Томас беккет биография: убийство у алтаря – Статьи

Содержание

Томас Бекет, бунтарь и мученик: история дружбы, закончившейся убийством

  • Яна Литвинова
  • Би-би-си, Лондон

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, Immanuel Giel

Подпись к фото,

Кентерберийский собор стал и местом смерти, и местом захоронения архиепископа Кентерберийского Томаса Бекета. Его гибель наложила темное клеймо на царствование первого короля из династии Плантагенетов, Генриха II

21 декабря 1119 года в семье состоятельного лондонского торговца родился мальчик, которого назвали Томасом. Через 14 лет по другую сторону Ла-Манша, в графстве Анжуйском родился другой ребенок, которого назвали в честь деда — Генрихом.

Одному из них было суждено стать первым королем из династии Плантагенетов, второму — главным церковным иерархом Англии, а после смерти — христианским мучеником. История сковала их намертво, так что, говоря об одном, невозможно проигнорировать другого.

Вообще-то, даже если отринуть «высокий стиль», все равно придется признать, что отношения этих исторических персонажей достойны как минимум пера Шекспира, или какой-нибудь древнегреческой трагедии. Но начнем по порядку.

Небольшое примечание: По некоторым источникам, Томас Бекет родился в 1118 году, другие же туманно говорят, что это произошло где-то в районе 1120 года. Так чтодавайте возьмем среднее арифметическое.

Король разоренной страны

Автор фото, Materialscientist for Wikimedia Commons

Подпись к фото,

Генрих II, первый король Англии из династии Плантагенетов. Получил печальную известность как человек, приказавший убить Томаса Бекета. На самом деле, это не совсем справедливо, учитывая, что сделал он и немало хорошего

Генрих Плантагенет, он же король Англии Генрих II, который также носил титул графа Анжуйского и, благодаря удачному браку, герцога Аквитанского, был по воспоминаниям современников человеком со взрывным характером и бешеной энергией.

Английская корона ему вроде бы полагалась по праву, но заполучить ее было совсем непросто. Дело в том, что мать Генриха, Матильда, была последним оставшимся в живых законным ребенком Генриха I, но трон захватил ее двоюродный брат Стефан. Прав у него было поменьше, зато он был мужчиной, что по тем временам было большим преимуществом.

Стефан с Матильдой так долго молотили друг друга (в английкой историографии этот период называется «анархией»), что английское королевство фактически превратилось, говоря современным языком, в недееспособное государство. Каждый богатый землевладелец строил замки покрепче, набирал солдат посвирепее и жил тем, что попеременно грабил одних соседей и отбивался от других. Так что к тому моменту, когда Генрих получил корону, а был ему всего 21 год, его главной задачей было привести эту свою вотчину в относительный порядок.

Подпись к фото,

Самый первый свод английских законов. Манускрипт хранится в одном из колледжей Оксфордского университета

На самом деле он значительно опередил свое время, потому что упор в управлении делал не на силу, а на закон. До него любые споры решались либо королем, либо мордобоем (рыцарским или не слишком рыцарским поединком). Способ, конечно, действенный, но далеко не всегда справедливый.

Генрих ввел институт судей, которые разъезжали по стране и разбирались со всякими нарушениями и диспутами. Бароны, конечно, были от такой смены курса не в восторге, но как-то все стало постепенно налаживаться.

И налаживалось бы и дальше, если бы не церковь, которая общим законам подчиняться категорически не хотела.

Богу — Богово, а кесарю — кесарево

Подпись к фото,

Голова статуи Томаса Бекета в Санском соборе в Бургундии. Бегет, конечно, был англичанином, но, став святым, стал принадлежать всему католическому миру

Духовенство светским королевским судам не подчинялось. Все его представители были подсудны исключительно церковному суду. И самым страшным наказанием, даже за убийство, было в худшем случае лишение сана, но, если повезет, можно было отделаться простым перемещением из одной епархии в другую.

Генриха это страшно раздражало. Судите сами: практически пятая часть подданных ему совершенно не подчинялась. И власти над главным представителем церкви в королевстве, архиепископом Кентерберийским, у него не было никакой. И вообще архиепископ был подданным не короля, а церкви и папы. Генрих скрежетал зубами, но ничего поделать не мог.

Восхождение к власти

Подпись к фото,

Средневековая карта Лондона. Где-то здесь был дом отца Бекета. Некоторые историки считают, что Бекет был первым не дворянином, оставившим заметный след в истории Англии

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

Томас Бекет сделал невероятную карьеру, причем не только по тем временам, но и по нынешним. Особой знатностью он не отличался. Вроде бы где-то в его родословную затесался какой-то рыцарь из Нормандии, но ничего выдающегося. Этого ему хватило для того, чтобы слегка пообтесаться в верхних эшелонах общества, но не для того, чтобы войти в них, скажем, с парадного входа.

Какое-то образование Бекет получил, но, например по-латыни (а это было обязательным условием для образованного человека) и читал, и писал очень приблизительно. Да и особых возможностей для углубленного постижения наук у него не было, поскольку у отца его начались проблемы с деньгами, и он дал понять сыну, что тот должен сам как-то зарабатывать.

Судя по всему, Бекет был человеком в административном плане талантливым и вскоре оказался в канцелярии Теобальда де Бека, архиепископа Кентерберийского. Архиепископ его таланты заметил, всячески его продвигал и в какой-то момент рекомендовал своего подчиненного королю, которому как раз в то время требовался канцлер.

Восхождение к церкви

Подпись к фото,

Витраж в Кентерберийском соборе. Томас Бекет отнесся к своим обязанностям главного церковного иерарха Англии гораздо серьезнее, чем этого хотелось бы королю

Король и канцлер были друг на друга совсем не похожи. Бекет был высоким и худым, Генрих — среднего роста и плотно сбитым. Бекет обожал роскошь, дорогие наряды и прочие аксессуары власти и богатства, Генрих на них особого внимания не обращал.

Что не помешало им стать близкими друзьями. Уильям Фицстивен, который позднее стал одним из близких соратников Бекета, рассказывал, что эти двое вместе охотились, развлекались и друг над другом подтрунивали, как мальчишки.

Обоим эти тесные отношения были на руку. Бекет фактически занимался повседневной рутиной управления государством, король же вел себя по-королевски и в такие мелочи не влезал. Так бы, вероятно, эта дружба и продолжалась, если бы не смерть архиепископа Теобальда.

Генрих явно решил, что самой лучшей кандидатурой на вакантный пост будет его канцлер и друг, который будет на все соглашаться и положит конец «несправедливой» практике отдельного суда для служителей церкви.

Подпись к фото,

Бекет и Генрих. Тесная дружба обернулась противостоянием не на жизнь, а на смерть

Духовенство от такого предложения просто взвыло в негодовании! Мало того, что король пытался им навязать своего «счетовода», но архиепископу Кенберберийскому вообще-то полагалось быть монахом, а Бекет им никак не был.

Однако спорить с королем было и сложно, и опасно, Генрих включил на полную катушку свой плантагенетовский темперамент, и монахи пошли на попятную.

А что думал по этому поводу сам Бекет? Жизнь у него была более чем комфортная, положение — более чем высокое, друг — самый что ни на есть главный в государстве. Опять же, если верить современникам, Бекет был невероятно прозорлив и сказал королю, что если тот будет на своем настаивать, дело кончится тем, что они возненавидят друг друга.

Но Генрих был уверен в обратном: теперь, когда ему удалось посадить в главное церковное кресло страны своего человека, все будет просто замечательно.

Не тут-то было.

Восхождение к вере

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Кентерберийский собор. В нем начиналась церковная карьера Бекета, в нем же она и закончилась

Сейчас уже никто не может точно сказать, почему архиепископская митра сделала из недавнего гедониста сурового аскета. Правда, в XII веке отношение к вере было существенно более серьезным. Бекет начал с того, что отказался от поста канцлера, сказав, что не может одновременно управлять и духовными, и светскими делами. Для короля это стало первой неприятной неожиданностью.

С Бекетом же произошла полная метаморфоза: он отказался от богатого стола, облачился во власяницу, которую носил под епископскими одеяниями, и, несмотря на то, что ему по должности полагалась удобная кровать, спал каждую ночь на каменном полу.

И если раньше он всеми силами отстаивал интересы короля, то теперь с такой же страстью стал защитником интересов церкви и духовенства.

Автор фото, Ealdgyth

Подпись к фото,

Надгробие одного из архиепископов в Кентерберийском соборе. Три ворона на желтом поле — предполагаемый герб архиепископа Бекета

Современники недоумевали и по поводу еще одной перемены: если раньше Бекет с удовольствием вел легкие, приятные и остроумные беседы, то теперь его взгляд оживал, а голос приобретал особую звучность только когда он говорил о господней славе и спасении человеческих душ.

Король-то думал, что получит ручного церковного администратора, а оказалось, что он сам, исключительно по своей воле посадил себе на шею воинственного проповедника. Генрих отличался энергией и терпением атомного реактора и, судя по всему, у него в голове началась цепная реакция.

Не прошло и нескольких месяцев, как пламенная вера столкнулась с не менее пламенным оскорбленным величеством. Последствия не заставили себя ждать.

Восхождение к мученичеству

Автор фото, Palazzo Pubblico, Siena

Подпись к фото,

Папа Александр III (тот самый) принимает послов. Фреска из Палаццо Публико в Сиене. Папа ссориться с Генрихом II не хотел, но и официальный документ, ограничивающий свободы церкви, подписывать не хотел

Серьезные проблемы начались все из-за того же вопроса: кто будет судить духовенство? В 1164 году король и группа епископов пришли к компромиссу, согласно которому светское правосудие получало какую-то власть и над клиром. Бекет был не в восторге, но поначалу, хоть и ворча, вроде бы согласился. Однако, когда пришло время поставить под согласованным документом подпись, архиепископ закусил удила. Честно говоря, этот компромисс был не так уж и плох, и даже тогдашний папа Александр III против него особо не возражал и даже посоветовал Бекету документ подписать.

Но тот уперся, сказав, что подпишет только в том случае, если папа сам лично издаст соответствующую буллу, в которой этой подписи потребует.

В результате строптивый архиепископ поставил в неудобное положение и тех епископов, которые пошли на компромисс, и даже папу римского. Одно дело — устно и по-семейному увещевать слишком активное чадо, и совсем другое — официально подтвердить свое согласие на ущемление церковных прав. Папа не стал идти официальным путем, а Бекет не стал подписывать.

Подпись к фото,

После незадавшегося судилища Бекету ничего не оставалось, кроме как сбежать во Францию

Генрих пришел в бешенство, епископам стало сильно не по себе, но Бекет в глазах простого английского люда быстро становился героем и святым, который не поступился принципами даже под угрозой королевского гнева.

Разозленный король сделал еще одну большую глупость и привлек Бекета к суду за… растрату средств в его бытность канцлером. Бекет на суд явился, но вел себя гордо и неуступчиво. Говорят, что Бекет юрисдикцию суда не признал, обозвал своих противников словами из лексикона жителей лондонского Ист-Энда (их можно недвусмысленно перевести на русский язык, но приличия и редакционная политика не позволяют), покинул суд, сообразил, что жизни его угрожает опасность, и сбежал во Францию.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Церковь Святого мученика Томаса Бекета на болотах в графстве Кент. Конечно, в то время, когда он бежал во Францию, Бекет официально еще святым не был, но народ уже почитал его святым и героем

Там он и провел семь лет, и все это время они с королем обменивались гневными письмами и угрозами. Как ни странно, но Генриху в этой ситуации было хуже. Потому что Бекет, благодаря занимаемой должности, имел право отлучить короля от церкви. В Средние века это грозило таким количеством неприятностей, особенно в политике, что король всеми силами старался такого исхода избежать.

В конце концов, стороны договорились о встрече, и Генрих отправился во Францию. Во время личной беседы король, как говорят, с тоской вспоминал их прежнюю дружбу и даже пообещал Бекету выполнить практически все его условия. В том числе он дал свое королевское слово, что не будет чинить никакой расправы над теми людьми, светскими и церковными, которые выступили в этом споре не на его стороне.

И Бекет получил разрешение вернуться в Англию. Но, ступив на родную землю, повел себя совсем не по протоколу.

Автор фото, Wikimedia Commons

Подпись к фото,

Канал в Кентербери. Западные ворота, картина английского художника XVIII века Пола Сэндби. Это место, кстати, прекрасно распознается в Кентербери и сейчас

Для начала он отлучил от церкви тех епископов, которые приняли сторону короля. Казалось бы, любое джентльменское соглашение должно соблюдаться по принципу «ты — мне, я — тебе». Но Бекет уступки короля принял, а сам не сдвинулся с занимаемой позиции ни на дюйм.

Он не просто вернулся в Кентербери, но его путь превратился в настоящее триумфальное шествие. Простой люд выстраивался вдоль дороги, плача от радости и крича от восторга при виде этого героического священника, который не побоялся пойти против самого короля.

Когда Генриху доложили о триумфальном возвращении архиепископа и проведенном им отлучении, король взорвался как тот самый перегретый котел: «Я взрастил в своем королевстве и приблизил к себе слабаков и жалких людишек, которые настолько не преданны своему королю, что позволяют какому-то низкородному священнику над ним насмехаться!»

В дальнейших пересказах гневный вопль короля стал гораздо короче: «Неужели не найдется человека, который бы избавил меня от этого непокорного попа?!»

Восхождение к святости

Автор фото, Wikimedia Commons

Подпись к фото,

Убийство архиепископа в соборе было в XII веке делом настолько неслыханным, что потрясло воображение всего католического мира. Фрески с изображением мученичества Томаса Бекета появились во многих странах. Это — Голландия, XV век

Эти неосторожные слова Генрих гневно прорычал в Нормандии. Что не помешало четырем королевским рыцарям их услышать и интерпретировать соответствующим образом. Реджинальд Фицерс, Хью де Морвиль, Уильям де Треси и Ричард ле Бретон не стали терять времени и прямиком, хотя и через Ла-Манш, направились в Кентербери, чтобы с архиепископом разобраться.

Судя по всему, далее события развивались следующим образом. Поначалу рыцари потребовали, чтобы Бекет признал свои ошибки и незамедлительно отправился бы в Винчестер, чтобы объяснить свои предательсткие действия по отношению к королю. Бекет ехать в Винчестер отказался и вернулся в собор к своим обязанностям.

В Средние века соборы и церкви обладали правом давать убежище всем, кто в нем нуждался. Убить человека в соборе, и не просто человека, но главного священника всего королевства, было делом неслыханным.

Автор фото, Wikimedia commons

Подпись к фото,

И более поздний вариант: картина работы итальянского художника Томмазо Долабеллы, ставшего придворным живописцем польских королей

Вот рассказ одного из свидетелей того, что произошло дальше, Эдварда Грима: «…один из этих нечестивых рыцарей бросился на него и ударом срезал часть его головы, там, где была его тонзура, символ посвящения богу. И второй удар по голове тоже не сдвинул его (Бекета) с места, и только с третьим пораженный мученик преклонил колени, предлагая себя как живую жертву, сказав слабым голосом: «Во имя Иисуса и для сохранения церкви я готов объять смерть».

Рыцари не остановились и добили пораженного епископа. Последний смертельный удар рассек ему голову. Он был нанесен с такой силой, что меч убийцы сломался от удара о каменный пол. После чего один из убийц вроде бы сказал: «Мы можем уйти отсюда, господа рыцари, он уже никогда не поднимется».

После смерти

Автор фото, Giovanni Dall’Orto

Подпись к фото,

Погребение Томаса Бекета. Картина Джузеппе Вермильо в Церкви Санта Мария делла Пассионе в Милане

Говорят также, что далеко не все монахи в Кентербери относились к Бекету с должным уважением. И только когда они стали готовить тело к погребению (как будто на заказ в соборе был готовый саркофаг и готовая же вырытая в крипте могила, предназначенная для другого), то увидели, что под монашескими одеждами на теле убитого была власяница, по которой ползали многочисленные вши.

Это у нас с вами такая картина вызвала бы острый приступ отвращения, а для средневекового человека это было наглядным свидетельством того, что всевластный архиепископ денно и нощно умерщвлял плоть, а значит, был человеком святым.

Автор фото, Ajeffs0

Подпись к фото,

Такие бляшки и миниатюрные флаконы покупали паломники. На этой фотографии, правда, не оригиналы, а копии, но аутентичные

Вскоре пошли слухи, что его кровь исцеляет любые недуги, и в собор потянулись караваны паломников. Некоторые надеялись исцелиться, другие — попросить святого мученика о заступничестве. Они покупали многочисленные металлические бляшки в качестве доказательства своего визита или миниатюрные флаконы, в которые была налита вода вместе с микроскопической каплей святой крови.

Всего через три года после смерти Томас Бекет был канонизирован.

Послесловие

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Гарантировать, что Джеффри Чосер выглядел как-то так, мы не можем. Но одежда, во всяком случае, соответствует

Невольное — или сознательное — санкционирование убийства архиепископа Кентерберийского наложило клеймо на все царствование Генриха II.

Конечно, как и положено средневековому королю, он был отчасти тираном. Но, с другой стороны, именно при нем зародилась система общего права (common law), или прецедентного права, по которому до сих пор работают юридические системы Британии, США, Канады, Австралии и, до некоторой степени, Южной Африки.

Да, он болезненно цеплялся за власть и просто физически не был способен расстаться хоть с самой малой ее толикой, что привело к тому, что против него взбунтовались и сыновья, и жена.

И все-таки именно при нем Англия, разоренная и обескровленная гражданской войной, которую вели его мать и его дядя, стала одной из самых преуспевающих стран средневековой Европы.

Автор фото, Wikimedia Commons

Подпись к фото,

Иллюстрация к «Кентерберийским рассказам». Работа Мэри Элайзы Хавис. Первое произведение английской литературы о простых людях

История же сыграла с ним злую шутку, и если кто-то, кроме историков, о нем и наслышан, то исключительно в связи с убийством Томаса Бекета.

Честно говоря, объективно мы с вами должны были бы считать Бекета реакционером, который всеми силами противился попыткам короля хоть как-то модернизировать церковь и сделать всех граждан (ну, не совсем всех, а только свободных) равными перед законом.

Но личное мужество человека, который выступил против всесильной власти, не щадя жизни своей, конечно, восхищает. Также как и личное мужество Томаса Мора, который предпочел смерть компромиссу с собственной совестью.

Автор фото, Ljuba brank

Подпись к фото,

Четыре меча: скульптура в Кентерберийском соборе на том месте, где был убит Томас Бекет

И напоследок самое главное: без Бекета-архиепископа не было бы Бекета-святого, не было бы паломников, стекающихся в Кентербери, и не было бы «Кентерберийских рассказов» Джеффри Чосера. И англоязычная культура лишилась бы первого по-настоящему светского произведения литературы, героями которого были не короли и принцессы, а самые что ни на есть обычные люди. Из среды которых, кстати, вышел и сам архиепископ-мученик-святой, родившийся 900 лет тому назад.

Бекет, Фома



Бекет, Фома

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Фома Бекет

Бекет Томас (ок. 1118-1170) — глава английской церкви, архиепископ Кентерберийский с 1162 года. В прошлом — блестящий царедворец, советник и друг короля Генриха II, прекрасный администратор, не имевший никакого отношения к церкви. С 1155 года был канцлером королевства. Став архиепископом, Бекет изменил образ жизни и мыслей, превратился в строгого аскета. Известен своим противодействием политике Генриха II по подчинению английской церкви светской власти, в частности подчинению церковных лиц королевскому суду. После принятия так называемых Кларендонских постановлений 1164 года бежал из Англии во Францию. Изгнание Бекета продолжалось 6 лет и превратило его в фанатика. Он пытался найти поддержку у папы, но, не получив ее, примирился с Генрихом и вернулся в Англию (1170). Посчитав, что большинство населения Англии на его стороне, снова начал борьбу с королем и был убит по указанию последнего. По требованию народа, считавшего Бекета мучеником, Генрих II отменил судебные положения Кларендонских постановлений.

В 1173 году Бекет был канонизирован папой.

Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П., Федосик В.А. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Минск, 1999, с. 39.

Литература:

Петрушевский Д.М. Очерки из истории английского государства и общества в средние века. М., 1937;

Штокмар В.В. История Англии в средние века. Л., 1973.


Бекет, Фома (Фома Лондонский, Фома Кентерберийский; лат. Thomas Cantuariensis, англ. Thomas Becket) (21.12.1120, Лондон — 29.12.1170, Кентербери) — английский церковный и политический деятель, архиепископ Кентерберийский, святой Католической церкви (канонизирован в 1173, память 29 декабря).

Родился в лондонской купеческой семье; имя получил в честь апостола Фомы (21 декабря). Родители — Гилберт (Gilbertus) Бекет и Матильда — дали ему хорошее образование. Возможно, Гилберт в 1130 связал свою жизнь с церковным служением, благодаря чему смог послать сына в монастырскую школу в Мертоне, а после нее в грамматический центр при соборе Св. Павла в Лондоне. Около 1138 Бекет отправился в Париж, где изучал «свободные искусства»; вероятно, именно тогда он познакомился с Иоанном Солсберийским, впоследствии другом, соратником и автором его первого «Жития» («Vita Thomae»). Вскоре Бекет был принят в курию архиепископа Кентерберийского Теобальда (1142) и послан на учебу в Болонью. Обстоятельно изучив каноническое право, вернулся в Англию и вместе с примасом принял участие в работе Реймсского собора (1148).

Бекет был официальным представителем архиепископа Кентерберийского при папском дворе, исполняя многие его важные дипломатические поручения. В частности, именно Бекет принадлежит заслуга срыва переговоров сына Стефана Блуаского с римским понтификом на предмет наследования английской короны (1152). Папский запрет, поддержка Теобальда и личные усилия самого Бекета фактически обеспечили скорый приход к власти представителя новой династии — Генриха II Плантагенета (1154). Заслуги Бекета не были забыты: в 1154 он стал архидиаконом Кентербери, а год спустя — канцлером королевства.

В статусе второго лица государства, друга и советника Генриха II Бекет проводил последовательную политику, направленную на укрепление королевской власти и усиления позиций Англии на международной арене. Он возглавил делегацию, направленную в Париж с целью заключения важного для страны династического брака между наследником, принцем Генрихом, и дочерью французского короля

Людовика VII. Принимал активное участие в осуществлении комплекса реформ, в том числе разделяя желание монарха усилить королевскую власть за счет ограничения церковных свобод и ослабления позиций духовенства.

После смерти архиепископа Теобальда (18 апреля 1161) встал вопрос о том, кто станет примасом; Генрих II приложил немалые усилия, чтобы преемником покойного стал Бекет (1162). Передача власти Бекету означала для короля одно — его план по подчинению английской церкви имеет все шансы на осуществление. Однако ожидания монарха не оправдались: новый архиепископ начал проявлять независимость суждений и твердость позиций; Бекет отстаивал права и свободы церкви, вступая в открытую конфронтацию с Генрихом II.

  

Первым делом Бекет решил канонизировать в мае 1163 на соборе в Туре своего великого предшественника — Ансельма Кентерберийского и с этой целью заказал Иоанну Солсберийскому написать житие благочестивого подвижника. Идея причисления к лику святых архиерея, боровшегося с нечестивым королем Вильгельмом II Рыжим, отражала принципиальную позицию нового примаса — твердо стоять на защите интересов церкви.

В октябре 1163 король созвал Великий совет в Вестминстере, на котором впервые предложил предать дела клириков-преступников в ведение местной власти. Инициатива Генриха II не получила одобрения Бекета, требовавшего соблюдения всех закрепленных за церковью прав. Из-за отказа духовенства одобрить представленный проект, в январе 1164 король вновь поднял вопрос о разделении полномочий между судами королевской и епископской курий. В том же году Генрих II выступил с «Кларендонскими конституциями», призванными существенно ограничить права и свободы духовенства (в частности, клирикам запрещалось апеллировать к понтифику в обход короля).

Бекет выступил с критикой большинства статей, заручившись поддержкой части английских архиереев и римского папы Александра III. В ответ Генрих II в октябре 1164 инициировал созыв собора в Нортгемптоне, на котором рассматривалось дело о прежних (еще в период несения обязанностей канцлера) финансовых хищениях Бекета. Из-за угрозы личной безопасности примас спешно покинул родину и оставался на континенте вплоть до 1170.   

Переговоры между представителями Бекета и короля не давали результатов, равно как и посредничество римского папы. Однако попытка Генриха II в обход архиепископа незаконно короновать своего сына, принца Генриха, подтолкнула Бекета к активным действиям. Обратившись к Александру III, он добился того, что над Англией нависла угроза интердикта. Данное обстоятельство побудило Генриха II вновь сесть за стол переговоров; итогом личной встречи противников стало торжественное возвращение Бекета на родину 22 июля 1170.

Непримиримая позиция архиепископа, пользовавшегося огромной поддержкой населения и значительной части духовенства (кроме группы оппозиционеров, во главе с одиозным епископом Лондонским Гилбертом Фолиотом), превратила Бекета в злейшего врага короля и влиятельных феодалов, ратовавших за ограничение свобод и прерогатив церкви. 29 декабря 1170 Бекет на глазах у прихожан был убит в Кентерберийском соборе во время мессы. Трагическая смерть архиепископа, виновниками которой считали Генриха II, потрясла не только Англию, но и всю Европу. Спустя три года, 21 февраля 1173, при участии Александра III состоялась торжественная канонизация Бекета.

Король не только покарал «гнуснейших преступников», нормандских рыцарей, поднявших меч на Бекета, но и сам принял унизительное наказание — в 1174 босиком совершил паломничество на могилу примаса. Более того, Генрих II, отменив «Кларендонские конституции», отказался от планов по ограничению прав и свобод церкви, что расценивалось современниками главной победой покойного пастыря.

Многочисленные чудеса, случавшиеся у гробницы Бекета, исцеления от его мощей, а также свидетельства тех, кому довелось испытать на себе силу молитв архиепископа, сделали его одним из самым почитаемых святых Католической церкви. Место упокоения Бекета — Кентерберийский собор — на долгие годы стал центром общеевропейского паломничества. В 1220 останки Бекета были перенесены в часовню Св. Троицы, в которой находились вплоть до 1-й половины XVI в. Судьбу мощей архиепископа решил английский король

Генрих VIII, в рамках политики по дискредитации Католической церкви приказавший разорить могилу Бекета (1538).

Сторонники Реформации на этом не остановились: после уничтожения останков Бекета были предприняты меры по истреблению культа святого в Англии. Сжигались многочисленные жития Бекета, а народные представления о его подвиге в пропагандистских целях подвергались существенному искажению. Образ Бекета в литературе, искусстве, общественной и политической мысли XII—XX вв. предстает неоднозначным, прежде всего ввиду противоречивых свидетельств современников и агиографов.   

А. К. Гладков.

Российская историческая энциклопедия. Т. 2. М., 2015, с. 420-422.


Далее читайте:

Исторические лица Англии (биографический указатель).

Сочинения:

Thomas, archiepiscopus Cantuariensis. Epistolae // Patrologiae cursus completus, series latina / Ed. J. Migne. Parisiis. 1854. T. 190. Col. 435—672; The Correspondence of Thomas Becket, Archbishop of Canterbury. 1162—1170 / Ed. and transl. by Anne J. Duggan. Vol. I—II. Oxford, 2000.

Литература:

Дмитриева О. В. Дискредитация святого: Томас Бекет и английская реформация // Казус. Вып. 5. М., 2002; Гладков А. К. Дипломатические миссии Иоанна Солсберийского и кризис в английской церкви (1162—1170) // Ученые записки Казанского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2013. Т. 155. Кн. 3. Ч. 1. С. 245—255; Knowles D. The Episcopal Colleagues of Archbishop Thomas Becket. Cambridge, 1951; Idem. Thomas Becket. London, 1970; Smalley B. The Becket Conflict and the Schools: A Study of Intellectuals in Politics. Oxford, 1973; Duggan A. J. Thomas Becket: A Textual History of His Letters. Oxford, 1980; Barlow F. Thomas Becket. London, 1986; Blutter J. The Quest for Becket’s Bones: The Mystery of the Relics of St Thomas Becket of Canterbury. New Haven, 1995; Duggan A. J. Thomas Becket. London, 2004; Staunton M. Thomas Becket and his Biographers. Woodbridge, 2006; Duggan A. J. Thomas Becket: Friends. Networks, Texts and Cult. Ashgate, 2007.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Сент-Томас Бекет | Биография, факты, смерть, святой покровитель и значение

Убийство святого Томаса Бекета

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
около 1118 г. Англия
Умер:
29 декабря 1170 г. Кентербери Англия
Должность/Офис:
канцлер (1155-1162), Англия

См. весь связанный контент →

Сент-Томас Беккет , также называемый Томас Бекет или Томас Лондонский , (родился около 1118, Чипсайд, Лондон, Англия — умер 29 декабря 1170, Кентербери, Кент; канонизирован в 1173 г., день памяти 29 декабря), канцлер Англии (1155–1162) и архиепископ Кентерберийский (1162–1170) во время правления короля Генриха II. Его карьера ознаменовалась длительной ссорой с Генрихом, закончившейся убийством Бекета в Кентерберийском соборе. Он почитается как святой и мученик в Римско-католической церкви и в англиканской общине. Он покровитель светского духовенства (священников и диаконов, несущих пастырское служение в приходах).

Молодость и карьера

Томас родился в нормандской семье торговцев. Он получил образование сначала в августинском монастыре Мертона, затем в лондонской школе и, наконец, в Париже. Находясь в детстве под сильным влиянием набожной матери, которая умерла, когда ему был 21 год, Томас вступил во взрослую жизнь в качестве городского клерка и бухгалтера на службе у шерифа. Через три года отец познакомил его с архиепископом Теобальдом, бывшим аббатом Бека, членом семьи которого он стал. Его коллеги составляли выдающуюся компанию, в которую входили политический философ Иоанн Солсберийский, римский юрист Вакарий и несколько будущих епископов, в том числе Роже Понт-л’Эвекский, впоследствии архиепископ Йоркский. Томас завоевал доверие Теобальда, действовал как его агент и был послан им для изучения гражданского и канонического права в Болонье и Осере.

Современники описывали Томаса как высокого и худощавого человека с темными волосами и бледным лицом, покрасневшим от волнения. Его память была необычайно цепкой, и, хотя он не был ни ученым, ни стилистом, он преуспевал в спорах и остроумии. Он нравился всем вокруг, и его биографы свидетельствуют, что он вел целомудренную жизнь — в этом отношении не подвергался влиянию короля.

Канцлером

В 1154 году Теобальд в награду за свои заслуги назначил Томаса архидьяконом Кентерберийским на важную и прибыльную должность и менее чем через три месяца рекомендовал его Генриху в качестве канцлера. Здесь Томас в полной мере проявил свои блестящие способности, разрушая замки, ремонтируя Лондонский Тауэр, проводя посольства, а также собирая и ведя войска на войну. Король полностью доверял Фоме, и биограф сравнивал его с Иосифом при фараоне. Для самого Генриха Томас был желанным компаньоном и близким другом как при дворе, так и в охоте, помогая королю в его политике сосредоточения всей власти в руках монархии, даже когда эта политика противоречила требованиям церкви. Томас, старше Генри на 15 лет и соблюдавший целомудрие, вполне мог испытывать, по крайней мере вначале, квази-отцовскую привязанность или привязанность старшего брата, смешанную с восхищением талантами и обаянием Генри. Должно быть, он также получал удовольствие от того, что занимал положение в обществе, в котором не был рожден. Отношение Генриха не так легко определить, но эффективность и ум Томаса, должно быть, рекомендовали его королю, окруженному необразованными и временами агрессивными баронами.

Был ли Беккет полностью доволен своей жизнью на посту канцлера, это другой вопрос. На протяжении всей своей жизни Томас давал с расточительностью и действовал с размахом. Описание процессии людей, животных и экипажей, нагруженных предметами роскоши, которые сопровождали его в качестве посланника в Париж в 1158 году, является одним из основных моментов книги Уильяма ФитцСтефена «Жизнь святого Фомы » ( c. 1170). Это, а также его обычное великолепие одежды и обстановки плохо соответствовали его статусу архидиакона. Более серьезным в глазах современников был его отказ отказаться от своего архидиаконства, пренебрегая своими обязанностями, и получение им щита (оплаты вместо военной службы) по высокой ставке из церковных феодальных владений. Наиболее серьезным для современных умов является его неспособность навестить неодобряющего и умирающего Теобальда, когда его вызвали. В общем, не может быть никаких сомнений в том, что в государственных делах он был человеком короля, даже когда Генрих пытался восстановить то, что он утверждал, как свои исконные права.

Тем временем великое движение, известное как григорианская реформа, распространилось из Италии во Францию ​​и Священную Римскую империю и начало оказывать влияние на английских церковников. В ее программе ведущими пунктами были свободные выборы на церковные посты, неприкосновенность церковной собственности, свобода обращения в Рим и иммунитет клириков от мирских трибуналов. При Генрихе I и Стефане архиепископы выделялись этими реформами, иногда с частичным успехом. Однако Генрих II, несомненно, стремился к полному возвращению к практике Генриха I, имевшего строгий контроль над церковью. Он начал настаивать на своих претензиях, и его канцлер помог ему. Со смертью Теобальда в 1161 году Генрих надеялся назначить Томаса архиепископом и таким образом завершить свою программу.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться

Кем был Томас Беккет? | История Бекета

Томас Бекет был английским архиепископом и мучеником, убитым рыцарями Генриха II в Кентерберийском соборе. После его смерти его могила и мощи стали центром паломничества, и он был причислен к лику святых.

Узнайте больше о Беккете ниже или воспользуйтесь нашей хронологией и картой истории, чтобы визуально изучить его жизнь и загробную жизнь.

Жизнь и легенда

Томас Беккет родился в Чипсайде, Лондон, в довольно состоятельной нормандской семье, обосновавшейся в Англии несколькими годами ранее. Он получил хорошее начальное образование в аббатстве Мертон и в Париже, став финансовым клерком.

Сент-Томас Бекет.
Bolton Hours, York Minster, Архив Ms Add 2 f.38v. © Dean & Chapter York
Происхождение/Дата: Англия || 15 век [после 1405 г.]

Приблизительно в 1142 г. он поступил на службу к архиепископу Теобальду Кентерберийскому. Затем его отправили за границу в Болонью и Осер для изучения канонического права. В 1154 году Бекет был рукоположен в сан диакона и стал архидиаконом Кентерберийским. Теобальд, очевидно, был впечатлен работой Бекета на этой важной административной должности и использовал его в качестве переговорщика в своих отношениях с английской монархией.

Генрих II сменил Стефана на престоле в 1154 году, а в следующем году он возвысил Бекета до должности канцлера Англии. Бекет был в прекрасных отношениях с королем и служил ему в течение семи лет в качестве государственного деятеля и дипломата, и даже в качестве солдата, ведя войска в бой против французов во время попытки вернуть себе земли королевы Генриха Элеоноры Аквитанской. Он имел вид мирского клирика, который соответствовал экстравагантным вкусам королевского двора и даже поддерживал короля в его разногласиях с церковью. Похоже, что Бекет, возможно, взял на себя роль особого советника короля, который был на двенадцать лет моложе его, и, возможно, был истинным инициатором многих королевских реформ управления.

Архиепископ Теобальд умер в 1161 году, и Генрих предложил назначить Бекета его преемником. Беккет сначала сопротивлялся, предупредив короля, что их дружба будет скомпрометирована и что он не сможет принять сокращение церковных привилегий, которых, как он знал, добивался Генрих. Однако после поддержки со стороны кардинала Генриха Пизанского, который призвал его принять новую роль в качестве служения религии, Бекет в конце концов согласился стать старшим церковным деятелем в Англии. Еще будучи диаконом, он был рукоположен во священники в субботу 2 июня 1162 года, а на следующий день рукоположен в епископы. Несмотря на предупреждения Бекета, Генрих, очевидно, ожидал, что новый архиепископ останется сильным союзником.

Знак паломника, связанный со святым Томасом Бекетом.
© The Trustees of the British Museum, PS 342181
Происхождение/Дата: Англия || 13 век

Однако в Бекете произошла внезапная перемена, и он преобразовал себя, по его словам, из «покровителя театральных актеров и погонщика гончих в пастыря душ». Он серьезно относился к своим новым обязанностям, жил очень аскетично и щедро раздавал милостыню. Он быстро вступил в конфликт с королем, когда ушел с поста канцлера. Между ними было много разногласий, таких как налогообложение и состояние души короля, но принципиально они различались относительными правами и обязанностями церкви и государства по отношению к священнослужителям, осужденным за преступления, и свободой английской церкви обращение к Папе против воли монарха. Позиции короля и архиепископа укрепились; другие епископы разделились во взглядах.

В 1164 году, после сложного королевского совета в Нортгемптоне, Бекет нашел убежище во Франции. Ему предложил помощь король Франции, жил сначала в цистерцианском аббатстве в Понтиньи, а затем, с 1166 г., в Сенсе. Обе стороны обратились к папе Александру III, который сам жил в изгнании из Рима в Сенсе. подходящее решение, и Беккет все больше приходил к мнению, что проблема была вопросом глубокого принципа. Он даже пытался подать в отставку со своего поста, хотя Александр отказался допустить это.

Святые Томас Кантилупе (слева) и Томас Бекет (справа).   Главное световое окно церкви Святой Марии, Креденхилл, Херефордшир.
© Дэвид Гриффит
Происхождение/Дата: Херефордшир || середина 14 века (1330?)

Ситуация достигла апогея, когда Генрих организовал коронацию своего сына архиепископом Йоркским, вопреки традиции, согласно которой роль коронации английских монархов отведена архиепископу Кентерберийскому. Бекет, папа и французский король были возмущены. В случае короля это произошло потому, что его собственная дочь Маргарет Йоркская была невесткой Генриха и не присутствовала на коронации своего мужа. Папа пригрозил запретить Генриху французские провинции. Это оставило Генриху мало выбора, кроме капитуляции, и он встретился и, по-видимому, примирился со своим архиепископом Кентерберийским в июле 1170 года. Беккет вернулся на свою кафедру 1 декабря 1170 года и был встречен с одобрением монахами собора. как местные жители.

Беккет также отправился в Лондон, чтобы встретиться с коронованным наследником английского престола, событие, которое, похоже, особенно разозлило Генриха. Король был в то время в Нормандии, и когда ему рассказали о делах Беккета, он пришел в ярость. Это был момент, когда он произнес безрассудные слова, которые, почти наверняка непреднамеренно, привели непосредственно к убийству Бекета, когда он спросил, кто избавит его от этого буйного священника. Четыре рыцаря тайно поспешили через Ла-Манш в Англию, полагая, что исполняют волю короля.

Прибыв в Кентербери ранним вечером 29 декабря 1170 года, они наткнулись на архиепископа в приделе собора. Они требовали отпущения грехов отлученным епископам, но Бекет отказался. Похоже, что рыцари ненадолго покинули собор, затем вернулись с бандой вооруженных людей и попытались вытащить архиепископа наружу, но не смогли. В конце концов они убили его на месте. Говорят, что Бекет умер как настоящий святой. По словам его крестоносца Эдварда Грима, который был очевидцем преступления и сам был ранен в бою, Бекет поручил свое дело Богу и принял смерть «во имя Иисуса и в защиту Церкви».

Культ

Архиепископ Томас Бекет появляется в видении. Кентерберийский собор, Амбулатория Троицкой капеллы nII-21.
© Dean & Chapter Canterbury
Происхождение/Дата: Англия || c.1213-20

Убийство архиепископа Томаса Бекета ошеломило весь христианский мир. По всей Европе он был прославлен как мученик, а в 1173 году папа Александр III, который всегда безоговорочно поддерживал позицию Бекета против короля, канонизировал его. В течение десяти лет после его смерти на его могиле было зарегистрировано 703 чуда исцеления. Представления о его смерти появились по всей Европе, с сохранившимися примерами из таких разных мест, как Исландия, Сицилия и Армения.

Усыпальница Беккета в Кентербери, которая вытеснила интерес к ряду более ранних местных святых, быстро стала одним из трех или четырех самых важных европейских центров паломничества. Святыня, разрушенная во время Реформации, отличалась непревзойденным великолепием и, возможно, была самой богатой гробницей любого святого. Очевидно, он был покрыт большим количеством золота и драгоценных камней. Пути паломничества из Лондона и Винчестера  в Кентербери все еще можно проследить, и паломники Чосера, которые путешествовали к этому святилищу, представляют собой важный литературный пример средневекового паломничества (см.0107 Кентерберийские рассказы ).

Реликварий, изображающий убийство и погребение святого Томаса Бекета.
© The Trustees of the British Museum, WA 1947.191.255
Происхождение/Дата: Лимож, Франция || 12 век

Известны и другие святыни Бекета, обычно основанные на реликвиях. Так, например, его риза почиталась в Сансе, а фрагмент его туники и часть его мозга — в Санта-Мария-Маджоре в Риме. Самое раннее сохранившееся изображение Бекета находится в Монреале на Сицилии и датируется до 1182 года. Монреале, кажется, был особенно важен для распространения культа, возможно, потому, что жена Вильгельма II Сицилийского была дочерью Генриха II Английского. Между тем, даже второстепенные мощи святого были могущественны: Цезарий Гейстербахский (ок. 1180-1240) рассказывает о чуде, якобы совершенном уздой коня святого.

Хотя жизнь Беккета до того, как он стал архиепископом, не отличалась святостью, во многих агиографических писаниях этот аспект замалчивался. Некоторые легенды связаны с его ранней жизнью, возможно, для того, чтобы он выглядел более похожим на «типичного святого». Например, иногда говорят, что его отец был крестоносцем, а мать — сарацинской принцессой, которая помогла ему бежать из плена в Палестине. Она последовала за ним в Англию, зная только два слова по-английски: «Гилберт» (его имя) и «Лондон». В конце концов она была крещена под именем Матильда и вышла замуж за своего крестоносца в старом соборе Святого Павла. Также говорят, что его мать Матильда каждый день взвешивала своего растущего сына и давала такой же вес хлеба — или хлеба, мяса и одежды — беднякам. Истории такого типа связывают происхождение Беккета с концепциями благотворительности и обращения. Они также придают ему романтический аспект, который часто ассоциируется со святыми, например, плутовские рассказы о девственницах-мученицах.

Хотя Генрих II был помилован Папой за его участие в событиях мая 1172 года, только 12 июля 1174 года он подвергся публичному покаянию в могиле. Он был подвергнут бичеванию монахами в рамках церемонии, на которой он официально признал, что его вражда привела к преступлению, и провел день и ночь в молитве перед мощами святого. Он также вернул (почти) все земли, которые он захватил у Кентерберийского престола, и согласился построить монастырь в Уитеме (Сомерсет) как часть покаяния. Король теперь признал свободу английской церкви обращаться к Риму, но в большинстве областей его разногласий с Бекетом Корона в конечном итоге сохранила власть. Эта историческая реальность не оказывает существенного влияния на репутацию святого, который до сих пор почитается как истинный мученик христианской веры.

Сэм Ричес

Святыня

По происхождению германское слово, означающее сундук или реликварий, этот термин описывает что-то, что содержит священный предмет. Таким образом, его можно применить к сложной гробнице вокруг тела святого, шкафу с реликвией или ко всему архитектурному комплексу, где покоится такое тело или реликвия.

Крещение

Таинственный обряд приема в Христианскую Церковь. Кандидата погружают в воду или окропляют водой во имя Троицы, а также могут помазать маслом.

Чудо

Событие, вызывающее удивление, когда человек считается проводником силы Бога. В Библии. чудеса, как правило, связаны с ключевыми людьми в критические периоды истории, такие как Исход. служение Иисуса и апостолов.

Чосер, Джеффри

(ок. 1342–1400) Английский писатель, поэт, администратор, придворный и дипломат, самое известное произведение которого — «Кентерберийские рассказы».

Архиепископ

Епископ, который также возглавляет группу епархий или провинций. В Англии есть два архиепископа, расположенные в Кентербери и Йорке.

Канонизация

Процесс рассмотрения притязаний человека на святость, завершающийся официальным признанием Папства.

Мученик

От греческого «martus», что означает «свидетель». Тот, кто претерпевает смерть из-за веры.

Собор

Церковь, в которой находится престол епископа и, следовательно, материнская церковь епархии, от латинского слова «cathedra», означающего «престол».

Покаяние

Таинство, включающее раскаяние, исповедь, удовлетворение (например, молитва, пост, милостыня или паломничество) и отпущение грехов. От латинского «poena» — «наказание».

Реформация

Термин, обозначающий движения церковной реформы, которые в 16 веке привели к протестантизму. Реформация принимала разные формы в разных частях Европы, иногда ее продвигали правители, как в Германии и Англии, иногда выражая себя как народное движение. При этом разные реформаторы продвигали разные доктрины. Их объединяло неприятие паломничества и визуальных образов, которые считались идолопоклонством и суеверием, упор на спасение через веру, а не системы таинств, мессы и добрые дела, а также желание продвигать изучение Библии и проведение богослужений. на просторечии. Истоки этих реформ можно проследить до религиозных движений средневековья, таких как английские лолларды. Критика протестантизма спровоцировала период реформ в католической церкви, обычно известный как Контрреформация и выраженный в заявлениях Тридентского собора (1562–1563).

Святой

В Новом Завете это относилось ко всем христианам. Позже использовалось для тех, кто принял мученическую смерть или проявил исключительную святость и чей статус был подтвержден церковью. Практика почитания святых и их мощей и просьб об их заступничестве (молитвах) можно наблюдать со второго и третьего веков и далее, и она играла центральную роль в популярной средневековой религии.

Крест

Орудие пыток и казней, использовавшееся в Римской империи. Средство, которым Христос был казнен, и, следовательно, главный символ христианской веры, представляющий средство, с помощью которого он, как полагают, добился прощения для человечества. Крест может быть представлен в форме тау (как заглавная буква Т), с более короткой перекладиной или с кругом, охватывающим верхнее пересечение (кельтский). В средневековом искусстве крест из живых ветвей означает Древо Жизни. Святая Елена, мать императора Константина. Говорят, что он обнаружил Истинный Крест (то есть Крест, на котором умер Христос) в 326 году во время посещения Иерусалима.

Монах

Член мужской религиозной общины.

Цистерцианский Орден

Орден Белых Монахов (названный по их одежде из неокрашенной овечьей шерсти) был основан в Сито в 1098 году в Бургундии с целью возвращения к бенедиктинскому идеалу. Подчеркивалась простота и строгое соблюдение бенедиктинского правила. После принятия святого Бернара Клервосского орден быстро распространился, выбрав отдаленные места, такие как Риво (1132 г.) в Северной Англии. Заказ также расширился за счет включения женских домов. В средневековой Англии было 62 аббатства цистерцианских монахов, два официальных аббатства цистерцианских монахинь и множество неофициальных монашеских домов. Цистерцианские монахи и монахини существуют и сегодня.

Аббатство

1. Община монахов или монахинь под началом аббата или аббатисы. Это более высокий уровень монастыря, в отличие от более низкого монастыря. 2. Здание, которое они занимают.

Рим

Этот итальянский город был столицей Римской империи и, с первенством, отдаваемым римским епископам (папам), центром Западной церкви с позднеантичного периода. Рим был не только административным центром, но и важным источником инноваций, реликвий и литургии. Миссионеры из Рима сыграли важную роль в обращении англосаксонской Англии с конца 6 века.

Папа Римский

Глава средневековой церкви на Западе. Используется как титул, предшествующий имени епископа Рима, главы Римско-католической церкви.

Епархия

Географический район, состоящий из нескольких приходов, находящихся под административной и духовной юрисдикцией епископа.

Крестоносец

Термин для тех, кто «взял крест» — кто дал обет отправиться в паломничество в Иерусалим, и в знак этого обета к их одежде был пришит крест. Этот термин часто применяется более конкретно к тем, кто формировал армии, посланные отвоевать Святую Землю у мусульманских держав и установить христианское правление с 109 г. до н.э.5 и далее. Начиная с тринадцатого века и далее, «крестовые походы» объявлялись также против других групп нехристиан, таких как литовцы, и еретических групп, таких как альбигойцы. Участие в любом предприятии, объявленном крестовым походом, влекло за собой индульгенции, и тех, кто погиб в крестовом походе, можно было считать мучениками.

Христос

От греческого «Христос» перевод еврейского слова «Мессия»: Помазанник еврейского пророчества. Титул (впоследствии использовавшийся как имя), данный Иисусу. как исполнение этого пророчества.

Кентербери

Город на юго-востоке Англии; резиденция старшего архиепископа Англии, который также является епископом Кентерберийской епархии. Именно здесь святой Августин Кентерберийский (ум. 609), посланный папой Григорием Великим для обращения англичан в 597 году, основал свою церковную штаб-квартиру. В англо-саксонский период монастыри Кентербери были местом обучения и творчества. После нормандского завоевания собор был великолепно перестроен архиепископом Ланфранком и украшен архиепископом Ансельмом. Мученичество архиепископа Томаса Бекета в 1170 году повысило известность собора как места паломничества, а восточная часть церкви была кардинально перестроена в готическом стиле.

Каноническое право

 Сборник церковных правил, регулирующих веру, мораль и дисциплину.

Диакон

Рукоположенный служитель, который стоит сразу после священника в церковной иерархии.

Архидиакон

Административный сотрудник епископа. ответственный за церковные здания и надзор за нравами духовенства и мирян во всей или части епархии. Председательствовал в церковных судах. Непопулярен в средневековой церкви и часто подозревается в коррупции.

Епископ

Епископы осуществляли пастырскую заботу о епархии и власть конфирмовать и рукополагать.

Милостыня

Подарки, обычно денежные, бедным и нуждающимся.

Вторичная реликвия

Предмет, который был в физическом контакте со святым или использовался им.

Агиография

Совокупность литературы и знаний, собранных как из письменных, так и из устных источников, касающихся жизни и посмертных чудес святых. Распространенной формой письменного источника агиографии является биографическая биография (лат.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *