Архитектура и скульптура 20 века в россии: Русская архитектура первой половины 20 века: plastikaokon — LiveJournal

Русская архитектура первой половины 20 века: plastikaokon — LiveJournal

  

Двадцатый век был эпохой самых больших перемен в обществе. Менялось правительство, экономика, социальные и культурные установки. Люди были полны надежд на перемены к лучшему. Художники, музыканты, литераторы, скульпторы и архитекторы в своем творчестве отражали дух нового времени.

Сегодня мы с вами поговорим о трех архитектурных стилях, характерных для первой половины двадцатого века.

Промышленная революция шла полным ходом во всей Европе. В ответ на всеобщую унификацию возник стиль модерн: плавный, изящный, изысканный. Художники этого направления старались создавать уникальные вещи, предназначенные исключительно для красоты и радости. У модерна много названий: ар-нуво во Франции, югендстиль в Германии, либерти в Италии, modern style (современный стиль) в Англии. Временной период модерна — примерно с 1890 по 1910 годы.

Отличительная особенность стиля — отказ от классических прямых линий и углов в пользу более плавных, «природных» линий и декоративных элементов неорусского или необарочного стиля.

Архитектура модерна уверенно использует новые технологии и материалы — металл, бетон, железобетон. В это время появилась возможность строить многоэтажные здания, увеличить размер оконных проемов, арок и дверей. Архитекторы нового стиля уделяли большое внимание комфорту: дома оснащались лифтами и центральным отоплением. Ярким примером модернистской конструкции может служить Эйфелева Башня в Париже, созданная в 1889 году.

В России стиль модерн был представлен, в первую очередь, работами архитектора Федора Осиповича Шехтеля. Две его самые известные работы — особняк Рябушинского на Малой Никитской в Москве и здание Ярославского вокзала.

Особняк Рябушинского сочетает в себе причудливые элементы мавританского стиля и английской готики. Разноуровневые окна двухэтажного здания создают эффект многоэтажности. Главным украшением интерьера здания считается парадная лестница из белого мрамора, выполненная в виде волны.

Среди петербуржских памятников модерна можно выделить Дом компании Зингер, он же Дом Книги, где сейчас находится офис Вконтакте, а также гостиница Астория и Витебский вокзал. В Москве, кроме уже упомянутых зданий авторства Шехтеля, можно выделить ЦУМ, гостиницу Метрополь и особняк Листа.

Наряду с модерном, в российской архитектуре присутствовали также стили неоклассицизм и новорусский стиль, последний считается одним из ответвлений модерна. Именно в этом стиле выполнен Ярославский вокзал.

После революции художники русского авангарда, в частности, архитекторы, провозглашают новое искусство для нового времени. В этот период создаются экспериментальные проекты, в частности, Шуховская башня на Шаболовке авторства Владимира Григорьевича Шухова.

Лидирующим стилем в архитектуре становится конструктивизм. Для него были характерны, в противовес модерну, четкость и строгость линий и монолитность внешнего облика зданий. На первый план выходит конструктивная основа зданий — железобетонный каркас. У конструктивизма было свое ответвление, функционализм. В его основе лежит научный анализ особенности функционирования зданий.

Именно в рамках этого стиля появляются характерные дома той эпохи — дворцы труда, рабочие клубы и дома-комунны.

Архитекторы конструктивизма боролись за то, чтобы принцип работы не превратился в стиль. Они увлекались идеями французского архитектора Ле Корбюзье, который был ярким представителем функционального стиля. Так, Дворец культуры Зил по проекту братьев Весниных был построен по пяти принципам Ле Корбюзье: опоры-столбы вместо массивов стен, свободная планировка, свободное оформление фасада, удлиненные окна и плоская крыша. Здание подчеркнуто геометрично.

Еще одно известное произведение тех времен — работа архитектора Алексея Викторовича Щусева, мавзолей Ленина на Красной площади. Здание было возведено из железобетона, облицовано гранитом и лабрадоритом. Это постройка объединила в себе черты конструктивизма и ар-деко, сменившего и модерн, и конструктивизм.

Начиная с 30-х годов прошлого века властный интерес к архитектуре конструктивизма угасает, и на арену выходит стиль, надолго закрепившийся в России — сталинский.

Этот стиль характеризуется монументальностью, порой граничащей с гигантоманией, жесткими стандартами и техниками постройки. В зданиях сталинской эпохи нашли свое отражение и неоклассицизм, и ар-деко, и стиль империи — ампир. Как и в классизме, здесь использовались архитектурные ордеры и скульптуры в оформлении зданий. Дома украшались барельефами с изображением трудящихся, а также символов советского времени — звезд, серпов, молотов и венков. В оформлении общественных интерьеров использовались мрамор, бронза, лепнина и ценные породы дерева.

Элементы стиля ар-деко мы можем видеть в оформлении станций Московского метро, например, Маяковской, Аэропорта, Сокола и Кропоткинской. Знаменитые сталинские высотки также относятся к стилю послевоенного советского ар-деко.

Элементы стиля ампир — портик и парадная фасадная композиция — использовались при создании главного входа в Парк Горького и главного павильона ВДНХ.

В архитектуре второй половины двадцатого века тоже были свои шедевры, оказавшие значительное влияние на облик российских городов. Об этом мы поговорим в следующих материалах.

Скульптура в искусстве XX века

Лекций в курсе: 12. Вы можете пройти курс целиком или выбрать интересующие вас лекции

Что такое скульптура и что с ней стало в XX веке?

Скульптура и «художественное творчество в трехмерном пространстве» — общее и различия. Некоторые традиционные термины скульптуры: статуя, рельеф, памятник. Античные, мифологические и философские истоки теории скульптуры. Ренессансные и академические традиции в XIX веке. Традиционные функции скульптуры и ее жанров. Идея чистой формы в скульптуре XX века. Отказ от статичной формы. Проникновение динамики, движения в скульптуру. Скульптура и культивирование материалов в XX веке. Скульптура и «найденный объект». Понятие арт-объекта. Новые функции творчества в трехмерном пространстве; скульптура и общественное пространство вчера и сегодня.

Лекция прошла

Оплатить лекцию

Оставить заявку

Зарегистрироваться

Огюст Роден и другие отцы модернистской скульптуры

Огюст Роден в контексте художественных направлений своей эпохи: салонный академизм, натурализм, импрессионизм, символизм. Роден как инициатор бесформенной скульптуры: атектоника, динамизм, фрагментарность. Роден и проблема монумента. Отказ от монументальности. Другие отцы современной скульптуры: Медардо Россо, Адольф Гильдебрандт, Аристид Майоль, Оноре Домье и Эдгар Дега, Поль Гоген и Ренуар.

Лекция прошла

Оплатить лекцию

Оставить заявку

Зарегистрироваться

Скульптура фовизма, кубизма, футуризма и экспрессионизма

Матисс как скульптор. Почему фовизм не породил скульптурной школы? Сезанн и скульптура. Увлечение экзотической скульптурой в начале XX века. Скульпторы-кубисты: Пикассо, Хуан Грис, Фернан Леже, Александр Архипенко. Скульпторы-футуристы: Боччони. Отчего футуризм почти не выражен в скульптуре? Экспрессионизм в скульптуре: Э. Л. Кирхнер, Вильгельм Лембрук, Эрнст Барлах, Бернхард Хетгер.

Лекция прошла

Оплатить лекцию

Оставить заявку

Зарегистрироваться

Константин Бранкузи

Бранкузи и его румынские народные корни. Стили модерн, ар-деко и символизм в его творчестве. Материалы, образы, символы. Опыт создания монумента. Бранкузи как метафизик. Бранкузи как элитарное явление. Бранкузи и прикладное искусство. Изменения в статусе Бранкузи за последние 50 лет.

Лекция прошла

Оплатить лекцию

Оставить заявку

Зарегистрироваться

Абстрактная скульптура: от сенсации к привычному

Существует ли абстрактная скульптура или только абстрактные приемы внутри отдельных и различных художественных направлений (кубизм, дадаизм, конструктивизм, сюрреализм, абстрактный экспрессионизм, минимализм, оптическое искусство и пр.)? Малевич, Кандинский и Мондриан, основатели абстрактного искусства, точки зрения скульптуры и трехмерного пространства. Скульпторы Наум Габо, Николай Певзнер, Ласло Мохой-Надь. Татлин как художник трехмерного пространства. Абстрактные формы как привычный антураж современного западного города. Ричард Серра и Ульрих Рюкрим.

Лекция прошла

Оплатить лекцию

Оставить заявку

Зарегистрироваться

Дадаизм и скульптура

Категории «скульптура», «вещь», «объект», «конгломерат», «подбор», «ассамбляж», «конструкция». Негативное отношение дадаизма к скульптуре, монументальности, завершенности, а также к художественным материалам. Дадаизм как колыбель новой пластики и работы в трехмерном пространстве с разнообразными материалами. Ганс Арп, дадаист и скульптор. Макс Эрнст, Ханна Хех, Курт Швиттерс, Отто Фрейндлих и их работы, которые формально относятся к скульптуре. Квазискульптурные моменты в творчестве Пикабиа, Ман Рея и Отто Дикса.

Лекция прошла

Оплатить лекцию

Оставить заявку

Зарегистрироваться

Марсель Дюшан как скульптор

От живописи к трехмерному пространству. Ранние картины с мотивом человеческой фигуры. Сущность реди-мейда. Писсуар, сушилка и другие произведения как псевдоскульптуры. Из трехмерного пространства — в пространство сновидения, воспоминания и виртуальности. Изобретение мультипля. Дюшан как живая скульптура. Новое понимание пластики (в противоположность скульптуре).

Лекция прошла

Оплатить лекцию

Оставить заявку

Зарегистрироваться

От скульптуры к объекту и инсталляции

Для инсталляции нужны объекты. Уже их собирание и расположение в пространстве есть перформанс. Последний преобразует найденное и создает новое. Инсталляция может быть следом перформанса. Найденные объекты есть следы и фрагменты предшествующих действий. Документация и музеализация перформанса порождает инсталляцию. Названные процессы можно наблюдать в творчестве Йозефа Бойса, крупнейшего художника-скульптура, внесшего новую динамику в понимание творчества как пластического процесса. Понятие о социальной скульптуре-пластике. Бойс в мастерской Эвальда Матаре. Скульптура Бойса. Акции Бойса. Американский художник Эдвард Кинхольц и превращение скульптуры и инсталляции в подобие нового сунического искусства. Скульптура и сцена вчера и сегодня.

Лекция прошла

Оплатить лекцию

Оставить заявку

Зарегистрироваться

Сюрреализм и скульптура

Противоречивое отношение сюрреализма к статичному изображению. Культ энигматической маски. Метод овеществления эфемерного. Алхимический культ материалов. Дали и скульптура. Скульптурные работы Хуана Миро. Скульптурный момент в иллюзорном мире де Кирико. Наследники сюрреализма и скульптура. Эрнст Фукс и Жан Тенгли. Поп-арт как один из наследников дада и сюрреализма. Трехмерные объекты Раушенберга, Лихтенштейна, Джаспера Джонса в публичном пространстве. Возвращение монументальности.

Лекция прошла

Оплатить лекцию

Оставить заявку

Зарегистрироваться

Консервативная скульптура XX века

Разнообразие консервативных явлений в XX веке. Релевантность и нерелевантность идеологии художников при оценке их достижений. Традиционная функционально-жанровая система. Франция: Бурдель и Деспио. Италия: скульптуры Мраморного стадиона в Риме. Испания: Хуан де Авалос и его монумент в Долине павших. Германия: Георг Кольбе, Фриц Кремер. Россия: Вера Мухина, Эрнст Неизвестный, Михаил Шемякин.

Лекция прошла

Оплатить лекцию

Оставить заявку

Зарегистрироваться

Западная скульптура 1950–1970-х годов

Появление и развитие музеев скульптуры. Сады и парки современной скульптуры. Скульптурные фестивали, пленэры, воркшопы. Скульптура как паблик-арт. Изучение истории скульптуры. Выставки по истории скульптуры. Юбилеи скульпторов. Скульптура на Венецианской биеннале и на Документе в Касселе.

Лекция прошла

Оплатить лекцию

Оставить заявку

Зарегистрироваться

Место скульптуры в культуре конца XX — начала XXI века

Скульптура и другие виды визуального искусства: театр, кино, видео. Скульптура и дизайн. Скульптура и архитектура в XX веке. Неактуальность скульптуры. Левая критика официального, буржуазного и фетишистского характера скульптуры. Упорство традиционных общественных структур в их обращении к скульптуре в целях увековечивания памяти лиц и событий. Скульптура XX века и церковь. Социальные и эстетические перспективы скульптуры в цифровом информационном обществе. Скульптура и политическая борьба.

Лекция прошла

Оплатить лекцию

Оставить заявку

Зарегистрироваться

8 (812) 912 93 93 [email protected]

Сборник электронных книг UC Press, 1982–2004 гг.

: форма поиска
 Дом  Поиск Просмотреть
 
 Книжная сумка  О нас Справка

Ключевое слово SearchAdvanced Search

Поисковые книги для:

Советы по поиску

9004

966..

.

. 700677.

. 700677777.

7. 7006777777777777676 гг. 200520042003200220012000199919981997199619951994199319921991199019891988198719861985198419831982198119801979197819771976197519741973197219711970196919681967196619651964196319621961196019591958195719561955195419531952195119501949194819471946194519441943194219411940  to  200520042003200220012000199919981997199619951994199319921991199019891988198719861985198419831982198119801979197819771976197519741973197219711970196919681967196619651964196319621961196019591958195719561955195419531952195119501949194819471946194519441943194219411940

Show all books public access books   [?]


Точная фраза: «Недохранитель в Америке»

Скульптура России

  1. Дом
  2. Россия
  3. Культура
  4. Скульптура

Медный всадник. Конная статуя Петра Великого в Санкт-Петербурге

 

На протяжении всей истории развитие русской скульптуры тесно совпадало с развитием страны в целом, и сегодня эти исторические памятники служат отражением социально-политического климата нации на момент создания каждой статуи.

Ваяние долгое время считалось затратным и утомительным видом искусства, которое в России начало формироваться лишь в XVIII веке. Главным спонсором его многих одаренных скульпторов часто было само правительство, которое рассматривало русские памятники как средство вдохновения населения и вселения веры в коллективную силу граждан, чтобы противостоять врагу и цепляться за общее национальное наследие.

Скульптуры в Российской империи

Значительные успехи в развитии русской скульптуры начались в связи с реформами Петра Великого на рубеже XVIII в. В это время в Российскую империю регулярно приглашали многих иностранных архитекторов и зарубежных скульпторов, самым известным из которых был Бартоломео Карло Растрелли. Наиболее известным произведением Растрелли, особенно известным своими портретными бюстами, является его бюст Петра Великого, который сейчас выставлен в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Среди великих русских скульпторов этой эпохи был Иван Зарудный, автор иконостаса Петропавловского собора.

В эпоху классицизма при Екатерине II искусство ваяния вышло на новый уровень, поскольку скульптура создавалась для тесного взаимодействия с окружающей архитектурой и формировалась в различных стилях, популярность которых то возрастала, то угасала. Очередной подъем искусство русской лепки пережило, когда в 1757 году генералом Иваном Шуваловым была основана Императорская Академия художеств. Крупнейший институт такого рода в стране, академия подготовила поразительное количество уважаемых скульпторов, в том числе Федота Шубина, Федора Гордеева, Михаила Козловского, Ивана Мартоса и Феодосия Щедрина. Вклад этих художников в разнообразие статуй и памятников в Москве, Санкт-Петербурге и за их пределами нельзя недооценивать.

Дореволюционные скульптуры

Своего расцвета творчество дореволюционной русской скульптуры достигло во второй половине XIX века. Изобилие дореволюционной скульптуры в России, отличающееся отчетливым использованием декора, историзма и эклектики, которые обычно выражались в лаконичной и упрощенной манере, четко различимы, если не избыточны.

Начало 20 века ознаменовалось приходом западного модерна и так называемого неорусского стиля, двух течений, которые сильно повлияли на стиль статуй в России. Творческий поиск многих русских скульпторов той эпохи позволил им создать настоящие шедевры любого размера и разнообразия.

Скульптуры в СССР

После русской революции 1917 года и прихода к власти советского режима по всей стране был осуществлен строгий план пропаганды, разработанный Лениным, и русские памятники той эпохи должным образом отражают эту идеологию. Статуи советской эпохи были почти исключительно политическими. Скульпторы часто использовали новаторские техники при создании своих работ, и хотя в каком-то смысле это было формой творческого самовыражения, оно также возникло из-за необходимости адаптироваться к некачественным материалам, с которыми художники были вынуждены работать. Возможно, по этой причине до наших дней дошло относительно немного советских скульптур, и большинство из них — это статуи и бюсты Владимира Ленина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *