Реформы 60 70 годов 19 века в россии: 19. «Великие реформы» 60 – 70-х гг. XIX века: замыслы и результаты.

19. «Великие реформы» 60 – 70-х гг. XIX века: замыслы и результаты.

Александр II (1855 – 1881).

Необходимость преобразований в стране, главное из которых заключалось в отмене крепостного права, для всех слоёв российского общества особенно стала очевидной в период Крымской войны, закончившейся, как известно, поражением для России.

Страна стояла перед дилеммой: либо империя теряет статус европейской державы, либо в спешном порядке проводит реформы и догоняет соперников.

Император Александр II, вступивший на престол в феврале 1855, был намерен продолжать политику своего отца, однако сложившаяся ситуация привела его к мысли о необходимости перемен. Более четкое осознание Александром назревавших проблем в стране произошло в 1855 – 1856. Во внутренней политике появились новации, выразившиеся прежде всего в снятии множества запретов предыдущего периода царствования: разрешена свободная выдача заграничных паспортов; ослаблен цензурный гнет; ликвидированы военные поселения; проведена амнистия по политическим делам, в результате которой были освобождены декабристы, петрашевцы, участники польского восстания 1830 – 1831.

1. Отмена крепостного права. Подготовка реформы и основные положения манифеста 19 февраля.

Причины:

— кризис феодально-крепостнической системы хозяйства и экономическая исчерпанность её дальнейшего развития: сокращение экспорта хлеба, достижение крестьянских повинностей – барщины и оброка – наивысшего предела.

— кризис дворянства как сословия: 3,5% дворян были беспоместными, 39,5% имели менее 20 душ крепостных.

— социальная напряженность в стране и массовые крестьянские выступления за отмену крепостного права, принявшие в период Крымской войны форму самовольного ухода от помещика для записи в ополчение, за участие в котором якобы давалась свобода от крепостной зависимости.

— поражение России в Крымской войне, вызванное её военно-экономической отсталостью, и общественное осознание необходимости реформ в стране.

В 1857 царское правительство приступило к разработке крестьянской реформы. Император в своих действиях опирался на бюрократию, подвластный и послушный ему государственный аппарат.

В январе 1857 был создан традиционный для России Секретный комитет по крестьянскому делу, начавший рассматривать старые, оставшиеся от предыдущих царствований проекты и варианты решения крестьянского вопроса.

Через год Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Самая значительная новация была в том, что вводилось гласное обсуждение и рассмотрение вопросов освобождения крестьянства. К лету 1858 начали создаваться губернские дворянские комитеты.

Большинство помещиков предлагали освободить крестьян без земли или с маленькими земельными наделами. Эта точка зрения была особенно популярна в черноземных губерниях, где земля имела большую ценность. Либеральные же помещики предлагали освободить крестьян с землёй за выкуп. Такое решение устраивало помещиков нечерноземной полосы, где земля большой ценности не представляла.

Первоначально Александр II разделял позицию большинства помещиков, однако затем пришел к выводу о необходимости освободить крестьян с землей.

В результате бурных обсуждений, борьбы различных дворянских группировок, усиления общественного движения осенью 1858 в ходе предреформенной работы в стране наступил перелом. Правительство и Главный комитет по крестьянскому делу определили всеобъемлющие принципы, на которых должна была строиться реформа: освобождение крестьян с полевым наделом за выкуп, уничтожение вотчинной власти помещиков, приобщение крестьянства к гражданским правам.

Для обобщения проектов губернских комитетов дворянства, а также для выработки основных правовых документов, регламентирующих проведение крестьянской реформы, в феврале 1859 г. Александр II создает специальное учреждение – редакционные комиссии. Их возглавлял Я.И.Ростовцев, а главным организатором практической работы был Н.А.Милютин. Ростовцев умирает, не завершив разработку реформы. Его заменил граф Панин.

После закрытия редакционных комиссий, кодифицированные проекты крестьянской реформы были переданы на обсуждение сначала в Главный комитет по крестьянскому делу, а затем в Государственный совет (октябрь 1860 – февраль 1861). Противники реформы вновь пытались её тормозить, но Александр II проявил твердость. Председателем Главного комитета по крестьянскому делу был назначен решительный сторонник реформ великий князь Константин Николаевич, который обеспечил прохождение документов через Комитет.

Процесс утверждения основных актов реформы затягивался Государственным советом, но волей царя они были изъяты оттуда и подписаны лично Александром II 19 февраля 1861. Всего император утвердил 17 правовых документов, имевших силу закона и направленных на регулирование общественных отношений после отмены крепостного права в России, главными из которых были:

— манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта».

— общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.

— положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и содействии правительства в приобретении ими в собственность полевых угодий.

После обнародования 5 марта 1861 манифеста об освобождении крестьян вступили в силу основные правовые положения, согласно которым крестьяне получали личную свободу, т.е. переставали быть собственностью помещика и получали определённые гражданские права:

— самостоятельно заключать сделки.

— заниматься промыслами по своему усмотрению.

— переходить в другие сословия.

— поступать на службу.

— приобретать движимое и недвижимое имущество. И т.п.

Основные положения крестьянской реформы 1861:

— получение крестьянами личной свободы и общегражданских прав.

— освобождение крестьян с землёй, т.е. с полевым наделом, размер которого в зависимости от региона России (черноземные, нечерноземные, степные губернии) был разный и колебался от 3 до 12 десятин.

— получение крестьянами земли не безвозмездно, а за выкуп у помещика. До совершения выкупной сделки крестьяне считались временнообязанными и должны были выполнять прежние повинности – барщину и оброк.

— установление размера выкупа за землю в зависимости от величины денежного оброка крестьянина и приравнивание его к капиталу, который в банке должен приносить доход в размере 6% годовых. При этом 20% выкупной суммы крестьянин должен был единовременно выплатить помещику самостоятельно, а 80% давало в долгосрочный кредит (на 49 лет) государство при 6% годовых.

— в течение 9 лет (до 1870) крестьяне не могли отказаться от своего земельного надела и покинуть сельскую общину.

— требование возврата крестьянами, в пользовании которых было больше земли, чем предусматривалось нормами реформы, излишек помещику (так называемых отрезков). Появились и прирезки – земля, которая присоединялась к крестьянскому земельному наделу, если он был меньше, чем полагалось по реформе.

— механизм реализации крестьянской реформы: учреждался специальный институт мировых посредников, которые назначались из дворян и которые в течение 2 лет совместно с сельскими старостами составляли уставные грамоты, где определялись условия освобождения каждой крестьянской семьи.

Крестьянская реформа охватила также удельную и государственную деревни.

Удельные крестьяне (принадлежавшие императорской семье) получили свободу еще в 1858. Их поземельное устройство, повинности и выкуп были определены в 1863 на основании общих положений реформы по отмене крепостного права специальным царским указом (получение наделов, которыми они пользовались до реформы; преобразование оброчной подати в выкупные платежи в пользу царской семьи).

Для государственных крестьян новое поземельное устройство было закреплено законом в 1866. Они продолжали пользоваться прежними наделами, а на выкупные платежи были переведены только в 1886.

2. Земская реформа.

Важным событием стало осуществление с 1 января 1864 земской реформы. Еще в период подготовки крестьянской реформы встал вопрос о новой системе местного управления. Прежде формально обязанности по заботе и организации управления крестьянами государства возлагало на помещиков. Отмена крепостного права исключили такую возможность, поэтому вопросы местного самоуправления было решено передать земствам. В основу земской реформы положены следующие принципы: отделение земства от административной власти, всесословное выборное земское представительство, определённая обособленность и хозяйственно-финансовая самостоятельность.

Согласно положению о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 земства создавались «для заведования делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда…» В структуру этих дел входили вопросы благоустройства, просвещения, здравоохранения, социального призрения, страхования, попечения о местной торговле и промышленности. Выборы в земства проходили один раз в три года по куриям, т.е. в соответствии и определённым имущественным цензом. Граждане подразделялись на три разряда: сельские общества (крестьяне), горожане, все остальные земельные собственники (в основном дворянство).

Выбранные по куриям назывались земскими гласными, они собирались один раз в год на губернские и уездные собрания, где выбирали свои исполнительные органы (земские управы) и решали основные проблемы в соответствии с кругом своих полномочий. Финансовой опорой деятельности земских учреждений были местные сборы, назначаемые самими земствами.

Как и все реформы этого периода, земская реформа имела ряд территориальных и административных ограничений. Территориальные – земства вводились только в 34 губерниях Центральной России. Административные – в строгой регламентации предметов ведения, а также установления контроля губернатора над постановлениями земских учреждений.

3. Городская реформа.

16 июня 1870 было утверждено новое Городовое положение, согласно которому повсеместно создавались всесословные органы городского общественного самоуправления с широкими полномочиями по благоустройству городов и развитию их экономики, а также обеспечению других городских нужд и т. д. Городская дума (гласная) → Городская управа → Городской голова.

3 избирательных собрания: I избирательное собрание (крупные налогоплательщики), II избирательное собрание (средние налогоплательщики), III избирательное собрание (мелкие налогоплательщики).

4. Судебная реформа.

Самой радикальной и последовательной была судебная реформа, осуществленная путем введения в правовую сферу новых судебных уставов, утвержденных 20 ноября 1864. Согласно этим нормативным актам закреплялись самые передовые по тем временам принципы организации судопроизводства и ведения судебных процессов. К ним относились:

— введение бессословного характера судебной деятельности, т.е. формального равенства всех сословий перед законом.

— провозглашение несменяемости судей и независимости их от административных властей.

— введение гласности и состязательности судопроизводства.

— учреждение адвокатуры (привязных, или частных, поверенных).

— создание института присяжных заседателей для рассмотрения сложных уголовных дел.

— введение выборности некоторых судебных органов (мировых судей)

— упрощение системы судопроизводства и сокращение числа судебных инстанций.

— изменение системы предварительного следствия, которое теперь должно было осуществляться не полицией, а судебными следователями, входившими в состав окружных судов.

В соответствии с проведенной реформой судебная система России стала иметь пять инстанций: мировой суд, съезд мировых судей, окружной суд, судебная палата, Сенат.

Судебная реформа 1864 была серьёзным шагом России на пути к формированию гражданского общества и правового государства. Многие компоненты этой реформы нашли своё применение и в современной судебной системе Российской Федерации.

5. Военная реформа.

Подготовку и проведение военной реформы в России осуществлял Милютин, ставший в 1861 военным министром. Он начал с облегчения службы солдата, добившись в 1863 уменьшения её срока до 15 лет, отмены телесных наказаний, введения обучения солдат грамоте, запрета на отдачу в солдаты за преступления.

Весь комплекс военных реформ включал в себя следующее:

— сокращение численности армии,

— учреждение системы военных округов, т.е. децентрализацию военного управления в стране,

— отмену рекрутской системы комплектования армии и введение всеобщей воинской повинности (с 1 января 1874).

Новый устав о воинской повинности вводил одинаковые для всех сословий условия службы в армии. При этом допускались льготы по семейному положению.

Все годные к службе по состоянию здоровья зачислялись в ряды новобранцев по жребию в порядке вытянутых номеров, пока не давали известного количества ежегодно устанавливаемой призывной квоты для каждого округа.

Военные преобразования, бесспорно, сделали российскую армию более дееспособной, раскрепощенной и были нацелены на ликвидацию сословных ограничений. Недаром эту реформу называют одной из самых гуманных реформ 60-70 гг. XIX в.

6. Народного образования.

Важное место в ряду «великих» реформ занимала реформа системы народного образования. В 1860-1870-е гг. произошел поворот в сторону развития и становления женского образования. В 1860 было принято Положение о женских училищах, которые могли создаваться во всех губернских городах и были аналогами мужских гимназий. Гораздо сложнее обстояло дело с получением женщинами высшего образования, так как в университеты они не допускались, поэтому было разрешено под контролем министерства народного просвещения создавать высшие женские курсы университетского типа.

Серьёзные изменения произошли в системе начального и среднего мужского образования. Были приняты новые документы: Положение о начальных народных училищах (14 июля 1864) и Устав гимназий и прогимназий (19 ноября 1864). Тем самым государственно-церковная монополия на просвещение и учебные заведения утратила свою силу. Теперь с соответствующего разрешения органов министерства наросного просвещения создавать учебные заведения могли земства, общественные организации, а также частные лица. В этих документах также закладывались основы деления средней школы на классическую (гуманитарную) и реальную (техническую).

Изменения произошли и в системе высшего образования. Так, 18 июня 1863 был утвержден новый университетский устав, дававший высшим учебным заведениям значительную автономность. Существенное внимание в этом документе было уделено выборному началу: все вакансии заполнялись путем выборов, в том числе профессорские. Демократические традиции, исходившие из университетской среды, стали важным фактором общественной жизни России.

Вывод: реформы 60-70 гг. серьезная веха в переходе от феодального общества к капиталистическому. Отмена крепостного права – толчок для других реформ. Минусы: не решен аграрный вопрос, реформы не затронули основ самодержавия. Плюсы: революция «сверху», авторитет власти монарха вырос.

В марте 1881 Александра убили.

Глава 5. Буржуазные реформы 60—70-х гг. XIX в.

Главная » Хрестоматия по истории СССР (1861 — 1917)

После отмены крепостного права, положение царизма продолжало оставаться критическим. Практически все сословия находились в оппозиции правительству. Диапазон недовольства был очень широк — от революционной идеологии демократических кругов до олигархических планов ограничения самодержавия наиболее консервативной части дворянства. Перед правительством стояла острейшая проблема «урегулирования» общественных отношений всеми доступными средствами, используя как карательный механизм, так и точно рассчитанные политические уступки. Такими уступками стали государственные реформы 60—70-х гг. XIX в.

Уже в период подготовки крестьянской реформы встал вопрос о новой системе местного управления. Прежде формальные обязанности заботы о крестьянстве государство возлагало на помещиков. Отмена крепостного права исключила такую возможность даже теоретически. В процессе подготовки крестьянской реформы вокруг вопроса о местном управлении возникло много мнений. Большинство дворянских депутатов склонялось к организации земств как органов местного самоуправления Высказывались даже голоса в пользу созыва Земской думы или Земского собора как высшего совещательного органа. Оценивая это явление в пореформенной России,

В. И. Ленин писал: «Самый сплоченный и самый образованный и наиболее привыкший к политической власти класс — дворянство — обнаружил с полной опредиленностью стремление ограничить самодержавную власть посредством представительных учреждений» (Т. 5.— С. 26). Игнорировать подобную позицию дворянства царизм не мог. В результате 1 января 1864 г. было принято «Положение о губернских и уездных земских учреждениях».

После отмены крепостного права остро встал вопрос о соблюдении гражданских прав населения, гарантировавшихся судебной системой. К апрелю 1802 г. было завершено составление общего плана преобразований суда, который был опубликован под названием «Основные положения преобразования судебной части в России»- В отличие от земской реформы изменение судопроизводства не вызвало больших разногласий. Дворянские публицисты приветствовали опубликованный проект судебной реформы. Демократическая общественность не считала эту реформу важной и не уделяла ей сколько-нибудь заметного внимания. Указом 20 ноября 1864 г. были утверждены новые судебные уставы: «Учреждение судебных установлений», «Устав уголовного судопроизводства», «Устав гражданского судопроизводства». «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» Судебные уставы действовали отдельно от общей системы законодательства и поэтому не были введены в состав Свода законов Российской империи. Новый суд начал действовать только с 1866 г. и то не повсеместно. Уже в конце 1866 г. были осуществлены первые изъятия дел из ведения суда присяжных. В частности, дела по печати были переданы на рассмотрение судебных палат.

Отсталость России особенно ощущалась в области просвещения народа. Правительство стремилось хоть в какой-то степени решить проблему грамотности в стране и подготовить часть молодежи для общественной службы и для поступления в высшие и специальные учебные заведения. Одновременно царизм рассчитывал «нравственными мерями», опираясь на «христианские чувства» юношей, добиться укрепления основ государственности. Это был поворот от политики сдерживания народного образования к его развитию как массового идеологического средства воздействия на народ.

Началом школьной реформы послужил составленный в 1860 г. «Проект устава низших и средних училищ, состоящих в ведомстве Министерства народного просвещения». В окончательной редакции законы о начальной и средней школе были утверждены 14 июля и 19 ноября 1864 г.

В пореформенной России очень быстро наметился процесс развития городов. Архаичность системы городского управлении проявилась уже в момент ликвидации крепостного права. Весной 1862 г. началась разработка основ городской реформы. В губернских и уездных городах были созданы комиссии, которые подготовили свои предложения по городской реформе. Большинство комиссий высказалось в пользу «всесословности» избирательных прав городского населения. Широкое толкование принципа «всесословности» не устраивало правительственные круги, поэтому рассмотрение проекта городового положения искусственно затягивалось. Лишь в 1870 г. городовое положение было утверждено.

Большим размахом отличались военные реформы. Их содержание зависело не только от изменений внутри страны. Необходимость прогрессивных изменений в армии диктовалась развитием вооруженных сил других европейских государств, которые выступали как потенциальные военные противники России.

Первые преобразования в армии были проведены сразу после окончания Крымской мины, но затронули они лишь частные вопросы. Начало решительной перестройки произшло после вступления на пост военного министра Д. А. Милютина в 1861 г. По его настоянию на протяжении ряда лет проводилось сокращение численности армии. Уволенные из армии зачислялись в запас. К началу 1867 г. численность армии достигла 742 тыс. человек (в 1864 г. численность была 1132 тыс.). В августе  1864 г. была введена военно-окружная система управления войск. Это заметно упростило все военное управление в империи, сильно сократился штат военной бюрократии повысился авторитет командования строевых частей.

В 1863—1888 гг. была проведена военно-судебная реформа, призванная устранить юридические основания для произвола командиров. Были отменены телесные наказания как дисциплинарная мера; вводились единые уголовные наказания для военнослужащих всех сословий; исключался принцип децимации при наказании за групповые преступления и др.

Составной частью реформ было перевооружение армии. С 1856 г. вводилось нарезное оружие, что потребовало полной технической реконструкции оружейных, патронных и химических заводов. В результате строительства новых артиллерийских заводов Россия наряду с Германией стали монополистами в производство стальных орудий.

Слабым местом русской армии была подготовка командного состава. В 60-х гг. большинство офицеров не имело военного образования, поэтому вся система военного образования была подвергнута решительной перестройке. Были реорганизованы военные академии и открыты военные училища. Своеобразным рубежом стал 1868 г., когда были открыты юнкерские училища. Отныне никто не мог производиться в офицеры, не окончив юнкерского училища или не сдав при нем экзамены за полный курс. С 1867 г. стали создаваться учебные команды с двухгодичным сроком обучения для подготовки унтер-офицеров. В армии стало поощряться распространение грамотности как одного из факторов боевой подготовки.

Серия военных реформ завершилась введением 1 января 1874 г. Устава о воинской повинности, имевшего не только военное, но и политическое значение.

‹ Примечания и литература Вверх Записка Унковского ›

Буржуазные реформы 60-70-х годов XIX века в России

С начала XIX века во всей Европе начался промышленный переворот. Это приводит к необходимости реформирования многих сфер. Быстро «перестроившись» на новый лад, страны Европы заметно обогнали Россию. Тот, в свою очередь, ввязался в Крымскую войну, еще раз убедился в слабости царского режима и имперской политики в целом. В стране царила тяжелая атмосфера ожидания.

Александр II прекрасно понимал, что ему придется проводить реформы в 1960-х и 1970-х годах — этого требовало новое время, стремительно оставившее Россию позади стран Европы. Следует отметить, что царю требовались немалое мужество и мужество, чтобы пойти на этот непопулярный для некоторых сословий шаг. В то же время другого выхода не было. Предстояло провести буржуазные реформы 60-70-х годов 19 века.

Подготовка длилась долгих шесть лет. Первые идеи возникли еще в 1855 г., но значительного развития они не получили из-за смены императора (в этом году Николая I сменил Александр II). Окончание Крымской войны позволило более предметно заняться внутренней политикой. Теперь буржуазные реформы 1960-е и 1970-е годы стали активно обсуждаться в высших кругах. Первой и самой важной реформой стал «Манифест об отмене крепостного права» 1861 года. Этим документом, приуроченным к шестой годовщине престолонаследия, Александр II даровал крестьянам личную свободу. Этот шаг подтолкнул остальные буржуазные реформы 1960-х и 1970-х годов и позволил осуществить другие существенные преобразования. Однако это преимущество было окрашено негативным оттенком. Вместе с личными вольными крестьяне получали… Да ничего. Земля — ​​их главная кормилица, осталась во власти помещика. За нее крестьянин был вынужден заплатить выкупные деньги, которых у него не было. Фактически люди были брошены на произвол судьбы. Реформа в значительной степени ударила и по помещичьему хозяйству, поскольку массы крестьян перебрались в города на заработки.

Столь коренные перемены в стране повлекли за собой и другие буржуазные реформы 1960-1970-х годов. К ним относятся земские, судебные, военные, городские и просветительные.

По судебной реформе введены должности прокурора и адвоката. Теперь суд стал спорным. Ключевым в принятии решения был суд присяжных, выносивший приговор о виновности человека. Роль судьи отводилась лишь для того, чтобы следить за правильностью прохождения процесса.

Земская реформа предусматривала введение местного самоуправления. Теперь в состав земств входили представители всех сословий. К заслугам земств относится создание сети учебных и лечебных учреждений.

Военная реформа предполагала формирование регулярной армии на основе всеобщей трудовой повинности. Однако его сроки заметно сократились. Вместо 25 лет в некоторых родах войск максимальный теперь достигал шести лет. На службу призывались здоровые мужчины, достигшие двадцати одного года.

И образовательная реформа тоже была определенным плюсом. По нему каждый ребенок был обязан получить начальное образование, доступ в высшие учебные заведения был открыт формально для представителей всех сословий, высшие учебные заведения получили большую автономию.

Буржуазные реформы 1960-1970-х годов, несомненно, имели положительные результаты. Благодаря им Россия из аграрной страны стала превращаться в индустриальную, хотя аграрный сектор по-прежнему занимал большие объемы в экономике страны. Тем не менее, развитие промышленности продолжалось быстрыми темпами. Такие изменения были поддержаны не всеми. Против Александра II поднялся крик народников, неоднократно посягавших на его жизнь. В 1881 году такое покушение увенчалось успехом, но машина реформ уже была запущена, и страна наконец вышла на новый виток развития.

Роль Русской Православной Церкви в подготовке и проведении гороховой реформы на украинских землях (конец 50-х – середина 60-х годов XIX в.)

Благовидов Ф.В. Деятельность русского духовенства по отношению к народному просвещению в царствование императора Александра II: магистерская диссертация, 1891, 378. (на рус.)

Агінько О. О. (1917) Революция в духе (с порывом церковной реформы): Монография. Киев: Шлях

Великий А.Г. Религия и Церковь — главная россия украинская история Записки товарищества имени Шевченко: выд-во, присвяч. науки и пыжменству укр.-рус. народа / Накладом Т-ва имени Шевченко 1966 (Записки Шевченковского общества: появление, посвящ. науке и письменности укр. людей / Тираж Т-имени Шевченко 1966), Львов, 3-38.

Алексеева С.И. (2003) Священный Синод в системе высших и центральных государственных учреждений пореформенной России 1856 – 1904 гг. , СПб.: Наука

Барсов Т.В. (1896) Священный Синод в прошлом: книжное издание. Санкт-Петербург: Т-ин Печатня С.П. Яковлев (на рус.)

Перерва В.С. Реформа 19 февраля, 1861 и церковной жизни правобережных епархий Украины Вестник Каменец-Подольского национального университета имени Ивана Огиенко 2009 (Вестник Каменец-Подольского национального университета им. Ивана Огиенко 2009), 5, 152-160 (на рус.)

Перерва В. С. Православные страдания в XIX веке. Белая Церковь, 2004, 12, 152-160 (in Russ.)

Мошкина Е. Н. Роль Русской Православной Церкви в подготовке и проведении крестьянской реформы 1861 года в России Социально-политическая наука 2011. наука 2011), 1, 170-173 (на русс.)

Журнал МВД Министерство внутренних дел Российской империи 1897 (Министерство внутренних дел Российской империи 1897), СПБ: Центральный статистический комитет (на рус.)

Уваров С.С. (2016) Православие. Самодержавие. Национальность. Москва: Эксмо (на русс.)

Рункевич С. Г. (1901) История христианской церкви в XIX веке. Петроград: Православный Восток, 5, 739 (на русск.)

Знаменский П.В. (1996) История Русской Церкви: учебное пособие. Москва: Азбука (на русск.)

Татищев С.С. (1903) Император Александр II. Его жизнь и царствование. СПб.: Издание Суворина А.С. (на рус.)

Сытин И.Д. (1911) Великая реформа. 1861-1911 гг. Москва: Издание Товарищества И. Д. Сытина (на русск.)

Грекулов Е. Ф. (1930) Русская церковь как помещик и капиталист. Москва: Безбожник

Грекулов Е.Ф. (1969) Церковь, самодержавие, народ (2-я половина ХІХ — начало ХХ века). Москва: Наука (на русск.)

Государственные законы. Свод законов Российской империи СПб : Типография ІІ отделения собственной Е. И. В. Канцелярии 1857 г. (Свод законов Российской империи Санкт-Петербург: Типография II отдела собственной Е. И. Канцелярии 1857 г.), 9, 88 (на рус.)

Алексеева С. И. (2003) Священный Синод в системе высших и центральных государственных учреждений пореформенной России 1856-1904 гг. СПб: Наука

Барсов Т.В. (1885) Сборник действующих и действующих церковных и церковно-гражданских указов для Департамента православного исповедания. СПБ: Синодальная типография (на русс.)

Обзор деятельности Православной исповедальной конторы в царствование императора Александра III (1901 г.), состав: Ф. Титов; в редакции: И.И. Горбунов. СПб: Синодальная типография

Матвеева Е. С. Особенности взаимодействия светской и духовной власти в период крестьянской реформы в России Научно-методический электронный журнал Концепт 2013 (Научно-методический электронный журнал Концепт 2013), 7, 31-35 (на русс.)

Российский государственный исторический архив, Санкт-Петербург (далее РГИА). Ф.832. Филарет, митрополит Московский. Опись архива 1. Дело 52. Телеграммы сановников митрополиту Филарету, 1861 — 1867 – 1867, лист 28-34

Мельгунов С.П. (1911) Митрополит Филарет  Руководитель Крестьянской реформы. Москва: Изд-во. т-ва И. Д. Сытин

РГИА. Ф.832. Филарет, митрополит Московский. Инв. 1. Дело 46. Телеграммы Панина, св. Филарета (Дроздова), 1861 — 1863 – 1863 гг., лист 6-38 (на рус. языке)

Корсунский Н. Н. (1894) Святитель Филарет, митрополит Московский. Харьков: Типография Губернского правления (на русск.)

Сушков Н.В. (1868) Записки о жизни и времени святителя Филарета, митрополита Московского. Москва: Синодальная типография (на русск.)

Венедиктов П. (1930) Попы: провокаторы, тюремщики, погромщики. Москва: Эксмо

РГИА. Ф.832. Филарет, митрополит Московский. Инв. 439. Дело 92. Послужной список Филарета, архиепископа Черниговской епархии, 1861 – 1864 гг., лист 52-53

Высочайшие повеления и распоряжения Святейшего Синода Киевские епархиальные ведомости 1869 (Киевские епархиальные ведомости 1869 г.), 12, 70-71 (на рус. языке)

Обращение к парафии в смутные дни Волынские епархиальные ведомости 1862 г. (Волынские епархиальные ведомости 1862 г.), 13, 208-210 (на русск.)

РГИА. Ф.832. Филарет, митрополит Московский. Инв. 1. Дело 227. Рекомендации священникам Парафии – 1863, лист 9, 12 – 15

Руководство для сельских пастухов. 1-18. Получено с https://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-zhurnaly/rukovodstvo-dlja-selskih-pastyrej/ (на рус. языке)

Петрушевский И. Слово ко дню восшествия на всероссийский престол благоверного императора Александра II Киевские епархиальные ведомости 1863 (Киевские епархиальные ведомости 1863), 10, 275 (на рус.)

Высшая указ о прекращении обязательных отношений между помещиками и временно обязанными крестьянами и о основаниях, на которых они выкупают свои надельные земли Подольские епархиальные ведомости 1863 г. (Подольские епархиальные ведомости 1863 г.), 18, 215-217 (на рус.)

От министра внутренних дел. Предостережение крестьянского населения от ложных слухов о мнимом переделе крестьянских земель правительством Подольские епархиальные ведомости 1874 г. (Подольские епархиальные ведомости 1874 г.), 297 — 298 (на рус. языке)

Приказ духовенству не уклоняться от подписания за неграмотных крестьян уставных грамот в тех случаях, когда они обращаются к ним с просьбой об этом Подольские епархиальные ведомости 1862 г. , 16, 139-140 (на русс.)

Запрещение священнослужителям вмешиваться в дела компетенции мировых учреждений и предписание пользоваться их влиянием на прихожан до мирного соглашения с земледельцами при введении уставных грамот Подольские епархиальные ведомости 1862 г. (Подольские епархиальные ведомости 1862 г.) , 5, 40-41 (на рус.)

Благодарность епархиальных властей и награждение косой за содействие во введении устава Киевские епархиальные ведомости 1862 г. (Киевские епархиальные ведомости 1862 г.), 14, 121-122 ( на рус.)

Отстранение от места священника, извратившего крестьянам Высочайший манифест и указ о крестьянах, вызвавшие сомнения в законности действий местных властей Подольские епархиальные ведомости 1862 г. (Подольские епархиальные ведомости 1862 г.), 13 , 107-108 (на рус.)

О записи крестьян в приходских документах не временно подотчетными, а крестьянами-собственниками Подольские епархиальные ведомости 1864 (Подольские епархиальные ведомости 1864), 9, 102-103 (на рус.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *