3 глава краткое содержание евгений онегин: Краткое содержание романа «Евгений Онегин» (по главам) Пушкина А.С.

краткое содержание, анализ и описание сюжета по главам

Литература

12.11.21

17 мин.

Для написания романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкину понадобилось более семи лет. Начав своё произведение в 1823 году в Кишинёве, автор постарался в нём показать реалистичную картину жизни русской дворянской интеллигенции тех времён. Роман задумывался автором как повествование, состоящее из 9 глав, но после даты его окончания в 1931 году Пушкин внёс существенные правки и корректировки в своё творение и оставил лишь 8 глав.

Оглавление:

  • О произведении «Евгений Онегин»
  • Главные и второстепенные герои романа
  • Краткое содержание произведения по главам

Сам роман в стихах написан автором таким образом, что представляет собой собрание глав, каждая из которых является самостоятельным оконченным произведением и не требует продолжения. Это и является частичным обоснованием такого длительного по времени написания.

О произведении «Евгений Онегин»

В своём произведении автором подробно, в красках описывается образ жизни, культура, мода и традиции начала девятнадцатого века. Всё повествование состоит из двух основных сюжетных линий, постоянно переплетающихся между собой:

  • главная — история несчастной любви Татьяны Лариной и Евгения Онегина
  • второстепенная — линия дружбы Ленского и Онегина.

Ещё до окончания произведения автором его выпускали в печать отдельными тиражами, каждое из которых обычно содержало одну главу. Каждое издание и печатающиеся в журналах отрывки пользовались огромной популярностью среди молодёжи того времени, желающей прочесть или послушать новеллу.

Публикация первой главы была представлена на взыскательный читательский вкус в 1825 году, а полностью роман был впервые издан лишь в 1833 году.

Главные и второстепенные герои романа

Основными главными героями Александр Сергеевич сделал четырёх представителей дворянской молодёжи, ярко и подробно описав характеры каждого из них:

  • Онегин — «молодой повеса», красивый восемнадцатилетний юноша, потомок знатного дворянского рода. Наш герой получил модное по тем временам домашнее «французское» воспитание, умел эффектно подать себя в обществе. Как и большинство дворянских юношей того времени, Евгений знал толк в моде и был «как денди лондонский одет».
  • Татьяна Ларина — тихая, спокойная, благовоспитанная девушка. Она является старшей дочерью в семье дворян Лариных. Татьяна любит чтение и большое количество времени проводит в одиночестве.
  • Владимир Ленский — молодой семнадцатилетний помещик, друг Онегина. Этот юноша представлен автором как восторженная личность, поэт и мечтатель. После того как Владимир окончил своё обучение в Германии, он вернулся в родное поместье.
  • Ольга Ларина — горячо любимая невеста Владимира Ленского. Будучи младшей сестрой серьёзной и вдумчивой Татьяны, Ольга олицетворяет собой веселье и лёгкость.

Второстепенные герои романа:

  • Автор — именно от его лица и ведётся рассказ о событиях, происходящих в романе. Также именно автором и описываются биографии главных героев произведения. На протяжении всего произведения автор как бы вмешивается в ход событий, периодически напоминая о себе.
  • Княжна Полина Ларина — знатная дворянка преклонных лет, мать главных героинь Татьяны и Ольги Лариных.
  • Няня Филипьевна — добрая старушка, которая с детства ухаживала за сёстрами Лариными. По мнению большинства критиков в этом образе Пушкин запечатлел свою няню, Арину Родионовну, к которой питал бесконечную привязанность на протяжении всей жизни.
  • Зарецкий — кутила и картёжник в прошлом, который впоследствии стал обыкновенным тихим помещиком. Являясь соседом Ленского и Онегина, именно он стал секундантом в трагически окончившейся дуэли Евгения с Владимиром.

Краткое содержание произведения по главам

Все произведение состоит из восьми глав. Краткий пересказ «Евгения Онегина» по главам с описанием ключевых событий представлен ниже.

1 глава

Евгений Онегин — петербуржский дворянин, получивший стандартное домашнее воспитание и образование от гувернёров — французов. Юношей он начал увлекаться романтическими похождениями, поездками по ресторанам и развлечениями на балах и в театрах. Но вскоре его серьёзная натура одержала верх над юношеским легкомыслием и бессмысленное прожигание жизни ему наскучило. Онегин не скрывал своей неудовлетворённости окружающим его миром и собой самим.

Именно в этот период жизни Евгения он и знакомится с автором повествования. Подружившись, они вместе строят планы отъезда за границу, но смерть отца Онегина заставляет их изменить решение. Оставшееся от отца наследство приходится отдать на оплату долгов и у героя не остаётся денег на путешествие. Евгений вынужден остаться в Петербурге.

В это время случается смерть его дяди, который оставил в наследство любимому племяннику огромное богатое имение в деревне. После того как Евгений узнаёт о наследстве, он принимает решение переехать в это имение из Петербурга.

Изначально юноша строит планы о том, как он всецело отдастся занятиям по хозяйству и управлению имением, но однообразная деревенская жизнь быстро становится для него скучной.

2 глава

Во второй главе описывается уже начало дружбы двух героев. Онегин живёт в деревне с живописной местностью, в доме посреди сада. При этом жаждущий перемен юноша решает установить новые порядки в своём имении и меняет традиционную в те времена барщину на оброк.

Именно этими действиями Евгений вызывает опасение у соседей, которые начинают его сторониться. Но и наш герой не слишком жаждет новых знакомств и не стремится в местное общество.

В это время по соседству начинает жить Владимир Ленский, возвратившийся на родину после обучения. Постепенно юноши становятся друзьями.

Через некоторое время Ленский делится с другой сердечной тайной — он влюблён. Избранницей юного поэта становится Ольга Ларина, с которой Владимир знаком с детства.

Именно в этой главе автор даёт нам первые характеристики и описывает портрет каждой из сестер семейства Лариных, рассказывает историю выхода замуж их матери княжны Полины за нелюбимого по принуждению, что являлось обычным делом в девятнадцатом веке.

3 глава

Влюблённый Владимир всё больше времени проводит в поместье Лариных. Онегин не может понять — как может быть его другу интересно коротать вечера в простой помещичьей семье, озабоченной только хозяйственными вопросами. Ему становится интересно, какова же Ольга Ларина, и в один вечер Ленский берёт его с собой в гости.

После знакомства с Лариными Онегин признаётся Ленскому, что это семейство ему понравилось, но из сестёр ему больше пришлась по душе молчаливая Татьяна, чем живая и весёлая Ольга. Татьяна же, в свою очередь, была очарована Евгением и влюбилась в него.

После грустного рассказа своей няни о том, как её принудили выйти замуж в тринадцатилетнем возрасте, Татьяна решается признаться Онегину в своих чувствах

. В те времена наиболее романтичным считалось признание в виде письма, написанного на французском языке.

В своём письме девушка не только признаётся Евгению в своей любви, но и рассуждает о том, как могла бы сложиться её жизнь, если их встреча и знакомство не состоялись. Попросив няню передать послание, девушка ожидает ответа от возлюбленного в течение двух дней, но письма нет.

4 глава

Скептически относящийся к любви Евгений был тронут искренним письмом девушки и поэтому решил честно и открыто объясниться с ней.

Встретив её в саду, юноша в мягких выражениях поведал Татьяне, что не создан для семейной жизни и не может дать Татьяне больше, чем любовь брата. По мнению автора, Онегин благородно поступил с девушкой, не дав ей повода питать иллюзии о возможном счастливом будущем с ним.

После объяснения в саду Татьяна очень переживает и становится ещё молчаливей. Одновременно с этим любовь её сестры Ольги и юного Ленского становится все сильнее.

Большую часть времени Онегин проводит в одиночестве, стараясь больше не выезжать с визитами к соседям. В один из таких тихих вечеров ему наносит визит Ленский с новостью о скорой свадьбе с Ольгой. Одновременно Владимир передаёт приглашение Онегину на именины Татьяны Лариной.

5 глава

Однажды во время Крещенских святок Татьяне приснился сон, в котором она, блуждая по лесу, попадает в странную избу, где видит пирующих за столом чудовищ. А хозяином этого жуткого застолья является Евгений Онегин. Во сне девушка открывает дверь и заметившие её чудища пытаются поймать её, но Евгений отгоняет их. После того, как ужасные отродья исчезают Онегин и Татьяна садятся на скамью. Почти сразу Татьяна видит появление Ленского с Ольгой и Евгений убивает Владимира длинным ножом.

Татьяна просыпается и в ужасе пытается найти толкование этого странного и страшного сна в соннике.

На именины Татьяны съезжается много гостей, среди которых девушка замечает и Онегина с Ленским. Заметив, что виновница торжества смущена и уже готова расплакаться, Евгений злится на своего друга, который привёз его сюда и решает отомстить ему. Весь вечер он танцует только с Ольгой, флиртуя с девушкой в перерывах между танцами. Ленский начинает ревновать свою невесту и уезжает от Лариных, решив вызвать друга на дуэль.

6 глава

Обнаружив отъезд Владимира, Онегин тут же теряет интерес к Ольге и после окончания праздника возвращается домой. Утром ему наносит визит Зарецкий, который передаёт от Ленского вызов на дуэль, назначенную на рассвете у мельницы.

Согласившись на дуэль, Евгений начинает винить себя за то, что сыграл с любовью друга злую шутку.

До дуэли Ленский наносит визит Лариным, где встречает Ольгу. Девушка так искренне обрадовалась их свиданию, что сумела своей искренностью развеять ревность Владимира. Вернувшись домой, юноша много времени проводит в размышлениях и пишет свои последние стихи.

Утром Евгений опаздывает на дуэль, но в итоге стреляет первым и убивает своего друга.

7 глава

Ольга недолго горевала по возлюбленному и вскоре вышла замуж.

В то же время у Лариных начинаются разговоры о том, что Татьяну уже тоже пора выдать замуж. Девушка отказывает всем женихам и в итоге Ларины уезжают в Москву на «ярмарку невест». Там на балу Татьяне советуют обратить внимание на генерала средних лет.

8 глава

Проходит несколько лет и автор встречает Онегина на светском приёме. Одновременно на рауте появляется и генерал со своей красавицей супругой, в которой Онегин узнаёт Татьяну.

Утром по приглашению генерала Евгений наносит им визит и окончательно влюбляется в Татьяну.

Вернувшись домой, он отправляет ей пылкое признание в любви, но не получает ответа. Потом он отправляет ей второе и третье письмо, но Татьяна безмолвствует.

Не выдержав муки ожидания, Онегин отправляется в поместье генерала, где видит плачущую Татьяну. Молодая женщина отказывает ему в чувствах, вспоминая то время, когда она влюблённой девушкой писала ему.

Какой современный школьник не получал задания внести в свой читательский дневник по литературе свои впечатления об этом замечательном литературном творении? Для тех, кто не желает читать его полностью, достаточно в интернете набрать в строке поиска название и выбрать один из множества вариантов. Но там можно увидеть лишь кратко написанное изложение, что не может передать всей красоты стиха и рифмы поэта. Читать сокращённо такой шедевр не стоит — лучше насладиться прочтением повести в полном объёме, почувствовав на себе все эмоции, которые передаёт этот стих.

Краткое содержание романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина по главам

Автор Антон Чудайкин На чтение 13 мин Опубликовано Обновлено

Содержание

  1. Глава первая
  2. Глава вторая
  3. Глава третья
  4. Глава четвертая
  5. Глава пятая
  6. Глава шестая
  7. Глава седьмая
  8. Глава восьмая
  9. Что по итогу

Александр Сергеевич Пушкин писал свой роман «Евгений Онегин» на протяжении 8 лет до 1831 года. Многие критики утверждают, что это одно из самых значимых произведений за всю историю русской литературы. Тот же Белинский считал, что «Евгений Онегин» — это энциклопедия русской жизни XIX века. Впрочем, подробнее о мыслях Белинского мы поговорим в отдельной статье.

А сегодня предлагает вам краткое содержание «Евгения Онегина» по главам, чтобы было проще усвоить материал, и быстрее понять смысл произведения.

Так что усаживайтесь поудобнее, наливайте себе чай или кофе, а мы начинаем!

Интересно, что Пушкин сам характеризует свое произведение эдаким эпиграфом:

Прими собранье пестрых глав,

Полусмешных, полупечальных,

Простонародных, идеальных,

Небрежный плод моих забав.

Глава первая

Пушкин вначале романа рассказывает нам о личности и талантах Евгения Онегина. Перед нами наследник довольно богатой семьи, который спешит проститься со своим умирающим дядей, чтобы не было проблем с получением наследства.

Отец Евгения часто устраивал балы, играл и пил, поэтому оставил сыну только долги. Однако наследства хватило на погашение всех исков.

Фото: 24c16a07.proxy.webhookapp.com

Когда Онегин повзрослел, его благосклонно приняли в высшем обществе. Дамы и господа высоко оценили его знание французского языка, юноша умело танцевал мазурку, мог с легкостью поддержать любую светскую беседу.

Однако не науки и высший свет интересовали нашего героя. Он был «истинным гением» в науке обольщения. Евгений Онегин действительно мог вскружить голову любой даме, при этом остаться в хороших отношениях с ее мужем или «страждущими».

Евгений живет такой праздной жизнью определенное время – посещает балы, возвращается с них под утро, когда простые люди спешат на службу, а потом спит до вечера. И все по кругу.

При этом молодой человек очень ревностно относился к своей внешности и нарядам, поэтому мог простоять у зеркала и три часа, чтобы довести свой образ до идеала.

Однако возникает вполне закономерный вопрос: А счастлив ли Онегин в таком калейдоскопе?

Фото: profile.ru

Постепенно герой охладевает к высшему свету, забавы становятся ему неинтересны. Евгений даже замыкается в своем доме, пытается выразить свои эмоции и мысли на бумаге, однако не может довести до ума ничего, потому что ему тошна монотонная работа. Юноша решил много читать, однако быстро понял, что и литература его не прельщает.

Из веселого и общительного человека Онегин превратился в замкнутого и угрюмого, склонного к язвительному спору.

На одном из балов рассказчик как раз и знакомится с Онегиным. Мы узнаем, что герой хочет поехать заграницу. Однако его планы нарушает внезапная смерть отца, и предсмертное состояние дяди. По итогу, Онегин получает огромное наследство с землями, лесами, заводами и имениями.

Глава вторая

Фото: labirint.ru

Евгений с определенного времени перебрался в деревню, чтобы как-то скрасить свою жизнь, изменить столичную обстановку. Желая как-то себя развлечь, помещик решает заменить барщину для своих крестьян на легкий оброк, то есть налог. Из-за этого соседи стали резко и с опаской относиться к Онегину, так как его политика не вписывалась в картину мира.

При этом и сам Евгений не стремился познакомиться и завести дружбу с ними. Примерно в это же время из далекой Германии в одну из ближайших деревень пребывает Владимир Ленский. Это романтичная натура, которая уже пишет стихи о высокой любви. По своему характеру он мечтатель.

Молодые люди познакомились, и вскоре Онегин с Ленским стали настоящими друзьями. Владимир читал ему свои произведения, философствовал на разные темы. Онегин с вниманием слушал своего друга, однако не спешил с ним спорить, потому что понимал, что реальность покажет сама жизнь.

Фото: klauzura.ru

Вскоре Онегин замечает, что Ленский по уши влюблен в Ольгу Ларину, с которой был знаком с детства. Причем их родители прочили им свадьбу задолго до совершеннолетия отпрысков.

Ольга была хороша собой, душой компании, вокруг которой всегда были подруги. Однако в семье Лариных была и старшая дочь Татьяна – полная противоположность Ольге. Ей были чужды девичьи забавы, она много читала, очень любила Руссо и Ричардсона.

Глава третья

Ленский вскоре начинает пропадать вечерами у Ларины. Евгения это несколько удивляет, ведь что может быть интересного в обсуждении хозяйства? Однако поэт говорит на это, что ему домашнее общество намного милее, чем высший свет. Евгений хочет увидеть возлюбленную Ленского и просит разрешения увидится с ней. Ленский зовет своего друга в имение Лариных.

Фото: interesnyefakty.org

Возвращаясь после приятно проведенного вечера, Онегин признается Ленскому, что его больше заинтересовала Татьяна, «которая грустна и молчалива, как Светлана».

Появление молодого Евгения сразу вызвало сплетни в округе, которые сводились к его помолвке с Татьяной. Девушка и сама понимает, что искреннее полюбила Онегина, ведь ее девичье сердце уже давно металось в поисках второй половинки.

В одну из бессонных ночей Татьяна гуляет по саду, и просит свою няню рассказать о ее истории любви. Женщина говорит, что ее в 13 лет выдали замуж по договоренности, поэтому она ничего об этом чувстве не знает.

Тогда Татьяна решает написать письмо Онегину с признанием на французском языке. В нем она говорит, что молчала бы о своих чувствах, если бы была уверена, что они иногда смогут видеться. И размышляет о том, что если бы молодой человек не приехал в деревню, то ее жизнь могла сложиться иначе.

Фото: manlike.mediasalt.ru

Онегин является ей во снах и о нем она мечтает.

Наутро Татьяна Ларина просит няню передать письмо Онегину. От молодого человека два дня не было ответа. Когда Евгений все же пребывает в имение Лариных, Татьяна в ужасе бежит в сад. Чуть оправившись, она решает вернуться ко всем, однако встречает на своем пути «подобно грозной тени» Онегина.

Глава четвертая

Евгений, с самой молодости видевший разврат и похоть высшего света, разочаровался в отношениях с женщинами. Но письмо Татьяны тронуло его душу, поэтому он не захотел использовать невинную и доверчивую девушку.

Встретившись внезапно в саду, Онегин решает говорит первым. Его искренне тронуло послание Татьяны, но он не создан для семьи и длительных отношений. Такая исповедь героя заканчивается проповедью для молодой девушки.

Фото: онлайн-читать.рф

Евгений советует девушке научиться владеть собой, так как неопытность всегда ведет только к беде.

Сам рассказчик в этом моменте говорит, что Онегин поступил с девушкой крайне благородно, что за ним раньше не водилось.

После того свидания Татьяна становится очень грустной и еще более замкнутой. А соседи вовсю судачат о том, что девушку пора бы уже замуж выходить.

Тем временем отношения между Ольгой и Ленским быстро развиваются, и молодые люди все больше времени уделяют друг другу.

Онегин в это время живет отшельником, много гуляет и читает книги. В один из вечеров возвращается Ленский, который сообщает о своей свадьбе с Ольгой через две недели. Также он передал приглашение Онегину быть на именинах Татьяны.

Фото: litok.kco27.ru

Глава пятая

Татьяна очень верит в гадания, предсказания и другие мистические вещи. Поэтому решила в один из крещенских вечеров положить под подушку девичье зеркальце.

Ей снится сон в котором она пытается убежать от медведя, однако тот вносит ее в «убогий» шалаш, где проходит застолье.

Фото: theocrat.ru

Во главе сидит Онегин, его окружают чудовища, которые хотят наброситься на девушку. Однако Евгений их отгоняет. Он усаживает девушку подле себя и кладет ей голову на плечо.

В этот момент появляется Ленский и Ольга. Онегин в бешенстве от незваных гостей, хватает нож и убивает Владимира. От такого ужасного сна Татьяна резко просыпается, и пытается растолковать свой сон.

Но вот начинаются именины Татьяны. Онегина садят напротив главной виновницы торжества. Девушка очень смущена и не может даже поднять глаза на Евгений. Она едва ли не плачет.

Онегина злит, что Татьяна в таком положении, потому что Ленский привел его на именины. Поэтому решает ему отомстить. Когда начинаются танцы, он приглашает исключительно Ольгу, и не покидает ее, когда очередная партия закончилась.

Фото: Twitter

Это замечает Ленский, и вспыхивает от ревности. Владимир приглашает свою невесту на танец, но та говорит, что уже обещала очередной проход Онегину.

Владимир резко покидает праздник, и думает о том, что только дуэль сможет разрешить эту непростую ситуацию.

Глава шестая

Увидев реакцию Владимира, Онегин резко потерял интерес к Ольге и вскоре вернулся к себе домой. Наутро ему передают записку от Ленского, где тот говорит о дуэли.

Герой соглашается, однако наедине, будучи в раздумьях, он понимает, что зря так жестоко пошутил над влюбленным другом.

Фото: kartinkin.net

Перед дуэлью Ленский решается навестить Ольгу. Он думал, что застанет ее в смятении после вчерашнего, но та искренне рада его видеть. Поводов для ревности больше нет. Однако Владимир все же проверяет пистолеты, и готовится к смертоубийству. У него нехорошее предчувствие, поэтому он пишет стихи Ольге, где просит, в случае его смерти, прийти к нему на могилу.

Утром Евгений встает позже нужного и опаздывает на дуэль. По команде секундантов начинается дуэль. Ленский целится, но Онегин делает это несколько быстрее и первым стреляет. Выстрел оказывается смертельным, и тело Ленского резко падает оземь.

Фото: ru.tphv-history.ru

Евгений в ужасе смотрит на своего мертвого друга. Посмертно Ленскому даже поставили памятник у ручья.

Глава седьмая

После такого завершения дуэли Онегин решает уехать из деревни. Ольга недолго рыдала по Ленскому, встретила улана, и уехала с ним в полк.

Татьяна же никак не может выкинуть из головы Онегина. Бродя ночью по округе, она неожиданно для себя приходит к дому Евгения. Тамошняя семья дружелюбно ее приглашает, и девушка попадает в комнату своего возлюбленного. Она осматривается, читает книги с заметками героя, пытаясь по ним определить, какой перед ней был человек. Постепенно она понимает, что перед ней не ангел, но «надменный бес», печальный и опасный чудак.

Фото: aria-art.ru

Тем временем в чете Лариных заходит разговор о свадьбе Татьяны, так как она всем отказывает, а возраст подходит.

Так Татьяна попадает на «ярмарку невест» в Москву. Пока все остальные на мероприятии веселятся, девушка стоит у колонны, никем не замеченная. Одна из тетушек Тани решила познакомить ее с «толстым генералом».

Глава восьмая

В романе проходил около двух лет. Рассказчик говорит, что на одном из мероприятий вновь встретил Онегина. Тот много путешествовал, однако ему это также надоело. У героя нет ни семьи, ни жены, ни дел, которые бы занимали его.

Фото: videouroki.net

На вечер пребывает генерал со своей супругой. Онегин узнает в ней Татьяну. У своего знакомого он уточняет, и получает ответ, что это действительно Татьяна Ларина, которая вышла замуж за боевого генерала.

Когда Евгений подходит к Татьяне, та ничем не выдает свое внутреннее волнение. А вот Онегин с собой не справился, и потерял дар речи. Он не может поверить, что перед ним стоит все та же простая девушка, которая писала ему любовное письмо два года назад.

Евгению на следующее утро приходит приглашение на обед от генерала – супруга Татьяны. Герой взволнован предстоящей встречей, однако Таня небрежно к нему относится на приеме, совершенно не уделяет внимания.

Не выдержав такой пытки, Онегин сам пишет любовное письмо девушке.

Однако ответа на эту мольбу нет. Мужчина пишет второе и третье послание.

Фото: news.myseldon.com

В один из дней Онегин решает без приглашения отправиться к Татьяне. Он застает ее рыдающую над его письмом. Евгений падает к ногам девушки, но она просит его встать и помнить свою проповедь, которую он преподавал ей в саду.

Татьяна признается, что до сих пор влюблена в Онегина, но она обязана своему мужу всем. Девушка несколько порицает суровость его сердца, когда она искренне написала ему признание. Но не отрицает, что поступок мужчины был благородным.

Татьяна также предполагает, что сейчас она стала интересной Онегину только потому, что превратилась в знатную и светскую даму. На этом моменте рассказчик говорит, что вдалеке послышался звон шпор, и муж Татьяны показался.

Фото: ru.pinterest.com

На этом роман «Евгений Онегин» резко обрывается. Ну, как вам такая концовка и само произведение?

Что по итогу

Наверняка, вам интересно, какими персонажи романа «Евгений Онегин» стали к завершению «экранного времени». Давайте кратко пройдемся по каждому:

  1. Евгений Онегин – герой получает окончательный отказ от Тани и испытывает глубочайшее разочарование в жизни. Можно сказать, что все его надежды на светлое будущее разрушены.
  2. Татьяна Ларина – отказавшись от романа с Онегиным в пользу своего мужа, девушка остается верна своему слову и клятве, данной перед Богом.
  3. Владимир Ленский – мечтательный поэт погибает на дуэли от рук своего друга Онегина.
  4. Ольга Ларина – девушка выходит замуж за бравого улана и навсегда покидает родину, отправившись вместе с супругом в его полк.
  5. Муж Татьяны – он живет спокойной и счастливой жизнью со своей супругой.
  6. Мать Татьяны – женщина в спокойствии доживает своей век, так как смогла выдать обеих дочерей за порядочных людей.

Пушкин своим романом нам показывает, до чего доводит молодых и перспективных людей высшее общество. Автор считает, что именно это болото губит попусту самородки из народа и молодое дворянство, которое могло бы изменить страну до неузнаваемости.

Как вы относитесь к Онегину? Заслуживает он жалости? Как вы думаете, что было бы с Татьяной, согласись она стать любовницей Евгения?

Наверняка, у вас после прочтения краткого содержания «Евгения Онегина» возникло намного больше вопросов. Поэтому с радостью на них ответим в комментариях.

А у нас на этом все. Так что мирного вам неба над головой!

«Маска красной смерти»

 

Резюме

В «Маске красной смерти» По представляет извечную тему, тему такую ​​же старую, как средневековая моральная пьеса « обыватель». В этой древней пьесе главного героя зовут Обыватель, и в начале пьесы, идя по дороге, он встречает другого персонажа по имени Смерть. Каждый взывает к нему: «О Смерть, ты придешь, когда я меньше всего думал о тебе». Точно так же история По имеет дело с неизбежностью смерти и тщетностью попыток избежать смерти. Эта существенная тема представлена ​​прямо и с крайней экономией через сюжетный или повествовательный элемент. Это метод, который выбрал По для достижения своих 9 целей.0007 единство эффекта (см. раздел «Критические теории» По).

История начинается с рассказа о чуме, «Красной смерти»; она давно опустошает страну, и рассказчик описывает процесс болезни, подчеркивая красноту крови и алые пятна. Заболевание настолько смертельно быстрое, что человек умирает в течение тридцати минут после заражения. Так, в коротком вступительном абзаце По употребляет такие слова, как опустошенный, чума, фатальный, отвратительный, ужас крови, острые боли, обильное кровотечение, алые пятна, жертва, болезнь и смерть, — и все эти слова, собранные вместе, создают немедленный эффект ужаса смерти, вызванного «Красной смертью».

Напротив, мы слышим, что принц Просперо, имя, которое означает счастье и процветание, созвал тысячу своих «беззаботных друзей» из знати, чтобы они присоединились к нему в «замковом аббатстве», которое имеет крепкие и высокие стены и «ворота из железо.» Принц очень тщательно организовал всевозможные развлечения, и все они счастливы и в безопасности внутри, в то время как снаружи бушует «Красная смерть».

Задав тон, По затем подчеркивает свою тему, предлагая глупость этих глупцов, которые думают, что могут избежать смерти с помощью таких физических барьеров, как высокие стены и железные ворота. Контраст веселья внутри и опустошающей смерти снаружи, описанный в начале рассказа, способствует общему эффекту, которого добивается автор. Точно так же народ развлекается весельем «маскарадного» бала, описанного в почти сюрреалистических терминах. Многие критики искали последовательную символическую схему в семи залах, в которых проводится бал, но По избегал сложных символических структур и вместо этого работал над единство действия. Один из методов, который он часто использовал для этого эффекта, заключался в том, что его рассказы происходили в замкнутом кругу, из которого создавалось впечатление, что выхода нет. Следовательно, жители заперты внутри замка высокими стенами и железными воротами, а во время бала они еще больше окружены круглыми, замкнутыми семью залами. Соответственно, когда незнакомец, замаскированный под «Красную Смерть», проходит через комнату, он проходит в непосредственной близости от всех гуляк.

Важность семи комнат заключается в седьмой и, следовательно, последней комнате. Когда рассказчик описывает комнаты, нам говорят, что оконные стекла смотрят в холл, а не во внешний мир, и что они приобретают цвета и оттенки убранства каждой комнаты. Первая комната оформлена в синих тонах, а витражи имеют голубой оттенок. Второй фиолетовый, поэтому «стекла фиолетовые». И это продолжается через зеленую комнату (третью), оранжевую комнату (четвертую), белую комнату (пятую) и фиолетовую комнату (шестую). Однако седьмая комната отличается. Здесь квартира «окутана черным бархатом», но стекла «алые — кроваво-красного цвета». Кроме того, эта черная комната является самой западной, и «эффект света огня на окрашенных кровью стеклах до крайности ужасен и производит такое дикое выражение на лицах тех, кто входит в нее, что мало кто… достаточно смелый». ступить в нее».

Цель По в этих описаниях, особенно черная комната, не имеет никакого отношения к реальности. На самом деле ни одно такое место, как черная комната, не может использоваться как часть бального зала. Но По хочет добиться эффекта — тотального, единого эффекта , чтобы показать непосредственную близость веселья жизни и маскарада к неизбежности самой смерти.

Таким образом, как отмечалось выше, независимо от того, несут ли первые шесть комнат какую-либо символическую функцию, значение седьмой комнаты не может ускользнуть от внимания читателя. Черный цвет обычно символизирует смерть и обычно используется в связи со смертью. Более того, описывая черный декор комнаты, рассказчик говорит, что это , окутанное бархатом, , окутанное , — это слово, всегда относящееся к смерти. Точно так же оконные стекла «алые — темно-кровавый цвет». Это очевидная отсылка к «Красной смерти». Когда появляется «Красная Смерть» в маске, он быстро перемещается из восточной комнаты (символ начала жизни) в западную комнату (символ конца жизни). В сочетании с быстрым и кратким путешествием человека по жизни происходит быстрое течение времени, представленное черными часами; каждый раз, когда часы бьют час, музыканты перестают играть, и все гуляки на мгновение перестают праздновать. Словно каждый час «убивает» их короткую и мимолетную жизнь. Чтобы подчеркнуть краткость жизни, быстротечность жизни и времени и близость смерти, По напоминает читателю, что между ударами каждого часа проходит «три тысячи шестьсот секунд летящего Времени».

Несмотря ни на что, маскарады продолжают свое веселье и разгул. Здесь обратите внимание на описание По: гости надели костюмы, которые часто бывают гротескными; есть «много блеска и блеска, пикантности и фантазма»; есть «причудливые фигуры» и «моды сумасшедших». По описывает вечеринку в терминах «бредовых фантазий» и как «прекрасную… распутную… причудливую… ужасную, и немало того, что могло бы вызвать отвращение». Эти описания напоминают оргии, описанные в других великих романтических произведениях (в «9-м романе» Гёте).0007 Фауст, Пушкин Евгений Онегин, Байрон Чайльд Гарольд, например). Более того, из-за того, что маскировщики сами по себе такие странные, появление маски «Красной смерти» шокирует. Читатель обнаруживает, что этот «гость» еще более фантастичен и странен, чем все остальные гости. Он ужасен по сравнению с ним. Примечательно, что появление «Красной смерти» в полночь благоприятно и символично. Это конец дня и, по аналогии, конец жизни. Его внешний вид вызывает ноту «ужаса, ужаса и отвращения». Фигура «с головы до ног окутана могильными одеяниями». Его маска — это маска трупа, который, как мы понимаем, умер от Красной Смерти, и, чтобы создать больше ужаса, весь его наряд был окроплен кровью, а «все черты лица были окроплены алым ужасом». Опять же, читатель должен отметить, насколько эффективно По своим выбором слов передает всеобщий страх человека перед смертью и ее ужасами.

Принц Просперо, увидев незнакомца, возмущается таким вторжением. (Было бы почти слишком упрощенно сказать, что все люди возмущены вторжением смерти в их жизнь.) Князь немедленно приказывает схватить незнакомца, но все повсеместно боятся схватить эту Красную Смерть. Разъяренный принц выхватывает кинжал и мчится «торопливо через шесть палат», но когда он приближается к фигуре, его кинжал останавливается, и он падает замертво на черный ковер. «невыразимый ужас», они ничего не находят ни под саваном, ни за трупоподобной маской. Один за другим все они падают замертво. «Красная смерть», говорит нам По, имеет «безграничную власть над всем»9.0003

В истории По нет реальных персонажей. Величие истории заключается в использовании им древней темы — неизбежности смерти — и в том, как По создает и поддерживает полное единство эффекта, он погружает нас в ужас истории.

История не пытается представить реалистичный взгляд на любой известный аспект жизни. Мы даже не знаем, в какой стране происходит действие, но, судя по имени принца, предполагаем, что это южноевропейская страна. История достигает правдоподобия просто благодаря мощной девятке По.0007 единство эффекта , которое он так чудесно создает. Каждое слово каждого описания способствует единому, единому настроению страха и ужаса. Атмосфера странности, причудливая ситуация и вызывающий воспоминания стиль — все это делает этот рассказ одним из самых эффектных рассказов По.

День 211: Онегин, опять

Недавно в Твиттере кто-то задал вопрос: «Почему вы выбрали 18 -й век для изучения?» и я ответил: «18 -й век выбрал меня, наверное, потому, что я такой хрупкий по своей природе».

Я вел себя наполовину глупо, наполовину серьезно (это моя конституция в двух словах: наполовину глупо, наполовину серьезно, нежно во всем).

Одна из причин, по которой я инстинктивно отклоняю такие вопросы, заключается в том, что, хотя я могу рассказать историю о том, почему я выбрал восемнадцатый век, такие истории кажутся похожими на те, что мы рассказываем о влюбленности; ретроспективно приятно представить этот опыт как coup de foudre , но на самом деле может быть трудно точно определить, где, когда, как или почему что-то изменилось. Здесь я нахожу редкий момент согласия с Фитцуильямом Дарси, который говорит, когда Лиззи заставляет его объяснить, что ускорило его падение: «Я не могу остановиться ни на часе, ни на месте, ни во взгляде, ни в словах, которые основа. Это было слишком давно. Я был посередине, прежде чем понял, что я положило начало » (Джейн Остин, «Гордость и предубеждение », том III, глава XVIII).

Еще одна причина, по которой не было бы шуткой сказать, что восемнадцатый век выбрал меня, потому что я конституционно деликатный, состоит в том, что я действительно есть конституционно деликатный! Всего пару недель назад я потерял сознание, и мне дали нюхательных солей , о которых я даже не подозревал. (Они ужасно пахнут. Я чувствовал их в ноздрях в течение нескольких дней.) Когда мне плохо, я много плачу. На днях я не мог перестать плакать и недоумевал: неужели меня тянуло к романам восемнадцатого века?0059 потому что я по конституции деликатный? Или я стал конституционально нежным из-за всех романов восемнадцатого века? Н. Б. Плач и недоумение — это, по словам Хестер Пиоцци, именно реакция, которую вызывают романы восемнадцатого века. [1]

Еще до того особенно плачевного дня я уже был озабочен вопросом о причинно-следственной связи между чтением романов восемнадцатого века и телосложением из-за Евгений Онегин . Роман Пушкина — это , а не роман восемнадцатого века — он был издан сериями между 1825 и 1832 годами, — но его милая книжная героиня Татьяна — заядлая читательница художественной литературы восемнадцатого века:

«С ранней юности она читала романсы,

И романы зажигают ее искусство;

Она любила выдумки и фантазии

О Ричардсоне и Руссо. (Глава 2, Песнь 29) [2]

Справедливо сказать, что представления о любви, которые Татьяна почерпнула из романов восемнадцатого века, побуждают ее влюбиться в хама Евгения, которому, как пушкинскому рассказчику, нечем помочь. указывает, что «… тем не менее / Нет Грандисона в русском платье» (гл. 3, Песнь 10).

Пушкин делает это замечание скорее с сожалением, чем с насмешкой. Что мне нравится в трактовке Пушкиным Татьяны, так это то, что он не покровительствует и не осуждает ее как наивного читателя. Наоборот, он напоминает о том, как чтение позволяет ей открыть для себя собственные чувства.

Я всегда воспринимал и чтение, и письмо таким образом: как опыт, который позволяет мне узнать, что я думаю и чувствую.

Краткое отступление: недавно я был в комитете, который должен был оценить пересмотр университетской программы письма, в которой больше внимания уделялось письму как способу мышления. Меня как единственного литературного человека в комитете попросили прокомментировать это предложение; но все, что я должен был сказать, это то, что мне казалось странным, что письмо не преподавалось таким образом раньше. Я знаю, что не все умеют так писать. Но я обычно сбиваюсь с толку, когда люди говорят, что проводят исследования или имеют идеи и , затем . Для меня мышление и письмо обычно не являются отдельными, последовательными действиями, а скорее переплетаются друг с другом; Я пишу, чтобы узнать, что я думаю.

Точно так же Татьяна открывает свои чувства и фантазии через чтение романов.

«Она бродит со своими одолженными любовниками

Через тихий лес и так

открывает свои тайные страсти и свои мечты». (Глава 3, Песнь 10)

***

Мы с учениками читаем Евгений Онегин в этом квартале идет по пятам Гордость и предубеждение . Чтение двух романов в таком порядке было трогательным и поучительным. Евгений Онегин читается как темнее, русский, Гордость и предубеждение . Структурно нарративы параллельны друг другу. В обоих случаях уставший от жизни молодой незнакомец появляется в сельской местности, где он сразу всех отталкивает своими резкими манерами.

В обоих случаях у молодого незнакомца есть любезный друг. В Онегин , этот любезный друг — Ленский, который, по сути, Бингли, если бы взял годичный перерыв в Геттингене. Бингли-Вертер восхищается местной девушкой Ольгой, которую рассказчик характеризует как в целом привлекательную молодую женщину, то есть Джейн (или Бетти, как мы сказали бы, если бы мы говорили о Эмме ). . «Загляните в любой роман, — советует нам рассказчик Пушкина, если мы хотим больше узнать о ее внешности. Он добавляет: «Мне он когда-то нравился не меньше, чем ты, / Но вокруг него, кажется, витает скука» (гл. 2, Песнь 23).

Бингли-Вертер, желая познакомить Юджина с Ольгой, приглашает его однажды вечером присоединиться к ним в доме ее семьи. Конечно Евгений такой, убей меня сейчас, я не могу даже с этими провинциальными тусовками; но он идет ради Бингли-Вертера. На этом собрании Евгений и Татьяна, старшая сестра Ольги, впервые встречают друг друга взглядами и, хотя не переговариваются ни словом, производят друг на друга поразительное впечатление.

Татьяна и Лиззи не одинаковы по темпераменту. Татьяна мечтательна и задумчива, а Лиззи игрива и иронична. (Татьяна в основном гот; она не любит улыбаться, болтать и играть в игры. Ей нравятся кровавые истории, сентиментальные романы и созерцание звезд.) Но Лиззи и Татьяна — очень умные молодые женщины, которые остро чувствуют себя ограниченными параметрами. из миров, в которых они обитают, — параметры, резко усугубляемые ограниченными орбитами, на которых обитают их соответствующие матери.

И Лиззи, и Татьяна заинтригованы задумчивым незнакомцем среди них. Но там, где Лиззи отшатывается от Дарси, Татьяна влюбляется в Юджина, которого она тоже привлекает; но для него это мимолетное увлечение. Для нее это судьбоносное событие.

Именно на этом стыке в каждом повествовании наиболее ярко проявляются параллели и контрасты между двумя романами. Из художественной литературы восемнадцатого века Татьяна усвоила, что ей следует открыто выражать свои чувства и выражать их в эпистолярной форме. И вот она смело пишет Евгению, объясняясь в любви:

«Я пишу вам это заявление —

Что еще я могу сказать откровенно?

Может быть, теперь ты склонен

Презирать меня и отвернуться;

Но если мое несчастье

Вызывает жалость к моему горю,

Вы меня не бросите, я знаю. (Глава 3, письмо Татьяны к Онегину).

И Татьяна, и Лиззи бросают вызов ожиданиям своего общества относительно того, как женщины должны вести себя по отношению к мужчинам, чтобы привлечь их. Как замечает Лиззи, ее открытое презрение к Дарси отличается от «вежливости… почтительности» и «официального внимания», к которым он привык (том III, глава XVIII). Точно так же теплота и открытость Татьяны расходятся со стратегической холодностью и сдержанностью — «недосягаемо-безмятежным» воздухом, свойственным светским красавицам, с которыми, по словам Пушкина, наскучил Евгений (глава 1, Песнь 42). Лиззи полагает, что именно ее отклонение от нормы привлекает Дарси: «Я возбудила и заинтересовала тебя, потому что я была так непохожа на 9».0059 им » (Том III, Глава XVIII). Сделав склонность Юджина к скуке своей главной чертой характера, Пушкин побуждает нас ожидать, что простодушие Татьяны может растрогать его так же, как непочтительность Лиззи растрогала Дарси.

Но там, где Лиззи выигрывает от сопротивления преобладающему этосу раболепия, духу, который приводит к тому, что Дарси «полностью презирает» женщин, «которые так усердно ухаживают» за ним, Татьяна проигрывает, сопротивляясь преобладающему этосу нарочитого безразличия (Том III , глава XVIII). Фактически, в обоих романах действует одна и та же экономика желания: обоих мужчин привлекают только женщины, которые кажутся невосприимчивыми к их очарованию. Хотя Евгений думает, что он устал от исполнения недоступной безмятежности, оказывается, это единственное, что его на самом деле трогает.

Соответственно, и к огорчению Татьяны, и к нашему, ее письмо внушает Евгению не изъявление желания, а скорее речь, которую справедливо называют «проповедью» и которая, как заметил один из моих учеников, по существу является многословная версия «это не ты, это я». Юджин настаивает в этой речи, что он просто сделал бы ее несчастной, если бы они были парой; затем он утешает («утешает») ее, сообщая ей, что она молода, и предсказывая, что она скоро преодолеет его и снова влюбится. В заключение он рекомендует ей проявлять немного больше сдержанности в будущем, выражая свои чувства.

Уф.

Он просто ужасный : холодный; снисходительный; самодовольный, недобрый. Можно быть великодушным и утверждать, что он преднамеренно недобрый в ошибочной попытке изменить чувства Татьяны. Но он, честно говоря, кажется настолько поглощен своим собственным проявлением благочестия, что я сомневаюсь, что ее чувства даже приходят ему в голову.

Никто из моего класса, включая меня, раньше не читал этот роман. Особенно идущий по пятам Гордость и предубеждение , этот поворот событий был особенно мучительным. После нашего первого занятия в Евгений Онегин , когда еще казалось, что у Евгения и Татьяны все может получиться, я спросил класс, чем их поразила Татьяна. Одна ученица заметила, что она походила на Элизабет Беннет своим интеллектом и дискомфортом из-за строгости, регулирующей поведение женщин. Мы уже установили, что хладнокровный, отстраненный Юджин не был особенно сочувствующим — но ведь и Дарси тоже! Все были готовы увидеть, как наша девушка Татьяна выводит его из себя. Я читал заранее и знал, что произойдет, но я не мог сказать им.

На следующем уроке, после того как все прочитали главу, в которой Евгений отвергает Татьяну, атмосфера в классе резко изменилась. Было что-то в обыденном характере плохого поведения Юджина, что, казалось, выводило нас всех, но особенно женщин в классе. Обыкновенность его недостатков делала их еще более правдоподобными. Он не оскорбителен; он ханжеский. Он не садист; он бездумный. Он не намеренно злой; он погружен в себя. Он не злодей; он просто очень разочаровывает.

«Все, что я могу сказать, — прокомментировала одна ученица, качая головой, — это то, что мужчины не изменились».

Послышались одобрительные возгласы. Мне было немного жаль двух мужчин в комнате, которые молчали. [3]

Я сказал классу, что то, что сделало Евгения таким разочаровывающим как личность, было также и тем, что сделало Евгений Онегин таким удовлетворительным как роман. Как и Дарси, Юджин поначалу производит впечатление высокомерного и снисходительного человека. Но там, где в «Гордость и предубеждение » Лиззи оказывается слепой к скрытым глубинам Дарси, у Юджина нет никаких скрытых глубин. Он кажется поверхностным с самого начала. И что Татьяна обнаруживает, когда присматривается, так это то, что он на самом деле — это мелко.

Есть что-то, утверждаю я, удовлетворяющее меня как читателя.

В обоих романах характер героя более откровенно раскрывается в его собственном творчестве и в его пустом доме, чем во встречах лицом к лицу. В обоих романах чтение собственных слов героя и посещение его пустующего особняка — это трансформирующий опыт для героини.

После того, как Евгений покидает деревню, Татьяна импульсивно «просит позволения / Осмотреть пустующий дом в одиночестве / И прочитать книги, которые он назвал своими» (глава 7, Песнь 20).

Она обнаруживает, что его вкусы сводятся к

«Бард Хуан и Гьяур ,

И несколько романов, написанных с силой,

В которых хорошо показан наш век

И сам современный человек изображен ». (Глава 7, Песнь 22)

Я имею в виду, я тоже люблю Байрона. Но парень, у которого на книжной полке в основном Байрон — и романы, восхваляющие «современного человека»? Если это не красный флаг, то я не знаю, что это. Показательна, кроме того, не только подборка Юджином книг, но и пометки, которые он сделал на них: те места, где он буквально запечатлелся на странице:

«Некоторые страницы еще сохранили следы

Там, где сильно нажимали ногти;

Внимательный взгляд девушки обнимает

Эти строчки быстрее остальных.

И Таня с трепетом видит

Такую мысль или наблюдение

На что Евгений обращал особое внимание,

Или где он молчаливо согласился.

И на полях она рассмотрела

Его карандашные пометки с особой тщательностью;

И на тех страницах везде

Она нашла отражение души Онегина —

В крестах или наброске,

Или в вопросительном знаке, который он написал. (Глава 7, Песнь 23)

Пушкин вдохновлен тем, что книжница Татьяна открывает характер Евгения, читая его поля. Согласно комментарию Набокова, Пушкин «играл… с идеей, чтобы Татьяна открыла петербургский дневник Онегина», прежде чем вместо этого предпочел, чтобы она угадывала его характер по его маргиналиям. [4]

Еще одним гениальным ходом Пушкина не является ни одного примера маргиналий, позволяющих Татьяне увидеть Онегина таким, какой он есть: пустой позер. Вместо этого он показывает нам ее встревоженную реакцию на то, что она обнаруживает:

«Кем он был тогда? Имитация?

Пустой призрак или шутка,

Москвич в плаще Гарольда?.. (Глава 7, Песнь 24)

Что. на земле. сделал Юджин. писать. на этих полях? [5]

  Как заметила одна из моих учениц, посмеиваясь и качая головой: «Мне бы очень хотелось посмотреть, что он написал такого, что заставило ее передумать!»

Чтобы было ясно, после прочтения этой маргиналии Татьяна неохотно соглашается поехать в Москву, где, по мнению ее матери, перспективы ее замужества будут более радужными. И действительно, вскоре после этого ее выдают замуж за богатого старого и, казалось бы, безобидного, но, возможно, безрукого генерала.

Другими словами, чтение этого поля имеет последствия. [6]

Пушкин так мучительно умалчивает о том, что именно касается маргиналий Евгения, что так разочаровывает Татьяну, что я должен простить Набокову предположение в его комментарии, о каких отрывках из Байрона Гяур и Дон Жуан Онегин может иметь с пометкой . Это, чтобы быть ясным, не основано ни на каком доказательстве в тексте вообще . [7]

Настроение в классе поднялось после того, как мы обсудили сцену, в которой Татьяна читает маргиналии Онегина. Почему? Возможно, потому, что мы чувствовали некоторую защиту Татьяны раньше, в главе 3, Песни 11-12, когда рассказчик намекает, что сентиментальные романы, которые обожает Татьяна, больше не в моде и что вкусы перешли к более мрачной, более байронической еде — то, что любит Юджин. Даже если рассказчик сочувствует Татьяне, ясно, что Евгений считал бы себя обладателем более изысканного вкуса, чем она.

Поэтому очень приятно, что Татьяна обнаруживает в этой сцене, что Юджин ужасный читатель. В этом эпизоде ​​экономичен еще и тот факт, что, раскрывая перед Татьяной характер Евгения, он также углубляет читательское представление о характере Татьяны, поддерживая первоначальную характеристику Пушкиным ее как умной и проницательной.

Так часто рассказы рассказывают нам что героиня остроумна и проницательна, но тогда что они show us — это ее недооценка человека, который сначала кажется довольно посредственным, но который оказывается супер внутри. Это похоже на газлайтинг.

Я уже признался своим ученикам, что у меня было много, ну много проблем с тем, чтобы приспособиться к мысли, что Дарси на самом деле достоин Лиззи, когда я впервые прочитал Гордость и предубеждение . Совсем недавно, как я уже сказал им, у меня была почти такая же проблема при повторном просмотре Гарри Поттера 9. Фильмы 0060 с моими детьми.

«… Меня это очень расстраивает, потому что Гермиона такая умная и…»

Мне не нужно было продолжать.

Одна из моих учениц только что сказала «Рон» и покачала головой.

***

Евгений Онегин завершается перипетией или разворотом: когда их пути снова пересекутся через много лет, Евгения тотчас же тянет к Татьяне, которая теперь замужем за своим богатым генералом и излучает «недоступно безмятежную аура. Евгений пишет ей; она игнорирует его. Он признается в любви лично; она отвергает его. Это изменение, однако, не так полно, как это кажется из этой версии. Татьяна, как она свободно признается ему, до сих пор любит Евгения. Чтение его маргиналий заставляет ее осознать его недостатки, но не разлюбить его, потому что ее любовь не была основана в первую очередь на оценке его доброты.

Когда это когда-либо? Как Лиззи замечает Дарси: «Конечно, вы не знали обо мне ничего хорошего, но никто не думает о и , когда они влюбляются» (Том III, Глава XVIII). Более того, хотя Евгений, в конце концов, влюблен в Татьяну, неясно, является ли эта перемена взглядов результатом какого-либо роста с его стороны. Что изменилось структурно: она больше недоступна для него, и поэтому теперь он желает ее. В этом отношении их характеры кажутся неизменными, несмотря на то, что их позиции изменились.

Евгений Онегин показывает нам то, что мы знаем о желании, но не хотим верить: оно почти всегда асинхронно; что никто никогда ничего не добивался, пытаясь отговорить кого-то другого от их чувств; и что иногда просто слишком поздно. №

Иллюстрация на обложке: фрагмент картины Николая Павловича Ульянова «Александр Сергеевич Пушкин с женой Натальей Гончаровой на придворном балу», 1937 год. Музей Пушкина, Санкт-Петербург, Россия.

Моим ученикам конец романа показался одновременно разочаровывающим и катарсическим. Я спросил их, что они вынесли из заключения романа. Кто-то сказал что-то о токсичной мужественности. Кто-то еще сказал, что восхищался тем, насколько спокойна Татьяна, насколько она совершенно равнодушна к Евгению, когда встречает его на публике в конце. Я согласился. Я хотел бы быть в состоянии направить ее самообладание. Татьяна является вдохновляющим примером для всех нас, утонченно сложенных — будь то по природе или по литературному влиянию, — потому что ее пример показывает, что с практикой даже самые нежные из нас могут совершенствовать искусство притворяться безразличным.

 

Примечания

[1] «Ричардсон, Руссо и Стерн тем временем, перед чьими способностями пронзать, успокаивать или разрывать человеческое сердце всякое подражание нравам становится второстепенным — даже приключения и сочетания ИСТОРИИ излишни. — будут по-прежнему удивляться и оплакивать, пока язык будет жить, чтобы запечатлеть имена Клариссы, Жюли и Ле Февра». (Хестер Линч Пиоцци. Британская синонимия, или попытка упорядочить выбор слов в фамильярном разговоре . 1794, с. 446).

[2] Если не указано иное, все цитаты из Евгений Онегин взяты из перевода Джеймса Э. Фалена (Оксфорд, 2009).

[3] Но только немного плохо.

[4] Александр Пушкин, Евгений Онегин: Роман в стихах . Перевод Владимира Набокова. 2 тт. Том II: Комментарий и указатель . (Princeton, Princeton University Press, Bollingen Paperback Edition Series LXXII, 1990), часть 2, 104.

[5] Я хотел бы попытаться воссоздать маргиналии Юджина. Я предполагаю, что там много «символа Христа» и !!! и ??? и «заметка для себя: не забывайте не оставлять обувь, когда прячетесь в спальне замужней женщины». Если кто-то хочет сотрудничать в этом, пожалуйста, свяжитесь с нами как можно скорее.

[6] В одной из лучших нот Набокова (которую я представляю, как он сочиняет, склонив голову набок, словно пытаясь понять, слышит ли он стерновский резонанс или это только его воображение) он замечает, что Татьяна заявление Онегину о том, что ее муж был «изувечен в бою»:

[7] См., например, примечание Набокова к главе 7, Песнь 22, где французский перевод 1820 г. был бы «известен Пушкину и Онегину», и продолжает цитировать определенный отрывок, который «Онегин мог бы отметить».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *