1 том 1 глава война и мир краткое содержание: «Война и мир» 1 том краткое содержание по частям и главам – читать онлайн пересказ романа

краткое содержание (пересказ) романа Толстого по главам

В романе на правах главных героев затрагиваются судьбы нескольких семейств — Ростовых, Болконских, Безуховых, Курагиных, Друбецких, Долоховых.

Наташа Ростова — родная дочь, любимица семейства; она проходит путь взросления от девочки-подростка до замужней дамы (от 13 до 28 лет).

Николай Ростов — восторженный молодой человек 20 лет, оставивший учебу в университете ради военной службы, честный, порядочный, но немного наивный малый.

Пьер Безухов (Петр Кириллович) — незаконнорожденный сын аристократа, которому богатый отец оставляет титул и состояние; масон, философ; дважды был женат – на Элен Курагиной, позднее – на Наташе Ростовой.

Андрей Болконский — потомственный дворянин, порядочный человек, патриот, посвятивший себя служению Родине. Интересен масштабом личности и глубиной духовной трансформации. Трагически погибает на войне.

Федор Долохов — офицер, доблестный и отважный человек, привлекающий внимание женщин и восхищающий мужчин.

Противоречивый, неоднозначный характер.

Анатоль Курагин — олицетворение праздного дворянского общества, погрязшего в кутеже и гулянках, представитель «золотой молодежи». Повеса, игрок, соблазнитель, эгоист, человек, способный на низость и бесчестные поступки. Таким же характером обладают его сестра, Элен Курагин, и брат Ипполит.

Всего в романе более 500 героев, часть персонажей лишь эпизодически описаны в произведении. Как правило, они призваны раскрыть характер главного героя или важные события.

Вот самые важные второстепенные персонажи:

Соня, Вера и Петя Ростовы — братья и сестры Наташи.

Илья Андреевич Ростов — отец семейства.

Наталья Ростова — мать семейства.

Борис Друбецкой — первая любовь Наташи Ростовой. Бедный молодой человек из хорошей дворянской семьи, хочет добиться карьерного роста за счет своего ума и трудолюбия, зачем и отправляется на войну.

Мария Болконская — сестра Андрея; девушка с высокими моральными принципами и мягким добрым сердцем, но очень непривлекательной внешности.

Николай Андреевич Болконский, князь — отец Андрея и Марии.

Лиза, жена Андрея — светская девушка, милая, но имеющая узкий круг интересов, любительница сплетен, приёмов и балов.

Анна Павловна Шерер — придворная дама, у которой часто собирается весь свет общества.

Выводы по первому тому романа Война и мир

Для главных героев романа «Война и мир» наступает пора перемен, когда они сталкиваются с реальностью, находящейся за пределами светских гостиных. Больше всего это касается тех, кто оказался на войне — Николая Ростова, Бориса, и особенно — Андрея Болконского.

Мужские персонажи

Андрей, отправляясь на службу, полон идеалистических представлений о Наполеоне и о войне как о правом деле. Он честно признается себе, что ищет славы и почитания, что грезит подвигами, которые впишут его имя в историю. Он видит в военной службе истинное призвание мужчины, в то время как светская жизнь, полная праздных развлечений, кажется ему бессмысленным и глупым существованием.

Однако оказывается, что в равной степени бессмысленно и то, и другое.

Истинный страшный лик войны открывается ему в моменты эпохальных сражений – под Шенграбеном и Аустерлицем, где он был тяжело ранен. Символично, что ранение приходится именно в голову. Это показывает, что рассудок больше не поможет Болконскому объяснить, зачем нужна война. Рассудочного объяснения нет: он видит много убитых и раненых, но при этом их жизни словно ничего не значат для главнокомандующих и императоров.

Также символичным можно считать и то, что к пленному Андрею возвращается образок с ликом Христа, данный княжной Марьей. Это символ того, что теперь вся его жизнь обрела связь с Небом, с чем-то высоким и вечным. Лежа под небом Аустрелица и истекая кровью, Андрей много думал и чувствовал, расставаясь с иллюзиями.

Глубокий нравственный и экзистенциальный кризис привел Болконского к переоценке всех его ценностей.

«Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, — что он не мог отвечать ему».

[Экзистенциальный – тот, который относится к пониманию смысла существования и его конечности, то есть – к пониманию вопросов жизни и смерти.]

Борис Друбецкой и Николай Ростов также меняют свое представление о войне, но их, скорее, захватывает эта полная приключений и опасности жизнь. Испытав себя впервые « в деле», оба молодых человека чувствуют душевный подъем и ощущение собственной значимости, тогда как Андрей почувствовал, что «всё это как-то неправильно».

Женские персонажи

Интересно раскрываются в первом томе романа женские персонажи.

В 13-летней Наташе Ростовой угадывается ее крепкий цельный характер, который уже привлекает и будет привлекать многих. Из-за ее прямолинейности и искренности реакций ее называют «порохом» и «казаком», но все равно она вызывает всеобщую любовь. А вот ее старшая благовоспитанная и умная сестра Вера вызывает у людей неприязнь. Разница в характерах сестер отражает разницу в воспитании: со старшей дочерью Ростовы «намудрили», а младшей дали много свободы.

Печальна судьба княжны Марьи Болконской: она очень некрасива, поэтому жениться на ней могут только из-за богатства. Она отказывает красавцу-жениху, потому что для нее слишком унизительна роль «денежного мешка». В то же время Элен Курагина, прекраснейшая женщина Петербурга, является воплощением красоты как капитала.

В первом томе «Воны и мира» герои проходят начальный этап духовного роста.

Рейтинг пользователей

за неделю

  • за неделю
  • один месяц
  • три месяца

        Помогай другим

        Отвечай на вопросы и получай ценные призы каждую неделю

        См. подробности

        Краткое содержание романа «Война и мир» по главам: Том 1

        Автор: Guru · Опубликовано · Обновлено

        07.2018″>05.07.2018

        «Война и мир» — самое масштабное, поистине эпохальное произведение в школьной программе. Его прочтение занимает много летних вечеров, но далеко не все важные детали оседают в памяти.  Говорят, сам автор с трудом следил за ходом своих мыслей, поэтому часто возвращался к предыдущим главам, чтобы начать писать следующие части без неточностей. Мы же предлагаем вам кратчайший пересказ знаменитого романа по главам, дабы вы не путались в разношерстных событиях и всегда находчиво отвечали на уроке! Кроме того, обратите внимание на наш анализ «Войны и мира».

        Содержание:

        • 1 Часть 1
        • 2 Часть 2
        • 3 Часть 3

        Часть 1

        1. Глава 1. Начинается со светского разговора Анны Павловны Шерер, фрейлины императрицы, и князя Василия Курагина. Он идет на французском наречии и касается всех светских тем (отсылка к пустоте и фальшивости света). Кроме организации будущего приема и обсуждения его гостей, речь заходит и о детях князя.
          Сына Анатоля надо женить, и фрейлина берется это устроить. Отличная кандидатура – Марья Болконская, богатая, но не красивая девушка, которая точно падет под чарами Анатоля (вот ее характеристика).
        2. Глава 2. На вечере у Анны Павловны собираются Элен (порочная красавица) и Ипполит (ее не менее пропащий брат) Курагины (тут описание их семьи), Лиза Болконская, аббат Морио и виконт Мортемар. Здесь же появляется неуклюжий и наивный Пьер, незаконный сын графа Безухова, для которого такие вечера в новинку (он воспитывался за границей). Молодому человеку сначала кажется, что свет – это собрание близких друг другу людей (вот его характеристика).
        3. Глава 3. Вечер Анны Павловны сравнивается с прядильной мастерской, где она запускает веретена. Подчеркивается авторское пренебрежительное отношение к свету. Виконт Мортемар рассказывал о смерти герцога Энгиенского в стиле светского анекдота (это говорит о цинизме дворян). Пьер и аббат Морио заспорили о политике, и этот разговор выходил за рамки легкости бесед в обществе.
          Люди ошеломлены открытым и столь непривычным поведением Безухова. Появляется бравый офицер Андрей Болконский, он игнорирует всех, кроме Пьера, лишь с ним дружелюбен (тут мы подробно описали его образ).
        4. Глава 4. Княгиня Анна Михайловна Друбецкая расспрашивает уходящего князя Василия о сыне Борисе. Женщина хлопочет о наследнике, всячески пытается устроить его карьеру. А разговор продолжается. Князь Андрей холоден, Пьер горяч, так как речь зашла о Наполеоне. Безухов — бонапартист, он говорит страстную речь, что неприлично по общественным меркам. Андрей помогает другу сгладить неловкость. Совсем ее сгладил балагур и весельчак Ипполит Курагин, рассказав анекдот на плохом русском.
        5. Глава 5. Гости разъезжаются. Пьер неуклюж. Андрей равнодушен. Лиза, жена Андрея, договорилась с Анной Павловной о знакомстве Анатоля и Марьи. Ипполит пытается соблазнить Лизу. Пьер приезжает в дом к Болконскому. Андрей говорит ему об опасностях света. Пьер высказывает свои убеждения: против Наполеона воевать нельзя, да и вообще война бессмысленна. Болконский частично согласен с ним, но сам идет на войну, потому что ему все надоело: высший свет лицемерен и скучен, жена уже не вызывает прежних чувств, да и к тому же ждет ребенка, из-за чего часто вспыхивают ссоры.
        6. Глава 6. Приходит Лиза, начинается бессмысленная болтовня. Также она упрекает мужа за отъезд и свое заточение в деревне без «друзей». Лиза очень зависима от социума. Когда Андрей с Пьером остались одни, Болконский признается, что сожалеет о женитьбе, чувствует себя связанным. Князь предостерегает Пьера от кутежей с Анатолем Курагиным. Тот обещает не ходить. Но идет, потому что бесхарактерный. На кутеже у Анатоля все пьяны и следят за спором: Долохов и Стивенсон, друзья Курагина, поспорили, что первый выпьет бутылку рома, сидя на окне с ногами наружу. Долохов выиграл, далее все поехали кутить в другое место.
        7. Глава 7. У Ростовых именины, в доме две Натальи – мать и младшая дочь (вот описание их семейства). Подготовка к застолью и визиты скрашивают время Натальи-старшей. Говорят о Пьере: кутеж был слишком масштабен, молодые люди нарушили общественный порядок, и участников даже выслали из столицы в Москву. Но у Пьера все равно большое будущее, ведь он — любимый сын богача графа Безухова, вероятно, станет его наследником.
        8. Глава 8. Впервые появляется одна из главных героинь, Наташа (здесь мы рассказали о ее характере). Она не очень красивая, но веселая и живая. Она заговаривает с матерью, распространяя свое хорошее настроение. Вместе с ней Борис Друбецкой (см. главу 4), Соня (дальняя родственница и воспитанница дома) и Николай (брат). Позже Борис и Наташа уходят.
        9. Глава 9. Николай собирается стать гусаром. Он заговаривает с гостьей Жюли, возбуждая ревность в Соне. Николай и Софья любят друг друга, но семья их близости не поощряет, ведь Ростовы бедны, а у Сони нет приданого. Наташей и ее талантами (пение, танцы) восхищаются, мать говорит, что воспитывает ее в свободе.
        10. Глава 10. Борис и Наташа случайно видят ссору и примирение Сони и Николая, сопровождающееся поцелуем. Наташа после их ухода предлагает Борису поцеловать куклу, а потом и сама его целует. Они договариваются о вечной любви.
        11. Глава 11. Вера, старшая дочь Ростовых, говорит Борису, Наташе, Николаю и Соне об их недопустимом поведении. Она всегда говорит разумно, но в доме ее никто не любит. Мать Наташи разговаривает с приятельницей княгиней Друбецкой о наследстве старого графа Безухова и своем сыне Борисе, который тоже приходится родственником графу. Женщина и там хочет получить выгоду.
        12. Глава 12. Друбецкие, мать и сын, едут к старому графу Безухову на поклон. Василий Курагин, еще один претендент на наследство, встречает их с неудовольствием. Как и сестры-княжны, живущие при Безухове. Все эти люди – охотники за огромным наследством графа, каждый сидит и ждет, чтобы он поскорее умер и оставил деньги под их опекой.
        13. Глава 13. Приезжает Пьер. Он бескорыстно приехал проведать старика. Его встречают раздраженно, видя в нем еще одного соперника. Пока Друбецкая сидит у постели больного графа, Борис разговаривает с Пьером, говоря, что желает старику здоровья. Пьеру понравился Борис, и он решил подружиться с ним.
        14. Глава 14. Графиня Ростова узнает о печалях подруги Анны Михайловны. Она просит у мужа денег на мундир Борису. Друбецкая принимает с умилительными слезами. Этой женщине приходится вечно попрошайничать, чтобы поднять сына на ноги. Поэтому ей не страшно никакое унижение.
        15. Глава 15. У Ростовых идет разговор о войне и военной службе. Берг, ухажер старшей Веры, рассказывает о своей карьере. Это сытый и расчетливый человек, который всегда кичится успехами. Появляется Пьер, он неуклюж и стеснителен. Приезжает гостья Марья Дмитриевна и стыдит Пьера. Далее ужин, к которому все торжественно идут.
        16. Глава 16. В мужском конце стола разговор о войне вновь. Говорят о патриотизме, что надо воевать. Николай Ростов горячо соглашается, ему предстоит идти на войну. Наташа спрашивает о будущем пирожном.
        17. Глава 17. После еды – карты у мужчин, пение у молодежи. Для пения не хватает Сони, Наташа идет за ней. Она плачет о будущем отъезде Николая, о препятствиях между ними, о ревности к Жюли Курагиной, более подходящей партии. Наташа успокоила подругу. Позже она поет и танцует с Пьером. Танец графа Ростова и Марьи Дмитриевны – важный эпизод, они танцевали прекрасно.
        18. Глава 18. Старый граф Безухов теряет последние крохи здоровья, его оставляет жизнь. Князь Василий Курагин уже наготове, княжны тоже. Разговоры о смерти, безнадежности и наследстве. Беспокоит всех, наследует ли что-то Пьер. Надеются, что нет, особенно княжны. Князь Василий с помощью княжны Катерины собирается украсть завещание, чтобы в случае необходимости его подделать.
        19. Глава 19. Анна Михайловна и Пьер приезжают к умирающему графу Безухову. Друбецкая руководит молодым человеком и говорит сочувствующие слова. Она намерена противостоять Курагину и его сообщницам, видя их нечестные планы насквозь.
        20. Глава 20. Пьер, княжны, Анна Михайловна и князь Василий принимают участие в причащении графа Безухова. Князь Курагин со старшей княжной удаляется. Пьер помогает уложить отца. Его поражает вид близкой смерти.
        21. Глава Анна Михайловна и княжна Катерина борются за портфель. Воспользовавшись замешательством от появления средней княжны, Друбецкая вырывает портфель. Благодаря ей завещание сохранилось, и Пьер стал наследником состояния и получил графский титул.
        22. Глава 22. Действие в Лысых Горах, имении князя Николая Андреевича Болконского, отца Андрея (здесь описание их семьи). Он резок, иногда жесток и тираничен с домашними. Отец занимается с дочерью Марьей геометрией, но только пугает ее. Ей приходит письмо от Жюли с религиозной книгой. Отец контролирует и переписку. Жюли пишет новости Москвы (война), своем мимолетном романе, наследстве Пьера, о готовящемся для княжны Болконской сватовстве. Марья отвечает, что Пьер ей нравится (как человек), а о будущем браке она не знает.
        23. Глава 23. Приезжают Андрей и Лиза Болконские. Марья дружелюбна к золовке, но сама Лиза расстроена. Старый князь разговаривает с сыном от Бонапарте, которого Андрей поддерживает. Молодой мужчина хочет ему подражать, его тоже волнует карьера.
        24. Глава 24. Во время обеда старый князь спорит с сыном о Бонапарте, высказывая антинаполеоновскую позицию. Они ссорятся.
        25. Глава 25. Перед отъездом Марья разговаривает с Андреем. Она уговаривает его быть терпимее к жене, смирить «гордость мысли» (как брат может осуждать отца) и носить образок. При благословении Андрея в Марье видна вся ее доброта, ее лучистые глаза делают лицо прекрасным. Он признается, что несчастлив в семье. Это замечает и отец, сочувствуя ему, но, не видя выхода, однако о жене обещает позаботиться. Сама Лиза при прощании падает в обморок.

        Часть 2

        1. Глава 1. Октябрь 1805 года. Ожидается смотр войск главнокомандующим Кутузовым. На всякий случай все готовятся к парадному смотру. Но, оказывается, что надо быть в походном снаряжении. Все нервничают. Высшие чины придираются к низшим. Попадает и Долохову, одетому не по форме (он разжалован из-за кутежа с Пьером и Курагиным), но тот дает отпор.
        2. Глава 2. Приехавший Кутузов (здесь его характеристика) осматривает ряды, говоря ласковые слова знакомым офицерам и солдатам. Адъютантом у него служит Андрей Болконский. Разжалованного Долохова прощают по протекции Кутузова. Смотр оканчивается, благое расположение духа передается солдатам. Выходят песенники и поют. В это время Долохова «вспоминает» Жерков из штаба Кутузова и зовет пить и играть в карты. Первый отказывается. Жерков — местный шут и душа компании, он постоянно шутит и смеется над людьми, раздражая некоторых из них. А еще он — бессовестный лжец.
        3. Глава 3. Кутузов разговаривает с австрийским генералом, убеждая его, что помощь русских войск уже не нужна (на самом деле, бережет своих людей, а не заботится об Австрии). Тут становится известно, что австрийцы разбиты, половина кампании проиграна. Князь Андрей расстроен, потому что реально заинтересован в военных событиях. Остальные штабные заботятся только о себе, а не о славе русского оружия, потому могут шутить и смеяться, что оскорбляет Болконского.
        4. Глава 4. Николай Ростов также участвует в кампании. В немецкой деревне Зальценек стоит его полк, а герой расположился на квартире с эскадронным командиром Денисовым, с которым подружился. Денисов, придя после проигрыша в карты, сетует, что, кроме алкогольных посиделок с картами, нет никаких развлечений, скорее бы в бой. Денисов вообще человек прямой: не стесняясь сослуживца Телянина, говорит, что не любит его. Вскоре приходят за выигрышем. У Денисова нечем платить, но взаймы у Ростова не берет. У Николая пропадает кошелек. Герой уверен, что это Телянин. Уличив вора, Ростов презирает его, но деньги не забирает. Но разговор был при полковом командире, теперь самого Николая ждут санкции, он поставил под угрозу честь полка.
        5. Глава 5. Офицеры эскадрона уговаривают Ростова извиниться перед полковым командиром. Честь полка для них важнее, но Николай извиняться отказывается. Жерков приносит весть о выступлении.
        6. Глава 6. Начало похода веселое: светит солнце, хорошая погода, офицеры разглядывают монастырь, шутят.
        7. Глава 7. По мосту стреляют, русские войска переходят. Давка, невозможно пройти. Отчуждение между гусарами и пехотой. Денисов расчищает для Несвицкого дорогу от переходящих солдат.
        8. Глава 8. Приближается бой, каждый чувствует это, чувствует черту между жизнью и смертью. Денисов разгорячено командует. Ростов радуется первому своему «бою». Денисов просится в атаку, но начальник отказывает. Бой идет неспешно и лениво. Тут дают приказ сжечь мост. В эскадроне Денисова оживление, многие гусары помогают жечь. Смотрящие со стороны офицеры отмечают, что слишком много людей, делая вывод, что полковнику надо просто больше выслужиться. Николай в растерянности: рубить некого, помогать жечь мост не может – не взял жгута соломы. Герой просто вертится под ногами, смотрит на небо и молится.
        9. Глава 9. Положение на фронте нерадостное: австрийские войска отделились от русских, стратегия войны утратила смысл, остается только сохранить людей по возможности и соединиться со свежими войсками из России. Однако 28 октября победили французов. Князь Андрей принимает деятельное участие в походе и чувствует себя счастливым. Когда герой едет с поручением к военному министру, встречает раненых и дает им три золотых, подбадривая их. Министру плевать на исход дела, его равнодушие омрачает радость Болконского.
        10. Глава 10. Князь Андрей останавливается у знакомого дипломата Билибина. Они были одного общества, одного возраста и положения, что означало приятность беседы. Они говорили о настоящей кампании, пытаясь понять, почему она неуспешна. Билибин считает, что Вена почти взята, значит, война окончена, а Австрия вступила в тайный союз с Францией.
        11. Глава 11. Князь Андрей разговаривает с друзьями Билибина. Их разговор наполнен шутками и пересудами. Там он встречает и Ипполита Курагина. Но вскоре Болконский едет на аудиенцию к австрийскому императору.
        12. Глава 12. Австрийский император Франц задает простые и ненужные вопросы, лишь бы что-то сказать. После аудиенции Болконского окружают придворные и зовут на все светские мероприятия. Вернувшись из дворца, Андрей узнает от Билибина, что Вена взята без сопротивления. Безнадежность русской армии удручает и радует Болконского, именно он совершит подвиг ее спасения. Именно поэтому он спешно собирается в армию, несмотря на уговоры Билибина.
        13. Глава 13. Князь Андрей пробирается к армии, навстречу ему отступление. По пути Болконский защищает жену лекаря, которую не пропускали, он чуть не вступает в драку с офицером. Это происшествие произвело неприятное впечатление от всего войска. Найдя штаб, Андрей узнает, что капитуляции не произошло, и впереди сражение: отряд Багратиона прикрывает отступление армии, солдаты пойдут на смерть. Болконский просится туда.
        14. Глава 14. Положение на фронтах практически безвыходное, поэтому Багратиону и приходится давать практически нереальное задание. Заключенное ранее перемирие помогает выиграть время, но его заключение – ошибка военачальника Мюрата, которая вскоре открылась.
        15. Глава 15. Багратион встретил Болконского дружелюбно, но скептически: по его мнению, это штабной офицер, которому просто нужна награда. Андрей поехал в объезд войск. В ожидании боя офицеры едят и пьют, а солдаты тащат все подряд из деревни. Чем ближе к неприятелю, тем порядка в рядах становилось больше. Самое интересное – русская и французская цепи, стоящие рядом. Там солдаты переругиваются, особенно хорошо получается у Долохова, знающего французский.
        16. Глава 16. Перед нами панорама будущего Шенграбенского сражения. Андрей, находясь у батареи, слышит разговор офицеров о смерти, прерываемый ударом ядра.
        17. Глава 17. Начинается сражение. Приезжает посмотреть аудитор, наивно глядящий на все. Багратион сосредоточен, он подтверждает приказы на местах и вселяет в людей уверенность.
        18. Глава 18. Багратион объезжает войска, с ним Болконский. Попадаются раненые. Сильные потери. Багратион воодушевляется, его уговаривают уехать с передовой, но он отказывается. Он сам и повел в атаку солдат, прокричав: «Ура!»
        19. Глава 19. Про батарею Тушина забыли. Остальные собираются отступать. Тем не менее, эскадрон, где служит Николай Ростов, идет в наступление, это первый настоящий бой героя. Николай полон энтузиазма. Ростов выехал далеко вперед, под ним убили лошадь, а его ранили. Он растерялся, оставшись один. Навстречу идут французы. И он бежит, потому что не может допустить, чтобы его, которого все любят, убили.
        20. Глава 20. Пехотные части отрезали, им помогает рота Тимохина, которая одна была в строевом порядке. В этой роте и Долохов. Он совершает подвиги (взял француза в плен, остановил неприятеля, остался раненый в строю), но это все напоказ, чтобы снова стать офицером. О батарее Тушина вспомнили только в конце сражения, тогда только послали передать приказ об отступлении, который из-за трусости Жеркова не был вовремя передан. Весельчак и шут Жерков испугался ехать в гущу боя, поэтому не передал важного приказания об отступлении. В это время батарея из последних сил оборонялась. Тушин вместе с солдатами, болеет душой за каждого, про себя называет пушку «Матвеевной» и умоляет не подвести. Потом приехал и князь Андрей, помогал грузить пушки.
        21. Глава 21. Тушин уезжает, по дороге усаживая на свой обоз раненого гусара и заботясь о нем. Это был Николай Ростов. Отступавшие дошли до лагеря и расположились у костров и очагов. Тушина вызвал Багратион и стал ругать за оставленные два орудия. Тушин не хотел подвести другого начальника, поэтому не сказал, что возможности не было, его не прикрыли. Но его выручил Болконский.

        Часть 3

        1. Глава 1. Князь Василий Курагин вертел Пьером Безуховым как мог: устроил его камер-юнкером, убедил отписать княжнам вексель на 30 тысяч, водил в свет и знакомил с нужными людьми, перевез в Петербург, поближе к себе. В Петербурге нет прошлого общества Пьера, потому его досуг занимает Василий Курагин, который хочет его женить на своей дочери Элен (вот ее описание). Ему помогает Анна Павловна Шерер. Пьер чувствует, что между ним и Элен все признают какую-то связь и не может противиться. Анна Павловна на очередном вечере хвалит ее при Безухове. Курагина сама изо всех сил, но при этом ненавязчиво соблазняет героя своей красотой и умением держаться. Пьер чувствует, что она должна быть его женой, потому что она была страшно близка и уже владела им. Хотя Пьер понимает, что есть что-то гадкое в его отношениях с Элен.
        2. Глава 2. От Пьера все ждут предложения и пытаются этому способствовать. Он пытается противостоять искушению, но не может. На очередном вечере у Анны Павловны он в центре внимания, рядом соблазнительная Элен, а в душе неловкость. После ужина их оставляют одних в комнате, намекая Пьеру, чтоб он делал предложение. Но Безухов только говорит с красавицей. И тут князь Василий берет инициативу в свои руки: забегает в комнату с криками: «Ну наконец-то» — и поздравляет Пьера с помолвкой. Герой обреченно думает: «Теперь уже поздно, все кончено; да и я люблю ее». Через полтора месяца их обвенчали.
        3. Глава 3. Николай Андреевич Болконский получает письмо от князя Курагина, где тот извещает о скором приезде с сыном Анатолем (предполагаемом женихе княжны Марьи). Эта новость не радует старика, особенно когда узнал, что Анатоля прочат в женихи (да и о князе Василии он невысокого мнения). С утра старый князь не в духе (ругает дворовых за не почищенный для Марьи, но почищенный для Курагина снег), за обедом его сторонится княжна Марья и ее компаненка мадмуазель Бурьен, а Лиза не вышла вовсе. Жена Андрея жила в чувстве постоянного страха и антипатии к свекру, который и сам ее не любит. Приехавший Анатоль настроен намешливо-скептически: некрасивая княжна, вздорный старик – если это будет забавно, то можно и вынести. Марья же в это время нервничает и боится, от этого делается еще некрасивее. Лиза и Бурьен пытаются изобрести ей красивый наряд, но эти фальшивые старания играют против княжны. Когда ее, наконец, оставили одну, Марья стала думать о возможности семейного счастья для себя, желая и не веря в него.
        4. Глава 4. Когда Марья вышла к гостям, она даже не видела Анатоля: воображение рисовала что-то яркое и прекрасное, будущее счастье. Анатоль действительно привлекателен для женщин, но не прекрасными качествами, а манерой презрительного сознания своего превосходства в общении. Это подействовало и на Марью. Завязался общий разговор о несуществующих общих воспоминаниях. Вошедший князь заметил глупость разговора, равнодушие Анатоля и старания Марьи. Он расспрашивает Курагина-младшего, видит его пустоту (даже не знает полк, в котором числится). Марья же счастлива: в мечтах она замужем (хотя «муж» заигрывает с ее компаньонкой).
        5. Глава 5. После ужина все разошлись спать. Но заснул лишь Анатоль. Марья мечтала о замужестве. Бурьен готовилась к роману с Анатолем. Лиза ворчит на горничную (на самом деле, тяготится заботами, связанными с ее положением). Старый князь переживает из-за возможной разлуки с дочерью и хочет этому помешать. Анатоль и Бурьен ищут свидания. Последняя признается в своих чувствах Марье. И княжна отказывается от столь желанного замужества, решая для себя, что ее доля – самопожертвование ради счастья других.
        6. Глава 6. Долго Ростовы не слышали ничего о Николае. Наконец пришло письмо: он ранен, но жив, произведен в офицеры. Об этом узнает граф, не зная, как сказать графине. Анна Михайловна Друбецкая в разговорах пытается навести на эту тему. Наташа чувствует, что что-то не так, выспрашивает, в чем дело. Обещает никому не говорить, но сразу сообщает Соне. Та плачет. А младший брат Петя рад за то, что брат отличился. Наташа признается Соне, что не помнит Бориса. Соня говорит, что ее любовь к Николаю навсегда. Анна Михайловна сообщает графине, и семья читает письмо, где сын кратко описывает поход, а также всем кланяется. Потом письмо стало реликвией, и каждый член семьи написал ответ Николаю.
        7. Глава 7. Николай Ростов встречается с Борисом Друбецким, между ними сразу контраст: гвардеец Борис и армеец Николай. Первый передает второму письмо из дома. Далее говорят они, а также Берг, с которым жил Борис. Друбецкой искусно ведет разговор, сохраняя его приятным для обоих. Николай рассказывает о Шенграбенском сражении. Вошел Андрей Болконский, с которым Борис подружился. Князь презрительно отнесся к Ростову. Тот же обвинил всех штабных в бездействии на войне. Это могло стать причиной дуэли. Князь Андрей готов к ней, но советует Николаю не доводить до этого.
        8. Глава 8. На следующий день назначен смотр русских и австрийских войск. Все войска заранее приготовлены. Приехали австрийский император Франц и русский император Александр I. Последний производит большое впечатление на Николая Ростова. Он просто влюблен в государя, готов идти за ним в огонь и в воду.
        9. Глава 9. Борис посещает Андрея. Болконский хочет помочь приятелю в службе – достать место у генерала Долгорукова. В это время шел военный совет, на котором было решено дать сражение (хотя Кутузов хотел отступить). Андрей и Борис встречают Долгорукова, который тоже за наступление, поэтому рад результатам. Генерал рассказывает байки о Бонапарте. Долгоруков обещает Друбецкому покровительство.
        10. Глава 10. Эскадрон, где служит Ростов, в резерве. Бой прошел без него. Но к ним приезжает император, чтобы посмотреть на сражение. Эскадрон воодушевляется, они согласны умирать за царя. Особенно Николай, он такой бы участи был бы даже рад.
        11. Глава 11. Наполеон (тут его характеристика) присылает дипломата для переговоров. Однако это не помогло, впереди Аустерлицкое сражение. Долгоруков, которого посылали к французскому императору, рассказывает Андрею Болконскому, что Наполеон боится сражения. У Болконского есть свой план атаки. А Кутузов заранее считает сражение проигранным.
        12. Глава 12. Проходит военный совет перед боем. Кутузов сонный и равнодушный, потом и засыпает совсем. Вейройтер, деятельный и измученный, он создал трудную диспозицию. Начинаются споры. Кутузов проснулся и закончил совет. Болконский после совета долго представляет сражение, как он сам его выиграет, потом и станет главнокомандующим. Это будет его минута славы, его «Тулон», как у Наполеона.
        13. Глава 13. Ростов перед боем во фланкерской цепи. Герой сожалеет, что его эскадрон в резерве, и собирается проситься в дело, чтобы увидеть императора. Подъезжает Багратион, Николай просится в дело, его назначают ординарцем.
        14. Глава 14. В пять утра начинаются первые приготовления к выступлению. Заметно неприятие русских солдат и немецких офицеров. К девяти утра французы совершенно готовы. Они зашли с другой стороны.
        15. Глава 15. Кутузов отдает приказы вразрез с диспозицией, потому что не верит в нее. Он поджидает и медлит. Его торопит Александр I, зато Франц невнимателен. К русскому императору подъезжает Милорадович, он наполнен энтузиазмом.
        16. Глава 16. Кутузова ранит в щеку, а войско начинает бежать. Болконский берет знамя и ведет в наступление солдат. И тут он почувствовал боль и стал падать.
        17. Глава 17. Ростова посылают с посланием, он в первой линии, потом проезжает мимо резервов, потом видит беспорядок в тылу французов и неразбериху.
        18. Глава 18. Николай приезжает в одну деревню, но там уже нет ни Кутузова, ни императора. Ему говорят, что император ранен. Он скачет в предполагаемое местонахождение государя. Он вскоре находит Александра. Но Николай не решается подъехать: император слишком опечален ситуацией в бою. Долохов с остатками полка пытается вытащить и спасти пушку. Он ведет себя отчаянно.
        19. Глава 19. Раненный князь Андрей лежит и смотрит на небо. Подъезжают французы, в их числе Наполеон. С близкого расстояния Бонапарт кажется таким мелким, обычным, что очарование его в глазах князя спадает и меркнет. Еще более спало, когда позже Наполеон осматривает русских пленных (к ним принесли и Болконского). Андрей сожалеет об утерянном семейном счастье. Его считают безнадежно раненым и даже не берут в плен.

        Автор: Мария Блинова

        Интересно? Сохрани у себя на стенке!
        Читайте также:

        Adblock
        detector

        Война и мир Том 1, Часть 1, Глава 1

        Война и мир Том 1, Часть 1, Глава 1 | Шмуп

        Магазин не будет работать корректно в случае, если куки отключены.

        Похоже, в вашем браузере отключен JavaScript. Для наилучшего взаимодействия с нашим сайтом обязательно включите Javascript в своем браузере.

        Предыдущий Следующий

        Том 1, часть 1, глава 1

        1805

        • Вау, французская тревога! Хорошо, ребята, первый шаг к тому, чтобы не сходить с ума по поводу чтения этой гигантской книги, — это спокойно относиться к тому, что все постоянно говорят по-французски. Просто сделайте глубокий вдох и прочитайте переводы — для этого они и существуют.
        • Вообще-то Толстой сам выписал переводы всем французам, когда впервые издал книгу — все дело в том, что все эти высшие люди говорят на языке, которого мы, простолюдины, не знаем. Они выше нас и все такое, так что смиритесь с неполноценностью.
        • В любом случае.
        • Анна Павловна — VIP-персона у императрицы. Что, очевидно, имеет большое значение, поскольку императрица замужем за императором России. Кроме того, Анна Павловна — дама средних лет, которая любит устраивать вечеринки для других важных персон, и у нее сегодня вечеринка. О, и она живет в (Санкт-Петербурге).
        • Ее первый гость — князь Василий, старый дипломат с хорошими связями.
        • ОК, закуска для мозгов: русские аристократические титулы не то же самое, что английские. Василий не князь, потому что он сын царя. Его и всех этих других парней будут называть принцами, но вы можете просто мысленно поменять местами титул герцога, чтобы лучше понять их статус. (Подождите, Шмуп, что такое герцог? В английской аристократии это высший дворянский титул — практически вершина очереди, прежде чем вы доберетесь до королевской семьи.)
        • Анна произносит длинную речь о том, как ужасен Наполеон. Мы как бы чувствуем, что Анна любит звучать поверх всего и увлекается звучанием собственного голоса.
        • Между тем у князя Василия есть свои скрытые мотивы, чтобы прийти раньше. Ну, на самом деле, только один: он хочет получить внутреннюю информацию о работе, которую он хочет, чтобы его сын получил. Очень жаль, приятель. По словам Анны, эта работа переходит к другому парню.
        • Князь Василий расстроен и начинает жаловаться на бездельников, которые стоят ему руки и ноги.
        • Анна предлагает: как насчет женить младшего на младшей дочери Болконского. У нее есть деньги, но ее отец звучит как таблетка. Анна обещает обсудить это с Лизой Мейнен, которая замужем за старшим братом девушки.
        Предыдущий Следующий

        Подробнее о войне и мире Навигация

        Это продукт премиум-класса

        Разблокировать эти функции

        Устали от рекламы?

        Присоединяйтесь сегодня и никогда больше их не увидите.

        Начало работы

        Пожалуйста, подождите…

        Война и мир Том 1, Часть 1: Главы 1–4 Сводка и анализ

        Война и мир Том 1, Часть 1: Главы 1–4 Сводка и анализ | ЛитЧартс

        В июле 1805 года Анна Павловна Шерер устраивает вечеринку. По-французски она приветствует своего первого гостя, князя Василия, умоляя его сказать ей, что Россия сейчас воюет с «этим антихристом», «Бонапартом». Невозмутимый князь Василий отвечает на утонченном французском языке, показывая, что он вырос в обществе.

        Роман начинается с вечеринки (или вечеринки), на которой представлены несколько аристократических персонажей романа. Анна Павловна Шерер — фрейлина матери императора, поэтому ее вечеринки популярны среди светских честолюбцев. Политика — главная тема для разговоров там. Несколькими месяцами ранее, в апреле 1805 года, Россия присоединилась к Третьей коалиции, союзу с Великобританией и Австрией против французской агрессии. Наполеон Бонапарт родился на бывшем итальянском острове Корсика. Анна Павловна насмешливо называет Наполеона корсиканской формой его имени, подразумевая, что он даже не настоящий француз. (За прошедшее столетие французский язык стал языком русской аристократии, что стало частью усилий по «вестернизации» русской культуры.) Написав начало романа (критикуя Францию!) на французском языке, Толстой высмеивает аристократическую одержимость этой культурой.

        Активный Темы

        Общество и богатство

        ‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

        <дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

        Война и мир

        ‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

        ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

        Анна Павловна и князь Василий беседуют о светских событиях и об эмиссаре Новосильцове. Князь сообщает Анне Павловне, что Наполеон «сжег свои лодки» и что Россия делает то же самое. Князь Василий говорит лениво, а у 40-летней Анны Павловны более оживленно. Известная как энтузиаст, Анна Павловна всегда старается оправдать ожидания общества.

        Император Александр I отправил специального эмиссара Новосильцова в Берлин, чтобы попытаться заключить мир между Францией и членами Третьей коалиции. Он не увенчался успехом (стороны «сожгли [свои] лодки», или вариантов не осталось), и из-за этого князь Василий предсказывает, что война грядет

        Активный Темы

        Война и мир

        ‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

        <дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

        Анна Павловна говорит, что Россия должна быть «спасительницей» Европы. Ни одна другая страна, особенно Англия, не понимает мотивов своего добродетельного императора. За чаем князь Василий с притворной небрежностью спрашивает Анну Павловну о политическом назначении в Вене, которого он добивается для своего сына. Анна Павловна объясняет, что вдовствующая императрица хочет на роль барона Функе. Анна Павловна находит вопрос князя нескромным, но и жалеет его, поэтому меняет тему на красавицу дочь князя, недавно вышедшую в свет.

        У Анны Павловны идеализированное представление об императоре Александре и роли России в Европе. Из-за своих связей при дворе Анна Павловна является выгодным человеком для социальных альпинистов, таких как князь Василий. Роли в государственных учреждениях обычно заполнялись посредством таких социальных связей. Князь Василий беззастенчиво эксплуатирует такие отношения, и есть ощущение, что делать это ожидаемо, но открыто об этом говорить бестактно.

        Активный Темы

        Они обсуждают других детей князя Василия, особенно двух его проблемных сыновей, глупого Ипполита и беспокойного Анатоля. Анна Павловна предлагает выдать Анатоля замуж, возможно, за их родственницу княгиню Марью Болконскую. Княгиня богата и несчастна, а ее брат князь Андрей сегодня вечером будет здесь. Анна Павловна решает, что сегодня вечером она поговорит с невесткой принцессы, Лизой (известной как «маленькая принцесса»), чтобы попытаться все уладить.

        Анна Павловна замышляет с князем Василием обеспечить выгодное положение в обществе для одного из его сыновей. В русской аристократии брак был важным способом завоевания таких должностей, независимо от чувств вовлеченных людей.

        Разблокировать Разблокировать с помощью LitCharts A +

        Активный Темы

        На вечер прибывают новые представители петербургской знати, в том числе княгиня Лиза Болконская и сын князя Василия Ипполит. Княгиня Болконская, красивая и сияющая своей беременностью, очаровывает всех, особенно мужчин. Есть еще Пьер, внебрачный сын графа Безухова (умирающего царедворца екатерининских времен). Пьер — толстый модный молодой человек, только что вернувшийся с учебы за границей. Обходя своих гостей, Анна Павловна беспокоится о Пьере, социально неопытном и никогда раньше не бывавшем на петербургских вечеринках.

        Помимо Курагиных (семья князя Василия), главные роли в романе сыграют семьи Болконских и Безуховых. Пьер Безухов с его иностранным образованием выделяется на фоне остальных и чувствует себя неловко в петербургском высшем свете, несмотря на давнюю связь отца с русским двором.

        Разблокировать Разблокировать с помощью LitCharts A +

        Активный Темы

        Вечер распадается на три круга: преимущественно мужской, молодежный и Анна Павловна с виконтом де Мортемаром, популярным французским эмигрантом, которого Анна Павловна намеревается сделать центром вечеринки. Они обсуждают убийство герцога Энгиенского. Анна Павловна созывает остальных гостей, чтобы выслушать точку зрения виконта. Прекрасная княгиня Элен, дочь князя Василия, вызывает всеобщее восхищение, сидя перед виконтом. К аудиенции виконта присоединяются также княгиня Болконская и князь Ипполит. Принц Ипполит похож на свою сестру принцессу Элен, за исключением того, что выглядит глупо и слабо.

        Луи-Антуан, герцог Энгиенский, был ложно обвинен в участии в заговоре с целью убийства Бонапарта, был судим и казнен в 1804 году. Казнь была осуждена по всей Европе, и это событие подтолкнуло императора Александра к войне против Наполеона. Виконт Мортемарт предположительно знал герцога, поэтому его точка зрения придает вечеринке провокационный центральный элемент.

        Разблокировать Разблокировать с помощью LitCharts A +

        Активный Темы

        Теперь, когда все устроились, виконт Мортемар рассказывает популярный анекдот о герцоге Энгиенском, который тайно отправился в Париж, где у него с Бонапартом была любовница. Когда Бонапарт потерял сознание в присутствии герцога, герцог отказался воспользоваться моментом, и позже Бонапарт приказал убить герцога за его «великодушие». Анна Павловна вмешивается в оживленную политическую дискуссию Пьера и аббата Морио — аббат представляет свой любимый проект, план европейского мира, — привлекая и их обоих в круг. В это время в комнату входит муж княгини Лизы, князь Андрей Болконский. Он выглядит скучающим.

        Нет никаких исторических свидетельств того, что у герцога Энгиенского и Наполеона была одна и та же любовница или что она сыграла роль в более поздней казни герцога. Этот анекдот, вероятно, просто пример светских сплетен того времени. Аббат Морио основан на реальном итальянском священнике Сципионе Пиаттоли, который повлиял на двор императора Александра своим планом объединения наций против Наполеона. В отличие от князя Василия, князь Андрей не очень терпелив к притязаниям общества.

        Разблокировать Разблокировать с помощью LitCharts A +

        Активный Темы

        Анна Павловна спрашивает князя Андрея Болконского о его призыве на военную службу. Болконский объясняет, что генерал Кутузов хотел, чтобы он был адъютантом, и что Лиза останется с его семьей в деревне, пока он будет служить. Пьер разговаривает с Болконским, и они восхищаются княгиней Элен, когда она и ее отец князь Василий извиняются, чтобы уйти. Перед отъездом князь Василий просит Анну Павловну «воспитать этого медведя», Пьера, приезжего родственника и нуждающегося, как и все юноши, в обществе интеллигентных женщин.

        Михаил Илларионович Кутузов, высокопоставленный русский военный, — одна из многих реальных исторических личностей, которых Толстой выдумывает в своем романе. Он будет занимать видное место в описании Толстым войн 1805 и 1812 годов. Адъютант — это офицер, который помогает начальнику, обычно генералу, в административных вопросах.

        Разблокировать Разблокировать с помощью LitCharts A +

        Активный Темы

        Прежде чем князь Василий успевает уйти, пожилая дама, княгиня Друбецкая, хватает его за руку в передней и умоляет о помощи с ее сыном Борисом. Она отчаянно пытается устроить Бориса в охрану, а других связей в обществе у нее нет. Князь Василий скупо пользуется своим влиянием, но своим поступлением на службу он обязан отцу княжны Друбецкой, поэтому обещает исполнить ее просьбу. Однако он не может ей обещать, что порекомендует Бориса в адъютанты к генералу Кутузову — на это напирают все матери в России.

        Друбецкие — еще одна аристократическая семья, которая, наряду с Болконскими, Безуховыми и Курагиными, займет видное место в этой истории. Как и сам князь Василий, княгиня Друбецкая одержима социальным положением своих детей и использует свои социальные связи, чтобы получить Борису идеальную роль.

        Разблокировать Разблокировать с помощью LitCharts A +

        Активный Темы

        Вернувшись в гостиную, разговор перешел на Бонапарта. Виконт утверждает, что, если Бонапарт останется на французском престоле еще на год, французское общество развалится. Он утверждает, что после убийства герцога французы перестали видеть в Бонапарте героя. Но тут, к ужасу Анны Павловны, в разговор врывается Пьер, восхваляющий Бонапарта за казнь герцога Энгиенского. Он видит в Бонапарте избавителя французов от Бурбонов; Бонапарт, утверждает он, отстаивает свободу и равенство.

        Вспышка Пьера неуклюжа из-за несвоевременности и несдержанности, но и потому, что она противоречит общественному мнению о Бонапарте в данный момент. Это устанавливает наивный идеализм Пьера и подчеркивает его статус аутсайдера; он больше похож на француза, чем на русского, и не умеет (или, кажется, заботится) вести себя подобающим образом в петербургском свете.

        Разблокировать Разблокировать с помощью LitCharts A +

        Активный Темы

        Момент неловкий, и князь Андрей встает, чтобы уйти. Однако князь Ипполит вскакивает и жестом просит всех остаться. Он начинает рассказывать юмористический анекдот с французским акцентом. Остальные ценят его такт. Затем группа снова разбивается на более мелкие беседы.

        Светская неловкость Пьера почти портит вечер Анны Павловны; будучи призывником в русскую армию, князь Андрей, несмотря на то, что он был другом Пьера, особенно обижается на похвалу Наполеона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *