Русская архитектура первой половины 20 века: plastikaokon — LiveJournal
Двадцатый век был эпохой самых больших перемен в обществе. Менялось правительство, экономика, социальные и культурные установки. Люди были полны надежд на перемены к лучшему. Художники, музыканты, литераторы, скульпторы и архитекторы в своем творчестве отражали дух нового времени.
Сегодня мы с вами поговорим о трех архитектурных стилях, характерных для первой половины двадцатого века.
Промышленная революция шла полным ходом во всей Европе. В ответ на всеобщую унификацию возник стиль модерн: плавный, изящный, изысканный. Художники этого направления старались создавать уникальные вещи, предназначенные исключительно для красоты и радости. У модерна много названий: ар-нуво во Франции, югендстиль в Германии, либерти в Италии, modern style (современный стиль) в Англии. Временной период модерна — примерно с 1890 по 1910 годы.
Отличительная особенность стиля — отказ от классических прямых линий и углов в пользу более плавных, «природных» линий и декоративных элементов неорусского или необарочного стиля.
В России стиль модерн был представлен, в первую очередь, работами архитектора Федора Осиповича Шехтеля. Две его самые известные работы — особняк Рябушинского на Малой Никитской в Москве и здание Ярославского вокзала.
Особняк Рябушинского сочетает в себе причудливые элементы мавританского стиля и английской готики. Разноуровневые окна двухэтажного здания создают эффект многоэтажности. Главным украшением интерьера здания считается парадная лестница из белого мрамора, выполненная в виде волны.
Среди петербуржских памятников модерна можно выделить Дом компании Зингер, он же Дом Книги, где сейчас находится офис Вконтакте, а также гостиница Астория и Витебский вокзал. В Москве, кроме уже упомянутых зданий авторства Шехтеля, можно выделить ЦУМ, гостиницу Метрополь и особняк Листа.
Наряду с модерном, в российской архитектуре присутствовали также стили неоклассицизм и новорусский стиль, последний считается одним из ответвлений модерна. Именно в этом стиле выполнен Ярославский вокзал.
После революции художники русского авангарда, в частности, архитекторы, провозглашают новое искусство для нового времени. В этот период создаются экспериментальные проекты, в частности, Шуховская башня на Шаболовке авторства Владимира Григорьевича Шухова.
Лидирующим стилем в архитектуре становится конструктивизм. Для него были характерны, в противовес модерну, четкость и строгость линий и монолитность внешнего облика зданий. На первый план выходит конструктивная основа зданий — железобетонный каркас. У конструктивизма было свое ответвление, функционализм. В его основе лежит научный анализ особенности функционирования зданий.
Архитекторы конструктивизма боролись за то, чтобы принцип работы не превратился в стиль. Они увлекались идеями французского архитектора Ле Корбюзье, который был ярким представителем функционального стиля. Так, Дворец культуры Зил по проекту братьев Весниных был построен по пяти принципам Ле Корбюзье: опоры-столбы вместо массивов стен, свободная планировка, свободное оформление фасада, удлиненные окна и плоская крыша. Здание подчеркнуто геометрично.
Еще одно известное произведение тех времен — работа архитектора Алексея Викторовича Щусева, мавзолей Ленина на Красной площади. Здание было возведено из железобетона, облицовано гранитом и лабрадоритом. Это постройка объединила в себе черты конструктивизма и ар-деко, сменившего и модерн, и конструктивизм.
Начиная с 30-х годов прошлого века властный интерес к архитектуре конструктивизма угасает, и на арену выходит стиль, надолго закрепившийся в России — сталинский.
Этот стиль характеризуется монументальностью, порой граничащей с гигантоманией, жесткими стандартами и техниками постройки. В зданиях сталинской эпохи нашли свое отражение и неоклассицизм, и ар-деко, и стиль империи — ампир. Как и в классизме, здесь использовались архитектурные ордеры и скульптуры в оформлении зданий. Дома украшались барельефами с изображением трудящихся, а также символов советского времени — звезд, серпов, молотов и венков. В оформлении общественных интерьеров использовались мрамор, бронза, лепнина и ценные породы дерева.
Элементы стиля ар-деко мы можем видеть в оформлении станций Московского метро, например, Маяковской, Аэропорта, Сокола и Кропоткинской. Знаменитые сталинские высотки также относятся к стилю послевоенного советского ар-деко.
Элементы стиля ампир — портик и парадная фасадная композиция — использовались при создании главного входа в Парк Горького и главного павильона ВДНХ.
В архитектуре второй половины двадцатого века тоже были свои шедевры, оказавшие значительное влияние на облик российских городов. Об этом мы поговорим в следующих материалах.
Скульптура в искусстве XX века
Лекций в курсе: 12. Вы можете пройти курс целиком или выбрать интересующие вас лекции
Что такое скульптура и что с ней стало в XX веке?
Скульптура и «художественное творчество в трехмерном пространстве» — общее и различия. Некоторые традиционные термины скульптуры: статуя, рельеф, памятник. Античные, мифологические и философские истоки теории скульптуры. Ренессансные и академические традиции в XIX веке. Традиционные функции скульптуры и ее жанров. Идея чистой формы в скульптуре XX века. Отказ от статичной формы. Проникновение динамики, движения в скульптуру. Скульптура и культивирование материалов в XX веке. Скульптура и «найденный объект». Понятие арт-объекта. Новые функции творчества в трехмерном пространстве; скульптура и общественное пространство вчера и сегодня.
Лекция прошла
Оплатить лекцию
Оставить заявку
Зарегистрироваться
Огюст Роден и другие отцы модернистской скульптуры
Огюст Роден в контексте художественных направлений своей эпохи: салонный академизм, натурализм, импрессионизм, символизм. Роден как инициатор бесформенной скульптуры: атектоника, динамизм, фрагментарность. Роден и проблема монумента. Отказ от монументальности. Другие отцы современной скульптуры: Медардо Россо, Адольф Гильдебрандт, Аристид Майоль, Оноре Домье и Эдгар Дега, Поль Гоген и Ренуар.
Лекция прошла
Оплатить лекцию
Оставить заявку
Зарегистрироваться
Скульптура фовизма, кубизма, футуризма и экспрессионизма
Матисс как скульптор. Почему фовизм не породил скульптурной школы? Сезанн и скульптура. Увлечение экзотической скульптурой в начале XX века. Скульпторы-кубисты: Пикассо, Хуан Грис, Фернан Леже, Александр Архипенко. Скульпторы-футуристы: Боччони. Отчего футуризм почти не выражен в скульптуре? Экспрессионизм в скульптуре: Э. Л. Кирхнер, Вильгельм Лембрук, Эрнст Барлах, Бернхард Хетгер.
Лекция прошла
Оплатить лекцию
Оставить заявку
Зарегистрироваться
Константин Бранкузи
Бранкузи и его румынские народные корни. Стили модерн, ар-деко и символизм в его творчестве. Материалы, образы, символы. Опыт создания монумента. Бранкузи как метафизик. Бранкузи как элитарное явление. Бранкузи и прикладное искусство. Изменения в статусе Бранкузи за последние 50 лет.
Лекция прошла
Оплатить лекцию
Оставить заявку
Зарегистрироваться
Абстрактная скульптура: от сенсации к привычному
Существует ли абстрактная скульптура или только абстрактные приемы внутри отдельных и различных художественных направлений (кубизм, дадаизм, конструктивизм, сюрреализм, абстрактный экспрессионизм, минимализм, оптическое искусство и пр.)? Малевич, Кандинский и Мондриан, основатели абстрактного искусства, точки зрения скульптуры и трехмерного пространства. Скульпторы Наум Габо, Николай Певзнер, Ласло Мохой-Надь. Татлин как художник трехмерного пространства. Абстрактные формы как привычный антураж современного западного города. Ричард Серра и Ульрих Рюкрим.
Лекция прошла
Оплатить лекцию
Оставить заявку
Зарегистрироваться
Дадаизм и скульптура
Категории «скульптура», «вещь», «объект», «конгломерат», «подбор», «ассамбляж», «конструкция». Негативное отношение дадаизма к скульптуре, монументальности, завершенности, а также к художественным материалам. Дадаизм как колыбель новой пластики и работы в трехмерном пространстве с разнообразными материалами. Ганс Арп, дадаист и скульптор. Макс Эрнст, Ханна Хех, Курт Швиттерс, Отто Фрейндлих и их работы, которые формально относятся к скульптуре. Квазискульптурные моменты в творчестве Пикабиа, Ман Рея и Отто Дикса.
Лекция прошла
Оплатить лекцию
Оставить заявку
Зарегистрироваться
Марсель Дюшан как скульптор
От живописи к трехмерному пространству. Ранние картины с мотивом человеческой фигуры. Сущность реди-мейда. Писсуар, сушилка и другие произведения как псевдоскульптуры. Из трехмерного пространства — в пространство сновидения, воспоминания и виртуальности. Изобретение мультипля. Дюшан как живая скульптура. Новое понимание пластики (в противоположность скульптуре).
Лекция прошла
Оплатить лекцию
Оставить заявку
Зарегистрироваться
От скульптуры к объекту и инсталляции
Для инсталляции нужны объекты. Уже их собирание и расположение в пространстве есть перформанс. Последний преобразует найденное и создает новое. Инсталляция может быть следом перформанса. Найденные объекты есть следы и фрагменты предшествующих действий. Документация и музеализация перформанса порождает инсталляцию. Названные процессы можно наблюдать в творчестве Йозефа Бойса, крупнейшего художника-скульптура, внесшего новую динамику в понимание творчества как пластического процесса. Понятие о социальной скульптуре-пластике. Бойс в мастерской Эвальда Матаре. Скульптура Бойса. Акции Бойса. Американский художник Эдвард Кинхольц и превращение скульптуры и инсталляции в подобие нового сунического искусства. Скульптура и сцена вчера и сегодня.
Лекция прошла
Оплатить лекцию
Оставить заявку
Зарегистрироваться
Сюрреализм и скульптура
Противоречивое отношение сюрреализма к статичному изображению. Культ энигматической маски. Метод овеществления эфемерного. Алхимический культ материалов. Дали и скульптура. Скульптурные работы Хуана Миро. Скульптурный момент в иллюзорном мире де Кирико. Наследники сюрреализма и скульптура. Эрнст Фукс и Жан Тенгли. Поп-арт как один из наследников дада и сюрреализма. Трехмерные объекты Раушенберга, Лихтенштейна, Джаспера Джонса в публичном пространстве. Возвращение монументальности.
Лекция прошла
Оплатить лекцию
Оставить заявку
Зарегистрироваться
Консервативная скульптура XX века
Разнообразие консервативных явлений в XX веке. Релевантность и нерелевантность идеологии художников при оценке их достижений. Традиционная функционально-жанровая система. Франция: Бурдель и Деспио. Италия: скульптуры Мраморного стадиона в Риме. Испания: Хуан де Авалос и его монумент в Долине павших. Германия: Георг Кольбе, Фриц Кремер. Россия: Вера Мухина, Эрнст Неизвестный, Михаил Шемякин.
Лекция прошла
Оплатить лекцию
Оставить заявку
Зарегистрироваться
Западная скульптура 1950–1970-х годов
Появление и развитие музеев скульптуры. Сады и парки современной скульптуры. Скульптурные фестивали, пленэры, воркшопы. Скульптура как паблик-арт. Изучение истории скульптуры. Выставки по истории скульптуры. Юбилеи скульпторов. Скульптура на Венецианской биеннале и на Документе в Касселе.
Лекция прошла
Оплатить лекцию
Оставить заявку
Зарегистрироваться
Место скульптуры в культуре конца XX — начала XXI века
Скульптура и другие виды визуального искусства: театр, кино, видео. Скульптура и дизайн. Скульптура и архитектура в XX веке. Неактуальность скульптуры. Левая критика официального, буржуазного и фетишистского характера скульптуры. Упорство традиционных общественных структур в их обращении к скульптуре в целях увековечивания памяти лиц и событий. Скульптура XX века и церковь. Социальные и эстетические перспективы скульптуры в цифровом информационном обществе. Скульптура и политическая борьба.
Лекция прошла
Оплатить лекцию
Оставить заявку
Зарегистрироваться
8 (812) 912 93 93 [email protected]
| |||||||||||||||||||||||
Ключевое слово SearchAdvanced Search Поисковые книги для: Советы по поиску
Скульптура России
Медный всадник. Конная статуя Петра Великого в Санкт-Петербурге
На протяжении всей истории развитие русской скульптуры тесно совпадало с развитием страны в целом, и сегодня эти исторические памятники служат отражением социально-политического климата нации на момент создания каждой статуи. Ваяние долгое время считалось затратным и утомительным видом искусства, которое в России начало формироваться лишь в XVIII веке. Главным спонсором его многих одаренных скульпторов часто было само правительство, которое рассматривало русские памятники как средство вдохновения населения и вселения веры в коллективную силу граждан, чтобы противостоять врагу и цепляться за общее национальное наследие. Скульптуры в Российской империиЗначительные успехи в развитии русской скульптуры начались в связи с реформами Петра Великого на рубеже XVIII в. В это время в Российскую империю регулярно приглашали многих иностранных архитекторов и зарубежных скульпторов, самым известным из которых был Бартоломео Карло Растрелли. Наиболее известным произведением Растрелли, особенно известным своими портретными бюстами, является его бюст Петра Великого, который сейчас выставлен в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Среди великих русских скульпторов этой эпохи был Иван Зарудный, автор иконостаса Петропавловского собора. Дореволюционные скульптурыСвоего расцвета творчество дореволюционной русской скульптуры достигло во второй половине XIX века. Изобилие дореволюционной скульптуры в России, отличающееся отчетливым использованием декора, историзма и эклектики, которые обычно выражались в лаконичной и упрощенной манере, четко различимы, если не избыточны. Начало 20 века ознаменовалось приходом западного модерна и так называемого неорусского стиля, двух течений, которые сильно повлияли на стиль статуй в России. Творческий поиск многих русских скульпторов той эпохи позволил им создать настоящие шедевры любого размера и разнообразия. Скульптуры в СССРПосле русской революции 1917 года и прихода к власти советского режима по всей стране был осуществлен строгий план пропаганды, разработанный Лениным, и русские памятники той эпохи должным образом отражают эту идеологию. Статуи советской эпохи были почти исключительно политическими. Скульпторы часто использовали новаторские техники при создании своих работ, и хотя в каком-то смысле это было формой творческого самовыражения, оно также возникло из-за необходимости адаптироваться к некачественным материалам, с которыми художники были вынуждены работать. Возможно, по этой причине до наших дней дошло относительно немного советских скульптур, и большинство из них — это статуи и бюсты Владимира Ленина. |