2 акт гамлет краткое содержание: «Гамлет» краткое содержание по главам трагедии Шекспира – читать онлайн

«Гамлет». Краткое содержание по актам

Содержание:

Шекспир «Гамлет», акт первый — краткое содержание

Шекспир «Гамлет», акт второй — краткое содержание

Шекспир «Гамлет», акт третий — краткое содержание

Шекспир «Гамлет», акт четвёртый — краткое содержание

Шекспир «Гамлет», акт пятый — краткое содержание

См. полный текст пьесы, её анализ и статью Образ Гамлета в трагедии Шекспира.

Наше краткое содержание «Гамлета» может быть использовано учениками 9 класса для читательского дневника. Краткие содержания других драм Шекспира на нашем сайте: Ромео и Джульетта, Отелло, Макбет, Король Лир. Читайте также статьи Уильям Шекспир – краткая биография, Драмы Шекспира, Английский театр эпохи Шекспира

Шекспир «Гамлет», акт первый – краткое содержание

[См. полный текст 1 акта.]

Сцена первая. Датский город Эльсинор. Офицеры Марцелл и Бернардо заступают на караул перед королевским замком. К ним на пост приходит друг принца Гамлета, молодой придворный Горацио: Марцелл и Бернардо рассказали ему, что минувшей ночью видели здесь призрак недавно умершего короля Дании.

На их глазах призрак появляется снова. Горацио пытается заговорить с ним, но в этот момент раздаётся утреннее пение петуха – и мертвец удаляется, не успев ничего ответить.

 

Шекспир. Гамлет. Краткое содержание Слушать аудиокнигу

 

Сцена вторая. После скоропостижной смерти прежнего государя датский престол занял его брат, Клавдий, женившийся на вдове умершего, королеве Гертруде. Наутро после появления призрака Клавдий, королева, её сын от умершего короля принц Гамлет, и придворные собираются в зале замка. Лаэрт, сын дворецкого Полония, испрашивает у монарха разрешения вернуться на учёбу в Париж. В диалогах этой сцены Шекспир даёт понять зрителю: принц Гамлет ненавидит своего дядю Клавдия и возмущается тем, что его мать поспешила вступить в новый, почти кровосмесительный брак, не выдержав приличного траура по его покойному отцу.

Когда царственная чета удаляется, к Гамлету приходят Горацио, Марцелл и Бернардо, сообщая ему о ночном появлении призрака. Принц решает в грядущую ночь прийти на пост к замку и узнать у отца, зачем он поднялся из могилы.

Сцена третья. Сын Полония, Лаэрт, перед отъездом в Париж прощается со своей сестрой, Офелией. Офелия рассказывает ему, что Гамлет в последнее время пытается ухаживать за нею. Лаэрт ставит на вид Офелии, что принц – не ровня ей, и советует сестре заботливо блюсти девичью честь. Такой же совет даёт Офелии и её отец, Полоний.

Офелия

 

Сцена четвёртая. Той же ночью Гамлет, Горацио и два офицера, приходят на пост у замка. Близ него вновь появляется призрак. Мёртвый отец даёт Гамлету знак следовать за собой.

На нашем сайте вы можете пройти тест по содержанию «Гамлета» из 17 вопросов с ответами.

Сцена пятая. Отдалившись от свидетелей, умерший король рассказывает сыну, что он на самом деле скончался не своей смертью, а был отравлен честолюбивым Клавдием: во время сна в саду тот влил ему в ухо сильный яд. Убийца занял трон убитого, соблазнил его супругу и женился на ней. Отец просит Гамлета отомстить за себя.

Вернувшись к друзьям, Гамлет просит их никому не рассказывать о случившемся и предупреждает, что в дальнейшем может повести себя странно. Чтобы вернее осуществить свою месть, принц решает прикинуться безумным.

Гамлет, Горацио и призрак. Иллюстрация к пьесе Шекспира художника Г. Фюсли. 1796

 

Шекспир «Гамлет», акт второй – краткое содержание

[См. полный текст 2 акта.]

Сцена первая. Полоний отряжает слугу Рейнальдо во Францию, следить там за поведением уехавшего Лаэрта. В диалоге со слугой вскрывается мелочная, суетная, корыстная натура Полония, который не доверяет даже собственному сыну.

Входит Офелия и рассказывает отцу о том, что принц Гамлет сошёл с ума: он вбежал к ней с диким видом и вёл себя, как одержимый. Полоний решает, что болезнь Гамлета вызвана любовным потрясением: ведь Офелия по данному ей отцом приказу в последнее время почти прекратила встречи с принцем.

Сцена вторая. Король Клавдий и королева принимают в замке вызванных ими издалека школьных друзей Гамлета, Розенкранца и Гильденстерна. Клавдия тревожит неожиданное сумасшествие Гамлета. Его обуревают туманные предчувствия: принц мог узнать тайну убийства своего отца. Король поручает Розенкранцу и Гильденстерну выведать, что тревожит Гамлета, и те подобострастно соглашаются выполнять роль шпионов при товарище юности.

Вошедший Полоний высказывает предположение: причина болезни принца – неразделённая любовь к Офелии. Свою догадку Полоний предлагает подтвердить, устроив встречу Офелии и Гамлета, за которой он и король смогут скрытно наблюдать.

После ухода короля и королевы, на сцене появляется Гамлет. В его внешне бессвязном разговоре сначала с Полонием, а потом с Розенкранцем и Гильденстерном, то и дело проскальзывают тонкие, умные намёки, которые не остаются незамеченными и собеседниками. Принц догадывается, что Розенкранцу и Гильденстерну поручено шпионить за ним.

Полоний приносит весть о прибытии в Эльсинор бродячего театра. Гамлет просит комедиантов завтра сыграть перед королём и королевой пьесу «Убийство Гонзаго». Принц до сих пор не уверен, что явившийся ему призрак был действительно его отцом, а не коварным дьяволом. Чтобы получить доказательство слов призрака, он и просит актёров разыграть перед Клавдием сцену, похожую на описанное ему мертвецом убийство. Гамлет хочет увидеть, как новый король воспримет её.

 

Шекспир «Гамлет», акт третий – краткое содержание

[См. полный текст 3 акта.]

Сцена первая. Розенкранц и Гильденстерн сообщают королю и королеве, что им не удалось выведать причину помешательства Гамлета. Клавдий беспокоится всё сильнее. Расчётливая Офелия соглашается как будто невзначай попасться на глаза принцу в месте, где король и Полоний смогут следить за их встречей.

Клавдий и Полоний прячутся. Входит Гамлет, произнося в задумчивости знаменитый философский монолог «быть иль не быть». [См. полный текст этого монолога на русском и английском языках.]

Офелия подходит к нему. Гамлет заводит с ней внешне сумасбродную, но наполненную глубоким скрытым смыслом беседу. Догадываясь о коварной роли Офелии, принц советует ей идти «в монастырь или замуж за дурака».

Клавдий, выслушав этот разговор, укрепляется в мысли, что Гамлет не безумен, а разыгрывает роль сумасшедшего ради какой-то скрытой цели. Он решает услать принца «с дипломатическим поручением» в Англию.

Сцена вторая. Актёры играют перед королевской четой спектакль о гибели Гонзаго. Гамлет и Горацио следят за тем, как подействует на короля кульминация пьесы.

В начале представления актриса, изображающая королеву, клянётся в вечной любви актёру, который играет короля. Затем актёры представляют убийство Гонзаго: на сцене ему спящему вливают в ухо яд. Клавдий в сильнейшем волнении вскакивает и выбегает.

У Гамлета теперь нет сомнений в его виновности. После спектакля Полоний сообщает принцу, что его зовёт к себе мать.

Сцена третья. Клавдий поручает сопровождать Гамлета в Англию тем же шпионам – Розенкранцу и Гильденстерну. Полоний сообщает королю, что принц идёт к матери, и предлагает присутствовать соглядатаем при этой встрече, спрятавшись за ковром. Оставшись один, Клавдий пробует молиться, но сознаёт: его тяжким грехам нет прощения.

На коленях за молитвой его замечает проходящий мимо Гамлет. Принц может заколоть Клавдия одним ударом меча, но не хочет этого делать в момент, когда на убийцу нашло мимолётное раскаяние. Он решает покончить с королём, когда тот будет погружён в пучину греха – чтобы Клавдий сразу кубарем упал в ад.

Сцена четвёртая. Гамлет приходит к матери, которая перед этим прячет за ковёр Полония. Гамлет начинает делать Гертруде жгучие упрёки за измену памяти отца ради нового ничтожного супруга.

Объяснение становится таким резким, что Полоний пробует выйти из-за ковра. Принц, услышав шорох, пронзает ковёр шпагой и убивает Полония.

Гамлет рассказывает матери, что её бывший муж был отравлен мужем нынешним, и упрекает Гертруду с ещё большей яростью. Гамлет не скрывает от королевы, что он вовсе не безумный. Та обещает не выдавать его дяде. Принц уходит, утаскивая с собой труп Полония.

 

Шекспир «Гамлет», акт четвёртый – краткое содержание

[См. полный текст 4 акта.]

Сцена первая. Гертруда рассказывает королю о том, что Гамлет убил Полония, скрыв все откровения, сделанные ей сыном. Взволнованный Клавдий решает услать принца в Англию с первым же кораблём.

Сцена вторая. Посланные Клавдием Розенкранц и Гильденстерн пытаются узнать у Гамлета, куда он дел тело Полония. Он отвечает им издевательскими сарказмами.

Сцена третья. Клавдий объявляет Гамлету, что он должен немедленно отплыть в Англию. Сопровождающие его Розенкранц и Гильденстерн получают от короля запечатанное письмо к английским властям. Клавдий просит в нём, чтобы англичане казнили принца сразу по его прибытии к ним.

Сцена четвёртая. Перед отъездом Гамлет встречает идущее через Данию на войну с поляками войско норвежского принца Фортинбраса. Солдатский капитан поясняет ему, что война разгорелась из-за ничего не стоящего клочка земли.

Принц восторгается отвагой Фортинбраса и солдат, идущих в битву не ради жажды корысти, а по соображениям одной чести. Этот пример оживляет в нём жажду отомстить Клавдию.

Сцена пятая. Повредившаяся в уме после известия о гибели отца Офелия произносит перед королём и королевой бессвязные речи. Во дворец врывается вернувшийся из Парижа брат Офелии, Лаэрт. Он угрожает, что возбудит против Клавдия народный бунт, если убийца Полония не будет назван и покаран.

Сцена шестая. Горацио получает письмо от Гамлета. Принц сообщает в нём, что по пути в Англию он во время боя с пиратами перескочил на их корабль и сумел вернуться обратно в Данию.

Сцена седьмая. Клавдий сообщает Лаэрту, что его отца убил Гамлет. В это время приносят письмо, где принц извещает короля о своём возвращении в Данию. Зная, что Лаэрт – отличный фехтовальщик, Клавдий предлагает ему вызвать Гамлета на состязательный поединок тупыми рапирами, но во время боя незаметно подменить свою рапиру острой.

В жажде отомстить за отца Лаэрт соглашается и решает для большей верности смазать свою рапиру ядом. Король предлагает ещё и припасти отравленный кубок, который во время поединка принцу дадут как бы для того, чтобы освежиться.

Входит королева Гертруда, рассказывая о том, что Офелия утонула в реке – она то ли случайно упала туда с ивы, то ли сама покончила с собой.

Офелия. Художник Джон Эверетт Милле. Иллюстрация к «Гамлету» Шекспира. 1852

 

Шекспир «Гамлет», акт пятый – краткое содержание

[См. полный текст 5 акта.]

Сцена первая. Двое могильщиков роют на кладбище яму для нового покойника. Подошедшие Гамлет и Горацио, глядя на работу копателей, рассуждают о бренности жизни. Могильщики находят в земле череп бывшего королевского шута Йорика, которого принц хорошо знал в детстве.

Появляется погребальная процессия во главе с королём, королевой и Лаэртом. Гамлет теперь понимает: хоронить будут Офелию. Лаэрт и Гамлет громко стенают над гробом, даже прыгая за Офелией в могилу. Между ними происходит при этом враждебная стычка.

Сцена вторая. Гамлет наедине рассказывает Горацио, что на корабле прочёл в письме, посланном в Англию Клавдием, предписание убить его. Имея при себе отцовскую королевскую печать, он подменил это письмо другим – с просьбой к англичанам казнить продажных Розенкранца и Гильденстерна.

Гамлет говорит о своём желании помириться с благородным Лаэртом, но в это время входит придворный Озрик и приносит вызов принцу от Лаэрта на фехтовальное состязание. Гамлет смутно догадывается, что на этом состязании его хотят убить, но, тем не менее, вызов принимает.

Гамлет и Лаэрт начинают во дворце бой на рапирах. За ним наблюдают король, королева и свита. После нескольких ударов Клавдий предлагает принцу «освежиться» из бокала, куда уже положен яд. Гамлет отказывается. Бокал пригубляет ничего не подозревающая Гертруда. Лаэрт ранит Гамлета отравленной рапирой, но потом они в пылу схватки меняются оружием, и принц ею же ранит Лаэрта.

На королеву действует яд из бокала, и она падает мёртвой. Раненый Лаэрт рассказывает Гамлету о коварстве короля и о том, что у них обоих осталось лишь несколько минут жизни. С восклицанием: «Ступай, отравленная сталь, по назначенью!» – Гамлет закалывает отравленной рапирой и Клавдия. Все они умирают. Перед смертью Гамлет поручает Горацио рассказать датчанам то, о чём ему поведал призрак.

Входят вернувшиеся из Англии послы с известием о казни Розенкранца и Гильденстерна. Появляется и принц Фортинбрас, проходивший неподалёку со своим войском. Фортинбрас распоряжается похоронить Гамлета с воинскими почестями и готовится принять датский престол.

 

© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека.

 

Краткое содержание пьесы «Гамлет» по актам (У. Шекспир)

Многомудрый Литрекон советует Вам приобщиться к мировой литературе и расширить свой кругозор. Разумеется, начать стоит с классики — репертуара Уильяма Шекспира. Пьеса «Гамлет» в сокращении поможет быстро узнать основные события из книги и запомнить сюжет. Да, оригинал гораздо лучше, но если время поджимает, подробный краткий пересказ Вас выручит. Приятного просвещения!

Содержание:

  • 1 Акт 1 
    • 1.1 Сцена первая 
    • 1.2 Сцена вторая 
    • 1.3 Сцена третья
    • 1.4 Сцена четвертая 
    • 1.5 Сцена пятая 
  • 2 Акт второй 
    • 2.1 Сцена первая 
    • 2.2 Сцена вторая
  • 3 Акт третий 
    • 3.1 Сцена первая
    • 3.2 Сцена вторая
    • 3.3 Сцена третья
    • 3.4 Сцена четвертая
  • 4 Акт четвертый
    • 4.1 Сцена первая
    • 4.2 Сцена вторая
    • 4.3 Сцена третья
    • 4.4 Сцена четвертая
    • 4.5 Сцена пятая
    • 4. 6 Сцена шестая
    • 4.7 Сцена седьмая
  • 5 Акт пятый
    • 5.1 Сцена первая
    • 5.2 Сцена вторая

Акт 1 

Сцена первая 

Действие начинается в Эльсиноре, датском городе, на площадке перед замком. Солдат Франциско стоит на своем посту, к нему подходит офицер Бернандо, чтобы сменить его на карауле. Тут входят Горацио, друг Гамлета, и другой офицер Марцелл. Франциско уходит, а юноши заводят разговор о призраке короля, который является им ночью. Гораций не верит в слухи, поэтому и присоединился к караулу офицеров. Вдруг явился призрак покойного короля, тот ничего не ответил молодым людям и растворился. Горацио вспоминает о бранных подвигах и добродетелях прежнего короля. 

Переменив тему разговора, Марцелл задается вопросом, почему столь ожесточился дневной и ночной караул и увеличился ввоз оружия. Подготовку к войне Горацио объясняет тем, что сын покойного короля Гамлет в битве убил «властителя норвежцев Фортинбраса», после чего присоединил большие земли, согласно давнему пари. Только «младший Фортибарс» набрал ватагу наемников, выступил против принца и намеривается отнять эти земли. Гораций перечисляет мрачные природные предзнаменования, указывающие на схватку.

Тут призрак короля вновь виднеется перед офицерами, которые пытаются задать ему вопрос: что они могут сделать для него? Однако после пения петуха фантом вновь внезапно уходит. Горацио принял решение поведать о таинственном призраке Гамлету. 

Сцена вторая 

В зал для приемов заходит король со своей свитой. Клавдий собирается сообщить новости: первое – он берет себе в жены Гертруду, жену покойного брата своего, несмотря на то, что прошло не так много времени со дня гибели бывшего короля. Во-вторых, на повестке оказался вопрос принадлежности норвежских земель, а именно, предстоящая возможная война с младшим Фортибарсом. Король, дабы пресечь это, отправляет придворных с письмом к дяде Фортибарса, чтобы тот отговорил его от начала военных действий. 

Далее Клавдий обращается к Лаэрту, сыну своего советника. Тот просит короля благословить его на поездку во Францию, и Клавдий отпускает его. Обращаясь к своему племяннику Гамлету, тот замечает, что он снова хмурый и печальный. Юноша продолжает скорбеть и со скрытым пренебрежением относится к своему дядюшке. Гамлет не одобряет, что королева так рано позабыла о покойном супруге и выходит замуж за его брата. Дядюшка проявляет внешнее радушие и уговаривает племянника быть мудрее и не отбросить мрак скорби. Во время беседы королю и королеве удается уговорить Гамлета остаться и не возвращаться в Виттенберг на обучение. Гамлет туманно намекает на то, что смерть отца кажется ему странной.

Оставшись с собой наедине, юноша продолжает винить мать, что та еще месяц назад проливала слезы о муже, а сейчас идет под венец с его братом. Юноша не видит смысла жить и жалеет, что Бог запретил самоубийство.

В это время в зал заходят Горацио, Мерцесс и Бернандо. Они сообщают Гамлете о беспокоящем их каждую ночь призраке его покойного отца. Молодой человек после рассказала офицеров желает остаться с ними на ночь на карауле, чтобы своими глазами увидеть отца.  

Сцена третья

В одной из комнат дворца Лаэрт прощается со своей сестрой Офелией перед поездкой во Францию. Брат дает наставления девушке и призывает её не поддаваться на ухаживания Гамлета и не отвечать ему взаимностью. Гамлет — принц крови, он не властен над собой, а значит, придет время, и он женится на той девушке, которая олицетворяет выгодный союз с соседней державой. А вот обманутая Офелия будет погублена навеки. Для злой клеветы достаточно одного неправильного слова или взгляда. Офелия также призывает Лаэрта быть осторожным и беречь себя.

В покои входит их отец Полоний, чтобы поторопить сына. Он советует ему не панибратствовать, не доверять посторонним, не говорить того, что он думает, и не делать того, что он не обдумал. Выше всего отец ставит верность самому себе. Выслушав последние наставления своего отца, Лаэрт покидает владения. Полоний также напоминает Офелии, что ей стоит ограничить свое общение с принцем Гамлетом, чтобы сохранить свою честь и девичье достоинство. Несмотря на все клятвы, которые ей давал молодой человек, отец призывает дочку забыть этого человека. Ведь в последнее время она дает повод сплетницам и порочит имя, постоянно встречаясь с Гамлетом, который может найти себе другую девушку в любой момент, ведь он молод. Офелия пообещала отцу быть сдержаннее.

Сцена четвертая 

Уже полночь и Горацио, Гамлет и Марцесс собрались на площади, где обычно и проходит караул. На улице холодно и ветрено. Юноши обсуждают плохой датский обучай — пировать до упаду и много пить. Гамлет осуждает его. Молодые люди разговаривают на отвлеченные темы, пока в поле их зрения не появляется призрак датского короля. 

Покойный отец зовет Гамлета жестом, но офицеры, боясь за судьбу принца, не пускают его. Однако юноша вырывается и идет за фантомом, прося слуг оставить его наедине с призраком. Гамлет совсем не ценит жизнь, а душа его бессмертна, так что бояться нечего.

Сцена пятая 

Призрак уводит Гамлета на другую часть площадки и начинает с ним разговор. Отец рассказывает, что вынужден скитаться во тьме, а днем прозябать в серном пламени, пока все его грехи не будут прощены. Король просит Гамлета отомстить обидчику за его убийство. По легенде, умел король от укуса змеи, но это не так, он был отравлен неким раствором из сока белены своим родным братом Клавдием. Призрак отца просит Гамлета не винить мать за то, что та поддалась чарам его брата. Она и так мучается от укора совести. Наступает рассвет, и фантом исчезает. 

Гамлет поклялся, что отомстит подлецу дяде. Он забыл обо всем, кроме этой цели. Горацио и Марцелл возвращаются к принцу. Гамлет заставляет своих друзей поклясться на мече, что они никому ничего не скажут о сегодняшней ночи. 

Акт второй 

Сцена первая 

Действие происходит в комнате дома Полония. Хозяин дома отдает деньги и письмо своему слуге Рейнальдо. Помимо этого, Полоний дает наставления слуге, чтобы тот ненароком узнал от датчан в Париже, чем там занимается его сын. Он дает совет, что надо немного опорочить юношу, чтобы люди были разговорчивее и подтвердили (или опровергли) это.

После того, как Рейнальдо удалился, напуганная Офелия заходит в покои отца и сообщает, что к ней в комнату в непотребном виде зашел Гамлет, ничего не говоря и ведя себя крайне странно. Он сжимал ее руку, пристально смотрел в глаза и болезненно вздыхал, а потом ушел. Полоний решил, что тот сходит с ума от страсти к его дочери, и намеревается рассказать обо всем королю. Он раскаялся в том, что не верил в искренние чувства Гамлета.

Сцена вторая

Действие происходит в зале замка. Король и королева встретили двух придворных: Резенкранца и Гильденстерна, давних друзей принца Гамлета. Они просят разузнать причину столько меланхоличного состояния молодого человека и помочь ему отвлечься. Юноши уходят, и в зал заходит Полоний с благими вестями от норвежский послов. Дядя младшего Фортинбранса уверил короля, что тот не будет нападать на их графство. 

Как только послы покинули зал, Полоний сообщил королю о письмах и влечениях принца Гамлета к его дочери Офелии: когда та перестала принимать знаки его внимания, то молодой человек начать бредить от любви и горя. В доказательство своих слов Полоний предложил королю и королеве втайне понаблюдать за Гамлетом, когда тот будет проходить по галерее одновременно с Офелией. Тут они замечают, что к залу подходит задумчивый принц с книгой в руке, советник просить короля и королеву удалиться. 

Разговаривая с Гамлетом, Полоний замечает, что, несмотря на всё его безумство, его речь последовательна и продумана. Гамлет не скрывает, что желал бы умереть — настолько ему плохо. Заходят Розенкранц и Гильденстерн, и советник уходит подготавливать «случайную» встречу Гамлета с Офелией. Принц заводит разговор с давними приятелями, называет Данию тюрьмой, а себя — разочарованным человеком, однако Гамлет догадывается и вынуждает Розенкранца и Гильденстерна признаться в том, что за ними послами король и королева, по причине его меланхоличного настроения. Друзья соглашаются с этим, не лукавя, и сообщают принцу, что они послали за столичными актерами, чтобы те развеяли его уныние. Гамлет, не стесняясь, подтрунивает над дядей и положением в стране.

В зал возвращается Полоний, который сообщает, что прибыли актеры. Гамлет добросердечно принимает труппу и просит одного из них прочитать отрывок монолога Энея Дидоне, самостоятельно начав читать его. Когда актер доходит до «жалкой царицы», слезы навернулись на глазах, и Гамлет попросил Полония наилучшим образом разместить актеров. Читающего монолог принц попросил завтра сыграть «Убийство Гонзаго». 

Оставшись наедине с собой, Гамлет, под впечатлением от игры актера, начинает винить себя за бездействие, ведь он не отомстил за смерть отца. Его мучают сомнения, он осыпает себя грубостями. Принц решает проверить поведение Клавдия во время выступления актера, а потом сделать выводы. Смерть Гамлета-старшего должна была воплотиться на сцене и призвать дядю к ответу.

Акт третий 

Сцена первая

Действие происходит в комнате замка. Король и королева расспросили Розенкранца и Гильденстерна о том, как прошла их встреча с Гамлетом. Юноши сообщают, что принц принял их тепло и дружелюбно, признался, что в душе его печаль, но объясняться не захотел. Полоний также передал королю, что Гамлет приглашает его и королеву на завтрашнее выступление актеров. Когда товарищи принца покинули зал, король просит королеву также покинуть зал, так как он вместе с Полонием хотят понаблюдать за встречей Гамлета с Офелией, чтобы понять любовные терзания мучают душу принца или что-то иное. Клавдий наедине с собой переживает: ему больно осознавать, что лицемерие стало единственной его опорой.

В зал входит Гамлет, размышляя о том, что лучше: смириться со злом или броситься в схватку с ним, даже если она обречена на провал? Он снова думает о самоубийстве и блаженном сне.

Замечая Офелию, Гамлет подходит и слышит ее упреки в том, что он ее разлюбил. Он подтверждает это наблюдение и отпускает желчные, холодные комментарии. Принц понимает, что встреча подстроена и за ними наблюдают. Юноша продолжает играть роль безумца, обвиняя Офелию в том, что она «развращает грешников», и единственное, что она может сделать – это уйти в монастырь, ведь все мужчины — подлецы, а добродетель сопровождает клевета. Напоследок он советует ее отцу, который скрывается в этой комнате, дурачить людей у себя дома. Офелия в отчаянии: ей больно видеть гордый ум поврежденным.

Когда Гамлет покидает зал, король, видит, что причина его сумасшествия кроется не в безответной любви, а в чем-то другом. Чтобы предотвратить опасность, король принимает решение немедленно отправить Гамлета в Англию, однако Полоний советует прежде организовать личную беседу сына и матери, чтобы разузнать мотивы. 

Сцена вторая

В зале Гамлет даёт последние наставления актеру по поводу монолога, а Полония просит предупредить короля и королеву, что представление скоро начнётся. 

Входит Горацио, и Гамлет этому очень рад. Принц просит приятеля проследить за поведением Клавдия во время пьесы, дабы понять, какое впечатление произведет на него эта сцена. Входят король и королева со свитой, и Гамлет снова играет безумного. На просьбу матери присесть рядом с ним, Гамлет отказывается и присаживается рядом с Офелией, бросая постыдные и провокационные фразы. Девушка упрекает его за такое поведение.

Начинается пантомима, в которой описывается сцена убийства датского короля – отца Гамлета. Во время выступления Гамлет поясняет содержание королеве и королю, называя сцену «Мышеловкой». На моменте, когда брат короля убивает спящего в саду, Клавдий встает и покидает зал со своей свитой. 

Гамлет остается с Горацием, обсуждая увиденное. Входят Розенкранц и Гильденстерн и сообщают, что королю нездоровиться, а королева немедленно желает видеть его. Гамлет в ответ на просьбы друзей открыться им и пояснить свое поведение говорит, что они даже на флейте играть не умеют — так как они рассчитывают настроить его на нужный лад?

Гамлет понимает, что сейчас причинит матери боль, но иного выхода у него нет.

Сцена третья

Король просит Розенкранца и Гильденстерна немедленно позаботиться о немедленном отъезде Гамлета в Англию, чтобы его безумство не навредило более никому. Когда юноши, повинуясь, уходят, в зал заходит Полоний, который сообщает, что Гамлет отправился в покои матери, а он сам собирается подслушать их разговор.  

Наедине с собой Клавдий винит себя в братоубийстве, но надеется на милость небес. Он жаждет спасения души, но не готов покаяться, потому что в этом мире не может быть других способов добиться своего, кроме греха. Его гложет чувство вины и страха. В момент, когда он падает на колени в молитве, входит Гамлет. Принц переносит час мести на другой час, так как не хочет, чтобы душа Клавдия отправилась на небеса в момент молитвы. Но правда в том, что молитвы Клавдия пусты.

Сцена четвертая

Действие происходит в комнате королевы. Полоний укрывается в ней с согласия матери Гамлета. В беседе с матерью Гамлет обвиняет королеву в том, что та так рано забыла мужа, и сообщает ей, что супруг её — братоубийца. Женщина в испуге, что её сын собирается её убить, вскрикивает, а Полоний, находящийся за ковром, зовёт стражу. Гамлет, думая, что это дядя, мячом пронзает ковер и убивает советника. 

Гамлет доискивается причины измены матери. Та стыдится своего поступка. Ею движет страх. Продолжая разговор с матерью, принц снова видит призрака. Мать никого не видит и боится, что сын сошел с ума. 

Гамлет убеждает королеву поверить ему и влиться в доверие короля, чтобы тот ничего не заподозрил. Он просит, чтобы королева обвинила Гамлета в душевной болезни. Так король доверится ей и попадает в расставленные силки. Сам же принц покорно поедет в Англию, разыграв полное повиновение. Далее, забирая тело Полония, принц уходит из покоев. 

Акт четвертый

Сцена первая

В зале королева рассказывает Клавдию, что Гамлет в порыве безумства убил Полония, подумав, что это крыса. О своем поступке он якобы кается, но, по ее мнению, он опасен для всех придворных. 

Король зовет Розенкранца и Гильденстерна, чтобы те поскорее нашли Гамлета и покойного Полония. Его тело надлежит отнести в часовню. 

Сцена вторая

Розенкранц и Гильденстерн находят Гамлета, который уже захоронил тело Полония в земле. Оба просят его отдать тело, чтобы отнести в часовню, а самого Гамлета отвести к королю. Принц намекает, что друзья стали губками на службе у короля, который выжимает из них все сведения.

Принц пренебрежительно дает ответы бывшим товарищам и направляется к королю. 

Сцена третья

Клавдий знает, что Гамлета поддерживает народ, поэтому собирается представить его отъезд давно запланированным и добровольным. 

Розенкранц сообщает королю, что Гамлет отказался сообщать, где именно сейчас находится тело Полония, но сам явился к королю. В беседе с дядей принц сообщает, что тело захоронил недалеко от галереи. Клавдий просит Гамлета немедля покинуть Данию и отправиться в Англию в сопровождении Розенкранца и Гильденстерна. Тот намекает на печальную участь королей и во всем соглашается с дядей. Сам король уже направил англичанам письмо с требованием умертвить Гамлета.

Сцена четвертая

На равнине принц замечает войско норвежского принца, который сообщает, что идет на Польшу, чтобы заполучить никем не занятый клочок земли. 

Сам Гамлет рассуждает, что войско идет ни за что сражаться, а сам принц не может отомстить за смерть отца и честь матери. Горе ему, если он не придумает, как убить дядю.

Сцена пятая

Дворецкий просит королеву принять несчастную Офелию, которая стала безумна после вести о смерти отца. Девушка все время поет странные песни. Гораций сообщает королю и королеве о бунте среди датчан, который возглавляет озлобленный Лаэрт, сын покойного Полония. Король опасается, что молва обвинит его в этом злодеянии.

В беседе с Клавдием Лаэрт успокаивается, но увидев сошедшую с ума сестру, жаждет мести. Король предлагает ему учредить беспристрастный суд и наказать виновных.

Сцена шестая

Действие происходит в другой комнате. К Горацио заходят моряки с письмом от Гамлета. В письме говорится, что он попал в плен к пиратам, чувствует себя хорошо и имеет много новостей, а моряки, которые пришли к нему, должны отдать письма для короля и королевы. После этого Гораций должен последовать за ними. 

Прочитав письмо, Горацио делает так, как там написано. 

Сцена седьмая

Беседуя с Лаэртом, король намекает юноше, что теперь они — союзники, так как имеют общего врага в лице Гамлета. Их разговор прерывает гонец с письмом от принца, в котором он сообщает и прибыл нагим на датскую землю и немедля ждем встречи с ним. Обсуждая план мести с королем, Лаэрт принял решение убить Гамлета в поединке шпагами, предварительно обмазав наконечник ядом. Король подстраивает их встречу в формате дружеского поединка.

Тут в зал врывается королева с вестью, что Офелия утонула в озере. Ярость вновь закипает в Лаэрте, поэтому король и королева последовали за ним, когда тот удалился. 

Акт пятый

Сцена первая

Кладбище Эльсинора, два могильщика копают яму для погребения Офелии, они размышляют, как несправедливо, что людей высшее сословия, совершивших самоубийство, всё же хоронят по христианским обычаям. Гамлет же смотрит на черепа, которые могильщики выкидывают из-под земли. Он обращается к Йорику, которого он знал еще ребенком. Ему противно вспоминать, что у этого черепа когда-то были губы, которые его целовали в детстве. Он вопрошает, где теперь чудачества и шутки этого весельчака? Ему грустно, что после смерти всех ожидает дурно пахнущий прах.

Когда начинается похоронная процессия, Гамлет и Горацио скрываются, чтобы их не видели. Лаэрт прыгает в яму к сестре, чтобы проститься с ней. Не выдержав наигранной скорби, Гамлет выходит из убежища и прыгает в могилу. Между Лаэрто и принцем начинается драка, в которой Гамлет признается, как сильно любил Офелию. Когда принц уходит, король просит Лаэрта успокоиться и помнить об их плане. 

Сцена вторая

Гамлет рассказывает Горацио, что на корабле он нашел письмо от Клавдия, в котором было приказано немедленно убить принца, как тот прибудет в Англию. Гамлет переписал содержание письма, изменив на то, что необходимо убить тех, кто отдаст письмо, то есть Розенкранца и Гильденстерна. Принц считает, что их дружбе итак пришел конец, так как они были в сговоре с его дядей. Оказывается, он сам во время боя перешел к пиратам, чтобы вернуться домой. 

Принц сожалеет, что вступил в драку с Лаэртом, он хочет помириться, то тут в зал заходит Озрик, придворный, который сообщил Гамлету, что король поспорил, что сын убитого Полония выиграет поединок с Гамлетом. В голове юноши закладываются подозрения, но тот не обращает на это должного внимания. Он равнодушен к своей участи в этой битве.

Наступает время поединка. Гамлет просит прощения и винит во всем свое безумие. Лаэрт частично удовлетворен, но честь вынуждает его драться. Гамлет тучен и давно не упражнялся, однако он одерживает верх. Оба получают лёгкие ранения.

На столе стоит бокал с ядом, предназначенный для Гамлета, если тот не будет ранен отравленным клинком. По ошибке напиток выпивает королева. Лаэрто ранит Гамлета и, обменявших шпагами, Гамлет наносит ранение юноше. Они оба смертельно отравлены лезвием, им не остается и получаса. Королева падает и умирает. Лаэрто открывает секрет Гамлету, признаваясь, что все это замысел короля. Гамлет убивает отравленным клинком Клавдия. Перед смертью Лаэрто и Гамлет прощают друг друга. Горацио собирается выпить остатки яда из кубка, но принц запрещает ему делать это, он просит сохранить в памяти рассказ о нём. 

За дверями слышатся победный марш и выстрелы, в зал заходит принц норвежский Фортинбранс, который становится датским королем. Принца Гамлета он приказывает похоронить с почестями, достойными мужественного человека. 

Автор: Полина Чернышова

Гамлет Акт II, сцена 2 Резюме и анализ

Краткое изложение: Акт II, сцена 2

В замке Клавдий и Гертруда приветствуют Розенкранца и Гильденстерна, двух друзей Гамлета из Виттенберга. Все более обеспокоенные неустойчивым поведением Гамлета и его очевидной неспособностью оправиться после смерти отца, король и королева вызвали его друзей в Эльсинор в надежде, что они смогут развеселить Гамлета из его меланхолии или, по крайней мере, выяснить причину Это. Розенкранц и Гильденстерн соглашаются провести расследование, и королева приказывает слугам отвести их к ее «слишком изменившемуся» сыну (II.ii.36).

Входит Полоний и сообщает о возвращении послов, посланных Клавдием в Норвегию. Входят Вольтиманд и Корнелий и описывают, что произошло с престарелым и больным королем Норвегии: король упрекнул Фортинбраса за попытку начать войну с Данией, и Фортинбрас поклялся, что никогда больше не нападет на датчан. Норвежский король, вне себя от радости, завещал Фортинбрасу большую ренту и убедил его использовать собранную им армию для нападения на поляков вместо датчан. Поэтому он отправил обратно Клавдию просьбу о том, чтобы армиям принца Фортинбраса был разрешен безопасный проход через Данию на пути к полякам. Обрадованный тем, что ему удалось предотвратить войну с армией Фортинбраса, Клавдий заявляет, что займется этим делом позже. Вольтиманд и Корнелиус уходят.

Переходя к теме Гамлета, Полоний после многословной преамбулы заявляет, что принц обезумел от любви к Офелии. Он показывает королю и королеве письма и любовные стихи, которые Гамлет дал Офелии, и предлагает план проверки своей теории. Гамлет часто ходит один по вестибюлю замка, и в такое время они могут спрятаться за аррасом (занавеской или настенным ковром), пока Офелия противостоит Гамлету, позволяя им самим увидеть, действительно ли безумие Гамлета исходит от его любви. для нее. Король заявляет, что они опробуют план. Гертруда замечает, что приближается Гамлет, читая книгу на ходу, и Полоний говорит, что поговорит с принцем. Гертруда и Клавдий уходят, оставляя Полония наедине с Гамлетом.

Полоний пытается поговорить с Гамлетом, который кажется безумным; он называет старика «торговцем рыбой» и иррационально отвечает на его вопросы. Но за многими, казалось бы, безумными высказываниями Гамлета скрываются колкие замечания о напыщенности Полония и его старости. Полоний отмечает, что, хотя Гамлет явно сумасшедший, его ответы часто «насыщены» смыслом (II.ii.206). Он спешит прочь, полный решимости устроить встречу Гамлета и Офелии.

Когда Полоний уходит, входят Розенкранц и Гильденстерн, и Гамлет, кажется, рад их видеть. Они обсуждают недовольство Гамлета недавними событиями в Дании. Гамлет спрашивает, зачем они пришли. Двое мужчин застенчиво заявляют, что пришли просто навестить Гамлета, но он строго заявляет, что знает, что король и королева послали за ними. Они признают это правдой, и Гамлет говорит, что знает почему: потому что он потерял всю свою радость и впал в состояние меланхолии, в котором все (и все) кажутся бесплодными и никчемными.

Розенкранц улыбается и говорит, что ему интересно, как Гамлет примет театральную труппу, которая в настоящее время направляется к замку. Трубят трубы, возвещая о прибытии актеров (или «игроков»). Гамлет говорит своим друзьям, что они могут остаться в Эльсиноре, но что его «дядя-отец и тетя-мать» обмануты его безумием. Он сумасшедший только иногда, а иногда в здравом уме.

Полоний входит, чтобы объявить о прибытии игроков, которые следуют за ним в комнату. Гамлет приветствует их и умоляет одного из них произнести речь о падении Трои и смерти троянских царя и царицы, Приама и Гекубы. Впечатленный речью игрока, Гамлет приказывает Полонию провести их в комнаты для гостей. Он объявляет, что следующей ночью они услышат Убийство Гонзаго исполняется с дополнительной короткой речью, которую он напишет сам. Гамлет оставляет Розенкранца и Гильденстерна и теперь стоит один в комнате.

Он тут же начинает проклинать себя, горько комментируя, что игрок, произносивший речь, смог вызвать глубину чувств и выражений к давно умершим фигурам, которые ничего для него не значат, а Гамлет не может действовать даже с его гораздо более мощные мотивы. Он решает устроить ловушку для Клавдия, заставив короля посмотреть пьесу, сюжет которой очень напоминает убийство отца Гамлета; если король виновен, думает он, он обязательно проявит какие-то видимые признаки вины, когда увидит, как его грех разыгрывается на сцене. Тогда, рассуждает Гамлет, он получит окончательное доказательство вины Клавдия. «Пьеса — это то, — заявляет он, — в которой я поймаю совесть короля» (II.ii.581–582).

Прочитать перевод Акта II, сцены II →

Анализ

Если Гамлет просто притворяется сумасшедшим, как он предполагает, то у него это получается слишком хорошо. Его изображение настолько убедительно, что многие критики утверждают, что его и без того хрупкое здравомыслие разрушается при виде призрака его мертвого отца. Однако острые и резкие наблюдения, которые он делает, предположительно безумный, подтверждают мнение, что он только притворяется. Важно отметить, что он заявляет: «Я всего лишь сумасшедший северо-северо-запад: когда ветер южный, я отличу ястреба от ручной пилы» (II. ii.361–362). То есть он «сходит с ума» только в определенные расчетные моменты времени, а в остальное время знает, что есть что. Но он определенно сбит с толку и расстроен, и его смятение выливается в чрезвычайно напряженное состояние ума, наводящее на размышления о безумии.

Узнайте больше о безумии как теме.

Эта сцена, безусловно, самая длинная в пьесе, включает в себя несколько важных откровений и способствует развитию некоторых основных тем пьесы. Сцена состоит из четырех основных частей: беседа Полония с Клавдием и Гертрудой, включающая дискуссию с послами; Разговор Гамлета с Полонием, в котором мы впервые видим, как Гамлет сознательно симулирует безумие; воссоединение Гамлета с Розенкранцем и Гильденстерном; и сцена с игроками, за которой следует заключительный монолог Гамлета на тему действия. Эти отдельные события сюжета происходят в одном и том же месте и происходят в быстрой последовательности, что позволяет зрителям сравнивать и противопоставлять их тематические элементы.

Мы уже видели развивающийся контраст между Гамлетом и Лаэртом. Раздел, посвященный норвежским послам, развивает еще один важный контраст, на этот раз между Гамлетом и Фортинбрасом. Как и Гамлет, Фортинбрас — скорбящий сын умершего короля, принц, чей дядя унаследовал трон вместо него. Но там, где Гамлет погрузился в отчаяние, размышления и нерешительность, Фортинбрас посвятил себя жажде мести. Позже в пьесе этот контраст будет изучен более подробно. Здесь важно главным образом отметить, что дядя Фортинбраса запретил ему нападать на Данию, но разрешил ему проехать через Данию на пути к нападению на Польшу. Это, по крайней мере, предполагает возможность того, что король Норвегии пытается обманом заставить Клавдия допустить враждебную армию в свою страну.

Узнайте больше о том, кто такой Фортинбрас.

Примечательно, что Клавдию кажется безразличным тот факт, что могущественный враг будет проезжать через его страну с большой армией на буксире. Клавдий, кажется, гораздо больше обеспокоен безумием Гамлета, указывая на то, что если король Гамлет был могущественным воином, стремившимся расширить власть Дании за границей, то Клавдий — политик, которого больше беспокоят угрозы внутри его государства.

Прочтите важные цитаты Клавдия.

Прибытие Розенкранца и Гильденстерна, двух самых загадочных фигур в «Гамлете», является еще одним важным событием. Этими двумя персонажами манипулируют все члены королевской семьи, и, кажется, они существуют в состоянии страха, что они оскорбят не того человека или выдадут не тот секрет в неподходящее время. Одним из самых странных качеств этих двух мужчин является их необычайное сходство. Фактически, Шекспир оставляет Розенкранца и Гильденстерна почти полностью неотличимыми друг от друга. «Спасибо, Розенкранц и любезный Гильденстерн», — говорит Клавдий, и Гертруда отвечает: «Спасибо, Гильденстерн и любезный Розенкранц», как будто не имеет значения, кто есть кто (II.ii.33–34). Вопрос двух мужчин к Гамлету — пародия на диалог Сократа. Они предлагают возможности, развивают идеи в соответствии с рациональными аргументами, и обнаруживают, что их попытки понять поведение Гамлета полностью сорваны его несговорчивыми ответами.

Что за штука человек! Как благороден разум! как безграничны способности! в форме и движении, как экспрессивно и восхитительно! в действии как ангел! в опасении, как бог! красота мира! образец животных! И все же, что для меня эта квинтэссенция пыли? (II. ii.293–298)

См. объяснение важных цитат

Другим важным событием в этой сцене является прибытие игроков. Присутствие игроков и игра в пьесе указывает на важную тему: реальная жизнь в некотором роде похожа на игру. Гамлет заявляет, что поражен способностью короля-игрока эмоционально взаимодействовать с историей, которую он рассказывает, хотя это всего лишь игра воображения. Гамлет не может отреагировать на собственную ситуацию, потому что он не имеет определенного знания о ней, но король-игрок и театральные зрители в целом могут эмоционально реагировать даже на то, что, как им известно, является неправдой. На самом деле, большую часть времени люди реагируют на свои реальные жизненные ситуации чувствами и действиями, которые не основаны на определенных знаниях. Это то, что Гамлет отказывается делать. Его отказ вести себя так, будто он знает, что делает, хотя на самом деле он этого не знает, может быть истолкован как героический и уместный или донкихотский и невозможный.

В любом случае план Гамлета заманить короля в ловушку, вызвав эмоциональную реакцию, крайне несостоятелен: чувства Клавдия по поводу пьесы никогда нельзя рассматривать как надежный показатель ее истинности.

Подробнее о производительности как теме.

Гамлет: Акт II Сцена 2 Сводка и анализ | Шекспир

 

Резюме

Входят Король и Королева с Розенкранцем, Гильденстерном и другими. Король Клавдий вызвал двух школьных приятелей Гамлета в Эльсинор, чтобы они шпионили за принцем и доложили Клавдию, рассказывая о каждом шаге Гамлета. Королева обещает им солидную компенсацию за их шпионаж и уверяет, что благо Гамлета требует этой услуги. Розенкранц и Гильденстерн соглашаются. Двое отправляются на поиски принца Гамлета, а король и королева обращают свое внимание на Полония, который утверждает, что знает ответ на горе принца Гамлета. Он обещает уточнить подробности после того, как Клавдий примет своих недавно прибывших послов из Норвегии.

Когда Полоний уходит, Гертруда насмехается над намеками старика. Она по-прежнему уверена, что беды Гамлета вызваны смертью старого короля и ее поспешным повторным браком. Полоний возвращается с послами Вольтемандом и Корнелиусом. Они приносят новости из Норвегии, что старый и больной король, брат убитого короля Фортинбраса, сумел удержать своего племянника, молодого Фортинбраса, от вторжения в Данию. Взамен, однако, старик просит, чтобы Дания оказала некоторую помощь в кампании Фортинбраса против Польши — чтобы Клавдий позволил Фортинбрасу пройти через Данию по пути в Польшу.

Как только послы уходят, Полоний начинает развернутую дискуссию о смысле жизни и долга, обещая быть кратким, а затем переходя к дальнейшим многословиям. Наконец, Полоний утверждает, что Гамлет сумасшедший. Не терпя Полония, Гертруда увещевает его. Снова обещая быть менее болтливым, Полоний делает эффектные волнообразные движения руками, а затем читает письмо, которое он конфисковал у своей дочери, написанное рукой принца. Полоний критикует крайне драматическую, искусственную прозу со случайными рифмами, в которой Гамлет написал записку, и говорит Клавдию и Гертруде, что он запретил Офелии принимать какие-либо ухаживания от принца.

Именно этот порядок, утверждает Полоний, довел бедного Гамлета до безумия.

Затем Полоний предлагает, чтобы он и Клавдий спрятались за гобеленом на стене, чтобы они могли подслушать пару, когда Офелия встречается с Гамлетом, чтобы вернуть его любовные подарки. Клавдий соглашается, как только Гамлет начинает читать. Полоний просит короля и королеву оставить их, чтобы он мог сам поговорить с Гамлетом.

В последующей встрече между Гамлетом и Полонием Гамлет предупреждает Полония внимательно следить за его дочерью, а затем играет с ограниченным умом Полония. Обмен убеждает Полония в том, что Гамлет томится по любви, хотя на самом деле ответы Гамлета мало что сделали, кроме как высмеяли Полония. Полоний уходит, и входят Розенкранц и Гильденстерн. Гамлет приветствует их как своих «отличных хороших друзей» и спрашивает, почему они пришли в его тюрьму. Они ворчат на его выбор слов, но он говорит им: «Дания — тюрьма». Розенкранц остроумно отвечает: «Тогда мир один». Гамлет преодолевает сопротивление своих друзей, и они наконец признают, что король и королева послали их наблюдать за Гамлетом и сообщить им подробности его поведения.

Затем меланхолия Гамлета прорывается в жалобе белым стихом на то, что в последнее время он «потерял всю свою веселость». Он сетует на то, что грязный и тошнотворный туман теперь загрязняет небеса, которые он когда-то видел как балдахин, «испещренный золотым огнем». Затем Гамлет обвиняет саму природу человечества.

Розенкранц пользуется возможностью, чтобы объявить о прибытии игроков, и настроение Гамлета снова меняется. В восторге от возможности развлечься, Гамлет спрашивает, кто такие игроки и почему они в пути. Розенкранц отвечает, что они в пути, потому что труппа детей-актеров захватила лондонскую сцену. Гамлет отвечает, говоря, что он приветствует Розенкранца и Гильденстерна, как он приветствует актеров, и надеется, что сможет стать достойным хозяином. Входит Полоний, чтобы объявить о прибытии игроков.

Когда игроки входят, Гамлет просит ведущего произнести речь из « Энеиды » Вергилия, в которой Эней рассказывает королеве Дидоне историю Фира, чей отец Ахиллес был убит в Риме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *