа, которая предполагает развёрнутый аргументированный ответ на вопрос, заявленный в теме. В сущности, сочинение связано с той же работой, что и при подготовке к устным высказываниям на литературные темы, только требует большей точности и убедительности. С требованиями к сочинению и рекомендациями по его написанию вы можете ознакомиться в разделе, посвящённом итоговому выпускному сочинению в 11 классе.
Предлагаем вам изучить схему самоанализа сочинения.
=================================================================
1 Признаки крылатого выражения: 1) лаконичность; 2) выразительность; 3) обобщённость, сконцентрированность смысла. По форме крылатые выражения могут напоминать пословицы (если это завершённые предложения) либо поговорки (если это словосочетание).
А.С.Грибоедов. Комедия «Горе от ума»
Конспект урока по литературе в 9 классе.
Тема: « Анализ 2 и 3 действия комедии «Горе от ума»
Цели урока: понять своеобразие комедии А.С. Грибоедова — в сравнении с традициями классицизма; приступить к анализу комедии по действиям; продолжить формирование навыков анализа литературно-художественного произведения.
Работа над текстом комедии. А теперь обратимся непосредственно к тексту комедии. Перед нами титульный лист первого издания «Горя от ума». На первом плане изображена барская Москва, но в разговорах и репликах персонажей возникает и облик столичного министерского Петербурга, и Саратовская глушь, где живет тетка Софьи. В комедии выступают люди разного общественного положения: от Фамусова и Хлёстовой до крепостных слуг. Действие разворачивается в доме Фамусова.
Представьте себе дом богатого московского барина первой половины ХIХ в. Мы входим в гостиную. (Чтение учениками 1-го и 2-го явления I действия.)
Учащиеся знакомятся с классификацией героев драматургических произведений:
Главные герои — герои, взаимодействие которых друг с другом развивает ход действия (определяет ход событий).
Второстепенные герои также участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют. Их образы психологически разработаны менее глубоко, чем образы главных героев.
Герои-маски — их образы предельно обобщены. Автору не интересна их психология, они занимают его лишь как важные «приметы времени». Или как вечные человеческие типы.
Внесценические персонажи — герои, чьи имена называются, но сами они на сцене не появляются и участия в действии не принимают.
— Можем ли мы дать индивидуальную характеристику каждого героя, исходя из этой классификации?
— Что за человек Фамусов? Как он относится к окружающим?
— Почему Павел Афанасьевич делает вид, что не замечает тайных свиданий дочери и Молчалина?
— С какого явления начинается завязка действия? (С 7-го, в котором на сцене появляется Чацкий.)
Беседа по содержанию 7-го явления:
— Как появляется Чацкий? Где он был? Какие черты характера героя сразу же бросаются в глаза?
— Как встречает его Софья?
— Каким образом Чацкий пытается вернуть «тон прежних отношений» с возлюбленной?
— Когда Софья начинает относиться к Чацкому с неприкрытой враждебностью? Почему?
— Чем обеспокоен Фамусов с приездом Чацкого? Почему он не видит достойных претендентов на руку своей дочери ни в Молчалине, ни в Чацком?
Итак, анализируя первое действие комедии, мы познакомились с действующими лицами.
— Понимает ли, наконец, Чацкий, что Софья влюблена в Молчалина? (Он «глуп сердцем».)
— Каков конфликт пьесы «Горе от ума» и в чем его своеобразие? В комедии два основных конфликта: любовные, с которого начинается пьеса, постепенно перерастает в социальный, когда противопоставляется «век нынешний» и «век минувший». Социальный конфликт оказывается шире и не укладывается в рамки любовного сюжета. В I действии развивается любовная линия, социальная же только намечена колкими замечаниями Чацкого в адрес старой Москвы.
II. Работа с текстом. Сегодня мы продолжаем изучение бессмертной комедии Грибоедова. Обратимся ко II действию. Давайте вспомним чем кончается I действие. Послушайте 1 явление II действия. (Выразительно читает ученик, подготовленный заранее.) Ответьте на вопросы:
— Каково настроение Фамусова в начале монолога? Что его беспокоит?
— Как меняется его настроение к концу речи? Что успокаивает героя?
— Как построил комедию автор?
— Давайте побеседуем по 2-му явлению (диалог Чацкого и Фамусова):
— Кто является инициатором спора — Фамусов или Чацкий?
— Это люди одной эпохи или разных?
— Что важно для «века минувшего»?
— А что важно для Чацкого?
— Почему оба собеседника оказываются в этой сцене в комическом положении?
(Чацкий, в пылу горячности, углубляется в свои размышления и философствует, не замечая, что его идеи не встречают ни сочувствия, ни понимания. Фамусов, не способный уловить ход мыслей Чацкого, подхватывает отдельные слова из его монолога и отзывается на них репликами: «Ах! Боже мой! он карбонарии!», «Опасный человек!», «Да он властей не признает!» и т. д. Возникает комическая ситуация, получившая название— «кто про что».)
— В разгар спора Чацкого с Фамусовым на сцене появляется полковник Скалозуб. Проследите по тексту, о чем говорит Скалозуб, какие слова употребляет в речи. Каковы его взгляды на жизнь, на карьеру?
— К какому поколению по возрасту ближе полковник? (К поколению Чацкого.) А по мировоззрению?
— Итак, после «оды» Фамусова Москве идет возмущенный, полный гнева монолог Чацкого «А судьи кто?».
— Чем вызван этот протест?
— Почему Чацкий говорит о «душевной нищете» поколения Фамусовых?
— Что понял Скалозуб из монолога Чацкого?
— С 7-го по 14-ое явление развивается любовная тема получается не один, а целых 3 любовных треугольника. Каких?
Изобразим их графически.
— Понимает ли, наконец, Чацкий, что Софьи влюблена в Молчалина?
Во II действии начинает развиваться общественный конфликт и усложняется любовная линия пьесы. Мы с вами определили основное содержание этих конфликтов.
Домашнее задание
1. Прочитать 3 и 4 действие комедии. Проанализировать движение конфликтов и развитие образов персонажей.
2. Выучить монолог Чацкого «А судьи кто?»
3.Подготовить сравнение «Века нынешнего» и «века минувшего» в высказываниях представителей.
«Горе от ума» связано с Москвой, возникшей после войны 1812 года. Содержание и персонажи комедии – это эпоха декабристов 1820-х годов. В ней протест против взяточников, чиновником, невежества, лжи, крепостного права.
А. С. Грибоедов всегда отрицал, что списывал своих героев с реальных лиц, говоря, что карикатуры он ненавидит. Но в образе Чацкого отразились многие черты самого Грибоедова: горячий, порывистый, независимый, свободолюбивый, резкий, горячо и искренне любящий свою Родину.
Когда–то Чацкий жил и воспитывался в доме Фамусова, потом дом и где-то скитался три года. Чацкий является в дом с внезапностью грома, своим появлением переполошив всех. Недаром Фамусовым говорит:
— Три года не писал двух слов!
И грянул вдруг как с облаков.
Какой же он, Чацкий? Он любит свою Родину и возвратившись говорит:
— Когда ж постранствуешь, воротишься домой,
И дым Отечества нам сладок и приятен!
Речь его кипит умом и остроумием. У него есть сердце и он честен. Этот человек не только умный, но и развитый, и как говорит о нем горничная Лиза:
— …Кто так чувствителен, и весел, и остер,
Как Александр Андреич Чацкий!
Меткое, свободное, пламенное слово – вот оружие Чацкого. Молчалин так говорит о нем:
— Ах! Злые языки страшнее пистолета.
Чацкий вбегает к Софье прямо из дорожного экипажа, не заезжая к себе домой. Он приехал в Москву к Софье, до других ему нет дела. Чацкий приходит к Софье, целует ей руку, радуется свиданию, хочет получить ответные чувства, но не находит их. Встреча с Софьей приносит разочарование. Чацкого поражают две особенности: Софья необыкновенно похорошела и охладела к нему. Она говорит о нем чуть ли не с ненавистью:
— Не человек, змея!
Чацкий верит в ее любовь, верит так, что не замечает ее отношения к себе. Но небольшое прояснение происходит после того, как Молчалин упал с лошади. Когда это произошло, Софья вскрикнула:
— Ах! Боже мой! упал, убился!
Чацкий понимает, что Софья его не любит, но не осознает этого до конца. Он хочет понять, почему она предпочла подлому, низкому Молчалину умного и смелого Чацкого?
Софья на протяжении всей комедии сторонится Чацкого, высмеивая его достоинства. Она не оставляет никаких недомолвок, она пряма и искренна и, несмотря на все внимание Чацкого, задает ему вопрос:
— На что вы мне?
Теперь уже Чацкий не требует от Софьи ответных чувств, он хочет разобраться в ее поступках, хочет знать достоинства Молчалина, которые увидела в нем.
В третьем действии он раньше всех приезжает на бал, чтобы откровенно поговорить с Софьей, и задает ей вопрос:
— Дознаться мне нельзя ли,
Хоть и некстати, нужды нет:
Кого вы любите?
После уклончивого ответа она признается, что ее отталкивает от Чацкого его непохожесть на других. Чацкий и сам это понимает:
— И я чего хочу, когда все решено?
Мне в петлю лезть, а ей смешно.
Признание Софьи удивляет Чацкого, и он теряет осторожность:
— Я странен, а не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож;
Молчалин, например…
Как только Софья услышала это, снова замкнулась. Но после этого в ней растет злобное раздражение…
Но Чацкий еще не успокоился. Он хочет понять какие чувства у Молчалина к Софье. Молчалин хитер, и его единственная страсть – сделать карьеру. Софья для него всего лишь способ, чтобы подняться. Чацкий напрасно недооценивал Молчалина. Его безмолвие вовсе не глупость. Белинский писал: «Молчалин дьявольски умен, когда дело касается его личной выгоды». Даже Софья в увлечении говорит о нем:
— …Он наконец: уступчив, скромен, тих.
В лице ни тени беспокойства,
И на душе проступков никаких,
Чужих и вкривь и вкось не рубит…
В ее словах вырисовывается истинный портрет Молчалина: умный, подлый, ничтожный, изворотливый, не имеющий собственных убеждений. Молчалин готов вынести любые унижения в борьбе за власть, богатство, силу. Итак, Молчалин – полная противоположность Чацкому.
Известный монолог Чацкого «А судьи кто?» рожден протестом» его отдают на суд Скалозуба! Но направлен этот монолог и против крепостного права, в нем идет речь об алчной страсти к мундирам и чинам. Чацкого возмущает, что его кто-то осуждает, ему навязывают службу, на что он отвечает:
— Служить бы рад, прислуживаться тошно.
— Кто служит делу, а не лицам…
Чацкий хочет служить Отечеству, рвется к занятиям наукой, к свободной жизни. Он не хочет ни перед кем преклоняться и никогда не станет этого делать. Но Фамусов опасается, говоря о нем:
— Он вольность хочет проповедать!
— Да он властей не признает!
«Не суди да не судим будешь» — гласит народная мудрость. Чацкий – беспощадный судья обычаев «фамусовского» общества, сам попадает под суд, в котором у него нет адвоката, но зато есть много обвинителей.
На балу Чацкий за короткий срок всех настроил против себя едкими репликами и насмешками. Он дает волю языку: рассердил старуху Хлестову, дал невпопад несколько советов Горичевым, резко оборвал графиню – внучку и опять задел Молчалина. Чацкий выходит из комнаты очень расстроенный и опять идет к Софье, надеялся на сочувствие. Он доверяет ей свое душевное состояние:
— … мильон терзаний
Груди от дружеских тисков,
Ногам от шарканья, ушам от восклицаний,
А пуще голове от всяких пустяков.
Душа здесь у меня каким-то горем сжата…
Он жалуется ей, не подозревая, какой заговор созрел против него. Софья устала от колкостей Чацкого и случайно роняет:
— Он не в своем уме.
Ей так проще объяснить язвительность Чацкого. Софья сначала напугалась, но чуть позже ее невольное предательство стало обдуманной местью:
— А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,
Угодно ль на себе примерить?
Софья, друг Чацкого, которую он любит, наносит ему удар в спину. Чацкий поражен!
Чацкий восклицает:
— Так! Отрезвился я сполна…
Что же это: поражение или прозрение? Гончаров сказал так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь, смертельный удар количеством силы свежей».
Что же видит Чацкий вокруг себя? Людей, которые ищут чинов, крестов, выгодной женитьбы. Он озлоблен на всех:
-… И на весь мир излить всю желчь и всю досаду.
С кем был! Куда меня закинула судьба!
Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых,
Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простяков,
Старух зловещих, стариков…
И он уезжает из Москвы:
— Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!
Карету мне, карету!
Чацкий обличает ложь и все то, что отжило, все то, что заглушает новую жизнь. Он знает, что воюет и что должна принести ему эта жизнь.
Изначально прототипом Чацкого был Чаадаев, который высказывал мысли о духовном застое, о национальном самодовольствии, также был объявлен сумасшедшим. В образе Чацкого представлена декабристская молодежь того времени накануне восстания. Слова Чацкого выражают мечтания поколения, мысли, связанные с вопросами прав и занятий молодого человека. Недаром Чацкий прямо говорит о своих трудах и этим самым хочет получить награду за них в любви Софии. Он упоминает о них:
— Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется — враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам Бог возбудит жар
К наукам творческим, высоким и прекрасным…
Чацкий говорит о себе как об одном из этих людей.
Чацкий – чужой среди своих. Именно поэтому он становиться в глазах общества, в котором вырос, сумасшедшим. Заграничные либеральные идеи начисто вытеснили из него предрассудки московского общества. Он оказался абсолютно одиноким среди своих соотечественников.
Чацкий — участник двух сюжетных линий, двух конфликтов. Во-первых, это любовный треугольник Чацкий – Софья – Молчалин. Во-вторых, это противостояние Чацкого и фамусовского общества.
Грибоедов писал, что в его пьесе «двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека». Но ум Чацкого в фамусовском обществе не просто бесполезен, он является бесспорным недостатком. «Да этакий ли ум семейство осчастливит?» — говорит Софья о Чацком.
Чацкий один смотрит на московскую жизнь здраво. Все герои комедии довольны своим положением, а Чацкий может его критиковать. Тем самым он разрушает основу существования фамусовского общества. Главный герой высмеивает любовь Софьи к Молчалину. Поэтому-то у неё и срывается с языка фраза: «Он не в своем уме». И пусть Софья сказала это случайно, она рада, что собеседник понял её в прямом, а не в переносном смысле:
Готов он верить!
А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,
Угодно ль на себя примерить?
Прототипом Чацкого стал декабрист Чаадаев. Явное созвучие в фамилиях еще раз подчеркивает замысел автора: показать вольнолюбивого, целеустремленного и способного возродить Россию, утонувшую в лести и предрассудках, человека. Чацкий всеми силами пытается открыть глаза фамусовскому обществу и убеждениями, и высмеиванием. Но стена между такими как Чацкий И Фамусов не поддается разрушению, поэтому не понятно: Чацкий ли отвергает общество или общество Чацкого? Все зависит от личной точки зрения. Фамусовское общество считает себя абсолютным победителем, а чАцкий удаляется не с торжеством, не с видом побежденного, а свидом человека, который разочаровался в самом дорогом:
Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок…
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок…
И Чацкий действительно должен был бежать, потому что такая жизнь как у Фамусова и его знакомых губительно, паразитически действует на сознание человека. Чацкий осознал, что в такой атмосфере можно задохнуться:
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Чацкий стал предшественником романтических героев: ищущих свободу, отвегнутых (или отвергающих?) общество. И как ни различны Печорин у Лермонтова и князь Андрей у Л. Толстого – они все так же, как и Чацкий страдают от нехватки правды и невозможности найти свободную истину.
В своей речи «о судьях» Чацкий разоблачает старое поколение, которое не принесло никакой пользы Родине, только грабило государство, богатело за счет друзей и родственников, проводило свои дни раздольно, заботясь лишь о высоких чинах, званных обедах и многочисленных визитах. Главный герой видит смысл жизни в служении народу, высказывает неприязнь в отношении крепостного права, что отразилось в его воспоминаниях о крепостном театре, о «Несторе негодяев знатных» , обменявшем своих верных слуг на трёх борзых собак, о распроданных крепостных детях, отобранных у родителей. Чацкий является гуманистом, защищает свободу и независимость личности, право выбирать себе занятие: путешествовать, «вперить ум» в науки или посвятить себя «искусствам творческим, высоким и прекрасным» . Он утверждает прогрессивные идеи, уважение к национальному языку и культуре, к просвещению. Произнося свою речь, Чацкий выступает от всего поколения, которое хочет изменить предрассудки старого общества.
Он негодует, что стоит хоть одному чем-то искренне увлечься и думать не о чинах и деньгах, а о бескорыстном труде на благо родины — будь то в науке или искусстве, как тотчас агрессивная серость стремится подавить эти ростки свежей мысли и чувства, потому что тогда сразу становится ясно всё несоответствие подлецов и лицемеров нормальному человеческому состоянию.
Мы узнаем, что Чацкий — человек прогрессивный и демократический, личность, полная чувства собственного достоинства. Так, он заявляет Фамусову, что готов служить, но по «новым законам»: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
По мнению же Фамусова, «служить» — это уметь пользоваться возможностями, которые плывут в руки. Да при этом еще нужно помочь обзавестись «теплым местечком» и своим родным, знакомым: «Ну как не порадеть родному человечку!» Сама суть «службы» мало заботит Павла Афанасьевича: «Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой».
Чацкий оценивает людей не по их богатству и связям, а по личным достоинствам — уму, образованности, порядочности. Кроме того, превыше всего Чацкий ставит свободу — в мыслях, чувствах, поступках. Он выступает за свободу выбора в занятиях (служить или не служить), в чувствах, вообще в жизни.
Анализ 4 действия.
Звучит вальс Грибоедова.
Слово учителя. (На этом уроке заканчивается знакомство с содержанием комедии, выясняется, что в «Горе от ума» Грибоедов дал широчайшую картину русской жизни первой четверти 19 века, воспроизвел с необыкновенным мастерством общественную борьбу, которая развернулась во всей России, а не только в Москве, между двумя лагерями: передовыми людьми, сторонниками идей декабристов, и крепостниками, оплотом всего старого костного).
Проверка домашнего задания. Чтение наизусть монологов Чацкого и Фамусова.
Слово учителя. Предлагаю вам ряд вопросов, которые помогут сделать выводы: горе умного человека, причина трагедии Чацкого заключается в том, что в обществе фамусовых, скалозубов, молчалиных гибнут все лучшие человеческие качества (передовые взгляды, ум, благородные стремления, любовь, порядочность и т. д).
1.В чем заключаются интересы гостей Фамусова?
2.Кто первый распустил слух о сумасшествии Чацкого?
3.Как к этому отнеслись гости Фамусова? Почему?
4.Как это их характеризует?
5.Что вносит нового сцена разъезда в характеристику уже знакомых нам персонажей?
6.Чем дополняет образы комедии Репетилов? (6 явл. из 14)
7.Какую роль играет последний монолог Чацкого в идейном содержании комедии?
(Выводы после беседы делают учащиеся, используя строки комедии).
Слово учителя. (Молчалин не вступает в борьбу, но появляется после окончания схватки, чтобы присоединиться к победителям. Для молодежи 1860 годов МОЛЧАЛИН был самой бранной кличкой. Молчалины господствуют на свете!)
Слово учителя. В этом – весь Молчалин, его мораль, принципы, которым он следует. Его тон и поведение меняются (явл. 11), когда он видит, что Софья все знает о его подлости: унижается, извивается, как червь, ползает у ее ног.
Вывод учащиеся записывают в тетради. «Умеренность и аккуратность» — это тонко и четко, точно выверенная стратегия и тактика поведения в жизни. Это продуманная соразмерность поступков и слов, чувств и намерений. Почести и знатность – вот к чему стремится Молчалин.
Дополнения к характеру Фамусова (готовят учащиеся).
-Кто такой Репетилов? Чтение явл. 17 ( Приведенный текст – не столько попытка завербовать сторонника, сколько гневное осуждение сообщника, пытающегося уклониться от единомыслия. «Да кК вы! Можно ль против всех!)
Учитель. Комедия заканчивается монологом Чацкого, который подводит итог непримиримому разрыву Чацкого с фамусовской Москвой, выносит последний приговор обществу дворян – крепостников.
Прослушивание монолога Чацкого. … Не образумлюсь, виноват, и слушаю, не понимаю…
Домашнее задание. А.С. Гончаров «Мильён терзаний». Составить тезисный план статьи.
Составьте карту разбитого сердца — измените мир
Первый шаг к осмысленной благотворительности — определить проблему или причину, которая действительно важна для вас. Это важно, потому что, если вы не вкладываете в это свое сердце, если вы действительно не испытываете к чему-то страсти, трудно оставаться преданным и вовлеченным в течение долгого времени.
«Если вы хотите найти свою страсть, сдайтесь своему горю.
Ваше разбитое сердце указывает на истинный север…»
– Умаир Хак
Педагог Анджела Майерс говорит: «Найти свою страсть; сдаться своему разбитому сердцу на самом деле означает найти то, что действительно движет вами. Обнаружение того, что вас раздражает и разбивает ваше сердце, может стать первым шагом в этом направлении».
Когда что-то действительно разбивает тебе сердце, ты чувствуешь необходимость что-то с этим сделать. Вы верите, что миру нужно то, что есть у вас, и вы стремитесь действовать и что-то менять.
Итак, что для вас важно? Чем вы увлекаетесь?
После того, как ваше сердце разбито, начинается с картирования сердец, процесса, который можно выполнять индивидуально или в группе.
Вы можете определить тему или проблемную область, например, недавнюю стрельбу в школе или любимый пруд, или продолжить мозговой штурм.1. Начните с рисования сердца на большом листе бумаги. Проведите линию посередине, разделив ее пополам. В левой части сердца нарисуйте или напишите вещей, которыми вы увлечены, используя эти вопросы, чтобы направить свое мышление:
- Что делает вас счастливым? Где ты счастливее всего? Почему?
- Чем ты гордишься?
- Кого ты любишь? Кем вы восхищаетесь? Почему?
- Что было самым веселым в твоей жизни? Какое ваше любимое воспоминание?
- Какое имущество или деятельность для вас наиболее важны или приносят вам радость? Почему?
- От чего переполняется твое сердце?
- Что вам нравится в обозначенной теме?
- Примечание: если тема негативная, например стрельба в школе, настройте левую половину так, чтобы она определяла идеал, например «Что определяет безопасное пространство?»
2. Затем спросите себя, что разбивает вам сердце в любой из этих вещей. На правой стороне сердца нарисуй или напиши все то, что разбивает тебе сердце.
Например, вы можете страстно любить готовить, но ваше сердце разбивается от того, что у кого-то нет доступа к хорошей еде. Или вы можете быть увлечены чтением, но ваше сердце разбито тем, что хорошие книги доступны не всем. Вам может нравиться местный пруд, но то, что многие растения вымирают, разбивает вам сердце. Вы можете ценить место, где вас слышат, но ваше сердце разбивается от того, что люди ведут себя так, как будто стрельбу в школе нельзя предотвратить.
3. Теперь в пространстве за пределами вашего сердца нарисуйте или напишите свои идеи, большие и маленькие, о способах решения этих проблем. Каждая идея представляет собой шаг, который вы можете предпринять, чтобы внести позитивные изменения.
Вот несколько вопросов, которые помогут вам задуматься:
- какая творческая или новая деятельность может изменить ситуацию?
- Какие конкретные люди или места нуждаются в поддержке?
- Какие повседневные дела они делают или мы можем делать вместе?
- Какие ресурсы уже существуют, которые я могу поддерживать?
Эти дети превратили свои горести в открытия:
- Ричард Турере: Мое изобретение, помирившее львов
- 10 великих филантропов в детстве
- Молодые люди меняют мир – дети, изменившие мир
- Восемь детей меняют мир к лучшему
Ты тоже можешь!
Вариации… Душевные связи
- Вместо того, чтобы составлять карту своего горя в одиночку, объединитесь с одним или двумя друзьями. Затем используйте стикеры с цветовой кодировкой, чтобы добавить свои идеи по решению проблем, которые разбили ваше сердце.
- Расширение… Превратите разбитое сердце в прорыв: Следующим практическим шагом будет узнать больше о проблеме с разбитым сердцем. Поиск в Интернете, беседы с людьми, затронутыми этой проблемой, а также с людьми, уже работающими над переменами, — все это отличные места для начала. Вы быстро обнаружите, что ответ на один вопрос ведет к другому, а потом к третьему, но вскоре ваш путь прояснится.
- Запишите и поделитесь тем, что вы узнали о проблеме с разбитым сердцем, и своими идеями по ее решению, используя один из множества онлайн-инструментов инфографики, таких как Glogster, Easel.ly или Visual.ly. Или сделайте видео на YouTube или Vine. Загрузите свою инфографику или видео на сайты социальных сетей, чтобы вдохновить других, разделяющих ваше горе, принять участие.
Поделитесь с нами своим сердцем!
Мы с радостью опубликуем вашу карту горя и достижений на веб-сайте «Учимся давать». Просто отправьте их на [email protected]
32 Советы по продвижению вперед
Мы включили продукты, которые, по нашему мнению, будут полезны нашим читателям. Если вы покупаете по ссылкам на этой странице, мы можем получить небольшую комиссию. Вот наш процесс.
Healthline показывает вам только бренды и продукты, за которые мы поддерживаем.
Наша команда тщательно изучает и оценивает рекомендации, которые мы делаем на нашем сайте. Чтобы установить, что производители продукции соблюдали стандарты безопасности и эффективности, мы:
- Оцените ингредиенты и состав: Могут ли они причинить вред?
- Проверьте все заявления о пользе для здоровья: Соответствуют ли они существующим научным данным?
- Оцените бренд: Работает ли он добросовестно и соответствует ли он лучшим отраслевым практикам?
Мы проводим исследования, чтобы вы могли найти надежные продукты для вашего здоровья и хорошего самочувствия.
Узнайте больше о нашем процессе проверки.Было ли это полезно?
Разбитое сердце — это универсальное переживание, сопровождающееся сильной эмоциональной болью и страданием.
В то время как многие люди связывают разбитое сердце с окончанием романтических отношений, терапевт Дженна Палумбо, LCPC, подчеркивает, что «горе сложно». Смерть любимого человека, потеря работы, смена карьеры, потеря близкого друга — все это может оставить вас с разбитым сердцем и ощущением, что ваш мир уже никогда не будет прежним.
Ничего не поделаешь: на исцеление разбитого сердца нужно время. Но есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы поддержать себя в процессе выздоровления и защитить свое эмоциональное благополучие.
Очень важно позаботиться о своих потребностях после разбитого сердца, даже если вам не всегда хочется этого.
Разрешите себе горевать
Горе не одинаково для всех, говорит Палумбо, и лучшее, что вы можете сделать для себя, — это позволить себе прочувствовать всю свою печаль, гнев, одиночество или вину.
«Иногда, делая это, вы бессознательно позволяете окружающим чувствовать и свое горе, и вы больше не будете чувствовать себя одиноким в этом». Вы просто можете обнаружить, что друг прошел через подобную боль и может дать вам несколько советов.
Позаботьтесь о себе
Когда вы находитесь в разгар горя, легко забыть позаботиться о своих личных потребностях. Но скорбь — это не только эмоциональный опыт, она также истощает вас физически. Действительно, исследования показали, что физическая и эмоциональная боль проходят по одним и тем же путям в мозгу.
Глубокое дыхание, медитация и физические упражнения могут быть отличными способами сохранения энергии. Но и корить себя за это тоже не стоит. Просто прилагая усилия к тому, чтобы есть и избегать обезвоживания, можно пройти долгий путь. Делайте это медленно, один день за раз.
Лидируйте, сообщая людям, что вам нужно
Каждый справляется с потерей по-своему, говорит Кристен Карпентер, доктор философии, психолог кафедры психиатрии и поведенческой медицины Медицинского центра Векснера Университета штата Огайо.
Она советует четко определиться, предпочитаете ли вы горевать наедине, с поддержкой близких друзей или с широким кругом людей, доступных через социальные сети.
Если вы сообщите о своих потребностях, это избавит вас от попыток думать о чем-то в данный момент, говорит Карпентер, и позволит тому, кто хочет поддержать вас, помочь вам и облегчить вашу жизнь, вычеркнув что-то из вашего списка.
Запишите, что вам нужно (также известный как «метод карточек»)
Как это работает:
- Сядьте и составьте список того, что вам нужно, включая потребности в материальной и эмоциональной поддержке. Это может быть стрижка травы, покупка продуктов или просто разговор по телефону.
- Возьмите стопку карточек и запишите по одному элементу на каждой карточке.
- Когда люди спрашивают, чем они могут помочь, дайте им карточку для заметок или попросите их выбрать то, что, по их мнению, они могут сделать. Это избавляет от необходимости сразу же формулировать свои потребности, когда кто-то спрашивает.
Выход на улицу
Исследования показали, что, проводя всего 2 часа в неделю на свежем воздухе, можно улучшить свое психическое и физическое здоровье. Если вы можете выбраться на какой-нибудь красивый пейзаж, отлично. Но даже регулярные прогулки по окрестностям могут помочь.
Читайте книги по саморазвитию и слушайте подкасты
Знание того, что другие прошли через подобный опыт и вышли на другую сторону, может помочь вам чувствовать себя менее одиноким.
Чтение книги (у нас есть некоторые рекомендации далее в этой статье) или прослушивание подкаста о вашей конкретной утрате также может дать вам подтверждение и помочь вам справиться со своими эмоциями.
Попробуйте какое-нибудь приятное занятие
Каждый день выделяйте время для того, чтобы делать что-то позитивное, будь то ведение дневника, встреча с близким другом или просмотр шоу, которое заставляет вас смеяться.
Планирование моментов, которые приносят вам радость, жизненно важно для исцеления разбитого сердца.
Обратитесь за профессиональной помощью
Важно говорить о своих чувствах с другими, а не подавлять себя. Это легче сказать, чем сделать, и совершенно нормально нуждаться в дополнительной помощи.
Если вы обнаружите, что ваше горе слишком велико, чтобы вынести его в одиночку, специалист по психическому здоровью может помочь вам справиться с болезненными эмоциями. Даже два или три сеанса могут помочь вам разработать новые инструменты преодоления трудностей.
Поделиться на Pinterest
Дав себе немного времени для скорби и заботы о своих потребностях, начните создавать новые привычки и привычки, которые помогут вам продолжать справляться с потерей.
Не пытайтесь подавить боль
«Не тратьте энергию на чувство стыда или вины за свои чувства», — говорит Карпентер. Вместо этого «вложите эту энергию в конкретные усилия, чтобы почувствовать себя лучше и исцелиться».
Выделите себе от 10 до 15 минут каждый день, чтобы признать и почувствовать свою печаль. Уделяя ему некоторое внимание, вы можете обнаружить, что он появляется все реже и реже в течение дня.
Практикуйте сострадание к себе
Сострадание к себе предполагает отношение к себе с любовью и уважением, но без осуждения себя.
Подумайте, как бы вы поступили с близким другом или членом семьи, переживающим трудные времена. Что бы вы им сказали? Что бы вы им предложили? Как бы вы показали им, что вам не все равно? Возьмите свои ответы и примените их к себе.
Освободите место в своем расписании
Когда вы переживаете трудные времена, можно легко отвлечься на какие-нибудь дела. Хотя это может быть полезно, убедитесь, что вы все еще оставляете себе пространство для обработки своих чувств и отдыха.
Поощряйте новые традиции
Если вы разорвали отношения или потеряли любимого человека, вы можете почувствовать, что потеряли традиции и ритуалы всей своей жизни. Праздники могут быть особенно тяжелыми.
Позвольте друзьям и семье помочь вам создать новые традиции и воспоминания. Не стесняйтесь обращаться за дополнительной поддержкой во время больших праздников.
Запишите это
Когда у вас будет время посидеть со своими чувствами, ведение дневника поможет вам лучше организовать их и даст вам возможность выплеснуть любые эмоции, которыми может быть трудно поделиться с другими.
Вот руководство для начала.
Найдите систему поддержки
Регулярное посещение или участие в очных или онлайн-группах поддержки может создать безопасную среду, которая поможет вам справиться с ситуацией. Также полезно делиться своими чувствами и проблемами с теми, кто находится в похожей ситуации.
Свяжитесь с самим собой
Переживая большую потерю или перемену, вы можете почувствовать некоторую неуверенность в себе и в том, кто вы есть. Вы можете сделать это, подключившись к своему телу через упражнения, проведя время на природе или связавшись со своими духовными и философскими убеждениями.
Поделиться на Pinterest
Во время процесса исцеления разбитого сердца полезно иметь реалистичные ожидания в отношении этого процесса. От поп-песен до романтических комедий общество может дать искаженное представление о том, что на самом деле влечет за собой горе.
Вот несколько вещей, о которых следует помнить.
Ваш опыт действителен
Смерть любимого человека — это более явная форма горя, объясняет Палумбо, но скрытое горе может выглядеть как потеря дружбы или отношений. Или, может быть, вы начинаете новый этап своей жизни, меняя карьеру или становясь пустым гнездом.
Что бы это ни было, важно признать свое горе. Это просто означает признание того влияния, которое оно оказало на вашу жизнь.
Это не соревнование
Естественно сравнивать свою ситуацию с ситуацией других, но разбитое сердце и скорбь — это не соревнование.
То, что это потеря дружбы, а не смерть друга, не означает, что процесс не тот, говорит Палумбо. «Вы заново учитесь жить в мире без важных отношений, которые у вас когда-то были».
Нет срока годности
Горе не одинаково для всех и не имеет расписания. Избегайте заявлений типа «Мне пора уже двигаться дальше» и уделяйте себе столько времени, сколько вам нужно, чтобы исцелиться.
Тебе не избежать этого
Как бы трудно это ни было, ты должен пройти через это. Чем больше вы откладываете борьбу с болезненными эмоциями, тем больше времени вам понадобится, чтобы начать чувствовать себя лучше.
Ожидайте неожиданного
По мере того, как растет ваше горе, будет увеличиваться интенсивность и частота разбитого сердца. Иногда это будет ощущаться как мягкие волны, которые приходят и уходят. Но в некоторые дни это может ощущаться как неконтролируемый всплеск эмоций. Старайтесь не судить, как проявляются ваши эмоции.
У вас будут периоды счастья
Помните, что переживать моменты радости во время горя — это нормально. Проводите часть каждого дня, сосредотачиваясь на настоящем моменте, и позвольте себе наслаждаться хорошими вещами в жизни.
Если вы переживаете потерю близкого человека, это может вызвать чувство вины. Но переживание радости и счастья имеет решающее значение для движения вперед. И принуждение себя оставаться в негативном состоянии ума не изменит ситуацию.
Быть не в порядке — это нормально
Глубокая утрата, например, смерть близкого человека, будет сильно отличаться от отказа от работы, отмечает терапевт Виктория Фишер, LMSW. «В обоих случаях крайне важно позволить себе чувствовать то, что вы чувствуете, и помнить, что не быть в порядке — это нормально».
Даже если вы делаете все возможное, чтобы справиться с разбитым сердцем, у вас, вероятно, все равно будут выходные. Возьми их, когда они придут, и попробуй еще раз завтра.
Стремитесь к самопринятию
Не ждите, что ваше страдание исчезнет раньше, чем когда оно будет готово. Постарайтесь принять свою новую реальность и понять, что вашему горю потребуется некоторое время, чтобы залечить раны.
Поделиться на Pinterest
Когда вы сталкиваетесь с разбитым сердцем, книги могут быть как отвлечением, так и исцеляющим средством. Они также не должны быть большими книгами по самопомощи. Личные рассказы о том, как другие пережили горе, могут быть столь же мощными.
Вот несколько заголовков для начала.
Маленькие красивые вещи: советы о любви и жизни от Дорогой Сахар
Шерил Стрэйд, автор бестселлера «Дикая природа», собрала вопросы и ответы из своей ранее анонимной колонки советов. Каждый подробный ответ предлагает проницательный и сострадательный совет для всех, кто пережил широкий спектр потерь, включая неверность, брак без любви или смерть в семье.
Купить онлайн.
Маленькие победы: замечая невероятные моменты благодати
Известный писатель Энн Ламотт рассказывает глубокие, честные и неожиданные истории, которые учат нас, как обратиться к любви даже в самых безнадежных ситуациях. Просто имейте в виду, что в ее работах есть религиозный подтекст.
Купить онлайн.
Люблю тебя, как небо: пережить самоубийство возлюбленного
Психолог и пережившая самоубийство доктор Сара Нойштадтер дает дорожную карту, помогающую преодолеть сложные эмоции горя и превращающую отчаяние в красоту.
Покупка онлайн.
Мудрость разбитого сердца: как превратить боль расставания в исцеление, озарение и новую любовь
Своей нежной, ободряющей мудростью Сьюзан Пайвер предлагает рекомендации по восстановлению после травмы разбитого сердца. Думайте об этом как о рецепте, как справиться с болью и разочарованием расставания.
Купить онлайн.
О том, как быть человеком: воспоминания о том, как просыпаться, жить по-настоящему и усердно слушать для других.
Покупка онлайн.
Год волшебного мышления
Всем, кто пережил внезапную смерть супруга, Джоан Дидион предлагает грубое и честное изображение брака и жизни, в которой исследуются болезни, травмы и смерть.
Купить онлайн.
Ни грязи, ни лотоса
С состраданием и простотой буддийский монах и беженец из Вьетнама Тхич Нхат Хан предлагает практики для принятия боли и обретения истинной радости.
Купить онлайн.