Невский проспект образ города: Образ Петербурга в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект».

Из опыта работы. Урок. Н.В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Реальность и фантастика в повести. | План-конспект урока (литература, 10 класс) по теме:

 Урок 20. Н.В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Реальность и фантастика в повести.

Цели уроков:

  • Вспомнить основные этапы жизни и творчества Н.В.Гоголя;
  • На примере «Петербургских повестей» рассмотреть особенности стиля Н.В.гоголя, своеобразие его творческой манеры;
  • Рассмотреть способы обличения пороков общества ХIХ века (тщеславие, жадность, коррупция и др.)


Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к повестям, открытки с изображением современного Петербурга; слайды с изображением Невского проспекта.

Давно стихами говорит Нева,
Страницей Гоголя ложится Невский,
Весь летний сад-«Онегина» глава,
О Блоке вспоминают острова,
И по Разъезжей бродит Достоевский
С.Я. Маршак

Ход урока

1. Слово учителя:

В основу «Невского проспекта», как и всего цикла «Петербургские повести», легли впечатления жизни Гоголя. В.Г. Белинский восторженно отзывался почти о каждой из повестей: «Эти новые произведения игривой и оригинальной фантазии г. Гоголя принадлежа к числу самых необыкновенных явления в нашей литературе и вполне заслуживают похвалы, которыми осыпают их восхищенная ими публика».

Писатель обратился к большому современному городу, и ему открылся огромный и страшный мир, который губит личность, убивает ее, превращает в вещь. Таково гоголевское видение северной столицы. Н.В.Гоголь не был первооткрывателем темы Петербурга. Как символ могущества России он был воспет еще поэтами 18 и первой половины 19века. Пушкин изобразил Петербург в романе «Евгений Онегин» и в поэме «Медный всадник» как город русской славы и в то же время город социальных контрастов.

Тема Петербурга, наметившаяся в творчестве Пушкина, была расширена и углублена Гоголем. Белинский писал: «Такие пьесы, как «Невский проспект»… могли быть написаны не только человеком с огромным талантом и гениальным взглядом на вещи, но и человеком,  который при этом знает Петербург не понаслышке».

Шли годы петербургской жизни Гоголя. Город поражал его картинками глубоких общественных противоречий и трагических социальных контрастов. За внешним блеском столицы писатель все отчетливее различал бездушие и хищную бесчеловечность  города-спрута, губящего живые души маленьких, бедных людей, обитателей чердаков и подвалов. И вот столица представилась Гоголю уже не стройной, строгой громадой, а кучей «набросанных один на другой домов, гремящих улиц, кипящей меркантильности, этой безобразной кучей мод, парадов, чиновников, диких северных ночей, блеску и низкой бесцветности». Именно такой Петербург и стал главным героем петербургских повестей Гоголя. Эта запись служит как бы ключом, с помощью которого вскрывается гоголевское понимания самой сущности Петербурга.

Мы с вами читали  знаменитые  «Вечера на хуторе близ Диканьки» и помним, что  образ северной столицы впервые возник в творчестве Гоголя еще в повести «Ночь перед рождеством». Картина Петербурга, увиденная глазами кузнеца Вакулы, отличается  особой выразительностью.   Созданный в «Петербургских повестях» образ города не раз появится  затем в «Мертвых душах» и позволит лучше понять гоголевский «смех сквозь слезы» при изучении поэмы.

  1. Заочная экскурсия в современный Петербург.


Сообщение заранее подготовленного ученика о современном Петербурге ( показ приложения – презентации «Современный Петербург»).

Ученик. Санкт- Петербург — символ европейской России. Его величают Северной столицей нашей страны. Город построен на реке Неве, поэтому эту великую реку называют колыбелью Петербурга. Она не только предопределила возникновение города-порта, но стала основой объемно-пространственной композиции. К Неве обращены главные площади Северной столицы. Один из боевых кораблей – крейсер «Аврора» — обрел здесь «вечную стоянку». Нева, оставаясь главным «проспектом», разделила город на части, которые первоначально соединялись временными переправами, затем наплавными мостами. Через Неву перекинуто восемь разводных мостов, каждый из которых является сложным, а подчас уникальным, инженерно-архитектурным сооружением. Дворцы, особняки, храмы, доходные дома в центре города – все они имеют свою неповторимую историю. Город украшен большим количеством уникальных памятников. Архитектурной короной Северной столицы является Дворцовая площадь. Именно она главенствует в историческом центре Петербурга. А драгоценные сами по себе, высокохудожественные интерьеры Эрмитажных зданий хранят бесценные творения человеческого гения всех времён и народов. С давних времен поэты, писатели, художники стремились в этот город, так как он являлся литературно-культурным центром России. И неудивительно, что Н.В.Гоголь тоже мечтал приехать в Петербург.

2. Сообщение «Гоголь в Петербурге.

Ученик. В 1828 году Гоголь окончил гимназию. Впереди — свобода, Петербург, служба. В декабре молодой человек отправляется в столицу. И вот, наконец, Петербург-город, который представлялся ему величественным, необъятным, совершенно ни на что не похожим.

«Боже мой! Стук, гром, блеск, по обеим сторонам громоздятся четырёхэтажные стены;…мосты дрожали; кареты летели; извозчики, форейторы кричали…»Такой увидал столицу кузнец Вакула из повести «Ночь перед рождеством»
Таким, вероятно, представлял себе Петербург Гоголь. Но действительность оказалась не похожа на сказку.

«Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, — разочарованно писал Гоголь матери 3 января 1829 года. — Я его воображал красивее и великолепнее».

Учитель. Почему же Н.В.Гоголь разочаровался в этом городе, а всё же посвятил ему целый цикл «Петербургских повестей»? (Наблюдения за жизнью Санкт-Петербурга легли в основу цикла «Петербургских повестей», в которых писатель обличает пороки современного ему общества).

2. Рассказ  ученика  о творческой истории «Петербургских повестей».

«Петербургские повести» – термин условный, сам Гоголь не давал им такого названия. Тем не менее, оно верно, точно и оправдано, во-первых, тем, что через повести проходит образ Петербурга, являющегося героем цикла; во-вторых, тем, что почти все повети задуманы и написаны в Петербурге. Кроме того, в III томе своих сочинений Гоголь сам свел воедино эти повести, написанные в разное время на протяжении 10 лет (1831-1842). Повести «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего» впервые были напечатаны в сборнике «Арабески» в 1835 году. По построению они представляют собой серию сюжетно связанных картин, причем каждая их повестей изображает какую-либо одну или несколько сторон жизни Петербурга 30-х годов.

 Работа с текстом. Чтение описания Невского проспекта вслух (с начала повести до слов «…всегда в немецких сюртуках гуляющими целою толпою и обыкновенно под руку»), а затем проанализировать этот эпизод.

 Анализ эпизода.

1. Проанализируйте образы, с помощью которых Гоголь рисует картину Невского проспекта. Какова здесь роль изобразительно-выразительных средств и художественных деталей?

2. Объясните роль художественного времени и пространства в этом фрагменте.

3. Прокомментируйте авторские оценки в описании Невского проспекта.

4. Как в эпизоде намечаются главная проблема и конфликт всей повести?

5. Докажите, что в этом описании присутствуют черты романтизма и реализма. Приведите примеры.

6. Какова функция этого эпизода во всей повести?

Анализ эпизода дает возможность подчеркнуть, что Петербург — город без целостных лиц, которые заменяются их частями или частями тела и одежды. Действительность не такая, какой мы ее видим, и в любой момент может повернуться к нам своей оборотной стороной. Жизнь призрачна, поэтому ничему нельзя верить.

Беседа по содержанию повести.

  1. В чем трагический смысл истории Пискарева? Почему автор приводит его к самоубийству?
  2. Расскажите историю поручика Пирогова.
  3. Какую роль в истории Пирогова играют Шиллер и Гофман? В чем здесь проявляется авторская ирония и гротеск?
  4. Можно ли считать историю Пирогова торжествующим фарсом? Аргументируйте свое мнение.

Сообщения учащихся (домашнее задание – пересказ истории Пирогова и Пискарева).

Учитель:
— Случайно ли Гоголь дал героям такие фамилии?
Беседа с учащимися


— Почему Пискарев «обречен» погибнуть, а Пирогов «обречен» благополучно жить дальше?
— Какова художественная функция снов Пискарева в повести? (мечты героя, его внутренний мир)
— Как вы считаете, в чем причина гибели Пискарева? (несоответствие мечты и реальности).
— Почему Пискарев и Пирогов оказались героями одной, а не разных повестей? (Тема столкновения мечты и реальности).

Учащиеся  рассказывают о смешной  и позорной истории Пирогова, продумывая следующий круг вопросов: общество, к которому принадлежит поручик Пирогов; «множество  талантов « поручика; «смелое предприятие» Пирогова; поведение поручика в решающем испытании его чести, гордости, высоких представлений о себе.

На уроке, обращаясь к центральному образу повести, учащиеся первой группы  обращают внимание на то, что улица изображается как живое существо, она – источник всех несчастий и зол. Существенно, что Невский показан в разные часы дня (утром, с 12 часов, от двух до трех часов пополудни). В эти последние часы он являет собой парадную витрину империи Николая I. Все на нем блестит и сверкает.  Важно отметить, что в этот час на Невском появляются не люди, а маски: «превосходные бакенбарды», «бакенбарды бархатные, атласные, черные, как соболь», «усы, повергающие в изумление», платья, платки, дамские рукава, похожие «на два воздухоплавательные шара», галстуки, шляпки, сюртуки, носы, «талии тоненькие и узенькие», «талии, никак не толще бутылочной шейки». Ножки в очаровательных башмачках. 

Этот великолепный сатирический прием позволяет Гоголю обнажить человеческое самодовольство и ничтожество. В модных сюртуках, блестящих мундирах, в тысячах фасонов шляпок, платьев, платков выставляются на обозрение читателя дворянская спесь, чванство, тупость и пошлость. Беспечная праздность – основная черта этой улицы: «Если только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем».

Однако существует и иная сторона главной улицы столицы. Она раскрывается в раннее петербургское утро, когда Невский проспект заполняется совершенно другими фигурами: мальчишками, которые бегут «молниями» «с готовыми сапогами в руках», мужиками «в сапогах, запачканных известью»  «толкующими о семи грошах меди» , «швыряющими нищим из дверей кондитерских объедки…» Таким образом, рисуя Невский проспект в разное время суток, Гоголь изображает разные социальные слои Петербурга. Невский проспект для писателя – олицетворение всего Петербурга, тех жизненных контрастов, которые он включает в себя. Интересно, что повесть начинается с восторженного гимна Невскому проспекту («Нет ничего лучше Невского проспекта…»), но чем дальше, тем отчетливее звучат сатирические ноты в этом праздничном описании ложно-призрачного столичного великолепия. Этот сатирический тон не покидает рассказчика даже в самых приподнято-лирических описаниях вечернего Петербурга.   Истории, случившиеся с Пискаревым и  Пироговым – это два главных сюжетных эпизода, две резко выделенные части общей картины Невского проспекта и  Петербурга. Они дают яркое представление о сложности, воспроизведенной в «Невском проспекте» картины жизни Петербурга, о зоркости и остроте художественного зрения писателя.

Следующий этап урока посвящен трагической судьбе художника Пискарева  и похождениям пошляка и обывателя поручика Пирогова. На уроке звучат сообщения учащихся. Приведем фрагмент одного из  сообщений – «Искусство и реальный мир в жизни Пискарева: У художника Пискарева есть идеал– красота. Он страстно влюблен в красоту. Он мечтатель, романтик, его лучшие мечты  слились с образом незнакомки, Художник, заметив на Невском проспекте одно из «тех дивных  созданий», следит за нею. Потрясенный внешностью девушки, он создал в своем воображении идеальный образ. Очаровательная, прекрасная, она как видение, сошедшее с картины великого мастера. Один взгляд или улыбка красавицы пробуждали в его душе противоречивые мысли, мечтания, надежды. Но красавица оказывается обитательницей  «отвратительного притона». «Все не то, чем кажется»!

Вывод: если Пискарев как  мечтатель, живший вне действительности, противостоял главной улице, «улице-красавице», с ее светской толпой, чванливо выставляющей свои великолепные сюртуки и бакенбарды, то Пирогов, напротив, был весь от повседневного быта этой улицы, он рядовой участник «выставки» самодовольной пошлости.

Учитель: Существует мнение, что обе эти истории  можно воспринимать как два самостоятельных рассказа. Может быть, Гоголь решил сплести в одну две отдельные повести? Какая связь между этими историями?

Ученики отвечают, что внешнее сходство существует: оба героя оказались на Невском проспекте и оба увлеклись, хотя любовь каждый из них понимал по-своему) Но один из них быстро утешился пирожками в кондитерской (оправдав тем самым свою фамилию), а другой, попытавшись сначала уйти в мир сладостных сновидений, в конце концов кончил самоубийством. В.Г.Белинский писал: «Пискарев и Пирогов, – какой контраст! Оба они начали в  один день, в один час преследования своих красавиц, и как различны для обоих них были следствия  этих преследований! О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст!  Пискарев и Пирогов, один в могиле, другой доволен и счастлив, даже после неудачного волокитства и ужасных побоев!.. Да, господа, скучно на этом свете!..» Таким образом, Невский проспект и сказка Невского проспекта, которая оказывается грубой реальностью, соединяет несоединимых – поручика Пирогова и художника Пискарева. «Странно играет нами судьба, странные происшествия случаются на Невском проспекте!» – не раз восклицает Гоголь в этой повести.

Итог урока: еще раз подчеркнем, что в конце повести  Гоголь вновь возвращается к Невскому проспекту, чтобы сорвать с него красивые покровы и высказать всю свою ненависть к капиталистическому городу с его продажностью и равнодушием ко всему прекрасному и человеку. Этот гневный монолог автора подготовлен всем предшествующим рассказом, каждым эпизодом повести. Петербург в повести Гоголя предстает городом двойственным. Писатель подчеркивает противоречие между его видимостью и сущностью. Действительно, лучше Гоголя не скажешь – «все не то, чем кажется». Несомненно, прав был В.Г.Белинский, говоря: «Отличительный характер повестей Н.В.Гоголя – простота вымысла, народность и комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством уныния, Причина всех этих качеств заключается в одном источнике: г. Гоголь – поэт, гражданин жизни действительной…»

Домашнее задание:

  1. Прочитать повесть Гоголя «Портрет»
  2. Подготовить ответы на вопросы:

1. Тема художественного творчества в повести «Портрет» (художник Чартков).
2. Проблема противостояния ремесла и искусства.
3. Художник, сумевший сохранить и возвеличить свой талант, пренебрегший всем.
Художник- творец, гений.

4. Художник, занимающийся религиозной живописью, служащий Богу, получивший прощение и благословение небес.
5. Творчество – дело, прежде всего духовное, его нельзя загрязнить тщеславием.

10 класс. Литература. Н.В. Гоголь. Судьба писателя. Обзор творчества писателя — Образ города в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя

Комментарии преподавателя

Образ Петербурга в «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя

В декабре 1828 года Гоголь вместе со своим школьным товарищем Александром Данилевским впервые отправился в Петербург. Недавний выпускник Нежинской гимназии был убежден, что ему предначертано свыше особое служение на пользу Отечества. Он ехал в Санкт-Петербург «для поднятия труда важного, благородного». В мечтах он представлял себе «веселую комнатку окнами на Неву». Его письма родным перед отъездом полны самых радужных надежд. По мере приближения к столице нетерпение и любопытство путников возрастало. Наконец издали показались бесчисленные огни, возвещавшие о приближении к большому городу. Молодыми людьми овладел восторг. Но вскоре по приезде восторг сменился противоположным настроением, особенно когда их начали беспокоить петербургские цены и разные мелочные неудобства, связанные с проживанием в столице. Позже Гоголь писал матери: «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал. Я его воображал гораздо красивее, великолепнее, и слухи, которые распускали другие о нем, также лживы. Жить здесь не совсем по-свински, то есть иметь раз в день щи да кашу, несравненно дороже, нежели думали». 

С этого времени этот город занимает большое место не только в его жизни, но и творчестве. Впервые образ Петербурга возник у Гоголя в 1831 году в «Пропавшей грамоте» и «Ночи перед Рождеством». Образ северной столицы здесь ещё несколько условен и как бы декоративен. Гоголю понадобилось еще два года прожить в Петербурге, чтобы глубже проникнуть в сложную жизнь города. Тогда и начали воплощаться замыслы новых повестей, которые так и назвались «Петербургские повести». 

«Петербургские повести» Н.В.Гоголя — необыкновенная книга: в ней содержится литературный портрет одного из самых таинственных городов мира, созданный гениальным пером одного из самых загадочных и проницательных писателей. Этот образ создавался постепенно, с середины 1830-х до начала 1840-х годов, и складывался он как бы из отдельных фрагментов: три повести, в которых молодой писатель впервые и с разных сторон заглянул в душу северной столицы – «Невский проспект», «Портрет» (в первой редакции), и «Записки сумасшедшего», — были вразброс напечатаны в 1835 году в гоголевском сборнике «Арабески»; «Нос» был опубликован А.

С.Пушкиным в третьем томе его журнала «Современник» за 1836 год; затем, в 1842 году в том же журнале, но уже под редакцией Плетнева, публикуется вторая версия «Портрета»; наконец, в 1842 году выходит первое собрание сочинений писателя, где автор объединяет в третьем томе все свои повести, написанные на петербургскую тему, присоединив к ним знаменитую «Шинель», а также «провинциальную» повесть «Коляска» и отрывок «Рим». Очевидно, географические границы цикла автор нарушил совершенно сознательно: духовная проблематика «Петербургских повестей» имела отнюдь не только локальное значение, она расширяется до масштабов общероссийских и всемирных.

Центральной магистралью города является Невский проспект. Гоголевская повесть с тем же названием также имеет магистральное значение среди других повестей петербургского цикла: в ней намечены все сквозные темы, обозначены все основные человеческие типы, которые получают конкретизацию и развитие в последующих повестях. Невский проспект получил свое название от имени главной реки города. И вот что интересно: Нева в переводе с финского означает «болото», «топкое место». В других европейских языках корень «нево» восходит к понятию «новый», «современный». В гоголевской повести «работают» оба значения: на Невском сосредоточена жизнь новой, европейски ориентированной послепетровской России. И эта жизнь предстает как обывательское самодовольное болото, несмотря на весь претенциозный блеск. Образ болота, трясины связан также с образом обмана, иллюзорности. Невский претендует на роль «всеобщей коммуникации» Петербурга. Между тем, мы видим нечто обратное: разобщенность, разорванность, раздробленность толпящихся здесь людей. В двенадцать часов дня на Невском появляются дети с иностранными гувернерами. Воспитание детей передоверено родителями совершенно чужим и пустым наставникам. А сами добропорядочные отцы семейств заняты в это время делами более важными: просмотром газет за утренним кофе, обсуждением с домашним доктором прыщика на носу, городских новостей и т.д. Потом, в последующие часы, Невский заполняют «волны» чиновников в зеленых мундирах, разодетых дам и господ.

И всякий раз подтверждается общее правило: человека на Невском и встречают, и провожают по одежке. В конце концов, мы замечаем, что человеческих лиц вовсе нет, а попадаются разные части физиономий: античный нос или блестящие глаза, выглядывающие из-под шляпки, или розовая часть щеки. Нет цельных личностей, а, значит, нет истинных человеческих отношений. При вечернем освещении Невский проспект выглядит иначе. «Тогда настает то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет». Николай Васильевич гениально заканчивает свою повесть: «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стенки домов, когда весь город превратится в гром и блеск… Чтоб показать все не в реальном виде». 

Но Петербург — это не только парадные улицы и дворцы, много в нем и грязных дворов с темными лестницами, в которых обитают бедняки. В повести «Шинель» Гоголь указывает Петербург бедняков: «Скоро потянулись перед ним (Акакием Акакиевичем) те пустынные улицы, которые даже и днем не так веселы, а тем более вечером.

.. Фонари стали мелькать реже… Сверкал лишь один снег по улицам да печально чернели с закрытыми ставнями заснувшие низенькие лачужки…» Это уже другой Петербург. Тут царит бедность, запустение и как следствие этого — разбой. История Акакия Акакиевича Башмачкина — это история гибели маленького человека. В департаменте к нему относились без всякого уважения и даже на него не глядели, когда давали что-нибудь переписывать. Приобретение новой шинели сделалось смыслом его жизни. После кражи самой ценной для него вещи, столкнувшись с вопиющим равнодушием жизни в виде «значительного лица», испытав душевное потрясение, Башмачкин заболевает и умирает. Когда же он умер, то «Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное…» 

Петербург Н. В. Гоголя — это город, в котором фантастическое и реальное находятся в неразрывном единстве. Здесь возможны самые необыкновенные происшествия.

Особо это подчёркивается в повести «Нос». Исчезнувший нос майора Ковалева живет собственной жизнью и к тому же имеет более высокий чин, чем его хозяин. Вот уже нос и лицо поменялись местами: «Нос спрятал совершенно лицо свое в большой стоячий воротник и с выражением величайшей набожности молился». 

Петербург в «Петербургских повестях» у Гоголя — это нереальное царство чинов и вещей, царство роскоши и власти, где “маленькие люди” исчезают бесследно, не оставляя о себе никакой памяти. 
Источники

http://www.youtube.com/watch?v=FO4F4D2E4ZU

http://www.uchportal.ru/load/257-1-0-44651

http://www.myshared.ru/slide/430098/#

http://www.kros.ru/_info/russ.gogol-200.3.php

http://www.youtube.com/watch?v=MNNetUklTG4

Карл Карлович Булла | [Правительственные войска ведут огонь по демонстрантам, угол Невского проспекта и Садовой улицы, Санкт-Петербург, Россия]

Карл Карлович Булла | [Правительственные войска ведут огонь по демонстрантам, угол Невского проспекта и Садовой улицы, Санкт-Петербург, Россия] | Метрополитен-музей ×

Обрежьте изображение:

Сканируйте свой QR-код:

С благодарностью создан с помощью ACNLPatternTool

Детали обложки

Используйте клавиши со стрелками для перемещения по вкладкам ниже и клавишу табуляции для выбора элемента

Заголовок: [Правительственные войска ведут огонь по демонстрантам, угол Невского проспекта и Садовой улицы, Санкт-Петербург, Россия]

Художник: Карл Карлович Булла (русский (род. Германия), 1853–1819 гг.).29)

Дата: 4 июля 1917 г.

Середина: Серебряно-желатиновый отпечаток

Размеры: 12,2 х 21,5 см (4 13/16 х 8 7/16 дюйма)

Классификация: Фотографии

Кредитная линия: Покупка, подарок Дженнифер и Джозефа Дьюка, 2001 г.

Регистрационный номер: 2001.678

Узнайте больше об этом произведении

Хронология истории искусств

Похожие произведения искусства

  • Карл Карлович Булла
  • Фотоотдел
  • Фотографии
  • Из Азии
  • Из России
  • С 1900 г. н.э. по настоящее время

Обратная связь

Мы продолжаем исследовать исторический и культурный контекст предметов в коллекции The Met. Если у вас есть комментарии или вопросы об этой записи объекта, пожалуйста, заполните и отправьте эту форму. Музей с нетерпением ждет ваших комментариев.

Фотографии в Метрополитен

В отделе фотографий Метрополитена хранится коллекция из более чем 75 000 работ, охватывающих историю фотографии с момента ее изобретения в 1830-х годах до наших дней.

Город теней (1991-1994) — Алексей Титаренко

«Идея Города Теней возникла во время распада [Советского Союза] осенью 1991 года. Концепция родилась из моих впечатлений, подпитанных повседневной реальностью. В тот период я ​​продолжал работать над своей серией «Номенклатура».

Внезапно в какой-то момент я понял, что советские люди, все эти человеческие существа, лишенные своей индивидуальности и превращенные в «знаки» преступным режимом, стали превращаться из улыбающихся и счастливых «знаков» в блуждающие тени, даже хотя отказ от роли «знака» мог привести к гибели людей.Приближалось 92…

«Северный город Санкт-Петербург известен своими летними «белыми ночами» и короткими темными зимними днями, длящимися всего несколько часов. Зимой 1991-1992 гг., в один холодный и хмурый день Я грустно брел по улице, когда-то забитой людьми, когда-то полной радостной бодрости и динамичности. прерываемый звуками хлопанья дверей бакалейных и булочных, магазинов, в которых полки были абсолютно пусты.Я видел людей на грани безумия, в замешательстве: непривлекательно одетых мужчин и женщин с глазами, полными печали и отчаяния, ковыляющих в своей рутине тоскливые маршруты из последних сил, в поисках какой-нибудь пищи, которая могла бы продлить их жизнь и жизнь их семей.Они выглядели как тени, недоедающие и измученные. Ничего подобного не было со времен Второй мировой войны, когда N азисы блокировали город. Мои впечатления, как и мое эмоциональное состояние, были чрезвычайно сильными и длительными. У меня возникло сильное желание артикулировать эти страдания и скорбь, визуализировать их через свои фотографии, пробудить сочувствие и любовь к жителям моего родного города, людям, которые на протяжении ХХ века постоянно подвергались преследованиям и разорению.

«Больше всего на свете я хотел максимально точно передать свою метафору «люди-тени». Эта метафора стала стержнем и моего нового видения, и нового сериала. Свою камеру Hasselblad я разместил у входа на станцию ​​метро «Васильевостровская» На мои уже упомянутые впечатления наложились происходящие там события, как и ощущения, вызванные музыкой Шостаковича, и в частности его 13-й симфонией с ее частью под названием «В магазине». Толпа людей, протекавших у станции метро, ​​образовывала некое человеческое море, вызывая у меня ощущение нереальности, фантасмагории, эти люди были как бы тенями из преисподней, мира, в котором побывал Эний, герой Вергилия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *