Общественно-политические движения 19 века
В историю России XIX век вошел, как период социально-экономических изменений. На смену крепостнической системе пришел и прочно утвердился капиталистический строй, аграрный экономический строй сменялся промышленным. Коренные изменения в экономике влекли за собой изменения и социуме – появились новые слои общества, такие как буржуазия, интеллигенция, пролетариат. Эти слои общества все сильнее заявляли свои права на общественную и экономическую жизнь страны, шел поиск путей их самоорганизации. Традиционный гегемон общественной и экономической жизни — дворянство не могло не осознавать необходимости перемен в экономике, и как следствие – в социальной и общественно-политической жизни страны.
В начале столетия именно дворянству, как самому просвещенному слою общества, принадлежала ведущая роль в процессе осознания необходимости перемен в общественно-экономическом укладе России. Именно представители дворянства создали первые организации, ставящие перед собой не просто замену одного монарха другим, но изменение политического и экономического строя страны. Деятельность этих организаций вошла в историю как движение декабристов.
Декабристы.
«Союз спасения» – первая тайная организация, созданная молодыми офицерами в феврале 1816 года в Петербурге. Она насчитывала не более 30 человек, и представляла собой не столько организацию, сколько клуб, объединивший людей, желавших уничтожить крепостное право и вести борьбу с самодержавием. Ни четких целей, ни тем более методов их достижения у этого клуба не было. Просуществовав до осени 1817 года, «Союз спасения» был распущен. Но в начале 1818 года его же членами был создан «Союз благоденствия». В него вошло уже около 200 военных и гражданских чинов. Цели этого «Союза» не отличались от целей предшественника – освобождение крестьян и проведение политических реформ. Наступило понимание с методами их достижения – пропаганда среди дворянства этих идей и поддержка либеральных намерений правительства.
Но в 1821 году тактика организации изменилась – мотивирую тем, что самодержавие не способно к реформам, на московском съезде «Союза» было решено свергнуть самодержавие вооруженным путем. Изменилась не только тактика, но и сама структура организации – вместо клуба по интересам были созданы законспирированные, четко структурированные организации – Южное (в Киеве) и Северное (в Санкт-Петербурге) общества. Но, несмотря на единство целей – свержение самодержавия и отмена крепостного права – между этими организациями не было единства в будущем политическом устройстве страны. Эти противоречия отразились в программных документах двух обществ – «Русской правде» предложенной П.И. Пестелем (Южное общество) и «Конституции» Никиты Муравьева (Северное общество).
П. Пестель видел будущее России как буржуазной республики, во главе с президентом и двухпалатным парламентом. Северное общество во главе с Н. Муравьевым предлагало в качестве государственного устройства конституционную монархию. При таком варианте император, как государственный чиновник, осуществлял исполнительную власть, законодательная власть находилась у двухпалатного парламента.
По вопросу крепостного права оба лидера сходились в том, что крестьян освобождать нужно. Но вот наделять их при этом землей или нет – это было предметом споров. Пестель считал, что наделять надо, отобрав землю и слишком крупных землевладельцев. Муравьев считал, что не надо – достаточно будет огородов и двух десятин на двор.
Апофеозом деятельности тайных обществ стало восстание 14 декабря 1825 г. в Санкт-Петербурге. По сути, это была попытка государственного переворота, последняя в череде переворотов, сменявших императоров на Российском престоле на протяжении XVIII столетия. 14 декабря, в день коронации Николая I, младшего брата Александра I умершего еще 19 ноября, заговорщики вывели на площадь перед Сенатом войска, всего около 2500 солдат и 30 офицеров. Но, по ряду причин, решительно действовать они не смогли. Восставшие так и остались стоять в «каре» на Сенатской площади. После продолжавшихся весь день безрезультатных переговоров между восставшими и представителями Николая I, «каре» было расстреляно картечью. Много восставших было ранено или убито, все организаторы были арестованы.
К следствию было привлечено 579 человек. Но всего 287 были признаны виновными. 13июля1826 г. пятеро руководителей восстания были казнены, еще 120 были осуждены на каторгу или поселение. Остальные отделались испугом.
В историю эта попытка государственного переворота вошла как «восстание декабристов».
Значение движения декабристов в том, что оно дало импульс развитию общественно-политической мысли в России. Будучи не просто заговорщиками, а имея политическую программу, декабристы дали первый опыт политической «внесистемной» борьбы. Идеи, изложенные в программах Пестеля и Муравьева, нашли отклик и развитие у следующих поколений сторонников переустройства России.
Официальная народность.
Восстание декабристов имело и еще одно значение – оно породило ответную реакцию власти. Николай I был серьезно напуган попыткой переворота и за годы своего тридцатилетнего правления сделал все, что бы она не повторилась. властями был установлен жесткий контроль за общественными организациями и настроением в различных кругах общества. Но карательные меры были не единственным, что могла предпринять власть для недопущения новых заговоров. Она попыталась предложить свою общественную идеологию, призванную сплотить общество. Ее сформулировал С. С. Уваров в ноябре 1833 года при вступлении в должность министра народного просвещения. В своем докладе Николаю I он достаточно емко преподнес суть этой идеологии: «Самодержавие. Православие. Народность».
Суть этой формулировки автор трактовал так: Самодержавие — исторически сложившаяся и устоявшаяся форма правления, переросшая в устой жизни русского народа; Православная вера – хранитель нравственности, основа традиций русского народа; Народность – единство царя и народа, выступающее гарантом от социальных потрясений.
Эта консервативная идеология была принята в качестве государственной и власть успешно ее придерживалась все правление Николая I. И вплоть до начала следующего столетия эта теория продолжала успешно существовать в российском обществе. Идеологией официальной народности было положено начало русскому консерватизму, как части общественно-политической мысли. Запад и Восток.
Как бы ни старалась власть выработать национальную идею, поставив жесткие идеологические рамки «Самодержавия, Православия и Народности», именно в годы правления Николая I зародился и сформировался как идеология русский либерализм. Первыми его представителями были клубы по интересам в среде зарождавшейся русской интеллигенции, получившие названия «западники» и «славянофилы». Это были не политические организации, а идейные течения единомышленников, в спорах создававших идейную платформу, позже на ней возникнут полноценные политические организации и партии.
К славянофилам себя относили писатели и публицисты И. Киреевский, А. Хомяков, Ю. Самарин, К. Аксаков и другие. Наиболее яркими представителями лагеря западников были П. Анненков, В. Боткин, А. Гончаров, И. Тургенев, П. Чаадаев. Солидарны с западниками были А. Герцен и В. Белинский.
Оба эти идеологические течения объединяла критика существующего политического строя и крепостного права. Но, будучи солидарными в признании необходимости перемен, западники и славянофилы по-разному оценивали историю и будущее устройство России.
Славянофилы:
— Европа исчерпала свой потенциал, и будущего у нее нет.
— Россия – это отдельный мир, в силу своей особенной истории, религиозности, ментальности.
— Православие — величайшая ценность русского народа, противостоящая рационалистическому католицизму.
— Деревенская община — основа нравственности, не испорченная цивилизацией. Община – опора традиционных ценностей, справедливости и совести.
— Особые отношения между русским народом и властью. Народ и власть жили по не писанному договору: есть мы и они, община и власть, у каждого своя жизнь.
— Критика реформ Петра I – реформирование России при нем привело к нарушению естественного хода ее истории, нарушило общественный баланс (договор).
Западники:
— Европа – это и есть мировая цивилизация.
— Нет самобытности русского народа, есть его отсталость от цивилизации. Россия долгое время была «вне истории» и «вне цивилизации».
— положительно относились к личности и реформам Петра I, его главной заслугой считали вхождение России в лоно мировой цивилизации.
— Россия идет по стопам Европы, поэтому должна не повторять ее ошибок и перенимать положительный опыт.
— Двигателем прогресса в России считали не крестьянскую общину, а «образованное меньшинство» (интеллигенцию).
— Приоритет свободы личности над интересами власти и общины.
Общее между славянофилами и западниками:
— Отмена крепостного права. Освобождение крестьян с землей.
— Политические свободы.
— Неприятие революции. Только путь реформ и преобразований.
Дискуссии между западниками и славянофилами имели огромное значение для становления общественно-политической мысли и либерально-буржуазной идеологии.
А. Герцен. Н. Чернышевский. Народничество.
Еще большими критиками официальной идеологи консерватизма, чем либеральные славянофилы и западники, были представители революционно — демократического идеологического течения. Наиболее яркими представителями этого лагеря были А. Герцен, Н. Огарёв, В. Белинский и Н. Чернышевский. Предложенная ими в 1840 – 1850 годах теория общинного социализма заключалась в том, что:
— Россия идет по своему историческому пути, отличному от Европы.
— капитализм – не характерное, а значит не приемлемое для России явление.
— самодержавие не вписывается в социальный строй русского общества.
— Россия неизбежно придет к социализму, минуя стадию капитализма.
— крестьянская община – прообраз социалистического общества, а значит, Россия готова к социализму.
Метод социальных преобразований — революция.
Идеи «общинного социализма» нашли отклик в среде разночинной интеллигенции, с середины XIX века начавшую играть все более заметную роль в общественном движении. Именно с идеями А. Герцена и Н. Чернышевского связано движение, в 1860 – 1870 годах вышедшее на передний план российской общественно-политической жизни. Оно будет известно как «Народничество».
Целью этого движения было коренное переустройство России на основе социалистических принципов. Но вот по способам достижения этой цели единства среди народников не было. Выделялись три основных направления:
Пропагандисты. П. Лавров и Н. Михайловский. По их мнению, социальная революция должна быть подготовлена пропагандой интеллигенции среди народа. Отвергали насильственный путь переустройства общества.
Анархисты. Главный идеолог М. Бакунин. Отрицание государства и замена его автономными обществами. Достижение цели через революцию и восстания. Непрерывные мелкие бунты и восстания готовят большой революционный взрыв.
Заговорщики. Лидер – П. Ткачев. Представители этой части народников считали, что не просвещение и пропаганда готовит революцию, а, революция даст народу просвещение. Поэтому, не теряя времени на просвещение, нужно, создав тайную организацию профессиональных революционеров, захватить власть. П. Ткачев считал, что сильное государство необходимо – только оно способно превратить страну в большую коммуну.
Расцвет деятельности народнических организаций пришелся на 1870 годы. Наиболее массовой из них была «Земля и воля» созданная в 1876 г., она объединяла до 10 тыс. человек. В 1879 году произошел раскол этой организации, камнем преткновения стал вопрос о методах ведения борьбы. Группа во главе с Г. Плехпновым, В. Засулич и Л. Дейчем, выступавшая против террора как способа ведения борьбы, создала организацию «Черный передел». Их оппоненты, Желябов, Михайлов, Перовская, Фигнер, выступали за террор и физическое устранение представителей власти, в первую очередь царя. Сторонниками террора была организована «Народная воля». Именно члены «Народной воли» с 1879 года совершили пять покушений на Александра II, но только 1 марта 1881 им удалось достичь своей цели. Это стало концом как для самой «Народной воли», так и для других организаций народников. Руководство «Народной воли» в полном составе было арестовано и по приговору суда казнено. К суду по делу убийства императора было привлечено более 10 тыс. человек. От такого разгрома народничество уже не оправилось. Кроме того, крестьянский социализм как идеология к началу XX исчерпал себя – крестьянская община, преставала существовать. На смену ей пришли товарно-денежные отношения. Капитализм бурно развивался в России, все глубже проникая во все сферы жизни общества. И как на смену крестьянской общине пришел капитализм, так и на смену народничеству пришла социал-демократия.
Социал-демократы. Марксисты.
С разгромом народнических организаций и краха их идеологии, революционное поле общественно-политической мысли не осталось незаполненным. В 1880 годах в Россия познакомилась с учением К. Маркса идеями социал-демократов. Первой русской социал-демократической организацией стала группа «Освобождения труда». Она была создана в 1883 году в Женеве эмигрировавшими туда членами организации «Черный передел». Группе «Освобождение труда» принадлежит заслуга в переводе на русский язык произведений К. Маркса и Ф. Энгельса, что позволило их учению быстро распространиться в России. Основа идеологии марксизма была изложена еще 1848 в «Манифесте коммунистической партии» и к концу века не изменилась: на острие борьбы за переустройство общества выходил новый класс – наемные рабочие на промышленных предприятиях – пролетариат. Именно пролетариат совершит социалистическую революцию, как неизбежное условие перехода к социализму. В отличии от народников, марксисты понимали социализм не как прототип крестьянской общины, а как следующий за капитализмом естественный этап развития общества. Социализм – это равноправие на средства производства, народовластие и социальная справедливость.
С начала 1890 годов в России один за другим возникают социал-демократические кружки, их идеологией и был марксизм. Одной из таких организаций стал созданный в Петербурге в 1895 году «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Основателями его были будущие лидеры РСДРП – В. Ленин и Ю. Мартов. Целью этой организации было пропаганда марксизма и содействие рабочему стачечному движению. В начале 1897 года организация была ликвидирована властями. Но уже в следующем, 1898 году, на съезде представителей социал-демократических организаций в Минске была заложена основа будущей партии, окончательно оформившуюся в 1903 году на съезде в Лондоне в РСДРП.
Общественно-политические движения в России в конце XIX – начале XX века
В начале XX века в России отмечался подъем освободительного движения. Острота противоречий, раздиравших российское общество, все чаще выливалась в открытый протест. В стране назревала революционная ситуация. Бурлило студенчество. Наиболее существенную роль в этом процессе играло рабочее движение, характерной особенностью которого в этот период было сочетание экономических и политических требований. Отдельные выступления постепенно принимали форму всеобщих стачек, которые летом 1903 г. прокатились по всему югу страны. Ширилось и крестьянское движение. Наиболее крупными из крестьянских выступлений в 1902 г. были бунты, прошедшие в Харьковской и Полтавской губерниях. В этих условиях остро встал вопрос об организации политических сил.
На рубеже ХХ века в России образовался ряд политических партий и организаций. В 1901 году в Штутгарте (Германия) начал выходить журнал «Освобождение» (редактор—П. Б.Струве), объединивший земско-либеральную оппозицию под лозунгом «борьбы за политическое освобождение России» и установления конституционно-монархического правления. В 1902 году, на базе старых народнических кружков, возникла партия социалистов — революционеров (лидеры — В.М.Чернов, Б.В.Савинков), поставившая задачу уничтожения самодержавия и построения социалистического общества на основе крестьянской общины, которую идеологи этой народнической партии признавали готовой ячейкой будущего справедливого строя.
Свою партию создала и российская социал-демократия. I съезд РСДРП состоялся еще в 1898 году. С точки зрения социал- демократической доктрины, достижение «царства свободы» являлось, прежде всего, делом рабочего класса, который, по Марксу, исторически призван был сыграть роль «могильщика капитализма», совершить социалистическую революцию и установить диктатуру пролетариата.
События начала ХХ в. (политические стачки и демонстрации рабочих Петербурга и Ростова-на-Дону в 1902 году, выступления на юге России в 1903 году) показали, что российский пролетариат действительно становится самостоятельной общественной силой, функции идейного руководителя которой взяла на себя социалистическая интеллигенция. В1903 году в Брюсселе (Бельгия) собрался II съезд РСДРП. На нем была принята первая программа партии, предусматривающая в качестве ближайшей задачи свержение самодержавия и установление демократической республики (программа- минимум), а также провозглашавшей, что конечной целью партии является социалистическая революция и установление диктатуры пролетариата (программа-максимум).
РСДРП стала единственной в мире социал-демократической партией, в программе которой содержалось положение о диктатуре пролетариата, включенное по инициативе Ленина и его сторонников. Часть делегатов во главе с Л.Мартовым и Г.В.Плехановым протестовала против включения этого пункта, подчеркивая, что в программах европейских социал-демократических партий это требование отсутствовало, и, кроме того, положение о диктатуре противоречило демократическим задачам борьбы пролетариата. Наметившийся раскол усугубился при обсуждении пункта Устава о членстве в партии.
Однако, в целом, Ленин одержал победу. Социал-демократическая партия раскололась на две части — большевиков и меньшевиков. Интересно отметить, что Троцкий, в то время, был на стороне меньшевиков.
Тем временем в России шло брожение. Признаком этого были политические стачки. Как это ни удивительно, такого рода политические стачки были редки в Западной Европе, несмотря на ее сильные профессиональные союзы и рабочие организации. Уже в 1903 году на юге России состоялось много стихийных политических забастовок. Движение приняло широкие массовые масштабы, но постепенно угасало из-за отсутствия руководителей.
Конспект по истории России
Эмма Гольдман (1869-1940) | Американский опыт | Официальный сайт
Эмма Гольдман | Статья
Международный институт социальной историиЭмма Гольдман, прирожденный пропагандист и организатор, выступала за равенство женщин, свободную любовь, права трудящихся, бесплатное всеобщее образование независимо от расы или пола и анархизм. Более тридцати лет она определяла пределы инакомыслия и свободы слова в Америке эпохи прогрессивного развития.
Мир, управляемый страхом
Гольдман родился в 1869 году в Литве в русско-еврейской семье лавочников. Она получила образование в Восточной Пруссии и в Санкт-Петербурге, куда переехала со своей семьей в 1881 году, через несколько месяцев после убийства царя Александра II. Гольдман жил в мире, где правили страх и вездесущая тайная полиция, в мире, в котором даже малейшее проявление инакомыслия будет немедленно подавлено. В подростковом возрасте она начала проникаться идеями русского революционного движения. Движение представляло собой общество свободных равных, соблазнительную утопию, в которой все проблемы на земле могли бы быть решены обычными людьми. Его сторонники были привержены свержению царского режима любой ценой.
Разочарование в Америке
В 1885 году Голдман эмигрировал в США. В Америке ее надежды превзошли унылую реальность работы на швейной фабрике в Рочестере и недолгого несчастливого брака с коллегой по работе. Через год после приезда она была потрясена судом, осуждением и казнью активистов профсоюзов, ложно обвиненных во взрыве на площади Хеймаркет в Чикаго. После их смерти Голдман заявил, что Америка «разочаровала».
Начиная с
В 1889 году, в жаркий августовский день Эмма Голдман оставила семью своей сестры и мужа, а также щелкающие языки еврейской общины Рочестера и села на поезд, направляющийся в Нью-Йорк.
Подающий надежды анархист
В Нью-Йорке Гольдман присоединился к немецкому анархистскому движению и познакомился с одним из его лидеров, блестящим редактором и оратором Иоганном Мостом, который помог превратить Гольдмана в остроумного и провокационного оратора. Она также познакомилась с мужчиной, который станет самым важным и постоянным человеком в ее жизни, Александром Беркманом. Ее приверженность Беркману была безграничной, и в 1892, она стала соучастницей попытки Беркмана убить сталелитейного магната Генри Клея Фрика в отместку за жестокое обращение Фрика с рабочими во время забастовки стали в Хомстеде.
Революция по русскому плану
Гольдман и Беркман выразили идею революционного насилия — в форме политического убийства — которая возникла из их российского опыта. «Они действительно верят, что, избавившись от Фрика, разожгут революцию», — прокомментировал историк Оз Франкель. «Но чего ни у кого из них нет, так это культурного переводчика, кого-то, кто объяснит им тонкости этой культуры. Они действительно не понимают, что есть разница между жизнью в Соединенных Штатах и жизнью в царской России».
Защита убийцы
Голдман будет вовлечен в очередной акт политического насилия через девять лет после покушения на жизнь Фрика. В 1901 году президент Уильям МакКинли был убит самопровозглашенным анархистом Леоном Зколгошем, который сказал, что его вдохновила одна из лекций Гольдмана. Гольдман встал на защиту Чолгоша (хотя ранее у них не было связи), сказав: «Как анархист, я против насилия. Но если люди хотят покончить с убийцами, они должны покончить с условиями, которые производят убийц». На протяжении всей своей жизни Голдман выступала против насилия в теории, но защищала его на практике, перекладывая вину за акты насилия на государство и правящие классы.
Слава
В то время как Беркман томился в тюрьме в течение четырнадцати лет за свое преступление, Голдман начала карьеру публичных выступлений, быстро привлекая внимание всей страны благодаря своим неустанным лекционным турам по стране.
Остроумие
О красноречии Гольдмана ходили легенды. «Она часто начинала свои лекции с короткой юмористической шутки о полиции или текущей политике, — писала историк Кэндис Фальк, — после чего следовала широкая лекция, связанная с современными проблемами, в которой проявлялась ее характерная политическая и культурная критика лицемерия». обращаться к разнообразной аудитории с помощью разума и эмоций, всегда заканчивая свои выступления воодушевляющей артикуляцией видения надежды на лучший мир в пределах досягаемости. После ее официальной лекции, во время периода вопросов, ее язвительное остроумие часто оставляло аудиторию в швах».
Субкультура анархистов
Голдман принадлежал к уникальной и выразительной субкультуре, которая процветала в Америке в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков. Историк Леон Литвак описал его членов как «некоторых из самых творческих и иконоборческих художников, писателей и интеллектуалов страны, большинство из которых либертарианцы, некоторые из них революционеры», среди них Роджер Болдуин, Джек Лондон, Синклер Льюис, Теодор Драйзер, Генри Миллер. , Линкольн Стеффенс, Юджин Дебс, «Большой Билл» Хейвуд, Элизабет Герли Флинн, Джон Рид, Маргарет Сэнгер и Юджин О’Нил. По словам Литвака, они разделяли «отказ от буржуазной культуры и … принятие таких идей, как рабочее движение, сексуальная свобода, феминизм, социализм и анархизм».
Занимаясь непопулярными делами
С 1906 по 1917 год Гольдман издавал влиятельный анархистский журнал «Мать-Земля», посвященный политике и литературе. Гольдман писал, что его энергичная проза «будет без страха озвучивать все непопулярные причины». По словам историка Дэна Георгакаса, одной из целей ее публикации ежемесячного анархистского журнала было «реанимировать анархистское движение, которое оборонялось после убийства президента Уильяма МакКинли анархистом».
Два года в тюрьме
В разгар красной паники Голдман и Беркман были заключены в тюрьму за противодействие призыву во время Первой мировой войны. Голдман отсидел два года в тюрьме штата Миссури в Джефферсон-Сити. Беркман провел свой тюремный срок в Атланте, штат Джорджия.
Депортированные и разочарованные
В декабре 1919 года Гольдман и Беркман были депортированы в Советскую Россию, как раз тогда, когда там революция погружалась в пучину коррупции и тирании. После двух мучительных лет Голдман и Беркман решили покинуть Россию и сообщить миру о том, чему они были свидетелями. «Всю свою жизнь я питался чудесным духом России, — писал позже Гольдман, — затем, чтобы найти ее поверженной, выброшенной в канаву, атакованной со всех сторон, терпящей пытки, которых дантов ад не вмещал. сердце собственными друзьями. И тогда не в силах помочь хоть немного… но это было невозможно».
Раннее разоблачение советского коммунизма
Для Гольдмана предательство революции было невыразимым. Она написала серию статей для New York World , в которых разоблачала тяжелые политические и экономические условия в России. Ее рассказ о своем опыте в новом Советском Союзе, Мое разочарование в России , был, по ее словам, «осужден американскими радикалами почти всех лагерей». На протяжении 1920-х и 30-х годов она продолжала свои усилия по разоблачению большевистского режима как реакционной диктатуры, основанной на терроризме и преследованиях.
Жизнь в изгнании
В изгнании Гольдман и Беркман в конце концов поселились во Франции. Беркман жила в Ницце, где и умерла в 1936 году. Гольдман жила в Сен-Тропе, где написала свою эпическую автобиографию Living My Life (1931). При публикации The New York Times советовала читателям «уделять меньше внимания политике Голдмана и читать книгу как человеческий документ, вызывающий наибольший интерес». Не все согласились. Другой критик назвал мемуары «тысячей скучных страниц блуда и фанатизма».
Последний бой
Шестидесятисемилетняя Гольдман обратила свое внимание на последний бой — обреченную войну против фашизма в Испании. Летом 1936 года испанские рабочие, крестьяне и анархисты подавили военное восстание под предводительством генерала Франсиско Франко и начали закладывать фундамент далеко идущего анархистского общества. Гольдман трижды посещал Испанию в ходе войны, выступая в качестве публициста и собирая средства для испанских анархо-синдикалистов. Но анархистская революция была недолгой. Победа Франко и националистических сил стала сокрушительным ударом.