Доклад про творчество ломоносова: Ломоносов биография кратко для детей – самые главные и интересные факты из жизни Михаила Васильевича

Ломоносов биография кратко для детей – самые главные и интересные факты из жизни Михаила Васильевича

19 Ноября 1711 – 15 Апреля 1765 гг. (53 года)

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 9644.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765 гг.) – великий русский ученый, химик, физик, художник, историк, поэт и писатель, труды которого стали известны во всем мире. Прославился в таких областях знаний, как:астрономия, геология, приборостроение, география и многие другие.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Ранние годы

Родился Михаил Ломоносов 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинская (Архангельская губерния, сейчас — село Ломоносово) в зажиточной семье. С ранних лет он любил выходить с отцом в море. Эти плавания оказали влияние на формирование представлений юного Ломоносова о красоте природы, закалили его характер.

Грамоте и чтению Ломоносову удалось обучиться еще в детстве. В возрасте 14 лет Михаил уже умел грамотно писать. Узнав, что отец хочет его женить, в 19 лет решает бежать в Москву.

Необходимость реформы русского стихосложения

В России давно существовала проблема стихосложения. Еще с XVI века везде употреблялся силлабический принцип, который не учитывал особенности русского языка. Стихи назывались виршами, представляющими собой двустишия, скрепленные рифмами. Виршевики писали на славянском языке, что создавало разрыв с народной поэзией.

Другой принцип – тонический, больше подходил к латыни и греческому языку, где отсутствовала категория силового ударения. Его основой является чередование долгих и кратких звуков.

Учеба и трудовая деятельность

Движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву (1731 г.), где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Там жизнь Ломоносова очень трудна и бедна. Однако благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения.

В числе лучших студентов в 1736 году отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки, а также иностранные языки и литературу. Начал собирать свою библиотеку, в которую вошли как античные авторы, так и современники.

Для тех времен биография Михаила Ломоносова была весьма насыщенной. Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Даже при такой занятости у Ломоносова остается время на сочинение стихотворений.

В 1741 году Михаил Васильевич возвращается на родину.

В 1742 году Ломоносов был назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через 3 года стал профессором химии.

Необходимость создания новых учебных заведений для россиян

Высшие учебные заведения России начала XVIII века можно было сосчитать на пальцах. Образования не хватало людям высших кругов, а человек низшего сословия мог научиться только чтению и письму. Случай с Ломоносовым был уникальным, и только благоприятное стечение обстоятельств, его талант и настойчивость позволили достичь высот в науке.

Существующие учебные заведения не могли удовлетворить потребности огромной империи. Существовала крайняя необходимость в отечественных специалистах, и классический государственный университет для дворян и разночинцев был необходим.

Смерть и наследие

Вклад Ломоносова в такие науки, как физика, химия, география, астрономия, минералогия, почвоведение, геология, картография, геодезия, метеорология очень велики. Литературное творчество Ломоносова содержит произведения на разных языках. Это «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт» и многие стихотворения Ломоносова.

В 1754 году он разработал проект Московского университета, названный позже в его честь университетом Ломоносова. Кроме того, краткая биография Ломоносова знаменательна открытием закона сохранения материи, написанием работ по теории цвета, построением множества оптических приборов.

Большой вклад Ломоносов внес также в историю. Ученый создал «Краткий российский летописец с родословием», где описал главные события истории России с 862 по 1725 год. Это издание облегчило работу с историческими документами и стало очень популярно среди читателей.

Смерть настигла Михаила Ломоносова в возрасте 54 лет. Умер великий ученый от воспаления легких 4 (15) апреля 1765 года и был похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.

Принципы стихосложения Тредиаковского

Преобразование русского стиха начал Тредиаковский. Он выяснил, что здесь лучше подходит тонический принцип, основанный на чередовании ударных слогов с безударными. Он вплотную подошел к понятию новой ритмической единицы – стопы, включающей в себя сочетание ударного слога с безударными. Объединив в стопу тонический и силлабический принципы стихосложения, Тредиаковский не смог полностью отойти от традиций русской силлабики. Он ограничил свои нововведения длинным стихом и выбрал для него единственный ритм хорея. Таким образом, являясь первооткрывателем силлабо-тонического стиха, Тредиаковский создал всего одну его разновидность.

Интересные факты

  • Будущий великий ученый появился на свет в маленькой деревне Мишанинской в Архангелогородской губернии. Его отец принадлежал к поморам – небольшой по численности этнографической группе русского населения, которые имели свою культуру и обычаи. Семья жила с доходов от рыбной ловли. Это был тяжелый и опасный труд. Но, несмотря на это, Михайло рано начал выходить в дальние морские промыслы с отцом – с десяти лет. Рыбачили они в суровом Белом море и доходили до Соловецких островов.

Все интересные факты из жизни Ломоносова

Главные достижения

От физики и до астрономии практически нет областей, в которой Ломоносов не оставил бы свой след. Главной страстью его была наука во всех её проявлениях. Пушкин же называл его «нашим университетом».

Теория электричества и метеорология

В созданной им теории электричества и метеорологии естествоиспытатель сделал попытку рассмотреть все электрические явления, известные в его время. В 1752 году он начал свою работу над теорией, но из намеченных 8 глав он рассмотрел 1 полностью, а 2 лишь частично. Его внимание перетянула на себя работа «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих». Все наблюдения приводили к выведению закономерностей, которые дали толчок к созданию основ теории электричества. И отличных результатов принесла совместная и независимая работа с Г. В. Рихманом. Первый электроизмерительный прибор экспериментального наблюдения был создан в сотрудничестве с Рихманом, который был убит ударом молнии в ходе наблюдения за грозовыми явлениями. Ломоносова очень тревожила эта трагическая случайность. Ведь этот случай пытались использовать как рычаг давления на закрытие его исследований. Но, несмотря на это, он хлопочет за семью погибшего, чтобы им выплачивалась пенсия.

Георг Вильгельм Рихман

Когда же свет увидел доклад «Слово», Михаилу Васильевичу пришлось доказывать, что его работа разительно отличается, от созданной Б. Франклином. Он указывает, что его зарубежный коллега лишь строит догадки и предположения. В то же время у естествоиспытателя есть доказанные явления и расчеты их подтверждающие. К тому же работа Франклина попала к Ломоносову, когда его «Слово» уже было практически готово.

Твердая ртуть

Он первым вместе с физиком А.Брауном получил ртуть в твердом состоянии. Открытие радовало Ломоносова не тем, что они были первооткрывателями этого явления. Больше его вдохновляло, что ртуть в твердом состоянии подтверждала некоторые положения его корпускулярно-кинетической теории. Замороженная ртуть позволила создать новую модель твердого тела. А электропроводность этого вещества позволила отнести ртуть к металлам.

Прототип вертолета

Ломоносов опередил Леонардо да Винчи в создании действующего прототипа летательного аппарата. Ведь труды последнего были найдены значительно позже. Правда, он не представлял, что на этих приборах можно совершать полёты. Он создавал его для подъёмов метеоприборов. Документально подкреплено, что аэродромическая машина была действующей и работала. Конечно, оригинальный экземпляр не сохранился, но в музеях хранятся репродукции аппарата.

Циркумполярная карта

Ещё за год до назначения Михаила Васильевича в географический департамент, он составил развернутый план работы всего департамента. Его внимание было обращено и на организационные моменты работы, и на штатный состав работников, и на качество данных, которым обладает департамент. Поэтому он прописал строгий регламент работы сотрудников, расширил и укрепил штат новыми картографами и геодезистами.

А для улучшения сведений о природе и географии страны он стал инициатором отправления «географических запросов» по губерниям и провинциям. Они состояли из 30 пунктов, на которые необходимо было дать развернутый ответ. В итоге за три года в период 1761-1764 было собрано 4 тома ответов на эти самые запросы. Они позволили сформулировать обстоятельную топографию половины государства. Также Ломоносов создал карту полушарий, которая была названа циркумполярной. Выпущена она была большим тиражом и помогла создать первый русский учебный глобус.

Создание русского ямба

О вкладе в литературу можно говорить очень много. Взяв за основу немецкую поэзию, Михаил Васильевич привнес в русскую литературу четырехстопный ямб, который впоследствии ещё и модернизировал. Практически все произведения, которые он создал, были написаны именно этим слогом. Но он определял какой жанр произведения и только потом уже выбирал слог написания. Эту традицию он передал следующему поколению.

Под влиянием Ломоносова приняли ямб основным размером в метрики своей поэзии Пушкин и Державин.

Отрывок из произведения «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» отлично демонстрирует пример применения четырехстопного ямба и мужской рифмы.

О вы, которых быстрый зрак Пронзает в книгу вечных прав, Которым малый вещи знак Являет вещества устав, Вам путь известен всех планет; Скажите, что нас так мятет?

Возвращение в Петербург

В 1739 году в Германию пришло письмо, в котором было сказано, что студенты должны готовиться к отъезду во Фрайберг, где будут изучать горное дело и металлургию. Летом этого же года они прибыли на место. Преподавать им начал профессор Генкель, отличающийся педантичностью и строгостью. После относительной свободы студенты не могли привыкнуть к распорядку и постоянным придиркам преподавателя.

Обучение происходило на рудниках и в шахтах. Генкель регулярно возил туда студентов, чтобы они могли наглядно изучить тот или иной механизм. Позже в своей книге «Первые основания металлургии, или рудных дел» Ломоносов представил информацию, которую усвоил на занятиях.

Первая ссора Михаила с преподавателем состоялась через 6 месяцев после прибытия. Парень отказался выполнять черновую работу, порученную ему. Позже ссоры стали повторяться, поэтому он решил покинуть город. Помимо этого, парень считал, что ему больше нечему учиться у этого человека.

В мае 1740 года Ломоносов решил бежать из города, поехал в Лейпциг, где ожидал помощи, но не нашел нужного человека. Тогда он отправился в Голландию, чтобы попасть оттуда в Россию, но был завербован в прусскую армию. Через несколько недель Михаил дезертировал и снова попал в Марбург, где жила вдова пивовара. В июне 1741 года вернулся в Петербург.

Характер выдающегося учёного

Творчество Ломоносова никак не смягчало его крутой нрав. Современники утверждали, что Михаил Васильевич обладал огромной физической силой и мог запросто побить любого неугодного человека. Даже был один случай, когда рукоприкладство привело к суду и непродолжительному заключению. Известна только одна ситуация, но зная характер учёного, можно предположить, что их было много.

Самая известная история, которая с ним произошла, была зафиксирована на Васильевском острове. В ночное время суток Ломоносов спокойно прогуливался, пока на него не напали три пьяных матроса. Завязалась драка, в результате который двое убежали, а третьего Михаил Васильевич повалил на землю и задал несколько вопросов. В ходе беседы было выяснено, что матросы хотели ограбить человека, но не на того напали. Ломоносов забрал всю одежду матроса, и пошёл домой.

Астрономия

Одной из главных страстей учёного была именно астрономия. Экспериментальным путём Ломоносову удалось создать несколько десятков специальных оптических приборов. Он использовал их для наблюдения за космосом. Как затем отмечали другие выдающиеся люди, Михаил Васильевич смог намного опередить время, и стал первым русским опто-механиком.

26 мая 1761 года – знаковая дата для астрономии как науки. В тот день, наблюдая за космосом, Ломоносов совершил ещё одно открытие. Не он первый заметил блики сияния вокруг Венеры, но только Михаил Васильевич правильно интерпретировал это явление. Ломоносов утверждал, что планета окружена воздушной оболочкой, и точность его вывода повергла в шок учёных того времени и не только.

Краткая биография Ломоносова —

15.10.2020 bio Биографии 0

Деятельность

Писатель, Физик, Художник

Дата рождения

19 Ноября 1711

Знак зодиака

Скорпион

Дата смерти

15 Апреля 1765

Место рождения

Россия, с. Мишанинская

Полное имя (рус)

Михаил Васильевич Ломоносов

Соавтор

Array

Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765 гг.) – великий русский ученый, химик, физик, художник, историк, поэт и писатель, труды которого стали известны во всем мире. Прославился в таких областях знаний, как:астрономия, геология, приборостроение, география и многие другие. Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной. Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Ранние годы

Родился Михаил Ломоносов 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинская (Архангельская губерния, сейчас — село Ломоносово) в зажиточной семье. С ранних лет он любил выходить с отцом в море. Эти плавания оказали влияние на формирование представлений юного Ломоносова о красоте природы, закалили его характер.

Грамоте и чтению Ломоносову удалось обучиться еще в детстве. В возрасте 14 лет Михаил уже умел грамотно писать. Узнав, что отец хочет его женить, в 19 лет решает бежать в Москву.

Учеба и трудовая деятельность

Движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву (1731 г.), где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Там жизнь Ломоносова очень трудна и бедна. Однако благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения.

В числе лучших студентов в 1736 году отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки, а также иностранные языки и литературу. Начал собирать свою библиотеку, в которую вошли как античные авторы, так и современники.

Для тех времен биография Михаила Ломоносова была весьма насыщенной. Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Даже при такой занятости у Ломоносова остается время на сочинение стихотворений.

В 1741 году Михаил Васильевич возвращается на родину.

В 1742 году Ломоносов был назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через 3 года стал профессором химии.

Смерть и наследие

Вклад Ломоносова в такие науки, как физика, химия, география, астрономия, минералогия, почвоведение, геология, картография, геодезия, метеорология очень велики. Литературное творчество Ломоносова содержит произведения на разных языках. Это «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт» и многие стихотворения Ломоносова.

В 1754 году он разработал проект Московского университета, названный позже в его честь университетом Ломоносова. Кроме того, краткая биография Ломоносова знаменательна открытием закона сохранения материи, написанием работ по теории цвета, построением множества оптических приборов.

Большой вклад Ломоносов внес также в историю. Ученый создал «Краткий российский летописец с родословием», где описал главные события истории России с 862 по 1725 год. Это издание облегчило работу с историческими документами и стало очень популярно среди читателей.

Смерть настигла Михаила Ломоносова в возрасте 54 лет. Умер великий ученый от воспаления легких 4 (15) апреля 1765 года и был похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.

Хронологическая таблица

Если вам нужна биография Ломоносова по датам – советуем посмотреть страницу хронологическая таблица Ломоносова.

Другие варианты биографии

  • Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе
  • Вариант 3 полная

Интересные факты

  • Будущий великий ученый появился на свет в маленькой деревне Мишанинской в Архангелогородской губернии. Его отец принадлежал к поморам – небольшой по численности этнографической группе русского населения, которые имели свою культуру и обычаи. Семья жила с доходов от рыбной ловли. Это был тяжелый и опасный труд. Но, несмотря на это, Михайло рано начал выходить в дальние морские промыслы с отцом – с десяти лет. Рыбачили они в суровом Белом море и доходили до Соловецких островов.
  • посмотреть все интересные факты из жизни Ломоносова

Свои знания краткой биографии Ломоносова вы можете проверить, пройдя этот тест:

Источник

[Всего голосов: 0    Средний: 0/5]

  • Короткая биография Ломоносова

Золотая медаль Ломоносова | PaulingBlog

Конец 1970-х, период, все еще отмеченный напряженностью времен холодной войны, был полон препятствий для Лайнуса Полинга. Живя в Калифорнии, Полинг столкнулся с рядом серьезных проблем в научно-исследовательском институте, носившем его имя, включая иск о неправомерном увольнении и хроническую финансовую нестабильность. Точно так же его продолжающиеся исследования потенциального терапевтического воздействия витамина С на рак вызывали растущую критику со стороны научного сообщества, и ему часто отказывали в финансировании для продолжения своей работы.

Один из сторонников и друзей Полинга, психиатр доктор Хамфри Осмонд, считал, что природа исследований Полинга была не единственной причиной, по которой источники финансирования отказались от поддержки. Осмонду казалось, что многие учреждения, предоставляющие гранты, держатся подальше от Полинга с тех пор, как его лояльность и патриотизм были поставлены под сомнение почти тридцать лет назад.

Таким образом, в сознании многих это было неоднозначной новостью, когда осенью 1977 года Полинг получил уведомление о том, что ему будет присуждена высшая награда Академии наук СССР — премия имени М. В. Золотая медаль Ломоносова. Но для Полинга выбор был легким. Никогда не стесняясь противоречий и всегда стремясь улучшить научные отношения между двумя мировыми сверхдержавами, Полинг с радостью согласился на советское предложение и начал планировать получение награды в Москве.


М.В. Ломоносова

Золотая медаль имени Ломоносова была названа в честь Михаила Васильевича Ломоносова, естествоиспытателя восемнадцатого века, который разработал концепцию теплового движения, а также основы понимания материи. Ломоносов имел особое значение для Советской академии наук, поскольку он основал первую химическую лабораторию организации в 1748 году. Помимо своего научного значения, Ломоносов был также гуманитарным деятелем, который часто комментировал социальные вопросы в своих трудах.

Золотая медаль имени Ломоносова, впервые присужденная в 1959 году, предназначалась для награждения лиц, внесших особенно значительный вклад в понимание естествознания. Суть премии несколько прояснилась в 1969 году, когда Академия решила присуждать ее ежегодно двум лауреатам: одному советскому и одному иностранному.

В 1977 году, когда был выбран Полинг, Михаил Лаврентьев также был признан отечественным получателем. Лаврентьев — математик, организовавший Сибирское отделение Академии в 1957 и ранее был удостоен многих других государственных наград, в том числе Государственной премии СССР, медали Ленина и звания Героя Социалистического Труда. Последующими американскими победителями были коллеги Полинга Джеймс Уотсон, Александр Рич и Роальд Хоффманн.


Полинг читает лекцию на Шемякинском симпозиуме, сентябрь 1978 г.

Полинг получил свою медаль примерно через год после того, как было распространено уведомление о награждении. Он сделал это на Шемякинском симпозиуме по границам биоорганической химии и молекулярной биологии, проходившем в Москве в конце сентября 1919 г.78. Сначала Полинга пригласили на ежегодное собрание Советской академии в марте прошлого года, но он не смог выделить время в своем расписании до осени. Симпозиум Шемякина был достигнут как приятный компромисс, и Полинг отправился в поездку со своей женой Авой Хелен, а также со своим партнером по исследованиям Юэном Кэмероном и женой Кэмерона. (Полинг настаивал на том, что и Кэмерон, и симпозиум только выиграют от их совместного присутствия.) был подарен Полингу Анатолием Александровым, президентом Академии Советов, на церемонии открытия симпозиума. Полинг принял награду, дав адрес, в котором подробно описал особенности своей последней работы. Лекция Полинга под названием «Сравнение ортомолекулярной и токсимолекулярной медицины» была прочитана перед аудиторией из более чем 300 человек, включая 70 ученых, приехавших из других стран.

Позже на симпозиуме Полинг выступил с другим докладом на совершенно другую тему: «Природа связи, образованной переходными металлами в биоорганических соединениях и других соединениях». Находясь в Москве, Полинги также приложили все усилия, чтобы как можно больше познакомиться с культурой, и после встречи пара отправилась в Узбекистан, где посетила города Ташкент, Самарканд, Бухару и Хиву.


Андрей Сахаров

Хотя получение Полингом медали Ломоносова только усилило подозрения некоторых критиков в США, реакция его коллег была в основном очень теплой. Но в одном конкретном случае важный коллега увидел в украшении возможность для Полинга сделать больше и быстрее.

Всего за несколько дней до вручения медали в Москве Полингу вручили непереведенное письмо, написанное Андреем Сахаровым, известным советским диссидентом, получившим Нобелевскую премию мира в 1975 году за свою деятельность. В письме Сахаров призвал Полинга использовать поездку в Ломоносов, чтобы выступить против неправомерного заключения советского физика Юрия Орлова, математика Александра Болонкина и биолога Сергея Ковалева. «Я убежден, что сегодня вы разделяете озабоченность многих западных коллег нарушениями прав человека во всем мире, — писал Сахаров, — и особенно в Советском Союзе».

Дело Ковалева стало образцом преследования многих ученых, выступавших за реформы. Член и сторонник организации «Группа действий в защиту прав человека в СССР», Ковалев за свою деятельность был приговорен к семи годам каторжных работ и еще к трем годам колонии общего режима.

Полинг был застигнут врасплох сообщением Сахарова, которое, без его ведома, также было опубликовано в СМИ. Находясь в Советском Союзе, Полинг не обратился к содержанию запроса Сахарова, а когда он вернулся в США, он обнаружил, что его репутация пострадала из-за этого в действии.

В письме редактору Physics Today , написанном месяц спустя, Полинг защищался, отметив, что

я подписывал заявления и писал письма об ученых и других людях, права которых, как сообщается, были нарушены правительству СССР и другим правительствам, хотя я не мог с уверенностью вспомнить, принимал ли я какие-либо меры в отношении этих трех человек. Я добавил, что все правительства безнравственны, и привел в пример правительство Соединенных Штатов, которое в 1952 отказал мне в паспорте и тем самым помешал мне участвовать в двухдневном симпозиуме в Лондоне, организованном Королевским обществом…

Ответ на письмо Полинга И.И. Гласс из Университета Торонто попросил его сравнить «то, что случилось с ним в эпоху сумерек Маккарти, с тем мраком, в котором сегодня живут многие наши коллеги в СССР». Полинг предложил такой ответ:

Все правительства аморальны. Но я согласен с Глассом в том, что безнравственность правительства США отличается от безнравственности правительства Советского Союза. Также меня беспокоит Сахаров и другие ученые в Советском Союзе. Мое письмо Physics Today выразил мою озабоченность, хотя и краткую, а также другую обеспокоенность тем, как решается проблема Сахарова. Я хотел бы, чтобы я знал больше обо всем этом вопросе.

Хотя Полинг, по-видимому, не прокомментировал вопрос, поднятый Сахаровым в сентябре 1978 г., два активиста поддерживали переписку, и в последующие годы Полинг предложил публичную поддержку многочисленным обращениям своего советского коллеги. .

Нравится:

Нравится Загрузка…

Рубрики: Коллеги Полинга, Лайнус Полинг: Награды, почести и медали | Tagged: Медаль Ломоносова, Андрей Сахаров, Лайнус Полинг |

Заседание Попечительского совета Московского государственного университета им.

М.В. Ломоносова • Президент России

На заседании обсуждались планы развития университета до 2020 года, а также создание на его базе научно-технологического кластера «Воробьевы горы».

* * *

Выступление на заседании Попечительского совета МГУ

Президент Владимир Путин : Добрый день, друзья и коллеги.

Сегодня мы проводим первое заседание Попечительского совета МГУ. Приятно видеть здесь известных людей, людей не просто известных, а реально способных чем-то помочь ведущему вузу нашей страны — Московскому государственному университету. Они могут оказать ему интеллектуальную и финансовую поддержку и предоставить университетским инициативам необходимую административную поддержку.

Многое уже сделано. Если мы посмотрим на промежуточные итоги реализации Программы развития МГУ до 2020 года, то увидим, что уже проделана большая работа. Напомню, что Правительство утвердило эту программу в 2010 году. На нее было выделено 5 миллиардов рублей [более 150 миллионов долларов], я думаю, тогда из средств федерального бюджета, и еще 23 миллиарда рублей было привлечено из внебюджетных источников.

Эти деньги были потрачены в основном на развитие инфраструктуры университета и стимулирование приоритетных направлений исследований. Результаты видны всем.

Открыт Национальный центр коллективного пользования. Его компьютерная база может выполнять самые сложные расчеты и позволяет реализовывать уникальные исследовательские проекты и программы. Это также большой шаг в развитии математики и инженерного образования в России.

Медицинский научно-образовательный центр МГУ также начал работу. Здесь используется самое современное лечебное и диагностическое оборудование, и эта база поможет получать новые результаты в прикладных и фундаментальных исследованиях, а также способствовать обучению.

Космическая программа МГУ тоже получила ускорение. Завершено строительство Кавказской горной обсерватории. В этой обсерватории находится второй по мощности телескоп в России. Несколько спутников, оснащенных университетским оборудованием, выведены на орбиту, и один спутник «Ломоносов» готов к запуску.

В целом существенно укреплена научно-исследовательская база университета. Сейчас важно, чтобы это отразилось на результатах университета. За период с 2010 по 2012 год количество цитируемых публикаций сотрудников университета увеличилось в 3,5 раза, а доля публикаций ученых МГУ увеличилась в общем количестве научных публикаций в России.

Особенно важно, чтобы научные идеи и разработки не оставались на бумаге, а воплощались в жизнь. Выручка инновационных предприятий вуза в прошлом году составила более 5,5 млрд рублей. Это показывает очевидный потенциал его человеческих ресурсов, а также показывает, что его новые инфраструктурные возможности позволяют университету ставить новые амбициозные цели и задачи.

Знаю, что в университете планируется создание научно-технического кластера — Воробьевы горы, кажется, так планировалось. Это даст студентам, молодым исследователям и ученым возможность реализовать прорывные проекты в приоритетных областях науки и инноваций. Речь идет о таких направлениях, как био- и нанотехнологии, моделирование и робототехника, изучение космического пространства и земельных ресурсов нашей страны.

Это уникальный проект, не имеющий аналогов в российских вузах. Сегодня мы услышим подробный доклад на эту тему и в общих чертах обсудим будущие задачи и задачи университета.

В заключение хочу отметить лишь один момент, а именно, что МГУ надо активнее работать со своими выпускниками. Среди выпускников вуза много известных и влиятельных людей во всех смыслах, людей, которые могут способствовать развитию эндаумента здесь и развитию университета в целом в самом широком смысле.

Большое спасибо за внимание.

<…>

Владимир Путин : Это была только наша первая встреча. Я уверен, что их будет больше, и они будут масштабными и ориентированными на развитие топового вуза России.

Я встречался накануне со студентами московских юридических факультетов, в том числе и потому, что сегодня День юриста. Если кто-то из вас здесь занимается юридической профессией, я вас тоже поздравляю с этим праздником.

Студенты задали много вопросов. Один из них был: «Что вы думаете о качестве образования сегодня?» Я поднимаю эту тему, потому что такие вещи, как кластерный проект и многие другие проекты развития, чрезвычайно важны, как и развитие материальной базы университета. Это касается и компьютерного оборудования, без которого не может быть современного учебного и исследовательского комплекса, и таких вещей, как медицинский центр, который мы сегодня тоже осмотрели.

Единственное, мы должны убедиться, что рост университета происходит не только за счет проектов развития. Образовательный контент также важен, как и такие вопросы, как жилье, для студентов, преподавателей и молодых исследователей. Качество образования очень важно; предоставление студентам современных знаний, которые помогут им в будущем.

Студенты задали мне этот вопрос, и сегодня мы его даже не обсуждали. Конечно, ректор и его коллеги думают об этом в своей практической работе. Господин Садовничий [ректор МГУ] говорил сегодня о месте вуза в рейтингах и о том месте, которое он действительно должен занимать. Мы тоже всегда должны помнить об этом и думать об этом.

Если наша поддержка потребуется в какой-либо сфере, я думаю, мы сделаем все возможное, чтобы поддержать господина Садовничего и всех, кто участвует в развитии МГУ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *