Что такое феодальная лестница. Кто входил в феодальную лестницу?
Феодализм как закономерная ступень развития человеческого общества занимает важное место в истории. Система появилась на закате античности и просуществовала в некоторых странах вплоть до девятнадцатого века.
Новый способ производства
Итак, феодальная система, пришедшая на смену рабовладельческому строю, была по определению прогрессивнее. Наиболее динамичная часть средневекового общества — воины и князья — захватывали плодородные свободные земли, превращая их в свою собственность. Ее базой стало крупное земельное владение, которое делилось на две части: господская с усадьбой и населенные пункты с зависимыми крестьянами. Часть владения, принадлежавшая хозяину, называлась «доменом». При этом выделялся особый домен правителя страны, которым он был волен распоряжаться по своему усмотрению. Сюда, помимо пахотных земель, также входили леса, луга, водохранилища.
Большие размеры поместья позволяли изготавливать все необходимое для жизни, поэтому эта экономическая система носила замкнутый характер, а в истории получила название «натуральное хозяйство». Те товары, которых в хозяйстве не хватало, могли быть получены в результате обмена с другим феодальным поместьем. Крестьяне, проживающие в нем, были лично несвободными и обязаны нести определенный перечень повинностей в пользу господина.
Иерархичность средневекового общества
Так складывалась феодальная лестница, то есть такое положение социальных групп, которое демонстрировало их статус в обществе. Это своеобразная пирамида, на вершине которой находился верховный правитель, первый феодал страны – князь или король (в зависимости от государства).
Так каковы различия феодальной лестницы? Они достаточно просто объяснимы. У монарха были верные помощники, которым полагалась плата за службу. Если на ранних этапах глава государства разрешал им собирать налоги с населения и оставлять их часть себе в качестве платы, то позднее система усовершенствовалась. Теперь правитель из своего домена даровал своим слугам – вассалам — земельный надел, заселенный зависимыми категориями населения.
Земельное владение было наследственным, однако верховное право на него принадлежало сюзерену, поэтому в случае измены вассала он мог отобрать поместье. У крупных подданных короля также были слуги, которых необходимо было содержать. Феодалы из собственных имений даровали им земельные участки с определенным количеством крепостных крестьян. Размеры этих наделов зависели от важности этого человека для сюзерена.
Наконец, на нижней ступени феодального сословия находились простые рыцари, которые уже не имели возможности наделять слуг землей. А в основании пирамиды находился «двигатель» всей этой системы – крепостные крестьяне. Таким образом, те, кто входил в феодальную лестницу, были основными сословиями средневекового общества.
Принципы мироустройства Европы
Феодальная лестница, или (по-другому) иерархия, была жесткой структурой. В ней практически отсутствовала любая мобильность. Родившись крепостным, человек им и умирал, возможность изменить свое социальное положение была минимальной. Это придавало средневековому обществу определенную стабильность, граничащую с застоем.
Развитие феодализма практически идентично во всех странах. Первоначально создавалось обширное государство, которое представляло собой конгломерат различных по уровню племен и племенных объединений. Затем эти территории в рамках единого суверенитета получали определенную помощь, росли, укреплялись, что впоследствии привело к их нежеланию подчиняться верховному правителю. Бывшие крупные державы превращались в «лоскутное одеяло», сотканное из разных по размеру и развитию графств, княжеств и прочих феодальных единиц.
Так начинается период распада единого некогда государства. Крупные натуральные хозяйства эпохи феодализма имели и свои преимущества. Так, хозяину было невыгодно разорение собственных крестьян, он их поддерживал различными способами. Но это имело и обратный эффект — усиливалось закрепощение населения.
Отношения иммунитета предполагали право полного сюзеренитета, что означало для крестьян одновременно и защиту, и подчинение. И если в начале личная свобода оставалась за ними в полной мере, то постепенно они ее теряли взамен стабильного существования.
Этнические различия системы
Средневековая феодальная лестница имела свои национальные нюансы. Толкование вассально-сеньориальных отношений было различным, скажем, во Франции и Англии. Развитие их на британском полуострове шло более медленными темпами, чем в континентальной Европе. Поэтому полноценная феодальная лестница в Англии сложилась окончательно к середине двенадцатого века.
Проводя сравнительную характеристику этих двух стан, можно выделить общее и особенное. В частности, во Франции действовало правило «вассал моего вассала — не мой вассал», что означало исключение взаимоподчинения в феодальной иерархии. Это придавало определенную стабильность обществу. Но в тоже время многие землевладельцы понимали это право слишком буквально, что порой приводило к конфликту с королевской властью.
В Англии действовало диаметрально противоположное правило. Именно в результате запоздалого феодального развития здесь действовала норма «вассал моего вассала — мой вассал». В реальности это означало, что все население страны должно подчиняться монарху, вне зависимости от сеньориальной принадлежности. Но в общем феодальная лестница во всех странах выглядела примерно одинаково.
Взаимосвязь социально-экономических процессов
В целом классический феодализм сменился периодом феодальной раздробленности, в который Европа погрузилась с десятого века. До тринадцатого века шел процесс постепенной централизации и создания национальных государств на базе уже новых условий. Феодальные отношения видоизменялись, однако сохранялись в Европе до 16-17 веков, а если брать в расчет Россию, то и вовсе практически до 19 века.
Процесс централизации, начатый на Руси также в 13 веке, был прерван нашествием монгольских завоевателей, что и вызвало такое продолжительное существование феодальных пережитков в нашей стране. Лишь после отмены крепостного права в 1861 году Россия встала на капиталистический путь развития двумя ногами.
Феодальная лестница | План-конспект урока по истории (6 класс):
Урок в 6 классе
Феодальная раздробленность в Западной Европе в 9 – 11 веках.
Цель: познакомить с причинами феодальной раздробленности, с задачами и особенностями государства в период раздробленности; показать связь между укреплением собственности феодалов на землю, и переходом к ним функций государственной власти., способствовать выработке умения устанавливать взаимосвязи причины и следствий; дать представление о феодальной морали и обычаях, об историческом пути народов в 9- 11 веках.
Планируемые результаты: Предметные: научиться овладевать целостными представлениями об историческом пути народов 9 – 11 веков., устанавливать причинно — следственные связи., рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники; читать историческую карту, анализировать и обобщать данные карты., работать со схемами; метапредметные УУД : самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям в современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной и полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средство достижения цели из предложенных а также искать их самостоятельно; давать определения понятий ; анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления; формировать способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – общественную, учебную, и др. ; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план действий; Личностные УУД – формировать личностную мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально нравственный опыт предшествующих поколений.
Оборудование: Схема «Феодальная лестница», иллюстрация из учебника, мультимедийная презентация.
Тип урока: открытие нового знания.
Ход урока.
1.) Организационный момент:
2.) Мотивационно — целевой этап:
В монастырских хрониках середины 9 века так описывается положение о западной Европе: «Государство, ещё единое недавно, разделено на 3 части, и никого уже нельзя считать императором; вместо государя — маленькие правители, вместо государства — один только кусочек… Всякий занимается своими собственными интересами». Давайте поближе познакомимся с этим этапом в развитии человечества.
3.) Актуализация знаний:
— Вспомните Причины образования империи Карла Великого.
— Сколько лет она просуществовала?
— Предположите, какие вопросы мы должны обсудить на уроке?
— Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (Презентация)
— Тема урока: Феодальная раздробленность в Западной Европе в 9 – 11 веках.
( Знакомство с планом урока)
План урока:
- Причины феодальной раздробленности
- Сеньоры и вассалы
- Слабость королевской власти во Франции
- Образование Священной Римской империи
- Формулирование проблемных вопросов урока (Почему возникает феодальная раздробленность ?)
Если король в период феодальной раздробленности считался «первым среди равных», то почему вообще сохранилась королевская власть ?
Работа по теме урока: 1.) Причины феодальной раздробленности (возникновение и распад раннефеодального государства объясняются интересами формировавшегося в то время класса феодалов.
— До каких пор феодалы поддерживали центральную власть императора
— Когда перестали её поддерживать ?
— Существовали ли прочные хозяйственные связи между различными частями империи ?
— На кого мог рассчитывать феодал в случае восстания крестьян, потерявших свободу ?
— Кто осуществлял власть на местах ?
— Какие последствия имели эти процессы ? (проверка выполнения задания и составление схемы)
Распад Европы на отдельные части привёл к грабежам и убийствам. Вот как описывали современники междуусобицы: А граф пошёл на недругов походом,
Стал выжигать и грабить их феоды,
Их замки брать и сравнивать с землёю,
Во прах сметать их стены и донжоны.
«Нет войны без пожаров и крови», — провозглашал поэт рыцарь Бертран Де Борн.Такие войны называются междуусобными.
— Как вы думаете, кто больше всего страдал от этих войн ? (ответы учеников)
(Таблица в учебнике на странице 63.) Запись в тетрадь.
Сеньоры и вассалы:
Как же выстраивались отношения между феодалами в период феодальной раздробленности.
Задание: работа с текстом П 2, 3 параграф 4, охарактеризуйте отношения между сеньором и вассалом заполнив в таблицу.
Дети записывают таблицу обязанностей вассалов и сеньоров ( проверка задания)
Задание: По закону Германии первой половины 9 века было сказано, что сеньор не может забрать у вассала феод без вины, только по приговору равных, если будет доказано, что он нарушил обязанности вассала: покинул сеньора в бою, напал на сеньора или его замок, убил брата или племянника сеньора.
— Сделайте на основе содержания закона вывод о том, какие отношения могли складываться между сеньорами и вассалами. (Ученики выполняют задание)
— Как называлась организация феодалов в период раздробленности ?
— Прокомментируйте схему « Феодальная лестница».
— Для чего она была создана ?
— Были включены крестьяне в феодальную лестницу ? Почему ? ( ученики выполняют задание)
Задание: в документе сказано, что Матвей Монморанси за феод, полученный от парижского епископа должен отправляться в поход по требованию этого епископа с двумя рыцарями.
— В каких отношениях находились между собой названные люди ?
— К какой ступени феодальной лестницы относился Матвей Монморанси ? (проверка задания)
3.) Слабость королевской власти во Франции
Власть последних королей из династии Каролингов во Франции существенно слабела.
Представьте, что эти короли рассказывают о своей непростой судьбе.
Задание: Работая с текстом пункт 4 параграф 4, от имени одного из последних королей из династии Каролингов во Франции расскажите о своём положении ( ученики готовят задание, презентуют работу)
4. ) Образование Священной Римской империи.
— Как образовалась Священная Римская империя ?
Почему германские императоры стремились короноваться в Риме ? (ответы учеников)
- Подведение итогов урока
— Если король в период феодальной раздробленности считался лишь «первым среди равных», то почему вообще сохранялась королевская власть ?
— Мог ли один рыцарь быть вассалом нескольких сеньоров ?
Обоснуйте свой ответ
(Проверка выполнения задания и подведения итогов урока.)
- Рефлексия
Что нового узнали на уроке ?
Какие умения и навыки отрабатывали ?
С какими новыми терминами познакомились ?
Что понравилось, а что не понравилось ?
Выводы ?
Домашняя работа: параграф 4 задание 5.
путешествие по лестнице роль в архитектуре
Лестница – один из богатейших архитектурных элементов с точки зрения формальных возможностей, один из самых сложных для геометрического решения и один из самых требовательных на функциональном уровне. В архитектуре архитекторов AGi лестницы обычно приобретают важную роль, так как они дают возможность обозначить особый переход между этажами. Лестница рассматривается как пространство, выходящее за рамки простой функции, даже в жилых помещениях, таких как Nirvana Home или Secret House. Подчеркнутая между своим формальным решением и потребностью в функциональности, лестница на протяжении всей истории играла разные роли. Этот текст предлагает экскурсию по некоторым историческим примерам, которые на Западе также отражают то, что они значили для своих разработчиков и пользователей.
Функция винтовой готической лестницыСредневековые архитекторы отдавали предпочтение винтовым лестницам, таким как показанная выше лестница четырнадцатого века в замке Шатодан, нарисованная Виолле-ле-Дюк. Эти лестницы занимали очень мало места, позволяли разместить выходы или двери в любой точке своего маршрута, легко освещались и были просты в исполнении.
Древнейшие средневековые винтовые лестницы были образованы резным каменным стержнем, придававшим форму строению, окруженному круговой стеной, также сделанной из камня, наподобие башни. «Пол» поднимался по спирали, имел форму купола и был построен из щебня, опираясь на ядро и на внутреннюю круглую поверхность. Мало-помалу эти своды были разрушены, так как в начале тринадцатого века их начали строить из более крупных камней. Внутри замков множились винтовые лестницы, кроме тех, что доходили до всех этажей, некоторые стали строиться в толще стен, сообщая только два этажа, как перекрывающие друг друга квартиры.
Для средневекового архитектора лестница была функциональной, ни в коем случае не задумывалась как театральный элемент внутри дворца. Большие помещения замков всегда располагались на первом этаже, поэтому лестницы обычно использовались только для обслуживания частных помещений.
Андреа Палладио и введение идеи комфортаЧетыре книги по архитектуре , опубликованные итальянским архитектором Андреа Палладио в 1570 году, представляют собой обширный трактат об элементах, стандартах и архитектурных примерах, обильно иллюстрированный с рисунками самого Палладио.
Среди других архитектурных элементов в книгу включены несколько примеров лестниц, которые для архитектора из провинции Венето уже не просто средство подъема или спуска по зданию. Комфорт становится фундаментальным аспектом, и по этой причине человек рассматривается как скалярная точка отсчета при проектировании лестницы, которая становится менее крутой и глубокой. Архитектор по-прежнему сохраняет лестницу заключенной между стенами, они не устанавливают визуальных связей с жилыми помещениями: они являются лишь еще одним отсеком среди других отсеков или комнат здания.
Лестница как скульптура в Лаврентьевской библиотекеПредложение Микеланджело по поручению, данному ему Папой Медичи Климентом VII, Лаврентьевской библиотеки, в которой должны были храниться ценные кодексы семьи Медичи, можно считать началом Второй этап итальянского Возрождения. Микеланджело использовал классические элементы архитектуры, но вместо того, чтобы расположить их по канону, он выразительно использовал колонны, фронтоны и карнизы. Стена исчезла, забитая непропорциональными архитектурными элементами, не в масштабе и в действительно антиконструктивной организации, в явном структурном дисбалансе. В вестибюле тройная лестница стала типичным образцом архитектуры маньеризма.
Начало работ относится к 1525 году, но когда Микеланджело уехал из Флоренции в 1534 году, была построена только часть читального зала. Триболо, Вазари и Амманнати продолжили проект, отступив от словесных указаний Микеланджело. Центральные ступени были спроектированы выпуклыми и изменяющимися по ширине, а внешние участки были построены прямыми. Лестница, казалось, изливалась лавой с верхнего уровня и чрезмерно занимала пространство вестибюля, почти полностью. Целое стало тревожным и выразительным элементом, как статуи итальянского художника.
Масштаб и имперская мощь в Зимнем дворце Санкт-ПетербургаИмператорская лестница — так называется лестница с разделенными маршами. Первая секция, нижняя, является центральной и делится на половине высоты на две симметричные секции, которые снова соединяются на верхнем этаже. Императорская лестница — это та, которая принимает публику напоказ, демонстрируя огромные масштабы. Говорят, что он был в Эль-Эскориал в Мадриде, где его впервые использовали.
В 1703 году Петр Великий приказал построить новый город, Санкт-Петербург. Этот новый город на берегу Невы стал ответом на проект вестернизации и расширения Российской империи, целью которого было объединение страны царей в великую европейскую державу. Дворец, построенный Петром I, должен был отказаться от барочного византийского влияния, характерного для русской архитектуры того времени. Вместо этого он предпочитал более европейский стиль и монументальный масштаб.
Иорданская лестница в Зимнем дворце была главной точкой приема гостей и демонстрации огромной власти царей. Войдя во Дворец через Посольский подъезд, в центральном дворе, они пересекли Колонный зал, прежде чем подняться по лестнице в Парадные апартаменты. Несоразмерная роскошь, в которой жили правители, отражена в таких анекдотах, как тот факт, что для того, чтобы подавать парное молоко, во дворце, наряду со слугами, жили и коровы, позволяющие распоряжаться им в любое время.
Статус, пристальный взгляд, мода и социальный класс во Дворце Гарнье в Париже14 января 1854 года Наполеон III подвергся нападению по пути в бывшую оперу в Париже, казнен итальянским анархистом Феличе. Орсини, из которого он вышел целым и невредимым. В тот же день император решил построить новое здание в другом месте, для которого был специально спроектирован прямой и безопасный доступ — на Авеню де л’Опера. Новый театр станет одним из самых значительных элементов, построенных в рамках великой реформы Парижа, продвигаемой Наполеоном III. Это было одно из самых больших зданий в известном проекте сноса и реконструкции под руководством барона Османа, изменившего облик французской столицы. В 1858 году 12 000 квадратных метров средневековой городской ткани были снесены, чтобы построить новую оперу для парижских трупп, великим вдохновителем которых был не кто иной, как Людовик XIV, «Король Солей».
После архитектурного конкурса единогласно было выбрано предложение молодого 35-летнего Шарля Гарнье, едва начавшего строительство. Случались многочисленные препятствия и перерывы, откладывающие открытие здания до 1875 года, через два года после смерти Наполеона III, сосланного в Англию. Оперу можно рассматривать как синтез стиля Второй империи и место исключительной пышности парижской буржуазии. Шарль Гарнье спроектировал впечатляющее пространство, оформленное в эклектичном стиле с большим цветовым разнообразием. В отличие от пренебрежительного отношения к проходным зонам в театрах того времени, Гарнье придавал им большое значение. Эти лестницы были настоящим сердцем его театра. Место, где можно увидеть и быть увиденным.
Современное искусство, абстракция и государство во Дворце ИтамаратиПаласиу-ду-Итамарати в Бразилиа, открытый в 1970 году, – это название штаб-квартиры Министерства иностранных дел Бразилии. Здание задумывалось как презентация Бразилии посетителю. Доступ через мост, который спасает огромный декоративный пруд с тропическими растениями. Во дворце находится одна из крупнейших коллекций произведений искусства в Бразилии. Здание было спроектировано Оскаром Нимейером, архитектором города. Athos Bulcão создал украшенные стены. Бурле Маркс спроектировал сады с растениями из региона Амазонки. Бруно Джорджи вырезал скульптуру «Метеор» из каррарского мрамора. В садах скульптуры бразильцев, таких как Альфредо Вольпи, Бруно Джорджи, Франс Крайцберг, Франц Вайсманн, Мария Мартинс, Мэри Виейра, Ибере Камарго, Ионе Салданья, Рубем Валентим, Сержио де Камарго и Томи Охтаке.
В главный зал на первом этаже площадью 220 квадратных метров, свободный от колонн, спирально поднимается винтовая лестница шириной 2,3 метра. Лестница лишена элементов. Лишенный структуры, он, кажется, летит волшебным образом. Без ограждения, так как это не имело смысла. Это становится чистой геометрией, исключительно формой. Дворец представляет собой набор абстрактных художественных выражений, демонстрирующих великолепие бразильского современного искусства, которое ценится как символ государства.
Замковая терминология
Allure or Wall-walk: проход за парапетом крепостной стеныАпсида: круглый или многоугольный конец башни или часовни
Аркады: ряды арок, опирающиеся на колонны, отдельно стоящие или прикрепленные к стене (глухая аркада)
Петля для стрел: узкая вертикальная щель в стене, через которую можно выпускать стрелы изнутри.
Ашлар: блоки из гладкого прямоугольного камня любого вида
Бейли или Уорд: внутренний двор в стенах замка
Баллиста: механизм, напоминающий арбалет, используется для метания ракет или больших стрел.
Барбакан: надстройка или переднее продолжение ворот замка
Цилиндрический свод: полукруглая крыша из камня и дерева
Бартизан: нависающая угловая башня
Бастион: небольшая башня в конце навесной стены или в середине внешней стены
Зубчатая стена: узкая стена, построенная вдоль внешнего края стены для защиты солдат от нападения
Колокольня: высокая подвижная деревянная башня на колесах, используемая при осадах
Браттис: (см. накопление)
Маслобойня: помещение для раздачи напитков
концентрические: имеющие два набора стен, один внутри другого
Зубцы: зубчатый зубец, состоящий из чередующихся зубцов (отверстий) и зубцов (квадратных зубьев пилы)
Cross-wall: внутренняя перегородка в большой башне
Навесная стена: крепостная стена, ограждающая внутренний двор
Вырез: штурмовая башня
Каркас: каменный кронштейн, выступающий из стены или угла для поддержки балки
Донжон: внутренняя крепость замка
Подъемный мост: деревянный мост, ведущий к воротам, который можно поднимать или опускать
Барабанная башня: круглая башня, встроенная в стену.
Подземелье: тюрьма, обычно находится в одной из башен.Enceinte: ограждающая стена, обычно внешняя, укрепленного места
Амбразура: нижний сегмент чередующихся высоких и низких сегментов бойницы
Escalade: восхождение на стену замка
Наконечник: тонкий кусок камня, используемый для украшения вершин зубцов
Предпостройка: выступ перед донжоном или донжоном, содержащий лестницу к главному входу
Гардероб: уборная
Ворота: комплекс башен, мостов и барьеров, построенных для защиты каждого входа через замок или городскую стену
Холл: основные жилые помещения средневекового замка или дома
Клад: крытая деревянная галерея, прикрепленная к верхней части башни или занавеса с внешней стороны для защиты замка
Inner Ward или Inner Bailey: открытая площадка в центре замка.
Крепость: внутренняя крепость замка
Бойница: прорезь в стене для света, воздуха или стрельбы
Машиколяция: выступ в зубчатой стене стены с отверстиями, через которые можно было сбрасывать снаряды на осаждающих
Мангонель: камнеметальная машина, работающая на кручение, используемая в качестве осадного орудия против замков
Мерлон: часть зубчатой стены, квадратная «пила» между зубцами
Мертриер: петля для стрелы, прорезь в бойнице или стене для стрельбы из лука или для наблюдения
Ров: глубокая траншея, обычно заполненная водой, окружавшая замок
Мотт: земляной вал, на котором был построен замок
Дыры убийства: участок между главными воротами и внутренней решеткой, куда через дыры с крыши могли сбрасываться стрелы, камни и горячее масло.
Oilette: круглое отверстие в основании бойницы
Эркер или эркерное окно: выступающая комната на верхнем этаже, позже эркер на верхнем этаже
Подземелье: подземелье, в которое можно попасть через люк.
Частокол: крепкий деревянный забор, построенный для ограждения участка до тех пор, пока не будет построена постоянная каменная стена
Парапет: защитная стена в верхней части укрепления вокруг внешней стороны прохода по стене
Решетка: вертикальная раздвижная деревянная решетка, обитая железом, подвешенная перед воротами, предназначенная для защиты ворот
Задние ворота: второстепенные ворота или дверь, часто расположенные в задней части замка.
Путлог Отверстие: отверстие, преднамеренно оставленное в поверхности стены для вставки горизонтальной стойки
Таран: таран
Облицовка: облицовка слоем камня, каменных плит и т. д. для большей прочности. Некоторые земляные холмы были облицованы камнем.