16 мая 1703: 1703 год. 27 (16) мая Петр I основал город Санкт-Петербург

1703 год. 27 (16) мая Петр I основал город Санкт-Петербург

27 мая, 2010, 13:24 — ИА Регнум.

Санкт-Петербург. Питер Пикарт. Гравюра 1704 года

«Для многих из нас Санкт-Петербург начинается с 16 мая 1703 года — даты, хорошо известной из школьных учебников. Задолго до Петра I территория будущего Санкт-Петербурга была просто усыпана русскими деревнями и селами. Там, где сейчас начинается Литейный проспект, находилась деревня Фроловщина; а у истоков Фонтанки, возле Летнего сада, — деревня Кандуя. На месте Смольного располагалось село Спасское, на берегу Охты — двенадцать деревень Села и деревни, деревни и села — Чучелово, Минино, Дорогуша, Бродкино, всех и не перечислишь… Были, конечно, в этих районах и финские поселения, но по составу населения в основном это был русский край Издавна эти земли населяли племена ижора, водь и корелы, по имени этих народов и занимаемые ими местности называли Ижорской, Водской и Корельской землями Все вместе они составляли так называемую «Водскую Пятину», которая входила в Новгородскую губернию.

Начиная войну со Швецией Петр I прежде всего хотел возвратить России земли «отцов и дедов», отторгнутые во время смут в Московском государстве и уступленные шведам по Столбовскому миру в 1617 году. Поэтому, когда действия отряда Ф М. Апраксина, посланного в 1702 году против шведов, сопровождались страшными опустошениями деревень на берегах Невы, царю Петру было это «не зело приятно». Более всего царь был недоволен еще и потому, что в инструкции воспрещалось опустошать Ижорские земли. Ф.М. Апраксин, ожидавший высочайшей похвалы, вынужден был оправдываться: на разорение деревень пришлось, мол, пойти, чтобы утеснить неприятеля в подвозе съестных припасов. Но царь все равно остался недоволен, ибо была «развоевана страна», которую Петр I считал русскою.

Когда осенью 1702 года русские взяли штурмом шведскую крепость Нотебург — древний новгородский город Орешек, Петр I был в восторге, что добыли «ключ к морю», и писал по поводу этой победы: «Правда, что зело жесток был сей орех, однакож, слава Богу, счастливо разгрызен». Царь собственноручно прибил крепостной ключ над воротами и объявил, что отныне город будет называться «Шлиссельбург» («Ключ-город) — ключ к Неве. Государь пожаловал А.Д. Меншикова шлиссельбургским, корельским и ингермаландским губернатором, однако эти земли надо было еще завоевать, чтобы титул не был пустым звуком. Нева находилась тогда в руках шведов, но название оказалось пророческим: постепенно путь к морю был добыт, и река на всем протяжении стала принадлежать России.

Правда, природа в этих местах была скудна и негостеприимна: почва бесплодная, повсюду топи да болота, кругом дремучий лес, поселения встречались редко. Но в сопровождении приближенных Петр I отправился осматривать невские берега, чтобы выбрать место для будущей столицы. Он остановил свой выбор на острове Иени-Саари (Заячьем), который располагался в том месте Большой Невы, где она разделяется на Неву и Невку. Весной, когда расцветает и скудная природа севера, березовые рощи Заячьего острова тоже оделись в ярко-зеленый наряд и огласились ликующим пением птиц, а среди молодой травы запестрели первые цветы. Петр I назвал этот остров Люст-Эйланд (Веселый), и на нем заложили Петропавловскую крепость, с которой утвердился Санкт-Петербург.

Хотя считается, что русский царь назвал возводимый город «в свою честь», однако на самом деле все было не совсем так. Город был назван не в честь царя Петра, а в честь Святого Петра — «ангела Петрова». С.П. Заварихин, автор книги о городе времен Петра I, вообще считает, что 16 мая — день основания крепости — еще не день основания города, так как крепость и город — это не одно и то же. До сих пор нет никаких документов, что вместе с крепостью подразумевалось и возведение города, тем более столичного. Зато известно, что идею построить в устье Невы город первым высказал адмирал Ф. Головин. Правда, и он имел в виду возведение небольшого городка для разделения Финляндии и Ливонии (Латвии и Эстонии), а также для хранения военных запасов. Так что о городе речь вообще сначала не шла, так как срочно нужно было строить порт и крепость, а роль города при крепости играл Ниеншац — Шлотбург.

Правда, рассказывают и так: когда происходила закладка крепости, Петр I вырезал два дерна и положил их крестообразно, сказав при этом: «Здесь быть городу». Потом стал копать ров, который должен был окружать крепость. Народное предание добавляет, что в это время в небе появился орел и стал парить над царем. В ров опустили каменный ящик, духовенство окропило его святой водой, а государь поставил в него золотой ковчег с частицей мощей Святого апостола Андрея (Потом покрыл ящик каменной доской, на которой было написано, когда произошло основание Санкт-Петербурга. Между тем кто-то из царской свиты поймал орла, и царь увидел в этом доброе предзнаменование.

Сначала над возведением крепости работали пленные шведы, солдаты и местные жители, потом сюда стали присылать работников со всех концов России. Работа была очень тяжелой: надо было рубить лес, засыпать болота, очищать землю от хвороста и кустарников, строить дома, прорывать каналы. Работали в любую погоду, нередко под выстрелами неприятеля. Дело велось с таким усердием, что уже к 22 июня 1703 года гвардия и дивизия князя Н.И. Репнина перешли в новозаложенную крепость. 28 июня, накануне дня Святых Петра и Павла, крепость считалась в известном смысле законченной, и с этого времени на письмах Петра Великого появляется пометка: «Изъ Санктпетербурха» или «Изъ Сан-Петербурха», а раньше он надписывал «Изъ Шлотбурха» (или «Шлютербурга»).

Однако в новой крепости, которая должна была служить опорным пунктом для русских войск и охранять устье Невы, дел было еще много. Для снабжения гарнизона водой вдоль всего острова (с востока на запад) был прорыт канал, ныне не существующий. По его сторонам стояли 4 ряда деревянных домиков, в которых жили солдаты; строились дома для коменданта и плац-майора, цейхгауз, арсенал и провиантские склады. Первые укрепления крепости состояли из земляного вала и бастионов, названных именами тех особ, которые надзирали за их возведением. К северу от крепости, со стороны Финляндии, был построен кронверк — вспомогательное укрепление, сооруженное для охраны крепости в наиболее опасном месте, где враг мог ближе всего к ней подойти. На противоположной стороне был выстроен равелин, на Государевом бастионе водрузили флаг, который в торжественные дни заменяли штандартом — желтым знаменем с русским орлом Чтобы царь мог наблюдать за работами, для него неподалеку от крепости выстроили небольшой домик, который издали можно было принять за кирпичный, так как он был в голландском вкусе выкрашен по дереву красной краской с белыми полосами. Внутреннее устройство «домика Петра» было очень простым. Состоял он из двух комнат, разделенных тесными сенями и кухней. Все его украшение заключалось в холстинных выбеленных обоях да в разрисованных букетами дверях, рамах и ставнях. В одной из комнат, когда-то служившей царю спальней, теперь устроена часовня, в ней находится икона Спасителя, которая сопутствовала царю Петру во многих сражениях, в том числе и в битве под Полтавой В «домике Петра» до настоящего времени сохраняются некоторые вещи того времени: ялик с остатками паруса, сделанный самим Петром I; скамейка, которая при жизни царя стояла у ворот домика; деревянный стул с кожаной подушкой. ..

Первоначально город застраивался без всякого плана, деревянные дома строились как попало, были низкими и без дворов, с входом прямо с улицы. Если по улице проезжал экипаж, то из-за зыбкости почвы стекла и посуда в таких домах звенели. При Петре I улицы не имели названий, дома были без номеров, так что приезжим было трудно отыскать своих знакомых. Пожар 1710 года истребил большой рынок, так как в узкие проходы между домами проникнуть было невозможно, разбушевавшееся пламя быстро превратило рынок в один большой костер, и всего лишь за час от него ничего не осталось. Пожар также показал, что улицы следует располагать правильно, а дома строить на расстоянии друг от друга.

Санкт-Петербург застраивался медленно, так как до окончания Северной войны никто не мог быть уверен в окончательном обладании этой местностью. И мало было желающих ехать в новый город — в «пустыни, обильные» только болотами и слезами. В 1705 году в Петербурге числилось всего 3000 жителей, не считая, конечно, солдат. Для заселения своего «парадиза» Петру I приходилось даже прибегать к принудительным мерам. С первых лет основания города целым рядом указов изнутри России высылались на житье в Санкт-Петербург «люди всякого звания, ремесел и художеств; не убогих, малосемейных или маломочных, а таких, которые бы имели у себя торги, промыслы или заводы какие свободные». Все переселенцы должны были строить себе в городе дома и жить в них безвыездно. Однако тяжелые условия жизни заставляли многих спасаться бегством, и нередко нарочные гонцы ловили первых петербургских жителей.

Постепенно вслед за Петербургской стороной мало-помалу начал застраиваться и Васильевский остров. Петр I приказал всем духовным и светским владельцам деревень и дворянам строить здесь себе дома, причем их надо было возвести за три года, чтобы не лишиться имения. Землю и лес под постройки раздавали бесплатно, но дома следовало строить каменные. Некоторым «именитым» людям по царскому указу приходилось строить два, а то и три дома, но ведь сразу во всех жить не будешь! Вот и получалось, что здания стояли снаружи полностью оштукатуренные и окрашенные, а внутри оставались пустыми — без всякой отделки. Лишь бедные люди могли строить для себя деревянные дома, но только в переулках и на окраинных улицах».

Цитируется по: Ионина Н.А. Сто великих городов мира. М.: Вече 2000, 2003

История в лицах

О зачатии и здании царствующаго града Санкт-Петербурга:

14-го царское величество изволил осматривать на взморье устья Невы реки и островов и усмотрел удобной остров к строению города (Оной остров тогда был пуст и обросши был лесом, а именовался Люистранд, то есть веселый остров.). Когда сшел на средину того острова, почувствовал шум в воздухе, усмотрел орла парящаго, и шум от парения крыл его был слышан; взяв у салдата багинет и вырезав два дерна, положил дерн на дерн крестообразно и, зделав крест из дерева и водружая в реченные дерны, изволил говорить: «Во имя Иисус Христово на сем месте будет церковь во имя верховных апостолов Петра и Павла» (Ныне на оном месте каменная соборная церковь верховных апостолов Петра и Павла. ). По довольном осмотрении онаго острова изволил перейтить по плотам, стоящим в протоке, которой ныне меж городом и кронверхом имеет течение (Во оном протоке стояли в плотах леса, заготовленные в отпуск в Стокголм.). По прошествии протока и сшествии на остров (Которой ныне именуется Санктпетербурской.) изволил шествовать по берегу вверх Невы реки и, взяв топор, ссек куст ракитовой (На оном месте ныне церковь Живоначалныя Троицы.), и, мало отшед, ссек второй куст (Ныне на оном месте первой дворец.), и, сев в шлюбку, изволил шествовать вверх Невою рекою х Канецкой крепости.

15-го изволил послать неколико рот салдат, повелел берега онаго острова очистить и, леса вырубя, скласть в кучи. При оной высечке усмотрено гнездо орлово того острова на дереве.

16-го, то есть в день Пятидесятницы, по Божественной литоргии, с ликом святительским и генералитетом и статскими чины от Канец изволил шествовать на судах рекою Невою и по прибытии на остров Люистранд и по освящении воды и по прочтении молитвы на основание града и по окроплении святою водою, взяв заступ, и первые начал копать ров. Тогда орел с великим шумом парения крыл от высоты опустился и парил над оным островом.

Царское величество, отошед мало, вырезал три дерна и изволил принесть ко означенному месту. В то время зачатаго рва выкопано было земли около двух аршин глубины и в нем был поставлен четвероугольной ящик, высеченной из камня, и по окроплении того ящика святою водою изволил поставить в тот ящик ковчег золотой, в нем мощи святаго апостола Андрея Первозваннаго, и покрыть каменною накрышкою, на которой вырезано было: «По воплощении Иисус Христове 1703 майя 16 основан царствующий град Санктпетербург великим государем царем и великим князем Петром Алексиевичем, самодержцем Всероссийским». И изволил на накрышку онаго ящика полагать реченные три дерна з глаголом: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь. Основан царствующий град Санктпетербург».

Тогда его царское величество от лика святительскаго и генералитета и от всех ту бывших поздравляем был царствующим градом Санктпетербургом; царское величество всех поздравляющих изволил благодарить, при том была многая пушечная пальба Орел видим был над оным островом парящий. Царское величество, отшед к протоку, которой течение имеет меж Санктпетербургом и кронверхом, по отслужении литии и окроплении того места святою водою, изволил обложить другой роскат. Тогда была вторишная пушечная пальба, и между теми двумя роскатами изволил размерить, где быть воротами, велел пробить в землю две дыры и, вырубив две березы тонкие, но длинныя, и вершины тех берез свертев, а концы поставлял в пробитые дыры в землю на подобие ворот. И когда первую березу в землю утвердил, а другую поставлял, тогда орел, опустясь от высоты, сел на оных воротах; ефрейтором Одинцовым оной орел с ворот снят.

Царское величество о сем добром предзнаменовании веема был обрадован; у орла перевязав ноги платком и надев на руку перчатку, изволил посадить у себя на руку и повелел петь литию. По литии и окроплении ворот святою водою была третичная ис пушек пальба, и изволил вытти в оные ворота, держа орла на руке, и, сшед на яхту, шествовал в дом свой царской канецкой. Лик святительской и генералитет и статские чины были пожалованы столом; веселие продолжалось до 2 часов пополуночи, при чем была многая пушечная пальба.

Оной орел был во дворце; по построении на Котлине острову крепости святаго Александра оной орел от его царскаго величества в оной Александровой крепости отдан на гобвахту с наречением орлу коменданскаго звания (Жители острова, которой ныне именуется Санктпетербурской, и близ онаго по островам жившие сказывали, будто оной орел был ручной, а житье ево было на острову, на котором ныне город Санктпетербург; выгружались по берегам реки Невы маштовые и брусовые королевские леса, и караульными салдаты тех лесов оной орел приучен был к рукам.).

Подобное древле благочестивому царю Константину в сонном видении явил Бог о построении в Востоке града. Великий и равноапостольный царь Константин разсматривал места к зданию града и во время шествия от Халкидона водою к Византии увидел орла, летящаго и несущаго верф и протчие орудия каменоделателей, которые орел положил у стены града Византии. Великий царь Константин на том месте построил град и наименовал во имя свое Константинград.

Цитируется по: Петербург Петра I в иностранных описаниях. Л. Наука. 1991. с.258-259

Мир в это время

В 1703 году между Англией и Португалией был заключен Метуэнский договор

Портрет дипломата сэра Пол Метуэн. А.Карпентер. Середина XVIII века «Метуэна договор 1703 года — между Англией и Португалией; подписан 27. XII в Лиссабоне первым министром Португалии маркизом Алегрете и чрезвычайным посланником Англии лордом Метуэном, по имени которого договор и был назван.

Метуэнский договор явился дополнением к Лиссабонскому договору 1703 года. По Метуэнскому договору Англия получила право ввозить беспошлинно в Португалию все свои промышленные изделия и, главное, текстильные товары (ст. 1), импорт которых всем государствам, в т. ч. и Англии, ранее запрещался португальским правительством. В обмен на это Португалия получила право ввозить в Англию свои вина со скидкой пошлины на 1/3 по сравнению с пошлиной, взимавшейся с французских вин (ст. 2). Предоставленные Англии по Метуэнскому договору преимущества позволили англичанам в короткий срок овладеть почти всей торговлей Португалии (уже к 1775 торговля Англии с Лиссабоном в 2,5 раза превышала торговлю с этим портом всех других стран, вместе взятых) и вместе с тем подавить развитие местной промышленности, что обусловило экономическую, а затем и политическую зависимость Португалии от Англии. По словам португальского историка Лимы, «за несколько бочек вина Португалия… переложила из своего кармана в карман негоциантов Лондона и Ливерпуля свыше 2 млрд. фр.» В 1836 году Метуэнский договор формально был отменён, однако упроченная почти полуторавековым его существованием зависимость Португалии от Англии сохранилась и в дальнейшем».

Цитируется по: Дипломатический словарь. Под ред. А. Я. Вышинского и С. А. Лозовского. М.: Огиз. Государственное издательство политической литературы, 1948

Материал предоставлен АНО «Руниверс»

Легенды Петербурга

Легенда об основании города 
Легенда об основании Санкт-Петербурга гласит, что 16 мая 1703 года Петр I осматривал отвоёванные у шведов в ходе Северной войны земли. Прогуливаясь по острову Ени-саари (ныне Заячий остров) Петр вдруг остановился, вырезал два дерна, положил их крестом и сказал: «Здесь быть городу»! Место, на котором он принял историческое решение, Петр приказал отметить каменной плитой с надписью: «От воплощения Иисуса Христа 1703 года мая 16 основан царствующий град Санкт-Петербург великим государем царем и великим князем Петром Алексеевичем». В это время в небе появился орел и начал парить над царем, он следовал за Петром повсюду, а затем исчез. После закладки города Петр I приказал установить деревянные ворота, которые должны были служить въездом в крепость. Когда ворота были возведены, орел появился вновь и опустился на перекладину ворот. Когда Петр в первый раз прошел под воротами, орел сел на его плечо, и с тех пор постоянно был рядом с императором. 

Орел — это посланец богов, символ силы в мифологиях различных народов мира. То, что во время основания города появилась эта птица подтверждает божественное происхождение самого царя и его города.  
Дата 16 мая 1703 года считается днем основания Санкт-Петербурга.

Город назван в честь основателя 
Многие полагают, что город Санкт-Петербург назван в честь своего великого основателя Петра I, однако это не так. 
Это даже не совсем легенда, а скорее обычное заблуждение, которое основано на незнании фактов и совпадении имен. 
Петр Алексеевич Романов родился 29 июня 1672 года в Петров день. Еще задолго до основания города Петр I мечтал назвать крепость в честь своего небесного покровителя. Причем, крепость эта должна была стать ключевой, стоящей у морских ворот России, так как св. Петру по христианским преданиям отводилась роль привратника и ключаря небесного. 

Мечта Петра осуществилась, Санкт-Петербургская крепость выросла на невских берегах и дала имя городу. В XX веке Санкт-Петербург трижды менял имя (Петербург – Петроград — Ленинград) и крепость тоже его сменила, ее начали называть Петропавловской.

Город на болоте. .. 
Эта легенда гласит, что территория Петербурга до основания города представляла собой необжитую пустыню с болотистой почвой. 
На самом деле это не так. На территории исторического центра современного Санкт-Петербурга существовало около 40 поселений, причем многие из них существовали еще задолго до прихода на эти берега шведов. Крепости и дворцы, церкви и мануфактуры будущего Петербурга строились на уже обжитых местах. 

На месте Адмиралтейства в XVI веке находилось безымянное шведское поселение, в устье Фонтанки — деревня Каллила, впоследствии русифицированная в Калинку, на месте Инженерного замка — мыза майора Канау с ухоженным обширным садом, волею Петра превращенным в Летний сад, в районе Смольного — село Спасское. 
Чуть дальше от центра современного города располагались поселения Сабирино и Одинцово, Кухарево и Максимово, Волково и Купчино … 
И только гигантский размах строительства и стремительность возникновения новой столицы породили легенду о пустыне на месте Санкт-Петербурга.

Финские легенды об основании Петербурга 
«Санкт-Петербург не мог быть построен на таком топком, гибельном, проклятом Богом болоте известными в то время способами строительства. Он бы просто утонул по частям. И поэтому его целиком возвели на небе и затем осторожно и тоже целиком опустили на землю». 

«Петербург строил богатырь на пучине. Построил первый дом своего города — пучина его поглотила. Богатырь строит второй дом — та же судьба. Богатырь не унывает, он строит третий дом, и третий дом съедает злая пучина. Тогда богатырь задумался, нахмурил свои черные брови, наморщил свой широкий лоб, а в черных больших глазах загорелись злые огоньки. Долго думал богатырь и придумал. Растопырил он свою богатырскую ладонь, построил на ней сразу свой город и опустил на пучину. Съесть целый город пучина не смогла, она должна была покориться, и город Петра остался цел». 
Действительно, вопреки логике и здравому смыслу, вопреки пророчествам и предсказаниям город Санкт-Петербург стремительно поднимался из «тьмы лесов и топи блат». Небывалый размах строительства единодушно отмечали практически все иностранные дипломаты и путешественники. Правда, цена этой стройки была чудовищно высока. По словам Ключевского, «едва ли найдется в военной истории побоище, которое вывело бы из строя больше бойцов, чем сколько легло рабочих в Петербурге и Кронштадте». 
Цена человеческой жизни была ничтожно мала. Жесточайшие указы, которые заканчивались неизменными угрозами «о лишении живота», следовали один за другим. «Работных людей» на строительство Петербурга сгоняли со всех губерний Российского государства. Во время строительства осушались болота, прорывались каналы, спрямлялись реки, прокладывались дороги, укреплялись берега и возводились пристани. Город на планах и гравюрах XVIII века предстает вполне сложившейся городской структурой европейского уровня с размерами современного исторического центра от Смольного монастыря до устья Невы и от Сампсониевского собора на севере до Фонтанки на юге.

Исаакиевская деревня 
Исаакиевской деревней петербуржцы называли строительную площадку, которая многие годы существовала вокруг Исаакиевского собора.

 
Первый камень в фундамент собора был заложен в 1762 году, а закончилось строительство лишь в 1858. Три поколения петербуржцев были свидетелями небывалой стройки. Многие из них ушли из жизни, так и не подозревая, что первый собор не достроят в мраморе, а второй вообще разберут до основания и на его месте начнут сорокалетнюю эпопею по возведению третьего. Кирпичная кладка, появившаяся во времена Павла I не соответствовала парадной застройке Центральной части Петербурга. В 1809 году Александр I объявляет конкурс на проектирование нового Исаакиевского кафедрального собора, торжественная закладка которого состоялась 26 июня 1818 года. Проект создал молодой французский архитектор Огюст Монферран, за два года до этого приехавший в Россию. В 1820 году он опубликовал альбом чертежей собора, в котором допустил ряд грубых ошибок и просчетов. Это вызвало резкую критику ведущих петербургских архитекторов, был даже создан специальный комитет по рассмотрению претензий к «императорскому архитектору».
Комитет признал проект Монферрана неудачным и по распоряжению Александра I комитет в полном составе принимал участие в его исправлении. Строительство приостановилось на пять лет. 
Из-за болотистой петербургской почвы в основание собора пришлось забить 10 762 сваи. Только через три года началась изумившая и восхитившая современников установка колонн, каждая из которых весом в 114 тонн и высотой 17 метров поднималась и занимала свое место при помощи специальных кабестантов (рычагов) всего за 45 минут. 
Довольно оригинальной особенностью строительства стала установка колонных портиков при полном отсутствии стен собора. Затем возвели стены, увенчанные купольным барабаном из 24 колонн, поддерживающих сам купол. Только процесс золочения купола, колоколен и крестов продолжался целых восемь лет.

Что хранится в шаре Адмиралтейского шпиля 
Адмиралтейство украшает шпиль, высотой более 70 метров, на острие которого расположен корабль-флюгер весом 65 килограмм, покрытый почти 2 килограммами золота. Существует легенда о том, что внутри позолоченного шара, также расположенного на шпиле Адмиралтейства, хранятся образцы всех золотых монет, изготовленных со времен основания Санкт-Петербурга. Но это все лишь легенда. Шар действительно полый, но там хранятся не золотые монеты, а отчёты мастеров о работах по ремонту корабля и шпиля за всю историю существования здания.

Каменный остров 
Посреди Малой Невки, напротив южного берега острова, возвышался огромный камень, от которого и пошло название острова. 

Долгое время жители Петербурга считали, что их город расположен на 101 острове. Это было действительно так, но цифра эта не подвергалась сомнению и проверке в течение ста лет. Но по мере строительства города количество их сокращалось, в настоящее время осталось 42 острова. Этому способствовали многие факторы, как природные, так и связанные с человеческой деятельностью: некоторые острова размывались, открытые морю и ветрам и не укрепленные набережными и дамбами; исчезали при засыпке одних и прокладке других каналов; сливались воедино при засыпке водотоков.  
Среди оставшихся островов — три особенно любимы петербуржцами. Их называют Островами, хотя каждый их них имеет собственное имя — Елагин, Крестовский и Каменный. Каменный — самый северный из них, и легенда о происхождении его названия связывается историками с теми стародавними временами, когда весь прилегающий к Большой Невке район, включая Старую и Новую деревни, называли Каменкой, так как здесь было много камней, оставленных древними ледниками. 
Кстати, на шведских картах XVII века он обозначен как Киви-саари, что в дословном переводе и означает Каменный остров.

Васильевский остров 
«В давние времена на острове проживал рыбак Василий со своей женой Василисой. От них и пошло название острова». 
«При Петре I на западной оконечности острова находилось укрепление, которым командовал капитан-артиллерист Василий Корчмин. Посылая к нему приказы и распоряжения, Петр снабжал их лаконичной надписью: «К Василию на остров». Так постепенно он и стал называться Васильевым островом».  
«К тому времени, как возник Петербург, название острова уже существовало. Оно упоминается еще в 1500 году в переписной окладной книге Водской пятины великого Новгорода. В то же время остров имел и другое, финское название — Лосиный (Хирви-саари)». 

Первоначально именно здесь Петр I предполагал создать центр города. В 1716 году при его участии Доменико Трезини разрабатывает первый генеральный план строительства Петербурга, согласно которому на Васильевском острове предполагается сформировать прямоугольную сетку улиц-каналов, огромный общественный сад, две площади, выстроенные государственными и общественными зданиями, гавань на восточной оконечности и небывалые оборонительные сооружения по периметру. В последующих планах различных архитекторов варьировались незначительные детали, но оставалась неизменной однажды захватившая Петра идея кварталов, прорезанных каналами на манер Амстердама или Венеции. 
Строительство на острове в XVIII веке отличалось крайней неравномерностью. Напуганные оторванностью и изолированностью от города, обыватели неохотно селились среди диких болотистых лесов острова. Только в 1727 году наладилась более или менее устойчивая связь с островом по наплавному Исаакиевскому мосту. Заметно активизировалось строительство после перевода Морского порта на восточную оконечность острова. Начал формироваться всемирно известный ансамбль Стрелки. В середине XIX века Морской торговый порт перевели на Гутуевский остров, а строительство на Васильевском острове изменило свой характер: стали появляться промышленные предприятия и, как следствие, убогие рабочие поселки, матросские казармы, домики мелких чиновников, питейные заведения, склады, дровяные сараи. И только знаменитый парадный ансамбль Стрелки выдает замысел Петра — превратить Васильевский остров в центр города.

Легенды Кунсткамеры: человек-гигант
Однажды Пётр I из своего заграничного путешествия привез в Петербург француза – Николая Буржуа. Это был мужчина ростом 226,7 см. Николя Буржуа завоевал небывалый интерес со стороны двора и простых горожан. Проработав 7 лет лакеем при дворе, Николя скончался от апоплексического удара. Однако после смерти француза Пётр I решил, что тело этого уникального человека должно быть передано в Кунсткамеру в качестве экспоната. Много лет его скелет мирно стоял в одной из витрин музея, пока однажды при пожаре 1747 года его голова странным образом исчезла. Скелет в огне не пострадал, поэтому было приято решение на место старого черепа установить новый. Интересно знать чей… Ходит легенда, что с тех самых пор скелет разгуливает по просторам зала и ищет свою голову, пугая охранников и сторожей.

Легенды Кунсткамеры: Зловещие часы
Существует легенда о загадочных часах, которые привез в Петербург один офицер, и которые стоят якобы в одном из залов Кунсткамеры. Часы добротные: из красного дерева с красивой резьбой и циферблатом. Но механизм не рабочий. Cотрудники музея заметили странную вещь: стрелки часов периодически начинают двигаться в обратном направлении и дойдя до отметки «9:45» часы останавливаются. Говорят, что это дурной знак, и если такое случилось, то одного из сотрудников музея в скором времени ждет смерть.

Охта
Существует одна легенда о местечке под названием Охта. Однажды Петр I приехал на правый берег Невы, чтобы осмотреть кораблестроительные верфи. Во время прогулки Петр провалился в грязь почти по пояс. По возвращению в Санкт-Петербург, рассказывая эту историю, он воскликнул: «Ох, та сторона надоела мне!». Эта фраза Петра превратилась в крылатое выражение и в итоге переросла в имя целого района, ныне носящего имя «Охта».

Расстанная улица 
В Московско-Ямской слободе между Литовским каналом и Волковым кладбищем проходила длинная дорога, по которой возили на кладбище покойников. На ней совершался скорбный обряд прощания и расставания с умершим. Потому и улица впоследствии стала называться Расстанной. 
Волково кладбище, получившее свое название от ближайшей деревни, основано по сенатскому указу в 1756 году. Оно предназначалось для погребения бедных, которых свозили сюда со всех концов города. К воротам кладбища вела дорога, по сторонам которой энергичные предприниматели выстроили мастерские для изготовления надгробий, лавочки для продажи цветов и венков, кухмистерские с залами для поминовения усопших. Здесь же находилась кладбищенская богадельня и трактир с печальным названием «Расстанье». Вероятно, его название и распространилось на всю улицу. По ней провожали в последний путь. 
Могилы на кладбище были разделены дорожками с деревянными мостками. Мостки были Цыганские, Немецкие, Духовные, Литераторские и так далее. Постепенно Волкове кладбище стало местом захоронения известных деятелей культуры России. В 1939 году участок с этими захоронениями был передан Музею городской скульптуры и вошел в обиход под названием Некрополь «Литераторские мостки».

Легенда о Медном всаднике 
Медный всадник, памятник, посвященный Петру I, стал одним из символов Санкт-Петербурга. С самого дня установки он стал предметом для множества мифов и легенд. Противники самого Петра и его реформ предупреждали, что памятник изображает «всадника Апокалипсиса», несущего городу и всей России смерть и страдания. Сторонники Петра говорили, что монумент символизирует собой величие и славу Российской империи, и что Россия останется таковой, пока всадник не сойдет со своего пьедестала.  
Кстати, о пьедестале Медного всадника тоже ходят легенды. По замыслу скульптора Фальконе, он должен был быть выполнен в форме волны. Подходящий камень был найден неподалеку от поселка Лахта: якобы на камень указал местный юродивый. Некоторые историки считают, что это — именно тот камень, на который не раз взбирался Петр в ходе Северной войны, чтобы лучше видеть расположение войск. 
Слава о Медном всаднике разносилась далеко за пределами Петербурга. В одном из отдаленных поселений возникла своя версия возникновения памятника. Версия заключалась в том, что однажды Петр I развлекался тем, что перепрыгивал на своем коне с одного берега Невы на другой. В первый раз он воскликнул: «Все Божье и мое!», и перепрыгнул через реку. Во второй раз повторил: «Все Божье и мое!», и снова прыжок оказался удачным. Однако в третий раз император перепутал слова, и сказал: «Все мое и Божье!» В этот момент его настигла Божья кара: он окаменел и навечно остался памятником самому себе. 
Достаточно хорошо известна еще одна легенда о Медном всаднике. Об ожившей статуе Петра – Медном всаднике. В 1812 году, когда Петербургу угрожала опасность наполеоновского вторжения, Александр I распорядился вывезти статую Петра в Вологодскую губернию. В это время некого майора Батурина стал преследовать один и тот же сон. Во сне он видит, как статуя Петра оживает, съезжает со своей скалы и направляется в сторону Каменноостровского дворца где в то время жил император. Александр I выходит и слышит обращенные к нему слова Петра: «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию. Но пока я на месте, моему городу ничего не угрожает.» Всадник поворачивается назад и слышится только цоканье бронзовых копыт о мостовую. Сон безвестного майора скоро становится известен императору. Пораженный царь отменяет свое решение об эвакуации статуи. Как известно сапог наполеоновского солдата не коснулся Петербургской земли. 
Фольклорный сюжет о Медном всаднике получил свое продолжение в годы Великой Отечественной войны. В годы блокады в Ленинграде родилось поверье. Пока памятники великим полководцам Суворову, Кутузову и Барклаю-де-Толли останутся не укрытыми на своих местах, городу не грозит вражеская оккупация. Все 900 дней блокады памятники простояли открытыми, и ни один осколок бомбы или снаряда их не коснулся.

Легенда о Ксении Блаженной 
В центре Смоленского кладбища стоит небольшая часовня Ксении Блаженной, возведенная на ее могиле. Ксения Блаженная считается одной из покровительниц Петербурга. 
Ксения жила в 18 веке, в богатой семье. После смерти мужа она продала свое имущество, раздала все деньги бедным и посвятила жизнь служению Богу. Согласно легенде, Ксения помогала строить городские церкви: она была уже немолода и слаба, но все равно каждую ночь приходила на место строительства церкви и собирала кирпичи для будущей постройки. Говорят, Ксения начала творить чудеса и помогать людям, особенно женщинам, еще при жизни. 
После смерти Ксении, ее могила стала настоящим местом паломничества. Люди приходили просить у Ксении заступничества и помощи. Они верили, что часовня Ксении Блаженной — чудодейственное место. Для того чтобы Ксения услышала просьбу, нужно написать ее на бумажке, оставить у часовни и зажечь свечу в память о святой. Многие утверждают, что их желания сбываются. 
Неизвестно, действительно ли Часовня на Смоленском кладбище — столь чудодейственное место, однако вокруг него всегда горят свечи и белеют многочисленные листочки бумаги.

Легенда о здании Двенадцати коллегий 
Жители Санкт-Петербурга часто недоумевают, почему здание Двенадцати коллегий было построено не вдоль набережной Невы, а перпендикулярно к ней. Ведь оно всегда обладало большой общественной значимостью и могло бы стать композиционным центром Университетской набережной. Существует легенда, объясняющая это странное расположение здания. 
Согласно этой легенде, Петр I, вынужденный уехать из строящегося Петербурга, поручил своему ближайшему помощнику, Александру Меншикову, наблюдать за ходом строительства Двенадцати коллегий. Ознакомившись с планом, Меншиков увидел, что здание, длиной почти в 400 метров, по замыслу архитектора должно ориентироваться фасадом на Неву. Он понял, что в этом случае на набережной, считавшейся наиболее престижной частью города, не останется места для его собственного дворца. Меншиков не мог допустить этого. Он непременно хотел построить на набережной свой особняк, а возведение здания Двенадцати коллегий явно мешало его планам. Тогда он приказал построить здание не вдоль набережной, а перпендикулярно к ней, и на освободившемся месте заложил собственный дворец.
Когда Петр I вернулся и увидел, как расположено здание Двенадцати коллегий, он был в ярости. Строительные работы находились уже в самом разгаре, и остановить их не представлялось возможным. В гневе Петр даже хотел казнить Меншикова, но потом передумал, и дело ограничилось крупным штрафом в государственную казну. 
Эта легенда у многих вызывает сомнения. Некоторые историки указывают на то, что фасад Двенадцати коллегий хотели ориентировать на центральную площадь города, но позднее планировка Петербурга была изменена, а здание уже было построено.

Легенда о Михайловском замке 
Михайловский замок — одно из самых таинственных мест Петербурга. Он был построен по приказу императора Павла I, но Павел прожил в этом замке всего 40 дней, так как был убит собственными сподвижниками в своей спальне. В течение всей своей жизни Павел боялся покушений, и именно поэтому, отказавшись жить в официальной резиденции Российских монархов, Зимнем Дворце, хотел построить собственный, «безопасный» дворец, окруженный глубокими рвами. Однако это не помогло. После смерти Павла замок превратился в заброшенное и мрачное место, в котором до сих пор посетители видят странные тени и становятся свидетелями необъяснимых явлений. 
Одна из легенд Михайловского замка по-своему объясняет его необычный, несвойственный для Петербургской архитектуры цвет. По преданию, однажды Павел присутствовал на балу, где была и его будущая фаворитка — Анна Лопухина. Во время одного из танцев она обронила перчатку, и Павел, как истинный рыцарь, наклонился, чтобы поднять ее. Рассмотрев перчатку поближе, он удивился ее странному красно кирпичному цвету. Этот оттенок так понравился Императору, что он тут же отправил перчатку архитектору Михайловского замка и приказал взять ее цвет за образец. 
Замок не принес Павлу ни мира, ни счастья. Согласно преданиям, Император предчувствовал свою судьбу, и в последний вечер, выходя из-за стола после ужина, прошептал: «Чему быть, того не миновать». 
После смерти Павла замок был заброшен: члены императорской семьи не желали жить в нем. До сегодняшнего дня Михайловский замок остается одним из самых загадочных мест в Петербурге, привлекая посетителей, которые надеются проникнуть в тайны этого места.

Эти и многие другие легенды Санкт-Петербурга Вы сможете узнать во время экскурсий:

  • Обзорная экскурсия по Санкт-Петербургу
  • Храмы и соборы Санкт-Петербурга
  • Мистический Петербург
  • Пешеходные экскурсии по Санкт-Петербургу

Charles Perrault — New World Encyclopedia

Charles Perrault (12 января 1628 — 16 мая 1703) — французский писатель, заложивший основы нового литературного жанра — сказки. В 1697 году в Париже Перро опубликовал несколько сказок из устной традиции, которые он модифицировал своими собственными украшениями. Ему было почти 70 лет, когда он написал свои « Histoires ou Contes du temps passé » (также известные как « Рассказов матушки-гусыни »). Они пользовались мгновенным успехом. Книга содержала восемь сказок, и в итоге он записал в общей сложности 11 сказок. Все его сказки написаны прозой с моралью в конце.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Литературная карьера
  • 3 последних года
  • 4 Наследие
  • 5 Примечания
  • 6 Каталожные номера
  • 7 Внешние ссылки
  • 8 кредитов

Самые известные из этих рассказов включают Le Petit Chaperon Rouge (Little Red Glide), La Belle Au Bois Dormant (Sleep Beauty), Le Maître Catt Out le Chat Botte (Puss in Boots), Cendrillon ou la petite pantoufle de verre (Золушка), La Barbe bleue (Синяя борода), Le Petit Poucet (Hop o’ My Thumb), Les Fées (Бриллианты и жабы), La Marquise de Salusses ou la Patience de Griselidis (Пациент Гризельда), 900 06 Les Souhaits ridicules (Нелепые желания), Peau d’Âne (Ослиная кожа), и Riquet à la houppe (Рики из хохолка).

Его коллекция оказала большое влияние на многих людей. Его новаторским усилиям позже подражали братья Гримм и Ганс Христиан Андерсен.

Биография

Титульный лист издания 1867 года сказок Шарля Перро под названием Les Contes de Perrault.

Перро родился в Париже в богатой буржуазной семье, сын Пьера Перро, известного адвоката, и Пакетт Ле Клерк. У него был брат-близнец, который прожил всего несколько месяцев. Его брата, Клода Перро, помнят как архитектора строгого восточного хребта Лувра, построенного между 1665 и 1680 годами.

Знаете ли вы?

Шарлю Перро было почти 70 лет, когда он написал свои « Histoires ou Contes du temps passé » (известные также как «Рассказы Матушки Гусыни»).

В возрасте 15 лет Чарльз бросил формальное школьное образование и занялся самообразованием. Он изучал право, прежде чем начать карьеру на государственной службе. В 1654 году его брат Пьер стал генерал-приемником в Париже и сделал Карла своим клерком. [1]

Когда в 1663 году была основана Академия надписей и изящной словесности, Перро был назначен ее секретарем. Он получил эту должность после того, как написал стихотворение о продаже Дюнкерка Франции. Его стихотворение рассматривалось как свидетельство его способности быть членом избранного «маленького комитета» Жана-Батиста Кольбера.

В 1665 году он был назначен на должность Первого уполномоченного по королевским зданиям, что позволило ему назначить своего брата Клода архитектором, который завершит Лувр, построит Парижскую обсерваторию и завершит оформление площади Трони. .

Принимал участие в создании Академии наук, а также в восстановлении Академии изящных искусств. В 1671 году, вскоре после написания поэмы «Карусель 1662 года», он был избран во Французскую академию. [2]

В 1672 году он был избран канцлером Академии и начал реформировать процедуры Академии. В день своей инаугурации он допустил публику на собрание, и с тех пор эта привилегия сохраняется. В том же году он был назначен Генеральным контролером зданий, должность, созданная для него Кольбером.

Позже он убедил Кольбера учредить фонд под названием Liste des Bienfaits du Rol, для выплаты пенсий писателям и ученым не только во Франции, но и в Европе.

Литературная карьера

К 55 годам он фактически вышел на пенсию с государственной службы и больше посвятил себя делам Академии и писательству. За это время он написал много масштабных стихов христианского вдохновения. Его первыми литературными попытками были пародия на шестую книгу Вергилия « Энид, » и короткое стихотворение «Les Ruines de Troie ou l’Origine du Burlesque». Как поэт он попытался возродить старый эпос, адаптировав его к христианской тематике, в «Сен-Полене» (1686 г.).

Будучи государственным служащим при Людовике XIV, он много писал о короле и его достижениях. Он писал все, от девизов на памятных медалях до панегириков воинским победам. Перро был верным слугой короны, и поэтому его произведения отражали согласованные усилия по повышению престижа короля.

Его предисловие к «Le siècle de Louis le Grand», за которым вскоре последовали «Parallèle des Anciens et des Modernes», положили начало знаменитому литературному спору между Древними и Новыми. Он утверждал, что при Людовике XIV искусство достигло новых невиданных высот. Его аргумент не понравился тем, кто почитал наследие греков и римлян. Жак-Бенинь Босуэ, Франсуа Фенелон и Николя Буало-Депрео выступали за Древних. [3]

Для защиты своей теории он написал Le Parallèle des Anciens et des Modernes en ce qui reviewe les Arts et les Sciences (Параллели между древними и современными в отношении искусств и наук), в четырех томах. Как главный защитник направления модернизма он утверждал, что прогресс возможен только через католическую веру и верность христианскому королю.

Иллюстрация к роману Шарля Перро La Belle au Bois Dormant из Histoires ou Contes du Temps passé: Les Contes de ma Mère l’Oye (1697). Иллюстрации Гюстава Доре появились в издании 1867 года под названием Les Contes de Perrault.

Последние годы

В 1672 году он женился на 19-летней Мари Гишон, которая умерла шестью годами позже, в 1678 году, после рождения дочери. Кроме того, у пары было трое сыновей. В 1695 году, когда ему было 62 года, он потерял пост секретаря Академии надписей и изящной словесности. Он решил посвятить себя своим детям и опубликовал сказок и рассказов о прошлом с моралью (Histoires ou Contes du Temps passé)9.0006 (1697), с подзаголовком: Сказки Матушки Гусыни (Les Contes de ma Mère l’Oie). Его публикация имела мгновенный успех, и он стал широко известен за пределами своих кругов. С его публикацией родился новый литературный жанр — сказка.

Он издал ее под именем своего последнего сына (род. в 1678 г.) Пьера (Перро) Дарманкура (Арманкуром называлась собственность, которую он купил для него), вероятно, опасаясь критики со стороны «Древних». В сказках он использовал окружающие его образы, такие как замок Юссе для Спящая красавица и в Кот в сапогах, маркиз Шато д’Уарон, и противопоставил сюжет своей сказки деталям, отступлениям и подтексту, взятым из мира моды.

Перро умер в Париже в 1703 году в возрасте 75 лет. В то время «Сказки Перро» были на пике популярности. Это были сказки, которые люди знали с детства, и издатели, зная, что читательская аудитория может означать в финансовом отношении, выпустили множество изданий «Рассказов» в форматах и ​​по ценам, доступным для широких масс. Перро приобрел небывалую популярность, и между 1842 и 1919 гг.13, было не менее 233 изданий его сказок более чем 60 различными издательствами, что составляло в среднем три-четыре публикации в год. [4]

Наследие

Самые известные рассказы Перро до сих пор печатаются, по ним были поставлены оперы, балеты (например, «» Чайковского «Спящая красавица» ), пьесы, мюзиклы и фильмы, как игровые, так и анимационные. .

В марте 1993 года город Обонн, Франция, учредил Премию литературных критиков Шарля Перро, национальную премию за лучшие изданные или неопубликованные книги и статьи на французском языке, посвященные детской литературе. [5]

Примечания

  1. ↑ Оскар Фэй Адамс. Дорогой старый рассказчик. (оригинал 1889 г.) (переиздано General Books, 2009 г. 9781110761081) Books.google.com. Проверено 1 февраля 2010 г.
  2. ↑ [1], в Исходной католической энциклопедии Oce.catholic.com. Проверено 1 февраля 2010 г.
  3. ↑ Шарль Перро Oce.catholic.com. Проверено 1 февраля 2010 г.
  4. ↑ Лиди Джин, Парадокс Шарля Перро, в Trames Kirj.ee. Проверено 1 февраля 2010 г.
  5. ↑ Жан Перро, Шарль Перро и Жан-Жак Руссо на помощь французским исследователям: литературный символизм, «Украденное письмо» исследований, Лев и единорог 19 (1) (июнь 1995 г.) Muse.jhu.edu. Проверено 1 февраля 2010 г.

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • Адамс, Оскар Фэй. Дорогой старый сказочник. (оригинал 1889 г.), переиздано Charleston, SC: BiblioLife, LLC, 2009 г. 978-1110761081
  • Бархилон, Жак и Питер Флиндерс. Шарль Перро. Бостон: Twayne Publishers, 1981. ISBN 9780805764833
  • Льюис, Филип Э. Взгляд сквозь сказки матушки-гусыни: визуальные повороты в произведениях Шарля Перро. Стэнфорд, Калифорния: издательство Стэнфордского университета, 1996. ISBN 0804724105
  • Перро, Чарльз и Си Джей Беттс. Полное собрание сказок. Оксфорд, [Англия]: Oxford University Press, 2009. ISBN 9780199236831
  • Перро, Шарль и Жанна Морган Заручки. Шарль Перро: Воспоминания о моей жизни. Колумбия: University of Missouri Press, 1989. ISBN 0826206670
  • Заруччи, Джин Морган. Мораль Перро для современников. (Американские университетские исследования, т. 28). Нью-Йорк: П. Ланг, 1985. ISBN 0820402303

Внешние ссылки

Все ссылки получены 6 февраля 2017 г.

  • Сказки Перро Parreultfairytales.com.
  • Сказки Шарля Перро Surlalunefairytales. com.
  • Шарль Перро Gutenberg.org.
  • Сказки Перро Books.google.com.
  • Шарль Перро Newadvent.org.
  • Джеймс, Джейми. 2009. Рецензия на книгу: «Полное собрание сказок» Шарля Перро Latimes.com.
  • Оренштейн, Екатерина. 2004. Танцы с волками Msmagazine.com.
  • Джин, Лиди. 2007. Парадокс Шарля Перро kirj.ee.

Авторы

Энциклопедия Нового Света авторов и редакторов переписали и дополнили статей Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Кредит должен соответствовать условиям этой лицензии, которая может ссылаться как на Энциклопедия Нового Света участников и самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования. История более ранних вкладов википедистов доступна исследователям здесь:

  • Шарль Перро  история

История этой статьи с момента ее импорта в New World Encyclopedia :

  • История «Шарля Перро»

Примечание. На использование отдельных изображений, которые лицензируются отдельно, могут распространяться некоторые ограничения.

Шарль Перро | Ответы католиков

Перейти к основному содержанию Отзывы о доступности

Уважаемые посетители сайта catholic.com! Этот веб-сайт компании «Католические ответы» со всеми его многочисленными ресурсами является крупнейшим в мире источником объяснений католических верований и обычаев. Полностью независимое, управляемое мирянами служение 501(c)(3), которое не получает финансирования от институциональной Церкви, мы полностью полагаемся на щедрость обычных людей, таких как вы, чтобы поддерживать этот веб-сайт заслуживающим доверия, свежим и актуальным контентом. Если бы каждый посетитель в этом месяце пожертвовал всего 1 долларов США, сайт catholic. com был бы полностью профинансирован на весь год. Если вы никогда не делали подарок, сейчас самое время. Ваше пожертвование будет соответствовать доллару за долларом только на этой неделе . Спасибо и дай Бог здоровья.

Уважаемые посетители сайта catholic.com! Этот веб-сайт «Ответы католиков» со всеми его бесплатными ресурсами является крупнейшим в мире источником объяснений католических верований и обычаев. Мы не получаем финансирования от официальной церкви и полностью полагаемся на вашу щедрость, чтобы поддерживать этот веб-сайт надежным и доступным контентом. Если бы каждый посетитель в этом месяце пожертвовал 1 долларов США, сайт catholic.com был бы полностью профинансирован в течение всего года. Если вы никогда не делали подарок, сейчас самое время. Ваше пожертвование будет соответствовать доллару за долларом только на этой неделе . Спасибо и дай Бог здоровья.

энциклопедия

Писатель, р.

в Париже 12 января 1628 г.; д. 16 мая 1703 г.

Нажмите, чтобы увеличить

Перро , ЧАРЛЬЗ, писатель, р. в Париже 12 января 1628 г.; д. 16 мая 1703 г. Его первыми литературными попытками были пародия на шестую книгу Вергилия «Энида» и короткая поэма «Les Ruines de Troie ou l’Origine du Burlesque». Поработав некоторое время юристом, он был назначен обер-писарем в царском доме, канцелярии суперинтенданта (1664). Он предложил своему брату Клоду, архитектору, построить колоннаду Лувра, а Кольбера убедил основать фонд под названием Liste des Bienfaits du Rol, чтобы выплачивать пенсии писателям и ученым не только во Франции, но и в Европе. Принимал участие в создании Академии наук, а также в восстановлении Академии живописи. Когда Кольбер основал Академию надписей и изящной словесности (1663 г.), он стал пожизненным секретарем. Написав всего несколько стихотворений, он был избран во Французскую академию в 1671 году, а в день своей инаугурации он добился того, чтобы публика была допущена на собрание — привилегия, которая с тех пор сохраняется. Как поэт он попытался возродить старый эпос, приспособив его к христианской тематике, в «Сен-Павлине» (1686). Его предисловие к «Le siècle de Louis le Grand», за которым вскоре последовала «Parallèle des Anciens et des Modernes», положило начало знаменитой литературной ссоре древних и современников, которая привела к бесконечным спорам с Буало; он выступал за Современных, а Босуэ, Фенелон и Буало сражались за Древних. Все его литературные произведения были превзойдены маленьким шедевром, принесшим ему прочную популярность: «Contes de ma Mère l’Oye, ou Histoires du temps passé» (169).7), сборник сказок, не отличавшихся особой оригинальностью, но очень искусно обработанных. Полное собрание его сочинений было опубликовано в Париже в 1697–1698 годах в одном томе.

LOUIS N. DELAMARRE


Компания «Католические ответы» рада предоставить эту полную статью из оригинальной Католической энциклопедии, опубликованной между 1907 и 1912 годами. Это ценный ресурс по предметам, связанным с богословием, философией, историей, культурой и многим другим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *