Булыгинская дума — неудачная попытка создать парламент
«Булыгинская дума» — это неудачный проект по созданию парламента в России, в период острого социально-политического кризиса. Законосовещательная дума по проекту А. Г. Булыгина появилась в результате Манифеста 6 августа 1905 года. Но проект вызвал столько недовольства в обществе, что так и остался нереализованным.
Причины появления Манифеста 6 августа 1905 года
Первый Земский съезд 1904 года в Москве потребовал от царя принятия конституции, введения свобод и парламента. Активное участие в формировании повестки съезда приняли деятели «Союза освобождения». Это было нелегальное общественное движение за введение в России политических свобод.
«Местное самоуправление должно быть распространено на все части Российской Империи […] но для создания и сохранения всегда живого и тесного общения и единения государственной власти с обществом, на основе вышеуказанных начал, и для обеспечения правильного развития государственной и общественной жизни безусловно необходимо правильное участие народного представительства, как особого выборного учреждения, в осуществлении законодательной власти […] и в контроле за законностью действий администрации».
Постановление Земского съезда 1904 года
Вскоре после съезда началась «банкетная компания». Под предлогом празднования 40-летия судебных уставов, проводились собрания в виде банкетов. На них представители либеральной оппозиции говорили о необходимости введения свобод и конституции, заявляли о важности политических реформ. В «банкетной компании» приняло участие около 50 тысяч человек. Легальная печать о ней практически ничего не говорила.
Люди из окружения царя указывали ему на неизбежность преобразований в обществе.
Сегодня нам к празднику генерал-губернатором [Санкт-Петербурга] преподнесено обещание, что бояться нечего, что беспорядки не будут допущены, а на днях министра внутренних дел для того же успокоения сказал фразу, что для укрощения беспорядков двинуты уже 16 казачьих полков. Господи, какое непонимание времени и народного настроения… Но, государь, это будет затишье перед страшной грозой».
Клопов А.А., советник Николая II
Николай II и сам понимал, что без народного представительства не обойтись.
У истоков «Булыгинской думы»
В 1905 году проблема созыва представительного органа обсуждалась и либеральными и радикальными политическими кругами, и консерваторами. Большинство газет, через которые выражали свое мнение разные политические движения, единодушно признавали необходимость созыва представительства. Споры велись лишь о его характере: законосовещательном или законодательном, и о способе проведения выборов.
Министр внутренних дел Александр Григорьевич Булыгин и его помощники взяли в качестве источника для определения полномочий думы и способа ее избрания около полутора десятков проектов. В большинстве своем проекты предлагали избрание по сословиям, со многими ограничениями; функции же народного представительства виделись совещательными. А.Г. Булыгин высказывался за ту форму представительства, которую предполагалось ввести при Александре II. Лица, избранные населением, должны были определенный срок участвовать в обсуждении всех законодательных предположений. В этом случае правительство могло выбирать между мнениями двух законосовещательных органов: Государственным советом (уже существовавшим в то время) и народным представительством.
Историография Манифеста 6 августа 1905 года
Подробно история создания Манифеста описана в коллективной монографии Кризис самодержавия в России. Ленинград, 1984. Это фундаментальное исследование внутренней политики правительства России в коне XIX — начале XX века. Написанное в советскую эпоху, оно не лишено идеологического подхода того периода. Однако, в основе работы лежит огромное количество архивных материалов, документальных публикаций, мемуаров и периодики. Многие из источников впервые введены в научный оборот. Авторы анализируют предпосылки появления проекта «булыгинской думы» и работу правительства по составлению Манифеста. Показано как относились к идее равных и прямых выборов в думу бюрократические круги Империи, как менялась политическая обстановка и увеличивалось давление на власть со стороны общества, как повлияли события русско-японской войны на политическую ситуацию в России. Монография знакомит как с действиями оппозиции, так и правительственных чиновников.
Подробно судьба проекта законосовещательной думы рассмотрена в работе Ганелина Р. Ш. Российское самодержавие в 1905 году. Реформы и революция. Санкт-Петербург, 1991. Исследование показало как проваливались попытки правительства установить политическое взаимопонимание с либеральной оппозицией. Уступки, на которые соглашался царь и его окружение, всегда были недостаточны и опаздывали во времени. Проект «булыгинской думы» стал одной из таких провалившихся попыток. В книге проанализирован текст Манифеста 6 августа и процесс разработки положений «булыгинской думы». По мнению историка в ходе формулирования основ ее функционирования, общество впервые открыто поставило под сомнение самодержавный образ правления.
Взгляд на политический процесс со стороны императора представлен в книге Ольденбурга С. Царствование императора Николая II. Москва, 2016. Автор, стоящий на монархических позициях знакомит читателя с реакцией царя на оппозиционные движения в обществе, с попытками Николая II сохранить мир. Ни царь, ни оппозиция не понимали идей и намерений друг друга. Николай II надеялся, что крестьянская дума будет соответствовать «истинному облику русского народа, в который он продолжал верить». А оппозиция видела в привлечении к выборам крестьян признание самодержавной бюрократией «что народное представительство в России может быть основано только на демократической основе…».
«Булыгинская дума»: ее права и выборы депутатов
Дума согласно Манифесту должна была быть созвана до середины января 1906 года. По проекту А.Г. Булыгина она представлялась в виде
«законосовещательного установления, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов»
Манифест 6 августа 1905 года
Таким образом, власть императора оставалась неограниченной. Выборы в думу предполагались многостепенными. Все избиратели делились на три курии: землевладельческую (преимущественно — помещики), городскую (крупные городские собственники) и крестьянскую. Депутаты думы должны были выбираться губернскими избирательными собраниями, членами которых являлись выборщики, представлявшие соответствующие курии. Все крестьяне и землевладельцы могли участвовать в избрании выборщиков, которые затем выбирали депутатов. В городах избирательное право было ограниченным. Голосовать могли только домовладельцы и наиболее крупные плательщики квартирного налога. Широкие слои населения (женщины, рабочие, учащиеся, военнослужащие и др.) избирательных прав не получали. Подробно познакомится с Манифестом 6 августа 1905 года можно в издании
Манифест и проект думы в оценках современников
На выставке представлены работы, написанные современниками событий и дающие оценку Манифесту 6 августа 1905 года. Все эти работы принадлежат людям с различными взглядами на ситуацию. В труде Тихомирова Л. А. Монархическая государственность. Москва, 1998
«… заставляя русский народ для выражения своих нужд и мысли прибегать к формированию партий, мы тем самым неизбежно порождаем слой политиканов. А с появлением этого слоя непременно должна выдвинуться идея парламентарная».
Л.А. Тихомиров
Если для Л. Тихомирова проблемы проистекали из неверного понимания сословности при создании проекта думы, то для В.И. Ленина проблемы были в другом. Он определил их в статье Бойкот булыгинской думы и восстание (Полное собрание сочинений. Т. 11). Для него это «буржуазно-чиновничья Дума», которая изначально, уже на этапе выборов игнорирует интересы народа в лице крестьян и пролетариата. В. Ленин предлагал использовать тактику активного бойкота думы, чтобы с ее помощью вести агитацию и пропаганду радикальных идей восстания. «Булыгинская дума» для социал-демократов это пример политической сделки «царизма с помещиками и крупными буржуа». Сделка эта направлена на разъединение разных слоев общества и устранение революционных тенденций в нем.
… сущность политического положения буржуазии […] состоит в том, что она стоит между царем и народом, желая […] подкрасться к власти за спиной борющегося народа. Поэтому буржуазия сегодня обращается к царю, завтра к народу, к первому — с «серьезными, деловыми» предложениями […], ко второму — с пустыми фразами о свободе…».
В.И. Ленин
Последствия
Как показало развитие политических событий в стране — проект «булыгинской думы» не устроил большинство политических сил. События осени 1905 года сорвали созыв «булыгинской думы». В октябре 1905 г. разразилась Всероссийская политическая стачка. В ней участвовало около 2 млн. человек. Социальный состав протестующих был разнообразен: рабочие, служащие, интеллигенты. Вся жизнь страны была парализована. Власть попала в критическое положение и теряла контроль над ситуацией. Репрессивные меры не давали эффекта.
Напряженность политической ситуации в стране хорошо прослеживается по документам. В сборнике Революция 1905-1907 гг. в России. Документы и материалы. Москва : Ленинград, 1955 собраны донесения и рапорты полиции и жандармерии, документы стачечных комитетов, корреспонденция журналистов и другие свидетельства, показывающие как воспринималось происходящее с разных точек зрения.
Единственным способом остановить начавшиеся революционные события было расколоть оппозицию. 17 октября 1905 г. Николай II подписал новый Манифест. Этот документ обещал даровать населению демократические свободы, предоставить думе законодательные права, расширить круг лиц, имевших возможность участвовать в выборах депутатов. 19 октября 1905 г. именным указом был реорганизован Совет министров, а его руководителем был назначен С.Ю. Витте. Совет министров превратился в постоянно действующее высшее учреждение — в правительство Российской империи.
Демократическая культура в России
В работе Селунской Н. и Тоштендаля Р. Зарождение демократической культуры: Россия в начале XX века. Москва, 2005. процессы становления парламентаризма рассмотрены без использования понятия революция. Так как власть не была свергнута и гражданский порядок не был нарушен, то нельзя происходившие события назвать революцией. Авторы показывают тесную связь между политизацией общества и распространением демократической культуры в России. Исследователям интересны особенности выборного процесса в думу первых созывов и формирование представительства в целом (как на общероссийском уровне, так и на локальном, в провинции).
Познакомиться с работами из обзора и другими изданиями, посвященными формированию российского парламента можно на выставке «Манифест 6 августа 1905 года».
Почитать об истории парламентаризма в России
Почитать об истории первых Государственных дум в России
Выставка будет работать
с 31 июля по 30 августа по 2021 г.
в Информационно-библиографическом отделе (3-й этаж).
Информационно-библиографический отдел
Email: ibo@lib33.ru
Тел. 32-26-08
Манифест об усовершенствовании государственного порядка 1905 г.
Манифест об усовершенствовании государственного порядка 1905 г.
Манифест 17.10.1905 г. является торжественным обращением императора Николая II к народу, фактически объявившем о предстоящем переходе России от абсолютной монархии к конституционной. Был издан для прекращения всеобщей забастовки и др. беспорядков осени 1905 г.
Непосредственным инициатором преобразования был председатель Комитета министров гр. С.Ю. Витте. 9.10.1905 г. он подал императору записку, в которой указывал, что законы 6.8.1905 г. о создании совещательной Государственной думы не удовлетворили даже умеренные круги. Доказывалось, что общество стремится к гражданской свободе, торжество которой неизбежно. Поэтому «лозунг свободы должен стать лозунгом правительственной деятельности. Другого исхода для спасения государства нет». Если правительство не станет во главе освободительного движения, то «казни и потоки крови только ускорят взрыв. За ним последует дикий разгул низменных человеческих страстей»[1]. Альтернативой преобразований Витте объявлял введение диктатуры, отказываясь от роли диктатора.
Некоторые находившееся не у дел сановники (члены Государственного совета И.Л. Горемыкин, генерал гр. А.П. Игнатьев, адмирал Н.М. Чихачев) выступали за подавление беспорядков силой, однако руководители армии и полиции (председатель Совета государственной обороны и главнокомандующий Петербургским военным округом вел. кн. Николай Николаевич, товарищ министра внутренних дел – заведующий полицией и петербургский генерал-губернатор генерал Д.Ф. Трепов) настаивали на реформах.
О переходе к новому порядку Витте предлагал объявить в утвержденном императором докладе председателя Комитета министров. Николай II настоял на оформлении уступки в виде манифеста. Его текст был написан членом Государственного совета кн. А.Д. Оболенским и отредактирован им и временно управляющим делами Комитета министров Н.И. Вуичем под руководством Витте. По предположению историков А.В. Островского и М.М. Сафонова, содержание манифеста было заимствовано из воззвания земского съезда, работавшего в сентябре 1905 г.
Рядом сановников по поручению императора были составлены другие проекты (не упоминавшие правительство и в большинстве менее радикальные). Витте объявил одобрение своего текста обязательным условием принятия должности главы правительства. Других приемлемых кандидатов на этот пост не было, и Николай II был вынужден утвердить проект Витте.
Манифест был поддержан либеральными консерваторами и правыми либералами (будущими октябристами[2] и мирнообновленцами), ставшими «конституционалистами по высочайшему повелению». Однако создававшаяся Конституционно-демократическая партия[3], а также крайне левые сочли его недостаточным и продолжали антиправительственную борьбу. Сторонники абсолютной монархии впоследствии осуждали манифест, считая, что Витте «вырвал» его у императора.
Манифест воодушевил часть революционеров и дезориентировал местные власти, что привело к массовым революционным демонстрациям и митингам во многих городах, а также ответным контрреволюционным и еврейским погромам октября 1905 г. (в Киеве, Томске и др. местах), устроенным монархически настроенным населением при содействии администрации. По мнению историка И.В. Лукоянова, именно вызванное манифестом усиление политической активности сторонников правительства позволило прекратить всеобщую забастовку в итоге подавить революцию 1905-1907 гг.
На основании манифеста была проведена частичная политическая амнистия 21.10.1905 и различные реформы, подытоженные Основными государственными законами 23.4.1906 г. (см.).
Божьей милостью мы, Николай Второй, император и самодержец всероссийский, царь Польский, великий князь финляндский и прочая, и прочая, и прочая.
Объявляем всем нашим верным подданным:
Смуты и волнения в столицах и во многих местностях империи нашей[1] великой и тяжкой скорбью преисполняют сердце наше. Благо российского государя неразрывно с благом народным и печаль народная — его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству державы нашей. Великий обет царского служения повелевает нам всеми силами разума и власти нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, мы, для успешного выполнения общих преднамечаемых нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего правительства[2]. На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли:
1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов[3].
2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей кратности остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку[4],
и 3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы[5] и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей[6].
Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиною, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.
Дан в Петергофе в 17 день октября в лето от Рождества Христова тысяча девятьсот
пятое царствования же нашего одиннадцатое.
На подлинном собственною его императорского величества рукою подписано:
«Николай».
Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. 1905. Отделение I. СПб., 1908. С. 754-755
[1] В октябре 1905 г. проходила всеобщая политическая забастовка, в которой участвовало до 2 млн. человек. Было прервано железнодорожное сообщение. В некоторых городах (в т.ч. в обеих столицах) не работали городской транспорт, электричество, водопровод. Во многих местах (в т.ч. в столицах) были созданы революционные Советы рабочих депутатов. Значительная часть интеллигенции и служащих была объединена революционным Союзом союзов. В университетах происходили многолюдные собрания, на которых открыто велась революционная пропаганда, собирались средства на революционные цели и т.п. Имело место усиление революционного терроризма, направленного не только против высших сановников, но рядовых полицейских. В деревнях происходила крестьянская война: крестьяне в массовом порядке грабили и жгли помещичьи усадьбы. Армия и флот были ненадёжны, в их рядах имели место вооружённые восстания. [2] Объединённый Совет министров был создан именным указом о мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений от 19.10.1905 г. Его содержание см. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. Статья 120 и примечание к ней.[3] Это поручение было выполнено далеко не полностью. Закон о неприкосновенности личности (под которой подразумевался прежде всего судебный контроль над арестами) так и не был издан до революции. Временные правила о собраниях, об обществах и союзах, а также законы о веротерпимости и печати, а также практика их применения далеко не обеспечивали соответствующие свободы. См. подробнее Основные государственные законы 23.4.1906 г. Статьи 78-81 и примечания к ним. [4] О выполнении этого пункта см. Указ об изменении Положения о выборах в Государственную думу… 1905.
Существенно изменить избирательный закон, «не останавливая… выборов», оказалось невозможным. Поэтому Государственная дума была созвана не в середине января 1906 г. (как предусматривалось законами 6.8), а 27.4 т.г.[5] Важнейшее постановление манифеста. По законам 6.8.1905 г. Государственная дума пользовалась лишь законосовещательными правами, т.е. её заключение по законопроектам по общему правилу не было обязательным для императора. Исключение предусматривалось для законопроектов, отклонённых и Думой, и Государственным советом большинством 2/3 голосов. Такие проекты подлежали возвращению министру «для дополнительного соображения и внесения вновь на законодательное рассмотрение, если на это последует высочайшее соизволение» (Законодательные акты переходного времени. 1904-1908. М., 2010. С. 100). Однако получить поддержку 2/3 дореформенного Государственного совета, состоявшего из высших чиновников по назначению монарха, выборной Думе было бы практически невозможным. Указанное постановление манифеста превратило Государственную думу в законодательную палату.
Впрочем, её полномочия были ограничены манифестом 20.2.1906 г. и Основными государственными законами 23.4.1906 г. (см. из статью 86 и примечание к ней), которые предусматривали издание законов с согласия не только Думы, но и реформированного Государственного совета и утверждения императора. [6] Это постановление манифеста выполнено не было. Предоставленное Государственной думе законами 6.8.1905 г. право запросов (подробнее см. Основные государственные законы 1906 г. Статья 108 и примечание к ней) не было расширено до 1917 г.
Николай II | Биография, жена, отречение, смерть и факты
Николай IIСмотреть все СМИ
- Год рождения:
- 18 мая 1868 г. Пушкин Россия
- Умер:
- 17 июля 1918 г. (50 лет) Екатеринбург Россия
- Должность/Офис:
- царь (1895-1917), Россия император (1895-1917), Россия
- Учредитель:
- ИТАР-ТАСС
- Дом/Династия:
- Династия Романовых
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Кто были родители Николая II?
Отцом Николая II был царь Александр III, а матерью — Мария Федоровна, дочь короля Дании Кристиана IX.
Какой была семья Николая II?
В 1894 году Николай II женился на Александре, внучке королевы Виктории. У них было четыре дочери — Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия — и один сын Алексей.
Как умер Николай II?
Русская революция свергла династию Романовых, и Николай II отрекся от престола 15 марта 1917 года. Царская семья была арестована большевиками и содержалась в уединении. 17 июля 1918 года большевики убили Николая, его семью и их ближайших приближенных.
Как Николай II изменил мир?
Николай II был бескомпромиссным самодержцем, и эта позиция помогла спровоцировать русскую революцию 1905 года. После вступления России в Первую мировую войну Николай покинул столицу, чтобы принять на себя командование армией. Вакуум власти заполнила Александра, возвысившая таких безоговорочных фаворитов, как Распутин, и игнорировавшая признаки надвигающейся революции.
Николай II , русский полностью Николай Александрович , (род.
Молодость и царствование
Николай Александрович был старшим сыном и прямым наследником ( цесаревич ) цесаревича Александра Александровича (император как Александр III с 1881) и его супруги Марии Федоровны (Дагмар Датской). Сменив своего отца 1 ноября 189 г.4, он был коронован на царство в Москве 26 мая 1896 года.
Ни по воспитанию, ни по темпераменту Николай не подходил для сложных задач, которые ждали его как самодержавного правителя огромной империи. Он получил военное образование от своего наставника, а его вкусы и интересы были такими же, как у среднего молодого русского офицера того времени. У него было мало интеллектуальных притязаний, но он любил физические упражнения и атрибуты армейской жизни: мундиры, знаки различия, парады.
У Николая были и другие безответственные фавориты, часто люди сомнительной честности, которые давали ему искаженную картину русской жизни, но такую, которую он находил более утешительной, чем та, которая содержалась в официальных отчетах. Он не доверял своим министрам, главным образом потому, что чувствовал, что они интеллектуально превосходят его, и боялся, что они попытаются узурпировать его суверенные прерогативы. Его взгляд на свою роль самодержца был по-детски прост: он черпал свою власть от Бога, перед которым он один был ответственным, и его священным долгом было сохранить в неприкосновенности свою абсолютную власть. Однако ему недоставало силы воли, необходимой для того, кто имел столь возвышенное представление о своей задаче. Идя по пути долга, Николай должен был вести постоянную борьбу с самим собой, подавляя свою природную нерешительность и принимая маску самоуверенной решимости. Его приверженность догме самодержавия была неадекватной заменой конструктивной политики, которая одна могла продлить имперский режим.
Викторина «Британника»
История: правда или вымысел?
Вскоре после воцарения Николай заявил о своих непримиримых взглядах в обращении к либеральным депутатам от земств, самоуправляющихся местных собраний, в котором отверг как «бессмысленные мечтания» их стремление участвовать в деле управления. Он встретил растущую волну народных волнений усилением полицейских репрессий. Во внешней политике его наивное и легкомысленное отношение к международным обязательствам иногда смущало его профессиональных дипломатов; например, он заключил союз с германским императором Вильгельмом II во время их встречи в Бьёркё 19 июля.05, хотя Россия уже была в союзе с Францией, традиционным врагом Германии.
Узнайте, как Кровавое воскресенье 1905 года и начало Первой мировой войны привели к краху правления царя Николая Романова. , пока еще цесаревич , Индия, Китай, Япония; позже он номинально руководил строительством Транссибирской магистрали. Его попытка сохранить и укрепить русское влияние в Корее, где также укрепилась Япония, отчасти стала причиной русско-японской войны (1904–05). Поражение России не только разрушило грандиозные мечты Николая о превращении России в великую евразийскую державу с Китаем, Тибетом и Персией под ее контролем, но и поставило перед ним серьезные проблемы дома, где недовольство переросло в революционное движение 1905 года.
Получить подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Николай считал всех, кто выступал против него, независимо от их взглядов, злонамеренными заговорщиками. Вопреки совету своего будущего премьер-министра Сергея Юльевича Витте, он отказывался идти на уступки конституционалистам до тех пор, пока события не вынудили его пойти на большие уступки, чем это могло бы быть необходимо, будь он более гибким. 3 марта 1905, он неохотно согласился создать всенародное представительное собрание, или Думу, с совещательными полномочиями, а манифестом от 30 октября пообещал конституционный режим, при котором ни один закон не должен вступать в силу без согласия Думы, а также демократическое избирательное право. и гражданские свободы. Николая, однако, мало заботило выполнение обещаний, полученных от него под принуждением. Он стремился восстановить свои прежние полномочия и добился того, чтобы в новых Основных законах (май 1906 г.) он все еще был назначен самодержцем. Кроме того, он покровительствовал правоэкстремистской организации «Союз русского народа», которая санкционировала террористические методы и распространяла антисемитскую пропаганду. Витте, которого он обвинял в Октябрьском манифесте, вскоре был уволен, а две первые Думы были досрочно распущены как «непокорные».
Петр Аркадьевич Столыпин, сменивший Витте и совершивший переворот 16 июня 1907 г., распустивший вторую Думу, был верен династии и способным государственным деятелем. Но император не доверял ему и позволил интригам подорвать свое положение. Столыпин был одним из тех, кто осмелился заговорить о влиянии Распутина и тем самым навлек на себя неудовольствие императрицы. В таких случаях Николай обычно колебался, но в конце концов уступал давлению Александры. Чтобы предотвратить разоблачение скандального влияния Распутина на императорскую семью, Николай произвольно вмешивался в дела, входившие в компетенцию Священного Синода, поддерживая реакционные элементы против тех, кто беспокоился о престиже Православной церкви.
После того, как Япония остановила свои амбиции на Дальнем Востоке, Россия обратила внимание на Балканы. Николай сочувствовал национальным чаяниям славян и стремился получить контроль над турецкими проливами, но сдерживал свои экспансионистские наклонности искренним желанием сохранить мир между великими державами. После убийства австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараево он изо всех сил пытался предотвратить надвигающуюся войну дипломатическими действиями и сопротивлялся до 30 июля 19 г.14, давление военных для всеобщей, а не частичной мобилизации.
Начало Первой мировой войны временно укрепило монархию, но Николай мало что сделал для сохранения доверия своего народа. Думу обижали, а деятельность добровольных патриотических организаций тормозили; пропасть между правящей группой и общественным мнением неуклонно росла. Александра настроила Николая против популярного главнокомандующего, двоюродного брата его отца великого князя Николая, и 5 сентября 1915, император уволил его, приняв на себя верховное командование. Поскольку у императора не было военного опыта, почти все его министры протестовали против этого шага, как подрывающего боевой дух армии. Однако они были отвергнуты и вскоре отправлены в отставку.
Николай II не вмешивался необоснованно в оперативные решения, но его отъезд в ставку имел серьезные политические последствия. В его отсутствие верховная власть фактически перешла с его одобрения и поддержки к императрице. Получилась гротескная ситуация: в разгар отчаянной борьбы за национальное выживание компетентные министры и чиновники были уволены и заменены никчёмными выдвиженцами Распутина. Двор широко подозревали в предательстве, и антидинастические настроения быстро росли. Консерваторы замышляли свержение Николая в надежде спасти монархию. Даже убийство Распутина не развеяло иллюзий Николая: он слепо игнорировал это зловещее предостережение, как и другие высокопоставленные лица, в том числе и члены его собственной семьи. Его изоляция была практически полной.
Сергей Юльевич, граф Витте | премьер-министр России
Витте Сергей Юльевич
Смотреть все СМИ
- Год рождения:
- 29 июня 1849 г. Тбилиси Грузия
- Умер:
- 13 марта 1915 г. (65 лет) Санкт-Петербург Россия
- Должность/Офис:
- премьер-министр (1905-1906), Россия
- Роль в:
- Октябрьский манифест Русская революция 1905 года
Просмотреть все материалы по теме →
Сергей Юльевич, граф Витте , (род. 29 июня [17 июня по старому стилю] 1849, Тифлис, Грузия, Российская империя — ум. 13 марта [28 февраля по ст. ст.] 1915, Петроград ), российский министр финансов (1892–1903) и первый конституционный премьер-министр Российской империи (1905–06), стремившиеся соединить твердое авторитарное правление с модернизацией по западному образцу.
Отец Витте, голландского происхождения, руководил сельскохозяйственным отделом при канцелярии кавказского генерал-губернатора. Его мать происходила из знатной семьи русского дворянства, состоявшего на государственной службе. Детство Витте на Кавказе было счастливым. После успешной карьеры студента-математика в Новороссийском университете (ныне Одесский государственный университет) в Одессе Витте задумал начать академическую карьеру. Но он последовал совету друга семьи, министра путей сообщения, и поступил в управление железной дороги. Это было началом карьеры, которая привела Витте в самое сердце имперской политики и финансов. После периода службы в канцелярии генерал-губернатора Одессы и Бессарабии (1871–74) Витте изучал железнодорожное управление на Одесской железной дороге в Одесской конторе Министерства путей сообщения. Он вел дисциплинированную, упорядоченную жизнь, чему способствовала отчасти бедность семьи, отчасти стремление к успеху. Ко времени русско-турецкой войны (1877–78) он уже дослужился до положения, в котором контролировал все движение, идущее на фронт по линиям Одесской железной дороги. В один критический момент он разработал новую систему работы в две смены, чтобы избежать задержек на линии.
Витте продемонстрировал свою свободу от бюрократических предрассудков, назначив себе в подчинение людей всех национальностей — евреев, поляков, украинцев и установив благоприятные отношения с прессой. Его экономическая хватка проявилась в сборе и использовании железнодорожной статистики, а также в применении эффективных грузовых тарифов, благодаря которым он снизил фрахтовые ставки и увеличил доходы.
В 1889 г. Витте было предложено основать железнодорожный департамент в Министерстве финансов. Он быстро продвигался вперед и вскоре стал министром связи (февраль 189 г.2) и министр финансов (август 1892 г. ). Стержнем политики Витте были далеко идущие планы экономического развития Российской империи. Он стремился «устранить неблагоприятные условия, мешающие экономическому развитию страны, и зажечь здоровый дух предприимчивости» (первый бюджет Витте императору, 1893 г.). Используя всю мощь государства, Витте развернул широкий спектр деятельности: реконструированный Государственный банк предоставил промышленности готовый капитал; Были созданы русские пароходства, мореходные и инженерные школы; поощрялись сберегательные банки; закон о компаниях был реформирован; и рубль стал конвертируемым. Витте также сыграл важную роль в привлечении крупных займов от инвесторов во Франции, Великобритании, Бельгии и Германии для финансирования индустриализации России.
Викторина «Британника»
История: правда или вымысел?
Наибольшую энергию он приложил к стимулированию строительства железных дорог, особенно Транссибирской магистрали (фактически начатой в 1891 г. ). Он видел в ней не только средство принести городской прогресс в деревню, но и сам по себе экономический стимул, связующее звено между европейской и азиатской Россией и способ сделать Россию главным посредником между Западной Европой и Дальним Востоком. . Почти десятилетие «система Витте» пользовалась значительным успехом, но на рубеже веков международная неопределенность (южно-африканская [бурская] война, испано-американская война, боксерское восстание в Китае) сократила приток иностранных займов. в Россию, а забастовки и крестьянские волнения в России показали, что массы населения больше не будут мириться с тем снижением жизненного уровня, которое влекла за собой политика Витте. Более того, влиятельные сельскохозяйственные круги, всегда враждебные тотальной поддержке индустриализации Витте, продемонстрировали свою оппозицию при дворе. Несчастливыми были и его отношения с императором Николаем II, опасавшимся этого динамичного человека. 19 августа03 Витте был отстранен от министерства финансов и назначен на весьма декоративную должность председателя Комитета министров.
Ему пришлось в бессилии наблюдать, как правительство вляпалось в войну с Японией. Но в 1905 и 1906 годах ему предстояло оказать империи важнейшие услуги. В июле 1905 года он был назначен главным русским полномочным представителем по ведению мирных переговоров с Японией. Он получил неожиданно выгодные условия для России, но это достижение не сделало его более популярным.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
На политическом уровне Витте, хотя он и ненавидел конституционализм в любой его форме, использовал свое влияние, чтобы убедить царя издать «Октябрьский манифест» 1905 г., который обещал предоставить меру представительного правления. Не менее важной была роль Витте как премьер-министра в новой системе правления, в организации подавления всех сил дезорганизации осенью и зимой 1905—06— напр., Петербургский совет или рабочий совет, войсковые мятежи на Дальнем Востоке, забастовки на юге России, крестьянские восстания в прибалтийских губерниях.